<< Пред.           стр. 202 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 нарушения запретов работать в праздничные дни.
  О. Платонов
 
  СТАРОТОРЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Костромская еп., в Галиче. Основан в XV в.,
 по преданию, прп. Иаковом Железноборовским; сначала был мужским; с 1668 стал женским.
 
  СТАРОЧЕРКАССКАЯ, станица в Ростовской обл., в Аксайском р-не. Расположена на Дону.
  Основана в 1540; с 1640 резиденция атамана Земли войска Донского; в 1805 резиденция перенесена (вследствие
 частых наводнений) в Новочеркасск. В 1970 в Старочеркасской создан историко-архитектурный заповедник, в
 который вошли остатки крепости и бастионов Ивановского, Донского, Даниловского, Мостового,
 Алексеевского, Андреевского (XVII XVIII вв.), собор Войска Донского (1706 19, ныне краеведческий музей),
 Петропавловская церковь (1751), дом атамана Максимова, казацкие курени (XVIII XIX вв.). В окрестностях
 Старочеркасской Ратное поле с Преображенской церковью (XVIII в.), здесь собирались казаки, готовясь к
 походам; Аннинская крепость, сыгравшая важную роль в Русско-турецкой войне 1735 39; Монастырский
 городок, где похоронены казаки, павшие во время обороны Азова в 1637 42, краснофлотцы, погибшие в годы
 Великой Отечественной войны.
 
  СТАРЧЕСТВО, широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны
 старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми.
 Понятие старец в этом значении не связано с возрастом: случается, что молодой по возрасту, но сильный в
 духовном отношении человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и
 возраста, разной социальной принадлежности. Степень контакта старца и руководимого им лица бывает
 различной. При наиболее полном выражении института старчества тот, кто вступает под руководство выбранного
 им старца, должен полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний , т.е. обязан полным,
 беспрекословным и совершенным послушанием своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от
 своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей
 опасение в греховности мысли (откровение помыслов). Многие авторитетные раннехристианские авторы считали
 такой род подчинения опытному руководителю наиболее надежным путем достижения духовного совершенства.
 При этом имели в виду не только духовную силу и опытность старца, но и благоприятность такого полного
 подчинения для преодоления своей гордыни и приобретения смирения.
  Возможно руководство старца мирянином или монахом, определяющее лишь основные направления духовной
 жизни, оставляющее значительный простор для выбора и не предполагающее ни безусловного подчинения, ни
 непременного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при этом
 постепенно в ходе взаимодействия обеих сторон, меняется в зависимости от конкретных обстоятельств и дает
 многообразные варианты отношений старца с духовными чадами или учениками.
  В русском Православии распространено также однократное или многократное, но редкое, обращение
 верующих людей к старцам по конкретным поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими
 проблемами. Разовое обращение к старцу может повториться и перерасти затем в обретение в его лице духовного
 отца, т.е. постоянного руководителя. Но может так и остаться единственной беседой, играющей тем не менее
 значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует выполнять его
 указание, т.к. он обладает даром прозорливости. По представлениям православных русских, старцы являются
 посредниками между Богом и другими людьми, т.к. им бывает открыта воля Божия о каждом обращающемся к
 ним человеке и по определенному случаю.
  Возникшее с первых шагов христианства и имевшее прообразы в дохристианской религиозной жизни,
  старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях , затем на Афоне, а с Востока перешло
 в Россию . На Руси старческое руководство в монастырях было двоякого рода: или настоятель, игумен, был в то
 же время и старцем для братии, или же на нем лежала лишь хозяйственная часть, а духовное окормление было
 предоставлено другому иноку . Случалось и так, что настоятель был главным аввой (учителем), а другие старцы
 этого же монастыря его помощниками.
  Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был прп. Феодосий Печерский (XI в.). Прп. Сергий Радонежский
 (XIV в.), которого по достоинству считают обновителем монашества, воспитал множество учеников,
 разошедшихся по всей Руси и основавших новые обители на тех же началах подвижничества, в которых были сами
 воспитаны. В летописях и других источниках средневековой Руси есть немало свидетельств советов старцев
 мирянам, в частности князьям. В XV в. духовное окормление игуменом-старцем не только монашеской братии, но
 и мирян видно в деятельности Иосифа Волоцкого, а высшего расцвета, по мнению некоторых авторов, старчество
 достигло в к. XV н. XVI вв. в лице Нила Сорского. В XVIII в. новый подъем старчества связан с именем прп.
 Паисия Величковского, подвизавшегося преимущественно в Молдавии, но через своих учеников оказавшего,
 несомненно, воздействие на развитие этого института в России XIX в. Старчество в это время процветало во
 многих обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях,
 Саровском и Валаамском монастырях и др. К таким знаменитым старцам, как прп. Серафим Саровский или
 Амвросий Оптинский, ходило множество богомольцев из всех губерний и всех сословий страны. Известны были
 также старцы из белого, т.е. приходского, духовенства (среди них почитаемый всей верующей Россией на
 рубеже XIX XX вв. Иоанн Кронштадтский), а также старцы и старицы из мирян, достигшие духовной высоты в
 результате подвижничества. Через контакты со старцами шло глубокое религиозно-нравственное просвещение
 народа, поскольку паломничество к ним носило массовый характер. В свою очередь, русское старчество
 укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого нередко становились сами старцами,
 окормлявшими многих. Так, знаменитый настоятель-старец Валаамского монастыря (управлял им в течение 37-ми
 лет) о. Дамаскин был крестьянином Старицкого у. Тверской губ.; известный старец Гефсиманского скита Варнава,
 в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из крепостных крестьян Тульской губернии; крестьянкой была
 игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения,
 основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губ., была дочерью тамбовского крестьянина.
  В н. XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и
 др. обители. В советское время, в период официальных гонений на Православие, русское старчество сохранялось в
 скрытом или полуоткрытом виде. Обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным
 советом стало особенно актуальным для верующих в условиях закрытия церквей, ограниченного количества
 приходских священников и скованности их действий запретами властей. Слухи о прозорливости старцев,
 исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и
 привлекали скрытый приток паломников. Из постоянно руководимых ими чад образовывались вокруг старцев
 неформальные общины, не порывавшие с легальной Церковью, но решавшие свои религиозные задачи и
 осуществлявшие тайные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948),
 Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец
 Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.
 М.М.Громыко
 
  СТАРЫЙ ОСКОЛ, город в Белгородской обл., центр Старооскольского р-на. Расположен в южной части
 Среднерусской возвышенности, на берегах р. Оскол и его правого притока Осколец. Население 203 тыс. чел.
  В 1571 близ современного города, неподалеку от слияния рек Убля и Оскол, был построен Устоублинский
 острожек. В 1593 на его месте основана крепость Оскол для охраны южных границ Московского государства. С
 этого года считается городом. В 1655, когда г. Царёв-Алексеев был переименован в Новый Оскол, г. Оскол
 получил название Старый Оскол.
 
  СТЕБЛЕВ, поселок в Малороссии на р. Рось, Черкасская обл. Основан в 1036 как крепость для защиты южных
 границ Руси. В XVI в. захвачен Польшей, в 1793 возвращен России.
 
  СТЕПАНОВ Николай Филиппович (псевд. Н. Свитков) (1886 1981), крупнейший православный
 исследователь масонства, ученый-историк с мировым именем, сын первого публикатора Сионских протоколов ,
 действительного статского советника, камергера Царского Двора и прокурора Московской Синодальной конторы
 Филиппа Петровича Степанова. Обучался в Пажеском корпусе и Николаевском кавалерийском училище. В 17 лет
 Н. Ф. Степанов участвовал в торжествах прославления великого Святого земли Русской Серафима Саровского и
 был свидетелем случая, который считал чудесным. Однажды ему пришлось оказаться очень близко около Николая
 II, который совершенно непонятно как очутился в толпе простого народа без всякой придворной свиты. То, что
 произошло далее и что довелось увидеть молодому пажу Степанову, навеки запечатлелось в его душе. Люди со
 слезами радости, крестясь, буквально прикладывались к своему царю, целуя его китель и руки. Те, кто был
 посмелей, благоговейно целовали его в плечо, иные бросались перед ним на колени и все это в сплошном гуле
 торжественного причитания. Все что-то говорили, благодарили, предлагали, преклонялись. Все вместе выражало
 беспредельную любовь русского народа к своему царю-батюшке.
  С 1914 Степанов в действующей армии, а с 1917 в Белом движении. Исключительно честный, прямой человек,
 он в армии возглавлял дивизионный суд чести.
  В 1920 вместе с Белой армией покидает Россию. Далее следуют годы странствий Месопотамия, Индия,
 Италия, Франция. В 1936 надолго поселяется в Брюсселе. Большую часть своего времени Н. Ф. Степанов
 посвящает изучению истории и практики масонства, сотрудничает с монархическими журналами и газетами.
  В к. 1920 30-х Н. Ф. Степанов под псевдонимом Свитков выпускает целый ряд фундаментальных работ.
 Среди них особо следует отметить книги Великий Восток Франции , Великая Ложа Франции , Орден
  Человеческое право , Масоны в Харбине , Масоны в русской эмиграции . Как отмечалось в предисловии к
 одному из его трудов, интересующимся масонским вопросом небезызвестно имя авторитетного исследователя в
 этой области Н. Свиткова. Изданные труды его и собранные материалы по обилию их, а в особенности по
 достоверности, в высшей степени критическим отношением самого исследователя ко всем касающимся этой
 области данным, служат неопровержимой для изучения вопроса базой, которая уже хорошо использована и
 русскими, и иностранными работниками на этом поприще .
  В своей научной деятельности Степанов сотрудничал с русскими учеными и общественными деятелями А. Д.
 Нечволодовым, Н. А. Степановым, Н. Е. Марковым, Е. Брандтом, кн. М. К. Горчаковым, а также с известными
 зарубежными исследователями масонства монсеньером Жуином, аббатом Турмантеном и Дьюпероном. Н. Ф.
 Степанов был негласным консультантом на Бернском процессе по делу Сионских протоколов.
  В Брюсселе Н. Ф. Степанов принимает деятельное участие в сооружении храма Иова Многострадального в
 память умученной Царской Семьи и всех в Смуте убиенных, неизменно проводит идеи оцерковления
 общественной жизни и верности основным русским идеалам Вере, Царю и Отечеству. В 1938 он назначается
 членом II Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей, состоявшегося в Сремских
 Карловцах 14 24 августа, и делает на Соборе два доклада, получивших горячее одобрение присутствующих.
  В 1953 Н. Ф. Степанов рукоположен в иподиаконы в храме Св. Иова Многострадального, а в декабре 1965
 пострижен в монашество с именем Александр в честь св. блгв. кн. Александра Невского. Пострижение произошло
 на Святой Земле в храме Св. Праотец в Хевроне. Здесь же на Святой Земле о. Александр и закончил свой путь.
  О. Платонов
 
  СТЕПЕННАЯ КНИГА ( Книга степенная царского родословия ), официальный исторический документ,
 созданный в 1563 по предложению митр. Макария царским духовником Афанасием, доказывающий высшее
 божественное происхождение власти русских государей. В книге излагается история Руси от Рюрика до Ивана
 Грозного, привлекается множество исторических источников. Главный летописный источник книги
 Никоновская летопись. Составитель Степенной книги в своей работе опирался на Слово похвальное о
 благоверном и великом князе Борисе Александровиче , на Сказание о князьях Владимирских и др.
  Изложение событий русской истории, наиболее важных с точки зрения составителя, разбито на 17 степеней
 (граней) и излагается в форме жизнеописаний древнерусских правителей по степеням родства. Причем членение
 исторического материала делается не по великими княжениям, а по княжениям московским. Период правления
 каждого князя составляет определенную грань в истории, поэтому центральным произведением каждой степени
 является княжеская биография. Все князья наделяются качествами идеальных мудрых правителей, отважных
 воинов и благочестивых христиан. Последовательно проводится мысль о преимуществе единодержавной формы
 правления, установленной на Руси еще Киевскими князьями. Подчеркивается необходимость укрепления Церкви,
 умножения ее богатств, почитания ее святынь.
 
  СТЕФАН, апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов,
 избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и
 именуется архидиаконом . Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и
 чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в
 синедрион верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед
 синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь, он поднял
 взгляд к небу и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи,
 обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его
 побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во
 грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св.
 Церковь почитает его именованием первомученика .
  У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у
 наших предков имел свои особенности. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и
 сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и
 красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы.
 Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой.
  Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа
 (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).
 
  СТЕФАН МАХРИЩСКИЙ, иеромонах (ск. 14.07.1406), родом из Киева, принял иночество в Печерском
 монастыре. Сложные обстоятельства и притеснения католиков вынудили святого перейти в Москву. Вел. кн.
 Иоанн II (1353 59) разрешил ему поселиться в местечке Махрищи, недалеко от монастыря прп. Сергия
 Радонежского. В 1358 прп. Стефан обосновал там обитель Св. Троицы, в которую был поставлен игуменом.
 Однако ненависть владельцев соседних земель заставила его удалиться на р. Авнежу, в 60 верстах от Вологды, где
 он совместно со своим учеником прп. Григорием Авнежским основал Троицкую пустынь, первым
 постриженником которой стал местный землевладелец Константин, нареченный Кассианом. Восшедший на
 великокн. престол в 1368 блгв. кн. Димитрий Донской, узнав о новой обители, прислал туда книги и другие
 пожертвования, но при этом велел прп. Стефану вернуться в Махрищи. Возвращаясь через Москву, преподобный
 помог начать иноческую жизнь светильнику благочестия прп. Кириллу Белозерскому: он постриг его в рясофор
 (начальная степень монашества) и устроил в Симонов монастырь к родному племяннику прп. Сергия
 Радонежского св. Феодору, будущему архиеп. Ростовскому. Прп. Стефан вел строгую монашескую жизнь,
 изнуряя себя бесконечными трудами, молитвой и постом, одежду носил ветхую и грубую. Он дожил до глубокой
 старости и, приняв схиму, тихо скончался. В 1550, при постройке нового каменного храма во имя Св. Троицы,
 мощи прп. Стефана были обретены нетленными и вскоре прославились явлениями благодатной силы исцеления и
 помощи.
  Память прп. Стефану отмечается 14/27 июля.
 
  СТЕФАН ОЗЕРСКИЙ, Комельский, преподобный (ск. 12.06.1542), сын вологодского боярина. Отец его
 служил при дворе кн. Софии Бродатых, из рода бывших ярославских владетельных князей. Стефан рос дома и
 получил хорошее образование. Постригся прп. Стефан в раннем возрасте в монастыре прп. Дионисия Глушицкого и
 посетил многие северные монастыри. Наконец он поселился в Комельском лесу, при истоке р. Комелы из озера
 того же имени, в родной ему Вологодской стороне. Здесь пришлось ему много претерпеть от диавольских
 страхований, диких зверей и злых людей, но он все преодолел терпением и мирным духом. Вскоре собралась к
 нему братия, и стала сооружать кельи и часовню, и избрала прп. Стефана своим игуменом. Тогда преподобный
 отправился в Москву, и митрополит благословил новую обитель и рукоположил его в священный сан. После
 возвращения святого в свою обитель братия начала строить новую церковь. Достигнув глубокой старости, прп.
 Стефан тяжело заболел и тихо скончался, причастившись перед этим Святых Тайн. Погребли его у алтаря и над
 могилой соорудили часовню. Год спустя там видели зажженные невидимой рукой огни. На гробовой доске братья
 написали его изображение. Много чудес и исцелений совершилось на могиле преподобного. Св. мощи его
 покоятся под спудом в часовне монастыря.
  Память прп. Стефану отмечается 12/25 июня.
 
  СТЕФАН ПЕРМСКИЙ, епископ (1346-26.04.1396), родился в Великом Устюге в семье причетника, с юных
 лет проявлял необыкновенное усердие к церковному служению. Приняв иночество в Ростовском монастыре
 Григория Богослова, он погрузился в изучение богатой монастырской библиотеки, выучил греческий язык, хорошо
 овладел книжной премудростью. Желая привести к вере некрещеных зырян, живущих в его родных краях, Стефан
 составил азбуку их языка, перевел на него несколько книг и, получив благословение, отправился в Пермскую
 землю. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел праведник, живя среди язычников, поклонявшихся
  огню, воде, деревьям, камням, золотой бабе, кудесникам и волхвам, деревянным идолам . Словом и делом
 наставлял зырян просветитель. Доказывая беспомощность их кумиров, Стефан разрушал языческие жертвенники и
 ставил на их место храмы, состязался со жрецами, волшебство которых посрамил твердой верой и упованием на
 Божию помощь, бесстрашно и кротко противостоял смертельным опасностям... и переломил неверие. По
 прошествии некоторого времени пермяки и зыряне стали отрекаться от прежнего нечестия и с радостью
 принимали св. крещение. Для них св. Стефан, поставленный в 1383 епископом Малой Перми, строил храмы и
 открывал при них училища, переводил на зырянский язык богослужебные тексты и Свящ. Писание, основал
 несколько монастырей. Заботясь о своей пастве, святитель снабжал ее хлебом во время неурожаев, защищал от
 нападений новгородских ушкуйников , соседних племен и злоупотреблений сборщиков податей. Плодом его
 многогранной просветительской деятельности стало обращение всей Пермской земли к христианству.
  Память свт. Стефану отмечается 26 апреля/9 мая.
 
  СТЕФАН ПЕЧЕРСКИЙ, Владимиро-Волынский, епископ (ск. 27.04.1094), с юных лет находился на
 послушании в Киево-Печерском монастыре, где подвизался под духовным окормлением прп. Феодосия
 Печерского. По смерти своих довольно богатых родителей он роздал все имущество и принял монашеский
 постриг. Перед кончиной прп. Феодосия иноки просили его назначить игуменом Стефана, который был тогда
 доместиком главным уставщиком на клиросе. Прп. Стефан стал достойным преемником своего учителя. Он
 завершил строительство обширного Печерского храма, возвел поблизости от него новые кельи, куда перевел всю
 братию, заботился о достойном содержании погребальных пещер и ежедневном служении там Божественной
 литургии. Его активная деятельность и строгие требования, направленные к укреплению духовной жизни обители,
 вызвали неудовольствие среди некоторых, и возникшая при этом смута привела к изгнанию прп. Стефана из
 монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причиненных ему обид, подвижник организовал неподалеку
 Кловский Богородичный монастырь в благодарность за благодеяния Божией Матери к Печерской обители. Вскоре
 новый монастырь оказался населен многочисленными иноками, жившими по уставу, учрежденному некогда св.
 Феодосием Печерским. В 1091 прп. Стефан был поставлен еп. Владимиро-Волынским, где и прослужил до своей
 блаженной кончины три года. Господь сподобил его еще раз послужить своему учителю. Как-то, приехав
 помолиться в Кловский монастырь, еп. Стефан увидел необыкновенный свет над Дальними пещерами. Узнав
 таким образом об обретении мощей прп. Феодосия, святитель принял участие в их перенесении в соборный храм
 Киево-Печерской обители.
  Память прп. Стефану отмечается 27 апреля/10 мая.
 
  СТИХАРЬ. - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.
 
  СТОГЛАВ. - См.: СТОГЛАВЫЙ СОБОР.
 
  СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы,
 заседавший в Москве в январе феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к
 маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав .
 Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в
 борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских
 вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со
 значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление
 подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически
 отклонена большинством Стоглавого собора.
  Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность
 духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные
 грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли
 навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.).
 Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений
 членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена
 унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм
 внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного
 исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки
 священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и
 т. д. На протяжении 2-й пол. XVI XVII вв. Стоглав наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом
 правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и
 государством.
  Б. Флоря
 
  СТОЛ, предмет особого почитания. Для восточных славян наиболее характерен высокий стол, стоящий в
 красном углу. Впрочем, в некоторых районах Малороссии и Белоруссии известны были и другие виды столов:
 стол-скрыня, глиняный стол и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т. д.
  Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома
 стол обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от
 жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губ. купленных кур вертели вокруг ножки стола,
 приговаривая: Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили! Передвижение стола
 становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.
  Символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному
 престолу. Формулы стол это престол и стол это престол Божий известны у всех восточных славян.
 Широко распространены и предписания типа: Стол то же, что в алтаре престол, а потому сидеть за столом и
 вести себя нужно так, как в церкви (Олонецкая губ.). Напр., не разрешалось помещать на столе посторонние
 предметы, так как это место самого Бога. У восточных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы
 превращало его в престол ( Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска ). Постоянное
 пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не
 разрешалось стучать по столу, ибо стол это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол
 называли материнским сердцем, подразумевая, во-первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.
  В Орловском у. во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, потому что, по их
 мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь . В Харьковской губ. на второй
 или третий день после крестин совершался обряд ходить (садиться, собираться) в рай , во время которого, в
 частности, обходили вокруг стола или сидели за столом. По-видимому, соотнесение с раем стола объясняется
 одним из значений церковного алтаря: земной рай, где жили наши родители .
  Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола (свадьба, родины и др.). В Малороссии и в
 Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды
 обводила роженицу со словами: Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную . В то же время вне
 ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за
 него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом, умрет кто-нибудь из
 ближайших родственников.
  Символика стола у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и
 начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь целует домашний
 стол: если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий один или оба угла его, приходящиеся на
 избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути .
  Место, занимаемое за столом, важный показатель семейного и социального положения человека, что
 многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.
  А.Л. Топорков

<< Пред.           стр. 202 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу