<< Пред. стр. 21 (из 245) След. >>
В следующий день, февраля 18-го, в первый час утра, церковь Успения наполнилась людьми: все, преклонивколена, духовенство, синклит и народ, усердно молили Бога, чтобы правитель смягчился и принял венец; молились
еще два дни, и февраля 20-го Иов, святители, вельможи объявили Годунову, что он избран в цари уже не Москвою, а
всею Россиею. Но Годунов вторично ответствовал, что высота и сияние Феодорова трона ужасают его душу; клялся
снова, что и в сокровенности сердца не представлялась ему мысль столь дерзостная; видел слезы, слышал убеждения
самые трогательные и был непреклонен; выслал искусителей, духовенство с синклитом, из монастыря и не велел им
возвращаться. Надлежало искать действительнейшего средства: размышляли и нашли. Святители в общем совете с
боярами установили петь 21 февраля во всех церквах праздничный молебен и с обрядами торжественными, со
святынею веры и отечества, в последний раз испытать силу убеждений и плача над сердцем Борисовым; а тайно,
между собой, Иов, архиепископы и епископы условились в следующем: Если государь Борис Феодорович смилуется
над нами, то разрешим его клятву не быть царем России; если не смилуется, то отлучим его от Церкви; там же, в
монастыре, сложим с себя святительство, кресты и панагии, оставим иконы чудотворные, запретим службу и пение во
святых храмах; предадим народ отчаянию, а царство гибели, мятежам, кровопролитию, и виновник сего
неисповедимого зла да ответствует пред Богом в день Суда Страшного!
В сию ночь не угасали огни в Москве: все готовились к великому действию и на рассвете, при звуке всех
колоколов, подвиглась столица. Все храмы и домы отворились: духовенство с пением вышло из Кремля; народ в
безмолвии теснился на площадях. Патриарх и владыки несли иконы, знаменитые славными воспоминаниями:
Владимирскую и Донскую как святые знамена Отечества; за клиром шел синклит, двор, воинство, приказы, выборы
городов; за ними устремились и все жители московские, граждане и чернь, жены и дети, к Новодевичьему монастырю,
откуда, также с колокольным звоном, вынесли образ Смоленской Богоматери навстречу патриарху: за сим образом
шел и Годунов, как бы изумленный столь необыкновенно торжественным церковным ходом; пал ниц перед иконой
Владимирскою, обливался слезами и воскликнул: О Мать Божия! Что виною Твоего подвига Сохрани, сохрани меня
под сенью Твоего крова! Обратился к Иову с видом укоризны и сказал ему: Пастырь великий! Ты дашь ответ Богу!
Иов ответствовал: Сын возлюбленный! Не снедай себя печалью, но верь провидению! Сей подвиг совершила
Богоматерь из любви к тебе, да устыдишься! Он вошел в церковь святой обители с духовенством и людьми
знатнейшими; другие стояли в ограде; народ вне монастыря, занимая все обширное Девичье поле. Собором отпев
литургию, патриарх снова, и тщетно, убеждал Бориса не отвергать короны; велел нести иконы и кресты в келий
царицы: там со всеми святителями и вельможами преклонил главу до земли. И в то самое мгновение, по данному
знаку, все бесчисленное множество людей, в келиях, в ограде, вне монастыря, упало на колени с воплем
неслыханным; все требовали царя, отца, Бориса! Патриарх, рыдая, заклинал царицу долго, неотступно, именем святых
икон, которые пред нею стояли, именем Христа Спасителя, Церкви, России дать миллионам православных
государя благонадежного, ее великого брата.
Наконец услышали слово милости: глаза царицы, дотоле нечувствительной, наполнились слезами. Она сказала:
По изволению Всесильного Бога и Пречистыя Девы Марии возьмите у меня единородного брата на царство, в
утоление народного плача. Да исполнится желание ваших сердец, ко счастию России! Благословляю избранного вами
и преданного Отцу Небесному, Богоматери, святым угодникам московским и тебе, патриарху, и вам, святители, и вам,
бояре! Да заступит мое место на престоле! Все упали к ногам царицы, которая, печально взглянув на смиренного
Бориса, дала ему повеление властвовать над Россиею. Но он еще изъявлял нехотение; страшился тягостного бремени,
возлагаемого на слабые рамена его; просил избавления; говорил сестре, что она из единого милосердия не должна
предавать его в жертву трону; еще вновь клялся, что никогда умом робким не дерзал возноситься до сей высоты,
ужасной для смертного; свидетельствовался оком всевидящим и самой Ириною, что желает единственно жить при ней
и смотреть на ее лицо ангельское. Царица уже настояла решительно. Тогда Борис как бы в сокрушении духа
воскликнул: Буди же Святая воля Твоя, Господи! Настави меня на путь правый и не вниди в суд с рабом Твоим!
Повинуюсь тебе, исполняя желание народа .
Святители, вельможи упали к ногам его. Осенив Животворящим Крестом Бориса и царицу, патриарх спешил
возвестить дворянам, приказным и всем людям, что Господь даровал им царя. Невозможно было изобразить общей
радости. Воздев руки на небо, славили Бога: плакали, обнимали друг друга. От келий царицыных до всех концов
Девичьего поля гремели клики: Слава! Слава! Окруженный вельможами, теснимый, лобзаемый народом, Борис
вслед за духовенством пошел в храм Новодевичьей обители, где патриарх Иов, пред иконами Владимирской и
Донской, благословил его на государство Московское и всея России; нарек царем и возгласил ему первое
многолетие .
Итак лишь угроза тяжкой ответственности на Страшном Суде Христовом заставила властолюбца принять
многократно отвергнутый венец. Избрание нового монарха было совершено в полном соответствии с законами
человеческими и, что важнее всего, запечатлено благословением церковным как свидетельством богоугодности сего
избрания.
Митрополит Иоанн (Снычев)
БОРИС и ГЛЕБ (во святом крещении Роман и Давид), страстотерпцы, князья (ск. 1015), младшие сыновья
равноап. кн. Владимира, воспитаны в христианском благочестии и получили хорошее образование. Старший Борис
любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви, и особенно жития святых, желая подражать подвигу
угодников Божиих. Глеб разделял с братом его стремление посвятить жизнь служению Богу. Князь Борис получил в
удел Ростов и, управляя своим княжеством, проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении
православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Он прославился также как храбрый
и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн. Борис был в
походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. князем Киевским. Дружина уговаривала
кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны,
распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о
вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых
веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на
берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел
смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца: Святополк был изгнан из Киева и скитался,
подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб.
В Великороссии весеннее празднование свв. Бориса и Глеба называлось Соловьиным днем, так как в это время
прилетали соловьи. С праздником свв. Бориса и Глеба было связано довольно странное поверье: этот день называли
барыш-день , и св. Бориса считали барышником. Во многих местах купеческий люд праздновал св. Бориса в надежде
получить за это в течение всего года барыши. Очевидно, что приурочение этого поверья и обычая к празднику и
имени св. Бориса основано на созвучии слов Борис и барыш, тем более что в старину день св. Бориса часто назывался
барыш-днем . Это, например, можно видеть из следующего места Ипатьевской летописи: Великий Всеволод
Суждальский на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою за Ростислава .
Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября и 2/15 мая
(перенесение мощей в 1115).
БОРИСОВ, город в Белоруссии на р. Березине. Основан в 1102 кн. полоцким Борисом Всеславичем. Впервые
упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 (в Ипатьевской под 1128), когда Борисов был занят войсками вел.
кн. Киевского Мстислава. С 1128 становится местом княжения удельных князей и входит в состав Киевской Руси; в к.
XII в. был захвачен Литвой, затем Польшей. Возвращен России в 1793; уездный город Минской губ. с 1795. 14-16
ноября 1812 у Борисова произошла переправа через Березину остатков разгромленной наполеоновской армии.
БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (2.04.1870 26.10.1905), русский живописец. Член Союза
русских художников. Выработал собственную живописную манеру, сочетавшую принципы пленэрной живописи с
декоративизмом общего решения. Автор изысканно-декоративных элегичных по настроению картин, гл. обр. на тему
гармонии человека и природы ( Майские цветы , Агава , Гобелен , Куст орешника и т. д.).
Оказал большое влияние на творчество русских художников н. XX в.
БОРИСОВСКАЯ ТИХВИНСКАЯ пустынь, Курская еп., на горе, при р. Ворскле, в окрестностях г. Грайворона,
близ слободы Борисовки. Основана в 1714 графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о
Полтавской победе. Здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.
Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании.
БОРИСОГЛЕБСК, город в Воронежской обл. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской равнины, на
левом берегу р. Вороны, близ ее впадения в Хопёр. Население 69,5 тыс. чел.
Основан в 1646. При Петре I в Борисоглебске заготавливался лес для постройки каботажного флота.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ, поселок городского типа в Ярославской обл. Расположен на р. Устье (бассейн Волги).
Население 6,5 тыс. чел.
Основан в 1363 в связи с основанием Борисоглебского монастыря, который выполнял роль крепости на подступах
к Ростову.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в окрестностях Ростова. Основан в 1363 по
благословению прп. Сергия старцами Феодором и Павлом. Здесь находилась рака прп. Иринарха и при ней железные
цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В монастыре хранилось знамя, брошенное в 1610
гетманом Сапегой во время его бегства из России.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ АНОСИН женский монастырь, Московская еп., в окрестностях Звенигорода, при с.
Аносине, на берегу р. Истры. Основан в 1823 из существовавшей с 1820 женской общины. Здесь находилась
чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ДМИТРОВСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в Дмитрове. Основан во 2-й пол.
XII в. вел. кн. Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба, с приделом
во имя св. Алексия, человека Божия, была возобновляема в 1620 и в 1902. В притворе ее хранился весьма древний,
высеченный из камня крест, найденный в 1840 под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится
рельефное изображение Св. Троицы, по бокам тоже рельефные изображения: на левой стороне Матери Божией и
ап. Петра, на правой апп. Иоанна и Павла и внизу свв. Василия, Николы и Егория, с надписью, указывающей на
1388, время поставления креста.
С.В. Булгаков
БОРИСОГЛЕБСКИЙ КОЛОЖАНСКИЙ (Коложский) мужской монастырь, Гродненская еп., в Гродно.
Основан ок. 1480. В 1854 перенесен в здание бывшего католического монастыря бернардинов, основанного в 1621. В
Борисоглебском храме находилась весьма чтимая Коложская икона Богоматери, перенесенная в 1853 из
обрушившейся тогда Борисоглебской церкви в Коложе (предместье Гродно), построенной там еще в 1-й пол. XII в.
БОРИСОГЛЕБСКОЕ УСПЕНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Борисоглебской
пустыни Московской еп. Привезена в пустынь монахиней из Курска. В 1864 по молитве пред нею получил исцеление
от тяжкой болезни московский купец Пыхов. Празднуется 15/28 августа.
БОРКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Владимирская еп., в Вязниковском у., около слободы Холуй.
Основана в 1650 кн. Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, кн. Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 на
этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые
иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, Св. Троицы (древней живописи),
пожертвованная в 1772 еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и св. Николая Чудотворца жертва князей
Пожарских.
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (24.07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой
старшины, родился в Миргороде.
Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском
казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788
Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р.
Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).
Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный
портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет
Лизыньки и Дашиньки , 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах
частного человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения
гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной,
1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший
пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).
Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных
портретах сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер.
1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на
гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный
фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
Л. Н. Вдовина
БОРОВИЧИ, город в Новгородской обл. Второй, после Новгорода, промышленный и культурный центр области.
Расположен в пределах Мстинской впадины, на судоходной Мсте. Население 61,5 тыс. чел.
С XVIII в. село находилось на главной торговой магистрали того времени Вышневолоцкой водной системе.
Город с 1770; был центром гончарного промысла.
БОРОВСК, город в Калужской обл. Расположен на Протве (приток Оки). Население 14,6 тыс. чел.
Известен с 1356, первоначально принадлежал черниговским наместникам, позже рязанским князьям. С 1382 в
составе Московского великого княжества. В 1444 близ Боровска был основан Боровский Пафнутиев монастырь
(здесь работал известный иконописец XV-XVI вв. Дионисий; во 2-й пол. XVII в. в нем был заточен протопоп Аввакум,
в боровском остроге содержались в заключении боярыня Ф. П. Морозова и ее сестра княгиня Е. П. Урусова). Со 2-й
пол. XVII в. торговый и ремесленный Боровск становится одним из центров русского старообрядчества.
БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ монастырь. См.: РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ БОРОВСКИЙ
ПАФНУТИЕВ монастырь.
БОРОДА (бородные). См.: ПОМОЧИ.
БОРОДИН Александр Порфирьевич (31.10.1833-15.02.1887), русский композитор, ученый и общественный
деятель. Учился в Медико-хирургической академии (1850 56) в Петербурге; в 1858 доктор медицины, с 1864
профессор, с 1877 академик Медико-хирургической академии. Занимался у химика Я. Я. Зинина, изучая проблемы
органической и аналитической химии, автор свыше 40 исследований по вопросам химии и медицины. С 1874
руководил химической лабораторией в Академии. В 1870 71 один из редакторов журнала Знание , организатор
и педагог Женских врачебных курсов (1872 85) в Петербурге.
В 1862 Бородин сблизился с М. А. Балакиревым и вошел в его кружок Могучая кучка . Бородин автор
симфоний (среди них Богатырская , Русская ), камерно-инструментальных, вокальных и др. сочинений. Им создана
монументальная героическая опера Князь Игорь (завершена уже после смерти Бородина его другом А.К.Глазуновым
в 1888).
В. А. Федоров
БОРОДИН Леонид Иванович (р. 14.04.1938), писатель и общественный деятель.
С сер. 1960-х член социально-христианского кружка под названием Всероссийский социал-христианский союз
освобождения народа (ВСХСОН). В 1967-73 и 1982-87 за свои убеждения был в заключении в лагере. С 1992 главный
редактор православно-патриотического журнала Москва .
Основные соч.: Правила игры (1973), Третья правда (1981), Расставание (1987), Божеполье (1993).
БОРОДИНО, село в Московской обл., в Можайском р-не. В окрестностях Бородинское поле место
Бородинского сражения 1812 и Московской битвы 1941-42 (центр передового рубежа Можайской линии обороны
столицы). Бородинское поле Военно-исторический музей-заповедник, один из крупнейших в России, где на
площади 109 км сохраняется ок. 200 памятников ратной Славы, фортификационного искусства и архитектуры.
В д. Горки, где был командный пункт М. И. Кутузова, в честь полководца установлен обелиск. В местах
ожесточенных боев (Шeвардинский редут, батарея Раевского, Багратионовы флеши, Семеновские высоты, Утицкий
курган и Бородино) были сооружены 34 памятника, а также памятник французским воинам; рядом с ними
монументы героям Московской битвы 1941-42. Военно-инженерный комплекс включает укрепления 1812 (в т. ч.
восстановленные) и 1941-45. Архитектурно-мемориальный комплекс: Спасо-Бородинский женский монастырь,
возведенный на месте одной из Багратионовых флешей в 1830 70, с Владимирским собором (арх. М.Д. Быковский)
и Спасской церковью (первый памятник, поставленный в 1812 20 на месте гибели генерала А.А. Тучкова его женой
М.М. Тучковой); Колоцкий монастырь, где размещался штаб Кутузова; церковь Рождества в Бородине (к. XVII в.);
колокольня, служившая наблюдательным пунктом.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812, решающая битва между французской армией Наполеона I (135 тыс. при 587
пушках) и русской под командованием М. И. Кутузова (ок. 120 тыс. при 640 пушках), которое произошло 25 августа в
районе с. Бородино (110 км к западу от Москвы). Сражение началось еще накануне 24 августа у д. Шевардино, где
русский авангард задержал продвижение французской армии, дав основным силам создать укрепления и батареи на
Бородинском поле. На рассвете 25 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным
ожесточением и кровопролитием. Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой , писал
позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили.
Потери: у русских 44 тыс., у французов 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В ночь с 25 на 26 августа
Кутузов, понимая, что время для перехода в контрнаступление еще не настало, приказал войскам отступить. Москва
была отдана без боя. В российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ
стойкости и героизма в защите Родины. Оценка эта не менялась за все двести лет. И эта оценка совершенно
справедлива, для русских православных воинов даже отдача на поругание Москвы была лишь Господней волей , не
подвластной людям, они отчетливо сознавали, что обескровленная армия Наполеона, застрявшая в сожженной
Москве, обречена на неминуемое поражение. У французов искренне полагали и полагают иначе: у них битва под
Москвой считается победой, недаром маршал Ней получил после Бородина титул князя Московского . Эта оценка
является, безусловно, поверхностной.
С. Семанов
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-28.09.1825), композитор. Из мещан. Родился в Глухове. В 1758
был определен певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 отправлен в Италию для обучения
музыке.
В 1779 Бортнянский вернулся в Россию. В 1780 84 капельмейстер Придворной певческой капеллы,
руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 Бортнянский получил
назначение капельмейстером при малом дворе великого князя Павла Петровича. С 1796 Бортнянский
управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 Бортнянский
директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Бортнянского связан ее расцвет. В 1804 избран почетным
членом Академии художеств в Петербурге. В 1791 1814 написал ряд кантат и ораторий на стихи Г. Р. Державина,
Ю. А. Нелединского-Мелецкого, П. А. Вяземского, М. М. Хераскова, а также духовной музыки, исполняемой до сих
пор. В 1816 Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки.
Л. Н. Вдовина
БОТКИН Сергей Петрович (5.09.1832-12.12.1889), русский врач, ученый и общественный деятель, по окончании
в 1855 медицинского факультета Московского университета стажировался в клиниках Германии, Франции и Австрии
(1855 60). Во время Крымской войны 1853 56 работал в Бахчисарайском полевом лазарете под руководством Н.
И. Пирогова. С 1860 Боткин профессор Медико-хирургической академии, с 1872 лейб-медик Александра II.
Автор многих трудов по клинике и патогенезу заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней и
анемии.
В 1862 и 1874 Боткин организовал клинико-экспериментальные лаборатории, где проведены впервые в России
исследования по клинике фармакологии и экспериментальной терапии. Боткин родоначальник полевой терапии и
основатель крупнейшей школы русских клиницистов. В 1878 89 Боткин председатель Общества русских врачей,
член 43 русских и иностранных учреждений и научных обществ. В 1882 по его инициативе в Петербурге была
открыта Александровская барачная больница. Боткин основатель периодического издания Эпидемиологический
листок (в 1866), еженедельной Клинической газеты (1881-89) и др. медицинских изданий.
В. А. Федоров
БОЯН (2-я пол. XI н. XII в.), древнерусский поэт. Произведения Бояна являлись величальными песнями-
славами русским князьям; их исполнение сопровождалось игрой на гуслях. В древнерусской мифологии Боян
Велесов внук (потому что его прародителем считается бог Велес). Боян понимал язык птиц и зверей и пересказывал
его на человеческий. Песни Бояна о богах, богатырях и князьях. Имя Бояна упоминается в надписях Софии
Киевской, в Новгородских летописях, в Слове о полку Игореве . В последнем о нем говорится: Боян бо вещий, аще
кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы .
БОЯРСКАЯ ДУМА, высший совет при князе (с 1547 при царе) в Русском государстве X н. XVIII в.
Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была
совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами,
потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства.
В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место. У Иоанна III дума состояла из 13
бояр, 6 окольничих, 1 дворецкого и 1 казначея. У Иоанна IV 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей, 8
думных дворян. Были, конечно, и дьяки, которых значение при способностях и доверии государя иногда возрастало до
огромной степени. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды
(бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее
знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического
элементов открывался ход в думные дворяне и думные дьяки.
Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь
призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу
писался дьяком по формуле: Государь указал и бояре приговорили . Случалось, что государь поручал думе решить
дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения.
Л. А. Тихомиров
БОЯРСТВО (бояре), высшее сословие Древней Руси, по мнению И. И. Срезневского, может быть произведено или
от слова бой ( вой ), или от слова болий , в первом случае он будет обозначать воина, во втором большого, т. е.
лучшего человека. В Древней Руси термин боярин заменялся иногда терминами большие, лучшие люди или
мужи . При первых киевских князьях различаются бояре княжеские, составлявшие верхний слой княжеской
дружины, и земские, которые были высшим слоем населения земли. Последние, кроме Новгорода и Пскова, скоро
теряют свое значение и после кн. Владимира сливаются с массой. Княжеские бояре являются сотрудниками на войне и
в управлении. Само боярство в татарское время делится на слои есть бояре большие , старейшие , нарочитые ,
великие и бояре младшие . Таким образом, термин боярин обозначает не должность, а класс. Пополнялось
боярство из всех слоев населения. Иногда встречаются представители нескольких поколений, преемственно
состоящие в боярах у известного князя, но часто встречаются достигшие боярства из низших классов, немало было
среди бояр и иноземцев. Бояре в эту пору не привязаны к земле, они служат князю и переходят с ним из волости в
волость, но боярин вольный слуга князя, он может оставить его и перейти к другому. Землевладение среди
боярства, видимо, развито было слабо. Будучи слугами князя, бояре не составляли политического тела; даже там, где
боярство приобрело большое значение, как в Галиче, оно не было организовано. В Новгороде и затем во Пскове, где
преобладающей политической силой стало вече, сохранило свое значение земское боярство. Выборные должности
здесь замещались людьми известного круга. Выборные чины составляли совет, куда входили и лица, прежде
исполнявшие эти должности. Совет этот был как бы комитетом при вече, так как здесь предварительно обсуждались
дела, которые потом решались на вече. Князь был только председателем этого совета. Совет имел большое влияние на