<< Пред. стр. 219 (из 245) След. >>
Первая глава говорит о борьбе со страстями и о том, как необходимо им противостоять. Прп. Нил проявляетсебя здесь глубоким психологом. Он разбирает страсти человеческой души и указывает различные моменты их
действия: сначала семя, потом развитие, нечто вроде роста, происходящего в сердце, наконец, полное укоренение;
он дает советы, как бороться со страстью и уничтожать на различных этапах ее развития. Следуя за византийскими
писателями, Нил указывает пять таких этапов: а) прилог ; б) сочетание ; в) сложение ; г) пленение ; д)
страсть в собственном смысле.
а) Прилог есть лишь некое впечатление, первое движение, проявляющееся в уме или в сердце. Иными
словами, это любая мысль, любое чувство, невольно возникающие в человеческой душе. Поскольку они возникают
помимо нашей воли, под влиянием того, что нас окружает, человек за них не ответствен. Но если он покоряется
дурной мысли или дурному желанию, если он задерживается на них и их задерживает у себя добровольно, то этим
он вызывает второй фазис, сочетание . Иначе говоря:
б) Сочетание и есть внимание, которое человек обратил на случайно возникшую мысль или на чувство,
пробудившееся без полного участия его воли. Этот второй фазис отличается от первого тем, что в нем
присутствует зачаток воли. Долг человека, говорит прп. Нил, заключается в претворении в добро любой злой
мысли и любого нечистого желания, как только они замечены в душе. Здесь уже перед нами начало борьбы.
в) Сложением делается следующий шаг. Это уже начало страстного влечения к данной мысли или желанию,
определенная склонность к образу или впечатлению, возникшим в душе. Человек почти готов осуществить
пришедшую ему мысль, последовать пробудившемуся в нем желанию. Но здесь, как и в первом фазисе (в
прилоге ), человек еще колеблется. Он то противится овладевающим им мыслям и желаниям, то почти готов им
отдаться. Когда он будет окончательно увлечен злой мыслью или желанием, это будет пленение .
г) Пленение происходит в двух случаях: 1) Если человек невольно привлекается дурными мыслями и
прельщается ими вопреки своему намерению. Поскольку это происходит невольно, в этой форме пленения нет
почти никакого греха. 2) Но если человек вполне сознательно следует своим беспорядочным мыслям и желаниям,
то такое душевное состояние представляется особо вредным. Душа возбуждена, человек теряет власть над самим
собой, он побежден беспорядочными мыслями и его словно носит волнами в бурю. Это происходит в особенности
от слишком частых и праздных бесед.
Все эти душевные состояния более или менее временные. Они приходят к человеку и уходят. Иное дело
страсть .
д) Страсть утверждается в человеческой душе надолго, становится привычкой и превращается как бы в
составную часть ее характера. То самое, чему человек первоначально отдался свободно, по своей собственной
воле, теперь настолько владеет им, что у него почти уже нет сил сопротивляться. Тогда порок укореняется в сердце
человека, становится страстью, которая и господствует над человеком безраздельно, превращая его в своего раба.
Таков постепенный ход укоренения страстей в человеческой душе. Установив объект борьбы, составляющей
смысл монашеского подвига, Нил указывает средства, которыми эту борьбу нужно вести. Первое из них
пресекать каждую дурную мысль, как только она появляется. Побеждать страсть нужно, когда она еще в зачатке;
потом уже будет трудно бороться с ней. Второе средство молитва. Говоря об этом значении молитвы как
средстве борьбы со страстями, прп. Нил подробно останавливается на условиях и на сущности молитвы. Он
понимает под молитвой не обычное произнесение слов и не богослужение в храме, а молитву особую, внутреннюю
умную молитву .
Чтобы достичь доброй молитвы , говорит прп. Нил, нужно сначала отогнать все мысли, чуждые Богу, даже
чувственные представления духовных вещей, которые на первый взгляд кажутся хорошими. Надо стараться
молчать мыслею . Это первое качество молитвы, заключающееся в отвлечении энергий ума от всякого
чувственного предмета, Нил, согласно исихастской терминологии, называет трезвением сердца . Но этого мало.
Очистить сердце, и даже бессознательную глубину личности, может только духовное присутствие Иисуса Христа.
Вот почему всю свою силу, всю свою волю надо сосредоточить на одном непрестанном возгласе: Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя . И тако глаголати прилежно, аще стоя, аще сидя или лежа... зрети присно в
глубину сердечную... елико можно, да не часто дышещи . Если не можешь вполне сдерживать сердце, если дурные
мысли продолжают тебя смущать, не падай духом и продолжай молиться. Если посторонние мысли вторгаются в
душу и мешают молитве, это не по нашей воле. Нельзя только допускать, чтобы это происходило намеренно.
Внутренняя молитва не должна прерываться ничем внешним: ни песнопением, ни чтением псалмов. Она выше
обычной внешней молитвы, которая служит только подготовкой к ней. Если благодатью Божией человек чувствует
сладость молитвы и ощущает в сердце влечение к ней, надо особенно стараться сохранить такое расположение
души. Внутренняя духовная молитва не только основное средство для очищения сердца от страстей. Она в
особенности высшая цель человеческого (монашеского) совершенства; она выше всех добродетелей.
Добродетелей много и каждая из них только частица добра; а умная молитва, молитва сердцем, есть источник
всякого блага. Цель, к которой стремится наш святой, это духовное сердечное видение света Христова, которое,
очевидным образом, может быть только даром Святого Духа. Жажда этого блага и должна порождать в монахе
бодрость и твердую волю. Прп. Нил ничего не говорит о своем собственном опыте и для описания этих
высочайших переживаний совершенной молитвы прибегает к греческим мистикам, в особенности к Симеону
Новому Богослову. Причина этого может быть в его смирении, а может быть в том, что сам он не сподобился таких
духовных состояний.
Кий язык изречет Кий ум скажет Кое слово глаголет Страшно бо, воистину страшно, и паче слова. Зрю
свет, его же мир не имать, посреди келий на одре сидя; внутрь ся зрю Творца миру, и беседую, и люблю, и ям,
питаясь добре единым Боговедением, и соединяюся Ему, небеса превосхожду... Где же тогда тело, не вем .
В конце главы Нил обращается к себе самому и к своим современникам монахам. Мы, грешные, говорит он,
недостойны даже слышать эти слова. Он сам дерзнул их привести лишь для того, чтобы мы убедились, сколько мы
безумны, когда гонимся за тленными благами мира и хвалимся перед другими, когда ими владеем.
Борьба со страстями, будь то подавлением дурных мыслей, будь то сердечной молитвой, есть борьба долгая и
требует постоянных усилий. Как быть, чтобы упорствовать в этой борьбе
Третья глава указывает средства для этого. Прежде всего человеку требуется его собственная энергия, твердая
воля к борьбе. Кроме того, совершая подвиг внутреннего совершенствования, он должен надеяться и на прямую
помощь от Бога, на поддержку благодати, которая несет тебя на руках своих и хранит от всякого зла .
Борьба со страстями основной подвиг монашеской жизни. Умная молитва ее главная цель. Вот
почему распорядок дня у монаха должен быть целиком определен стремлением к высшим целям жизни. Всегда и
везде, во всех своих начинаниях, словом, делом и мыслью, он должен быть при деле Божием.
Четвертая глава описывает распорядок дня монашеской жизни. Пятая глава, наряду с той, которая говорит о
молитве, составляет наиболее существенную часть всего трактата. Здесь прп. Нил широко вдохновляется
греческими авторами, что не означает, однако, отказа от собственной независимости. В человеке, пишет он, восемь
страстей: 1) дух чревоугодия; 2) дух нечистоты; 3) дух алчности (скупости); 4) дух гнева; 5) дух печали; 6) дух
уныния; 7) дух тщеславия; 8) дух гордости. С каждой из этих страстей, которые Нил старается анализировать,
нужно бороться по-разному.
Говоря о той или другой страсти, Нил Сорский рассматривает не только основной порок, но и его различные
разветвления. Он учитывает ее физиологическую и психологическую основу, старается проследить самые тонкие
извилины души и обнаруживает тайную связь, существующую не только между отдельными пороками, как будто
даже не имеющими ничего общего, но и между кажущейся бесстрастностью и пороком; это и позволяет ему дать
некоторые очень верные и психологически тонкие советы. Как мы это уже видели по поводу его отношения к
посту, все взгляды Нила на отдельные частные добродетели отличаются ясностью и честностью. Вот несколько
примеров: говоря о необходимости изгонять из сердца гневные мысли, он указывает, что большую победу над
духом гнева одерживает тот, кто молится за обидевшего его брата. В связи с этим преподобный настаивает на
любви и милосердии .
Нил советует всеми силами, и с самого начала, бороться с печалью и подавленностью, чтобы они не
превратились в черную меланхолию, в уныние , представляющее собой страшно тяжелую страсть. Если на
человека нападает уныние, пусть он старается не роптать на Бога, ибо такой ропот есть то средство, которым
пользуется враг, чтобы врасплох овладеть человеческой душой. Тут нужно бороться особенно решительно и
молиться больше, чем когда-либо.
Лучшим средством против уныния прп. Нил называет молчание, сосредоточенность и раскрытие собственного
сердца перед опытным наставником. Не менее старательно и упорно нужно бороться и со страстью тщеславия. Эта
страсть весьма тонкая и вкрадывается в нас незаметно, побуждая нас трудиться не для Бога, а для собственного
превозношения перед людьми. Она мать гордости и носит различные имена, но всегда и везде она мерзка .
Бог противится гордому, говорит Писание. Такой человек враг и бес себе самому и носит в себе самом свою
погибель.
Зачаткам гордости нужно противопоставлять смирение. Каждый должен считать себя хуже всех тварей, даже
хуже демонов, ибо демоны нас побеждают. Среди братьев нужно занимать последнее место, носить убогую
одежду (это опять отголосок прпп. Феодосия и Сергия, подлинный дух русской аскезы), нужно любить
смиренную черную работу , не искать своего в беседах, не стараться во что бы то ни стало вставить в спор свое
слово, даже если это слово хорошее. В особенности же не надо хвалиться своими делами и случайными заслугами.
Шестая глава говорит о том, что в этой борьбе со страстями необходима помощь Божия. При ее наличии
мощным средством против всех душевных страстей является постоянное помышление о смерти и о бренности
всего земного. Как для тела хлеб есть главная пища, так для добродетельной жизни помышление о смерти
существенно и необходимо. Надо помнить о том, что от древних лет вси угодивший Богу скорбьми и бедами и
теснотами спасошася . Этой теме посвящена седьмая глава. Восьмая глава говорит о слезах. Слезы покаяния
это слезы спасительные, слезы, очищающие мрак ума моего . И наступает момент, когда они становятся
источником радости. Психическое состояние, которое Нил определяет словом слезы , близко к тому, которое он
называл внутренней умной молитвой . Тут и там предполагается одинаковый уровень духовной возвышенности.
Нередко слезы вызываются умной молитвой и очень часто сопровождают ее.
После благодатных слез, как и после умной молитвы, необходимо в особенности хранить свое сердце от
посторонних помыслов. Об этом умном хранении после мистических переживаний говорит девятая глава.
Весь этот процесс внутреннего совершенствования требует от вставшего на этот путь человека полного
отречения от мира, так что он должен умереть для всего другого. Тут Нил приводит слова св. Иоанна Лествичника
о трех условиях, необходимых, чтобы человек был настоящим иноком: а) отказ от всякого стремления к
материальным благам; б) горячая молитва; в) постоянное блюдение и совершенствование сердца.
Преподобный спрашивает не без иронии: можно ли назвать отказом от стремления ко всему земному
существующий у нас обычай владеть землей и селами Как невозможно читать книгу и совершать богослужение,
не научившись сначала грамоте, так невозможно приступить к подвигу внутреннего совершенствования, не
отказавшись сначала от всего мирского. Этот подвиг требует прежде всего молчания, внутренней
сосредоточенности, чего нельзя достичь без полного отказа от мира (гл. 10).
Таков изложенный прп. Нилом Сорским метод нравственного совершенствования человека, его сущность,
требования и средства осуществления. Но чтобы все это было действительно хорошо и достигло цели, Нил требует
все делать с мудрованием , ибо без мудрствования и доброе на злобу бывает (гл. 11). Свои слова русский аскет
подтверждает тут авторитетом св. Василия Великого. Как и во всем, в свершении монашеского подвига требуется
меру и время уставить . Этот подвиг нельзя предпринимать без предварительного глубокого размышления и не
взвесив внимательно свои собственные силы, в особенности же прежде времени в высокая не предерзати .
Указав в заключение три обычные формы монашеской жизни: в полном уединении, в скиту и в большом
киновийском общежитии, Нил высказывает свое предпочтение жизни в скиту еже со единым или множае со
двема братома жити : по его убеждению, это более всего соответствует человеческой природе. При этой форме
жизни брат братом помогает , как крепость , иноки поддерживают друг друга, взаимно наставляются, имея
единого учителя боговдохновенное Писание.
Свой трактат преподобный заканчивает заявлением, что написал он его, пользуясь Писанием и творениями Св.
Отцов, и что, если есть в нем что-либо неугодное Богу или вредное для душ, он заранее то отвергает и просит за то
прощения. Но если найдут его добрым и полезным для душ, это ему будет на радость. И кто найдет тут пользу, тот
пусть молится о нем грешном, чтобы и он нашел милосердие у Бога.
Формулируя в целом учение Нила Сорского, можно свести его к следующим положениям:
1) Основное направление мысли прп. Нила есть направление чисто аскетическое. Жизнь теперешняя только
подготовка к жизни будущей. На земле все бренно, все преходяще, судьба всех умереть. Скорби и страдания
лучшее, что выпадает на долю человека в этой жизни. Их нужно принимать с радостью и благодарить за них Бога,
т.к. они очищают душу и ведут человека к блаженству.
2) Самая благая часть , какую человек может избрать на земле, это монашеская жизнь. Монахи в
наиболее прямом смысле слова служители Божии. Но монашеское состояние не должно быть только телесным:
необходимо, чтобы оно было духовным. Оно требует не только умерщвления плоти, но в особенности
внутреннего, духовного совершенствования человека. Аскетизм прп. Нила духовный аскетизм. Его цель
внутреннее нравственное совершенствование человека, а не изнурение тела. Поле битвы для монаха не его тело,
а его сердце и его мысли. Монах может и должен питать и поддерживать свое тело настолько, насколько это ему
требуется, и даже порою дать ему отдохнуть. Телесный пост не так существенен в монашеской жизни. Количество
принимаемой пищи должно соответствовать силам и потребностям каждого. Монах должен бороться не со своим
желудком, а со злыми мыслями в своей душе, со страстями своего сердца. Путь, которым всякий человек достигает
спасения, это путь нравственного перерождения, внутреннего перевоспитания, а не внешних обрядов.
3) Этот взгляд Нила на характер и цель монашеской жизни определяет отчасти и его взгляд на мир. Основа его
идей, характерная черта его мировоззрения это первенство внутреннего, духовного, идеального над внешним,
обрядовым. Его исходная точка Евангелие, и этот евангельский характер отражается во всей его духовности.
Любите врагов ваших... Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине , эти евангельские
слова могли бы служить эпиграфом ко всем трудам прп. Нила. Он обо всем судит с точки зрения Евангелия,
Евангелием определяет обязанности монаха и всякого христианина вообще, не заботясь ни о каких соображениях
практического порядка, и этим он слегка напоминает князя Мышкина в Идиоте Достоевского.
4) То же духовное направление приводит к тому, что Нил противник всякой роскоши в украшении церквей.
Он пишет, что Бог никого еще не осудил за недостаточно богатое украшение храмов. Делать церквам
дорогостоящие дары излишне . Гораздо лучше раздать эти деньги бедным.
Духовный и идеалистический характер святого очень часто принимает мистическое направление (в смысле
внутреннего созерцания). Этот последний элемент один из самых значительных в его личности. Мы видели его
учение относительно духовной молитвы и слез. В обоих случаях предполагается одно и то же душевное и
молитвенное состояние.
5) Подвиг нравственного совершенствования человека должен быть сознательным и осмысленным. Монах
должен совершать его не по приказу, а по собственному убеждению в его необходимости, с мудрованием и
согласующа разуму . Коротко говоря, послушание не должно быть машинальным и механическим. Монах, как и
всякий другой христианин, может и должен пользоваться советами опытных людей, но для этого он должен
сначала удостовериться в том, какова жизнь тех, к кому он за советом обращается, насколько они знают Писание и
как они осуществляют свои знания на деле. Ярмо монашеской жизни следует принимать на себя разумно, разумно
принимать пищу , читать Писание , бороться со страстями. Резко восставая против тех, кто хочет всегда
действовать самочинно и не желает укрощать свою собственную волю, Нил, однако, не уничтожает разумную
личную волю у монаха. Напротив, именно эта воля должна постоянно присутствовать в деле внутреннего
совершенствования. Даже тогда, когда он дает свои советы, Нил не подавляет собственную волю того, к кому он
обращается. Эти советы он всегда высказывает условно: если возможно , если Богу угодно и полезно душе .
Это требование сознательных и разумных отношений, вместо рабского послушания, составляет очень
интересную черту в системе идей прп. Нила.
7) Признавая в человеке собственную, и притом сознательную, волю, Нил полностью подчиняет ее
требованиям Писания. Монах должен применять свою волю к тому, чтобы жить согласно Божественного Писания
и учения Святых Отец . Но чтобы в том иметь живот свой , нужно их знать, их испытывать .
Иеромонах Иоанн (Кологривов)
УСТОЙЧИВОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ, научная теория, разработанная выдающимся русским ученым В.Р.
Вильямсом.
УСТОЙЧИВОСТИ РАВНОВЕСИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕОРИЯ, выдающееся открытие в математическом
естествознании, сделанное в 1892 русским ученым A.M. Ляпуновым.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК, русский город в предгорьях Рудного Алтая, пристань на р. Иртыш. Основан в 1720
как крепость Усть-Каменная; возникший при ней казачий поселок превратился в станицу, которая в 1868
преобразована в город Усть-Каменогорск.
УСТЬ-КИШЕРТЬ, село в Пермской обл., центр Кишертского р-на. Расположено на р. Сылве (приток
Чусовой). Население 5 тыс. чел.
Основано в 1640 под названием Верх-Кишерть, с 1668 Усть-Кишертский (Покровский) острожек, позже село.
УСТЬ-КУЛОМ, село в Коми, центр Усть-Куломского р-на. Расположено на р. Вычегде (приток Сев. Двины).
Население 6 тыс. чел. Впервые упоминается как погост в 1678.
УСТЬ-КУТ, город в Иркутской обл., центр Усть-Кутского р-на. Расположен на севере Лено-Ангарского плато,
у впадения р. Кут в Лену. Население 62 тыс. чел.
В 1631 русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-
Кутский острог. В сер. XVII в. острог, утратив свое военное значение, стал важной пристанью, где
сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.
УСТЬ-ЛАБИНСК, город в Краснодарском крае, центр Усть-Лабинского р-на. Расположен на Кубано-
Приазовской низменности, на правом берегу Кубани, у впадения в нее Лабы. Население 44,3 тыс. чел.
Основан в 1778 как крепость Александровская, в 1793 построена крепость Усть-Лабинская. С 1794 станица
Усть-Лабинская. В к. XIX в. в станице Усть-Лабинской основными занятиями населения были хлебопашество и
скотоводство (тонкорунное овцеводство).
УСТЬ-СЫСОЛЬСК (с 1930 Сыктывкар) главный город Коми. Расположена на левом берегу р. Сысолы.
Население 230 тыс. чел. Известен с 1586 как зырянский погост Усть-Сысольск. Город с 1780; стал центром
образованного Усть-Сысольского у. Вологодской губ.
УСТЬ-ЦИЛЬМА, село в Коми, центр Усть-Цилемского р-на. Расположено на р. Печоре. Основано в 1542 И.Д.
Ласткой дальним родственником Ивана Грозного. В XVI в. один из центров горного дела (медно-серебряные
рудники). Музей им. А.В. Журавского исследователя Европейского Севера, основателя первой в России
приполярной Печорской сельскохозяйственной опытной станции. Известный фольклорный хор русской песни.
УСТЬЕ, поселок городского типа в Вологодской обл., центр Усть-Кубинского р-на. Расположен на р. Кубене (у
впадения ее в Кубенское оз.). Население 4,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1486 под названием Лахмокурье, с XVI в. Устье. Жители занимались кружевным,
сапожным, гончарным, столярным промыслами.
УСТЬНЕДУМСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Прославилась в 1603. Одному старцу Леониду три раза было
откровение, чтобы он взял икону Одигитрии из Моржегородской пустыни на Двине и перенес в
Сольвычегодский у. на р. Лузу к Туриной горе. Здесь в 1608 он устроил церковь и монастырь. Впоследствии
монастырь был перенесен к устью р. Недумы.
Празднуется 28 июля/10 августа.
Прот. И. Бухарев
УСТЮЖЕНСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Находилась в г. Устюжне Новгородской еп. Прославилась многими
чудесами. По молитве пред нею жители Устюжны были спасены от шведов и ляхов во время их нашествия.
Празднуется 28 июля/10 августа.
УСТЮЖНА, город в Вологодской обл., центр Устюженского р-на. Расположен на берегу р. Мологи (впадает в
Рыбинское вдхр.). Население 9,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в угличских летописях XIII в. под названием Железный Устюг; официальной датой
основания считается 1252. В 1609 выдержал осаду польско-литовских отрядов. В XVI XVII вв. значительный
центр металлообработки, второй (после Тулы) центр оружейного дела в России. В сер. XIX в. крупный торговый
город Русского Севера. В XIX н. XX вв. основным занятием жителей было строительство судов и обслуживание
речного транспорта на Тихвинской водной системе.
УСТЮЖСКАЯ БЛАГОВЕЩЕНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Празднество этой
чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге через посредство иконы Благовещения
Пресвятой Богородицы в 1290. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил
однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом
погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были
насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться
непрестанно за народ. Через неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье в полдень
явилось на небосклоне небольшое черное облако, приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним
большой черной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга, раздавались страшные
удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму и приводя всех в ужас и оцепенение, земля
колебалась от ударов, воздух сделался удушлив. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия;
тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которой Прокопий не
переставал проливать слезы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за
людей согрешивших. И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял к Господу и с воплем покаяния просил
заступления Божией Матери, чтобы отвратился гнев, праведно на него посылаемый. Рыдания раскаивающихся
мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев смешались с обильными слезами угодника Божия,
и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро и в таком количестве, что им наполнили
церковные сосуды. Вслед за тем стала ощущаться перемена в воздухе, страшная туча с громом и молниями отошла
от города верст на двадцать и разразилась там над пустынным местом, как дождем, раскаленными камнями; лес
был поломан и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибли от праведного гнева Божия,
отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полной верой прибегать к Заступнице
рода христианского пред Ее чудотворною иконою; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и
получали исцеление.
Ок. 1567, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митр. Филиппе, чудотворная икона Благовещения
Богородицы, пред которою молился св. Прокопий, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. На
месте же ее в Устюге поставлена в 1747 написанная с нее копия. В 1812 неприятели, бывшие в Москве, лишили
Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворною иконою своей
Заступницы, заменили его новым в 1817. На сей иконе Благовещения Предвечный Младенец изображен в персях
Приснодевы воплотившимся в минуту Благовестия.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
УТЕШЕНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: ВАТОПЕДСКАЯ.
УТЕШЕНИЕ В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне
в русском Свято-Андреевском скиту. 15 ноября 1863 в г. Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований из
этого скита иеромонах Паисий и привез с собою небольшой крест с частью древа Креста Господня и икону,
называемую Утешение в скорбех и печалех . Святыня была поставлена в женском Христорождественском
монастыре, горожане спешили облобызать ее и помолиться пред нею, и здесь от иконы Пресвятой Богородицы
произошло несколько чудес. Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика
живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами.
Празднуется 19 ноября/2 декабря.
Прот. И. Бухарев
УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Тамбове в
Вознесенском девичьем монастыре. На ней изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем, над Ее главою
изображена Пресвятая Троица, вокруг девять ангелов, а внизу разного рода больные. Икона эта была
заказана живописцу боярином Мусиным-Пушкиным. Живописец, приготовив икону, принес ее в ящике заказчику.