<< Пред. стр. 22 (из 245) След. >>
дела, хотя юридически не имел никакого значения. Бояре в Новгороде принимали участие в войне. Торговлейновгородские бояре не занимались, но они были крупными землевладельцами и капиталистами, ссужавшими купцам
деньги за проценты, и, таким образом, они являлись наиболее сильным классом в экономическом отношении.
Иначе сложилась судьба боярства в Севере-Восточной Руси. Здесь князь был хозяином-вотчинником своего удела.
Управление уделом смешивалось с управлением княжеским хозяйством. И княжеские бояре становятся в положение
княжеских приказчиков. Им поручаются в ведение различные отрасли дворцового хозяйства. Князь владеет разными
угодьями, управление каждым видом угодий составляло особый путь , во главе такого управления ставится боярин,
которому дается название путного . Главные управители отдельных ведомств дворцового хозяйства носят название
бояр введенных , они-то и составляют совет князя. Бояре введенные и путные за свою службу получают
известные доходы кормятся . У более оседлых сев.-вост. князей и бояре становятся более оседлыми, они
приобретают земельную собственность, их земли и они сами пользуются различными привилегиями: им дается право
суда на их землях, кроме случаев убийства, разбоя и воровства с поличным; земли их свободны от налогов; сами они
судятся князем или введенным боярином, а не местными судьями. Но боярин все-таки сохраняет право уйти от
князя право отъезда. Отъехавший боярин, поступив на службу к другому князю, сохраняет свои владения в уделе
прежнего князя. Право отъезда было неприятно удельным князьям, лишавшимся слуг, которые сохраняли свои
земельные права. Начинается борьба между князьями и боярами. Но право отъезда было выгодно усиливавшимся
князьям, как, напр., московским, ко двору которых собирались бояре из уделов. Только с уничтожением большинства
уделов московские князья ограничивают это право, берут с бояр записи и требуют поручительства, но все-таки отъезд
не считался изменой, отъехавший мог вернуться к прежнему князю и только испытывал то неудобство, что терял свое
место в служебной иерархии. С уничтожением уделов и с возникновением государственного центра в Москве сюда не
только собираются бояре из мелких княжеств, но и потерявшие уделы князья становятся в ряды московского боярства.
Число бояр здесь увеличивается, и боярство делится на слои, термин бояре прилагается только к тем лицам,
которые возводятся в это звание государем и становятся членами боярской думы, а затем и среди членов думы только
высший разряд государственных советников носит этот титул, боярское достоинство становится чином. Но кроме
советников членов боярской думы, государь имел других, так сказать, частных советников, которые иногда вовсе
не заседали в думе и с которыми он советовался неофициально в своих комнатах, это были т. н. комнатные бояре. И в
Москве боярство не было замкнутым классом: в него проникали новые элементы, и чем позже, тем в большем числе, с
другой стороны, многие знатные фамилии утрачивали свое положение и их представители спускались в ряды простых
дворян. Петр I отменил старые московские чины, и в числе их и боярское звание; имевшие его еще донашивали этот
титул и после смерти Петра. Кроме официального значения термина бояре в Древней Руси название это
прилагалось ко всякому зажиточному землевладельцу и, быть может, в измененной форме барин дошло до нашего
времени.
С.Ю.
БРАЗОЛЬ Борис Львович (1885 1963), русский писатель и общественный деятель. Во время Первой мировой
войны в русской военной разведке. В 1920-х один из главных сотрудников Г. Форда при подготовке американского
издания Сионских протоколов , а также обширных комментариев к ним Международное еврейство (4 тт.).
Основные труды: Женские силуэты в русской литературе (СПб, 1907), Критические грани (СПб., 1910), Мир
на перепутье (Белград, 1922), Мотивы русского религиозно-философского сознания (Нью-Йорк, 1930), Пушкин и
Россия (Нью-Йорк, 1949), Душевная драма Гоголя (1952).
О. Платонов
БРАК (от гл. брать ), союз мужчины и женщины для плотского общения, взаимной помощи и поддержки,
совместного ведения хозяйства и воспитания детей.
В браке, пишет Иоанн Златоуст, души соединяются с Богом неизреченным неким союзом . По мнению св.
Климента Римского и Тертуллиана, муж и жена созданы по образу Христа и Церкви. Брак есть таинство любви ,
говорит св. Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего
разума, ибо в нем два становятся одним . С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо
Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18: 20). Существовала любовь
безмятежная к Богу и любовь взаимная супругов, живших в верном и искреннем сообществе, а вследствие этой любви
великая радость, так как предмет любви не переставал быть предметом наслаждения (Блж. Августин).
О браке как союзе любви свидетельствуют литургические книги Русской Православной Церкви. О еже
ниспослатися им любви совершенней, мирней , соединение и союз любви положивый , говорится в последовании
обручения. Друг к другу любовь , возносится в последовании венчания. Неразрешимый союз любви и
дружество , говорится о браке в молитве на разрешение венцов. В православном чине венчания брак великая
радость: О еже возвеселитися им... , Да приидет на ня радость оная... , Возвесилиши я радостию... , Соединялся
в радость сию... Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, способность на
самопожертвование, ибо христианин не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви к своей Церкви
Христа, который предал себя за нее (Еф. 5: 25).
В понятиях Святой Руси, в браке превыше всего не плотская связь, а отношения между двумя христианскими
душами, для которых важнее всего понятие любви, в смысле Бог есть Любовь . Брачные отношения
осуществляются только через посредничество Бога. Любовь не связь, а отношение к человеку . В древнерусском
браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по
подобранным парам (В.О. Ключевский). Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть
орудием естественных влечений, а признается как существо, абсолютно ценное само по себе, как необходимое
восполнение человека до его истинной целостности. Без брака, как без хлеба и вина, без огня, без философии,
человечество могло бы, конечно, существовать, но недостойным человека образом обычаем звериным (B.C.
Соловьев). Брак как условие есть обязательство двух людей разных полов иметь детей только друг от друга.
Нарушение этого условия есть обман, измена и преступление. Какого великого блага могут достигнуть два любящих
супруга, если они поставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием,
советом, примером (Л.Н. Толстой). В браке три четверти счастья человечества, а в остальном едва ли четверть
(Ф.М. Достоевский).
О. Платонов
БРАСЛАВ (Брячиславль, Брятислав), город в Белоруссии, 9,5 тыс. жит. Впервые в письменных источниках
упоминается в 1065; известен под названием Брячиславль, Брятислав. Основан как оборонительный пункт на
западных рубежах Полоцкого княжества. Сохранились остатки городища IX X вв. С н. XIV в. захвачен Литвой. С
1795 возвращен России, в 1921-39 оккупирован Польшей, в 1939 возвращен России.
БРАТСТВА, национально-православные организации русских людей в Малороссии и Белоруссии в XV-XVII в.
Создавались обычно вокруг приходских церквей на основе ремесленно-цеховых объединений. Братства имели свои
уставы, собирали взносы со своих членов. В 1439 возникло братство во Львове, в 1458 в Вильно, во 2-й пол. XVI -н.
XVII вв. в Мстиславле, Бресте, Минске, Орше, Перемышле, Киеве. Братства открывали типографии, школы, где
преподавание велось на старославянском и греческом языках. Вокруг этих школ собирались русские культурные
силы, издавались и распространялись церковная богословская и политическая литература. Братства сыграли большую
роль в сохранении русского национально-православного самосознания в борьбе с экспансией католичества и
униатства. Киевское братство стало даже политическим центром русского национально-освободительного движения в
Малороссии против польских оккупантов.
О. П.
БРАТЧИНА (канун, свеча), совместная трапеза полноправных членов однодеревенской общины, устроенная в
складчину после молебна. В основе братчин лежал благочестивый обычай поминание святого, к помощи которого
обратилась некогда община для спасения от бедствия.
В Жиздринском у. Калужской губ., например, братчина организовывалась так. Накануне престольного праздника
(см.: Храмовые праздники) переносили от одного хозяина к другому так называемую братскую свечу,
принадлежавшую общине. Свеча эта здесь была огромной, в четыре пуда и более весом. В течение многих лет к ней
ежегодно добавлялось некоторое количество воска. До заката солнца несколько пожилых крестьян собирались в избе,
в которой хранилась братская свеча в течение года. Хозяин нес свечу при помощи этих лиц или в сопровождении их,
если мог унести ее сам, в церковь и водружал перед иконой, соответствующей предстоящему престольному
празднику. На следующий день после литургии свечу брал крестьянин, в дом которого она должна была перейти по
принятой очередности, и нес ее один или с помощниками впереди причта, шедшего с иконой по домам. В доме этого
крестьянина икону ставили в святой угол, а перед нею братскую свечу, на которую новый хранитель ее тут же
лепил изрядный кусок воска. То же делали и приглашенные крестьяне.
После молебна все поздравляли хозяина с праздником и дарили ему ветчину, рыбу, солод, ржаную муку, мед, а
хозяин угощал всех. Священник с причтом шел в следующий двор с иконой, но уже без свечи.
Братскую свечу хранили в холодной горнице или в амбаре. Здесь было принято одну и ту же свечу сохранять в
общине столько лет, сколько было в селении дворов, потому она, наращиваясь ежегодно, и достигала гигантских
размеров. После того как свеча обошла все дворы, ее передавали в церковь часть продавали на украшение
соответствующей иконы, часть переливали на обычные свечи и заводили новую.
Давность свечи увеличивала ее значение в глазах крестьян. История ее существования обрастала местными
легендами. В дома, явно запятнавшие себя серьезным проступком, братскую свечу не передавали. Иные крестьяне
сами отказывались принять на годовое хранение свечу. Общественное мнение их осуждало.
Несколько иной вариант братчины описан в 1847 по непосредственным наблюдениям в Мосальском и др. частях
Жиздринского у. Здесь большая общая свеча тоже хранилась поочередно в течение года в доме каждого члена
общины. Такой год считался для данного дома счастливым. Общий обед устраивался в доме того крестьянина, чей
срок хранения братской свечи заканчивался. Накануне праздника каждый хозяин приносил в этот дом ржаной солод,
хмель и др. продукты. Здесь варили пиво и приготовляли угощенье из общего приноса . В день праздника икону
несли в этот дом. У входа встречал хозяин с хлебом и солью, а хозяйка покрывала икону чистым белым полотенцем.
Общественную свечу зажигали перед иконой, поставленной на рассыпанном на лавке зерне. Обычный набор зерна
рожь, ячмень и овес. После молебна и икону, и свечу переносили в дом, где предстояло очередное годовое
хранение, и там священник снова служил. Затем в первом доме все угощались общественным пивом н обедом.
В селе Ярилове (Озерищенская вол. Дорогобужского у. Смоленской губ.) перед праздником, в который
справлялась свеча , члены сходки совещались о том, кто будет участвовать в празднике и сколько нужно ссыпать
хлеба. Хозяину, в доме которого должна праздноваться свеча, все участвующие ссыпали хлеб на покупку воска и на
угощенье. Вечером накануне праздника из дома, в котором хранилась свеча со времени предшествующей братчины,
посылали кого-либо созывать участников. Когда все собирались, хозяин разогревал воск и с помощью других лепил
его на слепок прежних лет. К большому слепку прилепляли обычную свечку, зажигали, ставили перед иконами и
молились. Молитвы читал кто-либо из грамотных крестьян. Каноны, акафисты, припевы пели все присутствующие.
Затем начиналось угощенье. Засиживались за полночь.
Представляет интерес описание свечи, составленное крестьянином Суражского у. Черниговской губ. (д. Батуровка)
С. А. Дударовым и представленное в 1871 в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. В
числе общественных увеселений в нашей местности, писал крестьянин, замечательны также свечи (свеча значит
то, что в селении, где нет церкви, существует в году один день, избранный для празднования, и память того дня чтится
народом), например, в день Флора и Лавра угодников, которые чтимы жителями деревни Батуровки Суражского
уезда .
Накануне праздничного дня созывали сходку, посвященную денежной и организационной стороне предстоящего
исполнения обычая. Общество устанавливало на сходе цену на хлеб, который предстояло собрать для пиршества.
Размер сбора не назначали. Цена устанавливалась при помощи торгов между желающими купить хлеб. Здесь же
сходились ценою на водку с местным шинкарем и назначали двух бедных крестьян для того, чтобы те крестьяне
просили у жителей на Божью свечу . Специально выделенный человек, которого называли бращик, занимался
припасами. Два крестьянина, назначенные для созыва домохозяев, надевали на себя по большому мешку через плечо и
обходили все дома селения. Войдя в дом, сборщик говорил: Звал бращик и староста на Божью свечу . Хозяин,
получивший приглашение, вручал посланцу ковригу хлеба, а сам с зерном, количество которого определялось
каждым произвольно, по желанию, отправлялся на свечу в дом, где делал сбор бращик. Отдав зерно бращику и
отбив несколько поклонов перед угодниками Божьими , он садился на лавку, а бращик угощал его. Целую ночь
просиживают тут хозяева и чего-чего тут не перетолкуют , писал информатор.
Свеча и общинные иконы хранились здесь, как и в других районах, поочередно в каждом доме в течение года. В
день праздника утром снова собирались домохозяева, приезжал священник, служил молебен, затем свечу переносили
в очередной дом. После этого начиналось угощенье. Крестьянин отмечает, что водка на празднике свечи появилась
только после введения акциза , а в прошедшие времена варили мед.
В описаниях общинных трапез в северных губерниях и в Сибири их называют по большей части канунами. В
селениях Пинежского у. праздновали кануны, посвященные Николаю-чудотворцу, вмч. Георгию, Илье-пророку,
Иоанну Предтече, Флору и Лавру и др. святым. Соответственно кануны праздновались в селениях уезда в разные дни.
Современники отмечали, что празднование канунов в деревнях установлено с давних времен по обетам, данным
предками в бедственные у них времена и в память чрезвычайных случаев или происшествий: мора людей, падежа
скота, необыкновенного нашествия медведей, волков или других хищных зверей, ужасных пожаров, гибельных
ураганов, совершенного побития хлебов .
Праздники, установленные по обету в связи со спасением селения от какого-либо бедствия, назывались обетными,
или заветными, или часовенными. Последнее название употреблялось, если деревня построила по своей инициативе и
на свои средства часовню.
Канун в Пинежском у. устраивали целою общиною деревни в чьем-либо доме поочередно, либо с доброго
согласия крестьянина, который может иметь средства . В этот дом все участники приносили свою долю. Из
приходских церквей в празднующие канун деревни приносили хоругви и иконы; дома, поля, пожии и скот
окропляли. В пиршестве участвовали здесь только старые и пожилые мужчины и женщины .
В Яренском у. Вологодской губ. канун община организовывала обычно в летнее время. На устройство его с
каждого двора собирали муку и деньги. Специально для этого выделенные лица варили общее пиво и готовили общий
обед. В назначенный воскресный день приглашался причт с Крестным ходом и молебном на полях и лугах общины.
После молебна причт приглашали в избу, где был приготовлен канун пиво, чай, обед. К совместной общинной
трапезе было принято приглашать бедняков, не участвовавших в сборе средств, и нищих.
Традиционный общественный пир по типу братчины мог охватывать несколько селений. Такое явление детально
описано в 1860-х в Вятском и Орловском уездах Вятской губ. Здесь некоторые весенние и летние праздники
отмечались в складчину объединениями деревень. В прежние времена, писал наблюдатель, в ссыпках
принимали участие до сорока соседних селений, ныне же число участвующих селений вряд ли где превышает
двадцать пять. Большею же частью участвуют в ссыпках только пять или десять селений, население которых в
розницу не превышает 5 10 дворов . Такие объединения характерны для маленьких деревень. Обычно одна хозяйка
брала на себя хлопоты по собиранию солода и хмеля со всех хозяев, участвующих в ссыпках деревень и по
приготовлению пива.
В Никулинском приходе Вятского у. ежегодно, в день Бориса и Глеба, приготовлялась общественная яичница из
яиц, собранных накануне во всех деревнях прихода. Несколько иной характер носило объединение соседних деревень
для поочередного общественного угощения. Например, из трех селений каждое поочередно угощало за общественным
столом два других селения на Петров, Ильин и Спасов дни.
См. также описание обряда громница освящения и чествования так называемой громничной свечи, проводимого
на праздник Сретения.
М. М. Громыко
БРЕДИХИН Федор Александрович (26.11.1831-1.05.1904), русский астроном. Был директором Главной
российской астрономической обсерватории в Пулкове. Сделал ряд выдающихся научных открытий (см.:
Происхождение падающих звезд и Механическая теория кометных форм). Провел точнейшие астрономические,
фотографические и спектральные наблюдения. Под руководством Ф.А. Бредихина в России начались
гравиметрические исследования; огромное научное значение имели его труды по кометам и метеорам, а также
классификация и механическая теория кометных форм, теории хвостов и распада комет, образования метеорных
потоков.
БРЕСТ, город в Белоруссии на реках Западный Буг и Мухавец, древнее славянское поселение. Впервые
упоминается в Новгородской первой (синодальной) летописи под 1017; в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях
под 1019 как Берестье (по названию дерева берест). В XI в. находился во владении Туровских князей. В 1044
захвачен Ярославом Мудрым и оставался во владении киевских князей до сер. XII в., когда отошел к Волынскому
княжеству. Ок. 1319 оккупирован Литвой; впоследствии стал именоваться Брест-Литовский (Брест-Литовск). По
Люблинской унии 1569 вошел в Речь Посполитую. В 1596 в Бресте происходил Брестский собор, на котором была
провозглашена уния западной православной церкви с католической (см.: Брестская уния 1596). В 1648, во время
освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, население Бреста подняло восстание против
польских оккупантов. В 1795 возвращен России. С 1801 уездный город Гродненской губ. С 1830-х в Бресте
создавались крепостные укрепления, и к началу XX в. город превратился в первоклассную крепость на западной
границе России. 3 марта 1918 в Белом дворце крепости заключен Брестский мирный договор между Советской
Россией и Германией. В 1921 39 захвачен Польшей. В 1941 покрыла себя неувядаемой славой Брестская крепость, в
течение нескольких месяцев отбивавшая атаки превосходящих сил германских войск.
БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596, антирусская акция католической церкви, насильственно объединившей под властью
римского папы часть русских православных приходов на оккупированных Польшей западнорусских землях
Малороссии и Белоруссии. Использовав значительные денежные средства на подкуп, запугивание и шантаж,
католические функционеры собрали группу никем не уполномоченных вероотступников, которые, не имея никаких
прав, подписали договор с римским папой. Абсолютное большинство православных приходов отвергли этот
незаконный документ и продолжали держаться юрисдикции Русской Православной Церкви, справедливо считая
униатов религиозными отщепенцами и предателями своего народа. Официально Брестская уния была расторгнута на
церковном Соборе 1946 во Львове.
О.А. Платонов
БРОДНИКИ, воинствующее русское население южнорусских степей по берегам Азовского моря и Нижнего Дона
(XII -XIII вв.).
БРОННИЦЫ, город в Московской обл. Расположен на левом берегу Москвы-реки. Население 16,8 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1453 как с. Броничи. В XVII в. царское хозяйственное поместье с крупным конным
заводом. Город с 1781.
БРУНИ Федор Антонович (10.06.1799-30.08.1875), русский живописец. Родился в Москве в семье выехавшего в
Россию из Италии Антонио Бруни, реставратора картин и живописца плафонов. Писал на библейские и исторические
сюжеты, в своем творчестве сочетал элементы классицизма и романтизма, с к. 1840-х глава русского академизма.
Бруни с ранних лет обнаружил любовь к рисованию и был определен в Академию художеств. По окончании ее в
1818 он получил звание художника и был отправлен отцом для совершенствования своих навыков в Италию, где
изучал произведения художников эпохи Возрождения. В 1824 им была написана первая большая картина Смерть
Камиллы, сестры Горация , принесшая ему широкую известность. В н. 1830-х годов Бруни начал писать большую
картину на библейский сюжет Воздвижение Моисеем медного змия (окончил в 1840), которая была сначала
выставлена в Риме, затем в России и произвела сильное впечатление (ныне в Русском музее). Бруни неоднократно
ездил в Италию (последний раз в 1845) для оттачивания своего мастерства.
В 1836 Бруни был приглашен для преподавания в Академии художеств и одновременно для работ в строившемся в
Петербурге Исаакиевском соборе (до 1853). В 1849 Бруни был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа,
дважды был командирован за границу для закупки картин выдающихся западноевропейских мастеров. С 1855 Бруни
ректор Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а с 1866 в его ведение перешло и мозаичное отделение
академии. Бруни также занимался портретом, рисунками по тематике российской истории, эскизами икон храма
Христа Спасителя в Москве.
В. А. Федоров
БРУСЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в Коломне. Основан в 1552. Здесь
находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, которая, по преданию, составляла один из
непосредственных списков с явленной Казанской иконы.
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (12.12.1799-11.06.1852), выдающий русский живописец. Родился в Петербурге в
семье мастера художественной резьбы, преподавателя Петербургской Академии художеств. Первые уроки рисования
Брюллов получил от отца. Десяти лет Брюллов был отдан в Академию художеств, где показал свои незаурядные
способности к рисованию. По окончании академии (1821) Брюллов получил золотую медаль за картину Явление
Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского и право заграничной командировки на казенный счет.
В 1822-35 Брюллов работал в Италии, где им были написаны Утро , Итальянский полдень и знаменитая
картина Последний день Помпеи (1830 33), которая выставлялась в Италии, во Франции и в Петербурге (ныне
находится в Русском музее). Картина произвела большое впечатление на современников. И стал Последний день
Помпеи для русской кисти первый день , писал Е.А. Баратынский.
С 1836 Брюллов, профессор Петербургской Академии художеств, сблизился с живописцем-портретистом В.А.
Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным и
Е.А. Баратынским.
В 1830-40-е Брюллов написал серию полотен на исторические сюжеты ( Осада Пскова , Нашествие Гейзериха на
Рим и др.). Много работал Брюллов и в области религиозной живописи: запрестольный образ Божией Матери в
Казанском соборе, Св. Троица в Сергиевской пустыни (в Петербурге), несколько икон для церкви на Аптекарском
острове.
Им были проведены большие работы по росписи Исаакиевского собора (вместе с Ф. Л. Бруни). Брюллов был
большим мастером портретной живописи (портреты И. А. Крылова, Н. В. Кукольника, В. А. Жуковского). Брюллов
поддерживал молодых художников П. А. Федотова и Т. Г. Шевченко (содействовал выкупу последнего из крепостной
неволи). В. А. Федоров
БРЯНСК, центр Брянской обл. Расположен по берегам Десны, при впадении в нее р. Болвы. Население 436 тыс.
чел.
Основан в 985 как укрепленное поселение на правом высоком берегу Десны, среди лесов. Первоначальное
название Дебрянск (Добрянск). Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146, принадлежал северским
князьям. С 1252 центр удельного Брянского княжества. С 1356 под оккупацией Великого княжества Литовского. В
1500 взят русскими войсками; вошел в состав Московского государства. С к. XV п. название Брянск. Был важной
крепостью на юго-западных рубежах Русского государства. При Петре I заново укреплен, возведена корабельная
верфь, на которой в 1737 39 строились суда Брянской флотилии для участия в войне с Турцией. В 1783 основан
арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии. В 1709 Брянск вошел в состав Киевской губ., с 1778 уездный
город Орловской губ. В XIX в. центр промышленного района.
БУГУРУСЛАН, город в Оренбургской обл. Расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской
возвышенности, на р. Большой Кинель (бассейн Волги). Население 54,5 тыс. чел.
Основан как слобода в 1748 русскими крестьянами и ремесленниками, переселившимися в Заволжье. Город с 1781.
БУЖАНЕ, одно из древнерусских племен, предшествовавших созданию единой Руси. Упоминается в Повести
временных лет при перечислении древнерусских племен, говоривших на славянском языке. Жило это племя по реке
Буг (вероятно, Южный), откуда и пошло название.
БУЗУЛУК, город в Оренбургской обл. Расположен в Предуралье, на реках Самара, Бузулук и Домашка. Ж.-д.
станция. Население 87 тыс. чел.
Основан в 1736 И.К. Кирилловым как Бузулуцкая крепость на р. Самаре, близ устья Бузулука. Позднее была
перенесена на современное место, к устью р. Домашки. Город с 1781. После пожара 1785 крепостные сооружения не
восстанавливались. Близ Бузулука находился Спасо-Преображенский мужской монастырь (основан в 1853),
известный отливавшимися здесь колоколами.
БУЗУЛУК, река, левый приток Хопра, в Волгоградской обл. Длина 314 км. Берет начало в западной части
Приволжской возвышенности. Течет в широкой долине. Средний расход воды в нижнем течении 13 куб. м/с, в
половодье 1440 куб. м/с. Ледостав со 2-й половины ноября до начала апреля. В верховьях иногда пересыхает.
Частично используется для орошения. В бассейне Бузулука свыше 600 озер.
БУКОВИНА, историческая русская земля на юго-западе России. Свое название (впервые встречающееся в 1392)
получила от массивов буковых лесов. Коренное население русские племена тиверцев и уличей. В X -XI вв. в