<< Пред.           стр. 222 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 укреплена; в 1318 здесь была учреждена особая епископия. В течение нескольких веков город стал центром
 преимущественно еврейской работорговли уведенными в рабство русскими людьми. Набеги за ними совершали
 отряды татарских разбойников, возглавляемых ханами татарского разбойничьего государства. В 1475 турки
 завоевали Каффу, уничтожили многие здания, возведенные генуэзцами, но украсили город мечетями, минаретами,
 роскошными банями и базарами и переименовали его в Крым-Стамбул (т. е. Крымский Константинополь);
 встречаются также названия Кючук-Стамбул (т. е. Малый Константинополь) и Кефе. При турецком владычестве
 город мало-помалу падал и хотя оставался укрепленным пунктом, но сильно обезлюдел. В 1771 русские войска
 взяли его приступом; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому миру он отошел к России; в 1787 включен был в состав
 Таврической области, в 1796 Новороссийской губ.; в 1798 объявлен на 30 лет вольным портом; в 1802 сюда
 переведены уездные учреждения и самый город выделен в особое градоначальство; в 1804 город вернул свое
 древнее название.
  В н. XX в. Феодосия один из благоустроенных и процветающих городов России. В городе было четыре
 православных храма, в т. ч. Александровский собор, построенный на месте мечети. Собор был своего рода
 памятником победы русской цивилизации над разбойничьим государством крымских татар.
 
  ФЕОДОСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ (Цареградская), мученица монахиня, пострадавшая за
 почитание икон при имп. Льве Исавре (ск. 730). Празднуется 29 мая/11 июня.
  Русские крестьяне называли ее Колосяницей, Колосивой, потому что в день ее памяти начинала колоситься
 рожь. По этому случаю крестьяне устраивали праздник и гадали о видах на будущий урожай.
 
  ФЕОДОТЬЕВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1487 в пределах рязанских, на
 пустом месте, называемом Старое, близ с. Феодотьева, почему и названа Феодотьевскою. Многие чудесные
 исцеления совершались благодатной силой от нее. По повелению князя Рязанского и по благословению епископа
 икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения сего города и поставлена с подобающей честью в соборном
 храме Успения в 1611; с самой чудотворной иконы снят был список и послан в с. Феодотьево. На иконе
 Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток.
 Празднество Феодотьевской иконе установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 запорожских
 черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. В 1711 во время моровой язвы Феодотьевскую икону
 носили по домам города и селений. Если приносили ее в дом до появления болезни, то в этом доме не было
 болезни, а если болезнь уже началась, то быстро прекращалась. В Рязани сия икона весьма чтима: пред нею всегда
 бывало множество молящихся, ее очень часто брали в дома для совершения молебнов при начатии какого-либо
 семейного дела, например, женитьбы сыновей или выдачи дочерей замуж. Не раз во время бездождия с иконою
 совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Известны и многие исцеления от этой иконы.
  Празднуется 2/15 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ФЕОДУЛ, св. мученик, празднуется 5/18 апреля. У русских крестьян он был известен под именем Теплого или
 Ветреника, потому что, по наблюдению опытных стариков, с этого дня начинали дуть теплые весенние ветры.
 Крестьяне говорили: Святой Федул тепляком подул . А если в этот день ненастье, то говорили: Федул губы
 надул .
 
  ФЕОФАН ВЫШЕНСКИЙ ЗАТВОРНИК (в миру Георгий Васильевич Говоров), епископ (10.01.1815
 6.01.1894), родился в семье сельского священника Орловской еп., заканчивая Киевскую Духовную академию,
 принял монашеский постриг и стал преподавателем в духовных учебных заведениях.
  Восемь лет иером. Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе, что имело большое значение
 для его духовного становления. Ревностный труженик на ниве церковной был назначен ректором Петербургской
 Духовной академии, через два года хиротонисан во епископа Тамбовского, а еще через четыре года переведен на
 древнюю Владимирскую кафедру. Управляя епархиями, свт. Феофан показал себя неутомимым проповедником,
 заботливым отцом пасомых, покровителем духовных учебных заведений, активным миссионером. Но он не был
 удовлетворен своей деятельностью, сопряженной с административными и хозяйственными заботами. Душа его
 стремилась к уединенному иноческому житию. Через 25 лет беспорочной службы еп. Феофан подал прошение об
 увольнении и в 1866 был отправлен на покой в избранную им Успенскую Вышенскую пустынь. Он затворился в
 отдельном флигеле и предался молитвенным и духовным трудам. Особым подвигом была его литературно-
 богословская деятельность, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
 Сочинения по христианской нравственности, толкования слова Божия, переводы писаний Свв. Отцов, ответы на
 многочисленные письма, приходившие со всех концов России эти творения стали для христиан практическим
 руководством на пути к вечной жизни. Господь призвал Своего служителя в великий праздник Богоявления. Мощи
 св. Феофана почивают в Св.-Успенском Вышенском монастыре Рязанской еп.
  Память свт. Феофану отмечается 10/23 января.
 
  ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405), иконописец и живописец, один из лучших художников Св. Руси. Для
 творчества Феофана Грека характерны эмоционально-драматическая трактовка образов, динамичная композиция,
 сдержанный колорит, пластичность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов.
  Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и старый Благовещенский
 соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Работал также в
 Серпухове, Н. Новгороде, возможно, в Коломне и в Переславле. Яркую характеристику Феофана Грека содержит
 послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.
  Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле Спас ,
  Богоматерь , Иоанн Предтеча . При его участии исполнялись и другие иконы этого иконостаса. Он создал в
 Москве мастерскую, которой приписывают иконы Богоматери Донской с Успением на обороте (1380 или
 1392), Преображение из Переславля-Залесского и инициалы Евангелия Кошки (ок. 1392).
 
  ФЕОФАНИЯ скит, Киевская еп., в окрестностях Киева, в урочище Лазаревщина , названном так потому, что
 здесь жил когда-то благочестивый старец-пасечник по имени Лазарь. Основан в XV в. Приписан к Киево-
 Михайловскому Златоверхому монастырю. В скиту три храма во имя Архистратига Михаила (1803), во имя
 Всех Святых (1869) и в честь Владимирской иконы Богоматери. Скит Феофания служил местом погребения братии
 Киево-Михайловского монастыря.
  С.В. Булгаков
 
  ФЕРАПОНТ БЕЛОЕЗЕРСКИЙ, Можайский, Лужецкий, архимандрит (1337 27.05.1426), происходил из
 боярского рода Посхотиных, родился в Волоколамске, в юности поступил в московский Симонов монастырь.
 Новоначальный инок прошел весь монашеский искус на черных работах под руководством опытных старцев,
 которые научили его непрестанной молитве. Но в душе преподобного таилась жажда безмолвного
 пустыннического жития. В одну из поездок случилось ему посетить далекую Белоезерскую сторону. Дикая ее
 красота и обширные ненаселенные места привлекли внимание подвижника. После возвращения в Симонов
 монастырь он вместе с другом, архим. Кириллом, отправился в те места. Но вместе они были недолго: ради
 взыскуемого ими обоими безмолвия прп. Ферапонт отошел на 12 верст от своего попутчика. Много пришлось
 претерпеть святому испытаний, но молитвой своей он отражал злобу зверей, пред его кротостью смирились и
 разбойники. Часто посещали друг друга святые отшельники, и прп. Ферапонт стал трудиться с ними, очищая место
 для монастыря и ставя для них кельи. Святой очень обрадовался, когда пришел к нему один иеромонах и стал
 совершать Божественную службу, сам же он отказался от священного сана и настоятельства, а продолжал работать
 наравне с другими. Обитель прп. Ферапонта была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы (см.: Ферапонтов
 Богородице-Рождественский монастырь), и в ней строго соблюдался устав, написанный самим преподобным.
 Когда обитель посетил боярин князя Андрея Димитриевича Можайского, он попросил святого устроить монастырь
 вблизи Можайска. Недалеко от Москвы-реки прп. Ферапонт основал в честь Рождества Пресвятой Богородицы
 Лужецкий Богородицкий монастырь с уставом Белоезерского и был поставлен его настоятелем. Святой прожил в
 нем 18 лет, там и скончался. Память прп. Ферапонту отмечается 27 мая/9 июня.
 
  ФЕРАПОНТ МОНЗЕНСКИЙ, Галичский, преподобный (ск. 12.12.1597), около 1580 в костромской
 Крестовоздвиженский монастырь вступил некий таинственный пришелец, муж преклонных лет, и принял постриг
 с именем Ферапонта. В монастыре он пробыл 13 лет. Подвизался он в смиренном послушании и вскоре стяжал
 почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда св. Ферапонт решил удалиться. В то
 время в Павло-Обнорском монастыре двум инокам, Адриану и Пафнутию, одновременно явился во сне
 неизвестный инок и повелел основать обитель на берегу р. Монзы, при впадении в Кострому, причем место это
 будет указано чудом и на нем явится святой. Когда монастырь на Монзе был устроен, пришел туда прп. Ферапонт,
 которого игум. Адриан сразу же узнал это он явился ему во сне. Все дни святой находился в молитве и
 подвигах: по ночам он читал Свящ. Писание и жития святых. Каждый день уходил в лес для уединенной молитвы.
 Сильные люди обижали бедный и беззащитный монастырь, но преподобный утешал игумена и братию, говоря, что
 если они все претерпят твердо, не падая духом, то скоро это искушение пройдет. Так и сбылось. Причастившись
 Святых Тайн, простившись с игуменом и братией и предсказав им свою кончину, в Воскресение Святых Праотцев
 прп. Ферапонт скончался. Между 1617 1618 гроб прп. Ферапонта стал подниматься из земли. Когда его открыли,
 то обрели его св. мощи нетленными. Погребли св. мощи снова в Благовещенском соборе под спудом.
  Память прп. Ферапонту отмечается 12/25 декабря и 27 мая/9 июня.
 
  ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., в
 окрестностях Кириллова. Учрежден в 1903 на месте упраздненного в 1798 мужского монастыря, основанного в
 1398 прп. Ферапонтом. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492 1503; стены
 украшены фресками Дионисия; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из
 них XV в. В церкви прп. Мартиниана, при его раке, находилась древняя икона его с изображением подлинного его
 вида; здесь же хранился ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667 76) патр. Никона.
  С.В. Булгаков
 
  ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (23.11.1820-21.11.1892), выдающийся русский поэт, публицист,
 переводчик. Родился в с. Новоселки Орловской губ. В 1844 56 на военной службе, 1866 77 мировой судья
 Мценского у. Первый сборник стихотворений Фета Лирический пантеон (1840), затем Снег , Вечера и
 ночи , переводные сочинения: Герман и Доротея , Оды Кв. Горация Флакка (1856), трагедии Шекспира:
  Юлий Цезарь (1859), Антоний и Клеопатра (1859). Стихотворения (1863), сборник Вечерние огни (1883
  97); переводы: Фауст (1882-83), соч. Шопенгауэра Мир, как воля и представление (1880), О четверном
 корне и законе достаточного основания (1886). Серия переводов латинских поэтов: Ювенал (1885), Катулл (1886),
 элегии Тибулла (1886), XV книга Превращений Овидия (1887), Энеида Вергилия (1888), элегии Проперция
 (1888), сатиры Персия (1889), эпиграммы Марциала (1891), Скорби Овидия (1893). Автобиография Мои
 воспоминания (1890). Главная тема поэтического творчества Фета поклонение красоте.
 
  Нельзя пред вечной красотой
  Не петь, не славить, не молиться.
 
  Фет считал, что истинная сущность предмета, отраженного в человеческом сознании, не сам предмет, а его
 идеальное отражение, идеальное движение в беспредельную сферу неумирающей красоты. Роль красоты в общей
 экономии земного существования простирается далеко за пределы случайного и преходящего, сливаясь с понятием
 Вечного и Божественного.
 
  ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, важнейшая отрасль современной науки, созданная русским ученым М.В.
 Ломоносовым.
 
  ФИЛАРЕТ (в миру Гумилевский Дмитрий Григорьевич) (1805 1866), архиепископ Черниговский, русский
 богослов и историк Церкви.
  Во время службы в Московской Духовной академии Филарет основал журнал Творения святых отцев в
 русском переводе . Основные труды: История Русской Церкви , Православное догматическое богословие ,
  Обзор русской духовной литературы .
 
  ФИЛАРЕТ (в миру Дроздов Василий Михайлович) (26.12.1783 19.11.1867), святитель, митрополит
 Московский и Коломенский. Один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов,
 он всю жизнь свою подчинил Воле Божией и трудился ради Славы Божией. За великую ревность о Господе и
 великие труды Бог дал свт. Филарету благодатные дары прозорливости и исцелений.
  В 1858 по его настоянию был издан русский перевод Библии. Он же составлял манифест 19 февраля 1861 об
 освобождении крестьян. Основные труды: Начертание церковной библейской истории , Разговор между
 испытующим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви .
  Память свт. Филарета празднуется 19 ноября/2 декабря.
 
  ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (ок. 1554-1.10.1633), политический и церковный деятель. Сын
 московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной
 княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из
 династии Романовых Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса
 Годунова русским царем.
  Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в
 Архангельской земле, где был пострижен в монахи.
  В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита.
 Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен
 одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом. Он
 входил в состав правительства Лжедмитрия II. В 1610 Филарет перебрался в Москву, участвовал в низложении
 царя Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава, ездил в стан
 польского короля Сигизмунда III под Смоленск в качестве представителя Семибоярщины заключать мирное
 соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Был арестован польскими
 интервентами и в 1611 отправлен в Польшу в качестве военнопленного.
  В 1619 Филарет возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул Великого Государя и стал
 соправителем своего сына царя Михаила Федоровича.
  О.М. Рапов
 
  ФИЛАТЬЕВЫ, московские купцы и промышленники XVII XVIII вв. Первый известный представитель
 семьи гость Остафий (Евстафий) Иванович Филатьев. Он и его сыновья Василий и Алексей владели огромными
 капиталами и вели торговые операции в разных областях России и за границей. В Сибири Филатьевы продавали
 свои товары и вывозили оттуда пушнину, рыбий зуб (моржовые клыки) и др. Вывезенные из Сибири меха
 Филатьевы продавали в Архангельске и в странах Западной Европы, а оттуда вывозили иностранные товары.
 Торговали Филатьевы также со Средней Азией, Персией, а с к. 1680-х с Китаем. С солеварением Филатьевы
 были связаны с 1670-х. В 1672 Остафий Иванович организовал промысел в Яренском у. на р. Выми. В 1680 он
 купил Ленвенский соляной промысел в Соликамском у. В результате энергичной деятельности Филатьевых
 небольшой вначале Ленвенский промысел (2 варницы) вырос в крупный и доходный (12 варниц). На промыслах
 использовался наемный рабочий труд. Филатьевы снаряжали караваны с солью по Каме, Волге, Оке, продавали ее
 в разных областях России. В январе 1697 по указу Петра I Ленвенский промысел передали Г.Д. Строганову, а
 Василий и Алексей Филатьевы завели соляной промысел в посаде Соли-Камской. В 1714 в список 300 наиболее
 богатых купцов и ремесленников, подлежащих переселению в Петербург, был включен московский гость
 Филатьев. Представители рода Филатьевых были среди крупных предпринимателей в послепетровское время.
 
  ФИЛИПП, св. апостол из 12-ти, как и Христос, был распят на кресте, умирая, молился за своих палачей, прося
 Бога простить их. Празднуется 14/27 ноября. После этого дня начинался Рождественский пост, который в старину
 на Руси известен был под именем Карачуневского или просто Карачуна. В Новгородской летописи под 1143
 читаем: Стояше вся осенина дождева от Госпожина дни до Корочюна . Карачун это было одно из
 дохристианских божеств у наших предков, именно злое божество скотского падежа; в простонародье в
 некоторых местах и теперь еще говорят: пришел ему карачун , т.е. погибель, конец. Празднование Карачуну
 было в один день с Колядою и совпало с Рождеством Христовым. Этим совпадением и объясняется название
 Рождественского поста Карачунским. У карпатороссов канун Рождества Христова был известен под именем
 Кречун-вечера.
  И.П. Калинский
 
  ФИЛИПП ИРАНСКИЙ, Череповецкий, преподобный (1482-14.11.1527). В деревне, рядом с обителью прп.
 Корнилия Комельского появился нищий мальчик, которого привели в монастырь. Он упал в ноги прп. Корнилию и
 слезно просил принять в обитель. Игумен принял его и поручил ризничему старцу Флавиану, который прежде
 всего научил его грамоте и Священному Писанию. Вся братия полюбила юного отрока, и через три года он был
 пострижен с именем Филипп. Он ревностно подвизался в посте, ночи до утрени проводил в молитве, потом
 пономарил в церкви, а днем трудился в пекарне. За свою высокую жизнь прп. Филипп был поставлен пресвитером.
 После видения, которое было ему ночью, он попросил благословения у настоятеля и удалился на безмолвие.
 Преподобный пошел в Белозерский край. Здесь, между р. Андогой и ручьем Малый Ирап, он нашел тихое место.
 Святой построил себе келью, затем часовню и Свято-Троицкую церковь. Народ чтил его и помогал. Возникшую
 обитель стали называть Красноборской (см.: Красноборская Троице-Филиппо-Ирапская пустынь). Была она
 расположена в 52 верстах от г. Череповца. Приходивших к нему людей преподобный учил любить родителей,
 помнить, что Господь любит нищих и что нищие и убогие это наши ближние. Так прожил он 15 лет, молясь за
 весь мир и ободряя себя словами: Терпи, Филипп, мужайся и крепись! В возрасте сорока пяти лет преподобный
 скончался. На другой день после кончины пришел из Троицкого Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов
 и вместе с прп. Германом, учеником усопшего, похоронил прп. Филиппа. Герман пробыл на могиле сорок дней, а
 затем ушел в свой монастырь на Кубенском озере, и там написал житие преподобного. А на месте подвигов
 святого возник монастырь, где и почивают его мощи.
  Память прп. Филиппу отмечается 14/27 ноября.
 
  ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ (в крещении Феодор), митрополит (1507 23.12.1569), родился в Москве,
 происходил из знатного боярского рода Колычевых. Отец Феодора готовил сына к государственной службе. Вел.
 кн. Василий III приблизил ко двору молодого боярина. С Феодором сдружился будущий царь Иоанн Грозный.
 Когда Феодору исполнилось тридцать лет, он принял решение оставить светский мир и удалился в Соловецкий
 монастырь, где постригся в иноки с именем Филипп. В 1546 св. Филипп был поставлен игуменом Соловецкой
 обители. Он много заботился о процветании монастыря. Во время его игуменства были воздвигнуты трапезный
 храм Успения Божией Матери и собор Преображения Господня. Св. Филипп и сам много трудился вместе с
 монахами как простой рабочий, укладывая стены Преображенского собора. 25 июня 1566 по настоянию царя
 Иоанна Грозного свт. Филипп был посвящен в Московского и всея Руси митрополита. Это были тяжелые годы
 затянувшейся Ливонской войны, годы опричнины. Святитель не боялся говорить царю правду и обличать за
 жестокость. Поначалу Иоанн прислушивался к советам свт. Филиппа, но позже, не перенеся обличений, приказал
 взять митрополита под стражу. Свт. Филипп был схвачен по время богослужения в Успенском соборе. Преданный
 суду, он был приговорен к пожизненному заключению. Целый год святитель провел в заточении в тверском
 Отрочь Успенском монастыре. Здесь же он был задушен опричником Малютой Скуратовым. Предвидя свою
 кончину, свт. Филипп за три дня до этого приготовился к ней причащением Святых Тайн. Мощи свт. Филиппа,
 доставленные в Соловецкий монастырь, в 1652 были перенесены в Москву.
  Память свт. Филиппу отмечается 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября.
 
  ФИЛИППОВСКАЯ пустынь. - См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.
 
  ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ, представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и
 познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно-
 нравственные категории. Русская философия это прежде всего духовная философия, наука о душе, ее развитии
 и связи с Богом.
  В языческий период русской цивилизации душа представлялась как отдельная субстанция, существующая
 вместе с телом в разных формах. В книге А. Н. Афанасьева Поэтические воззрения славян на природу
 суммируются древнеславянские представления о душе, составляющие по своей сути сложную философскую
 систему:
  1. Славяне признавали в душе человеческой проявление той же творческой силы, без которой невозможна на
 земле никакая жизнь: это сила света и теплоты, действующая в пламени весенних гроз и в живительных лучах
 солнца. Душа собственно частица, искра этого небесного огня, которая и сообщает очам блеск, крови жар и
 всему телу внутреннюю теплоту.
  Если душа понималась как огонь, то жизнь возможна была только до тех пор, пока горело это внутреннее
 пламя; погасало оно и жизнь прекращалась. У нас уцелело выражение: Погасла жизнь ; выражение это в
 народной песне заменено сравнением смерти человека с погасшею свечою. Неумолимая смерть тушит огонь
 жизни, и остается один холодный труп...
  По другому представлению, смерть не погашает животворного огня жизни, а исторгает его из тела, которое
 после того обращается в труп. Народные легенды рассказывают о том, как умирающие испускают свою душу в
 пламени.
  2. Душа представлялась звездою, что имеет самую близкую связь с представлением ее огнем, ибо звезды
 древний человек считал искрами огня, блистающими в высотах неба. В народных преданиях душа точно так же
 сравнивается с звездою, как и с пламенем; а смерть уподобляется падающей звезде, которая, теряясь в воздушных
 пространствах, как бы погасает.
  Падающая звезда почитается в русском народе знаком чьей-либо смерти, поэтому, увидя такое, обыкновенно
 говорят: Кто-то умер! , Чья-то душа закатилась!
  3. Как огонь сопровождается дымом, как молниеносное пламя возгорается в дымчатых, курящихся парами
 облаках, так и душа, по некоторым указаниям, исходила из тела дымом и паром.
  4. Душа поднималась как существо воздушное, подобное дующему ветру. Такое представление совершенно
 согласно с тем физиологическим законом, по которому жизнь человека обусловлена вдыханием в себя воздуха.
 Глаголы из-дыхать , за-душить , за-дохнуться означают умереть то есть потерять способность вдыхать в
 себя воздух, от чего существование делается невозможным. Об умершем говорят: Он испустил последнее
 дыхание , последний дух .
  По смерти человека тело его разлагается и обращается в прах, и только в сердцах родных, знакомых и друзей
 живет воспоминание о покойнике, о его лице и привычках; это тот бестелесный образ, который творит сила
 воображения для отсутствующих и умерших и который с течением времени становится все бледнее и бледнее.
 Образ умершего хранится в нашей памяти, которая может вызывать его пред наши внутренние очи; но образ этот
 не более как тень некогда живого и близкого нам человека. Вот основы древнеязыческого представления усопших
 бестелесными, воздушными видениями, легкими призраками тенями.
  По русскому поверию, кто после трехдневного поста отправится на кладбище в ночь накануне Родительской
 (поминальной) субботы, тот увидит тени не только усопших, но и тех, кому суждено умереть в продолжение года.
  5. В отдаленные века язычества молниям придавался мифический образ червя, гусеницы, а ветрам птицы;
 душа человеческая роднилась с теми и другими стихийными явлениями и, расставаясь с телом, могла принимать те
 же образы, какие давались грозовому пламени и дующим ветрам. К этому воззрению примыкала следующая
 мысль: после кончины человека душа его начинала новую жизнь; кроме естественного рождения, когда человек
 являлся на свет с живою душою, эта последняя в таинственную минуту его смерти как бы снова, в другой раз
 нарождалась к иной жизни замогильной. Оставив телесную оболочку, она воплощалась в новую форму; с нею,
 по мнению наблюдательного, но младенчески неразвитого язычника, должна была совершаться та же
 метаморфоза, какая замечается в живом царстве. Фантазия воспользовалась двумя наглядными сравнениями: уже
 раз рожденная гусеница (червяк), умирая, вновь воскресает в виде легкокрылой бабочки (мотылька) или другого
 крылатого насекомого; птица рождается первоначально в форме яйца, потом, как бы нарождаясь вторично,
 вылупливается из него цыпленком. Это обстоятельство послужило поводом, почему птица названа в санскрите
 дважды рожденною; тот же взгляд встречаем и в наших народных загадках: Дважды рождается, один раз
 умирает ; Два раза родился, ни разу не крестился, а черт его боится (петух). Младенца же народная загадка
 называет метафорически яйцом... И птица, и бабочка, и вообще крылатые насекомые, образующиеся из личинок
 (муха, сверчок, пчела и пр.), дали свои образы для олицетворения души человеческой. Некоторые из славянских
 племен считают светящихся червячков душами кающихся грешников, а чехи принимают червяка, который точит
 стены деревянного дома, за душу покойного предка. Это любопытные отголоски того старинного верования, по

<< Пред.           стр. 222 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу