<< Пред. стр. 229 (из 245) След. >>
Пскова.Празднуется 17/30 сентября.
Прот. И. Бухарев
ЦАРИЦЫН (Сталинград, 1925-61, Волгоград с 1961), центр Волгоградской обл., город-герой. Расположен
на изгибе нижнего течения Волги, тянется на 100 км по ее правому берегу. От города начинается Волго-Донской
судоходный канал. Население 1003 тыс. чел.
Поселение известно с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Свое
название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу.
Русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для
обороны волжского пути на стыке ( переволоки ) Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек. В н.
XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В 1606 при Лжедмитрии I городом
завладели волжские казаки. В 1667 72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1722 и 1723
город посетил Петр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1731 в связи с учреждением волжского
казачества Царицын был укреплен и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1708 Царицын приписан к
Казанской губ., в 1719 к Астраханской, с 1773 в Саратовском наместничестве. С 1780 уездный город
Саратовского наместничества (затем губернии). Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и
в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны Сталинградская, ставшая ее
переломным этапом. Город был почти полностью разрушен в 1942 43, в послевоенные годы выстроен заново.
ЦАРИЦЫНО (до 1775 Богородицкое, Черная Грязь), бывшая вотчина, позднее дворцовая усадьба, ныне
вошедшая в состав Москвы; памятник архитектуры XVIII в. Впервые упоминается в документах к. XVI в., когда с.
Богородицкое принадлежало царице Ирине, сестре Бориса Годунова. В 1605 отошла к дворцовому ведомству,
откуда выкуплена Стрешневыми и позднее перешла по наследству к Голицыным. В 1689 после ссылки В.В.
Голицына перешла в дворцовое ведомство и в 1712 была под названием Черная Грязь подарена Петром I Д.К.
Кантемиру, при котором началось строительство усадьбы (дом, церковь, регулярный сад, система прудов). В 1775
Екатерина II выкупила усадьбу и переименовала ее в Царицыно. С 1776 в Царицыно началось строительство
дворцового комплекса под руководством В.И. Баженова. К 1785 был возведен дворец, оперный дом, кавалерские
корпуса, фигурные мосты и ворота, галерея с аркой. Здания были построены в классическом, в своей основе, стиле,
обогащенном изобретательно переработанными формами древнерусского зодчества и готики, с характерным
сочетанием красного кирпича с белыми деталями. Царицыно должно было стать памятником победы над Турцией
в 1774. Но дворец не понравился Екатерине и по ее приказу был разрушен в 1786, а строительство поручено М.Ф.
Казакову. Им был разбит парк (1788), являющийся произведением садового искусства, сооружены живописные
руины и др. постройки. После смерти Екатерины II (1796) строительство было приостановлено. В н. XIX в. были
построены павильоны Миловида , Нерастанкино , Храм Цереры . Реставрационные работы возобновились
уже в наше время.
ЦАРСКИЕ ВРАТА. См.: ИКОНОСТАС.
ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК , еженедельная, православно-монархическая газета, орган народного движения за
восстановление Престола Православного Царя-самодержца . Выходила в Белграде с 1928 по 1941. Редактор-
издатель Николай П. Рклицкий.
ЦАРСКОЕ СЕЛО. См.: ПУШКИН.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, Царство Божие - место пребывания Христа и спасенных Им людей. Царство
Небесное находится в христианине (Лк. 17: 21), Церкви (Мф. 18: 20), в духовном мире (Лк. 23: 43). После
Страшного Суда Царство Небесное распространится на всю Вселенную (Отк. 11: 15). Царство Небесное относится
к числу основных тайн христианской веры. Понять, что есть Царство Небесное, значит уже вступить в него.
ЦАРЬ (лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на
земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный
казнить и миловать своих подданных.
В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально
называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде Царь Польский . В народе титул
император не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово Царь .
Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее
благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства.
Царь для русского человека, отмечал А.С. Хомяков, есть представитель целого комплекса понятий, из
которого само собой слагается бытовое Православие. В границах этих всенародных понятий Царь полновластен;
но его полновластие (единовластие) самодержавие ничего общего не имеет с абсолютизмом
западнокесарского пошиба. Царь есть отрицание абсолютизма именно потому, что он связан пределами
народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна
почитать себя свободной .
Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации.
Самодержавие ограничено традицией и народным преданием. Царь не вмешивается в дела крестьянской общины,
регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если
только они не приобретают угрожающий характер, и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать,
но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато
общественными потрясениями.
Русский народ, писал К.А. Аксаков, государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не
политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт жизнь мирную духа... Не ища
свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной народной жизни
внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова
Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и
потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь
путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть .
Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице
удельных князей. В Повести временных лет монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и
беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: кождо да держит отчину свою , а признавая
центром единства Руси только Церковь. Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее
целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для
сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу,
только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних,
считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога.
Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания
народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки
ее ограничения.
Русская монархия, писал Л.А. Тихомиров, представляет один из величайших видов монархии, и даже
величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути
общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать
больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь,
хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может.
Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью
и умелостью...
Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями
жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на
отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую
силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский
государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа
Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках милость и
суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение .
Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия
римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом.
Обращаясь к Царю, он писал, что все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей
поднебесной ты один христианский царь . Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом
правой веры , защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток
разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира
Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими.
Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и
любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем
Бога. Русский Бог велик , считал русский человек. Русским Богом да русским Царем святорусская земля
стоит, русский народ царелюбивый .
Нельзя быть земле русской без государя говорят народные пословицы. Нельзя земле без Царя стоять, без
Царя земля вдова . Грозно, страшно, а без Царя нельзя . Светится одно солнце на небе, а Царь русский на
земле .
А почему А потому, что без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится . Бог на небе, Царь на земле .
Один Бог, один государь . Все во власти Божьей и Государевой .
В народном сознании: Народ тело, Царь голова . Государь батька, земля матка . Царь города
бережет . Царь от Бога пристав .
Сердце царево в руке Божьей .
Царь помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, Божья воля. Кого милует Бог, того жалует
Царь . Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует . Вся жизнь человеческая служение Богу и
государю . Где ни жить одному Царю служить . За Богом молитва, за Царем служба не пропадет .
В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. Где Царь, там и правда , говорит
русский человек. Всякая вещь перед Царем не утаится . У Царя руки долги . Царский глаз далече сягает . Нет
больше милосердия, как в сердце царевом . Богат Бог милостию, а государь жалостию . У Бога да у Царя всего
много . Все ведает Бог и государь . Да и вообще слово Царь выражает принцип высшего совершенства.
Отсюда Царь-колокол , Царь-пушка , Царь-девица , Царь-земля .
Государь только Богу ответ держит , считает русский человек. Царский гнев и милость в руке Божьей .
Но ответственность Царя перед Богом очень велика ибо За царское согрешение Бог всю землю казнит, за
угодность милует . Народ согрешит Царь умолит; Царь согрешит народ не умолит .
Все русские люди душою Божьи, а телом государевы .
Царь думает, а народ ведает . Воля царская не судима . От народа Царь требует прежде всего правды
Царю правда нужна . Царю правда лучший слуга .
Правда Божья, а суд царев . Правда Божья, а воля царская . Воля Царя закон . На все святая воля
царская . Все во власти Божьей и государевой . Суди меня Бог и Государь!
По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. Не от
Царей угнетение, а от любимцев царских . Не Царь гнетет народ, а временщик . Не Царь грешит, а думцы
наводят .
В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя Не всяк Царя
видит, а всяк за него молит . Государь-батюшка, надежа Православный Царь .
В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века
народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг За Бога, Царя и
Отечество выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство
Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех
начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа.
О. Платонов
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ , иллюстрированный журнал для семейного чтения патриотического направления,
выходил в Москве в 1891 93. В журнале участвовали кн. М.Н. Волконский, Е.А. Салиас, Вас. И. Немирович-
Данченко и др. Под рубрикой Достопамятные люди Земли Русской публиковались биографии известных
русских полководцев. Редактор К.Н. Цветков.
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (26.09/8.10.1892-31.08.1941), русская поэтесса. Дочь основателя Музея
изящных искусств, профессора-филолога И. В. Цветаева. В 1922-39 в эмиграции. Вернувшись на родину (в 1939), в
эвакуации покончила жизнь самоубийством.
В сборниках стихов Вёрсты (1921), Ремесло (1923), После России 1922 1925 (1928) превалирует тема
конфликта поэта с миром. Книга Лебединый стон (1917 20) - плач о гибнущей России, о трагедии Царской
семьи и Белой гвардии насыщена евангельскими образами. Цветаева свободно вводит сюжеты и образы из
различных культурно-исторических слоев и эпох в свои стихи ( Царь-Девица , 1922, Молодец , 1924,
Крысолов , 1925) и драмы ( Феникс , 1924, Ариадна , 1927, Федра , 1928).
Серьезной вехой в развитии отечественной эссеистики стала проза Цветаевой: Мой Пушкин (1937), Живое о
живом (1933, о М. А. Волошине), Пленный дух (1934, об А. Белом), Эпос и лирика современной России
(1932), Искусство при свете совести (1931 33).
ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845 1917), русский предприниматель и коллекционер. С 1880-х собирал
рисунки и картины русских художников. Основал художественную галерею, которую в 1909 подарил Москве (см.:
Цветковская галерея).
ЦВЕТКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, музей русского искусства, подаренный в 1909 Москве коллекционером И. Е.
Цветковым. Музей был расположен в доме, построенном для галереи по проекту В. М. Васнецова. В музее были
представлены произведения русских художников к. XVIII XIX вв. В. В. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, О. А.
Кипренского, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедрина, А. А. Иванова, В. Г. Перова, Н. Н. Ге, Н. А.
Ярошенко, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др. В 1929 в нарушение воли дарителя музей был закрыт еврейскими
большевиками, а его фонды переданы в Третьяковскую галерею.
ЦЕЛИНОГРАД. См.: АКМОЛИНСК.
ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в Алексеевском
монастыре. На ней Пресвятая Богородица изображена стоящею у одра больного и изображена так по следующему
чудесному случаю. Один благочестивый клирик имел обычай по входе в церковь и по выходе оттуда преклонять
колена пред образом Богоматери и произносить: Радуйся, Благодатная! Господь с тобою. Блаженно чрево,
носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь, наш Спаситель! Однажды у этого клирика очень разболелся язык,
так что начал гнить. Во время страдания он в уме прочитал свою обычную молитву ко Пресвятой Богородице и
вдруг у своего изголовья увидел в виде прекрасного юноши своего ангела-хранителя, который, взирая с
состраданием на него, начал молиться Пресвятой Богородице следующими словами: О премилосердая Госпоже!
Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика Это ли награда за каждодневное произношение им
Тебе архангельского приветствия Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О премилосердая!
Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его . Как только произнес эти слова ангел, вдруг явилась
Пресвятая Богородица, открыла свои сосцы и, источив из них каплю млека в уста больного, сделалась невидимою.
Больной же тотчас почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и рассказал о своем исцелении
молящимся. В 1862 пред сею иконою Целительницы дочь одного сельского священника Коломенского уезда
получила исцеление от неизлечимой болезни спинного мозга.
Празднуется 18 сентября/1 октября.
Прот. И. Бухарев
ЦЕЛОВАЛЬНИК, выборная должность в России в к. XV XVIII вв. Вступая в должность, целовальник давал
присягу, целовал крест (отсюда происходит название целовальник ).
Впервые упоминается в Судебнике 1497 в качестве лица, участвующего в суде наместников и волостелей.
Укрепление местных сословных институтов в 1530 50-х привело к росту значения выборных должностных
лиц (старост, голов и целовальников) в местном управлении. Земские и губные целовальники в XVI в. являлись
помощниками земских и губных старост, таможенные и кабацкие целовальники помощниками таможенных и
кабацких голов. С н. XVII в. расширяются их обязанности по финансовой части выборные старосты и
целовальники принимают на себя ответственность за недоборы.
Наряду с головами и старостами они отвечали перед центральной и затем местной администрацией за
исправное поступление различных статей денежных доходов и участвовали в судебном полицейском надзоре за
населением. Целовальники выбирались на год из тяглых людей (посадских, черносошных и дворцовых крестьян)
самим тяглым населением. В XVII в. целовальники становятся исключительно чиновниками и подчиняются
приказам и воеводам.
После перестройки земского управления сохранились только кабацкие целовальники, но и их вскоре заменили
служители винных откупщиков. По традиции, этих служителей, а также продавцов в казенных винных лавках 2-й
пол. XIX н. XX в. продолжали называть целовальниками, хотя в просторечии под именем целовальников
уцелела только одна из последних их должностей сидельцев в царевых кабаках.
ЦЕПНЫХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ТЕОРИЯ, выдающееся мировое открытие, сделанное русским
химиком Н.Н. Семеновым, легло в основу создания полимеров веществ с заданными химическими свойствами.
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Церковная жизнь в Московской Руси была поставлена на правильные
основания. Духовенство не было кастою, как впоследствии. Низшее приходское духовенство избиралось мирянами
и пополнялось в значительной степени людьми непосредственно из народа. Монашество подбиралось из всех
сословий, и в числе его членов видное место занимали люди из слоев княжеских и боярских. Церковная иерархия,
первоначально имевшая несколько иноземный (греческий) состав, скоро сделалась вполне национальною. Она
одинаково блещет именами аристократическими и людьми из массы народа. Таким образом, по составу своему
священство и иерархия вполне составляли часть нации.
Действия церковной власти были проникнуты духом соборности. Управительная власть Церкви
митрополиты, а потом патриархи имели огромное значение, и отдельные епископы находились у них в сильном
подчинении. В этом отношении власть митрополитов едва ли уступала патриаршей. Но эта могущественная
центральная власть Церкви действовала во всех важных случаях соборно.
Соборы малые и большие происходили часто, по всем запросам церковной жизни. Уже в 1274 во Владимире
происходил собор по исправлению церковному (при митр. Кирилле). От XIII в. имеется устав о способе
избрания епископов. Согласно уставу, для этой цели митрополит должен созвать всех епископов, а от неявившихся
получить записи на согласие с решением собора. Засим собор избирает трех кандидатов, из числа коих уже
митрополит постановляет одного, кого сочтет лучшим.
Соборно совершались все важнейшие дела. Так, при Василии II был собор для изгнания митрополита Исидора,
принявшего Флорентийскую унию. Собором постановлено самостоятельное избрание русских митрополитов. В
1401 митр, Киприан собрал собор в Москве для отрешения двух епископов. В 1498 и 1504 созывались соборы по
поводу борьбы с жидовской ересью .
В 1551 состоялся знаменитый Стоглавый собор, в 1554 собор по поводу ереси Башкина. Вообще по поводу
ересей они возникали нередко (как в 1582 и 1698), но собирались и по поводу всяких других церковных дел. Так
было в 1580 и 1573, а засим собор об исправлении книг, в 1621 о крещении латинян, в 1656 о крестном
знамении, в 1660 и 1666 по делу патриарха Никона. Соборы происходили до самого конца XVII в. (1684 98),
и был даже один в XVIII.
Огромное значение Соборов, как церковной власти, видно уже из их столкновений с высшими властями
иерархии и государства. Так, например, ересь жидовствующих в свое время казалась необоримою. Ее усвоил даже
сам митрополит Зосима, она имела видных членов при дворе и уже успела окружить великого князя сетью таких
влияний, что он был против всякой борьбы с еретиками. Но соборы 1498 и 1504 справились со всеми
противодействиями. Митр. Зосима принужден был отречься от своего сана, а придворные сторонники ереси
потерпели жестокую казнь. Конечно, православный дух не может одобрить этих казней, но я указываю лишь на
огромную силу соборов. Она очень наглядно показала себя и при Михаиле Феодоровиче, когда собор созван был в
связи с вопросом о том, требуется ли перекрещивать жениха царевны Ирины Михайловны, королевича
Вальдемара. Царь крайне желал этого брака по причинам и личным, и политическим. Королевич же Вальдемар
никак не хотел принять перекрещивания, которого требовали православные. При дворе была партия, убеждавшая
царя в том, что нет необходимости крещения, так как оно у латинян вполне действительно. Но собор решил иначе,
и царь счел необходимым покориться, как ни тяжко было ему отказаться от Вальдемара.
Вообще соборы представляли вполне реально высшую церковную власть, и государственная власть искренне
это признавала, сама обращаясь к соборам при всяких недоразумениях.
Управительная власть Церкви, митрополиты и патриархи пользуясь огромною силою, находились в самом
тесном союзе с царской властью.
Трудно подвести итог той пользы, которую это давало верховной власти. Митрополиты издревле старались
прекращать удельные распри. В 1270 митр. Кирилл писал ссорящимся князьям: Мне поручил Бог архиепископию
в Русской земле, а вам должно слушать Бога и меня. Не проливайте крови . И распря была действительно
прекращена. Когда Борис отнял Нижний Новгород у Димитрия Суздальского, митр. Алексей послал в Нижний прп.
Сергия уговорить князя возвратить похищенное, и Борис смирился. Митрополиты, как известно, особенно
поддерживали московского князя и старались все русские области стянуть к Москве; они же всячески поощряли
московских великих князей к свержению татарского ига. Случаев, когда митрополиты являлись советниками и
помощниками великого князя, было очень много, говорит проф. А.П. Доброклонский. Митр. Алексей, которому
поручено было умирающим кн. Симеоном руководительство юными его братьями, был главным руководителем
Ивана Ивановича, а потом Дмитрия Ивановича, в малолетстве же его он стоял во главе боярской думы. Митр.
Даниил при Василии Ивановиче пользовался его неизменным расположением .
Митр. Макарий при Иване Васильевиче Грозном имел большое влияние на государственную жизнь и на самого
царя. К нему прибегал царь, когда нужно было защитить Воронцова от Шуйских. У Макария же царь спрашивал
совета по поводу вступления своего в брак. Перед ним дал обет исправиться после пожара 1547. Отправляясь в
поход против Казани, он просил благословения у Макария и в походе поддерживал с ним переписку. На время
удаления из Москвы царь оставлял государство и семью на попечение митрополита. Зная силу митрополита у царя,
литовские послы обращались неоднократно к его посредничеству и т.д.
Без сомнения, со своей стороны царь имел огромное влияние на дела церковные, но это нельзя рассматривать
как явление ненормальное. Напротив: идея союза между государством и церковью естественно требует не какого-
либо одностороннего, но взаимного влияния. Особенно это относится к царской власти, так как царь является
представителем мирян при высшем церковном управлении, в котором миряне имеют свою совершенно законную
необходимую долю. Правда, у нас бывали случаи насильственного сведения митрополитов и их заточения. Но и
это совершенно понятно при борьбе партий, если митрополиты, по необходимости или по неосторожности и
властолюбию, в нее вмешиваются.
Что касается случаев, вроде столкновения Ивана Грозного с митр. Филиппом, то это со стороны царя было не
проявлением нормального положения, а актом деспотизма. Но уже одна твердость митрополита в обличении царя
показывает, как глубоко сознавалось право церковной власти на обличение государственной власти и на
печалование о нуждающихся и обиженных.
Патриархат, увеличивая блеск Церкви, мало изменил положение дел. Прежде сложившиеся отношения между
церковью и государством не прерывались во весь патриарший период. Они выражались во взаимном влиянии:
государственная жизнь отражалась на церковной, гражданская власть принимала участие в делах Церкви,
подобным же образом и церковная власть имела значение в жизни государственной. Сферы действия не были
разграничены со всей точностью. От этого в одно время государственная власть больше, в другое время меньше
вмешивалась в дела Церкви; точно так же была в разное время неодинакова деятельность, какую церковная власть
проявляла на политическом поприще.
Иногда роль церковной власти вырастала до чрезвычайности. Так было при Гермогене, когда патриарх стал
единственным представителем нации. Так было при Филарете Никитиче. Так было некоторое время при Никоне.
Эти отдельные случаи обусловливались обстоятельствами и личными качествами представителей государственной
и церковной власти. Но в общей сложности отношения были самые тесные, проникнутые сознанием обоюдной
необходимости и внутренней дополняемости. Сверх того, отношения царя с митрополитами и патриархами были
непосредственными, без всяких средостений . Голос Церкви и ее иерархии составлял также непременную