<< Пред.           стр. 230 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 принадлежность царского совещания с боярами и земскими соборами, а право церковной власти на печалование
 о всех обиженных и угнетенных давало новые связи государя со всем народом.
  Л.А. Тихомиров
 
  ЦЕРКОВНОЕ ШИТЬЕ икон, плащаниц, воздухов, облачений и украшений икон является отраслью искусства
 Древней Руси. Дошедшие до нас образцы XIV XVI вв. указывают на многовековую традицию, и, судя по
 отрывочным летописным записям, искусство церковного шитья процветало уже в XII в. Известно, что во
 Владимире весь путь шествия праздничных крестных ходов украшался по обеим сторонам улицы шитыми золотом
 и жемчугом тканями. Эти памятники погибли при пожаре 1183. О русском церковном шитье упоминается в описи
 Афонского монастыря Ксилургу 1143. Памятники гибли не только от пожаров, но от перекройки устаревших
 облачений, которые к тому же сжигались для добычи расплавленного золота.
  В допетровское время женщине не полагалось пользоваться кистью и красками, но, заменяя их иглой и
 шелками, она достигала художественного совершенства. Придерживаясь установленных правил иконописи,
 женщина по своему усмотрению и вкусу вносила расцветку, измышляла новые швы и, соединяя узоры, составляла
 новые орнаменты. По данному обету труд многих лет поступал обычно в чтимый монастырь. Своим трудом
 женщина благодарила Бога за услышанную молитву, делала вклад на поминовение покойного мужа и замаливала
 свои грехи.
  В московской мастерской царицы, в просторной и самой светлой комнате дворца, помещались за пяльцами
 около пятидесяти девушек-мастериц, которых царица брала к себе наверх во дворец, воспитывала и выдавала
 замуж. Они обучались грамоте и в свою очередь учили царевен.
  Царицын Двор был отдельным ведомством от Двора царя с отдельным штатом служащих, где почти все
 должности занимались женщинами. Каждая получала годовой оклад и несла строгую ответственность за
 возложенную работу. Царицын Двор ведал хлопотливым и сложным хозяйством личных вотчин царицы и также
 дворцовыми рукодельницами и ткацкими мастерскими на слободах. Правой рукой царицы была казначея, на
 обязанности которой лежало хранить материи, шелка, нитки и вести на них приход и расход.
  Вышивальные мастерские существовали не только во Дворце, но и в частных светлицах и теремах знатных
 боярынь. По примеру царицы они руководили работой мастериц, сидя сами за пяльцами.
  Шитье, по своему приему, придерживалось техники перегородчатой эмали. Иконописец знаменил , т.е.
 переводил рисунок на тонкую бумагу, которая нашивалась на бархат или шелк, натянутый на пяльцы. Сквозь
 бумагу рисунок обводился тончайшей строчкой черного шелка до мельчайших подробностей. Закончив с
 контуром, вышивка освобождалась от прошитой бумаги и промежутки рисунка заполнялись атласным швом в
 раскол . Главное искусство заключалось в расположении и направлении стежков одноцветной шелковой нитки,
 чтобы ее переливы давали выпуклость лику. Теней в шитье не полагалось, как и на иконе, и тени образовывались
 сами собой в зависимости от направления стежков и отблеска шелка. Богатство узора падало главным образом на
 одеяния и на фон, т.е. на поле вышивки. Иногда то и другое заполнялось выпуклым шитьем поверх натянутых
 веревок или накладным швом, т.е. пришиванием шелковой или золотой нити сверху вниз, составляя этим
 приемом разнообразный узор. Сияния (нимбы) вышивались накладным , кованым или пряденым золотом,
 образуя квадратики (клопцы) или иные узоры. Жемчуг нанизывался клетками (рефилью) в снизку , решеткой (в
 рясную), сеткой (фонариками) или в сычку , когда сажались четыре жемчужины вместе, образуя крест.
  Чем древнее вышивка, тем более она отражает спокойную усидчивость, терпение, тонкость вкуса и исполнения,
 а в подборе расцветки мягкость и сдержанность. В к. XVII в. вшиваются для скорости целые куски бархата и
 парчи, контуры становятся резче, шов грубее, расцветка ярче.
  В монастырях, соборах, в Оружейной палате, в Патриаршей ризнице, в московском Историческом музее
 сохранились св. плащаницы, покровы, воздухи и облачения XIV XVII вв., пелена работы кн. Марии 1389,
 саккосы митр. Петра и Алексея 1325, пелена Софии Палеолог 1499, св. плащаница кн. Старицкой 1555, пелена кн.
 Голицыной 1595 и многие другие.
  Особо чтимые иконы украшались богатой парчой, шитьем и жемчугом. Полотенце с расшитыми концами
 (убрус) возлагалось вокруг иконы. Часть его, закрывающая верхнюю часть, называлась очелье и украшалась
 золотым шитьем. К очелью прикреплялись лопасти из тафты с нанизанным жемчугом. Лопасти шли по бокам
 иконы и прикреплялись серебряными пуговицами. Концы лопастей назывались наконечниками и украшались
 жемчугом. К ним пришивались кружева. Четырехугольный парчовый плат с вышитой на нем репликой иконы
 прикреплялся к нижней части иконы. Убрус и пелена служили прикрытием иконы, сохраняя ее от пыли и
 прикосновения рук во время перенесения.
  Н. Ш.
 
  ЦЕРКОВЬ (греч.: Божий дом), 1) храм; 2) мистическое Тело Христово; 3) церковный народ.
 
  ЦЕСАРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 792.
  Празднуется 9/22 апреля.
 
  ЦЕСАРСКАЯ-БОРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она явилась в 1-й пол.
 XII в. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, в местечке Усвят Витебской еп., в местности,
 называвшейся Бором, почему и известна под именем Боровской. Цесарскою же названа она потому, что
 представляет собой точную копию древнейшей Цесарской, которая прославилась чудотворениями в 792 и которой
 празднуется 9 апреля. Из кладбищенской церкви икона была перенесена в самое местечко Усвят, в Спасо-
 Преображенский храм. О чудесных знамениях и исцелениях от сей иконы имеется много сказаний и в предании, и
 в записях. Например, в 1859 в Усвяте и его окрестностях была сильнейшая холера, от которой ежедневно очень
 многие умирали. Тогда жители обратились за помощью к Царице Небесной и с глубокой верой и слезной молитвой
 совершили крестный ход с чудотворной иконой вокруг всей бедствующей местности, и болезнь в тот же день
 начала ослабевать. На другой день крестный ход был повторен, и холера совсем прекратилась. В том же году, по
 просьбе усвятских жителей, Св. Синодом было разрешено празднование Цесарской-Боровской иконе 30 мая/ 12
 июня, вместо 9 апреля, как праздновалось до этого времени.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУССКАЯ. См.: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
 
  ЦИВИЛЬСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, в 1670, когда шайки Степана
 Разина готовились к нападению на Цивильск, вдове Ульяне Васильевой явилась во сне Тихвинская икона
 Пресвятой Богородицы, стоявшая в городском соборе, и Царица Небесная сказала ей, что Ее заступлением город
 не пострадает, но только чтобы в благодарность за свое спасение жители устроили монастырь во имя Ее, позади
 города. Город действительно не был взят, и жители устроили монастырь на указанном месте. С соборной
 Тихвинской иконы был снят список и поставлен в монастыре.
  Празднуется 26 июня/9 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЦИКУНОВ Анатолий Кузьмич (псевд. Кузьмич) (1933-1991), русский ученый-экономист и публицист.
 Исследовал процессы установления международного контроля над русскими ресурсами. На фактическом
 материале показал, что русское сырье и ресурсы рассматриваются Западом как общее достояние. Международная
 легализация такого подхода была закреплена в 1884 в Берлине принятием ведущими странами мира Акта
 Берлинской конференции , в котором, по справедливому выводу Цикунова, закреплялся принцип эффективной
 оккупации, суть которого сводится к тому, что каждая страна обязана эффективно добывать сырье на своих
 территориях и пускать его в оборот, а если не позволяют технические средства, то допускать к эксплуатации
 другие страны и картели. Так Россия была сделана объектом совместной эксплуатации транснациональных
 экономических объединений.
  Русский ученый умер при невыясненных обстоятельствах.
  О. Платонов
 
  ЦИМЛЯНСК, город в Ростовской обл., центр Цимлянского р-на. Расположен на правом берегу Дона
 (Цимлянское вдхр.). Население 16,3 тыс. чел. Основан в 1672 донскими казаками как казачий городок Усть-Цимла.
 
  ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (5/17.09.1857-19.09.1935), русский ученый и изобретатель в
 области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.
 Родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, Циолковский практически потерял слух и
 учился самостоятельно. В 1879 сдал экстерном экзамены на звание учителя. В 1880 Циолковский назначен
 учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище (Калужская губ.). В это время вышли первые
 труды Циолковского Теория газов и Механика животного организма (1880 81). Он был принят в Русское
 Физико-химическое общество.
  С 1884 Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и обтекаемого аэроплана, с 1886 ракет
 для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и
 предложил несколько их схем. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в
 гимназии и епархиальном училище. В том же году вышел в свет его труд Аэростат металлический управляемый
 (о дирижабле). В 1897 Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой
 рабочей частью.
  В советское время Циолковский занимался главным образом теорией движения ракет (ракетодинамикой). В
 1926 29 он разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с
 движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет,
 лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты
 искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций. В 1932 Циолковский обосновал теорию
 полета реактивных самолетов в стратосфере.
  Технические идеи Циолковского нашли применение в конструировании ракетно-космической техники.
 
  ЦИОЛКОВСКОГО ФОРМУЛА, выдающееся мировое открытие, основное уравнение движения ракеты,
 определена в 1903 русским ученым К.Э. Циолковским в его гениальной работе Исследование мировых
 пространств реактивными приборами .
 
  ЦИФРОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ БУКВ. В церковно-славянском языке арабские и латинские цифры не
 использовались. Для записи чисел употреблялись буквы церковно-славянского алфавита, имевшие цифровые
 значения. В этом случае над буквой стоял знак титла. Если число было записано двумя и более буквами, то знак
 титла, как правило, ставился над второй буквой от конца. Тысячи обозначались знаком , который присоединялся к
 букве.
 
 
  Летосчисление велось как от Рождества Христова, так и от Сотворения мира. Временной промежуток между
 этими событиями, по церковному преданию, равен 5 508 годам.
 
 
 
 ч
 
  Ч, буква червь; согласная, двадцать пятая буква русского алфавита. В церковном счислении означает
 девяносто.
 
  ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (25.04.1840-25.10.1893), великий русский композитор. По окончании в 1859
 Петербургского училища правоведения служил в Министерстве юстиции (до 1863). В 1866-78 Чайковский -
 профессор Московской консерватории.
  Основная тема творчества Чайковского конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к
 счастью с жестокой действительностью. Чайковский раскрывал глубокий внутренний мир человека, его музыка
 проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом. Он создал высочайшие образцы опер, балетов,
 симфоний, камерных произведений. Среди них десять опер Воевода и Ундина (1869), Опричник (1874),
  Евгений Онегин (1878), Орлеанская дева (1881), Мазепа (1883), Черевички (1885), Чародейка (1887),
  Пиковая дама (1890), Иоланта (1891), три балета Лебединое озеро (1877), Щелкунчик и Спящая
 красавица (1889), получивших огромную популярность в России и за рубежом и занявших прочное место в
 репертуаре многих оперных театров мира. Чайковский принадлежит к великим мастерам-симфонистам. Наиболее
 известные из симфонических произведений 6-я патетическая симфония (1880), увертюра 1812 год , увертюра-
 фантазия Ромео и Джульетта (1893), фантазия Франческа да Римини (1876), Итальянское каприччио (1880),
  Манфред (1885), фортепьянные и скрипичные концерты (среди них 1-й фортепьянный концерт с оркестром,
 вариации на тему рококо для виолончели с оркестром). Чайковский автор 104-х романсов. Темы сочинений
 Чайковского были навеяны преимущественно произведениями русских писателей (А. С. Пушкина, А. Н.
 Островского) и народными сказочными сюжетами. Он участвовал в создании либретто всех своих опер, в чем ему
 содействовал и его брат Модест Ильич.
  В сер. 1870-х Чайковский познакомился с богатой и высокообразованной меценаткой Н. Ф. фон Мекк.
 Благодаря ее материальной поддержке он смог полностью отдаться композиторскому творчеству. В 1885
 Чайковский обосновался в Клину (ныне Дом-музей П. И. Чайковского).
  Как создатель высочайших образцов лирико-психологической музыкальной драмы, крупнейший реформатор
 балетной и камерной музыки Чайковский оказал большое влияние на мировое музыкальное искусство.
  В. А. Федоров
 
  ЧАПЛЫГИН. См.: РАНЕНБУРГ.
 
  ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (24.03/5.04.1869-8.10.1942), выдающийся русский ученый в области
 теоретической механики, гидро- и аэромеханики, один из основоположников современной аэродинамики.
 Совместно с Н.Е. Жуковским участвовал в организации ЦАГИ (1918, в 1921 41 научный руководитель). К
 крупным достижениям математической мысли принадлежат исследования С.А. Чаплыгина по теории
 дифференциальных уравнений.
 
  ЧАСОВОЙ , православно-монархический журнал, орган связи русского воинства за рубежом. Выходил во
 Франции и Бельгии в 1929 41, 1947 88. Отстаивал национальные интересы русского народа.
 
  ЧАСОСЛОВ, богослужебная книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов
 содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме литургии.
 
  ЧАША СВЯТАЯ. - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  ЧЕБОКСАРЫ, главный город Чувашии. Расположен на высоком правом берегу Волги (порт), в долине,
 образуемой реками Чебоксаркой и Кайбулкой. Население 452 тыс. чел.
  Первое упоминание о Чебоксарах относится к 1469; с 1555 крепость Московского государства. В к. XVII
 XVIII вв. Чебоксары известный торговый центр Поволжья (соль, хлеб, пушнина, кожевенное сырье, мед и др.).
 В 1708 Чебоксары приписаны к Казанской губ., с 1781 уездный город. К н. XX в. торговое значение было утрачено.
 Город славился обилием церквей (12 каменных церквей, 11 часовен, Троицкий мужской монастырь с 3 церквами).
 
  ЧЕБЫШЁВ Пафнутий Львович (4.05.1821-26.11.1894), математик, создатель научной школы. Для творчества
 Чебышёва характерны разнообразие областей исследования, умение находить элементарными средствами
 фундаментальные результаты, стремление связать проблемы математики с принципиальными вопросами
 естествознания и техники. Создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, в теории
 вероятностей доказал, в весьма общей форме, закон больших чисел, в теории чисел асимптотический закон
 распределения простых чисел и др. Труды Чебышёва положили начало развитию многих новых разделов
 математики.
 
  ЧЕБЫШЁВА НЕРАВЕНСТВО, выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1867 русским
 ученым П.Л. Чебышёвым.
 
  ЧЕБЫШЁВА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, выдающееся открытие в области механики, сделанное в 1868 русским
 ученым П.Л. Чебышёвым для воспроизведения движения некоторой точки механизма по прямой линии.
 
  ЧЕБЫШЁВА ФОРМУЛА, выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1873 русским ученым
 П.Л. Чебышёвым.
 
  ЧЕКАЛИН. - См.: ЛИХВИН.
 
  ЧЕЛОБИТНЫЕ (челобиться от бить челом ), в делопроизводстве России XV н. XVIII в. просьбы или
 жалобы, подававшиеся центральным или местным властям. Челобитные были основной формой обращения к
 Государю. Писали отдельные лица и коллективы (коллективные челобитные дворян, посадских людей, жителей
 волостей, деревень и т. д.). Составлялись челобитные по определенной форме. В Москве их подавали на имя царя в
 приказы (особенно в специальный Челобитный приказ). Во время выходов царя из дворца и походов челобитные
 могли быть вручены непосредственно ему или сопровождавшим его лицам.
 
  ЧЕЛОБИТНЫЙ ПРИКАЗ, центральное правительственное учреждение России сер. XVI XVII вв., ведавшее
 разбором просьб (челобитных) служилых людей. Через Челобитный приказ правительство знакомилось с нуждами
 и потребностями служилых людей. Челобитный приказ играл важную роль как контрольный, направляющий и
 апелляционный орган правительственного аппарата, выполнявший функции канцелярии Государя, а также
 учреждения, где выяснялась обоснованность челобитных, принимались по ним решения или определялись
 учреждения, в компетенцию которых входил разбор челобитных. Особенно большое значение Челобитный приказ
 приобретает накануне реформ 1549 50 и в к. 1640-х. В сер. XVII в. круг прав и обязанностей Челобитного
 приказа сужается за счет передачи его функций другим учреждениям. В 1685 Челобитный приказ был присоединен
 к Владимирскому Судному приказу.
 
  ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (17/30.06.1914-8.12.1984), русский ученый в области механики и
 процессов управления, автор ряда мировых открытий по конструкции и динамике машин, теории колебания,
 динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Руководил разработкой ракеты-носителя и
 ИСЗ Протон , ИСЗ Полет , орбитальных станций типа Салют .
 
  ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович (ок. 1700-1764), русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного
 дворянского рода. Учился в Математико-навигацкой школе и Петербургской морской академии. На флоте с 1726
 подштурманом, в 1733 произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В.И. Беринга, в
 которой пробыл до 1742. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование
 судном, затем в отряде X. Лаптева. Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья
 Лены до Енисея. Весной 1741 прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного
 побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741 42 проехал на собачьих упряжках из Туруханска
 до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра до самой северной точки
 материка, названной его именем (мыс Челюскин).
 
  ЧЕЛЯБИНСК, центр Челябинской обл. Расположен на восточном склоне Южного Урала, на р. Миасс (бассейн
 Оби). Население 1083 тыс. чел.
  Основан в 1736 как русская крепость в урочище Челяба, на правом берегу р. Миасс; являлась одним из звеньев
 укрепленной линии, сооруженной для обеспечения безопасности Оренбурга. С 1743 центр Исетской провинции. В
 1744 крепость занимали отряды Емельяна Пугачева. Экономическое развитие города шло медленно из-за
 конкуренции других торговых центров Зауралья. С 1781 в составе Екатеринбургской обл. Пермского (позднее
 Уфимского) наместничества. Город с 1791; с 1796 уездный город Оренбургской губ. В 1890-х, в связи со
 строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и железной дороги на Екатеринбург, Челябинск
 стал крупным транспортным и торговым (вывоз хлеба из Западной Сибири) центром Урала. В к. XIX н. XX в.
 большое развитие получили в Челябинске чайное дело, хлеботорговля и мукомольное производство; выросли
 кожевенные, маслобойные и др. предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.
 
  ЧЕЛЯДЬ, наименование зависимого населения в России. В Древней Руси VI IX вв. употреблялось для
 обозначения патриархального рабства; в IX X вв. челядь рабы, ставшие объектом купли-продажи.
 Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу зависимого населения, в сер. XI в. его
 сменил термин холопы . В XVIII XIX вв. челядь обозначает дворовых людей помещика.
 
  ЧЕНСТОХОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в монастыре близ г. Ченстохова, в
 217-ти верстах от Варшавы, отчего самая икона и монастырь называются Ченстоховскими. Предание говорит, что
 икона сия написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и находилась она первые три века. Св. царица
 Елена, обретшая крест Христов, 6 марта 326 получила от верующих в дар сию икону и привезла в
 Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была св. икона в Россию
 вел. кн. Львом, основателем города Львова, и поставлена в Белзском замке, где прославилась чудесами. Так, когда
 татары, вторгшись в Россию, осадили замок Белз, икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене
 для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, и из язвины истекла
 кровь, что остается видимым и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали
 умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка. После сего чуда Владислав, кн.
 Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ г.
 Ченстохова. Он соорудил там монастырь и в 1352, перенесши туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже
 своим католическим монахам Паулинского ордена. Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели
 похитить вместе с сокровищами и сию икону, но невидимая сила удержала ее: лошади с иконой не могли
 двинуться с места. В 1813, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес
 генералу Саккену список с Ченстоховской иконы. Имп. Александр I украсил список богатой ризой и поставил в
 Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть еще в слободе Верхняя Сыроватка.
 Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова.
  Празднуется 6/19 марта.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЧЕРВЕНСКИЕ ГОРОДА, название (по г. Червеню) группы древних русских городов по верхнему течению
 Западного Буга, его притокам Гучве и Луге, верховьям Стрыя. В их число входили Червень, Перемышль, Луческ,
 Сутейск, Броды и др. Червенские города находились на границе между Русью и Польшей и часто являлись
 предметом споров и военных столкновений. В 980-х они были возвращены Руси киевским кн. Владимиром
 Святославичем, который посадил здесь своего сына Всеволода. В 1018 Червенские города захватил польский
 король Болеслав Храбрый, но в н. 1030-х они снова отошли к Киеву и удерживались уже постоянно в составе
 русских земель. Позднее Червенские города стали частью территории Владимиро-Волынского княжества.
 
  ЧЕРДЫНСКАЯ ДОРОГА, древний путь через Уральские горы в Западную Сибирь. От г. Чердыни
 Чердынская дорога шла вверх по рекам Вишере Велсую Почмоте, далее через водораздел на речку Тальтию
 и вниз по рекам Ивдель Лозьва Тавда Тобол.
 
  ЧЕРДЫНЬ, город в Пермской обл., центр Чердынского р-на. Расположен в Северном Предуралье, на правом
 берегу р. Колвы (приток Вишеры). Население 6,6 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1451. В XV XVI вв. столица края Великая Пермь. В 1472 вошла в состав Московского
 государства. В 1535 официально признана городом. От Чердыни начиналась Чердынская дорога древний путь
 через Уральские горы в Западную Сибирь. Со 2-й пол. XVI в. Чердынь важный перевалочный пункт, где
 останавливались на зимовку караваны, двигавшиеся на восток. С открытием в 1598 Бабиновской дороги Чердынь
 перестала играть роль перевалочного пункта. В н. XVIII в. в связи с быстрым развитием Соликамска
 экономическое значение Чердыни уменьшилось. В XIX в. значительный центр торговли зерном, рыбой, мехом.
  Архитектурные памятники: церковь Иоанна Богослова (1705 18), Воскресенский собор (1750 54), церковь

<< Пред.           стр. 230 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу