<< Пред.           стр. 231 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Преображения (1756), здания бывшего Арсенала (1-я пол. XVIII в.).
 
  ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь, С.-Петербургская еп., в
 окрестностях г. Луги, на острове оз. Череменец. Основан в 1479 по случаю явления на сем острове иконы св. ап.
 Иоанна Богослова; эта явленная св. икона находилась в соборной Иоанно-Богословской церкви.
 
  ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774-15.06.1842), Мирон Ефимович (1803 5.10.1849), русские
 машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную
 в 1833, Мирон Черепанов и его жена в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод
 (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых
 имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до
 конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а
 в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца заменил его. Черепановы усовершенствовали
 оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и
 золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин,
 которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20
 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833 34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 второй
 (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная
 рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу
 паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде
 дорога работала еще в н. XX в.
  Б.С.
 
  ЧЕРЕПОВЕЦ, город в Вологодской обл., центр Череповецкого р-на. Расположен на Волго-Балтийском водном
 пути. Население 321 тыс. чел.
  Основан в 1777 как город у слияния рек Шексна и Ягорба, на месте упраздненного в 1764 Воскресенского
 монастыря (предположительно основан в 1362, впервые упоминается под 1449) и находившегося в 1,5 км от него
 торгового села Федосьево.
 
  ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (14/27.07.1903-14.09.1966), русский актер. Артистическую
 деятельность начал в Ленинградском ТЮЗе в 1926 и на Ленфильме.
  С 1933 в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (роли: Петр в Петре I A. H. Толстого, Хлудов в
  Беге М. А. Булгакова, Мичурин в Жизни в цвету А. П. Довженко, Осип в Ревизоре и др.).
  Снимался в кинофильмах Депутат Балтики (профессор Полежаев), Дети капитана Гранта , Петр I ,
  Александр
  Невский , Иван Грозный , Дон Кихот , Все остается людям .
 
  ЧЕРКАССКИЙ Владимир Александрович (2.02.1824-19.02. 1878), князь, русский государственный и
 общественный деятель. В к. 1840 50-х был близок к славянофилам, сотрудничал в Русской беседе . Принимал
 активное участие в подготовке отмены крепостного права, будучи членом Тульского губернского комитета и
 Редакционных комиссий в Петербурге. Вместе с Ю. Ф. Самариным и Н. А. Малютиным разработал закон об
 устройстве крестьян в западнорусских землях. Во время освобождения Болгарии от турецкого ига был
 заведующим гражданской части, где провел ряд важных мер для установления нормальной жизни в
 освобожденной стране.
 
  ЧЕРКАССЫ, город в Малороссии. Известен с XIII в. в составе Киевского княжества. В к. XIV в. захвачен
 Литвой, с 1569 Польшей. В 1793 возвращен России.
 
  ЧЕРНАЯ МОГИЛА, славянский дружинный курган (высота 11 м, окружность 125 м) к. X в. в Чернигове. Под
 насыпью найдены остатки погребального костра и многочисленные пострадавшие от огня вещи: мечи, кольчуги,
 наконечники копий и стрел, железные орудия труда, металлические сосуды, глиняные горшки, замки, ключи,
 женские украшения и др. В верхней части насыпи кургана (7м над погребальным костром) были положены шлемы
 и кольчуги, золотые византийские монеты IX в., железный котел с костями барана и два жертвенных ножа,
 маленький бронзовый идол и два сосуда из рогов тура, окованных серебром. На одной из оковок изображен
 растительный орнамент, на другой вооруженные луками женщина и мужчина, стреляющий в птицу. Размеры и
 богатство инвентаря Черной могилы свидетельствуют о том, что погребенный здесь воин (или воины, судя по
 двойному комплекту вооружения) принадлежал к славянской знати. Местное предание приписывало курган князю
 Черному основателю Чернигова.
 
  ЧЕРНАЯ РУСЬ, название, применявшееся в XIII XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения
 Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец),
 Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х Черную Русь
 захватил литовский князь Миндовг. В 1250-х она была возвращена Даниилу Галицкому, отдавшему Черную Русь
 своему сыну Роману Данииловичу, за которым она оставалась в течение нескольких лет. Затем Черную Русь вновь
 оккупировал Миндовг. После его смерти (в 1263) временно находилась в составе Галицко-Волынского княжества.
 В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского.
 Происхождение названия Черная Русь не выяснено.
 
  ЧЕРНАЯ СОТНЯ (слобода), форма самоуправления и самоорганизации ремесленников и торговцев Древней
 Руси (см.: Рабочее самоуправление).
 
  ЧЕРНИГОВ, город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром
 восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских
 летописях под 907. В X XII вв. Чернигов был крупным ремесленным и торговым городом. В 1024 36 и 1054
 1239 столица Черниговского княжества (в 1037 53 в составе Киевской Руси). В 1239 разрушен монголо-
 татарами. Во 2-й пол. XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского. После победы московских
 войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. В 1611 его
 захватили поляки, и по Деулинскому перемирию 1618 он отошел к Польше, в составе которой был центром т. н.
 Черниговского княжества, а с 1635 Черниговского воеводства. Население города принимало активное участие в
 освободительной войне 1648 54. С изгнанием из города польско-шляхетских войск (1648) Чернигов место
 дислокации Черниговского полка. После воссоединения Малороссии с Россией (1654) Чернигов в составе
 Русского государства, в 1782 центр Черниговского наместничества, с 1797 Малороссийской, а с 1802
 Черниговской губ. В XIX XX вв. крупный промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Спасо-
 Преображенский собор (ок. 1036), Ильинская церковь редкой бесстолпной конструкции (2-я пол. XII в.).
 
  ЧЕРНИГОВСКАЯ-ГЕФСИМАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Список Ильинской-
 Черниговской. Находилась в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Прославилась эта икона в 1860.
 Первым чудом от нее было исцеление более шести лет находившейся в расслаблении крестьянки Тульской губ.
 Феклы. Крестьянка эта отличалась благочестивой жизнью. Заболев, шесть лет лежала она почти неподвижно на
 одном боку. Когда привезли ее в скит и, внесши в церковь, поднесли к иконе, то она вдруг закричала: Пустите
 меня, пустите! В это время кости и суставы в теле ее захрустели, и она почувствовала себя совершенно здоровой.
 От иконы затем последовало множество исцелений, особенно от умственного расстройства и беснования; много
 исцелений совершилось от списков с сей иконы и от масла, взятого из лампады пред ней. Икона эта написана на
 полотне. Она принадлежала священнику Покровского Хотьковского монастыря о. Алексееву. Священник получил
 ее от некоего монаха Троице-Сергиевой лавры и впоследствии благословил ею дочь чиновника А. Филиппову. В
 1852 Филиппова пожертвовала икону в нижнюю пещерскую церковь Гефсиманского скита, сняв для себя с нее
 список, и украсила дорогой ризой. Празднуется 1/14 сентября.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество (XI XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало
 территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория
 принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества
 составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также Сновская тысяча с
 г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из
 Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между
 сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович.
 После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское
 княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с
 Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII
 в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович,
 Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали
 общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского
 княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно
 внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с
 Новгород-Северским (см.: Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск,
 Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить
 южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239
 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как
 государственное целое.
  В.К.
 
  ЧЕРНИЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Тамбовская еп., в окрестностях Шацка, близ с. Старого
 Черниева, на берегу р. Цны. Основан в 1570 иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в
 то время мордвой, мещеряками, черемисами и др. языческими народами; сначала был мужским; в 1912 обращен в
 женский. Соборный монастырский храм во имя Св. Николая Чудотворца был построен на месте бывшей
 деревянной церкви, освящен в 1736. Внутри собора сохранялся величественный резной иконостас, занимающий
 всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храма в архитектурном отношении имела ту
 особенность, что своды его держались не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по
 образцу московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III.
  С.В. Булгаков
 
  ЧЕРНИЧКИ, сельские женщины, не вступившие в брак по обету родителей или своему собственному. О таком
 намерении полагалось заявить смолоду, до двадцати лет, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах
 односельчан девушка была вековухой, то есть оставшейся в девичестве не намеренно, по обету, а случайно.
  Объявка намерения быть черничкой происходила в доме девушки, затем отец ее извещал об этом сход,
 участники которого благодарили отца. Чернички подразделялись на домашних и келейных.
  Первые жили в родных семьях, принимая участи в хозяйственной жизни, беспрекословно выполняли
 домашнюю работу, нянчили детей. С положением домашней чернички был связан особый комплекс моральных
 качеств и норм поведения. Они отличались смирением, трудолюбием, славились набожностью, соблюдали посты и
 усердно посещали церковь. Отмечается грамотность большей части черничек, чтение ими религиозных книг,
 знание службы Православной Церкви. Такой уровень духовности и весь образ жизни черничек вызывали
 одобрение крестьян. Только в том случае, если вековуха , живя в миру, посвящала свою жизнь служению Богу,
 она приобретала уважение окружающих и становилась необходимым членом общества . Бездетным вдовам
 черничество также давало определенное положение в общине.
  Даже домашние чернички держались обособленно: они избегали лишних разговоров и встреч с чужими
 людьми. Нередко где-нибудь в саду, на огороде, на задворках устраивали себе кельи. В келью заходили отдохнуть
 и послушать чтение Псалтыри и другие члены семьи . Значительно чаще, чем домашние, встречались келейные
 чернички, то есть те, которые уходили из дома и жили в кельях , расположенных где-либо на окраине деревни
 или совсем в стороне от селения. Местные названия их были различны: келейницы, спасеницы, вековуши,
 волкуши. Иногда такое келейничество превращалось в скитскую жизнь старообрядческого толка. Нередко оно
 заканчивалось уходом в православный монастырь. С монастырями и местными священниками чернички обычно
 поддерживали связь.
  Плата за одевание и обмывание покойника и чтение по нем Псалтыри обычно была основным источником
 существования черничек. В некоторых случаях ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла.
 Крестьяне охотно обращались к черничкам, так как за сорокоуст сорокадневное чтение Псалтыри по умершему
  принято было платить им меньше, чем священнику.
  Чернички обучали грамоте девочек. За умение читать по Псалтыри и обучение детей грамоте такие женщины
 пользовались уважением в общине. Чернички занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и лечением
 ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на продажу считалось допустимым для чернички, но
 сельскохозяйственным трудом они, как правило, не занимались.
  М.М. Громыко
 
  ЧЕРНОБОГ, в древнерусской языческой мифологии злой бог, приносящий несчастье. В ритуальной
 практике противопоставлялся Белобогу, составлял с ним неразрывную пару.
 
  ЧЕРНОВЦЫ, русский город в предгорьях Карпат на р. Прут. Возник в XII в. Впервые упоминается в 1408. В
 XV XVI вв. город подвергается разорению со стороны турецких, татарских и польских оккупантов. С сер. XIV в.
 захвачен Молдавским княжеством, которое было вассалом Турции. В 1775 захвачен Австрией. В 1918 оккупирован
 Румынией. Возвращен России в 1940.
 
  ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Румынии, Болгарии и Турции.
 Керченским проливом соединяется с Азовским морем, проливом Босфор с Мраморным морем и далее через
 пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями.
  В начале христианской эры Черное море называлось Понт Эвксинский (Гостеприимное море), а с IX X веков
  Русское море. С к. IX в. оно использовалось русскими для плавания из Балтийского моря в Византию (путь из
 варяг в греки ).
  Изучение и научное освоение Черного моря начались в н. XIX в. В результате первой русской экспедиции Г.П.
 Ман-ганары были составлены лоция и карта Черного моря. Большое значение имели исследования в 1881 82 С.
 О. Макаровым пролива Босфор, в котором было установлено двухслойное течение (верхнее из Мраморного в
 Черное море, нижнее из Черного моря в Мраморное).
  В 1890 91 экспедицией на судах Донец и Запорожец выполнены первые глубоководные наблюдения и
 установлен факт заражения глубинных вод сероводородом.
 
  ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА, предскифская культура земледельческих праславянских племен Среднего
 Приднепровья X VIII вв. до н. э. Она послужила основой культуры земледельческого населения Среднего
 Поднепровья, в котором можно видеть скифов-пахарей Геродота, относимых учеными к праславянам.
 Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее и в бассейне р.
 Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской
 культуры бронзового века. Для ранней ступени характерны бронзовые орудия, шлифованные каменные топоры и
 кремневые вкладыши для серпов, тюльпано-видные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная
 лощеная посуда. Позднее бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широкое применение получили
 изделия из кости. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ чернолесской культуры, из которых
 Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла.
  Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с
 захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи и в курганах. Для развитой чернолесской
 культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными
 треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и
 мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми
 выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической
 орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в
 родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-
 дружинников.
  А.Т.
 
  ЧЕРНООСТРОВСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., в Малоярославце, на
 высокой Особной горе, которая прежде называлась Черным островом .
  Упоминался в к. XV в. Разорен был в Смутное время; возобновлен в 1659; упразднен в 1775; восстановлен в
 1800. 12 октября 1812 под стенами монастыря произошло кровопролитное сражение с французами; над Св.
 вратами существовал Нерукотворный лик Спасителя, вокруг которого видны следы многих выстрелов, но самый
 лик остался невредимым. Ежегодно 12 октября из монастыря совершался крестный ход к особо устроенной
 часовне для отправления панихиды о павших в 1812 воинах.
  С.В. Булгаков
 
  ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, свободная часть крестьянского населения в России XIV XVII вв.
 Название происходило от слов черные люди и соха (единица податного обложения). Черносошные крестьяне
 владели черными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. В XVIII в. черносошные
 крестьяне вошли в состав сословной группы государственных крестьян.
 
  ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ, земельные владения черных людей в России XIV XVII вв. Черные земли считались
 частной собственностью свободных крестьян при административно-территориальных правах общины и верховно-
 государственном суверенитете великого князя (царя).
 
  ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ (др.-рус.: черный тяглый, податный), тяглое население, платившее все виды
 государственных налогов и повинностей и жившее на черных землях в деревнях и городах России XII XVII вв. К
 черным людям относились черносошные крестьяне, а также все население городских посадов, платившее налоги в
 отличие от беломестцев . Формой организации черных людей в деревне были волостные, а в городах
 посадские общины. Управлялись они кормленщиками (см.: Кормление).
 
  ЧЕРНЬ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Чернского р-на. Расположен на р. Чернь (бассейн
 Оки). Население 6,8 тыс. чел.
  Впервые упоминается как селение в 1566, с 1571 сторожевой пункт на южных рубежах России от набегов
 крымских татар. Позднее включено в число городов Белгородской защитной линии. С 1778 уездный город
 Тульского наместничества.
 
  ЧЕРНЯЕВ Михаил Григорьевич (22.10.1828-4.08.1898), военный и государственный деятель. В 1864 66
 участвовал в военных экспедициях в Среднюю Азию. С 1873 редактор газеты Русский мир , выступавшей с
 позиций панславизма. С начала Герцеговинско-боснийского восстания 1875 78 вопреки желанию российского
 правительства в 1876 уехал в Белград и был назначен главнокомандующим сербской армией. В 1882 84
 туркестанский генерал-губернатор.
 
  ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура древнеславянских земледельческих племен в лесостепи и степи от
 Нижнего Подунавья на запад до левых притоков Днепра на восток во II V вв. н. э. Названа по селу Черняхову
 (Киевской обл.), у которого был раскопан могильник. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена
 черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях: жилища наземные и землянки
 располагались рядами. Так, например, в Верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем
 Поднестровье наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим
 патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Для черняховской культуры характерен подъем земледелия
 (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались,
 вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади.
 Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера
 работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые
 заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена черняховской культуры торговали с
 ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. В
 создании черняховской культуры, по-видимому, участвовали и неславянские племена. Проявлялось влияние
 позднеантичной культуры.
 
  ЧЁРТ. См.: БЕС.
 
  ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (25.10.1877-14.03.1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С
 1895 преподаватель Синодального училища церковного пения (Москва), с 1917 гл. дирижер Московского
 государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского капитального
 труда по хороведению. Многочисленные произведения для хора, в т. ч. церковные литургии, Всенощное бдение,
 панихиды, отдельные песнопения.
 
  ЧЕСТНОСТЬ, прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства,
 надежность в исполнении обещаний (В.И. Даль). Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В
 древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте жить по совести,
 честно и без обмана , честно исполнять свой долг , лучше жить в честной бедности, чем в богатстве
 неправедном .
  В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. У русских
 бытовали такие выражения: Даю честное слово , Честные господа , Честные гости , Его честно принимали и
 провожали с почестями , Честная смерть (благородная, доблестная) .
  Народные пословицы: Честное здравствование сердцу на радость , Честный отказ лучше затяжки , Честное
 дело не таится , Честному мужу честен и поклон , Доброю (честною) женою и муж честен .
 
  Будь честен и правду люби всей душой,
  Страшись преступленья, но бед не страшись!
  С правдивой душою будь тверд, как гранит,
  Под громом при гневе кипящих людей!
  (Ф.Н. Глинка)
 
  Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего. У честных всегда бывает
 больше врагов, чем у бесчестных. Честный человек с тем и живет, чтобы иметь врагов (Ф.М. Достоевский).
  О. Платонов
 
  ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич (1874-1962), художник и писатель. Получил художественное образование в
 Петербурге, жил в д. Шаблово Костромской обл. Один из ярких мастеров русского народного искусства. Его
 картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной для Честнякова художественной идеей
 многолюдного и красочного города всеобщего благоденствия , своего рода крестьянского рая . Писал также
 сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.
 
  ЧЕСТЬ, достоинство человека, его право уважать себя перед лицом Божиим и право быть уважаемым духовно
 зрячими людьми (И.А. Ильин). В этом смысле в понятиях Святой Руси честь превыше всего . Честь ум рождает,
 а бесчестье отнимает , За честь голова гинет , Честь головою оберегают , Честь тверда, в слове стойка . За
 честь можно принять и смерть, ибо бесчестье хуже смерти .
  О.П.
 
  ЧЕТИ (четвертные приказы), центральные государственные учреждения в России XVI XVII вв. с
 финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям страны.
 Наиболее крупными четями были Новгородская (Нижегородская), Владимирская, Галицкая, Костромская

<< Пред.           стр. 231 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу