<< Пред.           стр. 233 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 терпели их, чем признавали.
  Так сложились в российской жизни два параллельных течения, которые сосуществовали и даже
 взаимодействовали друг с другом, редко пересекаясь, но если уж пересекались, то почти всегда трагически.
  О. Платонов
 
  ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич (1744-24.10.1792), русский писатель, историк, фольклорист, этнограф.
 Выходец из разночинцев.
  В 1755 58 Чулков учился в гимназии для разночинцев при Московском университете, в 1761 65 служил
 в придворном театре. После выхода в 1766 первой части его сборника плутовских новелл Пересмешник, или
 Славенские сказки оставил службу и начал заниматься литературным трудом. Пересмешник... (Т. I-IV, 1766-68,
 Т. V, 1788), принесший своему автору известность в литературных кругах, являлся собранием повестей и сказок с
 мотивами античной мифологии, рыцарского и плутовского романов, фольклора, в которых обличались
 судопроизводство, ростовщичество, корыстолюбие.
  Известны работы Чулкова по славянской мифологии. В 1767 он опубликовал Краткий мифологический
 лексикон , а в 1782 Словарь русских суеверий .
  Наиболее значительным историко-экономическим трудом Чулкова является Историческое описание
 российской коммерции... (Т. I VII, 1781 88). Это сочинение имело не только научное, но и практическое
 значение, знакомило купцов с состоянием и порядком торговли в разных краях России.
  Чулков издал Словарь юридический, или Свод российских узаконений... (Ч. 1 5, 1792 95), в котором
 систематизировал русское законодательство от Соборного уложения 1649 до законодательных актов 1790.
  Л. Н. Вдовина
 
  ЧУЛЫМ, город в Новосибирской обл., центр Чулымского р-на. Расположен в восточной части Барабинской
 низменности, на р. Чулым (бассейн оз. Чаны). Население 14 тыс. чел. Основан в 1762 как с. Чулымское при
 строительстве Сибирского тракта.
 
  ЧУР, в древнерусской языческой мифологии божество границ. Одно из древнейших божеств берегинь.
 Земля, в которой покоились предки (пращуры) какого-либо рода и которая переходила, наследуясь, из рода в род,
 считалась неприкосновенной. По поверьям многих племен, души тех, кто не уважает святости границ, передвигает
 межевые камни (столбы), хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают
 без пристанища. Такие люди вечно принуждены таскать камни, нигде не находя покоя, или носиться по полям
 блуждающим огоньком. Чур связан с миром. Он освящает и защищает право собственности, оседлость человека на
 земле, гуманные нравственные принципы (ср. чур мое!, чур пополам! , чур вместе! ). Со словом чур связаны
  черт , очерт , очерчивать . Праславянское черт проклятый; возможно, нарушивший границы
 географические, а затем неизбежно и нравственные, подменяющий добро злом.
  А. Баженова
 
  ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ, русский богатырь-красавец, представлен в былинах как женский угодник из Киева,
 поражал киевлян своей изнеженностью и франтовством.
 
  ЧУСОВОЙ, город в Пермской обл., центр Чусовского р-на. Расположен на западном склоне Ср. Урала, на р.
 Чусовой, близ впадения в нее рек Усьвы и Вильвы. Население 56,4 тыс. чел.
  Известен с XVI в. как с. Камасино. Дальнейшее развитие связано со строительством в 1874 железной дороги
 Пермь Екатеринбург (станция Чусовая) и началом строительства в 1879 Чусовского металлургического завода.
 
  ЧУХЛОМА, город в Костромской обл., центр Чухломского р-на. Расположен на берегу Чухломского озера.
 Население 5,6 тыс. чел. Впервые упоминается в 1381 как город в составе Галицкого княжества. В сер. XV в.
 присоединена к Московскому княжеству.
 
  ЧУХЛОМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: ГАЛИЧСКАЯ.
 
  ЧУЧКОВО, поселок городского типа в Рязанской обл., центр Чучковского р-на. Население 4 тыс. чел. Впервые
 упоминается в 1676 как село; в XVIII в. принадлежало кн. Н.А. Голицыну, затем Меншиковым.
 
 
 
 ш
 
  Ш, буква ша, двадцать шестая буква русского алфавита.
 
  ШАБЕЛЬСКИЙ-БОРК Петр Николаевич (Старый Кирибей) (1894 18.08.1952), русский писатель и
 общественный деятель.
  В Первую мировую войну в действующей армии, тяжело ранен. Во время революции отказался присягать
 Временному правительству. Участвовал в попытке спасти Царскую семью. В 1918 большевики арестовывают его и
 сажают в тюрьму вместе с Ф. В. Винбергом и кн. Н. Д. Жеваховым. Шабельскому-Борку и его друзьям удается
 избегнуть большевистского правосудия , бежать в Германию. Здесь Шабельский-Борк и Винберг выпускают
 газету Призыв и журнал Луч Света . В 1922 Шабельский-Борк вместе со своим другом С. Таборицким
 решается казнить злейшего врага исторической России масона П. Н. Милюкова. Однако предназначавшаяся
 Милюкову пуля поразила другого масона В. Д. Набокова. Шабельский-Борк был осужден на 25 лет лишения
 свободы, но по требованию патриотической общественности через пять лет выпущен по амнистии.
  В к. 1920 30-х Шабельский-Борк выпускает несколько историко-художественных книг, посвященных Павлу I
 ( Близкие Царя и др.) и Николаю II ( Вещие были о Святом Царе ). После войны он живет в Аргентине,
 продолжая свой писательский труд, сотрудничая с православно-монархическими изданиями, и прежде всего с
 журналом Владимирский Вестник (Сан-Пауло).
  О. Платонов
 
  ШАДРИНСК, город в Курганской обл. Расположен на Западно-Сибирской равнине, на р. Исети (приток
 Тобола). Население 88 тыс. чел.
  Поселение на месте современного Шадринска Шадринская заимка известно с 1644. В 1662 был основан
 укрепленный Шадринский острог (позднее слобода), названный по р. Курья Шадриха (приток Исети). Город с
 1712, назывался Архангельский Шадринский городок (позднее Шадринск). В XIX в. значительный торговый (в
 основном сельскохозяйственная продукция) и культурный центр Зауралья; были развиты пимокатное, кожевенное,
 сапожное кустарные производства.
 
  ШАЛЯПИН Федор Иванович (1.02.1873-12.04.1938), выдающийся русский певец (бас). С 10 лет был
 учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой ознакомился, участвуя в
 церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Семенова-Самарского (в Уфе). В 1891 92 разъезжал
 по России с малороссийской труппой. В 1894 был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. В 1896
 принял приглашение известного мецената и театрального деятеля С. И. Мамонтова выступать в гастрольных
 спектаклях Московской частной русской оперы. В 1896 99 Шаляпин исполнил в ней партии Сусанина, Бориса и
 Варлаама, Грозного, Варяжского гостя и др. В них во всю мощь проявился могучий певческий талант Шаляпина.
 Большую роль в развитии творчества Шаляпина сыграло его общение с С. В. Рахманиновым и В. В. Стасовым.
  В 1899 Шаляпин перешел в Большой театр в Москве, но одновременно продолжал выступать и в Мариинском
 театре. В 1901 состоялись триумфальные гастроли Шаляпина в Италии (в театре Ла Скала в Милане). Шаляпин
 был участником Русских сезонов за границей, устраиваемых С. П. Дягилевым (в 1907 13, главным образом в
 Париже).
  Среди лучших партий Шаляпина царь Борис ( Борис Годунов Мусоргского), Мефистофель ( Фауст Гуно),
 Мельник ( Русалка Даргомыжского), Сусанин ( Жизнь за царя Глинки). Шаляпин выступал и как камерный
 певец, исполняя русские народные песни и романсы. Он был талантливым художником и режиссером. С 1922
 Шаляпин жил в эмиграции, большей частью в Париже.
  В. А. Федоров
 
  ШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ пустынь, Калужская еп., близ с. Шамордина, на
 берегу р. Серены, в 12 верстах от Оптиной пустыни. Учреждена в 1901 из Казанской женской общины,
 основанной оптинским старцем о. Амвросием в 1884 в усадьбе, пожертвованной его духовной дочерью,
 Ключаревой (бывшей орловской помещицей, в иночестве Амвросией, ск. 1881). Главную святыню пустыни
 составляла находившаяся прежде в доме Ключаревой Казанская икона Божией Матери, про которую еще старец
 Амвросий свидетельствовал, что она несомненно чудотворная , и заповедал молиться пред нею и хранить ее.
 Здесь же находилась икона Богоматери, именуемая Спорительница хлебов и изображающая Божию Матерь (без
 Богомладенца), с распростертыми для благословения руками, сидящею на облаках, реющих над полем, на котором
 среди цветов и травы стояли и лежали снопы сжатой ржи. Такое изображение Богоматери, заимствованное с иконы
 Всех Святых, находящейся в Богородичном Всехсвятском женском монастыре Орловской еп., было в 1890
 прислано настоятельницею этого монастыря Оптинскому старцу Амвросию, а поле со снопами на этой иконе
 написано по мысли самого старца, которым дано и означенное наименование иконе (указывающее на то, что
 Богоматерь есть Помощница людям в их трудах к снисканию насущного хлеба) с назначением днем празднования
 ей 15/28 октября и которым эта икона и передана пустыни. В игуменском корпусе пустыни неприкосновенно
 сохранялась маленькая келья старца Амвросия, где провел он последние месяцы своей жизни и скончался.
  С.В. Булгаков
 
  ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в., с
 собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских вел. князей и царей, символ
 Самодержавия в России. В к. XV - н. XVI в. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха,
 присланной имп. Константином Мономахом вел. кн. киевскому Владимиру Мономаху. Однако возраст шапки (XIV
 в.) не соответствует предполагаемому событию (XII в.).
 
  ШАПОШНИКОВ Борис Михайлович (20.09/2.10.1882-26.03.1945), Маршал Советского Союза (1940).
 Родился в г. Златоусте в семье служащего. В 1903 окончил Московское военное училище, а в 1910 Академию
 Генштаба. Участник 1-й мировой войны, полковник. В Гражданскую войну в Высшем военном совете и Полевом
 штабе РВСР. В 1920-е командовал войсками ряда ВО. В 1928 31 начальник Штаба РККА. В 1932 35
 начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе. В 1937 40 и в июле 1941 мае 1942 начальник Генштаба,
 одновременно в 1937 43 заместитель наркома обороны СССР. В 1943-45 начальник Военной академии
 Генштаба. Труды Шапошникова ( Мозг армии и др.) оказали большое влияние на развитие советской военной
 науки.
 
  ШАРАНГА, поселок городского типа в Нижегородской обл., центр Шарангского р-на. Население свыше 6 тыс.
 чел. Основан в 1747. В к. XIX в. жители занимались обработкой льна, земледелием. С 1972 поселок городского
 типа. В Шаранге: художественная фабрика ( Хохломская роспись ).
 
  ШАРАПОВ Сергей Федорович (1856-1911), русский мыслитель, писатель, ученый-экономист и
 общественный деятель. В конце 1870-х был парижским корреспондентом газеты Новое время , позднее
 сотрудничал в Земле . В 1880 90-е издавал журналы Русское дело и Русский труд . Автор книг:
  Министерство земледелия и его задачи в России (1882), Будущность крестьянского хозяйства (1882 83),
  По русским хозяйствам (1881), Сочинения (1892), А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и
 науки (1893), Франция и славянство (1894), По садам и огородам (1895), Бумажный рубль (1895), Как
 ликвидировать золотую валюту (1899), Сочинения , т. 1 9 (1900 06) и др.
  Шарапов без преувеличения является классиком русской экономической мысли, еще до конца не понятым и не
 оцененным. Он автор монографии, в которой концентрируются важнейшие основы русской экономической
 мысли. Хотя сам автор скромно назвал ее Бумажный рубль (его теория и практика) , по существу, это
 обобщающий труд, который правильнее назвать Экономика в русском самодержавном государстве .
  Шарапов постоянно подчеркивает самобытность русской хозяйственной системы, условия которой совершенно
 противоположны условиям европейской экономики. Наличие общинных и артельных отношений придает русской
 экономике нравственный характер. Русские крестьяне являются коллективными землевладельцами. Им не грозит
 полное разорение, ибо земля не может быть отчуждена от них.
  Отмечая нравственный характер русской общины, Шарапов связывает с ней развитие возможностей
 хозяйственного самоуправления, тесной связи между людьми на основе Православия и церковности. Главной
 единицей духовного и хозяйственного развития России, по мнению Шарапова, должен стать церковный приход,
 который может быть не только вероисповедной, но и административной, судебной, полицейской, финансовой,
 учебной и почтовой единицей, обладающей общественным имуществом, своими учреждениями и предприятиями.
  Идеалом Шарапова была не зависимая от западных стран развитая экономика, регулируемая сильной
 самодержавной властью, имеющей традиционно нравственный характер. Даже покупательная стоимость рубля, по
 мнению Шарапова, должна оставаться на нравственном начале всенародного доверия к единой, сильной и
 свободной верховной власти, в руках которой находится управление денежным обращением.
  Самодержавное государство должно играть в экономике ту роль, какую на Западе играют крупнейшие банки и
 биржи. Государство ограничивает возможности хищной, спекулятивной наживы, создает условия, при которых
 паразитический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.
  Вместо шаткой и колеблющейся золотой валюты, связанной со всеми неурядицами мирового рынка, Шарапов
 предлагает введение абсолютных денег, находящихся в распоряжении центрального государственного
 учреждения, регулирующего денежное обращение. Введение абсолютных денег ликвидирует господство биржи,
 спекуляцию, ростовщичество. Шарапов не был противником частного предпринимательства, но считал, что оно
 должно носить не спекулятивный, а производительный характер, увеличивая народное богатство.
  О.Платонов
 
  ШАРТОМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., Шуйский уезд. Основан до
 1425. Существовало предание, что монастырь основан по случаю явления иконы св. Николая Чудотворца при вел.
 кн. Василии Темном. Соборный храм в честь св. Николая Чудотворца построен в 1650. Здесь находятся два древних
 образа его один на дереве, другой изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона
 Божией Матери; с этими иконами совершалось хождение по домам жителей Иваново-Вознесенска для поклонения.
 Из памятников старины были замечательны: царские резные врата в церкви Св. Григория; напрестольный
 деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар свт. Алексия, митр. Московского; Острожская Библия,
 печатанная в 1580, и пр.
  С.В. Булгаков
 
  ШАТАЛОВ Виктор Федорович (р. 1.05.1927), педагог-новатор, участник Великой Отечественной войны. На
 педагогической работе в школе с 1951. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися.
  Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий,
 представляющих программный материал в вербально-графических формах. Вместо традиционных домашних
 заданий учащиеся получают обширные предложения , объем и сложность которых варьируется на этапах
 обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и
 олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые
 формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.
 
  ШАТУРА, город в Московской обл., центр Шатурского р-на. Расположен в подмосковной Мещёре, на оз.
 Святое. Население 31,4 тыс. чел. Поселение на месте современной Шатуры известно с 1423. В 1917 начата
 разработка торфа на местных болотах.
 
  ШАФАРЕВИЧ Игорь Ростиславович (р. 3.06.1923), русский математик, мыслитель и общественный деятель,
 академик, президент Московского математического общества. Главное направление научной деятельности:
 алгебра, теория чисел, алгебраическая геометрия. Шафаревич, бывший диссидент, входивший в свое время в
 окружение агентов влияния США А. Сахарова и Е. Боннэр, нашел в себе силы порвать с космополитической
 средой и бросить ей дерзкий национальный вызов, вскрыв корни самых трагических событий и духовного распада
 в нашей стране. Вслед за французским историком О. Кошеном Шафаревич в своей книге Русофобия
 формулирует применительно к России понятие малый народ такой слой людей, которые противопоставляют
 себя всему остальному народу, с презрением относятся к его традициям и тем самым утверждают свое право
 распоряжаться этим народом как материалом для собственного творчества. В России ядро малого народа
 составило еврейство. Усилиями малого народа разрушаются интегрирующие механизмы , позволяющие
  большому народу ощущать себя и действовать как единое целое. Подвергаются осмеянию и делаются предметом
 ненависти русская история, вера, историческая власть, армия. Создается множество антирусских мифов,
 внушаемых народу. Народ как бы парализуется, становится беззащитной жертвой небольших агрессивных групп.
 Однако, сделав столь важные выводы, автор не смог показать главные составляющие инфраструктуры
 функционирования малого народа масонские ложи и еврейские националистические (прежде всего
 сионистские) организации. Более того, Шафаревич считал, что малый народ не виноват в своих преступлениях,
 ибо процесс разрушения малым народом большого скорее похож на болезнь, чем на преступление
 понятие вины к нему применять трудно . Тем не менее некоторая логическая непоследовательность автора
 компенсировалась большим историческим материалом, собранным в книге и позволявшим вдумчивому читателю
 самостоятельно прийти к правильным выводам.
  О. Платонов
 
  ШАХМАТОВ Александр Васильевич (р. 24.04.1947), русский оперный певец (бас), общественный деятель.
 Родился в Китае, вырос в Австралии, образование получил в Европе. С большим успехом гастролировал во многих
 странах мира, прославляя русскую культуру. В 1995 вернулся в Россию.
 
  ШАХМАТОВ Алексей Александрович (5/17.06.1864-14.08.1920), филолог, языковед, историк русского
 летописания, исследователь современного русского языка и его истории. Заложил основы текстологического
 изучения русских летописей, разработал научную гипотезу возникновения русского летописания, которую
 изложил в своих капитальных исследованиях Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908) и
  Повесть временных лет (т. 1, 1916); проследил историю развития русского летописания с XI по XVI в.
 ( Обозрение русских летописных сводов XIV XVI вв. , 1938). Занимался изучением проблем образования
 русской народности, славянского этногенеза, внес большой вклад в изучение русского языка, сравнительного
 языкознания и диалектологии.
 
  ШАХОВСКИЕ, русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей). Родоначальник
 Шаховских кн. Константин Глебович Ярославский, по прозвищу Шах, в к. XV в. был воеводой в Нижнем
 Новгороде. От его сыновей, князей Андрея и Юрия Константиновичей Шаховских, и пошел род Шаховских,
 существующий до настоящего времени. Шаховские служили кн. Андрею Васильевичу Большому и, потеряв свои
 ярославские вотчины, в к. XV в. были испомещены в Деревской пятине. С XVIII в. Шаховские занимали видные
 посты на военной и государственной службе. Алексей Иванович (ок. 1690 1737) сенатор, генерал-аншеф,
 правитель Малороссии (с 1734). Александр Александрович (1777 1846) драматург и писатель, член
 Российской академии (1810). Иван Леонтьевич (1776 1860) генерал от инфантерии (1826), участник
 Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813 14; член Государственного Совета (1839) и
 председатель Департамента военных дел (1848). Сергей Владимирович (1825 94), во время Русско-турецкой
 войны 1877 78 главноуправляющий Красного Креста на театре военных действий, в русской армии в
 Болгарии, а также в княжествах Болгарском и Восточной Румелии.
 
  ШАЦК, город в Рязанской обл., центр Шацкого р-на. Расположен на левом берегу р. Шачи (приток Цны).
 Население 7,6 тыс. чел.
  Основан в 1552 как укрепленный военный пост для защиты южных границ Русского государства; входил в
 засечную черту (Шацкая засека). В XVIII XIX вв. крупный центр торговли пенькой.
 
  ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1/13.06.1878-30.10.1934), русский педагог. Окончил отделение
 естественных наук физико-математического факультета Московского университета (1903). Педагогическую
 деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы,
 летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). С 1909 руководил обществом Детский труд и отдых . В 1911
 организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию Бодрая жизнь .
  После 1917 Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового
 типа. В основу его концепции легла идея организации открытой школы, центра воспитания детей в социальной
 среде.
  Организующим началом школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание в единстве с трудовым
 воспитанием.
 
  ШЕВЦОВ Иван Михайлович (р. 9.09.1920), русский писатель, вырос в бедной многодетной семье в
 белорусской деревне, учился в Саратовском пограничном училище, уже в неполные 20 лет начальник
 погранзаставы на Дунае, там и встретил войну. Воевал в разведке, был ранен. Затем работал в военных газетах,
 стал писателем, много печатался, хотя за вызывающе боевую патриотическую линию был принят в члены ССП
 лишь в 1979. В романе Тля впервые изобразил сионистские силы, действовавшие в нашей стране. В романе
  Любовь и ненависть (1970) и Набат (1979) разоблачалась подрывная деятельность западных спецслужб и
 сионистского подполья в нашей стране, раскрывался паразитизм и антирусский характер космополитической
 интеллигенции и ее покровителей в ЦК КПСС. Под прозрачными масками персонажей угадывались крупные
 политические марионетки и те, кто ими управлял (Суслов, Эренбург, Аджубей). Это понимали все, кому было
 положено, Шевцова ненавидели, но тронуть боялись. В печати о нем почти не говорили, но слава его была велика.
 Острые судебные очерки Шевцова в журнале Человек и закон приходилось печатать под псевдонимом
  Иванов , иначе их не пропускала цензура. Романы Шевцова далеко не всегда безупречны в литературном
 отношении, но их патриотическая страсть и прямота с лихвой перекрывают эстетические изъяны. Плодовито
 работает по сию пору, уделяя много внимания образу И.В. Сталина, верным солдатом которого был всегда.
  С. Семанов
 
  ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (9.03.1814-10.03.1861), малороссийский поэт и художник. Родился в семье
 крепостного крестьянина. В 1838 был выкуплен из крепостной неволи у помещика Энгельгардта и поступил в
 Петербургскую Академию художеств. Учился у К. П. Брюллова. По окончании академии в 1846 работал в
 Киевской археологической комиссии.
  Литературную известность Шевченко получил изданием в 1840 сборника стихов Кобзарь . Литературные и
 общественно-политические взгляды Шевченко складывались под влиянием творчества А. С. Пушкина, М. Ю.
 Лермонтова, В. Г. Белинского. Поэзия Шевченко отражала настроения, чаяния и думы малороссов. Эти
 настроения нашли отражение в поэмах Шевченко Катерина (1838), Гайдамаки (1841), Сон (1844),
  Наймичка (1845).
  В 1846 Шевченко вступил в основанное в к. 1845 преподавателями и студентами Киевского университета
 Кирилло-Мефодиевское общество, преследовавшее цель создания федерации славянских народов. Шевченко
 примкнул к левому крылу этого общества. В апреле 1847 общество было раскрыто полицией. Участники его без
 суда подверглись в административном порядке разного рода наказаниям. Самому суровому наказанию подвергся
 Шевченко, который был сослан рядовым солдатом в Оренбургскую губ. с запрещением писать и рисовать . В
 1850 Шевченко был переведен в Новопетровское укрепление на о. Мангышлаке. По амнистии 1856 Шевченко в
 1858 вернулся в Петербург. В 1859 Шевченко выехал в Малороссию, но за революционную пропаганду был
 арестован и отправлен в Петербург под надзор III Отделения.
  Из живописного наследия Шевченко хорошо известны его картина Катерина (1842), офорты Живописная
 Украина (1844), серия рисунков Притча о блудном сыне (1856 57), портреты, акварельные пейзажи.
  Л. Н. Вдовина
 
  ШЕВЫРЕВ Степан Петрович (18.10.1806-8.05.1864), русский историк литературы, критик, поэт, академик
 Петербургской АН (с 1841). Из дворян Саратовской губ. В 1818-22 учился в Московском университетском
 пансионе. Участник литературных кружков 1820-х, близкий к любомудрам ; увлекался немецким романтизмом и
 философией Шеллинга. В 1829 32 жил в Италии, изучал историю западноевропейской литературы. Возвратясь в

<< Пред.           стр. 233 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу