<< Пред. стр. 27 (из 245) След. >>
Сибирской магистрали способствовало быстрому экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, ростусибирских городов, переселенческому движению.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА, последняя суббота перед Пасхой в Страстную неделю. Посвящена воспоминанию
пребывания Иисуса Христа во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле со
Отцем и Духом, вся исполняли неописанный и, наконец, Воскресения Спасителя из гроба.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, город в Псковской обл. Расположен в пределах Ловатской низины, на берегах р. Ловать
(бассейн оз. Ильмень). Население 116 тыс. чел.
Впервые упоминается как город Луки на Ловати в 1166 (первое поселение в IX-XI вв., в 3 км от современного
города). С XII в. в составе Новгородской феодальной республики, крепость (построена в 1211) на подступах к
Новгороду и Пскову. С 1406 называется Великие Луки. С 1478 в составе Русского государства. В период Ливонской
войны здесь находилась ставка Ивана Грозного (с 1558). В 1580 крепость Великие Луки была захвачена польско-
литовскими войсками короля Стефана Батория, в 1583 возвращена России. В н. XVII в. город занимали войска
Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. В 1611 город был полностью разорен; восстановлен в 1619.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ, важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о
сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника
праздников Светлого Христова Вокресения, Пасхи.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение особенной
продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается
канон св. Андрея Критского с припевами к стиху. Помилуй мя, Боже, помилуй мя .
В пятницу первой недели Великого поста на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение
колива , т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. вмч. Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь
христианам для сохранения поста. Византийский имп. Юлиан Отступник в 362 приказал в Антиохии тайно окропить
кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но св. вмч. Феодор Тирон, сожженный в 306 за
исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому еп. Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение
Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. торжество Православия , установленное при царице
Феодоре в 842 в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают
молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в
вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает
Символ веры и произносит анафему, т.е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины
православной веры (в том числе масонов я экуменистов), и вечную память всем скончавшимся защитникам веры
православной, а многая лета живущим.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV в. Согласно с
православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом,
каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и
установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и
предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту твоему поклоняемся,
Владыко, и святое воскресение Твое славим . Эта песнь поется и на литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет
в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней
воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение
недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и
четвертая седмица Великого поста называются крестопоклонными .
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал
лестницу , или порядок, добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается
т. н. стояние св. Марии Египетской . Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для
всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день
читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре
дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице . Читается
торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное
избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист Похвала Богородице совершается для утверждения верующих в
надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с
врагами невидимыми.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп.
Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример
неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к
воспоминанию страстей Господних.
В субботу на 6-й неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота
называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные тропари по Непорочных : Благословен
еси Господи, научи мя оправданием Твоим , а на литургии вместо Святый Боже поется Елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя .
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный
вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей
ваий и цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется Воскресение Христово , а читается
непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением св. воды распускающиеся ветви вербы (ваиа)
или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят
до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ, четверг на Страстной неделе, у малороссов имел название Чистый четверг , Навий
Велик день (Пасха мертвых). Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл
ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения. Церковь воспроизводит этот обряд
омовение ног в действиях и лицах. Совершался он в главных епархиальных соборах, и в Петербурге можно было
видеть его в Исаакиевском кафедральном соборе неизменно сохранявшимся в том самом виде, в каком он совершался
в XVII в. в Москве. Несущественное отличие в совершении его было лишь в Новгороде. Там омовение начиналось
чтением протодиаконом и ключарем 10-го псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на средину
собора не по двое, а по одному и подводили к святителю со словами: А учениче, учитель глашает ти . Первый из
священников, изображавший ап. Петра, садился по левую руку святителя, последний занимал место Иуды
Искариотского. С него и начиналось омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест св. Евангелия.
После отпуста владыка кропил народ св. водою.
После совершения обряда, как у новгородского владыки, так и у московского патриарха, была трапеза для властей
предержащих. Царь жаловал из своих государевых рук государевым жалованьем находившихся в Москве архиереев и
раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал с колодниками, освобождал
нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму за долги.
По новгородскому уставу перед обедней совершалось еще общее елеосвящение пред столом, на котором среди
священных предметов положены были семь ручек с кистями, обвитых ватою, называющихся струнцами . По
совершении елеосвящения ключари наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями
поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами теплой воды и при этом две чарки и два полотенца. Семь
старших духовных властей брали почать с маслом и кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а
потом принимали помазание от святителя; в алтаре омывали теплой водой масло на лбу и руках и затем приступали к
разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми
полотенцами, которые разрезали на мелкие части и раздавали народу.
К этому же дню приурочено, по древнему обычаю, при митрополичьих кафедрах Московской и Киевской
мироварение, совершаемое только тогда, когда, по соображению количества св. мира, представляется в том
надобность.
Вечером в Великий четверг читается 12 Евангелий о земных страданиях Спасителя, и потому богослужение
называется страстями или великим стоянием , так как во время всенощной не разрешается сидеть. Совершение
этих служб церковных известно всем, поэтому мы не будем описывать их, заметим только, что в Новгороде в былые
времена святитель сам раздавал свечи народу и читал первое Евангелие в царских дверях, становясь лицом к народу,
последнее Евангелие читал очередной иерей.
О Чистом четверге среди русских сохранились суеверные представления, имевшие корни в языческой старине.
Так, по поверью, в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым,
становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери,
мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни все христосуются и затем в том же
порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные жилища могилы.
В некоторых местах существует обычай пережигать с квасною гущею соль, оскверненную прикосновением руки
Иуды-предателя; эта соль, так называемая четверговая , хранится как целебное средство от всевозможных болезней.
В Малороссии в этот день купаются в реке, стараясь окончательно омыть грехи свои; многие исповедуются и
причащаются второй раз, и этот обычай принят повсеместно.
Н.П. Степанов
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, город в Вологодской обл. Расположен на левом берегу Сухоны, против впадения в нее р.
Юг. Население 35,8 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1212. С к. XIV в. в составе Великого княжества Московского, играл роль форпоста в
борьбе с Новгородом. С к. XV в. важный торговый центр. В сер. XVI -XVII вв., в связи с открытием торгового пути по
Сухоне и Северной Двине к Белому морю, становится центром художественных ремесел (серебряная филигрань,
резьба по бересте, просечное железо и др.). Многочисленные архитектурные памятники XVII -XVIII вв.: церковь
Вознесения (XVII в.), церковь Сергия Радонежского (XVIII в.), ансамбли Михаила-Архангельского и Троице-
Гледенского монастырей (XVII в.).
Великий Устюг родина выдающихся мореходов и землепроходцев С.И. Дежнёва, Ф.А. Попова, Е.П. Хабарова,
В.В. Атласова и др., сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки.
ВЕЛИКОРУСЫ (великороссы), самая многочисленная из трех ветвей русского народа (великорусы, малороссы,
белорусы), обычно называемая просто русскими. Великорусы, как малороссы и белорусы, произошли от единой
древнерусской народности, сложившейся еще в VI -XIII вв. По мнению многих историков, наименования русские ,
великороссы , Русь , Русская земля восходят к названию одного из славянских племен родиев, россов, или
руссов. Из их земли в Среднем Поднепровье название Русь распространилось на все Древнерусское государство, в
которое вошли, кроме славянских, и некоторые неславянские племена. Уж в те времена наметились различия в
культуре населения лесистых северных и степных и лесостепных южных областей Руси: напр., на юге пахали ралом,
на севере сохой; северное жилище было срубным, высоким, с деревянной кровлей, южное полуземлянкой с
каркасными стенами, земляным полом и соломенной кровлей. В многочисленных городах высокого развития
достигли ремесла и торговля, древнерусская культура. В X в. появилась письменность, затем исторические
произведения (летописи) и литература на древнерусском языке, одним из ярких памятников которой является Слово
о полку Игореве (XII в.). Издавна существовал богатый фольклор сказки, песни, былины. В условиях
хозяйственного развития отдельных областей и удельной раздробленности еще в XII в. создались предпосылки для
формирования великорусской, малоросской и белорусской ветвей русского народа. Сложение русской народности
связано с борьбой против монголо-татарского ига и созданием централизованного Русского государства вокруг
Москвы в XIV-XV вв. В это государство вошли северные и северо-восточные древнерусские земли, где, кроме
потомков славян вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из других областей. В XIV-XV вв. эти
земли стали называть Русью, в XVI в. Россией. Соседи называли страну Московией. Названия Великая Русь в
применении к землям, населенным великороссами, Малая Русь малороссами, Белая Русь белорусами,
появились с XV в. Начавшаяся еще в древности колонизация славянами северных земель (Прибалтика, Заволочье),
Верхнего Поволжья и Прикамья продолжалась в XIV-XV вв., а в XVI-XVII вв. русское население появилось в
Среднем и Нижнем Поволжье и в Сибири. Великорусы вступали здесь в тесный контакт с др. народами, оказывали на
них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. В
XVIII- XIX вв. территория государства значительно расширилась. Присоединение ряда земель в Прибалтике,
Восточной Европе, Причерноморье, Средней Азии сопровождалось расселением великорусов на этих территориях.
Основные этнографические группы великорусов, различающиеся по диалектам ( окающий и акающий ) и
этнографическим признакам (постройки, одежда и т. п.), северные и южные великорусы. Связующим звеном
между ними является средневеликорусская группа, занимающая центральный район часть Волго-Окского
междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные, так и южные черты. Более
мелкие группы великорусов поморы (на Белом море), мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы
казаков и их потомков (на р. Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы бухтарминцы (на
р. Бухтарме в Казахстане), семейские (в Забайкалье).
Разрушение Российского государства в 1991 расчленило единый организм русского народа, для которого вся
Россия Российская Империя СССР была исторической Родиной. В одночасье десятки миллионов великорусов,
малороссов, белорусов стали иностранцами в своей стране. В частности, из 146 млн. великорусов такой статус
получили почти 27 млн. чел., из них 6230 тыс. чел. живут в Казахстане, 1650 тыс. в Узбекистане, 917 тыс. в
Киргизии, 905 тыс. в Латвии, 562 тыс. в Молдавии, 475 тыс. в Эстонии, 392 тыс. в Азербайджане, 388 тыс.
в Таджикистане, 345 тыс. в Литве, 341 тыс. в Грузии, 334 тыс. в Туркмении, 51 тыс. в Армении. Около 2
млн. великорусов живут в Северной и Южной Америке и Европе.
О.П.
ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ женский монастырь, Вологодская еп., основанный в
1262 в Великом Устюге на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился
соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь
монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764, по перенесении в него Великоустюжского
Преображенского женского монастыря, основанного около 1626, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи
построен в 1695. Ежегодно 24 июня устраивался крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с
чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии .
С.В. Булгаков
ВЕЛЬСК, город в Архангельской обл. Расположен на левом берегу р. Вель, при впадении в нее р. Вага (бассейн
Сев. Двины). Население 26,4 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1137, с 1550 известен как посад. Город с 1780.
ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович (14.09.1805-15.03.1827), русский поэт и общественный деятель.
Основал с товарищами в Москве Общество любомудров . Лучшие его произведения: Поэт , Жертвоприношение ,
Последние стихи , переводы из Гете ( Фауст в пещере и др.). Некоторые из его произведений дышат пессимизмом
и разочарованностью, но в большинстве светлый взгляд на жизнь и вера в человечество. Критическими статьями
Веневитинов опередил в эстетическом понимании современников.
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один из основоположников
бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве.
В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 1804-05 в канцелярии директора почт, с 1809 с
Лесном департаменте. С 1807 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-
бытовой трактовке. С 1811 Венецианов почетный член Академии художеств. В 1812 вместе с И. И. Теребеневым
создавал политические карикатуры на Наполеона.
Уйдя в отставку в 1819, Венецианов поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал
писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера. Наиболее известны картины Венецианова,
написанные в н. 20-х: Гумно , Спящий пастушок , На пашне , На жатве , Захарка . Венецианов писал также
портреты и картины религиозного содержания (наиболее значительная Предстательство Богородицы за
воспитанниц Смольного монастыря ). В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку
свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из
крепостной неволи Т. Г. Шевченко.
В. А. Федоров
ВЕНЁВ, город в Тульской обл., на р. Венёвке (приток р. Осётр). Население 15,4 тыс. чел.
Основан в XII в., в 7 км от современного города. Впервые упоминается в 1371. С к. XV в. в составе Великого
княжества Московского. В XV -XVII вв. входил в состав засечной черты. Город с 1777. В Венёве: завод алмазного
инструмента, молочный завод. Краеведческий музей. Архитектурные памятники: Покровская (1737), Богоявленская
(XVII-XVIII вв.) и Казанская (XVII н. XVIII в.) церкви и др., Венёв монастырь (1676-1701); в 18 км от Венёва
усадебный ансамбль в с. Аксиньино (1-я пол. XIX в.; принадлежал В.Д. Давыдову дяде героя Отечественной
войны 1812 Дениса Давыдова).
ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ и ГДОВСКИЙ, митрополит, священномученик (1847 1922), родился в
Олонецкой губ. в семье свящ. Павла Казанского и был крещен с именем Василий. Окончил Санкт-Петербургскую
духовную академию и там же принял монашеский постриг с именем Вениамин.
Вскоре он был рукоположен в священники, а в 1910 был поставлен во епископа города Гдова. В 1917 владыка
Вениамин стал Петроградским митрополитом. Ему выпало служить в тяжелейшие для Церкви времена: хаотичные
нападки на Церковь в революционные годы сменились организованными преследованиями. Был начат процесс
изъятия церковных ценностей , поводом к которому послужил голод в Поволжье. Митр. Вениамин был и сам готов
отдать голодающим все, веками накопленное Церковью. Но новой власти не нужны были добровольные
пожертвования. Владыка был обвинен в сопротивлении изъятию ценностей, предан суду и вместе с тремя своими
сподвижниками архимандритом Сергием Шейным, Ю. Новицким и И. Ковшаровым приговорен к смертной
казни. Они были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922. В апреле 1992 св. мученики были канонизированы.
Память сщмч. Вениамину отмечается 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25 января/7 февраля (в Соборе
ново-мучеников и исповедников Российских).
ВЕНЧАНИЕ, совершение таинства брака, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают
свободное обещание взаимной супружеской верности и союз их благословляется.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие, и при этом
бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание. Во время обручения жених становится по правую сторону, а
невеста по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки
супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей
обручаемым, о благословении их обручения, о соединении и сохранении их в мире и единомыслии священник
благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают
эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За
обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в
него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он возлагает на них венцы, а потом трижды
благословляет их обоих вместе, произнося: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их. Ред.) . В читаемом
послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии о
присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши
в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе и радость и горе. Троекратное же хождение их
вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти,
сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.
Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем
дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не
вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о
Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфирогенит (931-959)
пишет в наставлениях своему сыну: Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из
северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или
одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством
измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым
христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды п венцы .
Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно
возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало
Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления
церковных соборов.
Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали русские великие князья, а затем
цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой мужества ради своего и благочестия , по словам святого
митрополита Макария. Произошло это не просто так таковы дарованием не от человек, но по Божьим судьбам
неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя . Сам Иван Грозный
полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: Государь наш зоветца царем
потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь
греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем .
Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же
воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа как народа-богоносца, русской
государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как
осознания богослужебного долга, русского воцерковленного мироощущения как молитвенного чувства
промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в
личности Русского Православного Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле.
Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV
Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное
Таинство Миропомазания.
Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении
Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками
ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и
царством. Православный катехизис свидетельствует, что миропомазание есть таинство, в котором верующему при
помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и
укрепляющие в жизни духовной .
Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды сразу после крещения. Начиная с Иоанна
Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство
дважды свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского
служения.
Митрополит Иоанн (Снычв)
ВЕРА, в Православии главная добродетель, всецелое доверие Богу, убежденность в его доброте, вера в
спасительную силу Христа. Такая вера дает человеку жизнь, оправдывает его существование, указывает образ
поведения. По определению апостола Павла: Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
(Евр. 11: 1). В более широком понимании сущность веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который
не уничтожается смертью. Вера согласие воли с совестью (Л.Н. Толстой). Вера мать терпения, подательница
надежды, лестница к престолу любви (Свт. Игнатий Брянчанинов), главное и ведущее тяготение человека,
определяющее его жизнь, воззрения, стремления и поступки (И.А. Ильин). Как писал И.В. Киреевский: Необходимо
связать направление своей жизни со своим коренным убеждением веры. Без того жизнь человека не будет иметь
никакого смысла, ум его будет счетной машиной, сердце собранием бездушных струн, в которых свищет
случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человек, собственно, не будет. Ибо
человек это его вера .
О.П.
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и мать их СОФИЯ, один из самых почитаемых духовных образов Святой Руси.
Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в Риме жила вдова
по имени София, что значит премудрость . У нее были три дочери Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать
так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью.
Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их для мученического