<< Пред.           стр. 37 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, христианский праздник, совершаемый в последнее предпасхальное
 воскресенье.
 
  ВЫБОРГ, город в Ленинградской обл., центр Выборгского р-на. Расположен на Карельском перешейке, на
 побережье, полуостровах и шхерах Выборгского залива Балтийского моря, у входа в Сайменский канал. Население
 81,2 тыс. чел.
  Возник в XI-XII вв. как русско-карельское поселение. В 1293 захвачено шведами, которые построили на о.
 Замковый мощный замок. Город с 1493. Во время Северной войны 1700 21 был взят (1710) войсками Петра и
 закреплен за Россией по Ништадтскому мирному договору 1721.
 
  ВЫВОДНАЯ КУНИЦА, на Руси в XV-XVII вв. свадебная пошлина, взимавшаяся с невесты (с лица, выдававшего
 ее замуж) в случае брака с человеком другой волости или княжества, когда женщина переходила ( выводилась ) к
 мужу ( за волость , в город , за рубеж ).
 
  ВЫГОВСКАЯ пустынь, один из центров старообрядческого раскола, находилась в Повенецком у. Олонецкой
 губ., при реке и озере Выге. Основана около 1695 бежавшими из Соловецкого монастыря от осады иноками и другими
 ревнителями старины, не хотевшими принять Никоновых новин . В цветущее время община состояла из двух
 главных скитов, Данилова и Лексы (в 30 верстах от первого) и двенадцати пашенных дворов. Выработанное
 выговскими скитами учение распространилось не только в Олонецком крае, но и по всему Поморью; можно было
 найти последователей даниловского согласия и в других местах России. Но особенно много последователей
 привлекали сами скиты, считавшиеся беспоповским Иерусалимом . Сюда охотно шли; молодежь училась в скитах
 чтению, уставному письму и иконописи, для чего существовала особая школа; перепиской книг занималось там более
 100 девиц и несколько мужчин, оттого из скитов выходили опытные переписчики, начетчики и начетчицы, которые
 потом расходились в разные концы России и поступали в моленные при богатых домах последователей раскола. В
 скитах была и другая школа для обучения грамоте как детей крестьян окрестных селений, так и привозимых издалека
 детей раскольников, преимущественно дочерей состоятельных купцов, которые присылались в скиты для обучения.
 Число жителей в скитах увеличивалось. В к. XVIII н. XIX в. официально считалось до 1000 человек (700 женщин),
 неофициально до 2800. Вместе с религиозно-нравственным влиянием увеличивались и материальные средства
 выговских скитов. Главными занятиями скитников были земледелие и скотоводство. В 1830-х удобной земли, на
 которой велось трехпольное хозяйство, было более 800 десятин, не считая подсек. Последние разрешено им было (в
 1817 и 1833) делать на 25 верстах кругом. Для удобрения полей, а часто и для продовольствия, скиты должны были
 заняться в обширном размере скотоводством. Помимо этого, с древнейшего времени существования общины,
 выговцы занялись разными промыслами: рыбной ловлей, охотой, торговлей. Имелись в скитах и различные
 мастерские избы: кузнечная, швальни портная и чоботная, кожевня, медня и др. Выговцы имели свои корабли и
 посылали ежегодно от себя промышленников на о. Шпицберген для добывания оленей, моржей, белых медведей,
 песцов, белух и т. п. Всю добычу отвозили в Архангельск, там покупали треску и отправляли ее в Санкт-Петербург
 для обмена на хлеб. Были также у выговских в разных городах дома и капиталы. Доходы скитов в 1830-х
 простирались до 200 тыс. руб. Управлялись скиты выборным большаком , который жил в Данилове и заведовал как
 хозяйством и казною скитов, так и религиозными делами их. При большаке было всегда несколько доверенных лиц,
 помогавших ему в управлении делами и отправляющими службу в моленных. Для заведования хозяйством скитники,
 а особенно скитницы, делились на артели. Скитники носили особую одежду, вроде монашеской. Мужчины ходили в
 длинных черных кафтанах, убранных от шеи и до полу мелкими серебряными пуговицами; на голове, постриженной в
 кружок, темя было выбрито для благодати .
  Женщины носили черные китайчатые сарафаны с узкими рукавами, доходившими до кисти руки; сарафаны так же,
 как кафтаны, были унизаны пуговицами; волосы острижены в кружок; на голове носили черный клобук или шапки-
 треухи с черным флером до пояса. Лучший период в жизни скитов, совпадавший с наибольшим развитием их влияния
 и богатства, относится к царствованиям Екатерины II и Александра I, когда раскольники не подвергались
 преследованиям. Со вступлением на престол Николая I для выговских скитов начался тяжелый период преследований,
 окончившийся в конце его царствования полным их разорением.
  С.Ю.
 
  ВЫГОН СКОТА, первый весенний выгон скота у русских крестьян считался трудовым праздником.
 Производился он повсеместно на Егорьев день 23 апреля: св. Георгия считали покровителем скота. После молебна
 и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от Вербного воскресенья. Молебен мог
 совершаться у часовни, куда сгоняли скот, или просто в поле. В Рязанской губ. (Зарайский у.), напр., по свидетельству
 очевидца, первый выгон происходил таким образом: 23 апреля, в день св. Георгия, когда лист на березе должен быть
 в полушку, в первый раз выгоняется скот в поле. Во многих местах принято за правило в этот день призывать
 священника, чтобы отслужить молебен с водосвятием. С восхождением солнца сгоняется все стадо к часовне на
 выгон. Всякая хозяйка сгоняет свою корову вербой, которую нарочно для этого сберегает у образов с заутрени
 Вербного воскресенья. У часовни служится молебен, и когда воду освятят, то прогоняют все стадо мимо священника,
 и батюшка, стоя у околицы, окропляет проходящий мимо него скот святою водою . Пастухов потчевали пирогами,
 кашею и яйцами .
  Обряд первого выгона скота мог совершаться отдельными хозяевами у себя на дворе: хозяин брал в руки образ, а
 хозяйка горшочек с горячими углями и ладаном и три раза обходили свою скотину (сведения из Новоторжского у.
 Тверской губ.). Празднование в той или иной форме Егорьева дня было распространено по всей территории
 расселения русских.
  В некоторых местах день Егорья храбраго считался конским праздником. В Даньковском у. Рязанской губ.,
 например, в этот день делали коня . Четыре парня клали себе на плечи две крепкие жерди. Один из парней держал на
 вилах конский череп или конскую голову, убранную бубенчиками и кусочками цветных тряпок. Сзади концы жердей
 связывались веревкой. К веревке прикрепляли хвост, сделанный из вымоченной в воде конопли. Жерди обматывали
 сеном и грубой тканью из конопли. На жерди забирался верхом мальчик, чаще всего пастушонок. Он должен был
 уметь хорошо играть на жалейке.
  Конь в сопровождении зрителей обходил всю деревню под звуки жалейки. Затем компания направлялась в
 соседнюю деревню. Там, завидев издали шествие, снаряжали как можно скорее своего коня . На выгоне перед
 деревней происходил бой двух коней . Парни, подражая лошадиному ржанью, бросались друг на друга, пока один
 из коней не разваливался. Иногда после этого водили круги ( курагоды ), причем один из парней изображал
 коня.
  В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался овечий праздник овчар. Его приурочивали
 ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными
 исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с
 благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски
 продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня: о ценах на шерсть и
 задатках скупщиков. К посл. четверти XVIII в. овечий праздник в развернутом варианте в Рязанской, Владимирской
 и др. губ. встречался уже чаще в рассказах, чем в реальности, но местами сохранился и позднее. Бытовали в XIX в.
 народные прозвища святых этого дня: Авраамий овчар, Анастасия овечница. Пастухи овец (овчары) обращались к ним
 с молитвами.
  М.М. Громыко
 
  ВЫДРОПУССКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской
  Одигитрии . Ознаменовала себя чудесами в с. Выдропусске Новгородской еп. Отсюда она была похищена одним из
 бояр-воинов Грозного, когда царь возвращался из Новгорода после его покорения, и принесена в Муромскую вотчину.
 Тут, когда, по желанию воина, священник стал служить молебен пред иконою, которую пред молебном воин назвал
 пленницей, сделалась страшная гроза, покров церкви чудесно раскрылся и икона невидимой силой была поднята и
 унесена из храма, и она опять оказалась в Выдропусской церкви. Узнав о возвращении иконы на прежнее место,
 боярин отправился туда и там всенародно пред иконою принес свое глубокое раскаяние. Во время пожара храм, где
 стояла чудотворная икона, сгорел дотла, но икона найдена в пепле совершенно невредимою.
  Празднуется 28 июля/10 августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь,
  Киевская еп., в Киеве, на окраине города, у самого берега р. Днепра. Основан вел. кн. Всеволодом Ярославичем в
 сер. XI в. на том месте, куда во время крещения киевлян приплыл низверженный идол Перун. Выдыбай (выплывай),
 наш боже! кричали язычники; отсюда и название монастыря Выдубицкий. Каменная церковь Архистратига
 Михаила построена вел. кн. Всеволодом, но алтарная часть вследствие подмыва Днепра обрушилась и возобновлена
 митр. Петром Могилой. В н. XVII в. в нем водворена была уния; в 1637 очищен от униатов. В церкви Св. Георгия пред
 иконою этого святого находился ковчег с частицами мощей: св. Георгия, вмч. Варвары, Иоанна Дамаскина и др.; в
 церкви Преображения Господня обращал на себя внимание вырезанный в виде родословного древа иконостас, среди
 ветвей которого изображены праотцы Иисуса Христа по плоти, в положении возлежащих. Из других
 достопримечательностей монастыря обращали внимание: Евангелие Львовской печати 1636 и Служебник 1629.
  С.В. Булгаков
 
  ВЫЖИНКИ. См.: ПОМОЧИ.
 
  ВЫКСА, город в Нижегородской обл., центр Выксунского р-на. Население 63,4 тыс. чел.
  Основан в 1765 тульскими заводчиками братьями И. и А. Баташовыми в связи со строительством
 железоделательного завода.
 
  ВЫРОДКОВ Иван Григорьевич (ск. ок. 1563/64), русский военный инженер- городелец , воевода. Под его
 руководством под городом Угличем была срублена деревянная крепость, а затем в разобранном виде она была на
 великих ладьях бело-зерских переправлена в 1551 к устью р. Свияги и собрана там. Город Свияжск стал опорным
 пунктом и плацдармом русского войска при взятии им Казани. По проекту Выродкова в двух верстах от Казани была
 построена 13-метровая осадная башня. В разобранном виде она была доставлена к городу и собрана возле городского
 рва. В нее поставили 10 пушек и разместили 50 стрельцов с пищалями, которые вели огонь аки с небеси по улицам
 Казани во время осады города в 1552. Это сооружение сыграло важнейшую роль при взятии русскими войсками
 Казани. Выродков построил крепости в Галиче и Невеле и морской порт в устье р. Наревы. Выродков известен и как
 воевода участник Ливонской войны.
  О.М. Рапов
 
  ВЫРЬЕ (Вырий сад). См.: ИРЬЕ.
 
  ВЫСОКОГОРСКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ пустынь, Нижегородская еп., в окрестностях Арзамаса, на обширной и
 кругообразной горе. Основана в 1716; в 1735 по случаю беспрестанных нападений разбойников была оставлена
 иноками, а в 1743 снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находились: чудотворная икона
 Божией Матери Всех скорбящих Радость и Иверская.
 
  ВЫСОКОГОРСКАЯ ЧУРКИНСКАЯ УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Астраханская еп., на
 высоком и крутом холме, в устье р. Чурки. Основана в XVII в. В Успенском соборе находились: икона Спасителя,
 художественной живописи, в сребропозлащенной ризе, и древняя чудотворная Смоленская икона Богоматери по
 письму не позже XV в. Храмовая икона Успения Божией Матери имела вид и подобие Киевской, кругообразная, и
 стояла над царскими вратами, украшенная сребропозлащенной ризою. Над святыми вратами было устроено
 кругообразное металлическое сияние, весом до 90 пудов, в середине которого стоял глухой, двухсторонний чеканный
 образ на внешней стороне Успения Божией Матери, на внутренней св. Николая Чудотворца.
  С. В. Булгаков
 
  ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в Москве, на Петровке, у бывших Петровских
 ворот. Первоначально построен в 1380 вел. кн. Димитрием Донским; в 1505 при вел. кн. Василии Ивановиче вновь
 перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь св. Петра митрополита. Здесь находились иконы Божией
 Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 исцелением припадочных больных, и
 особо чтимая Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в
 серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе св. Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме
 находились гробницы Нарышкиных, родственников по матери Петра I.
  С. В. Булгаков
 
  ВЫСОЦКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в Серпухове, на месте, называвшемся
  Высокое , на берегу р. Нары. Основан в 1374 Серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения
 прп. Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 монастырь подвергся
 опустошению от татар, а в Смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находилось
 семь икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы
 замечательны Царские врата и иконостас XVI в. В храме Св. Афанасия Афонского и прп. Сергия находилась гробница
 Афанасия II, преемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранились крашенинные ризы прп.
 Сергия.
  С.В. Булгаков
 
  ВЫСОЧИНОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Икона явилась в н. XVIII в. На берегу р. Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в
 избе жил сторож с семьей. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые
 лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро
 ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика,
 отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь с. Артюхов-ки Харьковской губ., но икона три раза
 возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение
 ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время
 Полтавской битвы подарил землю с лесом бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут
 селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из с. Артюховки перенес сюда церковь, куда и была
 поставлена чудотворная икона. Впоследствии здесь устроен был монастырь.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ВЫСОЧИНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ мужской монастырь, Харьковская еп., близ г. Змиева, в с. Высочиновке.
 Основан в 1886. В монастыре со времени его открытия находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери,
 именуемая Высочиновскою. Она обретена была в н. XVIII в. в сосновом бору (находившемся на том месте, где теперь
 расположена обитель) охранявшим этот бор сторожем и вскоре прославилась исцелением его дряхлого отца от
 слепоты. После Полтавской битвы этот участок земли был пожалован Петром Великим сотнику Василию Высочину
 за то, что он с сотнею отбил и доставил царю шведскую пушку. Высочин на месте избы сторожа, где находилась св.
 икона, поставил деревянную церковь, замененную в 1795 каменной.
  С.В. Булгаков
 
  ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЕ, выдающееся научное открытие русского физиолога И. П.
 Павлова (1903), предопределившее направление развития всей мировой физиологической науки.
 
  ВЫСШИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ СОВЕТ, православная монархическая организация русского народа в
 эмиграции. Создана в мае-июне 1921 в г. Рейхенгалле (Германия). Сыграла заметную роль в сплочении русского
 патриотического движения за рубежом. В Совет вошли такие известные монархисты, как Н. Е. Марков (председатель),
 Н. Д. Тальберг, А. М. Масленников, А. А. Ширинский-Шихматов, А. В. Свистунов и др.
 
  ВЫТЕГРА, город в Вологодской обл., центр Вытегорского р-на. Расположен на р. Вытегра (пристань в 15 км от
 Онежского озера), на Волго-Балтийском водном пути. Население 12,6 тыс. чел.
  Известен с 1710 как Вянгинская пристань (Вянги), через которую проходил торговый тракт из Архангельска в
 Петербург. Город с 1773.
 
  ВЫШЕНСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона. Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Находилась в Вышенской пустыни, В 1812 была привезена из Москвы в Тамбовский
 Вознесенский девичий монастырь монахиней Миропией, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда.
 Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и
 после ее смерти, по завещанию, икона была туда перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, иноки иногда ночью
 видели разливающийся от нее по церкви яркий свет.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК, город в Тверской обл., центр Вышневолоцкого р-на. Расположен на северо-восточной
 окраине Валдайской возвышенности на р. Цна. Пристань на Вышневолоцком водохранилище. Население 62,7 тыс.
 чел.
  Возник как поселение на торговом пути волоке между реками Мста и Тверца, известен с 1471. В XVI в. крупное
 ремесленное селение, названное Никольский Погост или Погост на Вышнем Волочке. В 1703 22 по распоряжению
 Петра I у Вышнего Волочка построен канал первый искусственный водный путь в России, связавший бассейн
 Волги с Петербургом; население занималось обслуживанием судов, проходивших по Вышневолоцкой водной системе.
 Город с 1770. Со 2-й пол. XIX в. Вышний Волочёк крупный центр текстильной промышленности.
 
  ВЯЗИГИН Андрей Сергеевич (1867-1919), русский историк и общественный деятель. Председатель
 Харьковского отделения Русского Собрания. Руководитель фракции правых в III Государственной Думе, издатель
 журнала Мирный труд . Убит еврейскими большевиками.
 
  ВЯЗНИКИ, город во Владимирской обл., центр Вязниковского р-на. Расположен на прав, берегу р. Клязьмы.
 Население 44 тыс. чел.
  Село Вязники впервые упоминается в 1608; с 1611 ремесленно-торговая слобода, с 1662 место паломничества к
 чудотворному образу Казанской иконы Божьей Матери. С XVII в. Вязники известный центр выращивания льна и
 выработки льняной пряжи, полотна и пеньковых канатов; развивались также иконопись, резьба по дереву,
 огородничество и садоводство (в т.ч. выведены знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский, сорт вишни,
 вязниковский сорт огурцов). Город с 1778. С н. XIX в. один из центров льняной промышленности России. Родина
 русского поэта-песенника А.И. Фатьянова. Музей Русской песни (с 1999).
 
  ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Прославилась чудесами в соборе г. Вязники в 1624.
  Празднуется 8/21 июля.
 
  ВЯЗЬМА, город в Смоленской обл., центр Вяземского р-на, на р. Вязьма. Население 60 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1239. С 1403 в составе Великого княжества Литовского, с 1493 (окончательно с 1618)
 Русского государства. К XVIII в. значительный промышленный (кузнечное и кожевенное ремесла) и торговый центр.
 Город с 1776. Во время Отечественной войны 1812 близ Вязьмы 22 октября произошло сражение между
 отступающей наполеоновской армией и русскими войсками. В Великую Отечественную войну под Вязьмой
 происходили ожесточенные бои Советской Армии с немецко-фашистскими войсками (период Московской битвы
 1941-42).
 
  ВЯЗЬМА, река, левый приток Днепра, в Смоленской обл. Длина 147 км, площадь бассейна 1350 кв. км. Берет
 начало на Смоленско-Московской возвышенности. В древние времена часть пути, связывавшего при помощи
 волоков верховья бассейнов Волги, Оки и Днепра. Средний расход воды у с. Старое 3,55 куб. м/с. На Вязьме г.
 Вязьма.
 
  ВЯТИЧИ, древнерусское племя, жившее в бассейне Оки. Родоначальником вятичей летопись считает
 легендарного Вятко: А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи . Вятичи занимались
 земледелием и скотоводством; до X-XI вв. у вятичей сохранялся патриархально-родовой строй, в XI-XIV вв.
 развивались феодальные отношения. В IX-X вв. вятичи платили дань хазарам, позже киевским князьям, но до н. XII
 в. вятичи упорно отстаивали свою независимость. Кн. Владимир Всеволодович Мономах упоминает свой поход в
 землю вятичей на их князька Ходоту и его сына в перечне крупнейших военных предприятий. В XI-XII вв. на земле
 вятичей возник ряд ремесленных городов Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й пол. XII в. земля
 вятичей в результате междоусобной борьбы была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В связи с
 развитием феодальных отношений племенные различия стираются, и в XIV в. вятичи в летописях больше не
 упоминаются.
  Ранние курганы вятичей, содержащие трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат
 по нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся до XIV в. От XII-XIV вв. дошли
 многочисленные небольшие курганы вятичей с трупоположениями. В мужских погребениях иногда находят орудия
 труда (нож, топор, скобель); в женских серпы и часто обильные наборы украшений. Некоторые из них являются
 племенным признаком вятичей: семилопастные височные кольца, решетчатые перстни и др.
  Д. Авдусин
 
  ВЯТКА (с 1934 Киров), центр Кировской обл. Расположен на берегах р. Вятки (порт). Население 465 тыс. чел.
  Впервые упоминается в общерусских летописях в 1374 под названием Хлынов. В к. XIV в. находился во владении
 суздальско-нижегородских, в н. XV в. галицких князей. С 1457 известен как местный центр ремесел и торговли. К
 Московскому государству присоединен в 1489. С 1708 в составе Симбирской губ., с 1727 Казанской губ. В 1780
 было образовано Вятское наместничество; Хлынов, переименованный в Вятку, стал в 1796 центром Вятской губ. Было
 развито мануфактурное производство.
  Архитектурные памятники: Успенский собор Трифоновского монастыря (1689), сооружения в городском саду
 (1835 -39, арх. А.Л. Витберг) и ряд жилых домов XVIII 1-й пол. XIX в. в стиле классицизма.
 
  ВЯЧКО (Вячеслав) (ск. 1224), русский князь. В н. XIII в. княжил в крепости Кокнесе на Западной Двине. Активно
 боролся с агрессией немецких рыцарей. В 1207, не получив помощи из Полоцка, сжег замок и ушел на Русь. В 1223
 правительство Новгорода и владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович послали Вячко с отрядом русских войск в
 Юрьев на помощь эстонцам, боровшимся с агрессией немецких рыцарей. Вячко геройски погиб при осаде немцами
 Юрьева, отказавшись от капитуляции.
 
 г
 
  Г, буква ге или глаголь, согласная буква; в порядке азбуки четвертая; в церковном счислении под титлою
 означает три, а со знаком три тысячи. Буква г и в самом строгом произношении звучит двояко, тверже и мягче,
 отрывистее и протяжнее, подходя в первой крайности к букве к (пирог, порог), во второй к х (Бог, легко, ногти); а
 от Москвы на юг она переходит в придыхание.
 
  ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич) (1795 10.05.1868), архимандрит, русский философ и
 богослов. Окончил Московскую Духовную академию. Преподавал в Петербургском университете Священное
 Писание и герменевтику. Был ректором Орловской Духовной семинарии. С 1837 преподавал в Казанском
 университете богословие и философию. Считается одним из первых русских историков философии. Из-под его пера
 вышел фундаментальный труд по истории философии. По учению Гавриила, характерной особенностью русской
 философии является сочетаемость христианской веры и знания, особенность, восходящая к корням христианства на
 Руси. В труде Философия правды рассматривал религию как истинную основу прав и порядка между людьми и
 народами , по своему мировоззрению был близок к славянофилам. Учеником Гавриила был М. П. Погодин.
  Ф.Р.
 
  ГАВРИИЛ АРХАНГЕЛ. Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с
 Нею и всем людям великую радость о воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на
 следующий день после Благовещения Церковь почитает Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего
 спасения. Исчисление архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, а Гавриил стоит на

<< Пред.           стр. 37 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу