<< Пред.           стр. 39 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 1237 началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгий
 отправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале
 1238. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и Отечество. После битвы еп. Ростовский Кирилл
 долго искал его останки и наконец обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого
 с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в
 Успенский собор г. Владимира. Память блгв. кн. Георгию отмечается 4/17 февраля.
 
  ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, великомученик (ск. 303), один из самых чтимых русских святых, покровитель
 Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия,
 Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется Страной св. Георгия). Мы обычно ассоциируем его образ
 только как лик воителя, и притом всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но прежде всего он был
 победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный имп. Диоклетианом как талантливый полководец, св.
 Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За
 это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под
 которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях
 за Христа Спасителя. Ими была потрясена и уверовала в Истинного Бога и сама имп. Александра, ставшая
 христианкой. Пытки св. великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить св. Георгия
 разделить с ним царскую власть. Тогда имп. Диоклетиан приговорил его к смертной казни через усекновение
 главы.
  На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение. Этого святого воспринимали как покровителя
 всего русского народа. Образ его на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства. Его имя носили
 тысячи церквей. В основе этого почитания, по-видимому, лежит древнерусский языческий культ Дажьбога, до
 Крещения Руси также считавшегося покровителем и родоначальником русского народа. Св. Георгий Победоносец
 вытеснил многие древние верования русских, но вместе с тем в народе ему были приписаны черты, которыми раньше
 наделяли Дажьбога. Почитание Георгия Победоносца Юрий Весенний (23 апреля) и Юрий Осенний (3 ноября)
  пришлось примерно на то же время, когда в языческой Руси праздновали Дажьбога. Как в свое время праздновали
 Дажьбога, так в христианскую эпоху праздновали Георгия Победоносца, открывая, а затем закрывая цикл
 сельскохозяйственных работ.
  У русских крестьян св. Георгий известен под многими именами, например Ягория, Егория Храброго, Юрия,
 Георга, Георгия, Юрья, Юрки. Русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли Русской
 и почитали его каким-то героем-полубогом. В то время, когда, по словам русских духовных стихов, земля Русская
 была словом заказана, заповедана, что по той земле ни пеш человек не прохаживал, ни на коне по ней никто не
 проезживал , едет к ней на своем коне ретивом св. Егорий Храбрый. Наезжает он на землю Русскую, и здесь пред ним
 являются леса темные, дремучие, горы высокие, моря глубокие и реки широкие, звери лютые и рогатые, стадо
 змеиное, лютое . Несмотря на это, хочет Егорий Храбрый ту-то проехати, ту-то проторити . Для этого возговорил
 он слово вещее , и вдруг, по Божьему всевеленью, по Егорьеву моленью, по всей земли светлорусской разрастаются
 леса темные, раскидаются леса дремучие, рассыпаются горы высокие, становятся холмы широкие, текут моря
 глубокие, бегут реки широкие: заселяются звери могучие, плодятся звери рогатые; они пьют-едят повеленное, от
 Егорья Храброго заповеданное .
  По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю
 светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение, и утверждает в ней веру
 крещеную . До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб
 нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских
 монетах. День св. Георгия,
  23 апреля, был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от
 другого праздника, 26 ноября, осеннего, холодного. По своему значению вешний Юрьев день может быть назван
 великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков.
 В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне
 спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались
 общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий сам св. Юрий ходит
 по полям и родит жито . В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об
 успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и другими съестными
 припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те
 места, где росла осока . При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия.
  Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, так как в день его памяти было принято совершать особенного
 рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет
 весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем Юрьевой росы ,
 и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах.
  Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое; крестьяне видели в ней особенное
 целебное средство против всякого рода болезней. Отсюда вошло в обычай говорить о безнадежно больных в весеннее
 время, что не выйти-де им на Юрьеву росу . При выгоне скота в поле сельские хозяева окропляли его юрьевскою
 водою, чтоб он был здоров и благополучен во все лето. Русские крестьяне отдали под покровительство св. вмч.
 Георгия домашний скот, а день его почитался в народе важным пастушеским праздником. По заведенному исстари
 обыкновению, сельские хозяева в Юрьев день в первый раз выгоняли скотину в поле. При этом многие из них
 служили молебствия, другие нередко налагали даже на себя пост за благополучие своего скота. В старинных
 народных сказаниях св. Георгий чтится как покровитель домашних животных и хранитель их от падежа и разных
 болезней. В честь этого угодника, как заступника скота, во многих местах к 23 апреля принято в
 сельскохозяйственном быту приготовлять из хлебного теста разные изображения коров, лошадей и других домашних
 животных; такие же изображения в виде детских игрушек приготовлялись из глины. Выгоняя из зимних стойл скот,
 крестьяне ударяли его освященною вербой и отдавали как бы в ведение св. вмч. Георгия. По народному
 представлению, этот угодник лично выезжает 23 апреля в поле на своем белом коне, охраняет скотину от хищных
 зверей, особенно волков. Он же строго следит за самими пастухами: так, он помогает тем из них, которые хорошо
 берегут покровительствуемых им домашних животных, и, напротив того, жестоко наказывает тех, которые небрежно
 относятся к своему делу. В связи с этим-то поверьем стоит следующий обычай: отпуская свой скот на пастбище,
 крестьяне окачивали пастухов холодною водою, чтоб они были бдительнее при уходе за этими животными и т.п.
  Русские крестьяне верили, что весенняя юрьевская вода, особенно в виде дождя и снега, обладает целебными
 свойствами, способна возрождать природу, отгонять нечистую силу, подавать красоту, молодость, здоровье, крепость.
 В Древней Руси существовали поверья, что в Юрьев день, на заре, знахари и ведьмы нарочно выходят в поле,
 расстилают по росе холст и набрасывают его на рогатый скот, отчего он делается недойным, тощим и т.п.
  С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и
 погоде: На Егорья мороз будет просо и овес ; На Егорья мороз под кустом овес ; На Егорья мороз гречи
 хороши ; Яровое сей на Егорья ; Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает и др. В народных приметах
 и пословицах, как весною, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным. Так, например, поселяне
 говорили: Егорий с летом, а Никола с кормом ; Егорий с водой, а Никола с травой ; Егорий с кормом, а Никола с
 комарами и т.п.
  Память вмч. Георгию отмечается 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября и 26 ноября/9 декабря.
 
  ГЕОХИМИЯ, наука об истории химических элементов, атомов Земли и космоса, создана великим русским
 ученым В.И. Вернадским.
 
  ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ, преподобный (1490-1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, тринадцати
 лет от роду поступил в Троицкий Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей
 аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима он желал безмолвия и
 одиночества. В двадцать шесть лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо по особенному видению, пришел
 на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и
 даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С
 того времени имя св. старца стало в уважении, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре
 была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще в 1534 Предтечев
 монастырь в Вязьме. По просьбе окрестных жителей в трехстах верстах от Болдинской обители святой основал
 Жиздринскую пустынь на р. Жиздра. И последний, четвертый по счету монастырь, основанный прп. Герасимом, был
 Рождество-Богородицкий, близ г. Дорогобужа. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и
 никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель
 должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью двенадцати старцев. Прп. Герасим
 служил всем примером: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Перед кончиной он
 собрал братию, рассказал им свою жизнь и напомнил устав. Мощи его покоятся в Болдинском монастыре.
  Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая.
 
  ГЕРАСИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ, Устьвымский, епископ, священномученик (ск. ок. 1449). Когда в 1393
 скончался свт. Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его свт. Герасим. В это время
 новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих диких вогуличей. Несчастные скрывались в
 лесах. Все время своего епископства свт. Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он
 ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто бы смягчились, но в одной из своих
 поездок его задушил омофором слуга-вогулич, которого святитель крестил и хотел сделать проповедником. Память
 сщмч. Герасиму отмечается 24 января/6 февраля и 29 января/11 февраля.
 
  ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ, преподобный (ск. 1178), иеромонах одного из киевских монастырей, проповедовал
 Евангелие в пределах Вологодских, где христианство еще не утвердилось в сердцах человеческих. Когда в 1147 он
 пришел в Вологду, она была еще небольшой деревней с одной только церковью. Преподобному было в то время чуть
 более тридцати лет. Он поселился в лесу и начал вести подвижническую жизнь, полную лишений. Монашество в тех
 краях еще не было известно, поэтому поначалу жители относились к нему недоверчиво, даже враждебно, но
 постепенно полюбили его за терпение, молитвы и доброту. К нему стала стекаться братия, с которой св. Герасим
 основал церковь, а затем и обитель во имя Пресвятой Троицы. После кончины преподобного у могилы его
 совершалось много исцелений. К лику святых он был причислен между 1691 1721. Этого святого русские люди
 называли Грачевником, вследствие наблюдения, что в день его памяти прилетают из теплых стран на север первые
 весенние птицы грачи. В этот день, в знак радости видеть этих залетных пернатых гостей, хлебосольный русский
 люд пек грачей из теста и говорил, что Герасим к нему грачей нагнал. Память прп. Герасиму отмечается 4/17 марта.
 
  ГЕРАСИМОВ Дмитрий (Митя Малый) (ок. 1465 после 1536), дипломат, переводчик, помощник св. Геннадия
 Новгородского в борьбе против жидовствующих, участник Геннадиевского кружка. Толмач (переводчик)
 Посольского приказа, побывал во многих странах Западной Европы и неоднократно участвовал в приеме посольств. В
 1525 доставил важное послание Василия III римскому папе Клименту VII, интересовался достопримечательностями
  вечного города . На основании рассказов Герасимова картограф Б. Аньезе составил одну из первых карт России, а
 итальянский писатель П. Джовио написал содержательную книгу о Московии и охарактеризовал своего собеседника
 как человека опытного в делах государственных и особенно сведущего в Свящ. Писании . Вместе с толмачом
 Власием Игнатовым для Геннадиевского перевода Библии перевел названия псалмов из немецкой Псалтыри, а также с
 латинского, вероятно для полемики с жидовствующими , антииудейские трактаты Н. де Лира и Самуила Евреина. В
 1518-19 сотрудничал с Максимом Греком в переводе Толковой Псалтыри. Ученый грек диктовал ему и Власию
 Игнатову перевод с греческого на латынь, а они уже Михаилу Медоварцеву и Силуану перевод с латыни на
 церковнославянский.
  Л.К.
 
  ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО, утвердился на Руси после падения татаро-монгольского ига и
 осознания русскими царями Святой Руси как Третьего Рима (преемницы Византии). Первоначально он состоял из
 двух основных изображений: всадника ( ездца ) с копьем, поражающим змия (с к. XIV в.), и двуглавого орла (с к. XV
 в.), которые помещались на печатях великих Московских князей и царей и стали считаться гербом во 2-й пол. XVII в.
 Эти изображения в XVII-XIX вв. подвергались незначительным изменениям. Со времени царя Алексея Михайловича
 крылья у орла изображались поднятыми вверх, в лапах появились скипетр и держава. С утверждением в 1699 ордена
 Андрея Первозванного щит с изображением всадника почти всегда окружался цепью ордена. В XVIII в. при
 Екатерине I установлены цвета герба черный орел на желтом поле, всадник на красном поле. В 1730 утвержден
 рисунок герба, в описании его всадник впервые назван св. Георгием Победоносцем. Этот святой символизировал
 небесные силы, защищающие родную землю от врагов. Змий, поражаемый копьем всадника, символизировал
 обобщенный образ врагов Русской земли (объяснение находится в соответствии с образами русских былин). В образе
 всадника также видели князя и царя предводителя войска. Со 2-й четв. XIX в. двуглавого орла стали изображать с
 широко распростертыми крыльями, в правой лапе орла появились перевитые лентами громовые стрелы и факел, в
 левой лавровый венок. По указу 1832 на крыльях орла стали помещать гербы царств (Казанского, Астраханского,
 Сибирского, Польского и Таврического) и одного княжества (Финляндского). В 1856 утверждены проекты гербов
 большого, среднего и малого. Герб был заново перерисован в соответствии с правилами геральдики (всадник стал
 смотреть в левую сторону от зрителя). До февраля 1917 этот герб менялся мало. Изменились лишь количество и
 расположение гербов царств и княжеств. После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило
 изображение двуглавого орла, но с опущенными крыльями, без корон, всадника, без скипетра и державы. Внизу под
 орлом изображалось здание Таврического дворца, в котором заседала Государственная Дума.
  Большой герб Российской Империи до отречения Николая II представлен на рисунке. Щиты вокруг основного
 герба несли изображения гербов российских царств, княжеств и местностей, а также родовой герб Дома Романовых. В
 Верхней части (по часовой стрелке): 1) Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в щитке Пермский, в
 1-й части Вятский, во 2-й Болгарский (в зеленом поле серебряный идущий агнец с червленой хоругвью, древко
 золотое), в 3-й Обдорский (в серебряном поле черная идущая лисица с червлеными глазами и языком), в 4-й
 Кондийский (в зеленом поле дикий человек с духовым венком и поясом, в правой руке держащий на плече серую
 булаву). 2) Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских: в щитке Великого княжества
 Литовского, в 1-й части Белостокский, во 2-й Самогитский (в золотом поле черный, стоящий на задних лапах
 медведь с червлеными глазами и языком), в 3-й Полоцкий, в 4-й Витебский, в оконечности Мстиславский. 3)
 Щит соединенных гербов Великороссийских княжеств и областей: в 1-й части (в центре) Псковский, во 2-й
 Смоленский, в 3-й Тверской, в 4-й Югорский (в сером поле две в червленой одежде руки, выходящие из
 лазоревых облаков и держащие крестообразно два червленых копья), в 5-й Нижегородский, в 6-й Рязанский, в 7-
 й Ростовский, в 8-й Ярославский, в 9-й Белозерский, в оконечности Удорский (в черном поле серая идущая
 лисица с червлеными глазами и языком). 4) Щит соединенных гербов юго-западных княжеств и областей: в 1-й части
  Волынский, во 2-й Подольский, в 3-й Черниговский. 5) Щит соединенных гербов Прибалтийских областей: в
 1-й части Эстляндский, во 2-й Лифляндский, в 3-й Курляндский и Семигальский, в 4-й Корельский. 6)
 Герб Туркестанский. В нижней части (против часовой стрелки) гербы: 1) Царства Казанского. 2) Царства Польского.
 3) Царства Херсонеса Таврического. 4) Соединенных великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского. 5)
 Родовой императора соединенные Романовых (справа) и Шлезвиг-Гольштинский. 6) Великого княжества
 Финляндского. 7) Царства Грузинского: в малом щитке Грузии, в 1-й части Иверии, во 2-й Карталинии, в 3-й
 Кабардинской земли, в 4-й Армении, в оконечности черкасских и горских князей. 8) Царства Сибирского. 9)
 Царства Астраханского.
 
  ГЕРБЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
 
  Гербы губерний Российской Империи:
 
  Архангельской. Утвержден в 1878. В золотом щите святой архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с
 червленым пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий черного
 лежащего дьявола.
  Астраханской. Утвержден в 1856. В лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и
 зеленою подкладкой, под нею серебряный восточный меч, с золотою рукояткою, острым концом вправо.
  Бакинской. Утвержден в 1878. В черном щите три золотых пламени 1 и 2.
  Бессарабской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотая буйволовая голова, с червлеными глазами, языком и
 рогами, сопровождаемая между рогами золотою о пяти лучах звездою и по бокам вправо серебряною розою о пяти
 листках и влево таковым же полумесяцем, обращенным влево. Кайма из цветов Империи.
  Варшавской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой сноп ржи; все обрамлено серебряным волнообразным
 поясом.
  Виленской. Утвержден в 1878. В червленом щите, на серебряном коне, покрытом червленым трехконечным с
 золотою каймою ковром, серебряный вооруженный всадник (погон), с подъятым мечом и со щитом, на коем
 восьмиконечный червленый крест (герб Великого княжества Литовского).
  Витебской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный всадник в вооружении, с подъятым мечом и круглым
 щитом; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым с лазуревою каймою ковром.
  Владимирской. Утвержден в 1856. В червленом поле золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом
 и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.
  Вологодской. Утвержден в 1878. В червленом щите выходящая из серебряного облака в золотом одеянии рука,
 держащая золотую державу и серебряный меч.
  Волынской. Утвержден в 1856. Серебряный в средине червленого поля крест.
  Воронежской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой
 серебряный кувшин, изливающий такую же воду.
  Вятской. Утвержден в 1856. В золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука,
 держащая червленый же натянутый лук со стрелою; в правом углу червленый с шариками крест.
  Гродненской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой зубр с черными глазами и языком.
  Екатеринославской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотое вензелевое изображение имени императрицы
 Екатерины II между таковыми же цифрами 1787, окруженное девятью золотыми о шести лучах звездами.
  Елизаветпольской. Утвержден в 1878. В черном щите золотой столб, обремененный червленым, с черною
 рукоятью и с серебряными украшениями, кинжалом и сопровождаемый двумя серебряными Георгиевскими крестами.
  Енисейской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой лев с лазуревыми глазами и языком и черными
 когтями, держащий в правой лапе золотую лопату, а в левой таковой же серп.
  Иркутской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черный бегущий бобр, с червлеными глазами, держащий во рту
 червленого соболя.
  Казанской. Утвержден в 1856. В серебряном щите черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв
 и когти золотые, язык червленый.
  Калишской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите серебряный идущий агнец, с червлеными глазами и языком,
 сопровождаемый двумя золотыми колосьями.
  Калужской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный волнообразный пояс, увенчанный золотою
 императорскою короною.
  Киевской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле св. архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с
 пламенеющим мечом и серебряным щитом.
  Ковенской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный памятник, воздвигнутый в г. Ковно в воспоминание
 войны 1812. Сей памятник украшен золотыми имперскими орлами и увенчан золотым русским, с двумя
 перекладинами вверху, крестом.
  Костромской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите, на серебряной воде, золотой древний варяжский корабль, с
 орлиной головой и крыльями на носовой части, с парусом, флагом, на котором имперский орел, и с семью гребцами.
  Курляндской. Утвержден в 1856. Щит четверочастный. В первой и четвертой частях герб Курляндский: в
 серебряном поле червленый лев в червленой же короне. Во второй и третьей частях герб Семигальский: в лазуревом
 поле выходящий серебряный олень, с шестью на рогах отростками, увенчанный герцогскою короною.
  Курской. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя серебряными же
 летящими куропатками.
  Кутаисской. Утвержден в 1856. В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи.
  Келецкой. Утвержден в 1869. В лазуревом щите, на серебряной горе золотая доменная печь с червленым пламенем
 и сопровождаемая двумя золотыми же шарами.
  Лифляндской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под
 императорскою короною, червленый вензель: П. В. И. В. (Петр Второй, Император Всероссийский).
  Ломжинской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой корабль с серебряным парусом и вымпелом,
 сопровождаемый вверху двумя серебряными ромбами.
  Люблинской. Утвержден в 1869. Щит пересечен. В верхней червленой части серебряный бегущий олень с
 червлеными глазами и языком, черными рогами и копытами, имеющий на шее золотую корону. В нижней зеленой
 части: между тремя золотыми деревьями идущий серебряный медведь, с червлеными глазами и языком.
  Минской. Утвержден в 1878. В золотом щите три лазуревых волнообразных пояса.
  Могилевской. Утвержден в 1878, В золотом щите тройная зеленая могила, на которой три червленых с зелеными
 листьями колоса.
  Московской. Утвержден в 1856. В червленом щите св. великомученик и победоносец Георгий в серебряном
 вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне,
 поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем.
  Нижегородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле червленый идущий олень; рога о шести отростках, копыта
 черные.
  Новгородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле два черных медведя, поддерживающих кресла золотые с
 червленою подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест; над креслами
 золотой трисвечник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы.
  Олонецкой. Утвержден в 1878. В золотом щите выходящая с левого бока, из лазуревого облака, рука, внутрь
 обращенная, держащая лазуревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя черными ядрами, соединенными
 таковым же из цепей косвенным крестом.
  Оренбургской. Утвержден в 1856. В червленом щите два, накрест положенных, золотых знамени, украшенных
 имперским российским орлом, сопровождаемых сверху золотым же греко-российским крестом, а снизу золотым же
 опрокинутым полумесяцем. В серебряной главе щита лазуревая куница.
  Орловской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряная крепость с тремя башнями, из которых средняя
 выше, с открытыми воротами и увенчанная золотым имперским орлом.
  Пензенской. Утвержден в 1878. В зеленом щите три золотые снопа, связанные червлеными лентами.
  Пермской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный идущий медведь; на спине его золотое Евангелие, на
 коем серебряный крест с четырьмя лучами.
  Петроковской. Утвержден в 1878. В серебряном щите три черные веретена в пояс.
  Плоцкой. Утвержден в 1869. В червленом щите две серебряные круглые, зубчатые башни с черными окнами и
 дверями и таковыми же швами, соединенные двумя серебряными, накрест положенными ключами и сопровождаемые
 тремя накрест положенными золотыми колосьями.
  Подольской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ними крест золотой.
  Полтавской. Утвержден в 1878. В золотом щите черный треугольный памятник, украшенный золотою
 кольцеобразною змеею. За памятником два зеленых знамени, с золотым коронованным вензелевым изображением
 имени императора Петра Великого; древки червленые с остриями от копья. Все сопровождаемо, во главе щита, двумя
 косвенно накрест положенными червлеными мечами.
  Псковской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков
 десница.
  Радомской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой сноп пшеницы, сопровождаемый двумя серебряными
 молотками.
  Рязанской. Утвержден в 1856. В золотом поле князь, в зеленом одеянии и в опушенной соболем шапке, с
 накинутою, на плечах, червленою епанчою и в червленых сапогах; держит в правой руке серебряный меч, в левой
 черные ножны.
  Самарской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными
 глазами и языком и черными копытами.
  Санкт-Петербургской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных,
 косвенно накрест положенных, якоре и кошке (якорь о трех концах).
  Саратовской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите три серебряные стерляди, помещенные в виде вилообразного
 креста.
  Симбирской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный столб, на котором золотая, украшенная двумя
 Андреевскими лентами императорская корона.
  Смоленской. Утвержден 1856. В серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе; на запале
 райская птица.
  Ставропольской. Утвержден в 1878. В зеленом щите, на серебряной горе золотая, зубчатая с черными швами и
 открытыми воротами крепостная стена, сопровождаемая в главе щита серебряною о пяти лучах звездою.

<< Пред.           стр. 39 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу