<< Пред. стр. 41 (из 245) След. >>
ГЛИНКА Михаил Иванович (20.06.1804-3.02.1857), выдающийся русский композитор, основоположник русскойклассической музыки. Родился в семье смоленского дворянина. В 1817 семья переехала в Петербург. Учился в
Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте (1818 22).
С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на
фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. Увлекался театром, участвовал в
любительских оперных спектаклях и вечерах, посещал литературные кружки и салоны Петербурга.
В 1830-33 Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г.
Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. Во время последующих заграничных поездок, пребывания в Париже (1844
45, 1852 54), Берлине (1833-34, 1856-57), Испании (1845-47) и Варшаве (1848-51) Глинка знакомился с
европейскими театром и музыкой. С 1834 Глинка работал над оперой Жизнь за царя ( Иван Сусанин ), В 1836
Глинка капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).
В 1837-42 Глинка писал оперу Руслан и Людмила по одноименной поэме А. С. Пушкина. Поставленная в ноябре
1842 в Большом театре, опера была холодно встречена придворной знатью, но горячо воспринята демократически
настроенными слушателями. Глинка написал вокальный цикл Прощание с Петербургом (1840), оркестровые
сочинения Камаринская , Испанские увертюры , Арагонская хота , Ночь в Мадриде (1848), Вальс-Фантазия
(1856). Глинка автор романсов на слова русских поэтов А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Кукольника. В
Области театрального искусства выдающееся значение имеет его музыка к трагедии Князь Холмский (поставлена в
1841). Глинка создатель русской вокальной школы. У него брали уроки пения Н. К. Иванов, О. А. Петров, С. С.
Гулак-Артемовский и др.
В.А. Федоров
ГЛИНКА-ВОЛЖСКИЙ Александр Сергеевич (наст, фамилия Глинка, псевд. Волжский) (6/18.06.1878-
7.08.1940), русский религиозный мыслитель и историк литературы. Сын адвоката, с детства был глубоко религиозен.
В гимназии попал под влияние нигилиста Н. К. Михайловского, примыкает к народникам, а потом к легальным
марксистам. Подобно Л. А. Тихомирову, нашел в себе силы вернуться к вере, вырваться из растленной среды, объявив
ее представителям, что марксизм изжил себя и на смену ему явился идеализм, абсолютный, метафизический,
религиозный (1903). М. Горькому, В. Вересаеву и другим писателям-масонам он заявил, что упразднение Бога,
исключение религиозного элемента из предметов обсуждения условие (для него) неприемлемое .
Вся русская история, считал Глинка-Волжский, история Святой Руси только все еще тянущаяся и доселе
Страстная седмица; путь грядущих судеб, в глубь святых страстей, в тишину тайны Голгофы, и суждено ей
Воскресение в последний день .
Основные соч.: Из мира литературных исканий (1906), Ф. М. Достоевский. Жизнь и проповедь (1906),
Гаршин как религиозный тип (1906), В обители преподобного Серафима (1914), Святая Русь и русское
призвание (1915).
О. Платонов
ГЛИНКА-ЯНЧЕВСКИЙ Станислав Казимирович (1844-1921), русский предприниматель, публицист и
общественный деятель. Член Русского Собрания (с 1902) и Союза Русского народа (с 1910), редактор газеты
Земщина (1914 17). Убит еврейскими большевиками.
ГЛИНСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА (ск. 04.04.1538), великая русская княгиня, жена вел. русского кн. Василия
III Ивановича, дочь литовского кн. Василия Львовича Глинского. Елена вышла замуж за Василия III в 1526. После
смерти мужа стала регентшей при малолетнем наследнике Иване IV. Глинская беспощадно боролась с князьями и
боярами, выступавшими против центральной власти. В ее правление была проведена денежная реформа,
упорядочившая монетное обращение в России, строились новые города, были стабилизированы отношения с Польшей
и Швецией. При Глинской московский посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.
О. М. Рапов
ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь, Курская еп., в Путивльском у. Основана в 1557 на
месте явления в Глинском урочище (в нем горшечники добывали глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы,
на одной из сосен, из-под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и
находилась св. икона; при часовне жил некий пустынник. В сер. XVII в. здесь устроена была церковь во имя
Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 пустынь была причислена к Путивльскому монастырю; с 1764 становится
самостоятельною. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770, и находилась Глинская
явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пустыни находились ковчег с частью древа Креста
Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя.
С.В. Булгаков
ГЛУШИЦКИЙ мужской монастырь. См.: ДИОНИСИЕВО-ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ мужской
монастырь.
ГЛУШКО Валентин Петрович (20.8/2.09.1908-10.01.1989), русский физик, основоположник отечественного
жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники. В 1921 начал интересоваться
вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и
научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-29) работал в
Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным
исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Конструктор
первого в мире электротермического ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых отечественных ЖРД (1930-31).
ГНЕВ, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, злоба. В понятиях Святой Руси грешное действие,
ослабление православного человека. Ослабит муж ум, во гнев впадая ( Мудрость мудрого Менандра , XIV в.).
Господин гневу своему господин всему, говорят русские пословицы. Переложи гнев на милость. Гневен
Бог Моисеев, милосерд Христос .
Вместе с тем русский человек использовал выражение гнев Божий , означающее бедствие, постигающее человека
(напр., пожар, гроза). Нечего Бога гневить, надо правду говорить .
Не карай во гневу , Не во гневе сказать , Покорное слово гнев укрощает , Гневайся, да не согрешай ,
Гневаться дело человеческое, а зло помнить дьявольское .
К спорам прислушивайся, но в споры не вмешивайся. Храни тебя Бог от запальчивости и горячки, хотя бы даже в
малейшем выражении. Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его (Н.В.
Гоголь).
Как не неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончится в
стыде (Л.Н. Толстой),
Состояние бестолкового, необузданного гнева гибельно. Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на
человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту (К. Д. Ушинский).
О. Платонов
ГНИЛЕЦКИЙ (ГЛУШЕНСКИЙ) БОГОРОДИЦКИЙ скит, Киевская еп., за с. Пироговом, в урочище
Церковщина , близ с. Лесники, в окрестностях Киева, вниз по Днепру. Здесь в одном из холмов находились древние
пещеры, представляющие собою воспроизведение в меньшем размере лаврских пещер. В центре их открыта была
пещерная церковь с престолом и жертвенником, обделанными из глиняного материка. Древнее лаврское предание
возводило начало этих пещер к прп. Феодосию Печерскому, который ежегодно в течение Великого поста уходил на
подвиги в пещеру на село Лесники . В 1-й пол. XII в. здесь был уже целый пещерный монастырь, которому
принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались только
пещеры.
С.В. Булгаков
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург,
критик, историк, публицист. Родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одного
из гоголевских однокашников, религиозность и склонность к монашеской жизни были заметны в Гоголе еще с
детского возраста , когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском уезде и был окружен людьми
богобоязливыми и вполне религиозными . Когда впоследствии писатель готов был заменить свою светскую жизнь
монастырем , он лишь вернулся к этому первоначальному своему настроению. Семья Гоголей, как по отцу, так и по
матери, принадлежала к старым казацким родам. Атмосфера веры и христианского благочестия была присуща как
старшим, так и младшим ее членам. На столе постоянно лежало Евангелие, а любимым чтением были Четьи-Минеи, в
старинных кожаных переплетах. Быт родового имения с. Васильевка Гоголь изобразил позднее в повести
Старосветские помещики , а прошлое рода нашло отражение в Тарасе Бульбе . Неподалеку от Васильевки
находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя. По
семейным традициям, брак родителей писателя был благословлен Божией Матерью. Отцу его, Василию
Афанасьевичу, было видение, когда он совершал паломничество к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы,
именуемой Ахтырской (ныне находится в США). Во сне ему явилась Царица Небесная и указала на дитя, сидевшее на
полу у Ее ног: ...Вот твоя жена . Через некоторое время в грудном младенце, дочери соседей по имени Косяровских,
он вдруг, застыв от изумления, узнал те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. Спустя тринадцать лет, на
протяжении которых Василий Афанасьевич не перестает следить за своей суженой, видение еще раз повторяется, и он
просит руки девушки. Молодые были помолвлены, через год была назначена свадьба. Николаем Гоголь был назван в
честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого его мать, Мария Ивановна, дала обет.
Свойственное Гоголю ощущение своего пророческого призвания, очевидно, во многом поддерживалось этими
семейными преданиями.
Первоначальное образование будущий писатель получил дома, от наемного семинариста . В 1818-19 вместе с
младшим братом Иваном (ск. ок. 1820) Гоголь обучался в Полтавском уездном училище; летом 1820 готовился к
поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 он был принят в только что открывшуюся Гимназию высших наук в
Нежине. Обучение здесь, в соответствии с поставленной имп. Александром I задачей борьбы с европейским
вольнодумством, включало в себя обширную программу религиозного воспитания. Домовая церковь, общий
духовник, общие утренние и вечерние молитвы, молитвы перед началом и окончанием уроков, Закон Божий два раза в
неделю, каждый день полчаса перед классными занятиями чтение священником Нового Завета, вечером после занятий
чтение книг духовного содержания, ежедневное заучивание наизусть по два-три стиха из Писания, строгая
дисциплина таким был определенный Уставом гимназии почти монастырский быт ее учащихся, многими
чертами которого Гоголь воспользовался впоследствии при описании бурсацкого обихода в Тарасе Бульбе и Вии
(Нежинскую гимназию он называл даже в шутку бурсой ).
В конце декабря 1828 Гоголь приехал в Петербург с широкими (и смутными) планами о благородном труде на
благо Отечества. Стесненный в материальных средствах, пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника,
зарабатывает на хлеб уроками, В печати Гоголь дебютировал дважды. Сначала как поэт. В 1829 опубликовал
стихотворение Италия (без подписи) и написанную еще в Нежине подражательную (в духе немецкой
романтической школы) поэму Ганц Кюхельгартен (под псевдонимом В. Алов). Последняя получила в журналах
отрицательные рецензии, после чего Гоголь постарался сжечь все имевшиеся у книгопродавцев экземпляры тиража.
Второй дебют был в прозе и сразу поставил Гоголя в число первых литераторов России. В 1831-32 вышел в свет цикл
повестей Вечера на хуторе близ Диканьки не содержавших уже, в отличие от первого опыта, ничего
германского и прежнего . Гоголь познакомился в то время с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, бароном А. А.
Дельвигом, А. С. Пушкиным. Своими повестями он стал известен при Дворе. Благодаря Плетневу, бывшему
воспитателем Наследника, в марте 1831 Гоголь вступил в должность младшего учителя истории Патриотического
института, находившегося в ведении имп. Александры Феодоровны. Лето 1831 писатель провел на родине, в
Васильевке. Проездом в Москве он познакомился с М. П. Погодиным, Аксаковыми, И. И. Дмитриевым, М. Н.
Загоскиным, М. С. Щепкиным, Киреевскими, О. М. Бодянским, М. А. Максимовичем и др. Пребывание в
первопрестольной послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной
( старосветской ) культурой России и новейшим европейским просвещением цивилизованного Петербурга,
критика которого была развернута им в цикле т. н. петербургских повестей. Эти размышления легли позднее, после
нескольких лет пребывания Гоголя за границей, и в основу противопоставления идиллического , несовременного ,
но культурно-ценного Рима и духовно-пустого, суетного Парижа в повести Рим (1842).
В 1834 Гоголь вместе с его близкими друзьями Плетневым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также С.
П. Шевыревым и К. М. Базили становится одним из первых сотрудников министра народного просвещения С. С.
Уварова, провозгласившего в своей Деятельности следование исконным началам Православия, Самодержавия и
Народности. Результатом этого сотрудничества стала публикация Гоголем в основанном Уваровым Журнале
Министерства Народного Просвещения четырех статей, тесно связанных с написанной год спустя повестью Тарас
Бульба , а также поступление адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском
университете. Начавшееся плодотворное сотрудничество Гоголя с Уваровым было, однако, прервано резким
конфликтом, в который вступил с Уваровым в 1835 Пушкин.
В 1835 выходят в свет сборники Гоголя Арабески и Миргород . Экземпляр Миргорода он передает Уварову
для поднесения имп. Николаю I. Критики были единодушны в оценке таланта Гоголя. Особо среди повестей
Миргорода они выделили Тараса Бульбу . Летом того же года Гоголь вновь посещает Москву, Васильевку,
отдыхает в Крыму, заезжает в Киев к Максимовичу, где совершает продолжительные прогулки по старому Киеву и
его Святым местам. В этом же году он оставляет службу в Петербургском университете и Патриотическом институте,
начинает работать над поэмой Мертвые души , создает комедию Ревизор . Оба этих замысла имеют
непосредственное отношение к проблеме народности, поставленной перед литераторами министром Уваровым. Сам
Гоголь так излагал свое понимание народности: Хорошо возлелеянные в сердце семена Христовы дали все лучшее,
что ни есть в русском характере... Для того, чтобы сделаться русским... к источнику всего русского, к Нему Самому,
следует за этим обратиться . В этом определении заключается главная, основополагающая идея Мертвых душ .
Смерть души героев поэмы заключается, по Гоголю, в том, что вместо Источника всего русского Спасителя его
герои, герои Мертвых душ , обращаются к западному еретическому просвещению , являются носителями
европейского чужебесия . Выведенные Гоголем типы являются мертвыми душами потому, что они
неправославны, неверноподданны (в подлинном смысле этого слова) и ненародны. Эти убеждения и определяют
основное содержание творчества Гоголя критику плодов европейского секуляризованного просвещения на
русской почве (на самом обыденном, бытовом уровне) и утверждение идеалов патриархального русского быта.
19 апреля 1836 состоялась премьера Ревизора на сцене Александрийского театра в Петербурге, на которой
присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр Ревизора ,
поднесенный Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень.
6 июня 1836 Гоголь уезжает за границу, предполагая провести там полтора года. Из своих заграничных странствий
он вынес глубокое убеждение в великом призвании России как единственной свободной державы в мире,
исповедующей Православие. Объясняя свое долгое пребывание вне пределов отечества, Гоголь признавался: ...Из
каждого угла Европы взор мой видит новые стороны России . О своей поэме в то же время он писал: Вовсе не
губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет Мертвых душ . Это пока
еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в последующих томах... Разгадка этой
тайны заключается во многом в том, что в Мертвых душах , как и в Ревизоре , выведены Гоголем отнюдь не
русские типы, а, по словам самого писателя, временные, преходящие лица, образовавшиеся среди броженья новой
закваски представляющие собой результат европейского влияния. Поэтому не только в воспоминаниях о России,
но и в непосредственных впечатлениях от Западной Европы, где главным образом и создавались Мертвые души ,
Гоголь черпал материал для своей поэмы, объездив для этого почти все европейские земли. Представлением о
преимущественно западных истоках общемировой апостасии, изображенной в Мертвых душах , во многом и
объясняется патриотический замысел Тараса Бульбы , вторая редакция которого была написана Гоголем
возлюбившим, по его словам, спасенье земли своей одновременно окончанием первого тома поэмы.
Весной 1840 Гоголь отправляется в Рим предположительно на пять месяцев, однако проводит здесь почти
полтора года до завершения первого тома Мертвых душ . Тогда же он начинает работу над вторым томом поэмы,
продолжение которой было связано с размышлениями писателя о духовном, небесном братстве русского народа,
его верой в то, что всякий русский человек, подобно самоотверженным запорожцам Тараса Бульбы , способен
вдруг поступить в рыцарство . Осенью 1841 Гоголь возвращается в Россию для издания первой части Мертвых
душ (1842) и подготовки в печати собрания сочинений (1843), где впервые были напечатаны Шинель ,
Театральный разъезд , вторая редакция Тараса Бульбы и др. Во время пребывания в Москве Гоголь получает от
преосвященного Иннокентия (Борисова), епископа Харьковского (впоследствии архиепископа), благословение на
паломничество в Иерусалим.
В марте 1845 Гоголю от Государя Николая Павловича был назначен трехгодичный пансион по тысяче рублей в год
серебром; Наследник Александр Николаевич добавил от себя такую же сумму.
В июне 1845 Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома Мертвых душ , пишет завещание,
опубликованное впоследствии в книге Выбранные места из переписки с друзьями . В связи с сожжением второго
тома Мертвых душ находится его попытка оставить литературное поприще и уйти в монастырь. 29 июня 1845
Гоголь приехал в Веймар, чтобы обсудить свое намерение с православным священником, протоиереем Стефаном
Сабининым, но тот, видя его болезненное состояние, убедил не принимать окончательного решения. В 1846, получив
известие о переводе первого тома Мертвых душ на немецкий язык, Гоголь писал Н. М. Языкову: ...Этому
сочинению неприлично являться в переводе ни в каком случае до времени его окончания, и я бы не хотел, чтобы
иностранцы впали в такую глупую ошибку, в какую впала большая часть моих соотечественников, принявшая
Мертвые души за портрет России .
В начале 1847 выходит в свет книга Гоголя Выбранные места из переписки с друзьями , замысел которой, как и
продолжение Мертвых душ , был связан с раздумьями писателя над судьбами России и всего мира. Своим
проповедническим тоном книга для большинства читателей явилась неожиданностью, а у некоторых из них вызвала
резкое неприятие (В. Г. Белинский и др.). Намереваясь объясниться с читателями, Гоголь работает над Авторской
исповедью и статьей Искусство есть примирение с жизнью . В начале 1848 из Неаполя он отправляется в
паломничество в Святую Землю, где приобщается Святых Тайн у алтаря Гроба Господня.
В апреле 1848 Гоголь возвращается в Россию и, проведя лето на родине в Васильевке, приезжает в Москву, где
останавливается у Погодина. Ф. В. Чижов, встретивший в 1848 Гоголя в Киеве после его возвращения из Иерусалима,
вспоминал, как тот сказал ему тогда: ...Кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и
может нравиться . В 1850 Гоголь писал А. С. Стурдзе из Васильевки: Ни за что бы я не выехал из Москвы которую,
так люблю. Да и вообще Россия всё мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще
выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной . Присутствуя в 1851, в день празднования
двадцатипятилетия царствования имп. Николая I, на бельведере дома Пашкова в Москве и глядя на празднично
освященную столицу, Гоголь произнес: Как это зрелище напоминает мне вечный город .
В конце 1848 писатель переезжает от Погодина к графу А. П. Толстому на Никитский бульвар. Дом на Никитском
бульваре, принадлежавший графу Толстому (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода), и стал последним
местом земного обитания Гоголя (ныне в этом доме располагается мемориал, посвященный памяти писателя). В 1849
он читает у Смирновой, Шевырева, Аксаковых главы второго тома Мертвых душ , встречается с архим. Феодором
(Бухаревым). 17 19 июня 1850 проездом на родину Гоголь впервые посещает Оптину пустынь. Лето того же года
он живет в Васильевке, на зиму переезжает в Одессу, где задумывает новое издание своих сочинений. Весной 1851
Гоголь в последний раз приезжает в Васильевку, а на обратном пути в Москву, 2 июня, еще раз посещает Оптину
пустынь. Осенью 1851 Гоголь намеревался побывать на Святой горе Афон.
В июле начале августа 1851 Гоголь читал Шевыреву под большим секретом новые главы второго тома
Мертвых душ ; в сентябре, перед несостоявшейся новой поездкой на родину, начало книги о Божественной
Литургии. 22 сентября выехал из Москвы в Васильевку и около 27 сентября вернулся обратно в Москву, побывав 24
25 сентября в третий раз в Оптиной пустыни. Спустя несколько дней, 1 октября, Гоголь посетил Троице-Сергиеву
лавру, где встречался со студентами Московской Духовной Академии. 5 ноября 1851 на квартире графа А. П. Толстого
он читал московским писателям и артистам Ревизора .
26 января 1852 последовала кончина Е. М. Хомяковой (жены А. С. Хомякова и сестры Языкова), которая произвела
на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 он едет в свою бывшую приходскую церковь, исповедуется и
причащается Святых Христовых Тайн. В ночь с 11 на 12 февраля сжигает рукописи второго тома Мертвых душ
(черновые наброски отдельных глав этого тома, вместе с рукописями Размышлений о Божественной Литургии ,
были обнаружены после смерти писателя в его бумагах). 18 февраля 1852 Гоголь соборовался и еще раз приобщался
Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852, около 8 утра. Накануне, поздно вечером, он громко
произнес: Лестницу, поскорее, давай лестницу! , а последними словами, сказанными им в полном сознании, были:
Как сладко умирать!
И. А. Виноградов
ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ, порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится
применительно к празднику Пасхи.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям
праздникам и постам.
Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть
праздников Праздник и Торжество из торжеств . Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25
апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и
Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа
месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в
соответствии с временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники не всегда.
ГОЛГОФА (арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и
смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен
Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда
изображение черепа адамовой головы в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси Пуп
Земли , священный центр мира.
ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ мужской скит, Архангельская еп., на Анзерском острове. Основан в 1712; приписан
к Соловецкому монастырю. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имела два придела: холодный во имя
Распятия Господня и теплый во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивало в гробнице
тело основателя скита, иером. Иова (ск. 1720).
ГОЛИКОВ Иван Иванович (25.12.1886/6.01.1887-31.03.1937), русский художник, мастер декоративного
искусства. Используя традиции русской иконописи XVII XVIII вв., создал утонченный стиль палехской
миниатюры: Тройка (1930), иллюстрации к Слову о полку Игореве (1934) и др.
ГОЛИКОВ Леня (Леонид Александрович) (1926-1943), русский патриот, разведчик партизанского отряда,
действовавшего в Великую Отечественную войну в Новгородской и Псковской обл. Геройски погиб.
О. П.
ГОЛИЦЫН Борис Борисович (18.02.1862-4.05.1916), князь, физик и геофизик, один из основоположников
сейсмологии. Решил ряд важных задач теории и практики сейсмологии. Разработал теорию и создал первый
электродинамический сейсмограф и ряд др. приборов для сейсмостанций. Исследования по тепловому излучению
(магистерская диссертация, 1893) вплотную подвели Голицына к квантовой теории. Глубокий след оставил он в
изучении проблемы критического состояния вещества. Обширное исследование в области спектроскопии (докторская
диссертация, 1890) не утратило научной ценности до нашего времени. В 1913 Б.Б. Голицын был избран директором
Главной физической обсерватории. Он являлся членом комиссии по изучению производительных сил России, ученым
специалистом в земельной комиссии, членом Морского союза; составил проект реформы средней школы. Во время
Первой мировой войны возглавил Военно-метеорологическое управление, умело организовавшее обслуживание
русских армейских частей в период газовой войны, начатой немцами.
ГОЛИЦЫН Василий Васильевич (1643-21.04.1714), крупный политический деятель, полководец, дипломат.
Происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.
В царствование Федора Алексеевича (1676 82) Голицын занимал ключевые посты в государстве; был возведен в
ранг боярина, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. После прихода к власти царевны Софьи
(1682) стал фактически первым лицом в аппарате государственного управления. Ему было присвоено звание воеводы
и титул Царственныя большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и