<< Пред.           стр. 50 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 важнейших идей и понятий, владевших современниками, так что мысли, высказанные в Слове о житии святого
 благоверного князя Дмитрия, не случайны.
  Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, вопрошает автор жития, Царя Русьския земли
 и собирателя христианского Приидите, возлюбленные друзья Церкви... достойно похвалить держателя земли
 Русьской .
  В этих похвалах святому князю содержатся все основные положения учения о законной власти. Первое из них
  идея царского служения как церковного послушания, наряду со служением иноческим, священническим и
 иными. Дмитрий не просто властвует нет, он, будучи рабом Божиим , слугою Промысла, Божий престол
 соблюдает в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.
  Далее мысль об удерживании как о содержании служения. Князь держатель России, Руси,
 неразрывно связанной с Православием (сравним: Земля Русская, о, православная вера христианская из Слова
 о погибели Русской земли ). И, наконец, мысль о верозащитной роли царя. Царь Русьския земли есть
 одновременно и собиратель христианства , уцелевшего от покушений иноверцев и ложного мудрствования
 еретиков.
  Важно, что житие дает и недвусмысленный ответ на вопрос: каковы же признаки того, что державное служение
 царя исполняется как должно. И бысть тишина в Русьской земли , свидетельствует автор Слова . Обретен
 жизненный критерий оценки результатов деятельности власти. Великое княжение свое вельми укрепих, мир и
 тишину земли Русьской сотворих, отчину мою, которую дал мне Бог и родители мои, с вами соблюдох ,
 говорит перед смертью Дмитрий боярам.
  Мир и тишина как условия, более других способствующие деятельности церковной по спасению человека,
 вот практическая цель власти. В этом мире и тишине усматривается Благоволение Божие, о котором сказал
 Христос Спаситель: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается
 (Ин. 14:27).
  Об обязанности царя нести свое бремя не смущаясь и не устрашаясь напоминает послание архиепископа
 Ростовского Вассиана Ивану III, писанное в 1480 во время знаменитого стояния на Угре русского и татарского
 войск. Татар привел на Русь Ахмат, хан Большой Орды. Она образовалась на месте Батыевой Золотой Орды после
 того, как от последней отделились уже многие орды: Ногайская, Казанская, Астраханская и Крымская.
  Иван отказался платить дань Ахмату, растоптал ханскую басму (изображение хана), приказал перебить его
 послов, требовавших покорности, кроме одного, которого отправил сказать хану, что и с ним поступит так же, как
 с басмой, если тот не оставит Русь в покое. Ахмат с войском пришел покарать непокорного данника .
 Встретившись с большими силами русских, битву он начинать не решался и ждал, стоя на реке Угре. На другом ее
 берегу стоял Иван III. Будучи типичным московским князем, воспитанным в религиозных традициях княжеского
 служения, Иван III был хозяином Русской земли и ее строителем , а воевать не любил. И на этот раз, оберегая
 русскую кровь, он решил отступить, не принимая боя.
  Узнав о таком решении, старец Вассиан (брат прп. Иосифа Волоцкого), ростовский архиепископ, отправил вел.
 князю обличительное письмо. Наше дело говорить царям истину, пишет он. Что я прежде изустно сказал
 тебе... о том и ныне пишу, ревностно желая утвердить твою душу и державу . Душа и держава не случайно
 оказались рядом в письме Вассиана. Княжеское служение таково, что, управив державу, и душу спасешь эта
 мысль во времена Ивана III уже не требовала разъяснений. Теперь должно явить силу и мужество настаивает
 старец в послании: Ахмат губит христианство, грозит тебе и отечеству . Он жаждет предать землю Русскую
 огню и мечу, церкви разорению, тьмы людей гибели... О государь! Кровь паствы вопиет на небо, обвиняя
 пастыря .
  Державный долг государя архиепископ сближает с долгом пастыря хранителя душ пасомых, ответственного
 перед Богом не только за внешнее благополучие, благочиние, но и за внутреннее их преуспеяние. На гармоничном
 сочетании и взаимном равновесии этих властных начал державного и соборного, царского и пастырского, будут
 в дальнейшем строиться отношения светской и церковной власти в России. Эта симфония властей станет
 идеалом их взаимоотношений, твердо запечатлевшимся в народном сознании, несмотря на все искушения и
 соблазны.
  Смертным ли бояться смерти увещевает князя архиепископ. Я стар и слаб, но не убоюсь меча
 татарского, не отвращу лица моего от его блеска... Воинствующая земная Церковь в случае нужды в буквальном
 смысле готова оправдать свое наименование. Воинствуя против грехов и страстей, тем более следует подниматься
 на брань против врага, грозящего уничтожить благодатные средства, дарованные Богом для борьбы со страстями,
  утверждает Вассиан. Ангелы снидут с небес в помощь твою, Господь пошлет тебе от Сиона жезл силы, и
 одолеешь врагов, и смятутся, и погибнут. А мы Соборами святительскими день и ночь молим Его, да рассыплются
 племена нечестивые...
  Долго войско Ахмата стояло на Угре. Вдруг, без всяких видимых причин, снялось и ушло в Литву, разорив там
 двенадцать городов якобы за то, что князь литовский Казимир не подал помощи против русских. Совершив месть,
 татары ушли в степь. Так закончилось последнее нашествие Большой Орды на Русь.
  Русские назвали реку Угру поясом Богоматери , веруя, что по Ее молитвам избавил Господь Россию от татар.
  Да не похвалятся легкомысленные страхом своего оружия. Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но
 Господь спас ныне Россию! Таково было всеобщее мнение, дошедшее до нас в отзывах современников. По их
 свидетельствам и сохранившимся литературным памятникам можно с уверенностью сделать вывод, что ко
 времени царствования Ивана III державное сознание в своих общих чертах утвердилось и окрепло.
  Митрополит Иоанн (Снычев)
 
  ДЕРМАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Волынская еп., в с. Дерманах, Дубненского у.
 Основан в XV в. кн. Василием Феодоровичем Острожским, по прозванию Красным (ск. 1450); в 1796 был
 возвращен из унии, которую принял в 1720. Здесь находилась Казанская икона Божией Матери, которая с
 незапамятных времен слыла благодатию чудес .
 
  ДЕРПТ. См.: ЮРЬЕВ.
 
  ДЕСНА, река, левый приток Днепра, в России (Смоленская, Брянская обл.) и в Малороссии. Длина 1130 км.
 
  ДЕСЯТИНА. 1) Десятина церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси
 была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для
 киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными
 организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины
 стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам.
 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и
 представляла собой квадрат со сторонами в 0,1 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер
 казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII н. XX в. употреблялась также
 хозяйственная, или косая, десятина (80x40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая десятина (60x60=3600 кв.
 саженей), сотенная (100x100=10 000 кв. саженей), бахчевая (80x10=800 кв. саженей) и др. Была отменена в связи с
 переходом к метрической системе мер в 1918.
 
  ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ в Киеве, первая русская каменная церковь, возведенная на Руси
 Владимиром Святым в 989.
  Археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой крестово-купольный храм, разделенный
 тремя парами столбов на три нефа, каждый из которых заканчивался полукруглой апсидой. С трех сторон, кроме
 восточной, здание было окружено двухэтажной обстройкой. Венчали храм пять куполов. Наличие двухэтажных
 помещений было вызвано тем, что храм был митрополичьим, т.е. в нем должны были размещаться покои
 митрополита, кухня, библиотека, скрипторий и, может быть, школа для нарочитой чади боярских детей,
 которых Владимир велел отдать в ученье книжное . Интерьер храма имел богатое убранство: стены были
 покрыты мозаикой и фреской, полы мрамором, украшенным мозаикой.
  На площади, где стояла Десятинная церковь, располагались и каменные двухэтажные дворцовые здания,
 родственные ей по убранству и стилю.
  Перед церковью стояла вывезенная кн. Владимиром из Корсуня квадрига коней, как бы подчеркивая силу и
 могущество духовно породнившейся с Византией Руси. Храм был разрушен татарами в 1241 при нашествии Батыя.
 В XIX в. на этом же месте при Николае I была воссоздана точная копия Десятинной церкви, взорванная
 еврейскими большевиками в 1930-е.
  О.П.
 
  ДЕСЯТИННЫЙ БОГОРОДИЦКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., в Новгороде. Название
 монастыря произошло, вероятно, оттого, что здесь были княжеские владения, называвшиеся десятиной. Основан в
 1327. Здесь находилась часть мощей вмц. Варвары.
 
  ДЕСЯТИННЫЙ СБОР. 1) Название промыслового налога в Русском государстве в XVI XVIII вв.
 Десятинный сбор взимался с пушного, слюдяного, соляного и др. промыслов, а также с выплавки металлов.
 Фактически не всегда равнялся десятой части. 2) В Сибири десятинный сбор был основной таможенной пошлиной
 с к. XVI в. до ликвидации внутренней таможни России в 1753. Первоначально десятинный сбор взимался в Сибири
 с привозных русских товаров и с сибирской мягкой рухляди (пушнины). Постепенно в сферу обложения
 десятинного сбора включались др. товары; к к. XVII в. взимался со всех товаров в Сибири.
 
  ДЕСЯТСКИЙ, низшее начальствующее лицо по назначению или по избранию, в Древней Руси имело
 несколько специальных значений. В Киевской Руси десятский низшее начальствующее лицо в дружине князя:
 воевода, тысяцкий, сотский, десятский. В монгольское время десятскими называли иногда лиц, занимавшихся
 сбором татарской дани: темник, сотский, десятский. Со 2-й четверти XVI в., когда с 1539 начинает вводиться
 избной институт, десятский низший выборный человек (десятские, старосты, боярские дети), помогающий
 иным выборным людям при обыске (сыске) и суде над лихими людьми разбойниками . С 1552 по 1556 во многих
 волостях Московского государства наместники и волостели через откупные грамоты заменены выборными от
 горожан и сельчан властями. Волость выбирает себе излюбленного голову (выборного судью). Его помощники на
 посаде, в станах и волостях для бережения от лихих людей: сотские, пятидесятские и десятские; они назначаются
 излюбленным головой, но должны быть добры, и прямы, и всем крестьянам любы. Десятскими в сер. XVI в. (на
 Стоглавом соборе) называются также священники, помогавшие благочинному поповскому старосте. В XVII в.
 десятский присутствует с земским старостою и земскими сотскими при разборе дел в Земской избе. Наконец, в
 XVIII в. десятский низший полицейский чин по наряду от обывателей.
 
  ДЕТИ БОЯРСКИЕ, в удельное время (XIII, XV вв.) так назывались члены упавших боярских родов,
 составившие средний класс дворянства. В московский период этот термин имел два значения: 1) сословного
 наименования; 2) низшего служебного чина. В это время, в XVI XVII вв., дети боярские составляли
 наследственное сословие землевладельцев, были служилыми людьми по отечеству, помещиками и вотчинниками,
 беломестцами . Правительство наделяло их поместьями, платило также небольшое денежное жалованье и за это
 требовало, чтобы они в случае войны являлись в полки, надлежащим образом снаряженные и вооруженные,
  конны, людны и оружны . Недостатки такого нестройного конного ополчения детей боярских заставили
 московское правительство образовать регулярные полки иноземного строя из разночинцев, в которые призывались
 также беднейшие дети боярские. В XVII в. выработались следующие чины: дети боярские городовые, дворовые,
 или дворяне выборные, затем жильцы, московские дворяне, стольники и т.д. Последовательным прохождением
 этих чинов городовой сын боярский мог дослужиться до думного дворянства и даже до боярства. Для сыновей
 дворовых детей боярских и московских дворян успехи по службе облегчались тем, что они большею частью
  верстались по отечеству , т.е. в чине своих отцов.
  С.Ю.
 
  ДЕТИНЕЦ, 1) то же, что днешний град, 2) детинец, или кремник, то же, что кремль. Слово это
 употребляется в русских летописях для обозначения внутреннего укрепления города с Нестора и до сер. XIV в.
 
  ДИАКОН. См.: СВЯЩЕНСТВО.
 
  ДИВ (дива), в древнерусской языческой мифологии дух леса, по мнению некоторых исследователей, одно из
 воплощений верховного бога Сварога. Дважды упоминается в Слове о полку Игоревен: сначала наверху дерева
  Див кличетъ връху древа , а затем внизу уже връжеся дивъ на землю . В произведениях славянской
 литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы
 занимали срединное положение между богами и героями.
 
  ДИВЕЕВО, село в Нижегородской обл., центр Дивеевского р-на. Расположено на р. Вичкинзе (бассейн Оки).
 Население 6 тыс. чел.
  Основано в сер. XVI в. Первый владелец сельца татарский мурза князь Дивей, получивший землю от Ивана
 Грозного. С к. XVIII в. Дивеево село, построена деревянная, затем каменная церковь в честь Казанской Божьей
 Матери. При церкви создана женская община под духовным руководством старцев Саровской обители. В 1825
 33 деятельное участие в устроении Дивеевской общины принимал Саровский старец, прп. Серафим. В 1861
 Дивеевская община преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1885 построен пятиглавый Троицкий
 собор. В 1927 монастырь закрыт. В 1991 установлена рака с мощами прп. Серафима Саровского в Троицком
 соборе; Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь и ныне действующий.
 
  ДИВНОГОРСК, город в Красноярском крае. Расположен в отрогах Восточного Саяна, на правом берегу
 Енисея. Население 34,3 тыс. чел.
  В 1888 на месте современного Дивногорска иеромонахом Филаретом был основан Красноярский Знаменский
 мужской скит (закрыт в 1920).
 
  ДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в окрестностях г. Коротояка, при
 впадении р. Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы
 имели причудливые формы, напоминающие то людей, то зверей в различных видах и положениях, и именовались в
 просторечии Дивами , откуда получил свое название и самый монастырь. Основан он ок. 1640 иеромонахами
 Ксенофонтом и Иоасафом. Упраздненный в 1786, монастырь в 1828 был восстановлен и в него были переведены
 иноки и все имущество упраздненного в том году Вознесенского Коротоякского монастыря. В соборном
 Успенском храме находилась главная святыня монастыря Сицилийская, или Дивногорская, чудотворная икона
 Божией Матери.
  С.В. Булгаков
 
  ДИКИРИЙ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ, Вологодский, игумен (ск. 11.02.1392), родился в городе Переславле-Залесском в
 купеческой семье. Еще в юные годы он почувствовал устремление своего сердца к молитвенной монашеской
 жизни и принял постриг, став со временем игуменом Николаевского монастыря, который сам основал. И все-таки
 прп. Димитрий не чувствовал полного духовного удовлетворения, пока не встретился с приехавшим в Переславль
 прп. Сергием Радонежским. По совету великого игумена он удалился вместе со своим учеником Пахомием в
 непроходимые вологодские леса. На излучине (луке) реки Вологды святой положил начало своему первому на
 севере монастырю Спасскому (1371). Сосредоточенная молитвенность преподобного сочеталась в нем с
 искренним состраданием к бедным, которых он кормил и духовно утешал. Сам же святой вел суровый
 аскетический образ жизни, отказывая себе во всем. Этим он следовал примеру своего великого учителя прп.
 Сергия Радонежского. Скончался прп. Димитрий в своей келье, в полном молитвенном уединении. Когда братия
 вошла в келью своего игумена, она источала необыкновенное благоухание. Память прп. Димитрию отмечается
 11/24 февраля.
 
  ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, святой, митрополит (12.1651-28.10.1709), Четъих-Миней 12-томного свода
 житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в
 колыбели русской святости Киеве и продолжая до конца своих дней. Четьи-Минеи стали любимым чтением
 русского народа и только в XVIII в. выдержали десять изданий. Родился святой на Киевщине в семье казачьего
 сотника. Получив классическое образование, он в 1668 принял монашество и скоро прославился, проповедуя слово
 Божие в различных местах Украины, Литвы и Белоруссии. Затем настоятельствовал поочередно в нескольких
 монастырях, одновременно работая над Четьями-Минеями. В 1701 указом Петра I вызван в Москву для
 архиерейской хиротонии и назначен на Ростовскую кафедру. Там ему пришлось заботиться об устройстве
 церковного благочиния, воспитании юношества и врачевании старообрядческого раскола. Жизнь святителя была
 образцом поста, молитвы и милосердия. Административные заботы и монашеское делание удивительным образом
 сочетались с его напряженным литературным трудом. Свт. Димитрий оставил несколько томов своих сочинений:
 летопись библейской истории, сказание о чудесах Черниговской-Ильинской иконы Богоматери, каталог
 российских митрополитов, обличительные и поучительные наставления, пастырские послания, духовные
 песнопения, проповеди, дневниковые записи, пьесы, в которых поколения русских богословов и
 священнослужителей черпают духовные силы для творчества и молитвы. В 1752 было обретено нетленное тело
 свт. Димитрия (память обретения мощей 21 сентября/4 октября), а в 1757 великий составитель житий был
 причислен к лику святых.
 
  ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ (Фессалоникийский), Мироточивый, великомученик (ск. ок. 306), родители
 святого были тайными христианами. Так же тайно они крестили сына и научили основам христианской веры.
 Когда отец Димитрия умер, имп. Валерий Максимиан вызвал юношу к себе и, убедившись в его способностях,
 назначил на место отца римским проконсулом Солуня. Главная задача, возложенная на молодого стратега,
 состояла в обороне города от варваров (в том числе и славян) и истреблении христианства. Приняв назначение,
 Димитрий возвратился в Фессалоники и стал открыто учить христианской вере и искоренять языческие обычаи.
 Император разгневался, и по его приказу великомученика пронзили копьями. При равноап. имп. Константине над
 могилой Димитрия была выстроена церковь, куда через сто лет были положены его обретенные св. мощи,
 прославившиеся чудесным истечением благовонного мира. Особым почитанием вмч. Димитрий пользуется у
 славянских народов. Русские воины верили, что находятся под покровительством св. Димитрия. Блгв. кн. Дмитрий
 Донской, названный в его честь, получил чудесную помощь от великомученика во время Куликовской битвы. А в
 память воинов, павших в том сражении, была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская
 родительская суббота. У русских людей Дмитриевская суббота носила еще название субботы поминальной.
 Иногда Дмитриеву субботу называли еще Родительскою, Дедовою субботой, Дедовою неделей; эти названия, как
 видим, заимствовались русскими от общих имен, какими они обыкновенно называли своих предков, совершая над
 ними поминовения.
  Димитриевскую субботу русские люди проводили с большою торжественностью. Прежде всего, по
 заведенному обычаю, они выходили на могилы своих близких и здесь совершали панихиды и заупокойные литии.
 Затем обыкновенно следовали богатые угощения.
  Память вмч. Димитрию отмечается 26 октября/8 ноября.
 
  ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ и МОСКОВСКИЙ, царевич (19.10.1582 15.05.1591), святой страстотерпец,
 младший сын царя Ивана IV Грозного, после смерти которого на престол вступил старший брат царевича Федор
 Иванович. Однако фактическим правителем государства оказался шурин молодого царя боярин Борис Годунов,
 сам претендовавший на трон. Согласно широко распространенной версии, для осуществления своих замыслов ему
 необходимо было избавиться от законного наследника, которым, ввиду бездетности царя Федора, был
 восьмилетний Димитрий. Царевича отослали в его удельный город Углич, на него клеветали, пытались отравить,
 но ничто не вредило благочестивому отроку. Тогда заговорщики зарезали наследника, инсценировав несчастный
 случай. Борис Годунов сумел убедить царя Федора Ивановича в нечаянной смерти его брата, но не жителей
 Углича, которые самочинно расправились с убийцами. У гробницы страстотерпца стали совершаться чудеса, а в
 1606 его нетленные мощи были перенесены в Москву и положены в Архангельском соборе Московского Кремля.
  Память царевичу Димитрию отмечается 15/28 мая, 3/16 июня (перенесение мощей в 1606) и 23 мая/5 июня (в
 Соборе Ростово-Ярославских святых).
 
  ДИМИТРОВСКИЙ КАШИНСКИЙ мужской монастырь, Тверская еп., в Кашине. Основан неизвестно когда.
 Существовал уже в 1-й четверти XVI в. Здесь находились местночтимые иконы: Страстная Божией Матери
 (древнего письма) и сщмч. Димитрия Солунского.
 
  ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ, Каргопольский, преподобный (ск. 20.11.1633), родился в к. XVI в. в одном из
 каргопольских селений. В миру носил имя Диомид. Когда ему было пятнадцать лет, он отправился помолиться в
 Соловецкий монастырь и там остался. Полюбив монашескую жизнь, Диомид исполнял все послушания. В
 девятнадцать лет он принял монашество и долгие годы провел в Соловецкой обители. Его отец незадолго до своей
 смерти также принял постриг в этом монастыре. Похоронив отца, Диодор стал задумываться об отшельничестве
 и вскоре вместе с несколькими соловецкими сподвижниками основал иноческую пустынь. Решение нескольких
 иноков удалиться в Диодорову пустынь вызвало ропот у соловецкой братии. Новосозданная пустынь была
 разрушена, а отшельников и самого Диодора вернули в Соловецкий монастырь. Преподобный пробыл в
 монастырском заключении пять месяцев. Освободившись, он нашел свою пустынь совершенно разоренной и
 тогда оставил Соловецкий остров. Новое место для подвига Диодор выбрал на речке Кене притоке Онеги, но
 местные крестьяне прогнали подвижника из своих угодий. Наконец Диодор нашел себе место в архангельских
 пределах на Юрьевой горе. Семь лет в совершенном одиночестве пробыл здесь преподобный. На восьмом году
 к нему пришел инок Прохор, ставший его учеником. По указанию Господню прп. Диодор приступил к созданию
 монастыря в честь Св. Троицы. Ему пришлось ехать в Москву, где келарь Троице-Сергиевой лавры дал средства для
 постройки церкви. Новгородский архиеп. Киприан благословил новую обитель. Св. Диодор скончался во время
 поездки в Каргополь в ноябре 1633; его тело было перенесено братией в основанный им монастырь.
  Память прп. Диодору отмечается 20 ноября/3 декабря.
 
  ДИОНИСИЕВО-ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ мужской монастырь, Вологодская еп., в Кадниковском
 у., на берегу р. Глушицы. Основан в 1420 прп. Дионисием Глушицким. Здесь почивали мощи прпп. Дионисия и
 Амфилохия и находились: чудотворный деревянный резной крест, сделанный прп. Дионисием, и писанные им
 иконы Божией Матери Покрова и Знамения и резная Одигитрии . В часовне, устроенной над колодцем,
 выкопанным прп. Дионисием, хранился большой крест из сосновых брусьев, сделанный в 1602 из остатков
 громадной сосны, от которой и получил свое название монастырь. С.В. Булгаков
 
  ДИОНИСИЙ (ок. 1440 после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой
 Руси.
  Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467 76); написал иконы
 для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-
 Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея
 Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько
 отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным
 колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность ( Богоматерь
 Одигитрия , 1482; Спас в силах , Распятие , обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500 02,
 совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы Митрополит Петр в
 житии (Успенский собор Московского Кремля), Митрополит Алексий в житии и ряд др. работ. Созданные
 Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500 02) принадлежат к
 числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и
 цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются
 слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы
 лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
  Б.C.
 
  ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, апостол от 70-ти, епископ Афинский, священномученик (ск. 96), родился в
 Афинах. Как и многие мыслители его родины, отправился в Египет, чтобы постичь древнюю мудрость. Это было в
 33 г. как раз в страстные дни Спасителя. Когда Господь почил на кресте, бысть тьма по всей земли . Эту тьму
 узрел св. Дионисий, и, зная, как ученый, что солнечного затмения в этот день не предвиделось, он воскликнул:
  Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается . Когда св. Дионисий вернулся в
 Афины, он был избран членом ареопага высшего законодательного органа Греции. Потрясенный видением в
 Египте, он горячо уверовал во Спасителя; ап. Павел поставил его епископом Афин. Святитель сподобился видеть в

<< Пред.           стр. 50 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу