<< Пред.           стр. 68 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рождестве Христовом.
 
  ИАКОВ БОРОВИЧСКИЙ, Новгородский, Христа ради юродивый (ск. ок. 1540). Не сохранилось никаких
 достоверных сведений о происхождении и жизни прав. Иакова. Но Господь прославил Иакова чудесами,
 произошедшими при мощах праведника. Тело св. Иакова вместе с гробом было принесено весной на льдине по р.
 Мста к с. Боровичи в Новгородской обл. Жители села, первоначально не желая принимать умершего в своих
 пределах, оттащили льдину с гробом на середину реки. Но вместо того чтобы плыть дальше, льдина чудесным
 образом вернулась обратно. Тогда селяне второй и третий раз пытались избавиться от принесенного рекой тела.
  В третий раз им во сне явился сам прав. Иаков, который назвал свое имя и спросил: за что они гонят его,
 бывшего при жизни благочестивым христианином Раскаявшись, жители Боровичей отправились к реке и
 благопристойно перенесли тело своего праведника в свое село, построив для него деревянную часовню. Вскоре от
 мощей прав. Иакова стали происходить многочисленные исцеления. Жители Боровичей обратились к
 новгородскому архиеп. Феодосию с просьбой причислить праведника к лику святых. Новгородский архиепископ
 послал священника и диакона, которые записали и засвидетельствовали случаи исцеления у мощей св. Иакова. По
 благословению св. Макария, митр. Московского, мощи праведника в ноябре 1544 были перенесены в Боровичскую
 церковь Сошествия Святого Духа и этот день был установлен днем всецерковного воспоминания св. Иакова
 Боровичского. В 1657 патр. Никоном мощи св. Иакова были перенесены в Иверский Богородичный монастырь
 Новгородской епархии. Память прп. Иакову отмечается 23 октября/5 ноября и 22 мая/4 июня (местное
 празднование).
 
  ИАКОВ ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ, преподобный, ученик Сергия Радонежского (ск. 11.04.1442), родился в
 семье галицких бояр Аносовых и полагал начало иноческого жития в обители прп. Сергия Радонежского. С его
 благословения он удалился на пустынножительство в лес, называемый Железным Борком, так как там находились
 залежи железной руды. Вскоре к нему собрались ученики, и они создали обитель во имя св. Иоанна Предтечи, с
 уставом прп. Сергия, но настоятелем прп. Иаков согласился быть только в конце своей жизни. Господь сподобил
 преподобного даром прозорливости, и он в 1415 предсказал рождение вел. кн. Василия II Темного. После набега
 татар в 1429 его обитель была разрушена, но святой восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем
 от разрушений. Прп. Иаков был погребен в церкви своего монастыря, а в 1613 его мощи были обретены
 нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым. На гробнице лежали
 его каменный крест, власяница и вериги.
  Память прп. Иакову отмечается 11/24 апреля и 5/18 мая (обретение мощей).
 
  ИАКОВ РОСТОВСКИЙ, епископ (ск. 27.11.1392), родился в простой крестьянской семье в д. Яковлево под
 Ростовом. В молодые годы принял постриг в Конырьской обители. В 1386 был возведен на Ростовскую кафедру.
 Святой Иаков отличался уверенностью, красноречием и прославился обличением еретика Маркиана, который
 отрицал св. иконы. После этого Маркиан был вынужден удалиться из города навсегда. Но святитель недолго
 оставался на своей кафедре. За то, что он спас осужденную на смертную казнь женщину, назначив ей место для
 покаяния, народ изгнал его из города. Тогда он положил свою мантию на воды озера Неро, перекрестился и отплыл
 из города. Вышел он за полторы версты от него на берег. Князь и народ, пораженные чудом св. епископа, со
 слезами молили его о прощении. Святитель простил всех, но вернуться на кафедру решительно отказался. Там, где
 он вышел на берег, он поставил себе келью и стал подвизаться в монашестве. К нему собрались многие его
 ревнители, чтившие иноческие подвиги, и тогда он поставил для них кельи и храм в честь зачатия Пресвятой
 Богородицы. Так создался ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, в котором до последнего дня почивали св.
 мощи свт. Иакова.
  Память свт. Иакову отмечается 27 ноября/10 декабря и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
 
  ИВАН ГОДИНОВИЧ, русский былинный богатырь, имя которого связано с сюжетами о добывании женщин
 (Авдотьи, Марьи Белой Лебеди) и сопутствующих ему боевых подвигах.
 
  ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН, русский былинный богатырь из купцов, любитель коней и конского бега, имел
 чудесного коня бурушку косматого , превосходящего всех коней кн. Владимира. Согласно былинам, Иван
 хвастлив, любитель вина и женщин, в торговле способен зарваться до того, что спускает все свое состояние.
 
  ИВАН ДАНИЛОВИЧ, русский былинный богатырь, историческим прототипом которого является храбр
 Иван Данилович, погибший в битве при Супое в 1136. Он принадлежал к дружине кн. Ярополка и, вероятно, в том
 же веке дал повод к созданию дружинной песни. В былинах он изображается в виде юного богатыря,
 совершающего необыкновенные подвиги.
 
  ИВАН ДОРОДОВИЧ, русский былинный богатырь, человек праведной жизни, он был заподозрен в любовной
 связи с двоюродной сестрой Софьей-царевной, племянницей кн. Владимира. Растерзан вместе с нею толпой.
 
  ИВАН-ДУРАК (Иванушка-дурачок), сказочный герой, выразитель народного христианского идеала
 скромности, нестяжательства, нищеты духа и юродства. Ивану-дураку совершенно чуждо стремление к успеху
 и благополучию. Подчеркиваются его дурость и нелепые бессмысленные поступки. Именно эта кажущаяся с
 бытовой точки зрения дурость спасает Ивана-дурака, когда он попадает в опасное положение, а все умные
 вокруг него гибнут. Благодаря своей дурости Иван-дурак проходит все испытания и достигает высшего успеха
  побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство и славу, становится Иваном Царевичем.
  О. Платонов
 
  ИВАН КУПАЛА. См.: ИВАНОВ ДЕНЬ.
 
  ИВАН ПОСТНЫЙ, празднование Усекновения честныя главы св. Иоанна Предтечи 29 августа/11 сентября.
 Среди русских крестьян этот праздник еще был известен под названием Головосека. Один из иностранных
 путешественников по России, Александр Гвагнин Веронский (XVI в.), заметил, что русские ни одного святого не
 почитают так строго постом, как св. Иоанна Крестителя. Народ русский глубоко чтил день памяти мученической
 кончины св. Иоанна Крестителя и проводил его в строгом посте. Крестьяне доходили в этом случае до некоторых,
 довольно странных крайностей. Например, по общенародному верованию, в день Иоанна Крестителя грешно брать
 в руки нож. Если же срубить им головку капусты, то на ней покажется кровь. Очевидно, что в этом случае
 простодушные крестьяне вспоминали обстоятельства смерти великого угодника Божия и, в частности, орудие
 самой казни нож, который пролил невинную кровь. Еще наши крестьяне в день Ивана Постного остерегались
 есть что-либо круглое, например капусту, так как, по народному верованию, срубить в сей день кочан капусты
 значит то же, что срубить голову, также не решались они употреблять картофель, яблоки в том же убеждении,
 что враги св. мученика, отсекши голову, катали ее на блюде, как картофель или яблоко, и т.п. В старинных
  Сказаниях о святых св. Иоанн Креститель почитался целителем головной болезни, ему даже полагалась
 особенная молитва с этою целию. И.П. Калинский
 
  ИВАН ЦАРЕВИЧ, сказочный герой; его деяния образец наивысшего успеха. Однако достигается он
 вопреки обычному здравому смыслу и с полным пренебрежением к материальным благам. По своей сути, образ
 Ивана Царевича является одним из вариантов образа Ивана-дурака.
 
  ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА, Добрый (в крещении Иоанн, в схиме Ананий) (ск. 31.01.1340),
 Московский, а затем вел. князь Владимирский. Сын московского кн. Даниила. Впервые упоминается в
 новгородской летописи под 1296 в связи с поездкой в Новгород Великий. В н. XIV в. княжил в Переяславле-
 Залесском. В 1305 разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В
 1303 25 Иван I неоднократно замещал на московском княжеском столе своего старшего брата Юрия Даниловича
 во время его пребывания в Золотой Орде и Новгороде Великом. После гибели Юрия в 1325 Иван I стал княжить в
 Москве. В 1327 он вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на Тверь золотоордынских
 карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 получил от
 хана Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород Великий. В 1331 умер Александр
 Васильевич Суздальский, получивший в 1328 в Орде за участие в походе на Тверь Владимир, Нижний Новгород и
 Городец, а также право называться великим князем. Иван Калита отправился в Орду и добился у хана Узбека
 ярлыка на великое княжество Владимирское. После этого, по словам летописца, во всей Северо-Восточной Руси
 наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек
 отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I. Это привело к
 обогащению московского князя (отсюда его прозвище Калита денежный мешок). Накопленные средства Иван
 I израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте
 отметил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерьский и Белоозеро. И хотя в этих городах в XIV в. правили
 местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.
  Иван I беспощадно расправлялся со своими политическими противниками. В своих целях он использовал
 влияние Русской Православной Церкви. В его правление митр. Петр покинул Владимир и переехал в Москву,
 сделав ее своей резиденцией. Петр способствовал Ивану I в проведении политики централизации русских земель.
 Иван I подчинил своему влиянию Ростовское княжество и Новгород Великий, посадив там своих наместников.
 Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил правый
 суд , помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он получил второе свое прозвище
 Добрый.
  Иван I обнес стеной из дуба Московский Кремль. Построил в нем Успенский и Архангельский соборы, церковь
 Иоанна Лествичника. В Москве им была построена также Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь.
 Свято-Данилов монастырь был перенесен им на новое место. В Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий
 (Успенский) монастырь.
  Именно при Иване I были заложены основы позднейшего могущества Москвы.
  Иван I умер, приняв схиму. Похоронен в Москве в кремлевском Архангельском соборе.
  О. М. Рапов
 
  ИВАН II (в крещении Иоанн) ИВАНОВИЧ (Иоаннович) КРАСНЫЙ (1326 -13.11.1359), Московский и вел.
 Владимирский князь. Сын Ивана I Даниловича Калиты. В 1340 после смерти отца получил во владение Звенигород
 и Рузу, в 1353 после смерти старшего брата Симеона Гордого получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжение,
 однако княжил недолго. Иван продолжил политику своего отца и старшего брата политику усиления на Руси
 власти московских князей.
  Умер в Москве, приняв перед смертью схиму.
  О. М. Рапов
 
  ИВАН III (в крещении Тимофей) ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕЛИКИЙ, СВЯТОЙ (22.01.1440 - 27.10. 1505), великий
 князь Московский и всея Руси. Сын Василия II Васильевича Темного и вел. кн. Марии Ярославны, дочери
 серпуховского князя.
  С юных лет Иван стал помощником своего незрячего отца. Он участвовал в борьбе с Дмитрием Шемякой,
 ходил в походы на другие земли. Став после смерти отца в 1462 вел. московским князем, он присоединил
 Ярославское и Ростовское княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество, Вятскую, часть Рязанской,
 Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли. Иван заставил Ливонский орден платить дань Москве
 за древнерусский город Юрьев (совр. Тарту), которым тот владел. Выдающимся достижением Ивана было
 свержение золотоордынского ига в 1480, за что он получил в народе прозвище Святой. После женитьбы на
 племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 он как бы сделал себя
 наследником византийских василевсов. В ряде документов Иван именовал себя государем и царем , а своего
 внука Дмитрия венчал на царство. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого
 стал двуглавый орел, заимствованный из Византии. Другим символом Московского государства стал Георгий
 Победоносец, поражающий копьем змия.
  Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с
 населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями
 государственного управления. В 1497 был издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться
 судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков
 был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход
 только один раз в году за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При
 Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением нестяжателей ,
 чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.
  В правление Ивана Московский Кремль был обнесен могучими кирпичными стенами и башнями и стал
 неприступной крепостью. В Кремле были построены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы.
 Были воздвигнуты также каменные крепости в Коломне, Туле и Иван-городе.
  Летописец писал о нем (пересказ В. Н. Татищева): Сей блаженный и достохвальный великий князь... многие
 княжения присовокупи и силу умножи, варварскую же нечестивую власть опроверже и всю Русскую землю
 данничества и пленения избави, и многие от Орды данники себе учини, многа ремесла введе, их же прежде не
 знахом, со многими дальними государи любовь и дружбу и братство сведе, всю Русскую землю прослави...
  О.М. Рапов
 
  ИВАН IV (Иоанн) ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (25.08. 1530-18.03.1584), великий князь с 1533, русский царь
 (1547).
  Эпоха его царствования как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания.
 Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою
 роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
  Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью оно обнажило особенность
 русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не баланс интересов различных сословий, классов,
 групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
  Началось царствование смутой. Будущий грозный царь вступил на престол после смерти отца Василия III
 Ивановича трех лет от роду. Реальной властительницей Руси стала его мать Елена Глинская, чужеземка
 литовского, ненавистного рода , по словам Н. М. Карамзина. Ее недолгое (четыре года) правление было
 ознаменовано развратом и жестокостью не столько личными, сколько проистекавшими из нравов и интриг
 ближних бояр бывших удельных князей и их приближенных.
  По старой удельной привычке каждый из них тянул на себя , ставя личные интересы власти и выгоды выше
 общенародных и государственных нужд. Численно эта беспринципная прослойка была ничтожна, но после смерти
 Елены, лишившись последнего сдерживающего начала, ее представители учинили между собой в борьбе за власть
 погром, совершенно расстроивший управление страной. Разделившись на партии князей Шуйских и Бельских,
 бояре, по словам В. О. Ключевского, повели ожесточенные усобицы друг с другом из личных фамильных счетов, а
 не за какой-нибудь государственный порядок .
  В 1547 сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В
 бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его,
 царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство, которое впервые
 тогда было соединено с Таинством Миропомазания. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху
 глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн
 осознал себя игуменом всея Руси . И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и
 государственными начинаниями до самой кончины.
  Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам
 государственного, общественного и церковного устроения. Послушаем Карамзина: Мятежное господство бояр
 рушилось совершенно, уступив место единовластию царскому, чуждому тиранства и прихотей. Чтобы
 торжественным действием веры утвердить благословенную перемену в правлении и в своем сердце, государь на
 несколько дней уединился для поста и молитвы; созвал святителей, умиленно каялся в грехах и, разрешенный,
 успокоенный ими в совести, причастился Святых Тайн. Юное, пылкое сердце его хотело открыть себя перед лицом
 России: он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для
 важного дела государственного. Они собралися и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Кремля с
 духовенством, с крестами, с боярами, с дружиною воинскою на лобное место, где народ стоял в глубоком
 молчании. Отслужили молебен. Иоанн обратился к митрополиту и сказал: Святой владыко! Знаю усердие твое ко
 благу и любовь к Отечеству: будь же мне поборником в моих благих намерениях. Рано Бог лишил меня отца и
 матери, а вельможи не радели обо мне: хотели быть самовластными, моим именем похитили саны и чести,
 богатели неправдою, теснили народ и никто не претил им. В жалком детстве своем я казался глухим и немым:
 не внимал стенанию бедных, и не было обличения в устах моих! Вы, вы делали, что хотели, злые крамольники,
 судии неправедные! Какой ответ дадите нам ныне Сколько слез, сколько крови от вас пролилося Я чист от сея
 крови! А вы ждите суда небесного!
  Тут государь поклонился на все стороны и продолжал: Люди Божий и нам Богом дарованные! Молю вашу
 веру к Нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать
 вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет, оставьте ненависть, вражду;
 соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия ваш и защитник .
  В сей великий день, когда Россия в лице своих поверенных присутствовала на лобном месте, с благоговением
 внимая искреннему обету юного венценосца жить для ее счастья, Иоанн в восторге великодушия объявил
 искреннее прощение виновным боярам; хотел, чтобы митрополит и святители также их простили именем Судии
 Небесного; хотел, чтобы все россияне братски обнялись между собою, чтобы все жалобы и тяжбы прекратились
 миром до назначенного им срока .
  Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского
 прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд
 несколько церковных Соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших Соборного решения.
 В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во
 главе Избранной Рады узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней
 политики.
  В 1552 успешно закончился крестовый поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи
 христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Радуйся, благочестивый
 Самодержец, прислал гонца Иоанну кн. Михаил Воротынский, Казань наша, царь ее в твоих руках; народ
 истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь Славить Всевышнего , ответил
 Иоанн. Тогда же он обрел прозвище Грозный то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников
 России. Не мочно царю без грозы быти, писал современный автор. Как конь под царем без узды, тако и
 царство без грозы .
  Счастливое течение событий прервалось в 1553 тяжкой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга
 оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем как себе. У изголовья умирающего Иоанна
 бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские
 Сильвестр и Адашев из страха ли, или по зависти отказываются присягать законному наследнику, малолетнему
 царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя кн. Владимир
 Андреевич.
  Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития. В каком волнении была душа Иоанна,
 когда он на пороге смерти видел непослушание, строптивость в безмолвных дотоле подданных, в усердных
 любимцах, когда он, государь самовластный и венчанный славою, должен был смиренно молить тех, которые еще
 оставались ему верными, чтобы они охраняли семейство его, хотя бы в изгнании , говорит церковный историк
 М.В. Толстой. И все же Иоанн перенес ужас этих минут, выздоровел и встал с одра... исполненный милости ко
 всем боярам . Царь всех простил! Царь не помнил зла. Царь посчитал месть чувством, недостойным христианина и
 монарха.
  Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 русское войско взяло Астрахань,
 окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры
 царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские
 земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое
 разочарование. Измена приближенных во время болезни, как оказалось, вовсе не была досадной случайностью,
 грехопадением, искупленным искренним раскаянием и переменой в жизни.
  Избранная Рада воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу, она настаивала на продолжении
 войны против татар на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало
 его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем,
 но царь на сей раз проявил характер. Он порвал с Избранной Радой , отправив Адашева в действующую армию, а
 Сильвестра в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название
 Ливонской. Вот как рисует Карамзин портрет Иоанна того времени:
  И россияне современные, и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего
 венценосца как пример монархов благочестивых, мудрых, ревностных ко славе и счастию государства. Так
 изъясняются первые: Обычай Иоанна есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве
 уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: Да властвую, как Всевышний указал
 властвовать своим истинным Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая, целость
 порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его.
  Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою
 обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских. Ласковый к вельможам и народу, любя, награждая всех по
 достоинству, щедростию искореняя бедность, а зло примером добра, сей Богом урожденный царь желает в день
 Страшного суда услышать глас милости: Ты еси царь правды! И ответствовать с умилением: Се аз и люди яже
 дал ми еси Ты!
  Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, англичане, приезжавшие в Россию для торговли. Иоанн,
 пишут они, затмил своих предков и могуществом, и добродетелью; имеет многих врагов и смиряет их. Литва,
 Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются русского имени. В отношении к подданным он
 удивительно снисходителен, приветлив, любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце и, несмотря
 на то, умеет быть повелительным; скажет боярину: Иди! и боярин бежит; изъявит досаду вельможе и
 вельможа в отчаянии, скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока царь не объявит ему
 прощения.
  Одним словом, нет народа в Европе, более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся,
 и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит, не скучает делами и
 не веселится ни звериною ловлей, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как
 истреблять врагов России!
  С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 при странных обстоятельствах
 умерла супруга Иоанна кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили,
 боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие
 событий. Кроме того, смерть царицы должна была, по замыслу отравителей, положить конец и высокому
 положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть.
  Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам Адашеву и
 Сильвестру. И снова Иоанн, вопреки очевидности, пощадил жизнь заговорщиков. Царь ограничился ссылкой
 Сильвестра и Адашева, не тронув более никого из их приверженцев. Надеясь разбудить совесть, он лишь
 потребовал от всех бояр и знатных людей клятвы быть верными государю и впредь не измышлять измен. Все
 присягнули. И что же Кн. Дмитрий Вишневецкий, воевода юга России, бросил ратников и перебежал к
 Сигизмунду, врагу Иоанна. Не ужившись с литовцами, переметнулся в Молдавию, вмешался там по привычке в
 интриги вокруг молдавского господаря Стефана, был схвачен и отправлен в Стамбул, где султан казнил его как
 смутьяна и бунтовщика.
  В 1564 доверенный друг Иоанна, кн. Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и
 девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того что он изменил царю, Курбский предал родину, став во главе
 литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя
 стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену
  смятением горести сердечной и обвиняя Иоанна в мучительстве .
  Царь ответил изменнику так: Во имя Бога Всемогущего, Того, Кем живем и движемся, Кем цари царствуют и
 сильные глаголют, смиренный христианский ответ бывшему российскому боярину, нашему советнику и воеводе,
 князю Андрею Михайловичу Курбскому... Почто, несчастный, губишь душу изменою, спасая бренное тело
 бегством Я читал и разумел твое послание. Яд аспида в устах изменника слова его подобны стрелам.
 Жалуешься на претерпенные тобою гонения; но ты не уехал бы к врагу нашему, если бы не излишно миловали вас,
 недостойных... Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим сильных во Израиле ; их
 кровью не обагряем церквей Божиих; сильные, добродетельные здравствуют и служат нам. Казним одних
 изменников и где же щадят их .. Имею нужду в милости Божией, Пречистыя Девы Марии и святых угодников:
 наставления человеческого не требую. Хвала Всевышнему: Россия благоденствует... Угрожаешь мне судом

<< Пред.           стр. 68 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу