<< Пред.           стр. 79 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  В обличение еретиков прп. Иосифом было написано шестнадцать Слов , известных под общим названием
  Просветитель . Со временем его подвижническая деятельность начала приносить плоды. Чаша весов стала
 постепенно склоняться в пользу ревнителей благочестия. В 1500 опала постигла Феодора Курицына. В 1502 Иоанн
 III положил опалу и на кн. Елену с Дмитрием, посадив их под стражу. Наконец, в 1504 состоялся Собор, на
 котором ересь была окончательно разгромлена, а главные еретики осуждены на казнь.
  Столь суровое наказание (а на нем безусловно настаивал прп. Иосиф) было связано с чрезвычайной опасностью
 ситуации. Еретики дозволяли для себя ложные клятвы, поэтому искренности их раскаяния верить было нельзя. Но
 и в этом случае традиционное русское милосердие взяло верх. Казнены были лишь несколько самых закоренелых
 еретиков остальным предоставили возможность делом доказать свое исправление. Время показало
 справедливость опасений: разбежавшиеся по окраинам еретики не только не исправились, но положили начало
 новой секте иудействующих .
  Краткий рассказ не позволяет передать всего драматизма этой истории. Но можно с уверенностью сказать, что в
 течение тридцати четырех лет с момента рождения ереси и до ее разгрома в 1504 дальнейшая судьба России и само
 ее существование находились под вопросом. Дело в том, что ересь жидовствующих не была обычной ересью.
 Она больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само
 мироощущение русского народа и формы его общественного бытия.
  Странности ереси проявлялись с самого начала. Ее приверженцы вовсе не заботились о распространении
 нового учения в народе, что было бы естественно для людей, искренне верящих в свою правоту. Отнюдь нет
 еретики тщательно выбирали кандидатуры для вербовки в среде высшего духовенства и административных
 структур. Организация еретического общества сохранялась в тайне, хотя Россия никогда не знала карательных
 религиозных органов типа католической Инквизиции. И что самое странное, приверженцам ереси предписывалось
  держать жидовство тайно, явно же христианство . Именно показное благочестие стало причиной возвышения
 многих из них.
  Таким образом, внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей светской и
 духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. Проще сказать, целью
 еретиков в области политической являлся захват власти. И они едва не преуспели в этом.
  Государев дьяк Феодор Васильевич Курицын впал в ересь после знакомства с протопопом Алексеем в 1479.
 Через три года он отправился послом на запад, в Венгрию, причем государственная необходимость этого
 посольства представляется весьма сомнительной. Вернувшись в Москву к августу 1485, обогащенный западным
 опытом, Курицын привез с собой таинственную личность угрянина Мартынку , влияние которого на события
 кажется совсем загадочным. Он был непременным участником собраний тайного еретического общества, центром
 которого стал после возвращения из Венгрии Курицын. Та стала беда, сетовал архиеп. Геннадий, как
 Курицын из Угорския земли приехал он у еретиков главный печальник, а о государской чести печали не имеет .
 Предводитель новгородских еретиков Юрьевский архимандрит Кассиан, присланный из Москвы на это место по
 ходатайству Курицына, пользуясь покровительством всемогущего дьяка, собирал у себя еретиков, несмотря даже
 на противодействие своего епископа.
  Поставление в 1491 митрополитом еретика Зосимы привело тайное общество жидовствующих в
 господствующее положение не только в сфере административно-государственной, но и в области церковного
 управления. И все же звездный час еретиков приходится на время более позднее на 1497 98, когда
 наследником престола был официально объявлен Дмитрий, внук Иоанна III, сын Иоанна Молодого, умершего в
 1490. Особый вес получила в этой ситуации мать наследника Елена, склонявшаяся к ереси и удерживавшая
 великого князя от крутых мер против нее.
  Но главная опасность была даже не в этом. Иоанн III был женат дважды. Его первая жена тверянка
 умерла рано, успев ему родить сына, Иоанна Молодого. Вторично Иоанн III женился на Зое (Софье) Палеолог,
 племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога. Воспитанная в католическом
 окружении, царевна тем не менее сделалась в Москве ревностной поборницей Православия. Этот брак сообщал
 Москве новую роль, делая ее преемницей державных обязанностей Византии хранительницы и защитницы
 истинной веры во всем мире.
  Утверждение престола великого князя Московского за сыном Иоанна III от его брака с Софьей Палеолог делало
 эту преемственность необратимой, передавая ее по наследству и всем будущим государям Московским. Партия
 еретиков старалась предотвратить это всеми силами. Наконец, в 1497 великого князя удалось убедить, что Софья
 готовит заговор в пользу своего сына Василия. 4 февраля 1498 наследником был объявлен Дмитрий. Впрочем,
 недоразумение вскоре объяснилось, и уже со следующего года начались гонения на сторонников Дмитрия,
 закончившиеся опалой для него и его матери. Но в течение двух лет еретики находились на волосок от того, чтобы
 получить своего великого князя.
  Такова была внешняя деятельность еретиков. Не менее разрушительным являлось и внутреннее содержание их
 учения. Еретики отвергали троичность Бога, Божество Иисуса Христа, не признавали церковных Таинств,
 иерархии и монашества. То есть главные положения ереси подрывали основы основ благодатной церковной жизни
  ее мистические корни, догматическое предание и организационное строение. Лучшее оружие для разрушения
 Церкви трудно придумать.
  Одним из первых почувствовал приближение пагубной и богохульной бури прп. Иосиф. Еще в к. 1470-х,
 будучи насельником Боровского монастыря, он написал послание против еретиков, отрицавших иконописные
 изображения Троицы. Когда ересь обрела покровителя в лице митр. Зосимы, прп. Иосиф не остановился перед
 публичным обличением ересиарха, называя Зосиму в своих письмах антихристовым предтечей и сосудом
 сатаниным , не отступая в обличениях до тех пор, пока Собор не осудил митрополита. Верность истине святой
 поставил выше правил внешней дисциплины.
  Вероятно, не без влияния прп. Иосифа или единомысленных ему иерархов в предисловии к новой Пасхалии,
 изданной после 1492, засвидетельствовано признание Русской Церковью своего преемственного по отношению к
 Византии служения. Дерзновенно истолковывая слова Господа Иисуса Христа И будут перви последний и
 последний перви , авторы предисловия провозглашают ту важнейшую основу русского религиозного сознания,
 которая позже выльется в чеканную формулу Москва Третий Рим . Первые , говорится в предисловии, это
 греки, имевшие первенство чести в хранении истин веры. Ныне же, когда Константинополь пал, наказанный за
 маловерие и вероотступничество, греки стали последними , и служение византийских императоров переходит
 к государю и самодержцу всея Руси , а роль Византии к новому граду Константинову Москве, и всей
 Русской земле .
  Деятельность прп. Иосифа давала результаты. Иоанн III вызвал к себе святого и много беседовал с ним о
 церковных делах, признаваясь, что еретики и его старались привлечь на свою сторону.
  Прости меня, отче... Я знал про новгородских еретиков , говорил великий князь.
  Мне ли тебя прощать отвечал преподобный.
  Нет, отче, пожалуй, прости меня. Митрополит и владыки простили меня .
  Государь! возразил Иосиф. В этом прощении нет тебе пользы, если ты на словах просишь его, а делом не
 ревнуешь о православной вере. Вели разыскать еретиков!
  Этому быть пригоже, ответил Иоанн Васильевич. Я непременно пошлю по всем городам обыскать
 еретиков и искоренить ересь . Однако боязнь погрешить излишней суровостью долго удерживала князя от
 решительных действий. Как писано: нет ли греха еретиков казнить тревожно допытывался он у
 преподобного, пригласив его к себе еще раз. И лишь соборное решение духовенства, проклявшего еретиков и
 постановившего предать казни наиболее злостных из них, успокоило великокняжескую совесть.
  Прп. Иосиф, вероятно, излагал Иоанну III также учение о том, что царь... Божий слуга есть и что это
 обязывает его к особому вниманию в защите святынь. В эти обязанности входит и стремление к симфонии
 властей светской и церковной, основанной на их совместном религиозном служении и разделении конкретных
 обязанностей.
  Таким образом, окончательный разгром ереси совпадает с вступлением русского народа в служение народа-
 богоносца , преемственного хранителя святынь веры, и с утверждением взглядов на взаимозависимость и
 взаимную ответственность светских и духовных властей.
  Не менее значительна была роль прп. Иосифа в разрешении так называемого спора о монастырских имениях .
 Роль государства в защите Церкви была уже ясна, а вот какова роль Церкви в укреплении государства Где
 границы ее участия в мирской деятельности Подобные вопросы породили проблему церковного имущества.
  Первоначально мнение о необходимости насильственного уничтожения монастырских вотчин являлось частью
 еретического учения жидовствующих. Это было не что иное, как попытка лишить Церковь возможности
 просветительской и благотворительной деятельности, первым шагом на пути к конечной цели уничтожению
 монашества как источника благодатного воздействия на мир, на его жизнь, на весь народ. Сердце России билось в
 обителях монашеских, поэтому именно монастырские имения стали объектом разрушительной критики еретиков.
 В 1503 на церковном Соборе Иоанн III поднял вопрос о землях церковных, святительских и монастырских .
 Ересь уже агонизировала, и решение Собора лишь оформило юридически всем понятную необходимость
 церковного землевладения. Монастырские имения решено было оставить и узаконить.
  Как митрополичьи, так и епископские кафедры обладали землей. Земельные владения сформировались
 постепенно из дарственных и завещанных участков. В силу ханских привилегий и грамот князей церковные земли
 не платили государственных податей и были освобождены от уплаты дани татарам. Монастыри, владевшие
 землями, получали возможность не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и питать окрестное
 население в голодные годы, содержать убогих, увечных, больных, помогать странникам и нуждающимся. К XV в.
 в России насчитывалось до 400 больших монастырей, богатство которых было основано трудом монастырской
 братии на послушании и крестьян, живших и трудившихся на монастырских землях. При этом жизнь самих
 монахов в богатых монастырях с многочисленным братством была очень строгой. Достаточно указать на
 монастырь прп. Иосифа или Свято-Троицкую лавру прп. Сергия.
  Прп. Иосиф Волоцкий был ревностным сторонником идеи общественного служения Церкви. Самую
 монашескую жизнь он рассматривал лишь как одно из послушаний в общем всенародном религиозном служении.
 В то же время его воззрение на монашество как на особого рода религиозно-земскую службу не имеет ничего
 общего с вульгарным социальным христианством . Мистическая, духовная полнота Православия со всей своей
 животворностью являла себя в монастыре прп. Иосифа, где одними из первейших обязанностей инока почитались
  умное делание , трезвение , блюдение сердца и занятия Иисусовой молитвой. Мысль св. подвижника о
 необходимости осознания жизни народа как общего Божия тягла закономерно завершалась включением в это
 тягло и самого царя лица, мистически объединяющего в себе религиозное единство общества.
  Празднуется 9/22 сентября и 18/31 октября.
  Митрополит Иоанн(Снычев)
 
  ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Вологодский), преподобный, Христа ради юродивый (ок. 1530 21.10.1612),
 в миру Иларион, крестьянин д. Обухово, Вологодской обл. Посетила его беда, стал он слепнуть. Однако Иларион
 не отчаялся: стал ходить по местным церквам и всюду служить молебны, прося себе у Бога исцеления. Однажды во
 время Божественной литургии явился ему некий дивный муж, который благословил преподобного и обещал ему
 исцеление. По выходе из церкви он повел его в глухое урочище, которое называлось Заоникиевское, и велел
 приходить сюда на следующий день, чтобы видеть славу Божию. Когда Иларион пришел туда опять, то ему
 явились свв. бессребреники Косма и Дамиан и сказали, что они посланы Пресвятой Богородицей, желающей
 исцелить его. Тогда явилась икона Божией Матери (23 июня 1588), сияющая, подобно солнечным лучам, и был от
 нее глас, повелевший очистить это место и воздвигнуть на нем крест. Видение окончилось. Иларион исцеленный и
 в духовной радости вернулся в деревню и все рассказал, что с ним было. Крестьяне очистили это место, поставили
 крест и часовню для явления иконы, прозванной Заоникиевской, и от нее стали истекать обильные чудеса. На этом
 месте, по повелению еп. Вологодского, был основан монастырь (Заоникиевская Владимирская пустынь), и первым
 иноком его стал Иларион, постриженный под именем Иосиф. От настоятельства он уклонился, притворившись
 слабоумным, и тридцать лет прожил в тяжелых подвигах. Перед кончиной прп. Иосиф вспоминал все виденные им
 чудеса и благодарил Бога.
  Память прп. Иосифу отмечается 21 сентября/4 октября.
 
  ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ, пресвитер (ск. 883). Уроженец Сицилии; в истории богослужения Восточной
 Православной Церкви известен как автор множества канонов. Память отмечается 4/17 апреля.
 
  ИОСИФЛЯНЕ, последователи св. Иосифа Волоцкого, стяжатели .
 
  ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в окрестностях Волоколамска.
 Основан в 1479 прп. Иосифом Волоцким. Над его почивающими здесь мощами была устроена сребропозлащенная
 рака и при ней хранились его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находилась его икона
 двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице икона Одигитрии , которой прп. Пафнутий благословил
 прп. Иосифа. В монастыре также хранилась привезенная прп. Иосифом из Москвы икона Божией Матери
 Волоколамская, прославившаяся 3 марта 1677. В монастыре находился в заточении Максим Грек. При монастыре
 были школа с приютом и странноприимный дом. В версте от монастыря находился скит с храмом во имя Всех
 Святых; сохранялся колодезь, вырытый прп. Иосифом.
  С.В. Булгаков
 
  ИПАТИЙ ГАНГРСКИЙ, епископ, священномученик (ск. ок. 326), участник II Вселенского Собора в
 Константинополе, осудившего ересь арианства. Когда однажды святитель возвращался из Константинополя на
 свою кафедру, в пустынном месте на него напали ариане, люто ненавидевшие его, изранили мечами и кольями и
 затем бросили в болото. При этом св. Ипатий усердно молился за своих убийц. Этого не вынесла одна из арианок
  в озлоблении она проломила голову святого камнем, после чего тот отошел к Господу. Убийцы спрятали тело
 своей жертвы в одной из пещер, но его обнаружил крестьянин. Христиане торжественно погребли своего
 любимого архипастыря. Вскоре у мощей св. Ипатия стали совершаться исцеления недужных и многие
 чудотворения.
  Св. Ипатий почитался в русском народе как разрешитель неплодства и бесчадия . По этому случаю
 существовала особая молитва к нему.
  Память сщмч. Ипатию отмечается 31 марта/13 апреля.
 
  ИПАТЬЕВСКИЙ КОСТРОМСКОЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, основан в XIV в. знатным
 татарским мурзой Четом. Этот мурза в 1330 выехал из Золотой Орды в Москву на службу вел. кн. Ивану Калите, а
 по дороге тяжело заболел, случилось это в виду г. Костромы, на месте будущего Ипатьевского монастыря. В
 тонком сне явилась Чету Пресвятая Богородица с ап. Филиппом и вмч. Ипатием Гангрским. Пречистая Божия
 Матерь обещала ему исцеление, если он примет спасительную Православную веру. Чудесно выздоровевший Чет,
 добравшись до Москвы, принял там святое крещение, а на месте явления ему Богородицы основал обитель,
 посвятив ее священномученику Ипатию, Гангрскому Чудотворцу.
  С возвышением во 2-й пол. XVI в. рода бояр Годуновых, ведших свою родословную от легендарного Чета, и
 особенно после женитьбы царя Феодора Иоанновича на сестре Бориса Годунова Ирине Феодоровне, монастырь
 стал одним из известнейших и богатейших в России. Неоднократно царь Борис и дядя его, Димитрий Иоаннович,
 делали многочисленные и дорогие вклады в монастырь, при их поддержке в обители была основана иконописная
 мастерская, переписывались здесь древние летописи и книги. К XVI в. Ипатьевский монастырь стал величайшей
 сокровищницей и центром русской православной культуры. Свято-Троицкий собор его становится усыпальницей
 рода бояр Годуновых. Издавна покровительствовали монастырю и представители другого боярского рода
 Романовы. В русскую историю навсегда Ипатьевский монастырь вошел как колыбель Августейшего дома
 Романовых, как место, где свершилось призвание на царство первого царя династии юного Михаила
 Феодоровича. Во дни Смуты он вместе со своей матерью инокиней Марфой (Ксенией Иоанновной в миру)
 укрывался за стенами Ипатьевского монастыря от рыскавших по дорогам в его поисках поляков и воровских шаек.
 Отец его, патр. Филарет, томился в неволе в Польше за отказ изменить России и взять сторону иноземцев.
  По взятии Москвы народным ополчением купца Козьмы Минина Сухорукова (Минина) и кн. Димитрия
 Михайловича Пожарского, выборные люди со всего государства собрались на Земском соборе в Москве, чтобы
 избрать царя. Зная, кого желал возвести на престол св. патр. Гермоген, памятуя благочестивую жизнь царицы
 Анастасии Романовой, первой супруги Грозного, и зная, что во дни Смуты никто из Романовых не запятнал себя
 никаким худым делом и не был изменником, они единодушно провозгласили царем юного Михаила Феодоровича.
  Крестным ходом посольство Земского собора: духовенство, бояре, воеводы, казаки и множество людей всякого
 звания отправились в Костромской Ипатьевский монастырь, где со слезами просили юного боярина принять
 царство, указуя на Божию волю избрания его Самодержцем Всероссийским. Если он не согласится царствовать (а
 юный Михаил, имея перед глазами своими пример Годуновых, самозванца и Шуйского, боялся воспринимать
 царство), сказали они, то Русская Земля погибнет, а он и его мать будут отвечать за это пред Богом.
  Тогда он согласился, и инокиня Марфа с радостью и слезами благословила его, и в 1613 по Рождестве
 Христовом году на Руси воцарился Дом Романовых, а русский народ присягнул ему.
  В царствование Дома Романовых Костромской Ипатьевский монастырь был многократно перестроен и
 украшен. Зеленая башня, сооруженная в том месте, где остановился в 1613 крестный ход, пришедший просить на
 престол Михаила Феодоровича Романова, и откуда он отбыл в Москву, в сер. XVII в. стала главным въездом в
 монастырь. В обители возводятся Свято-Троицкий собор (1650 52) с приделом Св. Михаила Малеина, небесного
 покровителя Михаила Феодоровича, звонница (1601 49), церковь Св. Хрисанфа и Дарий (1859, арх. К.А. Тон),
 архиерейский корпус.
  Еще раз стены святой Ипатьевской обители увидели Русского Самодержавного Царя с Царицею в великой
 славе, посетивших это святое место во дни празднования 300-летия Дома Романовых. 19 мая 1913 Державный
 строитель Святой Руси Царь-мученик Николай II с благочестивой Царицей Александрой Феодоровной и
 Августейшими Детьми, сопровождаемый толпами ликующего народа, прибыл в Ипатьевский монастырь. Стены
 обители святой точно выступали из моря человеческих голов, а по пути от пристани до монастыря стояли
 эриванцы, пултуссцы и гребенские казаки. Могучее ура неумолчно перекатывалось с края до края поля, пока
 коляски с высокими гостями не остановились у исторических Зеленых ворот, от которых, по словам летописи,
  изошел Михаил Феодорович на Москву . Здесь же государь с семьей встретил крестный ход из города с
 чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, приложился к родовой иконе Дома Романовых, затем обошел
 все святыни монастыря.
  Палаты Дома Романовых сохранялись здесь в реставрированном виде; здесь находился портрет Ивана
 Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду монастыря находилась колонна,
 по сторонам которой была изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые
 события и посещения ее. Особо чтилась в монастыре Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом
 окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613. В монастыре были погребены: основатель его
 Чет и Иван Сусанин.
  После прихода к власти большевиков, в 1920-х Ипатьевский монастырь был закрыт, частично разорен,
 частично обращен в музей. В 1991 его вернули Русской Православной Церкви. И ныне здесь, как встарь,
 возносятся пред честными иноками молитвы о страждущей Земле Российской и Русском народе, истекающем
 кровью в Смуте.
  И. Попов
 
  ИПОДИАКОН. См.: СВЯЩЕНСТВО.
 
  ИПОСТАСЬ, в Православии Лицо Пресвятой Троицы. 1-я Ипостась Отец, 2-я Сын, 3-я Святой Дух.
 
  ИРБИТ, город в Свердловской обл. Расположен при впадении р. Ирбит в р. Ницу (бассейн Оби). Население
 49,3 тыс. чел.
  Основан в 1631 как Ирбивская (позднее Ирбитская) слобода. С сер. XVII до к. XIX в. крупный центр торговли
 (в т.ч. пушной) европейской части России и Сибири (в 1643 1929 ежегодно проходила Ирбитская ярмарка,
 вторая по товарообороту в России после Нижегородской). С 1775 город Тобольской губ. С к. XIX в., оказавшись
 в стороне от Транссибирской ж.-д. магистрали, начал терять торговое значение.
 
  ИРИНА, св. мученица, празднуется 16/29 апреля. У русских была известна под именем Рассадницы, так как в
 день ее памяти сельские хозяйки сеяли в посадах и срубах капусту для рассады. Крестьяне говорили: Арины
 урви берега , намекая на обрывы речных берегов, происходящие вследствие весенних стоков воды и особенно
 обнаруживающиеся после ее оттока.
 
  ИРИНАРХ РОСТОВСКИЙ, затворник (06.1548-13.01.1616), в миру Илия, сын благочестивых крестьян
 Акиндина и Ирины из с. Кондакова Ярославской губ. В детстве он сказал родителям, что станет монахом и будет
 носить на груди железо, трудясь ради Бога. После переселения в Ростов у Илии появился духовный друг купец
 Агафоник, с которым они вместе читали Божественные книги и посещали церковь. Вскоре преподобный решил
 уйти в Борисоглебский монастырь, что на р. Устье. Там его отдали в послушание, а затем постригли с именем
 Иринарх, но молодой монах помышлял о более строгом монастыре Кирилло-Белозерском или Соловецком.
 Много монастырей прошел прп. Иринарх: и Авраамиев Богоявленский, и монастырь Св. Лазаря (где три года был в
 затворе). Господь сподобил прп. Иринарха даром прозорливости: он предсказал кончину своих родителей. Слава о
 святом разнеслась по округе. Люди приносили преподобному разные железные и медные вещи цепи, вериги,
 кресты, и он сделал себе из них тяжести, которые он называл трудом , и стал в них подвизаться. Св. Иринарх в
 своем подвиге часто бил себя железной палкой, спал по два часа в сутки, но при этом всегда творил Иисусову
 молитву. Перед своей кончиной святой попрощался с братией, стал на молитву, молился долго и тихо отошел ко
 Господу. Погребли его в пещере, им же самим уготовленной.
  Память прп. Иринарху отмечается 13/26 января и 23 мая/ 5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
 
  ИРИНАРХ СОЛОВЕЦКИЙ (ск. 17.07.1628), игумен Соловецкого монастыря с 1613 по 1627, друг и
 сподвижник прп. Елеазара Анзерского. Своей духовностью и высокой жизнью св. Иринарх имел огромное влияние
 на весь местный край, и его благоговейно чтили еще при жизни. Во время своего правления преподобный
 отличался снисходительностью, кротостью в отношении к другим и строгостью к себе. Он обновил весь монастырь
 и создал его укрепления, благодаря которым он смог оказать сопротивление английскому флоту в 1854. Для
 борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал за свой счет небольшое войско. Царь Михаил
 Федорович знал святого лично и почитал его. По своей кончине он не раз являлся с помощью Небесной жителям
 сурового Севера в борьбе с природой.
  Память прп. Иринарху отмечается 17/30 июля.
 
  ИРКУТСК, центр Иркутской обл. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при впадении р. Иркут в
 Ангару, в 66 км к западу от оз. Байкал. Население 587 тыс. чел.
  В 1652 землепроходцем Иваном Похабовым на Дьячем острове было построено Иркутское зимовье. В 1661 на
 высоком правом берегу Ангары заложен Яндашевский острог. В 1668 69 построен новый острог Иркутский.
 Город с 1686, центр торговли с Китаем. С 1764 Иркутск центр Иркутской губ.; резиденция генерал-губернатора
 Сибири (с 1803) и Восточной Сибири (с 1822). В к. XVIII - н. XIX в. Иркутск славился самыми многолюдными в
 Сибири ярмарками. Иркутск и его окрестности место ссылки декабристов (создана мемориальная зона). С 1840-
 х Иркутск становится центром золотодобывающей промышленности, т. н. столицей ленского золота. До к. XIX в.
 военно-административный центр Восточной Сибири. В 1898 через Иркутск проложена Транссибирская ж.-д.
 магистраль. В 1920 в Иркутске был расстрелян адмирал А.В. Колчак.
 
  ИРКУТСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Находилась в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями.
 Каждогодно в апреле или мае, после посева ярового хлеба, носят ее с крестным ходом по соседним сельским
 крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев
 хлеба в окрестностях Иркутска.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ИРМОЛОГИЙ, богослужебная книга, содержащая в себе избранные из различных канонов песнопения,
 называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).
 
  ИРОДИОН ИЛОЕЗЕРСКИЙ, схимонах (ск. 1541). Между 1538 и 1541 ангел явился отшельнику Комельского
 монастыря Иродиону, ученику прп. Корнилия, и повелел ему идти на Илозеро и там воздвигнуть церковь во имя
 Рождества Пресвятой Богородицы. Звон колоколов на безлюдном полуострове показал преподобному, что это и
 есть предназначенное ему место и он воздвиг здесь церковь. Местные жители усердно посещали его, мешая
 уединению, но он втайне усилил свои подвиги и молитвы. Однажды благочестивый поселянин Елисей увидел
 святого лежащим в печи, на раскаленных углях, но прп. Иродион запретил рассказывать это при его жизни. Ангел
 возвестил ему приближение кончины, и в ту же ночь он исповедовался и причастился Святых Тайн, а на другой
 день его духовник, иеромонах Исайя, нашел его скончавшимся, с руками, скрещенными на груди, а вся келья
 наполнена была неизреченным благоуханием. После его кончины собралась братия и основала монастырь. На

<< Пред.           стр. 79 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу