<< Пред. стр. 82 (из 245) След. >>
в этой связи особую злободневность. Тем более что события русской истории ни по своим масштабам, ни понравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.
Оглядывая отечественную историю, непредвзятый наблюдатель повсюду находит несомненные следы
промыслительного Божия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки объективным
закономерностям , свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы,
незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие чин естества и недалекий человеческий расчет. Чудо
сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижеров современной русской
трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном
потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей. Наша
государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг
и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной
гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий мнимыми миротворцами и
лукавыми посредниками . Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью
реформ , ввергнув страну в экономический и политический хаос.
Ан нет хранит Господь! Гнется Русь да не ломается, и зреет в народе (прежде всего в народе
церковном) понимание своей великой судьбы, своего подлинного призвания: быть народом Божиим, неся
жертвенное, исповедническое служение перед лицом соблазнов, искушений и поношений мира, по слову Господа
Иисуса Христа: Будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя
Мое... и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих
охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24: 9, 11-13).
Невозможно человеку обрести смысл существования, пока он не осознает себя как религиозную (т.е. связанную
с Богом известными отношениями и обязательствами) личность. Одно из непременных условий для этого
религиозно-национальное самосознание, т.е. осмысление религиозного содержания народного бытия, его
промыслительной направленности и определенности. Никогда не поймут таинственного смысла человеческой
истории те, для кого она представляется лишь скопищем случайных совпадений, разрозненных событий,
поступков и явлений. Недоступным останется понимание истории для тех, кто во всем стремится отыскать
действие мертвых, безличных и неизменных закономерностей , с равной неизбежностью определяющих жизнь
природы и человечества. Лишь в рамках церковного вероучения история народов и царств, завоеваний и
революций наряду с вопросами, жизненно важными для каждого отдельного человека, получает цельное и
непротиворечивое объяснение.
Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли,
руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного
служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот
этого пути, отречемся. Тогда неизбежное отлучение от благодати и соучастие в тайне беззакония мира сего
лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение.
Внимательному взору благочестивого наблюдателя открывается картина взаимной гармонии, сокровенных
движений человеческой души с историческими потрясениями, изменяющими судьбы народов; свободного
человеческого выбора со всемогущим действием Промысла Божия. Всемерно побуждают нас к подобным
исследованиям святоотеческие наставления, содержание которых коротко и ясно совокупил в своих словах св.
Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский: Себе внимай, о человек! Вступи в труд и
исследования, существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью себя, твое отношение к Богу и
ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что предоставлено
одному созерцанию твоему и что скрыто от тебя .
Лишь совершив этот труд, обретает человек драгоценный талант осмысленной веры, являющийся утешением в
скорбях и соблазнах и залогом спасения. За малое усилие награда неоценимая...
Религиозный смысл русской истории выходит далеко за рамки национального значения. На костях мучеников,
пророчествовал задолго до революции о. Иоанн Кронштадтский, как на крепком фундаменте будет
воздвигнута Русь новая по старому образцу; крепкая своей верой в Христа Бога и Святую Троицу; и будет по
завету св. князя Владимира как единая Церковь . Именно эта роль России как последнего убежища истинной
веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения антихриста, придает русской
истории вселенское, космическое значение.
На протяжении десяти веков соответствие внешней судьбы страны внутреннему состоянию народного духа
заставляло русских людей с сугубым вниманием относиться к поучениям, предсказаниям и пророчествам об
особой судьбе России, тщательно и благоговейно доискиваясь в чем же неповторимый смысл русской истории,
какое служение уготовал Господь для русского народа Результаты этого кропотливого, осененного молитвами
труда могут быть кратко изложены в виде нескольких положений, определяющих церковный взгляд на родную
историю. Вот они:
1. Понимание русской судьбы истории России с ее взлетами и падениями, благодатными прозрениями и
соблазнами богоборчества возможно лишь в рамках исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся
падшим духом против человеческого рода. Оторвать душу человека от спасительной церковной благодати,
исказить евангельские истины, уничтожить Православную Церковь и ее ограду русскую государственность,
эти богоборческие порывы сатаны были теми внутренними толчками, которые на поверхности русской жизни
отражались войнами и смутами, революциями и перестройками .
2. Русская история лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых
людей и изгнания их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным
Судом и преображением мира. Главное событие истории воплощение Иисуса Христа, Сына Божия, нас ради
человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и
вочеловечшася , основавшего на земле с целью усвоения людьми дарованного Им спасения едину святую
соборную и апостольскую Церковь .
3. Отношение людей и народов к дару спасения (принятие или отвержение) в конечном счете определяет
судьбу как отдельного человека, так и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения,
человек свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и страстью, законом
Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и своеволием, произволом. Поток истории есть лишь
реализация этого религиозно-нравственного выбора в событиях и поступках.
4. Народы, как и люди, неповторимы. Дарования Божий каждому из них определяют его роль и место в истории
человечества. Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во
всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности
нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский
народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений
истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению.
5. Понятие русский в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в
служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения,
отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального
происхождения.
6. История русского народа есть история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного
вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и гонениями, грозившими извратить
идею служения или воспрепятствовать ему.
Нашу историю можно разделить на три периода:
Первый этап становление русского самосознания, охватывающий период со времени Крещения Руси до
эпохи Иоанна IV. В это время оформилась и закрепилась религиозная основа национального самосознания.
Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа, его идеалах в жизни личной, семейной,
общественной и государственной.
Второй этап период борьбы русского самосознания с многочисленными богоборческими и
материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками являются Смута XVII в.,
с одной стороны, а с другой революция 1917 и ее последствия. Временной точкой, завершающей этот этап
русской жизни, можно (с известной долей условности) признать 1988 год дату тысячелетия Крещения Руси.
Третий этап время возрождения русского самосознания во всей его религиозной и исторической полноте.
Свидетелями и современниками этого процесса являемся все мы, независимо от того, признаем его или
отвергаем...
Только осознав свое место в истории нашего народа, определив в этой связи понятия своих нравственных
обязанностей, своего религиозного долга, мы сможем существовать осмысленно и полноценно. Сможем достойно,
преемственно продолжить исповедническое служение русского народа, не прекращавшего его в самые лютые
времена, чему свидетели перед престолом Божиим сонмы новомучеников российских, за веру Христову и Русь
Святую от богоборцев мученический конец приявших. И главное существование наше будет приведено в
соответствие с Божиим смотрением о нас, о России, о русском народе.
Только в таком случае сумеем мы удалить из нашей жизни отраву богоборчества, отличить друзей от врагов,
возродить Святорусскую державу и примириться с Богом. Помоги нам, Господи! Верно и неизменно слово Твое,
реченное некогда в утешение маловерным: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не
ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь (Нав. 1:9).
Митрополит Иоанн (Снычев)
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, историческое развитие русской цивилизации определялось прежде
всего духовно-нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала
Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен, ибо Православие наиболее
близко отвечало духовным и моральным потребностям наших предков.
В своем развитии русская цивилизация прошла четыре этапа. Первый этап зарождение продолжался
примерно со II тысячелетия до н. э. до сер. I тысячелетия н. э. Второй этап становление с сер. I тысячелетия
до 2-й пол. XIV в. Третий этап расцвет со 2-й пол. XIV до последней трети XVII в. Четвертый этап с
последней трети XVII в. до наших дней может быть охарактеризован словом разрушение (упадок).
Зарождение русской цивилизации. Первой археологической культурой, которую ученые связывают с
восточными протославянами, является белогрудовская культура. Она была распространена в XI VIII вв. до н. э. в
лесостепной части Приднепровья. Племена, относящиеся к этой культуре, занимались земледелием и
животноводством, жили в полуземляночных жилищах в поймах рек, изготавливали оружие из камня, кремня,
кости и бронзы, а также тюльпановидные сосуды, украшенные гладким валиком, миски с отогнутым наружу краем
и др. От белогрудовской культуры происходит чернолесская культура земледельческих праславянских племен
Северного Приднепровья X сер. VII в. до н. э. Для этих племен характерно ведение земледелия и скотоводства,
изготовление тюльпановидных сосудов, лощеных кубков, мисок и корчаг.
Каменное и бронзовое орудия в чернолесской культуре постепенно заменяют железными (кинжалы, мечи с
железными клинками, железные наконечники копий). В VIII в. до н.э. чернолесская культура стала основой
развития земледельческого населения Северного Поднепровья, в котором можно видеть упоминаемые
древнегреческим историком Геродотом праславянские племена сколотов-пахарей, или борисфенитов,
вынужденных подчиняться этнически отличным от них кочевникам-скифам. Геродот пересказывает услышанное
им древнее предание о сколотах-славянах лесостепной Восточной Европы сер. II тысячелетия до н. э. Это предание
о сыне Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), первом царе сколотов Таргитае и о его сыновьях, которые, обретя
упавшие с неба плуг, ярмо (для скота), секиру и чашу, около 1512 до н. э. начали активно использовать их в
хозяйственной деятельности.
Сколоты-пахари были мирным народом, жившим своим трудом под властью воинственных скифов. В VII I
вв. до н. э. по рекам южной части Восточной Европы к пристаням греческих городов двигалось множество людей и
больших челнов с зерном, медом, пушниной, пенькой и другими товарами. Чтобы уберечься от врагов, они
строили городища-крепости, с одной стороны омываемые водой, с другой огражденные валом с деревянным
частоколом и рвом. В городищах обязательно существовали языческие капища, где возносились молитвы богам и
делались жертвоприношения. Вокруг городища по речной долине сооружались селения с соломенными кровлями.
Кусты селений обычно не превышали десятка отдельно стоявших дворов или групп дворов, состоявших из двух
или пяти самостоятельных хозяйств. Погребения совершались под курганами и в групповых могилах.
Уже в скифский период у древних восточных славян начинают зарождаться основы духовной цивилизации,
прослеживается поклонение добрым началам жизни, стремление к самоуправлению и общинности,
нестяжательство и презрение к богатству. Греческий географ и историк Страбон (64/63 до н. э. 23/24 н. э.)
отмечает характерные черты сколотов: добротолюбие (любезность), справедливость и простоту.
Союз скифских племен, в который входили и сколоты-пахари, имел характер государственного объединения во
главе с царем, власть которого была наследственной и обожествлялась. В IV в. до н. э. скифский царь Атей
совершил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная с центром в Крыму. Скифское царство, в которое
входили праславяне-сколоты, просуществовало более 500 лет и было уничтожено кочевыми племенами готов и
сарматов. Многие городища и селения мирных земледельцев-сколотов были разрушены, а праславянской культуре,
зарождающейся древнерусской цивилизации нанесен ощутимый ущерб.
В I в. до н. э. III в. н. э. отдельные элементы зарождающейся древнерусской цивилизации прослеживаются в
зарубинецкой и черняховской культурах. В зарубинецкой культуре, просуществовавшей до I в. н. э., были
небольшие поселения, расположенные в высоких и труднодоступных местах. Стены жилищ возводили из столбов,
крепивших плетни, обмазанные глиной. Рядом в глубоких ямах располагались хранилища для продуктов. Главной
хозяйственной отраслью было пашенное земледелие, а также скотоводство.
Применялась переложная система обработки земли. Когда земля в одном месте начинала истощаться,
праславянские земледельцы переходили на другие участки. Орудия труда выделывались из железа. Выращивали
пшеницу, просо и ячмень, которые жали серпами и косили косами. Собранное зерно терли ручными зернотерками.
На огородах сажали репу. Большое значение имели охота и рыболовство. Изготовлялись челны из дуба и ивы.
Хотя и в меньшем объеме, чем в прежние времена, велась торговля с греческими городами.
Черняховская культура, существовавшая во II V вв. н. э. в лесостепях и степях от Нижнего Подунавья на
западе до левых притоков Днепра на востоке, включала в себя не только древнеславянские племена, но и другие
этнические общности. Собственно славянское население располагалось по берегам рек Прут, Днестр, Южный Буг,
Средний Днепр с притоками: Тетерев, Рось, Тясмин, Сейм, Сула, Псёл, Ворксла и верховьям Северского Донца.
Уже в этот период отчетливо складывались первоначальные границы зарождающейся древнерусской цивилизации,
которая не только удерживала за собой земли по берегам Днестра, Южного Буга и Среднего Днепра, но и
расширяла их за счет территорий Северного Причерноморья.
Жилища древних славян черняховской культуры представляли собой дома, углубленные в землю. Возводились
они либо в виде сруба (будущей избы), либо заглубленных столбов с промежуточными плетнями, обмазанными
глиной (мазанка). Площадь некоторых домов превышала 100 кв. метров. Для защиты строились городища-
крепости. Однако в то время их было немного. Специальные места отводились под капища языческих богов для
моления и жертвоприношений.
Земли пахали на волах и лошадях деревянным плугом и оралом, снабженными железными наконечниками.
Выращивали просо, пшеницу, рожь, ячмень, овес, лен. Жали урожай серпами, мололи цепами, перетирали зерно в
муку на ручных мельницах, хранили урожай в больших глиняных сосудах.
Возникают промышленные ремесла железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, косторезное,
камнесечное, гончарное. Продукция этих ремесел производится не столько для себя, сколько на продажу. В
больших объемах осуществляется торговля с греческими городами.
В античной литературе древнеславянские племена этого периода упоминаются под именем венедов, актов,
склавинов. Византийский историк Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 после 562) оставил описание
древних славян. Эти племена, славяне и анты, пишет он, не управляются одним человеком, но издревле
живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.
Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и
узаконения одинаковы. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему
приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают,
что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли
болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести
Богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение
ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем
им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от
друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов
со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни
плащей, а одни только штаны, доходящие до половых органов, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и
других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень
высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но
все же они темно-красные .
Интересное описание славян оставил в своем сочинении Стратегикон византийский имп. Маврикий.
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никаким образом не
склонны быть рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко
переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и
дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что если гостю по
беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за
него своим долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные
племена, но, определив для них точный срок, представляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться
домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. У них множество разнообразного скота и
злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы. Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой
природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают
себя, не считая жизнью существование во вдовстве.
Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из
своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; все ценное из своих вещей они зарывают в тайнике, не
держа открыто ничего лишнего. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах
лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями,
ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и
мужественно выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно
застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки...
Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но
труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными
отравляющим веществом... Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают,
ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показываться в местах открытых и ровных не желают. Если же и
придется им отважиться при случае на сражение, они с криком все вместе понемногу продвигаются вперед. И если
неприятели поддаются их крику, стремительно нападают; если же нет, прекращают крики, не стремясь испытать в
рукопашной силу своих врагов, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться
подобающим образом в теснинах.
Ведь нередко, неся добычу, они, при малейшей тревоге пренебрегая ею, убегают в леса, а когда нападающие
сгрудятся вокруг добычи, они набрасываются, без труда нанося им вред. Они стремятся всеми способами и
преднамеренно проделывать это с целью заманивания своих врагов.
Они вообще вероломны и ненадежны в соглашениях, уступая скорее страху, нежели дарам. Так как
господствуют у них различные мнения, они либо не приходят к соглашению, либо даже если они и соглашаются,
то решение тотчас же нарушают другие, поскольку все думают противоположное друг другу и ни один не желает
уступить другому...
...Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам
с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к границам, а на других напасть, дабы
враждебность ко всем не привела бы к их объединению или монархии.
...Поскольку хории склавов и антов расположены поочередно вдоль рек и соприкасаются друг с другом, так что
между ними нет достойных упоминания промежутков, а лес, или болота, или заросли тростника примыкают к ним,
то при предпринимаемых против них нападениях обычно случается так, что со вступлением в их первую хорию
там задерживается в бездействии все войско; остальные хории, поскольку они расположены по соседству и имеют
близко леса, заметив это движение войск, легко, из-за близости расстояния, избегают им предназначенного .
Имп. Маврикий значительную часть своего царствования провел в борьбе со славянами, пытаясь подчинить их
византийскому господству. Это ему не удавалось. Поэтому вряд ли правомерны его оценки в отношении
разбойной жизни и вероломства славян. То, что император называл разбойной жизнью, было правомерной
партизанской борьбой против захватчиков. А вероломство , в отношении навязанных силой соглашений,
являлось естественной реакцией славянских сообществ против диктата грубой силы.
В общественном сознании и исторической памяти русского народа II IV вв. получили название Трояновы
века, по имени римского императора Трояна (53 117). Так, например, они называются в Слове о полку Игореве :
Были вечи Трояни или На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу . Период этот был
для русских племен относительно спокойным и потому упоминается как золотой век. В исторической памяти
русского народа сохранилось воспоминание об антском царе Бозе, или Боже, который, по свидетельству готского
историка Иордана, в IV в. успешно воевал с германцами-остготами, а затем предательски был захвачен в плен с
сыновьями и старейшинами и зверски растерзан врагами. В исторической памяти русского народа сохранились
героические деяния Боза, звонившего русским золотом на берегах Черного моря, как повествуется в Слове о
полку Игореве : ...уже връжеса Див на землю. Се бо готские красные девы воспеша на брезе синему морю: звоня
рускым златом, поют время Бусово .
К I в. следует отнести первое знакомство древних русских людей с христианством. Существует предание о
миссионерской деятельности ап. Андрея Первозванного (первого из апостолов, уверовавшего в Христа и
последовавшего за ним). Апостол совершил хожение по Русской земле из таврического Корсуня к месту, где
впоследствии возник Киев, и далее к Новгороду, где удивлялся банному истязанию . На своем пути ап. Андрей
разрушал языческие капища, проповедовал древнерусским язычникам учение Христа, крестил многих и в
ознаменование этого воздвигнул крест на Киевских горах, сказав: На сих горах воссияет благодать Божия .
Безусловно, такое великое событие не могло не отразиться на будущей судьбе русского народа, со временем
понявшего вещий характер предсказания св. апостола и с тех пор считавшего его покровителем Русской Церкви.
Христианство еще не могло широко распространиться среди древневосточных славян и было уделом только
избранных. В южных областях будущего Русского государства обращение к христианству имело более частный
характер. Св. Иероним (IV в.) писал: ...хладная Скифия согревается огнем веры истинной . Св. Иоанн Златоуст
(IV в.) направляет в пределы будущей России миссионеров для распространения Православия среди язычников.
Безусловно, такое внимание к будущей Русской земле со стороны свв. Андрея Первозванного, Иеронима и Иоанна
Златоуста не могло не наделить особым благодатным свойством складывающуюся русскую цивилизацию. По-
видимому, именно в это время 1-й пол. I тысячелетия н. э. возникает первоначальная славянская
письменность.
В сер. I тысячелетия духовно-нравственные определяющие Русской цивилизации получают конкретные формы,
выражавшиеся в особых свойствах и характере древнерусского народа. Суммируя все имеющиеся письменные и
археологические источники, можно утверждать, что древнеславянское население этого периода носило мирный
трудовой характер, занимаясь земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, изготовляя орудия труда и
украшения. Военная деятельность была преимущественно оборонительной, направленной на защиту своих земель
и селений. Самоуправление, взаимопомощь (счастье и несчастье общие), общинность сочетались с твердой
властью племенных вождей и военачальников. Вера в единого главного бога сочеталась с верой во второстепенных
божеств, злых и добрых духов. Причем поклонение осуществлялось добрым началам жизни, славяне верили в
неизбежность победы добра, закладывались основы добротолюбия. Древние славяне не были склонны к
накопительству, к стяжанию богатств, закладывались основы нестяжательства. В семейной жизни ценилось
целомудрие и супружеская верность жен. Природу славяне считали живым существом и поклонялись ей, особенно
обожествлялись дубравы и Мать Сыра Земля.
Становление русской цивилизации. В сер. I тысячелетия завершается этап зарождения русской цивилизации
и наступает новый этап ее становления. Продолжался этот этап около 900 лет и характеризовался укреплением
и возвышением ранее созданных духовно-нравственных ценностей, утверждением русской государственности и
общественного порядка, развитием общины и артели. Становление Русской цивилизации проходило в тяжелейших
испытаниях, в ходе которых неоднократно ставился вопрос о самом ее существовании. Много раз русскую
цивилизацию пытались разрушить враждебные силы с Запада и Востока. Неоднократно русский народ ставился
перед жизненным выбором, но никогда он не сворачивал с пути Святой Руси, с вестью о которой еще в I в.
приходил в будущую Россию св. апостол Андрей Первозванный. Само название Русь используется для
обозначения восточных славян не позже IV в. Люди росы росомоны в трудах историка Иордана (VI в.).
Некоторые ученые полагают, что Русью в лесостепях Восточной Европы славян называли задолго до IV в. В
древнейших летописях Русью или Русской землей именовались земли среднего Днепра, вокруг Киева, Чернигова,
Переяславля. Земли севернее Днепра, занятые вятичами, кривичами, полочанами, словенами, название Русь
получили позднее. В VI VIII вв. славяне начали занимать Верхнее Поднепровье и выходить к Волге. Жившие там
восточные балты и финноугорские племена мирно растворялись в русском этносе.
Во 2-й пол. I тысячелетия Древняя Русь достигает высокой для того времени культуры земледелия и