<< Пред.           стр. 83 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 животноводства. Русские пашни, засеянные рожью, пшеницей, ячменем, овсом, просом, расширяются на север.
 Совершенствуются сельскохозяйственные орудия. В VIII IX вв. на русских просторах начинают использовать
 плуги с железным лемехом, позволившие значительно увеличить производительность сельскохозяйственного
 труда. Высокого уровня мастерства достигают ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное. Древнерусские
 ремесленники создают красивые ювелирные изделия с перегородчатой эмалью, фибулы, гривны.
  Русские общины и роды управлялись славянскими князьями, имевшими собственные вооруженные дружины.
 Русь состояла из ряда земель-княжений. Со всех сторон Русь окружали враждебные племена и народы,
 стремившиеся поработить ее. С севера русским угрожали шайки варягов, с запада аварский каганат (VI VIII
 вв.), с востока полчища иудейского Хазарского каганата (VII X вв.), со стороны южнорусских степей
 печенеги (IX XI вв.), половцы (XI XII вв.) и, наконец, войска могущественной Византии, стремившиеся
 подчинить себе славян. Захватчики разрушали славянские жилища, убивали мирных пахарей, остальных уводили в
 рабство. Чтобы защититься, славяне сплачивались и объединялись не только внутри племен, но и создавая
 межплеменные союзы, выдвигающие общих вождей. В V VI вв. славяне бросают вызов Византийской империи,
 не дожидаясь ее периодических нападений на славянские земли, совершают набеги на ее собственные территории.
  Походы славян на Византию в 548 559 принесли им не только богатые трофеи, но, главное, заставили врага
 признать в них силу, с которой следует считаться. Обеспечивалась безопасность и славянских земель, которые
 стали постепенно расширяться на Балканский полуостров. Византийская история упоминает могущественных
 славянских правителей Мезамира, Ардагаста.
  В VI IX вв. идет напряженная работа по консолидации древнерусского народа. Родовая община сменяется
 территориальной. Соседские общины становятся главной формой организации сельского населения вплоть до н.
 XX в. На основе древних городищ возникают настоящие города. К VI в. относят известия о Киеве центре
 славянского племени полян. В исторической памяти русского народа сохранилось предание об основателях Киева,
 братьях-князьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. В VII IX вв. возникают Новгород Великий (центр
 словен), Новгород-Северский (центр северян), Переяславль, Чернигов и др. города. В IX в. восточные историки
 сообщают о трех крупных государственных объединениях славянских племен Славии (в районе озера Ильмень
 с центром в Новгороде), Куябы, или Куявы (с центром в Киеве), и Артании (местонахождение точно не
 установлено), но некоторые исследователи отождествляют ее то с Тмутараканью, то с Черниговом или Рязанью.
  Эти предшественники Русского государства держали в своих руках один из главных путей, связывающих
 Восток и Запад, путь из варяг в греки . На обслуживание этого пути, прежде всего охрану купцов,
 сопровождение торговых караванов из Скандинавии, приглашались наемные дружины варягов, некоторые из
 которых подвергались обрусению, женились на русских девушках и постепенно становились частью
 древнерусской знати. По-видимому, именно к таким людям принадлежал легендарный Рюрик, которому начальная
 русская летопись Повесть временных лет приписывает основание первой русской великокняжеской и царской
 династии. Существовал ли в самом деле этот Рюрик, вопрос до сих пор остается открытым. Во всяком случае, не
 он принес в Россию государственные начала, которые существовали задолго до него.
  В последние десятилетия новгородский князь Олег, княживший при малолетнем Игоре, сыне ( ) Рюрика,
 впервые объединяет северные и южные славянские земли в составе общерусского государства со столицей в
 Киеве. Себя Олег начинает называть титулом великого князя, великого кагана, так же как именовались владыки
 Аварского и Хазарского каганатов. Русское государство начинает полностью контролировать путь из варягов в
 греки . Кн. Олег совершает ряд победоносных походов на хазар и Византию. Он разбивает хазарские войска и
 освобождает племена северян и радимичей от чужеземного гнета, присоединяя их, как и древлян, к Русскому
 государству. В 907 и 911 русские дружины осаждают Константинополь и вынуждают Византию подписать
 выгодный для Руси торговый договор.
  Продолжатели дела Олега, кнн. Игорь и Святослав не прекращают наступательные походы на Византию,
 вынуждая ее платить дань и идти на уступки Руси. Вел. кн. Святослав начинает успешную войну (964 966) с
 Хазарским каганатом и добивается его полного разгрома, взятия и разрушения хазарских городов, освобождения
 славянских племен вятичей от иудейского ига и присоединения их земель к Русскому государству. Разгром
 Хазарского каганата имел для Руси важнейшее историческое значение, ибо иудейские владыки, возглавлявшие его,
 вынашивали планы захвата всей Русской земли и насаждения на ней талмудического иудаизма.
  Собрав дружины со всех русских земель в один кулак, кн. Святослав в 968 завоевывает 80 городов Придунайс-
 кой Болгарии, парализовав волю Византии к сопротивлению. Византийское руководство вступает в сговор с
 печенегами и пытается с их помощью разгромить Киев в отсутствие Святослава. Вероломные попытки Византии
 заканчиваются сокрушительным разгромом печенегов возле Киева и пленением печенегского князя Кури.
  Отправляясь в очередной поход против Византии, вел. кн. Святослав обеспечивает будущую стабильность
 власти, создав механизм ее наследования и переход из рук в руки. Великим князем становится старший сын,
 сажаемый на киевское княжение, другие сыновья согласно старшинству занимают княжеские столы в других
 городах-княжествах по степени их важности. В случае смерти великого князя Киевского его сыновья поднимались
 на ступень вверх. Княжеская семья считала Русскую землю своей, единой и неделимой, что служило основой
 устойчивости и целостности государства. Такое государственное устройство просуществовало на Руси вплоть до
 смерти Ярослава Мудрого. Великие князья Киевской Руси Олег, Святослав, Владимир и Ярослав заложили
 прочные основы русской государственности, издали первые своды русских законов, ставших государственным
 ориентиром на многие века вперед. В историческом сознании русского народа этот период был всегда связан с
 ощущением единства и могущества Русской земли, эпической гордостью за героические деяния предков,
 былинных богатырей, не жалевших своей жизни за Русь. Патриотическое сознание русского народа, чувство
 принадлежности к Русской земле, как одно из главных составляющих национального сознания, сформировались в
 Киевский период и в течение многих веков раздробленности русских земель позволяли русским считать себя
 единым целым великой национальной общности.
  Укрепление единства и могущества Русского государства позволило русскому народу совершить осознанный, а
 не навязанный извне выбор своей веры. Принятие православной христианской веры являлось логическим
 завершением развития духовно-нравственных ценностей русского народа добротолюбия и миролюбия,
 самоуправления и сильной царской власти, нестяжательства и бескорыстия. Православие венчало духовно-
 нравственное мировоззрение русского народа, придавая ему возвышенный характер. Душа русских людей,
 выстрадавших свои духовные нравственные понятия, соединялась с Христом, с единственно истинной верой,
 которую он нес всему свету, не везде находя искренний ответ.
  Долгий путь русских людей к Православию шел от благословения и покровительства св. апостола Андрея
 Первозванного (I в.) к свв. Кириллу и Мефодию, проповедникам христианства и создателям первой славянской
 азбуки (861). На юге Руси эти святые крестили несколько сотен русских людей.
  Церковнославянская грамотность распространяется среди русских людей.
  В 957 крещение приняла супруга кн. Игоря княгиня Ольга. Первой среди великокняжеского семейства она
 стала православной и впоследствии была канонизирована как святая равноапостольная княгиня. При кн. Игоре в
 Киеве был построен соборный храм св. Илии и часть княжеской дружины состояла из христиан.
  Внук кн. Ольги вел. кн. Владимир в 988 задумал принять новую веру. В разные страны были отправлены
 посольства для испытания различных религий. Католики, иудеи, представители других религий пытались навязать
 Руси свою веру, но кн. Владимир, его бояре и киевские старейшины единогласно выбрали Православие.
 Первоначально окрестили самого великого князя, его сыновей и дружину.
  В Киеве кн. Владимир приказал разрушить языческие капища, а идолов сжечь или бросить в реку. Вел. князь
 действовал решительно, он велел киевлянам собраться на берегу Днепра, и здесь прямо в реке греческие
 священники крестили их. Были разосланы проповедники и по другим городам Руси. Всюду начали строить
 православные храмы, переписывать богослужебные книги. Уже в первые годы были подготовлены сотни русских
 священников, которые прошли школу опытных наставников из Греции. Язычество сопротивлялось еще долго, но
 было обречено, ибо после того, как Православие отняло у него мир духовно-нравственных представлений, в
 остатке остались только суеверия и поклонение духам. Языческие божества и персонажи стали частью
 христианской демонологии, выражением сатанизма, они подвергались почти всеобщему осуждению. В
 традиционные народные праздники, которые ранее были связаны с языческими божествами (Перуна, Дажьбога,
 Мокоши и др.), Православная Церковь вкладывала новое содержание, соотнося эти дни с празднованием
 христианских святых, напр., Ильи Пророка, Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы. Церковь становится
 организационной силой не только духовного, но и хозяйственного процесса. Крестьянская община с ее
 самоуправлением увязывается с церковным приходом. Традиционные общинные праздники увязываются с
 церковными праздниками, а трудовой крестьянский календарь с именами православных святых. Крестьянская
 община, ставшая организацией православных земледельцев, получила новое дыхание. Христианские заветы
 воплощались в ней во взаимопомощи и взаимоподдержке при освоении и обработке земель, строительстве домов,
 защите от врагов, опеке над одинокими престарелыми и сиротами. В летописях X в. упоминаются старейшины
 древодельские , т. е. руководители артелей плотников. Артельная форма организации труда была главной при
 строительстве русских крепостей, деревянных церквей, княжеских теремов и обыкновенных городских зданий.
 Артель как самоуправляющийся хозяйственный коллектив, как правило состоявшая из прихожан одной церкви,
 получала благословение на свое дело от священника.
  Дело кн. Владимира продолжил его сын Ярослав по прозванию Мудрый, сосредоточившийся на внутреннем
 устройстве Русской земли. Русская государственность крепла, устанавливались законы, учреждался справедливый
 суд, что нашло свое отражение в краткой редакции Русской Правды. Русь этого времени называли страной
 городов. В правление Ярослава Мудрого их насчитывалось около 30. При нем был основан город Юрьев,
 названный по христианскому имени Ярослава (ныне временно отторгнутый от России город Тарту). Русские
 города поражали иностранцев своими крупными сооружениями, каких еще нельзя было встретить в
 западноевропейских столицах. Не случайно русской княжне Анне, дочери Ярослава Мудрого, вышедшей замуж за
 французского короля, Париж показался большой деревней. В русских городах возводятся грандиозные
 архитектурные сооружения Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве. Русская Церковь
 выделилась в отдельную митрополию, во главе ее появились русские люди, среди них выдающийся представитель
 русской цивилизации митрополит Иларион, мыслитель и церковный писатель. При нем сложилась первая редакция
 начальной русской летописи, осуществлялась широкая деятельность по переводу на русский язык иностранных
 книг, была создана первая в России библиотека. Митр. Иларион формулирует духовно-нравственную суть Святой
 Руси поклонение Богу не в формальном следовании церковному закону и оправдании им, а в постоянном
 стремлении к добру, к высшему Благу, в победе благодати над душами людей (см.: Философия).
  Ко времени кн. Ярослава относится возникновение Киево-Печерского монастыря, основанного великими
 русскими святыми прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. При их жизни в монастыре подвизались около сотни
 монахов-подвижников, живших по строгому уставу. Из Киево-Печерского монастыря монашество разошлось по
 всей Руси.
  После смерти Ярослава Мудрого русская цивилизация сталкивается с серьезными испытаниями, главными из
 которых были удельная раздробленность и нашествие татаро-монгольских орд. Во 2-й пол. XI в. Русское
 государство распадается на ряд отдельных княжеств, первоначально поделенных между пятью сыновьями
 Ярослава Мудрого: Изяслав получил Киевское княжество и Новгородскую землю, Святослав Черниговское
 княжество, Всеволод Переяславское (с разделением между ними Волжско-Окского края), Игорь Владимиро-
 Волынское, Вячеслав Смоленское. В роде Изяслава Владимировича оставалось Полоцкое княжество.
 Обособленно держалось Тмутараканское княжество. Удельные княжества враждуют между собой за власть и
 землю. Объединительным фактором, противостоящим этой вражде, была Русская Церковь, всегда выступавшая
 против раздробленности. Против раздробленности выступали и простые русские люди. В их сознании любое из
 удельных княжеств воспринималось как часть единой Русской земли. Да и сами великие князья, владевшие
 отдельными уделами, воспринимали их в составе Русской земли, принадлежащей всей княжеской семье. Но
 каждый из князей стремился стать первым, объединить Русь под своей властью, что, в частности, в определенной
 степени удалось Владимиру Мономаху (1113 25).
  Владимир Мономах представляет своего рода идеального правителя Святой Руси. Глубоко верующий и
 любящий Церковь он живет по слову Божию. Очень красивый собой, сильный и ловкий, талантливый и
 бесстрашный полководец, он никогда не нарушал данной клятвы, всегда мирил ссорившихся князей, становился на
 сторону слабых и обиженных (Н. Сахновский). В Поучении Владимира Мономаха раскрывается мировоззрение
 русской цивилизации: любовь к Богу, добротолюбие, трудолюбие. Труд высшее мерило богоугодности
 человека, за любой труд, за малые дела награждает Бог.
  В селах и деревнях и на городских посадах община и артель сплачивали русских тружеников в
 самоуправляющийся коллектив. В XII XIII вв. плотники и другие строительные .работники, а также кузнецы,
 литейщики, кожевенники и др. объединялись в братии , братчиков или дружины , так в то время назывались
 артели.
  По мере усиления княжеских междоусобиц политический центр, столица Руси, перемещается из Киева в
 северные земли в город Владимир. В 1157 внук Владимира Мономаха, сын основателя Москвы Юрия
 Долгорукова, Андрей Боголюбский ушел на север и сел на Владимирское княжение. Туда же постепенно переходит
 и духовный центр, перевозятся чудотворные иконы, основываются новые монастыри. В 1155 из великокняжеской
 резиденции в Вышгороде под Киевом во Владимир перевозится величайшая святыня русского народа
 Чудотворная икона Богородицы, впоследствии получившая название Владимирской. Перед татаро-монгольским
 нашествием на Руси было известно более ста русских святых, существовали тысячи церквей, сотни монастырей,
 свыше сорока Чудотворных икон Божией Матери прославились чудесами, совершавшимися по молитвам
 верующих. Православное сознание проникло в толщу русского народа, который в большинстве своем верил в то,
 что Русь есть Дом Пресвятой Богородицы и что служение Правде Божией главная задача в жизни каждого
 православного.
  Духовная цельность и твердая вера человека Святой Руси позволили ему выдержать чудовищную агрессию
 татаро-монголов и сохранить свою русскую цивилизацию. В 1235 татаро-монгольские полчища вторглись в
 русские земли и стали уничтожать русские города, поголовно убивая все население. Разрозненные русские
 дружины не смогли противостоять врагу, обладавшему многочисленной, хорошо организованной армией и
 лучшими техническими средствами войны. Тем не менее русские воины нанесли татарам ощутимый урон,
 ослабили вражеские войска, остановив их дальнейшее движение на Запад. Почти на полтора столетия
 значительная часть русских земель попала под ненавистное басурманское иго. Русские князья оказались
 подчинены иноземной власти и вынуждены были ездить на поклон к хану, чтобы получить от него ярлык на
 право княжения. Преступления, которые совершали на Русской земле захватчики, по словам современников,
 невозможно было описать убийства, грабежи, насилие, массовый угон в рабство, поругание церквей и святынь.
 Ослаблением Руси воспользовались ее враги с Запада. Польша, Литва, Швеция, оккупировав ряд исторических
 русских территорий, организуют гонения на Православие. Однако оккупантам не удалось сломить духа русского
 народа. Русская Церковь несла свое служение, сохраняя русских людей как православных и патриотов.
  Дух Святой Руси ободряет народ, русские святые и подвижники где открыто, где подспудно организуют
 сопротивление врагу. Св. кн. Александр Невский в самый разгар наступления татар, в 1240 42, поднимает полки
 на отпор шведам, германцам и литовцам. Летом 1240 Александр Невский разбивает шведское войско,
 намеревавшееся захватить Новгород. Предание Святой Руси свидетельствует, как начальник сторожевого поста на
 Неве по имени Пелгусий, во св. крещении Филипп, видел св. кнн. Бориса и Глеба, спешивших на помощь
  сроднику Александру.
  Через два года после этой победы Александр Невский остановил крестный поход католицизма против Руси.
 Весною 1242 русские войска в битве на льду Чудского озера наголову разбили немецких псов-рыцарей
 крестоносцев, заставив их на многие столетия оставить попытки поработить русский народ.
  Силы сопротивления татаро-монголам собирались вокруг Москвы, которая в 1-й пол. XIV в. постепенно
 становится столицей Русского государства. В 1328, в правление Ивана Даниловича Калиты, великое княжение
 окончательно перешло к Москве. Опытный политик и дипломат, он сумел умирить других русских князей,
 заручиться поддержкой Золотой Орды. Иван Калита продолжил политику св. Александра Невского, сумел
 оградить Русь от набегов татаро-монгольских орд. И бысть... тишина велика по всей Русской земле, и перестали
 татары воевати Русскую землю . Св. митр. Петр переводит митрополичью кафедру из Владимира в Москву,
 которая становится центром русского Православия,
  Москва продолжает духовную линию русской цивилизации, укрепляя и поднимая на новую высоту ее
 духовные ценности. Служение правде Божией, добротолюбие в частности, выражались в особом отношении к
 Богоматери. Русские люди укрепляются в сознании, что Русь является Домом Пресвятой Богородицы. Традиция
 посвящать главные храмы Божьей Матери еще более углубляется в Москве. Как и во Владимире, главный
 московский храм получает название Успения Пресвятой Богородицы. Его закладывает первый московский и всея
 Руси чудотворец митр. Петр. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове,
 Ярославле, Звенигороде и ряде других городов и селений. Совершенно очевидно, событиям Успения Богородицы
 русские люди придавали особое значение. Образ торжества Богородицы в завершающий день ее земной жизни
 отождествлялся у них с собственным пониманием цели жизни через служение Богу, добротолюбие, страдание и
 смерть к вечной жизни.
  В быту и хозяйственной жизни ценности русской цивилизации выражались в духовно-нравственных
 отношениях общины и артели. Человек не был одинок, он чувствовал постоянную поддержку и помощь со
 стороны общины и артели. И радости и горести были общие. Пиры, свадьбы и похороны совершались совместно,
 обычно в прирубе церкви, именуемом трапезной. По этому случаю в трапезную вносили длинные столы и лавки.
 Одной из форм этого обычая были братнины, на которых не только пировали, но и обсуждали крестьянские
 нужды, решали общие дела.
  Эпоха расцвета русской цивилизации. Завершение периода становления русской цивилизации и переход ее в
 период расцвета следует датировать 2-й пол. XIV в., точнее с момента основания св. Сергием Радонежским
 Троице-Сергиевой лавры (1354). Монастырь этот дал мощный духовно-нравственный толчок в развитии всей
 русской жизни. Сотни святых подвижников, вышедших из него, строили новые обители и храмы, разносили,
 сохраняли и поддерживали идеи Святой Руси по всей стране.
  В 1380 св. Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского на решительную борьбу с татаро-
 монголами, от которой зависела дальнейшая судьба Руси. Победа русских на Куликовом поле показала, что
 полуторавековое иго не смогло сломить их. Душа русских, сохраненная Православной Церковью, оказалась
 способной совершать великие дела. Перед началом Куликовской битвы перед войсками пронесли Чудотворный
 Образ Божией Матери Донской. В решительный момент татаро-монголы увидели несущихся с небес всадников. В
 это время во врага врезалась конница кн. Владимира Андреевича. Русские воины чувствовали небесную
 поддержку. Охваченный ужасом враг бежал с поля битвы.
  После Куликовской битвы Дмитрий Донской перестал платить дань татарам. Однако в 1382 Золотая Орда
 собрала войска, напала на Русь, захватила и разграбила Москву, после чего выплата дани была возобновлена. Тем
 не менее после Куликовской битвы, получая дань, татары перестали вмешиваться во внутренние дела Московского
 княжества. Дмитрий Донской, умирая (1389), передал великое княжение своему старшему сыну Василию без
 согласования с ханом Золотой Орды. В 1395 общерусская святыня икона Владимирской Божией Матери
 впервые перевозится в Москву, в том же году возвращается во Владимир. Уже навечно она перевозится в Москву в
 1480. Знаменательно, что именно в этот год, ровно через 100 лет после победы на Куликовом поле, вел. кн. Иоанн
 III полностью освободился от ордынского ига, порвал ярлыки хана и выгнал ханских послов. Так закончилась
 попытка азиатских соседей Руси разрушить русскую цивилизацию и поработить русский народ. Русская
 цивилизация показала духовное и моральное превосходство над азиатскими захватчиками, интегрируя многих из
 них в Русское государство, подарив им свет православной веры и культуры.
  Русская цивилизация сумела отстоять свою самостоятельность. Наибольшую опасность для нас представляли
 притязания римского папы, который в 1439 на Флорентийском соборе убедил московского митр. Исидора (грека
 по происхождению) предать Православие и подписать так называемую унию, согласно которой Святая Русь
 переходила под главенство растленных римских пап. Русская церковь, русский народ не приняли этого позорного
 документа, Исидор был низложен с поста митрополита и бежал из России. Следующую попытку подчинить себе
 Русь паписты предпринимают после женитьбы вел. кн. Ивана III Васильевича на племяннице последнего
 византийского имп. Константина XI Палеолога Софье Палеолог в 1472. Однако Софья Палеолог не поддалась на
 уговоры папистов повлиять на вел. князя в пользу установления в России главенства римского папы, заставить
 русских отказаться от идеалов Святой Руси.
  Во 2-й пол. XV в., после захвата Константинополя турками (1453) и окончательного духовного разложения
 католицизма, Русь стала главной православной державой мира, продолжавшей в чистоте сохранять правду
 Христову и святоотеческие заветы. Как позднее справедливо отмечал константинопольский патр. Иеремия:
  Ветхий Рим погиб от ереси; второй Рим Константинополь в руках безбожных агарян... Русское царство, Третий
 Рим, все другие превзошло своим благочестием . С 1439 Русская Церковь получила полную независимость от
 Константинопольского патриархата. Митрополиты Московские и всея Руси стали ставиться без участия
 иноземцев. В знак наследования православных и государственных традиций Византии Русь принимает в свой герб
 двуглавого орла и начинает именовать себя богохранимым, преименитым царством, благочестием цветущим .
 Русь уверена в своей великой миссии служения Правде Божией. Старец Филофей пишет вел. кн. Василию III: Два
 Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертый не быти . С Ивана III и Василия III русские государи начинают
 именовать себя царями (от лат. цезарь ), хотя официально этот титул вводится с 1547 Иваном Грозным.
  Период с сер. XIV в. до начала Смутного времени ярчайшая страница в истории русской духовности.
 Никогда ни до, ни после этого времени Россия не знала такого количества подвижников благочестия, просиявших
 святостью своей жизни. В их числе: св. Сергий Радонежский и св. митр. Алексий, св. Геннадий Новгородский и св.
 Иосиф Волоцкий, св. Нил Сорский и св. Дионисий Глушицкий, св. Савватий Соловецкий и св. Александр Куштский,
 всего более двух сотен русских святых, сформировавших во всем духовном блеске и глубине русское
 национальное сознание, взгляд на жизнь как служение Правде Божией, Государю и родной земле.
  Монастыри распространились по всей Русской земле, выполняя роль не только духовных и просветительских,
 но и учебных, научных, издательских, художественных и хозяйственных центров. Бесчисленные чудеса
 совершались по молитвам русских людей при Чудотворных иконах Божьей Матери. Сохранившиеся литературные
 памятники эпохи, Жития святых, проповеди и государственные документы доносят до нас народный идеал
 православной жизни молитва и труд, благочестие и трудолюбие, любовь к Родине и ратный подвиг, почитание
 Государя и духовенства, добротолюбие и нестяжательство. Составленный в к. XIV в. Летописец Великий
 Русский продолжил традицию общерусского летописания, проникнутого идеей единства Русской земли в ее
 непрерывном развитии с древнейших времен от Киева и Новгорода.
  Идея торжества русской святости и государственного единства ярко выразилась в составленном митр.
 Макарием полном своде древнерусской письменности, энциклопедии русских духовных знаний и литературы
 Четьях-Минеях. В них вошли жития всех общероссийских и местночтимых святых. Последние, включенные в
 общероссийский свод, получали всеобщую известность и начинали почитаться по всей Руси. Такая мера духовно
 скрепляла областную Россию с ее политическим центром и много содействовала тому, чтобы отдельные области,
 вчерашние уделы видели в себе членов общей семьи, а в Москве и ее Царе свою столицу и общего всем
 владыку (Е. Шмурло).
  Консолидация Русской земли со 2-й пол. XIV в. отмечена мощным подъемом национальной литературы и
 искусства, широким развитием книгопечатания. Сказание о Мамаевом побоище и его эпическая передача в
  Задонщине , многочисленная житийная литература, в которой особое место занимают жития Сергия
 Радонежского и Стефана Пермского, написанные русским писателем Епифанием Премудрым, ярко отражают
 духовно-нравственные представления Святой Руси. В памятниках зодчества в Московском Кремле, в
 Звенигороде, в Троице-Сергиевой лавре, церквах Новгорода и Пскова русская архитектура достигает высшего
 духовного уровня, которому соответствовали великие произведения русских живописцев: св. Андрея Рублева,
 Даниила Черного, Феофана Грека. Символом духовного расцвета русской цивилизации стала икона Андрея
 Рублева Троица . В иконе выражены идеи совершенства, красоты и нравственного миропорядка Святой Руси. В
 ней видна сила той божественной красоты, о которой Ф.М. Достоевский сказал, что она спасет мир, готовность к
 самопожертвованию ради добра, добротолюбие как высшее состояние духа Святой Руси, воплощение главных
 ценностей русской цивилизации.
  Государственное устройство Руси к сер. XVI в. было усовершенствовано на основе древней традиции
 сочетания сильной центральной власти и широкого местного самоуправления ( губные старосты ). Для совета
 со всей Русской землей с сер. XVI в. цари собирают Земские соборы. В Совет всея земли входили представители
 многих сословий, и прежде Всех служилые и посадские люди, духовенство. В судах вводятся целовальники , т. е.
 присяжные. Стоглавый Собор совершенствует и церковное управление. Выпускаются своды законов Царский
 судебник и Стоглав .
  Границы Руси расширяются на Восток, все земли по течению Волги и до Уральского хребта переходят к
 России, начинает осваиваться Сибирь. К России постепенно возвращаются западнорусские земли, захваченные
 польско-литовскими оккупантами. Русские цари формируют программу общерусского объединения: Русская
 земля вся с Божьей помощью из старины от наших прародителей на отчина... Ано не то одно наша отчина, кои
 города и волости, ныне за нами: и вся Русская земля, Киев и Смоленск и иные городы, которые он (литовский
 великий князь. О. П.) за собой держит к Литовской земле, с Божьей помощью из старины от прародителей наша
 отчина .
  Первым серьезным противоречием, возникшим в духовной сфере русской цивилизации, был спор между
 иосифлянами и нестяжателями как выразителями двух сторон одного идеала православной жизни, которая стала
 терять целостность в результате вторжения в нее западных, католических и протестантских, представлений.
 Наиболее четко сущность этого противоречия сформулировал Г. Флоровский: Разногласие между иосифлянством
 и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы
 в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой
 личности. Второй путь можно назвать и путем культурного творчества...

<< Пред.           стр. 83 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу