<< Пред.           стр. 90 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 творческой , писал Карамзин. Он признавал, что крепостное право зло , но освобождать крестьян теперь
  не время , ибо крестьяне еще не доросли до свободы. Для твердости бытия государственного безопаснее
 поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу .
  С 1814 Карамзин возобновил написание своей Истории главного исторического труда. В 1816 17 вышло
 8 томов. 3-тысячный тираж разошелся за месяц, поэтому в 1818 19 издание было повторено. В 1824 вышел 9-й
 том, в 1824 10-й и 11-й тома, в 1829 (после смерти Карамзина) 12-й. Изложение было доведено до Смутного
 времени н. XVII в. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие но своему объему
 основному тексту. Красной нитью в Истории Карамзина, как и в его трактате 1811, проходит идея судьба
 России и ее величие заключены в развитии самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала,
 при слабой приходила в упадок.
  В. А. Федоров
 
  КАРАУЛ, село в Тамбовской обл., в Инжавинском р-не. В XVI XVII вв. сторожевой пункт на южной границе
 русских земель, в XVIII в. владение Арбениных, затем Вышеславцевых, с 1837 Н.В. Чичерина, при котором в
 1840-х сооружен усадебный комплекс и разбит парк. Здесь провел детские годы, жил после выхода в отставку и
 умер философ, историк, публицист и общественный деятель Б.Н. Чичерин.
 
  КАРАЧЕВ, город в Брянской обл. Расположен на восточной окраине Среднерусской равнины, на р. Снежеть
 (приток Десны). Население 22,1 тыс. чел.
  Карачев один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146. С
 1246 центр Карачевского удельного княжества, с 1396 находился под властью Литвы. С 1503 в составе
 Московского государства. Во время польско-литовской интервенции н. XVII в. разрушен поляками; в 1662 разорен
 крымскими татарами. С 1-й пол. XVIII в. известный торговый город. В 1868 через Карачев прошла Риго-Орловская
 железная дорога. В годы Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен.
 
  КАРАЧУН (Корочун), в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог,
 повелевающий морозами, злой дух, злое божество скотского падежа. В народе понятие карачун в смысле
 погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: Пришел ему карачун , Жди карачуна , Задать
 карачуна , Хватил карачун .
  День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых
 холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во
 тьму.
  О.П.
 
  КАРГОПОЛЬ, город в Архангельской обл., центр Каргопольского р-на. Расположен на левом берегу р. Онеги,
 в 5 км от оз. Лача. Население 13,3 тыс. чел.
  Известен с 1146; как город упоминается с XIV в. В XIV XV вв. находился под властью Новгорода, с его
 падением в к. XV в. перешел к Великому княжеству Московскому. В XV XVII вв. значительный торговый город,
 связывавший центр России с Поморьем. В XVI XVII вв. играл заметную роль как крепость на северной окраине
 Русского государства. В 1608 в Каргопольской крепости был казнен предводитель крестьянского восстания И. И.
 Болотников. В 1613 выдержал осаду поляков. В XVII в. центр процветавшего воеводства, охватывавшего все
 Поонежье. С XVIII в. в связи с основанием С.-Петербурга торговое и экономическое значение Каргополя заметно
 снизилось.
 
  КАРГОПОЛЬСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Явилась в г. Каргополе Олонецкой еп., в Вознесенской церкви. Прославилась в 1714. Икона
 находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою
 увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику.
 Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери
 показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митр. Иову.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  КАРИОН ИСТОМИН (1640 - не ранее 1718), монах, писатель, переводчик, педагог. Постригся в монахи в
 Молченской Путивльской обители, где в это время (1672 75) находился Сильвестр Медведев, земляк и
 свойственник. С 1679 служил на Печатном дворе; иеродиакон в кремлевском Чудовом монастыре, преподаватель
 в Типографской и в Заиконоспасской школах Сильвестра Медведева. В 1682 справщик Печатного двора. Писал
 проповеди, вел переписку, составлял послания и грамоты для патр. Иоакима, выполнял секретарские обязанности
 при его преемнике Адриане. При царевне Софье Алексеевне придворный поэт; сохранил высокое положение и
 после утверждения на престоле Петра I, став воспитателем царевича Алексея Петровича. В 1698 1701
 начальник Печатного двора. В это время особенно тесно общался с Димитрием Ростовским.
  Перу монаха Кариона принадлежат книги Едем , Екклесиа , Град Царства Небеснаго ( Полис ),
  Домострой (перевод трактата Эразма Роттердамского, заглавие позднее), по характеру своему просветительские
 и религиозно-дидактические; Книга Стамна духоносная стихи в честь святых; Стихи на Воскресение
 Господа нашего Иисуса Христа ; стихотворные обличения старообрядцев и протестантов; шутливые вирши;
 службы, молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны. Карион автор букварей печатных (1694, 1696) и
 рукописных подносных (1692, 1693, 1695), двадцати двух слов (сборник Веселиил ), которые, вероятно, не
 только составлялись, но и произносились (характер проповедей ученый); толкований, исторических повестей,
 поучений; Катехизиса , в котором развивались идеи Манны Сильвестра Медведева; исторических трудов
 (предположительно Летописец Великия земли Российския ).
  Л.К.
 
  КАРПИНСКИЙ Александр Петрович (26.12.1846/ 7.01.1847 15.07.1936), русский геолог, академик,
 общественный деятель. Родился на Урале, в семье горного инженера. Окончил Горный институт в Петербурге в
 1866. Был постоянным представителем русской геологической науки на международных конгрессах и выполнял
 поручения по составлению карты Европы и унификации графических изображений в геологии. С 1899 по 1936
 президент Минералогического общества. С мая 1917 первый выборный президент Академии наук. Научная
 деятельность Карпинского отличалась разносторонностью: работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике,
 петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. Им составлены сводные геологические карты Урала и
 Европейской России. С 1910-х главный объект исследований Карпинского ископаемые организмы.
 
  КАРПОВ Василий Николаевич (2.04.1798-8.12.1867), русский духовный философ и писатель. Окончил
 Киевскую Духовную академию. В трудах Введение в философию (1840), Систематическое изложение логики
 (1856), Взгляд на движение философии в мире христианском (1856), исходя из положения о конечности природы
 и бесконечности духа доказывал зависимость развития человеческого разума от того, насколько он просветляется
 верой. С 1841 до конца жизни переводил сочинения Платона.
 
  КАРПОВ Федор Иванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. Происходил из старинного княжеского рода. В
 1495 постельничий в поездке Ивана III и его внука Дмитрия в Новгород. С 1508 Карпов становится одним из
 руководителей восточной политики Московского государства, занимаясь преимущественно Крымским ханством.
  Сохранились четыре принадлежащие Карпову послания (два Максиму Греку, митр. Даниилу, старцу
 Филофею). Это лишь малая часть переписки образованных и высоко ценящих знание книжников, посвященная
 богословию, политике и т.д.
  В кратком послании Филофею Карпов оценивает писанийце старца Елеазарова монастыря как сложенное
  Омировым бо словом и риторским разумом , не варварски же, ни невежески . Карпову свойственная обширная
 светская начитанность. В послании Даниилу он ссылается на Этику к Никомаху Аристотеля, цитирует
  Метаморфозы , Искусство любви и Фасты Овидия. Он, по свидетельству Максима Грека, интересовался
 астрономией, философией, владел восточными языками, латынью, греческим. Разумным называл Карпова
 Максим Грек.
  Л.К.
 
  КАРПОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. В 1725 принесена в Курск из Карповской пустыни. Празднуется 7/21 июля.
 
  КАРПОГОРЫ, село в Архангельской обл., центр Пинежского р-на. Расположено на р. Пинеге (приток Сев.
 Двины). Население 5,3 тыс. чел. Основано в XIV XV вв. Архитектурные памятники: Веркольский монастырь
 (действующий), Красногорский монастырь (могила князя В.В. Голицына). В д. Валдокурье могила оптинского
 старца отца Никона. Поселок Пинега родина ученого в области механики, академика Г.И. Петрова, д. Веркола
  родина писателя Ф.А. Абрамова.
 
  КАРСАВИН Лев Платонович (1/13.12.1882-12.07.1952), русский философ, историк, культуролог.
  В 1922 выслан за границу, преподавал в Ковно и Вильно, умер в лагере. Карсавин развивает учение о
 всеединстве, связывая русскую философскую традицию с неоплатоническим направлением западной философии.
 Согласно учению Карсавина, государство, стремясь к осуществлению христианских идеалов, должно в конечном
 счете слиться с Церковью.
 
  КАРСАВИНА Тамара Платоновна (1885-1978), русская балерина, сестра Л. П. Карсавина. В 1902 18 в
 Мариинском театре, в 1909 29 выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С. П. Дягилева.
 
  КАРСКОЕ МОРЕ, окраинное море Северного Ледовитого океана, между островами Новая Земля, Земля
 Франца-Иосифа и Северная Земля.
  Первые русские плавания по Карскому морю, вероятнее всего, начались не позднее XI н. XII вв. Великая
 Северная экспедиция (1733 43) провела первое гидрографическое исследование южных берегов. Значительные
 научные результаты получены экспедициями: на ледоколах Таймыр и Вайгач в 1913 (открытие Северной
 Земли).
 
  КАРСУН, поселок городского типа в Ульяновской обл., центр Карсунского р-на. Расположен у впадения р.
 Карсунки в р. Барыш (бассейн Суры). Население 8,5 тыс. чел.
  Основан в 1647 боярином-стольником и воеводой Б.М. Хитрово как крепость для защиты от набегов татар. С
 1780 уездный город Симбирского наместничества.
 
  КАРТАШЕВА Нина Васильевна (р. 1.01.1953), русская поэтесса. Тематика ее стихов определяется твердой
 православно-патриотической позицией и глубоким осознанием русской национальной идеи.
  Инициатор и ведущая Вечеров русской духовной культуры в Международном Славянском центре (с 1993),
 музее К. Васильева (с 1999). Автор поэтических сборников Стихи из России (Австралия, Мельбурн, 1991),
  Чистый образ (1993), Имперские ряды (1996).
 
  КАРЫШЕВ Николай Александрович (1855-1905), профессор политической экономии, публицист, земский
 деятель, предводитель уездного дворянства в Екатеринославской губ. В своем исследовании Труд, его роль и
 условия приложения в производстве (1897) дал огромный фактический материал о развитии трудовой
 деятельности в России, уделял особое внимание хозяйственному крестьянину, живущему в условиях общины.
 Карышев отмечал благотворное влияние общины на социально-экономическую стабильность России. Община
 спасает русского крестьянина от пролетаризации. Многие кризисные явления в экономике Карышев связывал с
 неумением должным образом регулировать и реформировать общину с учетом современных требований.
 
  КАСИМОВ, город в Рязанской обл. Расположен в восточной части Мещёрской низменности, пристань на
 левом берегу Оки, при впадении в нее р. Бабенки. Население 38 тыс. чел, Основан в 1152 князем Юрием
 Долгоруким. До 1471 назывался Городец-Мещёрский; переименован в Касимов после того, как вел. кн.
 Московский Василий II Темный подарил его татарскому хану Касиму, бежавшему из Золотой Орды и принятому в
 1446 на русскую службу. С сер. XV в. до 1681 центр Касимовского царства удельного княжества на Оке.
 
  КАСЛИ, город в Челябинской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, среди озер Большие и
 Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты. Население 19,7 тыс. чел.
  Возник в 1747 как пос. Каслинский при строительстве А.Н. Демидовым чугуноплавильного и
 железоделательного завода, прославившегося с сер. XIX в. художественным чугунным литьем.
 
  КАСПЕРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В к. XVI в. перенесена из Трансильвании
 сербом, поселившимся в Ольвиопольском у. Херсонской губ. Переходя от родителей к детям в благословение, эта
 икона в 1809 досталась помещице Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу
 Днепра. В феврале 1840 Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона,
 старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики
 Богоматери и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались. Вскоре многие случаи
 исцелений и других благодатных, от иконы бывших чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили
 ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали
 приходить страждущие, недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.
  В 1852 жители Херсона испросили позволение совершать ежегодно в праздник Вознесения Господня крестный
 ход с чудотворною иконою. Во время Турецкой войны 1853 55 с чудотворною иконою был крестный ход в
 Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение
 особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили в поучение потомству сделать это событие
 незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим .
  Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на
 краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой мученица Татьяна. Божия Матерь
 изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе
 художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.
  Празднуется 29 июня/12 июля.
  С. Снессорева
 
  КАСПИЙСКОЕ МОРЕ (по названию древних племен каспиев), крупнейший в мире внутриматериковый
 бессточный соленый водоем, имеющий характерные морские и озерные признаки (озеро-море). Расположено
 преимущественно в зонах полупустынь и пустынь внутренней области Евразии и омывает берега России.
 
  КАССИАН ИОАНН (Иоанн Кассиан Римлянин), преподобный, празднуется 29 февраля/13 марта. О дне, в
 который праздновалась память этого святого, русские говорили так: Касьян на народ народу тяжело. Касьян на
 траву трава сохнет. Касьян на скот скот дохнет. Зинул Касьян на крестьян. Касьян на что ни взглянет,
 все вянет и т.п. Этот неблагосклонный взгляд на Касьяна объясняется тем, что день памяти его совершается 29
 февраля, т.е. в високосный год. Относительно високосных годов нужно заметить, что русские люди исстари
 считали их особенно несчастными: тогда, по мнению крестьян, прилучаются всевозможные беды и несчастия: и
 скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Естественно, что так
 как праздник св. Касьяну совершается только по високосным годам, то и верования, приуроченные нашими
 предками к этому году, перешли на прп. Касьяна, и он стал, таким образом, виновником всех общественных
 бедствий. О дне прп. Касьяна сложилась следующая пословица: Благому чудотворцу Николе два праздника в
 году, а Касьяну немилостивому один в четыре года .
  И.П. Калинский
 
  КАССИАН ГРЕК, Угличский, преподобный (ск. 2.10.1504), в миру кн. Константин Мангупский, родственник
 последнего греческого имп. Константина Палеолога, приехал в Россию с его племянницей Софией, невестой вел.
 кн. Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но
 богомольный и смиренный кн. Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при Ростовском
 архиеп. Иоасафе (в миру кн. Оболенский). В 1489 владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов
 монастырь. Князь сопровождал его, хотя об иночестве еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп.
 Мартиниан Белоезерский и, угрожая ему своим посохом, потребовал, чтобы князь постригся. Потрясенный
 видением, кн. Константин покорился. Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашили
 смиренного духом бывшего князя, в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию. В
 1492 прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу р. Учмы, вблизи Углича. Преподобный по поручению
 своего друга прп. Паисия Угличского, который перед своей кончиной завещал ему свою братию, наставлял в
 милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.
  Память прп. Кассиану отмечается 21 мая/4 июня, 2/15 октября и 23 мая/5 нюня (в Соборе Ростово-Ярославских
 святых).
 
  КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (16/28.11.1856-17.12.1926), русский композитор, деятель хоровой
 культуры, музыкальный фольклорист. В 1893 окончил Московскую консерваторию (ученик П. И. Чайковского и С.
 И. Танеева). Работал в Синодальном училище (с 1900 регент, с 1910 директор), в 1918 преобразованном в
 Московскую народную хоровую академию. В 1918 23 управляющий народными хоровыми академиями Москвы
 и Петрограда. С 1922 профессор Московской консерватории. Декан дирижерско-хорового отделения, зав.
 кафедрой народной музыки.
  До революции создал большое количество хоровых произведений (духовных и светских), насыщенных
 интонациями народной песенности. В церковных сочинениях пытался возродить древние формы знаменного пения
 и упрочить связи между церковной музыкой и народно-песенным, главным образом, крестьянским искусством
 (реквием Братское поминовение , 1916). Одним из интересных образцов реставрации древнерусского певческого
 искусства стала обработка Кастальским хоров Пещного действа (XVII в.).
  Выдающийся исследователь русского народного творчества.
  Э. Афанасьев
 
  КАТАЙСК, город в Курганской обл. Расположен в Среднем Зауралье, на р. Исеть (бассейн Оби). Население
 16,7 тыс. чел.
  Основан в 1655 русскими землепроходцами на берегу Исети, в устье р. Катайки, как Катайский острог. В XVIII
  XIX вв. через Катайск проходил основной торговый путь в Сибирь. В XIX н. XX вв. крупный центр торговли
 зерном. Город с 1944.
 
  НАТАШИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Явилась в 1622 в роще близ с. Белого Колодезя Черниговской губ. тамошнему священнику и
 поставлена им в сельскую церковь. В 1692 тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  КАТОЛИКОВ Александр Александрович (13.10.1941-12.06.1996), русский педагог-подвижник. Спасая детей
 из застрявшего на железнодорожном переезде автобуса, попал под поезд, потерял обе ноги, чудом выжил.
 Вернулся к педагогической деятельности.
  С 1973 и до конца жизни директор школы-интерната для детей сирот. Последователь А. С. Макаренко. В
 основу учебно-воспитательного процесса положил принципы трудового воспитания, коллективизма и
 самоуправления. Создал при интернате производственное хозяйство, где дети получают профессии, где царит
 культ труда и социальной справедливости. Обладая огромным педагогическим талантом, сильной волей,
 безграничной любовью к детям, обостренным чувством справедливости, бескорыстием и аскетичной
 беспощадностью к себе, соединенной с высокой требовательностью к педагогам и воспитанникам, сумел
 превратить школу-интернат для детей-сирот в подлинный семейный дом. Воспитанники считали его своим отцом.
 Девиз жизни Католикова: Все дети наши, и мы за них в ответе .
  В. Горячев
 
  КАТОЛИЦИЗМ, еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от
 истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию.
  Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия:
  Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского,
 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление
 об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ( филиокве ); во-вторых, в XIX в. к этому
 присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ( дэ иммакулата
 концепционэ ); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви
 и вероучения ( экс катэдра ); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном
 вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические
 отличия.
  Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою
 церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви Иисуса
 Христа и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами.
 Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в
 особенности иезуитов). Это важнейшие отличия.
  Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и
 григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет
 литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно
 соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для
 мирян причащение одними освященными облатками ; оно признает иконы, но не допускает скульптурных
 изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как
 орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения,
 молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает
 коленопреклонение, но отвергает католическое приседание ; оно не знает дребезжащего звонка во время
 совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия.
  Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух
 инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при
 обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от
 застращивания, политического расчета и материальной помощи ( благотворительность ); оно не считает, что
 земная помощь брату во Христе доказывает правоверие благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова,
 ищет не победить, а приобрести братьев по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие
 миссионерские отличия.
  Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на
 борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса
 таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо;
 государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь
 организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим
 христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение
 мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие не меч, не партийная политика и
 не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения
 от этого порядка были явлениями нездоровыми.
  Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями власти (светской, клерикальной,
 имущественной и личносуггестивной).
  Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм к
 слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть.
 Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие
 спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о предписанном ,
  запрещенном , позволенном , простительном и непростительном . Православие идет в глубь души, ищет
 искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного
 благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.
  И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо

<< Пред.           стр. 90 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу