<< Пред. стр. 99 (из 245) След. >>
крепко спит брюхом кверху к теплу, скребет лапами стену к непогоде, умывается к хорошей погоде иприходу гостей, лижет хвост к дождю, на человека тянется обновку (корысть) сулит. На Руси говорили, что
тому, кто убьет чьего-нибудь любимого кота, семь лет ни в чем удачи не будет. По старинным русским поверьям,
кто любит кошек, того они охраняют от злых духов и нечистой силы. Это потому что кошки, особенно черные,
сами связаны с колдунами. На черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный
червонец. Черная кошка нужна черту, чтобы прятаться в нее на Ильин день, когда грозный пророк сыплет с небес
своими огненными стрелами.
О.П.
КОЯЛОВИЧ Михаил Осипович (20.09.1828-23.08.1891), русский историк, профессор Петербургской
духовной академии, сын священника, автор многочисленных трудов по истории западной России. Известен прежде
всего книгой История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям (1884),
являющейся первым выдающимся опытом историографии русской исторической науки с параллельными
критическими, историософскими разъяснениями основных идей русских историков.
О. Платонов
КРАМСКОЙ Иван Николаевич (27.05.1837-24.03.1887), живописец и график, художественный критик.
Родился в бедной мещанской семье. С 1857 учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 возглавил
протест 14 отказ 14-ти учеников Академии от участия в конкурсе на золотую медаль на обязательную
мифологическую тему, что знаменовало разрыв с традициями академизма. Демонстративно покинув Академию,
протестанты по инициативе Крамского образовали Артель петербургских художников как форму взаимной
помощи и художественной ассоциации (в 1870 Артель сменилась Товариществом художественных передвижных
выставок, объединившим наиболее значительных русских художников-реалистов для пропаганды искусства среди
широких кругов общества). В 1862 68 Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения
художеств.
Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей психологической характеристике портрета.
Реалистический психологизм нашел отражение в работах Крамского, среди которых следует отметить прежде
всего его автопортрет, а также изображения видных русских писателей, ученых, публицистов и общественных
деятелей Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. В. Григоровича, С. П. Боткина, П. М.
Третьякова, И. И. Шишкина, А. С. Суворина. Крамской создал также галерею крестьянских образов
Полесовщик , Мина Моисеев , Крестьянин с уздечкой и др. В замечательной картине Христос в пустыне
(1872) Крамской продолжал традиции А. А. Иванова дал глубоко психологическое, жизненное истолкование
образа Христа, воплотив в нем идею самопожертвованиия. Вслед за ней Крамской приступил к созданию большого
полотна на евангельский сюжет Радуйся, царь Иудейский (1877 82, осталось незавершенным). Глубоким
лиризмом проникнута картина Крамского Неизвестная (1883); сложные душевные переживания женщины
переданы в картине Неутешное горе (1884).
В. А. Федоров
КРАСНАЯ ГОРКА, первое после Пасхи воскресенье, весенний языческий праздник в дохристианской Руси,
связанные с культом Дажъбога, пережитки которого сохранялись вплоть до н. XX в. Название Красная горка
произошло от того, что обряд встречи восхода солнца, или красной весны , происходит на горе, освещаемой
красным солнышком и покрытой зеленым с отливом ковром.
Красная горка в разных местах России праздновалась не всегда в одно время. Так называют Фомину неделю и
воскресенье или все время вплоть до Петровок. В Малороссии Красной горкой зовут канун весеннего Егория, 22
апреля/5 мая. Как и в древние времена, русские поднимались на холмы перед рассветом, но славили уже не
Дажьбога, а Иисуса Христа.
В некоторых местах России и, между прочим, в Галиции совершался еще на Святой обряд погребения
Кострубонька , которым изображалось замирание солнечной теплоты зимою и пробуждение, оживление ее
весною. Состоял он в том, что одна из девушек, игравших в хороводе, падала, и все подруги начинали оплакивать
ее как умершую; потом она поднималась, и все сообща радовались, пели, танцевали и продолжали свой веселый
хоровод. Начало последнего, без сомнений, коренилось в тех плясках, пениях и играх, которыми сопровождалось
древнее языческое богослужение. Самая форма их кругообразное движение символ солнечного движения.
Красная горка, или проводы зимы и встреча весны, в Малороссии совершали так. Молодежь высыпала гурьбою
на улицу или на зеленый луг, заводила хоровод. Выбрав затем из хоровода более миловидную девушку, которая
своей красотою и молодостью должна была служить как бы символом весны, украшали ее с головы до пят
вьющеюся зеленью и живыми цветами; на голову ей надевали венок из живых цветов, сажали на дерновую
скамью, вокруг ставили различные яства: кувшин с молоком, масло, сыр и пр., а у ног клали несколько венков.
Снова начинался хоровод, и Ляля так величали эту девушку начинала бросать в своих подруг венками.
Многие сохраняли эти венки до следующей весны. Обряд заканчивался тем, что девушки получали из рук своей
выбранной подруги все упомянутые выше яства, которые служили символом ожидаемого плодородия.
Этот праздник живых, по древнему обычаю, соединялся с праздником умерших Радоницею.
Н.П. Степанов
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ в Москве, самая древняя и большая из площадей столицы, место свершения многих
исторических событий и торжественных церемоний русского православного царства. Располагается у восточной
стены московского Кремля. На ней находятся святыни русского народа собор Василия Блаженного, Казанский
собор, памятник Минину и Пожарскому, примыкает Иверская часовня.
Красная площадь была местом народных собраний по различным поводам. Здесь происходили семейные
судилища, собирались бояре, купцы и должностные лица для рассматривания разных вопросов.
Долгое время Красная площадь была средоточием московской торговли. Полное очищение площади от
торговых построек произошло в 1812.
После захвата власти в России еврейскими большевиками Красная площадь была осквернена захоронением на
ней их вождя, одного из величайших злодеев в истории человечества, палача русского народа Ленина, а также
погребением здесь представителей т. и. ленинской гвардии , деятельность которых с точки зрения Православия
является сатанизмом.
КРАСНОБОРСК, село в Архангельской обл., центр Красноборского р-на. Расположено на Сев. Двине, к
северо-западу от Котласа. Население 5,1 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1620 в связи с покупкой земель купцом Игнатием Ожеговым. В 1780 из Красноборской
слободы образован уездный город Вологодского наместничества, затем оставлен за штатом.
КРАСНОБОРСКАЯ ТРОИЦЕ-ФИЛИППО-ИРАПСКАЯ пустынь, Новгородская еп., в окрестностях
Череповца, на берегу р. Андоги, между реками Большим и Малым Ирапами, в местности Красный бор . Основана
в 1517; в 1764 упразднена; в 1792 восстановлена. В ее храме Святой Троицы покоились под спудом мощи прп.
Филиппа; на гробнице его лежала икона, написанная по повелению преподобного, явившегося старцу Феодосию во
сне в XVIII в. В числе святынь хранилась древняя Казанская икона Богоматери, по преданию, принесенная самим
прп. Филиппом. Ежегодно 8 мая совершался крестный ход вокруг пустыни, в память прибытия на это место прп.
Филиппа.
С.В. Булгаков
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (прежде Черногорский) мужской монастырь, Архангельская еп.,
возле г. Пинеги. Основан в 1603 священником Мироном, в иночестве Макарием, который впоследствии был в нем
игуменом и погребен здесь. В соборном храме находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери,
принесенная сюда 22 августа 1629 ярославским купцом Григорием Лыткиным, а в приделе чудотворная
Владимирская Красногорская, или Черногорская, икона Божией Матери, полученная основателем монастыря, по
указанию свыше, от игумена Варлаама (жившего в Кевроле на р. Пинеге) в благословение на устроение обители на
Черной горе.
С.В. Булгаков
КРАСНОГОРСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь,
Полтавская еп., близ г. Золотоноши, в местности Красная Горка. Основан в 1789 на месте мужского монастыря,
существовавшего с XVII в. и упраздненного в 1786. В монастыре находилась икона Божией Матери Дубенская, или
Дубицкая (по преданию, чудесно явившаяся в XVII в. на дубу), и Корецкая (вырезанная, по преданию, основавшим
монастырь пустынножителем на коре росшего на монастырской горе дерева, затем, по снятии с дерева, покрытая
живописью и вделанная в киот). Ежегодно 24 августа вокруг монастырской горы совершался крестный ход с
Дубенской иконой Богоматери при чтении на четырех странах света акафиста Всех Скорбящих Радости.
С.В. Булгаков
КРАСНОДАР, центр Краснодарского края. Расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности.
Население 648 тыс. чел.
Основан в 1793 (по др. данным, в 1792) черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, переселенными на
Кубань после присоединения Западного Предкавказья к России. Крепость под названием Екатеринодар была
построена в 1794, являлась центром Черноморского казачьего войска. Военные события в пограничной полосе
сдерживали развитие Екатеринодара. С 1860 Екатеринодар центр Кубанской обл., город с 1867.
КРАСНОЕ, село в Белгородской обл., центр Краснинского р-на. Население 3 тыс. чел. Основано в сер. XIV в.
крестьянами Рязанского княжества.
КРАСНОЕ, село в Липецкой обл., центр Краснинского р-на. Население свыше 6 тыс. чел. Основано в 1678 в
связи с укреплением южных границ государства для защиты от набегов ногайцев и крымских татар.
КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ, поселок городского типа в Костромской обл., центр Красносельского р-на.
Расположен на Волге. Население 8,3 тыс. чел.
Основан, вероятно, в IX X вв. В XVI в. вотчина бояр Годуновых, в XIX в. кн. П.А. Вяземского. С XIX в.
центр ювелирного промысла (украшения из золота, серебра с использованием чеканки, гравировки, эмалей,
филиграни).
КРАСНОСЛОБОДСК, город в Мордовии, центр Краснослободского р-на. Расположен на левом берегу р.
Мокши (приток Оки). Население 11,9 тыс. чел.
Известен с 1571 как Красная Слобода укрепление в системе обороны Московского государства от татар и
ногайцев. В сер. XVII в., потеряв свое оборонное значение, слобода продолжала расти; к к. XVII в. здесь
проживали казаки, татарская сотня. Город с 1706. В 1780 назван Краснослободск. В XVIII в. купцами
Миляковскими построены чугуно-железоделательные и винокуренные заводы. В 1-й пол. XIX в. Краснослободск
приобретает торгово-распределительные функции.
КРАСНОХОЛМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ АНТОНИЕВ мужской монастырь, Тверская еп., близ Красного
Холма. Основан в 1461 пустынножителем и иеромонахом, пришедшим сюда из Белозерских монастырей,
Антонием. В соборном храме во имя св. Николая Чудотворца, построенном в XV в. из белого камня, находились
две иконы этого святителя, из которых одна почиталась явленною.
КРАСНОЯРСК, центр Красноярского края. Расположен на берегах Енисея. Население 871 тыс. чел.
Основан в 1628 воеводой А. Дубенским как острог Красный Яр для защиты от набегов татар и сбора ясака.
Интенсивное развитие Красноярска началось с постройки (1735 41) Московского тракта (Ачинск Красноярск
Канск). В 1756 близ Красноярска заложен железоделательный завод купца Власьевского. В XIX в. Красноярск
центр сибирского казачества. С 1822 центр Енисейской губ.
КРАСНЫЙ, поселок городского типа в Смоленской обл., центр Краснинского р-на. Расположен у слияния рек
Свиная и Мерейка (притоки Днепра). Население 5,2 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1165 как город Красный западный военный форпост Смоленска; неоднократно
разрушался, терял и вновь получал статус города. Со 2-й пол. XIV в. до сер. XVII в. находился под властью Литвы,
затем Польши. С 1654 в составе России. После разгрома наполеоновских войск под Красным фельдмаршал М.И.
Кутузов получил титул Смоленский .
КРАСНЫЙ РОГ, село в Брянской обл., в Почепском р-не. В н. XIX в. имение писателя А.А. Перовского (А.
Погорельского), после его смерти поэта А. К. Толстого, который здесь постоянно жил после выхода в отставку
(1861) и умер (похоронен в семейном склепе в сельской церкви). В сохранившемся флигеле музей поэта (с
1967).
КРАСНЫЙ УГОЛ, в русской избе наиболее почетное место, в котором вешались иконы и стоял стол. Иконы
(божницы) в красном углу отождествлялись с алтарем православного храма, а стол с церковным престолом. В
божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой и веточкой освященной вербы. Войдя в избу, человек
прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали
самых почетных гостей, а всем остальным полагалось сидеть поодаль.
В почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно
там в определенные дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу.
О.П.
КРАСНЫЙ ХОЛМ, город в Тверской обл. Расположен на Верхнемоложской низине, на р. Неледине (бассейн
Волги). Население 7,8 тыс. чел.
Известен с 1518 как село Спас-на-Холму; до 1764 владение Краснохолмского Николаевского Антониева
монастыря. В н. XVII в. село и монастырь были разорены польско-литовскими войсками. Город Красный Холм с
1776.
КРАСНЫЙ ЯР, село в Астраханской обл., центр Красноярского р-на. Расположено на острове, окруженном
рукавами Волги (Бузан, Ахтуба, Маячная, Прорва). Население 11 тыс. чел.
Основано в 1667 как русский сторожевой пункт для защиты от набегов кочевников, первые поселенцы
казаки.
КРАСНЫЙ ЯР, село в Самарской обл., центр Красноярского р-на. Расположено на р. Сок (приток Волги).
Население около 8 тыс. чел. Основано в 1732 как крепость.
КРАСОТА (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе,
человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в
самом Боге, Его целостности и совершенстве. Красота на земле не возникает сама собой, а посылается рукой и
мыслию Божией (Афиногор). Некто, воззрев на красоту, весьма прославил за нее Творца и от одного взгляда
погрузился в любовь Божию и источник слез (св. Иоанн Лествичник).
Важнейшим образцом прекрасного для русского человека XII XVII вв. была красота православной иконы.
Самая мысль о целящей силе красоты, писал Е.Н. Трубецкой, давно уже живет в идее явленной и
чудотворной иконы. Среди той многотрудной борьбы, которую мы ведем, среди бесконечной скорби, которую мы
испытываем, да послужит нам эта сила источником утешения и бодрости. Будем же утверждать и любить эту
красоту!
В народном сознании красоту связывают с правдой и добром. Не всякая правда красота, но всякая красота
правда. Красота на добро не смотрит, но люди от нее становятся добрее.
По мнению Ф.М. Достоевского, красота спасет мир. Вместе с тем, имея в виду ее божественный
первоисточник, писатель предостерегает людей от опасности подмены красоты божественной лжекрасотой
дьявола. Красота, считает он, не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется и поле
битвы сердца людей. Будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в
глазах людей.
О. Платонов
КРАШЕНИННИКОВ Степан Петрович (31.10.1711-25.02.1755), русский исследователь Камчатки. Родился в
Москве, в солдатской семье. Учился в Славяно-греко-латинской академии и Петербургском университете.
Принимал участие во второй Камчатской экспедиции (1732 33); проделал большую работу по изучению
географии, природных богатств и народов Сибири (1734 36).
На основе материалов путешествий 1737 41 по Камчатке им написаны научные сочинения: Описание
камчатского народа и О завоевании камчатской землицы и др. В 1751 закончил труд Описание земли
Камчатки (2 тома, издано 1756), образец комплексного страноведческого описания малоисследованной
территории. Крупной научной заслугой Крашенинникова стало описание быта ительменов, давшее ценный
материал для изучения первобытного общества.
Крашенинников был сподвижником М. В. Ломоносова, вместе с которым ратовал за процветание отечественной
науки, защищал просвещение и культуру. Его книги, высоко оцененные современниками и переведенные на
многие иностранные языки, являют образцы русского литературного языка.
КРЕДИТНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА (кооперативы), видоизмененная форма артели. По своим особенностям
сочетали черты русской артели и западного кооператива. В 1910 в России существовало свыше 9 тыс. кредитных
товариществ (помимо ссудо-сберегательных, которых было 3486), свыше 8 тыс. потребительских обществ и лавок,
свыше 4 тыс. крестьянских обществ и товариществ, насчитывалось свыше 10 млн. членов кооперативов, что вместе
с их семьями составляло около 50 млн. человек.
Кредитные товарищества и кооперативы были заняты не только кредитными, но и хозяйственными операциями
закупками и сбытом, арендой земли, мелиорацией, организацией производства и т.п. Эти кооперативы выросли
главным образом на средства казны. В 1914 она вложила в них в виде ссуд свыше 100 млн. рублей.
Целый ряд кредитных кооперативов был создан специально как артельные предприятия с промысловыми и
сельскохозяйственными целями: по металлическим производствам (в Нижегородской, Ярославской, Пермской
губ.), столяров, мебельщиков, корзинщиков, производителей сельскохозяйственных машин и орудий, сапожников,
кожевников, гончаров, огородников, хмелеводов, виноделов, маслоделов, табаководов, рыболовов, хлопководов и
мн. др. Среди артелей-производителей сельскохозяйственных машин и орудий особенно прославились
Благовещенское кредитное товарищество, снабжавшее своими веялками Европейскую Россию и Сибирь, и
Саранское кредитное товарищество Пензенской губ., известное своими дешевыми, но качественными
молотилками.
В Петербурге возник целый ряд кредитных товариществ, состоявших почти исключительно из пролетариев ,
работавших по найму у хозяев-ремесленников. Это были артели кроватщиков, слесарей, сапожников, столяров.
Конечно, не всем кредитным артелям удавалось выжить в конкурентной борьбе с капиталистическими
предприятиями, особенно в условиях крупных городов. Так, лопнуло самое крупное по оборотам и числу членов
Петербургское кредитное товарищество кроватщиков, оставив после себя значительные долги.
Особое место среди российских кооперативов занимали с.-х. общества садоводства, огородничества,
виноградарства, хмелеводства, пчеловодства, молочного хозяйства.
Сельскохозяйственные общества нельзя путать с сельскохозяйственными товариществами, которые
создавались для организации производства, подсобных промыслов, организации сбыта и закупок, земельных
покупок, аренды земли, мелиорации (903 товарищества в 1913). Как сельскохозяйственные общества, так и
сельскохозяйственные товарищества в России широкого распространения не получили (всего их было около 4
тыс.). Это объясняется тем, что по всей России существовала самая массовая артель в сельском хозяйстве
община, которая выполняла многие из этих функций.
Сельскохозяйственные общества создавались преимущественно с целью подъема земледельческой культуры. С
инициативой их создания, как правило, выступали не сами крестьяне, а земские агрономы, благожелательные
земцы, помещики и разного рода деревенские интеллигенты, не чуждые агрономической жилки . Кредита эти
общества не имели, коммерческие операции почти не вели.
О. Платонов
КРЕМЛЬ, центральная укрепленная часть русских городов, обычно расположенная на высоком месте и
обнесенная стенами с башнями. До XIV в. применялся термин детинец , сохранившийся и в настоящее время в
некоторых городах, напр., в Новгороде (см.: Город). Происхождение названия Кремль до сих пор остается
невыясненным. Существует несколько версий: от греческого слова крепость ; от греческого слова кримнос , т.
е. крутизна; от слова кремь хвойное дерево (особенно крепкое как строительный материал). В первый раз
упоминается в летописи под 1331 как кремник . Первоначально кремли строились земляные и деревянные, позже
каменные и кирпичные. В кремле обычно находились: дворец князя, собор, присутственные места, дворы бояр.
Планировка кремля диктовалась рельефом местности; количество и форма башен и расстояние между ними
военно-оборонительными соображениями. В башнях и в стенах устраивались бойницы, над стенами навесные
стрельницы. Стены часто окружались рвом. Замечательным образцом кремля является Кремль Московский.
Широкое строительство каменных кремлей (возведение новых, завершение ранее начатого строительства, замена
деревянных кремлей каменными) велось в XVI XVII вв. в Нижнем Новгороде, Пскове, Туле, Коломне, Зарайске,
Казани, Ростове, Смоленске, Серпухове, Астрахани и др. При перепланировке русских городов во 2-й пол. XVIII и
1-й четв. XIX вв. кремли, утратившие стратегический характер, были включены в городские комплексы как
административные центры и историко-художественные ансамбли.
КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ, древнейшая часть Москвы, сосредоточие православных, государственных,
военных и культурных святынь русского народа. Городок возник на Боровицком холме-мысе при впадении р.
Неглинной в Москву-реку не позднее к. XI в. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад
городка уже занимал верхнюю часть холма.
Город 1156, построенный по приказанию кн. Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5 6 раз большую,
чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На севере
современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление Кремля тогда
представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании). Во 2-й
пол. XII в. посад занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на
восток, включая позднейшее Зарядье. В 1237 во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.
Дальнейшее развитие Кремля тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем
столицы централизованного Русского государства. К концу XIII в. относится возведение первых каменных храмов
предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было
положено начало монументальному оформлению главной, Соборной площади Кремля. При Иване I Даниловиче
(Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам ап. Петра (1329), церковь Иоанна
Лествичника (1329), собор Спаса-на-Бору (1330) с монастырем при нем и Архангельский собор (1333). С 1339
началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й пол. XIV в., были основаны Чудов и
Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал
построить белокаменные стены и башни Кремля (отсюда Москва белокаменная ), значительно расширив его
площадь. В к. XIV н. XV в. продолжается каменное строительство (в т.ч. церкви Рождества и Благовещения на
Государевом дворе), реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы
(1404).
В это время в Кремле работают знаменитые русские живописцы Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с
Городца, создавшие в 1405 иконостас Благовещенского собора. Во 2-й пол. XV в., когда Москва стала
политическим и культурным центром единого Русского государства, осуществилась перестройка Кремля с
участием итальянских зодчих и он превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого
стала Соборная площадь с Успенским собором. Используя достижения зодчества предшествующих времен,
строители придали традиционному, трехнефному пятиглавому храму монументальные и величественные формы.
Храм расписывали Дионисий, Иван и Борис Паисеины и др. Собор являлся усыпальницей митрополитов и
патриархов, местом совершения торжественных актов (коронации, венчания князей и царей и др.). В нем
сохранилась уникальная коллекция икон XI XVII вв. Псковские мастера построили новую церковь
Ризположения (1486) и Благовещенский собор (1484 89) домовую церковь московских государей. В нижней
части последнего сохранились остатки нижнего этажа ранее существовавшего на том же месте каменного собора
(к. XIV в., перестроен в 1416). В собор перенесли иконостас работы Андрея Рублева и др. (1405). В 1508 собор был
расписан под руководством живописца Феодосия. В 1505 08 Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский
собор, применив к типично русскому храму архитектурно-декоративные приемы итальянского Возрождения