<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 мание, я отнесся очень легкомысленно на курсе "НЛП-практик" (в тот момент я думал, что вряд ли когда-нибудь буду ее использовать).
 ...Как вы уже догадались, все это время мое повествование касалось не столько описания отдельной техники "Линия времени", сколько темы восприятия времени человеком в целом. Загадочным способом время может протекать для нас как очень быстро, так и совсем медленно: одно событие, которое происходит внутри нашего сознания, может показаться нам лишь секундой, а другое может стать для нас вечностью. Возможно, внутри каждого из нас есть нечто, что создает собственные рамки, ограничивающие нашу жизнь во времени, и это каким-то особым образом, возможно, программирует нашу жизнь и влияет на нее в целом. Исследуя структуру опыта человека в НЛП, мы пытаемся осознать, как устроено восприятие каждого из нас, и понимаем, что оно всегда субъективно, совершенно и по-своему абсолютно неповторимо. Безусловно, что восприятие времени является одной из самых базовых характеристик нашего бытия. Хотелось бы понять его и извлечь максимальную пользу из этого бессознательного знания человека о времени. Кто-то из великих людей сказал: "Я знаю время до тех пор, пока меня о нём не спрашивают. Спросите у меня, что есть время, и я буду в полном затруднении". Но каждый из нас знает и имеет представление о том, какое событие для нас уже прошло, а какое только еще будет и что для нас есть "сейчас". Подметьте, как люди говорят о настоящем моменте. "Сейчас я приду", - говорит человек, который уходит на час и которого до сих пор нет. "Сейчас" у каждого из нас - это сколько? Как наше восприятие "сейчас" влияет на планирование жизни, отношения с другими, собственную эффективность?
 После работы с Максимом я начал очень тонко слышать в речи людей их индивидуальное время - то, как
 187
 Андрей Плигин
 в их словах переплетаются определенные временные формы глагола, а также каково их отношение к прошлому, настоящему, будущему и временному отрезку "сейчас". В НЛП есть интересная метафорическая "техника выявления временной линии человека". Многие техники НЛП, как вы уже поняли, построены на перемещении человека из настоящего времени в будущее или прошлое, а затем снова в настоящее или будущее время. Так или иначе, это предполагает некоторую "игру" со временем. В НЛП такой способ, как я уже говорил, называют "линией времени" или "лентой времени". Мы как будто бы представляем, что есть некая шкала или линия, которая позволяет нам давать оценку восприятия времени человеком, проводить диагностику или создавать метафору этого представления. После работы с этим молодым человеком я даже ввел свой собственный термин в дополнение к "линии времени" - "временная линия", хотя, может быть, он и не совсем точен. Если линия времени указывает лишь только направление времени, то "временная линия" каким-то образом субъективно пытается даже графически и с какой-то определенной математической точностью описать то, как время воспринимается именно данным человеком (субъективно). Есть одно замечательное упражнение, относящееся к нашему разговору об индивидуальном восприятии времени каждым из нас, которое я и проделал далее с моим клиентом. Я попросил его рассказать мне, как он сегодня встал утром с постели и что делал. Когда Максим стал мне это описывать, я внимательно следил за его взглядом, пытаясь определить, в каких визуальных образах он себе все это представляет. Сперва его зрачки немного расширились - он начал с описания ситуаций. Я спросил его:
 - Что сейчас происходит? Опиши, что ты видишь.
 Он ответил, что видит определенные образы. Затем поднял глаза и продолжил:
 188
 Временные линии судьбы
 - Это очень светлые образы, я вижу их очень ясно и даже в цвете.
 И тогда я задал другой вопрос:
 - На каком примерно расстоянии от себя ты их видишь?
 Молодой человек несколько недоуменно посмотрел на меня, но затем вновь сосредоточился и вытянул левую руку вперед, сначала довольно нерешительно, а затем определенно указав движением ладони:
 - Ну, вот, если можно было бы это описать, то это находится на расстоянии полуметра от меня, немного меньше - примерно сантиметров сорок.
 ...Если рассмотреть мой вопрос с позиции восприятия его человеком, который никогда над подобными вопросами не задумывался, то он действительно звучит несколько странно: как это так - образ внутри нас находится на каком-то расстоянии от нас? Таким же странным показался он вначале и моему клиенту. Но ведь такой образ есть наша своего рода собственная иллюзия, некий свой собственный внутренний телевизор, который может все представлять, все видеть. Это наша своеобразная внутренняя видеокамера, способная все записывать и затем отображать. У этой записи есть и определенный звук - и мы можем все это озвучить, и даже есть некое определенное внутреннее представление о том, как теперь мы все это сможем переживать много-много раз...
 Но вернемся к моему клиенту Максиму - а то он уже за нашими общими разговорами успел соскучиться и нетерпеливо ерзает в своем кресле, ожидая новых "каверзных" вопросов. После того как я предложил ему описать свое сегодняшнее утро, я начал расспрашивать его о важных событиях, происходивших в его жизни, и попросил рассказать о том, какое самое яркое утро у него было примерно за последние полгода. Он вспомнил, как
 189
 Андрей Плигин
 однажды собирался на работу в тот день, когда ему пред. стояло принести свой законченный проект начальнику на работу. Максим опять поведал мне об этом в тех же самых определенных визуальных деталях, как он себе все это внутри представляет. Но теперь в его глазах исчезло первоначальное недоумение, на смену которому пришел интерес первооткрывателя глубин собственного "я". Он подробно описал, какие там были цвета, на каком расстоянии эти образы находились от него, что он в это время слышал и чувствовал... Так мы продвигались с ним все глубже и глубже по лабиринтам собственной памяти, совершая некое путешествие в прошлое на "машине времени" с использованием техники Эриксона, напоминающей возрастную регрессию. Каждый раз, указывая на встающие перед его глазами образы, молодой человек перемешал свою руку влево. И выяснялось, что каждое новое значимое событие располагалось у него слева все дальше и дальше. Чем глубже он продвигался в свое прошлое (год назад, два года, три года, пя?ь лет назад), тем эти образы становились менее ясными, все более туманными, более расплывчатыми, а их колорит как бы слегка тускнел. Было очень интересно отметить, что в какой-то момент его левая рука и большой палец вообще были направлены назад - Максим начал просто указывать своей рукой себе за спину.
 Возможно, таким образом люди "прячут" у себя за спиной какие-то драматические события прошлого, некие "темные пятна" своей временной линии. Наше сознание, вытесняя их в бессознательное, оберегает нас, тем самым, от постоянного желания "бередить прошлые раны" или, что еще пуще, обильно "посыпать их солью". Так, например, этот молодой человек начал показывать, что "про этот год я ничего не помню...": "Что там было? Конкретные события я вообще плохо вижу". И в этот момент я заметил, как у него слегка начинают дрожать пальцы рук,
 190
 Временные линии судьбы
 сами руки становятся влажными. В его глазах появился -тревожный блеск - так часто блестят глаза у человека, готового вот-вот расплакаться. Я остановил его рассказ и спросил, сколько ему было тогда лет. Он ответил, что в тот год ему было одиннадцать. Удивительно, но Максим почти ничего не мог вспомнить из того, что происходило с ним в это время: как он ходил в школу, что важного или интересного произошло в его жизни в этот год, что было в школе - он не мог вспомнить почти ничего. По всему его виду было заметно, что он хотел бы куда-нибудь сбежать оттуда, что он никак не хотел "застревать" в этом моменте своего прошлого.
 Тогда мы стали с ним продвигаться еще дальше назад, в прошлое, и обнаружилось, что "внутреннее изображение" улучшилось и даже снова восстановились цвета, хотя потом все образы стали черно-белыми, будучи, однако, достаточно контрастными. Он снова стал более уверенным и даже слегка улыбался, показывая, какое у него хорошее состояние. Так мы дошли с ним даже до трехлетнего возраста. Потом я снова аккуратно вернул его в настоящее, в его "сейчас", образы которого находились, как он указал вначале, в сорока сантиметрах от него. Затем я попросил его описать то, как он, собственно, воспринимает это "настоящее". Выяснилось, что "настоящее" в его восприятии - это примерно три дня. Один день - из ближайшего будущего, один день - из ближайшего прошлого и один день - сегодня. После этого я задал ему точно такие же вопросы относительно будущего в целом. Я попросил его представить, что будет через год, через два года, через три года и так далее. Отвечая, молодой человек говорил, что видит какие-то черно-белые, бесцветные картинки. Самые яркие цветные образы были связаны у него с происходившим пять лет назад. Далее цвета в его собственных представлениях о прошлом либо пропадали совсем, либо сглаживались
 191
 Андрей Плигин
 и тускнели. Когда же мы шли в будущее, то яркие и ясные цвета сохранялись в его образах еще на протяжении 2-3 недель вперед, а затем меркли, и ему трудно было увидеть какой-то единый "кинофильм". Скорее, он видел отрывочные события из того, что собирается сделать, - и это не были какие-то грандиозные планы, а, скорее, простые будничные события. Максим мог представить себе, как пойдет на работу через месяц-два или через год, и все это было точно таким же, в том же контексте, с теми же впечатлениями. Все это походило на прямое продолжение "сейчас", но еще менее привлекательное по красочности и четкости своего изображения.
 Спустя некоторое время мы дошли до возраста, когда ему будет 41 год, то есть через 15 лет. Обычно люди даже могут себе представить хотя бы что-то через 20 и даже 25 лет, особенно в таком молодом возрасте. Встречаются люди, которые легко могут представить себя эдак через три десятка лет - и не только себя, но и свою семью, свои достижения. В моей практике встречались люди, которые далеко мыслили вперёд! И, конечно, были такие, которые говорили: "Спустя пару десятков лет мне уже трудно представить, что будет, я уже там ничего такого не вижу. Вообще, я не привык об этом думать, я привык все планировать на один-два года (или один-два дня)".
 Люди, с которыми я когда-либо работал, используя эту технику (с некоторого момента я осознал всю ее значимость), были способны вспоминать разные моменты своего будущего и абсолютно не похожие по содержанию события. Максим же легко мог представить, как он просыпается утром, как идет на работу, садится за свое рабочее место... И совсем ничего не мог придумать нового! Меня это ужасно поразило. Он видел одни и те же образы, он мог представить только то, что у него и так происходит в жизни, но совершенно не представлял себе никаких новых событий! И когда мы дошли с ним до того времени,
 192
 Временные линии судьбы
 когда ему будет 41 год, он сказал, что не видит там больше ничего и вообще у него там одно чёрное пятно.
 И что же я заметил? В этот момент у него проявились все те же самые физиологические поведенческие симптомы, как и в то время, когда ему было 11 лет. Честно говоря, я был сильно удивлён и даже несколько озадачен. Я снова увидел в его глазах тот же самый тревожный блеск, я заметил, как слегка начали дрожать его руки... Помню, что первой мыслью, пришедшей мне тогда в голову, было: "Нет, так не бывает. Или я уже начинаю видеть то, что я хочу видеть, или же это какая-то мистика". Психотерапевты часто говорят о том, что во время сессии необходима достаточно хорошая отстранённость консультанта от опыта клиента. Конечно, это была не первая моя психотерапевтическая сессия, и я прекрасно знал об этом правиле № 1 для любого психотерапевта, однако, несмотря на это, у меня самого побежали мурашки по коже. Мне подумалось, что я нашёл какую-то удивительную закономерность, с которой ранее не имел дела и пока ещё не знал, что делать дальше. Я находился в ситуации лёгкого замешательства. И затем задал молодому человеку вопрос, который напрашивался сам собой:
 - Скажи, пожалуйста (для меня это очень важно), что это был для тебя за период, когда тебе было 11 лет? Что произошло в это время в твоей собственной жизни и как у тебя это связано с числом 41?
 Эффект, который произвел на него мой вопрос, оказался для меня полной неожиданностью. У моего клиента из глаз брызнули слезы, и он просто разрыдался. После чего, совладав с собой и подавив усилием воли подступающий вновь к горлу ком, он сказал, что в 41 год от рака умер его отец. И затем рассказал мне свою историю. Оказывается, от рака у него в семье по линии отца уже умерло четыре человека, и все они умирали в возрасте примерно 40-45 лет. Неудивительно, что и молодой
 193
 7-3227
 Андрей Плигин
 
 человек думал о себе так же. Во всяком случае, он читал много статей на тему, как может сказаться наследственность. Многие из его родственников также считали, что это болезнь, которая передаётся в их роду по наследству Я был потрясён услышанной историей и той закономерностью во временной линии Максима, которую мы вместе с ним смогли заметить и выявить.
 Тогда я задумался над тем, КАК организован проблемный опыт Максима, например особенности его цветового кодирования и контрастность внутренних образов, относительно всей временной линии. Особенности его субмодальностей указывали на то, что он сам определенным образом выстраивает прекращение программы своей собственной жизни в 41 год - как будто его бессознательное верит и даже каким-то образом ждёт, что это должно свершиться. Словно он сам себе уже запрограммировал такой финал, - потому-то он и не был способен увидеть, что будет с ним в 41 год и далее. На какой-то момент я сам ужаснулся: "А что, если это действительно так и есть? Что, если весь ход дальнейших событий для него и вправду определен, и ничего нельзя изменить?"
 Мы начали медленно возвращаться в тот возраст, когда ему было 11 лет, и попытались вспомнить и тщательно отметить, что в его жизни было замечательного и счастливого до смерти отца. Я стал очень осторожно задавать вопросы:
 - Хорошо, а теперь скажи: когда ты впервые начал забывать об этом событии? Как постепенно изменялось отношение к происшедшему у окружающих тебя взрослых? Когда началось успокоение?
 Все эти вопросы помогали освежить его воспоминания. Медленно двигаясь вперед от этой печальной даты, мы начали заново вспоминать события того года. Сначала это было очень тяжело: его время как будто останови-
 194
 Временные линии судьбы
 дОсь внутри, он как бы "застрял" в этом периоде жизни. Затем он начал говорить - медленно, с трудом вспоминая какие-то детали и тяжело вздыхая при этом. Параллельно я придумывал разные приёмы для того, чтобы как можно быстрее вывести его из состояния, связанного со смертью отца, и как можно быстрее переключить его внимание на другие важные жизненные события, которые, я уверен, там были - ведь он прожил целый год!
 Максим рассказал, что за несколько месяцев до серьезного ухудшения здоровья отца никто и не подозревал, что может случиться несчастье. Всё это время было радостным и замечательным. Все события воспринимались как нормальные, то есть они имели такое же качество внутреннего восприятия, как и все другие события в его жизни. Затем болезнь отца очень сильно обострилась, и он скоропостижно скончался в июле. И потом, примерно спустя восемь месяцев после этого трагического события, многое в семье нормализовалось. Его мать и сестра, а также другие родственники смогли каким-то образом пережить эту тяжелую для них утрату. Затем и в его жизни тоже наступил новый период. Долгое время по ночам ему снился отец. Он его очень любил и был одинаково близок как с отцом, так и с матерью. Он вспоминал, как примерно на протяжении полугода после смерти отца ему было тяжело слушать рассказы сверстников про их пап. Когда кто-то из друзей заводил такой разговор, его первой реакцией были слезы, а затем он сознательно пытался переключить всех на другую тему, а сердце в этот момент сжималось.
 Своими вопросами я шаг за шагом старался направить его воспоминания к более нейтральным событиям. Я спрашивал его о том, кто был его лучшим другом, кто ему больше всего помог в тот момент, чем он увлекался, какие у него были отношения с учителями, и многое другое. Максим все подробнее вспоминал и,
 195
 Андрей Плигин
 рассказывая, сам удивлялся тому, как много хорошего оказывается, произошло у него в жизни в том году. Он поведал о вечерах школьной самодеятельности и даже вспомнил анекдот из того времени, который тогда часто рассказывал в новых компаниях. Главным нашим достижением на тот момент я считал то, что он начал все это более отчетливо вспоминать.
 После того как мы тщательно разгребли завалы прошлого, настало время переключиться на будущее. Круг замкнулся - мы снова вернулись к той проблеме, с которой молодой человек и пришел ко мне: поиску путей выхода из того тупика, причина появления которого к этому моменту уже во многом обозначилась. Необходимо было "распрямить" его искаженную временную линию, распутав образовавшийся на ней тугой узел - следствие глубокой психической травмы в прошлом. Я спросил его, ради чего стоило бы жить больше, чем 41 год? Что бы он хотел сделать, оставить после себя, может быть, своим детям или друзьям, своим близким, родственникам?
 Эти вопросы погрузили его в глубокое раздумье. Затем неторопливо он произнес:
 - Я хотел бы... если бы это было в моих силах... если бы так было вообще возможно... я хотел бы доказать, что можно прожить больше!
 ...Я не буду говорить о том, какие еще вопросы я задал ему тогда, что за приемы использовал для того, чтобы помочь ему обрести уверенность в том, что это возможно. Главное к тому моменту уже свершилось: это был поворот от полной безнадежности и отчаяния к обретению надежды. Неожиданно для себя самого он увидел некую цель - то, что наделяло его дальнейшее существование смыслом. Для его сознания это была настоящая революция, ведь, придя ко мне, он не мог вообще увидеть хоть что-то новое в перспективе своей будущей жизни - только серые однообразные будни, неумолимо приближавшие его к КОН-
 196
 Временные линии судьбы
 цУ, срок которого был определен. В эту первую и самую важную сессию он нашел главное - надежду. В процессе нашей дальнейшей работы, которая состояла еще из нескольких встреч, он поверил, что можно прожить и 45, и 50 лет, и гораздо больше... Вдруг он осознал, что "ведь точно такая мыслительная программа" может передаться его детям и некоторым его родственникам и что он мог бы стать для них хорошим, живым примером того, что "это все не так". Разрушить этот стереотип - вот что стало для него целью дальнейшей жизни.
 Тогда я спросил его о том, чего же он хочет не для других, а для себя? И он опять глубоко задумался. Его речь стала еще более медленной, чем прежде. Для меня это означало, что, скорее всего, это самый трудный вопрос для него в настоящий момент. Однако теперь он был настроен позитивно и пребывал совсем в другом эмоциональном состоянии. Его руки, ранее судорожно сжатые в кулак, теперь спокойно лежали у него на коленях. Изменилась и поза: теперь он сидел более свободно, небрежно откинувшись на спинку кресла. Некоторое время мы провели в молчании - ответ на мой вопрос как-то не давался ему. Тогда я попытался помочь, задав новые вопросы:
 - Хорошо! О чём ты мечтал, когда был ребёнком?
 Была ли у тебя какая-нибудь мечта лет 10-15 назад?
 Можешь ли ты припомнить какие-нибудь эпизоды, когда ты делился своими мечтами с кем-нибудь из друзей или взрослых?
 И мы снова отправились с ним в далёкое прошлое. Сначала Максим вспоминал, как хотел быть археологом или геологом. Он достаточно много рассказал о своих детских мечтах тех лет. Я помог ему войти в состояние "мечтателя", и он понемногу вспоминал о том, как мечтал маленький Максим. Я был уверен, что, возможно, где-то внутри у него до сих пор еще жив этот мечтатель -
 197
 Андрей Плигин
 просто в душе у теперешнего Максима, в силу понятных обстоятельств, для него осталось очень мало места.
 Молодой человек рассказал, что раньше мечтал быть лидером какой-нибудь группы. Вообще, он всегда завидовал ребятам, умеющим быть лидерами, способным сплачивать других на спортплощадке или организовывать походы. Он всегда смотрел на них большими раскрытыми глазами и хотел быть таким человеком, за которым идут другие люди. Последние 10 лет жизни в этом смысле прошли совершенно иначе, совсем не так, как он хотел бы. Он даже забыл, что мечтал о подобном когда-то. Теперь все эти воспоминания стали для него еще одним маленьким открытием.
 - Оказывается, в моей жизни было много настоящих желаний! - резюмировал он с удивлением и даже с долей восхищения в голосе.
 По специальности Максим был программистом. Оказалось, что у него был задуман некоторый проект, который, как он затем рассказал, периодически показывал своему руководству. Тут он вспомнил, что на работе для него тоже существует определенная проблема. Она заключалась в том, что, каждый раз приходя на работу и честно её выполняя, он не получает от этого никакого удовлетворения. Ему просто платят там какие-то деньги, он приносит их домой - вот и всё. Вдруг он высказал соображение, что проблема заключалась в том, что он не в состоянии выполнить в одиночку этот проект, и для этого нужна была определённая творческая команда. Тут же он высказал предположение, что, пожалуй, мог бы даже попытаться собрать такую команду из тех программистов, которые работали в его организации. Но тут он снова засомневался: а возможно ли это, ведь он уже давно никому ничего не предлагал? И здесь у него возникла идея: можно пойти к своему начальнику и предложить себя в качестве хорошего координатора этой команды.
 198
 Временные линии судьбы
 Тогда мы вплотную занялись тем, что в НЛП именуется "подстройкой к будущему": мы начали определенным образом простраивать в его сознании эти дальнейшие планы и жизненные перспективы, делая их образы очень ясными, красочными и живыми, обогащая палитру видения своего будущего. Я помогал ему почувствовать и найти в нем новые ресурсные состояния и уже здесь, сейчас попробовать отыскать возможности их использования. Затем мы попытались объединить все это также с прошлым Максима, которое на какой-то период его жизни до нашей работы утратило для него свой смысл. Прошлое для него всегда было связано с глубокой душевной раной от смерти отца и с таким же полным фатального трагизма отношением к своей собственной жизни. Чтобы изменить это отношение, мы решили попытаться заглянуть еще дальше в будущее, для того чтобы увидеть, а что будет с его организацией после того момента, когда он справится со своей работой в качестве координатора? А что произойдет, если в конце концов они сделают нужный компьютерный продукт и эта программа будет работать? Мы начали рассматривать возможные последствия достижения им своих желаемых результатов. Он сказал, что в таком случае вполне вероятно его продвижение по службе и что тогда он сразу мог бы написать еще две другие программы, которые были бы совершенно уникальными и которых ещё никто не делал в этой организации, - ведь он был специалистом в этой области.
 Вы хотите узнать, каков же был финал этой истории? Через 3 года он прислал мне письмо, где рассказал, что у него появилась жена и маленький ребёнок. И он был очень рад тому, что исполнил свою мечту - написал-таки компьютерную программу, о которой так долго размышлял. Правда, потом у него в жизни произошли некоторые изменения, и ему пришлось сменить свою работу. Максим написал, что перестал заниматься компьютерами,
 199
 Андрей Плигин
 стал менеджером в одной из организаций и теперь получает вдвое или втрое больше - ведь теперь ему нужно было кормить свою семью. В этом письме было очень много теплых слов и благодарностей в мой адрес.
 Для меня же наша встреча стала еще одним очень интересным и уникальным опытом работы, который многому меня научил. Я изменил свои взгляды на человека как на творца своей собственной жизни и своего будущего. Благодаря нашей совместной работе Максим научился смотреть в будущее с радостью и воодушевлением, этот опыт помог ему создать семью и занять активную жизненную позицию. Все это где-то глубоко внутри изменило и мои собственные представления об НЛП как об одной из немногих технологий, которая помогает человеку находить самого себя и обретать свое будущее. Как о направлении практической психологии, которое в своем основании пытается прикоснуться к самому удивительному - к тому, что, может быть, со стороны будет казаться чем-то сумасшедшим и невероятным, для кого-то даже ненужным или смешным, но к тому, за чем кроется самая сущность нашего "я", на пути к разгадке которого мы, сами того не замечая, становимся магами и волшебниками... Как к науке, которая помогает нам раскрыть тайны нашего внутреннего восприятия. Понять то, КАК или ЧЕМ именно мы совершенно не похожи друг на друга-и вместе с тем как, используя примерно одни и те же стратегии и сходные способы мышления, находить существующие для каждого из нас закономерности, описывать и изучать. И даже если в этой модели появится что-то, что может показаться чересчур надуманным и нелепым, это может оказаться удивительно мощным инструментом - в том случае, если мы научимся его использовать. Когда сломалось моё неверие в то, что такой метафорический приём, как "временная линия", может работать, это перевернуло все мои представления о кон-
 200
 Временные линии судьбы
 сультировании и показало мне те необычайные возможности, которые открываются у людей, когда мы начинаем внимательно относиться к тому, каким они видят окружающий мир и как привыкли думать о нём.
 Я слышал, что Максим переехал из Москвы. Связь с ним была утрачена. Но в душе я верю, что мне когда-нибудь придёт письмо, в котором он сообщит, что ему уже перевалило за 60!
 
 201
 
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 формула магического превращения "Как если бы!"
 Моделирование принято относить к исследовательской части НЛП, однако можно привести случай из терапевтической практики, где моделирование было успешно применено и сыграло важнейшую роль.
 Однажды ко мне на прием привели Константина, молодого человека 27 лет с сильным заиканием: он ни слова не мог сказать без задержки, причем это были длительные задержки произнесения одного звука или фонемы, сопровождающиеся спазмами дыхания и непроизвольными движениями головы, туловища, рук и ног.
 По словам Константина, его безрезультатно лечили более 20 специалистов, и он уже не верил в возможность излечения. У молодого человека присутствовала мощнейшая мотивация - будучи способным журналистом, он не мог более выносить ограничений, которые накладывала на его профессиональную деятельность невозможность прямого общения.
 Это была весьма длительная работа, которую я начал с традиционного вопроса: было ли время, когда Константин говорил хорошо. Он уверенно ответил, что не помнит такого. Я не поверил и начал работать с ним на линии времени.
 Как обычно, я приготовил три листка бумаги, на которых фломастером написал: "Настоящее", "Прошедшее" и "Будущее", - и спросил, где он представляет себя в настоящий момент, где его собственное "сейчас". Кон-
 203
 Андрей Плигин
 стантин был немного в недоумении, потом взял листок с надписью "Настоящее" и положил перед собой. Я продолжал: "Каков радиус твоего "сейчас"?" Он попереме-щался в пространстве и снова положил листок бумаги перед своими ногами. На вопрос, сколько длится его настоящее: сколько месяцев назад, а сколько вперёд, он достаточно быстро ответил: "Где-то три месяца в прошлом и полтора в будущем - вот моё настоящее". Я попросил Константина вспомнить, как начинался его сегодняшний день, вступить на листок с надписью "Настоящее", потом выйти и подумать, в каком направлении будет его прошлое, а в каком - будущее. Уже полностью включившись в технику, Костя с серьёзным видом взял листочки и за собой, где-то в десяти шагах от листка "Настоящее", положил листок с "Прошедшим", а "Будущее" расположил в десяти шагах перед "Настоящим" - теперь все листочки располагались по одной линии. Ещё раз я попросил его встать на карточку "Настоящее" и рассказал метафору линии времени: мы можем воспринимать время в качестве реки, потока, наша жизнь - это цепочка событий, которую мы можем рассматривать как путь, луч, линию, устремляющуюся вперёд с начального момента жизни - нашего рождения. Я предложил своему клиенту отнестись к тому, что он делает сейчас, как к метафоре, и подумать, что для него сейчас значит этот момент, какое сегодня было утро, с чего оно началось. Попросил начать шагать назад, вспоминая самые лучшие моменты общения с близкими, дорогими людьми, со знакомыми, коллегами. Мне хотелось отыскать ресурсы в его личной истории. И чтобы его воспоминания происходили лучшим образом, я помогал ему ассоциироваться с некоторыми событиями его жизни. Например, я спрашивал: "Что выдающегося произошло у тебя примерно месяц назад, может, ты побывал на чьём-нибудь дне рождения?" Действительно,
 204
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 Константин вспомнил, что приблизительно три недели назад ходил со своей подругой в гости на день рождения. ]у!не было нужно, чтобы он прожил заново все ситуации, казавшиеся ему особенно памятными, вспомнил разговоры, а именно, как разговаривал он сам. Константин стоял, немного наклонив голову - сейчас он казался немного напряжённым. Ему легко было освежить в памяти события, которые я просил вспомнить, а вот разговоры...
 Так мы прошагали, перемещаясь в прошлое, его институтские годы: диплом, устные экзамены, курсовую работу на третьем курсе (это он запомнил особенно хорошо, так как её публичная защита доставила Косте немало сложностей); школьные годы: парту, за которой он сидел, своих одноклассников, которые "ласково" его называли Зазэ, потому что частенько, заикаясь, маленький Костя говорил, например, "з-з-здесь".
 Таким образом, постепенно мы дошли до воспоминаний глубокого детства. В его памяти возник образ песочницы, в которой Костя видел себя играющим, рассмотрел рядом сидящую маму, которая скоро должна была подарить ему братика, а на лавочках сидели какие-то старушки и о чём-то разговаривали. В этот момент с лица Константина исчезла маска напряжённости, и на его губах появилась лёгкая улыбка. Тогда я попросил его услышать, как он разговаривает там, играя в песочнице. И к моему ужасу и удивлению, оказалось, что и там он заикается! Такая история, как у консультанта НЛП, у меня была впервые: я не мог поверить, чтобы человек в возрасте пяти лет уже заикался. Теперь мне было нужно, чтобы он сделал ещё несколько шагов назад и вспомнил, что было гораздо раньше. Константин ответил, помогая себе говорить всем телом, что больше никаких образов и звуков не помнит.
 Тогда мы достаточно быстро вернулись в настоящее. Я велел ему сейчас, стоя в настоящем, задуматься и сказать,
 205
 Андрей Плигин
 
 как он воспринимает свою собственную речь. Его ответ был метафоричным. Костя сказал, что видит свою речь как борьбу с самим собой, сражение с животным, которое сдерживает его мускулы. "Как это происходит в твоём теле? Попробуй показать", - сказал я. Константин положил руку на солнечное сплетение и признался, будю скорчившись от боли, что именно в этом месте чувствует какой-то комок, комок нервов, давящий на всё его тело в тот момент, когда должен быть произнесён звук. А если пытается пересилить это, ком подходит к горлу и сдерживает его речь на ещё более высоком уровне, особенно когда хочет произнести звонкие согласные.
 Теперь, стоя на листочке "Настоящее", Константин должен был мне сказать, через какое время в будущем он видит изменения своей речи. Он обернулся назад, несколько секунд вдумчиво вглядывался в прошлое, буквально в те события, происходящие в песочнице, и грустно, еле выдавливая из себя слова, произнёс: "Я живу уже 27 лет и не очень верю, что когда-нибудь буду говорить хорошо, ведь около двадцати специалистов работали со мной, и ещё никому не удавалось помочь, хотя в душе у меня всё же теплится надежда, что, возможно, кто-нибудь сможет внести хотя бы небольшие изменения в мою речь". Моё следующее предложение для Кости было не совсем обычным: "КАК ЕСЛИ БЫ мы подумали и КАК ЕСЛИ БЫ мы представили, что "чудо" всё-таки произошло и ты стал говорить спокойно, даже, может, и не "чудо", а хорошее изучение самого себя, своих возможностей, тщательное изучение своей речи. И, может быть, узнав тайну этой проблемы, её закономерности, применим их для того, чтобы сделать прямо противоположное: создадим хорошую ресурсную речь. Как ты на это смотришь?" Костя недоумённо посмотрел на меня. Но после моей коротенькой метафоры: если человек когда-то чему-то в жизни научился и повторяет это
 206
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 постоянно, то получается очень хороший навык, который прочно уживается на протяжении всей жизни, - у Константина появился блеск в глазах, указывающий на трепетную надежду. Я вернулся немного назад и напомнил ему свой вопрос: "И всё-таки, КАК ЕСЛИ БЫ мы всё это сделали, через какое время ты видишь свою речь гармоничной и красивой?" Костя сделал несколько шагов вперёд, потом несколько шагов назад, позже снова вперёд и сказал: "Наверное, вот здесь, - он посмотрел вниз, - когда пройдёт год или полтора, я смогу хорошо говорить. Тем более что полтора года в моей жизни - это тот период, когда я, действительно, могу достичь каких-либо изменений и серьёзных результатов в своих навыках и личностном росте. Так у меня было в литературном творчестве, когда за полтора-два года я вырос как журналист. Пришёл работать в агентство печати, подавая большие надежды, но ещё ничего не умел, хотя был уже дипломированным специалистом. Поначалу я думал, что за полгода многого достигну, а сейчас, оглядываясь назад и анализируя свои успехи в журналистике, понимаю, что, скорее всего, это произошло года за полтора". "Ну что ж, - сказал я Константину, - наверное, как журналист ты помнишь, что дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И если каждый последующий шаг станет успешным, то мы обязательно достигнем результата". Таким образом я пытался поддерживать его мотивацию. То, что я проделал с Константином относительно путешествия в прошлое - достаточно известная техника великого и гениального гипнотизёра Милтона Эриксона, которую он назвал "Возрастная регрессия". Как вы поняли из вышенаписанного, пройдя в прошлое, мой клиент не смог найти никаких ресурсов, ни одного эпизода жизни, в котором бы он помнил себя с хорошей речью. И как консультанту мне пришла
 207
 Андрей Плигин
 идея, что ресурсы можно искать в настоящем. Я подумал, что это должно быть эффективно!
 Мы в НЛП очень часто используем модель S.C.O.R.E., что означает симптомы - причины - желаемый результат - эффекты - ресурсы. Именно эти пять точек необходимы консультанту как минимальное число шагов, минимальные фазы для сбора информации, чтобы более или менее системно понять, как устроен внутренний опыт клиента, сделать серьёзные выводы относительно изменений, подбора тех инструментов, которые дадут нужный для клиента желаемый результат. Обычно, используя модель S.C.O.R.E., мы больше всего работаем с желаемым результатом, а если симптом тянется из глубокого детства, то обращаемся к прошлому, чтобы понять, каким образом случилось, что человек получил ту или иную проблему или психологическую травму. И почти всегда применяем S.C.O.R.E. для того, чтобы изменить причины симптомов, психологических травм, извлекая определённые ресурсы из прошлого.
 Например, раньше, когда я работал с заикающимися, у большинства был момент в жизни, когда их напугали, или какая-нибудь другая ситуация, после которой у них происходили проблемы с речью. Иногда имела место психосоматика: мать с отцом разводились, кричали друг на друга, ребёнок пытался встревать в их разговор, на него повышали голос, его физиология реагировала уже другого рода испугом, так повторялось много-много раз, и после этого появлялось заикание. Также проблема с речью может возникнуть, когда ребёнок очень много хочет сказать, и развитие его внутреннего мышления значительно опережает речь. Но такое заикание обычно быстро проходит с возрастом, а даже если остаётся, то эффективно исправляется с помощью простейших техник НЛП.
 208
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 Но случай с Константином являлся исключением. Ничего из того, что я перечислил выше, не было. Получалось так, будто Константин заикался всю свою жизнь. Я даже не мог использовать в качестве ресурса ситуацию, в которой он имел бы спокойную речь, в то время как у других своих пациентов находилось хотя бы несколько минут в день, когда они могли говорить, не заикаясь. Я был уверен: опыт работы с заикающимися быстро поможет преодолеть и этот случай, что мною будет использована техника "Линия времени", модель S.C.O.R.E. для сбора информации, что я довольно быстро найду ресурсы, сделаю переякорение, пару техник, и с очередным клиентом работа будет успешно закончена. Но жизнь так устроена, и это замечательно: время от времени она как бы бросает вызов консультанту, тем самым заставляя его проявлять творчество, придумывать свои техники или комбинации уже существующих техник. И тогда я самому себе сделал рефрейминг. Я подумал: "Хорошо, будем работать с настоящим", - и вспомнил, что существует такая замечательная вещь, как моделирование, когда можно смоделировать буквально всё, даже свой собственный голос. Для этого нужно обратиться к прекрасной формуле Милтона Эриксона "КАК ЕСЛИ БЫ".
 Если её удаётся использовать, и клиент понимает правила игры, то это становится лейтмотивом всей работы. Здесь можно провести параллель с театральным искусством: когда актёр вживается в роль, то, по большому счёту, он моделирует другого человека и КАК ЕСЛИ БЫ становится таким сам, КАК ЕСЛИ БЫ всё это происходит с ним прямо сейчас, в текущий момент времени. И я решил искать ресурсы в настоящем, используя с помощью формулы "КАК ЕСЛИ БЫ" шаги внешнего поведенческого моделирования.
 209
 Андрей Плигин
 Но сначала попробовал задействовать в настоящее внутренний голос Константина и поискать тем самым ресурсы в будущем с помощью модели S.C.O.R.E. Оказалось, что даже его внутренний голос говорил с задержками, и все характеристики (субмодальности) внутреннего диалога были прерывистыми и дискретными, то есть его внутренний диалог тоже заикался.
 Я стал расспрашивать маму Константина. Она рассказала, что Костя начал говорить довольно поздно, но сразу - целыми словами и фразами, чисто произнося большинство звуков, но при этом все равно заикаясь. Выяснилось, что все его родственники по материнской линии имели проблемы с речью, которые у некоторых проходили, а у некоторых - нет.
 Примерно в это же время мне попалась на глаза статья о разных видах логоневроза и о генетическом характере заикания, где даже упоминался ген, якобы ответственный за предрасположенность к логоневрозу. Статья производила впечатление серьезного научного исследования, и я почти поверил. Однако из нее следовало разве что оправдание возможной неудачи, она ничем не могла помочь мне в работе.
 Я начал исследовать внутренний диалог Кости и изучать, как он слышит свой голос.
 Вновь мне пришлось обратиться к своему опыту работы с заикающимися людьми, и я вспомнил, что если их попросить читать речитативом или петь, то они делают это хорошо. Но Константин отказывался петь, а когда все же начинал, то раньше или позже сбивался - происходил спазм с задержкой дыхания. Схематично стратегию воспроизведения речи моего клиента можно записать следующим образом:
 210
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 Ве -> Ад1 ^ ке- "> Аде
 Вижу Думаю, Задержка Заикающаяся
 человека о чём сказать, дыхания, внешняя речь
 и слышу спазм, комок заикающийся у горла, собственный дрожание голос в теле
 Мы начали осуществлять проекцию субмодальностей внутреннего диалога Кости. Я попросил его слушать внутреннюю речь и моделировать, КАК ЕСЛИ БЫ он говорил хорошо. Когда молодой человек получил такое задание, его изумлению не было предела. "Я же не могу... говорить хорошо", - сказал он. Было видно, насколько трудным оказалось для него моё задание. Он сидел в кресле напротив меня, немного задумавшись, и я решил помочь ему, задавая наводящие вопросы: "Знаешь ли ты какого-нибудь человека, который был для тебя замечательным примером ораторского искусства?" Константин вспомнил своего институтского профессора, который умел прекрасно говорить, зажигая аудиторию. Тогда я попросил восстановить в памяти эпизод самого лучшего его выступления. Для Константина сделать это оказалось совсем несложно. Незамедлительно он дал мне довольно точное описание: "Профессор прямо держит спину, ровно дышит, расслабленно себя чувствует, и, когда он говорит, то посылает звук куда-то вдаль, даже кажется, что он охватывает каждую точку аудитории. Профессор никогда не начинает говорить следующую фразу, пока не услышит, как звучит его собственный голос".
 Как же больно мне было смотреть на Костю... Он, с трудом произносящий слова парень, говорит об институтском профессоре, мастере слова... Мне до сих
 211
 Андрей Плигин
 пор вспоминаются эти истерзанные болью и безысходностью положения грустные глаза. Говоря о виртуозности общения с аудиторией этого учителя, было ясно что молодой парень говорит о своей мечте, летающей где-то так далеко, и которую он так хотел бы поймать... Поймать и оставить, сжать в кулаке и не выпускать сбывшуюся частичку своего сознания...
 Вместе с Константином мы проанализировали стратегию, где символами я записывал его заикание. Можно прийти к выводу, что самым критическим моментом для Константина является заикающийся внутренний диалог (очевидно, существуют определённые субмодальности, способствующие заиканию). И этот заикающийся внутренний диалог Кости так заякорился с его кинестети-кой, что в тот момент, когда Костя его слышит, автоматически появляется задержка дыхания. Всё это так действует на его физиологическое состояние, что порождает целый комплекс негативных реакций. Поэтому в работе с Константином мне было важно смоделировать прямо противоположную стратегию.
 Я предложил ему ассоциироваться с образом профессора, о котором он рассказывал, как бы надеть его костюм и оказаться в той аудитории, где так искусно выступал его знакомый оратор. Мы начали моделировать. Я просил, чтобы Костя таким же образом выпрямлял спину, показывая замечательную осанку, так же ровно и свободно дышал и пытался в таком же темпе и голосом профессора говорить некоторые фразы. Молодой человек был спокоен, даже иногда закрывал глаза, наверное, представляя своего учителя и восстанавливая события прошлого. Мне хотелось, чтобы Константин начал с самых простых слов. Я клал свою руку на его солнечное сплетение и просил воспроизводить слова, легко и ровно при этом дыша. И так по чуть-чуть, репетируя, каждый раз делая это на определённой фазе выдоха, Костя гово-
 212
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 рил слово за словом. По мере того, как мы продвигались вперёд, у него начало получаться говорить без задержек, но отрывисто, несколько коротких слов подряд, потом небольшие фразы, иногда всё же сбиваясь. Я, в свою очередь, якорил его свободное дыхание, расслабленное физиологическое состояние и начал замечать, что Константин постепенно входит в слегка трансовое состояние, представляя себя другим человеком - профессором-оратором. Я постоянно получал обратную связь, спрашивая: "Как говорит оратор? Какой должен быть напор его дыхания? Каким образом он чувствует физиологически, что данное выступление удачно?" Молодой человек давал мне точное описание состояния. У него не только получалось копировать манеру речи профессора, но и имитировать его внешне.
 Костя выглядел немного смешно, пытаясь походить на оратора. Он даже иногда делал такие же всплески руками, как воображаемый профессор. Видимо, это помогало ему лучше ассоциироваться. И всё же, с одной стороны, я был чрезвычайно рад, потому что наконец-то был сломлен барьер стеснения, мои техники понемногу начали давать результат. Но, с другой стороны, в моём сердце по-прежнему таилось сожаление, когда я смотрел на этого парня, на то, как он старается, как верит в возможность исцеления.
 Следующим шагом нашей работы стали стихи. Теперь Константин не упрямился и пробовал читать их речитативом и нараспев. Он, не стесняясь, даже пропел стихотворение Лермонтова: "Бе-е-ле-е-ет па-а-ру-у-с о-ди-но-о-кий...". Мы пытались варьировать каждую ау-диальную субмодальность (например, меняли то скорость произношения: "Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий...", то высоту голоса, каждый раз находя некоторый баланс). Мне было нужно, чтобы Костя ощутил это внутренне и нашёл наиболее приемлемую для себя аудиаль-
 213
 Андрей Плигин
 ную характеристику: скорость, тембр, тон и т. д. Я был очень доволен тем, что Константин преодолел своё нежелание петь, ведь те, кто поют, почти никогда не заикаются. Спеть, заикаясь, практически невозможно. Я призывал его верить в себя, в свои собственные силы, в то, что он может хорошо и правильно говорить, так как всё равно умеет это делать.
 Примерно после пятнадцати консультаций, когда мы начали получать первые хорошие результаты, я попытался заякорить все эти изменения и повлиять на "ход его личной истории", применив технику, которая так и называется "Изменение личностной истории".
 Моя идея состояла в следующем: поскольку Константин слышал заикающимся свой внутренний диалог и внешнюю речь, получалась своеобразная замкнутая петля обратной связи. Хотя он и начинал понемногу верить в то, что изменения возможны, всё-таки убеждение, которое жило в нём целых 27 лет и которое заключалось в том, что вылечиться от заикания нельзя, мешало мне работать. Я решил его изменить, к тому же мы получили первые доказательства того, что Костя может говорить хорошо, используя моделирование ресурсов в настоящем.
 Ещё раз по моему указанию молодой человек разложил листочки с прошлым, настоящим и будущим, встал в "Настоящее" и снова вернулся в ту самую песочницу, в которой он играл в раннем детстве. Я держал Константина за локоть, как бы сопровождая в детство и якоря таким образом самые лучшие впечатления. Он снова видел маму, бабушек, сидящих на лавочке и о чём-то беседующих, себя, копающегося в песке. Моё следующее предложение было таким: "Костя, попробуй услышать, что происходит, КАК ЕСЛИ БЫ ты говорил правильно?"
 В НЛП нельзя изменить событий личностной истории, а можно лишь сделать другим отношение к этим ситуациям. Иначе говоря, если мы попытаемся хотя бы раз пере-
 214
 Формула магического превращения "Как если бы!"
 прожить эти события, то сотрём якоря, так прочно связывающие нас с действиями в прошлом, и, очевидно, физиологическое состояние в настоящий момент изменится, следовательно, изменится и физиологическая реакция. В случае с заиканием это являлось самым главным.
 Мы вновь проходили по "линии времени", начиная с раннего детства и заканчивая настоящим. Мне также пришлось использовать модель S.C.O.R.E. (от причин к симптому), но теперь это возвращение в прошлое проходило под девизом "КАК ЕСЛИ БЫ". Костя, моделируя, находился почти в состоянии транса: он шёл, воспроизводил отдельные моменты разговоров, различные фразы, очень сильно ассоциируясь и вживаясь во вспоминаемые события.
 Сделать такое упражнение было легко, но находиться в таком состоянии - довольно сложно, поскольку это совершенно другая физиология. И здесь необходимо вспомнить важный принцип НЛП: если меняется физиология, то очень часто изменяется структура симптома.
 Когда Константин вернулся в настоящее, я спросил, как теперь он себя чувствует. Он ответил с сияющими глазами и лёгкой улыбкой на лице, что будто заново прожил жизнь и теперь по-другому воспринимает события, происходившие с ним раньше. Он ответил ... не заикаясь!... Я был поражён! Чувство радости, восторга захлестнуло меня. Константин говорил правильно, пусть немного медленно, но зато достаточно ровно и красиво, хотя, казалось, сам этого не замечал.
 Я смотрел на него и так счастливо улыбался, что Костя не мог не обратить внимания на мою реакцию. Он вдруг замолчал, закрыл лицо руками, опустил голову вниз и сказал, чуть слышно, но правильно и чётко: "Не может быть..."
 Константин был настолько сосредоточен на результатах, что совершенно забыл о заикании. Я попросил его
 215
 Андрей Плигин
 что-нибудь рассказать. И он впервые с хорошим темпом легко и ровно от начала до конца прочитал какое-то стихотворение. Тогда я предложил ему прошагать в будущее и сказать, каким, имея теперь правильную речь, он видит ближайшее время. Костя, довольный, шагнул вперёд и сказал, что теперь сможет не только писать статьи, но и читать их вслух своим близким, наслаждаться звучанием во внешнем мире, возможно, даже выступать перед публикой. Может быть, даже осуществится его заветное желание: вернуться на факультет журналистики и преподавать. Мне было нужно, чтобы Константин двигался в будущее дальше, моделируя его. Молодой человек представлял разные ситуации своей жизни: то он проводит переговоры со своим руководителем по поводу новой должности, то беседует с деканом о проведении семинара для студентов на факультете журналистики, он даже видит, как женится: стоит в ЗАГСе и говорит необходимые слова своей возлюбленной, видит, как обучает своих детей чтению и письму. Я был удивлён, как Костя вышел за рамки этой техники: настолько он был вовлечён в представляемые события, где больше нет такой проблемы, как заикание.
 Теперь я понимаю, что этот дефект речи мешал молодому человеку не только продвигаться по служебной лестнице, но и обустраивать личную жизнь.
 Затем я дал Константину книгу и попросил прочитать несколько страниц. Он с лёгкостью преодолел две страницы, не сделав ни одной продолжительной паузы. Я понял: моя работа успешно завершена!
 Всё лето Константин ходил ко мне за тем, чтобы отучиться заикаться. Но закончили свой летний отдых его родственники, приехали домой, были страшно удивлены изменениям, произошедшим с Константином; сам он вернулся на работу, и где-то через 2-3 недели ... снова начал заикаться...
 216
 формула магического превращения "Как если бы!"
 Здесь следует вспомнить одну из пресуппозиций НЛП: "Изменение привязано к первоначальному окружению".
 Мы можем заметить это на себе, когда приходим на рынок и начинаем разговаривать с восточным торговцем - вскоре (в зависимости от мощности вашего раппорта) у вас могут появиться нотки его акцента. Аналогичные наблюдения можно сделать, когда вы не пьете в пьющей компании: сначала у вас начинают путаться мысли, потом появляется замедленная речь, а наутро может даже болеть голова! Иногда, общаясь с иностранцем, не понимающим вас, вы начинаете говорить громче и громче, как с глухим, хотя он, конечно же, прекрасно слышит.
 Особенно сильно наше поведение привязано к первоначальному окружению, если в нём существует жёстко установившийся стереотип. Тогда многие изменения могут пойти насмарку.
 Оказывается, в семье выработался особый стиль общения с Константином, и это было похоже на общение с глухонемым, хотя он никогда таковым не был. Поэтому мне пришлось встретиться с его родными и объяснить, чтобы они научились поддерживать коммуникации с Константином, как с человеком, который нормально говорит.
 И пришлось работать с ним еще около месяца. Мы сделали несколько трансовых сеансов, вернулись к изменению личностной истории, создавая эффективные якоря. После чего я дал ему задание: записать на пленку свою правильную речь и неделю разговаривать с домашними, имея в одном ухе наушник плейера и слушая свою красивую, правильную речь. И то же самое - с другим ухом, но только на работе. Это мне нужно было для того, чтобы ещё сильнее встроить внутренний диалог в его повседневную жизнь и перенести изменения из одного контекста в другой: из ситуации нашей с ним работы
 217
 Андрей Плигин
 в ситуацию его личной жизни и профессиональной деятельности. Косте было необходимо постоянное доказательство того, что он может и умеет говорить хорощо поэтому на плёнку мы записали совершенно разные ситуации: чтение стихов, ответы на мои вопросы, рассказ Костей различных историй, то есть, получилась смесь разных жанров, от литературных до повседневного общения. И только после усердного использования техники с плейером, мы получили настоящий интегратив-ный эффект: Константин перестал заикаться вообще!
 Возвращаясь к вопросу о роли наследственности в возникновении логоневроза, можно предположить, что она оказывает весьма существенное влияние, особенно на культуральной основе, через образцы речи заикающихся родственников, в особенности тех, с которыми ребенок находится в постоянном и мощном раппорте.
 Я ещё раз убедился: внимание к внутренней стратегии, вера в то, что клиент может найти ресурсы, даже если ему или консультанту покажется, что ничего нельзя сделать, желание исследовать и изучать опыт клиента, умение распространять полученный результат на другие контексты в жизни, работать с ближайшим окружением, выявлять групповой паттерн и изменять реакцию - всё это и составляет надёжный и хороший багаж изменений ресурсов, инструментов, которые необходимы любому профессионалу в НЛП-консультировании.
 218
 
 
 Похудеть? Легко!
 Похудеть? Легко!
 
 "ля очень многих людей собственный вес имеет огромное значение. Это известно всем... В конце
 .концов, посмотрите телевизор: большое количе-'ство рекламы ежедневно напоминает полному человеку о том, что пора бы и похудеть, приобретя таблеточки, скажем, долларов за сто... Но не каждый знает, что сбросить лишние килограммы можно, всего лишь покопавшись в собственном сознании. Именно об этом и будет моя следующая история.
 Один из моих знакомых попросил меня помочь женщине, у которой была серьёзная проблема: она носила 64-й размер одежды при росте 1м 53см. Представляете, сколько неудобств это ей доставляло! При встрече с ней мне стало как-то не по себе, я еле сдержал смех и подумал: "Вот колобок!" Мою клиентку звали Надежда, и было ей 35 лет. По выражению её лица я понял, что та сложность, с которой она ко мне обратилась, действительно волновала её не на шутку. Надежда выглядела довольно расстроенной, совсем не улыбалась и побыстрее хотела начать со мной беседу, хотя казалась не очень-то разговорчивой. Мы расположились друг напротив друга, и, как обычно, я начал с самых простых вопросов:
 - И что же у вас с весом?
 Она удивлённо посмотрела на меня и ответила:
 - А что, разве не заметно?
 Слегка улыбнувшись, но не растерявшись, я спросил:
 - А что мне должно быть заметно?
 - Я же очень полная, - Надежда развела руками, подчёркивая свои объёмы.
 221
 Андрей Плигин
 - Ну, не очень, может, совсем немного полная, ^ возразил я, смягчив ситуацию.
 И решил, что вряд ли вопросы модели S.C.O.R.E., обычно мною используемые, в данном случае можно задавать "в лоб", ведь далее я должен был бы спросить: "Чего вы хотите?" Понятно, что в такой форме этот вопрос был бы неуместен, потому что и так ясно, чего она хочет. Поэтому я стал думать, с чего же лучше начать выяснять, какова структура её желаемого результата в действительности.
 - Вам удавалось стройнеть? - тогда спросил я.
 - Вы что, смеётесь? Хотя, если вы можете назвать стройной женщину 52-го размера с ростом 1м 53см, то, конечно же, я стройнела! - ни грамма не улыбнувшись над своими словами, произнесла Надежда.
 Я готов был взорваться от смеха! Сомнения по поводу её неразговорчивости неожиданно куда-то улетучились. Моя клиентка сидела, удобно расположившись в кресле, с серьёзным видом и явным желанием побыстрее выведать у меня секрет похудения. Мне пришлось срочно взять себя в руки и как-нибудь среагировать на её слова:
 - Это очень хорошо, что вы смогли постройнеть, пусть даже до 52-го размера.
 - Вы разве не понимаете, что меня не устроил 52-й размер? Так похудеть для меня маловато, - с некоей претензией сказала она.
 - Простите, маловато для чего?
 - Для того, чтобы чувствовать себя худой, - мгновенно нашлась Надежда.
 - Разве хорошо быть худой?
 - Да я просто мечтаю быть абсолютно худой женщиной! - воскликнула она.
 Я объяснил ей, что существует огромное количество людей, мечтающих потолстеть, так как больны анорек-
 222
 Похудеть? Легко!
 сией, вследствие чего человек не принимает пищу и становится дистрофиком.
 - Естественно, дистрофиком я быть не хочу, - сказала она, - но по-настоящему похудеть было бы здорово.
 - А что для вас значит по-настоящему стать стройной женщиной?
 - Слушайте, ну и вопросики вы мне задаёте, естественно, не 90-60-90, но я хотела бы похудеть так, чтобы все заметили разницу, хотя бы до 48-го размера.
 Далее я желал выяснить информацию об эффектах, потому что о симптомах я узнал практически всё: их можно было просто заметить, ничего не спрашивая у клиента. Так вот, эффекты - это будущее будущего. Надежда сидела в ожидании моего следующего вопроса.
 - Допустим, вы всё-таки постройнели до 48-го размера, представьте, что происходит в вашей жизни? Что вам это даёт?
 Она немного задумалась, всё так же серьёзно и упрямо глядя на меня, и неуверенно сказала:
 - Я смогу выйти замуж...
 - А сейчас этого сделать вы никак не можете? Тогда Надежда снова нагловатым тоном и с таким же
 выражением лица сказала:
 - Что вы, кто ж это меня такую-то в жёны возьмёт, 64-го размера? Умоляю, перестаньте надо мной смеяться. Сделайте же что-нибудь побыстрее.
 - Хорошо, но вы же были 54-го размера. Я знаю огромное количество полных женщин, гораздо полнее, чем вы, и большинство из них замужем! Насколько мне известно, размеры тела никак не влияют на замужество. И все знают, что многие мужчины любят именно "толстушек".
 Надежда, насколько это было возможно, попыталась положить ногу на ногу и вздохнула:
 223
 
 Похудеть? Легко!
 - Нет, нет, это не про меня, так мне говорили все мои близкие и подруги. Но я убедилась в другом - выйти замуж, имея такой вес, не-воз-мож-но...
 Именно здесь я и заметил как консультант НЛП, что в её личной истории возникло очень сильное ограничивающее убеждение: полнота - это невозможность замужества. Как обычно, я начал зарисовывать информацию, располагая на листочке бумаги точки модели S.C.O.R.E. Я нарисовал треугольник, в котором и записал это ограничивающее убеждение. Мне вообще очень помогает, ведя записи, зарисовывать ключевые моменты в работе с моими клиентами. Затем я задал Надежде следующий вопрос:
 - Вы сказали, что уже худели, и, по-моему, действительно преуспели в том, чтобы постройнеть, доведя свой вес до 54-го размера. Как вам это удалось? Что вы делали для того, чтобы достичь такого результата? Я считаю это на самом деле очень хорошим результатом и могу сделать вывод, что ваш организм достаточно хорошо может контролировать вес.
 Надежда пожаловалась, что у неё всё равно ничего не получается. Сказала, что это был единственный случай в её жизни, когда, прочитав одну из книг по аэробике и гимнастике, она попыталась построить целую систему разных упражнений: по утрам бегать, делать зарядку, ходить в гимнастический зал и одновременно ограничивать своё питание, также прочитав одну из книг о раздельном питании. Так продолжалось два месяца, за которые она сбросила много килограммов. Но через некоторое время всё вернулось обратно: 64-й размер никак не хотел покинуть нашу героиню. На всё это я сказал ей:
 - А как бы вы хотели? Насколько я понял из вашего рассказа, то сначала вы начали делать всевозможные физические упражнения, затем поддерживали определённую диету. Кстати, как вы её поддерживали?
 225
 8-3227
 Андрей Плигин
 
 - Я перестала есть всё сладкое, мучное, да, в принципе, я вообще перестала есть, только совсем по чуть-чуть на завтрак, обед и ужин. Это было для меня пыткой, так как от чувства голода я никак не могла избавиться, - я заметил, как Надежда сглотнула, положив руку на свой живот, и выражение её лица как-то неприятно изменилось.
 В своём конспекте я пометил такое ключевое словосочетание, как "чувство голода". Слушая её, я понял, что один из вопросов, который мне в ближайшее время нужно будет выяснить: какую стратегию использует Надежда, когда ест. Так как, по её словам, здесь кроется ещё одно некое ограничение: когда она рассказывала о мучном, сладком, то всем своим видом показывала, что негативно к этому относится. Мне захотелось проверить свою догадку, но сначала пришлось логически закончить предыдущую мысль:
 - И всё-таки, вы сказали, что сперва начали заниматься гимнастикой, поддерживать определённую диету, из своего рациона убрали различные компоненты, так к чему же это привело?
 - Вы знаете, я начала очень быстро худеть, это продолжалось примерно полтора месяца, и, что бы я ни делала, чувство голода меня совершенно не покидало. Я всё время хотела есть, даже готова была съесть слона - вот такое у меня было навязчивое состояние. И вообще, как только видела холодильник, то меня словно магнитом притягивало к нему, он был самым священным местом в моей квартире. Знаете, он мне даже снился, поэтому ночью, когда сон покидал меня, я просто мчалась в свой священный уголок, и тогда исполнялись мои мечты...
 Я намеренно сгустил краски, сделав очень удивлённое лицо:
 - А как бы вы хотели: вы начали делать различные упражнения, что было для вас, как я понимаю, совершенно непривычным образом жизни, перестали есть по-
 226
 Похудеть? Легко!
 ловину продуктов. Конечно, ваш организм стал так реагировать, что ответил моментальным похудением - вы начали сбрасывать вес. Как вы думаете, если будете продолжать действовать таким образом 10-15 месяцев, 2 года - означает ли это, что вы станете, как бамбук, и от вас останутся только кожа да кости? Да и вообще, возможно ли, чтобы человек, придерживаясь определённой диеты, становился всё тоньше и тоньше?
 Она задумалась и, ошеломленно посмотрев на меня, сказала:
 - Я не понимаю, к чему вы клоните. Тут я рассмеялся:
 - Так это же очень просто... Вы поддерживали диету, занимались физическими упражнениями - у любого метода воздействия существует определённый предел. По истечении двух месяцев вы достигли предела, за рамками которого этот метод просто перестаёт действовать. Очевидно, живя в таком ритме жизни, ваш организм начал реагировать таким образом, что стал стабильно поддерживать тот вес, который вы получили. Поэтому вам нужно было продолжать действовать в этом ритме жизни, и тогда ваш организм привык бы к такой стабилизации веса, и можно было бы подумать, что предпринять ещё. А вы, как я догадываюсь, поскольку имею опыт работы с людьми, у которых были проблемы с весом, перестали что-либо делать вообще.
 Надежда очень внимательно меня слушала, постоянно кивая головой, таким образом, соглашаясь с моими мыслями, потом несколько секунд сидела, задумавшись, и, наконец, выпалила:
 - Господи, что ж вы раньше не попались на моём пути, это же элементарно! Ведь когда я перестала замечать изменения, то плюнула на все эти методики и сразу же полезла в свой священный холодильник, в котором не-
 227
 Андрей Плигин
 
 которые продукты, если б я их не съела тогда, просто испортились! Представляете!
 Я снова рассмеялся и подумал, что такая весёлая и забавная клиентка в моей практике вряд ли ещё появится:
 - Могу вас только поздравить! Произошёл типичный случай. Действительно, большая часть людей в такие моменты начинает думать, что методики плохие и диета не работает. На самом деле, они выстраивают свои ожидания от этих методик и диет, думая, что будут худеть бесконечно, начиная, буквально, с первого дня. Сами подумайте, если человек использует новую систему питания или новый комплекс физических упражнений, то, безусловно, организм очень быстро начинает на это реагировать. И если люди станут ожидать постоянного похудения, то наступит момент, когда эти методы себя исчерпают, а люди продолжат выстраивать ожидания от них, думая, что будут худеть, худеть и худеть... Но ведь невозможно беспредельно терять вес. И ни один организм не захочет этого делать, потому что я по-настоящему верю, что мы экологично устроены и наша психика призвана нас защищать, и обязательно включится механизм защиты, отчего может произойти обратное: человек станет набирать вес с фантастической скоростью. Представьте, организм столько времени запасал огромное количество полезных веществ, хранил для нас определённый вес, помогая организовывать наше питание. А теперь мы лишаем его всего накопленного... Так кто же согласится расстаться с тем, что, может быть, даже отложено на чёрный день?
 Надежда так живо реагировала на мои размышления, что, казалось, передо мной находятся сразу несколько полных людей. Её очень подвижные губы, лоб, брови будто делали сложные акробатические трюки, отчего каждый раз лицо моей клиентки менялось до неузнаваемости. Позже Надежда всё-таки рассмеялась и сказала:
 228
 Похудеть? Легко!
 - Ну, ну, ну, такую смешную историю вы только что рассказали.
 - Дорогая моя Надежда, - начал я ласково, - ничего смешного в этой истории нет. Попробуйте над ней серьёзно поразмышлять.
 Чтобы заякорить идею применения любой методики, я продолжил:
 - Те методы, которые вы используете, рассчитаны на определённый диапазон изменений, и ваш диапазон вы уже прошли. Если вы продолжаете ожидать, что изменения будут происходить дальше, а ничего не происходит, то совершенно логично - вы начинаете разочаровываться. А если имеет место разочарование, то большинство людей отказываются от тех методов, которые использовали для похудения. Это самая большая ошибка! Организм ещё не стабилизировал своё физиологическое состояние, не нормализовал ощущение веса, а мы сразу возвращаемся к своей прежней системе: начинаем есть, как раньше, вести неподвижный образ жизни. И что же происходит?
 Надежда посмотрела на меня и с сожалением сказала:
 - Всё начинается сначала, всё возвращается...
 Но в то же время в её глазах я заметил некоторый блеск: кажется, она что-то поняла.
 - И что мне теперь делать? - спросила она.
 - Сначала я хочу до конца понять, что же вы всё-таки делали относительно вашего образа жизни и питания? Правильно ли я понял, что вы вели малоподвижный образ жизни?
 Надежда сразу же ответила:
 - Конечно, я вообще очень ленивая, и привыкла, что я полная.
 Тут у меня сработал фильтр консультанта, и я записал: "я - полная" и "я - ленивая". Потому что то, о чём она говорила, опять касалось симптома, только теперь это
 229
 
 Андрей Плигин
 был логический уровень Личностного своеобразия на котором он и был проявлен. У меня тут же мелькнула мысль: вернувшись к желаемому результату, необходимо подумать, какое личностное своеобразие она хотела бы иметь. Потому что, если уважаемый читатель помнит о логических уровнях, то в их системе действует важный закон: нам, как консультантам, необходимо слышать, на каком из них заявлен симптом. И, как минимум, на этом логическом уровне или даже на более высоком, искать желаемый результат, ведь изменения на вышележащем уровне приведут к изменениям на нижележащих. Итак, сначала мне хотелось узнать, какие стратегии Надежда использовала в своём питании, а затем будет необходимо вернуться к желаемому результату и определению его логического уровня.
 - Как вы обычно едите? - тогда спросил я. Надежда удивлённо посмотрела на меня, но всё же ответила:
 - Откуда я знаю, как я ем, да как все!
 - И всё-таки, как вы едите, разве все едят одинаково? Подумайте, если бы все ели одинаково, то были бы совершенно одного и того же размера.
 Тут её изумлению не было предела, она вновь приняла такую гримасу, что стала похожа на человека, которому только что удалили зуб. Но всё же нашла, что сказать:
 - Да ничего подобного, у меня есть один знакомый человек, который ест очень много, но почему-то совершенно не полнеет.
 Я объяснил ей, что, возможно, у него внутри работает какая-нибудь своя стратегия, и тут же спросил:
 - Так как же всё-таки едите вы?
 - Слушайте, вы меня просто замучили этим вопросом, я всё ем, понимаете?
 230
 Похудеть? Легко!
 I
 Тогда я постарался её ассоциировать в обычный день и шаг за шагом стал перечислять производимые ею действия:
 - Вы встаёте утром, чистите зубы, одеваетесь, как любой нормальный среднестатистический человек в нашей стране, и что дальше?
 - Я открываю холодильник и думаю: что бы такого съесть! - на лице моей клиентки появилась улыбка, Надежда облизнулась и чуть сглотнула, - потом я практически всё оттуда достаю.
 Разговор о еде с такой женщиной у меня произошёл впервые. Я почему-то так захотел есть, что готов был сейчас же выйти и отправиться в какое-нибудь близлежащее кафе. А она спокойно смотрела на меня, всё так же облизываясь и ожидая рецепта срочного похудения...
 - И что же дальше?
 Надежда, уже сильно ассоциировавшись, с удовольствием продолжала:
 - Пока я всё это достаю, то уже понимаю, что совершенно точно съем йогурт, колбаску, несколько бутербродов с беконом, кусочек торта. Я знаю, что вы сейчас спросите "что дальше", поэтому не утруждайтесь - я сама честно всё вам расскажу. Потом я начинаю себе что-нибудь разогревать, так как считаю, что с утра горячее просто необходимо, и уже тогда, наконец, приступаю к еде. Кстати, у вас ничего пожевать не найдётся?
 Я рассмеялся и сказал, что сейчас лучше не прерывать беседу, а позже напою её чаем с "тортиком". Надежда продолжала:
 - Кстати, чтобы вы не подумали, что я такая уж обжора, то обычно, когда я ем, очень переживаю и сама себе говорю: может быть, хватит, хватит столько есть, если я буду много есть, то стану ещё больше...
 231
 Андрей Плигин
 - Хорошо, и когда вы так сомневаетесь, это приводит к каким-то позитивным результатам? Вы прекращаете принимать пищу?
 - Нет, ну что вы, я не смогу выйти из-за стола, пока не закончится всё, что я достала из холодильника. А последнее время даже начала играть сама с собой: пытаюсь достать немного меньше еды, так как всё, что бы я ни достала, приходится съедать!
 Про себя я подумал: "Вот это стратегия!!!" В действительности эта стратегия с очень интересными шагами: она видит еду, у неё моментально, в виде якоря, возникает чувство голода, затем всё достаётся из холодильника и съедается, далее внутренний голос говорит ей: "Хватит", но, тем не менее, в этой модели нет точки выхода. А ей является интересный момент: когда картинка становится пустой - опустошается стол.
 Стратегия очень простая. Как выяснилось потом в моей консультационной практике, она характерна для многих людей: что вижу, то ем. Вы помните из многочисленных моих историй, что в этом случае можно легко создать позитивную стратегию, вывернув при этом наизнанку негативную. Итак, желаемая стратегия Надежды должна быть следующей: она видит еду; затем должна следовать фаза выбора еды, потому что, если вы заметили, то она не выбирает её, а ест всё, что видит; далее необходима фаза, которая будет связана с её насыщением, здесь важно понимать, когда достаточно потреблять пищу; и затем выход: когда Надежда сама себе скажет "стоп". Другими словами, в этой стратегии должны присутствовать минимум 2-3 точки контроля, и тогда её можно было бы назвать "стратегией контроля за весом".
 Я быстро просканировал в своей голове, какие вопросы уже успел задать, и вспомнил, что очень мало поговорил о препятствиях. Тогда я вновь задал Надежде вопрос:
 ¦32

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу