<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Андрей Плигин
 И вот наступил день родов. Когда все усилия были позади, Мария услышала:
 - Вы - счастливица! У вас родился замечательный мальчик!
 Все произошло неожиданно быстро, и даже врачи не могли в это поверить. Потому что на следующий день она начала вставать, у нее было много молока, да и малыш был нормального роста и веса. В общем, на свет появился еще один здоровый младенец! Марии все это напоминало сказку со счастливым концом. Ведь, наконец, произошло то, ради чего она столько лет страдала. И теперь, держа на руках своего собственного ребенка, она была удивительно счастлива. Мария поняла, что именно с этого момента ее жизнь только начинается. Она чувствовала себя снова молодой, полной жизненных сил!
 В роддоме ее задержали еще на две недели для того, чтобы убедиться, что не возникнет осложнений и ребенок будет правильно развиваться. Мария верила, что самое сложное уже позади. И те страхи, которые жили в ней раньше, сейчас остались где-то далеко в прошлом. Ее мысли были совершенно о другом. Молодая мама думала о будущем... Она представляла, как ее сын будет расти, как пойдет в первый класс, как они купят дачу и будут всей семьей там отдыхать. И еще, наверное, она мечтала обо всем том, о чем мечтают люди, у которых исполнилось самое заветное желание... Желание, к которому они долгие годы стремились и ради которого жили.
 И в тот момент, когда Мария находилась на семинаре и слушала мою историю об Алле, она вспомнила все, что с ней происходило в роддоме. Видимо, в то время был дефицит с дезинфицирующими средствами, и всем роженицам вместо них приносили "Тройной" одеколон. Мария ежедневно по несколько раз смазывала руки ватой, пропитанной им, так что этот запах буквально окружал её. Естественно, что она не обращала никакого внимания
 54
 Что такое якоря...
 на такой пустяк, так как мысли ее тогда были сосредоточены только на ребенке, муже и их будущем. И вот спустя столько лет она вновь вспоминает самое счастливое время в своей жизни, свою сказку, на ее глазах появляются слезинки счастья, она вся сияет, наполняясь радостью и излучая какую-то особую теплоту. "Только сейчас, - говорит она, - пока я рассказывала Вам свою историю, я отчетливо осознала, что для меня значит этот обычный, дешевый, но так мною любимый "Тройной" одеколон. Вот почему я не могу равнодушно пройти мимо мужчины, от которого чувствую этот запах. Наверное, в этот момент я действительно бессознательно переживаю минуты свершения своего самого заветного желания в жизни. И теперь я понимаю, что за "Тройным" одеколоном скрывается нечто большее, чем просто дешевый запах".
 Зтот эпизод позволил мне ещё глубже понять, что такое якоря. Сравнивая эти две истории, я пришёл к выводу, что такая простая вещь, как запах, может запускать прямо противоположные состояния, независимо от того, осознаёт ли это человек. Ведь элитные, дорогие, любимые духи от "Кристиан Диор" стали для одной из женщин на какое-то время мучением. А для другой такая примитивная вещь, как "Тройной" одеколон, стала олицетворением, может быть, даже смысла жизни, особой ценности, сверхцели.
 Теперь я понимаю, что, когда мы приходим домой и особым образом устраиваемся у телевизора или в самый захватывающий момент фильма грызем семечки или едим орешки, или выбираем конкретное место - диван, кресло, определенную позу для чтения, - срабатывают позитивные пространственные якоря. Именно так мы поступаем, когда стремимся получить удовольствие. И наоборот, когда мы видим таракана или мышь,
 55
 Андрей Плигин
 то избегаем их, осознавая опасность, - это негативные "якоря". Часто так происходит еще до того, как мы успеваем по-настоящему что-то осмыслить. Я стал очень серьезно относиться к якорям, провел достаточно много времени, обучаясь пользоваться ими сознательно, чтобы уметь устанавливать их для своих клиентов.
 Однажды я понял, что самый мощный якорь, который нам дан на всю жизнь, - это имя. Стоит только произнести его, причём любым голосом, мы оборачиваемся, и в этот момент имя контролирует нас. Наверное, все-таки это слово имеет принципиальное значение в нашей жизни. Хотя есть множество других слов, которые погружают нас в особые состояния, приводят в действие важные поведенческие паттерны, стереотипы поведения, привычки.
 Например, если мы думаем о чем-то неприятном, то здесь обязательно скрывается какой-нибудь негативный якорь, и наоборот, если думаем о хорошем, то есть некая критическая субмодальность, которая запускает желаемое положительное состояние. Главное, научиться это осознавать, потому что это один из самых простых, быстрых и очень эффективных способов управлять собственным поведением. Если, например, нам предстоит пройти через какие-то испытания, то уменьшить стресс или, по крайней мере, контролировать своё негативное состояние, было бы очень полезно. Поэтому теперь, после того, как я услышал и осознал эти две истории, в работе со своими клиентами я стал более внимательным к якорям.
 Иногда из-за якорей к НЛПерам относятся с долей иронии: говорят, что термин какой-то ненаучный. Но в НЛП действует очень простой принцип: найти слово, которое максимально точно отражает данный процесс. Что происходит в тот момент, когда какой-нибудь внешний стимул вдруг запускает внутри нас целый процесс? Начинается элементарное воздействие этого внешнего стимула на наше состояние или поведение.
 56
 Что такое якоря...
 Собственно, это то, что изучал академик Павлов. Только его внимание было сосредоточено на самом механизме рефлекторной деятельности нервной системы, на изучении условных рефлексов, принципах их действия. Но что же заметило НЛП? Оно всегда стремится действовать очень практично, делая открытия в области психологии, нейрофизиологии, поведенческой психологии на основе мощнейших механизмов. Задача НЛП - отфильтровать, отыскать, намыть ту крупицу золота, которая может быть сразу использована на благо человека.
 Мало сказать, что у человека есть условные рефлексы, потому что он существо биосоциальное. Ведь у животных они тоже могут вырабатываться, так как и человек, и животное - часть биологического мира. Конечно же, множество наших мыслительных программ никогда не будут доступны другим биологическим видам. Но важно понимать и замечать, как мы действуем на самых низших логических уровнях. Наверное, нет ни одного человека, который не мечтал бы избавиться от некоторых своих привычек или хотя бы научиться их контролировать. Например, привычка грызть ногти, курить, каким-то особым образом садиться на стул, "мямлить" перед аудиторией - те же самые якоря, ведь именно они запускают определенные моменты нашего поведения, которые очень быстро следуют друг за другом. И если каждый из нас в реальной жизни мог бы замедлить их и заметить, как происходит начало процесса, что следует потом и чем он завершается, то у нас, наверное, не было бы никаких проблем, и мы стали бы сверхлюдьми, а не просто гомосапи-енс. Но большинство из нас не способны на это и действуют по принципу: клин клином вышибают, то есть, меняют одну привычку на другую. И без применения психологических знаний, без использования определенных техник НЛП отучаться от пагубных привычек можно очень долго и не всегда эффективно, потому что многие
 57
 Андрей Плигин
 не знают структуры своего поведения (об этом говорится в главе, посвященной модели Т.О.Т.Е.) Ведь если нам известно, из чего складывается собственное поведение, то можно с лёгкостью на него влиять. Мало того, если мы знаем, как человек приобрёл негативную привычку (а привычка - это некоторая последовательность шагов, набор хорошо организованных действий, можно сказать, что это микро- и макроповедение), значит, мы можем использовать те же самые стратегии, благодаря которым создавалась данная привычка, для переобучения.
 Многие техники в НЛП построены именно на создании якорей. Мы любим "накапливать" позитивные якоря, если недостаточно ресурсов. Даже комбинируем некоторые состояния, используя тактильные якоря (прикосновения к определенным зонам на теле).
 Так почему же то, о чем мы здесь говорим, называется якорем? Что происходит в навигации, если корабль опускает якорь? Он останавливается. А если поднимает, то плывет дальше. То же происходит и с нашим сознанием: оно тоже делает остановку, мы также не можем "плыть", нас не может "снести течением". Так образуется метафора устойчивого состояния, которое связано с определенной меткой. И если её убрать, то якорь устраняется и ничего подобного не происходит. Ведь независимо от того, сидим ли мы на стуле, читаем ли газету, двигаемся ли или находимся в покое, каждый раз мы задействуем целую систему различных комплексных якорей.
 Особенно я хочу подчеркнуть то, что важно понимать отличие якоря от обычного условного рефлекса. НЛП изучает внешние способы закрепления или изменения одного и того же состояния. Исследует и делает селекцию внешних стимулов, то есть распознает то, какие стимулы запускают определённые состояния. И еще, многие, слабо разбираясь в НЛП, думают, что все это ничем не отличается от обычной ассоциации. Докажем обратное. На-
 58
 Что такое якоря...
 пример, когда я произношу слово "Шампанское", то сразу представляю себе чей-то день рождения или лицо какого-нибудь человека. Повторив его во второй раз, я вижу бутылочную этикетку. В данном случае мы имеем дело с цепочкой ассоциаций, внутренних образов, которые у меня возникают. А если слово "Шампанское" становится якорем, то всякий раз, когда я стану его произносить, будет запускаться одно и то же состояние примерно с одинаковым набором субмодальностей, из которых оно построено. Если же вы хотите проделать этот эксперимент самостоятельно, то ежедневно в течение нескольких дней произносите слово "Шампанское" по несколько раз. Вы заметите, что всегда представляете себе определенный праздник, например Новый год, один и тот же стол, фужер "Шампанского", те же события, а может быть, один и тот же фильм. И если это происходит от двух до шести раз, то можно говорить о том, что у вас сформировался очень устойчивый якорь.
 Мы научились устанавливать якоря своим клиентам для того, чтобы сделать переобучение и получить больший контроль над поведением. Даже умеем усиливать их, делать интеграцию позитивных якорей и коллапс: соединять негативное с наиболее важным позитивным (это то же самое, что смешать в определенных пропорциях горячую и холодную воду, а в результате получится теплая). И мы обращаем внимание именно на то, в каких пропорциях можно использовать якоря. Даже задумываемся, какие якоря какой "срок жизни" имеют, какие будут установлены на консультационную сессию, а какие, может быть, на всю жизнь.
 В НЛП существует такое понятие, как "автоякорь". В повседневной жизни люди не могут обходиться без якорей. Мы многое делаем автоматически, иначе каждый раз обдумывали бы свое поведение, ничего не смогли бы делать дальше, все время останавливались бы в своем дви-
 59
 Андрей Плигин
 жении, как та сороконожка, которая остановилась и задумалась, когда у нее спросили, что делает ее 39-я нога.
 Часто мы действуем автоматически, и ни в коем случае нельзя от этого избавляться. Например, если мы, мягко говоря, не совсем трезвы, то именно это позволяет нам найти дорогу домой, и тогда мы говорим: "Ноги сами найдут дорогу". На самом деле мы просто "заякорили" определенный маршрут, это стало нашей привычкой или находится в долгосрочной памяти. Или утром, как только встаем с постели, даже находясь в полусне, мы знаем, что нужно делать. И в НЛП научились использовать наши замечательные способности: автоматическое поведение и условные рефлексы, которые его и запускают. Мы можем менять их интенсивность, "срок жизни", привязывать к автоматическому поведению. Например, если я часто поправляю волосы, то могу сделать это запуском состояния решительности (как только провожу по волосам - становлюсь решительным). Или другой пример: всякий раз, когда я поворачиваю ручку двери кабинета начальника, то всегда испытываю сильное беспокойство по поводу того, как себя вести, и это мешает обсудить мое положение, зарплату, показатели, которых мне бы хотелось достичь. Это состояние также можно заменить на абсолютно противоположное.
 Я надеюсь, что эти несколько историй помогут вам глубже понять такую, казалось бы, незначительную тему, как "Якоря". Увидеть, как, выстраивая якоря в определенной последовательности, мы комбинируем их и создаем целые технологии для глубинных изменений, например такие, как "Изменение личностной истории" или техника коллапса якорей. Часто они используются в других техниках для того, чтобы иметь доступ к состояниям, которые нам необходимы.
 Думаю, что каждому человеку будет очень полезно понаблюдать за своим поведением, заметить позитив-
 60
 Что такое якоря...
 ные и поддерживающие якоря. И, может быть, это поможет вам добиться настоящего успеха!
 
 61
 
 Аллергия? НЛП знает выход.
 Аллергия? НЛП знает выход,
 или насколько важно заботиться
 о внутренней экологии и верить в силу
 убеждений
 Зта неожиданная история, которую я теперь вспоминаю с долей юмора, в своё время заставила меня очень сильно понервничать: тогда я испытал удивление и испуг. Случилось это достаточно давно: в 1994 или 1995 году. При Комитете по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы формировалась российско-германская делегация участников научного, творческого и психологического обмена специалистами и социальными работниками-психологами, работающими с населением. Поскольку наша организация была некоммерческим образовательным центром, и в комитете самоуправления "Братеево" нас хорошо знали, то сразу же предложили участвовать в этой делегации. В то время мы в числе первых начали разрабатывать социальные программы, создавали различные программы в образовании, проводили первые консультации в работе с алкогольной и наркотической зависимостью, множество тренингов для детей с девиантным поведением. У нас даже был свой телефон доверия. Уже тогда мы приглашали к себе германских специалистов, которые интересовались, как устроен и работает наш центр НЛП в образовании. И вот наступил момент, когда и нам была предложена подобная поездка. Сформировалась делегация примерно из 10-12 человек, в которую входил и я. Вскоре мы стали гостями сената Берлина. Это было почётно, волнительно, и вместе с тем я надеялся получить
 63
 Андрей Плигин
 
 от поездки много полезного, ведь нам предстояла встреча с различными социальными центрами, институтами, организациями, ведущими реабилитационную, просветительскую и другую работу с населением.
 Программа, разработанная для нашей делегации, оказалась такой насыщенной, что, честно говоря, для всех это стало некоторой неожиданностью. Все 13 дней поездки мы постоянно находились в движении.
 Нам представили огромное количество организаций: это был и центр, работающий с наркоманами, занимающийся профилактикой ранней проституции, реабилитацией людей без определённого места жительства; и множество различных подростковых клубов и объединений, организующих досуг и обеспечивающих культурную жизнь, предлагающих достойную организацию времени молодёжи и занятости с целью развить определённые механизмы самопомощи, ведь важно, чтобы молодой человек не был втянут в какую-либо преступную группировку или в деятельность, разрушающую его личность.
 Мне очень запомнился один потрясающий центр, специализирующийся на профориентации и реабилитации людей, закончивших лечение в психиатрической больнице. После пребывания в этом центре бывшие пациенты становятся адаптивными к обществу, а не потерянными для него, могут вернуться на работу и, возможно, даже ещё смогут сыграть важную роль в жизни людей.
 На тот момент всё, что я видел, было для меня уникальным опытом, я был настолько увлечён, что даже не замечал, как бежит время, и забывал даже о еде.
 А когда, переезжая из какого-нибудь "Дома творчества" в центр досуга или центр по реабилитации наркоманов, то везде была примерно одна и та же процедура: легкий чай, сок, некоторая дискуссия. Мы не только становились наблюдателями реального процесса работы коллег, но и давали обратную связь, обсуждали, сравнивали под-
 64
 Аллергия? НЛП знает выход...
 ходы к данной работе в России и в Германии, решали, какие самые интересные из них можно было бы сочетать.
 Я, безусловно, рассказывал, как здесь могло бы помочь НЛП, хотя в Германии НЛП достаточно развито, и имеется множество различных центров. Но, к моему удивлению, многие специалисты, с которыми я сталкивался, весьма фрагментарно использовали в своей деятельности методики Нейро-Лингвистического Программирования и давали им самую высокую оценку.
 В России на тот момент мы были молодым, но всё же одним из самых мощных центром НЛП. С одной стороны, нам уже было, чем поделиться, с другой - мы находили разные сферы применения НЛП. Использовали его там, где это было особенно интересно и максимально эффективно. Поэтому я считаю, что отношусь к людям, которые живут под девизом: "я полностью включаюсь там, где я есть, если ухожу, то без остатка включаюсь в какой-то другой опыт". Как говорят в НЛП, я - человек с очень включённым временем.
 Во время семинарской деятельности у меня выработался замечательный якорь: держать рядом с собой кружку или с соком, или с какой-нибудь минеральной водой, или с горячим чаем - то есть постоянно что-то пить. Это для меня был какой-то уникальный ресурс. Ведь каждый мой семинар, прежде всего, исследование тех людей, которые ко мне пришли. И я постоянно сам чему-то учусь у них, узнаю интересные сферы применения НЛП. Особенно важна для меня обратная связь: люди рассказывают, чего достигли и что получили на моем семинаре. И в этот момент я также получаю много информации. Для меня это особый якорь-ресурс, который обозначает любопытство, удовольствие, вовлечённость, хороший настрой и какое-то предвосхищение, Удивление тем, что будет впереди.
 65
 Андрей Плигин
 Именно поэтому, каждый раз, общаясь с новыми коллегами в Германии, наверное, ощущал себя так, как будто я учился на семинаре, ведь я изучал много интересного, открывая столько всего нового. И лишь только потом, спустя некоторое время, я заметил, что постоянно держал в руках чашку, и всё время что-то пил, пил, пил, пил и пил...
 В день мы посещали примерно 4-5 организаций. Это был удивительный калейдоскоп, мы сходили с ума от того количества информации, встреч, контактов. Моя признательность людям за эту удивительно насыщенную, познавательную программу, придуманную для нас, не знала границ. Опыт, приобретенный мной в Германии, сильно повлиял на всю мою дальнейшую работу. Я постоянно сравнивал то, что видел, с тем, что уже было у нас, и с восхищением думал о том, сколько же нового придется узнать России! И это, наверное, каким-то образом очень сильно затрагивало мои ценности, мои будущие цели и, может быть, даже мою миссию: быть полезным людям, и самым лучшим образом участвовать в тех изменениях, которые происходят в обществе, особенно связанных с воспитанием нового поколения людей.
 1994 год... Тогда на улицах России веяло свободой, всё менялось, всё хотелось сделать по-другому, не так, как было раньше, наши души переполнял энтузиазм, тяга к чему-то новому давала нам силы двигаться вперед. И, находясь в таком состоянии, таком настроении, я так сильно включался в этот творческий обмен, что не замечал, как я что-то пью, пью, пью...
 В один из вечеров, когда я пришел в гостиницу, заметил очень странные красные пятна у себя на руках, которые слегка почёсывались. И даже у меня, искушённого в психологии человека, в НЛП, это вызвало полное недоумение. Я не поверил своим глазам. И, сняв рубашку, увидел, что всё тело покрыто сильнейшей сыпью. Осо-
 66
 Аллергия? НЛП знает выход...
 знав, что со мной происходит что-то не так, я вдруг ощутил волну страшного зуда. Моему потрясению не было предела, и в какой-то момент я даже почувствовал внутри себя страх, потому что вообще не понимал, что же всё-таки со мной случилось.
 Первое, о чем я подумал, это об инфекции, и даже не подозревал, что здесь может иметь место аллергия... Около часа я находился в каком-то отрешенном состоянии. И только потом начал искать причины симптомов, оказавшихся на моём теле. Я пытался вспомнить все, что со мной происходило, день за днем, час за часом... Диссоциировано прокручивая пленку событий, останавливая свое внимание на каждом кадре, я искал причину своей "инфекции". И тут, наконец, вспомнил, что в каком-то из центров была проведена дезинфекция от грызунов и насекомых, и подумал: может быть, именно на это так странно отреагировал мой организм. Но все же я продолжал искать дальше и не мог остановиться на одном единственном варианте, так как это не соответствовало моей стратегии, приобретенной в НЛП: прокрутить определённый опыт и заметить повторяющийся паттерн, или субмодальности, или вообще что-нибудь повторяющееся. И я нашел! Везде, везде я видел себя с кружкой... И когда, конечно, мысленно, заглянул в нее, то был страшно потрясен! В кружке оказался напиток оранжевого цвета...
 Оказывается, куда бы мы ни приходили, везде на столах был один и тот же напиток - апельсиновый сок. Я очень быстро начал подсчитывать количество выпитого мною сока за день. Оказалось, что выпивал я около 14 кружек апельсинового сока, то есть по 3 литра вдень. У меня произошёл полный швке. Я осознал, что никогда в жизни не болел никакой аллергией, у меня никогда не было диатеза ни на какие продукты, ни на какую пыльцу, ни на какие внешние стимулы. И ещё
 67
 Андрей Плигин
 осознал одну вещь: никогда в жизни мною не было выпито столько апельсинового сока.
 В моей голове пронеслась чуть ли не вся моя личная история и всё моё детство. Я вдруг обратил внимание на то, что всегда обожал грейпфруты, очень любил лимоны, мандарины, но при этом вообще почти не ел апельсинов. И все-таки немного успокоился: значит, моя иммунная система защищает меня. Но вместе с тем я получил очень сильный сигнал - что-то в организме было сильно расстроено. Почему-то апельсины не были для меня любимым фруктом. Может быть, потому, что их всегда было много. И в тот момент в моей памяти возник детский новогодний праздник, где было очень много мандаринов, а мы вместе с братом делили их, раскладывали в пакетики, потом ели. Я вспомнил, что всегда это делалось какими-то порциями. И никогда не думал о том, сколько нужно съесть, но, вероятно, всегда знал, что 3-4 мандарина - это достаточно, чтобы наесться. Также я обратил внимание на то, что всегда был без ума от мандаринового сока и почти никогда не пил апельсиновый. Я понял, что очень сильно переборщил.
 Видимо, для моей иммунной системы это стало неожиданностью, и всё-таки существует определенный порог моей внутренней самоорганизации и моей внутренней нейрологии. Я согласен с одним из великих врачей, который исследовал аллергии. Он назвал аллергическую реакцию - фобией иммунной системы. Ведь когда наше собственное восприятие чего-либо находится на высшей точке, организм начинает бояться, и реакция на концентрацию какого-либо вещества или стимула становится более сильной. Например, когда человек очень расстроен или находится в состоянии нервного срыва, и в этот момент, скажем, ему на глаза попадает пыльца (это, конечно же, не совсем обычное явление), то может происходить якорение, то есть стимулы могут связаться, в дан-
 68
 Аллергия? НЛП знает выход...
 ном случае - негативное состояние человека может связаться с пыльцой. И в дальнейшем именно пыльца будет вызывать неадекватную реакцию организма.
 Тут у меня в голове пронёсся весь мой опыт работы консультанта в области психотерапии. Я вспомнил один интересный случай, когда ко мне обратилась женщина, находящаяся в процессе развода.
 Она очень сильно переживала. И вот, непосредственно после самого развода, идя по аллее тополей, женщина плакала, думая о своей дальнейшей жизни. Цветущих тополей вокруг было так много, что пух, летящий с деревьев, постоянно попадал в глаза, а она вытирала слезы, даже этого не замечая. Тополя, слезы, стресс - все это дало устойчивую аллергическую реакцию на период цветения тополя и на тополиный пух. И, начиная с этого момента, как только зацветал тополь, женщина начинала плакать.
 И я вдруг понял, что являюсь типичным примером точно такого же механизма внутреннего действия, понял, что, наконец, пора успокоиться. Я прекрасно знал, что значит организовать самому себе какую-либо стрессовую ситуацию. Мой организм бил во все колокола, был напуган большим количеством выпитого апельсинового сока. И в таком состоянии мне нужно было использовать весь свой психологический опыт. Ведь существует множество инструментов в НЛП, с помощью которых можно выйти из такого состояния, справиться с трудной ситуацией. Вспомнив самое главное правило в НЛП о том, что "негативное состояние всего лишь поддерживают симптомы", я сделал самому себе хороший рефрейминг. Потом принял таблетку супрастина, позже ещё одну, и через некоторое время на моем теле исчезли практически все красные пятна. На какой-то момент я даже забыл о том, что совсем недавно со мной что-то произошло.
 Позже в центральном офисе фирмы-организатора нашей поездки я обнаружил то, чего раньше даже не заме-
 69
 Андрей Плигин
 чал: там стояли примерно 20-30 ящиков с бутылками апельсинового сока. И тут я догадался, что, скорее всего, апельсиновый сок был закуплен оптом и роздан по всем организациям, где нас должны были принимать.
 Как консультант НЛП я также вспомнил, что любой позитивный якорь может в какой-либо другой ситуации привести к негативным эффектам. Этот принцип в НЛП называется "разделение контекстов". Консультируя других людей после этого случая, я еще более внимательно стал относиться к экологической проверке. Проводя их через различные изменения, теперь я обязательно спрашиваю: "Существуют ли ситуации, в которых полученный вами позитивный результат совершенно неуместен или вреден?" К моему удивлению, достаточно часто можно услышать следующие ответы, например: "Категоричность и командный голос мне следовало бы развить в отношениях с подчиненными и избавиться от них в отношениях с близкими".
 Спустя некоторое время мы вернулись домой. Безусловно, зная НЛП, для меня остался всего лишь один маленький негативный штрих от этой поездки, связанный с апельсиновым соком. И все же это было ничто по сравнению с теми ресурсами, которые мы приобрели, и тем богатейшим обменом опыта, в котором мы участвовали. Ощущение богатства человеческой мысли, компетентных людей, окружающих меня, огромное количество творческих планов, которыми я был воодушевлён, сделали эту поездку в Берлин запомнившейся на всю жизнь.
 Но история про апельсиновый сок на этом не закончилась. Всё дело не обошлось супрастином.
 Прошло месяца 3-4, может, даже больше. Я забыл об этом случае в Берлине, и, как вы уже поняли, редко ел апельсины. Но все же, несмотря на это, я имел мощное убеждение: у меня никогда не бывает аллергии. Это даже не являлось моим фильтром восприятия, фокусом моего
 70
 Аллергия? НЛП знает выход...
 внимания. И однажды дома съел целый апельсин. Примерно через час или два я заметил точно такую же сыпь. В памяти сразу же возникла забытая мною ситуация. Снова я почувствовал дрожь, снова меня охватил страх. А что, если я приобрёл устойчивую форму аллергии? Тогда я сам себе сказал: "Стоп. Это всего лишь свидетельство того, что мой организм очень хорошо запомнил, что апельсиновый сок и апельсин могут быть опасны". И я снова решил все забыть и вообще больше никогда не есть апельсины и не пить апельсиновый сок.
 Но каково было мое удивление, когда через 3 месяца попробовал всего полдольки грейпфрута! Через полчаса я получил абсолютно такую же аллергическую реакцию! Мне, к сожалению, стало ясно, что даже маленький кусочек грейпфрута или упоминание об апельсине вызывает у меня лёгкий зуд, а через какое-то время - сыпь; и скорость проявления этой сыпи, по моим наблюдениям, начала возрастать. Я понял, что это хороший момент поработать с аллергией и сделать терапевтическую технику.
 К счастью, в нашем центре НЛП в образовании проходила восьмая ступень курса "НЛП-Практик".
 Мой партнёр, Александр Герасимов, с которым мы и проводили этот семинар, как раз должен был показывать технику "лечения аллергии". И на некоторое время я решил стать обычным участником семинара.
 Может быть, это хорошая возможность для моих студентов понять, что мы, тренеры НЛП, несмотря на то, что используем столь мощные технологии, гениальные стратегии, тоже можем выходить из строя, можем забывать о них в одних контекстах, но помнить в других. Люди так устроены, что смешивают разные контексты, ситуации. Иногда, скажем, попадая в негативную ситуацию, мы забываем пользоваться той, в которой очень хорошо работали стратегии.
 71
 Андрей Плигин
 Я просто взял и напросился на демонстрацию, желая ещё раз пропустить эту технику через себя. Тем более, когда была моя сертификация "НЛП-Практика", у меня не было никакой аллергической реакции, и я, "к сожалению", был только наблюдателем. А тут судьба подкидывает мне возможность ощутить действие этой уникальной техники на себе.
 Сначала меня спросили:
 - Что для вас является очень похожим на апельсин и вместе с тем очень ресурсным?
 И первое, что возникало в моей памяти - это те мандарины из детства, много-много мандаринов, о которых я вспомнил в Берлине. Тогда Саша попросил, чтобы я попробовал дольку мандарина прямо сейчас, как будто бы он у меня есть. И я действительно начал вспоминать, как делал это в детстве. Переношу данный опыт в "прямо сейчас", очищаю один такой жёлтый, симпатичный, огромный, сочный мандарин, у которого очень хорошо отделяются дольки, чувствую капельки сока и приятный кисло-сладкий вкус во рту, и мне ещё больше хочется съесть этот мандарин. Меняется вся моя физиология, изменяется дыхание. Самое интересное, что я даже замечаю, как всё это происходит: вне моего сознания, автоматически. И тут Саша ставит мне якорь, якорит моё очень ресурсное, прекрасное состояние, которое, очевидно, ещё перекликается с детством. Он спрашивает у меня про мои другие ресурсы, связанные с мандарином. Я говорю, что это вкус и запах детства, ощущение праздника, Нового года, говорю, что это моё ощущение семьи. Незаметно для себя я затрагиваю свои самые важные ценности, и Саша снова ставит якорь, каким-то образом пытаясь укрепить моё состояние и получить к нему лёгкий доступ. Затем в этой технике происходит всё, как обычно. Александр проверяет, насколько работает якорь. Он просто дотрагивается до меня, и в моих
 72
 Название статьи
 мыслях сразу же появляется мандарин, я вижу, как отделяю дольки и начинаю его есть. И несколько раз, когда Саша производил проверку якоря, со мной происходило то же самое. Далее он попросил меня сделать довольно интересную вещь: организовать вокруг себя экран из стекла, куда ничто не может проникнуть, кроме его руки, которая будет общаться с моим бессознательным (якорение). Я понимаю, что это какой-то юмор, шутка, но все же попадаю в красивую, волшебную сказку, как ребёнок. Может, потому всё так удачно и происходит, что те ресурсы, которые я выбрал, были очень прочно связаны с детством. Я чувствую руку Саши, которая лежит у меня на плече и поддерживает самое лучшее, самое замечательное моё состояние, и слышу, как он еще и еще раз говорит мне, что всё слегка опасное и неприятное возможно только снаружи моего стеклянного экрана, а внутри - только я и моё хорошее состояние. Тогда я начинаю диссоциировано вспоминать сначала всё, что было в Германии, потом все, что касается апельсина, и, наконец, про грейпфрут, понимая, что через мой экран из стекла ничто негативное проникнуть не сможет. Поддерживая этот якорь, Александр просит меня представить, как я ем апельсин (1 опыт), грейпфрут (2 опыт), пью апельсиновый сок (3 опыт), и при этом почувствовать то же, что я чувствовал, когда ел мандарин. Достаточно спокойно я просматривал каждую из этих ситуаций. Моё дыхание, мои мышцы, да вообще, всё моё тело как бы вспоминало и вполне адекватно реагировало на такой внешний стимул, как апельсин. Я чувствовал, как менялся мой пульс, вкус во рту. И Саша снова поставил якорь, с помощью которого я ощущал спокойствие, уверенность, особое состояние ресурса. Так мы прошли все три сюжета прошлого в будущем.
 Основной смысл действий Александра заключался в том, чтобы помочь мне увидеть себя со стороны, мои
 73
 Андрей Плигин
 действия в негативном опыте и почувствовать, что это даёт мне нормальную реакцию.
 И, безусловно, те, кто занимается НЛП, понимают, как важно бывает представить себя со стороны в ресурсном варианте. Кстати, эта техника была показательна тем, что Саша, заякорив мои позитивные ощущения, связанные с мандарином, сделал переякорение не только моей реакции на апельсиновый сок, но и на апельсин, и на грейпфрут. Произошла удивительная вещь! Александр поинтересовался:
 - Ну, что теперь ты думаешь об апельсине? Я оказался в лёгком замешательстве.
 Саша начал проверять экологию и спросил о сенсорном критерии:
 - А сколько нужно съесть апельсинов, чтобы они стали полезными для организма?
 Мой ответ был довольно уверенным:
 - Два или три.
 - Сколько полезно выпить стаканов сока, чтобы сохранить внутреннюю экологию?
 - Два или три стакана.
 Я ощутил, как у меня в теле возникают приятные реакции. А студенты, увидев такую демонстрацию, после завершения работы принесли мне по апельсину и пакету апельсинового сока каждый. Но в том-то и заключалась поведенческая проверка, что для моего комфортного самочувствия поглотить я могу всего три условных объекта. Помню: тогда я съел один апельсин и выпил два стакана сока. И у меня была абсолютно нормальная реакция, которая сохраняется до сих пор все эти годы.
 Для себя я сделал ещё один дополнительный вывод: наверное, консультантам очень важно самим проходить через техники, чтобы каждый раз убеждаться в той силе, которую они имеют, и в том влиянии, которое оказывают на человека, желающего получить изменения.
 74
 Аллергия? НЛП знает выход...
 Когда я сам прошёл через опыт изменений в работе с техникой "лечения аллергии", то еще раз убедился в том, насколько мощно могут работать техники в НЛП, если их талантливо использовать.
 Если сказать правду, то, видя эту технику со стороны, обучаясь у Энн Энтус на курсе "НЛП-Практик", я понимал, что она может хорошо работать, изначально в это верил, но окончательно убежден все-таки не был. Теперь же, прочувствовав эту технику на своем личном опыте, у меня возникло естественное желание - помочь многим людям преодолеть любую аллергическую реакцию. И действительно, я помог, наверное, больше чем пятидесяти разным людям избавиться от аллергии, скажем, на продукты питания, на внешние аллергены-раздражители. Были случаи, когда приходилось работать с аллергией на солнечный свет и даже на воду. Многие люди, с которыми я проделывал данную технику, справились со своим недугом и смогли восстановить способность своего организма давать положительную или, как минимум, нейтральную реакцию.
 В этом смысле, памятным моментом для меня является случай с Ириной Акуниной. Ирина - очень интересный человек, она работает в институте, кажется, уже защитила докторскую диссертацию. На тот момент она посещала наш курс "НЛП-Практика". И у неё была не просто аллергическая реакция, своеобразная метафора фобии иммунной системы, а самая настоящая фобичес-кая реакция на медикаменты. Ирина рассказала мне один важный случай из её жизни.
 В детстве у неё была аллергия на анальгин, причём как на инъекцию уколом, так и на таблетки. Уже во взрослом возрасте у женщины случился приступ аппендицита, и Ирина потеряла сознание. Непонятно, как это произошло, но врачи сделали ей укол анальгина. И всё закончилось в реанимации. Позже выяснилось,
 75
 Андрей Плигин
 что никто тогда не знал про её такую реакцию организма, даже её собственные дети. Через некоторое время подобная ситуация повторилась, и Ирина снова побывала в реанимации. Женщина случайно перепутала лекарства и по ошибке съела таблетку анальгина. А когда увидела этикетку, на которой большими буквами было написано "АНАЛЬГИН", то через 10-15 минут за Ириной уже выезжала скорая помощь.
 И, безусловно, пройдя через такие испытания, она приобрела страх перед этим лекарством. Это очень сильно её мучило. Ведь всё может случиться, врачи могут и не знать о такой реакции её организма на анальгин, сделать безобидный укол, и трагический исход неизбежен. Ирина даже призналась, что видела подобные картинки в будущем, и постоянное опасение её никогда не покидало. Во всяком случае, если кто-нибудь упоминал о медикаментах в её присутствии, то ей мгновенно вспоминался ужасный приступ аллергии. На самом деле, я только потом понял причину того, почему без должного доверия относился к этой технике: легко и просто. Она субмодальная, в ней нужно прожить определённое состояние вместе со своим собственным телом, вспомнить естественную реакцию своего организма. Я бы сказал метафорически, заново обучить себя самого реагировать естественным образом.
 Вот механизм действия данной техники. Сначала мы диссоциировано видим, как реагируем нормально, и только затем ассоциируемся в опыт. И повторяем это много-много раз. Три раза в прошлом, один раз в настоящем и три-четыре раза в будущем. То есть 7-8 раз подряд, проживая данный опыт. За счёт этого происходит генерация такого состояния, ощущения, внутренней стратегии по накоплению изменений.
 Моё серьёзное отношение к технике "лечение аллергии" стало ещё более ёмким после работы над пробле-
 76
 Аллергия? НЛП знает выход...
 мой Ирины Акуниной. Если вы обратили внимание, то у неё было негативное убеждение, что с ней может что-то случиться. Она не верила в возможность позитивной реакции, так как страх, с которым она жила долгие годы, не давал ей покоя.
 Перед началом работы с Ириной я рассказал ей несколько интересных случаев, когда в разное время, с людьми разного возраста, в самых различных ситуациях, в том числе и с медикаментами, техника "лечение аллергии" оказывала сильнейшее воздействие на организм человека. Также я привёл свой собственный пример, который вы могли прочитать выше. Надо заметить, что именно личный пример консультанта является для людей очень убедительным.
 Может быть, работая в подобных техниках, следует сознательно или даже бессознательно замечать, как мы можем сами изменять свои представления о том, что реально, а что - нет; как можем укреплять свою собственную веру или в чём-то убеждаться.
 В связи с этим, я рассказал Ирине одну очень простую метафору, которая мне очень нравится и которую может понять каждый ребёнок.
 По пустыне шёл путник, который умирал от жажды и очень хотел есть. Шёл он уже очень долго, так долго, что совершенно изнемогал. Ему стало казаться: то он видит озеро, то каких-то людей, то цветы, то колодец, полный воды. Галлюцинаций возникало так много, что он вообще перестал понимать, что реально, а что - нет. И где-то вдалеке ему снова что-то показалось. Пройдя немного, путник увидел дерево и подумал: "Ну, это нереально". А когда подошёл ближе, был приятно удивлён, перед ним действительно стояло настоящее дерево. Одно единственное дерево на бесконечных просторах пустыни. Тогда путник сел под него и подумал: "Как хорошо бы сейчас иметь немножечко воды". Не успел он произ-
 77
 Андрей Плигин
 нести эти слова, как вдруг появился кувшин с водой. И до такой степени бедняга перестал понимать, где реальность, а где нет, что воспринял это как должное и напился воды. "Хорошо было бы сейчас что-нибудь поесть", - вновь мечтал путник. И перед ним появился огромный поднос, на котором было множество блюд с вкусной едой. Путник опустошал одно блюдо за другим, пока поднос и вовсе не оказался пуст. И вскоре, когда этот человек перестал испытывать какие-либо сложности, он вдруг задумался о том, на самом ли деле с ним всё это происходит. Может, это ему всего лишь снится, или, может быть, он вообще попал в мир иной. Путник ущипнул себя за ухо и почувствовал легкую боль и понял: всё происходит наяву. Тут он вскочил, огляделся, ещё раз посмотрел на дерево и решил: "Наверное, это волшебное дерево, дерево исполнения желаний". И когда путник снова сел под "волшебное" дерево, его внезапно охватил страх. "Вдруг это демоны шутят надо мной?" - подумал путник. И в этот момент появились демоны. А дерево это называется "Вера и Убеждение".
 Конечно, я сказал Ирине, что это всего лишь детская сказка, метафора, которая показывает мощность убеждений. Очень важно, проходя через разные процедуры техник НЛП, заботиться о том, чтобы человек был уверен в получении результата. Я спросил Ирину о личных примерах, меняющих её убеждения. И только после этого начал делать первые шаги техники "лечение аллергии".
 Мы взяли таблетку анальгина в качестве аллергена, а аскорбиновую кислоту как антиаллерген. На инъекцию анальгина в качестве антиаллергена я предложил сок алоэ. Ирина, может быть, не очень хорошо относилась к уколам, но понимала, что в данный момент представить это ей необходимо, и верила в реальную помощь. Её вера в результат была для меня ключевой частью в этой работе. Я сделал с ней технику; и, как когда-то Саша со
 78
 Аллергия? НЛП знает выход...
 мной, спрашивал о критериях: когда экологично, а когда неэкологично принимать анальгин; если вдруг придётся, сможет ли она выпить таблетку или выдержать инъекцию? И я услышал очень уверенный ответ: "Да"! Это было не просто сказанное Ириной слово, этот ответ чувствовался в её поведении, мимике, в жестах, даже в наклоне корпуса. О конгруэнтности такой реакции не приходится и говорить! Я сразу же предложил ей выпить сначала четверть таблетки анальгина, потом ещё четверть, позже ещё и ещё. Таким образом, Ирина с лёгкостью выпила целую таблетку столько лет пугавшего её препарата.
 И что вы думаете? Всё прошло замечательно. У неё была абсолютно нормальная, естественная реакция организма!
 После такого удачного результата она даже стала считать, что всё в этой жизни возможно. Это было не только на уровне веры, но и на уровне убеждения. Ведь теперь у неё есть реальные доказательства из собственной жизни.
 Спустя год, встретившись с Ириной на мастерском курсе, я услышал рассказ о её встрече с реаниматологом. Он, оказывается, был её лучшим другом и вообще не верил в действие техник НЛП. Ирина выразила готовность на его глазах принять таблетку анальгина и, тем самым, доказать, что у неё произошли очень прочные изменения и что совершенно легко, не злоупотребляя ситуацией, может показать, как перестроился её организм, имея теперь нормальную реакцию на медикаменты. Друг-реаниматолог не поверил ей, и Ирина, не долго думая, выпила таблетку анальгина в его присутствии...
 В тот момент нужно было видеть лицо доктора, в его глазах промелькнуло удивление, возмущение, страх. Прошло около двух часов - с Ириной всё было в порядке. Позже реаниматолог признался ей, что всё равно не может понять, как это возможно.
 79
 Андрей Плигин
 Я до сих пор считаю произошедшее тогда чудом, после которого мои убеждения и вера в мощное воздействие техник НЛП стали настолько прочными, что теперь поддерживают меня даже в самых трудных случаях.
 Именно такие примеры, о которых я рассказал выше, вдохновили меня придумать свои собственные техники. Ведь, если верить, если быть очень внимательным к речи людей, хорошо слышать структуру симптомов, постараться проникнуть в глубь человеческой души, то всегда можно получить желаемый результат.
 80
 
 Андрей Плигин
 Станьте виртуозами слова
 
 "В начале было Слово..." Так звучит первая строчка евангелия от Иоанна. Наверное, я тоже мог бы начать очередную главу своей книги с этой фразы. И правда, задумывались ли вы хоть однажды о том, какова роль слова в нашей жизни, сколь велика может быть его мощь - как созидательная, так и разрушительная? Мо-
 82
 Станьте виртуозами слова
  ли нечаянно оброненная фраза изменить жизнь человека, его представления, убеждения, привычки? Насколько действенным и сильным может стать "в умелых руках" этот инструмент, которым мы все пользуемся? Ответы на эти и многие другие вопросы, я надеюсь, вы сможете найти в этой главе.
 Вообще-то понятие о слове как об инструменте, которым мы активно пользуемся в своей работе, заложено в самом названии "Нейро-лингвистическое программирование". Ведь, как вы помните, лингвистика была одним из тех трех китов - наук, на основе которых Бендлер и Гриндер, отцы-основатели НЛП, разработали в свое время новое направление практической психологии. Эффективному использованию слова в НЛП посвящена тема, называющаяся "Рефрейминг".
 Мое знакомство с рефреймингом началось в 1992 году на курсе "НЛП-Практик" под руководством таких замечательных тренеров, как Джудит Делозье и Энн Энтус. В это же время я имел возможность наблюдать работу Яна Ардуя и Питера Врицы. Именно тогда я узнал, что такое магия НЛП. Это было чудесное время, которое я с удовольствием вспоминаю. И как же завидую вам, уважаемый читатель, только начинающему знакомство с НЛП! Ведь вам предстоит сделать еще так много открытий, ожидающих любого, кто отправляется в путь познания глубин собственного "я" и межличностной коммуникации...
 А сейчас, перед тем, как продолжить наше знакомство с сокровищами, которые предлагает НЛП, - маленький анекдот.
 Как обычно рассуждает пятилетний ребенок? - "Мама все знает". А десятилетний? - "Мама не все знает". - А подросток в 15-летнем возрасте? - "Да мать вообще ничего в этой жизни не знает!" - А человек в 30 лет? - "Надо было маму слушать..."
 83
 Андрей Плигин
 Наверное, и у вас есть опыт подобного рода. Во всем, что человек начинает делать впервые, осознание подлинной глубины и значения своего действия, поступка и т. д. зачастую приходит значительно позже. "Большое видится на расстоянии". И правда, сколько в нашей жизни мы можем вспомнить ситуаций, когда по прошествии некоторого времени нас "осеняло" и мы, хлопнув себя по лбу, восклицали: "Да, теперь-то я понимаю, как это было на самом деле!.." Процесс обучения здесь не является исключением. Что-то осознается быстрее, что-то приходит потом.
 Вспоминая годы, когда я только начинал заниматься НЛП, могу сказать, что большинство новых для себя тем я в полной мере осознавал лишь спустя некоторое время. А бывало, что такое понимание наступало уже в процессе работы, когда я начинал активно использовать новый навык и вдруг приходил к осознанию феноменальных возможностей того инструмента, которым теперь обладаю.
 Но с рефреймингом всё получилось иначе: глубину, мощь, виртуозность этой техники и лёгкость её использования я осознал, сидя прямо на семинаре.
 Не могу сказать точно, от кого я впервые услышал первый рефрейминг. Помню, что это произошло на семинаре, который проводила Энн Энтус или Джудит Де-лозье (столько времени прошло!). Нам рассказали одну любопытную историю из практики семейного консультирования. Суть ее заключалась в том, что за помощью к психотерапевту обратился мужчина, недовольный поведением своей жены. Открыв дверь, он прямо с порога начал жаловаться на свою судьбу, пославшую ему "просто невыносимую" супругу, которая тратила безумное количество времени в магазинах, выбирая и рассматривая товары. Затем этот человек очень долго и подробно разъяснял, в чём заключается главный недостаток его жены, и говорил о том, что просто ненавидит хождение с ней за покупками, подтверждая свои слова примерами
 84
 Станьте виртуозами слова
 ее "ужасного" поведения в магазинах. Мужчина также сказал, что всегда, когда они вдвоем приходят выбирать какую-нибудь вещь, он заранее начинает очень сильно нервничать и злиться, потому что наверняка знает, как будет вести себя его супруга: примерив одну вещь, она обязательно возьмёт другую, потом третью, четвёртую, пятую... В конце концов, муж пытался любым способом выпроводить её из магазина, говоря, что у них нет времени, что они уже потеряли полдня и так далее, результатом чего обычно бывала ссора. Постоянные скандалы, в свою очередь, приводили к тому, что отношения в семье все более и более разлаживались...
 Выслушав эту душещипательную историю (мне кажется, многие из нас сталкивались с чем-то подобным в своей жизни), консультант задумался и спросил: "Правильно ли я понимаю, что ваша жена, приходя в магазин, подолгу выбирает покупки - смотрит то одно, то другое, то третье?" Мужчина ответил, что именно так все и происходит. Затем психотерапевт сделал паузу и произнёс: "Теперь-то я понимаю, почему из всех мужчин, которые окружали её, она выбрала именно вас". После чего в помещении воцарилась тишина: мужчина долго и удивленно смотрел на консультанта, как бы пытаясь осознать нечто важное, что до этого просто не приходило ему в голову. В результате небольшой словесной "операции" у него полностью поменялось представление о ситуации, которая не только перестала восприниматься им как негативная, а наоборот, приобрела положительный смысл и важное значение в личностном опыте. Конечно, в условиях реальной консультации, особенно в области психотерапии, одного только слова часто бывает недостаточно. Однако именно такое слово нередко становится тем последним аргументом, который перетягивает чашу весов, и в результате в сознании клиента происходят сильные глубинные изменения.
 85
 Андрей Плигин
 Так начиналось моё знакомство с искусством речевого рефрейминга. Я подумал: "Не зря говорится, что все гениальное - просто!" Ведь, используя этот прием, можно легко и изящно менять мнение человека о той или иной ситуации, можно перестраивать своё собственное отношение к тому, что считается плохим, ненужным, усложняет жизнь. В конце концов, можно просто рассмеяться и поднять настроение себе и другим! За несколько мгновений я осознал, что это как раз и есть тот самый инструмент, в поисках которого я находился уже долгое время, пытаясь добиться более эффективного взаимодействия с людьми. И я решил, что овладение этой техникой позволит мне делать в своей работе уникальные вещи и, может быть, достичь результатов, о которых я мог раньше только мечтать. Не мешкая, я приступил к практике: забрасывая рефреймингами своих друзей и знакомых, я старался делать это как можно более легко и непринужденно. И вскоре начал замечать, что люди вокруг меня каким-то образом преображаются, а на их лицах все чаще появляется улыбка. Они же, в свою очередь, позже признавались, что тоже почувствовали, как во мне "что-то изменилось". Я слышал удивленные отзывы: "Андрей, по-моему, ты изменился. Но мне это нравится!" На самом деле эта новая черта, приобретённая мной на памятном семинаре, имеет в НЛП свое название: "встроенный рефрейминг внутри".
 Наверное, вы, уважаемый читатель, уже догадались, что означает этот иностранный термин "рефрейминг" (геггат-т§). Может быть, он тяжеловат для восприятия, однако очень удобен в использовании. С английского это слово буквально переводится как "изменение рамки". И вы, вероятно, догадались, о чём здесь идёт речь: о границах восприятия. Использование рефрейминга позволяет нам в речи человека уловить существующее в его сознании
 86
 Станьте виртуозами слова
 убеждение, скажем, негативное, и затем попробовать с по-мошью определённых слов заменить его на позитивное.
 рефреймингу меня ассоциируется с путешествием по картинной галерее. Когда вы идёте по залам, ваше внимание привлекает то одна, то другая картина. При этом иногда изображение на полотне так очаровывает, что вы находите в нем даже личностный смысл. Это могут быть какие-то детали первого или второго плана, которые не сразу бросаются в глаза. Однако в один прекрасный момент они вдруг начинают наполняться для вас особым, может быть, отличным от замысла художника содержанием, во многом основанным на собственном опыте, и картина не оставляет вас равнодушным. И уже невозможно пройти мимо: полотно буквально притягивает, манит. Вы на секундочку останавливаетесь напротив и вдруг перестаёте замечать все вокруг: вы остаетесь наедине с картиной, пытаясь почувствовать её и проникнуть в какой-то тайный смысл, который в ней скрыт.
 Позволю себе еще одно небольшое лирическое отступление. Однажды хорошо известные вам герои А. Ко-нан-Дойла Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились на загородную прогулку. Поставив с вечера палатку на берегу неторопливой Темзы, друзья решили переночевать, чтобы утром, на ранней зорьке, приступить к рыбалке. Ночь была тёмная и холодная. Посреди ночи доктор Ватсон, почувствовав, что замёрз, проснулся. Оказалось, что его друг тоже не спит. "Посмотрите, Холмс, какое прекрасное звездное небо! - произнес, поежившись, Ватсон. - Что бы это, по вашему мнению, могло значить? - продолжил он. - Вероятно, завтра будет прекрасная погода?" Последовало молчание, после чего раздался голос Холмса: "Для меня, мой друг, это означает только одно: кто-то забрал себе нашу палатку".
 Для меня это метафора рефрейминга смысла. Когда Мы ограничены в своем восприятии только одним, пря-
 87
 I
 Андрей Плигин
 мым значением (например, "моя жена слишком долго ходит по магазинам" или, как в приведенном анекдоте, "чистое небо - к хорошей погоде"), то можем не заметить некоторых других его граней, упустив) из вида что-то глубинное и важное. Так происходит, практически, со всем на свете. Когда мы перечитываем знакомую с детства книгу, то вдруг начинаем как-то по-другому её воспринимать: меняется смысл...
 Имея стойкие убеждения о том, что такое жизнь, любовь, что значит хорошо, а что плохо, мы часто можем, встречая разных людей, менять свою точку зрения, расширять свое понимание различных понятий или распространённых убеждений. Общаясь с людьми, мы открываем новые грани, находим новый смысл в чем-то уже вроде бы хорошо знакомом. Это и называется накоплением опыта, сокровищем, позволяющим людям, наделенным этим даром, принимать наиболее оптимальные решения и находить выход из самых сложных жизненных ситуаций.
 Для того чтобы этим искусством могли овладеть и мы с вами, в НЛП был создан инструмент - рефрейминг, позволяющий очень быстро менять смысл фразы, делая так, что у человека возникает ещё одно видение ситуации или отношение к ней. В результате человек получает возможность более широкого выбора в жизни, шанс использовать то новое, что он увидел в таком ракурсе.
 Наверное, одна из самых важных идей НЛП заключается в том, что Ното 8ар1епз - это существо, которое всегда и во всём видит или пытается найти некоторый смысл. Если нам в руки попадает чистый лист бумаги, то через некоторое время мы попытаемся понять, зачем он нам нужен, что можно с ним сделать. Человек очень быстро начинает наделять значением всё, что его окружает. И поэтому, невозможно стать специалистом в области коммуникации, если не научишься работать с этим свойством:
 88
 Станьте виртуозами слова
 замечать, как люди определяют для себя смысл того или иного понятия, действия, события в жизни.
 Если у вас есть хоть какой-нибудь серьёзный опыт в области межличностной коммуникации и вы по профессии продавец, менеджер, консультант, психотерапевт, учитель, психолог или врач - другими словами, если вы работаете там, где очень важным компонентом служит общение с людьми, то очень скоро вы убедитесь, что человек, общаясь с вами, так или иначе высказывает различные существующие в его сознании убеждения. Одни из них демонстрируют его гибкость и свободу, а другие - его ограниченность. Поэтому в процессе общения может случиться так, что невозможно продвинуться дальше, прийти к партнёрскому соглашению, найти компромисс, новое решение в переговорах. Что же тогда делать? Нужно обнаружить позитивный смысл, который лежит в основе того или иного убеждения партнера.
 Нам необходимо бывает создать ситуацию "выигрыш - выигрыш", когда в плюсе оказываюсь и я, и мой партнер. Для этого важно научиться распознавать свойства убеждений, которые человек обнаруживает в своей речи: их ограниченность или, наоборот, их богатство и свободу. И стремиться буквально "жонглировать" оттенками их смысла, помогая своему собеседнику обнаруживать большее количество альтернативных решений, расширяя тем самым его понимание тех или иных понятий,явлений,ситуаций.
 Однако, если вернуться к метафоре путешествия по картинной галерее, то следует заметить, что с нами иногда случаются удивительные вещи, которые мы часто недооцениваем. Картина привораживает и притягивает тебя, словно магнит, а оказывается, произошло это только потому, что тебя привлекла ее необычная рамка. "Посмотрите, как красиво! - восхищаемся мы. - Это рамка в стиле барокко или рококо? А, может быть, это творе-
 89
 Андрей Плигин
 ние мастера эпохи ренессанса? Однако несомненно, что это также принадлежит высокому искусству!" Но почему мы заговорили об этом?
 Рамка, фон или "обрамление" той или иной ситуации нередко оказывается в фокусе нашего внимания. Ни один смысл, ни одно явление, ни'одно событие в нашей жизни не существует вне, как принято говорить в НЛП, определённого контекста. И часто то решение, которое подходит для одной ситуации, может быть совершенно неприемлемым для другой.
 Удачной метафорой, наглядно раскрывающей значение и соотношение рамки и контекста, может служить принцип "фигура-фон" в Гештальте. Знаете, есть такие картинки: когда на них смотришь, то сначала видишь только одно изображение, а затем, по мере "вглядывания" взору открывается совсем другой, часто неожиданный образ - и страшная "баба-яга" преображается в прекрасную леди.
 
 
 Принцип Гештальта очень прост: кроме фигуры, есть ещё и фон. Фон - это тоже фигура. И когда начинает разрушаться тот визуальный стереотип, который появился первым, ты получаешь возможность видеть вторую картинку. Таким образом, можно сказать, что каж-
 90
 Станьте виртуозами слова
 дая фигура является фоном для другой. Если мы видим вазу, то два лица воспринимаются нами в данном случае как фон. Если же мы видим лица, то фоном служит белое пятно в центре, которым обрамлены контуры лиц. В этом и кроется загадка удивительных превращений, основанных на идее рамки и картины: когда смотришь на картину, вторичной оказывается рамка. Если же внимание переключается на рамку, то остальное изображение "ускользает" от нашего взора, переставая быть столь сильным и значимым. Эти особенности нашего восприятия, заключающиеся в возможности перемещать фокус своего внимания, могут быть нашими помощниками или, наоборот, причиной нашей ограниченности, "зацикливания" и потери способности находить выход из той или иной жизненной ситуации.
 Для консультанта в таком случае необходимо услышать то, что действительно говорит человек, и, взяв себе на вооружение какое-либо его отдельное убеждение, очень быстро, буквально на "раз, два, три", начать "жонглировать" и фигурой, и фоном, работая как с рамкой, так и с картиной. Иными словами, стать для клиента его проводником в этой "картинной галерее": обратить внимание на несколько иной и особый смысл привычного, а иногда и показать его уникальность, чтобы даже "невзрачная" картина стала для него очень привлекательной в рамках данного контекста.
 В своем общении с клиентами мы часто слышим следующие фразы: "Я очень некрасивый...", "Я слишком прямолинейный...", "Я слишком застенчивый...", "Я слишком медлительный...", "Я слишком никчёмный...", "Я слишком ленивый...", "Я слишком добрый...", "Я слишком злой...", "Я слишком толстый...", "Я слишком худой..." Этот перечень можно продолжать еще долго, но вы, наверное, уже уловили основной смысл (убеждение) этих речевых формул, заключающийся в слове
 91
 Андрей Плигин
 "слишком". Кстати, нам тоже часто говорят: "Ваш проект слишком расплывчатый (детальный, объёмный)", "Ваша книга слишком упрощенная (поверхностная)". Но надо понимать, что всё то, что люди считают "слишком", - это взгляд только из одной перспективы, только под определенным углом зрения. И талант коммуникатора заключается в том, чтобы не попасться на эту удочку. Не бросаться давать свои советы, услышав: "Я слишком...", а переключить внимание клиента так, чтобы он увидел новые грани, нашел возможность иной оценки данной ситуации.
 По окончании семинара-тренинга по курсу "НЛП-Практик" моя замечательная коллега, Елена, пришла ко мне и сказала:
 - Знаешь, Андрей, вот ты всем говоришь, что НЛП - такая "мощная штука", такой эффективный инструмент... Ты рассказываешь, что в НЛП хорошо разработаны методы сбора информации, основанные на использовании консультантом виртуозности языка, умения слышать и слушать. А как мне быть? Мой 6-летний ребёнок всё время по утрам говорит: "Мама, я не хочу есть манную кашу, потому что храбрые индейцы манную кашу не едят!"
 Выслушав это, у меня моментально родился рефрей-минг. Я предложил в этой ситуации сделать следующее:
 - Скажи своему ребенку, что он совершенно прав. Храбрые индейцы манную кашу не едят. Манную кашу едят вожди!
 Прошло немного времени. Елена снова пришла ко мне и сказала, что эти слова изменили всю "концепцию" поведения ее 6-летнего сына. Во всяком случае, каждый день ребёнок ест манную кашу с большим удовольствием: ему очень понравилась сама идея о том, что он может стать вождем.
 Этот маленький бытовой эпизод с предельной ясностью показывает, что часто не нужно ничего менять в опыте человека, следует только помочь ему обнаружить
 92
 Станьте виртуозами слова
 возможность иного образа мышления в привычном контексте, увидеть новую перспективу. Не разрушая убеждений, можно мягко переключить, сместить фокус его внимания на что-то другое.
 А мы нередко в своей жизни пытаемся именно переубедить другого человека, дать ему какое-то иное, "правильное" убеждение и заставить принять его. И многие из нас полагают, что если у них в руках есть такое единственно верное решение, то смысл всей нашей жизни состоит в том, чтобы навязать его другому человеку. Я специально немного утрирую, однако замечаю это постоянно, на каждом шагу: в отношениях "начальник - подчинённый", "муж - жена", "родители - дети" (друзья, партнёры, коллеги). Мы пытаемся отстоять свою точку зрения просто потому, что нам необходимо иметь собственное мнение. Но вот удивительная вещь: само по себе убеждение "хорошо иметь свою точку зрения" не предполагает того, что ее обязательно нужно навязывать кому-то другому! Конечно, иметь свою позицию, свой взгляд на вещи очень полезно. Но гораздо полезнее научиться слышать других людей, не отказываясь от своего мнения. Может быть, в определенный момент его просто необходимо высказать, однако не стоит при этом отвергать возможность найти вместе с другим человеком совершенно иную палитру, целую гамму различных потенциальных решений. И для этого ни в коем случае нельзя разрушать убеждение, которое есть у другого человека.
 Идея НЛП состоит в том, чтобы предложить человеку выбор из множества различных вариантов или же привести пример, позволяющий изменить его восприятие, предположим, негативное заменить на позитивное.
 Иногда рефрейминг просто позволяет человеку расслабиться, взглянуть на что-то "со стороны" и пойти дальше. Посмеяться над самим собой, над ситуацией. Это дает
 93
 Андрей Плигин
 возможность выйти из состояния "зацикленное(tm)", переключить внимание на что-то более серьёзное, важное.
 Я вспоминаю своего друга, который работал учителем физкультуры. Он как-то пришел ко мне и сказал:
 - Что мне делать? Я очень ленивый, слишком ленивый...
 Причём его физическое состояние свидетельствовало о том, что для него это обстоятельство, скорее всего, и не является грандиозной проблемой, однако представляет некоторую сложность. Часто бывает так, что подобное убеждение, находящее свое выражение в речи человека, не соответствует действительности. Может быть, он не может написать свою дипломную работу или статью, подготовить семинар, завершить проект или даже начать новую жизнь по причинам, от него не зависящим. И человек делает сверхвывод о том, например, что он слишком ленив. У него рождается идея: "Раз я ленивый, значит вообще всё плохо". И этим усугубляет своё положение. В такой ситуации консультант не может работать с ленью, ведь это понятие относительное: сегодня она есть, завтра её нет. По существу всегда есть причина, следствием которой и является то или иное сверхобобщение. Этих причин - сотни. Возможно, что-то ему мешает сосредоточиться, существует некоторый внутренний барьер. А, может, у него есть более важное дело, и он всё время думает о нём и не может прежде его выполнения приступить ни к чему другому. Часто подобное убеждение, начинающееся со слов "я слишком", вообще не имеет никакого отношения к подлинной причине, которая стоит за состоянием недовольства собой. И случается так, что брошенный вскользь рефрейминг разрушает эту "оболочку" - и настроение, физиология, отношение человека к ситуации изменяются, что позволяет перейти к решению существующей проблемы.
 94
 Станьте виртуозами слова
 Так вот, когда мой друг произнёс: "Я слишком ленивый...", я ответил следующим образом: "Что может быть лучше для детей, чем ленивый учитель физкультуры?" Его реакция была мгновенной: раздался громкий хохот. Он рассмеялся, и, что самое удивительное, мы больше об этом даже и не вспоминали.
 Человек уже не говорил о своем обобщении как об окончательном приговоре: "Я слишком ленивый..." В этом смысле способность разрушить сверхобобщение, определённое чёткое убеждение позволяет продвинуться по пути реального решения проблемы - той внутренней задачи, с которой к вам пришёл человек или с которой вы столкнулись в процессе консультации.
 В качестве показательного примера эффективности использования техники рефрейминга, или речевого переформирования, можно привести случаи из жизни знаменитых людей. Следует заметить, что очень многие из них бессознательно владели этой техникой в совершенстве. И правда, ведь все гениальные открытия были сделаны в определённой ситуации, в некотором научном или жизненном контексте. Для того чтобы выйти за рамки, чтобы открыть что-то новое, необходимо было либо переформировать смысл контекста, либо изменить сам контекст. К примеру, для того чтобы появилась геометрия Лобачевского, было необходимо выйти за рамки положений геометрии Евклида. Для создания теории относительности требовалось расширить представления ньютоновской механики. И так в любом гениальном открытии. Либо требовалось изменить ситуацию, которая существовала, или сложившиеся убеждения. Люди, которых мы считаем гениальными, обладали гибкостью мышления, что позволяло им выходить за рамки привычных представлений, находя и предлагая что-то новое. Можно сказать, что они всегда использовали возможности для применения рефрейминга. Условно
 95
 Андрей Плигин
 говоря, если вместо шахматных фигур на доске были бы расставлены другие предметы, то сама игра приобрела бы в такой ситуации новый смысл.
 У меня есть друг, Валентин Юров, который сейчас проживает в Швеции. Он замечательный журналист и очень давно серьезно занимается НЛП. Однажды он рассказал мне два интересных примера использования рефрейминга, которые меня в своё время потрясли. Хотя я уже слышал об этих случаях, но никогда не оценивал их с точки зрения употребления рефрейминга (понимаете, как в самой этой ситуации изменилось мое восприятие привычного контекста?). Поскольку мой друг интересуется жизнью замечательных людей, у него есть хобби коллекционировать разные увлекательные истории о них. И вот однажды в процессе нашей беседы об НЛП, мы пришли к выводу, что огромное количество известных людей пользовались в своей жизни тем, что мы сейчас называем рефреймингом.
 В качестве иллюстрации своей мысли я хотел бы привести историю с Наполеоном, которую как пример эффективного использования рефрейминга рассказал мне Валентин. Когда победоносный французский император собирался завоевать Италию, у него была совершенно измученная, продрогшая среди альпийских снегов, голодная армия. Никто не знал, что делать: командиры вообще не верили, что солдаты смогут пойти дальше. Солдаты отказывались выполнять приказы и не хотели ничего, кроме как вдоволь поесть и выспаться. Армия была измождена, и все призывы военачальников вызывали только протест. И тогда Наполеон решил собрать всю свою армию. Трудно было представить, что даже он сможет сказать нечто такое, после чего все воспрянут духом и армия будет снова боеспособной. Но Наполеон собрал войска, встал на возвышение и начал свою речь, в точности описывая горькую правду о сложившейся ситуации:
 96
 Станьте виртуозами слова
 - Я знаю, что вы действительно голодны. И каждый сказал себе: "Да, это так".
 Оглядев изможденные лица солдат, Наполеон продолжал:
 - Я знаю, что вы сильно устали.
 И все снова внутренне согласились со словами императора.
 - Я знаю, что вы очень давно не ели и не получали жалование. Я знаю, что вам не хватает теплой одежды...
 Наполеон долго перечислял то, чего сейчас нет у его солдат, и они видели, что он действительно прекрасно понимает их чувства разочарования, усталости и апатии. В заключение своей речи он добавил:
 - Вы представляете себе, когда вернётесь домой, что скажут ваши жены и дети, которые ждут вас героями? Вы хотите прийти героями? Вы хотите вернуться богатыми? Вы хотите стать счастливыми?
 И в этот момент армия как будто проснулась: было видно, как меняются лица людей, на них появляется выражение заинтересованности. Однако у многих на сердце все еще лежала тяжесть неверия и сомнения. По выстроившимся на поле шеренгам, словно волна охватившего всех возбуждения, пробежал шепот:
 - О чём он говорит? Разве это возможно?
 И тогда Наполеон, дождавшись наступления напряженной тишины, сказал:
 - В Италии, которая сейчас лежит перед вами, жарко, и теплая одежда вам не понадобится. Это богатая фруктами страна, и урожай уже созрел к вашему приходу. Когда мы придем туда, то все получат столько пи-Щи, сколько захотят. Кроме того, в Италии очень много золота. Я разрешаю каждому солдату унести его столько, сколько он сможет!
 Выступление Наполеона завершилось всеобщей ова-Цией и ликованием:
 97
 4-3227
 Андрей Плигин
 - Ура! Да здравствует Бонапарт!
 И люди, которые пять минут назад были отчаявшимися и не могли двинуться дальше ни на шаг, пошли за своим полководцем и впоследствии захватили Италию...
 Обсуждая речь Наполеона, можно спорить о том, стоило ли было завоёвывать Италию и отдавать ее на разграбление голодным полчищам. Но я хочу обратить внимание на другое: великие ораторы часто умели вдохновлять людей всего несколькими фразами. Одним из инструментов, которым они пользовались для этого, был рефрейминг. Он помогает самую тяжёлую, безнадёжную и отвратительную ситуацию сделать выигрышной. Эти люди умели, встретив трудность или потерпев неудачу, говорить себе: "Да, этот случай был для меня полезным... Да, сегодня я проиграл и не достиг, чего хотел. Это значит, что я смогу использовать этот опыт в дальнейшем. До настоящего момента я не умел находить выход из таких ситуаций, следовательно, мне стоит кое-чему научиться, развить в себе новые качества, чтобы мои действия стали более успешными в подобных случаях в будущем". Те, кто научился так думать искренне, - это удивительные люди, потому что любая стрессовая ситуация или неудача перестала быть для них пыткой. Она стала для них хорошим стимулом, школой, очередным этапом развития, новым шагом вперёд.
 Что происходит с человеком в сложном положении? Человек как будто попадает в западню: испытывает негативные эмоции, сидит на одном месте, говорит, что всё плохо - и сама ситуация ужасная, и то, что случилось, никуда не годится. От этого становится ещё тяжелее, и ему, наконец, необходимо вырваться из этого заколдованного круга. Человек может говорить во внутреннем диалоге (Ад) много всего, сетуя на свое положение и пытаясь утешить самого себя, но при этом ничего не меняет-
 98
 Станьте виртуозами слова
 сЯ цем больше он общается сам с собой на эту тему, тем глубже погружается в трясину апатии и безысходности...
 Я специально сгущаю краски в этом примере. Мне встречались сотни таких людей, которые приходили ко мне на консультацию. Талант коммуникатора, по-моему, состоит в том, чтобы очень быстро переключить внимание человека, вытащить его из стопора и направить его мышление в совершенно другую сторону:
 - Может быть, прекрасно, что эта сложная ситуация возникла именно сейчас, а, скажем, не через год?
 - А что было бы, если бы трудности появились через год? Вдруг это привело бы к гораздо более печальным последствиям? Возможно, стоит заняться их преодолением прямо сейчас?
 Нередко в своей работе я сталкиваюсь с такого рода случаями. Например, два партнёра решили создать фирму: сложили деньги, оформили все необходимые документы и начали заниматься покупкой офиса. Потом выясняется, что у них совершенно разные взгляды на жизнь: на то, как строить бизнес, как общаться с людьми. То, что является ценностью для одного, оказывается совершенно не значимым для другого. Такое часто случается в жизни. Люди встречаются и расстаются...
 И вот такой человек приходит и говорит:
 - Нет, это какой-то кошмар! Опять неудача. Мы только месяц назад начали, казалось бы, делать общее дело, а теперь мы делим деньги, и я опять остаюсь без партнера...
 В подобной ситуации я часто говорю, что, может быть, было гораздо лучше осознать это сейчас, пока вы ещё не успели ничего сделать? И тогда имеет смысл найти того человека, с которым вам по пути? И собеседник на минуту задумывается: "И правда, может, здорово, что это произошло именно сейчас?" И моментально меняет-
 99
 Андрей Плигин
 ся настроение, отношение к ситуации и понимание того, что происходит в жизни.
 Я хотел бы привести ещё один интересный пример использования рефрейминга смысла, на который мы с Валентином обратили внимание. Кажется, это случилось с Луи Пастером. К учёному пришёл один из его учеников и сказал:
 - Какая несправедливость! Всем исследователям везёт. Например, Ньютону яблоко на голову упало, и он открытие сделал. Люди совершают открытия во сне. Всем везёт! Уснул - и готово. Обратил на что-то внимание, нашёл что-то сходное, некоторую закономерность и стал знаменитым. И все это случайности, случайности, случайности...
 Луи Пастер внимательно выслушал своего ученика, а затем сказал:
 - Да, везение - это гениальная вещь! Без него никакие открытия не совершаются. Действительно, очень важно, чтобы человеку везло. Но ведь обратите внимание - кому везёт...
 Лицо ученика вытянулось, и он задумался, почему именно таким людям сопутствует удача.
 Великий Станиславский в подобных случаях, если вы помните, говорил, что "талант - это 99 процентов пота и только 1 процент одарённости". Давайте и мы вслед за тем учеником Пастера обратим внимание на то, что "везёт" в жизни, как правило, людям, которые очень много работают и делают все для того, чтобы свершилось чудо. Любое "везение" необходимо очень хорошо спланировать, чтобы именно в нужный момент оно "само по себе" осуществилось. А если мы будем уповать исключительно на удачу, то с нами может произойти тот же случай, что и с персонажем анекдота, который в своих молитвах ежедневно упрашивал Бога помочь ему выиграть в лотерее.
 100
 Станьте виртуозами слова
 Он молился столь усердно, что был услышан в "небесной канцелярии", и вот уже все ангелы и прочие умоляют Бога: "Владыко, ну смилостивись, пожалей этого человека, помоги ему выиграть, он так просит тебя об этом!" На что Всевышний с прискорбием отвечает: "Да я бы и сам рад, но он хотя бы сначала лотерейный билет купил!"
 Как вы думаете, повезло ли этому бедняге?..
 Однажды я был свидетелем интересной сцены. У меня 13 лет педагогического стажа, из которых уже в общей сложности 7 лет я проработал директором школы. Несмотря на то, что эта профессия мной обожаема, я признаю, что и в нашей сфере не обходится без эксцессов. Ведь не секрет, что школа служит зеркалом нашего, скажем, не совсем благополучного общества. На моей памяти был случай, когда одна уже достаточно пожилая учительница не хотела уходить из школы. От неё все давно устали - и учителя, и особенно ученики, к которым она постоянно цеплялась, выставляя их на всеобщий позор. Поэтому все предпочитали обходить её стороной. Эта женщина была преподавателем истории. И вот однажды ее конфликт со школьниками привёл к ситуации, которую даже трудно себе вообразить. Она поймала в коридоре ученика 7-го класса, у которого были длинные волосы, и попыталась отстричь ножницами несколько прядей, чтобы заставить пойти его в парикмахерскую. При этом она очень громко кричала, расточая ругательства налево и направо. Из всей ее речи явствовало, что так ходить в школу нельзя, потому что это верх неприличия.
 Интересно, если вдуматься в то, чего она добивалась, то за ее действиями можно обнаружить некоторое позитивное намерение: она хотела, чтобы школьник выглядел опрятно. Однако здесь есть один существенный момент, который, вероятно, вы уже подметили. "Опрятно" - в её понимании, в её представлении о том, как это может или должно быть. Не стоит говорить, что
 101
 Андрей Плигин
 её убеждения совершенно не совпадают с тем, что модно или престижно среди подростков, у которых всегда существует собственная субкультура - своё общество с особым языком и манерой общения, где происходит становление их взрослой жизни. Наверное, этот подросток хотел таким образом утвердиться в своем коллективе. И что же произошло? Пожилая учительница, умудренная сединами, поспешила "исправить" ребенка по своему вкусу, в буквальном смысле попытавшись "скроить" из него нового человека при помощи ножниц. К сожалению, представление о том, что кого-то можно насильно заставить быть счастливым, опрятным или красивым, является очень распространённым и присуще, как показывает опыт, не только героине этой истории. Если всмотреться в корень произошедшего, то смысл поведения участников этой сцены состоит в конфликте двух разных, причем, у каждого по-своему позитивных намерений. То же самое происходит, когда мы даём советы и пытаемся навязать свой собственный стереотип поведения или мышления другому человеку.
 В этой ситуации, как и в случае с Наполеоном, мы не решаем, стоит кого-то осуждать или нет. Когда мои коллеги, другие учителя, попытались объяснить ей, что ее действия неприемлемы, что она переходит границы дозволенного, это ее не убедило. Она считала, что поступает справедливо: только так и должен действовать педагог, отстаивающий подлинные школьные идеалы. Ведь только она заботилась о дисциплине, порядке, престиже и внешнем виде учащихся. И если бы не она, то школа бы рухнула, развалилась! Подумайте, как в данном случае этот человек перенёс свои собственные стереотипы мышления, взгляды, принципы и убеждения на всю школу!

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу