<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 И вот в этот момент я стал свидетелем совершенно уникального рефрейминга, который серьезно изменил отношения этой учительницы со школьниками. Как раз, когда
 102
 Станьте виртуозами слова
 она боролась с "нарушителем благопристойности" с ножницами в руках, к ней подошла её сослуживица и сказала:
 - Светлана Васильевна, вы считаете, что у него слишком длинные волосы?
 Повернувшись к коллеге и продолжая свою борьбу, та ответила:
 - Да, конечно! Посмотрите! Это же полное безобразие! И тогда последовал новый вопрос:
 - Ведь вы же историк?
 - Да, разумеется!
 - А как же тогда быть с хаером Маркса?
 От неожиданности изумленная учительница выронила ножницы из рук и на какой-то момент даже не поняла, о чём её спрашивают. Она совершенно не могла взять в толк, причём здесь Маркс? Однако они стояли напротив её кабинета, и в дверной проем был хорошо виден расположенный над школьной доской огромный портрет Маркса с волосами гораздо ниже плеч. Светлана Васильевна отпустила бедного взъерошенного паренька и ответила что-то несуразное, а затем надолго уединилась в своём кабинете. Говорят, что она даже расплакалась. Но через несколько уроков подошла к той самой учительнице, что задала ей свой коварный вопрос, и призналась:
 - Послушайте, а ведь я никогда над этим не задумывалась! И правда: у Маркса длинные волосы! Это, наверное, в Германии тогда модно было? Или, может быть, он тоже хотел выделиться!?
 Вероятно, кто-то скажет, что этот пример не очень показателен с точки зрения использования рефрейминга. Мало ли бывает конфликтных ситуаций. Что в этой истории особенного? Однако эта женщина, во всяком случае после всего произошедшего, раз и навсегда перестала обращать внимание на внешний вид детей и пытаться его исправить. Конечно, один случай не мог изменить чело-
 103
 Андрей Плигин (
 века в целом. В конце концов, год спустя она ушла из школы. Но, так или иначе, фраза, брошенная коллегой, очень сильно повлияла на её восприятие ситуации. И мне кажется, что для неё это явилось определенным шагом на пути пересмотра своих взглядов на окружающую действительность, отличавшихся излишней категоричностью. Однажды она даже сама призналась в этом:
 - Как же так? Я столько раз смотрела на эту фотографию и никогда не замечала, что у Маркса длинные волосы!
 На что мы ответили:
 - Просто вы о Марксе по-другому думали. Он представляет для вас совершенно иную ценность.
 И это был ещё один совсем маленький, едва ощутимый рефрейминг...
 На самом деле, рефрейминг - это мостик, который возникает между двумя сторонами, не понимающими друг друга. Если мы можем построить его, наметить и найти новый смысл в данном контексте, то тем самым мы прокладываем дорогу, позволяющую подойти к проблемному участку с другой стороны и, оценив имеющиеся в запасе ресурсы, найти свежее неординарное решение, открыть для себя новую перспективу и возможности.
 Ваш друг говорит: "Я слишком медлительный". - "Зато ты никогда не примешь скоропалительных решений". Посмотрите на реакцию вашего собеседника! Как изменится его отношение к своим собственным словам?
 Я помню, как один мой знакомый пошутил в разговоре с девушкой, признавшейся, что она слишком скромная. В ответ он произнес: "Ну, зато тебе не грозит подцепить какую-нибудь неприличную болезнь". Та долго смеялась и совсем забыла о своей проблеме: у неё совершенно изменилось настроение.
 Мне очень понравился еще один случай. Женщина на одном из наших семинаров пожаловалась: "Я слишком
 104
 Станьте виртуозами слова
 полная". На что ей ответили: "Знаете, не бывает слишком полных женщин, бывают мужчины без фантазии". Ей это очень польстило, и она буквально расцвела.
 Люди говорят: "Я слишком быстро все забываю". - "Это всего лишь означает, что ваш мозг умеет избавляться от ненужной информации". "Я слишком занудный". - "Зато кропотливый и педантичный. Ты не упустишь ни одного момента, который по-настоящему важен, и, возможно, тебе полезно выбрать такую профессию, в которой это качество может быть высоко оценено. Наверняка, из тебя получится хороший эксперт?"
 Рефрейминг применим в разных сферах, особенно в бизнесе. Я помню, как в одной компании служащих, которую я консультировал, продавцы жаловались, что не знают, как и что отвечать покупателям. Им часто предъявляли такие претензии: "Раз вы не предоставляете скидок, значит вы - несерьёзная компания". На это у меня сходу возникло несколько вариантов рефрейминга. Я предложил им попробовать ответить примерно следующее: "Вы знаете, мне казалось, что скидки дают тому товару, который слишком долго залежался". Можно было возразить и так: "Разве? Вы знаете, а я всегда считал, что скидки обычно предоставляют на тот товар, который плохо продаётся..." И так далее...
 Таким образом, эту ситуацию можно было "перевернуть в обратную сторону, сказав: "Я правильно понимаю, что абсолютно все фирмы, которые предоставляют скидки, для вас являются серьёзными?" При этом можно заметить, что многие из подобных компаний продают "кота в мешке", торгуют непонятно чем. И они могут предложить какое-угодно количество скидок, только стоит попросить... Тогда покупатель начинает задумываться: "Да-а, что-то в этом моем убеждении, наверное, не так", - и начинает мыслить менее категорично. А затем у него сами по себе начинают всплывать в памяти
 105
 Андрей Плигин
 различные примеры того, когда случалось в точности наоборот. Когда люди смотрят одновременно на противоположные явления, уровень требования снижается!
 С работниками этой компании мы проделали и другое полезное упражнение. Я предложил им записать те неоправданные претензии покупателей, на которые требовалось научиться возражать. Эта фирма продавала напольные покрытия, причём действительно очень качественные. Продавцы просто не всегда умели удачно парировать каверзные замечания покупателей. Ведь человек может прийти в магазин с какими угодно убеждениями и настроением, и часто вообще ничего не знает о предлагаемом товаре, особенно, если он эксклюзивный. У людей всегда есть свое собственное мнение о том, что они могут купить со скидкой. И у некоторых производителей в связи с этим возникают серьёзные трудности в сбыте своей продукции. Вообще-то любой продавец встречается с возражениями покупателей. В своей работе с сотрудниками фирмы мы не ставили своей целью научить их кем-то манипулировать, нашей задачей было показать новые варианты и способы взаимодействия с людьми в подобных ситуациях. При этом важно еще раз подчеркнуть, что убеждать другого в его неправоте абсолютно бесперспективно. Если в голове человека что-то смешалось, наложилось одно на другое, и он теперь во что бы то ни стало хочет получить эксклюзивный товар со скидкой, оправдав таким образом свои ожидания, то можно просто спросить его: "Правильно ли я вас понимаю, что серьёзность компании определяется только предоставлением скидок, а не качеством товара?"
 Мне вспоминается другая история, тоже произошедшая с моими друзьями, которая наглядно демонстрирует возможности использования рефрейминга в бизнесе. Они создали учебное заведение, специализировавшееся на обучении предпринимательской деятельности. Ин-
 106
 Станьте виртуозами слова
 ститут находился в здании школы. Мои друзья детально продумали стратегию реализации своих планов по оказанию образовательных услуг: в каждом округе Москвы, в одной из общеобразовательных школ, они открывали свое отделение и проводили набор студентов. Человек в результате мог подыскать себе тот филиал, который ему было бы удобнее посещать, - в пределах своего округа.
 Когда же они обратились в Министерство образования для получения лицензии, власти предъявили претензии, состоящие в том, что институт занимал часть помещения школ. А это, по мнению чиновников, означало, что данное учебное заведение является "несерьёзным", поскольку не имеет своего здания. Понятно, что для частного образовательного учреждения, не обладающего большими финансовыми возможностями, купить или построить здание в Москве не так-то просто. Не всякий государственный институт, даже имеющий коммерческое отделение, может позволить себе строительство здания в центре города (хотя и это утверждение - тоже убеждение, которое можно переформировать с помощью рефрейминга).
 Итак, комиссия никак не могла решиться предоставить этому вузу возможность аренды школьных помещений, утверждая, что "вы несерьёзный институт, так как пользуетесь зданиями школ и эксплуатируете их, а они, между тем, разрушаются". Возражать на это было бессмысленно, даже несмотря на то, что институт честно выплачивал арендную плату, и деньги эти шли государству. И во время беседы представителей учебного заведения с членами комиссии последние никак не могли предоставить веские аргументы, каждый раз апеллируя к своему убеждению, что это "несерьезный институт". Тогда мои Друзья, поняв, что продолжать убеждать членов комиссии в их неправоте бесперспективно, решили сесть и изложить концепцию деятельности института. В этом принял участие и я. Мы написали, что с самого начала,
 107
 Андрей Плигин
 развивая идею непрерывного образования, институт ставил перед собой целью реализацию одного из важнейших принципов системы образования, а именно: обучение должно быть приближено к месту жительства людей. Образовательная программа должна быть доступна территориально. И мы сделали вывод, что сегодня на рынке образовательных услуг именно данное учебное заведение обеспечивает такой широкий выбор филиалов.
 Вся концепция, как вы уже догадались, представляла собой рефрейминг. Ее основной идеей было то, что иметь свои филиалы на базе школы не недостаток, а преимущество. Более того, теперь это стало самым главным достоинством института. Отныне его представители с гордостью заявляли: "Да, мы - институт, который намеренно сотрудничает со школой, создавая непрерывную образовательную вертикаль "школа - вуз". Это является философией нашего учреждения, его лицом, отличительной особенностью. Ни один другой вуз не может предложить такие услуги населению".
 Что это доказывает, если вернуться к случаю с Бонапартом? Это значит, что всегда можно даже самую трудную ситуацию показать с выгодной стороны. В этом и состоит идея рефрейминга смысла.
 И когда мои друзья принесли такую концепцию в Министерство, проблема была решена в максимально сжатые сроки.
 По тому воздействию, которое оказывает на людей рефрейминг, я подразделяю его на два типа:
 1. "Весёлый" рефрейминг: поднимает настроение, позволяет выйти за рамки проблемной ситуации и дает возможность человеку взглянуть на нее с юмором.
 2. Рефрейминг, заставляющий задуматься: помогает найти и понять другой, скрытый смысл. Таким образом, мы меняем отношение людей к ситуации, делая недостаток преимуществом.
 108
 Станьте виртуозами слова
 Всем читателям я предлагаю сейчас поиграть в следу-юшие две игры. Первая основана на нахождении новой рамки. Наша цель не изменить убеждения людей, а лишь подыскать им нужный контекст. Возьмите любое свое убеждение, которое, как вам кажется, мешает в жизни.
 "Я слишком худой..."
 "Я слишком некрасивый..."
 "Я слишком медлительный..."
 "Я слишком много болею..."
 И скажите себе: "Это всего лишь значит, что..." Найдите такую ситуацию, такой контекст, где этот "недостаток" будет полезным (позитивным), и улыбнитесь!
 И второе задание. У вас всегда есть возможность думать о своей ситуации по-старому. Но, если вам действительно хочется найти альтернативное решение, изменить нечто в глубинах собственного "я" и увидеть новую перспективу, то продолжите части фраз:
 "То, что вы называете... "То, что люди называют... "То, что мне кажется...
 может означать совсем другое..."
 Например: "То, что вы называете упрямством, я называю ярко выраженной способностью отстаивать свою точку зрения". Или: "Это означает доводить свои дела до конца". Помните фильм "Дикая орхидея", где главный герой делает интересный рефрейминг, я бы сказал, с терапевтическим уклоном? Героине фильма, воспитанной в строгих пуританских традициях, он говорит: "То, что вы называете сексом, я называю любовью", - и эти слова заставляют ее серьезно задуматься...
 Попробуйте найти как можно больше разных смыслов, посмотрите на свою жизнь сквозь замечательные, разноцветные стёклышки рефрейминга!
 109
 
 Андрей Плигин
 Рефрейминг великолепно работает в медицине, в психотерапии, в искусстве общения с людьми. Безусловно, уметь пользоваться этим инструментом необходимо многим людям самых разных специальностей: врачам, бизнесменам, продавцам, а также всем тем, кто занимается переговорами. По моему мнению, это искусство является очень важным личностным качеством вообще. Я думаю, что умение "расширять рамки" помогает изменить жизнь людей существенным образом: их телесные ощущения, восприятие окружающего мира, понимание смысла жизни, наконец.
 В заключение мне хотелось бы уделить немного внимания другому аспекту применения искусства речевого рефрейминга, а именно возможностям использования этой техники в медицине.
 Глубинный рефрейминг смысла здесь состоит в том, что болезни нужно изучать, но не менее важно заниматься исследованием здоровья. Что такое здоровье? Как человек заботится о своём здоровье? Как он ощущает себя здоровым? Как некоторые люди умудряются жить много лет и при этом сохранять активность и бодрость до глубокой старости?
 Владеть техникой рефрейминга просто необходимо в общении с тяжело больным человеком, потому что часто у таких людей существует очень много негативных убеждений относительно самого себя. Воспринимая себя неспособным сопротивляться недугу, а саму болезнь как одушевлённое существо, которое обладает большей мощью и силой, чем он сам, такой человек хуже поддается лечению. Это проявляется и на уровне языкового сознания. Например, мы произносим: "Грипп меня одолел". Грипп - это болезнь вирусной этиологии. У нее нет интеллекта, а говорим мы об этом как о ком-то, обладающем силой и волей. Наш мозг способен влиять на обмен веществ, на протекание физиологических и биохи-
 .10
 Станьте виртуозами слова
 мических процессов, и сам человек обладает естественной способностью к выздоровлению. Когда мы поранили палец, мозг уже "знает", как его можно залечить: сама собой затягивается рана, и буквально через день мы забываем об этом порезе. Мне очень нравится рекомендация о том, что "от простуды можно вылечиться с помощью лекарств за 7 дней, а без них - за неделю".
 Здесь важно понять, что НЛП ни в коей мере не отвергает медикаментозного лечения: оно просто помогает людям заметить, что, кроме лекарств, есть еще собственные возможности человека и его способность быть здоровым. Всё ли время человек "зациклен" на болезни, всегда ли говорит о ней? Или же он, действительно, очень твёрдо верит в то, что уже выздоравливает, и это помогает ему обрести подлинное здоровье? Мы знаем много примеров того, как люди, которые верили в выздоровление, исцелялись от болезней, в рамках традиционной медицины считающихся неизлечимыми, и для лечения которых даже лекарств не существовало. В нашем организме есть особые механизмы, запускающие определённые биохимические реакции, и таким образом он сам может синтезировать огромное количество веществ, являющихся естественным лекарством. Значит, у нас есть возможность организовывать свои мыслительные процессы и направлять свои душевные силы так, чтобы выздороветь естественным путем. Я считаю, что это убеждение, также представляющее собой некоторый рефрейминг, позволяет помочь огромному количеству людей, которые уже утратили веру в свое исцеление и в то, что их собственный организм способен на очень многое. Я думаю, что ни один врач не будет отрицать того, что от расположения духа пациента во многом зависит и исход его лечения. Умение вселять в людей такую веру у древних врачей являлось искусством, которое сейчас почти утрачено. Когда было не так много лекарств, чтобы лечить, очень часто лечили
 111
 Андрей Плигин
 словом. И в этом смысле слово, то есть рефрейминг, может использоваться и сегодня в качестве лекарства. И здесь мне вспоминается такая притча.
 Однажды Иисус шел по дороге, и за ним следовали двое слепых и кричали: "Помилуй нас, Иисус!" Когда же вошел он в дом, слепые обступили его и умоляли, чтобы он исцелил их. И говорит им Иисус: "Веруете ли, что я могу это сделать?" И они отвечали ему: "Да, Господи!" Тогда он коснулся глаз их и сказал: "По вере вашей да будет вам". И открылись глаза их в тот же час...
 Мне кажется, что помимо получения описанных терапевтических эффектов и возможности вселять в людей веру, которая сама по себе является лекарством от многих болезней, искусство слова, то есть рефрейминг, позволяет нам также "открывать глаза" себе и другим на очень многие вещи. Овладевая техникой речевого переформирования, мы становимся более гибкими в постоянно меняющемся вокруг нас мире, способными находить новые и наиболее адекватные решения в сложившейся ситуации. Как часто, когда нас постигает неудача, нам хочется просто опустить руки. Однако попробуйте тогда воспользоваться волшебной палочкой рефрейминга - и вы увидите, как мир засияет перед вами новыми красками открывшихся возможностей...
 112
 
 Андрей Плигин
 "Тридцать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 
 Зта романтичная сентиментальная история (тогда я еще не предполагал, как все получится) произошла после одного из моих семинаров для музыкантов. Ко мне подошел один молодой человек, на вид ему было лет пятнадцать. По его серьезному лицу можно было предположить: то, с чем этот юноша решился обратиться ко мне, представляет для него существенную проблему, которая довлеет над ним уже в течение достаточно долгого времени. Из нашего разговора выяснилось, что он с детства занимался музыкой и готовился в тот момент к музыкальному конкурсу, где он собирался продемонстрировать свои способности. Молодой человек имел все предпосылки для удачного выступления: у него
 114
 "Тридцать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 были прекрасные педагоги, сам он был замечательным исполнителем в своей возрастной категории, но:
 - Мне что-то мешает играть лучше, - сказал юный музыкант задумчиво, когда я попросил его рассказать о своей проблеме.
 Оказалось, что обратиться ко мне ему посоветовала его педагог, побывавшая ранее на моем семинаре. Ей показалось, что у молодого человека есть некая сложность, мешающая ему совершенствовать своё мастерство. И она связана не с количеством занятий, а, скорее, с тем способом, с помощью которого он "входит в образ исполнителя", и с представлениями о своей игре. Как-то она сказала ему: "Качество твоей игры связано с твоим мышлением".
 Проблема, с которой ко мне обратился этот молодой человек, заставила меня задуматься над более общими вопросами. Почему одни люди достигают совершенства, а другие все время пробуксовывают, терпят неудачу? Почему мы порой зацикливаемся, делая какие-то лишние шаги там, где их, возможно, делать не нужно? Почему в процессе достижения жизненных целей некоторые испытывают гнев, раздражение, боль, страх, а не радость и воодушевление, помогающие нам действовать быстро, легко и красиво? Работа с этим юношей явилась для меня первым шагом в понимании того, как устроены наши мыслительные стратегии и каким образом они проявляются в конкретных действиях.
 То, с чего я начал свои занятия с ним, в психологии называется моделью Т.О.Т.Е. Здесь я сделаю маленькое отступление для начинающих НЛПеров.
 Аббревиатура Т.О.Т.Е. обозначает четыре шага, из которых состоит любая наша мыслительная стратегия. Эта Модель была предложена поведенческими психологами Как самая простейшая "управленческая схема" существования любого живого организма. Точки в модели Т.О.Т.Е. представляют собой простейшие функции: по-
 115
 Андрей Плигин
 становка задачи; выбор способа ее решения и осуществление различных действий для достижения цели; получение информации об успешности действий; завершение процесса и переход к решению новой задачи.
 Поэтому первое Т. (тест) - это точка "запуска", то, с чего мы вообще начинаем любое действие; бессознательная или сознательная установка цели.
 О. (операции) - действия, направленные на достижение нужного результата.
 Далее снова Т. (или второй тест процесса) - проверка, правильно ли все делается, в нужном ли направлении развиваются события, достигается ли именно та цель, которая была установлена.
 И, наконец, Е. (выход) - завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута.
 Когда юноша рассказал мне о сложностях, возникших у него с занятиями музыкой, я сразу понял, как мы будем с ними бороться - именно с помощью модели Т.О.Т.Е. По моему представлению, она наилучшим образом помогает осознать и структурировать выполнение любой задачи, устранить трудности.
 Используя эту модель, я затратил примерно 2,5 часа для того чтобы поэтапно и подробно выяснить, КАК именно юноша играет музыкальные произведения.
 - Хорошо, - сказал я, - сейчас ты расскажешь мне, как исполняешь произведение и какие сложности возникают в процессе твоей игры.
 Молодой человек, очевидно, был готов к подобного рода вопросам и ответил, практически не раздумывая:
 - У меня есть одна трудность. Я не могу правильно играть 1/32. Я не выдерживаю положенную длительность звучания, а порой и вообще сбиваюсь с такта.
 Затем, немного помолчав, с грустью добавил:
 - Эта дурацкая пауза в игре буквально рвет все музыкальное произведение на части!
 116
 "Тридиать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 По его растерянному виду и расстроенному тону, каким это было сказано, можно было предположить, что молодой человек уже устал бороться с самим собой в попытках решить проблему самостоятельно. Он обессилено откинулся в кресле, опустив взгляд на отполированные доски паркета. Примерно минуту он сидел, не произнося ни слова. Затем я поинтересовался:
 - А почему тебе вообще так важно хорошо исполнять музыкальные произведения?
 Мой вопрос вызвал у юноши недоумение.
 - Я просто начал готовиться к конкурсу и хочу стать победителем.
 - Отлично! Звучит очень убедительно и достойно. Так как у нас не было музыкального инструмента, я
 попросил его представить, что перед ним стоит рояль, что он открывает его крышку, кладёт ноты и начинает играть. Сначала парень очень удивился моему предложению, но потом действительно начал перебирать в воздухе пальцами. В это время я отмечал для себя то, как двигались его глаза, насколько были напряжены или расслаблены его мышцы, в каком состоянии он находился. Через некоторое время я заметил, что глаза его забегали, а правая нога двинулась вперед, как бы нажимая на несуществующую педаль, хотя я его об этом не просил. По движению глаз я отметил, что порой он как бы вслушивается в ту музыку, которую играет на воображаемом инструменте. Позже, когда молодой человек закончил свою мысленную "игру", я попросил его повторить, начиная с нескольких тактов, предшествовавших музыкальному моменту, с которым было связано его затруднение. Вновь приступив к игре, он неожиданно заметил:
 - О! Оказывается, я вижу перед собой нотную тетрадь, по которой разучивал это произведение.
 - Какую конкретно часть произведения ты ви-Дишь? - уточнил я.
 117
 Андрей Плигин
 Юный музыкант поднял глаза, как бы вглядываясь в воображаемые ноты. Сосредоточившись, он немного приподнялся в кресле. Затем, после некоторой паузы, выговорил ровно и твердо:
 - Я четко вижу одну музыкальную фразу - ту, которую играю в данный момент.
 Мысленно я улыбнулся. То, как старательно он стремился выполнять все мои команды, показывало, насколько важным было для юноши желание достичь результата - желание понять, в чем заключается та "сложность, связанная с мышлением", о которой сказала ему преподаватель музыки. И своим видом он не походил на человека, обреченного на неудачу. Открыв для себя возможность самопознания, исследования глубин своего "я", молодой музыкант теперь был подобен кладоискателю с компасом в руках (этим компасом, разумеется, было НЛП), отправляющемуся на поиск скрытых возможностей своей личности.
 - Хорошо, - согласился я и попросил его продолжить игру, заметив тот момент, в котором происходит сбой.
 В модели Т.О.Т.Е. - это второй тест, самая важная точка для нахождения трудностей и препятствий. Он мысленно играл до тех пор, пока мы не выяснили одну забавную закономерность. Еще за один такт до того места, где встречалась 1/32, у него начинали напрягаться плечи, кисти рук, мышцы ноги и задерживалось дыхание. И в этот самый момент внутри себя он видел, как границы музыкальных фраз, расположенных до и после 1/32, буквально размываются, а тот внутренний образ (картинка) с трезвучием, в котором есть 1/32, приближается, становится большим и затем черными крупными цифрами вспыхивает: 1/32. Я заметил, как именно в момент приближения картинки у молодого человека происходит спазм дыхания.
 18
  две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 Слушая рассказ юноши и наблюдая за его реакцией, я пришел к выводу, что мы имели дело с неуспешной микростратегией, которая каким-то образом бессознательно выработалась у юноши. На языке НЛП ее схематично можно записать так:
 Вк/К+ -> Касс, Вп, К -> Вп (1/32) / К_ -> Вп (черный цвет, большой размер), К_ и затем сбой в игре, возврат к операциям.
 Успокойтесь, уважаемые читатели. Это не тайные письмена древних ацтеков и не донесение агента Бонда в особо секретный отдел британской разведки Ми-6. Расшифровывая эту цепочку, ее можно соотнести с последовательностью действий в модели Т.О.Т.Е., а именно:
 Т1 - молодой человек представлял себя победителем на конкурсе, испытывая позитивные чувства. -> О - ассоциировался с состоянием игры, вспоминал нотные записи, играл. -> (Т2) - это происходило до тех пор, пока периферийно он не замечал 1/32 ноты, отчего начинал чувствовать себя плохо. -> (вместо успешного Е) - изменялись характеристики внутреннего образа и состояние ухудшалось. Он делал паузу.
 Когда я спросил, откуда у него такая странная реакция на 1/32, он рассказал мне историю, случившуюся с его Другом на экзамене. Его товарищ играл произведение, в котором было множество нот длительностью 1/32. Он провалил экзамен и затем описал события в самых мрачных красках. Ситуация была так живо рассказана, что Юноша как будто бы сам прожил ее. Когда же после этого °н начал исполнять произведения, где встречалась 1/32, то изначально был убежден, что у него не получится сыг-Рать эту часть произведения хорошо. И от этого чувствовал себя не очень уверенно. После рассказа я поинтересо-
 19
 Андрей Плигин
 вался у молодого человека, знает ли он кого-либо, кто может хорошо сыграть этот музыкальный отрывок.
 - Да, конечно, - ответил он, - это мой педагог. Тогда я задал ему следующий вопрос:
 - А что мешает тебе фокусироваться на удачных примерах, когда люди играют хорошо и уверенно, получая от этого удовольствие, а не вспоминать неудавшийся экзамен своего знакомого?
 Когда людям задаешь такие вопросы, они очень удивляются. Иногда наши самые действенные решения оказываются наиболее простыми, а подобные замечания позволяют выйти за пределы ограничений и приблизиться к возможности использования ресурсов - резервов, скрытых внутри нашего "я", подобных тому самому заветному кладу, на поиски которого мы с молодым человеком отправились, следуя компасу - модели Т.О.Т.Е. Теперь нам предстояло сделать небольшую остановку в пути, чтобы набраться сил для преодоления следующего отрезка и обратиться к положительному опыту в прошлом. Я попросил юношу вспомнить те случаи, когда он сталкивался с какими-то сложностями в процессе исполнения музыкальных произведений и затем успешно преодолевал их. Я попросил его буквально погрузиться в это состояние, вжиться в этот образ, почувствовать, что происходит в теле. Через несколько минут мышцы его лица расслабились, щеки порозовели, дыхание стало глубоким и ровным. Он сказал:
 - Эта некая особая легкость в руках, в этот момент очень тепло в груди, - и он указал на область солнечного сплетения.
 Затем я попросил его еще подробнее охарактеризовать своё состояние.
 - Это очень радостно, очень здорово, очень светло! - воскликнул он.
 120
 "Тридцать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 Снова обратившись к языку НЛП, можно сказать, что этот юноша показал таким образом мне свое ресурсное состояние и последовательность внутренних процессов: сначала он испытывает определенные чувства, а затем видит образы (К+/Вп). Выделив необходимую часть ресурсной стратегии, я решил закрепить ее для дальнейшего использования. Среди специалистов-НЛПеров этот шаг называется "якорением". Я попросил молодого человека погрузиться в эти чувства, побыть немного в этом дивном состоянии, ненадолго удержать этот светлый образ. В это время я положил свою руку на его плечо, связывая его внутренние переживания с моим прикосновением. Мы повторили так три или четыре раза, пока мой жест не стал вызывать в нём точно такие же внешние проявления внутреннего покоя и уверенности. Теперь он уже достаточно просто мог входить в это комфортное состояние с моей помощью. Таким образом, в нашем путевом багаже появилось новое волшебное средство из арсенала НЛП - своего рода "золотой ключик", открывающий дверь к сокровищам внутреннего опыта, ресурсам, скрытым в глубине нашего сознания.
 После этого я попросил молодого человека вновь представить зрительно нотную запись произведения, которое он собирался исполнять, и особо остановиться на тех моментах, где встречалась нота длительностью 1/32. Упоминание об этой ноте вызвало на его лице заметную гримасу неудовольствия, но, собрав волю в кулак и надеясь на правильность избранного пути, он вновь сел за воображаемый рояль, и мы продолжили наше путешествие.
 В тот момент, когда он видел злосчастную ноту, я опять прикасался к его плечу, теперь уже связывая её образ с его комфортным состоянием. Таким образом, негативный опыт прошлого уступал свое место нынешнему ощущению покоя и гармонии, что на языке НЛП обозначается как "переякорение". Я также попросил
 121
 Андрей Плигин
 юношу зрительно представить себе 2-3 музыкальные фразы так, чтобы их очертания оставались четкими и чтобы 1/32 была точно такого же размера, как и все остальные знаки в нотном ряду. Затем мы "пролистали" его нотную тетрадь и нашли те места, где встречалась злополучная 1/32. Он сказал, что таких фрагментов 8. Именно столько раз мы и повторили наш опыт, для того чтобы молодой человек научился четко видеть все музыкальные фразы вместе с камнем преткновения на нашем пути к совершенству - 1/32.
 После этого я предложил молодому человеку перейти к еще одной увлекательной игре - на этот раз с фокусом его внимания. Я просил его то сконцентрироваться исключительно на руках и сыграть один из фрагментов, удерживая позитивный якорь, то переключиться на собственное дыхание, то следить за тонусом своих мышц, то раздвигать границы внимания до пределов всего тела и отслеживать все ощущения одновременно. И мы снова и снова учились управлять его внутренними представлениями и чувствами во время исполнения музыкального произведения - так, чтобы ощущения тела и движения мысли слились в одно, один непрерывный поток, полет фантазии на крыльях вдохновения и творчества...
 На следующий день мы назначили встречу не в той же самой комнате, а в зале. Там было пианино, юноша взял свою нотную тетрадь. Прежде чем он сел за инструмент, я попросил его еще раз мысленно исполнить все произведение сначала и до конца. Сам я в это время наблюдал за его физиологическими показателями и еще раз убедился, что все части ему удается играть легко и непринужденно, находясь в комфортном состоянии. Пожалуй, в его поведении по сравнению с предыдущим днем появилось больше уверенности. "Отыграв" свое задание "на отлично", он повернулся ко мне: на его лице явственно читалось удовлетворение. Тогда я задал ему следу-
 122
 <(тридцать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 юший вопрос, целью которого было выявить его внутренний критерий завершения процесса. Мне хотелось вуяснить, КАК он сам может понять, что у него действительно хорошо получается сыграть это произведение. Вместо ответа он вновь устремил свой взор в направлении левого верхнего угла аудитории.
 - Я могу видеть у себя внутри 1/32 точно такого же размера, как и все остальные ноты! - сказал он немного погодя, как бы сам удивляясь своему открытию.
 Затем молодой музыкант сел за пианино. Он начал играть, а я снова воспользовался якорем, поддерживая то состояние, которого мы достигли на прошлом занятии. Доиграв до конца, он воскликнул:
 - Удивительно, но я ни разу не запнулся в тех местах, где была 1/32! Я просто играл и даже не вспомнил о том, что у меня раньше были какие-то сложности!
 Кажется, его восторг зримо наполнил пространство зала, в котором мы находились, и осветил его, подобно блеску драгоценного самородка, обретенного мускулистой рукой упорного кладоискателя. Спрятанное сокровище было найдено, а наш путь окончен. Но я попросил своего спутника не выпускать лопату из рук, а расширить и углубить вход в сокровищницу найденных ресурсов своего сознания, чтобы не упустить тот миг удачи, на который, однако, как известно каждому кладоискателю, не стоит особо полагаться в будущих экспедициях. Нам была необходима уверенность в том, что вход в сокровищницу не будет утерян, а "золотой ключик" всегда будет при нас.
 Я попросил его открыть ноты и найти какое-нибудь Другое произведение, где часто встречалась бы 1/32, и снова мысленно отработать музыкальный фрагмент, пребывая в том же состоянии комфорта и легкости, в котором он играл в предыдущий раз. Молодой человек опять сел за пианино и, к своему великому удивлению,
 123
 Андрей Плигин
 блестяще исполнил новое музыкальное произведение ни разу не сбившись. Мы перелистали почти всю его нотную тетрадь, силясь отыскать бывшие некогда злополучными цифры "1/32", вновь и вновь удивляясь и радуясь тому, как внезапно, словно по мановению волшебной палочки - НЛП, исчезло все то, что "мешало" моему юному другу ощутить полноценную радость творчества, свободу, которая так часто бывает ограничена в нашей деятельности, повседневной или творческой, теми мелкими неприятностями, что, наподобие цифр "1/32", вырастают для нас в неразрешимые проблемы.
 Эта история стала для меня еще одним подтверждением того, насколько тесно взаимосвязаны наши тело и разум. И как, изменив что-то в своих мыслительных стратегиях, мы можем влиять на наши поведенческие навыки. Порой мне даже кажется, что некоторым вещам можно научиться, используя только мысленное представление. Но, безусловно, процесс обучения становится более эффективным, если использовать и мыслительные, и поведенческие способности нашей нервной системы в тесной взаимосвязи друг с другом. Часто у нас есть чёткое представление о том, каким образом нужно достичь конкретную цель, но при этом может быть-недостаточно поведенческого опыта. Или, наоборот, мы повторяем какое-то действие безумное количество раз, выработав стереотип поведения, но не достигая желаемого результата. Не полезнее было бы в таком случае разобраться, как устроены наши мыслительные стратегии и какой эффект они оказывают на наши физиологические реакции?
 Окончание этой истории было удивительно романтичным. Через месяц в дверь моей квартиры позвонили. Когда я открыл дверь, на пороге стоял тот самый молодой человек, держа в руках букет из 32 роз. Его появление для меня было абсолютно неожиданным. Я пригласил его в комнату. Мы долго беседовали, он рассказал
 124
 "Тридцать две розы успеха". Магическая модель Т.О.Т.Е.
 мНе, что занял на конкурсе одно из призовых мест. В конце нашей беседы он поблагодарил меня за все, что я для него сделал, и сказал, что наша совместная работа помогла ему больше узнать о своих скрытых способностях, научила выбирать нужные состояния и способы реагирования на трудности.
 Может быть, рассказанная мной история вдохновит практиков и мастеров НЛП на собственный творческий поиск в "коридорах субъективного опыта людей", как она воодушевляет меня долгое время, пробуждая во мне исследователя по отношению ко всему, в чём я использую методы НЛП. Кто знает, какие еще неожиданные открытия и сокровища обретенных знаний о себе самом ждут нас впереди?
 
 125
 
 II
 126
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 В своей жизни я встречал огромное количество людей, которые хотели бы по-настоящему красноречиво говорить, уметь выступать перед аудиторией и быть мастерами слова Многие из них действительно хотят научиться хорошо говорить перед публикой еще со школьной скамьи, когда, будучи учащимися, им предстояло сделать перед классом доклад, или прочитать вслух, скажем, свое сочинение, или продекламировать какое-либо стихотворение И потом все оставшиеся годы, продолжая обучение в институте, техникуме или колледже, им тысячи раз представлялись ситуации, когда необходимо донести до людей свои мысли
 Я думаю, что это очень важная способность - научиться держаться перед аудиторией, владеть собой и уметь правильно выражать свои мысли. Для многих профессий это оказывается незаменимым качеством Уверен, если сегодня спросить кого-нибудь из политиков, думал ли он в детстве, что придется выступать с трибуны, или кого-нибудь из актеров, что столько времени вынужден будет заниматься искусством слова, то многие из них скажут, что могли представить себе такое только в мечтах, потому что первый раз выйти с речью перед огромным залом для них когда-то казалось невозможным. На каком-то этапе своей профессиональной деятельности в качестве консультанта я заинтересовался стратегиями выступления перед аудиторией Возможно, этой теме будет посвящена одна из последующих моих книг, а не отдельная глава, потому что очень трудно кратко из-
 127
 ¦i
 Андрей Плигин
 ложить то, что имеет обширные границы. Но, тем не менее, на этих страницах имеет смысл поразмышлять о самом простом, о том, с чего всё, возможно, и начинается. И ещё, в качестве вступления, я хотел бы сказать специалистам, которые, читая эту книгу, уже давно используют НЛП, и людям, которые только начинают заниматься нейро-лингвистическим программированием: очень часто та сложность или проблема, которая есть у человека, значительно меньше, чем возможности инструментов, которые мы собираемся использовать. Поэтому подобные ситуации я воспринимаю с юмором: "Незачем из пушек стрелять по воробьям!"
 В этой главе я хотел бы рассказать, насколько важно вернуться к базовым элементам нашего поведения и нашей психики, для того чтобы осознать, каким образом мы реализуем своё нежелательное поведение, например страх выступления перед аудиторией (может быть, страх самого выхода к слушателям), и как можно, осознавая структуру своих неудачных действий, превратить всё это в замечательный ресурс и в хорошую, позитивную стратегию. Поэтому ещё и ещё раз я призываю всех НЛПеров и тех, кто столкнулся с НЛП совсем недавно, задуматься о самых простых- инструментах, которыми мы владеем: субмодальностях, якорях, позициях восприятия и модели Т.О.Т.Е.
 После успешно проведённых мною первых десяти семинаров ко мне стали обращаться люди, которые просили рассказать о том, как я научился искусству управления аудиторией и самообладанию, потому что многие из них боялись даже взять в руки микрофон. В ходе одного из таких семинаров ко мне подошёл человек, который испытывал сложности в выступлении перед публикой и которому в ближайшее время предстояло сделать один научный доклад. В принципе, у него был неоднократный опыт выступления, но все вокруг жаловались, что он го-
 128
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 Борит сумбурно, сухо, его неинтересно слушать, несмотря на то, что сам человек был достаточно умным и эрудированным. Если люди с ним сталкивались в обычной обстановке - за чашкой чая или кофе, с ним было очень приятно общаться, он говорил увлекательно и интересно, был прекрасным рассказчиком в маленькой компании и никак не мог понять, почему возникает столько проблем, когда он выходит перед огромной аудиторией.
 Выслушав то, с чем он ко мне обратился, я решил прибегнуть к замечательной модели Т.О.Т.Е. (тест - операция - тест - выход). Эта модель, о которой вы могли прочитать в моей книге ранее, используется в НЛП для того, чтобы поразмышлять о структуре нашего поведения с точки зрения стратегий. С чего мы начинаем что-либо делать в своей жизни? Какие основные шаги совершаем? Как понимаем, что движемся в нужном направлении? И, наконец, каким образом завершаем? Даже, если это касается нежелательного поведения, даже, если кажется, что и завершения-то нет, а есть только основные действия, приводящие нас к плачевному результату.
 Я начал использовать эту рамку сбора информации и задавать самые обычные вопросы, помогающие выявлять каждую точку модели Т.О.Т.Е. Другими словами, позволяющие описать и найти стратегию, в данном случае, нежелательного поведения. И я попросил его рассказать, как именно он выступает. Поначалу к такого рода вопросам почти все мои клиенты относятся как-то с недоверием, с ухмылкой, и обычно пребывают в недоумении. Это и понятно, так как мы таким образом пытаемся выявить стратегии, находящиеся далеко за пределами осознания. Сергей (так звали моего клиента) не являлся исключением. Он неохотно ответил:
 - Ну, я прихожу с докладом, начинаю читать, плохо себя чувствую, и у меня ничего не получается.
 129
 Андрей Плигин
 Тогда я более тщательно стал использовать принципы модели Т.О.Т.Е. и задавать один и тот же вопрос по-разному:
 - Каким образом вы понимаете, что у вас есть трудности? Как вы осознаёте, что выступать сложно? Как вы это знаете?
 Вообще НЛП началось с магического вопроса: "КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ?" Сергей ответил, что имел много возможностей убедиться, что он никудышный оратор. Тогда я спросил его более подробно:
 - Представьте, что прямо сейчас вы стоите перед аудиторией, как вы узнаёте, хорошо или плохо в данный момент выступаете?
 Сергей задумался (видимо, наконец, понял мой вопрос) и сказал:
 - Я смотрю в зал и расстраиваюсь, потому что знаю, что выступлю плохо.
 Я предложил ему вспомнить своё последнее выступление, помогая восстановить в памяти всё, до мельчайшей детали:
 - Вы вошли в аудиторию, встали за кафедру, разложили свои листочки, что вы видите?
 Сергей начал перечислять буквально всё. Он вспомнил белую доску, висящую на стене, портреты, находящиеся над ней, фломастеры, кодоскоп, плёнки для выступлений, ряды со слушателями, он даже назвал их точное количество - 25. Получалась замечательная беседа. Сергей чувствовал себя абсолютно спокойно, нисколько не волновался и выглядел очень уверенно. Я продолжал:
 - Теперь вы начинаете свой доклад. Что вы чувствуете, что происходит дальше?
 Он на некоторое время задумался, пытаясь вспомнить свои чувства и связанные с ними образы, и выпалил:
 130
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 - Игорь Петрович! - я аж вздрогнул от неожиданности, - он один из ведущих специалистов нашего исследовательского института и нигилист в чистом виде, ко всему относится скептически, а когда слышит что-нибудь новенькое, как правило, не принимает на веру с первого раза, и всем своим видом показывает своё недовольство, - объяснил Сергей.
 Я вновь использовал вопрос с сугубо НЛПерским оттенком:
 - Откуда вы знаете, что он нигилист?
 Он немного помялся, будто не знал, что отвечать, но потом уверенно посмотрел на меня и сказал:
 - Так все говорят, да я сам видел на его лице разные гримасы, выражающие недоверие.
 - Как же тогда вы понимаете, что именно сейчас то, о чём вы будете говорить, не внушит ему доверия, может быть, он заинтересуется вашей идеей.
 Лицо моего собеседника изменилось, потому что этот вопрос явно привёл его в замешательство. Сергей вдруг начал осознавать, что это его собственная интерпретация, реакция человека, который закрепил устойчивое мнение о своем коллеге. Далее я попросил его рассказать, помнит ли он ситуацию, чтобы Игорь Петрович принял какую-нибудь идею. Сергей напряг свою память и сказал, что два подобных случая было, но это оказывались оригинальные, стоящие идеи, что даже трудно отрицать их очевидную глубину. Тогда я повторил свой вопрос:
 - А вы как думаете, ваша идея не является стоящей? В очередной раз мой вопрос заставил его задуматься,
 и после непродолжительной паузы Сергей ответил:
 - На мой-то взгляд, она стоящая, но я не уверен, что Другие люди думают так же...
 - А от чего будет зависеть их мнение? - спросил я, прищурив глаз и хитро улыбаясь.
 Сергей на мгновение рассмеялся:
 131
 Андрей Плигин
 - От того, как я смогу преподнести свою идею, конечно же.
 Я снова попросил его вернуться в своё последнее выступление и предложил понаблюдать за тем, что же происходит дальше:
 - Итак, вы видите, как он морщится, показывая, таким образом, свою антипатию к тому, что вы рассказываете, но что же дальше?
 Незаметно уверенность Сергея куда-то пропала, мне стало ясно, что он сильно ассоциировался в ту ситуацию последнего выступления, и чуть тише, немного дрожащим голосом, пролепетал:
 - Видя, что Игорь Петрович недоволен, я начинаю размышлять, понравятся ему мои идеи или нет. В общем, вы правы, я заранее знаю, что они ему не понравятся. Даже каким-то образом убеждаю себя в этом, мне становится менее интересно выступать, я начинаю сильно нервничать, у меня пересыхает в горле... Я буквально лишаюсь дара речи. И всё же нахожу в себе немного оптимизма, думая, что, может, всё не так уж и плохо, и начинаю смотреть на сидящих в зале людей, но опять вижу несколько лиц, которые кажутся мне недовольными. Потом я пытаюсь сосчитать, скольким людям, на мой взгляд, не нравится то, о чём я говорю, и если их трое-четверо, то мне становится совсем плохо и выступать очень тяжело, я даже начинаю терять мысли.
 Сергей нервно улыбнулся, потом опустил голову вниз, обхватив её руками, и так просидел некоторое время.
 Таким образом, общаясь с героем этой истории, я выявил негативную стратегию:
 Начало этой стратегии визуальное: Сергей смотрит на зал, выделяет в нём значимого человека, фокусируется
 132
 
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 на нём. Затем интерпретирует во внутреннем диалоге, что этот человек недоволен. Потом появляются негативные чувства, которые позже усиливаются, повторяя цикл. Он ещё больше закрепляет их, получая некое подтверждение от других людей, находящихся в аудитории, которые ему также кажутся недовольными. Причём, его внимание приковано только к этим людям. После этого у Сергея пропадает всякий интерес выступать.
 На беседу с ним у меня ушло где-то два с половиной часа, что примерно соответствует продолжительности моей рабочей сессии в области психологического и личностного консультирования.
 Тогда я подумал: наверное, то, что я обнаружил, является общей стратегией для многих других людей. И вспомнил, что в ближайшее время у меня ожидается семинар, на котором я предложу нескольким людям остаться и позадаю те же самые вопросы, для того чтобы узнать, действительно ли их стратегии будут похожи на стратегию Сергея. Так всё и произошло.
 Через два дня я проводил курс НЛП-практик. В один из дней, непосредственно после самого семинара, я попросил поднять руки тех, кто испытывает сложности в выступлении перед аудиторией. Остались пять человек, которым по очереди я задавал одни и те же вопросы, связанные с моделью Т.О.Т.Е. С ними мне удалось гораздо быстрее выявить стратегии, так как участники пятёрки прошли дополнительную подготовку на семинаре, и многое для них оказалось знакомым. Мы вместе провели несколько вечеров, разбираясь со стратегиями, ограничивающими возможности хорошего выступления перед публикой. У двух человек обнаружилась почти такая же стратегия, которую я наблюдал у героя моей истории, с небольшой лишь разницей. У остальных они были принципиально другие, так как все студенты, естественно, по-разному проявляли страх выступления перед ау-
 133
 Андрей Плигин
 диторией. Кроме того, если в нашем случае у человека пересыхало в горле, то у моих студентов проявлялась своя собственная физиологическая особенность: кто-то начинал заикаться, кто-то использовал слишком много вводных слов, у некоторых появлялась дрожь в коленях, для кого-то аудитория будто бы размывалась и т. д.
 С точки зрения организации субмодальностей у всех всё происходило по-разному, но в целом эти стратегии оказывались очень похожими благодаря наличию отрицательных чувств. Рассмотрим некоторые из них, например: человек приходит в пустую аудиторию (кинестети-ка), обозревает всё пространство (задействована зрительная система, панорамное видение), видит много людей (по его словам, они, как грозовая туча, нависают над ним) и испытывает неприятные чувства: дрожь в теле, представляет сложности, которые могут возникнуть, лицо начинает краснеть, и он понимает, что всё уже плохо, и, таким образом, даже не может начать выступать.
 Если вы обратите внимание, то в стратегии, с которой я столкнулся прежде, негативные чувства возникают тогда, когда человек уже находится в зале. Но сложности в том, чтобы войти в зал и подготовиться к выступлению, нет никакой. В вышеописанном случае человек начинает испытывать трудности в сам момент подготовки, когда входит в совершенно пустое помещение, а люди, которые пришли его слушать, представляют для него некоторую угрозу - вот в чём и состоит сложность.
 Следующая стратегия представляет собой комбинацию первой и второй с существенными добавлениями: докладчик начинает читать, вспоминает все случаи плохого выступления перед аудиторией (он видит их в каче-
 134
 
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 стве чёрных картинок), после чего появляется дрожь в голосе, он становится неуверенным и теряет мысли.
 I
 Проанализировав все выявленные мною стратегии, я пришёл к выводу, что подготовку выступления перед аудиторией можно разделить на несколько частей: освоение самого пространства и обретение уверенности, задействование своего удачного опыта, распределение внимания в аудитории, то есть получение обратной связи от зала, который всячески поддерживает выступающего, возможность переключать внимание с себя на зал и обратно и умение поддерживать ресурсный внутренний диалог. Это основные звенья, которые наиболее важны для удачного публичного выступления.
 Если же проанализировать весь опыт, который я исследовал, то с лёгкостью можно отсортировать те инструменты, которые нам понадобятся, то есть определить, в каких форматах был представлен негативный опыт. Прежде всего, это, конечно же, форматы субмодальностей и якорей. Я думаю, что сложность в выступлении у людей каким-то образом заякорилась. Было одно плохое выступление, второе, третье, четвёртое, и с какого-то момента это стало похоже на снежный комок, который катится с горки, негативный опыт налипает и налипает, и комок превращается в огромный ком, с которым невозможно справиться.
 Также очевидно, что имеют место и пространственные якоря: сама аудитория, само пространство уже могут представлять сложность. Очень важно, как люди, выступающие перед слушателями, распределяют своё внимание: умеют ли они выделять из публики людей, которые рады их слушать, которые их поддерживают; как они получают обратную связь, как понимают, что успешно вы-
 135
 
 Андрей Плигин
 ступают. Всё это соответствует точкам модели Т.О.Т.Е. и говорит нам о прямо противоположной стратегии выступающих. Ну, и, конечно же, имеет смысл подумать о позитивных якорях, поддерживающих говорящего в процессе выступления.
 Итак, вернёмся к моему клиенту. Теперь мы занялись конструированием позитивной стратегии. Мне хотелось услышать от него, как он хочет выступать в любой аудитории, включая все фазы, о которых я говорил выше: освоение пространства, подготовка себя, распределение внимания и умение следовать собственному плану, хорошо и плавно строить свою речь. Здесь мне вспомнились все самые элементарные упражнения, техники и приёмы НЛП: изменение субмодальностей, простое якорение, походка могущества, круг совершенства и т. д. Я подумал о комбинации этих простейших упражнений и, конечно же, о модели Т.О.Т.Е. и в результате проделал достаточно простые операции со своим клиентом.
 Мне было необходимо, чтобы Сергей ещё раз вернулся в тот опыт, про который он мне рассказывал, и вспомнил аудиторию, где проходило его последнее выступление. Я попросил его раздвинуть границы своего восприятия, внимательно осмотреть всю аудиторию и сосчитать людей, сидящих в ней. Незамедлительно он сказал, что примерно 150 человек собрались, чтобы его послушать. Теперь я хотел, чтобы Сергей переключил своё внимание и увидел тех людей, которые, на его взгляд, являются оптимистами, готовыми поддержать любую идею. Может быть, среди коллег и друзей у него уже были такие люди. На моё предложение найти их в зале Сергей сказал, что с большим удовольствием смотрит на них, выделяя среди многочисленной публики, потому что их лица, к его удивлению, наполнены радостью, сверкают, излучают доброжелательность. Теперь я попросил сосчитать слушателей, которые находятся в нейтральном со-
 136
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 I
 стоянии, и тех, которые настроены очень дружелюбно. Оказалось, что их почти половина зала. Сергей продолжал удивляться, потому что раньше, в процессе выступления, он даже не замечал, что есть немало людей, готовых выслушать его, да потом ещё и поаплодировать...
 Далее я предложил Сергею мысленно начать выступление и следить за их реакцией, за тем, как они внимательно слушают его и поддерживают невербально. Он немного приподнял брови, чуть улыбнулся, как бы спрашивая: "Как это?.." С моей помощью Сергей начал представлять аудиторию, кафедру, за которой он стоит, листки бумаги, по которым собирается читать, и постепенно, не произнося вслух слов, начал выступать. Уже с первых минут я заметил изменения в его физиологическом состоянии: абсолютно спокойный, Сергей стоял передо мной с закрытыми глазами, немного покачивая головой и изредка улыбаясь. Я не наблюдал в его внешности ни тени волнения. Уверенный в себе, он примерно 10-15 минут "выступал перед аудиторией". После этого он спокойно и благодарно произнёс:
 - Я очень многое понял...
 Но на этом наша работа ещё не заканчивалась. Вспомнив, что Сергей говорил сухо, а, с моей точки зрения, это часто объясняется недостатком "зажигательного" настроя и отсутствием взгляда на своё выступление глазами слушателя (2-я позиция восприятия), я проделал ещё некоторые операции.
 Я попросил его вспомнить хотя бы одно выступление, на котором он по-настоящему впечатляюще говорил. Сергей сказал, что есть такое выступление - преддипломная защита, правда, было оно достаточно давно, и слушали его примерно десять человек. Он внешне пытался мне показывать чувства, которые испытывал во время своего блестящего выступления. Я поставил якорь, попросил пе-
 137
 Андрей Плигин
 ренести это состояние в контекст с аудиторией в 150 человек и заметить, что меняется. Потом предложил проделать это 5-6 раз и создать свой собственный якорь. Сергей подумал и сказал, что потрёт ладони, почувствует их тепло, это и будет означать нужное состояние.
 Мы попробовали соединить его позитивный опыт с этим автоматическим якорем (как принято выражаться в НЛП, "автоякорем"). Я попросил его потереть ладони несколько раз и заметить, насколько быстро получается воссоздать хорошее состояние. Когда я убедился, что якорь действительно мощно работает, то предложил Сергею представить совершенно новое выступление, может быть, даже то, которое ему в скором времени предстоит, представить новую аудиторию, новых людей и попробовать ещё раз выступить, используя свой якорь и новую стратегию распределения внимания. После того как я понял, что у Сергея это хорошо получается, предложил обратить внимание на то, как он входит в аудиторию, как он готовится. Выяснилось, что в совершенно нейтральном состоянии он входит в зал, раскладывает свои листочки и тут же начинает выступать. Я спросил, насколько такое настроение является для него приемлемым для эффективного выступления. Сергей ответил, что этот вопрос для школьника, потому что, естественно, лучше прийти заранее, качественно подготовиться и как следует себя настроить.
 Вновь обратившись к стратегиям, которые я выявил у студентов на семинаре, вспомнил, что очень важно уметь ощущать пространство. И попросил Сергея мысленно походить по аудитории, в которой он выступал, и как бы завоевать это пространство, поперемещаться в нём как угодно, может, посидеть в зале и посмотреть на себя со стороны, увидеть блестяще выступающего Сергея, войти в этот образ и почувствовать, насколько, действительно, у него это хорошо получается. Таким
 138
 Выступать не страшно - страшно не выступать
 образом, мы поиграли в ассоциацию/диссоциацию, ешё раз создали якорь, дополнительно заякорили и это замечательное состояние.
 Потом экспериментировали с границами его тела. Я предложил ему использовать стратегию, которую сам применяю для подготовки к выступлениям в незнакомой аудитории. Иногда мысленно я проделываю некое упражнение со сказочным превращением: представляю, что размеры моего тела будто бы увеличиваются, и я становлюсь больше и выше, иногда представляю, что становлюсь ростом с комнату, в которой я выступаю, и занимаю весь её объём. Именно таким образом я знаю, что это мой зал, моя аудитория, я как бы обжил своё пространство.
 После всех этих упражнений я попросил Сергея сделать всё от начала до конца, собрав вместе все якоря и выстроив определённую последовательность. Он, нисколько не задумываясь, начал представлять, постоянно комментируя свои действия: он входит в аудиторию, обживает пространство, меняет границы, видит зал, подходит к кафедре, регулирует микрофон, проверяет фломастеры, наливает минеральную воду, потом сам садится в зал, вспоминает своё лучшее выступление, позже вновь подходит к кафедре... Здесь мы обозначили ешё один дополнительный шаг, помня про восприятие зрителей. Я его спросил, что было бы сейчас интересно услышать аудитории, и Сергей вспомнил самое зажигательное место своего выступления, самое необычное, являющееся новым для зала, и решил выборочно об этом рассказать, чтобы с самого начала заинтересовать слушателей.
 Так мы перемещались из одной позиции восприятия в другую. Сначала я просил Сергея быть лектором, потом перейти в 3-ю позицию восприятия (наблюдателя) и посмотреть на то, как этот лектор взаимодействует с залом, потом ассоциироваться со слушателями и подумать, что интереснее всего им будет в данный момент ус-
 139
 Андрей Плигин
 лышать. Упражняясь по несколько раз, мы проделали работу, выстраивая целую технологию выступления. Сергей остался более чем доволен!
 Что же было дальше? Через некоторое время Сергей опять пришёл ко мне и рассказал, что для него изменилось абсолютно всё. Он был удивлён своей решимостью, когда предложил выступить не просто с двадцатиминутным сообщением на заседании своей кафедры, а подготовить двухчасовой доклад!.. Сергей сделал всё, как мы с ним спланировали, с необыкновенной лёгкостью и сказал:
 - Моя речь лилась рекой... спасибо вам...
 Так и закончилась замечательная история, которая стала для меня хорошим примером того, как простейшие техники НЛП могут сочетаться вместе, как можно использовать позитивные стратегии, изучать негативные с помощью модели Т.О.Т.Е., субмодальностей, якорей и позиций восприятия. Возможно, опытный НЛПер в этом случае применил бы несколько длинных техник, таких, как "Изменение личностной истории", "Стратегия У. Диснея", но, как видите, мне этого делать не пришлось, потому что всё оказалось гораздо проще!
 140
 
 Андрей Плигин
 Почему клиент приходит дважды.
 
 / '* //'
 
 %ZB
 W-J
 f fcp
 
 Наше поведение очень сильно зависит от первоначального окружения и от поведения других людей. Можно говорить о том, что в нашем социальном окружении существуют некоторые якоря, привычки. Впервые я сделал такой вывод в 1993 году, когда ко мне обратилась женщина около 50 лет, Елена, которая хотела отучиться курить.
 Собрав некоторую информацию о том, как она курит, и выяснив, каким образом представляет себе курение, я понял, что здесь имеет место автоматическое поведение. Оказывается, дома Елена ходит в халате, а в его кармане всегда лежит пачка сигарет. Примерно через
 142
 Почему клиент приходит дважды...
 каждые 1,5-2 часа женщина автоматически достаёт сигарету и начинает курить.
 Она была трудоспособным человеком, работала в бюро пропусков в каком-то министерстве, и на пенсию ещё не собиралась. Интересно, что на работе происходило то же самое. Там у неё также был халат, правда, рабочий, куда она клала пачку сигарет и автоматически, не заостряя своего внимания, брала сигарету и курила.
 Если говорить языком НЛП, то изначально было легко выделить визуальный ключ. В данном случае, это то, каким образом она видит свою руку.
 Я спросил её, как она вспоминает о том, что курит, как думает о курении? Елена ответила, что происходит это следующим образом: сначала она видит, как рука залезает в карман и автоматически достаёт сигарету, будто сама знает, когда нужно курить, потом подносит её ко рту. Затем женщина чувствует, что хочет курить, возникает ощущение, что "сосёт под ложечкой". А если Елена разговаривает с человеком, который курит, и очень увлекается беседой, то незаметно для себя может выкурить и три, и четыре, и пять сигарет. Создается впечатление, что она совершенно не может контролировать этот процесс.
 Всё рассказанное Еленой указывает на автоматическое поведение, частью которого является якорь, поддерживающий его, как цикл. Кстати, интересный момент! Когда я спросил, как она узнаёт, что выкурила уже достаточно и пора завершать, женщина ответила, что для неё никогда не бывает достаточно, и курить она может сколько угодно.
 Для её организма это неэкологично и очень вредит здоровью: начался сильный бронхит, по месяцу держалась температура, и частым явлением стало воспаление лёгких. Врачи предупредили, что ей обязательно нужно бросать курить. Но если бы она знала, как это сделать...
 Обычно в случаях с курением одним из ключевых пунктов работы консультанта является выявление вто-
 143
 Андрей Плигин

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу