<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Пояснительная записка
 к городской целевой программе
 "Электронная Москва"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА 2003
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 4
 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ 5
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ 8
 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ 9
 1. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ 11
 РАЗДЕЛ 1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В Г. МОСКВЕ 11
 РАЗДЕЛ 1.2. ОБЩЕСИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
 1.2.1 Среда электронного взаимодействия 13
 1.2.2 Технологические решения для городской информационно-коммуникационной инфраструктуры 18
 1.2.3 Система обеспечения информационной безопасности 22
 РАЗДЕЛ 1.3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОБЩЕГОРОДСКИХ ПУБЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКВЫ 26
 1.3.1 Московский городской портал 26
 1.3.2 Социальная карта москвича 27
 1.3.3 Единая городская база данных населения (ЕГБДН) Москвы. 30
 1.3.4 Система обеспечения городских закупок 32
 1.3.5 Система навигации и телематики для городского управления и населения 34
 1.3.6 Автоматизированная система мониторинга Генерального плана города Москвы 38
 1.3.7 Московский портал развития 40
 1.3.8 Система обеспечения безопасности города 42
 1.3.9 Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы 45
 РАЗДЕЛ 1.4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ВСЕМИ ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА 48
 2. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА 51
 РАЗДЕЛ 2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 51
 2.1.1 Правительственный портал г. Москвы 51
 2.1.2 Развитие системы электронного документооборота Правительства Москвы 53
 2.1.3 Информатизация центральных органов городского управления 54
 2.1.4 Информационное обеспечение Комплекса экономической политики и развития и Департамента финансов 55
 2.1.5 Информационное обеспечение Комплекса по имущественно-земельным отношениям 58
 2.1.6 Информационное обеспечение Комплекса социальной сферы 60
 2.1.7 Информационное обеспечение Комплекса городского хозяйства 62
 2.1.8 Информационное обеспечение Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города 68
 2.1.9 Информатизация территориального управления 72
 РАЗДЕЛ 2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73
 2.2.1 ИКТ в образовании 73
 2.2.2 ИКТ в культуре 78
 2.2.3 ИКТ в здравоохранении 80
 2.2.4 ИКТ в сфере социальной защиты населения 84
 2.2.5 ИКТ в промышленности 88
 2.2.6 Содействие использованию ИКТ малыми предприятиями г. Москвы 90
 2.2.7 ИКТ в быту и досуге 93
 2.2.8 ИКТ в молодежной сфере 94
 2.2.9 ИКТ в физкультуре и спорте 96
 2.2.10 ИКТ в обеспечении безопасности города 98
 РАЗДЕЛ 2.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА 99
 2.3.1 Поддержка производства средств информатизации в г. Москве 99
 2.3.2 Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей 103
 2.3.3 Развитие рынка телекоммуникаций г. Москвы 104
 2.3.4 Поддержка и развитие контент-индустрии г. Москвы 108
 2.3.5 Создание условий для развития Москвы как центра науки и инноваций в сфере ИКТ 110
 2.3.6 Конвергенция технологий 113
 3. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, НАУЧНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" 114
 РАЗДЕЛ 3.1. СОЗДАНИЕ ГОРОДСКИХ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" 114
 РАЗДЕЛ 3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 116
 РАЗДЕЛ 3.3. УЧЕТ, РЕГИСТРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ 117
 РАЗДЕЛ 3.4. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 118
 РАЗДЕЛ 3.5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ 120
 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 122
 Отличительные особенности Программы 122
 Ожидаемые обобщенные эффекты 123
 Влияние инвестиций в ИКТ на экономическое развитие города 124
 Показатели развития и использования ИКТ в городе 124
 Объем финансирования программы 127
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 Глобализация и развитие информационного общества стремительно меняют облик современного мира. Общепринятого определения информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
 * Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, научного и технологического развития.
 * Формируется рынок информации и знания как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
 * Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
 * Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
 * Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
 Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике городов, которые можно обозначить как деиндустриализация. В развитых странах происходит опережающий рост информационного сектора экономики, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике мегаполисов, позволяя характеризовать их как "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности: производство продукции, транспорт, торговля, а также образование, здравоохранение, управление городом, индустрия отдыха и зрелищ, общественное питание, быт и досуг, СМИ, социальные службы, городское хозяйство, общественная и культурная жизнь.
 Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления регионами, городами, в развитие науки, образования, ИКТ, в наращивание информационных ресурсов, формирование информационного общества. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, нацеленных на полноценное использование открывающихся возможностей. В развитых странах приняты документы, подводящие промежуточные итоги развития информационного общества и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "Большой восьмерки", к которой в свое время присоединилась Россия.
 Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. На федеральном уровне только в начале 2002 утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия". В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, отражающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.
 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ
 Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена ГЦП "Электронная Москва".
 1 Масштабные работы по информатизации, проводимые в Москве последнее десятилетие, недостаточно скоординированы. Помимо ежегодно принимаемого городского плана информатизации, подразделения Правительства Москвы и территориальные образования имеют собственные программы, планы и проекты информатизации, есть разделы, связанные с информатизацией, в различных городских целевых программах. Несогласованность и нескоординированность этих работ приводит к тому, что остается низким уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления; происходит неоправданное дублирование функций в различных подсистемах; отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. Москва нуждается в разработке единой стратегии информатизации города, в новых действенных механизмах координации этой деятельности, в реализации мероприятий по общесистемному обеспечению городской информационно-коммуникационной инфраструктуры.
 2 Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности города и горожан, породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности города. Кибертерроризм и киберпреступность - новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. Обеспечение информационной безопасности, как вид деятельности, характеризуется комплексностью технических и организационно-административных мер. Москва нуждается в разработке современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности города.
 3 Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Проводимые в Москве работы по информатизации были в основном направлены на информационное обеспечение управленческих задач и делопроизводство. Взаимодействию органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий не уделялось должного внимания. Программа информатизации городского управления должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет встраивания успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" обеспечит большую информационную открытость власти, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечит важный канал обратной связи для органов власти и организаций города и должна стать одним из первоочередных направлений программы "Электронная Москва".
 4 Несмотря на заметный прогресс в области законодательного регулирования процессов информатизации, московское законодательство отстает от мировых процессов развития информационного общества. В рамках программы "Электронная Москва" должен быть разработан и реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы развития информационного общества применительно к мегаполису мирового уровня.
 5 ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Уровень информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся в ведении Москвы остается низким. На новом этапе, в качестве одного из стратегических направлений движения города к информационному обществу должны быть разработаны и реализованы мероприятия по информатизации всех сфер городской жизни, находящихся в компетенции Московского правительства.
 6 Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих мест в экономически развитых странах все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Причем наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором разработка и коммерциализация новых технологий является важнейшим условием конкурентоспособности. Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы, которая формировалась в условиях тотальной государственной собственности и централизованного управления экономикой. Ликвидация союзных отраслевых министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, - исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то к концу 1990-х г. эта доля упала ниже 4% от общероссийских показателей. Для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но и сформировать в Москве функционально полную и эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего, в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы.
 7 Социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ является общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Москвы, получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно.
 8 В условиях развития глобального информационного общества и ориентации России на открытость экономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему, актуальной проблемой является выработка экономической и промышленной политики Москвы, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должно стать стимулирование информационной индустрии города (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли.
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 Цели и задачи "электронного" развития Москвы сформированы исходя из того, что город должен стать:
 * устойчиво развивающимся городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
 * городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения и при этом будет обеспечен необходимый уровень информационной безопасности.
 * городом с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, отвечающей самым современным требованиям;
 * центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики, достойно представленной на мировых рынках;
 Цели "электронного" развития Москвы подчинены целям социально-экономического развития города: повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
 Движение столицы к информационному обществу должно привести к постоянному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительного числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития правового и политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.
 "Электронизация" Москвы должна стать подспорьем в проведении административной реформы, базисом постоянного совершенствования государственного и муниципального управления.
 Для достижения этих целей в рамках Программы необходимо решить несколько задач:
 * сформировать и постоянно развивать нормативно-правовую базу информационного общества в г. Москве, регулирующую взаимоотношения создателей, владельцев, операторов и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
 * повысить эффективность городского управления за счет все большей его фокусировки на потребностях населения и дальнейшей информатизации на единой концептуальной основе "электронного правительства" и в рамках согласованной технической политики, особенно при решении вопросов интеграции информационных систем и ресурсов;
 * обеспечить необходимый уровень информационной безопасности формируемого информационного общества как за счет современных способов защиты информации, так и современных подходов к постановке государственного и корпоративного менеджмента;
 * обеспечить устойчивое развитие и обновление различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малое предпринимательство, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита и т.д.);
 * обеспечить регулярный информационный мониторинг уровня и качества жизни горожан для оценки степени их удовлетворенности государственными и муниципальными услугами;
 * обеспечить развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города с учетом первоочередных потребностей горожан, предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
 * создать условия для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;
 * сформировать эффективную московскую региональную инновационную систему, действующую на рыночных принципах и на основе современных методов организации взаимодействия производства, образования, науки;
 * создать предпосылки для решения проблемы информационного неравенства за счет развития системы центров общественного доступа к ИКТ и создания системы обучения горожан базовым навыкам использования ИКТ.
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
 Процесс движения города к информационному обществу должен регулироваться следующими принципами:
 * явно выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Москвы к информационному обществу;
 * открытость политики по обеспечению движения Москвы к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества;
 * информационная безопасность создаваемых информационных систем и ресурсов;
 * научная, техническая и экономическая обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений;
 * социальное партнерство в деле формирования информационного общества, учет интересов общества в целом;
 * концентрация ресурсов на важнейших направлениях с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки;
 * стандартизация, унификация и обеспечение совместимости городских информационных систем на базе типовых форматов, протоколов и прикладных платформ;
 * экономическая эффективность: устранение дублирования и снижение затрат на эксплуатацию информационных систем и ресурсов;
 * последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества;
 * комплексность и системность подхода к решению проблем развития информационного общества.
 Городская политика в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих базовых положениях:
 * исследование общественного мнения и регулярное маркетинговое изучение потребности горожан в государственных, муниципальных и информационных услугах;
 * привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон: представителей государственного и коммерческого сектора экономики, общественных и некоммерческих организаций, ученых и специалистов;
 * контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы за реализацией программы "Электронная Москва";
 * мониторинг процессов информатизации города с помощью организации статистического наблюдения за значениями основных индикаторов движения к информационному обществу;
 * создание благоприятных условий для осуществления развития информатизации, по признанным приоритетным направлениям;
 * стимулирование использования в городе современной техники и технологий;
 * обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к ИКТ, в первую очередь для социально незащищенных групп населения с обеспечением при этом необходимого уровня информационной безопасности;
 * анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций.
 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
 К моменту подготовки ГЦП "Электронная Москва" сложилась противоречивая ситуация - с одной стороны возникли новые важные задачи информатизации, а с другой - их решение было невозможно организовать в рамках традиционного формата управления информатизацией, ориентированного на создание разрозненных отраслевых ("вертикальных") информационных систем.
 В связи с этим возникла необходимость создания программы информатизации нового типа, которая ориентирована на реализацию важных приоритетов современного этапа движения к информационному обществу. Был сформулирован ключевой принцип ГЦП "Электронная Москва" - при всей важности "вертикальных" подпрограмм, весь спектр которых полностью представлен в Программе, основной акцент на первом этапе должен быть сделан на обосновании и реализации системы интеграционных ("горизонтальных") и обеспечивающих подпрограмм и мероприятий.
 К "горизонтальным" мероприятиям ГЦП "Электронная Москва" относятся:
 * совершенствование нормативно-правовой базы,
 * создание общесистемного обеспечения (среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности),
 * развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (система городских порталов, межотраслевые системы и ресурсы, система безопасности города, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры),
 * преодоление информационного неравенства.
 Результаты реализации "горизонтальных" подпрограмм и мероприятий должны стать фундаментом для вертикальных (отраслевых) подпрограмм и мероприятий ГЦП "Электронная Москва", предусматривающих развитие информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни города.
 Одним из важных принципов является концентрация ресурсов на важнейших направлениях информатизации с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки, в соответствии с этим выделены приоритетные проекты Программы, к которым относятся:
 1. Интеграционные и обеспечивающие проекты, призванные повысить эффективность создания новых и интеграцию существующих информационных систем:
 * Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в городе Москве (раздел 1.1.);
 * Создание и развитие общегородской среды электронного взаимодействия (раздел 1.2.1.);
 * Создание унифицированных прикладных платформ для городской информационной инфраструктуры (раздел 1.2.2.);
 * Создание системы городских порталов (раздел 1.3.);
 * Создание системы обучения базовым навыкам использования ИКТ (раздел 1.4.).
 2. Проекты, направленные на обеспечение информационной безопасности города:
 * Создание и развитие в Москве системы информационной безопасности города (раздел 1.2.3.);
 * Создание регионального удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей ЭЦП (раздел 1.2.3.).
 3. Масштабные отраслевые проекты, реализация которых уже ведется городом или по которым имеются распорядительные документы Правительства Москвы:
 * Социальная карта москвича (раздел 1.3.2.);
 * Создание и развитие системы навигации и телематики для городского управления и населения (раздел 1.3.5.);
 * Развитие Единой городской базы данных о населении (раздел 1.3.3.);
 * Создание автоматизированной системы мониторинга Генерального плана города Москвы (раздел 1.3.6.);
 * Создание системы безопасности города (раздел 1.3.8.);
 * Проект "Последняя миля" (раздел 1.3.9.);
 * Реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально-ориентированных информационных ресурсов и услуг - проект "Инфоград" (раздел 1.4.);
 * Платформа электронного правительства: разработка и внедрение систем электронного документооборота Правительства Москвы (раздел 2.1.2);
 * Создание и развитие интегрированной информационной системы учета собственности города (раздел 2.1.5);
 * Создание и развитие единой образовательной информационной среды (раздел 2.2.1.).
 1. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ
 Раздел 1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В Г. МОСКВЕ
 Постановка проблемы
 Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений.
 Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающем достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести федеральные законы базового характера "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", а также закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время, упомянутые законы и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет низкую эффективность правового регулирования информатизации на федеральном уровне.
 В соответствии с Конституцией РФ, в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь". Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ.
 Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием единой кодификации и системности в их принятии.
 По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы.
 Московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (Программа информатизации Москвы, принятая в 1993 г., об органах по информационной политике, Закон "Об информационных ресурсах и об информатизации города Москвы", принятый в 2001 г.), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов и учреждений власти, об информационных системах управления административно-территориальными подразделениями города, и т.д.).
 Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения.
 Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость, установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено).
 Цели и задачи подпрограммы
 Исходя из основных принципов Концепции, целями совершенствования нормативно-правовой базы, действующей в Москве, должны стать следующие:
 * Создание стройной и гармоничной системы правовых актов, регулирующих процессы формирования и использования информационных систем и ресурсов, создающих благоприятную среду для развития ИКТ сектора;
 * Закрепление государственной политики обеспечения движения Москвы к информационному обществу, создание нормативной базы для успешной реализации Программы с учетом международного опыта;
 * Обеспечение жителям Москвы конституционного права на информацию путем законодательного закрепления соответствующих административных и организационных механизмов.
 Основные задачи программы:
 * Определение массива законодательного (правового) регулирования правоотношений, связанных с вхождением г.Москвы в информационное общество
 * Выявление пробелов в законодательном урегулировании вопросов информационного развития города Москвы;
 * Выявление неэффективных и (или) неэффективно применяемых актов федерального законодательства и законодательства Москвы в области информации и информатизации;
 * Определение приоритетных и последующих мер совершенствования законодательства, обеспечивающего нормативно-правовые условия для вхождения г. Москвы в информационное общество.
 Мероприятия по реализации программы
 Для достижения целей необходима разработка и реализация программы развития городского законодательства в информационной сфере. В ходе этой работы должны быть реализованы следующие мероприятия:
 * Создание реестра действующих нормативных актов (всех уровней), регулирующих сферу ИКТ;
 * Проведение правовых исследований и формирование перспективного плана разработки и изменения законодательства в сфере информатизации и связи;
 * Разработка и внесение от имени органов власти г. Москвы предложений по рационализации и коррекции федерального законодательства в области информации и связи;
 * Внесение изменений в действующие нормативные акты г. Москвы в области информации и связи;
 * Разработка и принятие новых законодательных актов г. Москвы.
 Ожидаемые результаты
 Основными результатами реализации подпрограммы являются:
 * Повышение эффективности деятельности органов городской власти;
 * Создание условий постоянного повышения правовой грамотности горожан;
 * Устранение неопределенности и неоднозначности в применении законодательных актов разного уровня;
 * Создание стабильной и полноценной системы правовых актов, направленных на обеспечение вхождения г. Москвы в информационное общество;
 * Законодательное закрепление прав граждан на информацию и базовые информационно-коммуникационные услуги.
 Ресурсное обеспечение
 Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования законопроектных работ в г. Москве, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов заинтересованных коммерческих, научных, общественных и иных организаций.
 Организационное обеспечение
 Организационное обеспечение выполнения подпрограммы возлагается на уполномоченный орган управления информатизацией г. Москвы. Экспертная поддержка работ осуществляется в рамках функционирования соответствующей секции Экспертного совета Программы, а также общественного экспертного совета Московской городской Думы по проблемам развития информационного общества.
 Раздел 1.2. ОБЩЕСИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
 1.2.1 Среда электронного взаимодействия
 Постановка проблемы
 За последние годы в Москве проделан большой объем работ в области разработки общесистемного обеспечения городской информационной инфраструктуры, в том числе:
 * Разработан системный проект развития общегородской информационной системы;
 * Утверждены общемосковские классификаторы улиц и территориальных единиц;
 * Начат процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, например, информационных систем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города и Комплекса экономической политики и развития, Комплекса имущественно-земельных отношений, Комплекса социальной сферы;
 * Разрабатывается единая государственная картографическая основа г. Москвы с целью создания условий для эффективного управления развитием городского хозяйства и оперативного решения задач жизнеобеспечения города с использованием автоматизированных информационных технологий в интересах всех комплексов городского управления;
 * Создан и ведется реестр городских информационных ресурсов и систем.
 К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как практически отсутствуют городские информационные системы в области культуры и образования, системы информационного обеспечения населения. Особую проблему представляет собой многообразие существующих в городе систем - федеральных, городских, находящихся в совместном ведении, корпоративных и персональных.
 В то же время, следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. До сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе информационных систем, отсутствует комплекс стандартов и протоколов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их сетевой интеграции.
 Одной из наиболее важных задач является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами.
 Для обеспечения унификации, информационной безопасности, снижения стоимости владения ресурсами необходимо осуществить переход к использованию в городских информационных системах легально приобретенного типового ПО, преимущественно отечественной разработки.
 Общесистемное обеспечение требует разработать (или выбрать из числа существующих) стандарты представления данных и метаданных информационных ресурсов, предоставляемых в общее пользование.
 Требуется обеспечить разработку и применение в соответствии с выбранными стандартами механизмы интеграции:
 * Программных интерфейсов взаимодействия между приложениями;
 * Программных интерфейсов взаимодействия между приложениями и средой, в которой они функционируют);
 * Программных интерфейсов и протоколов взаимодействия между системными программными средствами промежуточного слоя;
 * Программных и аппаратных интерфейсов взаимодействия между разными платформами, на которых реализованы и функционируют приложения, в гетерогенной сетевой среде;
 * Программных интерфейсов между компонентами внутри приложений (если используется перспективная компонентная технология разработки приложений).
 При этом разработке (или выбору из числа существующих) подлежат: стандарты архитектуры информационных систем; стандарты электронного обмена данными между системами; стандарты метаописаний информационных объектов; стандарты услуг телекоммуникационной инфраструктуры. Требуется установить, какие нормативно-технические требования должны быть предъявлены к информационным системам городского управления, подлежащим интеграции.
 Работы по общесистемному обеспечению в рамках данной подпрограммы, кроме общих вопросов интеграции систем, указанных выше, должны охватывать нормативно-техническую поддержку систем, создаваемых в рамках каждого раздела Программы.
 Кроме того, необходимо предусмотреть в рамках данной подпрограммы работы по общесистемному обеспечению развития современной телекоммуникационной инфраструктуры г. Москвы.
 Цели и задачи подпрограммы
 Основные цели подпрограммы:
 * Унификация нормативных актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия компонентов ИКТ.
 * Разработка и реализация механизмов взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением на основе широкомасштабного использования ИКТ (далее - Среды электронного взаимодействия), унифицированных стандартов представления данных и метаданных, протоколов сетевого взаимодействия.
 * Обеспечение общесистемного единства программно-технологических и методологических решений и снижение затрат на проектирование и содержание городских информационных систем.
 Основные задачи:
 * Анализ существующих подходов к построению и использованию инфраструктуры, обеспечивающей процессы электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением;
 * Разработка правовых, организационных, проектно-технических и методических решений по созданию и функционированию общегородской среды электронного взаимодействия;
 * Разработка сегментированной модели функциональных услуг и комплексной архитектуры общегородской среды электронного взаимодействия;
 * Создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование среды электронного взаимодействия;
 * Реализация пилотных проектов, имеющих максимальный социально-экономический эффект, по обеспечению взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением в рамках среды электронного взаимодействия;
 * Локализация и поддержка свободного ПО, принятого в качестве стандартного для московских городских систем.
 Мероприятия по общесистемному обеспечению
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие мероприятия:
 1 Разработка проектной документации общегородской Среды электронного взаимодействия. В рамках мероприятия должны быть выполнены следующие работы:
 1.1 Анализ реализованных в России и за рубежом различных подходов к:
 * Организации возможных механизмов электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением;
 * Стандартизации процедур/действий и информации, необходимых для выполнения услуг электронного взаимодействия;
 * Обеспечению прозрачности и контроля в процессе предоставления услуг электронного взаимодействия;
 * Совместимости применяемых российских и городских стандартов и протоколов взаимодействия с международными стандартами и протоколами;
 * Осуществлению процессов электронного взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами, имеющих максимальный социально-экономический эффект.
 1.2 Разработка модели функциональных услуг и архитектуры общегородской Среды электронного взаимодействия.
 1.3 Разработка документации технологической платформы общегородской Среды электронного взаимодействия, которая должна включать:
 * Архитектуру Среды электронного взаимодействия и распределение между отдельными компонентами функций пользовательского интерфейса, прикладных функций, функций хранения и управления данными;
 * Стандарты представления данных и метаданных в процессах электронного взаимодействия (совместимые с международными стандартами);
 * Информационно-коммуникационные протоколы обмена данными;
 * Механизмы безопасности, надежности и отказоустойчивости Среды электронного взаимодействия;
 * Организацию сетевых сервисов, необходимых для функционирования Среды электронного взаимодействия;
 * Этапы реализации и финансово-экономические показатели создания и функционирования Среды электронного взаимодействия.
 1.4 Разработка правовых, организационных и методических вопросов функционирования инфраструктуры, обеспечивающей процессы электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением, прежде всего:
 * Координация решений вопросов использования стандартов и протоколов на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях;
 * Расширяемость, т.е. простоту и легкость добавления новых компонентов в существующую среду электронного взаимодействия;
 * Равенство прав разработчиков информационных систем при поставке новых компонентов Среды электронного взаимодействия.
 2 Создание и развитие общегородской Среды электронного взаимодействия городских органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением, обеспечивающей:
 * Участие всех заинтересованных сторон (прежде всего, представителей власти, бизнеса, науки и образования, гражданского общества) в определении архитектуры Среды электронного взаимодействия, выборе и/или разработке стандартов представления данных и метаданных в процессах электронного взаимодействия и т.д.;
 * Использование не требующих специального сопровождения методов информационной идентификации информационных ресурсов и услуг;
 * Создание и развитие систем ведения общегородских классификаторов и справочников;
 * Возможность бесплатного доступа к информационным ресурсам и сетевым сервисам Среды электронного взаимодействия для всех заинтересованных сторон.
 В рамках мероприятия осуществляется:
 2.1 Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование Среды электронного взаимодействия и реализация пилотных проектов, имеющих максимальный социально-экономический эффект, по обеспечению взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением в рамках Среды электронного взаимодействия.
 2.2 Тиражирование стандартных ИКТ, основанных на свободно распространяемом и бесплатном программном обеспечении, принятом к использованию в городских органах власти и территориальных подразделениях.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 Основными результатами реализации подпрограммы "Общесистемное обеспечение городской информационной инфраструктуры" станут:

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу