<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Постоянно действующий механизм формирования и функционирования Среды электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением;
 * Информационно-коммуникационная инфраструктура сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование среды электронного взаимодействия;
 * Снижение затрат на разработку и содержание информационных систем;
 * Ускорение разработки новых проектов за счет повторно используемых решений;
 * Повышение эффективности использования информационных ресурсов;
 * Повышение эффективности функционирования городских структур за счет внедрения современных информационных технологий, поддерживающих технологии "электронной власти" и "электронного учреждения".
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование и участие представителей бизнеса, научно-образовательного сообщества и гражданского общества в деятельности самоорганизующихся сообществ по выбору/разработке стандартов представления данных и метаданных, информационно-коммуникационных протоколов обмена данными, организации сетевых сервисов и др.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организацию выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика предлагается возложить на уполномоченный орган по управлению информатизацией г. Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 1.2.2 Технологические решения для городской информационно-коммуникационной инфраструктуры
 Постановка проблемы
 За последние годы индустрия информационных технологий достигла впечатляющих успехов в совершенствовании вычислительных систем, а также систем обработки и хранения данных. Постоянно увеличивается номенклатура предлагаемого оборудования и программных продуктов, многократно возросли функциональные возможности и "интеллектуальность" программного обеспечения. Все самые современные достижения в развитии информационных технологий использовались при реализации проектов и программ информатизации Москвы. Однако, масштабные работы по информатизации не привели к созданию комплексной и взаимосвязанной информационной инфраструктуры города. Затраты на создание и эксплуатацию городских информационных систем быстро растут, но при этом заметно медленнее растет эффект от их внедрения и использования.
 Создание целостной информационной инфраструктуры города и повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и многогранной проблемой.
 Общесистемная часть проблемы характеризуется следующими основными составляющими:
 * Неоправданное многообразие используемых однотипных технических средств и программных продуктов различных разработчиков для создания информационных систем, которые выполняют одинаковые функции, но несовместимы между собой.
 * Безопасность, надёжность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями к информационным системам.
 * Для решения одной и той же задачи многократно выполняются работы по ее изучению и разработке оригинальных информационных систем.
 * Процесс создания новых информационных систем и более широкого внедрения ИКТ в жизнь города сдерживается необходимостью выполнения различных обеспечивающих и вспомогательных функций.
 * Несмотря на непрерывное совершенствование вычислительных систем и программных продуктов, затраты на их эксплуатацию продолжают возрастать.
 Создание целостной информационной инфраструктуры города и повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и многогранной проблемой. Очевидно, что будет невозможно эффективно и в полной мере ее решить при большом числе относительно небольших организаций, самостоятельно эксплуатирующих в интересах городского управления собственные информационные системы. Существующее положение вещей ведет к распылению ресурсов, разрозненности усилий и отсутствию конструктивной координации работ в области информатизации. Это сдерживает развитие экономики города и делают недостаточно эффективным процесс создания информационного общества.
 Одной из важных причин недостаточной эффективности информатизации является отсутствие централизованно формируемых и независимо используемых прикладных программно-технических платформ для создания различных городских информационных систем, а также отсутствие развитой централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем, по организации эффективного предоставления услуг этими системами и по поддержке пользователей этих систем.
 Недостаточная эффективность процессов информатизации и интеграции городских ресурсов, эффективность использования средств, выделяемых на информатизацию, связана также с тем, что большая часть офисного программного обеспечения, почтовых клиентов и операционных систем для предприятий и организаций города представлено продуктами зарубежных компаний. Цены на которые таковы, что затраты города на их приобретение и обновление измеряются миллионами долларов.
 Монопольное положение ряда поставщиков позволяет им постоянно изменять версии программных продуктов, не всегда обеспечивая совместимость с предыдущими версиями, из-за чего возникает проблема совместимости и чтения документов, выполненных на разных версиях ПО. Новые версии продуктов предъявляют к аппаратным средствам неоправданно более высокие требования, чем предыдущие, из-за чего потребитель вынужден обновлять парк вычислительной техники задолго до его физического устаревания. Все это приводит к излишним затратам города на создание, обновление, поддержку и модернизацию программно-аппаратных средств.
 Закрытость форматов данных, используемых в таких продуктах, не позволяет обеспечивать полноценный обмен данными между системами разных производителей, создает дополнительные технические и финансовые сложности при создании систем обмена данными.
 В соответствии с законодательством Российской Федерации информация конфиденциального характера и информация, содержащая государственную тайну, должны обрабатываться и храниться только с использованием сертифицированного Гостехкомиссией при Президенте России программного обеспечения. Поэтому важным направлением Программы является разработка для нужд города программного обеспечения, соответствующего требованиям сертификационных органов и его последующая сертификация.
 В настоящее время появилась альтернатива использованию программного обеспечения на основе "закрытого" кода и использования закрытых форматов данных. Появилось системное, офисное и прикладное программное обеспечение, разработанное на основе открытого исходного кода. В государственных и муниципальных органах других стран (Германия, Австралия, Эстония, Бразилия, Китай и ряд других стран) последние два года сформировалась тенденция отказа от использования "закрытого" ПО и переход на ПО с открытым исходным кодом. Одной из причин такого перехода стала с одной стороны необходимость для государства обеспечить информационную безопасность путем сертификации и контроля за соблюдением условий сертификации такого ПО. Другая причина заключается в возможности разработки специализированных дистрибутивов, состав которых определяется целями и задачами информационных систем органов власти и управления. Городские структуры и органы власти, как пользователи такого ПО, должны иметь юридическую возможность передачи функций его совершенствования и поддержки другим лицам, если эти лица будут предлагать лучшие условия и качество работ.
 Цели и задачи подпрограммы
 Цели подпрограммы
 * Повышение эффективности использования информационных технологий и информационных ресурсов в органах власти и городском хозяйстве;
 * Снижение затрат при создании и эксплуатации городских информационных систем;
 * Интеграция информационных систем и консолидация информационных ресурсов;
 * Исключение неоправданного дублирования и повышение качества работ при решении задач информатизации;
 * Обеспечение соответствия городских информационно-коммуникационных систем стандартам и требованиям городской информационной инфраструктуры;
 * Разделение функций по созданию и использованию прикладных ИКС и функций создания и эксплуатации базовых программно-аппаратных средств ИКС;
 * Создание условий для ускоренного развития информационных систем и услуг;
 * Обеспечение технологической независимости от поставщиков-монополистов
 * Сокращение сроков разработки и внедрения новых информационных систем;
 * Обеспечение информационной безопасности на основе поставок в городские структуры и органы власти, сертифицированных комплексов программного обеспечения различного назначения с открытым исходным кодом;
 * Обеспечение обмена информацией между элементами информационных систем города на основе открытых форматов данных.
 Задачи подпрограммы
 * Создание инфраструктуры базовых централизованно используемых взаимоувязанных прикладных программно-технических платформ коллективного использования для построения различных городских информационных систем;
 * Создание централизованной инфраструктуры по разработке, внедрению и развитию городских прикладных информационных систем, в том числе создание системы технической поддержки, обучения, развития и распространения разработанного программного обеспечения;
 * Создание централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем включающую системы методической и технической поддержки, сетей обучения и распространения разработанного программного обеспечения;
 * Адаптация или обновление существующих городских информационных систем для включения в состав взаимосвязанного комплекса;
 * Интеграция разрозненных баз данных и других информационных ресурсов в единую систему городской информационной инфраструктуры;
 * Создание централизованной системы по организации эффективного предоставления информационных услуг населению и хозяйствующим субъектам на основе городских информационных ресурсов и обеспечение поддержки держателей этих ресурсов;
 * Обеспечение высокого уровня надёжности и безопасности информационных систем и информационных ресурсов города;
 * Создание типовых сертифицированных дистрибутивов программного обеспечения для использования в городских организациях, службах и органах власти.
 Мероприятия подпрограммы
 * Подготовка плана и технико-экономического обоснования создания платформ для обновлённой городской инфраструктуры;
 * Создание инфраструктуры центров хранения и обработки данных, которые будут отвечать всем требованиям по обеспечению надёжности и безопасности для информационных систем органов власти и городского хозяйства;
 * Разработка требований к программно-аппаратным комплексам для использования в городских службах и органах власти, разработка ТЗ на типовые дистрибутивы для городских служб и органов власти;
 * Организация надёжного и безопасного размещения информационных ресурсов города и их копий в специализированных центрах;
 * Создание и сопровождение комплексных платформ прикладного назначения, на основе которых можно будет быстро и эффективно решать такие распространённые задачи, как:
 - автоматизация документооборота;
 - создание информационных порталов;
 - создание и ведение баз данных;
 - дистанционное обучение;
 - телемедицина;
 - электронная торговля;
 - биллинг и выставление счетов;
 - предоставление мультимедийных услуг.
 * Создание централизованных служб обеспечения и эксплуатации городских информационных систем и ресурсов;
 * Предоставление полного пакета дополнительных услуг для быстрого внедрения и эффективного использования ИКТ на основе платформ прикладного назначения;
 * Создание/выбор типовых программно-аппаратных комплексов для городских служб и ведомств;
 * Постановка и решение задач системной интеграции и оказание помощи при создании прикладных информационных систем и платформ прикладного назначения на основе централизованных комплексов базовых программно-аппаратных средств;
 * Сертификация типовых аппаратно-программных комплексов для городских служб и ведомств;
 * Разработка и сертификация типовых дистрибутивов для городских служб и ведомств на основе ПО, поддерживающего открытые форматы данных и протоколы их обмена, создание и сопровождение комплексных платформ прикладного назначения.
 * Перевод городских служб и ведомств на типовое сертифицированное ПО, типовые аппаратно-программные комплексы;
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 * Повышение эффективности использования ресурсов и снижение затрат на создание и эксплуатацию городских информационных систем;
 * Повышение эффективности работы городских структур управления, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений, улучшение качества жизни москвичей, развитие информационного обслуживания жителей;
 * Снижение затрат на внедрение и использование информационных технологий в целевых и иных программах, финансируемых городом;
 * Ускоренное развитие информационных ресурсов Москвы;
 * Интенсификация развития науки, образования, здравоохранения и социальной сферы города за счёт использования новых возможностей ИКТ и повышения экономической эффективности собственной деятельности;
 * Приведение используемого ПО в соответствие с правовыми нормами действующего законодательства российской федерации, исключение нелицензионного использования программного обеспечения;
 * Снижение затрат на модернизацию аппаратных средств и лицензионно чистое ПО;
 * Повышение уровня защищенности информационных систем;
 * Создание рабочих мест в системе технического сопровождения, обучения, распространения и поддержки программного обеспечения.
 Ресурсное обеспечение
 Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования, внебюджетных фондов, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов коммерческих, научных, общественных и иных организаций.
 Организационное обеспечение
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на уполномоченный орган по управлению информатизацией г. Москвы и Дирекцию.
 1.2.3 Система обеспечения информационной безопасности
 Постановка проблемы
 Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
 Внедрение современных информационных технологий, привело к появлению новых видов преступлений, таких как компьютерная преступность и компьютерный терроризм - незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, хищение, присвоение, вымогательство компьютерной информации. Кибертерроризм и киберпреступность - это новые формы преступной деятельности, которые для достижения своих целей использует современные информационно-коммуникационные технологии.
 Информация и информационные услуги играют всё возрастающую роль в жизни города. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Безопасность, надёжность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями. Недопустима ситуация, при которой многие из городских информационных систем и ресурсов имеют высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или умысла обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности информационного общества требуется комплексный подход, который, вместе с решением задачи информационной безопасности и созданием соответствующей законодательной базы, требует решения проблемы создания инфраструктурного обеспечения информатизации.
 В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены следующие угрозы информационной безопасности (сокращённый перечень):
 По своей общей направленности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды:
 * угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина;
 * угрозы информационному обеспечению государственной политики;
 * угрозы развитию отечественной индустрии информации, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
 * угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
 Международный опыт свидетельствует о стремительном ежегодном росте угроз информационной безопасности, росте ущерба от киберпреступности и кибертерроризма. По данным экспертов Совета Европы, только аферы с кредитными картами уносят ежегодно около 400 миллионов долларов. Убытки от вирусов составляют около 12 миллиардов, а нарушение прав собственности наносит ущерб в 250 миллиардов долларов.
 Постоянно растет количество преступлений в сфере ИКТ, совершаемых против государственных информационных систем. По данным ЦРУ, за последние три года интернет-представительства центральных органов власти США были атакованы 750 тыс. раз. По другим источникам, число таких атак может достигать 1 млн. Только на сети Космического Командования США (US Space Command) в 2001 году было предпринято более 30 тыс. атак. За период с 1998 по 2001год их число возросло в пять раз.
 По данным управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий ГУВД Москвы, только с марта по декабрь 2002 года сотрудниками управления было выявлено около 3 тысяч порносайтов, доходы от деятельности каждого из них в среднем составляют 30 тысяч долларов США. Полученные суммы направлялись, в том числе на обеспечение деятельности экстремистских и террористических групп.
 Стабильно растет число кибератак против предприятий, организаций и граждан. По данным Главного управления специальных технических мероприятий (ГУСТМ) МВД России за 2001 г количество преступлений совершенных в сфере компьютерной информации на территории России увеличилось почти в полтора раза по сравнению с 2000 годом.
 Существующее положение ставит в разряд приоритетных задач формирование системы обеспечения информационной безопасности г. Москвы.
 Отсутствие в городе удостоверяющего центра электронной цифровой подписи создает серьезные препятствия в развитии электронной коммерции, использовании ИКТ городскими структурами для расширения круга предоставляемых горожанам услуг, реализации мероприятий по формированию "электронного правительства". Создание такого центра позволит в полной мере реализовать предусмотренные настоящей Программой мероприятия.
 Реализация мероприятий Программы, предусматривающих широкий доступ к информационным ресурсам города невозможна без обеспечения резервирования ресурсов и мониторинга безопасности основных информационных ресурсов. Необходима разработка и создание программно-аппаратных решений, позволяющих контролировать безопасность информационных ресурсов, их резервирование.
 При реализации конкретных проектов и программ информатизации в городе, с учетом специфики их реализации и функционирования, должны быть учтены требования к обеспечению информационной безопасности.
 Цели и задачи подпрограммы
 Основной целью подпрограммы является повышение уровня защищенности населения, предприятий, органов власти и управления г. Москвы от преступлений и актов терроризма, совершаемых с использованием ИКТ.
 Обеспечение целостности, достоверности и конфиденциальности информации, используемой население, городскими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления города.
 Основной задачей подпрограммы является создание системы обеспечения информационной безопасности.
 Мероприятия по системе информационной безопасности
 Для достижения цели и решения задач подпрограммы необходимо проведение следующих мероприятий:
 1. Создание нормативно-правовой базы информационной безопасности г. Москвы:
 * Разработка Концепции информационной безопасности г. Москвы;
 * Создание модели угроз информационной безопасности;
 * Разработка Закона г. Москвы "Об информационной безопасности г. Москвы";
 * Разработка правил и рекомендаций по обеспечению информационной безопасности в деятельности граждан, предприятий, органов власти и управления г. Москвы.
 2. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности. В том числе, образование межведомственной комиссии по проблемам информационной безопасности. В состав комиссии необходимо включить представителей органов власти и управления г. Москвы, экспертов сфере информационной безопасности, представителей Гостехкомиссии России, ФСБ, МВД. Функциями межведомственной комиссии должны быть:
 * Координация деятельности органов власти и управления г. Москвы в сфере информационной безопасности;
 * Обеспечение взаимодействия в сфере информационной безопасности с федеральными структурами, осуществляющими деятельность в данной сфере;
 * Обеспечение взаимодействия правоохранительных органов в г. Москве по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с использованием ИКТ;
 * Организация мониторинга и анализа состояния информационной безопасности в городе Москве;
 * Организация анализа и прогнозирования потенциальных угроз информационной безопасности, выработка рекомендаций по предупреждению потенциальных угроз;
 * Координация межрегиональной и международной деятельности по обеспечению информационной безопасности;
 * Контроль за состоянием информационной безопасности в деятельности организаций, предприятий, органов власти и управления г. Москвы.
 3. Создание и развитие удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ЭЦП.
 4. Создание аппаратно-программного комплекса защиты информационных ресурсов города Москвы от внешних и внутренних угроз информационной безопасности, включая:
 * Подсистему управления доступом;
 * Подсистему регистрации и учета;
 * Подсистему обеспечения целостности;
 * Криптографическую подсистему (там, где это необходимо).
 Защита осуществляется с применением современных, сертифицированных средств:
 * Антивирусной защиты;
 * Мониторинга и аудита информационной безопасности;
 * Электронно-цифровой подписи;
 * Защиты от несанкционированного доступа;
 * Межсетевого экранирования;
 * Иных перспективных средств.
 5. Создание и развитие защищенного центра хранения и обработки данных информационных ресурсов города Москвы.
 6. Развитие карточных технологий с разработкой и внедрением ЭЦП при использовании "Социальной карты москвича".
 Ожидаемые результаты
 В результате реализации подпрограммы ожидается снижение уровня угроз информационной безопасности населения, предприятиям, органам власти и управления г. Москвы; создание системы обеспечения информационной безопасности со следующими функциями:
 * Обеспечение защищенности основных информационных ресурсов города от внешних и внутренних угроз, в том числе:
 o Мониторинг информационной безопасности и прогнозирование потенциальных угроз информационной безопасности;
 o Выявление реализуемых угроз информационной безопасности;
 o Предупреждение и устранение потенциальных угроз информационной безопасности;
 o Пресечение реализуемых угроз информационной безопасности;
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование, внебюджетные и благотворительные фонды, средства негосударственного предпринимательского сектора.
 Организационное обеспечение
 Организационное обеспечение выполнения подпрограммы возлагается на создаваемую в рамках реализации Программы межведомственную комиссию по проблемам информационной безопасности. Экспертная поддержка работ осуществляется в рамках функционирования соответствующей секции Экспертного совета Программы, общественного экспертного совета Московской городской Думы по проблемам развития информационного общества, привлечения экспертов в области информационной безопасности из нашей страны и других стран.
 Раздел 1.3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОБЩЕГОРОДСКИХ ПУБЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКВЫ
 1.3.1 Московский городской портал
 К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки решения экономических и социальных задач. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как недостаточно развиты городские информационные системы в области культуры, образования, развития города, системы информационного обеспечения населения города. Неразвита система публичных информационных ресурсов, нет универсального городского интернет-портала, позволяющего получить быстрый доступ к необходимой информации по различным аспектам жизни города, сориентироваться в многочисленных городских интернет-ресурсах.
 Согласно принятой Правительством Москвы Концепции городского портала в интернете, его назначение состоит в том, чтобы:
 * Сделать более доступными многочисленные существующие и создаваемые информационные системы и ресурсы города, обеспечить условия для их системной интеграции;
 * Обеспечить многосторонние коммуникации между горожанами, бизнесом и властью, создать инструмент для развития в Москве гражданского общества, строительств различных сообществ граждан (территориального общественного самоуправления, по интересам и т.п.);
 * Обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений, функционирования и взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления.
 Создаваемый Московский городской портал обеспечит:
 * Представление общедоступной информации о деятельности городских властей, органов, служб, предприятий, в том числе принимаемые, действующие и отмененные городские нормативные акты и распорядительные документы, комментарии к ним, поиск и т.п., а также персональный состав коллегиальных органов, места их расположения в городе, часы приема;
 * Размещение общей информации о городе, событиях в нем - культурные, спортивные и иные мероприятия, а также прогнозы погоды, курсы валюты и т.п.;
 * Распространение информации о предстоящих пресс-конференциях городских служб (оффлайновые и в интернете), справочные сведения для прессы, тематические архивы прессы о городе;
 * Адресное распространение информации, в том числе в интересах совершенствования управления (анкетирование, адресное оповещение, опросы общественного мнения и др.);
 * Организацию виртуальных обсуждений (форумов, чатов, конференций) - новых видов коммуникации людей, способных конкурировать с традиционными СМИ;
 * Оказание гражданам и организациям информационных услуг (обслуживания);
 * Доступ к пополняемой и обновляемой коллекции аннотированных ссылок на ресурсы в интернете по московской и близкой тематике - подразделения, предприятия и организации правительства Москвы, московской городской думы, правительства РФ, другие государственные и общественные организации; предприятия бытовой сферы, культуры, образования и т.п.
 Цели подпрограммы
 * Обеспечение гарантированного доступа к необходимой информации по различным аспектам жизни города, создание инструментов для навигации в многочисленных городских интернет-ресурсах;
 * Обеспечение взаимного усиления международных, национальных, региональных и московских инициатив за счет интенсивного распространения опыта и знаний в сфере развития информационного общества;
 * Развитие информационных ресурсов Москвы, доступных через интернет;
 Основными задачами подпрограммы являются:
 * Повышение качества государственных и муниципальных услуг;
 * Повышение эффективности и открытости государственного управления в городе на основе использования ИКТ и на базе принципов "электронного правительства";
 * Организация информационного взаимодействия между властями города и населением с использованием ИКТ;
 * Организация информационного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами с применением ИКТ;
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Создание Московского городского портала.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Основным результатом реализации подпрограммы станет постоянно действующий городской портал, предоставляющий доступ горожанам и организациям к разнообразным информационным ресурсам и сервисам.
 1.3.2 Социальная карта москвича
 Постановка проблемы
 В настоящее время население г. Москвы (постоянные жители, временные жители, мигранты, гости, сезонные рабочие и т.п.) составляет, по разным оценкам, от 10,0 млн. до 13,0 млн. человек. Все эти граждане постоянно вступают в разнообразные правоотношения с городскими органами, ведомствами и службами соответствующего профиля деятельности. Масштабы социально-экономических задач столь сложного в социально-экономическом отношении региона, как Москва, и необходимость доведения социально-экономических мероприятий до конкретных граждан при решении экономических и социальных задач требуют дальнейшего совершенствования методов управления процессами обеспечения социальной поддержки, перехода от плохо контролируемого "валового" принципа распределения льгот к адресной компенсации расходов социально незащищенных слоев населения.
 Проект предполагает использование для идентификации получателей льгот персонализированных бесконтактных смарт-карт (БСК). Их применение планируется развивать по следующим основным направлениям:
 * Статус социальных карт, как своеобразного "дубликата" удостоверений, дающих право на льготы, обеспечит их использование для автоматизированного обслуживания льготников во всех организациях - участниках проекта "Социальная карта москвича".
 * По мере внедрения социальные карты могут использоваться во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями (льготный проезд в метрополитене, автобусе, по железной дороге) и предприятиями торговли, питания и бытовых услуг при предоставлении льгот социально незащищенным гражданам.
 * В рамках совершенствования механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматривается создание системы персонифицированных социальных счетов граждан. Ее внедрение позволит обеспечить прием платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с использованием социальной карты, которая в данном случае выполняет функцию идентификации владельца для банковских приложений. При таком подходе может быть обеспечен переход от субсидирования предприятий-поставщиков услуг к обеспечению денежных выплат гражданам после оплаты ими услуг ЖКХ.
 * Использование карты позволит упорядочить оказание услуг в рамках системы государтвенного медицинского страхования, а также обеспечить однозначную идентификацию гражданина при каждом случае исполнения государственных гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения, в т.ч. при выдаче рецептов на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой и, собственно, при получении медикаментов по таким рецептам в аптечных учреждениях.
 Введение в обращение интеллектуальных пластиковых карт - социальных карт для жителей Москвы предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. № 602-ПП. Работы по созданию общегородской интегрированной информационной (автоматизированной) системы учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ) являются составной частью комплекса работ по программам "Электронная Москва" и "Электронная Россия". Для реализации проекта "Социальная карта москвича" создано Государственное унитарное предприятие "Московский социальный регистр" (ГУП МСР) в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы.
 Экономическое обоснование
 - в области социальной защиты
 Экономически значимый эффект внедрения будет получен от высокой степени защиты персонифицированных БСК, используемых в качестве социальных карт льготников, возможности безналичного перечисления денежных выплат и дотаций на карточный счет. Переход основной части социальных льготников на использование социальных карт позволит резко сократить возможности неправомерного получения льгот, даст весомый вклад экономии средств городского бюджета, определит истинные затраты организаций, предоставляющих льготы.
 - в области жилищно-коммунального хозяйства
 Разработка и внедрение системы позволит упростить процедуру платежей за ЖКУ, исключить необходимость посещения гражданами различных организаций за счет автоматизации процессов оплаты и контроля за оплатой услуг ЖКХ. Это должно повысить уровень собираемости платежей и, как следствие, эффективность функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства.
 - на транспорте
 В Москве свыше 2,5 млн. человек только пенсионеров, которые кроме права на бесплатный проезд обладают иными льготами, включая денежные выплаты. Кроме них существуют еще около 70 категорий граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда на городском общественном транспорте. Учитывая крайнюю заинтересованность транспортных операторов в реализации данного проекта, их предполагается их активное участие в финансировании изготовления и персонализации социальных карт, используемых для оплаты проезда.
 Цели и задачи
 Основными целями внедрения системы являются:
 * совершенствование социальной политики;
 * повышение эффективности и адресности социальной поддержки;
 * обеспечение учета и контроля использования бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды;
 * переход от перекрестного субсидирования отраслями городского хозяйства предприятий и организаций, непосредственно предоставляющих льготы, к прямому возмещению выпадающих доходов за фактически предоставленные льготы населению.
 Обслуживание льготных категорий граждан с применением Социальной карты москвича позволит решить следующие основные задачи:
 * персонализировать предоставление льгот жителям Москвы, обеспечив однозначную идентификацию лиц, получающих те или иные субсидии и компенсации;
 * улучшить учет предоставленных льгот и информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти города Москвы при планировании городского бюджета;
 * Создать общегородскую интегрированную систему персонального учета социальных льгот, включающую единый реестр всех льготников.
 Мероприятия подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Разработка ТЗ и ЧТЗ на создание ОИАС ЕРСЛ и подсистем функционального взаимодействия с существующими информационными системами, включая проведение экспертизы;
 * Разработка рабочего проекта ОИАС ЕРСЛ, в том числе обеспечение опытной эксплуатации ОИАС ЕРСЛ;
 * Разработка и внедрение ОИАС ЕРСЛ;
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 В результате внедрения Общегородской интегрированной автоматизированной системы ведения Единого реестра социальных льготников (ОИАС ЕРСЛ):
 - повысится эффективность использования целевых бюджетных средств за счет:
 o повышения точности оценки социальных расходов по различным категориям населения;
 o создания механизма более точной и более эффективной адресной социальной поддержки наименее защищенных групп населения;
 o обеспечения объективной оценки средств бюджета, необходимых для возмещения затрат городским организациям за услуги, оказываемые льготным категориям населения;
 o применения безналичных расчетов с использованием платежных приложений социальных карт.
 - повысятся достоверность данных о льготниках в городских базах данных и степень интеграции городских информационных ресурсов;
 - увеличится сбор доходов на общественном транспорте;
 - улучшится социальное обслуживание льготных категорий населения;
 - будет создан механизм взаиморасчетов за оказанные льготным категориям населения услуги.
 Основной предполагаемый экономический эффект от реализации проекта заключается в снижении потерь от нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на социальную защиту населения до 10% от выделяемых средств.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование из бюджета города, бюджета ФЦП "Электронная Россия" и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на ГУП "Московский социальный регистр"
 1.3.3 Единая городская база данных населения (ЕГБДН) Москвы.
 Постановка проблемы
 Москва является одним из крупнейших мегаполисов мира. Население Москвы составляет 8 538 тыс. человек, а включая гостей столицы - более 11 млн. человек. Москва сосредотачивает около 10 процентов всего населения страны, более 8 процентов занятого населения.
 Регистрация населения ведется более чем в 850 участках дирекций единого заказчика, 163 паспортных столах отделов внутренних дел, 30 отделах записи актов гражданского состояния, 30 окружных военных комиссариатах.
 С 1998 года в Москве внедряется автоматизированная система "Население", которая должна объединить информационные ресурсы о населении в интересах органов власти, а также самих граждан. К концу 2002 года в 9-ти административных округах созданы банки данных, в которых содержится информация более чем о 5 млн. жителях и гостях Москвы. Автоматизировано 107 паспортных столов отделов внутренних дел 85 районов Москвы. Однако единый банк данных не создан в связи с наличием организационных и правовых проблем.
 Отсутствие единой городской базы данных населения, содержащей, в частности, данные регистрационного учета в органах исполнительной власти, приводит к трудностям в сборе налогов с физических лиц, необоснованным выплатам пособий по безработице, необоснованным тратам на социально-демографические исследования и перепись населения, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления.
 Цели подпрограммы
 Основными целями создания единой городской базы данных населения (ЕГБДН) Москвы являются:
 * Обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, занимающихся учетом отдельных категорий населения (органов социального обеспечения, медицинского страхования, налоговых инспекций, военкоматов и др.) актуальной и достоверной информацией о населении, зарегистрированном по месту жительства и месту пребывания на территории Москвы;
 * Повышение эффективности борьбы с преступностью и устойчивости работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях;
 * Обеспечение контроля над миграцией граждан;
 * Обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения;
 * Улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления;
 * Интеграции информационных ресурсов города, создание общегородского банка данных "Население" как единого ресурса городского информационного пространства.
 Основные мероприятия
 Мероприятия по созданию единого банка данных "Население" Москвы включают:
 * Внедрение решений автоматизированного интегрированного банка данных "Население" во всех административных округах и районах Москвы.
 * Развитие ЦАСУН ГУВД Москвы, автоматизированных интегрированных рабочих мест сотрудников паспортных столов отделов милиций и жилищных организаций, МАИС "ЗАГС" Москвы.
 * Интеграция данных о населении в едином общегородском банке данных "Население".
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Создание единого банка данных "Население" Москвы позволит:
 * Повысить качество социально-экономических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления за счет предоставления достоверной и многоаспектной информации о населении;
 * Повысить эффективность борьбы с преступностью и обеспечить более полный контроль над миграцией населения;
 * Способствовать получению реального экономического эффекта за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования и других;
 * Получить дополнительные средства в городской бюджет за счет оказания населению платных информационных услуг;
 * Создать основу для совершенствования механизмов сбора налогов с физических лиц;
 * Сократить расходы бюджетных средств на организацию социально-демографических исследований и переписей населения путем их автоматизации;
 * Повысить эффективность социальной защиты населения, в частности, за счет перехода к адресному предоставлению социальной помощи гражданам;
 * Изменить характер труда сотрудников ЗАГС, ПВС и жилищно-эксплуатационных организаций, повысить культуру обслуживания населения, ликвидировать очереди.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на Департамент экономической политики и развития города Москвы, Уполномоченный орган по информатизации Москвы.
 1.3.4 Система обеспечения городских закупок
 Постановка проблемы
 Структуры исполнительской власти г. Москвы постоянно проводят работу по обеспечению потребности города в выполнении работ, закупок товаров и оказании услуг. Процесс формирования городского заказа имеет устойчивый динамический рост, который сопровождается ростом информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками. Традиционные методы взаимодействия участников выполнения городского заказа вызывают большое число сбоев, ошибок, потери информации, что сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Платформы ИКТ принципиально меняют рынки и проявляются формы новой экономики - электронное ведение бизнеса.
 Внедрение системы обеспечения городских закупок в виде законченного программно-технического комплекса позволит снизить различные издержки, связанные с осуществлением процессов закупки продукции для городских нужд.
 Использование централизованного хранилища данных и возможностей удаленной работы пользователей с ним существенно упростит обмен информацией между участниками торгов и тем самым снизить транзакционные издержки стадии подготовки торгов, в т.ч. связанные с поиском контрагентов и информации о продукции и ценах, координацией взаимодействия участников и т.п.
 Автоматизация большинства процессов системы и осуществление всего цикла сделки в электронном виде должны привести к повышению прозрачности закупок, в результате чего снижается возможность хищений и усиливаются возможности контроля. Тем самым должно быть обеспечено снижения транзакционных издержек оппортунистического поведения участников системы.
 Снижение издержек заключения контракта обеспечивают возможности системы по автоматизированному сбору и обработке заявок от учреждений и потенциальных поставщиков товаров и услуг, электронный документооборот, мониторинг цен и возможности осуществления финансовых транзакций через систему.
 Для органов власти экономический эффект внедрения системы должен выразиться выразится в экономии бюджетных средств за счет большего числа участников торгов, усиления конкуренции и более объективного выбора потенциальных поставщиков, предлагающих лучшие условия.
 Наряду с вышеперечисленными статьями затрат внедрение системы электронной торговли позволит снизить комиссии посредников, логистические затраты, расходы на финансовое обеспечение, затраты на проведение переговоров.
 За счет внедрения автоматизированной системы предполагается также получить ряд выгод, связанных с улучшением аналитической поддержки процессов принятия решений о проведении закупок, а также планирования закупок и управления контрактами, преодолев технологическими средствами ряд организационных ограничений существующей системы городских закупок.
 В частности, действующее законодательство не предусматривает отчетности государственных заказчиков об объемах закупаемой продукции, а только о цене контракта. Такое положение затрудняет оценку реального положения на рынке конкретного товара. Система государственного статистического наблюдения не ведет учета количества лотов, выставленных на конкурс, что делает невозможным корректное определение уровня конкуренции за государственный контракт. Государственные заказчики не используют единых классификаторов продукции при проведении закупок. Отменена отчетность по ценовым параметрам закупаемой для государственных нужд наиболее важной продукции, что не позволяет определить частоту закупки определенной продукции государственными заказчиками и найти решения по консолидации закупки однородной продукции.
 Внедрение системы должно создать предпосылки для устранения указанных недостатков.
 Анализ заявок городских структур и поставщиков, объема спроса и предложения, номенклатуры продукции и видов услуг должен обеспечивать возможности для проведения маркетинговых исследований, формирования объективной картины конъюнктуры рынка, упрощения выбора поставщиков, оценки и прогноза на ближайший плановый период величины государственных нужд. Такого рода мониторинг, в свою очередь, позволит снизить бремя государственных расходов на сбор, обработку и анализ данных традиционных торгов, также способствуя оптимизации процесса снабжения.
 В ходе реализации данной подпрограммы работ требуется создать открытую торговую среду, в которой на рыночных принципах максимальное количество заинтересованных поставщиков смогут предоставлять свои предложения. При этом должны быть снижены расходы на все статьи традиционных расходов (поиск поставщиков, организация конкурсных торгов, осуществление покупки и оформление сделки).
 Цели подпрограммы
 * Обеспечение средствами ИКТ процесса городских закупок;
 * Повышение эффективности городских закупок за счет:
 o снижения затрат на проведение самого процесса государственных закупок;
 o увеличение конкуренции за получение государственных заказов (снижение цены поставщиков);
 o ускорение процедур проведения конкурсных торгов.
 * Эффективное расходование бюджетных средств за счет:
 o повышения прозрачности городских закупок;
 o снижение коррупции и иных злоупотреблений при городских закупках;
 o возможностей более широкого выбора на основании показателя качество/цена.
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Создание и развитие информационной системы обеспечения городских закупок;
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на Департамент экономической политики и развития города Москвы, Уполномоченный орган по информатизации Москвы.
 1.3.5 Система навигации и телематики для городского управления и населения
 Постановка проблемы
 Город Москва является по масштабам своего развития, объемам пассажирских и грузовых перевозок мощной транспортной системой и входит в число крупнейших городов мира. В Москве, как и в других мегаполисах мира, существуют определенные транспортные проблемы, затрагивающие вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня то, с чем столкнулись Нью-Йорк, Лондон и Париж 20-30 лет назад в полной мере проявляется в Москве. За последние 10 лет автомобильный парк города увеличился вдвое, и составляет в настоящий момент почти 2,5 млн. транспортных средств. Если учесть, что в г. Москве проживает почти 9,0 млн. постоянных жителей, причем из них около 17% - дети и 24% - пенсионеры, то на 1000 жителей среднего возраста приходится практически 470 автотранспортных средств личного пользования, что значительно опережает средний показатель по стране. Протяженность улично-дорожной сети города всего 4300 км, в том числе магистральной - более 1200 км, а плотность - только 1,5 км/кв. км, что в 1,6 раза ниже нормативной. Дефицит протяженности составляет более 300 км, а площадь улично-дорожной сети г. Москвы уступает крупным городам мира в 2-4 раза.
 Сегодня можно утверждать, что 95% уличной сети города исчерпали пропускную способность, а кольцевые и поперечные связи, разгружающие центр, составляют лишь 35-40% от потребности. Об этом говорит и плотность автомобильных потоков на московских улицах, большую часть которых составляет транспорт индивидуальных владельцев.
 Автотранспортный потенциал г. Москвы растет ежегодными темпами прироста в размере 5,0%, в т.ч. грузовой автотранспорт 7,5%, автобусы - 5,2%, легковые - 4,9%, в т.ч. индивидуальных владельцев - 6,3% и достигает 2,5 млн. единиц. Эти цифры фактически можно увеличить, по крайней мере, на 40% процентов, учитывая роль Москвы как главного транспортного узла и в регионе, и во всей России.
 Совокупное влияние негативных факторов, действующих в Московском мегаполисе, привело к значительному повышению плотности транспортных потоков, что в свою очередь вызвало сбои в организации движения транспорта, снизило его безопасность, принесло городу значительные экономические потери, а автомобильный транспорт стал оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды.
 В настоящее время уровень научно-технического прогресса напрямую определяет конкурентоспособность транспортных систем. И здесь на первое место выходит информация о транспортных процессах на основе телекоммуникационных систем и передовых технологий навигации и связи.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу