<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Одной из самых активно развивающихся областей применения диспетчерских информационных технологий стал автомобильный транспорт чрезвычайных, медицинских, аварийных, коммунальных, оперативных служб и служб безопасности.
 В настоящее время для управления автотранспортом различных ведомств, призванных обеспечивать безопасность граждан и жизнедеятельность городского хозяйства, используются разрозненные системы управления. Эти системы имеют разную степень автоматизации и базируются на различные виды связи, не обеспечивающие обмен информацией в интересах оперативного и комплексного решения задач в условиях возрастающих требований к безопасности граждан, роста объема грузовых и пассажирских перевозок. Не меньшее значение для городского хозяйства имеет внедрение систем телематики на стационарных объектах. Это прежде всего относится к коммунальным службам: "Мосгаз", "Мосводоканал", "Мосэнерго", а также к системам осуществляющим экологический мониторинг, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Широкое применение такие системы найдут при решении задач охраны стратегических объектов, мостов, туннелей, а также подвалов и чердаков зданий различного назначения. Ещё одной областью применения систем телематики для стационарных объектов является их использование для охраны дач, коттеджей и т. д.
 Программа имеет городской статус и ориентирована на повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города, формирования пакета услуг для населения, повышения уровня безопасности граждан за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города.
  Цели и задачи проекта
 Основными целями Программы являются:
 Повышение безопасности населения г. Москвы, повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города.
 Реализация комплексной городской Программы "Система навигации и телематики для городского управления и населения на 2002-2004 годы" позволит решить следующие основные задачи:
 * повысить уровень безопасности населения;
 * улучшить качество транспортного обслуживания населения.
 * повысить эффективность функционирования системы медицинского обслуживания населения;
 * повысить эффективность функционирования оперативных городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций;
 * повысить транспортную безопасность в городе;
 * снизить затраты городского бюджета на транспортное обслуживание городского заказа;
 * обеспечить синхронизацию работы муниципальных служб при решении задач городского хозяйства;
 * снизить негативное воздействия автотранспорта на окружающую среду (экологическая безопасность);
 * создать систему информационного сопровождения грузового движения;
 * обеспечить оказание навигационных и телематических услуг в сфере обслуживания детей, инвалидов и больных;
 * обеспечить контроль за передвижением транспорта, перевозящего детей и школьников, а также контроль за временными маршрутами муниципального транспорта;
 * обеспечить безопасность и контроль состояния стационарных объектов;
 * обеспечить контроль за состоянием городских и ведомственных телефонных, газовых, силовых и иных коммуникаций;
 * обеспечить контроль за состоянием строительных конструкций, мостов, путепроводов, тоннелей в целях недопущения возникновения аварийных ситуаций, попыток проведения террористических акций и т. д.
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Разработка ТЭО и технорабочего проекта;
 * Создание информационной системы управления транспортом;
 * Развертывание информационно-навигационной сети на территории города Москвы в интересах служб городского хозяйства и формирования пакета услуг для населения.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Создание Системы навигации и телематики для городского управления и населения позволит решить следующий ряд важных проблем как городских служб и ведомств, так жителей г. Москвы:
 * Повышение безопасности граждан.
 * Повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, процесса управления и контроля за подвижными и стационарными объектами городских служб и ведомств (наземный общественный, специальный и коммунальный транспорт, охрана и сопровождение транспортных средств, помещений и других объектов).
 * Создание оперативной системы реагирования на происшествия, затрагивающие безопасность граждан.
 * Предотвращение террористических актов благодаря автоматическому контролю за незапланированными остановками автотранспорта, за выездом автотранспорта за пределы установленной рабочей зоны, повышение оперативности органов охраны правопорядка ввиду наличия точной информации о местонахождении контролируемого объекта.
 * Улучшение транспортного обслуживания населения, обеспечение информацией специальных технических средств для коллективного пользования гражданами с частичной и полной потерей слуха и зрения
 * Выработка наиболее рациональных маршрутов, уменьшение бесполезного пробега автотранспорта из-за просчетов в организации перевозок, связанных с неполной информацией о реальной обстановке, имеющейся у диспетчера, повышение эффективности комплекса мероприятий по ограничению движения большегрузного автотранспорта в г. Москве, особенно в центральной части города.
 * Постепенное снижение стоимости предоставляемых системой услуг и используемого оборудования.
 * Сопряжение существующих ведомственных диспетчерских систем с Системой навигации и телематики для городского управления и населения позволит создать единый городской центр управления навигации и телематики на базе создания единого общегородского информационного пространства.
 * Улучшение экологической обстановки в городе за счет организации контроля за состоянием окружающей среды с помощью датчиков и возможности оперативного реагирования при ее ухудшении, а также за счет оптимизации транспортных потоков.
 В результате реализации Программы поэтапно к концу 2004 года городское управление получит возможность наиболее оперативно получать информацию о состоянии городского хозяйства, более эффективно управлять деятельностью коммунальных служб. Значительно повысится качество обслуживания населения при существенной экономии средств городского бюджета. Граждане на территории города получат возможность пользоваться предлагаемыми услугами для собственных нужд с целью повышения личной безопасности и безопасности своего имущества. Будет создана база для дальнейшего роста системы и подключения к ней государственных ведомств и других предприятий по унифицированной схеме с использованием выработанных в ходе создания системы организационных и технических решений.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на Управление транспорта и связи города Москвы, Уполномоченный орган по информатизации Москвы.
 1.3.6 Автоматизированная система мониторинга Генерального плана города Москвы
 Постановка проблемы
 Генеральный план развития города Москвы - документ регулятивного характера, координирующий государственные и частные интересы участников градостроительной и инвестиционной деятельности в столице в рамках единой общегосударственной и общегородской стратегии. Он постоянно уточняется с учетом изменяющихся социально-экономических условий, содержит системную открытую градостроительную модель развития, позволяющую органично включать в общий каркас те или иные конкретные проблемы и решать их на основе имеющегося проекта.
 Стратегию Генплана детализируют градостроительные планы развития административных округов и районов Москвы. В Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 года сформулированы:
 * основные направления градостроительного развития столицы;
 * градостроительное зонирование территории города;
 * программа приоритетных мероприятий.
 В первой части Генплана определены главные ориентиры перспективного градостроительства Москвы. Это предопределяет возможность создания методики стратегического градостроительного планирования, в том числе, и для мировой градостроительной науки и практики.
 Во второй части Генплана установлены обязательные для застройщиков значения функций и параметров использования территории - в общей сложности для 1500 планировочных районов городских кадастровых единиц. Тем самым вводится в правовые рамки и одновременно упорядочивается сам процесс градостроительства и, при этом, улучшается структура города.
 И, наконец, третья часть Генплана Москвы - Программа первоочередных мероприятий по его реализации - определяет перспективы практической деятельности строительного комплекса.
 Таким образом, задачи по реализации Генерального плана сегодня становятся базой для развития различных направлений архитектурной и строительной деятельности.
 Реализация Генерального плана требует четкой координации работ, контроля исполнения решений, формирования систем управления качеством и себестоимостью продукции. Это не может быть осуществлено без информационно-технологической поддержки, без внедрения автоматизированной системы мониторинга Генерального плана.
 Как известно, информатизация охватила в последние годы все направления московской инвестиционно-строительной деятельности. В Комплексе создаются и поэтапно вводятся в эксплуатацию отдельными подсистемами полномасштабная Корпоративная телесеть и Интегрированная система информационного обеспечения инвестиционно-строительной деятельности (ОСИО).
 Сформированная на сегодняшний день в системе комплекса телекоммуникационная сеть с помощью несколько десятков серверов объединяет более 1000 корпоративных пользователей.
 Вместе с тем, к настоящему времени созрела явная потребность интеграции перечисленных информационных систем и технологий на межведомственном уровне с системами других Комплексов городского управления. Реализация подпрограммы "Создание автоматизированной системы мониторинга Генерального плана города Москвы" является системообразующей деятельностью. Его реализация, с одной стороны, повысит качество градостроительных работ за счет улучшения их стратегической направленности, а с другой - поможет интегрировать большинство информационных систем и ресурсов, реализуемых в рамках проектов Программы "Электронная Москва".
 Цели подпрограммы:
 * Сбалансированное формирование программ социально-экономического и инвестиционного развития столицы
 * Постоянное повышение качества и сокращение сроков московского строительства;
 * Увеличение объемов нового жилищного строительства;
 * Обеспечение культурной преемственности градостроительных решений; пространственным единством, эстетической выразительностью, гармонией и средовым многообразием города;
 * Обеспечение надежности и безопасности транспортной и инженерной инфраструктур;
 * Обеспечение энерго- и ресурсосбережением во всех отраслях городского хозяйства;
 * Обеспечение экологической безопасности среды жизнедеятельности и устойчивости природного комплекса;
 * Обеспечение комплексности решений жилищной проблемы, реконструкцией и развитием жилых территорий и формированием жилой среды;
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Основными мероприятиями подпрограммы являются:
 * Разработка технического задания и проектных решений по созданию информационно-аналитической системы поддержки мониторинга Генерального плана города Москвы;
 * Разработка рабочего макета автоматизированной технологии контроля Генерального плана города Москвы и формирование аналитических отчетов при взаимодействии различных участников строительного процесса, включая другие комплексы Правительства Москвы, общегородские и территориальные органов управления;
 * Создание информационной модели поддержки управленческих решений Руководства Правительства Москвы и московского строительного комплекса по результатам осуществления мониторинга Генерального плана города Москвы;
 * Внедрение портального сегмента системы для информирования населения по перспективам градостроительного развития , о реализации градостроительных городских программ в разрезе административных округов и районов
 Ожидаемые результаты
 В результате реализации проекта ожидается:
 * Сокращение времени и повышение обоснованности принятия важных стратегических управленческих решений Правительства Москвы и руководителями комплексов городского управления по вопросам реализации Генерального плана развития города Москвы;
 * Постоянный рост удовлетворенности населения на основе информированности о градостроительных программах и о результатах их реализации.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на Департамент градостроительной политики Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы.
 1.3.7 Московский портал развития
 Постановка проблемы
 По инициативе Всемирного банка более чем в 40 странах создается сеть "порталов развития", как распределенного хранилища информационных ресурсов по вопросам развития и как инструмента эффективного обмена идеями, знаниями и практическим опытом. Одна из основных задач создаваемой сети - координация и поддержка программ и проектов электронного развития. В России с 2001 г. создается Российский портал развития, основная миссия которого - содействие переходу России от индустриального общества к информационному. В федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)" включено специальное мероприятие "Реализация проекта "Российский портал развития"", в рамках которого будет поддерживаться создание региональных порталов развития, с соответствующей инициативой уже выступили несколько регионов России. Создание Московского портала развития (МПР) как инструмента для обсуждения, корректировки и реализации ГЦП "Электронная Москва" и как части сети порталов развития на региональном, национальном и международном уровне, позволит повысить эффективность Программы, создаст среду для продуктивного обмена опытом и знаниями всех участников движения к информационному обществу.
 В качестве целевой аудитории МПР рассматриваются активные граждане Москвы, России и зарубежных стран, заинтересованные в полноправном участии города в глобальной экономике знаний - работники науки, культуры, образования, ИКТ-сектора и других высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, представители государственной власти, организаций гражданского общества.
 Создаваемый Московский сегмент распределенной сети региональных порталов развития обеспечит:
 * формирование общего пространства для ведения дискуссий, обмена знаниями и опытом, координации усилий участников "электронного развития" Москвы;
 * предоставление инструментов для публикации и навигации по наиболее важным ресурсам интернета, относящимся к развитию информационного общества и участию Москвы в этом процессе;
 * создание и обеспечение доступа к комплексной базе данных о международных, национальных, региональных и городских программах, проектах и инициативах, направленных на развитие информационного общества;
 * предоставление инструментов взаимодействия власти и общества на основе ИКТ, создания онлайновых сообществ и т.п.;
 * доступа к высококачественным решениям, ноу-хау и опыту в области развития на основе ИКТ;
 * предоставление статистической информации и разнообразных публикаций по проблемам развития и использования ИКТ.
 Вхождение Москвы в распределенную сеть порталов развития, создаваемую на глобальном (программа "Портал развития", реализуемая при поддержке Фонда Портала развития при участии Всемирного банка и правительств ряда государств), международном (43 страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки) и национальном (в составе РПР) уровнях, позволит получить доступ к технологическим наработкам, которые созданы и будут создаваться в 2003-2004 годах в рамках проектов infoDev Всемирного банка.
 Отличительной чертой МПР будет высокая насыщенность разнообразными современными сервисами и функциональными возможностями. При предоставлении услуг сеть порталов стремится к реализации принципа "все в одном окне" (one-stop-shop), когда пользователь получает максимальное число необходимых ему сервисов, не уходя со "своего" портала. В перечень сервисов МПР будут входить (но не ограничиваться): персонализация, инструменты кооперации, база данных о проектах развития, консультационный центр, виртуальный университет, электронная библиотека, центр статистики "электронного" развития, электронные тендеры, торговая площадка, средства навигации, помощь, переводческая поддержка.
 Цели подпрограммы
 * Обеспечение гарантированного доступа к необходимой информации по различным аспектам жизни города, создание инструментов для навигации в многочисленных городских интернет-ресурсах;
 * Обеспечение взаимного усиления международных, национальных, региональных и московских инициатив за счет интенсивного распространения опыта и знаний в сфере развития информационного общества;
 * Содействие обеспечению большей прозрачности власти на всех уровнях, достижению большей эффективности и направленности ее деятельности на нужды граждан;
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Создание Московского портала развития как части распределенной сети порталов развития и инструмента информационной поддержки реализации ГЦП "Электронная Москва";
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Успешная реализация проекта "Московский портал развития" позволит скоординировать усилия основных движущих сил развития информационного общества, создаст благоприятные условия для эффективной реализации программы "Электронная Москва", повысит доверие и даст толчок партнерским отношениям государства, бизнеса и гражданского общества в процессе перехода к информационному обществу.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на Департамент экономической политики и развития города Москвы, Уполномоченный орган по информатизации Москвы.
 1.3.8 Система обеспечения безопасности города
 Постановка проблемы
 Московское правительство в целом выполнило программу "Мой двор, мой подъезд", в результате реализации которой произошли значительные положительные изменения жилого фонда столицы. Эта программа явилась только первым, хотя и очень важным, шагом в создании условий благополучного существования населения столицы, накоплен определенный опыт в организации масштабных мероприятий в таком мегаполисе, как Москва. Требуется развитие этой политики, охватывающей новые аспекты жизни москвичей, закрепление и развитие новых тенденций в жизни столичного мегаполиса.
 Таким новым шагом должна стать политика московских властей по созданию безопасных условий жизни для населения. Это становится необычайно актуальным в свете произошедших в последние годы террористических актов в Москве (взрыв домов в 1999 году, взрыв на Пушкинской площади в 2000 году, захват террористами заложников в ДК ПТЗ в октябре 2002 года), продолжающихся заказных убийств, роста основных видов преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, достоинство и имущество населения, роста детской преступности и числа беспризорников, наркомании, алкоголизма, проституции, роста насилия в целом. Если к этому прибавить пробелы и недостатки в охране общественного порядка, то становится очевидным, что без принятия радикальных мер по исправлению сложившегося положения (сначала минимизировать, а затем устранить угрозу обществу и личности) не обойтись.
 Краткое описание проекта
 Создаваемая комплексная система обеспечения безопасности города включает в себя следующие основные составляющие:
 * средства обнаружения предпосылок и регистрации факта возникновения угрозы;
 * средства передачи информации для организации реагирования;
 * структуры, обеспечивающие реагирование.
 Средства обнаружения и регистрации
 В системе разработан и активно внедряется комплексный подход к системе безопасности с учетом необходимого уровня и глубины интеграции подсистем охранно-тревожной, пожарной сигнализации, контроля и ограничения доступа, охранного телевидения.
 Система открыта для интеграции с существующими различными ведомственными и просто локальными подсистемами, если будут согласованы соответствующие протоколы передачи данных.
 Электронная база данных по контролируемым параметрам может использоваться не только в рамках решения вопросов безопасности, но и для других задач, например вопросов диспетчеризации городского хозяйства.
 Система позволяет осуществлять архивирование, статистическую и аналитическую обработку информации от всех подсистем.
 В рамках создания охранно-тревожной и охранно-пожарной подсистем особое внимание уделялось вопросам подбора оборудования, все применяемые концентраторы, датчики и прочее оборудование исключительно российского производства и находится в "Перечне" оборудования, рекомендованного к использованию МВД РФ.
 Программное обеспечение системы постоянно модернизируется, дополняется в зависимости от класса и сложности решаемых задач - на сегодняшний день используемое программное обеспечение является лучшей российской разработкой. Это - система, построенная с применением самых современных достижений науки и самых передовых компьютерных технологий. При разработке системы были заложены следующие основные концепции:
 * гибкость и масштабируемость системы, практически неограниченное количество обслуживаемых каналов;
 * распределенная архитектура, гибкое сочетание рабочих мест мониторинга и администраторов;
 * поддержка синхронной аудио -, видеозаписи в специальном формате, защищенном от чтения в бытовых медиапроигрывателях;
 * использование лучшей на сегодняшний день СУБД для накопления и обработки огромных массивов информации;
 * использование рэйд-массивов на серверах для хранения и 100% резервирования информации;
 * функциональная многоуровневая модель;
 * открытая архитектура.
 Следующим важным вопросом является выбор технологий и средств передачи информации для организации реагирования на возникающие ситуации. При этом единственно возможным для передачи видеоизображения от системы охранного телевидения видится путь использования выделенных цифровых каналов связи сети городского оператора. Для передачи дискретных сигналов от подсистем охранно-тревожной и охранно-пожарных подсистем, а также от подсистемы контроля и ограничения доступа наиболее оптимальным было использования каналов связи, осуществляющих трансляцию видеоинформации. В рамках городской целевой программы "Электронная Москва" вся информация, полученная из системы обеспечения безопасности города может быть передана в единую цифровую городскую мультисервисную сеть. Например, уже сегодня видеоизображение с центральных площадей и улиц Москвы поступает в режиме реального времени в дежурную часть ГУВД города. Работы по подбору, созданию средств и технологий безопасности в рамках "Электронной Москвы" ведут к созданию единой технической политики комплексной системы городской безопасности.
 В качестве резервного канала, а также в сложных случаях с транспортом сигнала, возможно использование радиоканала. На сегодняшний день в Москве существует три операторские компании радиомониторинга (11-12 передатчиков каждая) с полным покрытием территории города, с отлаженной системой реагирования и технического обслуживания.
 Цели и задачи
 Целью подпрограммы является повышение безопасности населения и организаций города на базе использования современных ИКТ.
 Задачи подпрограммы:
 * Разработка единой информационной платформы (единый стандарт, унифицированный шлюз), в т.ч. разработка Единых технических требований на использование систем безопасности и контроля в составе системы обеспечения безопасности города.
 * Создание надежной транспортной среды передачи информации, обеспечивающей защиту от несанкционированного доступа. В основе транспортной среды должно быть заложено: современные технологии передачи данных, наличие точек доступа по территории московского региона, использование стандартных протоколов, системы резервирования и удаленного администрирования.
 * Разработка и проведение организационных, регламентных работ.
 Итогом работы будет являться пакет технической, нормативной и правовой документации, утвержденный Правительством Москвы, регламентирующий деятельность единой городской службы, осуществляющей централизованную координацию, управление и контроль городскими системами и организациями, обеспечивающих безопасность населения и сооружений.
 Ожидаемые результаты
 Система обеспечения безопасности города будет решать следующие задачи:
 * обеспечение общественного порядка и безопасности граждан;
 * обеспечение безопасности коммуникаций и систем жизнеобеспечения города;
 * уменьшение попыток хищений имущества муниципальной собственности и граждан (квартирных краж);
 * предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц в подъезды жилых домов;
 * предупреждение подготовки террористических актов техническими средствами;
 * контроль за закрытием входов в подъезды и состоянием запирающих устройств;
 * охранная электронная система контроля и ограничения доступа в технические помещения жилых зданий, такие, например как чердаки, подвалы, электрощитовые, лифтовые и прочие помещения, обеспечивающие функционирование зданий;
 * контроля состояния противопожарного оборудования (пожарные насосы, вентиляторы подпора воздуха, огнезадерживающие клапаны, клапаны дымоудаления, задвижка на вводе водопровода и т.д.);
 * охранно-пожарная сигнализация на чердаках, в коридорах и прочих жизненно важных помещениях;
 * визуальный контроль за входом и выходом в подъезды жилых домов;
 * видеонаблюдение за периметром здания и прилегающей дворовой территорией;
 * контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в домах жилого сектора;
 * обеспечение непрерывного автоматизированного контроля технического состояния инженерного оборудования здания;
 * визуальный контроль перемещений по отдельно взятым внутренним помещениям, например лифтовым холлам, чердакам, лифтам и т.д.;
 * видеонаблюдение за городскими магистралями, перекрестками и площадями, подземными переходами, мостами, эстакадами и за местами проведения массовых мероприятий;
 * видеонаблюдение за объектами социальной сферы (школами, детскими садами, больницами и т.д.);
 * ведение архивов по всем событиям и по каждой отдельно взятой подсистеме.
 Мероприятия подпрограммы
 * Классификация систем безопасности;
 * Разработка и утверждение документации проекта СОБМ;
 * Проведение экспертизы технорабочего проекта;
 * Реализация проекта в экспериментальных зонах г. Москвы.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ресурсы подпрограммы
 Источником финансирования подпрограммы является бюджет г. Москвы и инвестиции.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Открытое акционерное общество "Электронная Москва".
 1.3.9 Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы
 Постановка проблемы
 За последние годы в Москве создана развитая инфраструктура волоконно-оптических сетей, принадлежащих разным операторам и используемых различными городскими компаниями и структурами, в том числе органами управления городом. Крупные транспортные волоконно-оптические сети имеют компании МГТС, КОМКОР, МТУ-информ, Макомнет. К сетям, используемым в интересах городских структур, предъявляются жесткие требования по полноте и эффективности используемых телекоммуникационных технологии, возможности гибкой адаптации к особенностям решения городских задач. Мэрия, Правительство Москвы и Комплексы городского управления активно используют возможности городской телекоммуникационной инфраструктуры. Руководство города всемерно содействует развитию сетей различных операторов.
 Сети доступа представляют собой наиболее разветвленную часть иерархических телекоммуникационных систем, обеспечивающую сопряжение оборудования пользователей с магистральными сетями, по которым передается информация многочисленных пользователей в виде мощных транспортных потоков.
 Проблема "последней мили" - одна из самых острых проблем телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. В настоящее время в городе используются, и будут еще долго использоваться сети доступа разного типа, принадлежащие разным операторам. Однако, в связи с развитием потребностей москвичей в новых информационно-телекоммуникационных услугах, возникает проблема удовлетворения этих потребностей путем модернизации существующих или строительства новых сетей доступа. Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы является создание универсальной абонентской линии, доводящей весь комплекс услуг до квартир москвичей.
 Телефонные компании, имея разветвленную инфраструктуру телефонной сети, предлагают для этой цели использовать медную пару, соединяющую квартиру с АТС. Основанием для таких предложений явились успехи в развитии технологии АDSL (асимметричная цифровая пользовательская линия) и других родственных технологий предоставления широкополосных услуг по телефонным сетям. Эта технология широко применяется для обеспечения широкополосного доступа к интернету по той же телефонной линии, по которой предоставляется обычная услуга аналоговой телефонии. Для широкого внедрения этой технологии в условиях Москвы нужно обеспечить всем операторам, предоставляющим услуги передачи данных, свободное и равное право использовать медные пары в кабелях телефонной сети доступа, принадлежащей МГТС на правах монополиста телефонной связи в жилом секторе.
 Использование данной технологии затруднительно для организации вещательных режимов (режим "точка-многоточие"), особенно для организации социально значимых услуг массового открытого телевещания. Поэтому использование телефонной линии в качестве универсального абонентского ввода в квартиру не позволяет обеспечить все виды услуг, хотя и имеет серьезные перспективы для доступа в интернет.
 Другим решением проблемы универсальной абонентской линии является использование радиосредств, в том числе использование перспективных систем сотовой, а также спутниковой связи. Однако в настоящее время такие решения невозможно предлагать в качестве базовых технологий создания сетей доступа для всех москвичей из-за их высокой стоимости и ограниченности спектра предоставляемых с помощью этих технологий услуг, хотя этот рынок также серьезно развивается.
 Перспективным типом сетей доступа, нашедшем широкое распространение во всем мире, являются сети с комбинированным использованием оптических (на распределительном уровне) и коаксиальных (на абонентском уровне) кабелей связи. Это так называемые гибридные волоконно-коаксиальные сети, оборудование для которых широко представлено на телекоммуникационном рынке. Комбинация оптоволокна и коаксиального кабеля позволяет передавать огромные массивы информации при сравнительно небольших затратах на реализацию сетей доступа. Такая комбинация очень хорошо согласуется с иерархической структурной сетей, когда объем передаваемой информации возрастает во много раз при переходе от нижнего сетевого уровня к верхнему. Современные недорогие коаксиальные кабели обеспечивают высококачественную передачу сигнала в полосе шириной 857 МГц (полоса выше 47 МГц предназначена для передачи сигналов в квартиру, а полоса 5-30 МГц - для передачи информации в обратном направлении с целью обеспечения интерактивности). Этого частотного ресурса вполне достаточно для удовлетворения спроса на все перспективные телекоммуникационные услуги.
 Важным аспектом в связи с рассмотрением проблемы развития сетей доступа является обеспечение конкуренции многих операторов на базе различных технологий их реализации. Предоставление услуг по телефонным абонентским линиям, по старым коаксиальным кабелям, по новым волоконно-коаксиальным сетям, по технологии "домовая локальная сеть" и по перспективным беспроводным технологиям дополняют друг друга, предоставляя пользователям возможность выбора между услугами, отличающимися по стоимости, по номенклатуре реализуемых функций и по их качеству.
 Цели подпрограммы
 Целью подпрограммы является создание условий для максимально эффективного использования существующих магистральных сетей и сетей доступа при решении городских задач, а также для привлечения инвестиций, необходимых для создания в Москве современной инфраструктуры широкополосных интерактивных сетей связи, обеспечивающих предоставление горожанам перспективных информационно-коммуникационных услуг, включая открытое и платное телевидение, доступ к интернету, цифровую телефонию, видео-наблюдение и охрану жилища, телеметрию и другие услуги.
 Мероприятия подпрограммы
 Создание условий для эффективного использования и модернизации существующих сетей доступа.
 * Подготовка плана развития телекоммуникационной инфраструктуры города в интересах городских организаций.
 * Плановое подключение к телекоммуникационным сетям органов управления города.
 * Плановое подключение к телекоммуникационным сетям объектов социальной сферы города (школы, больницы, поликлиника, библиотеки, музеи и т.д.).
 * Плановое подключение объектов, обеспечивающих общественную безопасность города, в том числе для целей реализации проекта организации видеонаблюдения.
 * Строительство узлов обмена данными между различными информационно-коммуникационными системами города, в том числе между коммуникационными инфраструктурами, использующими протокол IPv6.
 * Организация эффективного обслуживания телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы информационных систем города.
 * Разработка технико-экономического обоснования проекта "Последняя миля".
 * Обеспечение привлечения инвестиций и финансирования работ по созданию широкополосных сетей доступа в рамках проекта "Последняя миля".
 * Проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию широкополосных интерактивных сетей доступа, обеспечивающих предоставление горожанам перспективных информационно-коммуникационных услуг, включая открытое и платное телевидение, доступ к интернету, цифровую телефонию, видео-наблюдение и охрану жилища, телеметрию и другие услуги (проект "Последняя миля").
 * Строительство опытных участков сетей доступа нового типа и введение в пробную эксплуатацию для предоставления населению интегрированных услуг.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемый социальный эффект реализации подпрограммы и ее результаты
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы характеризуются:
 * Повышением эффективности работы городских структур управления, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений;
 * Улучшеним качества жизни москвичей, развитие информационного обслуживания жителей путем предоставления им разнообразной полезной информации;
 * Созданием новой индустрии промышленного производства и новой индустрии услуг, что повлечет за собой появление новых рабочих мест в научно-исследовательских организациях, промышленных предприятиях, операторских компаниях, информационных службах;
 * Получением массовыми абонентами новых сетей неизвестных до настоящего времени информационных возможностей, таких как быстрый интернет, телеобучение, телемедицина, работа на дому и др.;
 * Увеличением возможности надомной работы, в том числе для инвалидов;
 * Появлением совершенно новых перспектив в организации массового образования, научных исследований, социальных служб, сферы развлечений и многих других сфер деятельности общества.
 Ресурсы подпрограммы
 Источником финансирования подпрограммы является бюджет г.Москвы, собственные средства телекоммуникационных операторов и инвестиции, привлекаемые для развития телекоммуникационной инфраструктуры города.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Открытое акционерное общество "Электронная Москва".
 Раздел 1.4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ВСЕМИ ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА
 Постановка проблемы
 В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемая "информационное неравенство". Это понятие было введено в 1997 г. соответствующей Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.
 Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последняя определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ).
 В большинстве экономически развитых стран мира сформировалось представление об уровне информационно-коммуникативной компетентности, достаточном для осуществления наиболее часто встречающихся видов информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т. д. Этот уровень часто требуется, например, при приеме на работу. Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне.
 Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и, прежде всего, интернет зависит в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Как показывают социологические исследования, большим и относительно неудовлетворенным спросом в интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации. Для решения этих проблем и обеспечения доступа горожан к разнообразной информации, необходимой для повседневной жизни и проживанием в конкретном районе города, с 2001 г. реализуется проект "Инфоград" (распоряжение Мэра г. Москвы от 14 мая 2001 г. №466-РМ "О проекте создания районных социально-ориентированных информационных ресурсов (проект "Инфоград")"). Дальнейшее развитие проекта - одно из приоритетных мероприятий данной подпрограммы.
 Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определяется наличием сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к интернету), которые позволят социально незащищенным горожанам (бедным, безработным) бесплатно или дешево получить доступ к необходимой информации и информационным услугам.
 Цели и задачи подпрограммы
 Основная цель подпрограммы:
 Уменьшение информационного неравенства среди жителей города за счет обеспечения равных возможностей использования современных ИКТ и доступа к информации, необходимой для жизни и работы.
 Обеспечение возможности для приобретения москвичами информационно-коммуникационной компетентности.
 Основные задачи:
 * Проведение исследований готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе и разработка долгосрочной политики Правительства Москвы по уменьшению информационного неравенства;
 * Разворачивание системы подготовки кадров, обеспечивающей возможность для приобретения москвичами информационно-коммуникативной компетентности;
 * Создание условий для приобщения к использованию ИКТ социально незащищенных групп населения;
 * Создание информационных систем и служб, призванных обеспечить горожан доступом к информации, необходимой для повседневной жизни.
 Мероприятия по преодолению информационного неравенства
 1. Проведение демонстрационных и просветительских компаний по разъяснению преимуществ жизни в информационном городе как средство стимулирования интереса населения города к использованию ИКТ и использование социальной рекламы.
 2. Развитие системы центров общественного доступа к современным ИКТ как средства приобщения к современным ИКТ тех слоев населения, которые иначе остались бы за бортом информационного общества: социально пассивных групп взрослого населения, "трудных" детей и подростков, безработных.
 3. Создание системы обучения москвичей базовым навыкам использования ИКТ, нацеленной на различные, в том числе социально незащищенные, слои населения, что включает в себя:
 * Разработку модульной системы курсов, ориентированных на различные группы населения и результаты подготовки, различающиеся как по уровню, так и по направлению подготовки.
 * Разработку компьютерных, в том числе - телекоммуникационных систем поддержки освоения модулей информационно-коммуникационной компетентности.
 * Разработку системы аттестации выпускников курсов.
 * Организацию учебных мест и учебного процесса.
 4. Реализация городской интегрированной системы районных социально-ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград"), который включает в себя:
 * Создание информационных систем для навигации и доступа к существующим информационным ресурсам и сервисам, а также для создания новых интегрированных ресурсов и услуг для населения;
 * Создание распределенной по районам города информационной службы, которая опирается в своей работе на первичных носителей информации.
 5. Мониторинг готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе за счет проведения регулярных выборочных социологических опросов.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 Главными ожидаемыми результатами и последствиями реализации подпрограммы "Преодоление информационного неравенства", являются:
 * Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности населения г. Москвы;
 * Возможность для горожан получать подробные и обновляемые информационно-справочные материалы по всем аспектам жизни с привязкой по месту жительства к округу, району, улице и дому;
 * Возможность получать полные комплексные информационные услуги на основе имеющихся в городе информационных ресурсов с использованием удобных и интуитивно понятных пользовательских средств.
 * Увеличение точек публичного общественного доступа к ИКТ для разных социальных групп населения;
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение за счет бюджета города, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств, на основе образования партнерства социальных сил, заинтересованных в реализации подпрограммы за счет объединения усилий городской администрации с общественными организациями, частным сектором и учеными.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организацию выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика возлагается на уполномоченный орган по управлению информатизации г. Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 2. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
 Раздел 2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА)
 Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному отклику на запросы граждан и организаций на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Перенося государственные информационные ресурсы (и сервисы) в интернет, и предоставляя возможности самообслуживания в онлайновой среде, власти повышают эффективность деятельности своих структурных подразделений, обеспечивают прозрачность принимаемых решений, более качественно обслуживают граждан и организации.
 При этом большинство стран Европы и США выделяют четыре стадии, характеризующие степень сложности и полноты оказываемых через интернет услуг и предоставляемой информации. В частности, процесс перехода к "электронному правительству" в рамках программы "Электронная Европа" (eEurope), предполагает 4 стадии: информирование - предоставление информации в режиме реального времени об оказываемых услугах, режиме работы госучреждений, публикации, объявления и т.п.; одностороннее взаимодействие - самостоятельное направление гражданами и организациями различной информации во властные органы; двустороннее взаимодействие - обработка в режиме реального времени полученной от граждан и организаций информации служащими властных структур; осуществление транзакций - решение конкретных запросов в режиме реального времени, принятие решений, доставка, оплата услуг.
 В России работы по созданию платформ "электронной правительства" только начинаются, так, например, в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" предусмотрена реализация в ближайшие годы проекта создания специализированной информационной системы "Правительственный портал", ряда других программных мероприятий по созданию систем электронного документооборота, электронных госзакупок и т.д.. В рамках проекта создания Правительственного портала будет создана система, обеспечивающая открытость деятельности федеральных органов исполнительной власти; выбор информационных ресурсов и сервисов "Правительственного портала" для взаимодействия с гражданами и организациями; взаимодействие органов власти между собой при наполнении и сопровождении информационных ресурсов "Правительственного портала", а также при организации совместных сетевых сервисов и т.д.
 2.1.1 Правительственный портал г. Москвы
 Постановка проблемы
 В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого числа информационных систем для нужд Правительства Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных Управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы. В процессе создания информационных систем для городского управления и местного самоуправления накоплены значительные мощности информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства.
 В то же время, практически вся эта информация недоступна в режиме прямого доступа различным структурным подразделениям органов власти. Практически отсутствуют базовые онлайновые сервисы, присущие "электронному правительству".
 Имеется настоятельная потребность реализации общегородской платформы "электронной власти Москвы" с организацией доступа к городским информационным ресурсам и сервисам через единый общегородской портал, обеспечивающий сбор и агрегирование информации из различных источников, персонализацию и управление доступом, а также инструменты интерактивного взаимодействия. При этом также должна быть учтена перспектива интеграции "Правительственного портала Москвы" в единую сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру России.
 Потребности продвижения интересов столицы в регионы России, ускорение процессов интеграции в мировую экономику диктуют необходимость совершенствования организации межрегиональных и международных связей Москвы, создания специализированного раздела сопровождения межрегионального и международного сотрудничества.
 Многообразие и сложность информационных систем Москвы сопоставимы с информационными системами отдельных европейских государств. При этом такие государства как Великобритания и ряд других пошли по пути создания универсальной инфраструктуры интеграции, которая, например, в Великобритании получила название "Правительственный Шлюз".
 Информационно-коммуникационный шлюз (ИКШ) - центр интеграции государственных информационных систем. Роль ИКШ состоит в обеспечении того, что различные городские ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. ИКШ обеспечит необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации.
 ИКШ города Москвы, как часть Правительственного портала, обеспечит возможность логичного и достаточно простого подключения все новых и новых городских информационных систем к этой единой инфраструктуре интеграции, а значит, в конечном итоге, предоставление гражданам все более сложных, интегрированных услуг в соответствии с принципом "единого окна". Реализуется интеграция информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы с аналогичными ресурсами, создаваемыми в других регионах и в рамках государственной программы "Электронная Россия".
 Цели и задачи подпрограммы
 Цели подпрограммы: создание специализированной информационной системы "Правительственный портал Москвы", предназначенной для расширения объема информационных ресурсов и услуг, предоставляемых органам власти города Москвы. Создание информационно-коммуникационного шлюза между органами власти и управления города Москвы и обеспечивающего их взаимодействие с федеральными органами власти.
 Задачи подпрограммы:
 * Создание элементов "электронного правительства" в городе Москве;
 * Оптимизация взаимодействия между органами власти и управления в городе Москве;
 * Оптимизация взаимодействия между городской властью и федеральными, региональными структурами;
 * Обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений органами власти и органами местного самоуправления.
 Мероприятия по реализации подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие мероприятия:
 * Подготовка Концепции "электронного правительства" Москвы;
 * Подготовка Концепции и Технического задания на создание специализированной информационной системы "Правительственный портал Москвы", учитывающей функции органов власти города, их взаимодействие между собой, с федеральными органами власти и органами местного самоуправления;
 * Создание Правительственного портала;
 * Реализация Концепции "электронного правительства" Москвы.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Основным результатом и следствием реализации подпрограммы станет возможность постоянного доступа к разнообразным общегородским информационным ресурсам и сервисам, предоставляемым Правительственным порталом.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы предлагается возложить на уполномоченный орган по управлению информатизацией в г. Москве.
 2.1.2 Развитие системы электронного документооборота Правительства Москвы
 Постановка проблемы
 Важной основой для деятельности органов власти и управления являются документы, как нормативного характера, так и служебной переписки. Оптимизация документооборота позволяет оптимизировать сам процесс осуществления властных и управленческих полномочий, снизить издержки на их осуществление.
 Существующие в настоящее время в Правительстве Москвы системы документооборота недостаточно используют возможности ИКТ, а применяемые в различных органах власти ИС электронного документооборота слабо интегрированы между собой. Все это не позволяет оптимизировать существующие процессы осуществления документооборота, затрудняет обмен документами между подразделениями Правительства Москвы.
 Система электронного документооборота должна быть защищена от постороннего несанкционированного вмешательства. Средства системы должны обеспечивать достоверность и целостность документов, обрабатываемых системой.
 Назрела необходимость создания интегрированной системы защищенного электронного документооборота для Правительства Москвы.
 Цели и задачи подпрограммы
 Цели подпрограммы
 * Обеспечение электронного документооборота в городских и муниципальных органах власти и управления.
 Задачи подпрограммы
 * Создание интегрированной системы электронного документооборота и ее внедрение в органах Правительства Москвы.
 Перечень основных мероприятий подпрограммы
 * Разработка и внедрение интегрируемых систем защищенного электронного документооборота Правительства Москвы;
 Финансирование подпрограммы
 Средства городского бюджета в рамках целевых городских программ ("Электронная Москва") на внедрение разработанных программно-технических средств и технологий.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 В результате реализации будет обеспечено создание и внедрение в городском управлении электронного документооборота.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации
 Общее организационное обеспечение реализации подпрограммы осуществляет Дирекция.
 2.1.3 Информатизация центральных органов городского управления
 Постановка проблемы
 Обеспечение жизнедеятельности города, формирование его облика, обеспечение защиты и безопасности его населения, выполнение функций субъекта Российской Федерации, и функций ее столицы требуют слаженной и непрерывной работы всех структур городского управления.
 Однако выполнение этих функций затруднено огромным количеством постоянно возникающих событий, влияющих на достижение стратегических и тактических целей социально-экономического развития города. Процесс управления так же осложняется соответствующим количеству жителей количеством управляющих городом структур и их взаимоудаленным территориальным размещением.
 Преодоление возникающих трудностей невозможно без создания условий оперативного и достоверного информационного обеспечения органов государственной власти города, возможности анализа текущей ситуации, ее прогнозирования, выработки оптимальных управляющих решений и контроля за их исполнением в стратегическом режиме и режиме реального времени, обеспечения своевременного информирования и координации всех звеньев управления городом, своевременного и полноценного информирования населения.
 Цели и задачи подпрограммы

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу