<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Одной из самых острых проблем информатизации городского управления является проблема информатизации органов территориального управления, прежде всего префектур, Управ районов и дирекций единого заказчика (ДЕЗ). На этом направлении информатизации необходимо, в частности:
 * Создание специальной системы управления и координации разрабатываемых информационных систем;
 * Решение задачи обеспечения доступа органов территориального управления к информационным ресурсам отраслевых систем.
 Территориальные информационные системы имеют методологические и технологические особенности, они имеют априорно межведомственный характер, отличаются ориентацией на нужды населения.
 Цель подпрограммы
 Создание многоуровневой, распределенной, интегрированной информационной системы управления городом и его административными территориями, обеспечивающей на основе современных ИКТ политическое, методологическое и информационное единство и целостность московской власти как единого распределенного органа управления.
 Мероприятия подпрограммы
 * Построение интегрированных между собой информационных систем управы района и префектуры;
 * Разработка и внедрение на всех территориях Москвы территориальных информационных систем административного округа и района, интегрированных с отраслевыми системами и по вертикали;
 * Обеспечение интероперабельности территориальных систем в масштабах города.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 * Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение на базе бюджетного финансирования (в форме городского заказа) и внебюджетных средств административных округов и районов.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организацию выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика предлагается возложить на уполномоченный орган по управлению информатизации г. Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва" по информатизации территориального управления.
 Выполнение подпрограммы осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления.
 Ожидаемые результаты
 Укрепится единство городского управления, снизится социальная напряженность на территориях. Будет сделан шаг в направлении развития социального партнерства между городскими властями и населением.
 Раздел 2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 2.2.1 ИКТ в образовании
 Постановка проблемы
 Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрение современных педагогических технологий.
 Московская Программа развития единой образовательной информационной среды является составной частью Программы развития московского образования "Столичное образование 3", базируется на Законе о развитии образования в городе Москве, Концепции модернизации российского образования, федеральных целевых программах "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." и ФЦП "Электронная Россия".
 Управление процессом информатизации в системе Департамента образования осуществляется путем скоординированных действий структур управления и методических структур, ресурсных центров информатизации городского и окружного уровней.
 Программы развития образовательной информационной среды города, округа, образовательного учреждения, отдельного учебного предмета, используют показатели информатизации, характеризующие уровень: оснащенности средствами ИКТ и информационными ресурсами, их доступности (непосредственной и телекоммуникационной), их реального использования, вызванных информатизацией изменений в образовательном процессе и укладе школы, результативности применения ИКТ. Разнообразие используемых средств ИКТ обусловлено образовательным процессом. Так, например, для организации групповых занятий, помимо традиционной IP-технологии, предусматривается создание полноформатного телевизионного образовательного канала, а также использование устройств отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, телевизионные приемники и др.).
 В Москве один компьютер приходится на 50 учащихся (в РФ норма - 1 компьютер на 80 учащихся будет достигнута к завершению правительственной программы Развития единой образовательной информационной среды в 2005 г.). При этом в московских школах достигнут на порядок больший, чем в среднем по РФ, уровень обеспеченности образовательного процесса цифровыми устройствами, необходимыми для эффективного использования компьютеров, ввода и вывода информации, компьютерного управления образовательным процессом. В учреждениях образования Москвы в соответствии с инструктивными материалами Министерства образования РФ осуществляется оптимизация доступа к ИКТ - по месту (предметные кабинеты, библиотека и другие помещения для работы учителя и индивидуальной работы учащихся) и времени - 12 часов в день, 7 дней в неделю, в том числе - за счет использования мобильных компьютеров и беспроводных сетей.
 В результате выполнения Программы за 2001-2002 гг. в образовательных учреждениях установлено: более 700 компьютерных классов, 500 АРМ (автоматизированных рабочих мест) для учителей-предметников, 500 АРМ для администраторов, 400 АРМ для библиотекарей. Более тысячи школ (70%) охвачены сетью образовательного телевизионного канала "Школьник ТВ", в 273 школах смонтированы широкополосные распределительные сети, в 10 опорных школах развернуты структурированные кабельные системы. Более 300 школ укомплектованы устройствами отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, экраны, акустические системы, ТВ-тюнеры и др.). Такой набор оборудования позволяет программы телеканала транслировать на ПК или мультимедийный проектор, а также сохранять информацию на электронных носителях, удобных для последующего применения на уроках.
 В результате, более чем в 45% школ имеется современное оборудование. В частности, поставлены компьютеры с операционной системой Windows 2000, Мак ОС 9 и более поздними, доступные для использования учителем-предметником, учителем начальной школы после прохождения краткосрочного повышения квалификации. Вместе с тем 20% школ используют ранние версии системы Windows, более старые процессоры, в 25% школ используются устаревшие компьютеры на процессорах типа Интел 286-386 или отечественные; В 10% школ реального применения компьютеров в учебном процессе не происходит. Только 15% учреждений начального профессионального образования использует современные компьютеры. Для среднего профессионального образования этот показатель равен 20%, для педагогических училищ 50%. Из учреждений дополнительного образования детей только 10% располагает современными средствами информационных технологий. Уровень оснащенности учреждений высшего педагогического образования совершенно недостаточен для решения задачи подготовки кадров, компетентных в образовательных применениях ИКТ.
 Размещение компьютеров: администрация (в 50% учреждений), библиотека (в 25%), учебные классы (кроме компьютерных) в 30% школ (4% от общего числа предметных кабинетов), компьютерный класс (более 45% школ), в свободном доступе для учителей школ (3%), в свободном доступе для учащихся школ (3%), переносные и передвижные средства ИКТ (менее 5%).
 Время доступности средств ИКТ сегодня: для учителя - в среднем 30 минут в неделю, для учащегося - в среднем 30 минут в неделю. Вне школы компьютеры используют менее 15% учителей и более 30% старшеклассников.
 Учителя всех школ, получающих средства ИКТ, проходят повышение квалификации в области использования ИКТ в образовательном процессе. В 2002 г. такую подготовку прошли более 4.000 педагогов.
 Перед столичным образованием стоит ряд проблем, без решения которых невозможно дальнейшее повышение эффективности и качества образования. В частности, необходимо осуществить оснащение системы образования средствами ИКТ (в том числе замену устаревших моделей), информационными ресурсами, широкополосными коммуникационными каналами, широкополосными распределительными сетями, сопрягаемыми с городской гибридной широкополосной сетью для перехода на быстродействующие цифровые технологии образования. Только для обеспечения преподавания информатики в соответствии с федеральными нормативами Москве требуется не менее 10.000 современных компьютеров. Очень остро стоит проблема обслуживания и ремонта оборудования. Требуется значительный объем (не менее 5.000 человек в год) дополнительного повышения квалификации. Необходимо развитие систем дистантного образования, прежде всего - в интересах детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, одаренных детей и детей, мотивированных к продолжению образования, расширение и углубление образовательной работы с соотечественниками из ближнего и дальнего зарубежья. Требует изменения система финансового обеспечения.
 Цели и задачи подпрограммы
 Развитие единой образовательной информационной среды относится к числу важнейших условий, инструментов и результатов модернизации системы образования в целом, нацеленной на: (1) повышение качества образования, (2) предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам на получение образования всех уровней.
 Основные задачи программы развития единой образовательной информационной среды:
 * Модернизация системы московского образования в ее аспекте, связанном с ИКТ, в том числе - развитие системы образовательных целей, технологий, содержания образования, уклада школы;
 * Модернизация управления образованием на базе ИКТ;
 * Создание образовательно-просветительских программ собственного производства для применения в системе начального и среднего образования;
 * Организационно-методическое обеспечение программы, формирование системы целей и индикаторов, системы проектирования и управления ходом выполнения подпрограммы.
 * Развитие нормативно-правовой базы информатизации образования Москвы;
 * Кадровое обеспечение информатизации образования (подбор кадров, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка, аттестация кадров, обобщение опыта на уровне города, округа, образовательного учреждения);
 * Обеспечение образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе - компьютерами, другой цифровой техникой, телекоммуникационными каналами;
 * Формирование и развитие информационных ресурсов московского образования;
 * Создание системы дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированной в первую очередь на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей, детей - соотечественников; педагогов, работающих с этими категориями детей, управленцев.
 В рамках Программы "Электронная Москва" осуществляется координация программы развития единой образовательной информационной среды с подпрограммами "Электронной Москвы", реализуется межведомственное взаимодействие и осуществляется Подпрограмма инфраструктурной поддержки развития единой образовательной информационной среды московского образования.
 Система мероприятий подпрограммы
 Конкретные мероприятия Правительства Москвы по реализации Подпрограммы инфраструктурной поддержки развития единой образовательной информационной среды сгруппированы по следующим направлениям:
 * Создание системы высокоэффективного доступа к образовательным ресурсам, в том числе - для особых категорий учащихся:
 o одаренных и мотивированных к продолжению образования (до 10 тыс. чел.),
 o детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать школу (до 3 тыс. чел. В 2005 г.),
 o детей - зарубежных соотечественников (до 1 тыс. чел.),
 o а также для работающих с ними педагогов;
 * Обеспечение доступа к образовательным ресурсам и образовательного взаимодействия средствами телекоммуникации (предоставление каждому учреждению полного общего среднего и профессионального образования доступа к широкополосному Интернету к 2006 г.);
 * Внеплановое повышение квалификации, переподготовка и подготовка педагогических кадров в области ИКТ (не менее 5 тыс. педагогов в год);
 * Создание базы цифровых информационных ресурсов московского образования (в том числе - приобретение прав на цифровые копии музейных коллекций, синхронизация баз данных участников образовательного процесса с базами ЗАГС и органов здравоохранения), с выходом к 2006 г. на этап пробной эксплуатации системы;
 * Адаптация образовательных ресурсов Российской академии наук, вузов и учреждений культуры федерального подчинения, к потребностям московского общего и профессионального образования;
 * Включение системы начального и среднего профессионального образования в подготовку кадров для ИКТ (в том числе - для обслуживания техники в системе образования), выпуск - до 400 квалифицированных рабочих и специалистов ежегодно;
 * Создание нормативной базы, относящейся к использованию ИКТ в образовании на региональном и федеральном уровне.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 В ходе выполнения в рамках Программы "Столичное образование 3" при координации с Программой "Электронная Москва" будут получены следующие результаты:
 * Создание условий для повышения качества образования и снижения перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных информационных технологий;
 * Формирование общегородского образовательного информационного ресурса, включающего оцифрованные информационные объекты образования и культуры (архивные, музейные, научные);
 * Вывод к 2006 году всех образовательных учреждений города на рациональное оснащение средствами ИКТ (включая программное обеспечение, стопроцентный охват телевизионным вещанием канала "Школьник ТВ", необходимые виды периферийного оборудования) в соответствии с образовательными задачами каждого учреждения и утвержденным программам развития образовательной информационной среды учреждения; устойчивое функционирование системы обслуживания и ремонта, широкополосных телекоммуникационных сетей (Интернет и телевещание);
 * Создание системы опорных учреждений и ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды города;
 * Формирование системы методической поддержки (прежде всего - через сетевых методистов и ресурсные центры) по использованию ИКТ для преподавателей образовательных учреждений всех уровней, проведение повышения квалификации и переподготовки 30% преподавателей общеобразовательных учреждений, 50% преподавателей системы профессионального образования и 20% преподавателей системы дополнительного образования детей в области новых информационных технологий. Формирование структуры координаторов ИКТ в образовательных учреждениях;
 * Превращение телеканала "Школьник ТВ" в электронное средство массовой информации Департамента образования для выполнения образовательных, учебных, досуговых, методических функций;
 * Создание условий для реализации моделей открытого образования, в том числе: для обеспечения равных возможностей на получение образования для всех жителей Москвы, возможности для вариативности и индивидуализации образования, реализации основных педагогических систем московского образования; широкого доступа учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам;
 * Создание условий учащимся Москвы с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование за счет использования средств информационных и коммуникационных технологий, создание благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования;
 * Развитие системы поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными;
 * Существенное укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования ИКТ. Создание единой системы информационного обеспечения организации образовательного процесса, интегрированной с другими городскими системами (в т. ч. ЗАГС, Москомархитектура и др.);
 * Совершенствование нормативной базы, в том числе: разработка и утверждение Санитарных правил и норм в области ИКТ в образовании (совместно с федеральным органами санэпиднадзора), нормативов финансирования образовательной деятельности в Интернете, должностные инструкции работников образования, использующих ИКТ, правила передачи средств ИКТ педагогу для научно-методической работы и др.
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование (за счет средств Москвы и федерального бюджета), вместе с тем, есть возможность привлечения в сферу информатизации городского образования финансовых и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные фонды, стимуляция спонсорства коммерческих организаций, участие телекоммуникационных компаний и т.д.).
 Организационное обеспечение и контроль
 Организацию выполнения Программы развития единой образовательной информационной среды осуществляет Департамент образования Москвы. Координацию этой программы с ГЦП "Электронная Москва" осуществляет Экспертный совет ГЦП, организационное обеспечение и контроль работ по подпрограмме инфраструктурной поддержки осуществляет Дирекция совместно с Центром информационных технологий и учебного оборудования и Информационно-аналитическим центром Департамента образования, создается также секция Экспертного совета ГЦП "Электронная Москва", состоящей из представителей городской администрации, представителей образовательных учреждений и общественных организаций, ученых.
 2.2.2 ИКТ в культуре
 Постановка проблемы
 Сфера культуры в настоящее время отличается многоукладностью: наряду с государственными существуют ведомственные, некоммерческие, частные и др. учреждения, творческие коллективы и объединения. В городе имеется лишь несколько фактически изолированных информационных систем по культуре и искусству, обеспечивающих информацией по достаточно ограниченной тематике определенные контингенты пользователей. Информация, предоставляемая периодическими и справочными изданиями, имеет ограниченный характер: отражается репертуар театров на предстоящий месяц, сведения о музейных экспозициях, клубных встречах и т.п., причем лишь об очень небольшой их части.
 Можно констатировать, что в Москве наметилось особенно большое отставание в области создания информационных систем для культуры. Отсутствуют информационные системы сети городских библиотек Москвы, практически не начата информатизация московских музеев, галерей, театров и др. организаций культуры.
 Весьма низкий уровень обеспечения потребности учреждений культуры и горожан в необходимой информации культурного характера диктует необходимость создания общедоступной системы информации о культурной жизни города, что коррелирует с проектом ЮНЕСКО, направленным на создание баз данных о культурных событиях в столицах мира и рекомендующим властям всех уровней обеспечить поддержку сбора, хранения и распространения такой информации. Использование опережающей информации заинтересованными организациями и частными лицами обеспечит координацию гастрольного и выставочного обмена, привлечение дополнительных средств на подготовку и проведение культурных мероприятий.
 Переход к информационному обществу требует, кроме информатизации деятельности отдельных учреждений культуры, решения вопросов интеграции информационных ресурсов и предоставления доступа к объединенным информационным ресурсам. В последние годы тенденция к интеграции информационных ресурсов наблюдается во всем мире. Однако, без автоматизации и информатизации самих учреждений культуры, в том числе музеев, без создания хорошо структурированных и дружественных баз данных с текстовой и изобразительной информацией, говорить об интеграции информационных ресурсов в сфере культуры просто невозможно.
 В связи с этим, назрела острая необходимость разработки и принятия сводной Программы информатизации культуры г. Москвы, как отдельной подпрограммы "Электронной Москвы", комплексно решающей все актуальные проблемы современной информатизации культуры. Такое решение было принято по результатам депутатских слушаний Московской городской Думы по теме: "О состоянии информатизации отрасли культуры в г. Москве", состоявшихся 02 марта 2000 г. и подтверждено на аналогичных слушаниях 01 ноября 2001 г.
 Предлагаемая подпрограмма ставит своей генеральной целью претворить за минимально короткий срок ликвидировать отставание московских учреждений культуры области в информатизации и сделать доступным широким слоям населения г. Москвы и России в целом, информацию о бесценных культурных ресурсах, хранящихся в них.
 Цели и задачи информатизации культуры г. Москвы
 Целью подпрограммы является создание объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности за счет разработки и реализации Программы информатизации культуры г. Москвы.
 Система мероприятий подпрограммы, этапы и сроки
 Для достижения поставленных целей, в рамках разработки Программы информатизации культуры г. Москвы, необходимо реализовать следующие направления:
 * Модернизация и развитие корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы;
 * Компьютеризация и информатизация музеев г. Москвы;
 * Информатизация сферы охраны недвижимых памятников культуры и истории г. Москвы;
 * Мероприятия по информатизации прочих учреждений культуры г. Москвы;
 * Механизмы согласования и координации комплексной подпрограммы информатизации культуры г. Москвы с другими общегородскими программами (по экономике и развитию, образованию, науке, спорту и молодежи и т.п.).
 В разработанную Программу информатизации культуры г. Москвы должны войти следующие мероприятия:
 * Разработка общегородского плана технического оснащения и переоснащения учреждений культуры компьютерной техникой, средствами сетевого взаимодействия, средствами фотофиксации и обработки изображений, сканирования и копирования, реализация первой очереди этого плана;
 * Организация широкого обучения новым информационным технологиям, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры, в первую очередь, управленческого аппарата;
 * Согласование стандартов информационно-лингвистического обеспечения, гармонизированных с общероссийскими и мировыми стандартами;
 * Стимулирование наполнения баз данных, баз электронных изображений; проведение экспериментов и внедрение технологий ретроконверсии;
 * Обеспечение сетевых решений, электронных каталогов (организационных, технических, программных, информационно-лингвистических) и подключение всех учреждений культуры г. Москвы к интернету;
 * Разработка и реализация проектов интеграции информационных ресурсов в сфере культуры (музеи, библиотеки, недвижимые памятники и пр.), региональными интеграционными проектами;
 * Разработка концепции, создании первой очереди и информационная поддержка интернет-портала "культура Москвы" (как самостоятельного раздела городского портала);
 * Решение проблем защиты информации, в том числе организации московского центра регистрации и лицензирования электронных изображений;
 * Разработка нормативных, инструктивных и методических материалов на уровне г. Москвы (с учётом соответствующих разработок министерства культуры российской федерации);
 * Стимулирование создания электронных изданий в сфере культуры (на CD-ROM, DVD-ROM) и веб-сайтов;
 * Ведение работы по систематизации и классификации электронных ресурсов в сфере культуры и подготовка аннотированных иллюстрированных каталогов (cd-rom, dvd, интернет и др.);
 * Организация конференций, семинаров, конкурсов, фестивалей, в том числе, международных, связанных с использованием ИКТ в сфере культуры в целом;
 * Развитие международного сотрудничества и интеграции российских ресурсов по культуре с общероссийскими и общемировыми ресурсами;
 * Создание инфраструктуры общедоступных центров информационных ресурсов по культуре на базе московских библиотек и музеев.
 * Рaзработка и внедрение универсальной информационно-справочной системы для музеев Москвы предназначенной для научных исследований, проведения работ по систематизации и классификации музейных экспонатов, для составлению планов тематических экспозиций, их организации и проведению, организации ввода информации в музейные БД и использования для культурно-просветительских целей.
 Ресурсное обеспечение, механизмы реализации
 Финансирование программы информатизации отрасли культуры осуществляется из городского бюджета, как единой комплексной программы. Необходимо также предпринять шаги для получения инвестиций в мероприятия программы, связанные, прежде всего, с оцифровкой и изданием на электронных носителях культурного наследия, от коммерческих организаций.
 Организационное обеспечение
 Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Комитет по культуре города Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 Ожидаемые результаты
 По результатам работ 2003 года будет разработана и утверждена Программа информатизации культуры г. Москвы на 2004-2007 гг.
 По результатам реализации Программы в целом: создание условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности и непрерывного образования.
 2.2.3 ИКТ в здравоохранении
 Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения
 Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей.
 При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение.
 Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует с одной стороны обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться.
 Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь в аптечной сфере). В то же время в последние 3-5 лет появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля".
 Перечисленные факторы с одной стороны создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области, - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств.
 К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие:
 * Создание проекта "Электронный паспорт здоровья москвича";
 * Создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале - мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;
 * Обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг;
 * Обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;
 * Создание на одном из московских веб-серверов представительства Комитета здравоохранения с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве;
 * Создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту;
 Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является "телемедицина".
 Под телемедициной понимается, комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи, адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии.
 Это направление быстро развивается, российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы.
 Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем:
 * Пациенты, независимо от места проживания, могут быть в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов;
 * Совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней.
 Настало время приступить к разработке стратегии и программы действий по развитию информатизации здравоохранения и телемедицины в Москве, опирающихся на достижения современных технологий с привлечением всех заинтересованных сторон.
 Цели подпрограммы
 Цели подпрограммы:
 * Повышение качества медицинского обслуживания населения г. Москвы за счет широкого использования современных ИКТ в лечебном процессе и в организации работы медицинских учреждений.
 * Использование информационных технологий для развития и поддержки рынка медицинских услуг г. Москвы.
 * Создание условий для привлечения медицинского потенциала Москвы к оказанию высококвалифицированной помощи в регионах Российской Федерации.
 * Формирование раздела здравоохранения в едином информационном пространстве служб городского жизнеобеспечения.
 Мероприятия подпрограммы
 Для достижения поставленных целей, в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Проведение подробного обследования лечебных учреждений и других организаций здравоохранения, подчиненных Комитету здравоохранения города Москвы (включая техническую оснащённость, использование специализированных информационных систем, полноту наполнения баз данных, коммуникации и подключение к интернету и т.п.);
 * Разработка Подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы;
 * Разработка проекта "Электронный паспорт здоровья москвича";
 * Развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем;
 * Разработка механизмов согласования и координации комплексной подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы с другими общегородскими программами (по экономике и развитию, образованию, науке, телекоммуникациям и т.п.);
 * Организация приема и обслуживания держателей социальных карт по программе обязательного медицинского страхования и обеспечения льготного лекарственного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях Москвы, а также развитие приложений социальной карты в сфере здравоохранения;
 * Разработка и развитие проекта "Удаленная регистратура";
 * Разработка и развитие проекта "Реабилитация и уход за тяжелобольными";
 * Разработка и развитие проекта "Профилактика и лечение наркомании".
 В разработанную подпрограмму информатизации здравоохранения г. Москвы в качестве основных должны войти следующие конкретные мероприятия:
 * Разработка стандартов подготовки медицинских документов к компьютерному обращению. Стандартизация алгоритмов работы и медико-технических стандартов;
 * Разработка методологии создания медико-экономических стандартов для системы ОМС;
 * Разработка программ и моделей управления отдельными лечебно-профилактическими учреждениями разного уровня, округами, городским здравоохранением;
 * Разработка аналитико-демографических и экологических и санитарно-гигиенических программ, с акцентом на радиационную безопасность;
 * Разработка информационно-справочных систем для Федеральных программ "Туберкулез" "Онкология", "Детство" и охрана материнства и младенчества и т. д.;
 * Разработка программ по мониторингу среды, её отдельных компонентов и специфических процессов, слежению за динамикой развития отрасли или интегральных критериев;
 * Разработка программ по анализу экономических категорий и показателей в здравоохранении;
 * Развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем;
 * Создание информационно-справочных систем типа "Электронная аптека", которые, помимо информации о медикаментах, содержали бы информацию о расходных материалах, оснащении и оборудовании;
 * Разработка и внедрение программ обработки, хранения, передачи изображений (рентгеновские, УЗИ, эндоскопия, цитология и гистология, построение 3-х мерных изображений; виртуальные изображения);
 * Разработка информационно-справочных программ для массовых мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры, диспансеризация, скрининг);
 * Разработка и усовершенствования программ для "Скорой помощи", и структур по транспортировке пациентов, органов, препаратов, с учетом взаимодействия с МВД, МЧС, Пожарной охраной и др.;
 * Разработка и внедрение программ для научных исследований в сфере использования ИКТ в медицине;
 * Разработка медицинских образовательных и просветительных программ для населения по использованию достижений информационных технологий и современных телекоммуникаций, согласованных с аналогичными мероприятиями других разделов программы "Электронная Москва";
 * Проведение регулярного и широкомасштабного обучения медицинского персонала использованию информационных технологий и телекоммуникаций в практической деятельности и научных исследованиях.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые конечные результаты подпрограммы
 В результате выполнения подпрограммы будут:
 * Улучшено качество и увеличен объем медицинской помощи населению.
 * Созданы благоприятные условия для снижения заболеваемости, сохранения трудоспособности активной части населения, сокращения сроков временной нетрудоспособности и улучшения медицинского обслуживания малоимущих групп населения и пенсионеров.
 * Улучшена лечебно-профилактическая деятельность в области охраны материнства и детства.
 * Оптимизированы системы снабжения и закупок медицинского и вспомогательного оборудования, оснащения, расходных материалов и медикаментов. Созданы информационные системы служб эксплуатации оборудования и сервисное обеспечение.
 * Созданы более комфортные условия для получения медицинской информации, образования и повышения профессионального уровня и научно-исследовательской работы.
 * Созданы информационные системы для мониторинга экологических характеристик городской среды.
 Ресурсы подпрограммы и механизмы ее реализации
 Источниками финансирования подпрограммы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные средства.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода её реализации
 Общее организационное обеспечение реализации подпрограммы осуществляет Комитет здравоохранения города Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 2.2.4 ИКТ в сфере социальной защиты населения
 Постановка проблемы и обоснование её решения
 С началом экономических реформ 90-х годов резко снизился жизненный уровень, особенно социально незащищённых слоёв населения.
 В Москве, наряду с Федеральной программой мер социальной поддержки, осуществляется и успешно развивается социальная политика в отношении различных групп населения Москвы за счёт средств городского бюджета, фонда финансовых ресурсов префектур и районных управ.
 В сфере социальной защиты населения функционирует широкая сеть разнопрофильных органов и учреждений, предназначенных для оказания различного вида социальной помощи.
 Более разнообразными стали формы и методы социальной защиты. Постоянно появляются новые направления в работе: учёт и работа с беспризорными и безнадзорными детьми, внедрение социальной карты москвича, приспособление внешней среды, включая информационно - коммуникационные технологии, для нормальной адаптации инвалидов в жизнедеятельность общества и ряд других направлений.
 Органами и учреждениями социальной защиты населения ежемесячно выплачиваются различные виды социальных выплат на сумму свыше 5 млрд. рублей.
 Существующее многообразие форм социальной защиты требует, с одной стороны, предоставления возможности каждому жителю города иметь полную информацию о его правах на получение гарантированных льгот, с другой - с учетом ограниченности финансовых ресурсов - оказывать социальную помощь адресно , равномерно и очерёдно - наиболее нуждающимся слоям населения.
 Социальная защита населения города характеризуется следующими параметрами:
 * Общее количество обслуживаемых лиц, зарегистрированных в органах и учреждения социальной защиты, составляет около 3,5 млн. человек.
 * Законодательно (на федеральном и городском уровне) определено более 300 категорий граждан, которые имеют право на различного рода льготы, компенсации и другие виды социальной помощи.
 * Число органов и учреждений, обеспечивающих выполнение функций социальной защиты - 400 и постоянно увеличивается.
 * В обеспечении выплат участвуют 1200 учреждений Сберегательного Банка РФ, Моспочтампта и Банка Москвы.
 * Более 2 млн. человек пользуются различными видами социально-бытовых льгот, установленных федеральным и городским законодательствами.
 В настоящее время демографическая и экономическая ситуация характеризуется общим ростом количества граждан, нуждающихся в социальной защите (общее старение населения, ухудшение здоровья и рост числа инвалидов, низкий жизненный уровень, локальные военные конфликты на территории страны и т.д.).
 Решение стоящих перед отраслью задач и исполнение предъявляемых современных требований осложняется рядом проблем:
 * отсутствием полномасштабной автоматизации всех процессов в органах и учреждениях социальной защиты;
 * недостаточной возможностью оперативного получения информации по отдельным видам деятельности для выработки обоснованных управленческих решений;
 * сложностями при проведении отраслевого прогнозирования и моделирования;
 * высокой стоимостью современных информационно-коммуникационных технологических решений;
 * правовое решение вопроса межведомственного использования имеющейся в корпоративных системах Комитета персонифицированной информации;
 * недостаточность парка современной компьютерной техники в органах и учреждениях социальной защиты.
 Решение перечисленных выше проблем может быть достигнуто за счет проведения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на качественное повышение эффективности функционирования системы социальной защиты, важнейшим из которых является переход на новый уровень интеграции информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологических решений с сохранением ранее сделанных инвестиций.
 В настоящий момент существуют следующие предпосылки для такого решения:
 * в рамках работ по Распределенной Автоматизированной Системы Обработки Информации Социальной защиты населения (РАСОИ "Соцзащита") Москвы создана и функционирует в промышленном режиме основа интеграции - общегородские банки данных социальной защиты - Общегородской Интегрированный Банк Данных (ОИБД), содержащий персонифицированную информацию о 4,2 млн. субъектов социальной защиты, и Банк Данных Инвалидов (БДИ), cодержащий персонифицированную информацию об 1 млн. инвалидов города. Данные банки данных функционируют на основе справочников и классификаторов, составляющих единую нормативно - справочную базу;
 * при создании и развитии РАСОИ "Соцзащита" Москвы отработаны и функционируют современные технологии:
 o организация внутриотраслевого информационного взаимодействия автоматизированных систем учреждений и органов социальной защиты (районные управления социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы, центры социального обслуживания, и др.);
 o организация информационного взаимодействия через межотраслевые интерфейсы с городскими и федеральными органами и учреждениями социальной сферы (Управление ЗАГС Правительства Москвы, Департаментом образования Москвы, Федеральная служба занятости по г. Москве, ГУ-ОПФР по г. Москве и московской области, Сбербанк РФ, ОАО Банк Москвы, Моспочтамт и др.);
 o организация дистанционного технического сопровождения и удаленного администрирования информационных систем для снижения эксплуатационных затрат;
 o прогнозирование и принятие управленческих решений на основе применения WEB - ориентированных информационно - аналитических систем (ИАС);
 * реализуется программа подключения органов и учреждений социальной защиты к Московской волоконно-оптической сети;
 Таким образом, созданы все условия для интеграции автоматизированных информационных систем органов и учреждений социальной защиты населения на основе общегородских банков данных и переходу к общегородской интегрированной информационной системе социальной защиты населения, функционирующей в рамках общей технологии и качественно повышающей эффективность функционирования отрасли социальной защиты Москвы.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью подпрограммы является качественное повышение эффективности функционирования отрасли социальной защиты населения Москвы за счёт широкого внедрения ИКТ в деятельность отрасли, интеграции действующих и внедряемых информационных систем.
 Задачами, решаемыми для достижение этой цели являются:
 * расширение функционала городских банков данных социальной защиты населения для решения общеотраслевых и городских задач;
 * комплексная автоматизация деятельности органов и учреждений социальной защиты населения;
 * реализация необходимых интерфейсов для обеспечения взаимодействия с информационными системами других ведомств в рамках городского и федерального уровней;
 * модернизация информационных систем органов и учреждений социальной защиты для интеграции с городскими банками данных социальной защиты и реализация всего спектра функций социальной защиты;
 * расширение функционала существующих информационно - аналитических систем.
 * внедрение технологии электронного документооборота, включая электронно-цифровую подпись.
 Система мероприятий подпрограммы
 Мероприятиями подпрограммы являются работы, выполняемые в соответствии с планами информатизации отрасли социальной защиты:
 * Модернизация информационных систем, действующих в районных управлениях социальной защиты населения.
 * Внедрение информационной системы автоматизации деятельности бюро медико-социальной экспертизы (ИС "ОРИОН") в составе межотраслевой автоматизированной системы "Реабилитация инвалидов".
 * Ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы комплекса социально-жилых домов (ИС "КСЖД").
 * Модернизация и внедрение информационных систем в центрах социального обслуживания населения, отделениях реабилитации инвалидов и социальных прютах для детей.
 * Создание и внедрение информационных систем учреждений социального обслуживания населения (дома-интернаты, дома ночного пребывания для лиц БОМЖ, реабилитационные центры инвалидов) на основе применения Многофункциональной адаптируемой информационной системы социального обслуживания населения по единой технологии (МАИС СОНЕТ).
 * Продолжение работ по расширению функциональных возможностей и информационного наполнения общегородских банков данных социальной защиты, для обеспечения интеграции на их основе информационных систем органов и учреждений социальной защиты населения.
 * Модификация интерфейсов взаимодействия с информационными системами учреждений Федеральной службы занятости, Комитета образования, Комитета здравоохранения и других ведомств социальной сферы городского и федерального уровней.
 * Расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем для проведения анализа качества реализации мероприятий по социальной защите, деятельности органов и учреждений социальной защиты и прогнозирования развития социальной сферы города.
 * Перевод системы отраслевого документооборота на использование электронных документов путем внедрения WEB-ориентированной безбумажной технологии.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты
 Реализация настоящей подпрограммы позволит качественно повысить эффективность функционирования отрасли социальной защиты населения Москвы путем достижения следующих результатов:
 * обеспечение организации функционирования социальной защиты населения Москвы в условиях роста объемов задач и кадрового дефицита на базе современной информационной технологии;
 * обеспечения возможности эффективного мониторинга и контроля реализации социальных программ;
 * уменьшение временных задержек при прохождении технологических процессов, внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий и повышение способности отрасли, как системе, оперативно реагировать на происходящие изменения внешней среды;
 * создание инструментов поддержки принятия эффективных управленческих решений, моделирования и прогнозирования;
 * сохранение ранее сделанных инвестиций и оптимизация издержек.
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование за счёт средств Москвы. Возможно привлечение в сферу информатизации социальной защиты населения города и иных ресурсов.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организационное обеспечение и контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы. В качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы выступает секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 2.2.5 ИКТ в промышленности
 Постановка проблемы
 Современное промышленное производство не мыслимо без использования ИКТ. Используя в своей деятельности современные средства ИКТ, предприятие повышает свою экономическую эффективность, конкурентоспособность на рынке и инвестиционную привлекательность.
 В 70 - 80 годы проблема информатизации предприятий была одной из важнейших государственных задач. В тот период практически каждое предприятие создавало у себя вычислительный центр, внедрялись программы экономического планирования, сетевые графики производственных процессов и т.д. Методологической основой функционирования таких систем было централизованное планирование. Практически вся промышленная продукция фондировалась из ведомств ("сверху"). Обеспечение предприятий сырьем, материалами и комплектацией зависело от заранее выделенных фондов, которые не всегда можно было реализовать в нужный момент и в нужных объемах. Собственная продукция предприятий также фондировалась "сверху", то есть заранее распределялась по потребителям, что зачастую не согласовывалось с их потребностями по количествам и срокам поставок. Такая практика приводила к необходимости создания на предприятиях запасов сырья, материалов, комплектации и готовой продукции, что снижало экономическую их эффективность. Конкуренция межу предприятиями в таких условиях практически отсутствовала.
 С развалом Советского Союза и остановкой на многие годы большинства промышленных предприятий страны, прекратили свое существование прежние АСУ по причине их ненадобности, технической отсталости и не соответствия новым рыночным условиям.
 Рыночные условия коренным образом меняют методологическую основу информатизации. Главный рыночный фактор - ориентация на заказчика. В этих условиях предприятие самостоятельно ищет поставщиков сырья, материалов, комплектации и потребителей собственной продукции. ИКТ при этом должны обеспечивать максимальную экономическую эффективность предприятия и его конкурентоспрособность. Выполнения таких требований можно достичь путем минимизации запасов, устранения любых ограничений влияющих на производство и своевременной поставкой продукции потребителю с нужным качеством. В связи с этим коренным образом меняются технологии управленческих процессов.
 В системах управления появились новые функции. Например, функции точного определения стратегий маркетинга и сбыта, выявления новых перспективных рынков и продуктов, выявления слабых мест в материально-техническом снабжении и распределении готовой продукции, распознавания тенденций в сложной структуре цен и т.д. Теперь системы управления позволяют оптимизировать бизнес процессы путем их моделирования, что позволяет заранее выработать правильные управленческие решения. В последние годы появились новые методы управления производством, такие, например, как метод синхронного планирования (APS-метод), который позволяет с учетом динамики производства в реальном масштабе времени определять влияние любых изменений на производственные процессы. Метод позволяет повысить оборачиваемость материалов примерно на 40%, использование мощностей на 20%, долю поставок, выполненных вовремя на 35% и резко увеличить рост доходов и прибыли.
 В условиях глобализации мирового экономического пространства, необходимым требованием для промышленности является взаимодействие с мировым рынком. Это условие предопределяет соответствие производственных процессов и продукции мировым стандартам (группе стандартов ISO 9000). Система анализа и управления бюджетом предприятия и бухгалтерским учетом, также должна соответствовать международным стандартам. Возникла в мире совершенно новая область рынка - электронный рынок в интернете. Всем этим, и другим современным требованиям рынка, должны соответствовать средства ИКТ предприятий.
 Программные продукты, имеющиеся на нашем рынке, позволяют удовлетворить любые требования по информатизации предприятий. В Москве действует ряд фирм, имеющих значительный опыт по созданию интегрированных систем управления, в том числе и на московских предприятиях.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью подпрограммы является повышение экономической эффективность московских промышленных предприятий, выведение их на уровень конкурентоспособности на мировых рынках за счет внедрения средств ИКТ.
 Задачами подпрограммы являются:
 * Выявление принадлежащих городу предприятий, информатизация которых позволит реализовать поставленные цели.
 * Разработка и реализация плана информатизации предприятий, принадлежащих городу.
 Система мероприятий подпрограммы
 * Разработка концепции и плана программных мероприятий по использованию ИКТ в промышленности.
 * Реализация программных мероприятий по использованию ИКТ в промышленности.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 В результате реализации подпрограммы, значительно повысится способность предприятий ориентироваться на рынке, появится возможность более полно удовлетворять запросы потребителей, повысится качество продукции. Предприятия улучшат свое экономическое положение, станут более конкурентоспособными на рынке и более привлекательными для инвесторов.
 В связи с прозрачностью управленческих процессов, реализуемой в современных ИКТ, станет возможным создание единой системы управления промышленностью Москвы.
 Ресурсное обеспечение подпрограммы
 Источниками финансирования подпрограммы должны являться бюджеты предприятий, кредиты банков, финансовые средства Правительства Москвы и инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации на предприятии, будут выбираться варианты финансирования работ.
 Управление подпрограммой
 Для управления подпрограммой необходимо создать рабочую группу в составе представителей департаментов Правительства Москвы, разработчиков интегрированных систем управления, аудиторских компаний и представителей промышленных предприятий.
 2.2.6 Содействие использованию ИКТ малыми предприятиями г. Москвы
 Характеристика существующих проблем
 Основные элементы, в т.ч. институциональные, информационной поддержки малого предпринимательства были созданы в рамках городских комплексных программ поддержки малого предпринимательства, что позволило в значительной мере обеспечить предпринимателей Москвы квалифицированными информационно-консалтинговыми услугами по различным аспектам ведения бизнеса.
 Однако, в период после кризиса 17 августа 1998 года, когда большое количество консультаций по решению Правительства Москвы оказывалось предпринимателям бесплатно, стали очевидны приоритеты в их информационно-консультационных потребностях, которые не полностью перекрывались возможностями городской системы. Среди них:
 * необходимость приблизить услуги к потребителю и довести их до уровня районов;
 * потребность в специализированных услугах, в т.ч. централизованного бухучета и аудита;
 * юридические консультации и защита интеллектуальной собственности;
 * потребность в деловых информационных ресурсах, в особенности связанных с продвижением продукции малых предприятий на внешние рынки.
 Серьезным фактором информатизации экономики в целом стала глобальная сеть Интернет, дающая не только большие возможности для быстрой передачи информации, но и для организации непосредственного взаимодействия предпринимателей в реальном режиме времени, что в свою очередь потребовало внедрения новых технологий в сферу информационно-консалтинговых и обучающих услуг.
 Цели подпрограммы
 Целями настоящей подпрограммы является:
 * Создание единой информационной среды для предпринимателей Москвы.
 * Обеспечение предпринимателей Москвы квалифицированными информационно-консультационными услугами по различным аспектам ведения бизнеса.
 * Снижение издержек малых предприятий за счет предоставления льготного доступа к деловым информационным ресурсам.
 * Продвижение товаров малых предприятий Москвы на внешние рынки, включая межрегиональные и международный.
 * Налаживание различных форм производственной кооперации внутри города и за его пределами.
 * Распространение передового опыта Москвы в оказании сервисных услуг бизнесу.
 Задачи подпрограммы:
 * Создание новых и развитие существующих информационных ресурсов и услуг для малого предпринимательства.
 * Обеспечение доступа малых предприятий к интернету.
 * Стимулирование использование ИКТ в практике малого и среднего бизнеса.
 * Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры для взаимодействия московских МП с партнерами из других регионов России и зарубежными фирмами.
 * Координация деятельности всех структур поддержки малого предпринимательства Москвы по вопросам информационного обеспечения.
 Система мероприятий подпрограммы
 В рамках этой подпрограммы должна быть реализована следующая система мероприятий:
 * Разработка и внедрение комплексной целевой подпрограммы электронного ведения бизнеса в Москве.
 * Создание единой программно-технологической системы информационной поддержки малого предпринимательства Москвы.
 * Формирование единой городской системы информационных ресурсов для обеспечения предпринимательской деятельности.
 * Актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов сети "Малый бизнес Москвы".

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу