<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Создание информационных ресурсов для системы дистанционного бизнес-образования.
 * Создание и поддержание банков данных по различным аспектам ведения бизнеса, включая базы данных по лизингу оборудования и франчайзингу.
 * Создание общегородского и территориальных информационно-аналитических центров.
 * Создание системы бизнес-интернет центров в административных округах.
 * Создание общегородского центра интернет-технологий для малых предприятий.
 * Создание системы Интернет - вещания, позволяющие вести просмотр телепередач о малом бизнесе Москвы, в том числе с использованием базы данных архива и других, специально подготовленных сюжетов о возможностях, проблемах и перспективах развития предпринимательства в Москве.
 * Создание информационного моста между Италией и Москвой "Региональные деловые сети" (проект МИД Италии, закон 212).
 * Создание и сопровождение Веб-партенариата в интернете (в рамках проекта TACIS SMERUS-99).
 * Организация и проведение ежегодной Московской международной конференции и выставки по информационному обеспечению предпринимательства "БИНФО".
 * Создание службы и сети объектов Городской информационно-справочной системы (справочно-информационные узлы, справочные киоски, информационно-коммуникационный центр) для решения стратегической задачи развития малого предпринимательства в сфере оказания информационных услуг населению города.
 * Развитие и поддержание системы дистанционного консалтинга малых предприятий города Москвы.
 * Реализация программных мероприятий по содействию использования ИКТ малыми предприятиями г. Москвы.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Развитие системы информационной поддержки МП и внедрение ИКТ в деятельность МП сделает малый бизнес более эффективным за счет расширения возможностей доступа к информации, охватывающей самые различные аспекты предпринимательской деятельности. В результате реализации подпрограммы будет обеспечено информационное взаимодействие малых предприятий Москвы и других регионов и как между собой, так и с зарубежными партнерами. Система позволит эффективно использовать информационные ресурсы, представляющей интерес для широких кругов населения, средств массовой информации, органов власти и управления. Эффективное использование возможностей системы позволит целенаправленно влиять на растущую тенденцию к самоорганизации бизнеса, политическую активность предпринимательских кругов, участие представителей этой группы в работе органов власти и управления различных уровней.
 Ресурсы подпрограммы
 Источники и механизмы финансирования подпрограммы:
 * бюджетное целевое финансирование
 * внебюджетные фонды (в том числе из Московского фонда поддержки малого предпринимательства),
 * привлечение средств из федеральных фондов,
 * инвестиционные ресурсы негосударственного и смешанного секторов.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации
 Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Функции экспертного органа по данной подпрограмме предлагается возложить на Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы с созданием совместной экспертной комиссии Совета и секции Экспертного совета Программы.
 2.2.7 ИКТ в быту и досуге
 Постановка проблемы
 Мировой опыт показывает, что информатизация повседневной жизни является средством стимуляции духовного и экономического развития. Использование ИКТ в быту повышает информационную активность горожан, дает ощущение улучшения комфортности жизни, способствует повышению качества труда и возрастанию экономической активности горожан за счет ненавязчивого обучения "через развлечения", является средством удовлетворения экономических, культурно-образовательных, развлекательных и иных потребностей семьи и личности. Бытовая информационная продукция - сильнейшее средство привлечения населения к использованию ИКТ.
 В этой сфере очень велика роль самоорганизации. Рынок бытовой электроники и связанной с ним информационной продукции возник в городе одним из первых и сегодня мало уступает европейскому. В то же время информатизация быта и досуга - одна из тех областей, где городская администрация может проводить активную социально-ориентированную политику.
 Во всем мире основной движущей силой развития информационного общества являются дети. 2/3 московских детей сосредоточены в мало обеспеченных семьях, и без помощи города в форме организации общественных электронных центров, они обречены на отставание в развитии, на второсортную жизнь с младенчества.
 Качество жизни стариков, многочисленной и растущей части населения города, а также инвалидов может быть значительно улучшено за счет электронизации квартир. Подключение их жилищ к поликлинике, к рабочему месту социального работника и/или к общественному домовому центру позволит резко повысить эффективность предоставляемой им помощи. Обеспечение этих групп населения бесплатной информацией и доступом к средствам коммуникации позволит им лучше сохранять свое здоровье и полноценно участвовать в общественной жизни.
 Цели и задачи
 * Создание условий для роста производства отечественного контента для быта и досуга (справочных, развлекательных, образовательных, медицинских видео и компакт дисков);
 * Стимулирование использования ИКТ в доме с помощью демонстрационных и просветительских компаний;
 * Использование возможностей кабельного телевидения как канала вхождения информационного общества в каждый дом;
 * Обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам;
 * Организация новых форм досуга, отвлекающих молодежь от асоциального поведения.
 Система мероприятий
 * Разработка и внедрение системы мер для стимулирования отечественных производителей информационных технологий и ресурсов для быта и досуга.
 * Проведение демонстрационных и просветительских компаний, разъясняющих возможности современных ИКТ в плане повышения комфортности и безопасности повседневной жизни.
 * Организация публичных точек доступа с целью обеспечения доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам организации новых форм досуга молодежи.
 * Поддержка пилотных проектов по созданию "интеллектуального дома".
 Ожидаемые результаты
 Реализация подпрограммы будет способствовать решению ряда важных социальных проблем, обеспечению доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам, повышению квалификации, расширению спектра и повышение качества разнообразных услуг населению, организации новых форм досуга, отвлекающих молодежь от асоциального поведения.
 Ресурсное обеспечение
 Для реализации подпрограммы необходимо привлечение смешанного финансирования, основанного на социальном партнерстве городской администрации с коммерческим сектором, производящим бытовую электронику и потребительские информационные услуги. В целях экономии средств, необходимо осуществлять координацию с мероприятиями других подпрограмм по проведению городских и районных демонстрационных и просветительских компаний и организации публичных точек доступа как важных обеспечивающих подсистем данной подпрограммы.
 Организация контроля и управления подпрограммой
 Для координации работ и контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы необходимо создать межведомственный наблюдательный совет, в состав которого должны войти как эксперты по проблемам населения, специалисты по информационным технологиям, представители бизнеса и соответствующих подразделений Правительства Москвы. В работе наблюдательного совета необходимо участие представителей Комитета семьи и молодежи как организации, имеющей наработанные связи для решения проблем молодежи - движущей силы развития информационного общества.
 2.2.8 ИКТ в молодежной сфере
 Постановка проблемы
 Программы вовлечение большего числа горожан в использование и развитие ИКТ, формирование информационного общества, невозможны без вовлечения молодежи - будущего города. Молодежь сегодня - наиболее активный потребитель услуг, предоставляемых ИКТ. В силу мобильности восприятия и высокой обучаемости, молодежь быстрее остальных слоев москвичей осваивает и применяет в своей жизнедеятельности информационные ресурсы и ИКТ.
 В молодежной среде существует ряд проблем, решение которых могут облегчить ИКТ: проблема занятости, досуга, информационный голод, когда представители молодежи получают востребуемую информацию из случайных источников. Проведение целевой политики по использованию ИКТ в молодежной сфере не только позволит упростить вхождение города в информационное общество, но и решит ряд социальных проблем, специфических для молодежной сферы, таких, как наркомания, социальный инфантилизм.
 Несмотря на то, что в городе существует несколько информационных систем, далеко не весь социальный спектр молодых москвичей своевременно обеспечивается необходимой информацией. Информация, предоставляемая СМИ и периодикой, зачастую ограничена в объеме не учитывает реальные интересы целевой аудитории молодежи.
 Информационные системы и сети информационно-справочных киосков (инфоматов-информационных автоматом с сенсорным экраном) общественного доступа с актуальным молодежно-ориентированным инфоресурсом отсутствуют полностью, а существующая сеть информационно-консультационных пунктов(терминальных станций), программно-технический комплекс ИС "Молодежь" Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы и поддерживаемые инфоресурсы Интернет не могут охватить всех желающих. Существует острая необходимость в развитии ИКТ этих проектов.
 Необходимо создание единого целостного комплекса информационных систем сбора, хранения и отображения информации как о развитии молодежной среды, так и для молодежной среды. Создание такого комплекса позволит оптимизировать принятие решений в молодежной сфере органами городского управления, удовлетворит информационные потребности молодых людей.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью проекта информатизации сферы молодежной и семейной политики является создание целостного комплекса информационных систем сбора, хранения и представления разнообразной информации, необходимой как для подготовки и принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений, так и для непосредственного удовлетворения информационных потребностей молодых и семейных москвичей.
 Система мероприятий подпрограммы
 Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
 * Исследование предметной области, социсследования, маркетинг инфопотребностей и инфоресурсов, выполнение начального этапа работ по сбору и обобщению информации для объектов (жителей города Москвы в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, неполных семей; молодежных и детских объединений) и субъектов молодежной политики (государственных органов и должностных лиц; молодежных объединений, их ассоциаций; непосредственно молодых граждан), включая техническую оснащенность, использование специализированных информационных систем, полноту наполнения баз данных, их систем и информационных ресурсов, наличие мультимедиа и оцифрованных иллюстраций данных традиционного формата о предметах, значимых для вышеназванных участников молодежной отрасли.
 * Информатизация объектов и субъектов молодежной политики на базе интегрированного комплекса информационных систем в рамках структурированной концепции и технического проекта, реализующего целостную непротиворечивую систему сбора, хранения и представления информации, охватывающую основные направления деятельности молодежной отрасли города Москвы.
 * Модернизация и развитие корпоративной инфраструктуры сети терминальных станций ИС "Молодежь" Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы.
 * Информатизация сферы учета капитальных объектов молодежной отрасли города одновременно с подготовкой основной части проекта информатизации молодежной отрасли города Москвы
 * Мероприятия по информатизации прочих учреждений молодежной отрасли города.
 * Разработка и создание Информационно-функционального комплекса Центра информации и документации молодежи г. Москвы
 * Создание автоматизированной информационной системы социальной безопасности детей и подростков
 * Качественная модернизация ИС "Молодежь" создание интегрированной с городскими инфоресурсами системы общественного доступа молодых москвичей к насущным инфоресурсами на базе развития потенциала существующей сети терминальных станций в инфраструктуре вузов, ГЭОМЦ и муниципальных учреждений Комитета, а также негосударственных организаций (интернет-кафе, компьютерно-игровые клубы).
 * Создание ИС общественного доступа "Информация молодежи - в каждом микрорайоне" на базе сети вандалоустойчивых инфоматов в общественных центрах города
 * Создание ИС "Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и молодежи"
 * Создание ИС "Профилактика преступности и асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи"
 * Создание сети вандалоустойчивых инфоматов (с сенсорным экраном) Информационной системы города Москвы "Молодежь" в общественных центрах
 Ресурсное обеспечение, механизмы реализации
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование (за счет средств Москвы и федерального бюджета), вместе с тем, есть возможность привлечения в сферу информатизации молодежной отрасли финансовых и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные фонды, стимуляция спонсорства коммерческих организаций, участие телекоммуникационных компаний и т.д.).
 Организационное обеспечение
 Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы . Функции экспертного органа по данной подпрограмме предлагается возложить на совет по делам молодежи при Правительстве Москвы с созданием совместной экспертной комиссии Совета и секции Экспертного совета Программы.
 2.2.9 ИКТ в физкультуре и спорте
 Характеристика проблемной ситуации и обоснование необходимости решения существующих проблем
 В настоящее время в спортивной отрасли отсутствует система сбора, обработки, хранения и представления информации о состоянии управляемой системы.
 Отсутствие отраслевой системы хранения и обработки больших массивов информации не позволяет осуществлять многофакторный мониторинг управляемой системы, что решающим образом влияет на обоснованность принимаемых управленческих решений.
 В условиях усиливающегося внимания к развитию физической культуры и спорта в г. Москве, необходимость создания отраслевой автоматизированной информационной системы очевидна.
 Видение желаемого будущего, цели и задачи подпрограммы / проекта
 Целью проекта информатизации спортивной отрасли является создание целостной системы сбора, хранения и представления разнообразной информации, необходимой для подготовки и принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений. Создаваемая система рассчитана, как на рядового сотрудника Москомспорта, так и на руководящий состав. Доступ к различным ресурсам системы осуществляется в соответствии и имеющимся у пользователя правом доступа.
 В процессе реализации проекта решаются задачи:
 * Учета и использования наработанных информационных ресурсов.
 * Автоматизации процесса пополнения и обновления информации.
 * Подключение ресурсов по представлению информации в оптимальном и доступном виде.
 * Объединение периферийных устройств системы в единую сеть.
 * Предоставление информационных ресурсов широкому кругу пользователей в соответствии с установленными правами доступа.
 Система мероприятий подпрограммы
 Создаваемая подпрограмма предполагает выполнение начального этапа работ по сбору и обобщению информации. На основе собранной информации предполагается разработка технического задания, реализующего целостную непротиворечивую систему сбора, хранения и представления информации, охватывающую основные направления деятельности спортивной отрасли города Москвы.
 Следует учитывать, что необходимость и обоснованность некоторых элементов создаваемой системы очевидна разработчикам программы уже на начальном этапе работы.
 В целях экономии времени и средств и с учетом опыта разработчиков по созданию информационных продуктов для нужд Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы, предполагается начать работы по созданию информационной системы Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы и информационной системы "Спорт Москвы" одновременно с подготовкой основной части проекта информатизации спортивной отрасли города Москвы.
 Создать в Сети информационно-справочную службу, например, по вопросам последних достижений в спорте, проводимых зрелищных мероприятий в городе с возможностью заказа билетов на то или иное мероприятие. Включить в раздел предложения по туризму и отдыху, где можно ознакомиться с большим числом предложений различных туроператоров и заказать интересующую путевку.
 В дальнейшем развитие таких услуг позволит полностью перейти к осуществлению электронной торговли.
 Ожидаемые результаты подпрограммы
 Результатом реализации подпрограммы должно стать:
 * Выявление неучтенных ранее потребностей и возможностей городской спортивной отрасли.
 * Выявление и представление инвестиционного потенциала спортивной отрасли.
 * Представление расширенного доступа к информации и учет общественного мнения населения города в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни в целом.
 * Предоставление информации необходимой и достаточной для принятия обоснованных управленческих решений.
 Ресурсы подпрограммы механизмы ее реализации
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование (за счет средств Москвы и федерального бюджета), вместе с тем, есть возможность привлечения в сферу информатизации спортивной отрасли финансовых и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные фонды, стимуляция спонсорства коммерческих организаций, участие телекоммуникационных компаний и т.д.).
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации
 Общее организационное обеспечение реализации подпрограммы осуществляет Комитет физической культуры и спорта Правительства Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа по реализации подпрограммы формируется соответствующая секция Экспертного совета Программы "Электронная Москва".
 2.2.10 ИКТ в обеспечении безопасности города
 Постановка проблемы
 В настоящее время проблема безопасности жителя города Москвы стоит как никогда остро, это связано не только с текущим уровнем криминализации общества, но с угрозой терроризма, являющегося новым видом противоправных действий против мирных граждан, не только в России, но в странах Европы, Америки и всего мира.
 Особого внимания заслуживает тот факт, что практически любой фактор опасности в городе, а именно: противоправные действия, техногенная катастрофа, стихийное бедствие или неконтролируемое развитие ситуации с массовым скоплением людей, в таком людном мегаполисе как Москва, может иметь самые тяжелые последствия для большого числа людей, оказавшихся в зоне развития опасной ситуации.
 Важнейшим условием предотвращения внештатной ситуации или снижения ее негативных последствий, является фактор раннего обнаружения источника опасности, который в дальнейшем может быть ликвидирован в зависимости от принадлежности правоохранительными органами или аварийными службами.
 Одной из основных задач, решаемых ГУ ГОЧС г. Москвы, является информирование населения и организаций по обеспечению их безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Опыт работы Московского городского центра управления в кризисных ситуациях (МГ ЦУКС) также показал, что большое количество обращений жителей и гостей г. Москвы связаны именно с вопросами консультативного или информационно-справочного характера по действиям в условиях ЧС.
 Исходя из выше сказанного, с целью оказания информационных услуг населению и организациям по вопросам безопасности в ЧС с использованием интернета предлагается создать автоматизированную систему консультативного обслуживания населения и организаций по вопросам безопасности в ЧС (АСКО).
 Цели и задачи подпрограммы
 Целями подпрограммы являются:
 * Построение общегородской системы прогнозирования, раннего обнаружения и предотвращения нештатных ситуаций, включая систему видеонаблюдения;
 * Развитие комплексной автоматизированной системы управления дежурной части милиции;
 * Создание системы обеспечения экономической безопасности города, включая систему прогнозирования угроз экономической безопасности.
 * Оказание информационных услуг населению и организациям по вопросам безопасности в ЧС с использованием интернета.
 Мероприятия подпрограммы
 Основными мероприятиями подпрограммы являются:
 * Разработка единых требований к системам комплексной безопасности;
 * Проект "Создание системы обеспечения безопасности города";
 * Создание городского ситуационного центра прогнозирования и предотвращения угроз безопасности города;
 * Создание информационной системы консультативного обслуживания и обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях ГУ ГОЧС г. Москвы.
 При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.
 Ожидаемые результаты и социально-экономический эффект реализации подпрограммы
 Эффект от реализации подпрограммы будет выражаться в повышении безопасности граждан, зданий и сооружений на территории города за счет повышения эффективности работы правоохранительных органов и аварийных служб. Реализация системы приведет к улучшению качества жизни москвичей, сокращению бюджетных затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на основании их раннего обнаружения.
 Ресурсы подпрограммы
 Источниками финансирования подпрограммы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, средства негосударственного предпринимательского сектора, а также средства населения.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организацию выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика предлагается возложить на Управление по работе с органами обеспечения безопасности и Управление экономической безопасности Правительства Москвы, в качестве консультационного органа по реализации подпрограммы выступает секция Экспертного совета ГЦП "Электронная Москва".
 Раздел 2.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА
 2.3.1 Поддержка производства средств информатизации в г. Москве
 Постановка проблемы
 Производство средств информатизации (компьютеры и периферия, средства связи, офисное оборудование и т.д.) обеспечивает техническую базу развития информационного общества и является самой динамично развивающейся в мире отраслью наукоемкого производства, причем как с точки зрения быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж.
 В разделении огромного мирового рынка средств информатизации отечественные производители практически не участвуют. Это относится как к производителям готовой продукции, так и производству комплектующих и элементной базы. Известное исключение составляет производство компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в России ПК было отечественной сборки, но речь идет об "отверточной" сборке из импортных комплектующих. Конкурентоспособного производства комплектующих, и, прежде всего, микросхем, в России практически нет: большая часть производственных мощностей микроэлектроники с технологической точки зрения сегодня не соответствует современным требованиям, нет современных заводов по производству микросхем на основе субмикронных технологий (0,35-0,18 мкм).
 После начала реформ и либерализации внешней торговли российская промышленность в большинстве своем оказалась неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Так, если в 1990 г. доля электронной промышленности страны в объеме ВВП составляла примерно 2,0 %, то к концу 1990-х гг. она снизилась до 0,12 %. При этом объем НИОКР по созданию новых технологий и оборудования снизился в 7-8 раз. В отрасли практически прекратилось капитальное строительство. К настоящему времени в электронной промышленности России сохранилось чуть более пятой части работающих, за 1990-е годы из отрасли ушло более 600 тыс. человек. Наиболее ощутимы потери высококвалифицированных кадров. Только начиная с 1999 г. положение в отрасли начало стабилизироваться и наметился рост производства.
 Положение в сфере производства средств информатизации - это важнейшая проблема для государства и всего общества. Возрождение отечественной электронной промышленности на новой технологической основе необходимо не только с точки зрения экономического развития страны на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности. На федеральном уровне поддержка электронной промышленности осуществлялась в рамках программы "Развитие электронной техники в России" на 1994-2000 гг. В апреле 2002 г. Президент РФ подписал новый документ под названием "Основы политики РФ в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 г.". Это проблемой много занималось и Правительство Москвы, частью мегаполиса является Зеленоград - база электронной науки и промышленности. Здесь в 1997 г. была создана территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая зона) с целью сохранения и развития центра электронной промышленности в городе Москве и стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в этой отрасли. В развитии этого направления в начале 2002 г. одобрена Городская целевая программа развития территориальной единицы особого назначения "Особая экономическая зона "Зеленоград"" на 2002-2006гг., а в марте 2002 г. Мосгодума приняла закон "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград"".
 Поддержка московских производителей средств информатизации и микроэлектронной элементной базы должна стать приоритетным направлением промышленной политики Москвы. В рамках этой политики город должен выступать как крупный заказчик средств информатизации московских производителей и инвестор, т.е. своеобразным экономическим локомотивом отрасли, и нормоустанавливающим субъектом, применяющим определенные протекционистские и стимулирующие экономические регуляторы. Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на следующие направления:
 1. Система мер (включая инвестиции города в разработки и производство готовой продукции и элементной базы), направленная на поддержку производства средств информатизации. Это весьма сложное направление с точки зрения выбора эффективных инструментов для стимулирования производства и инвестиций, отбора объектов поддержки и т.п. Здесь должна быть проведена серьезная аналитическая программная работа с учетом прогнозов технологического развития и состояния отечественного и зарубежного рынков, налажена система квалифицированной экспертизы принимаемых решений. На этом направлении необходимо сформировать подпрограмму развития производства средств информатизации в Москве, включающую Городскую целевую программу развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград"" как составную часть.
 2. Поддержка московских школ разработчиков перспективных направлений электроники. Уровень отечественных исследований и разработок во многих "горячих" направлениях этой области (например, в разработке архитектуры процессоров) не уступает мировому. Проблемой является коммерциализация разработок и выход на мировой рынок. Пока здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо переход специалистов в зарубежные фирмы, либо работа российских коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях интеллектуальная собственность переходит к иностранным компаниям со всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически выгодный путь для города (если не считать налаживания конкурентоспособного производства на основе этих разработок) - выход на мировые рынки интеллектуальной собственности с "ноу-хау" и разработками, защищенными патентами. Успешные прецеденты уже есть. Задача, в решении которой может быть велика роль московского правительства, состоит в том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией. Для этого необходимо разработать систему мер, включающую следующие направления действий:
 * разработка системы критериев и механизмов отбора коллективов и направлений НИОКР для поддержки московским правительством;
 * содействие в приобретении разработчиками современных средств разработки (САПР, мощные рабочие станции);
 * помощь в патентной защите разработок за рубежом;
 * оказание юридической помощи;
 * налаживание адекватного информационного обеспечения исследований и разработок.
 3. Стимулирование использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях.
 4. Подготовка специалистов, разработка системы мер по поддержанию на мировом уровне системы подготовки кадров в области информационных технологий и электроники.
 Цели и задачи подпрограммы
 Основная цель подпрограммы:
 Стимулировать производство в Москве и московском регионе средств информатизации, как для собственного потребления, так и для потребностей всей страны и на экспорт.
 Основные задачи подпрограммы:
 * Поддержка экспортоориентированных производств ИКТ сектора.
 * Обеспечение приоритета московским производителям средств информатизации при бюджетных закупках.
 * Стимулирование производства собственной элементной базы средств информатизации. Создание льготных условий для иностранных капиталовложений в производство элементной базы и средств информатизации.
 * Широкое использование интеллектуального научно-инженерного потенциала Москвы для создания наукоемкой экспортной и импортозамещающей продукции.
 * Производство средств связи и телекоммуникационного оборудования.
 Мероприятия подпрограммы
 В перечень мероприятий администрации города, нацеленных на поддержку развития в Москве производства средств информатизации и элементной базы микроэлектроники на первом этапе реализации Программы включены следующие приоритетные направления:
 * Анализ экономических показателей, бизнес-среды и факторов конкурентоспособности московских предприятий по производству электронных компонентов, компьютеров, офисной техники и средств связи и разработка концепции и плана мероприятий промышленной политики Москвы в сфере производства средств информатизации.
 * Разработка системы мер по стимулированию производства и использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданий.
 * Разработка и реализация специализированных разделов финансовой, информационно-консультационной, патентной и юридической поддержки московских разработчиков средств информатизации в рамках инфраструктуры и программы поддержки малого предпринимательства в Москве и в рамках данной программы.
 * Ежегодное установление и публикация стандартов оснащения различных типов рабочих мест на предстоящий год, нормативов расходов на информатизацию, перспективных технических нормативов и планов закупок.
 * Организация локализации, сертификации и поддержки ПО для средств информатизации московских производителей.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 Реализация подпрограммы, должна привести к подъему производства высоко прибыльной наукоемкой продукции в Москве и, как следствие, общему улучшению экономической ситуации и финансовому наполнению бюджета. Подъем наукоемких отраслей улучшит состояние занятости для наиболее ценного квалифицированного персонала, снизит социальную напряженность, уменьшит "утечку умов" за рубеж. Повысится информационная безопасность государства.
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение из бюджета г. Москвы, внебюджетных и благотворительных фондов и средств негосударственного сектора.
 Для целей реализации подпрограммы используется система льгот и бюджетных кредитов.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики Москвы. Консультативную поддержку реализации подпрограммы обеспечивает секция Экспертного совета Программы, в которую должны войти представители городской администрации, предприниматели, представителей науки и инженерных сообществ.
 Подпрограмма реализуется во взаимодействии с программой поддержки промышленности.
 2.3.2 Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей
 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
 Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Большая часть программистских фирм ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Наиболее крупные из них расположены в Москве.
 Ключевой проблемой является отсутствие благоприятных условий для выхода российского программного обеспечения на мировые рынки. Есть два приемлемых варианта вывода российских программистов на мировой рынок:
 * "Оффшорное" программирование, когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. Лидерами оффшорного программирования в мире являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности. По данным министерства РФ по связи и информатизации объем российского рынка оффшорного программирования в 2001 году составил $154 млн., а к 2003 году может составить $350 млн.
 * Выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось нескольким десяткам фирм, некоторые из которых занимают довольно значительную часть рынка, в которой они работают. Это самая экономически выгодная для страны и города форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку в рамках Программы.
 Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом являются, обычно, отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. все то, что делает ПО конкурентоспособным товаром.
 Относительно небольшие капиталовложения, наличие в Москве большого количества высококлассных специалистов, перспективных разработок, а также возможную быструю отдачу, представляется превращение производства ПО в одно из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики московского правительства. Эта работа должна быть согласована с усилиями, предпринимаемыми на федеральном уровне.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью подпрограммы является создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей московской индустрии программного обеспечения.
 Задачи подпрограммы:
 * Создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в г. Москве и формирования венчурного капитала для инновационного инвестирования в производство ПО Формирование системы инновационного, в том числе венчурного, инвестирования в софтверный бизнес.
 * Содействие поиску и размещению среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО (развитие оффшорного программирования).
 * Разработка комплекса мер, содействующих разработке и продвижению на мировой рынок существующей "коробочной" продукции московских производителей ПО.
 * Продвижение на внутреннем и внешнем рынке отечественных разработчиков ПО с открытым исходным кодом и ПО для операционных систем с открытым исходным кодом.
 Система мероприятий подпрограммы
 Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие мероприятия:
 * Разработка концепции и системы мер по поддержке в г. Москве производства ПО.
 * Разработка и реализация организационных мероприятий для продвижения на мировой рынок продукции московских производителей ПО.
 * Проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО.
 * Создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере производства программного обеспечения.
 * Разработка системы мер по стимулированию использования ПО с открытым исходным кодом и ПО обеспечивающего хранение информации в открытых форматах.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы
 Основными результаты и последствиями реализации подпрограммы являются:
 * Существенное повышение экспортных показателей индустрии ПО;
 * Создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов;
 * Формирование системы финансирования инновационной деятельности в сфере ИТ.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики. Консультативную поддержку и экспертизу принимаемых решений обеспечивает специальная секция Экспертного совета Программы.
 2.3.3 Развитие рынка телекоммуникаций г. Москвы
 Постановка проблемы
 В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса.
 Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Москвы, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени по существу создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций в ВВП страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1 - 2,7% валового внутреннего продукта страны. Общий доход отрасли связи и информатизации увеличился в 2001 г. на 40%.
 Москва, безусловно, является лидирующим российским регионом в области информатизации и развития телекоммуникаций. По состоянию на начало 2001 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.
 Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах рынка телекоммуникаций.
 Обычная телефония
 В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 2001 г. телефонная плотность (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 23 %. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 жителей в конце 2001 г. приходилось около 51 телефонных номеров, что, тем не менее, несколько ниже уровня развитых стран.
 В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Москве монополизирована, фактически, одним оператором - ОАО "Московская городская телефонная сеть". Сравнительно большие емкости имеют частные компании: МТУ-Информ, Комстар, Комбеллга, Совинтел, Эквант и ряд других, но они работают, в основном, с корпоративными клиентами. В результате, спрос на услуги телефонной связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет, темпы развития телефонной сети МГТС недостаточны.
 Сотовая связь
 К ноябрю 2002 года в России число абонентов сотовой связи достигло 15,5 млн. человек, уровень проникновения превысил 10%. Основной прирост числа абонентов сотовой связи обеспечили операторы стандарта GSM, доля которого составила на 1 января 2001 г. 85 % от общего числа абонентов сотовой связи.
 Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС, Вымпелком и Мегафон), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации).
 По оценкам экспертов, потенциальный рынок сотовой связи в столице близок к насыщению, поскольку общее число абонентов сотовой связи в Москве уже практически равно потенциально возможному. В условиях обострившейся конкуренции крупнейшие операторы для сохранения существующей клиентской базы и привлечения новых абонентов стремятся не только проводить гибкую тарифную политику, но также развивать новые услуги и внедрять новые технологи. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС и Вымпелком - в настоящее время предлагают своим абонентам беспроводный доступ в Интернет (WAP-доступ) и приступили к строительству опытных зон сетей GPRS.
 Доступ в интернет
 Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост интернета, его российского сегмента, а также увеличение в интернете объемов электронной торговли и рекламы.
 Число российских пользователей интернета, которые хотя бы раз за последние полгода пользовались Сетью, в сентябре 2002 г. достигло 8,8 млн. человек. Общее число пользователей, которые хотя бы раз пользовались интернетом, превысило, по данным Минсвязи России, 10 млн. человек. Этот показатель вырастет к 2004 г., как ожидается, до 15 млн. человек, что составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 50%, в Стокгольме уже более 70% населения пользуется интернетом. В Москве по данным опросов Фонда общественного мнения в сентябре 2002 г. пользователями интернета были 27 % населения.
 Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения интернета в России. В Москве в 1999 г. общий объем рынка передачи данных оценивался в 76,7 млн. USD, в 2001 г. он превысил 101 млн. USD., а в 2002 г. возрастет, как ожидается, до 121 млн. USD. По оценкам экспертов возможности роста рынка доступа в интернет в Москве еще велики.
 Политика Москвы
 В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-коммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5 - 5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4 - 2,9%).
 Систему мероприятий городских властей по дальнейшему развитию столичных телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в городской экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию.
 Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-коммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует его развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х годов эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее, крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем важнейших показателей деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентно-рыночного регулирования.
 Цели и задачи дальнейшего развития городских телекоммуникаций
 Основная цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций - повышение уровня благосостояния городского населения и качества жизни до уровня крупнейших городов высокоразвитых стран мира. Удовлетворение потребности органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи. Создание стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на российском рынке.
 Система регулирования городского телекоммуникационного рынка должна обеспечить решение двух задач: развитие телекоммуникаций в интересах обеспечения потребностей всех слоев населения в базовых телекоммуникационных услугах и эффективного воздействия на городскую экономику, повышение инновационной активности предприятий телекоммуникационного сектора г. Москвы, их восприимчивости к новейшим разработкам в сфере телекоммуникаций.
 Система мероприятий
 Для удовлетворения информационно - телекоммуникационных потребностей органов управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий.
 1. Учитывая высокую зависимость связи от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики, для преодоления технико-технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать подпрограмму поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса.
 2. Разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны городских властей за счет:
 * совершенствования налоговой политики;
 * налогового стимулирования разработки и освоения техники связи;
 * бюджетного кредитования фирм, ведущих стратегические исследования и разработки в области новейших ИКТ.
 3. Исключить возрождение монополизма в развитии городских телекоммуникаций и создать условия для свободной конкуренции при сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка.
 4. Поддерживать инвестиционную привлекательность телекоммуникационного бизнеса Москвы;
 5. Создать условия для гарантированного доступа к базовым услугам телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель - доступ к услугам Интернет) социально незащищенных слоев населения;
 6. Создать условия и разработать необходимые нормативные документы, обязывающие застройщиков при возведении новых жилых и офисных знаний оснащать их современной кабельной инфраструктурой.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия
 Повышение уровня благосостояния городского населения и качества жизни за счет удовлетворения потребности органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи.
 Ресурсы подпрограммы
 Источниками финансирования Программы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.
 Организационное обеспечение
 Реализацию и контроль за выполнением мероприятий подпрограммы возлагается на существующие органы городского управления.
 2.3.4 Поддержка и развитие контент-индустрии г. Москвы
 Постановка проблемы
 Москва - всемирно признанный центр науки, культуры и образования, генератор информационных ресурсов мирового значения, однако неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы Москвы, многие кратко живущие информационные события (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для потомков (иначе как в рецензиях). Совершенно не используются возможности и преимущества московского образования и науки по производству образовательного и научного содержания, особенно для экспорта, в то время как московские педагогические и научные школы до сих пор пользуются уважением в мире.
 Москва занимала и занимает лидирующие положение в стране в сфере производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего, относится к электронным СМИ - телевидению и радио. В Москве действуют около полутора десятков телеканалов, более 20 радиостанций, причем в их число входят все крупнейшие национальные медиа-компании. В 2001 г. были в основном преодолены последствия кризиса 1998 г., объем рекламного рынка по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств в 2001 г. вырос на 54% и достиг $1730 млн. (по другим оценкам 1200 млн.) долларов, из которых на телевидение приходилось 480 млн. Причем основные рекламные бюджеты приходятся на центральные СМИ.
 Вторым по значимости средством массовой информации являются газеты. В Москве в 2000 г. издавалось более 677 газет (почти 12% от общероссийского их количества, что давало при этом почти 53% общего разового тиража всех российских газет). Около половины издаваемых в Москве газет (333) являются общероссийскими, им принадлежит более 2/3 общего тиража московских газет. Российский рынок рекламы в газетах достиг в 2001 г. 310 млн. долларов.
 Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивался в 5 млн. долларов в 1998 г. Объем рынка рекламы в интернете по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств вырос в 2001 г. на 67% и составил 4 млн. долларов.
 Развитие СМИ как наиболее значимого сектора контент-индустрии осложняется целым рядом проблем:
 * Недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих.
 * Непрозрачность отношений СМИ с коммерческими структурами и государством, затрудняющая развитие СМИ как обычных бизнес-проектов.
 * Проблемы достоверности информации об аудитории, тиражах СМИ и других статистических данных о СМИ (проблемы измерения аудитории, тиражного аудита и т.п.).
 * Диспропорция российского рынка в сторону государственных компаний.
 Одна из острых проблем развития печатной контент-индустрии - состояние системы распространения печатной продукции, которая формирует сегодня одну из наиболее затратных частей бюджета СМИ. Два основных канала распространения - подписка и розница имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса:
 * Недостаточная конкуренция на рынке подписки, низкое качество доставки подписных тиражей (в первую очередь по срокам).
 * Непрозрачность системы распространения для издателей, отсутствие рычагов управления конечной подписной ценой издания и розничным ценообразованием.
 * Отсутствие достоверной статистики системы распространения.
 * Барьеры для выхода новых изданий на рынок создаваемые распространителями.
 * Отсутствие стандартных технических требований к розничным торговым точкам.
 При реализации политики Москвы по отношению к СМИ необходимо исходить из того, что базирование и успешное развитие в городе всероссийских и городских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно Москве. Это обеспечивает ей выполнение функций информационной, идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.
 Для реализация экономических возможностей контент-индустрии Москвы необходимо разработать и реализовать специальную подпрограмму развития отрасли, ориентированную на поддержку электронных СМИ, печатных и CD-ROM изданий, контент-индустрии в интернете и др. В рамках этой подпрограммы необходимо также разработать комплекс мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью подпрограммы является повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для развития конкурентоспособной контент-индустрии г. Москвы, а также поддержка размещения на электронных носителях культурного наследия г. Москвы.
 Мероприятия подпрограммы
 1. Разработка подпрограммы развития контент-индустрии г. Москвы, которая должна включать:
 * Мероприятия по формированию благоприятных условий для дальнейшего развития системы московских электронных издательств.
 * Систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов московских производителей.
 * Мероприятия по борьбе с пиратством и защите авторских прав производителей и владельцев информационных ресурсов.
 * Разработку новых правил и нормативных документов финансовой поддержки СМИ органами власти (на конкурсной основе, в виде грантов и инвестиций) и их косвенного (налогового) стимулирования.
 * Мероприятия по поддержке процессов информатизации в СМИ.
 * Введение налоговых льгот для электронной торговли информацией.
 * Осуществление мероприятий противодействия незаконному распространению контент-продукции.
 2. Формирование системы государственного заказа московским производителям на социально-значимый контент на электронных носителях. Финансирование оцифровки и размещения на электронных носителях культурно-исторического наследия города.
 3. Создание системы бесплатных или частично бесплатных (для системы московского образования, для некоммерческого использования и т. п.) культурных и образовательных ресурсов.
 4. Разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию в Москве системы информационной поддержки распространения печатной и аудиовизуальной продукции.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 Увеличение экономического значения производства контента, создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, введение прозрачных механизмов поддержки СМИ.
 Ресурсное обеспечение
 Источниками финансирования Программы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организационное обеспечение и контроль выполнения подпрограммы возлагается на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. В рамках системы экспертизы программы "Электронная Москва" формируется секция Экспертного совета по контент-индустрии.
 2.3.5 Создание условий для развития Москвы как центра науки и инноваций в сфере ИКТ
 Постановка проблемы
 Очевидно, что наука играет огромную роль в жизни современного общества. Экономический рост и создание рабочих мест все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок.
 Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны. Вот некоторые показатели, характеризующие Москву как крупнейший научный центр:
 * доля Москвы в числе занятых в России научными исследованиями и разработками последние годы растет, и достигла в 1998 г. 37%;
 * в Москве сосредоточено более 50% исследователей высшей квалификации - докторов наук;
 * научные связи российских ученых с зарубежными коллегами более чем на 50% концентрируются в Москве;
 * наука Москвы отличается сравнительно высокой эффективностью: при 30,7% общероссийских затрат на науку, она обеспечивает около 50% престижных публикаций в ведущих научных журналах мира.
 Тем не менее, характеризуя потенциал Москвы как "информационного города" и перспективы ее экономического развития, нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки - основного источника инноваций в современном обществе. Бюджетного финансирования хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую зарплату сотрудников научно-исследовательских учреждений, экспериментальная база науки практически не обновляется. В результате происходит, с одной стороны, массовая "утечка умов" как за пределы страны, так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная перегрузка исследователей добыванием дополнительных доходов. В этих условиях становится реальной угроза деградации значительной части научного потенциала Москвы.
 Большая часть научных учреждений Москвы управляется и финансируется федеральными органами, однако в свете перспектив вхождения Москвы в информационное общество город заинтересован не только в развитии областей науки, непосредственно удовлетворяющих нужды городского хозяйства, но и в более широкой поддержке перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки на своей территории. Это формирует положительный международный образ Москвы, интенсифицирует деловой (научный) туризм, активизирует деятельность иностранных научных фондов на территории столицы. Помимо этого, непосредственную выгоду Москве может приносить коммерческое использование научных достижений, что является важнейшим условием устойчивого экономического развития. В этой связи важно отметить, что расходы Москвы на науку, составившие в 2001 г. всего 530,8 млн. рублей, т.е. менее 0,3% от расходной части ее бюджета, представляются неоправданно низкими. В тоже время, действующее законодательство запрещает субъекту федерации финансировать фундаментальные исследования, что не позволяет Москве полноценно участвовать в развитии науки.
 Ликвидация союзных министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили с систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, в результате чего исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Значительно сократился платежеспособный спрос на результаты НИОКР. Финансирование многих отраслевых НИИ и КБ просто прекратилось. Москву эти процессы затронули наиболее сильно. Темпы падения промышленного производства здесь опережали общероссийские. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы
 Не требует доказательств то, что для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы. Для этого должна быть разработана и реализована специальная подпрограмма, нацеленная на формирование в Москве функционально полной и эффективно действующей институциональной инфраструктуры поддержки инноваций.
 Цели и задачи подпрограммы
 В экономике, основанной на знаниях, на развитие которой должна ориентироваться Москва, экономический рост и создание рабочих мест все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок.
 Цель подпрограммы
 Формирование в Москве эффективной региональной инновационной системы в сфере ИКТ.
 Задачи подпрограммы:
 * содействие формированию и развитию функционально полной инфраструктуры поддержки инноваций и, прежде всего, ее базовых элементов (венчурных фондов, инновационно-технологических центров и т.п.);
 * создание благоприятных условий для привлечения в инновационную сферу финансовых и других ресурсов из различных источников;
 * содействие созданию системы подготовки кадров в области коммерциализации технологий и венчурного предпринимательства;
 * развитие системы подготовки кадров в сфере ИКТ и с использованием возможностей ИКТ.
 Система мероприятий подпрограммы
 * Разработка концепции и организационных мероприятий по развитию в Москве системы венчурного финансирования.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу