<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Создание финансовых стимулов для инновационного инвестирования (налоговые кредиты, создание привлекательных условий для инвестиций в малые инновационные предприятия, налоговые стимулы для проведения НИОКР).
 * Разработка и принятие необходимых нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность в экономике Москвы.
 * Поддержка программ обучения специалистов в области коммерциализации технологий и венчурного финансирования, пропаганда успешного опыта инновационных фирм.
 * Анализ состояния московской региональной инновационной системы, проблем инновационного предпринимательства и барьеров в распространении знаний и технологий, разработка предложений по стимулированию инновационной активности московских предприятий сектора ИКТ.
 Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы, показатели эффективности
 Формирование венчурных фондов и предприятий, рост инвестиций в инновационную сферу, появление быстрорастущих технологических фирм, создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
 В качестве показателей эффективности подпрограммы можно использовать индикаторы прироста негосударственных инвестиций в инновационную сферу.
 Ресурсы подпрограммы
 Источниками финансирования Программы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.
 Организационное обеспечение
 Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики Москвы, в качестве консультационного и экспертного органа создается секция Экспертного совета Программы по научной и инновационной политике в сфере ИКТ.
 2.3.6 Конвергенция технологий
 Постановка проблемы
 Одна из новейших тенденций - конвергенция телекоммуникационных и традиционных информационных технологий с Интернет-технологиями, например, объединение телефонной связи с гигантскими возможностями Интернета. Так уже существуют модели сотовых телефонов для путешественников, оснащенные крупными дисплеями, выполненные в водонепроницаемом противоударном корпусе и способные работать в экстремальных условиях. Они позволяют выводить на экран туристические, городские, топографические, автодорожные и гидрографические карты и другую навигационную информацию, сообщают о местоположении, скорости, направлении и времени движения, о номерах дорог, ключевых пунктах и протяженности пути. Появляются также телефоны, управление которыми осуществляется голосом (например, голосовой браузер Voyager американской фирмы Nuance Communications) и множество других разработок.
 Одним из примеров является создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (Web-TV), направленных на создание интерактивных телевизионных передач с использованием обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с телестудией через Интернет.
 Последнее время в Москве также появились первые реализации проектов, направленных на конвергенцию существующих традиционных технологий с Интернет-технологиями, в первую очередь IP-телефония в Интернет и с помощью Интернет; телевизионное вещание через Интернет (например, проект канала "ТВ-Центр" и компании Sun Microsystems); IP-радио (вещание радиостанций через Интернет, например, проект радиостанции "Говорит Москва" и Научно-образовательной сети FREEnet); создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (например, проект "Телеком" компании "Рикор-Электроникс"); интеграция СМИ и Интернет (интерактивное ТВ, виртуальные издательства); интерактивные применения мультимедиа (видеоконференции, дистанционный мониторинг, дистанционные обучение и образование, телемедицина); перенос в Интернет деловых операций и стандартов (электронная коммерция во всех ее разновидностях).
 В настоящее время в основном реализованы только пилотные проекты, экономическая целесообразность которых должна быть проверена временем. В то же время, данное направление во всем мире считается одним из самых перспективных для возможных инвестиций. Поэтому московскому правительству можно рассмотреть вопрос о разработке специальных программ, способствующих освоению и развитию новейших ИКТ с целью максимальной конвергенции функций телефона, радио, телевидения, передачи данных в одном цифровом потоке.
 Происходит революция в области так называемых "мобильных вычислений" (mobile computing). Коммерческие организации и государства начинают активно использовать мобильные устройства, такие как "карманные компьютеры" (Pocket PC, Palm и пр.), средства мобильной связи для повышения эффективности работы руководителей и тех сотрудников, которые в силу специфики своей работы большую часть времени проводят вне офиса.
 При этом мобильные устройства не только позволяют таким служащим иметь актуальную и необходимую им информацию вне офиса, но и позволяют синхронизировать введенные вне офиса в эти устройства данные с традиционными компьютерными системами.
 Цели и задачи подпрограммы
 Целью подпрограммы является расширение использования конвергенции телекоммуникационных и информационных технологий в жизни города.
 Мероприятия подпрограммы
 Основным мероприятием подпрограммы является создание концепции использования в городе конвергенции технологий, разработка и реализация плана программных мероприятий.
 Ожидаемыерезультаты
 В результате проведения подпрограммы ожидается расширение использования в жизни города конвергенции технологий.
 Ресурсы подпрограммы
 Источником финансирования подпрограммы является бюджет г.Москвы.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Открытое акционерное общество "Электронная Москва".
 3. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, НАУЧНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"
 Раздел 3.1. СОЗДАНИЕ ГОРОДСКИХ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"
 Постановка проблемы
 Для реализации ГЦП "Электронная Москва" необходимо сформировать систему рабочих органов, обеспечивающих эффективное управление и координацию программных мероприятий. Основу этой системы составляют:
 1. Координационный совет по реализации в городе городской целевой Программы "Электронная Москва" (образован Постановлением Правительства Москвы № 609-ПП от 6 августа 2002 г. "О городской целевой программе "Электронная Москва""), осуществляющий координацию работ по переходу Москвы к информационному обществу, а также по строительству в городе современных интерактивных широкополосных сетей с полным набором услуг.
 2. Система оперативного управления и организационного обеспечения реализации программы "Электронная Москва", формируемая из уполномоченного органа по управлению информатизацией г. Москвы и Дирекции.
 3. Экспертный совет ГЦП "Электронная Москва", действующий при Координационном совете. Функции Экспертного совета на первом этапе должны заключатся в проведении независимой экспертизы и подготовке рекомендаций по вопросам разработки и принятия подпрограмм и реализации приоритетных мероприятий программы "Электронная Москва". После утверждения подпрограмм совет должен организовывать и осуществлять профессиональную экспертизу при проведении конкурсов по программным мероприятиям, готовить предложения по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы, служить механизмом согласования интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов. В соответствии с задачами Экспертного совета, в его состав должны войти как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов управления, социальных служб и общественности (обществ потребителей, пользователей интернета и т.п.).
 Первоочередным мероприятием должна стать разработка и утверждение положений о рабочих органах программы. При этом должны быть разработаны и кодифицированы принципы, порядок и система экспертизы в рамках ГЦП "Электронная Москва", при разработке которых необходимо учитывать современные отработанные подходы (периодическая ротация экспертов, независимость экспертизы, специальные правила по избежанию "конфликта интересов" и т.д.). Разработка системы экспертизы и ее организационное обеспечение должны осуществляться уполномоченным органом по управлению информатизацией г. Москвы.
 Для более эффективного проведения экспертизы необходимо будет реализовать двухуровневую систему экспертизы. Профессиональную, техническую экспертизу (экспертизу, основанную на владении кодифицированным знанием или на опыте работы в какой-то области) можно реализовать в рамках специализированных секций Экспертного совета и работы отдельных экспертов. Она проводится для оценки с научной, технической или профессиональной точки зрения проектов, разработок, результатов реализации мероприятий Программы и т.п. Такие секции целесообразно создать по всем подпрограммам ГЦП "Электронная Москва". Экспертиза интересов, разработка рекомендаций о приоритетах и распределении финансирования между подпрограммами, окончательные рекомендации и оценки по выбору исполнителей программных мероприятий и т.п. должны осуществляться Экспертным советом Программы.
 Цели подпрограммы
 * Создание системы эффективного управления ГЦП "Электронная Москва" и координации ее выполнения.
 * Создание системы экспертизы и механизма контроля хода выполнения ГЦП "Электронная Москва" и регулярной ее корректировки в связи с изменяющейся социально-экономической ситуацией в г. Москве.
 Мероприятия программы
 * Создание в рамках Уполномоченного органа управления информатизацией в г. Москве организационной структуры, ответственной за оперативное управление, организацию и контроль реализации Программы.
 * Разработка нормативных документов и формирование состава Экспертного совета Программы, секций Экспертного совета по подпрограммам, подбор независимых экспертов.
 Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
 Основной результат - повышение эффективности управления программой за счет создания создание единой системы программно-целевого управления, экспертизы и координации выполнения ГЦП "Электронная Москва".
 Ресурсное обеспечение
 Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организационное обеспечение и контроль выполнения подпрограммы возлагается на уполномоченный орган по управлению информатизацией г. Москвы.
 Раздел 3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
 Постановка проблемы
 Успешная реализация ГЦП "Электронная Москва" возможна только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения и предприятий города о целях, задачах и мероприятиях Программы. Для создания этих условий требуется разработать целый ряд демонстрационно-просветительских и рекламных проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг, буклетов и журнала; подготовка информационных материалов для СМИ; организация представительства Программы в интернете; проведение конференций и выставок, ориентированных на специалистов и широкие слои населения, участие в международном сотрудничестве и деятельности международных организаций в области использования ИКТ для развития.
 Разработка и проведение информационной кампании по популяризации ГЦП "Электронная Москва", демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденными приоритетами информатизации города. Кампания организуется городскими властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций.
 Цели и задачи подпрограммы
 Основная цель - популяризация Программы и ее конкретных разделов, разъяснение возможностей ИКТ, преимуществ и проблем жизни и работы в информационном обществе широким слоям населения города, стимулирование участия коммерческих структур в выполнении Программы.
 Основные задачи:
 * Определение основных направлений деятельности Правительства Москвы по организации информационных компаний;
 * Привлечение инвестиций;
 * Создание системы информирования о целях, задачах, мероприятиях и результатах выполнения ГЦП "Электронная Москва".
 Система мероприятий
 Для обеспечения общественной поддержки Программы и стимулирования межрегионального и международного сотрудничества в ее реализации предлагается реализовать следующие основные мероприятия:
 1. Проведение конференций и семинаров по тематике информационного общества, в частности, ежегодной конференции "Электронная Москва".
 2. Обеспечение участия и проведения выставок по профилю Программы.
 3. Популяризация ГЦП "Электронная Москва", включающая в себя:
 * Создание в печатных и электронных СМИ специальных рубрик и публикацию отдельных статей;
 * Подготовку и публикацию социальной рекламы;
 * Создание и поддержку интернет-представительства Программы;
 * Проведение конкурса на лучшую публикацию в СМИ о Программе;
 * Издание научно-популярных книг, брошюр, подготовка учебных программ для различных слоев населения.
 4. Издание журнала "Информационное общество".
 5. Поддержка участия Москвы в международной деятельности по развитию и использованию ИКТ.
 Ожидаемые результаты
 Основным результатом выполнения подпрограммы будет повышение уровня информированности населения и предприятий города о целях, задачах и мероприятиях Программы, о возможностях современных ИКТ и стимулирование их к более активному использованию этих технологий. Привлечение коммерческого сектора к активному участию в реализации ГЦП "Электронная Москва" также рассматривается как важный результат реализации подпрограммы.
 Ресурсное обеспечение
 Смешанное финансирование на базе городского бюджета и привлечения инвестиций ведущих телекоммуникационных компаний является основой финансового и материально-технического ресурсного обеспечения подпрограммы.
 Организационное обеспечение и контроль реализации
 Организационное обеспечение и контроль выполнения подпрограммы возлагается на Уполномоченный орган управления информатизацией г. Москвы, формируется секция Экспертного совета Программы, состоящая из представителей СМИ, Правительства Москвы, научных работников.
 Раздел 3.3. УЧЕТ, РЕГИСТРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ
 Постановка проблемы
 За многолетний период за счет средств города Москвы были сформированы различные информационные системы и базы данных, составляющие значительный ресурс, рассредоточенный по ведомствам и организациям, а порой неоднократно дублированный и не всегда вовремя актуализируемый. Такая ситуация не позволяет оперативно решать вопросы в режиме on-line. Таким образом, невозможно осуществление эффективной хозяйственной деятельности подразделениями органов управления без полного учета имеющейся информации.
 Цели подпрограммы
 Целью подпрограммы является создание в Москве в 2003-2004 гг. системы мониторинга информационных ресурсов на базе инвентаризации, учета и стоимостной оценки.
 Мероприятия подпрограммы
 Основным мероприятием программы является создание и развитие системы учета, регистрации и оценки информационных ресурсов и систем города Москвы, включающее в себя:
 * Выявление обладателей информационных ресурсов, созданных за счет средств города Москвы.
 * Установление операторов и основных пользователей информационного ресурса.
 * Получение сведений о содержании, системе сбора, обработки и доступа к конкретному информационному наполнению.
 * Сбор информации о предоставляемых бесплатных и платных услугах для различных пользователей конкретного информационного ресурса.
 * Осуществление классификации и интерференции различных ресурсов.
 * Проведение независимой оценочной экспертизы о рыночной стоимости каждого информационного ресурса.
 * Расчет обоснованной стоимости за пользование информационными ресурсами для коммерческих целей.
 * Оценка эффективности ресурсов.
 * Постановка на балансовый учет.
 * Осуществление страхования информационных ресурсов.
 * Проведение регулярной инвентаризации и актуализации экономической оценки.
 * Разработка методологии по эффективному управлению информационными ресурсами города Москвы.
 Ожидаемый социальный эффект реализации подпрограммы и ее результаты
 Ожидаемые результаты создания современного реестра информационных ресурсов города Москвы будут выражаться в оперативном, достоверном и всеобъемлющем удовлетворении функциональных потребностей органов городского и муниципального управления. Это в свою очередь позволит обеспечить на качественно новом уровне работу с гражданами города Москвы - основными потребителями информационных услуг, юридических лиц.
 Ресурсы подпрограммы
 Источником финансирования Программы является бюджет города Москвы.
 Организационное обеспечение реализации подпрограммы
 Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Уполномоченный орган по управлению информатизацией.
 Раздел 3.4. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
 Постановка проблемы
 Достоверной и упорядоченной информации о процессах информатизации города, необходимой для принятия обоснованных решений на сегодняшний день не существует. Официальная статистика развития и использования ИКТ в России и Москве остается фрагментарной. Только в 2001 г. впервые опубликованы статистические данные о состоянии сектора ИКТ и их использовании в различных отраслях экономики, полученные в результате единовременного обследования Госкомстата, проведенного в 1999 г. (опубликованные данные не имеют регионального среза, Москва в них не выделена). Специальные мероприятия по разработке системы показателей развития ИКТ-сектора и использования ИКТ в различных сферах деятельности и по созданию системы мониторинга процессов информатизации запланированы в рамках ФЦП "Электронная Россия". Аналогичную работу необходимо наладить на уровне города, должна быть создана система мониторинга движения Москвы к информационному обществу, результаты которой позволят своевременно принимать решения по корректировке Программы, повысить ее эффективность и создадут необходимый аналитический базис информационной политики города.
 Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития. В решение таких острых проблем г. Москвы как, например, загрязнение окружающей среды и транспортный кризис, может внести свой вклад стратегическая установка на развитие информационного общества, массовое внедрение новых ИКТ, но успешная реализация такого подхода требует серьезных предварительных исследований и социально-экономической проработки.
 Центральным элементом мониторинга должна стать система индикаторов движения Москвы к информационному обществу. Она должна быть согласована с международными подходами и показателями, используемыми и разрабатываемыми на федеральном уровне. В частности, последние 3-4 года в мире активно развивается новое направление аналитических исследований - оценка готовности стран и регионов к электронному развитию. В рамках этих исследований проводится анализ и оценка уровня развития ИКТ-инфраструктуры, использования ИКТ в различных сферах деятельности и социально-экономических предпосылок электронного развития. Результаты таких исследований используются государственными органами при разработке политики стран и регионов в области развития информационного общества и бизнесом при принятии инвестиционных планов. Создаваемая система мониторинга должна учитывать мировой опыт в этой области, позволять проводить международные сопоставления и анализировать факторы, влияющие на движение Москвы к информационному обществу.
 Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы в информационное общество, социальных последствий развития и широкомасштабного использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Необходимо создать междисциплинарную группу или специальную службу, которая на постоянной основе будет заниматься указанными исследованиями и разработками. Организационное оформление и нормативно-методическое обеспечение системы мониторинга должно быть разработано вместе с системой показателей движения Москвы к информационному обществу в рамках приоритетного мероприятия Программы.
 Цели и задачи
 Целью деятельности службы мониторинга и прогнозирования является научное и аналитическое обеспечение информационной политики и перспективных управленческих решений, принимаемых в Москве при реализации ГЦП "Электронная Москва" и во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города.
 К задачам мониторинга и прогнозирования можно отнести:
 * Получение и анализ текущих значений показателей движения Москвы к информационному обществу;
 * Отслеживание и прогнозирование социально значимых (распространенных, устойчиво воспроизводимых, жизненно важных) проблемных ситуаций на уровне города, локальных территориальных сообществ и личностном уровне, вызываемых широким распространением новых ИКТ и интеграцией Москвы в информационное общество;
 * Формулирование "дерева" социальных целей городской информационной политики;
 * Разработка и анализ сценариев развития событий в случае принятия тех или иных управленческих решений в сфере ИКТ, включая прогнозирование социально-экономических последствий, анализ ресурсного обеспечения, оценку сценариев;
 * Социально-экономическая экспертиза результатов реализации мероприятий ГЦП "Электронная Россия";
 * Разработка рекомендаций по корректировке и приоритетных проектах ГЦП "Электронная Москва" на ближайший год и перспективу.
 Система мероприятий по организации системы мониторинга
 1. Разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу:
 * Разработка системы индикаторов движения Москвы к информационному обществу и концепции системы мониторинга;
 * Разработка системы нормативно-методического и организационного обеспечения системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу;
 * Мониторинг движения Москвы к информационному обществу, подготовка ежегодного аналитического доклада.
 2. Проведение по международной методологии оценки готовности Москвы к информационному обществу, нацеленной на анализ и оценку уровня развития ИКТ-инфраструктуры города, использования ИКТ в различных сферах деятельности и социально-экономических предпосылок электронного развития, результаты которой позволят определить приоритеты Программы на ближайшие годы.
 Ожидаемые результаты
 Основными результатами реализации подпрограммы являются:
 * Улучшение научного обеспечения информационной политики г. Москвы.
 * Возможность обоснованного анализа и прогнозирования проблемных ситуаций, вызываемых распространением ИКТ.
 * Контроль хода реализации ГЦП "Электронная Москва", проведение ее своевременной корректировки и т.д.
 * Выявление зон отставания и барьеров в производстве и использовании ИКТ для развития города.
 Ресурсное обеспечение
 Финансирования подпрограммы должно осуществляться из городского бюджета.
 Организационное обеспечение и контроль
 Организацию выполнения подпрограммы и функции государственного заказчика предлагается возложить на уполномоченный орган по управлению информатизацией г.Москвы.
 Раздел 3.5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
 Уполномоченный орган управления информатизацией г. Москвы, совместно с другими государственными заказчиками Программы в соответствии с порядком, установленным в г. Москве, каждый год готовит предложения по ГЦП "Электронная Москва" в перечень городских программ, представляемых Мэром Москвы в Московскую городскую Думу. Эти предложения должны содержать объем финансирования Программы на очередной финансовый год с указанием статей бюджета; перечень программных мероприятий, предлагаемых к реализации, объем финансирования Программы в предшествующие годы и предлагаемые объемы финансирования на последующие годы. Эти предложения разрабатываются с учетом результатов мониторинга движения Москвы к информационному обществу, предложений ученых и специалистов, экспертов Программы, органов власти города, проходят экспертизу в Экспертном совете Программы и утверждаются Координационным советом.
 Объем финансирования выполнения Программы утверждается в составе бюджета города Москвы на очередной финансовый год. С учетом выделенных бюджетных средств и привлеченных средств из других источников, а также с учетом экспертных заключений по промежуточным результатам выполнения мероприятий Программы, проводится уточнение списка, сроков выполнения и объема финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год. Предложения по корректировке Программы получают заключение Экспертного совета и утверждаются Координационным советом программы.
 Выбор исполнителей по мероприятиям Программы проводится на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством. Механизмом реализации программы предусмотрены три типа конкурсов, соответствующих различным видам бюджетного финансирования, используемым в Программе - открытые конкурсы по размещению заказов на поставку товаров, работ и услуг; конкурс инициативных проектов в социально значимой сфере на получение грантов и конкурсы инвестиционных коммерческих проектов на выделение бюджетных кредитов, другие формы.
 Конкурсы проводятся в установленном законодательством порядке.
 Механизм финансирования и реализации программы предусматривает привлечение внебюджетных источников для реализации Программы. Это средства негосударственных коммерческих структур для инвестирования коммерческих проектов; средства доноров и благотворителей для финансирования социально значимых проектов и средства федерального бюджета (в т.ч. ФЦП "Электронная Россия") для совместного финансирования проектов Программы, представляющих взаимный интерес; средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других информационных услуг. На первом этапе реализации Программы должны быть разработаны специальные меры по стимулированию и привлечению внебюджетного финансирования мероприятий программы.
 Механизм реализации программы предусматривает использование всего набора инструментов бюджетного финансирования и косвенного стимулирования деятельности по реализации мероприятий Программы, предусмотренного законодательством Российской Федерации и г. Москвы. К формам стимулирования экономической деятельности участников Программы относятся:
 * предоставление льгот по налогам и преференций в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
 * предоставление гарантий Правительства Москвы для привлечения инвестиций;
 * предоставление бюджетных средств для финансовой поддержки на возмездной и безвозмездной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
 * установление пониженных ставок арендной платы за помещения и производственные фонды, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, необходимые для реализации целей Программы, в порядке, предусмотренном законодательством;
 * осуществление реструктуризации задолженности по платежам в бюджет города Москвы, изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней, причитающихся бюджету города Москвы, а также предоставление налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов согласно законодательству Российской Федерации и города.
 * бюджетные кредиты.
 Приоритетным мероприятием программы должна стать разработка специальной нормативной базы, определяющей порядок финансирования программных мероприятий ГЦП "Электронная Москва":
 * порядок размещения городского заказа на поставку товаров, работ и услуг в рамках ГЦП "Электронная Москва";
 * порядок конкурсного финансирования инвестиционных проектов;
 * порядок выделения субсидий и субвенций на социально значимые проекты;
 * порядок привлечения внебюджетных средств.
 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Отличительные особенности Программы
 Городская целевая программа "Электронная Москва" относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности.
 При оценке эффекта, достигаемого при выполнении этой программы, целесообразно учитывать ее отличительные особенности:
 * В состав Программы вошли подпрограммы экономической, технической и социальной направленности, для оценки эффективности выполнения которых используются показатели разных категорий. Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на выполнение Программы, следует учитывать эффекты разных категорий - экономический, технический, социальный и др. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов.
 * Программа рассчитана на пять лет с возможным последующим продолжением. В соответствии со сложившейся практикой, она занимает промежуточное место между среднесрочными и долгосрочными программами, что затрудняет прогнозирование ожидаемого эффекта. Тем не менее, прогнозирование социально-экономического развития на пятилетнюю перспективу с погодовой разбивкой возможно, при условии ежегодной корректировки. Что касается развития сферы ИКТ, то, как показывает опыт, прогнозирование ожидаемого эффекта на срок свыше двух-трех лет редко оказывается достоверным.
 * Программа будет выполняться одновременно с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" с частичным перекрыванием по преследуемым целям. Принцип единства экономической политики (Правительства РФ и Москвы как субъекта Российской Федерации) предполагает необходимость согласования этих программ в процессе их выполнения. При этом развитие города Москвы будет происходить опережающими темпами и численные значения отдельных показателей для ожидаемых конечных результатов реализации ФЦП "Электронная Россия", в процессе выполнения ГЦП "Электронная Москва" будут превышены как для относительных значений, так и для абсолютных значений (после соответствующего пересчета с учетом реального соотношения населения России и Москвы).
 Ожидаемые обобщенные эффекты
 Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни москвичей и гостей Москвы за счет более широкого внедрения современных ИКТ в их повседневную жизнедеятельность. При этом под "качеством жизни" в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.
 Таким образом, рассматривая качество жизни как интегральный показатель для оценки эффективности выполнения Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на следующие основные группы: экономический, технический, социальный, психологический и экологический.
 Основной экономический эффект будет состоять в получении прибыли для тех подпрограмм, которые имеют коммерческую направленность, и в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики города.
 Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств, связанных, прежде всего, с внедрением ИКТ.
 Предполагается в процессе выполнения Программы охватить все население Москвы. При этом основной социальный эффект будет состоять в повышении уровня жизни граждан, а также сглаживании социального и информационного неравенства.
 Повышение производительности труда, частичный переход на работу на дому приведут к увеличению свободного времени, которое будет посвящено досугу, а доступ к современным ИКТ позволит более качественно удовлетворять информационные потребности населения.
 Преимущественным станет использование кабельных систем распределения телевизионных программ, что приведет к снижению уровня электромагнитного излучения. Увеличится доля трудового населения, работающего на дому, вследствие этого произойдет снижение загрязненности воздуха выхлопными газами личного и общественного автотранспорта.
 При реализации городской целевой программы "Электронная Москва" необходимо ориентироваться на достижение поставленной в Программе цели, но при этом как сама цель, так и этапы продвижения города к ней должны иметь индикативное выражение, позволяющее контролировать ход реализации Программы. Целью ГЦП "Электронная Москва" является повышение качества жизни москвичей за счет широкомасштабного использования ИКТ, поэтому в систему целевых показателей Программы предлагается использовать две группы индикаторов: показатели качества жизни населения Москвы (в основных составляющих, раскрывающих это понятие) и показатели развития и использования ИКТ для обновления ключевых сфер деятельности.
 Влияние инвестиций в ИКТ на экономическое развитие города
 Программа Электронная Москва нацелена на развитие и широкомасштабное использование в городе информационно-коммуникационных технологий и предполагает в ближайшие годы осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в ИКТ. Поэтому, первый вопрос, на который необходимо ответить при экономическом обосновании Программы, это насколько совокупные инвестиции в ИКТ влияют на экономическое развитие города. Примерную оценку этого эффекта можно дать, опираясь на данные, которые проводились для оценки влияния инвестиций в ИКТ на экономический рост развитых стран. Как показывают результаты экономических расчетов, недавно опубликованные в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инвестиции в ИКТ в 1990-е годы обеспечили определенный вклад в экономический рост не только США, но и других развитых стран. За последние два десятилетия ИКТ обеспечивали от 0,2 до 0,5 процентных пункта роста экономики, в зависимости от страны. Во второй половине 1990-х вклад инвестиций в ИКТ в экономический рост увеличился и уже обеспечивал от 0,3 до 0,9 процентных пункта роста в изученных странах. Учитывая, что эффект использования ИКТ наблюдается в различных по масштабам и социально-экономическим особенностям странах, эти оценки представляется обоснованным перенести на экономику Москвы и предположить, что широкомасштабное использование ИКТ обеспечит не менее 0,4-0,6% экономического роста в год.
 Важный вклад в экономику города будет вносить и развитие собственно сектора ИКТ как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности и роста во всех других отраслях.
 Показатели развития и использования ИКТ в городе
 В полном объеме задачи оценки текущего положения дел в сфере "электронного развития" города, прогноза развития событий (с учетом реализации ГЦП "Электронная Москва" в том или ином объеме) и обозначения промежуточных и целевых показателей Программы могут быть решены только в результате проведения оценки готовности Москвы к электронному развитию, запланированной на 2003 г., и в рамках мероприятия по созданию и реализации системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу. Пока комплексного исследования готовности Москвы к электронному развитию в городе не проводилось, поэтому на данном этапе возможно только обозначение примерных ориентиров развития города, выбор направлений мониторинга реализации Программы и описание основных показателей.
 Следует сказать, что такой подход - выбор базовых показателей "электронного развития", обозначение целевых значений этих показателей, достижению которых должна способствовать реализация плана действий, и постоянное измерение значений этих показателей по ходу исполнения программы - используется в программе "Электронная Европа", и во многих других национальных и региональных программах развития информационного общества.
 Опираясь на мировой опыт и исходя из целей и задач ГЦП "Электронная Москва", предлагается следующий набор базовых критериев и показателей движения Москвы к информационному обществу и их целевых значений:
 1. Доступность ИКТ. Наличие у граждан и организаций доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям является важнейшим условием реализации возможностей информационного общества. Доступ к ИКТ определяется комбинацией существования и доступности телекоммуникационной инфраструктуры самой по себе (прежде всего интернета), а также необходимого аппаратно-программного обеспечения. Качество и пропускная способность сетей, наряду с удобством и развитостью сервиса поставщиков телекоммуникационных услуг и ИТ компаний, также являются существенным параметром доступности ИКТ. В этой группе показателей главными являются показатели проникновения (распространения) ИКТ, прежде всего, интернета. На осень 2002 г. в Москве пользователями интернета были 27% взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (под пользователем в данном случае понимается человек, который хотя бы раз за последние полгота выходил в интернет - опрос Фонда общественного мнения). Для России этот показатель равен 8%, для Санкт-Петербурга 21% взрослого населения, в среднем по Европейского Союзу он составляет 50% (в Финляндии 60%, в Швеции 82%, в Испании 29%), причем в городах этот показатель заметно выше. Для Москвы реалистично поставить задачу достичь в ближайшие 3 года сегодняшних среднеевропейских показателей проникновения интерента (50%, при этом еженедельная аудитория должна составлять 40% взрослого населения), а к концу реализации Программы приблизиться к среднеевропейским показателям на тот период времени (2007 г.). Число пользователей интернета по новым сетям доступа, создаваемым в рамках Программы вырастет в 2003-2007 с 8,8 до 595,0 тысяч абонентов. На достижение этих целей будут работать целый ряд мероприятий программы: создание центров общественного доступа, информатизация школ, библиотек и т.п.
 В этой группе на этапе реализации мониторинга должны также отслеживаться следующие показатели: число центров общественного доступа на 1000 жителей, доля домохозяйств, имеющих компьютер и доступ к интернету, цена доступа к интернету для частных пользователей и организаций, проникновение стационарной телефонной и сотовой связи.
 В Московском регионе в настоящее время (ноябрь 2002 г.) проникновение сотовой связи составляет 50% населения (в России на конец года - 12,4%, в ряде европейских стран этот показатель достигает 90%). По прогнозам экспертов к концу 2003 года доля пользователей сотовой связью в Московском регионе может достичь 60-65% и наступит очередное насыщение - рост замедлится.
 2. Информационное неравенство. Преодоление информационного неравенства определяемого как социальная дифференциация населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. Так в настоящее время в Москве неравенство в использовании интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России, но по-прежнему интернет-аудитория Москвы существенно более мужская, молодая, образованная и богатая, чем население города в целом. В Москве сегодня средний доход на одного члена семьи у пользователей интернета более чем в полтора раза выше, чем у людей, не использующих интернет; сетью пользуются 34% мужского населения города и только 21% женщин; пользователями являются 52% населения в возрастной группе 18-34 года и только 5% - в возрастной группе старше 55 лет; пользователями интернета являются 46% населения Москвы с высшим образованием, 17% людей, имеющих средне специальное образование и только 1% населения, имеющего образование ниже среднего. На преодоление информационного неравенства направлена специальная подпрограмма "Электронной Москвы", ориентированная на массовое обучение горожан (прежде всего муниципальных служащих и социально незащищенных слоев населения) использованию ИКТ, разворачивание точек общественного доступа и т.п. В результате реализации программы можно ожидать к 2007 г. ликвидацию информационного неравенства по гендерному принципу (примерно равное число пользователей мужчин и женщин), существенное сокращение информационного разрыва, связанного с возрастом, уровнем образования и доходами таким образом, чтобы различия доли в населении какой-либо социально-демографической группы и доли этой группы среди пользователей ИКТ не превышали 1,2-1,4 раза (сейчас в Москве максимальный разрыв - 1,9 раза для лиц с высшим образованием).
 3. Реализация концепции электронного правительства. Ключевым направлением реализации электронного правительства в Москве является осуществление взаимодействий органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ, поэтому основным показателем по этому направлению программы является процент базовых общественных услуг, доступных через Сеть. Список таких услуг для оценки степени реализации концепции электронного правительства разработан Европейским союзом и включает 12 услуг для граждан и 8 для организаций. Для слежения за прогрессом реализации концепции электронного правительства предлагается использовать оценки степени реализации этих услуг по следующей шкале: (0) нет такой услуги в сети; (1) публикация информации в сети; (2) одностороннее взаимодействие; (3) двустороннее взаимодействие; (4) заключение сделки полностью с использованием ИКТ, включая доставку и оплату.
 В настоящее время степень реализации в Москве общественных услуг находится на 1 или 0 уровне. В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" ожидается перевод 70% базовых услуг, находящихся в компетенции города, на электронную форму реализации и достижение 2-3, а в отдельных случаях 4, уровня реализации услуг по шкале Европейского Союза.
 4. Использование ИКТ в различных сферах деятельности.
 Образование. Использование ИКТ в образовании считается одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, получить учащимся навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности. В развитых странах в последние годы предпринимались большие усилия по обеспечению учебных заведений современными ИКТ. Сегодня в некоторых странах обеспечен 100% доступ школ к интернету, по Европейскому Союзу в среднем этот показатель превышал на конец 2001 г. 80%.
 Основными показателями для оценки уровня использования ИКТ в образованых учреждениях города являются число учащихся на один компьютер, используемый в учебных целях и на один компьютер, подключенный к интернет; доля школ имеющих различные каналы доступа к интернету. Эти же показатели используются в ЕС в качестве базовых показателей развития информационного общества и позволяют проводить международные сопоставления.
 В Москве большинство школ имеют доступ к интернету, но в основном это доступ по коммутируемой линии, поэтому основная задача школьной информатизации в части развития инфраструктуры - предоставление школам широкополосного доступа к сети. В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" предполагается обеспечить более 50% школ доступ к интернету по каналам ISDN, ADSL и другим широкополостным каналам.
 Как показало пилотный опрос московских школ, проведенный ИРИО осенью 2002 г., сегодня на один компьютер приходится в среднем 34 школьника, тогда как в Европейском союзе значение этого показателя в 2001 г. было 12 школьников на один компьютер. На один компьютер, подключенный к интернету в Москве, приходится 92 школьника (в ЕС - 25 учащихся). В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" предполагается обеспечить школы достаточным количеством компьютерной техникой, чтобы на один компьютер в 2005 г. приходилось не более 15 учеников.
 Здравоохранение. Основными показателями, характеризующими реализацию целей и задач ГЦП "Электронная Москва" в сфере здравоохранения являются следующие индикаторы: доля населения Москвы старше 16 лет, использующая интерет для поиска медицинской информации; наличие компьютера и доступа к интернету на рабочем месте у врачей, ведущих прием пациентов; доля врачей ведущих электронные записи историй болезни.
 Малый бизнес. Если средний и крупный бизнес может самостоятельно обеспечить себя доступом к современным ИКТ, то информатизация малого бизнеса требует содействие городских властей. В рамках Программы предусмотрены мероприятия по содействию предприятиям малого бизнеса в использовании ИКТ для ведения бизнеса. Показателями программы для этой сферы информатизации являются: доля малых предприятий, имеющих компьютеры и доступ к интернету по различным каналам; доля персонала, занятого в малом бизнесе и использующего компьютер в своей работе; доля предприятий, использующих интернет и мобильные технологии для проведения коммерческих операций (продажа и покупка товаров и услуг).
 5. Развитие сектора ИКТ и контент-индустрии.
 Развитие информационной индустрии (сектор ИКТ и контент-индустрия) как наиболее рентабельной и быстрорастущей сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, является важным направлением программы "Электронная Москва". Доля сектора ИКТ в экономике города, в числе занятых, в расходах на НИОКР являются основными показателями развития этой сферы экономики. Достоверной статистики о роли сектора ИКТ в экономике России и Москвы не существует, но с 2003 г. после введения нового классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) такую статистику можно будет получать, используя определение и группировки классов экономической деятельности, относящихся к сектору ИКТ, которые предложены Организацией экономического сотрудничества и развития.
 В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" и развития предпринимательской деятельности в сфере ИКТ, ожидается, что к 2007 г. доля сектора ИКТ в экономике города будет составлять не менее 6-8%.
 Объем финансирования программы
 По экспертным оценкам за 1997-2003 годы из бюджета города на создание информационных систем израсходовано около 6 миллиардов рублей, включая около 2,9 миллиардов рублей, запланированных в бюджете города на 2003 год (из них 0,5 млн. рублей в рамках ГЦП "Электронная Москва").
 Следует иметь в виду, что в развитых странах на задачи информатизации тратится 3%-5% бюджетов больших городов. Анализ задач информатизации показывает неизбежность существенного увеличение объема финансирования процесса информатизации в Москве за счет бюджетных, внебюджетных и инвестиционных средств. Предполагается, что бюджетные расходы на информатизацию, составляющие в 2003 году около 1% всех расходных статей бюджета города, к 2007 году вырастут до 2%, составив около 10 миллиардов рублей в 2007 году. С 2004 г. планируется основную часть бюджетных денег на информатизацию расходовать в рамках ГЦП "Электронная Москва", что должно увеличить эффективность и скоординированность расходов.
 Расходы на ИКТ должны формироваться из трех источников: бюджет города (бюджет ГЦП и подразделений правительства Москвы); инвестиционные средства и привлеченные внебюджетные средства. Бюджетные средства должны составлять не боле 1/3 всех расходов на информатизацию, все расходы на информатизацию за 2003-2007 годы планируется в размере около 75 миллиардов рублей.
 Динамика роста расходов на ИКТ представлена в таблице 1.
 Таблица 1
  2003 2004 2005 2006 2007 Итого Бюджет программы 500000 2631143 2749803 2200334 2077149 10158429 Лимит подразделений 2100174 1039000 2342000 3399000 4226000 13106174 Внебюджетные средства 1462816 9997352 11990000 13366000 14403000 50225368 Всего 4062990 13667495 17081803 18965334 20706149 73489971 Расшифровка расходов по строкам таблицы и разделам программы приведена ниже в таблицах 2-4.
 В течение 2003 года средства из бюджета ГЦП планируется в первую очередь выделять на интегрирующие подпрограммы; подпрограммы, обеспечивающие информационную безопасность, и подпрограммы, имеющие высокую значимость для города.
 На осуществление интеграционных, обеспечивающих подпрограмм и подпрограмм обеспечения безопасности планируется израсходовать в 2003 году около 2,4 миллиарда рублей, из них бюджетные средства составляют менее 1 миллиарда. Из них на осуществление мероприятий по общесистемному обеспечению информационной безопасности города около 60 миллионов рублей, что составляет 12% от всего бюджета ГЦП на 2003 год.
 
 Таблица 2.
 Раздел 1. Система подпрограмм и мероприятий программы: Интеграционные и обеспечивающие подпрограммы
 
 
 Раздел программы Источник 2003 2004 2005 2006 2007 Итого 1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве Бюджет программы 10000 15500 15300 15300 15300 75400 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 1.2. Общесистемное обеспечение городской информационно-коммуникационной инфраструктуры Бюджет программы 97900 819000 832000 732000 732000 3212900 Лимит подразделений 91500 0 0 0 0 91500 Внебюджетные средства 0 5100000 5100000 5100000 5100000 20400000 1.3. Развитие общегородских информационных систем, общегородских публичных ресурсов и современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы Бюджет программы 121000 267000 224000 49000 51000 712000 Лимит подразделений 15000 5000 5000 0 0 25000 Внебюджетные средства 1411316 3109352 3447000 4000000 4800000 16767668 1.4. Преодоление информационного неравенства: обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города Бюджет программы 65000 80000 90000 90000 100000 425000 Лимит подразделений 22000 0 0 0 0 22000 Внебюджетные средства 31000 70000 75000 75000 75000 326000 Итого Бюджет программы 293900 1181500 1161300 886300 898300 4421300 Лимит подразделений 128500 5000 5000 0 0 138500 Внебюджетные средства 1442316 8279352 8622000 9175000 9975000 37493668 Всего 1864716 9465852 9788300 10061300 10873300 42053468
 
 Таблица 3.
 Раздел 2. Система подпрограмм и мероприятий программы: Использование ИКТ для развития города
 
 Раздел программы Источник 2003 2004 2005 2006 2007 Итого 2.1. Информатизация городского управления (реализация платформы электронного правительства) Бюджет программы 46400 599100 552100 359100 309100 1865800 Лимит подразделений 939956 1023000 2315000 3376000 4226000 11879956 Внебюджетные средства 0 1400000 3000000 3800000 4000000 12200000 2.2. Использование ИКТ в различных сферах деятельности Бюджет программы 100300 425150 528000 506000 445000 2004450 Лимит подразделений 981718 11000 22000 23000 0 1037718 Внебюджетные средства 12500 150000 200000 200000 200000 762500 2.3. Обеспечение конкурентоспособности информационной индустрии города Бюджет программы 4000 268500 339000 308000 287000 1206500 Лимит подразделений 50000 0 0 0 0 50000 Внебюджетные средства 5000 165000 165000 188000 225000 748000 Итого Бюджет программы 150700 1292750 1419100 1173100 1041100 5076750 Лимит подразделений 1971674 1034000 2337000 3399000 4226000 12967674 Внебюджетные средства 17500 1715000 3365000 4188000 4425000 13710500 Всего 2139874 4031750 7101100 8740100 9672100 31684924
 
 Таблица 4.
 Раздел 3. Система подпрограмм и мероприятий программы: Мероприятия организационного, научного и информационного обеспечения реализации ГЦП "Электронная Москва"
 
 Раздел программы Источник 2003 2004 2005 2006 2007 Итого 3.1. Создание городских рабочих органов по реализации ГЦП "Электронная Москва" Бюджет программы 23900 121493 127003 98534 95349 466279 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 3.2. Обеспечение общественной поддержки Программы, международное сотрудничество Бюджет программы 19500 29500 29500 29500 29500 137500 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 3000 3000 3000 3000 3000 15000 3.3. Учет, регистрация и оценка информационных ресурсов и систем Бюджет программы 10000 10000 10000 10000 10000 50000 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 3.4. Создание системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу Бюджет программы 7000 6000 7000 7000 7000 34000 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Итого Бюджет программы 55400 166993 173503 145034 141849 682779 Лимит подразделений 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 3000 3000 3000 3000 3000 15000 Всего 58400 169993 176503 148034 144849 697779
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу