<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Особо подчеркивает Пушкин неопытность молодого человека, - главное обстоятельство, которое нужно иметь в виду, говоря о способах его воспитания: "Он входит в свет безо всяких основательных познаний, без всяких положительных правил; всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние".
  В наши дни представления о жизни взрослых подростковая аудитория приобретает под руководством довольно безответственного "педагога" - малого экрана. Телевидение для нее стало не просто источником разнообразных сведений, а, без преувеличения, - культурной средой обитания.
  Любимый жанр юных зрителей - импортные и отечественные боевики, скороспелые, низкопробные поделки дилетантов, снимаемые слишком быстро и дешево, чтобы быть художественными произведениями. Стимулом поступков центрального действующего лица является, как сообщается замогильным голосом в анонсах, цитирую, - "месть, жаркая, как огонь; злоба, острая, как бритва".
  По всем законам драматургии главный герой фильма должен быть для зрителей по-человечески привлекательным, цели его - чтобы они могли их сочувственно разделить, ясны и благородны, средства их достижения - безукоризненны с точки зрения нравственности.
  В случаях, о которых идет речь, успех зависит от того, кто в кого успеет выстрелить первым, кто кого предусмотрительно "сдаст" заранее.
  Еще одна распространенная сюжетная схема, типичная для американской телепродукции: положительные персонажи защищают человечество от тотальной угрозы - гигантских червей (вариант - пауков, драконов, инопланетян, принимающих облик людей и не различимых среди них), разрушающих земной шар, стремящихся уничтожить нашу цивилизацию.
  Недалеко ушли от них и российские сериалы, например, "Бандитский Петербург", "Салон красоты", "Черный ворон", - так же запугивающие свою аудиторию, наделяющие мафию непобедимым могуществом, из вечера в вечер погружающие нас в беспредельно жестокую криминальную среду.
  Несмотря на заключительные титры, отделяющие одну такую экранную поделку от другой, возникает ощущение, что идет один и тот же бесконечный детектив с огромным количеством персонажей, с попеременным успехом уничтожающих друг друга. А у сидящих перед телевизорами создается стойкое убеждение, что миром правят отношения вражды, предательства, наживы.
  Стоит ли после этого удивляться, что уже не в кино, а наяву - 12-летняя деревенская девочка из-за пустяковой ссоры задушила свою 11-летнюю подружку; ночью спрятала труп в стоге сена и сожгла.
  А ее сверстники и ребята постарше, но тоже школьного возраста, на вопрос, будут ли они к ней относиться после этого по-прежнему, удивленно пожали плечами: "Конечно: она отомстила за себя".
  Через несколько дней - не менее страшное сообщение: два брата, десяти и двенадцати лет, убили своего восьмилетнего приятеля и сбросили его тело в реку. Они боялись, что он расскажет своему отцу об их ночлеге в его гараже.
  И опять типичная ситуация: вместо родителей-алкоголиков главным наставником в жизни братьев был телеэкран; сколько раз они видели на нем, как взрослые избавлялись от ненужных свидетелей подобным образом!
 
 С чего начинается Родина?
 
  Особое значение в воспитании и образовании подрастающего поколения Пушкин отводил истории. "История в первые годы ее учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное?"
  Именно так написана Александрой Осиповной Ишимовой "История России для детей", которой поэт "зачитался" за считанные часы до дуэли.
  Я принадлежу к счастливому поколению, получившему уже в школе основательные, систематизированные знания по истории. В дополнение к сведениям учебников мы смотрели добротные исторические киноленты. Нас водили по театрам на захватывающие исторические спектакли. У нас были кружки. Мы готовили тематические выставки и вечера. К нам на сборы приходили непосредственные участники знаменательных событий. А как обогащались наши представления о прошлом родной страны благодаря чтению исторических романов наших и зарубежных писателей!
  В 1965 году по заданию редакции газеты "Комсомольская правда" я была в командировке в Смеле (Одесской области) и там в краеведческом музее познакомилась с ватагой мальчишек 10-12 лет. Они мне сообщили, откуда взялось название городка: по преданию, во время татарского нашествия его жителей угнали в плен, а одна отважная девушка поскакала на коне вслед и хитростью освободила их.
  В студенческие годы я проживала в общежитии ВГИКа в одной комнате с дочерью Мусы Джалиля. Как раз в это время ее навестил улетевший из фашистского плена и спасший еще шесть человек легендарный летчик Девятаев; его рассказ с мельчайшими подробностями навсегда сохранился в памяти.
  Позднее, уже работая в "Экране", я рецензировала предлагавшуюся для экранизации повесть о войне. Сразу чувствовалось, что все изложенное пережито ее автором, бывшим летным инструктором.
  В 1942 году он ускоренно готовил для фронта летчиков-истребителей. И был у него среди курсантов любимчик, смелый, способный, но своевольный парень. В первом воздушном бою он был его ведомым, перестал слушаться ведущего, был атакован и подбит. Инструктор не оставил его в беде и оба они оказались в плену.
  То, что пришлось им испытать, - лучше б они погибли. У фашистов был тренировочный аэродром, на котором они наших захваченных летчиков на их починенных машинах без боекомплекта поднимали в воздух и учили своих пилотов сбивать безоружных. Задача героев повести была выжить благодаря лишь мастерству управления самолетом в этих жутких ежедневных поединках.
  Правдой дышала каждая подробность этой горькой и мужественной истории, которая, как я понимала, могла оказать патриотическое воздействие на зрителей.
  Но на редсовете от руководительницы сценарной коллегии я услышала: "Нам не нужны фильмы о вторичной смелости; сначала они попадают в плен, а потом начинают совершать подвиги".
  Сегодня и в учебниках, и во многих телепередачах наше прошлое излагается скороговоркой, неуважительно, тенденциозно, применительно к текущему политическому моменту, с очевидной целью ниспровержения любых, даже заслуженных авторитетов минувших эпох, уничтожения самой исторической памяти.
  Профессиональная несостоятельность коммерциализированного телевидения не позволила достойно отразить на экране такие славные (и важные для патриотического чувства телезрителей) даты, как 300-летие Российского флота и 850-летие Москвы.
  И вот накануне Дня Победы в одной из московских школ был снят сюжет о том, какими сведениями о Великой Отечественной войне располагают ребята. Большинство не смогло ответить на самые простые вопросы: с кем воевали? Кто был союзником фашистской Германии? Этот позор - прямое следствие нашего обращения с накопленным историческим опытом. А ведь его изучение с помощью телеэкрана - превосходный способ развития интеллекта!
  Проблемно, образно создавались передачи по истории в редакции учебных программ Центрального телевидения, предоставляя свободу для методического творчества учителя, принимавшего их на урок.
  Пушкин обозначил и круг дисциплин, составляющих, по его мнению, основу подлинного образования и воспитания, и сроки их преподавания: "Высшие политические науки займут окончательные годы. Преподавание прав, политическая экономия... статистика, история". Сам превосходный историк, художественно воскресавший своим пером далекие события нашего прошлого, звучащие и поныне удивительно современно, он советовал: "Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. История Государства Российского есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским".
  А в нашем с вами распоряжении и Погодин, и Ключевский, и Костомаров, и Забелин, и Самарин, и Грановский, и Розанов, и богатейшее содержание книг, исторических журналов, архивных документов плюс поистине безграничные возможности телевидения с его арсеналом выразительных средств.
  Пушкин убежден, что обширные исторические знания являются обязательным условием полноценного духовного развития человека, формирования его гражданской патриотической позиции: "Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целью искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве".
  Невольно приходит на ум деятельность некоторых наших "независимых" телевещателей.
  Несколько лет назад с группой обучавшихся у нас в институте режиссеров по моему сценарию мы сняли очерк "За стеной Донского" - об истории этого московского монастыря, о событиях, происходивших там за века его существования, о выдающихся людях земли русской, покоящихся в этом пантеоне дворянства - Чаадаеве, дяде Пушкина Василии Львовиче, Россет-Смирновой, о лучших представителях знатного рода Голицыных, герое войны 1812 года генерале Иловайском и многих, многих других. Передачу у нас купили и показали по 2-му каналу. А много времени спустя мне вдруг позвонила из Сиднея девушка из той группы, вышедшая замуж за австралийца и работающая на канале, вещающем для эмигрантов, и предложила "по бартеру" снимать для них что-нибудь в таком духе, "интересное, историческое", а они, в свою очередь, в обмен снимут по нашему заказу все, что угодно по Австралии.
  Я написала несколько сценариев по истории московских монастырей: "Легенды и тайны Новодевичьего", о древних форпостах Москвы - монастырях Симоновском и Даниловском, однако, для финансирования предлагаемого проекта найти никого не удалось.
 
 Не все так беспросветно
 
  В сентябре 2001 года мне довелось участвовать в работе жюри Московского областного молодежного телефестиваля "Я - молодой", проводившегося с целью пропаганды телевизионными средствами содержания и форм реализации региональной государственной молодежной политики.
  Оказалось, такая существует, по крайней мере, в районе города Видное она успешно воплощается в жизнь местными бизнесменами. Ребятам оказывается постоянная материальная помощь при овладении добровольно выбираемой профессией; на время летних каникул всем обеспечивается полноценный оздоровительный отдых и по желанию - трудоустройство с повышенной (за счет спонсоров) зарплатой.
  О направлениях этой важнейшей работы с молодежью свидетельствовали номинации призов телефестиваля: "Социальная реклама", "Будущее начинается сегодня", "Право выбора за тобой", "Я выбираю бизнес", "Всегда наша юность на марше" (гражданско-патриотическое воспитание молодежи, проблемы военно-спортивных лагерей, поискового движения, армейской службы), "Время творить", "Тележурналисты о молодых", "Лучший молодежный творческий коллектив".
  По последней позиции лучшими оказались юные телевизионщики вещающей всего четыре месяца студии кабельного телевидения г. Красноармейска; за победу сразу в семи номинациях все они были награждены обучением в нашем институте разным телевизионным профессиям.
  Мне очень понравилась позиция возглавляющего работу с молодежью в Московской области г-на Бойко: "Да никаких проблем с молодежью не существует! Просто подростки должны на деле убедиться, что родина их любит, заботится о них, помогает найти достойное место в жизни, - и они будут платить ей взаимностью".
  Казалось бы, успехи в труднейшем деле налицо - распространите с помощью телевидения этот опыт на другие регионы страны, ведь все находятся в одинаково сложных условиях. Так нет же: в двухминутном сюжете ограничились констатацией факта, что такое мероприятие состоялось, и ни одного материала, подготовленного местными тележурналистами, а тем более, специальной программы (или даже ряда передач!), посвященных этим вопросам, по центральным каналам показано не было.
  Последний раз обращусь к воспитательным заветам Александра Сергеевича: "надлежит защищать новое возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостью первой молодости, со всем ее восторгом и готовностью принимать всякие впечатления".
 
 В.Г. Ященко,
 ГТРК "Волгоград-ТРВ"
 
 ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
 
  Новейшие информационные и коммуникационные технологии невероятно расширили интерактивные и индивидуализированные свойства средств массовой коммуникации. Компьютеризированные коммуникации превратились в мощное средство усиления сплоченности космополитической "элиты".
  Потоки информации приобрели новые пространственно-временные формы. Они стали носить внеисторический и внегеографический характер. "Виртуальный мир" глобальной власти повсеместно вытесняет из сферы принятия решений локальные сообщества, лишает их самобытности и внутренней ценности (см.: Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford, UK, 1996).
  Развитие современных форм тоталитаризма сопровождалось появлением новых "антиавторитарных" социальных движений. "Новые левые", "ситуационисты", представители контркультуры, автономисты, сквотеры, радикальные экологисты, сапатисты, альтернативисты, битники, хиппи, прово, "спонти" - все эти близкие по духу объединения бунтующей молодежи выдвинули новые социальные программы преобразования мира (см.: Соколов Ю.В. "Антиавторитарные" движения // Не соперничество, а сотрудничество! Коммунисты и новое в социальных движениях. М., 1984. С. 106-120). Идеологические поиски этих движений чрезвычайно разнообразны. Они вмещают в себя постмодернизм, анархизм, мистические формы радикального экологизма, луддизм, персонализм, радикальный феминизм и прочие, иногда даже далекие от политики, учения. Именно эти движения в конце XX века стали кристаллизующими центрами формирования всемирной антиглобалистской информационной сети.
  В зону интересов современного леворадикального и антиглобалистского интернационала входит и Россия. Взаимосвязь и взаимодействие отечественных бунтарей с их западными товарищами усиливается с каждым годом. Появление у россиян новой цифровой интерактивной техники и расширение их доступа к компьютерным сетям дает им отличную возможность участия в международных акциях (в том числе и "виртуальных") сопротивления существующей системе угнетения.
  Интернациональное общение антиглобалистов и "леваков" проходит в основном в пределах "антиавторитарной" субкультуры. Карнавализация этой субкультуры заставляет по-новому взглянуть на проблему межкультурной коммуникации между представителями общества и левацких групп.
  По отношению к миру капитала современные бунтари настроены враждебно. Их акции часто носят агрессивно-деструктивный характер. На контакт с властью и даже с представителями массмедиа они, как правило, не идут. Впрочем, представители государства и СМК так же не настроены на диалог с бунтарями. А ведь от того, какие отношения сложатся у представителей государства и общества с левыми радикалами, будет зависеть направление современного бунта. Репрессии и подавление однозначно приводят к эскалации насилия, росту агрессивности и непримиримости бунтарей. Такая политика может стать причиной появления террористических левацких организаций. Диалог же способен не только сгладить социальные противоречия, но и обогатить культуру новыми ценностями и императивами. Большую роль в организации подобного диалога могут сыграть средства массовой коммуникации (СМК) и, в частности, телевидение.
  Формирование принципов нового гуманизма происходит в недрах массовой культуры при активном воздействии СМК на сознание людей. Телевидение, являясь составной частью подсистемы культуры, обладает удивительным свойством включать в свое коммуникативное поле практически все знаковые системы культуры. Это одновременно дешевое и эффективное средство массовой коммуникации. Телевидению доступен весь мир, и это выгодно отличает его от других СМК. Таким образом, в настоящее время эффективный диалог между обществом и представителями молодежных леворадикальных движений возможен и необходим на телевидении. Особенно это важно для России, где еще не скоро примет массовый характер распространение продуктов новейших информационных и коммуникационных технологий, которые позволили бы каждому человеку влиять на информационный поток.
  Во время работы с представителями леворадикальных движений жанры телевизионных произведений должны содержать в себе элементы жанров самой либертарной суб(контр)культуры.
  Эстетизируя действительность, носители смеховых начал в карнавальном бунте работают как бы в двух жанрах серьезно-смеховой сферы: в жанре сократического диалога и в жанре менипповой сатиры.
  Смысл первого жанра заключен в том, что истина не находится в голове одного человека. Она может появиться только на стыке двух сознаний, двух мнений, двух высказываний. Истина существует на границе, как минимум, двух идей. Только диалог способен породить истину. "Родовспомогательный" метод Сократа включал в себя два приема: сопоставление различных точек зрения на предмет (синкриза) и провоцирование слова словом же (анакриза). "Синкриза и анакриза диалогизуют мысль, выносят ее во вне, превращают в реплику, приобщают ее диалогическому общению между людьми" (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 185-186). Событие встречи двух героев-идеологов в таком диалоге носит драматический характер. В этом идеологическом событии происходят поиск и испытание истины. Диалог живых людей, живых идей происходит в пространственно-временных рамках "порога", в области хронотопа порога, который является художественной зоной кризиса. Сократический диалог невозможно осуществить в пределах иерархически стабилизованного мира, ибо здесь ни одно явление, ни один человек не сможет полностью раскрыться для своего обновления. Необходимо уничтожить дистанции и условности между людьми, иначе их ценностное иерархическое видение мира не изменится. Один из способов постановки участников диалога в эту плоскость и является сократический диалог, действующий в хронотопе порога, в зоне кризиса (см.: Бахтин М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 265-267).
  В генетической связи с этим жанром находится "Мениппова сатира", мениппея. Удельный вес смехового элемента в ней намного выше, чем в сократовском диалоге. Она характеризуется исключительной свободой сюжетного и философского вымысла. Фантастика и авантюра нужны здесь для того, чтобы поместить ее участников в исключительную кризисную ситуацию порога, в которой можно было бы свободно искать и испытывать правду. "Мениппея любит играть резкими переходами и сменами, верхом и низом, подъемами и падениями, неожиданными сближениями далекого и разъединенного, мезальянсами всякого рода". Мениппея многоголоса, многостильна, невероятно пластична. Она свободно использует различные виды диалогов, превращает понятия в концепты, метафоризует однотонную действительность и генерирует элементы различных социальных утопий (см.: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 185-203). Оба этих жанра органически вплетаются в разноцветный узор карнавального хронотопа. Пространство карнавала - площадь, улица. Ее особенности - всенародность, универсальность, фамильярность для всех. Главное предназначение карнавала: "переводить последние вопросы [бытия] из отвлеченно-философской сферы через карнавальное мироощущение в конкретно-чувственный план образов и событий, по-карнавальному динамичных, разнообразных и ярких" (там же, с. 228, 268-269). Карнавализация бунта, помещение человека в зону кризиса, зону двусмысленности, создает уникальную возможность его самораскрытия, обретения, пусть временной, точки опоры в царстве живой утопии.
  Носителями смеховой культуры в современном обществе являются панки-анархисты. В конце 80-х годов они перехватили лидерство у битников и хиппи. Именно им теперь принадлежит приоритет в карнавализации политической жизни молодых бунтарей всех цветов и оттенков. Метод панка-шута "сводится, прежде всего, к разрушению всех привычных связей, обычных соседств вещей и идей и к созданию неожиданных соседств, неожиданных связей, в том числе и самых неожиданных логических и языковых связей" (Бахтин М. Эпос и роман. М., 2000. С. 98). Условность существующего порядка вещей заключена в том, что бытие прекрасных идей (вещей) разъединено прослойками ложных иерархических отношений. Эти ложные связи установлены официальной идеологией. Чтобы создать свободное естественное сочетание прекрасных идей (вещей) необходимо уничтожить эти ложные иерархические отношения. Сделать это может только карнавальный амбивалентный смех через его носителя панка-шута.
  Таким образом, во время работы над созданием полифонических телевизионных произведений, рассказывающих о деятельности молодежных леворадикальных движений, необходимо учитывать жанры и язык суб(контр)культур, в которых они пребывают.
  На протяжении последних пяти лет автором было создано несколько десятков произведений разных жанров телевизионной публицистики, рассказывающих о деятельности и мировоззрении молодых представителей различных леворадикальных движений. Все они были показаны в молодежной программе "Максимум" (ГТРК "Волгоград ТРВ") и вошли в специальные видеосборники, предназначенные для распространения среди представителей леворадикальных движений и обычных граждан (см.: видеосборники "Либертарный винегрет - пища третьего тысячелетия" (1997-2000) и "Глыба № 2" (2001).
  Наиболее приемлемым диалогическим жанром публицистики в этом случае, по мнению автора, является дискуссия, которая включает в себя элементы ток-шоу и строится как полифоническое произведение. В процессе дискуссии происходит рождение, развитие и оформление живой мысли. Диалог рождается на глазах у зрителей.
  Дискуссия сочетает в себе сущностные признаки интервью и игры. Архитектоника хронотопа дискуссии объединяет в себе хронотопы встречи, порога и даже театра. В его целое могут входить телевизионные новеллы, содержащие авантюрные хронотопы, а также хронотопы дороги и карнавала. Дискуссия предусматривает, насколько это возможно, активное участие в разговоре не только гостей ("идеологов", экспертов, "обычных" граждан), но и зрителей. Дискуссия - максимально персонифицированная экранная форма. Здесь существуют все условия для равноправного общения участвующих в диалоге людей и образов, сознаний и идеологий.
  Опираясь на основные положения диалогической концепции М.М. Бахтина, автор предлагает следующие принципы организации полифонического диалога с представителями левацких организаций на телевидении в диалогическом жанре дискуссии.
  При полифонировании телевизионной дискуссии следует избавиться от "звездности" ведущего. Он не должен доминировать в диалоге. Его точка зрения имеет те же права для выражения, что и точки зрения других участников программы. Ведущий исполняет роль модератора, он "ведет", формирует программу установленным стилистическим образом, не навязывая при этом своего видения проблемы. Он постоянно генерирует диалогические ситуации, акцентирует внимание участников полифонии на точках пересечения различных идей и идеологий. Для этого ведущий-модератор должен обладать определенным "избытком видения". Во время предварительной подготовки программы ему следует "вжиться" в проблему, изучить ее и соотнести с собственным видением.
  Героем телевизионной полифонической дискуссии может стать только бескорыстный носитель идеи, идеалист, не просто исповедывающий некую идеологию, но и идущей на жертвы ради ее воплощения. Все это должно усилить смысловую значимость высказываний гостей дискуссионной программы.
  В качестве основных идей-прототипов предлагается использовать идеологию автономистских движений, которая является цементирующим элементом современного леворадикального мировоззрения и идеи развития стабильного демократического общества. Перед выходом программы в эфир всем участникам разговора необходимо напомнить, чтобы во время диалога они выражали, прежде всего, собственную точку зрения, отражали собственное самосознание, а не пересказывали постулаты той идеологии, сторонниками которой они являются.
  Телевизионная дискуссия, являясь основной несущей конструкцией программы, выходит в режиме "реального" времени, времени незавершенной нефиксированной действительности, ограниченной только своими размерами (60 минут). Пространство полифонической программы так же имеет условные очертания. Включение в диалог телезрителей размывает пространственные пределы студии, создает иллюзию запредельности.
  Дискуссия включает в себя два эстетически оформленных мира: жанры аналитической публицистики (дискуссия и ток-шоу) и жанры художественной публицистики (сюжеты и очерки). Все они обладают определенными хронотопами.
  Хронотоп полифонической дискуссии может вмещать в себе хронотоп встречи и хронотоп порога. Согласно Бахтину, в хронотопе встречи преобладает временной оттенок, и он отличается высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности". Хронотоп порога - это зона кризиса, последняя позиция, на которой возникает острая необходимость отвечать на последние вопросы бытия (Бахтин М. Указ. соч. М., 2000. С. 177, 265). Хронотоп порога играет важную роль в полифонической программе, так как он несет в себе основные элементы сократического диалога (сопоставление и провокация) и мениппеи (искание и испытание правды, экспериментирование, сопоставление не сопоставляемого).
  Полифонический телевизионный диалог ни в коем случае не должен быть скучным. "Серьезное" поле дискуссии должно содержать в себе карнавальные элементы. В частности, работая с леворадикальной молодежью лучше всего приглашать в студию какую-нибудь местную панк-группу, песни которой не просто украсят встречу, но и создадут некий карнавальный фон.
  По мнению автора, в процессе организации полифонического диалога на телевидении было бы полезно использовать некоторые принципы антипринудительной философии американского философа Нозика (Боррадори Джованна. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном. М., 1998. С. 88-93). Он предложил организовать философию вокруг процесса понимания, а не вокруг межличностного процесса аргументации. В отличие от принудительной силы рассуждения, Нозик акцентирует внимание на понятии объяснения. Объяснение будет "стимулировать" аудиторию альтернативно мыслить, а не принуждать ее делать определенные выводы. Основная цель Нозика состоит в устранении из философии духа спора и обращении ее к новому более плюралистичному основанию понимания. Объяснение не только доказывает, но и морально совершенствует. Таким образом, полифонический диалог на телевидении является неким симбиозом двух диалогических жанров аналитической публицистики: дискуссии и ток-шоу. Принципы полифонии качественно изменяют структуру этих жанров, так как симметричные субъектно-субъектные взаимоотношения устраняют возможность манипулирования, которое часто имеет место в "обычных" телевизионных программах. Для организации успешного диалога необходимы паритетность, настроенность на мир собеседника, эмпатия. Также нужно учитывать особенности речи. Должен соблюдаться этикет речевого общения. В речи следует чаще использовать образность, ассоциативный ряд, апелляции к эмоциям, метафоричность. Большое внимание нужно обратить и на специфику речи, в частности, речи леворадикальных движений, так как это может помочь в выборе форм общения.
  Во время предварительной подготовки телевизионных произведений, посвященных местным леворадикальным группам автор, совместно с социологами Волгоградского государственного университета, исследовал язык общения и жанры творчества представителей местной молодежной леворадикальной сцены, а также степень готовности волгоградских либертариев к диалогу. Был проведен контент-анализ публикаций трех анархических журналов, создаваемых потенциальными героями полифонической программы. Исследователи пришли к следующим выводам.
  Наличие в публикациях анархических журналов ненормативной лексики, пребывающей в контексте амбивалентного смехового взаимодействия либертариев с "официальным" миром, является прямым доказательством нахождения данной группы в зоне карнавального бунта.
  Исследования показали, что язык волгоградских панк-анархистов изобилует основными элементами карнавального мышления. Многие их статьи и описываемые в журналах акции строятся в жанре мениппеи. Ими используются также и методы сократовского диалога, метод провокации, в частности (например, см.: рассказы и интервью // Real Art. 2001. № 21). Знание особенностей языка либертарной "тусовки" является важным шагом в подготовке полифонической телевизионной дискуссии.
  Организация и "выпуск" полифонической программы в эфир - дело непростое. При столкновении двух, ранее не пересекавшихся между собой идеологий, в студии могут произойти непредсказуемые конфликты и столкновения. Чтобы не допустить провала телевизионной дискуссии, автору-ведущему необходимо заранее объяснить ее потенциальным участникам цели и задачи программы, а также рассказать об основных принципах полифонического социального диалога.
  Смена парадигмы в деятельности массовых коммуникаций: от воздействия и манипулирования - к взаимодействию, взаимопониманию и диалогу - становится социально значимой, первостепенной задачей. Ориентация на открытость мотивов и целей общения, честность и готовность к диалогу - все это, с одной стороны, изменит в лучшую сторону качество телевидения, а с другой, благодатно повлияет на сознание людей, обращающихся к нему. Только в этом случае можно говорить о превращении средств массовой информации, допускающих воздействие и манипуляцию, в средства массовой коммуникации, ориентированных на равноправное взаимодействие в рамках гуманизируемой культуры. Техническое усовершенствование СМК, превращение их в глобальную коммуникационную сеть должно происходить в рамках диалогической парадигмы. В противном случае технический прогресс приведет к появлению новых форм насилия и угнетения.
 
 Н.А. Голядкин,
 кандидат филологических наук
 
 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
 
  В странах развитого вещания принято считать, что когда речь заходит о содержании передач, саморегулирование в принципе предпочтительнее прямого регулирования через закон. Нередко сами законы содержат отсылочные положения относительно профессиональных кодексов - более детализованных и чаще пересматриваемых, но предусматривающих менее строгие наказания, чем закон. Если кодекс противоречит духу закона и новым условиям медиарынка, он пересматривается. Так случилось двадцать лет назад в США с кодексом Национальной ассоциации вещателей, все положения которого относительно допустимых объемов эфирной рекламы были признаны незаконными. И отныне американское телевидение может выпускать столько рекламы, сколько вынесет зритель. В условиях резко возросшего выбора программ недовольный засильем рекламы зритель вправе переключиться на те каналы, где рекламы меньше, и это сокращение аудитории автоматически снижает рекламные доходы, заставляя компании придерживаться умеренных объемов рекламы - происходит процесс саморегулирования через механизм рыночной конкуренции. Нет закона о рекламе и в Англии, но несколько рекламных кодексов позволили создать в этой стране строгую и очень эффективную систему контроля над рекламой.
  Профессиональным кодексам придается большое значение при подготовке кадров для вещания. Едва ли не все американские и западноевропейские учебники радио- и тележурналистики содержат главы, посвященные журналистской этике, с пересказом соответствующих кодексов - или включением их в учебники в качестве приложения.
  Необходимо отметить, что сегодня мы, наконец, получили возможность познакомиться с журналистскими и телевизионными кодексами ряда зарубежных стран на русском языке. Их выпустило, например, агентство "Интерньюс". Есть и специальные издания, в которых кодексы даны приложениями, - например, "Автономия телевидения и государство" (1999) или "Франция. Общие сведения о праве по вопросам печати" (1995). Однако первые (и, надо сказать, наиболее интересные с практической точки зрения) зарубежные кодексы были изданы в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Это "Требования к журналистам телекомпании Эн-би-си", попавшие в книгу "ТВ информация в США" (1994) и "Руководство для создателей передач Би-би-си", перевод которого выдержал в ИПК несколько переизданий.
  О последнем следует сказать несколько слов особо. В середине 90-х годов была предпринята отчаянная попытка написать этический кодекс для нашего ТВ или, по крайней мере, для компании "Останкино", которая как раз тогда превращалась в ОРТ. Была создана рабочая группа во главе с профессором МГУ С.А. Муратовым, автору данного выступления было поручено найти и перевести наиболее интересные зарубежные аналоги. Сразу скажу, что до конца эта работа не была доведена - в преддверии информационных войн, видимо, наше телевидение не слишком нуждалось в каких-либо моральных ограничениях. Но кое-что от работы муратовской группы осталось. Это, прежде всего, перевод "Руководства" компаний Би-би-си.
  На мой взгляд, это лучшее из того, что мы имеем сегодня в мировой практике вещания. Документы такого рода обычно страдают декларативностью. "Руководство" Би-би-си, напротив, содержит практические рекомендации относительно того, каким образом вести себя в той или иной спорной ситуации. И часто ловишь себя на мысли, что сходства между "ними" и "нами" больше, чем различий.
  Не случайно такой видный теоретик и практик тележурналистики, как Г. Кузнецов писал в "Журналисте", что чеченской войны, возможно, удалось бы избежать, если бы в свое время руководители отечественных телекомпаний внимательно изучили главы "Терроризм" и "Северная Ирландия" из "Руководства", изданного Би-би-си. И, само собой разумеется, придерживайся наше телевидение таких же стандартов, какими руководствуется лучшее в мире общественное ТВ, пропагандистская деятельность С. Доренко в предвыборных баталиях 1999 года была бы исключена.
  Много полезного могут найти для себя в этом документе не только журналисты, но и создатели детских, религиозных, художественных передач: ни один аспект телевизионного творчества не ускользнул от внимания разработчиков этого уникального кодекса. Несмотря на разницу условий, в которых работают английские и отечественные работники ТВ, трудно избежать ощущения, будто "Руководство" написано специально для нас. Едва ли не каждый найдет в нем подсказку относительно того, что уместно и что недопустимо на экране.
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу