<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  20,4
  8,3
 
 
  23,7
 
 
  7,1
 
 
  15,1
  3,3
  42,6 По уровню дохода: очень высокий
  высокий
  средний
  ниже среднего
  очень низкий
  2,4
  16,3
  39,8
  28,4
  10,5
  3,4
  12,3
  36,0
  32,1
  11,1
  2,7
  16,2
  42,7
  27,6
  8,4
  1,4
  7,6
  30,6
  39,1
  19,2
  По мнению авторов, занимающихся политической: психологией, среди разных возрастных групп, участвующих в политическом процессе в России сегодня, можно выделить несколько когортных групп8. При этом первичная социализация так или иначе сказывается на особенностях политического сознания и поведения их членов. На основе наших данных мы постарались выявить отличия когорт в связи с отношением к партиям и движениям. Данные об этом содержатся в табл. 4.
 
  Таблица 4. Возрастные когорты в электорате политических партий и движений*
  (в % от числа опрошенных в отдельной
  социально-демографической группе)
 
 
  Наш дом - Россия" ЛДПР
  "Яблоко"
  КПРФ
  16?18-летние (1977?1982) ? "дети перестройки" 2,5
  4,9
  2,0
  0,8
  18?25-летние (1969?1977) ? поколение позднего застоя 13,7
  15,5
  15,3
  5,3
  25?35-летние (1959?19б9) ? брежневская эпоха 16,8
  19,4
  20,0
  8,2
  35?45-летние (1949? (1959) ? дети хрущевской оттепели 16,8
  19,2
  21,1
  17,6
  45?55-летние (1939?1949) ? послевоенное поколение 15,5
  16,3
  16,3
  21,1
  55?65-летние (1929?1939) ? дети войны, шестидесятники" 15,1
  14,3
  14,2
  22,7
  65?85-летние (1909?1929) ? ровесники революции и гражданской войны 19,5
  10,4
  11,0
  24,0
 
  * Поскольку в исследовании принимали участие респонденты в возрасте от 16 лет и старше, то не были включены в рассмотрение представители когорты 1 - 12-летних (1982 -1995) - "постсоветских детей", а также лишь часть когорты 13-18-летних (1977 -1982) - "детей перестройки". Возрастные границы когорт приводятся в предложенной психологами авторской редакции9. Для соблюдения правил расчетов первая цифра границы увеличивалась на единицу.
 
  Приведенные данные позволяют уточнить возрастные особенности электоральной поддержки. Так, ЛДПР поддерживала самая молодая когорта избирателей. Активность поддержки "Нашего дома - России", ЛДПР, "Яблока" в возрастных когортах 25-65-летних была практически идентичной. Рост поддержки КПРФ начинается с когорты 35-45-летних. Обращает на себя внимание активная поддержка движения "Наш дом - Россия" в самой старшей возрастной когорте.
  Наряду с рассмотренными выше обстоятельствами на решение избирателей серьезное влияние оказывают индивидуально-личностные черты кандидата. Результаты наших исследований в Москве позволяют сделать несколько замечаний по этому вопросу.
  Анализ настроений избирателей в связи с построением идеального образа кандидата в 1993 г. показал, что наиболее предпочтительным для большинства был возраст депутата до 50 лет. Среди занятий кандидата, которые при прочих равных условиях были бы предпочтительными для избирателей, чаще всего называли профессию юриста. Второе место по предпочтительности занимали несколько видов деятельности - "политический деятель", "ученый" (чаще всего "экономист"), "предприниматель, бизнесмен". Другие виды деятельности оказались значительно менее популярными. Большая часть электората склонялась в сторону среднего или высокого материального достатка депутата. При прочих равных условиях две трети избирателей отдавали предпочтение кандидату со средним достатком или выше среднего.
  Результаты исследования 1995 г. позволили уточнить те характеристики кандидатов в депутаты, которые учитывались москвичами в первую очередь. Первое место в ранжированном ряду занимала такая категория, как честность (57,6%). Затем следовали: образование (35,2%), политические ориентации (24,6%), опыт работы во властных структурах (17,9%), возраст (16,4%), национальность (13,5%), широкая известность (8,556). Показательно, что такая личностная черта, как честность кандидата, занимала устойчивое лидирующее положение и ранее.
  В этом плане показательными будут результаты исследования, задающие структуру восприятия образа желательного кандидата на личностном уровне. В качестве эмпирических индикаторов использовались категории обыденного сознания. Последние фиксировались при ответах на открытый вопрос: "Какие личные качества кандидата для Вас особенно важны? (Назовите не более трех)". (Данные 1993 г.)
  После объединения сходных по своему содержанию вербальных оценок в соответствующие базовые категории их ранжированный ряд выглядит следующим образом:
  (49%) честность: неподкупность, чистая совесть, "чистые руки", бескорыстие;
  (30%) интеллигентность: культурность, порядочность, "не наглость", сдержанность;
  (22%) компетентность: профессионализм, опыт в делах, "не словоблудие";
  (17%) человечность: гуманизм, любовь к людям, способность к состраданию, сочувствие;
  (17%) интеллект: ум, образованность, знания;
  (11%) энергичность: деятельность, напористость, решительность, деловая хватка;
  (8%) принципиальность: умение отстаивать свою точку зрения, твердость, последовательность, верность своим убеждениям;
  (8%) верность своим избирателям;
  (5%) справедливость;
  (4%) патриотизм;
  (4%) предсказуемость: старание, исполнительность, дисциплинированность;
  (4%) рациональность: рассудительность, взвешенность, здравый смысл;
  (2%) коммуникабельность: контактность.
  Перечисленные качества респонденты называли в определенных сочетаниях. Возникает вопрос, какие типы сочетаний качеств депутата являются наиболее распространенными? Другими словами, какой тип восприятия качеств депутата доминирует среди электората, или существует несколько таковых?
  Результаты многомерной классификации с помощью процедуры кластерного анализа свидетельствуют о существовании типов восприятия личных качеств депутата. Их правомерно объединить в несколько основных групп:
  Группа 1 (36-40%). Ведущее качество - честность в вариантах сочетаний с принципиальностью, компетентностью, интеллигентностью.
  Группа 2 (15-18%). Ведущее качество - человечность в вариантах сочетаний с честностью, интеллектом.
  Группа 3 (7%). Ведущее качество - преданность избирателям.
  Группа 4 (12-15%). Ведущее качество - компетентность в вариантах сочетаний с энергичностью.
  Группа 5 (10-14%). Ведущее качество - интеллигентность в вариантах сочетаний с интеллектом.
  Поскольку в ходе анализа мы опирались на исследования городского населения, то, естественно, из поля зрения выпал вопрос об особенностях голосования в зависимости от места жительства. Дополнить картину мы сможем, опираясь на результаты репрезентативного исследования как городского, так и сельского населения10. Исследование проводилось в 35 субъектах РФ в 1993 г. При этом обращает на себя внимание беспрецедентно большое для мировой и отечественной практики число опрошенных N = 35090.
  По мнению исследователей, представители различных групп политических ориентации находятся в соизмеримом соотношении во всех типах поселенческой структуры. Политической пропасти между этими структурными типами не существует. Представительство всех без исключения кластеров "крыла реформ" нарастает в направлении от села к крупному городу. Основной кластер оппозиционного крыла, как и крыло в целом, заметно расширяется в обратном направлении - от крупного города к селу. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении "болота".
  Электоральная активность населения. Перейдем теперь к рассмотрению такой поведенческой составляющей политической культуры, как участие в выборах и референдумах. В табл. 5 приводятся данные об активности участия избирателей в подобных мероприятиях в России в целом и в Москве за период 1989?1995 г.11
  Таким образом, для российского населения в целом характерен достаточно высокий уровень участия. Для определения специфики проявления активности в различных социально-профессиональных и демографических группах населения рассмотрим результаты исследования городского электората РФ. В табл. б содержатся распределения ответов на вопрос о готовности респондентов участвовать в декабрьских 1995 г. выборах в Думу и Совет Федерации в различных социально-демографических группах. Напомним, что исследование проводилось в июле - августе 1995 г. среди городского населения РФ.
  Различия в установках на участие в голосовании прежде всего связаны с таким индикатором, как возраст. Более молодые потенциальные избиратели оказываются более пассивными. В возрастных группах до 35 лет собирались участвовать в выборах в 1,3?1,5 раза меньше респондентов, чем в более старших возрастных группах. Несколько более активными в своих электоральных намерениях оказались лица с высшим образованием, а также мужчины. Дифференциации активности в участии в выборах в связи с доходом не наблюдается. Заметим, что нарастание избирательной активности с возрастом отмечалось и в других наших исследованиях. На эту тенденцию указывали специалисты и других научных центров12.
 
  Таблица 5. Активность избирателей РФ
  (в % от числа имеющих право голосовать)
 
 
 
 
 
 
 
  1989 1990 1991 1991 1993 1993 1995 1996 Выборы ВС
  СССР
  Выборы ВС России
 
 
  Референдум о сохранении
  СССР
  Президентские выборы Референдум о доверии Президенту и ВС
 
 
  Выборы и референдум о Конституции РФ
  Выборы в Законодательное собрание
 
 
  з If
  ec 5 '-*
  CO
  Президентские выборы
 
 
  S *5
 
  Российская
  Федерация в целом
 
 
 
 
 
 
 
  83,47 64,2
  67,95
  66,79
  63,74
  53,48
  64,2
  69,7 Москва 87 77 75,2 76,66 64,08 54,34
  52,44
  68,9
  Существуют ли особенности принятия решений об электоральной поддержке? По всей видимости, есть смысл говорить как минимум о двух качественно различных группах электората, каждой из которых присущи свои механизмы электоральных решений. Первую группу условно назовем "активными" избирателями. Ее составляют люди с достаточно выраженными политическими предпочтениями, знакомые в той или иной мере с программами политических партий и движений. По данным различных исследований, проведенных в Москве в 1993-1995 гг., доля ориентирующихся в сфере политики людей составляет от 20 до 30% от всего потенциального электората.
  Вместе с тем репрезентативные исследования в Москве в июле -августе 1995 г. показывали, что уже тогда собирались принять участие в декабрьских выборах в Государственную Думу 47% респондентов. По мере приближения выборов число потенциальных участников голосования возрастало. Таким образом, правомерно говорить о второй значительной группе избирателей, политические предпочтения которых выражены менее явно. Назовем их условно "пассивными" избирателями.
  Механизмы электоральных решений представителей первой и второй групп избирателей являются, по всей видимости, различными. "Активные" избиратели оказываются в этом смысле более прогнозируемыми, их решения скорее всего определяются конкретными идеологическими ориентациями и рациональной реакцией на текущие события в политической и социально-экономической жизни. Вторая группа, т. е. "пассивные" избиратели, видимо, более подвержены влиянию широкого спектра факторов самого различного порядка, начиная от эффективности пропагандистских компаний до ситуации голосования на конкретном избирательном участке.
 
  Таблица 6. Ориентации на участие в декабрьских 1995 г.
  выборах в Думу и Совет Федерации
  (данные в % от числа опрошенных в группе)
 
 
  Готовность участия в выборах "Да, собираюсь" "Нет, не собираюсь" "Еще не решил", затрудняюсь ответить Возраст:
  16?24 лет
  25?34 лет
  35?44 лет
  45-54 лет
  55-64 лет
  65 лет и старше
  34,9
  32,9
  39,3
  52,2
  56,4
  62,8
  25,5
  25,0
  23,0
  10,4
  12,8
  11,6
  39,6
  42,1
  37,8
  37,4
  30,9
  25,6 Пол:
  мужской
  женский
  53,3
  42,9
  16,6
  19,0
  30,1
  38,1 Образование:
  среднее
  среднее специальное высшее
  39,2
  40,2
  54,9
  24,8
  19,1
  13,5
  36,0
  40,7
  31,6 Уровень дохода: высокий
  средний
  низкий
  45,3
  46,6
  48,6
  25,0
  14,9
  17,3
  29,7
  38,6
  34,1
  В заключение остановимся кратко на временных характеристиках принятия электоральных решений. Показательными в этом плане являются следующие данные, зафиксированные на репрезентативной российской выборке в декабре 1993 г.13
  Вопрос: "Вспомните, пожалуйста, когда Вы приняли решение, за какую партию Вы будете голосовать?" Ответы: "как только был объявлен список партий, участвующих в выборах" (17%); "как только началась рекламная компания по телевидению" (16%); "примерно за неделю до выборов" (16%); "в день выборов" (10%); "затрудняюсь ответить" (10%); "не принимал участия в голосовании" (31%).
  По мнению других авторов, общая тенденция здесь такова: за неделю до выборов от трети до половины всех типологических по политическим предпочтениям групп избирателей еще не решили для себя, за кого они будут голосовать14. Итак, даже эти ограниченные данные показывают, что временные рамки принятия электоральных, решений оказываются для различных избирателей не одинаковыми. Это свидетельствует о необходимости учета самого широкого спектра факторов при изучении механизмов электоральных решений.
 
  Цитируемая литература
  1 См.Комаровский В.С. .Типология избирателей //Социс. 1990. № 1.
  2 См.: Весна 89. География и анатомия парламентских выборов. М., 1990. С. 234.
  3 Демидов А. Москвичи о выборах // Социс. 1990. № 10.
  4 СМ.: Демидов А. Секреты избирателей // Социс. 1989. № 5.
  5 См.: Демидов А. Москвичи о выборах // Социс. 1990. № 10.
  6 См.: Назарчук Е.Я. Методы социологического анализа предвыборных программ // Демократические институты в СССР: проблемы и методы исследований. М., 1990.
  7 См.: Кочанов Ю. Д., Задорин И. В. Структура личностного образа народного депутата в сознании избирателей г. Москвы // (Там же.)
  8 Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996. С. 169.
  9 Там же.
  10 Туманов С. В., Бурыкин И. Г. Электорат России в 1993 г. // Социс. 1995. № 9.
  11 Российские регионы накануне выборов-95. М., 1995
  12 См., напр.: Горшков М. В чем оказались правы социологи // Независимая газета. 1996. 20 июня.
  13 Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального поведения: от опросов к моделям // Вопросы социологии. 1994. Вып. 5.
  14 Туманов С.А., Бурыкин Я.Г. Указ. соч. С. 18.
 
  Глава одиннадцатая
 
  СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  Проблема социального партнерства длительное время не привлекала к себе большого внимания. В советское время работы западных исследователей, содержавшие ее теоретическое обоснование, рассматривались главным образом как попытки "апологетов капитализма" и разного рода соглашателей в рабочем движении девальвировать марксистскую теорию классов и классовой борьбы и заменить ее концепцией сотрудничества труда и капитала. При этом последняя оценивалась как реакционно-утопическая, разрабатываемая по социальному заказу буржуазии.
  Как общественный феномен социальное партнерство сравнительно молодо. В качестве эффективного средства регулирования отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством, оно стало использоваться на Западе лишь в последние десятилетия, в России и того позднее - с начала 90-х годов. Правда, отдельные идеи и положения, связанные с согласием, сотрудничеством и гармонией в обществе, высказывались и значительно раньше как западными, так и отечественными учеными и общественными деятелями. Однако реализовать их на практике не представлялось возможным ввиду неготовности общества к их восприятию и использованию.
 
  1. Труд и капитал: возможно ли партнерство
  Термин "социальное партнерство" происходит от латинского socialis - товарищеский, общественный и французского partenaire - компаньон. Он представляет собой неконфронтационный способ регулирования общественных, социально-трудовых отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством.
  Согласно западной концепции, социальное партнерство в идеологическом аспекте призвано способствовать смягчению противоречий между работодателями и наемными работниками на основе равноправного сотрудничества, интегрировать трудящихся в систему рыночных отношений. В политическом аспекте социальное партнерство направлено на одобрение трудящимися политической власти данного общества. В экономическом плане социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий дальнейшего роста прибыли работодателей, государства, а также повышения жизненного уровня самих трудящихся. Многомерность процесса социального партнерства предполагает оптимизацию отношений между действующими в стране общественными силами.
  Чтобы наиболее развитым в экономическом, политическом и социальном отношениях странам прийти к отказу от использования в качестве регулятора совместной деятельности людей отношений жесткого господства и экономического принуждения, потребовалась целая эпоха исторического развития. Во-первых, потому что такого рода отказ и утверждение социальных партнерских отношений невозможны без демократизации всех сторон жизни общества, без господства закона и соблюдения на практике прав человека. Во-вторых, при авторитарных режимах не могут устанавливаться действительно равноправные партнерские отношения в обществе.
  В новой и новейшей истории отношения между капиталистом (работодателем) и наемным рабочим в основе своей определялись противоположностью их коренных интересов в условиях и оплате труда, уровне жизни в целом. При этом классовая борьба была не придуманной, а объективно-естественной формой разрешения возникающих между ними противоречий.
  Еще каких-нибудь 30-35 лет назад Запад буквально содрогался под ударами мощного забастовочного движения рабочего класса, выдвигавшего перед работодателями и правительствами серьезнейшие социально-экономические требования.
  В настоящее время классовая борьба в ее крайних проявлениях на Западе перестала быть эффективным средством разрешения возникающих в обществе противоречий. Во всем мире наблюдается тенденция к снижению забастовочного движения.
  Собственно, термин "социальное партнерство" появился в период первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ было вызвано обострением противоречий между трудом и капиталом. Она должна была стать противовесом теории классовой борьбы, претендовавшей с середины ХIX в. на роль главного регулятора исторического процесса. Изначально концепция социального партнерства, как наиболее приемлемая форма социального взаимодействия IB индустриальном обществе, опиралась на этику Л. Фейербаха, на концепцию "гармонизации отношений" Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и др. 3 теоретиков социал-демократического пути развития. Эти идеи были солидарны со взглядами Э. Бернштейна и таких представителей либерального реформизма, как М. Вирт, О. Михаэлис и др. Начиная с 60-х годов XIX в. поиски основы для хотя бы частичного примирения классовых интересов осуществлялись и в среде марксистов. К примеру, Ф. Лассаль включил в 1863 г. в устав Всеобщего германского рабочего союза положение об уничтожении всех существующих в обществе классовых противоречий на основе всеобщего избирательного права.
  Ленинскую концепцию НЭПа как программу, рассчитанную на "долгое развитие" российского общества, вполне можно рассматривать в качестве экономической основы эволюции на базе сотрудничества различных социальных слоев. В. И. Ленин, столкнувшись с трудностями социалистического переустройства общества, представлявшего собой нагромождение оставшихся от прежней власти отношений, искал пути к консолидации общества, исходя из необходимости его переустройства на новых, социалистических началах. Базу такой консолидации он видел в первую очередь в преобразованиях в сфере экономики, в развитии современного индустриального производства и сельскохозяйственной кооперации.
  Всякий предприниматель, владелец или руководитель предприятия всегда был и остается заинтересованным в том, чтобы на его фабрике или предприятии коллективы работали в условиях социального мира, без конфликтов и забастовок. Еще в прошлом веке работодатель как на Западе, так и в России, часто не имея возможности удовлетворить требования всех рабочих, шел, дабы не снижать массу прибыли, на договоренность и создание некоторых привилегий для части из них. Именно так среди наемных рабочих возник слой, который стал называться "рабочей аристократией".
  В настоящее время цивилизованное достижение успеха в социальной и политической сферах мыслится в контексте продолжения и расширения масштабов партнерства. В основу партнерства в узком смысле закладывается принцип сотрудничества в каких-то отдельных областях производства, сферах деятельности. Идеи партнерства в широком смысле пронизывают всю систему общественных отношений, и главным образом в реализации власти.
  Задолго до разработки теории социального партнерства было замечено, что в обыденном сознании людей превалируют принципы компромисса, сотрудничества и партнерства, а не конфронтации.
  На смену антагонистическому принципу все больше приходит консенсусный принцип. Он предусматривает не только необходимость понимания и признания обоснованности интересов противоположной стороны, но и ее восприятие в качестве реалии общественного развития, с которой нужно считаться. Консенсус - это не просто уступка, это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества ради достижения общей цели.
  Семантически консенсус означает "согласие". Необходимо иметь в виду, что культура достижения согласия формируется постепенно. Вначале на основе выработки норм сосуществования несогласных, несогласных в частном, но принципиально согласных в главном. Так, например, стороны могут иметь единую цель, но придерживаться разной тактики ее достижения.
  Нередко компромисс ошибочно отождествляется с соглашательством и бесхребетностью. На самом деле политика, как любое серьезное дело, невозможна без компромисса. Задача компромисса не в установлении "гармонии", а в выработке посредством демократических процедур и диалога взаимоприемлемых для большинства решений. Этому служит политика социального партнерства, стремящаяся вводить существующие и возникающие противоречия и конфликты в русло цивилизованных, гуманных и справедливых отношений.
  На протяжении семи десятилетий универсальный принцип "единства человеческого рода" перечеркивался традиционной социалистической концепцией антагонистических классовых интересов, а отношения социальных групп рассматривались с позиций классовой борьбы. Считалось, в частности, что выигрыш одного класса автоматически вел к проигрышу другого.
  Консенсусный принцип не предусматривает отказа от борьбы или от кардинальной смены собственных взглядов и позиций. Он объективно обусловливает признание необходимости существования и наличия другой стороны, законности ее интересов, взглядов, позиций и целей. Такое понимание консенсуса предполагает, что каждая из беспокоящихся о собственных интересах сторон должна помнить о существовании и правомерности интересов противоположной стороны. Без этого трудно достичь согласия и взаимопонимания в разрешении проблем взаимодействующих сторон. Вот почему консенсус - это компромисс, предполагающий необходимость поступиться частью собственных интересов и предпочтений в пользу другой стороны ради достижения общего согласия и мира в коллективе, регионе, обществе в целом.
  На важность консенсусного подхода к решению острых социальных проблем указывали многие ученые и политические мыслители еще во второй половине XIX в. Так, Ч. Дарвин, К. Кесслер, П. Кропоткин связывали развитие общества не столько с борьбой, сколько со взаимопомощью. По их мнению, человек и человечество смогли выжить и развиваться благодаря взаимопониманию, согласию и взаимной поддержке, а не потому, что "зубами и когтями" вырывали последний кусок у своего ближнего. "Закон взаимной помощи имеет гораздо большее значение, чем закон взаимной борьбы"1. Иными словами, взаимопомощь обеспечила выживание и развитие не только человека, но и общества в целом.
  Ценность консенсусного принципа, в том числе и в системе социального партнерства, в том и состоит, что он предполагает разрешение социальных и политических конфликтов путем согласия, компромисса и взаимопомощи. Такая возможность существенно расширилась благодаря достижениям научно-технической революции. Консенсусный принцип открыл новые позитивные возможности для реализации социальных партнерских отношений в Западной Европе, Америке и Японии.
  Многомерность процесса социального партнерства предполагает оптимизацию отношений между действующими в обществе силами. Механизм консенсуса в рамках этого общественно-политического явления следует рассматривать как универсальный демократический путь. При этом, как предполагает Дж. Сартори, возможно выделение основного консенсуса, или консенсуса по основополагающим моментам, который является стимулирующим, хотя и необязательным, условием демократии2. Это консенсус, который демократия может приобрести в качестве целевого результата. Напротив, процедурный консенсус, и прежде всего консенсус в отношении правил разрешения конфликтов, является необходимым условием, фактической предпосылкой демократии. Этот консенсус - начало консенсуса социального, начало демократии, начало социального партнерства.
  Сохранение "социального консенсуса" и разрешение конфликтных ситуаций путем согласований и соглашений служат необходимыми предпосылками социального партнерства.
  В последнее десятилетие социальное партнерство нередко приобретает форму "конфронтирующего партнерства". Это связано с тем, что вызванный научно-технической революцией процесс модернизации, как правило, сопровождается кризисами, затрагивающими экономику, финансы и духовную сферу. На этом витке развития происходит обострение социальных противоречий, наблюдается усиление политической конфронтации и социальной активности различных социальных слоев общества. Концепция социального партнерства должна учитывать эти изменения.
  Ряд политологов предполагают даже "переориентировать" эту концепцию на активную часть общества. Так, французский политолог Р. Дарендорф предлагает дополнить партнерство признанием активности масс в качестве конструктивной силы, обеспечивающей "обновление", "оживление", "модернизацию" общества. Именно конфликт, по Дарендорфу, составляет творческое ядро общественной жизни. Каждый социальный конфликт есть вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями. Однако как основатели идеи партнерства, так и ее нынешние исследователи отрицают классовый характер социальной конфликтности. В настоящее время, считает Р. Дарендорф, остались только следы классовых противоречий3.
 
  2. Модели социального партнерства
  Социальное партнерство обусловлено взаимоотношениями партнеров в процессе преодоления возникающих противоречий и конфликтов в сфере труда и производства, экономических, социальных, политических интересов сторон. Особую значимость и ценность социальное партнерство приобретает как эффективный механизм достижения согласованного взаимодействия между классами, группами, слоями общества и властными структурами. Чаще всего эти взаимоотношения носят политический характер.
  Различные модели социального партнерства интересуют общественную мысль России в настоящее время, в переходный период, больше, чем когда бы то ни было, как в теоретическом, так и в практическом плане. Наше социальное мышление слишком долго было сковано штампами и догмами, не допускавшими других представлений возможного общественного развития с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью - этими важными слагаемыми социального партнерства.
  Социальное партнерство - этот многоплановый общественный феномен - связано не только с многовариантностью форм общественного устройства, но и с определенными этапами развития, в частности рабочего движения, его зрелостью. Эти процессы отражают не только реакцию господствующих классов на "социальный вызов" масс, но и новые закономерности в развитии современной цивилизации.
  Современное социальное партнерство - это:
  - новый тип мышления, социальной психологии, в центре которых стоит человек, общечеловеческие ценности;
  - реально складывающаяся и сложившаяся система отношений между классами, социальными группами и слоями, в которой приоритет принадлежит общенациональному согласию, недопущению того, чтобы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе;
  - способ, форма общежития людей, позволяющие разрешать возникшие между людьми противоречия, реализовывать и отстаивать их специфические интересы не на путях разрушающего противостояния, а при помощи созидательного консенсуса, взаимного учета интересов, поиска и нахождения цивилизованных методов их реализации;
  - важнейшее направление социальной политики государства;