<< Пред. стр. 11 (из 16) След. >>
Налог на имуществоВмененный налог
Индивидуальный подоходный налог
Косвенные налоги
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Таможенные пошлины
Взносы работодателей на социальное страхование
Переложение налогов
Вопросы для самопроверки
1. Какие налоги составляют основную массу налоговых поступлений в России?
2. Каковы принципиальные отличия системы налогообложения в России по сравнению с аналогичными системами в странах с развитой рыночной экономикой?
3. Каковы решающие характерные черты налогообложения прибыли в России?
4. В чем особенности подоходного налога в России?
5. Какова роль косвенных налогов в России?
6. В чем сущность проблемы переложения налогов?
7. Каковы главные направления современной налоговой реформы в России?
Раздел V ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Содержание раздела V
Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
16 1. Определение, основные элементы и условия формирования рынка труда
16 2. Старые и новые проблемы российского рынка труда
Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
17.1. Эволюция форм и методов политики занятости
17.2. Вторичная занятость
17.3. Проблемы развития самозанятости
17.4. Безработица. Ее формы, динамика и влияние на доходы
17.5. Неформальная занятость
Раздел V. Политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни
Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
16.1. Определение, основные элементы и условия формирования рынка труда
Общая характеристика рынка труда
Рынок труда* представляет собой систему, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства — на средства труда и рабочую силу, — происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего — продавца и капиталиста-покупателя.
* Термины «рынок труда» и «рынок рабочей силы» используются как синонимы. Хотя согласно теории К. Маркса действительным товаром является рабочая сила, на практике объектом купли-продажи выступает именно труд, поскольку нанимателя интересует количество работников, которое может обеспечить требуемое количество труда, а для наемного работника количество его труда определяет заработную плату.
Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями — за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.
Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара — заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.
Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству рабочей силы, по признакам национальности, пола, возраста и т.п. Проводится деление рынков труда по отраслям и территориям.
Неоднородность работ, а также то обстоятельство, что рынки характеризуются несовершенной конкуренцией, обусловливают различия в условиях формирования спроса на рабочую силу и ее предложения, лежащие в основе дифференциации уровней заработной платы.
Модели монополии профсоюзов и монопсонии описаны довольно обстоятельно в учебной литературе.* Поэтому остановимся более подробно на проблеме модификации конкуренции между продавцами товара рабочая сила при снижении степени взаимозаменяемости между ними. В условиях дифференциации рынка труда происходит усиление конкуренции, как ценовой, роль которой с консервацией и возрождением в ряде сфер экстенсивных форм использования труда сохраняется, так и неценовой.
* См.: Хайман Д. Н. Современная микроэкономика анализ и применение. М., 1992. Т. 2. Гл. 14; Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 30.
Ценовая конкуренция, при которой предпочтение отдается более дешевой рабочей силе, сохраняется, как правило, между отдельными ее категориями, которые заняты в сфере простого неквалифицированного труда. В частности, на Западе для предпринимателей во многих случаях выгоднее предоставлять рабочие места, предназначенные для необученных рабочих, иностранцам или женщинам, часовая ставка заработной платы которых ниже, чем молодежи.
В условиях НТР с ростом качественной неоднородности рынка рабочей силы увеличивается значение неценовой конкуренции. Ее обострение в конечном счете приводит в значительных масштабах к привлечению квалифицированной рабочей силы для выполнения неквалифицированного и полуквалифицированного труда. А это позволяет повышать заработную плату более медленными темпами, чем растет квалификация работников.
Внутренний и внешний рынки
Начиная с 70-х гг. западные экономисты указывают на формирование обособленных субрынков труда: внутреннего, или первичного, и внешнего, или вторичного, отличающихся стабильностью рабочих мест, уровнями заработной платы, перспективами профессионального роста, условиями труда.
К внутреннему рынку относятся «кадровые» работники так называемого основного коллектива, обладающие высокой квалификацией, ориентированные на специфику предприятия, опытные, высокопроизводительные. В повышении квалификации и сохранении этих работников заинтересованы предприниматели. Стремлением предпринимателей сохранить входящие в состав основного коллектива кадры в условиях сокращения производства во многом вызвано широкое распространение частичной занятости в отраслях, использующих профессии высокой квалификации.
С внешним рынком связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, а также лица, не имеющие опыта. Для этого субрынка характерны различные формы временного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей стабильного характера. Лишь часть рабочих и служащих после временной и частичной занятости и тщательного отбора имеет шансы переместиться из внешнего рынка на внутренний.
Некоторые ученые считают правомерным выделение и третичного рынка. Его формирование они связывают с различными программами общественных работ, предназначенных прежде всего для социально уязвимых категорий — безработных. Третичный рынок характеризуется отсутствием в ряде случаев юридического соглашения при найме, кратким периодом занятости и крайней ее нерегулярностью, внетарифной оплатой труда.
Границы рынка труда* зависят от совокупного спроса на рабочую силу и общего объема ее предложения. То есть в состав субъектов рынка труда входят лица, как ищущие работу, так и имеющие оплачиваемую занятость. Поэтому функционирование рынка труда проявляется не только в высвобождении, переподготовке и трудоустройстве работников. Под механизмом рынка труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие произвести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы. Такая оценка происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.
* Нередко в литературе встречаются трактовки рынка труда, ограничивающие его масштабы только безработными. Такой подход неправомерно сужает проблемы функционирования рынка труда, сводя их лишь к поиску рабочего места и исключая такие вопросы, как стабильность рабочего места, оплата труда, повышение квалификации и переподготовка занятых, социальное партнерство и т.д.
Признаки развитости рынка труда
Важнейшим признаком развитости рынка труда является оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень напряженности и ответственности труда, социальное положение работника, степень использования его трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей обеспечивают материальную поддержку стремлению к дальнейшему образованию и культурному развитию.
Характерной чертой развитого рынка труда является также тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильным является и соотношение между минимальной и средней заработной платой.
Механизм согласования интересов субъектов рынка
Функционирование развитого рынка труда нельзя объяснить свободной игрой рыночных сил. Это следствие определенного компромисса, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений, которыми являются представительные организации работодателей и наемных работников (союзы предпринимателей, профсоюзы и др.), отношения которых отражают объективно противоположные интересы, а также государство, регулирующее эти отношения. При необходимости принципы социального партнерства поддерживаются с помощью законодательных актов. В наиболее развитом виде этот механизм, основанный на социальном партнерстве, поиске взаимовыгодных решений, представлен в скандинавской модели рынка труда, сформировавшейся в условиях стабильного экономического роста 60-70-х гг.
В последние годы в сложившемся механизме согласования интересов социальных партнеров наметились определенные изменения, связанные со стремлением работодателей избавиться от воздействия ассоциированного работника — профсоюзов. Особенно отчетлива эта тенденция к индивидуализации рынка труда проявилась в Великобритании и США.
16.2. Старые и новые проблемы российского рынка труда
Специфика российского рынка
К перечисленным свойствам рынка труда в российских условиях добавляются свойства, связанные с самим процессом формирования рынка, с сосуществованием застарелых проблем и новых явлений. К началу экономических реформ среди сложившихся особенностей выделялись следующие:
• сверхзанятость населения в результате чрезмерного спроса на труд и неэффективного использования трудового потенциала (скрытая безработица достигала, по разным оценкам, от 10 до 25% занятого населения);
• дефицит рабочей силы по ряду профессий, существенное число вакансий (в 1991 г. их насчитывалось около 3 млн по народному хозяйству в целом), недостаток образовательной и профессиональной подготовки, а также трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;
• при значительном числе высококвалифицированных специалистов в производстве, науке, образовании, здравоохранении, управлении и других сферах большие масштабы (до 25 млн человек) занятых неквалифицированным трудом;
• ярко выраженная региональная природа проблем занятости, существование трудоизбыточных районов и районов, испытывающих дефицит трудовых ресурсов;
• функционирование теневого рынка труда — распространение неофициальных, незарегистрированных форм занятости и т.д. (в настоящее время, по данным МВД РФ, в деятельность теневого сектора вовлечено на постоянной основе более 9 млн человек);
• психологические установки, сложившиеся за годы советской власти, а в определенной мере — в предшествующий период: солидарность, взаимопомощь, коллективизм в отношениях между работниками, зачастую — между работниками и администрацией. К таким установкам можно отнести также ограниченные потребности и соответствующие им весьма умеренные представления об обеспеченности.
Факторы, обусловившие новые явления на рынке труда
Среди многообразных экономических, социальных и демографических факторов, обусловивших новые явления на российском рынке труда, можно выделить несколько групп. Одна из них включает формирование ряда важнейших условии функционирования рынка труда. К ним в первую очередь относятся становление многоукладности, утверждение принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда, когда нормальная система социального партнерства еще не сложилась.
К другой группе относятся глубокие кризисные процессы в экономике и других сферах общественной жизни, социально-экономические последствия реформ. Прежде всего нужно отметить спад производства, неблагоприятные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства, ощутимое снижение уровня жизни, социальное расслоение населения, увеличение численности маргинальных групп, развитие негативных демографических тенденций, например резкое падение рождаемости и рост смертности, старение населения.
Можно также выделить группу факторов, не связанных с реформами. Это, в частности, сложившаяся половозрастная структура рабочей силы.
Перечисленные факторы, переплетаясь между собой и дополняя друг друга, оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
Обесценение труда и формирование его предложения
Важнейшим фактором, усугубляющим старые проблемы рынка труда и порождающим новые, является обесценение труда. Так, в сентябре 1998 г. на долю оплаты труда (начисленной заработной платы) приходилось лишь 45,5% денежных доходов населения, тогда как в 1992 г. — 70%. Резко снизилась и доля оплаты труда в издержках предприятий, а с учетом задержек в выплате заработка она упала катастрофически.
В августе 1998 г. в России была зарегистрирована небывалая для рыночной экономики тенденция к снижению номинальной заработной платы. Статистические данные показывают тенденции в оплате труда, прямо противоположные тем, которые характерны для развитого рынка труда. Так, минимум заработной платы, едва достигавший в сентябре 1998 г. 15% прожиточного минимума, составлял менее 8% от средней заработной платы, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой он составляет 40-50%. Еще более резок разрыв между минимальной и средней заработной платой в отраслях с относительно высоким ее уровнем. Так, в угольной и нефтеперерабатывающей промышленности он составляет 37 раз, в нефтедобывающей — 39, в газовой — 121, в кредитовании и страховании — 61 раз (самый большой разрыв в развитых странах составляет 5 раз).
Рост различий в уровнях заработной платы по отраслям и профессиям сопровождается стиранием различий, обусловленных образованием и квалификацией работников. В неблагоприятном положении при этом оказываются специалисты, занятые в науке и научном обслуживании, здравоохранении, культуре и образовании. Вместе с работниками оборонных отраслей, машиностроения, легкой промышленности, жителями сельских районов они образуют многочисленную категорию «новых бедных».
В целом, согласно оценкам, заработную плату ниже прожиточного минимума получают 25% занятых, или 17,4 млн человек.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что для большинства работающих в России заработная плата не выполняет ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции. Они показывают, что прежняя модель централизованного установления заработной платы и рабочего времени, с жесткой регламентацией трудовых отношений, показавшая определенную эффективность до 70-х гг., не трансформировалась в другую модель, адекватную рыночной экономике. Это в значительной мере объясняет некоторые иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы предложения труда и спроса на него в условиях становления многоукладной экономики.
Новые сферы занятости и мотивы выбора
Появление предпринимательского сектора привело к оттоку рабочей силы из государственного сектора, на долю которого приходится менее 40% занятых. Перераспределение рабочей силы по секторам происходит не только в результате акционирования и приватизации государственных предприятий, но и вследствие создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
Развитие малого предпринимательства, которому в последние годы отводится ведущая роль в решении проблем занятости, обеспечило создание значительного количества новых рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, предприниматель, организовавший кооператив или малое предприятие, обеспечивает работой в среднем 20 человек. На начало 1996 г. в России насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% занятых в народном хозяйстве), а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн. К 1998 г. число мелких предприятий снизилось до 850 тыс.
Основная доля малых предприятий приходилась на торговлю и общественное питание — 46,8%, в строительстве работало 13,8% малых предприятий, в промышленности — 14,2, в науке и научном обслуживании — 5,8, в общей коммерческой деятельности по обслуживанию рынка - 5 и в других отраслях - 13,7.* В ИТД, по оценкам 1998 г., заняты 4 млн человек. Официальная статистика не дает достоверных сведений о масштабах малого бизнеса хотя бы потому, что он во многом сохраняет полутеневой и теневой характер. Например, численность «челноков» — предпринимателей, поставляющих на рынки различные товары из дальнего зарубежья, — составляет, по разным оценкам, от 10 до 40 млн человек.
* Российский экономический журнал. 1996. № 3. С. 50.
Мотивы, лежащие в основе выбора между наемным трудом в государственном и негосударственном секторе, между наемным трудом и самостоятельными формами занятости, между работой и отказом от нее, сильно различаются в зависимости от принадлежности к разным отраслевым, профессиональным и половозрастным группам населения.
Об этом можно судить по результатам социологических обследований, проводимых среди ищущих работу с помощью служб занятости. Более высокую готовность к различным формам предпринимательства, как правило, проявляет молодежь, причем ее различные группы. Для одних групп это связано с возможностями лучших заработков, особенно в полулегальном бизнесе; для других, особенно молодых специалистов, предпринимательство становится формой самовыражения, удовлетворения потребности в творческой деятельности. Довольно высока и доля желающих открыть собственное дело среди ищущих работу женщин - примерно 16%. Для них привлекательность малого бизнеса связана, скорее, с тем, что он дает большие возможности распоряжаться своим временем, чем традиционные формы занятости в государственном секторе.
Материальный мотив как причина перехода из государственного сектора в негосударственный характерен для значительной части специалистов, занятых в науке и образовании. По данным Госкомстата, за 1992-1994 гг. из науки и научного обслуживания выбыло 40% занятых, причем 71,5% уволились по собственному желанию, не в последнюю очередь из-за низкой заработной платы. Особенно велики потери специалистов в военно-промышленном комплексе. По некоторым оценкам, с начала реформ ВПК покинуло более 1 млн квалифицированных специалистов.
Отток специалистов из государственного сектора в негосударственный в большинстве случаев сопровождается сменой отрасли и профессии. По данным выборочного обследования 42 российских НПО, проведенного в мае 1993 г., менее четверти уволившихся молодых людей (до 30 лет) связывали свое будущее с наукой. В основном они переходят в посреднические, консультационные формы, в сферу услуг, а особенно часто — в торговлю (почти 30% бывших ученых), в промышленность (20%), в сферу финансов (10%). То же происходит и в высшем образовании.
Однако для многих категорий работников такой мотив предложения труда, как возможность получения большего дохода, выражен довольно слабо. Это объясняется, например, нежеланием рисковать, если больший доход обусловлен сменой гарантированного рабочего места (даже низкооплачиваемого) в госсекторе на новое место в сфере, не дающей гарантий стабильности. Другая причина — наличие второй работы, скажем в сфере малого бизнеса* (нередко полулегального или даже нелегального), которая позволяет получать иногда значительно большие доходы, чем на основной работе. В последнее время значительно возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. Отчасти относительная слабость материальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, сохранившимися у рабочих и служащих с советских времен, а для многих ставшими еще скромнее.
* Вторичная занятость в сфере малого бизнеса, по официальным данным на начало 1996 г., составляла 7,7 млн человек (Российский экономический журнал. 1996. № 3, С. 50.).
Это означает, что эффект дохода, т.е. достижение определенного достатка, при котором работник все больше начинает ценить свободное время, для многих категорий рабочей силы на российском рынке труда наступает при довольно скромных заработках (в сравнении с заработками работников соответствующих профессий и квалификаций в наиболее развитых странах).
Наряду со стремлением к большему заработку следует особо выделить и другой мотив перехода из государственного сектора в негосударственный и смены профессии. Для многих рабочих, инженеров, научных работников работа в негосударственном секторе, главным образом в сфере услуг, дает возможность получить больше свободы, избежать жесткой регламентации, контроля, физиологических и нервно-психологических нагрузок, с которыми связана занятость в государственном секторе, прежде всего в промышленности. Даже если переход был вынужденным, например из-за остановки предприятий, прекращения выплат заработной платы и т.д., и связан с понижением социального статуса, возвращения к прежней деятельности, скажем, при возобновлении работы предприятий у этих работников скорее всего не произойдет.
Причины, удерживающие работников в госсекторе, также различны для разных их групп. Так, для специалистов высокого класса уход из государственного сектора (в большинстве случаев связанный со сменой профессии) означает отказ от возможности профессиональной и личностной самореализации, крушение профессиональных и жизненных планов. Тысячи конструкторов, инженеров, ученых, врачей, педагогов и квалифицированных рабочих продолжают, несмотря на материальные лишения и падение престижа их труда, работать на государственных предприятиях, в научных учреждениях и т.п.
Конечно, определенная часть занятых в госсекторе, которая не стремится поменять работу, из-за возраста или иных характеристик не обладают достаточной конкурентоспособностью на рынке труда. Некоторые из них, прежде всего это работники сферы НИОКР, формально не покидая рабочих мест, фактически прекращают активную научную деятельность (по некоторым оценкам, такая «утечка умов» значительнее, чем эмиграция за пределы страны). В некоторых городах, привязанных к одному-двум промышленным предприятиям, нет возможности поменять сферу деятельности.
Поэтому трудно оценить даже приблизительно действенность такого стимула перемены труда, как профессиональная и личностная самореализация, потребность в труде как в творчестве. Очевидно лишь, что для значительной части экономически активного населения по самым разным причинам заработная плата не является решающим мотивом поведения на рынке труда.
Во многом благодаря этому при растущем из-за снижения уровня жизни спросе на рабочие места складывается особая отраслевая структура предложения труда среди ищущих работу. Большинство впервые вступающих в трудовую жизнь молодых людей и бывших домохозяек, а также добровольно или вынужденно меняющих работу специалистов переходят в негосударственный сектор, отдавая предпочтение торговле и сфере услуг. Переход же квалифицированных работников из государственного в негосударственный сектор (из-за неоправданного разрыва в уровнях оплаты труда) во многих случаях означает смену более технически оснащенного производства на менее оснащенное либо смену профессии в условиях кризиса и неблагоприятных структурных сдвигов.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров не справляется с переподготовкой высвобождаемых работников по перспективным направлениям. В основном переподготовка кадров ведется по профессиям, не требующим высокой квалификации.
Спад производства и поведение работодателей
Высвобождение работников в России не связано с интенсификацией производства в негосударственном секторе, а вызвано продолжающимся спадом производства и неблагоприятными структурными сдвигами. Как показывают социологические обследования и данные статистики, эффективность производства на приватизированных предприятиях не выше, а подчас ниже, чем на государственных.
Подобные сдвиги связаны прежде всего с резким сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию. Государство вынуждено было сократить такой спрос, а спрос в формирующемся частном секторе на нововведения невелик. В этих условиях промышленность пытается найти выход в переориентации на производство более дешевой, технически менее сложной продукции, например прекращая выпуск роботов и станков с ЧПУ и переходя на производство станков с ручным управлением.
Дополнительным источником напряженности, сокращающим потребности в специалистах, является конверсия в ВПК, причем в наиболее кризисном положении с точки зрения занятости оказался сектор оборонных разработок. В условиях уменьшения госзаказа на 80% большая часть кадров в этом секторе не может быть занята полностью. При этом многие предприятия и НИИ попадают в своего рода вторичную конверсию, когда у заказчиков нет денег для оплаты гражданской продукции и разработок.
Стремительный спад производства, сопровождаемый сокращением занятых, произошел в легкой и текстильной промышленности. Хлопчатобумажных тканей стало выпускаться меньше в 4,8 раза, шелковых — в 8,2, шерстяных — в 10,9, трикотажных изделий — в 16,1, пальто, платьев и сорочек — в 13—15, обуви — в 10,8 раза.
Происходящие в России сдвиги в производстве обусловили изменения структуры занятости. При стабильном сокращении численности работников в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науке отмечаются значительные ее темпы прироста в кредитовании, страховании и аппарате управления. В целом же масштабы высвобождения работников (тем более если учесть, что многие увольняются по собственному желанию)* несопоставимы с масштабами падения промышленного производства. В 1992 г. снижение объема промышленного производства составило 18%, а сокращение численности занятых — 4,8%, в 1993 г. — соответственно 16 и 7%. В дальнейшем эти «ножницы» хотя и сократились, но все равно существовали значительные расхождения падения производства и уменьшения численности персонала.
* Высвобождение работников по инициативе администрации в общей величине выбытия кадров с предприятий составляет лишь около 7%.
Во многом это следствие политики занятости на предприятиях. В условиях кризиса мотивы руководителей предприятий — государственных и бывших государственных (акционированных, приватизированных), — как показал опрос, проведенный в сентябре 1993 г. в семи регионах России, сводятся к выживанию в условиях кризиса, которое для большинства руководителей связано с сохранением трудового коллектива. Для 58% директоров это стало основной целью. На увеличение прибыльности производства в качестве цели указывали 27% руководителей. При этом лишь 16% опрошенных, выбрав второе, отвергли в то же время установку на сохранение коллектива.
Нередко испытывающие финансовые затруднения предприятия предпочитают сдерживать заработную плату и сокращать вакансии, но не работников. Конечно, здесь можно провести сравнение с действиями работодателей в развитой рыночной экономике на внутреннем рынке труда в период спада. Но скорее это явление связано с сохранением прежних представлений об этических нормах.
Следствием такой политики является «замораживание» избыточной численности работников, т.е. рост скрытой безработицы, весьма значительный еще до начала реформ.
Таким образом, хотя продолжающийся спад производства в России пока не вызывает адекватного сокращения занятости, происходящие в социально-экономической сфере процессы приводят к углублению структурных диспропорций между спросом на труд и его предложением. В частности, работникам с высшим и средним специальным образованием все труднее найти рабочие места, соответствующие их квалификации.
Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда
К новым факторам, воздействие которых на рынке труда в полной мере скажется в перспективе, наряду с формированием многоукладности нужно отнести становление социального партнерства.
Особенности современной социально-экономической ситуации сказываются на роли и месте партнеров, на правах и обязанностях. Профсоюзы во многих отношениях не способны и не готовы к выполнению функций равноправной стороны в переговорном процессе. Это происходит по разным причинам — из-за разобщенности профдвижения, его чрезмерной политизации, падения авторитета, сокращения численности членов профсоюзов и т.д.* Эти функции в какой-то мере пытаются выполнять другие организации, например советы трудовых коллективов. Во многих случаях происходит совмещение функций работодателя и посредника, т.е. государства. В результате администрация предприятия укрепляет свою власть, еще больше подчиняя себе работников. С другой стороны, нередко социальное партнерство принимает форму негласного соглашения между администрацией и трудовым коллективом.
* В государственном секторе многие добровольно прекращают свое членство в профсоюзах, в сфере же мелкого бизнеса фактически полное отсутствие профсоюзных организаций связано, в частности, с противодействием работодателей.
Выводы
1. На формирование спроса на рабочую силу и ее предложение в современной России оказывает влияние переход от рынка с избытком рабочих мест к рынку с избытком рабочей силы.
2. В происходящих сдвигах на рынке труда сложно разграничить влияние различных факторов: глубоких кризисных процессов в экономике, политике, духовной сфере, на фоне которых осуществляются реформы; мер экономической политики правительства и т.д. С полным основанием можно лишь указать на растущую взаимосвязь и взаимозависимость экономических, демографических и социальных процессов. Она проявляется, в частности, в том, что в переходный период экономические процессы все больше непосредственно проявляются в форме социальной и демографической.
3. Взаимодействие различных факторов, влияющих на рынок труда, в значительной мере объясняет иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы, формирующие предложение труда и спрос на него. Это особенно наглядно проявляется в условиях многоукладности.
Термины
Рынок труда
Спрос на рабочую силу
Предложение рабочей силы
Механизм рынка труда
Субъекты рынка труда
Эффект дохода
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под рынком труда и каковы его основные элементы?
2. По каким показателям можно судить о степени развитости рынка труда?
3. Каков механизм согласования интересов субъектов рынка труда?
4. В чем состоят особенности формирования российского рынка труда?
5. Какие факторы определяют обесценение труда в России и формируют его предложение?
6. Охарактеризуйте новые сферы занятости, возникшие в России в связи с переходом к рынку, а также факторы, определяющие распределение работников по сферам приложения труда.
Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
17.1. Эволюция форм и методов политики занятости
Модели государственной политики
Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что без участия государства невозможно смягчение социально-экономических последствий безработицы. Этот вывод подтверждают многочисленные факты, показывающие, что предприниматели заинтересованы в сохранении значительных масштабов безработицы, использовании ее для давления на заработную плату, интенсификации труда занятых. Вмешательство государства связано с невозможностью на основе только рыночного механизма уменьшить структурные несоответствия рабочих мест и предложения рабочей силы.
История государственной политики занятости населения в рыночной экономике насчитывает не одно десятилетие. До начала Второй мировой войны она не носила систематического характера, применяемые меры диктовались, как правило, чрезвычайными обстоятельствами. В послевоенный период меры государства в сфере занятости базировались на сочетании кейнсианского и неоклассического подхода.
Примерно до начала экономического кризиса 1974—1975 гг. в странах с развитой рыночной экономикой преобладали кейнсианские и неокейнсианские подходы, направленные на обеспечение полной занятости путем воздействия на совокупный спрос.
После смены моделей государственного регулирования в начале 80-х гг. в качестве теоретической основы новой модели утвердилась неоклассическая концепция, выдвигающая на первое место борьбу с инфляцией. Главным средством уменьшения безработицы, как утверждают сторонники этой концепции, является общее оздоровление экономики вследствие оживления конкурентно-рыночных сил, создания благоприятного инвестиционного климата и сведения к минимуму непосредственного вмешательства государства в экономику, в том числе в сферу занятости.
Изменение приоритетов в политике занятости, активное стимулирование мелкого и среднего предпринимательства (менее капиталоемкого и более трудоемкого, чем крупный бизнес, и потому создающего больше рабочих мест) тесно увязаны с другими мерами, например с ослаблением регламентации найма, увольнений, условий труда. Все это, с точки зрения предпринимателей и неконсервативных теоретиков, обязательные атрибуты «гибкого рынка труда». По оценкам же профсоюзов, эти меры подрывают социальную защищенность трудящихся.
Массовая безработица, формирование ее особой структуры и другие связанные с ней негативные тенденции в социальной сфере, которыми сопровождались реформы, заставили внести существенные коррективы в программные установки. Монетаристские методы регулирования были дополнены активными формами государственного вмешательства.
Меры политики занятости
Осуществляемые при проведении политики занятости меры можно сгруппировать по разным признакам, хотя на практике эти меры тесно взаимосвязаны. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, с точки зрения способа воздействия — меры прямого и косвенного влияния. К первым относятся различные программы создания рабочих мест, программы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, мероприятия региональной политики, изменения в трудовом законодательстве и т.д. К косвенным мерам воздействия принадлежат налоговая, кредитная и денежная политика, субсидирование предпринимателей для трудоустройства безработных и организации производственного обучения и переподготовки и другие меры общеэкономического характера.
Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на спрос на рабочую силу или на ее предложение, в том числе и путем воздействия на заработную плату.
При выработке концепции политики занятости и ее реализации в условиях социально-экономических преобразований в России были учтены основные особенности российского рынка труда и тенденции регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.
17.2. Вторичная занятость
Масштабы и структура вторичной занятости
Одной из характерных особенностей российского рынка труда к началу 90-х гг. стало развитие вторичной занятости, юридически подкрепленное снятием ряда запретов и ограничений на совместительство.
Весьма затруднительно дать точную оценку масштабов вторичной занятости, так как официальная статистика, располагающая данными о работающих по совместительству и по контрактам, не учитывает многочисленную категорию населения, имеющую дополнительную работу вне формальных организаций и не связанную с какой-либо регистрацией. По оценкам ВЦИОМ, в середине 90-х гг. в России в дополнительную трудовую деятельность было вовлечено как минимум 10-15 млн человек, или 15-20% занятого населения. По-видимому, и эта величина занижена, поскольку у многих работников дополнительные доходы связаны с теневым сектором экономики. Кроме того, некоторые государственные программы (в частности, программы общественных работ), адресованные безработным, на практике выступают как источник дополнительных, хотя и небольших, доходов для имеющих работу. По некоторым оценкам, фактически различными видами вторичной занятости охвачено до 30% работающих.
Усложнение форм хозяйственной деятельности расширило возможности дополнительного приложения труда. Например, по официальным данным, число вторично занятых в сфере малого бизнеса в середине 90-х гг. составляло 7,7 млн человек, т.е. почти половину от общего числа занятых в этом секторе. В сфере же НИОКР в малом бизнесе число работающих на условиях вторичной занятости в тот же период в 2—3 раза превышало число основных работников.
По данным опроса, проведенного в 1995 г., среди лиц, имевших дополнительное занятие, свыше одной четверти были заняты на предприятиях с числом работников не более 10, около половины — с числом работников не более 20, почти 80% — на предприятиях, где занято не более 100 человек, и только несколько более 7% — на средних и крупных предприятиях.
Разумеется, снятие запретов увеличило возможности работать по совместительству и по контрактам. Поданным опроса, проведенного в мае 1995 г., больше всего совместителей было среди работников социальной сферы (51%) и в промышленности (37,7%). Работавших по совместительству было больше среди занятых в государственном секторе, чем в частном.
Возросли также возможности иметь дополнительные занятия как внутри предприятий и организации, так и вне их, но по их заказам, контрактам с ними (таким образом обеспечивали себе дополнительный доход 6—8% всех работающих по совместительству).
Широкое использование на промышленных предприятиях в последние годы неполной занятости увеличивает возможности выполнения второй работы. Согласно данным опроса, проведенного Институтом сравнительных исследований трудовых отношений в 1997 г., несколько чаще вовлечены в сферу вторичной занятости опрошенные, имевшие отпуска без сохранения заработной платы на основной работе. Указали на наличие у них дополнительной работы в 1996 г. 33% опрошенных «отпускников» и 17% работников, не имевших вынужденных отпусков.
Более всего расширилась сфера неформальной вторичной занятости, преимущественно за счет разного вида обслуживания (45—50% численности вторично занятых). Эта сфера включает уличную торговлю, ремонтные и строительные работы, шитье одежды, уборку помещений и т.д., а также такие услуги, как посредничество. В гораздо меньшей степени она охватывает производство товаров — 4—8% всех имеющих дополнительную работу.
Возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. По данным социологических исследований, проведенных центром «Трудмониторинг», удельный вес нуждающихся в дополнительных заработках, но не нашедших их источников, составлял в промышленности строительных материалов у неквалифицированных работников 87,3%, а у специалистов — 85,7%, в машиностроении и металлообработке — соответственно 79,6 и 86,9%.
Возможности получения второй работы зависят от социального статуса работника: чем он выше, тем они больше. Как видно из исследований, наихудшие возможности — у сельскохозяйственных работников и продавцов, наилучшие — у руководителей и специалистов. Кроме того, имеют значение и половозрастные характеристики. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники массовых профессий. Если же рассматривать приработки, имеющие случайный или временный характер, то здесь впереди военнослужащие и неквалифицированные работники. Именно они, а также специалисты более всего вовлечены во вторичную занятость.
Мотивы вторичной занятости
Подавляющее большинство (80-90% опрошенных в середине 90-х гг.) стремились к дополнительной работе с целью повышения дохода. По данным Института сравнительных исследований трудовых отношений, доля доходов от дополнительной работы в семейном бюджете составляет около 20%. При этом почти 45% опрошенных не исключали возможности перехода в будущем на вторую работу как на основную. Среди них преобладали занятые в частном секторе (47%), молодежь до 30 лет (36%), руководители (34%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 34 и 19%). Именно в этих группах больше всего тех, для кого вторичная занятость — источник не только дополнительных доходов, но и новых возможностей, в частности, изменить свой трудовой и социальный статус. На такой мотив указали почти 20% опрошенных.
В то же время большинство опрошенных вторая работа, нередко обеспечивающая больше доходов, чем основная, удерживала на основном рабочем месте. Такой своеобразный эффект замещения, заставляющий больше трудиться на дополнительной работе, сохраняя основную, характерен для различных категорий населения, например для пожилых людей, для лиц с образованием ниже среднего и для специалистов, для жителей больших и малых городов.
По-видимому, особенно отчетливо этот эффект проявляется для тех работников, которые, не имея возможности материально обеспечить себя и свою семью на основной работе, все же не желают отказаться от своей специальности. Деквалификация в большинстве случаев ожидала бы их в случае перехода к дополнительному занятию как к основному. Из опросов видно, что лишь 1/3 вторично занятых трудится по той же профессии и специальности, что и на основной работе; 2/5 опрошенных указали, что дополнительная работа вообще не требует профессиональной подготовки, 1/4 из них была вынуждена прирабатывать по другой профессии, чем на основной работе.
Характер вторичной занятости
К наиболее распространенным профессиям в сфере вторичной занятости в 1996 г. относились (в порядке убывания): уборщицы, охранники, прислуга в гостиницах; продавцы в магазинах; преподаватели, учителя, репетиторы; торговые посредники; продавцы в киосках, торговых палатках; менеджеры в магазинах, торговых фирмах; плотники и столяры; бухгалтеры; парикмахеры, массажисты, косметологи; врачи. Таким образом, эта профессиональная структура отражает ранее отмеченную тенденцию к наиболее широкому распространению дополнительных занятии среди тех работников, которые связаны с оказанием услуг (включая торговлю) в большей степени, чем на основной работе.
Таким образом, с одной стороны, значительная часть рабочих мест вторичной занятости характеризуется низким качеством, не требует высокой квалификации и развитых профессиональных навыков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, приобретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет возможности для вторичной занятости. В общем же можно прийти к выводу, что занятость на дополнительной работе связана для значительной части вторично занятых со снижением профессионального и квалификационного уровня.
В первую очередь это относится к женщинам. Так, согласно результатам исследования, вторичная занятость женщин в 63% случаев — работа по профессии, не требующей обучения. У мужчин такие подработки встречаются в 2 раза реже. Во многом аналогичная ситуация складывается у специалистов и квалифицированных работников, у которых вторичная занятость нередко связана с выполнением работ низкой квалификации.
Исключение составляет группа руководителей, которые чаще других (в 60-70% случаев) имеют вторую работу той же квалификации и по той же профессии, что и основная. Вторичная занятость в этой группе обычно является своеобразным продолжением выполнения их функций по основному месту работы (например, консультирование фирм, связанных с деятельностью предприятий и организаций, которые они возглавляют).
Функции вторичной занятости
Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций:
• для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы;
• для руководителей предприятий вторичная занятость работников — способ сохранения основного ядра коллектива;
• для государства вторичная занятость — своеобразный амортизатор социальной напряженности.
17.3. Проблемы развития самозанятости
Понятие самостоятельной занятости
Приоритетным направлением политики занятости в России, как следует из нормативных и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ, является развитие быстрыми темпами самостоятельной занятости населения до уровня развитых стран. Этот аспект социальной политики находится на пересечении разных ее направлений.
В состав занятых в статистике западных стран включаются лица, работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и помогающие члены семьи (военнослужащие также входят в состав занятых). К самостоятельно обеспечивающим себя работой относятся лица, которые, являясь собственниками или арендаторами, ведут собственное дело в промышленности или сельском хозяйстве, а также лица свободной профессии. В состав занятых, работающих не по найму, входят, кроме того, помогающие члены семьи,* т.е. те, кто помогает в семейном бизнесе, не получая заработной платы и не платя взносов в систему социального обеспечения.**
* В российском законодательстве эта категория занятых отсутствует.
** В ряде статистических материалов «самостоятельно обеспечивающие себя работой» и «помогающие члены семьи» объединяются в одну группу.
Понятия «самостоятельно обеспечивающих себя работой» в развитых странах и «самостоятельно занятых» в российском законодательстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему бизнесу в его европейской трактовке. В российских программах занятости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индивидуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонтных мастерских и т.п.
Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием «мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах.
Самозанятость как альтернатива безработице
В зарубежной литературе можно встретить и еще одно значение понятия самозанятости — в узком смысле слова. Это альтернатива безработице. Для регионов с высокой концентрацией застойной безработицы в ряде стран, например во Франции, перспективным, хотя и дорогостоящим путем борьбы с безработицей считается замена для желающих пособия по безработице субсидиями на создание предприятий. В Германии разновидностью понимаемой таким образом самостоятельной занятости являются группы самопомощи, пользующиеся поддержкой местных органов власти и неправительственных организаций.
В значительной степени альтернативные методы борьбы с безработицей ориентированы на группы риска, причем учитывается специфика разных групп — безработной молодежи, длительно безработных, домохозяек и т.д. В российских условиях такая альтернатива безработице оказалась слишком дорогой, и поэтому службы занятости прибегают к ней очень редко.
Очень трудно дать точную оценку масштабов самозанятости в мелком предпринимательстве, а также самозанятости в узком смысле.
17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы
Формы безработицы
Массовая безработица* остается одной из наиболее острых социально-экономических проблем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным официальной статистики, в 80-е гг. в 24 ведущих промышленно развитых странах Запада (членах Организации экономического сотрудничества и развития) она достигла небывалых для послевоенной истории размеров. Если в 1960 г. численность зарегистрированных безработных составляла около 8 млн человек, то в первой половине 80-х гг. она перевалила за 30-миллионную отметку, удерживаясь на ней в последующем. Такой важный наряду с продолжительностью показатель безработицы, как ее уровень (выраженная в процентах доля официально зарегистрированных безработных в составе рабочей силы), даже в весьма «благополучной» ФРГ в отдельные годы превышал 9%.
* Статус безработного в развитых странах, согласно основным законодательным нормам, могут получить только те, кто, не имея работы, активно ищет ее с помощью служб занятости.
Подходы ученых разных школ к объяснению причин безработицы различны. Например, К. Маркс выделял общую объективную основу относительного перенаселения. Дж. М. Кейнс также указывал основную причину вынужденной незанятости — недостаток эффективного спроса. В современной западной экономической теории выдвигается ряд причин безработицы в соответствии с большим количеством форм, характеризующих ее динамику, конкретные причины потери работы, затруднения в поиске работы, трудоустройстве.
К основным формам безработицы относят структурную, т.е. связанную с несоответствием структуры спроса на рабочую силу структуре ее предложения, циклическую, связанную со спадом производства, фрикционную, связанную с текучестью рабочей силы. Используется и более детальная разбивка: структурной — на структурную и технологическую, фрикционной — на психологическую, сезонную и т.п.
При анализе причин безработицы в долговременном периоде выделяют две формы: фрикционную (в нее включают и структурную безработицу), связанную с поиском работы, и безработицу ожидания, вызываемую жесткостью реальной заработной платы (т. е. действием законов о минимальной заработной плате, коллективных договоров, применением стимулирующих систем заработной платы).
Правомерна и другая классификация форм безработицы, использованная К. Марксом. Именно она важна для оценки влияния безработицы на уровень доходов. В ее основе — способность безработных к новому включению в трудовую жизнь, связанная с продолжительностью безработицы. Согласно этому критерию выделяются текучая, скрытая и застойная формы. Причем для «попадания» в последнюю имеет значение не только продолжительность вынужденной незанятости (обычно берется срок более полугода), но и нерегулярность занятий, частота безработицы.
Можно по-разному относиться к росту скрытой безработицы, но нельзя не признать, что она является менее разрушительной для качества рабочей силы и для личности в целом формой, чем другие, прежде всего застойная. А именно она реально угрожала бы тем, кто может быть высвобожден в процессе сокращения избыточной численности занятых. При отсутствии эффективной структурно-инвестиционной политики такой процесс мог бы также усугубить социальную напряженность в обществе.
Среди многочисленных форм, выделяемых на основе различных критериев, застойная безработица является объектом повышенного внимания в политике занятости. Во-первых, это связано с ее разрушительными последствиями как для качества рабочей силы, так и для личности безработных, а следовательно, с угрозой нарушения социальной стабильности. Во-вторых, первоочередная ориентация на предупреждение застойной безработицы или смягчение ее последствий определяется особой структурой безработицы, которая сформировалась в промышленно развитых странах за последние два десятилетия. Речь идет о преобладании среди безработных социально уязвимых групп — молодежи, пожилых людей, женщин (в первую очередь молодых матерей), иностранцев, лиц, имеющих слабое здоровье и ограниченную трудоспособность, длительно безработных и т.д. Причем численность длительно безработных, как правило, и пополняется из перечисленных групп риска.
Безработица в России
Возникновение российской безработицы не вполне соответствует теории перехода к рыночным отношениям, согласно которой безработица в период реформирования экономики должна расти в результате демонополизации, приватизации, развития конкуренции, повышения эффективности производства, перехода скрытой безработицы в открытую. В России перечисленные процессы проявляются слабо и не оказывают существенного влияния на рынок труда. Численность безработных в августе 1999 г. составила 12,4% экономически активного населения, или 9,13 млн человек.
Ситуация на российском рынке труда характеризуется ощутимым увеличением числа продолжительное время не имеющих работы и их доли в общей численности безработных. Если на 1 января 1993 г. удельный вес безработных более 8 мес. составлял 7%, то к началу 1999 г. он вырос почти до 35%, т.е. почти в 5 раз, а их число за тот же период времени возросло почти в 17 раз (для сравнения: общее число зарегистрированных безработных увеличилось примерно в 3 раза — с 600 тыс. до 2 млн).
Средняя продолжительность безработицы на конец 1998 г. составила 7,5 мес. При этом нужно учесть, что принятый в нашей стране критерий отнесения к длительно безработным (продолжительность незанятости более 8 мес.) искусственно занижает подлинные масштабы этой формы безработицы. Ведь разрушительные последствия застойной безработицы связаны не только с прекращением выплаты пособия и ощущаются раньше, чем истечет установленный законом срок, по крайней мере уже через полгода.
Оценка масштабов длительной безработицы
Трудности в определении численности и доли длительно безработных, т.е. тех, кто не имеет работы более 8 мес., связаны с тем, что официальные статистические данные не дают полного представления о подлинных масштабах этой формы безработицы. Официальная статистика, на которую ориентируются службы занятости, не учитывает многочисленные группы длительно безработных или нерегулярно занятых, которые не ищут работу или при ее поиске не обращаются к помощи биржи труда. Часть из них при определенных условиях может предъявить спрос на рабочие места и пополнить ряды «официальных» длительно безработных. Это относится, например, к инвалидам III группы, к домохозяйкам.
Многочисленную категорию незарегистрированных длительно безработных образуют беженцы и вынужденные мигранты. Особая группа — не имеющие легальной работы нелегальные мигранты, которые не предъявляют спроса на рабочие места. Вместе с тем эта группа незанятых создает острейшие проблемы для общества, образуя криминогенную среду.
Важной характеристикой длительной безработицы, как официальной, так и неофициальной, является ее концентрация в определенных регионах. К таким регионам, например, еще при всеобщей занятости относился Северный Кавказ. «Группы риска», из которых пополняются длительно безработные, сосредоточены в Москве. Таким образом, масштабы и острота проблемы длительной безработицы в разных регионах России неодинаковы.
Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных
При рассмотрении действия факторов роста безработицы, в первую очередь длительной, целесообразно обратиться к тем тенденциям, которые сложились на рынке труда в промышленно развитых странах в период смены моделей государственного регулирования, учитывая, что социальная цена экономических реформ в России значительно выше.
Выбор для сопоставления именно этих стран неслучаен, так как в основу программ перехода к рынку в России были положены монетаристские модели экономической политики, и их влияние на социальную сферу в ближайшем будущем будет ощущаться даже при возможных значительных корректировках экономических реформ.
Анализ хода экономических реформ в развитых странах и, в частности, последствий стратегии «гибкого рынка труда», с переходом к которой неразрывно связаны эти реформы, показывает, что основным фактором социального риска при проведении неоконсервативной экономической политики стала массовая безработица с ее особой структурой (высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных) и связанная с ней тенденция к маргинализации общества.
Можно предложить следующую классификацию причин роста безработицы в промышленно развитых странах начиная с середины 70-х гг.:
• факторы, влияющие на общие условия роста безработицы;
• факторы, оказывающие влияние преимущественно на динамику безработицы в группах, в которых безработица растет особенно быстро;
• факторы, специфические для этих групп, в том числе конкретно-исторического характера.
Используем этот подход при определении возможных тенденций на рынке труда в России, учитывая, что особый интерес представляет динамика длительной безработицы.
К первой группе могут быть отнесены прежде всего процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией; на общий уровень и динамику безработицы влияют и социальные факторы, скажем, утверждение принципа добровольности труда.
Во вторую группу входят факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в производство и сферу услуг и затрагивающие различные ее категории, но прежде всего вступающих в трудовую жизнь (входящих в «группы риска» юношей и девушек; женщин, желающих вернуться к трудовой деятельности после рождения и воспитания детей или отказаться от положения домохозяйки из-за материальных трудностей; иммигрантов). На Западе главными из таких факторов были уровень военных расходов, замедление темпов экономического роста в последние два десятилетия, перебазирование предприятий ряда отраслей за границу, повышение конкурентоспособности товаров новых индустриальных стран.*
* В последнее время увеличение импорта, в том числе из развивающихся стран, где размещены предприятия ТНК, привело к свертыванию производства в ряде отраслей развитых стран, широко использующих труд молодежи и женщин, — текстильной, обувной, швейной промышленности и др.
Действие перечисленных факторов, за исключением перевода предприятий за границу, оказывается гораздо более ощутимым в России. В первую очередь это относится к продолжающемуся спаду производства.
Дополнительным источником напряженности является дифференциация спада по отраслям и регионам. Направленность структурных сдвигов противоположна ожидаемой переориентации экономики на производство продукции для населения, т.е. речь идет о сокращении рабочих мест прежде всего для «групп риска».
Спад производства затронул и наиболее прогрессивные высокоэффективные промышленные виды продукции, причем зачастую он превышал среднеотраслевые темпы падения. Таким образом, традиционное понятие «групп риска» рынка труда в российских условиях становится более широким.
Наиболее сложное положение с занятостью складывается в тяжелой промышленности, добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особенно сильное влияние на занятость и безработицу определенных категорий населения в России оказывают региональные диспропорции. Наиболее острые формы структурный кризис принял в районах концентрации предприятий тяжелой промышленности и добывающих отраслей. К их числу относятся Урал и Восточная Сибирь, часть регионов Западной Сибири и Дальнего Востока, отдельные регионы европейской части (Карелия, Тульская, Ростовская области, Удмуртия, зона КМА и др.).
Экстремальные ситуации на рынке труда, связанные в первую очередь с долговременной безработицей, проявились в малых и средних городах, сориентированных на один-два крупных предприятия оборонного комплекса, подлежащих конверсии, а также на предприятия легкой и текстильной промышленности. Народно-хозяйственный эффект конверсии для системы занятости в ближайшее время может оказаться отрицательным, скорее увеличивающим безработицу, и лишь в перспективе можно ожидать создания новых рабочих мест. В ВПК уже произошло сокращение занятости на более 2 млн человек, занять которых во многих регионах просто невозможно. Весьма сильное воздействие на «группы риска», прежде всего молодежь и женщин, может нанести и банкротство неконкурентоспособных предприятий в условиях растущей открытости экономики и отсутствия действенных мер защиты национального предпринимательства.
На ситуацию с занятостью в России влияют и факторы, связанные со спецификой особых групп рынка труда. Эту третью группу составляют демографические факторы (сдвиги в половозрастной структуре рабочей силы, возможное увеличение экономической активности женщин, иммиграция), увеличение продолжительности образования, социально-психологические и политические факторы. Одним из главных источников напряжения является женская сверхзанятость (82%) и тенденция к преимущественному высвобождению женщин в ходе сокращений персонала. В ближайшей перспективе на занятость в России может значительно повлиять и поток переселенцев из бывших республик СССР, а также нелегальная миграция из дальнего зарубежья.
Неоднозначное воздействие на масштабы использования труда одной из главных «групп риска» — молодежи, а следовательно, и на размеры ее безработицы оказывает такой специфический, зависящий от конкретно-исторических условий фактор, как способ получения и продолжительность образования. С этим фактором тесно связаны социально-психологические причины роста молодежной безработицы.
Указанный фактор действует по двум направлениям. С одной стороны, спрос на квалифицированные кадры диктует необходимость высокой, приближающейся к полному курсу средней школы общеобразовательной подготовки и профессионального образования и в связи с этим удлинения сроков обучения. Это ведет к повышению возрастной границы молодежи, начинающей трудовую жизнь, к значительно меньшему, чем прежде, использованию в производстве молодежи до 25 лет. За послевоенный период средний возраст оканчивающих учебу и поступающих на работу в промышленно развитых странах увеличился на два года. В России же за последнее время начало трудовой жизни отодвинулось на год — с 18 до 19 лет.
С другой стороны, для вступающих в трудовую жизнь даже при высокой общеобразовательной подготовке существуют объективные ограничения возможностей применения их труда в определенных отраслях и сферах профессиональной деятельности, в большей степени подверженных безработице. Молодежь — наиболее эмоциональная и мобильная группа в составе рабочей силы — с особой остротой воспринимает эти ограничения. Отсутствие возможностей для творчества и инициативы, перспектив профессионального роста молодежи порождает стремление к перемене труда, поиску альтернативных занятий и тем самым приводит к повышению текучести, увеличивающей опасность стать безработным.
Нередкое явление на рынке труда — дискриминация при найме по возрасту, полу и состоянию здоровья. Согласно проведенным в разных странах исследованиям предприниматели отдают предпочтение лицам в возрасте от 30 до 40 лет, а ограничения при найме работников в возрасте от 16 до 24 лет почти так же распространены, как и в возрасте старше 55 лет. Наиболее широко ограничения по возрасту применяются в розничной торговле и к работникам умственного труда.
Исследования показывают, что усиление влияния демографических, политических, социально-психологических и других социальных факторов проявляется не только в росте безработицы «групп риска». Оно сказывается также на способности принадлежащих к этим группам возвратиться в трудовую жизнь, предопределяет рост продолжительности безработицы.
Воздействие безработицы на маргинализацию
Как указывалось, спад производства в России не вызывает адекватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Тенденции в этой сфере во многом будут определяться выбором направления социально-экономической политики. Однако существуют достаточно серьезные основания считать, что основным фактором социального риска при проведении реформ может стать массовая безработица с ее специфической структурой — высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных, — и связанные с ней процессы маргинализации, обнищания значительных слоев населения.
Угроза массовой безработицы для представителей всех социально-профессиональных групп приводит не только к снижению качества рабочей силы, но и к распространению бедности, а следовательно, и подрыву социальной стабильности.
В соответствии с российским законодательством максимальное пособие по безработице не должно превышать среднего заработка по региону и выплачивается в течение 12 мес. исходя из величины среднемесячного заработка, исчисленного за три последних месяца на последней работе в размере: за три первых месяца — 75%, четыре месяца — 60% и последние пять месяцев — 45% от прежней средней заработной платы. Впервые же ищущим работу и имеющим перерыв в работе более одного года, а также не имеющим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда — социальная помощь.
Увеличение численности охваченных наиболее острыми, застойными формами безработицы означает расширение круга получателей социальной помощи, т.е. тех, кто не имеет права на получение пособия по безработице или уже утратил его. В связи с этим дополнительные нагрузки ложатся на семью как своеобразную «первичную социальную сеть» (термин, используемый немецкими социологами).
В России масштабы скрытой безработицы весьма значительны. Она распространяется на лиц, которые, не имея работы и статуса безработного, реально могут предъявить спрос на рабочие места (например, домохозяек, неработающих инвалидов III группы, жителей аграрных регионов), а также формально занятых, но фактически не получающих заработной платы или получающих заниженную заработную плату — находящихся в вынужденных отпусках без оплаты, работающих неполное рабочее время и т.д. По официальным данным, скрытая безработица в конце 1998 г. составляла 4,5 млн человек (это число занятых неполное время). Реальную же ее оценку дать затруднительно. Минтруд России оценивает ее в 7—8 млн человек, социологи — значительно большей величиной. По некоторым данным, лишь в науке скрытая безработица составляет до 50%.
Одновременно с ростом застойной и скрытой безработицы увеличивается категория «новых бедных» — трудоспособных мужчин и женщин. Наряду с жителями «сельской глубинки», работниками легкой промышленности, машиностроения, оборонных отраслей к беднейшим слоям населения можно отнести высококвалифицированных работников науки, образования, здравоохранения и культуры, а также членов их семей.
Многочисленная группа специалистов, находившихся ранее в относительно благоприятном положении, превращается в маргиналов не только по уровню доходов, но и по другим показателям уровня жизни. В частности, в новых условиях отсутствует прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее специальное и высшее образование и высокая квалификация не являются основой социальной защищенности, не страхуют от безработицы во всех ее формах, включая скрытую и застойную. Наоборот, в ряде случаев они являются своего рода фактором риска.
Высокая доля специалистов в общей численности безработных — специфическая черта вынужденной незанятости в России. Это обстоятельство препятствует формированию традиционного для социальной структуры рыночного типа среднего класса, включающего большинство интеллигенции, менеджеров среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих.
17.5. Неформальная занятость
Виды неформальной занятости
Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной занятости.
К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.
Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире.
Существует много разновидностей неформальной занятости. Основными из них являются:
• отраслевые — в сфере образования, медицины, оказания различных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, например «челночный» бизнес);
• организационные — индивидуально занятые, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте;
• разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только неформальные доходы; лица, для которых неформальные доходы основные; лица, совмещающие работу в «формальном» и «неформальном» секторах (неформальная занятость дает неосновную часть доходов).
Все виды неформальной занятости имеют общую черту — нестабильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой.
В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно меньших масштабах и в иных формах, чем в развивающихся. В развитых странах доля «неформального» сектора составляет 5—10% валового внутреннего продукта, а в развивающихся — до 35%. В России она достигает 40%.
Многие совмещают работу в «формальном» и «неформальном» секторах. Это в основном работающие неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в вынужденном отпуске. Получающие низкую заработную плату, имеющие относительно свободный режим работы или возможность подрабатывать на рабочем месте также склонны к неформальной занятости.
Масштабы и роль неформальной занятости в России
Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформальном» секторе. В России уровень неформальной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в России неформально занятые могут получать высокие доходы. В «неформальном» секторе России также существует бедность, однако в значительно меньших размерах, чем в развивающихся странах.
Неформальная занятость в России в значительной степени связана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в первую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов.
По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн человек (более 30% экономически активного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в «формальном» секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать дополнительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы.
Роль неформальной занятости в России неоднозначна. Она в значительной степени сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы, лица, занятые в «неформальном» секторе, производят дешевые товары и услуги, имеют возможность выбрать удобный для себя режим работы. Развитие неформальной занятости является одним из элементов рыночного саморегулирования экономики.
Однако неформальная занятость порождает ряд социальных проблем. Она создает условия для криминализации общества. В «неформальном» секторе отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством товаров и услуг, неформально занятые нередко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Государство не получает значительную часть средств в результате укрытия доходов от налогообложения.
Полностью устранить неформальную занятость, а вместе с ней и укрытие части налогов от налогообложения невозможно. Масштабы получения неформальных доходов могут сократиться в результате создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, что будет способствовать регистрации неформальных производственных единиц.
Выводы
1. Разработка и реализация принципиальных подходов к политике занятости с учетом возможной динамики наиболее острых и разрушительных форм безработицы предполагают использование самых разнообразных инструментов воздействия.
2. Спад производства в России не вызвал адекватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Но при этом происходит сдвиг в структуре безработных — увеличение социально уязвимых групп и, как следствие этого, лиц, длительное время не имеющих работы.
3. В составе длительно безработных помимо наиболее уязвимых категорий трудящихся присутствуют и «новые маргиналы» — высококвалифицированные работники, специалисты. Это свидетельствует об отсутствии прямой связи между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее и высшее профессиональное образование и высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности.
4. Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с систематическими задержками ее выплаты.
Термины
Безработица
Занятость населения
Эффект замещения
Уровень безработицы
Структурная безработица
Фрикционная безработица
Циклическая безработица
Безработица ожидания
Скрытая безработица
Застойная безработица
Неформальная занятость
Вторичная занятость
Самозанятость
Вопросы для самопроверки
1. Каковы критерии классификации форм безработицы?
2. Какие формы безработицы связаны с наибольшими материальными потерями?
3. Чем характеризуются основные тенденции безработицы в России?
4. Почему развитию самостоятельных форм занятости придается столь важное значение в политике занятости?
5. Какие социальные проблемы порождает неформальная занятость?
Раздел VI
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ
Содержание раздела VI
Глава 18. Тарифная оплата
18.1. Задачи и элементы тарифной оплаты
18.2. Принципы построения тарифной системы
18.3. Порядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих
18.4. Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате