<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Налог на имущество
 Вмененный налог
 Индивидуальный подоходный налог
 Косвенные налоги
 Налог на добавленную стоимость
 Акцизы
 Таможенные пошлины
 Взносы работодателей на социальное страхование
 Переложение налогов
 Вопросы для самопроверки
 1. Какие налоги составляют основную массу налоговых поступлений в России?
 2. Каковы принципиальные отличия системы налогообложения в России по сравнению с аналогичными системами в странах с развитой рыночной экономикой?
 3. Каковы решающие характерные черты налогообложения прибыли в России?
 4. В чем особенности подоходного налога в России?
 5. Какова роль косвенных налогов в России?
 6. В чем сущность проблемы переложения налогов?
 7. Каковы главные направления современной налоговой реформы в Рос­сии?
 
 Раздел V ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
 Содержание раздела V
 Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
 16 1. Определение, основные элементы и условия формирования рынка труда
 16 2. Старые и новые проблемы российского рынка труда
 Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости
 17.2. Вторичная занятость
 17.3. Проблемы развития самозанятости
 17.4. Безработица. Ее формы, динамика и влияние на доходы
 17.5. Неформальная занятость
 Раздел V. Политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни
 Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
 16.1. Определение, основные элементы и условия формирования рынка труда
 Общая характеристика рынка труда
 Рынок труда* представляет собой систему, в которой взаимодей­ствуют субъекты собственности на факторы производства — на сред­ства труда и рабочую силу, — происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего — продавца и капиталиста-покупателя.
 
 * Термины «рынок труда» и «рынок рабочей силы» используются как синонимы. Хотя согласно теории К. Маркса действительным товаром является рабочая сила, на практике объектом купли-продажи выступает именно труд, поскольку нанимателя ин­тересует количество работников, которое может обеспечить требуемое количество труда, а для наемного работника количество его труда определяет заработную плату.
 
 Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями — за лучших работников, между наем­ными работниками и работодателями при заключении тарифных со­глашений об условиях труда и его оплате.
 Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками, за­ключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного со­стояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характе­ром спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара — заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное вос­производство рабочей силы.
 Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству ра­бочей силы, по признакам национальности, пола, возраста и т.п. Про­водится деление рынков труда по отраслям и территориям.
 Неоднородность работ, а также то обстоятельство, что рынки ха­рактеризуются несовершенной конкуренцией, обусловливают разли­чия в условиях формирования спроса на рабочую силу и ее предло­жения, лежащие в основе дифференциации уровней заработной платы.
 Модели монополии профсоюзов и монопсонии описаны довольно обстоятельно в учебной литературе.* Поэтому остановимся более по­дробно на проблеме модификации конкуренции между продавцами товара рабочая сила при снижении степени взаимозаменяемости между ними. В условиях дифференциации рынка труда происходит усиление конкуренции, как ценовой, роль которой с консервацией и возрождением в ряде сфер экстенсивных форм использования труда сохраняется, так и неценовой.
 
 * См.: Хайман Д. Н. Современная микроэкономика анализ и применение. М., 1992. Т. 2. Гл. 14; Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 30.
 
 Ценовая конкуренция, при которой предпочтение отда­ется более дешевой рабочей силе, сохраняется, как правило, между отдельными ее категориями, которые заняты в сфере простого не­квалифицированного труда. В частности, на Западе для предприни­мателей во многих случаях выгоднее предоставлять рабочие места, предназначенные для необученных рабочих, иностранцам или жен­щинам, часовая ставка заработной платы которых ниже, чем моло­дежи.
 В условиях НТР с ростом качественной неоднородности рынка рабочей силы увеличивается значение неценовой конкурен­ции. Ее обострение в конечном счете приводит в значительных мас­штабах к привлечению квалифицированной рабочей силы для вы­полнения неквалифицированного и полуквалифицированного труда. А это позволяет повышать заработную плату более медленными тем­пами, чем растет квалификация работников.
 Внутренний и внешний рынки
 Начиная с 70-х гг. западные экономисты указывают на формиро­вание обособленных субрынков труда: внутреннего, или первичного, и внешнего, или вторичного, отличающихся стабильностью рабочих мест, уровнями заработной платы, перспективами профессионально­го роста, условиями труда.
 К внутреннему рынку относятся «кадровые» работники так называемого основного коллектива, обладающие высокой квали­фикацией, ориентированные на специфику предприятия, опытные, высокопроизводительные. В повышении квалификации и сохране­нии этих работников заинтересованы предприниматели. Стремлени­ем предпринимателей сохранить входящие в состав основного кол­лектива кадры в условиях сокращения производства во многом вы­звано широкое распространение частичной занятости в отраслях, ис­пользующих профессии высокой квалификации.
 С внешним рынком связаны работники неквалифициро­ванного или полуквалифицированного труда, а также лица, не имею­щие опыта. Для этого субрынка характерны различные формы вре­менного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей стабильного характера. Лишь часть рабочих и служащих после временной и частичной занятости и тщательного отбора имеет шансы переместиться из внешнего рынка на внутренний.
 Некоторые ученые считают правомерным выделение и третич­ного рынка. Его формирование они связывают с различными программами общественных работ, предназначенных прежде всего для социально уязвимых категорий — безработных. Третичный рынок характеризуется отсутствием в ряде случаев юридического соглаше­ния при найме, кратким периодом занятости и крайней ее нерегу­лярностью, внетарифной оплатой труда.
 Границы рынка труда* зависят от совокупного спроса на рабочую силу и общего объема ее предложения. То есть в состав субъектов рынка труда входят лица, как ищущие работу, так и имеющие оплачиваемую занятость. Поэтому функционирование рынка труда проявляется не только в высвобождении, переподготовке и трудоустройстве работ­ников. Под механизмом рынка труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие произвести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы. Такая оценка происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.
 
 * Нередко в литературе встречаются трактовки рынка труда, ограничивающие его масштабы только безработными. Такой подход неправомерно сужает проблемы функ­ционирования рынка труда, сводя их лишь к поиску рабочего места и исключая такие вопросы, как стабильность рабочего места, оплата труда, повышение квалификации и переподготовка занятых, социальное партнерство и т.д.
 
 Признаки развитости рынка труда
 Важнейшим признаком развитости рынка труда являет­ся оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, ко­торые определяют его результативность (общеобразовательный и об­щекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень напря­женности и ответственности труда, социальное положение работника, степень использования его трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей обеспечивают материальную поддержку стремлению к дальнейшему образованию и культурному развитию.
 Характерной чертой развитого рынка труда является также тен­денция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильным является и соотношение между мини­мальной и средней заработной платой.
 Механизм согласования интересов субъектов рынка
 Функционирование развитого рынка труда нельзя объяснить сво­бодной игрой рыночных сил. Это следствие определенного компро­мисса, переговоров между субъектами социально-трудовых отноше­ний, которыми являются представительные организации работодате­лей и наемных работников (союзы предпринимателей, профсоюзы и др.), отношения которых отражают объективно противоположные интересы, а также государство, регулирующее эти отношения. При необходимости принципы социального партнерства поддерживаются с помощью законодательных актов. В наиболее развитом виде этот механизм, основанный на социальном партнерстве, поиске взаимо­выгодных решений, представлен в скандинавской модели рынка труда, сформировавшейся в условиях стабильного экономического роста 60-70-х гг.
 В последние годы в сложившемся механизме согласования инте­ресов социальных партнеров наметились определенные изменения, связанные со стремлением работодателей избавиться от воздействия ассоциированного работника — профсоюзов. Особенно отчетлива эта тенденция к индивидуализации рынка труда проявилась в Великоб­ритании и США.
 16.2. Старые и новые проблемы российского рынка труда
 Специфика российского рынка
 К перечисленным свойствам рынка труда в российских условиях добавляются свойства, связанные с самим процессом формирования рынка, с сосуществованием застарелых проблем и новых явлений. К началу экономических реформ среди сложившихся особенностей выделялись следующие:
 • сверхзанятость населения в результате чрезмерного спроса на труд и неэффективного использования трудового потенциала (скры­тая безработица достигала, по разным оценкам, от 10 до 25% занятого населения);
 • дефицит рабочей силы по ряду профессий, существенное число вакансий (в 1991 г. их насчитывалось около 3 млн по народному хо­зяйству в целом), недостаток образовательной и профессиональной подготовки, а также трудовой мобильности, необходимой для адап­тации к меняющимся производственным условиям;
 • при значительном числе высококвалифицированных специа­листов в производстве, науке, образовании, здравоохранении, управ­лении и других сферах большие масштабы (до 25 млн человек) занятых неквалифицированным трудом;
 • ярко выраженная региональная природа проблем занятости, су­ществование трудоизбыточных районов и районов, испытывающих дефицит трудовых ресурсов;
 • функционирование теневого рынка труда — распространение неофициальных, незарегистрированных форм занятости и т.д. (в на­стоящее время, по данным МВД РФ, в деятельность теневого сектора вовлечено на постоянной основе более 9 млн человек);
 • психологические установки, сложившиеся за годы советской власти, а в определенной мере — в предшествующий период: соли­дарность, взаимопомощь, коллективизм в отношениях между работ­никами, зачастую — между работниками и администрацией. К таким установкам можно отнести также ограниченные потребности и со­ответствующие им весьма умеренные представления об обеспечен­ности.
 Факторы, обусловившие новые явления на рынке труда
 Среди многообразных экономических, социальных и демогра­фических факторов, обусловивших новые явления на российском рынке труда, можно выделить несколько групп. Одна из них включает формирование ряда важнейших условии функцио­нирования рынка труда. К ним в первую очередь относятся становление многоукладности, утверждение принципа добровольнос­ти труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда, когда нормальная система социального партнерства еще не сложилась.
 К другой группе относятся глубокие кризисные про­цессы в экономике и других сферах общественной жизни, социально-экономические последствия реформ. Прежде всего нужно отметить спад производства, неблагоприятные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства, ощутимое снижение уровня жизни, социальное расслоение населения, увеличение численности марги­нальных групп, развитие негативных демографических тенденций, например резкое падение рождаемости и рост смертности, старение населения.
 Можно также выделить группу факторов, не связанных с рефор­мами. Это, в частности, сложившаяся половозрастная струк­тура рабочей силы.
 Перечисленные факторы, переплетаясь между собой и дополняя друг друга, оказывают существенное влияние на поведение работо­дателей и наемных работников.
 Обесценение труда и формирование его предложения
 Важнейшим фактором, усугубляющим старые проблемы рынка труда и порождающим новые, является обесценение труда. Так, в сентябре 1998 г. на долю оплаты труда (начисленной заработной платы) приходилось лишь 45,5% денежных доходов населения, тогда как в 1992 г. — 70%. Резко снизилась и доля оплаты труда в издержках предприятий, а с учетом задержек в выплате заработка она упала ка­тастрофически.
 В августе 1998 г. в России была зарегистрирована небывалая для рыночной экономики тенденция к снижению номинальной заработ­ной платы. Статистические данные показывают тенденции в оплате труда, прямо противоположные тем, которые характерны для разви­того рынка труда. Так, минимум заработной платы, едва достигавший в сентябре 1998 г. 15% прожиточного минимума, составлял менее 8% от средней заработной платы, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой он составляет 40-50%. Еще более резок разрыв между минимальной и средней заработной платой в отраслях с от­носительно высоким ее уровнем. Так, в угольной и нефтеперераба­тывающей промышленности он составляет 37 раз, в нефтедобываю­щей — 39, в газовой — 121, в кредитовании и страховании — 61 раз (самый большой разрыв в развитых странах составляет 5 раз).
 Рост различий в уровнях заработной платы по отраслям и про­фессиям сопровождается стиранием различий, обусловленных обра­зованием и квалификацией работников. В неблагоприятном положе­нии при этом оказываются специалисты, занятые в науке и научном обслуживании, здравоохранении, культуре и образовании. Вместе с работниками оборонных отраслей, машиностроения, легкой про­мышленности, жителями сельских районов они образуют многочис­ленную категорию «новых бедных».
 В целом, согласно оценкам, заработную плату ниже прожиточного минимума получают 25% занятых, или 17,4 млн человек.
 Приведенные данные свидетельствуют о том, что для большинства работающих в России заработная плата не выполняет ни воспроиз­водственной, ни стимулирующей функции. Они показывают, что прежняя модель централизованного установления заработной платы и рабочего времени, с жесткой регламентацией трудовых отношений, показавшая определенную эффективность до 70-х гг., не трансфор­мировалась в другую модель, адекватную рыночной экономике. Это в значительной мере объясняет некоторые иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы предложения труда и спроса на него в условиях становления многоукладной экономики.
 Новые сферы занятости и мотивы выбора
 Появление предпринимательского сектора привело к оттоку ра­бочей силы из государственного сектора, на долю которого прихо­дится менее 40% занятых. Перераспределение рабочей силы по сек­торам происходит не только в результате акционирования и прива­тизации государственных предприятий, но и вследствие создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, индивидуальной трудо­вой деятельности.
 Развитие малого предпринимательства, которому в последние го­ды отводится ведущая роль в решении проблем занятости, обеспечило создание значительного количества новых рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, предприниматель, организовавший кооператив или малое предприятие, обеспечивает работой в среднем 20 человек. На начало 1996 г. в России насчитывалось около 900 тыс. малых предпри­ятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% занятых в народном хозяйстве), а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн. К 1998 г. число мелких предприятий снизилось до 850 тыс.
 Основная доля малых предприятий приходилась на торговлю и общественное питание — 46,8%, в строительстве работало 13,8% малых предприятий, в промышленности — 14,2, в науке и научном обслуживании — 5,8, в общей коммерческой деятельности по обслу­живанию рынка - 5 и в других отраслях - 13,7.* В ИТД, по оценкам 1998 г., заняты 4 млн человек. Официальная статистика не дает до­стоверных сведений о масштабах малого бизнеса хотя бы потому, что он во многом сохраняет полутеневой и теневой характер. Например, численность «челноков» — предпринимателей, поставляющих на рынки различные товары из дальнего зарубежья, — составляет, по раз­ным оценкам, от 10 до 40 млн человек.
 
 * Российский экономический журнал. 1996. № 3. С. 50.
 
 Мотивы, лежащие в основе выбора между наемным трудом в го­сударственном и негосударственном секторе, между наемным трудом и самостоятельными формами занятости, между работой и отказом от нее, сильно различаются в зависимости от принадлежности к раз­ным отраслевым, профессиональным и половозрастным группам на­селения.
 Об этом можно судить по результатам социологических обследо­ваний, проводимых среди ищущих работу с помощью служб занятос­ти. Более высокую готовность к различным формам предпринима­тельства, как правило, проявляет молодежь, причем ее различные группы. Для одних групп это связано с возможностями лучших зара­ботков, особенно в полулегальном бизнесе; для других, особенно мо­лодых специалистов, предпринимательство становится формой само­выражения, удовлетворения потребности в творческой деятельности. Довольно высока и доля желающих открыть собственное дело среди ищущих работу женщин - примерно 16%. Для них привлекатель­ность малого бизнеса связана, скорее, с тем, что он дает большие возможности распоряжаться своим временем, чем традиционные формы занятости в государственном секторе.
 Материальный мотив как причина перехода из государ­ственного сектора в негосударственный характерен для значительной части специалистов, занятых в науке и образовании. По данным Гос­комстата, за 1992-1994 гг. из науки и научного обслуживания выбыло 40% занятых, причем 71,5% уволились по собственному желанию, не в последнюю очередь из-за низкой заработной платы. Особенно ве­лики потери специалистов в военно-промышленном комплексе. По некоторым оценкам, с начала реформ ВПК покинуло более 1 млн квалифицированных специалистов.
 Отток специалистов из государственного сектора в негосударст­венный в большинстве случаев сопровождается сменой отрасли и про­фессии. По данным выборочного обследования 42 российских НПО, проведенного в мае 1993 г., менее четверти уволившихся молодых людей (до 30 лет) связывали свое будущее с наукой. В основном они переходят в посреднические, консультационные формы, в сферу услуг, а особенно часто — в торговлю (почти 30% бывших ученых), в промышленность (20%), в сферу финансов (10%). То же происходит и в высшем образовании.
 Однако для многих категорий работников такой мотив предло­жения труда, как возможность получения большего дохода, выражен довольно слабо. Это объясняется, например, нежеланием рисковать, если больший доход обусловлен сменой гарантированного рабочего места (даже низкооплачиваемого) в госсекторе на новое место в сфере, не дающей гарантий стабильности. Другая причина — наличие второй работы, скажем в сфере малого бизнеса* (нередко полулегального или даже нелегального), которая позволяет получать иногда значительно большие доходы, чем на основной работе. В последнее время значи­тельно возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворя­ется далеко не в полной мере. Отчасти относительная слабость ма­териальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объ­ясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, со­хранившимися у рабочих и служащих с советских времен, а для мно­гих ставшими еще скромнее.
 
 * Вторичная занятость в сфере малого бизнеса, по официальным данным на на­чало 1996 г., составляла 7,7 млн человек (Российский экономический журнал. 1996. № 3, С. 50.).
 
 Это означает, что эффект дохода, т.е. достижение определенного достатка, при котором работник все больше начинает ценить свобод­ное время, для многих категорий рабочей силы на российском рынке труда наступает при довольно скромных заработках (в сравнении с заработками работников соответствующих профессий и квалифика­ций в наиболее развитых странах).
 Наряду со стремлением к большему заработку следует особо вы­делить и другой мотив перехода из государственного сектора в него­сударственный и смены профессии. Для многих рабочих, инженеров, научных работников работа в негосударственном секторе, главным образом в сфере услуг, дает возможность получить больше свободы, избежать жесткой регламентации, контроля, физиологи­ческих и нервно-психологических нагрузок, с которыми связана занятость в государственном секторе, прежде всего в промышленности. Даже если переход был вынужденным, например из-за остановки предприятий, прекращения выплат заработной платы и т.д., и связан с понижением социального статуса, возвращения к прежней деятель­ности, скажем, при возобновлении работы предприятий у этих ра­ботников скорее всего не произойдет.
 Причины, удерживающие работников в госсекторе, также раз­личны для разных их групп. Так, для специалистов высокого класса уход из государственного сектора (в большинстве случаев связанный со сменой профессии) означает отказ от возможности профессио­нальной и личностной самореализации, крушение профессиональ­ных и жизненных планов. Тысячи конструкторов, инженеров, уче­ных, врачей, педагогов и квалифицированных рабочих продолжают, несмотря на материальные лишения и падение престижа их труда, работать на государственных предприятиях, в научных учреждени­ях и т.п.
 Конечно, определенная часть занятых в госсекторе, которая не стремится поменять работу, из-за возраста или иных характеристик не обладают достаточной конкурентоспособностью на рынке труда. Некоторые из них, прежде всего это работники сферы НИОКР, фор­мально не покидая рабочих мест, фактически прекращают активную научную деятельность (по некоторым оценкам, такая «утечка умов» значительнее, чем эмиграция за пределы страны). В некоторых горо­дах, привязанных к одному-двум промышленным предприятиям, нет возможности поменять сферу деятельности.
 Поэтому трудно оценить даже приблизительно действенность та­кого стимула перемены труда, как профессиональная и личностная самореализация, потребность в труде как в творчестве. Очевидно лишь, что для значительной части экономически активного населения по самым разным причинам заработная плата не является решающим мотивом поведения на рынке труда.
 Во многом благодаря этому при растущем из-за снижения уровня жизни спросе на рабочие места складывается особая отраслевая струк­тура предложения труда среди ищущих работу. Большинство впервые вступающих в трудовую жизнь молодых людей и бывших домохозяек, а также добровольно или вынужденно меняющих работу специалис­тов переходят в негосударственный сектор, отдавая предпочтение тор­говле и сфере услуг. Переход же квалифицированных работников из государственного в негосударственный сектор (из-за неоправданного разрыва в уровнях оплаты труда) во многих случаях означает смену более технически оснащенного производства на менее оснащенное либо смену профессии в условиях кризиса и неблагоприятных струк­турных сдвигов.
 Система подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров не справляется с переподготовкой высвобождаемых ра­ботников по перспективным направлениям. В основном переподго­товка кадров ведется по профессиям, не требующим высокой квали­фикации.
 Спад производства и поведение работодателей
 Высвобождение работников в России не связано с интенсифика­цией производства в негосударственном секторе, а вызвано продол­жающимся спадом производства и неблагоприятными структурны­ми сдвигами. Как показывают социологические обследования и дан­ные статистики, эффективность производства на приватизированных предприятиях не выше, а подчас ниже, чем на государственных.
 Подобные сдвиги связаны прежде всего с резким сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию. Государство вынуждено было сократить такой спрос, а спрос в формирующемся частном сек­торе на нововведения невелик. В этих условиях промышленность пы­тается найти выход в переориентации на производство более дешевой, технически менее сложной продукции, например прекращая выпуск роботов и станков с ЧПУ и переходя на производство станков с руч­ным управлением.
 Дополнительным источником напряженности, сокращающим по­требности в специалистах, является конверсия в ВПК, причем в наи­более кризисном положении с точки зрения занятости оказался сек­тор оборонных разработок. В условиях уменьшения госзаказа на 80% большая часть кадров в этом секторе не может быть занята полностью. При этом многие предприятия и НИИ попадают в своего рода вто­ричную конверсию, когда у заказчиков нет денег для оплаты граж­данской продукции и разработок.
 Стремительный спад производства, сопровождаемый сокращени­ем занятых, произошел в легкой и текстильной промышленности. Хлопчатобумажных тканей стало выпускаться меньше в 4,8 раза, шел­ковых — в 8,2, шерстяных — в 10,9, трикотажных изделий — в 16,1, пальто, платьев и сорочек — в 13—15, обуви — в 10,8 раза.
 Происходящие в России сдвиги в производстве обусловили из­менения структуры занятости. При стабильном сокращении численности работников в промышленности, строительстве, торгов­ле, материально-техническом снабжении и науке отмечаются значительные ее темпы прироста в кредитовании, страховании и аппара­те управления. В целом же масштабы высвобождения работников (тем более если учесть, что многие увольняются по собственному желанию)* несопоставимы с масштабами падения промышленного производства. В 1992 г. снижение объема промышленного производ­ства составило 18%, а сокращение численности занятых — 4,8%, в 1993 г. — соответственно 16 и 7%. В дальнейшем эти «ножницы» хотя и сократились, но все равно существовали значительные расхождения падения производства и уменьшения численности персонала.
 
 * Высвобождение работников по инициативе администрации в общей величине выбытия кадров с предприятий составляет лишь около 7%.
 
 Во многом это следствие политики занятости на предприятиях. В условиях кризиса мотивы руководителей предприятий — государ­ственных и бывших государственных (акционированных, привати­зированных), — как показал опрос, проведенный в сентябре 1993 г. в семи регионах России, сводятся к выживанию в условиях кризиса, которое для большинства руководителей связано с сохранением тру­дового коллектива. Для 58% директоров это стало основной целью. На увеличение прибыльности производства в качестве цели указы­вали 27% руководителей. При этом лишь 16% опрошенных, выбрав второе, отвергли в то же время установку на сохранение коллектива.
 Нередко испытывающие финансовые затруднения предприятия предпочитают сдерживать заработную плату и сокращать вакансии, но не работников. Конечно, здесь можно провести сравнение с дей­ствиями работодателей в развитой рыночной экономике на внутрен­нем рынке труда в период спада. Но скорее это явление связано с сохранением прежних представлений об этических нормах.
 Следствием такой политики является «замораживание» избыточ­ной численности работников, т.е. рост скрытой безработицы, весьма значительный еще до начала реформ.
 Таким образом, хотя продолжающийся спад производства в Рос­сии пока не вызывает адекватного сокращения занятости, происхо­дящие в социально-экономической сфере процессы приводят к уг­лублению структурных диспропорций между спросом на труд и его предложением. В частности, работникам с высшим и средним спе­циальным образованием все труднее найти рабочие места, соответ­ствующие их квалификации.
 Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда
 К новым факторам, воздействие которых на рынке труда в полной мере скажется в перспективе, наряду с формированием многоукладности нужно отнести становление социального партнерства.
 Особенности современной социально-экономической ситуации сказываются на роли и месте партнеров, на правах и обязанностях. Профсоюзы во многих отношениях не способны и не готовы к вы­полнению функций равноправной стороны в переговорном процессе. Это происходит по разным причинам — из-за разобщенности проф­движения, его чрезмерной политизации, падения авторитета, сокра­щения численности членов профсоюзов и т.д.* Эти функции в какой-то мере пытаются выполнять другие организации, например советы трудовых коллективов. Во многих случаях происходит совмещение функций работодателя и посредника, т.е. государства. В результате администрация предприятия укрепляет свою власть, еще больше под­чиняя себе работников. С другой стороны, нередко социальное парт­нерство принимает форму негласного соглашения между администра­цией и трудовым коллективом.
 
 * В государственном секторе многие добровольно прекращают свое членство в профсоюзах, в сфере же мелкого бизнеса фактически полное отсутствие профсоюзных организаций связано, в частности, с противодействием работодателей.
 
 Выводы
 1. На формирование спроса на рабочую силу и ее предложение в совре­менной России оказывает влияние переход от рынка с избытком рабочих мест к рынку с избытком рабочей силы.
 2. В происходящих сдвигах на рынке труда сложно разграничить влияние различных факторов: глубоких кризисных процессов в экономике, политике, духовной сфере, на фоне которых осуществляются реформы; мер экономи­ческой политики правительства и т.д. С полным основанием можно лишь указать на растущую взаимосвязь и взаимозависимость экономических, де­мографических и социальных процессов. Она проявляется, в частности, в том, что в переходный период экономические процессы все больше непо­средственно проявляются в форме социальной и демографической.
 3. Взаимодействие различных факторов, влияющих на рынок труда, в значительной мере объясняет иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы, формирующие предложение труда и спрос на него. Это особенно наглядно проявляется в условиях многоукладности.
 Термины
 Рынок труда
 Спрос на рабочую силу
 Предложение рабочей силы
 Механизм рынка труда
 Субъекты рынка труда
 Эффект дохода
 Вопросы для самопроверки
 1. Что понимается под рынком труда и каковы его основные элементы?
 2. По каким показателям можно судить о степени развитости рынка труда?
 3. Каков механизм согласования интересов субъектов рынка труда?
 4. В чем состоят особенности формирования российского рынка труда?
 5. Какие факторы определяют обесценение труда в России и формируют его предложение?
 6. Охарактеризуйте новые сферы занятости, возникшие в России в связи с переходом к рынку, а также факторы, определяющие распределение работ­ников по сферам приложения труда.
 Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости
 Модели государственной политики
 Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что без участия государства невозможно смягчение социально-экономичес­ких последствий безработицы. Этот вывод подтверждают многочис­ленные факты, показывающие, что предприниматели заинтересованы в сохранении значительных масштабов безработицы, использовании ее для давления на заработную плату, интенсификации труда занятых. Вмешательство государства связано с невозможностью на основе только рыночного механизма уменьшить структурные несоответствия рабочих мест и предложения рабочей силы.
 История государственной политики занятости населения в рыноч­ной экономике насчитывает не одно десятилетие. До начала Второй мировой войны она не носила систематического характера, приме­няемые меры диктовались, как правило, чрезвычайными обстоятель­ствами. В послевоенный период меры государства в сфере занятости базировались на сочетании кейнсианского и неоклассического под­хода.
 Примерно до начала экономического кризиса 1974—1975 гг. в стра­нах с развитой рыночной экономикой преобладали кейнсианские и неокейнсианские подходы, направленные на обеспечение полной за­нятости путем воздействия на совокупный спрос.
 После смены моделей государственного регулирования в начале 80-х гг. в качестве теоретической основы новой модели утвердилась неоклассическая концепция, выдвигающая на первое место борьбу с инфляцией. Главным средством уменьшения безработицы, как ут­верждают сторонники этой концепции, является общее оздоровление экономики вследствие оживления конкурентно-рыночных сил, со­здания благоприятного инвестиционного климата и сведения к ми­нимуму непосредственного вмешательства государства в экономику, в том числе в сферу занятости.
 Изменение приоритетов в политике занятости, активное стиму­лирование мелкого и среднего предпринимательства (менее капита­лоемкого и более трудоемкого, чем крупный бизнес, и потому созда­ющего больше рабочих мест) тесно увязаны с другими мерами, на­пример с ослаблением регламентации найма, увольнений, условий труда. Все это, с точки зрения предпринимателей и неконсервативных теоретиков, обязательные атрибуты «гибкого рынка труда». По оцен­кам же профсоюзов, эти меры подрывают социальную защищенность трудящихся.
 Массовая безработица, формирование ее особой структуры и дру­гие связанные с ней негативные тенденции в социальной сфере, ко­торыми сопровождались реформы, заставили внести существенные коррективы в программные установки. Монетаристские методы ре­гулирования были дополнены активными формами государственного вмешательства.
 Меры политики занятости
 Осуществляемые при проведении политики занятости меры можно сгруппировать по разным признакам, хотя на практике эти меры тесно взаимосвязаны. Например, по направлениям регулиро­вания выделяются меры социальные и экономические, с точки зрения способа воздействия — меры прямого и косвенного влияния. К пер­вым относятся различные программы создания рабочих мест, про­граммы образования, профессиональной подготовки и переподготов­ки, мероприятия региональной политики, изменения в трудовом за­конодательстве и т.д. К косвенным мерам воздействия принадлежат налоговая, кредитная и денежная политика, субсидирование пред­принимателей для трудоустройства безработных и организации про­изводственного обучения и переподготовки и другие меры общеэко­номического характера.
 Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на спрос на рабочую силу или на ее предложение, в том числе и путем воздействия на заработную плату.
 При выработке концепции политики занятости и ее реализации в условиях социально-экономических преобразований в России были учтены основные особенности российского рынка труда и тенденции регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.
 17.2. Вторичная занятость
 Масштабы и структура вторичной занятости
 Одной из характерных особенностей российского рынка труда к началу 90-х гг. стало развитие вторичной занятости, юридически подкрепленное снятием ряда запретов и ограничений на совмести­тельство.
 Весьма затруднительно дать точную оценку масштабов вторичной занятости, так как официальная статистика, располагающая данными о работающих по совместительству и по контрактам, не учитывает многочисленную категорию населения, имеющую дополнительную работу вне формальных организаций и не связанную с какой-либо регистрацией. По оценкам ВЦИОМ, в середине 90-х гг. в России в дополнительную трудовую деятельность было вовлечено как минимум 10-15 млн человек, или 15-20% занятого населения. По-видимому, и эта величина занижена, поскольку у многих работников дополни­тельные доходы связаны с теневым сектором экономики. Кроме того, некоторые государственные программы (в частности, программы об­щественных работ), адресованные безработным, на практике высту­пают как источник дополнительных, хотя и небольших, доходов для имеющих работу. По некоторым оценкам, фактически различными видами вторичной занятости охвачено до 30% работающих.
 Усложнение форм хозяйственной деятельности расширило воз­можности дополнительного приложения труда. Например, по офи­циальным данным, число вторично занятых в сфере малого бизнеса в середине 90-х гг. составляло 7,7 млн человек, т.е. почти половину от общего числа занятых в этом секторе. В сфере же НИОКР в малом бизнесе число работающих на условиях вторичной занятости в тот же период в 2—3 раза превышало число основных работников.
 По данным опроса, проведенного в 1995 г., среди лиц, имевших дополнительное занятие, свыше одной четверти были заняты на пред­приятиях с числом работников не более 10, около половины — с чис­лом работников не более 20, почти 80% — на предприятиях, где занято не более 100 человек, и только несколько более 7% — на средних и крупных предприятиях.
 Разумеется, снятие запретов увеличило возможности работать по совместительству и по контрактам. Поданным опроса, проведенного в мае 1995 г., больше всего совместителей было среди работников со­циальной сферы (51%) и в промышленности (37,7%). Работавших по совместительству было больше среди занятых в государственном сек­торе, чем в частном.
 Возросли также возможности иметь дополнительные занятия как внутри предприятий и организации, так и вне их, но по их заказам, контрактам с ними (таким образом обеспечивали себе дополнитель­ный доход 6—8% всех работающих по совместительству).
 Широкое использование на промышленных предприятиях в пос­ледние годы неполной занятости увеличивает возможности выпол­нения второй работы. Согласно данным опроса, проведенного Ин­ститутом сравнительных исследований трудовых отношений в 1997 г., несколько чаще вовлечены в сферу вторичной занятости опрошен­ные, имевшие отпуска без сохранения заработной платы на основной работе. Указали на наличие у них дополнительной работы в 1996 г. 33% опрошенных «отпускников» и 17% работников, не имевших вы­нужденных отпусков.
 Более всего расширилась сфера неформальной вторичной заня­тости, преимущественно за счет разного вида обслуживания (45—50% численности вторично занятых). Эта сфера включает уличную тор­говлю, ремонтные и строительные работы, шитье одежды, уборку по­мещений и т.д., а также такие услуги, как посредничество. В гораздо меньшей степени она охватывает производство товаров — 4—8% всех имеющих дополнительную работу.
 Возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. По данным социологических исследований, проведенных центром «Трудмониторинг», удельный вес нуждающих­ся в дополнительных заработках, но не нашедших их источников, со­ставлял в промышленности строительных материалов у неквалифи­цированных работников 87,3%, а у специалистов — 85,7%, в маши­ностроении и металлообработке — соответственно 79,6 и 86,9%.
 Возможности получения второй работы зависят от социального статуса работника: чем он выше, тем они больше. Как видно из ис­следований, наихудшие возможности — у сельскохозяйственных ра­ботников и продавцов, наилучшие — у руководителей и специалис­тов. Кроме того, имеют значение и половозрастные характеристики. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди моло­дого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники массовых профессий. Если же рассматривать приработки, имеющие случайный или временный характер, то здесь впереди военнослужа­щие и неквалифицированные работники. Именно они, а также спе­циалисты более всего вовлечены во вторичную занятость.
 Мотивы вторичной занятости
 Подавляющее большинство (80-90% опрошенных в середине 90-х гг.) стремились к дополнительной работе с целью повышения дохода. По данным Института сравнительных исследований трудовых отношений, доля доходов от дополнительной работы в семейном бюд­жете составляет около 20%. При этом почти 45% опрошенных не ис­ключали возможности перехода в будущем на вторую работу как на основную. Среди них преобладали занятые в частном секторе (47%), молодежь до 30 лет (36%), руководители (34%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 34 и 19%). Именно в этих группах больше всего тех, для кого вторичная занятость — источник не только дополнительных доходов, но и новых возможностей, в частности, из­менить свой трудовой и социальный статус. На такой мотив указали почти 20% опрошенных.
 В то же время большинство опрошенных вторая работа, нередко обеспечивающая больше доходов, чем основная, удерживала на ос­новном рабочем месте. Такой своеобразный эффект замещения, за­ставляющий больше трудиться на дополнительной работе, сохраняя основную, характерен для различных категорий населения, например для пожилых людей, для лиц с образованием ниже среднего и для специалистов, для жителей больших и малых городов.
 По-видимому, особенно отчетливо этот эффект проявляется для тех работников, которые, не имея возможности материально обеспе­чить себя и свою семью на основной работе, все же не желают отка­заться от своей специальности. Деквалификация в большинстве слу­чаев ожидала бы их в случае перехода к дополнительному занятию как к основному. Из опросов видно, что лишь 1/3 вторично занятых трудится по той же профессии и специальности, что и на основной работе; 2/5 опрошенных указали, что дополнительная работа вообще не требует профессиональной подготовки, 1/4 из них была вынуждена прирабатывать по другой профессии, чем на основной работе.
 Характер вторичной занятости
 К наиболее распространенным профессиям в сфере вторичной занятости в 1996 г. относились (в порядке убывания): уборщицы, ох­ранники, прислуга в гостиницах; продавцы в магазинах; преподава­тели, учителя, репетиторы; торговые посредники; продавцы в киос­ках, торговых палатках; менеджеры в магазинах, торговых фирмах; плотники и столяры; бухгалтеры; парикмахеры, массажисты, косме­тологи; врачи. Таким образом, эта профессиональная структура отражает ранее отмеченную тенденцию к наиболее широкому распростра­нению дополнительных занятии среди тех работников, которые свя­заны с оказанием услуг (включая торговлю) в большей степени, чем на основной работе.
 Таким образом, с одной стороны, значительная часть рабочих мест вторичной занятости характеризуется низким качеством, не тре­бует высокой квалификации и развитых профессиональных навы­ков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, при­обретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет воз­можности для вторичной занятости. В общем же можно прийти к выводу, что занятость на дополнительной работе связана для значи­тельной части вторично занятых со снижением профессионального и квалификационного уровня.
 В первую очередь это относится к женщинам. Так, согласно ре­зультатам исследования, вторичная занятость женщин в 63% случа­ев — работа по профессии, не требующей обучения. У мужчин такие подработки встречаются в 2 раза реже. Во многом аналогичная си­туация складывается у специалистов и квалифицированных работни­ков, у которых вторичная занятость нередко связана с выполнением работ низкой квалификации.
 Исключение составляет группа руководителей, которые чаще дру­гих (в 60-70% случаев) имеют вторую работу той же квалификации и по той же профессии, что и основная. Вторичная занятость в этой группе обычно является своеобразным продолжением выполнения их функций по основному месту работы (например, консультирование фирм, связанных с деятельностью предприятий и организаций, ко­торые они возглавляют).
 Функции вторичной занятости
 Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет не­сколько важных для рынка труда функций:
 • для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы;
 • для руководителей предприятий вторичная занятость работни­ков — способ сохранения основного ядра коллектива;
 • для государства вторичная занятость — своеобразный аморти­затор социальной напряженности.
 17.3. Проблемы развития самозанятости
 Понятие самостоятельной занятости
 Приоритетным направлением политики занятости в России, как следует из нормативных и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ, является развитие быстрыми тем­пами самостоятельной занятости населения до уровня развитых стран. Этот аспект социальной политики находится на пересечении разных ее направлений.
 В состав занятых в статистике западных стран включаются лица, работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и помогающие члены семьи (военнослужащие также входят в состав занятых). К самостоятельно обеспечивающим себя работой относятся лица, которые, являясь собственниками или арендаторами, ведут соб­ственное дело в промышленности или сельском хозяйстве, а также лица свободной профессии. В состав занятых, работающих не по найму, входят, кроме того, помогающие члены семьи,* т.е. те, кто по­могает в семейном бизнесе, не получая заработной платы и не платя взносов в систему социального обеспечения.**
 
 * В российском законодательстве эта категория занятых отсутствует.
 ** В ряде статистических материалов «самостоятельно обеспечивающие себя ра­ботой» и «помогающие члены семьи» объединяются в одну группу.
 
 Понятия «самостоятельно обеспечивающих себя работой» в раз­витых странах и «самостоятельно занятых» в российском законода­тельстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему биз­несу в его европейской трактовке. В российских программах заня­тости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индиви­дуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонт­ных мастерских и т.п.
 Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием «мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах.
 Самозанятость как альтернатива безработице
 В зарубежной литературе можно встретить и еще одно значение понятия самозанятости — в узком смысле слова. Это альтернатива безработице. Для регионов с высокой концентрацией застойной безработицы в ряде стран, например во Франции, перспективным, хотя и дорогостоящим путем борьбы с безработицей считается замена для желающих пособия по безработице субсидиями на создание предпри­ятий. В Германии разновидностью понимаемой таким образом само­стоятельной занятости являются группы самопомощи, пользующиеся поддержкой местных органов власти и неправительственных органи­заций.
 В значительной степени альтернативные методы борьбы с безра­ботицей ориентированы на группы риска, причем учитывается спе­цифика разных групп — безработной молодежи, длительно безработ­ных, домохозяек и т.д. В российских условиях такая альтернатива без­работице оказалась слишком дорогой, и поэтому службы занятости прибегают к ней очень редко.
 Очень трудно дать точную оценку масштабов самозанятости в мел­ком предпринимательстве, а также самозанятости в узком смысле.
 17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы
 Формы безработицы
 Массовая безработица* остается одной из наиболее острых соци­ально-экономических проблем в странах с развитой рыночной эко­номикой. По данным официальной статистики, в 80-е гг. в 24 веду­щих промышленно развитых странах Запада (членах Организации экономического сотрудничества и развития) она достигла небывалых для послевоенной истории размеров. Если в 1960 г. численность за­регистрированных безработных составляла около 8 млн человек, то в первой половине 80-х гг. она перевалила за 30-миллионную от­метку, удерживаясь на ней в последующем. Такой важный наряду с продолжительностью показатель безработицы, как ее уровень (выра­женная в процентах доля официально зарегистрированных безра­ботных в составе рабочей силы), даже в весьма «благополучной» ФРГ в отдельные годы превышал 9%.
 
 * Статус безработного в развитых странах, согласно основным законодательным нормам, могут получить только те, кто, не имея работы, активно ищет ее с помощью служб занятости.
 
 Подходы ученых разных школ к объяснению причин безработицы различны. Например, К. Маркс выделял общую объективную основу относительного перенаселения. Дж. М. Кейнс также указывал основную причину вынужденной незанятости — недостаток эффективного спроса. В современной западной экономической теории выдвигается ряд причин безработицы в соответствии с большим количеством форм, характеризующих ее динамику, конкретные причины потери работы, затруднения в поиске работы, трудоустройстве.
 К основным формам безработицы относят структурную, т.е. свя­занную с несоответствием структуры спроса на рабочую силу струк­туре ее предложения, циклическую, связанную со спадом производст­ва, фрикционную, связанную с текучестью рабочей силы. Используется и более детальная разбивка: структурной — на структурную и техно­логическую, фрикционной — на психологическую, сезонную и т.п.
 При анализе причин безработицы в долговременном периоде вы­деляют две формы: фрикционную (в нее включают и структурную безработицу), связанную с поиском работы, и безработицу ожидания, вызываемую жесткостью реальной заработной платы (т. е. действием законов о минимальной заработной плате, коллективных договоров, применением стимулирующих систем заработной платы).
 Правомерна и другая классификация форм безработицы, исполь­зованная К. Марксом. Именно она важна для оценки влияния без­работицы на уровень доходов. В ее основе — способность безработных к новому включению в трудовую жизнь, связанная с продолжитель­ностью безработицы. Согласно этому критерию выделяются текучая, скрытая и застойная формы. Причем для «попадания» в последнюю имеет значение не только продолжительность вынужденной незаня­тости (обычно берется срок более полугода), но и нерегулярность за­нятий, частота безработицы.
 Можно по-разному относиться к росту скрытой безработицы, но нельзя не признать, что она является менее разрушительной для ка­чества рабочей силы и для личности в целом формой, чем другие, прежде всего застойная. А именно она реально угрожала бы тем, кто может быть высвобожден в процессе сокращения избыточной чис­ленности занятых. При отсутствии эффективной структурно-инвес­тиционной политики такой процесс мог бы также усугубить социаль­ную напряженность в обществе.
 Среди многочисленных форм, выделяемых на основе различных критериев, застойная безработица является объектом повышенного внимания в политике занятости. Во-первых, это связано с ее разру­шительными последствиями как для качества рабочей силы, так и для личности безработных, а следовательно, с угрозой нарушения со­циальной стабильности. Во-вторых, первоочередная ориентация на предупреждение застойной безработицы или смягчение ее последствий определяется особой структурой безработицы, которая сформи­ровалась в промышленно развитых странах за последние два десяти­летия. Речь идет о преобладании среди безработных социально уяз­вимых групп — молодежи, пожилых людей, женщин (в первую оче­редь молодых матерей), иностранцев, лиц, имеющих слабое здоровье и ограниченную трудоспособность, длительно безработных и т.д. При­чем численность длительно безработных, как правило, и пополняется из перечисленных групп риска.
 Безработица в России
 Возникновение российской безработицы не вполне соответствует теории перехода к рыночным отношениям, согласно которой безра­ботица в период реформирования экономики должна расти в резуль­тате демонополизации, приватизации, развития конкуренции, по­вышения эффективности производства, перехода скрытой безрабо­тицы в открытую. В России перечисленные процессы проявляются слабо и не оказывают существенного влияния на рынок труда. Чис­ленность безработных в августе 1999 г. составила 12,4% экономически активного населения, или 9,13 млн человек.
 Ситуация на российском рынке труда характеризуется ощути­мым увеличением числа продолжительное время не имеющих рабо­ты и их доли в общей численности безработных. Если на 1 января 1993 г. удельный вес безработных более 8 мес. составлял 7%, то к на­чалу 1999 г. он вырос почти до 35%, т.е. почти в 5 раз, а их число за тот же период времени возросло почти в 17 раз (для сравнения: общее число зарегистрированных безработных увеличилось примерно в 3 раза — с 600 тыс. до 2 млн).
 Средняя продолжительность безработицы на конец 1998 г. соста­вила 7,5 мес. При этом нужно учесть, что принятый в нашей стране критерий отнесения к длительно безработным (продолжительность незанятости более 8 мес.) искусственно занижает подлинные масшта­бы этой формы безработицы. Ведь разрушительные последствия за­стойной безработицы связаны не только с прекращением выплаты пособия и ощущаются раньше, чем истечет установленный законом срок, по крайней мере уже через полгода.
 Оценка масштабов длительной безработицы
 Трудности в определении численности и доли длительно безра­ботных, т.е. тех, кто не имеет работы более 8 мес., связаны с тем, что официальные статистические данные не дают полного представления о подлинных масштабах этой формы безработицы. Официальная ста­тистика, на которую ориентируются службы занятости, не учитывает многочисленные группы длительно безработных или нерегулярно за­нятых, которые не ищут работу или при ее поиске не обращаются к помощи биржи труда. Часть из них при определенных условиях может предъявить спрос на рабочие места и пополнить ряды «официаль­ных» длительно безработных. Это относится, например, к инвалидам III группы, к домохозяйкам.
 Многочисленную категорию незарегистрированных длительно безработных образуют беженцы и вынужденные мигранты. Особая группа — не имеющие легальной работы нелегальные мигранты, ко­торые не предъявляют спроса на рабочие места. Вместе с тем эта груп­па незанятых создает острейшие проблемы для общества, образуя кри­миногенную среду.
 Важной характеристикой длительной безработицы, как офици­альной, так и неофициальной, является ее концентрация в опреде­ленных регионах. К таким регионам, например, еще при всеобщей занятости относился Северный Кавказ. «Группы риска», из которых пополняются длительно безработные, сосредоточены в Москве. Таким образом, масштабы и острота проблемы длительной безработицы в разных регионах России неодинаковы.
 Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных
 При рассмотрении действия факторов роста безработицы, в первую очередь длительной, целесообразно обратиться к тем тенденциям, ко­торые сложились на рынке труда в промышленно развитых странах в период смены моделей государственного регулирования, учитывая, что социальная цена экономических реформ в России значительно выше.
 Выбор для сопоставления именно этих стран неслучаен, так как в основу программ перехода к рынку в России были положены монетаристские модели экономической политики, и их влияние на со­циальную сферу в ближайшем будущем будет ощущаться даже при возможных значительных корректировках экономических реформ.
 Анализ хода экономических реформ в развитых странах и, в част­ности, последствий стратегии «гибкого рынка труда», с переходом к которой неразрывно связаны эти реформы, показывает, что основным фактором социального риска при проведении неоконсервативной экономической политики стала массовая безработица с ее особой структурой (высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных) и связанная с ней тенденция к маргинализации общества.
 Можно предложить следующую классификацию причин роста безработицы в промышленно развитых странах начиная с середины 70-х гг.:
 • факторы, влияющие на общие условия роста безработицы;
 • факторы, оказывающие влияние преимущественно на динами­ку безработицы в группах, в которых безработица растет особенно быстро;
 • факторы, специфические для этих групп, в том числе конкрет­но-исторического характера.
 Используем этот подход при определении возможных тенденций на рынке труда в России, учитывая, что особый интерес представляет динамика длительной безработицы.
 К первой группе могут быть отнесены прежде всего про­цессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией; на общий уровень и ди­намику безработицы влияют и социальные факторы, скажем, утверж­дение принципа добровольности труда.
 Во вторую группу входят факторы, замедляющие вовлече­ние рабочей силы в производство и сферу услуг и затрагивающие раз­личные ее категории, но прежде всего вступающих в трудовую жизнь (входящих в «группы риска» юношей и девушек; женщин, желающих вернуться к трудовой деятельности после рождения и воспитания детей или отказаться от положения домохозяйки из-за материальных трудностей; иммигрантов). На Западе главными из таких факторов были уровень военных расходов, замедление темпов экономического роста в последние два десятилетия, перебазирование предприятий ряда отраслей за границу, повышение конкурентоспособности това­ров новых индустриальных стран.*
 
 * В последнее время увеличение импорта, в том числе из развивающихся стран, где размещены предприятия ТНК, привело к свертыванию производства в ряде отрас­лей развитых стран, широко использующих труд молодежи и женщин, — текстильной, обувной, швейной промышленности и др.
 
 Действие перечисленных факторов, за исключением перевода предприятий за границу, оказывается гораздо более ощутимым в Рос­сии. В первую очередь это относится к продолжающемуся спаду про­изводства.
 Дополнительным источником напряженности является диффе­ренциация спада по отраслям и регионам. Направленность структурных сдвигов противоположна ожидаемой переориентации экономики на производство продукции для населения, т.е. речь идет о сокраще­нии рабочих мест прежде всего для «групп риска».
 Спад производства затронул и наиболее прогрессивные высоко­эффективные промышленные виды продукции, причем зачастую он превышал среднеотраслевые темпы падения. Таким образом, тради­ционное понятие «групп риска» рынка труда в российских условиях становится более широким.
 Наиболее сложное положение с занятостью складывается в тяже­лой промышленности, добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особенно сильное влияние на занятость и без­работицу определенных категорий населения в России оказывают ре­гиональные диспропорции. Наиболее острые формы структурный кризис принял в районах концентрации предприятий тяжелой про­мышленности и добывающих отраслей. К их числу относятся Урал и Восточная Сибирь, часть регионов Западной Сибири и Дальнего Вос­тока, отдельные регионы европейской части (Карелия, Тульская, Рос­товская области, Удмуртия, зона КМА и др.).
 Экстремальные ситуации на рынке труда, связанные в первую очередь с долговременной безработицей, проявились в малых и сред­них городах, сориентированных на один-два крупных предприятия оборонного комплекса, подлежащих конверсии, а также на предпри­ятия легкой и текстильной промышленности. Народно-хозяйствен­ный эффект конверсии для системы занятости в ближайшее время может оказаться отрицательным, скорее увеличивающим безработи­цу, и лишь в перспективе можно ожидать создания новых рабочих мест. В ВПК уже произошло сокращение занятости на более 2 млн человек, занять которых во многих регионах просто невозможно. Весьма сильное воздействие на «группы риска», прежде всего моло­дежь и женщин, может нанести и банкротство неконкурентоспособ­ных предприятий в условиях растущей открытости экономики и от­сутствия действенных мер защиты национального предприниматель­ства.
 На ситуацию с занятостью в России влияют и факторы, связанные со спецификой особых групп рынка труда. Эту третью группу составляют демографические факторы (сдвиги в половозрастной структуре рабочей силы, возможное увеличение экономической ак­тивности женщин, иммиграция), увеличение продолжительности об­разования, социально-психологические и политические факторы. Одним из главных источников напряжения является женская сверх­занятость (82%) и тенденция к преимущественному высвобождению женщин в ходе сокращений персонала. В ближайшей перспективе на занятость в России может значительно повлиять и поток переселенцев из бывших республик СССР, а также нелегальная миграция из даль­него зарубежья.
 Неоднозначное воздействие на масштабы использования труда одной из главных «групп риска» — молодежи, а следовательно, и на размеры ее безработицы оказывает такой специфический, зависящий от конкретно-исторических условий фактор, как способ получения и продолжительность образования. С этим фактором тесно связаны социально-психологические причины роста молодежной без­работицы.
 Указанный фактор действует по двум направлениям. С одной сто­роны, спрос на квалифицированные кадры диктует необходимость высокой, приближающейся к полному курсу средней школы обще­образовательной подготовки и профессионального образования и в связи с этим удлинения сроков обучения. Это ведет к повышению возрастной границы молодежи, начинающей трудовую жизнь, к зна­чительно меньшему, чем прежде, использованию в производстве мо­лодежи до 25 лет. За послевоенный период средний возраст оканчи­вающих учебу и поступающих на работу в промышленно развитых странах увеличился на два года. В России же за последнее время на­чало трудовой жизни отодвинулось на год — с 18 до 19 лет.
 С другой стороны, для вступающих в трудовую жизнь даже при высокой общеобразовательной подготовке существуют объективные ограничения возможностей применения их труда в определенных от­раслях и сферах профессиональной деятельности, в большей степени подверженных безработице. Молодежь — наиболее эмоциональная и мобильная группа в составе рабочей силы — с особой остротой вос­принимает эти ограничения. Отсутствие возможностей для творчества и инициативы, перспектив профессионального роста молодежи по­рождает стремление к перемене труда, поиску альтернативных заня­тий и тем самым приводит к повышению текучести, увеличивающей опасность стать безработным.
 Нередкое явление на рынке труда — дискриминация при найме по возрасту, полу и состоянию здоровья. Согласно проведенным в разных странах исследованиям предприниматели отдают предпочте­ние лицам в возрасте от 30 до 40 лет, а ограничения при найме ра­ботников в возрасте от 16 до 24 лет почти так же распространены, как и в возрасте старше 55 лет. Наиболее широко ограничения по возрасту применяются в розничной торговле и к работникам умст­венного труда.
 Исследования показывают, что усиление влияния демографичес­ких, политических, социально-психологических и других социальных факторов проявляется не только в росте безработицы «групп риска». Оно сказывается также на способности принадлежащих к этим груп­пам возвратиться в трудовую жизнь, предопределяет рост продолжи­тельности безработицы.
 Воздействие безработицы на маргинализацию
 Как указывалось, спад производства в России не вызывает аде­кватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Тенден­ции в этой сфере во многом будут определяться выбором направления социально-экономической политики. Однако существуют достаточно серьезные основания считать, что основным фактором социального риска при проведении реформ может стать массовая безработица с ее специфической структурой — высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных, — и связанные с ней процессы маргинализации, обнищания значительных слоев населения.
 Угроза массовой безработицы для представителей всех социаль­но-профессиональных групп приводит не только к снижению каче­ства рабочей силы, но и к распространению бедности, а следователь­но, и подрыву социальной стабильности.
 В соответствии с российским законодательством максимальное пособие по безработице не должно превышать среднего заработка по региону и выплачивается в течение 12 мес. исходя из величины сред­немесячного заработка, исчисленного за три последних месяца на последней работе в размере: за три первых месяца — 75%, четыре ме­сяца — 60% и последние пять месяцев — 45% от прежней средней за­работной платы. Впервые же ищущим работу и имеющим перерыв в работе более одного года, а также не имеющим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда — социальная помощь.
 Увеличение численности охваченных наиболее острыми, застой­ными формами безработицы означает расширение круга получателей социальной помощи, т.е. тех, кто не имеет права на получение посо­бия по безработице или уже утратил его. В связи с этим дополни­тельные нагрузки ложатся на семью как своеобразную «первичную социальную сеть» (термин, используемый немецкими социологами).
 В России масштабы скрытой безработицы весьма значительны. Она распространяется на лиц, которые, не имея работы и статуса безработного, реально могут предъявить спрос на рабочие места (напри­мер, домохозяек, неработающих инвалидов III группы, жителей аг­рарных регионов), а также формально занятых, но фактически не по­лучающих заработной платы или получающих заниженную заработ­ную плату — находящихся в вынужденных отпусках без оплаты, ра­ботающих неполное рабочее время и т.д. По официальным данным, скрытая безработица в конце 1998 г. составляла 4,5 млн человек (это число занятых неполное время). Реальную же ее оценку дать затруд­нительно. Минтруд России оценивает ее в 7—8 млн человек, социо­логи — значительно большей величиной. По некоторым данным, лишь в науке скрытая безработица составляет до 50%.
 Одновременно с ростом застойной и скрытой безработицы уве­личивается категория «новых бедных» — трудоспособных мужчин и женщин. Наряду с жителями «сельской глубинки», работниками лег­кой промышленности, машиностроения, оборонных отраслей к бед­нейшим слоям населения можно отнести высококвалифицированных работников науки, образования, здравоохранения и культуры, а также членов их семей.
 Многочисленная группа специалистов, находившихся ранее в от­носительно благоприятном положении, превращается в маргиналов не только по уровню доходов, но и по другим показателям уровня жизни. В частности, в новых условиях отсутствует прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее спе­циальное и высшее образование и высокая квалификация не являются основой социальной защищенности, не страхуют от безработицы во всех ее формах, включая скрытую и застойную. Наоборот, в ряде слу­чаев они являются своего рода фактором риска.
 Высокая доля специалистов в общей численности безработных — специфическая черта вынужденной незанятости в России. Это об­стоятельство препятствует формированию традиционного для соци­альной структуры рыночного типа среднего класса, включающего большинство интеллигенции, менеджеров среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих.
 17.5. Неформальная занятость
 Виды неформальной занятости
 Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной занятости.
 К неформальной занятости в России относится официально не­зарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.
 Международная организация труда (МОТ) рассматривает нефор­мальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих глав­ным образом из независимых, самостоятельно занятых производите­лей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире.
 Существует много разновидностей неформальной занятости. Ос­новными из них являются:
 • отраслевые — в сфере образования, медицины, оказания раз­личных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, на­пример «челночный» бизнес);
 • организационные — индивидуально занятые, работники и вла­дельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных ор­ганизациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте;
 • разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только не­формальные доходы; лица, для которых неформальные доходы ос­новные; лица, совмещающие работу в «формальном» и «неформаль­ном» секторах (неформальная занятость дает неосновную часть до­ходов).
 Все виды неформальной занятости имеют общую черту — неста­бильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, уч­реждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой.
 В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно меньших масштабах и в иных фор­мах, чем в развивающихся. В развитых странах доля «неформального» сектора составляет 5—10% валового внутреннего продукта, а в разви­вающихся — до 35%. В России она достигает 40%.
 Многие совмещают работу в «формальном» и «неформальном» секторах. Это в основном работающие неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в вынужденном отпус­ке. Получающие низкую заработную плату, имеющие относительно свободный режим работы или возможность подрабатывать на рабочем месте также склонны к неформальной занятости.
 Масштабы и роль неформальной занятости в России
 Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформаль­ном» секторе. В России уровень неформальной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в России нефор­мально занятые могут получать высокие доходы. В «неформальном» секторе России также существует бедность, однако в значительно меньших размерах, чем в развивающихся странах.
 Неформальная занятость в России в значительной степени свя­зана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в пер­вую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов.
 По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн человек (более 30% экономически актив­ного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в «формальном» секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать допол­нительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы.
 Роль неформальной занятости в России неоднозначна. Она в зна­чительной степени сдерживает резкое падение уровня жизни населе­ния и рост безработицы, лица, занятые в «неформальном» секторе, производят дешевые товары и услуги, имеют возможность выбрать удобный для себя режим работы. Развитие неформальной занятости является одним из элементов рыночного саморегулирования эконо­мики.
 Однако неформальная занятость порождает ряд социальных про­блем. Она создает условия для криминализации общества. В «нефор­мальном» секторе отсутствуют социальные гарантии, контроль за ус­ловиями труда, качеством товаров и услуг, неформально занятые не­редко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Госу­дарство не получает значительную часть средств в результате укрытия доходов от налогообложения.
 Полностью устранить неформальную занятость, а вместе с ней и укрытие части налогов от налогообложения невозможно. Масштабы получения неформальных доходов могут сократиться в результате со­здания благоприятных условий для развития малого и среднего биз­неса, что будет способствовать регистрации неформальных производ­ственных единиц.
 Выводы
 1. Разработка и реализация принципиальных подходов к политике за­нятости с учетом возможной динамики наиболее острых и разрушительных форм безработицы предполагают использование самых разнообразных ин­струментов воздействия.
 2. Спад производства в России не вызвал адекватного сокращения за­нятости и увеличения безработицы. Но при этом происходит сдвиг в струк­туре безработных — увеличение социально уязвимых групп и, как следствие этого, лиц, длительное время не имеющих работы.
 3. В составе длительно безработных помимо наиболее уязвимых катего­рий трудящихся присутствуют и «новые маргиналы» — высококвалифици­рованные работники, специалисты. Это свидетельствует об отсутствии пря­мой связи между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее и высшее профессиональное образование и высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности.
 4. Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большин­стве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с сис­тематическими задержками ее выплаты.
 Термины
 Безработица
 Занятость населения
 Эффект замещения
 Уровень безработицы
 Структурная безработица
 Фрикционная безработица
 Циклическая безработица
 Безработица ожидания
 Скрытая безработица
 Застойная безработица
 Неформальная занятость
 Вторичная занятость
 Самозанятость
 Вопросы для самопроверки
 1. Каковы критерии классификации форм безработицы?
 2. Какие формы безработицы связаны с наибольшими материальными потерями?
 3. Чем характеризуются основные тенденции безработицы в России?
 4. Почему развитию самостоятельных форм занятости придается столь важное значение в политике занятости?
 5. Какие социальные проблемы порождает неформальная занятость?
 Раздел VI
 ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ
 Содержание раздела VI
 Глава 18. Тарифная оплата
 18.1. Задачи и элементы тарифной оплаты
 18.2. Принципы построения тарифной системы
 18.3. Порядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих
 18.4. Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате

<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу