<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Bi — количество рабочего времени, отработанного i-м работником;
 п — количество работников, участвующих в распределении ФОТ.
 При определении коэффициента квалификационного уровня (ККУi ) возможны два подхода:
 • исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложив­шихся в период, предшествующий переходу к бестарифной системе оплаты труда;
 • исходя из соотношений в оплате труда, вытекающих из дейст­вующих условий оплаты труда работников в период введения беста­рифной системы.
 Первый подход основан на том, что фактический уровень квали­фикации работника наиболее полно отражает не присвоенный ему разряд, а фактически полученная заработная плата:
 где ЗПi — средняя заработная плата i-го работника за достаточно про­должительное время предшествующего периода,
 ЗПmin — средняя заработная плата работника с самым низким уровнем оплаты в тот же период.
 Нередко коэффициенты квалификационного уровня, полученные через сопоставление индивидуальных заработков, непосредственно в расчетах заработка не используются. Они служат основой для ана­лиза и группировки работников по квалификационным должностным группам. Так, на Вешкинском комбинате торгового оборудования (Московская область), где впервые была применена бестарифная сис­тема оплаты, работники по размеру ККУ, были объединены в десять профессионально-квалификационных групп:
 Руководитель предприятия 4,5
 Главный инженер 4,0
 Зам руководителя предприятия 3,6
 Руководители ведущих подразделении 3,25
 Ведущие специалисты и рабочие 2,65
 Специалисты 1-й категории и рабочие высшей квалификации 2,5
 Специалисты 2-й категории и высококвалифицированные рабочие 2,1
 Специалисты 3-й категории и квалифицированные рабочие 1,7
 Специалисты и малоквалифицированные рабочие 1,3
 Рабочие низшей квалификации 1,0
 Второй подход исходит из предположения, что ККУi объективно определяется совокупностью таких показателей, как сложность рабо­ты, фактические условия труда на рабочем месте, сменность, интен­сивность труда, профессиональное мастерство работника.
 Формула расчета ККУi работника исходя из совокупности пока­зателей, характеризующих рабочее место и индивидуальные качества работника, имеют следующий вид:
 ККУi = КСРj ? КУТj ? КСМj ?КИТij ? КПМij .
 КСР (сложности работ) определяется путем деления месячных та­рифных ставок по всем разрядам на тарифную ставку 1-го разряда,
 КУТ (условий труда), как правило, определяется экспертно или величиной дифференцированной надбавки за условия труда;
 КСМ (сменности работы) рассчитывается как соотношение суммы доплат за работу в две или три смены и базовой величины тарифной ставки 1-го разряда;
 КИТ (интенсивности труда) устанавливается в пределах факти­чески сложившихся размеров доплат за совмещение профессий и рас­ширение зон обслуживания (30-50% тарифной ставки);
 КПМ (профмастерства) повышает коэффициент квалификацион­ного уровня работника на 15—40% исходя из средних фактически сло­жившихся доплат за профессиональное мастерство;
 j — принадлежность характеристики к рабочему месту;
 ij — принадлежность характеристики к работнику, работающему на данном рабочем месте.
 Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества*
 На ряде предприятий внедрена и положительно себя зарекомен­довала бестарифная модель организации оплаты труда, основанная на применении «вилки» соотношений оплаты труда разного качества (ВСОТРК).
 Заработная плата каждого работника на предприятиях, использу­ющих эту систему оплаты, определяется по формуле
 где ЗП — размер заработной платы i-го работника;
 Кi — коэффициент, показывающий, во сколько раз оплата труда i-го работника выше минимальной;
  — сумма значений Кi для всех работников предприятия,
 ФОТ — объем средств, предназначенных на оплату труда.
 
 * Волгин Н.А., Николаев С. Р. Доходы работника и результативность производства (проблемы, реалии, перспективы). М.: Универсум, 1994. С. 95.
 
 Особенностью ВСОТРК является установление соотношений в оплате труда работников различных категорий Кi в виде «вилок» с широким диапазоном, что дает возможность сократить количество премиальных положений, усложняющих расчеты, и в то же время широко использовать индивидуальный подход к стимулированию эф­фективности труда Конкретную величину Кi устанавливают трудо­вые коллективы или их руководители.
 Разработаны различные варианты «вилок» соотношений в оплате труда работников разных квалификационных групп. «Вилки» между крайними соотношениями в оплате их труда рекомендуется устанав­ливать такими, чтобы стимулировать труд различной сложности и в то же время не допускать необоснованной дифференциации в оплате труда В качестве примера приведем возможный вариант построения сетки ВСОТРК (табл. 19.1).
 Таблица 19.1.
 Построение сетки ВСОТРК
 Квалификационные группы работников«Вилки» соотношении в оплате труда
 IIIIIIIVVVIVII
 1,0-1,41,41-202,01-2,82,81-4,04,01-5,55,51-7,07,01-8,5
 РабочиеXXXX———
 СлужащиеXXX————
 Техники всех специальностей
  XX
 
 
 
 
 Специалисты всех направлении
  XXXXX
 
 Работники твор ческого труда
 
  XXXXX
 Руководители про изводственных подразделении (мастера, началь ники отделов, цехов)
  XXXXX
 
 Директора предприятий организаций
 
 
  XXXX
 
 
 Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником
 Разновидностями бестарифных систем оплаты труда являются ис­ходящие из сумм торговой выручки, дохода от реализации работ или услуг в малом предпринимательстве и другие близкие к ним подходы к формированию трудового дохода. В этих случаях на выплату работ­никам направляются суммы дохода (прибыли) предприятия, остаю­щиеся за вычетом арендной платы за помещение, оборудование, транспортные средства и т.п.; налогов; процентов за банковский кре­дит; компенсации убытков от брака, утери или хищения материаль­ных ценностей; перечисления части выручки (прибыли) в резерв на расширение производства; сумм, предназначенных к использованию на коллективные нужды.
 Таким образом, распределению подлежит остаток прибыли (об­щего дохода по результатам деятельности предприятия), предназна­ченный для личного потребления.
 К бестарифным может быть отнесена и договорная систе­ма оплаты, при которой предприниматель, нанимая работника, договаривается с ним о конкретной сумме оплаты за определенную работу. Она может выполняться с помощью средств труда работника. Например, при транспортном обслуживании на своем автомобиле оп­лата устанавливается в рублях за 1 км пробега, с пассажира или с тонны груза.
 При такой системе оплаты труда работник менее защищен от про­извола предпринимателя, поскольку величина оплаты не основана на объективных расчетах.
 Более упорядоченной является комиссионная система оплаты, при которой объем работы оценивается комиссией специ­алистов, создаваемой работодателем, во времени (днях, часах). Затем принимается во внимание сложившаяся на рынке труда стоимость человеко-часа (человека-дня) работы и определяется сумма оплаты.
 Государственное регулирование оплаты труда на основе бестариф­ных систем осуществляется посредством установления минимума за­работной платы и налогообложения доходов предпринимателей и ин­дивидуальных заработков работников.
 Выводы
 1. Формы и системы заработной платы — инструмент обеспечения связи заработной платы работников с количественными и качественными резуль­татами труда.
 2. Сдельная форма и ее системы ориентируют работников преимущест­венно на высокие количественные результаты; повременная форма и ее сис­темы — на достижение качественных результатов. Следовательно, при опре­делении подходов к организации оплаты труда на предприятии (политики стимулирования труда на микроуровне) работодатель должен руководство­ваться именно такой оценкой особенностей основных форм оплаты.
 3. Применяя премиальные системы оплаты труда, необходимо исходить из того, что премия — элемент оплаты, ориентирующий работника на до­стижение, как правило, сверхнормативных результатов труда или выполне­ние напряженных производственных заданий. Премию нецелесообразно ис­пользовать вне связи с результатами труда. На премирование не может быть израсходовано больше средств, чем непосредственно достигнутый от их при­менения дополнительный доход.
 4. Получившие распространение в последние годы бестарифные формы оплаты труда, впервые примененные на Вешкинском комбинате торгово­го оборудования, наиболее рациональны в практике организации заработ­ной платы на принципах договорного согласования подходов к распределе­нию средств, выделяемых на оплату труда на предприятиях (в организациях). В условиях развития предпринимательского сектора экономики бестариф­ный вариант оплаты выступает нередко как предпочтительный с точки зре­ния интересов работодателей, поскольку уровень заработков работников оп­ределяется после того, как становятся известны конечный результат произ­водства и общая сумма средств, выделяемых на оплату труда.
 Термины
 Формы и системы заработной платы
 Сдельная форма оплаты труда
 Повременная форма оплаты труда
 Системы сдельной оплаты труда
 Системы повременной оплаты труда
 Премия
 Премиальные системы оплаты труда
 Бестарифная система оплаты труда
 Вопросы для самопроверки
 1. Каковы основные формы оплаты труда, их назначение и особенности?
 2. Каковы основные системы сдельной оплаты труда, рациональные ус­ловия их применения, способы расчета индивидуального заработка?
 3. Назовите основные системы повременной оплаты труда и рациональ­ные условия их применения.
 4. В чем состоит назначение премиальных систем оплаты? Перечислите возможные количественные и качественные показатели премирования.
 5. Как обосновать эффективность премирования за повышение качества продукции? Чем определяется предельный размер средств, который работо­датель может израсходовать на премирование?
 6. Как обосновать экономическую эффективность и предельный размер средств, выделяемых на премирование за увеличение выпуска продукции?
 7. Каковы сущность и разновидности бестарифных систем оплаты труда?
 Глава 20. Оплата труда государственных служащих
 20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих
 Правовые основы и содержание труда государственных служащих
 Правовое оформление новой российской государственности и го­сударственной службы осуществлялось постепенно. С принятием в де­кабре 1993 г. Конституции Российской Федерации были заложены принципы построения системы органов государственной власти и первые основы государственной службы.
 На начальном этапе правовые основы организации государствен­ной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации были установле­ны Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государствен­ной службе», а впоследствии — Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июня 1995 г. № 119-ФЗ.
 Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федераль­ного закона «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации», федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации.
 Труд государственных служащих — специфическая область чело­веческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и коопера­ции общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед кон­кретным органом государственного управления и документально за­креплены законодательным или иным нормативным правовым актом.
 Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа государствен­ного управления, организованная таким образом, чтобы каждый ра­ботник (руководитель структурного подразделения, специалист, тех­нический исполнитель) вносил личный вклад в их решение согласно его статусу.
 В соответствии с предоставленным им правом государственные служащие принимают решения по широкому кругу проблем полити­ческого, организационного, управленческого, экономического, тех­нического, социально-психологического и правового характера. Эта многоаспектность, необходимость комплексного подхода и согласо­ванности решений по отдельным вопросам являются важной особен­ностью управленческого труда.
 Степень причастности различных категорий служащих государ­ственного аппарата к принятию и реализации решений зависит от конкретных действий, которые они выполняют в процессе управле­ния. Исходя из содержания и характера выполняемых функций вы­деляют следующие категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).
 Труд руководителей по своему характеру является адми­нистративно-управленческим и представляет собой комплекс систе­матических и целенаправленных действий по организации и коорди­нации деятельности подчиненных им сотрудников. К выполняемым ими функциям относятся служебно-коммуникационные, распоряди­тельные, координационные, контрольно-оценочные и др.
 Руководитель наделен определенными полномочиями в принятии решений по конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответ­ственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.
 Труд специалистов связан с выполнением работы аппа­ратного и конструктивного характера, требует предоставления широ­ких возможностей для творчества как при постановке целей и задач, так и при определении путей и методов их осуществления.
 Труд технических исполнителей состоит из относи­тельно несложных, стереотипных, постоянно повторяющихся опера­ций по информационному или техническому обеспечению управле­ния. К ним относятся документационные, первично-счетные и учет­ные, коммуникационно-технические, вычислительные и формально­логические операции.
 Под государственным служащим понимается лицо, исполняющее в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение. Ос­новы правового положения государственных служащих, определен­ные гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», составляют:
 • права, основные обязанности государственного служащего, ог­раничения, связанные с государственной службой, сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности;
 • поощрения государственного служащего;
 • ответственность государственного служащего;
 • гарантии для государственного служащего;
 • правовое положение государственного служащего при ликви­дации и реорганизации государственного органа;
 • денежное содержание государственного служащего.
 Права государственных служащих
 Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий имеет право:
 • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государст­венной службы, критерии оценки качества работы и условия продви­жения по «служебной лестнице», а также на организационно-техни­ческие условия, необходимые для исполнения им должностных обя­занностей;
 • на получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
 • на посещение в установленном порядке для исполнения долж­ностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности;
 • на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
 • на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной государственной должности государственной службы.*
 
 * Порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной долж­ности государственной службы определен ст. 22 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государ­ственной службы».
 
 Конкурс на замещение вакантной государственной должности го­сударственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс проводится среди граждан, по­давших заявление на участие в нем, не моложе 18 лет, владеющих государственным языком, имеющих профессиональное образование и отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих.
 Государственные служащие могут участвовать в конкурсе незави­симо от того, какие должности они занимают в момент его проведе­ния. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 604 установлено, что конкурс может проводиться только на заме­щение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государст­венных должностей федеральной государственной службы. Конкурс на замещение младших государственных должностей федеральной го­сударственной службы не предусмотрен. Государственный служащий имеет также следующие права:
 • на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
 • на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
 • на переподготовку (переквалификацию) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета;
 • на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
 • на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
 • на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
 • на внесение предложений по совершенствованию государст­венной службы в любые инстанции.
 Обязанности государственных служащих
 В обязанности государственного служащего в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» входит:
 • обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализация федеральных зако­нов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регу­лирующих сферу его полномочий;
 • добросовестное исполнение должностных обязанностей;
 • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
 • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
 • в пределах своих должностных обязанностей своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и принятие по ним реше­ний в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
 • соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, поряд­ка работы со служебной информацией;
 • поддержание уровня квалификации, достаточной для исполне­ния своих должностных обязанностей;
 • сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
 Ограничения, связанные с государственной службой
 Законодательство о государственной службе предусматривает ряд ограничений для государственных служащих Российской Федерации.
 Государственный служащий не вправе заниматься другой опла­чиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
 Однако в соответствии с п. 9 ст. 21 указанного Федерального за­кона на государственного служащего с его согласия может быть воз­ложено исполнение дополнительных обязанностей по другой госу­дарственной должности государственной службы с оплатой по согла­шению между руководителем государственного органа и государст­венным служащим (совмещение профессий, должностей в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня).
 Государственный служащий также не имеет права:
 • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) орга­нов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления;
 • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц,
 • состоять членом органа управления коммерческой организа­цией, если иное не предусмотрено федеральным законом или в по­рядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (данная норма распространяется на работников органов Мингосимущества России, которым Правительство Россий­ской Федерации делегировало право управления частью акций от­крытых акционерных обществ, являющихся государственной собст­венностью, а также органов государственной власти субъектов Фе­дерации*);
 • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен­но подконтролен ему;
 • использовать в неслужебных целях средства материально-тех­нического, финансового и информационного обеспечения, другое го­сударственное имущество и служебную информацию,
 • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
 • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлече­ний, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), свя­занные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
 • принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
 • выезжать в служебные командировки за границу за счет физи­ческих и юридических лиц, за исключением служебных командиро­вок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранны­ми организациями;
 • принимать участие в забастовках;
 • использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине­ний для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединении, за исключением профессиональ­ных союзов.
 
 * Во исполнение Федерального закона «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
 
 Ограничения, связанные с государственной службой, оказывают специфическое воздействие на механизм формирования доходов го­сударственных служащих.
 Присвоение квалификационных разрядов
 Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалифи­кационным требованиям, предъявляемым к государственным долж­ностям государственной службы соответствующих групп.
 Присваиваются квалификационные разряды государственным служащим по результатам государственного квалификационного эк­замена или аттестации.*
 
 * Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвое­нии квалификационных разрядов федеральным государственным служащим».
 
 В Федеральном законе «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» предусмотрена классификация государственных должностей по пяти группам:
 • высшие государственные должности;
 • главные государственные должности;
 • ведущие государственные должности;
 • старшие государственные должности;
 • младшие государственные должности.
 Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов для федеральных государственных служащих определен Указом Пре­зидента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578.
 Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
 действительный государственный советник Российской Федера­ции (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
 государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим главные госу­дарственные должности государственной службы;
 советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государст­венным служащим, замещающим ведущие государственные должнос­ти государственной службы;
 советник государственной службы (1, 2, 3-го класса) — государ­ственным служащим, замещающим старшие государственные долж­ности государственной службы;
 референт государственной службы (1, 2, 3-го класса) — государ­ственным служащим, замещающим младшие государственные долж­ности государственной службы.
 Присвоение квалификационных разрядов действительных госу­дарственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Рос­сийской Федерации.
 Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами введены другие виды квалификационных разрядов — классные чины, дипломатические ранги, воинские зва­ния.
 Гарантии государственным служащим
 В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации» государственному слу­жащему гарантируются:
 • условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
 • денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовы­ми актами субъектов Российской Федерации;
 • ежегодный оплачиваемый отпуск;
 • медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
 • переподготовка (переквалификация) и повышение квалифика­ции с сохранением денежного содержания на период обучения;
 • обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключени­ем случаев, предусмотренных федеральным законом;
 • пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспе­чение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 • обязательное государственное страхование на случай причине­ния вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им долж­ностных обязанностей;
 • обязательное государственное социальное страхование на слу­чай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
 • защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправо­мерных действий в связи с исполнением им должностных обязан­ностей в порядке, установленном федеральным законом.
 Правовое положение государственного служащего при ликвида­ции и реорганизации государственного органа определено ст. 16 Фе­дерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
 При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предо­ставления работы в том же государственном органе должна быть пред­ложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалифи­кации и занимаемой ранее должности.
 При невозможности трудоустройства государственному служаще­му, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гаран­тируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на пе­риод переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государствен­ной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государ­ственной службы.
 Продолжительность повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих (далее именуются — госу­дарственные служащие), увольняемых из аппаратов органов государ­ственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести месяцев.
 Трудоустройство государственных служащих, уволенных из аппа­ратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата и прошедших повышение квалификации или переподготовку, прово­дится в соответствии с законодательством Российской Федерации, если отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах федераль­ных органов государственной власти.
 Федеральным законом определено, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата го­сударственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета вы­ходного пособия). В случае непредоставления государственному слу­жащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в реестре государственных служащих (с указанием — в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государ­ственной службы.
 20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления
 Особенности труда государственных служащих
 В условиях динамических реформаторских изменений в общест­венной и экономической жизни важная роль отведена работникам органов государственного управления — государственным служа­щим, к деятельности которых предъявляются особенно высокие тре­бования.
 Деятельность государственных служащих как специфическая про­фессиональная деятельность требует особой подготовки и непрерыв­ного организационно-научного совершенствования, повышения де­ловой квалификации.
 В деятельности государственного аппарата, основу которого со­ставляют государственные служащие, наиболее ощутимы недостатки и упущения, которые оборачиваются невосполнимыми потерями для общества, организации, конкретного человека.
 Управленческий труд в государственном аппарате отличается от труда в других сферах деятельности рядом особенностей:
 • высокой долей творческих элементов и необходимостью во многих ситуациях принимать нестандартные решения;
 • особыми требованиями к волевым качествам для осуществле­ния властных полномочий;
 • большой разнородностью информации, необходимой для осу­ществления функций руководства, и каналов ее получения;
 • высокой нервно-эмоциональной напряженностью, увеличива­ющейся с ростом ответственности;
 • высокой ответственностью и компетентностью;
 • разнообразием содержания трудовой деятельности.
 Конечный результат управленческого труда — решение, опреде­ляющее меры управляющего воздействия на объект. Поэтому качество труда государственного служащего, и в первую очередь руководителя, прежде всего характеризуется эффективностью принятых управлен­ческих решений.
 Специфические требования к компетенции и личным качествам государственного служащего предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке кандидатов на занятие государствен­ных должностей.
 Так, для занятия высших, главных, ведущих и старших государ­ственных должностей государственной службы Российской Федера­ции требуется наличие обязательного высшего профессионального образования по специализации государственных должностей госу­дарственной службы. Для занятия младших государственных долж­ностей достаточно среднего профессионального образования.
 Основные принципы организации материального стимулирова­ния труда государственных служащих вытекают из Федерального за­кона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Статьей 17 Закона определена форма материального стимулирова­ния государственных служащих — денежное содержание и его состав.
 Из охарактеризованных особенностей труда государственных слу­жащих вытекают основные принципы организации оплаты их труда. Прежде всего речь идет о реальном централизованном регулировании заработной платы, поскольку источники оплаты формируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации, местных (муниципальных) бюджетов.
 Основой такого регулирования прежде всего с точки зрения обес­печения единства в оплате равносложного труда руководителей и спе­циалистов (а тем более технических исполнителей) на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном и муни­ципальном) в последние годы стала единая система оплаты труда, начинающаяся на федеральном уровне и заканчивающаяся на муни­ципальном уровне. Система материального стимулирования не может не осуществляться для всех уровней государственных служащих — федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
 Из особенностей труда работников государственного управления вытекает необходимость и объективная обусловленность (исходя из их профессионально-квалификационного состава и ограничений, связанных с государственной службой) поддержания оплаты труда го­сударственных служащих на приемлемом для данной категории ра­ботников уровне, превышающем уровень, который складывается в среднем во внебюджетном секторе экономики.
 Государство должно обеспечить государственным служащим при­емлемый уровень жизни и компенсировать ограничения, связанные с запрещением им заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
 Денежное содержание федеральных государственных служащих
 В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» и от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании фе­деральных государственных служащих территориальных органов ис­полнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за ру­бежом, дипломатических представительств и консульских учрежде­ний Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» денежное содержание феде­ральных государственных служащих состоит из следующих элементов:
 • должностного оклада по занимаемой должности;
 • надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг);
 • надбавки за особые условия государственной службы;
 • надбавки за выслугу лет;
 • премий по результатам работы государственного служащего.
 В указах Президента Российской Федерации о денежном содер­жании федеральных государственных служащих предусмотрена диф­ференциация должностных окладов. В федеральных органах исполнительной власти она осуществляется по двум уровням — фе­деральным министерствам и иным федеральным органам исполни­тельной власти. В территориальных органах исполнительной власти, аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Фе­дерации дифференциация окладов предусмотрена в зависимости от численности населения, проживающего на данной территории.
 При введении денежного содержания размеры должностных ок­ладов федеральных государственных служащих были установлены с учетом прожиточного минимума по г. Москве с целью обеспечения федеральным государственным служащих нормальных условий жизни.
 Всем федеральным государственным служащим, кроме должно­стных окладов, предусмотрено установление надбавок за ква­лификационный разряд, классный чин или дипло­матический ранг. Размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) ус­тановлены в абсолютных размерах и составляют примерно 30% от размеров должностных окладов. Конкретные размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд, классный чин или диплома­тический ранг федеральным государственным служащим устанавли­ваются в соответствии с присвоенным ему квалификационным раз­рядом.
 Ежемесячная надбавка за особые условия государ­ственной службы установлена в размере до 20% должностного оклада, а ежемесячная надбавка за выслугу лет — до 30% должност­ного оклада в зависимости от стажа государственной службы (табл. 20.1).
 Таблица 20.1.
 Размер ежемесячных надбавок за выслугу лет федеральным государственным служащим
 Стаж государственной службыРазмер надбавки, % к должностному окладу
 От 1 до 5 лет10
 От 5 до 10 лет15
 От 10 до 15 лет20
 От 15 лет и выше30
 
 
 Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия го­сударственной службы устанавливаются руководителями федераль­ных органов исполнительной власти или их аппаратов, иных госу­дарственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
 Порядок исчисления стажа государственной службы федерально­го государственного служащего, дающего право на получение ежеме­сячных надбавок за выслугу лет, утвержден Указом Президента Рос­сийской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982.
 Указом определены периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должност­ному окладу за выслугу лет:
 • работа (служба) по 31 декабря 1991 г.;
 • работа (служба) с 1 января 1992 г. до введения в действие свод­ного перечня государственных должностей Российской Федерации и Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих;
 • работа (служба) после введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации и Реестра госу­дарственных должностей федеральных государственных служащих.
 Иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой не­обходимы для выполнения должностных обязанностей по замещае­мой должности федеральной государственной службы, в порядке ис­ключения могут включаться в стаж государственной службы феде­ральных государственных служащих на основании решения руково­дителя федеральных органов исполнительной власти или их аппара­тов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
 Размеры премий определяются исходя из результатов деятель­ности федерального государственного служащего и максимальными размерами не ограничиваются. Премирование федеральных государ­ственных служащих производится за качественное и своевременное выполнение поручений Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации, утвержденных планов, заданий и мероприятий, а также за добросовестное выполнение трудовых и слу­жебных обязанностей и должностных инструкций.
 Конкретные условия премирования государственных служащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполни­тельной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
 Федеральным государственным служащим, кроме надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы, могут произво­диться другие выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказываться материальная помощь. К таким выплатам отно­сятся:
 • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в со­ответствии с Федеральным законом «О государственной тайне»;
 • доплата за ученую степень доктора наук и кандидата наук в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
 Указами Президента Российской Федерации «О денежном содер­жании государственных служащих» и «О денежном содержании фе­деральных государственных служащих территориальных органов ис­полнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учрежде­ний Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» существенно изменен порядок формирования фондов оплаты труда. Так, при утверждении фондов оплаты труда для всех федеральных органов исполнительной власти сверх суммы средств, направляемых на выплату должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются сред­ства на выплату:
 • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (класс­ный чин, дипломатический ранг) в размере четырех должностных ок­ладов в год;
 • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в размере двух с половиной должностных окладов в год;
 • ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере трех должност­ных окладов в год;
 • премий по результатам работы в размере трех должностных ок­ладов в год;
 • материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.
 Всего на одного федерального государственного служащего в фонде оплаты труда сверх должностного оклада приходится четырнадцать с половиной должностных окладов в год, или 1,2 должност­ного оклада в месяц.
 Анализ статистических данных о размерах денежного содержа­ния и численности федеральных государственных служащих за 1997-1998 гг. показывает, что с введением названных указов Президента Российской Федерации были решены важные для государства вопросы: обеспечено единство в материальном вознаграждении федераль­ных государственных служащих; существенно снижена дифферен­циация в размерах заработной платы между работниками федераль­ных органов исполнительной власти; обеспечены привлечение и за­крепление высококвалифицированных кадров в государственном ап­парате, повысилась дисциплина и ответственность федеральных го­сударственных служащих.
 Размеры денежного содержания государственных служащих субъ­ектов Российской Федерации определяются законами субъектов Рос­сийской Федерации.
 Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям
 Кроме федеральных государственных служащих, должности кото­рых указаны в перечне государственных должностей федеральной го­сударственной службы, в федеральных органах исполнительной власти заняты работники, занимающие должности, не отнесенные к государ­ственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, аппаратов феде­ральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации.
 К этой категории работников относятся: архивариусы, инспекто­ра, кассиры, коменданты, машинистки, секретари, секретари-маши­нистки, стенографистки, экспедиторы и другие аналогичные работ­ники. Они не являются государственными служащими, и на них не распространяются социальные льготы, гарантии и преимущества, а также ограничения, установленные Федеральным законом «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации».
 Условия оплаты труда для этой категории определены постанов­лением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 912 «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осу­ществляющих техническое обеспечение деятельности федераль­ных государственных органов» с последующими дополнениями и из­менениями. Система оплаты труда этой категории работников вклю­чает:
 • должностной оклад по занимаемой должности;
 • надбавку к должностному окладу в размере до 50% за слож­ность, напряженность и высокие достижения в труде;
 • надбавку за выслугу лет (табл. 20.2);
 • премии по результатам работы.
 Таблица 20.2.
 Размер ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам федеральных органов исполнительной власти, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям
 Стаж работыРазмер надбавки, % к должностному окладу
 От 3 до 8 лет10
 Свыше 8 лет15
 Свыше 13 лет20
 Свыше 18 лет25
 Свыше 23 лет30
 
 
 Порядок исчисления стажа работы работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осу­ществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
 Размеры Премий определяются исходя из результатов работы и не ограничиваются максимальными размерами. Премирование про­изводится за качественное и своевременное выполнение поручений, планов, заданий и мероприятий, а также за добросовестное выпол­нение трудовых и служебных обязанностей и должностных инструк­ций. Конкретные условия премирования устанавливаются руководи­телями федеральных органов исполнительной власти.
 Указанным постановлением правительства предусмотрено, что при утверждении фондов оплаты труда сверх суммы средств, направ­ляемых на выплату должностных окладов, предусматриваются сред­ства на выплату:
 • ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере двух с по­ловиной должностных окладов в год;
 • ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере двух долж­ностных окладов в год;
 • премий по результатам работы — в размере трех должностных окладов в год;
 • материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.
 Всего на одного работника в фонде оплаты труда сверх должност­ного оклада приходится девять с половиной должностных окладов в год, или 0,8 должностного оклада в месяц.
 Выводы
 1. Организация оплаты труда государственных служащих отличается су­щественной спецификой, связанной с правовыми основами государственной службы и правовым положением лиц, занятых в этой сфере.
 2. Права и обязанности государственных служащих определены Феде­ральным законом «Об основах государственной службы Российской Феде­рации».
 3. Важной особенностью правового положения государственных служа­щих являются ограничения, связанные с государственной службой, — за­прещение заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагоги­ческой, научной или творческой деятельности, заниматься предпринима­тельской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления коммерческой организации и др.
 4. Особенности труда государственных служащих определяют основные принципы организации оплаты труда этой категории работников:
 • централизованное регулирование размеров оплаты и ее системы, по­скольку источником выплат являются средства бюджетов всех уровней уп­равления;

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу