<< Пред.           стр. 2 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сдельный аккорд...................................................................................................................................................................... 205
 19.3. Повременная оплата труда и ее системы................................................................................................................. 205
 Простая повременная система............................................................................................................................................. 205
 Повременно-премиальная оплата....................................................................................................................................... 206
 19.4. Премирование и его экономическое обоснование............................................................................................... 206
 Выбор показателей и условий премирования.................................................................................................................. 206
 Обоснование экономической эффективности премий................................................................................................. 207
 19.5. Бестарифная система оплаты труда........................................................................................................................... 208
 Особенности бестарифной системы оплаты.................................................................................................................... 208
 Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества* 209
 Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником........................... 210
 Глава 20. Оплата труда государственных служащих............................................................................................................ 212
 20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих...................................................................................................................................................................................................... 212
 Правовые основы и содержание труда государственных служащих.......................................................................... 212
 Права государственных служащих...................................................................................................................................... 213
 Обязанности государственных служащих......................................................................................................................... 214
 Ограничения, связанные с государственной службой................................................................................................... 215
 Присвоение квалификационных разрядов........................................................................................................................ 216
 Гарантии государственным служащим............................................................................................................................. 216
 20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления................................................................................ 218
 Особенности труда государственных служащих............................................................................................................. 218
 Денежное содержание федеральных государственных служащих.............................................................................. 219
 Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям............................................................................................................................................. 221
 Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов.................................................................................. 224
 Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике........................................................... 224
 21.1. Основные доходы в рыночной экономике............................................................................................................... 224
 Доходы, включаемые в национальный доход................................................................................................................... 224
 Состав денежных доходов населения.................................................................................................................................. 225
 Место отдельных доходов в агрегатных показателях....................................................................................................... 226
 21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности................................................................. 226
 Стимулирующая роль прибыли........................................................................................................................................... 226
 Государственное регулирование прибыли....................................................................................................................... 227
 21.3. Регулирование величины заработной платы........................................................................................................... 228
 Установление заработной платы......................................................................................................................................... 228
 Продолжительность рабочего времени............................................................................................................................. 229
 Другие направления государственного регулирования оплаты труда...................................................................... 230
 21.4. Профсоюзы на рынке труда........................................................................................................................................ 231
 Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов................................................................................................... 231
 Роль профсоюзов в повышении заработной платы........................................................................................................ 231
 21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены»................................................................... 232
 Тенденция к росту реальной заработной платы.............................................................................................................. 232
 Механизм формирования спирали «заработная плата — цены»................................................................................ 233
 Спираль «заработная плата — цены» и инфляция.......................................................................................................... 233
 21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы......................................................................................... 235
 Основные формы и системы оплаты................................................................................................................................. 235
 Сдельно-премиальные системы........................................................................................................................................... 235
 Дифференцированные системы.......................................................................................................................................... 236
 Системы коллективного премирования и участия в прибылях.................................................................................... 237
 Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.................................................. 239
 22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения.................................................... 239
 Задачи налоговой системы................................................................................................................................................... 239
 Доля налоговых поступлений в ВНП.................................................................................................................................. 239
 Прямые и косвенные налоги................................................................................................................................................ 240
 Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням.............................................................................. 241
 22.2. Реформирование системы прямого налогообложения........................................................................................ 242
 Кейнсианский подход к налогам.......................................................................................................................................... 242
 Теория «экономики предложения».................................................................................................................................... 242
 22.3. Реформирование косвенного налогообложения................................................................................................... 245
 Повышение роли НДС............................................................................................................................................................ 245
 Акцизы и таможенные пошлины........................................................................................................................................ 246
 22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение.............................................................................................. 248
 Назначение взносов................................................................................................................................................................ 248
 Ставки взносов......................................................................................................................................................................... 249
 Заключение.................................................................................................................................................................................... 250
 Словарь понятий и терминов................................................................................................................................................ 251
 Список рекомендуемой литературы....................................................................................................................................... 264
 
 Предисловие
 Цель и задачи изучения курса «Политика доходов и заработной платы» состоят в том, чтобы дать целостное представление о теоре­тических основах трансформации распределительных отношений на макро- и микроуровнях функционирования переходной экономики.
 Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики — одна из наиболее острых социаль­но-экономических проблем, связанных как с формированием соци­альной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).
 Основными задачами изучения курса являются:
 • формирование представления о сущности заработной платы и денежных доходов различных групп населения в условиях рыночной экономики, об их основных источниках;
 • приобретение знаний об анализе и прогнозировании уровня доходов и заработной платы, критериях их изменения, овладение на­выками сопоставления наиболее важных показателей доходов и оп­латы труда, их влияния на уровень жизни;
 • изучение проблем связи динамики реальных доходов и реаль­ной заработной платы с динамикой потребительских цен, факторов, определяющих изменения реальной заработной платы и реальных до­ходов различных групп населения;
 • уяснение роли доходов и заработной платы в стимулировании высокоэффективного производительного труда и развития предпри­нимательской деятельности, методов повышения действенности этих стимулов;
 • уяснение сущности и механизмов государственного и коллек­тивно-договорного регулирования организации и дифференциации заработной платы и доходов населения на разных уровнях управления экономикой (Российская Федерация, субъекты Федерации, низовое производственное звено);
 • изучение влияния инфляционных процессов и налогового ре­гулирования на уровень доходов и заработной платы, трудовую ак­тивность, занятость населения;
 • ознакомление с методами и принципами налогообложения и оплаты труда граждан в странах с развитой рыночной экономикой.
 Авторы учебника исходили из того, что в современной России формирование заработной платы и доходов населения, позитивной трудовой мотивации и стимулов к предпринимательской активности призвано обеспечить преодоление кризиса экономики. Поэтому глу­бокое усвоение важнейших направлений социальной политики госу­дарства в регулировании доходов и заработной платы, ее целей, ме­тодов и приоритетов позволит решать экономические проблемы наи­более эффективно. Несомненное значение для решения названных проблем имеет изучение опыта стран с развитой рыночной экономи­кой в формировании и реализации политики доходов и заработной платы с учетом особенностей России.
 Учебник подготовлен коллективом авторов, которые представля­ют различные научные школы, разрабатывающие теоретические про­блемы и практические решения по реализации политики заработной платы и доходов. В нем отражены результаты научных исследований, проводимых на кафедре социально-экономических проблем эконо­мического факультета и других кафедрах МГУ им. М.В. Ломоносова, в Институте труда Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации, в Институте экономики Российской академии наук, Институте мировой экономики и международных отношений. В составе авторского коллектива — ведущие специалисты Министер­ства труда и социального развития Российской Федерации и Минис­терства экономики Российской Федерации.
 Редакторы учебника и издательство сочли возможным и целесо­образным сохранить авторские точки зрения по отдельным пробле­мам, а также авторский стиль изложения материала, что позволит чи­тателям познакомиться с позицией создателей учебника, точкой зре­ния различных экономических школ.
 Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся основам эко­номики и социологии труда, менеджменту, управлению персоналом, хозяйством и производством, для преподавателей учебных заведений высшего профессионального образования. В то же время материалы учебника представляют интерес для учебных заведений переподго­товки и повышения квалификации кадров, для практических работ­ников, занимающихся предпринимательством и коммерческой дея­тельностью.
 П.В. Савченко, д-р экон. наук, профессор
 Ю. П. Кокин, д-р экон. наук, профессор
 Введение. Содержание и предмет курса
 В общем комплексе проблем социальной политики, а также об­щеэкономических и прикладных учебных дисциплин вопросы взаи­мосвязи эффективности общественного производства, уровня и ка­чества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики за­нимают одно из определяющих мест.
 В условиях переходной экономики современной России изучение особенностей и специфики регулирования доходов и заработной платы, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает осо­бую значимость. В комплексе этих проблем выделяются вопросы об основных целях, приоритетах и механизме осуществления социаль­ной политики в увязке с социальной ориентацией экономики страны; значении национального дохода (внутреннего валового продукта) как основного источника роста доходов и уровня жизни населения; эко­номической природе основных элементов доходов: заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и прибыли. Особое место занимают проблемы формирования положительной мотивации к эффективному труду в увязке потребностей, интересов, мотивов и стимулов.
 В системе регулирования социально-трудовых отношений перво­степенное значение в переходной экономике приобретают методы воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудо­вой сферы, тенденции в изменении величины номинальных и осо­бенно реальных доходов, структуры доходов и их дифференциации. Особый интерес представляет изучение роли заработной платы как основного источника доходов работников наемного труда, ее функ­ций, методов и механизмов государственного и коллективно-дого­ворного регулирования на межотраслевом, территориальном и внут­рипроизводственном уровнях.
 Изучение институциональных основ социальной политики дохо­дов и оплаты труда предполагает рассмотрение экономической при­роды и роли социальных стандартов уровня жизни, доходов и оплаты труда (прожиточный минимум и методы его расчета, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, стандарты социально-культурного и жилищно-коммунального обслуживания). К этим проблемам относится и рассмотрение роли социальных транс­фертов в формировании семейных доходов, роли, задач и назначения внебюджетных социальных фондов, механизмов их формирования.
 К кругу актуальных проблем политики доходов и заработной платы в современной России тесно примыкают проблемы политики цен, инфляции, налогообложения доходов предприятий, организа­ций и индивидуальных трудовых и предпринимательских доходов; роли налоговой политики в перераспределении доходов и смягчении их дифференциации, т.е. преодоления социального расслоения об­щества.
 Рыночные методы хозяйствования и управления экономикой предполагают тесную связь формирования уровня доходов и различий в них по отраслям, категориям работников и территории страны с осуществлением целенаправленной политики на рынке труда. При этом особый интерес представляют: воздействие на динамику уровня и дифференциации доходов и заработной платы процессов, связан­ных с безработицей, спросом и предложением на конкретные виды труда; влияние самозанятости населения на формирование доходов, включая доходы от личного подсобного хозяйства.
 С проблемами политики формирования и регулирования доходов населения тесно связаны (и в немалой мере определяют ее направ­ленность) вопросы организации оплаты труда в первичном звене — на предприятиях, в организациях и учреждениях различных отраслей и форм собственности. Здесь существенную роль призваны играть и в большинстве случаев играют механизмы оплаты по тарифу, рацио­нальные подходы к применению форм и систем заработной платы. Принципиально важными представляются методы обеспечения связи заработной платы как основного источника доходов работников на­емного труда со стоимостью, условиями, интенсивностью и напря­женностью труда, а главное — с его результативностью. Стимулиро­вание трудовой активности граждан призвано формировать базу для роста эффективности функционирования экономики, с которым в конечном счете связаны уровень доходов населения и создание пред­посылок для их роста.
 Поскольку механизмы формирования и регулирования доходов и заработной платы применительно к условиям современной экономи­ки России находятся в процессе трансформации, безусловный инте­рес представляют опыт зарубежных стран с развитой рыночной эко­номикой в сфере политики доходов и его использование в России с учетом ее специфики. Изучение всех аспектов политики доходов и оплаты труда, налоговой и финансовой политики, политики на рынке труда, осуществляемых в зарубежных странах, также является важ­нейшей предпосылкой действия макро- и микроэкономических ме­ханизмов регулирования доходов и заработной платы.
 Рассмотрение основных проблем содержания учебной дисципли­ны «Политика доходов и заработной платы» позволяет сформулиро­вать ее предмет.
 Предметом курса, которому посвящен учебник, является изучение основ политики доходов и заработной платы на макро- и микроэко­номических уровнях, усвоение системы понятий, критериев, инди­каторов и социальных стандартов, характеризующих доходы, форми­рование и регулирование оплаты труда, приемов и механизмов реа­лизации целей социальной политики, повышения уровня и качества жизни населения в условиях переходной экономики.
 Изучение проблем политики доходов и заработной платы призва­но конкретизировать и углубить знания, полученные в процессе ос­воения общеэкономической теории, а также конкретизировать основ­ные положения дисциплин «Экономика труда», «Экономика и соци­ология труда», «Управление персоналом», «Экономика социальной сферы».
 
 Раздел I МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
 Содержание раздела I
 Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики
 1.1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
 Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
 2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономичес­кого развития
 2.2. Национальный доход
 Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты
 3.1. Доходы как плата за экономические ресурсы
 3.2. Производственная функция. Принципы, определяющие спрос на труд и другие факторы производства
 3.3. Факторы, определяющие уровень оплаты труда
 Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России
 4.1. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни
 4.2. Современное состояние уровня и качества жизни в России
 Раздел I. Макро- и микроэкономические аспекты политики доходов и заработной платы
 Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики
 1.1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
 Политика на макро- и микроуровнях
 В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осу­ществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнитель­ной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздейст­вующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает за­конодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособ­ных и безработных.
 На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организаци­онно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориаль­ных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.
 На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, со­циальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на бла­готворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администраци­ей фирмы и профсоюзом.
 Государственное регулирование доходов
 Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного по­рядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффек­тивной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
 • размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
 • покупательной способности национальной валюты;
 • демографических тенденций;
 • традиционно сложившихся функций государственного регули­рования, административно-территориальной структуры органов влас­ти и полномочий каждого уровня власти;
 • доли теневой экономики в ВВП.
 В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и кос­венного регулирования доходов и заработной платы. К мерам пря­мого регулирования относятся:
 • установление ставок налогообложения физических лиц, мини­мальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
 • единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
 • утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
 • упорядочение системы предоставления пособий и компенса­ций;
 • индексация доходов и сбережений.
 Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
 • эмиссию денег;
 • контроль над инфляцией и валютным курсом;
 • налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
 • налоговые льготы малому предпринимательству;
 • тарифно-квалификационные справочники рабочих и слу­жащих.
 В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и за­работную плату, поскольку его нормативные акты носят рекоменда­тельный характер.
 Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане сво­бодно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринима­тельской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования ус­танавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаи­мосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
 Политика доходов и заработной платы оказывает непосредствен­ное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей госу­дарства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уров­ня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстанов­ление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав че­ловека.
 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
 Основные этапы реформирования
 Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько этапов.
 На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена пла­ново-административных методов регулирования доходов и заработ­ной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регули­рования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.
 Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в ли­берализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте диф­ференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в пла­ново-административной экономике, где существовали «потолки» за­работной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.
 С переходом к рынку были сняты запреты на свободный выбор человеком направлений своей деятельности, произошла трансформа­ция всех социально-экономических отношений в производстве, рас­пределении, обмене и потреблении. Частная собственность и рынок усиливали свое воздействие на формирование доходов и заработной платы. Рабочая сила стала товаром, предметом купли и продажи на рынке. По мере увеличения доли наемных работников в общей чис­ленности занятых государство утратило прежнюю роль в формиро­вании доходов и заработной платы. Однако новые институты госу­дарственного регулирования сформировались не сразу.
 На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов — от частной собственности (проценты, диви­денды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпри­нимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предприни­мательской деятельности — с 8,7 до 18,6%, в то время как доля зара­ботной платы сократилась с 74,1 до 58%.
 В этот период начала формироваться нормативно-право­вая база государственного регулирования доходов и заработной платы. В нем появились новые направления, обусловленные таки­ми нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», за­коны «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости на­селения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жи­лищной политики», и др.
 Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования — акционерные об­щества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие ор­ганизации и др. — стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендо­вало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.
 В этот период центр тяжести в государственном регулировании был перенесен с централизованного регулирования заработной пла­ты на установление социальных ограничений деятельности рыноч­ных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энер­гоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в по­требительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.
 В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индек­сации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индек­сация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.
 Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обес­печенного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыноч­ной экономике.
 На втором этапе— 1994-1998 гг. — во взаимодействии го­сударственного и рыночного регулирования доходов и заработной пла­ты произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населе­ния в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», поста­новление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции ре­формы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюд­жетных отношений и перераспределения трансфертов.
 В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Од­нако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфер­тами.
 На политику доходов и заработной платы оказывало влияние воз­растание доли доходов частного сектора. В этот период в формиро­вании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной сис­темы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, до­ходов от «челночного» бизнеса.
 Возможности государственного и рыночного регулирования в по­литике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП.
 Значительные средства укрываются от налогообложения и выво­зятся за рубеж.
 Огромное влияние на перераспределение доходов оказывает коррупция. Социально-экономической ее основой является мо­нополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная соци­альная рента, которую получают чиновники за свою подпись при вы­даче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с корруп­цией (1999 г.), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной — Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.
 В этот период в структуре доходов населения стабилизировалась доля доходов от предпринимательской деятельности, возросли доходы от продажи иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г.), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г.), сни­жалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.). Со­гласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах на­селения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Гер­мании — 64, в Италии — 52, в США — 53, во Франции — 58, в Япо­нии — 69%.
 На втором этапе падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший к 1998 г. 25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Призна­ками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными ус­лугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением ква­лификации работников.
 Однако существенно улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. ре­альные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного на­селения составляло в 1998 г. 13,4 раза.
 Выявилась неэффективность межбюджетных и финансово-кре­дитных отношений. Средства на заработную плату и пенсии, выде­ляемые на федеральном уровне, не доходили по назначению, а оста­вались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Осо­бенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, об­разовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям про­теста.
 Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыноч­ной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.
 На следующем, послекризисном этапе возросла роль го­сударственного регулирования доходов и заработной платы. В поли­тике доходов и заработной платы основное внимание уделялось со­кращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация за­работной платы в бюджетной сфере и пенсий.
 Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регу­лирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регу­лированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное вни­мание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.
 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
 Взаимодействие государственного и рыночного регулирования создает условия для развития свободного человека. Институты госу­дарственного регулирования доходов и заработной платы должны действовать по принципу: государство существует для людей, а не люди для государства.
 Трансформация функций государства предполагает разграниче­ние краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер.
 К краткосрочным мерам государственного регулирова­ния доходов и заработной платы относятся: совершенствование На­логового кодекса, разработка мер по реализации Закона «О прожи­точном минимуме», правовых основ социального партнерства, обнов­ление КЗоТа и Единой тарифной сетки, реформирование системы пенсионного обеспечения, разработка федеральных и региональных социальных программ.
 Основными приоритетами политики доходов и заработной платы в текущий период являются обеспечение социально-политической стабильности и гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, сокращение и ликвидация задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, формирование среднего клас­са, борьба с бедностью.
 Расходы по заработной плате и социальным выплатам в бюджетах всех уровней включены в число приоритетных и защищенных, а сред­ства, выделяемые на эти цели, используются строго по назначению. Осуществляются нормативное закрепление прав, полномочий и обя­занностей каждого уровня власти, меры по сокращению дифферен­циации социальных пособий в регионах.
 Актуальной задачей является реформа социального страхования, предполагающая распределение социальных выплат по целевому и адресному принципу. Обязательства государства устанавливаются в соответствии с его возможностями. Это позволит восстановить дове­рие граждан к государству.
 Формируется двухуровневая система социальных гарантий. Ми­нимальный их уровень обеспечивается за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а общий уровень — также за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов. Для того чтобы граждане вкладывали свои средства в развитие образования, здраво­охранения, жилищного строительства и т.п., они должны знать, на какие цели и под какие гарантии отчисляют часть своих доходов, от каких рисков страхуются, какие пенсии или пособия получат при на­ступлении старости, в случае болезни или потери работы.
 Осуществление всех этих приоритетных мер позволяет повысить роль заработной платы как основного источника доходов населения и стимула к эффективной трудовой деятельности, поднять долю на­логов с физических лиц в формировании доходной части бюджета, поддерживать разумное соотношение между доходами трудоспособ­ных и нетрудоспособных граждан, обеспечить минимальные гарантии доходов населения, оказывать поддержку нетрудоспособным и мало­обеспеченным гражданам.
 Выполнение краткосрочных программ является предпосылкой для среднесрочных. В среднесрочных прогнозах и про­граммах развития российской экономики предполагается на ос­нове стабилизации экономики замедление тенденции снижения ре­альных доходов населения.
 В этот период взаимодействие государственного и рыночного ре­гулирования будет осуществляться на основе дальнейшего совершен­ствования его нормативной базы. Повысится доля налогов с физи­ческих лиц в перераспределении доходов, в формировании доходной части бюджета. Возрастет роль государства в регулировании социаль­ной нагрузки между различными социальными группами населения, произойдет сокращение дифференциации доходов.
 На этом этапе усилится воздействие рыночного саморегулирова­ния доходов и заработной платы. Завершатся реформа системы пен­сионного обеспечения и жилищно-коммунальная реформа. Сокра­тятся дотации государства на содержание жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, газ и т.д. Одновременно в целях защиты малообеспеченных слоев населения будет совершенствоваться меха­низм субсидий, трансфертов, пособий, усилится деятельность благо­творительных организаций.
 В долгосрочной перспективе возможно повышение ре­альных доходов населения до уровня дореформенного периода. Ос­новой устойчивого развития в этот период станет возрастание роли реального сектора экономики. Поступление налогов от этого сектора в бюджет увеличится. В структуре доходов населения повысится доля заработной платы, она приблизится к уровню развитых стран.
 Более активно будет сокращаться дифференциация доходов, из­менятся внутригосударственные отношения по вертикали и горизон­тали, повысится роль регионов в обеспечении доходов и заработной платы населения, сократится число дотационных регионов.
 Однако в политике доходов и заработной платы сохранится оп­ределяющая роль государства в обеспечении минимальных социаль­ных стандартов. Будут осуществляться различные социальные льготы, например предоставляться кредиты на получение образования, воз­можно развитие потребительского кредита.
 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
 Основные элементы механизма
 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и ры­ночных, административных и правовых, экономических и социаль­ных нормативов.
 Рыночное регулирование доходов и заработной платы осущест­вляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
 Государственное регулирование доходов и заработной платы про­водится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределе­ния доходов.
 Под налогами понимаются нормативные, срочные и обяза­тельные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества. Важнейшим налогом с физичес­ких лиц является подоходный налог (см. гл. 15).
 Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно пере­данных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональ­ных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь (более подробно см. гл. 7).
 Государство также оказывает влияние на доходы населения с по­мощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные транс­ферты могут приобретать форму натуральных доходов.
 Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность произ­водства. Издержки перераспределения доходов должны быть мини­мизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граж­дан не наносило ущерба другим.
 Механизм политики доходов и заработной платы должен обес­печивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за на­несение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о за­щите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.
 Результативность политики доходов
 О результативности действующей политики доходов и заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям — благосо­стоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу насе­ления, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифферен­циации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и за­работной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста явля­ется человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализа­ция трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.
 Известно, что снижение предельных ставок налогообложения до­ходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложе­ния, о чем свидетельствует кривая Лаффера (рис. 1.1).
 Важным результатом политики доходов и заработной платы яв­ляется изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается — по­литика эффективна.
 О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину на­селения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удель­ный вес среднего класса достигает 70%.
 Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности — участии в забастовках, ак­циях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли те­невой экономики в ВВП.
 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
 Дальнейшее развитие политики доходов и заработной платы пред­полагает укрепление институциональных основ их регулирования.
 Политика доходов и заработной платы в России осуществляется, исходя из разграничении полномочий законодательной, исполни­тельной и судебной власти на федеральном, региональном и муни­ципальном уровнях управления государством.
 Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.
 Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законо­дательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (фе­деральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (уста­новление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для ре­шения социальных проблем (негосударственные фонды и другие не­коммерческие организации), система льгот для них и для предпри­нимательских структур, осуществляющих благотворительную дея­тельность.
 Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.
 К задачам федеральных органов власти относятся принятие нор­мативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работ­ников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социаль­ных программ, определение сумм и механизма их финансирования.
 Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-куль­турной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.
 Выводы
 1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе вза­имодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социаль­ной гармонии и рыночной эффективности.
 2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере раз­вития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной эко­номике она является неотъемлемой частью механизма государственного ре­гулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.
 3. В переходной экономике преодолеваются административные ограни­чения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыноч­ного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и мик­роуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные огра­ничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.
 4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реа­лизуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.
 5. О результативности политики доходов и заработной платы можно су­дить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их диф­ференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напря­женности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.
 Термины
 Политика доходов и заработной платы
 Перераспределение доходов
 Меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы
 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
 Налоги с физических лиц
 Подоходный налог
 Социальные трансферты
 Издержки перераспределения доходов
 Кривая Лаффера
 Институциональные основы регулирования доходов и заработной платы
 Вопросы для самопроверки
 1. Для чего государство осуществляет политику доходов и заработной платы?
 2. С помощью каких мер осуществляется прямое и косвенное регулиро­вание доходов и заработной платы?
 3. Что определяет особенности политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики России?
 4. Каковы социальные приоритеты политики доходов и заработной плагы в России?
 5. Что такое издержки перераспределения доходов?
 6. Каков механизм осуществления политики доходов и заработной платы?
 7. Как можно оценить результативность политики доходов и заработной платы?
 Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
 2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития
 ВВП и факторы его роста
 Как отмечалось, политика доходов и заработной платы связана с макроэкономическими проблемами. В данной главе рассматриваются формирование и распределение валового внутреннего продукта и на­ционального дохода в той мере и под таким углом зрения, которые необходимы для последующего изложения более конкретных направ­лений политики доходов и заработной платы.
 Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются эко­номические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с цент­ром хозяйственной деятельности на экономической территории дан­ной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стра­не конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
 Поскольку конечная продукция в основной своей части потреб­ляется населением, а накопление обеспечивает экономическое раз­витие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
 ВВП может быть также определен как валовая добавленная стои­мость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость про­дукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчис­ленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в про­изводство продукта или услуги в условиях, когда их создание вслед­ствие разделения труда является результатом кооперированной дея­тельности многих предприятий.
 ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Тео­ретически износ основного капитала следовало бы исключить из со­става ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стои­мости, а характеризует стоимость потребленного в производстве ка­питала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимы­ми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала при­нято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам.
 Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стои­мости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная сто­имость соответствует сумме первичных доходов.
 Первичные доходы — это доходы, полученные в результате трудо­вого участия в производстве и владения используемыми в производ­стве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, со­зданной в процессе производства. Как первичные доходы рассмат­риваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
 Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз­вития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением чис­ленности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема ин­вестиций над величиной капитала, потребленного в процессе произ­водства.
 Периоды экономического роста могут сменяться спадом произ­водства, занятости, снижением ВВП на душу населения и соответст­венно жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то очевидно, что в основе повышения жизнен­ного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг, т.е. ВВП в целом и в расчете на душу населения. Основными факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ре­сурсов, прежде всего дополнительного физического капитала и труда, а также увеличение производительности факторов производства в результате научно-технического прогресса, использования более про­дуктивных технологий и повышения квалификации работников.
 Увеличение трудовых ресурсов связано с ростом численности на­селения в целом и в трудоспособном возрасте. Одновременно повы­шаются образовательный уровень, профессиональная подготовка и соответственно качество рабочей силы.
 Наряду с ростом численности занятых возрастает объем накоп­ленных производственных зданий, оборудования и других средств и условий труда. В связи с мелиоративными и оросительными работами может несколько возрастать количество сельскохозяйственных уго­дий; проведение геолого-разведочных работ ведет к увеличению воз­можных для использования в производстве месторождений полезных ископаемых.
 Увеличение используемых ресурсов является важным фактором роста ВВП. Однако большая часть его прироста достигается за счет научно-технического прогресса, позволяющего производить новые виды товаров, повышать качество традиционных товаров и более полно использовать применяемые ресурсы.
 Использование ВВП для характеристики экономического развития и уровня жизни
 ВВП каждого года определяется тремя методами: суммированием доходов (оплаты труда наемных работников, чистых налогов на про­изводство и валовой прибыли экономики), суммированием расходов (затрат на конечное потребление и сбережений) и как добавленная стоимость. Расчеты проводятся на основе данных о фактических опе­рациях в действующих (номинальных) ценах.
 Однако изменения в объеме ВВП зависят как от изменения фи­зического объема товаров и услуг, так и от изменения цен на них. Между тем объем производства материальных благ и услуг определя­ется их массой, а не ценами, используемыми для их измерения. Для исключения влияния цен и определения динамики физической массы производимых товаров и услуг рассчитывается реальный ВВП в по­стоянных ценах, используемый для определения темпов экономичес­кого роста.
 Динамика реального ВВП точнее характеризует изменения объема производства и услуг, чем динамика ВВП в действующих ценах. Эко­номический рост, измеряемый на основе реального ВВП, более тесно связан с увеличением реальных доходов домашних хозяйств (населе­ния) и объемом физической массы потребляемых ими товаров и услуг.
 Показатель реального ВВП широко используется в межстрановых и динамических сопоставлениях для сравнения общего объема про­изведенных товаров и услуг. Однако уровень благосостояния зависит также от численности населения, на которое приходится данный его объем. Чтобы исключить влияние численности населения при меж­страновых (межрегиональных) и динамических сопоставлениях, оп­ределяется показатель реального ВВП на душу населе­ния. В случае более быстрого роста общего объема ВВП по сравне­нию с численностью населения увеличивается реальный выпуск ВВП на одного человека.
 Показатель ВВП на душу населения используется правительства­ми отдельных государств, ООН и ее органами, международными фи­нансовыми организациями в качестве критерия при рассмотрении программ помощи отсталым в экономическом отношении государ­ствам. Для отдельных стран, в том числе для России, он является критерием сравнения уровня экономического развития субъектов Фе­дерации и решения вопросов об оказании помощи регионам, нужда­ющимся в финансовой поддержке из федерального бюджета.
 Различия в темпах роста ВВП на душу населения между отдель­ными странами за длительные периоды ведут к изменению соотно­шений в уровне жизни. При сопоставлении уровней экономического развития разных стран существенное значение имеют различия в структуре экономики стран и валютные курсы, изменения которых могут сказываться на стоимостной оценке ВВП, в то время как фи­зическая масса товаров и услуг не меняется. Поэтому более подходя­щими для такого рода сопоставлений являются данные работ, про­водимых по методологии Статистического бюро ООН.
 Уровень жизни зависит не только от объема ВВП на душу насе­ления, но и в значительной мере от структуры ВВП по ис­пользованию. С ростом экономического уровня страны повыше­ние уровня жизни выражается не только в увеличении объема по­требления, но и в изменении его структуры. Возрастает, в частности, доля товаров длительного пользования и услуг.
 С ростом экономического потенциала тесно связано изменение производственной структуры ВВП. Проявилась тенденция превраще­ния услуг в ведущую сферу современного общественного производ­ства. Доля услуг в структуре общественного труда неуклонно повы­шается при одновременном увеличении объема производства товаров. Удельный вес занятых в сфере услуг в развитых странах в 90-е гг. до­стиг 60-70% самодеятельного населения; на услуги в этих странах направляется половина всех его расходов.
 ВВП и его динамика отражают объем произведенных и потреб­ленных товаров и услуг и используются в качестве измерителя объе­ма экономической деятельности. Однако характеристики, которые можно получить на основе этих показателей, являются неполными. Они не отражают объем нерыночной деятельности домашних хо­зяйств, например деятельности домохозяек, работ, выполняемых на дому своими силами и т.п., которые не учитываются при определении ВВП. Лишь некоторые крупные виды деятельности такого рода, на­пример потребление домашними хозяйствами сельскохозяйственной продукции на собственные нужды, входят в ВВП и национальный доход и учитываются при характеристике уровня жизни.
 Уровень жизни — это одна из важнейших, но не исчерпывающая характеристика условий жизни людей и общества в целом. Более пол­ным является понятие образа жизни отдельных людей, соци­альных групп и населения страны в целом, отражающее характер жизни и деятельности. Образ жизни дает представление о том, как и для чего люди живут, чем заполнена их жизнь, какие у них интересы, как складываются качество, стиль и стандарт жизни. Этот образ фор­мируется под воздействием исторических, природных, обществен­ных, религиозных и других условий жизни общества.
 Объем ВВП в силу своей экономической природы не учитывает указанных факторов, которые оказывают серьезное влияние на усло­вия и комфортность жизни. Не учитывает этот показатель также из­менение экологической среды, соотношение между временем заня­тости и временем досуга и др. Между тем комфортность жизни во многом зависит от состояния окружающей среды, увеличения сво­бодного времени, используемого для отдыха, развлечений и других занятий по выбору человека.
 С переходом к постиндустриальному обществу, освоением высо­ких технологий, наукоемких производств и информатизации от об­раза жизни, переплетения и взаимодействия экономической и соци­альной сфер все в большей степени зависят эффективность эконо­мического роста и условия жизни общества. По мере накопления об­щественного богатства и повышения уровня жизни все большее вни­мание в экономике и политике развитых стран уделяется не увели­чению объема ВВП, а социальным и экологическим параметрам, об­разу жизни. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание при оценке условий жизни населения.
 2.2. Национальный доход
 Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
 Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, по­лученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных до­ходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количе­ственно отличается от объема первичных доходов, полученных рези­дентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).
 Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели про­изводства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый на­циональный доход» лучше отражают существо этих показателей, свя­занных с категорией дохода, а не с производством продукта.
 Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и передан­ных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положи­тельным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внут­реннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно пола­гать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.
 На общий объем доходов страны влияют также полученные и пере­данные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответст­венно валовой или чистый располагаемый национальный доход.
 Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные транс­ферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и нало­гов на материальные ценности, переводы между домашними хозяй­ствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные транс­ферты оцениваются в денежной форме.
 Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого на­ционального дохода путем добавления текущих трансфертов, полу­ченных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.
 Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребитель­ские возможности страны, чем национальный доход. Он распределя­ется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в после­дующем перераспределяется. Первичные доходы можно подразделить на трудовые доходы, доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности (см. гл. 5).
 К первичным доходам принято также относить взимаемые госу­дарством налоги на производство и импорт К налогам на производ­ство относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, на­логи на земельную собственность, здания и другие используемые в производстве активы, налоги на использованную в производстве ра­бочую силу и т.п. Налоги на производство соответствуют понятию косвенных налогов, которые полностью или частично перекладыва­ются на конечных потребителей (см. гл. 15). Налоговые поступления из текущих доходов, взносы на социальное страхование и другие ана­логичные трансферты рассматриваются не как первичные доходы го­сударства, а как их перераспределение.
 Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе пер­вичных и производных (вторичных) доходов и используются на по­требление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике со­впадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо пере­данных и полученных доходов.
 Так, домашние хозяйства получают текущие денежные трансфер­ты в виде выплат из бюджета на социальные нужды, страховых пла­тежей, субсидий и т.п. за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств. Первичные доходы в сумме с текущими денежными трансфертами (сальдо с учетом уплаченных налогов и полученных денежных трансфертов) образуют для каждого сектора экономики, в том числе для населения, располагаемый доход, распределяемый в ко­нечном итоге на потребление и сбережения.
 Располагаемый доход характеризует максимальную сумму денеж­ных средств, которую домашние хозяйства могут использовать на при­обретение потребительских товаров и услуг, не прибегая к финанси­рованию расходов за счет сокращения своих денежных средств, реа­лизации других финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.
 Следует отметить, что, поскольку понятие доходов связано с про­изводством, в них не включаются средства, полученные от продажи имущества, приватизации и т.п. Так, если владелец продал дом, квар­тиру, автомобиль, а вырученные деньги положил в банк, то выручен­ные средства рассматриваются не как доход, а как смена форм акти­вов — материальных на финансовые.
 В доходы, исходя из этого же принципа, не должен включаться прирост стоимости активов в результате инфляции в период нахож­дения приобретенных по низким ценам исходных материальных ре­сурсов на складе сырья и материалов, произведенных товаров на скла­де готовой продукции и т.п.
 Потребление основного капитала должно оцениваться по восста­новительной стоимости, а не на основе счетов бухгалтерского учета, где основные средства оцениваются по первоначальной стоимости и соответствуют восстановительной стоимости лишь в случае проведе­ния переоценки.
 Как видно из изложенного, понятие дохода, принятое при опре­делении ВВП, как и вообще в системе национальных счетов, не впол­не совпадает с пониманием дохода, принятым при определении фи­нансовых результатов деятельности предприятий на основе бухгал­терского учета, которым они руководствуются в своей практической деятельности.
 Процесс перераспределения осуществляется не только с помощью денежных трансфертов. Домашние хозяйства получают значительный объем социальных трансфертов в виде нерыночных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и др. Располагаемый доход в сумме с сальдо полученных и выплаченных социальных трансфертов в натуральной форме образует скорректированный располагаемый доход. Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств харак­теризует максимальный объем товаров и услуг, который они могут ис­пользовать на потребление, включая социальные трансферты в нату­ральной форме, не прибегая к уменьшению своих денежных средств, реализации других активов и увеличению своих обязательств.
 Социальные трансферты в натуральной форме осуществляются в основном государственными органами и в небольших количествах не­коммерческими учреждениями, а их получателями являются домаш­ние хозяйства. Если с денежными трансфертами их получатели могут поступать в соответствии со своими желаниями, то социальные транс­ферты в натуральной форме направляются на удовлетворение кон­кретных потребностей, как это признано необходимым органами го­сударственного управления в соответствии с проводимой ими соци­ально-экономической политикой.
 Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств больше их располагаемого дохода на величину уменьшения распола­гаемого дохода государственного сектора и некоммерческих учреж­дений. Соответственно скорректированный располагаемый доход для экономики в целом — это ее располагаемый доход. Он в конечном итоге распределяется на фактическое конечное потребление и сбере­жения. Поскольку при этом учитываются не только денежные, но и натуральные доходы, скорректированный располагаемый доход более полно характеризует общий объем доходов домашних хозяйств.
 Таким образом, предопределяются два подхода к пониманию ко­нечных доходов и конечного потребления: концепция денеж­ных доходов и расходов на конечное потребление и концепция фактических конечных доходов и по­требления. Фактическое конечное потребление домашних хо­зяйств (населения) превышает их расходы на эти цели на величину расходов государства и некоммерческих организаций на бесплатные услуги социально-культурного характера.
 Категория скорректированного располагаемого дохода представ­ляет особый интерес в условиях перехода от централизованной пла­новой к рыночной экономике. В этот период многие социальные и культурные услуги, оказывавшиеся ранее бесплатно, в значительной мере начинают предоставляться на коммерческой основе. Если не учитывать социальные трансферты, динамика жизненного уровня окажется искаженной. Денежные доходы и расходы населения в ре­альном выражении могут расти, тогда как фактический объем по­требляемых населением товаров и услуг может сокращаться в связи с уменьшением нерыночных социально-культурных услуг, предостав­ляемых государством.
 Понятие дохода в принципе может определяться по-разному в за­висимости от целей анализа. Доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, од­нако при этом в доход не включается стоимость натуральных про­дуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного по­требления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для ха­рактеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.
 Национальный доход и доходы домашних хозяйств
 В рыночной экономике взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия Домашние хозяйства предоставляют предприятиям ус­луги своего труда, а также (поскольку им в конечном итоге принад­лежат предприятия) другие факторы производства — капитал и землю. Поскольку платежи за факторы производства получают их владельцы, производство и доходы связаны между собой. Однако вла­дельцы ресурсов получают в качестве платы за предоставленные ими ресурсы лишь часть созданного с их использованием валового национального дохода (ВНД). Часть стоимости, добавленной в производ­стве, и соответственно валового национального дохода представляет собой амортизацию основного капитала и должна быть возвращена в производство для замещения основного капитала, израсходованного в процессе производства. Кроме того, часть ВНД изымается государством в виде косвенных налогов. Таким образом, национальный доход как сумма доходов факторов производства представляет собой ВНД, уменьшенный на амортизацию и величину косвенных налогов.
 Валовой национальный доход за вычетом амортизации и косвенных налогов может быть представлен как сумма доходов владельцев трудовых ресурсов, доходов владельцев земли и капитала и предпри­нимательского дохода.
 При этом государство как владелец предоставляемых им в поль­зование предприятиям ресурсов также получает часть созданного факторного дохода.
 Объем национального дохода, получаемый домашними хозяйст­вами за предоставляемые ими ресурсы представляет собой совокупный объем факторных доходов конкретных домашних хозяйств, ко­торым принадлежат эти ресурсы. Домашние хозяйства не могут, однако, использовать по своему усмотрению весь полученный ими на­циональный доход. Непосредственно на приобретение товаров, услуг и другие цели домашние хозяйства могут использовать лишь часть по­лученного ими национального дохода. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом.
 Личный располагаемый доход меньше располагаемого дохода до­машних хозяйств на величину прямых уплачиваемых налогов и не­распределенной прибыли предприятий Предприятия перечисляют своим владельцам не всю прибыль. Лишь часть ее выплачивается вла­дельцам акций в виде включаемых в личный располагаемый доход дивидендов. Значительная доля прибыли используется на нужды раз­вития производства. Кроме того, юридические лица вносят в доход бюджетов налоги, взносы на социальное страхование и другие обя­зательные платежи. В то же время домашние хозяйства получают до­ходы от государства в виде процентов по государственным займам, которые не включаются в национальный доход, но входят в лич­ный располагаемый доход. Домашние хозяйства получают также трансферты в виде различного рода социальных выплат — пенсий и т.п. В общем итоге величина личного располагаемого дохода в це­лом и на душу населения меньше, чем величина национального до­хода и ВВП.
 Часть полученного дохода домашние хозяйства уплачивают в виде индивидуальных налогов с физических лиц Оставшийся у домашних хозяйств доход представляет собой личный доход после уплаты налогов.
 Домашние хозяйства распределяют личные доходы после уплаты налогов на потребление и сбережения. За счет средств на потребление оплачиваются личные потребительские расходы, включающие расхо­ды на текущее потребление (продовольствие, одежду и т.п.), расходы на товары длительного пользования, расходы на услуги. Часть нахо­дящихся в их распоряжении доходов домашние хозяйства направляют на сбережения.
 Государство в указанных перераспределительных процессах вы­ступает, с одной стороны, как субъект перераспределения, а с другой — в качестве субъекта, обладающего располагаемыми доходами нарав­не с другими секторами экономики, конечное потребление которого определяется объемом услуг, предоставляемых обществу в целом.
 Рассмотренные положения касались определения общих или средних показателей доходов. Однако когда речь идет о реальной жизни, и прежде всего о населении, необходимо учитывать его не­однородность. Использование средних показателей скрывает дифференциацию доходов различных слоев населения и дает искаженные ориентиры для проведения социальной политики. В этой связи осу­ществляются распределение населения по уровню доходов и расчеты Дифференциации доходов (см. гл. 4 и 5).
 Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домаш­них хозяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:
 • домашние хозяйства лиц, работающих по найму;
 • домашние хозяйства предпринимателей;
 • домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);
 • домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионе­ры, студенты и т.д.).
 Использование приведенной классификации связано с получени­ем соответствующей информации и с тем, что во многих случаях до­машние хозяйства являются смешанными. Однако такой подход явля­ется значительным продвижением в исследовании доходов. К сожале­нию, в российской практике он пока не реализован. Распределение населения по доходам осуществляется без выделения типов семей.
 Выводы

<< Пред.           стр. 2 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу