<< Пред. стр. 2 (из 16) След. >>
Сдельный аккорд...................................................................................................................................................................... 20519.3. Повременная оплата труда и ее системы................................................................................................................. 205
Простая повременная система............................................................................................................................................. 205
Повременно-премиальная оплата....................................................................................................................................... 206
19.4. Премирование и его экономическое обоснование............................................................................................... 206
Выбор показателей и условий премирования.................................................................................................................. 206
Обоснование экономической эффективности премий................................................................................................. 207
19.5. Бестарифная система оплаты труда........................................................................................................................... 208
Особенности бестарифной системы оплаты.................................................................................................................... 208
Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества* 209
Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником........................... 210
Глава 20. Оплата труда государственных служащих............................................................................................................ 212
20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих...................................................................................................................................................................................................... 212
Правовые основы и содержание труда государственных служащих.......................................................................... 212
Права государственных служащих...................................................................................................................................... 213
Обязанности государственных служащих......................................................................................................................... 214
Ограничения, связанные с государственной службой................................................................................................... 215
Присвоение квалификационных разрядов........................................................................................................................ 216
Гарантии государственным служащим............................................................................................................................. 216
20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления................................................................................ 218
Особенности труда государственных служащих............................................................................................................. 218
Денежное содержание федеральных государственных служащих.............................................................................. 219
Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям............................................................................................................................................. 221
Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов.................................................................................. 224
Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике........................................................... 224
21.1. Основные доходы в рыночной экономике............................................................................................................... 224
Доходы, включаемые в национальный доход................................................................................................................... 224
Состав денежных доходов населения.................................................................................................................................. 225
Место отдельных доходов в агрегатных показателях....................................................................................................... 226
21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности................................................................. 226
Стимулирующая роль прибыли........................................................................................................................................... 226
Государственное регулирование прибыли....................................................................................................................... 227
21.3. Регулирование величины заработной платы........................................................................................................... 228
Установление заработной платы......................................................................................................................................... 228
Продолжительность рабочего времени............................................................................................................................. 229
Другие направления государственного регулирования оплаты труда...................................................................... 230
21.4. Профсоюзы на рынке труда........................................................................................................................................ 231
Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов................................................................................................... 231
Роль профсоюзов в повышении заработной платы........................................................................................................ 231
21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены»................................................................... 232
Тенденция к росту реальной заработной платы.............................................................................................................. 232
Механизм формирования спирали «заработная плата — цены»................................................................................ 233
Спираль «заработная плата — цены» и инфляция.......................................................................................................... 233
21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы......................................................................................... 235
Основные формы и системы оплаты................................................................................................................................. 235
Сдельно-премиальные системы........................................................................................................................................... 235
Дифференцированные системы.......................................................................................................................................... 236
Системы коллективного премирования и участия в прибылях.................................................................................... 237
Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.................................................. 239
22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения.................................................... 239
Задачи налоговой системы................................................................................................................................................... 239
Доля налоговых поступлений в ВНП.................................................................................................................................. 239
Прямые и косвенные налоги................................................................................................................................................ 240
Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням.............................................................................. 241
22.2. Реформирование системы прямого налогообложения........................................................................................ 242
Кейнсианский подход к налогам.......................................................................................................................................... 242
Теория «экономики предложения».................................................................................................................................... 242
22.3. Реформирование косвенного налогообложения................................................................................................... 245
Повышение роли НДС............................................................................................................................................................ 245
Акцизы и таможенные пошлины........................................................................................................................................ 246
22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение.............................................................................................. 248
Назначение взносов................................................................................................................................................................ 248
Ставки взносов......................................................................................................................................................................... 249
Заключение.................................................................................................................................................................................... 250
Словарь понятий и терминов................................................................................................................................................ 251
Список рекомендуемой литературы....................................................................................................................................... 264
Предисловие
Цель и задачи изучения курса «Политика доходов и заработной платы» состоят в том, чтобы дать целостное представление о теоретических основах трансформации распределительных отношений на макро- и микроуровнях функционирования переходной экономики.
Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики — одна из наиболее острых социально-экономических проблем, связанных как с формированием социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).
Основными задачами изучения курса являются:
• формирование представления о сущности заработной платы и денежных доходов различных групп населения в условиях рыночной экономики, об их основных источниках;
• приобретение знаний об анализе и прогнозировании уровня доходов и заработной платы, критериях их изменения, овладение навыками сопоставления наиболее важных показателей доходов и оплаты труда, их влияния на уровень жизни;
• изучение проблем связи динамики реальных доходов и реальной заработной платы с динамикой потребительских цен, факторов, определяющих изменения реальной заработной платы и реальных доходов различных групп населения;
• уяснение роли доходов и заработной платы в стимулировании высокоэффективного производительного труда и развития предпринимательской деятельности, методов повышения действенности этих стимулов;
• уяснение сущности и механизмов государственного и коллективно-договорного регулирования организации и дифференциации заработной платы и доходов населения на разных уровнях управления экономикой (Российская Федерация, субъекты Федерации, низовое производственное звено);
• изучение влияния инфляционных процессов и налогового регулирования на уровень доходов и заработной платы, трудовую активность, занятость населения;
• ознакомление с методами и принципами налогообложения и оплаты труда граждан в странах с развитой рыночной экономикой.
Авторы учебника исходили из того, что в современной России формирование заработной платы и доходов населения, позитивной трудовой мотивации и стимулов к предпринимательской активности призвано обеспечить преодоление кризиса экономики. Поэтому глубокое усвоение важнейших направлений социальной политики государства в регулировании доходов и заработной платы, ее целей, методов и приоритетов позволит решать экономические проблемы наиболее эффективно. Несомненное значение для решения названных проблем имеет изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой в формировании и реализации политики доходов и заработной платы с учетом особенностей России.
Учебник подготовлен коллективом авторов, которые представляют различные научные школы, разрабатывающие теоретические проблемы и практические решения по реализации политики заработной платы и доходов. В нем отражены результаты научных исследований, проводимых на кафедре социально-экономических проблем экономического факультета и других кафедрах МГУ им. М.В. Ломоносова, в Институте труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в Институте экономики Российской академии наук, Институте мировой экономики и международных отношений. В составе авторского коллектива — ведущие специалисты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации.
Редакторы учебника и издательство сочли возможным и целесообразным сохранить авторские точки зрения по отдельным проблемам, а также авторский стиль изложения материала, что позволит читателям познакомиться с позицией создателей учебника, точкой зрения различных экономических школ.
Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся основам экономики и социологии труда, менеджменту, управлению персоналом, хозяйством и производством, для преподавателей учебных заведений высшего профессионального образования. В то же время материалы учебника представляют интерес для учебных заведений переподготовки и повышения квалификации кадров, для практических работников, занимающихся предпринимательством и коммерческой деятельностью.
П.В. Савченко, д-р экон. наук, профессор
Ю. П. Кокин, д-р экон. наук, профессор
Введение. Содержание и предмет курса
В общем комплексе проблем социальной политики, а также общеэкономических и прикладных учебных дисциплин вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и качества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики занимают одно из определяющих мест.
В условиях переходной экономики современной России изучение особенностей и специфики регулирования доходов и заработной платы, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В комплексе этих проблем выделяются вопросы об основных целях, приоритетах и механизме осуществления социальной политики в увязке с социальной ориентацией экономики страны; значении национального дохода (внутреннего валового продукта) как основного источника роста доходов и уровня жизни населения; экономической природе основных элементов доходов: заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и прибыли. Особое место занимают проблемы формирования положительной мотивации к эффективному труду в увязке потребностей, интересов, мотивов и стимулов.
В системе регулирования социально-трудовых отношений первостепенное значение в переходной экономике приобретают методы воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, тенденции в изменении величины номинальных и особенно реальных доходов, структуры доходов и их дифференциации. Особый интерес представляет изучение роли заработной платы как основного источника доходов работников наемного труда, ее функций, методов и механизмов государственного и коллективно-договорного регулирования на межотраслевом, территориальном и внутрипроизводственном уровнях.
Изучение институциональных основ социальной политики доходов и оплаты труда предполагает рассмотрение экономической природы и роли социальных стандартов уровня жизни, доходов и оплаты труда (прожиточный минимум и методы его расчета, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, стандарты социально-культурного и жилищно-коммунального обслуживания). К этим проблемам относится и рассмотрение роли социальных трансфертов в формировании семейных доходов, роли, задач и назначения внебюджетных социальных фондов, механизмов их формирования.
К кругу актуальных проблем политики доходов и заработной платы в современной России тесно примыкают проблемы политики цен, инфляции, налогообложения доходов предприятий, организаций и индивидуальных трудовых и предпринимательских доходов; роли налоговой политики в перераспределении доходов и смягчении их дифференциации, т.е. преодоления социального расслоения общества.
Рыночные методы хозяйствования и управления экономикой предполагают тесную связь формирования уровня доходов и различий в них по отраслям, категориям работников и территории страны с осуществлением целенаправленной политики на рынке труда. При этом особый интерес представляют: воздействие на динамику уровня и дифференциации доходов и заработной платы процессов, связанных с безработицей, спросом и предложением на конкретные виды труда; влияние самозанятости населения на формирование доходов, включая доходы от личного подсобного хозяйства.
С проблемами политики формирования и регулирования доходов населения тесно связаны (и в немалой мере определяют ее направленность) вопросы организации оплаты труда в первичном звене — на предприятиях, в организациях и учреждениях различных отраслей и форм собственности. Здесь существенную роль призваны играть и в большинстве случаев играют механизмы оплаты по тарифу, рациональные подходы к применению форм и систем заработной платы. Принципиально важными представляются методы обеспечения связи заработной платы как основного источника доходов работников наемного труда со стоимостью, условиями, интенсивностью и напряженностью труда, а главное — с его результативностью. Стимулирование трудовой активности граждан призвано формировать базу для роста эффективности функционирования экономики, с которым в конечном счете связаны уровень доходов населения и создание предпосылок для их роста.
Поскольку механизмы формирования и регулирования доходов и заработной платы применительно к условиям современной экономики России находятся в процессе трансформации, безусловный интерес представляют опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в сфере политики доходов и его использование в России с учетом ее специфики. Изучение всех аспектов политики доходов и оплаты труда, налоговой и финансовой политики, политики на рынке труда, осуществляемых в зарубежных странах, также является важнейшей предпосылкой действия макро- и микроэкономических механизмов регулирования доходов и заработной платы.
Рассмотрение основных проблем содержания учебной дисциплины «Политика доходов и заработной платы» позволяет сформулировать ее предмет.
Предметом курса, которому посвящен учебник, является изучение основ политики доходов и заработной платы на макро- и микроэкономических уровнях, усвоение системы понятий, критериев, индикаторов и социальных стандартов, характеризующих доходы, формирование и регулирование оплаты труда, приемов и механизмов реализации целей социальной политики, повышения уровня и качества жизни населения в условиях переходной экономики.
Изучение проблем политики доходов и заработной платы призвано конкретизировать и углубить знания, полученные в процессе освоения общеэкономической теории, а также конкретизировать основные положения дисциплин «Экономика труда», «Экономика и социология труда», «Управление персоналом», «Экономика социальной сферы».
Раздел I МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Содержание раздела I
Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики
1.1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития
2.2. Национальный доход
Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты
3.1. Доходы как плата за экономические ресурсы
3.2. Производственная функция. Принципы, определяющие спрос на труд и другие факторы производства
3.3. Факторы, определяющие уровень оплаты труда
Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России
4.1. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни
4.2. Современное состояние уровня и качества жизни в России
Раздел I. Макро- и микроэкономические аспекты политики доходов и заработной платы
Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики
1.1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
Политика на макро- и микроуровнях
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.
На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.
Государственное регулирование доходов
Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
• размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
• покупательной способности национальной валюты;
• демографических тенденций;
• традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;
• доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
• эмиссию денег;
• контроль над инфляцией и валютным курсом;
• налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
• налоговые льготы малому предпринимательству;
• тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.
1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
Основные этапы реформирования
Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько этапов.
На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.
Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.
С переходом к рынку были сняты запреты на свободный выбор человеком направлений своей деятельности, произошла трансформация всех социально-экономических отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Частная собственность и рынок усиливали свое воздействие на формирование доходов и заработной платы. Рабочая сила стала товаром, предметом купли и продажи на рынке. По мере увеличения доли наемных работников в общей численности занятых государство утратило прежнюю роль в формировании доходов и заработной платы. Однако новые институты государственного регулирования сформировались не сразу.
На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов — от частной собственности (проценты, дивиденды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности — с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.
В этот период начала формироваться нормативно-правовая база государственного регулирования доходов и заработной платы. В нем появились новые направления, обусловленные такими нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики», и др.
Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования — акционерные общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. — стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.
В этот период центр тяжести в государственном регулировании был перенесен с централизованного регулирования заработной платы на установление социальных ограничений деятельности рыночных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в потребительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.
В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.
Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.
На втором этапе— 1994-1998 гг. — во взаимодействии государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюджетных отношений и перераспределения трансфертов.
В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.
На политику доходов и заработной платы оказывало влияние возрастание доли доходов частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.
Возможности государственного и рыночного регулирования в политике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП.
Значительные средства укрываются от налогообложения и вывозятся за рубеж.
Огромное влияние на перераспределение доходов оказывает коррупция. Социально-экономической ее основой является монополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная социальная рента, которую получают чиновники за свою подпись при выдаче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с коррупцией (1999 г.), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной — Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.
В этот период в структуре доходов населения стабилизировалась доля доходов от предпринимательской деятельности, возросли доходы от продажи иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г.), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г.), снижалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.). Согласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах населения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Германии — 64, в Италии — 52, в США — 53, во Франции — 58, в Японии — 69%.
На втором этапе падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший к 1998 г. 25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Признаками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными услугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением квалификации работников.
Однако существенно улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. реальные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло в 1998 г. 13,4 раза.
Выявилась неэффективность межбюджетных и финансово-кредитных отношений. Средства на заработную плату и пенсии, выделяемые на федеральном уровне, не доходили по назначению, а оставались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, образовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям протеста.
Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыночной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.
На следующем, послекризисном этапе возросла роль государственного регулирования доходов и заработной платы. В политике доходов и заработной платы основное внимание уделялось сокращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.
Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регулирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регулированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное внимание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.
Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
Взаимодействие государственного и рыночного регулирования создает условия для развития свободного человека. Институты государственного регулирования доходов и заработной платы должны действовать по принципу: государство существует для людей, а не люди для государства.
Трансформация функций государства предполагает разграничение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер.
К краткосрочным мерам государственного регулирования доходов и заработной платы относятся: совершенствование Налогового кодекса, разработка мер по реализации Закона «О прожиточном минимуме», правовых основ социального партнерства, обновление КЗоТа и Единой тарифной сетки, реформирование системы пенсионного обеспечения, разработка федеральных и региональных социальных программ.
Основными приоритетами политики доходов и заработной платы в текущий период являются обеспечение социально-политической стабильности и гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, сокращение и ликвидация задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, формирование среднего класса, борьба с бедностью.
Расходы по заработной плате и социальным выплатам в бюджетах всех уровней включены в число приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, используются строго по назначению. Осуществляются нормативное закрепление прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти, меры по сокращению дифференциации социальных пособий в регионах.
Актуальной задачей является реформа социального страхования, предполагающая распределение социальных выплат по целевому и адресному принципу. Обязательства государства устанавливаются в соответствии с его возможностями. Это позволит восстановить доверие граждан к государству.
Формируется двухуровневая система социальных гарантий. Минимальный их уровень обеспечивается за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а общий уровень — также за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов. Для того чтобы граждане вкладывали свои средства в развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.п., они должны знать, на какие цели и под какие гарантии отчисляют часть своих доходов, от каких рисков страхуются, какие пенсии или пособия получат при наступлении старости, в случае болезни или потери работы.
Осуществление всех этих приоритетных мер позволяет повысить роль заработной платы как основного источника доходов населения и стимула к эффективной трудовой деятельности, поднять долю налогов с физических лиц в формировании доходной части бюджета, поддерживать разумное соотношение между доходами трудоспособных и нетрудоспособных граждан, обеспечить минимальные гарантии доходов населения, оказывать поддержку нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам.
Выполнение краткосрочных программ является предпосылкой для среднесрочных. В среднесрочных прогнозах и программах развития российской экономики предполагается на основе стабилизации экономики замедление тенденции снижения реальных доходов населения.
В этот период взаимодействие государственного и рыночного регулирования будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования его нормативной базы. Повысится доля налогов с физических лиц в перераспределении доходов, в формировании доходной части бюджета. Возрастет роль государства в регулировании социальной нагрузки между различными социальными группами населения, произойдет сокращение дифференциации доходов.
На этом этапе усилится воздействие рыночного саморегулирования доходов и заработной платы. Завершатся реформа системы пенсионного обеспечения и жилищно-коммунальная реформа. Сократятся дотации государства на содержание жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, газ и т.д. Одновременно в целях защиты малообеспеченных слоев населения будет совершенствоваться механизм субсидий, трансфертов, пособий, усилится деятельность благотворительных организаций.
В долгосрочной перспективе возможно повышение реальных доходов населения до уровня дореформенного периода. Основой устойчивого развития в этот период станет возрастание роли реального сектора экономики. Поступление налогов от этого сектора в бюджет увеличится. В структуре доходов населения повысится доля заработной платы, она приблизится к уровню развитых стран.
Более активно будет сокращаться дифференциация доходов, изменятся внутригосударственные отношения по вертикали и горизонтали, повысится роль регионов в обеспечении доходов и заработной платы населения, сократится число дотационных регионов.
Однако в политике доходов и заработной платы сохранится определяющая роль государства в обеспечении минимальных социальных стандартов. Будут осуществляться различные социальные льготы, например предоставляться кредиты на получение образования, возможно развитие потребительского кредита.
1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
Основные элементы механизма
Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.
Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределения доходов.
Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества. Важнейшим налогом с физических лиц является подоходный налог (см. гл. 15).
Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь (более подробно см. гл. 7).
Государство также оказывает влияние на доходы населения с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму натуральных доходов.
Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов должны быть минимизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граждан не наносило ущерба другим.
Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за нанесение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о защите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.
Результативность политики доходов
О результативности действующей политики доходов и заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям — благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.
Известно, что снижение предельных ставок налогообложения доходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложения, о чем свидетельствует кривая Лаффера (рис. 1.1).
Важным результатом политики доходов и заработной платы является изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается — политика эффективна.
О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.
Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности — участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.
Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Дальнейшее развитие политики доходов и заработной платы предполагает укрепление институциональных основ их регулирования.
Политика доходов и заработной платы в России осуществляется, исходя из разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления государством.
Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.
Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (федеральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем (негосударственные фонды и другие некоммерческие организации), система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.
Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.
К задачам федеральных органов власти относятся принятие нормативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социальных программ, определение сумм и механизма их финансирования.
Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-культурной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.
Выводы
1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе взаимодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности.
2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере развития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной экономике она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.
3. В переходной экономике преодолеваются административные ограничения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыночного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.
4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реализуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.
5. О результативности политики доходов и заработной платы можно судить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их дифференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напряженности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.
Термины
Политика доходов и заработной платы
Перераспределение доходов
Меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы
Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
Налоги с физических лиц
Подоходный налог
Социальные трансферты
Издержки перераспределения доходов
Кривая Лаффера
Институциональные основы регулирования доходов и заработной платы
Вопросы для самопроверки
1. Для чего государство осуществляет политику доходов и заработной платы?
2. С помощью каких мер осуществляется прямое и косвенное регулирование доходов и заработной платы?
3. Что определяет особенности политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики России?
4. Каковы социальные приоритеты политики доходов и заработной плагы в России?
5. Что такое издержки перераспределения доходов?
6. Каков механизм осуществления политики доходов и заработной платы?
7. Как можно оценить результативность политики доходов и заработной платы?
Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития
ВВП и факторы его роста
Как отмечалось, политика доходов и заработной платы связана с макроэкономическими проблемами. В данной главе рассматриваются формирование и распределение валового внутреннего продукта и национального дохода в той мере и под таким углом зрения, которые необходимы для последующего изложения более конкретных направлений политики доходов и заработной платы.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.
ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам.
Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.
Первичные доходы — это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. Как первичные доходы рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства.
Периоды экономического роста могут сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и соответственно жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то очевидно, что в основе повышения жизненного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг, т.е. ВВП в целом и в расчете на душу населения. Основными факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов, прежде всего дополнительного физического капитала и труда, а также увеличение производительности факторов производства в результате научно-технического прогресса, использования более продуктивных технологий и повышения квалификации работников.
Увеличение трудовых ресурсов связано с ростом численности населения в целом и в трудоспособном возрасте. Одновременно повышаются образовательный уровень, профессиональная подготовка и соответственно качество рабочей силы.
Наряду с ростом численности занятых возрастает объем накопленных производственных зданий, оборудования и других средств и условий труда. В связи с мелиоративными и оросительными работами может несколько возрастать количество сельскохозяйственных угодий; проведение геолого-разведочных работ ведет к увеличению возможных для использования в производстве месторождений полезных ископаемых.
Увеличение используемых ресурсов является важным фактором роста ВВП. Однако большая часть его прироста достигается за счет научно-технического прогресса, позволяющего производить новые виды товаров, повышать качество традиционных товаров и более полно использовать применяемые ресурсы.
Использование ВВП для характеристики экономического развития и уровня жизни
ВВП каждого года определяется тремя методами: суммированием доходов (оплаты труда наемных работников, чистых налогов на производство и валовой прибыли экономики), суммированием расходов (затрат на конечное потребление и сбережений) и как добавленная стоимость. Расчеты проводятся на основе данных о фактических операциях в действующих (номинальных) ценах.
Однако изменения в объеме ВВП зависят как от изменения физического объема товаров и услуг, так и от изменения цен на них. Между тем объем производства материальных благ и услуг определяется их массой, а не ценами, используемыми для их измерения. Для исключения влияния цен и определения динамики физической массы производимых товаров и услуг рассчитывается реальный ВВП в постоянных ценах, используемый для определения темпов экономического роста.
Динамика реального ВВП точнее характеризует изменения объема производства и услуг, чем динамика ВВП в действующих ценах. Экономический рост, измеряемый на основе реального ВВП, более тесно связан с увеличением реальных доходов домашних хозяйств (населения) и объемом физической массы потребляемых ими товаров и услуг.
Показатель реального ВВП широко используется в межстрановых и динамических сопоставлениях для сравнения общего объема произведенных товаров и услуг. Однако уровень благосостояния зависит также от численности населения, на которое приходится данный его объем. Чтобы исключить влияние численности населения при межстрановых (межрегиональных) и динамических сопоставлениях, определяется показатель реального ВВП на душу населения. В случае более быстрого роста общего объема ВВП по сравнению с численностью населения увеличивается реальный выпуск ВВП на одного человека.
Показатель ВВП на душу населения используется правительствами отдельных государств, ООН и ее органами, международными финансовыми организациями в качестве критерия при рассмотрении программ помощи отсталым в экономическом отношении государствам. Для отдельных стран, в том числе для России, он является критерием сравнения уровня экономического развития субъектов Федерации и решения вопросов об оказании помощи регионам, нуждающимся в финансовой поддержке из федерального бюджета.
Различия в темпах роста ВВП на душу населения между отдельными странами за длительные периоды ведут к изменению соотношений в уровне жизни. При сопоставлении уровней экономического развития разных стран существенное значение имеют различия в структуре экономики стран и валютные курсы, изменения которых могут сказываться на стоимостной оценке ВВП, в то время как физическая масса товаров и услуг не меняется. Поэтому более подходящими для такого рода сопоставлений являются данные работ, проводимых по методологии Статистического бюро ООН.
Уровень жизни зависит не только от объема ВВП на душу населения, но и в значительной мере от структуры ВВП по использованию. С ростом экономического уровня страны повышение уровня жизни выражается не только в увеличении объема потребления, но и в изменении его структуры. Возрастает, в частности, доля товаров длительного пользования и услуг.
С ростом экономического потенциала тесно связано изменение производственной структуры ВВП. Проявилась тенденция превращения услуг в ведущую сферу современного общественного производства. Доля услуг в структуре общественного труда неуклонно повышается при одновременном увеличении объема производства товаров. Удельный вес занятых в сфере услуг в развитых странах в 90-е гг. достиг 60-70% самодеятельного населения; на услуги в этих странах направляется половина всех его расходов.
ВВП и его динамика отражают объем произведенных и потребленных товаров и услуг и используются в качестве измерителя объема экономической деятельности. Однако характеристики, которые можно получить на основе этих показателей, являются неполными. Они не отражают объем нерыночной деятельности домашних хозяйств, например деятельности домохозяек, работ, выполняемых на дому своими силами и т.п., которые не учитываются при определении ВВП. Лишь некоторые крупные виды деятельности такого рода, например потребление домашними хозяйствами сельскохозяйственной продукции на собственные нужды, входят в ВВП и национальный доход и учитываются при характеристике уровня жизни.
Уровень жизни — это одна из важнейших, но не исчерпывающая характеристика условий жизни людей и общества в целом. Более полным является понятие образа жизни отдельных людей, социальных групп и населения страны в целом, отражающее характер жизни и деятельности. Образ жизни дает представление о том, как и для чего люди живут, чем заполнена их жизнь, какие у них интересы, как складываются качество, стиль и стандарт жизни. Этот образ формируется под воздействием исторических, природных, общественных, религиозных и других условий жизни общества.
Объем ВВП в силу своей экономической природы не учитывает указанных факторов, которые оказывают серьезное влияние на условия и комфортность жизни. Не учитывает этот показатель также изменение экологической среды, соотношение между временем занятости и временем досуга и др. Между тем комфортность жизни во многом зависит от состояния окружающей среды, увеличения свободного времени, используемого для отдыха, развлечений и других занятий по выбору человека.
С переходом к постиндустриальному обществу, освоением высоких технологий, наукоемких производств и информатизации от образа жизни, переплетения и взаимодействия экономической и социальной сфер все в большей степени зависят эффективность экономического роста и условия жизни общества. По мере накопления общественного богатства и повышения уровня жизни все большее внимание в экономике и политике развитых стран уделяется не увеличению объема ВВП, а социальным и экологическим параметрам, образу жизни. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание при оценке условий жизни населения.
2.2. Национальный доход
Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).
Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.
Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и переданных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положительным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно полагать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.
На общий объем доходов страны влияют также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответственно валовой или чистый располагаемый национальный доход.
Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и налогов на материальные ценности, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные трансферты оцениваются в денежной форме.
Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого национального дохода путем добавления текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.
Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребительские возможности страны, чем национальный доход. Он распределяется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в последующем перераспределяется. Первичные доходы можно подразделить на трудовые доходы, доходы от собственности и предпринимательской деятельности (см. гл. 5).
К первичным доходам принято также относить взимаемые государством налоги на производство и импорт К налогам на производство относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налоги на земельную собственность, здания и другие используемые в производстве активы, налоги на использованную в производстве рабочую силу и т.п. Налоги на производство соответствуют понятию косвенных налогов, которые полностью или частично перекладываются на конечных потребителей (см. гл. 15). Налоговые поступления из текущих доходов, взносы на социальное страхование и другие аналогичные трансферты рассматриваются не как первичные доходы государства, а как их перераспределение.
Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе первичных и производных (вторичных) доходов и используются на потребление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных доходов.
Так, домашние хозяйства получают текущие денежные трансферты в виде выплат из бюджета на социальные нужды, страховых платежей, субсидий и т.п. за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств. Первичные доходы в сумме с текущими денежными трансфертами (сальдо с учетом уплаченных налогов и полученных денежных трансфертов) образуют для каждого сектора экономики, в том числе для населения, располагаемый доход, распределяемый в конечном итоге на потребление и сбережения.
Располагаемый доход характеризует максимальную сумму денежных средств, которую домашние хозяйства могут использовать на приобретение потребительских товаров и услуг, не прибегая к финансированию расходов за счет сокращения своих денежных средств, реализации других финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.
Следует отметить, что, поскольку понятие доходов связано с производством, в них не включаются средства, полученные от продажи имущества, приватизации и т.п. Так, если владелец продал дом, квартиру, автомобиль, а вырученные деньги положил в банк, то вырученные средства рассматриваются не как доход, а как смена форм активов — материальных на финансовые.
В доходы, исходя из этого же принципа, не должен включаться прирост стоимости активов в результате инфляции в период нахождения приобретенных по низким ценам исходных материальных ресурсов на складе сырья и материалов, произведенных товаров на складе готовой продукции и т.п.
Потребление основного капитала должно оцениваться по восстановительной стоимости, а не на основе счетов бухгалтерского учета, где основные средства оцениваются по первоначальной стоимости и соответствуют восстановительной стоимости лишь в случае проведения переоценки.
Как видно из изложенного, понятие дохода, принятое при определении ВВП, как и вообще в системе национальных счетов, не вполне совпадает с пониманием дохода, принятым при определении финансовых результатов деятельности предприятий на основе бухгалтерского учета, которым они руководствуются в своей практической деятельности.
Процесс перераспределения осуществляется не только с помощью денежных трансфертов. Домашние хозяйства получают значительный объем социальных трансфертов в виде нерыночных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и др. Располагаемый доход в сумме с сальдо полученных и выплаченных социальных трансфертов в натуральной форме образует скорректированный располагаемый доход. Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств характеризует максимальный объем товаров и услуг, который они могут использовать на потребление, включая социальные трансферты в натуральной форме, не прибегая к уменьшению своих денежных средств, реализации других активов и увеличению своих обязательств.
Социальные трансферты в натуральной форме осуществляются в основном государственными органами и в небольших количествах некоммерческими учреждениями, а их получателями являются домашние хозяйства. Если с денежными трансфертами их получатели могут поступать в соответствии со своими желаниями, то социальные трансферты в натуральной форме направляются на удовлетворение конкретных потребностей, как это признано необходимым органами государственного управления в соответствии с проводимой ими социально-экономической политикой.
Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств больше их располагаемого дохода на величину уменьшения располагаемого дохода государственного сектора и некоммерческих учреждений. Соответственно скорректированный располагаемый доход для экономики в целом — это ее располагаемый доход. Он в конечном итоге распределяется на фактическое конечное потребление и сбережения. Поскольку при этом учитываются не только денежные, но и натуральные доходы, скорректированный располагаемый доход более полно характеризует общий объем доходов домашних хозяйств.
Таким образом, предопределяются два подхода к пониманию конечных доходов и конечного потребления: концепция денежных доходов и расходов на конечное потребление и концепция фактических конечных доходов и потребления. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (населения) превышает их расходы на эти цели на величину расходов государства и некоммерческих организаций на бесплатные услуги социально-культурного характера.
Категория скорректированного располагаемого дохода представляет особый интерес в условиях перехода от централизованной плановой к рыночной экономике. В этот период многие социальные и культурные услуги, оказывавшиеся ранее бесплатно, в значительной мере начинают предоставляться на коммерческой основе. Если не учитывать социальные трансферты, динамика жизненного уровня окажется искаженной. Денежные доходы и расходы населения в реальном выражении могут расти, тогда как фактический объем потребляемых населением товаров и услуг может сокращаться в связи с уменьшением нерыночных социально-культурных услуг, предоставляемых государством.
Понятие дохода в принципе может определяться по-разному в зависимости от целей анализа. Доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, однако при этом в доход не включается стоимость натуральных продуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для характеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.
Национальный доход и доходы домашних хозяйств
В рыночной экономике взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия Домашние хозяйства предоставляют предприятиям услуги своего труда, а также (поскольку им в конечном итоге принадлежат предприятия) другие факторы производства — капитал и землю. Поскольку платежи за факторы производства получают их владельцы, производство и доходы связаны между собой. Однако владельцы ресурсов получают в качестве платы за предоставленные ими ресурсы лишь часть созданного с их использованием валового национального дохода (ВНД). Часть стоимости, добавленной в производстве, и соответственно валового национального дохода представляет собой амортизацию основного капитала и должна быть возвращена в производство для замещения основного капитала, израсходованного в процессе производства. Кроме того, часть ВНД изымается государством в виде косвенных налогов. Таким образом, национальный доход как сумма доходов факторов производства представляет собой ВНД, уменьшенный на амортизацию и величину косвенных налогов.
Валовой национальный доход за вычетом амортизации и косвенных налогов может быть представлен как сумма доходов владельцев трудовых ресурсов, доходов владельцев земли и капитала и предпринимательского дохода.
При этом государство как владелец предоставляемых им в пользование предприятиям ресурсов также получает часть созданного факторного дохода.
Объем национального дохода, получаемый домашними хозяйствами за предоставляемые ими ресурсы представляет собой совокупный объем факторных доходов конкретных домашних хозяйств, которым принадлежат эти ресурсы. Домашние хозяйства не могут, однако, использовать по своему усмотрению весь полученный ими национальный доход. Непосредственно на приобретение товаров, услуг и другие цели домашние хозяйства могут использовать лишь часть полученного ими национального дохода. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом.
Личный располагаемый доход меньше располагаемого дохода домашних хозяйств на величину прямых уплачиваемых налогов и нераспределенной прибыли предприятий Предприятия перечисляют своим владельцам не всю прибыль. Лишь часть ее выплачивается владельцам акций в виде включаемых в личный располагаемый доход дивидендов. Значительная доля прибыли используется на нужды развития производства. Кроме того, юридические лица вносят в доход бюджетов налоги, взносы на социальное страхование и другие обязательные платежи. В то же время домашние хозяйства получают доходы от государства в виде процентов по государственным займам, которые не включаются в национальный доход, но входят в личный располагаемый доход. Домашние хозяйства получают также трансферты в виде различного рода социальных выплат — пенсий и т.п. В общем итоге величина личного располагаемого дохода в целом и на душу населения меньше, чем величина национального дохода и ВВП.
Часть полученного дохода домашние хозяйства уплачивают в виде индивидуальных налогов с физических лиц Оставшийся у домашних хозяйств доход представляет собой личный доход после уплаты налогов.
Домашние хозяйства распределяют личные доходы после уплаты налогов на потребление и сбережения. За счет средств на потребление оплачиваются личные потребительские расходы, включающие расходы на текущее потребление (продовольствие, одежду и т.п.), расходы на товары длительного пользования, расходы на услуги. Часть находящихся в их распоряжении доходов домашние хозяйства направляют на сбережения.
Государство в указанных перераспределительных процессах выступает, с одной стороны, как субъект перераспределения, а с другой — в качестве субъекта, обладающего располагаемыми доходами наравне с другими секторами экономики, конечное потребление которого определяется объемом услуг, предоставляемых обществу в целом.
Рассмотренные положения касались определения общих или средних показателей доходов. Однако когда речь идет о реальной жизни, и прежде всего о населении, необходимо учитывать его неоднородность. Использование средних показателей скрывает дифференциацию доходов различных слоев населения и дает искаженные ориентиры для проведения социальной политики. В этой связи осуществляются распределение населения по уровню доходов и расчеты Дифференциации доходов (см. гл. 4 и 5).
Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домашних хозяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:
• домашние хозяйства лиц, работающих по найму;
• домашние хозяйства предпринимателей;
• домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);
• домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты и т.д.).
Использование приведенной классификации связано с получением соответствующей информации и с тем, что во многих случаях домашние хозяйства являются смешанными. Однако такой подход является значительным продвижением в исследовании доходов. К сожалению, в российской практике он пока не реализован. Распределение населения по доходам осуществляется без выделения типов семей.
Выводы