<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Показателем кризиса в оплате труда, проявившимся в последние годы, следует считать масштабы невыплат заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических оп­росов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отме­чали неоднократные задержки заработной платы на их предприятиях (в учреждениях), а 74% опрошенных высказали мнение, что непла­тежи заработной платы, которые периодически усиливаются, явля­ются решающим фактором социальной нестабильности, ибо сущест­венно влияют на стабильность доходов семей рабочих и служащих.
 В начале 1999 г. задолженность по выплате заработной платы со­ставила 77 млрд руб. и по сравнению с началом 1998 г. увеличилась в 1,45 раза.
 Неплатежи заработной платы влияли на снижение значи­мости заработной платы в доходах населения и по­вышение значимости других источников доходов. В то же время обсле­дования, проведенные Институтом труда, показывают, что в среднем 60% опрошенных работающих по найму не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Среди 40% опрошенных, имеющих другие источники, на первом месте стоят доходы отличного подсобного хозяйства (14%); на втором месте — пенсии, пособия, дотации и ком­пенсации (13%), около 10% опрошенных указали, что они вынуждены систематически обращаться за материальной помощью к родственни­кам; около 10% имеют дополнительный трудовой доход (эпизодические заработки, постоянная работа по совместительству и т.п.).
 Заработная плата, по последним расчетам, в общей структуре дохо­дов населения составляет всего лишь 41,4%. Между тем еще в 1990 г. ее удельный вес составлял 74,1%, в 1993 г. — 58, в 1995 г. — 39,3%. Как ука­зывалось, основная масса населения имеет заработную плату в качестве единственного источника доходов. Сужение доли заработной платы в доходах — свидетельство роста социального расслоения общества.
 Можно говорить еще о двух негативных проявлениях складыва­ющейся ситуации.
 Во-первых, резкое падение доли оплаты труда в совокупных до­ходах населения неизбежно приводит к снижению мотивационного потенциала оплаты труда.
 Во-вторых, доходы от предпринимательской деятельности и соб­ственности получает довольно ограниченный контингент населения. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту дифференциа­ции доходов отдельных групп населения.
 Отмеченные негативные процессы организации и регулирования заработной платы как основного источника формирования доходов населения явились результатом ошибочных представлений о страте­гии и тактике ее реформирования и регулирования. В начале эконо­мической реформы предполагалось, что государство не должно вме­шиваться в этот процесс. Это заблуждение — часть общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального отстранения государства от управления этими процессами. В результате основные вопросы регулирования за­работной платы переданы предприятиям и организациям.
 Падение реальной заработной платы, ее излишняя дифференциа­ция — следствие претворения этой ошибочной концепции перехода к рынку. Следовательно, программа действий по выходу из сложив­шегося положения должна быть направлена на восстановление зара­ботной платы как реальной, эффективно действующей экономичес­кой категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций — воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
 Первая задача состоит в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. При этом следует исходить из положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 (п. 3) Дек­ларации предусматривает, что «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечиваю­щее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
 Статья 25 Декларации провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, кото­рый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его само­го и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, бо­лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного слу­чая утраты средств к существованию по не зависящим от него обсто­ятельствам».
 Задачу сближения минимальной заработной платы с прожиточ­ным минимумом, а затем с минимальным потребительским бюджетом возможно решить только на основе выхода из социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства. Это, в свою очередь, потребует существенной корректировки тактики и стратегии дальнейшего проведения экономической реформы, опре­деления основных направлений развития экономики, формирования необходимых источников доходов бюджета и хозяйствующих субъек­тов в реальном секторе экономики.
 Устранение неоправданно большой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям — второй шаг на пути преодоления негативных явлений в организации заработ­ной платы и восстановления ее стимулирующей функции. Эта задача может быть решена путем установления и поддержания рациональных пропорций в соотношении оплаты простого и сложного труда, труда, требующего от работников различного уровня квалификации.
 В связи с этим возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотноше­ний в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и зна­чимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы.
 Наконец, существенную роль в повышении стимулирующей роли заработной платы призвано сыграть рациональное применение форм и систем заработной платы, поощрительных выплат за высокие ин­дивидуальные и коллективные результаты труда (см. гл. 19).
 Реализация названных подходов к совершенствованию практики оплаты труда предполагает приведение в действие механизма регули­рования заработной платы (доходов трудящихся) на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования процес­сов формирования и дифференциации заработной платы рабочих и служащих (см. гл. 11).
 Выводы
 1. Заработная плата как категория рыночной экономики представляет собой стоимость (цену) рабочей силы, т.е. стоимостное выражение объек­тивно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства Развитие рыночных отношений предопределяет реальное существование этих средств только в стоимостной форме, как средств, объективно определяющих стоимость по­требленной рабочей силы в издержках производства.
 2. Цена рабочей силы, выступающая в форме заработной платы, может отклоняться от стоимости — затрат на воспроизводство рабочей силы — под влиянием экономической конъюнктуры на рынке труда, спроса и предло­жения конкретных видов рабочей силы, отличающихся своим профессио­нально-квалификационным уровнем. Заработная плата призвана выполнять в рыночной экономике воспроизводственную, стимулирующую и регулирую­щую функции.
 3. Заработная плата тесно связана с ценами на потребительские товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты ее реальное содержание, снижение уровня цен и тарифов на услуги обеспе­чивает рост реального содержания заработной платы. Следовательно, меры политики заработной платы и доходов граждан призваны учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и услуги.
 4. Реформирование организации заработной платы при переходе к ры­ночным отношениям на основе величины стоимости (цены) рабочей силы не означает отказа от обеспечения связи размеров оплаты с количественными и качественными затратами и результатами труда.
 5. Понимание экономической природы заработной платы как стоимости (цены) рабочей силы предполагает, что ее уровень должен быть ориентирован на соответствие прожиточному минимуму и потреблению на уровне мини­мального потребительского бюджета.
 6. Реформирование заработной платы в России в процессе перехода к рыночной экономике, методы преобразований в сфере оплаты труда привели к возникновению проблем, решение которых следует признать крайне не­обходимым. Среди них — падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, системати­ческие задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значи­мости заработной платы в доходах населения.
 7. Негативные моменты в организации и регулировании заработной платы как основного источника формирования доходов населения — резуль­тат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов населения является необходимость рационального сочетания госу­дарственного и коллективно-договорного их регулирования посредством по­строения и применения тарифной системы оплаты труда, использования форм и систем оплаты труда и поощрительных выплат за высокие количе­ственные и качественные результаты труда.
 Термины
 Заработная плата
 Рабочая сила
 Необходимый продукт
 Прибавочный продукт
 Дифференциация заработной платы
 Минимальная заработная плата
 Персонифицированный учет
 Вопросы для самопроверки
 1. Какова сущность заработной платы как категории рыночной эконо­мики?
 2. Как изменялись взгляды российских экономистов на природу зара­ботной платы в связи со сменой ориентиров социально-экономической по­литики государства?
 3. Каковы основные функции заработной платы, их существо и меха­низмы реализации?
 4. Обоснуйте необходимость обеспечения связи размеров заработной платы с затратами и результатами труда. Охарактеризуйте механизмы реа­лизации названного принципа организации заработной платы.
 5. Каковы процессы, определяющие динамику реальной заработной платы в процессе осуществления рыночных реформ? Дайте объяснение скла­дывающимся тенденциям.
 6. Что происходит с соотношениями заработной платы по отраслям эко­номики, профессионально-квалификационным группам работников в ходе реформирования заработной платы?
 7. Как следует рассматривать снижение доли заработной платы в струк­туре доходов населения?
 Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения
 7.1. Сущность, функции и виды социальных трансфертов
 Задачи системы социальных трансфертов
 Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представля­ют собой целенаправленную операцию перераспределительного ха­рактера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натураль­ной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) на­селению, главным образом на безвозмездной основе.
 К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипен­дии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных ры­ночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домаш­ним хозяйствам.
 Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно раз­делить на несколько групп:
 • обеспечение населения социально значимыми услугами;
 • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения ра­ботающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
 • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособ­ления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, без­работице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у ко­торых возможности адаптации к рыночным условиям во многом за­висят от величины социальных трансфертов;
 • обеспечение необходимого количества и структуры воспроиз­водства трудовых ресурсов.
 Социальные трансферты являются неотъемлемой частью полити­ки государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
 Формы социальных трансфертов
 Социальные трансферты могут осуществляться в форме социаль­ного вспомоществования (помощи); путем предоставления совокуп­ности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социаль­ные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпо­ративного и обязательного, государственного).
 Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых госу­дарством социально уязвимым группам населения на основе провер­ки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бед­ности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в труд­ные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизнен­ным стандартам.
 При помощи социальных трансфертов происходит перераспреде­ление налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гаранти­рованного дохода.
 В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотвори­тельности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общест­венные организации.
 Трансферты в форме социальных гарантий включают систему со­циально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип рас­пределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей об­щества, что определяет меру этих гарантий.
 Трансферты в форме социальных льгот представляют собой соци­альные гарантии отдельным категориям населения и носят универ­сальный характер.
 Трансферты, осуществляемые через систему социального страхо­вания, призваны защитить население от различных социальных рис­ков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, про­изводственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смер­ти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыду­щих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты опре­деленных средств при наступлении страхового случая.
 В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусмат­ривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д.
 Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации — пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма ре­гулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормиль­ца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формирует­ся в едином социальном пространстве, включающем единый поря­док начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определе­ны и закреплены в федеральном законе о пенсиях.
 Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодатель­стве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, се­мейные и детские пособия, пособия по безработице и др.
 Например, на уровень жизни и формирование доходов семей ока­зывают позитивное воздействие социальные трансферты, предостав­ляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в раз­мере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, по­терявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реоргани­зацией предприятий, учреждений, организаций пособие по беремен­ности и родам выплачивается в размере 100% минимального разме­ра оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда.
 До достижения ребенком 16-летнего возраста (при обучении в об­щеобразовательной школе — до 18-летнего возраста) выплачивается ежемесячное пособие на детей в размере 70% минимальной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие вы­плачивается в двойном размере. Детям первого-второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а детям первых трех лет жизни — лекарства по рецептам врачей.
 Одиноким матерям, а также на детей военнослужащих, проходя­щих военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащихся — до 18 лет) в размере 105% (70+35) минимального размера оплаты труда.
 Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школь­ной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посе­щения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное пи­тание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профес­сиональных учебных заведениях.
 Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.
 В соответствии с российским законодательством пособие по без­работице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого ижди­венца, но максимальный размер его не может превышать размер сред­него заработка по последнему месту работы. В первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60%, а в оставшиеся полгода — 45%. В среднем пособие по безрабо­тице составляет 20% средней заработной платы.
 Кроме того, в случае расторжения трудового договора по иници­ативе работодателя государство гарантирует выплату стипендии в пе­риод профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
 Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студен­там высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от произ­водства.
 В России доля населения, имеющего право на получение соци­альных трансфертов, составляет около 68%, т.е. почти 100 млн. человек могут претендовать и реально претендуют на них. При этом подав­ляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу, т.е. льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.
 Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здра­воохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально неза­щищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.
 Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инва­лидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, на­правляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус госу­дарственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов за­трат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т.п., для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических то­варов, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, орга­низации бесплатной выдачи протезов и др.
 Иногда одним и тем же денежным суммам соответствуют различ­ные формы социальных трансфертов. Так, бесплатное предоставление товаров и услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финанси­рования производящего их государственного учреждения либо их предварительной закупки у поставщика. В любом случае трансфертам в форме бесплатной выдачи товаров предшествуют расходы на его про­изводство в общественном секторе или на приобретение этого товара.
 7.2. Развитие системы социальных трансфертов в переходный период
 Модели системы трансфертов
 При переходе России к рыночной экономике при отсутствии эко­номического роста и дефиците государственного бюджета система со­циальных трансфертов основывается на принципе государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Другая модель трансфертов может строиться по принципу всеобщности со­циальных гарантий.
 Первая модель является наиболее дешевой для государства, по­скольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Од­нако остаются значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни за счет рынка, ни за счет го­сударственных социальных программ. Всеобщность обеспечения оп­ределенного уровня доходов и социальных услуг отражает наиболее высокую степень государственных гарантий, но требует и более вы­соких расходов общественных ресурсов.
 Величина и тенденции изменения социальных трансфертов
 Представление о масштабах социальных трансфертов в РФ дает табл. 7.1.
 Таблица 7.1.
 Социальные трансферты
 Социальные трансферты*1993 г.1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.
 Всего, млрд. руб.12016,049402,2119494,0189615,9245484,1
 Удельный вес социальных транс­фертов, %:
 
 
 
 
 
 в ВВП7,08,17,58,69,5
 в объеме денежных доходов населения15,013,513,114,215,2
 Изменение социальных транс­фертов**, % к предыдущему году121,7100,881,3107,4112,8
 
 * Учтены пенсии, пособия, стипендии и прочие выплаты в денежной форме.
 ** С корректировкой на индекс потребительских цен.
 Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. М., 1998. С. 197.
 
 
 Социальные трансферты в 1997 г. составили 245 484,1 млрд руб. Из них пенсии—181 335,2 (73,9%); пособия—50 324,9 (20,5%); стипендии—3212,7 (1,3%); прочие трансферты—10 611,3 (4,3%) млрд руб.
 Каковы же были тенденции изменения системы социальных трансфертов за годы реформ?
 При рассмотрении расходов на социальные трансферты можно условно выделить два этапа. На первом этапе в процессе перехода к рынку резко сократился объем всех расходов государства. Однако социальные трансферты в номинальном выражении росли, особенно в 1993 г. Главными факторами такого роста были сворачивание соци­альных программ предприятий и стремление предотвратить значи­тельное снижение социальных расходов в реальном выражении в ус­ловиях значительного спада объемов производства. Несмотря на эти усилия, в 1992—1994 гг. объем социальных трансфертов, перераспре­деляемых через государственный бюджет всех уровней, снизился в реальном выражении на 15%.
 В период высокой инфляции происходило быстрое обесценение всех социальных выплат. Государство пыталось защитить по крайней мере наиболее социально значимые статьи расходов — пенсии и де­нежные пособия, которые имеют конкретных получателей и потому их сокращение могло бы быть самым болезненным. Соответственно возросла доля прямых денежных социальных трансфертов в государ­ственных социальных расходах. В результате относительно высоко за­щищенными среди беднейшего населения оказались пенсионеры (табл. 7.2).
 Таблица 7.2.
 Риск крайней бедности в России для различных групп населения в конце 1995 г. (%)
 ПоказательДоля в населенииДоля среди бедныхРиск оказаться за чертой крайней бедности
 Дети (до 18 лет)26,235,518,1
 Из них:
 
 
 
 до 6 лет7,011,822,5
 от 6 до 18 лет19,223,716,5
 Население в трудо­способном возрасте52,251,513,2
 Пенсионеры21,613,08,0
 Источник: Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономичес­кая политика: опыт перехода к рынку / Под ред А.В. Сидоровича М., Дело и Сервис. 1998. С. 297.
 
 
 Дело, конечно, не в том, что пенсионеры быстрее, чем другие группы населения, приспособились к условиям рыночной экономи­ки, а в том, что государство значительную долю средств социального бюджета направляло на защиту именно этой группы населения. Оче­видно, что в переходной экономике оно обладает достаточным по­тенциалом для решения многих социальных проблем. Высокая доля детей среди бедного населения указывает на неэффективность сис­темы семейных пособий и их безадресный характер.
 Однако масштабы сокращения бюджетных ресурсов в реальном выражении были столь велики, что не удалось предотвратить суще­ственного обесценения даже «защищенных» статей. Наибольшему со­кращению подверглись капитальные вложения, особенно в здраво­охранении и образовании. Их оказалось легче всего сократить, под­вергнуть секвестру, поскольку последствия этого сокращения прояв­ляются не сразу, и сопротивление в бюджетных сферах оказывается наименьшим.
 На втором этапе в ответ на забастовочное движение в образова­нии, здравоохранении и других отраслях социальной сферы государ­ство пытается маневрировать весьма ограниченными средствами. Временно нарастает доля бюджетных расходов на здравоохранение и образование, направляемых главным образом на поддержание зара­ботной платы учителей и врачей на приемлемом уровне. Одновре­менно возрастает кризис поступлений (взносов) в социальные фонды, связанный с ростом «теневой экономики». Это налагает дополнитель­ное бремя на бюджет.
 Начинается подготовка радикальной реформы основных социаль­ных программ — пенсий, пособий по безработице, семейных посо­бий. Необходимо решить проблему ужесточения условий их получе­ния и рационализации — сокращения круга пособий и унификации механизмов получения.
 7.3. Финансирование социальных трансфертов
 Необходимость перераспределения финансовых ресурсов
 Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях — федеральном, региональном и местном — с четким опре­делением прав и ответственности каждого из этих уровней предпо­лагает и определение источников их ресурсного обеспечения.
 Рыночной экономике свойственна тенденция к децентрализован­ному размещению ресурсов общественного сектора, центр тяжести решения многих социальных вопросов переносится в регионы. Поэ­тому уже на первых этапах перехода к рынку бюджетные права тер­риторий расширяются. Прежде всего это касается источников дохо­дов. Вместе с тем развитие самостоятельности регионов на основе углубления бюджетной децентрализации происходит постепенно, по­скольку оно зависит не только от изменений законодательства, но и от социально-экономических факторов.
 Специфика экономических, национально-демографических, природно-климатических особенностей России требует формирования це­лостной и гибкой системы социальных трансфертов. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федераль­ный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общего­сударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, вза­имные расчеты, трансферты и налоговые льготы республикам и ре­гионам.
 Участие федеральных органов в формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ. Единство государства и общества оказалось бы подорванным, если бы, например, переезд из одной части страны в другую приводил к существенным изменениям социальных гарантий, на которые вправе рассчитывать гражданин.
 Основные гарантии, а значит, и ключевые параметры системы со­циальных трансфертов определяются централизованно и находят вы­ражение в федеральном законодательстве. Ряд важнейших гарантий, таких, как право на социальное обеспечение, бесплатную медицин­скую помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ.
 В то же время ресурсные возможности регионов неодинаковы, что может вызвать чрезмерные различия в доступности этих благ для населения. Поэтому для справедливого распределения благ между по­требителями — индивидами и их группами — необходимо перерас­пределять ресурсы между регионами.
 В переходной экономике сказывается неравномерность адаптации территорий к переменам и сложившиеся в прошлом различия в до­ходной базе бюджетов одного уровня. Зачастую они обусловлены не столько дифференциацией экономического поведения жителей реги­онов, сколько макроэкономической политикой прошлых лет, форми­ровавшей территориальные пропорции на основе централизованных решений.
 Принцип справедливости требует, чтобы регионы, в которых эта политика привела к отставанию, получали помощь от других регионов и из центра. Поэтому в переходный период особенно велика потреб­ность в бюджетных трансфертах.
 Следовательно, в переходной экономике существуют огромные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной сто­роны, от центра к регионам идут социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру — налоги.
 Региональные источники ресурсов
 Ресурсная база социальных трансфертов на региональном уровне формируется за счет следующих доходов. Во-первых, это налоги, самостоятельно устанавливаемые и собираемые территориальными органами власти. Во-вторых, осуществляются долевые отчис­ления в бюджет территории от налогов, поступающих на более вы­сокий уровень бюджетной системы. Из них существенную роль в фор­мировании бюджетов субъектов Федерации играет налог на добав­ленную стоимость. В-третьих, в нижнее звено бюджетной системы из верхнего обычно поступают различного рода трансферты — субсидии, дотации, субвенции, представляющие собой формы помо­щи в покрытии расходов.
 Долевые отчисления предполагают нормативное закрепление за территориальным бюджетом стабильного источника дохода, тогда как трансферты зависят от частных решений органов, распоряжающихся бюджетным источником трансфертов. Зависимость от трансфертов ограничивает самостоятельность территории в разработке и реализа­ции бюджетной политики.
 При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориального бюджета была невысокой. Территориаль­ные налоги и долевые отчисления от федеральных налогов имеют свои преимущества. Преобладание собственных налогов в доходной базе территориального бюджета обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность социальной политики региона. Высокой доле от­числений от федеральных налогов в территориальных бюджетах со­ответствует относительно большее единство бюджетной политики в масштабе страны и заинтересованность региональных властей в пол­ном сборе этих налогов.
 Трансферты поступают в регионы не всегда своевременно и не в полном объеме. Недостаточное финансирование социальных транс­фертов сопряжено и с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона — бюджет РФ», что приводит к дефициту информации о бюджетных возмож­ностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.
 Невыполнение государством своих социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических условий, подтал­кивает местных руководителей к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к рынку. Например, вводятся раз­ные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые фе­деральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэф­фективно.
 Увеличивается нагрузка на местные бюджеты. Прямые социаль­ные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволен­ным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сель­ской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изго­товление ортопедической обуви, предоставляются пособия и соци­альная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возме­щение ущерба репрессированным гражданам.
 Каждая республика в составе РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудо­способным гражданам и использовать разнообразные формы соци­альной поддержки — денежные выплаты, льготные кредиты и нало­гообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг, социальные ваучеры и кредитные карточки, купонные книжки, на­туральные выдачи благ.
 Важное место в системе финансирования социальных трансфер­тов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды — Пенси­онный, социального страхования, Государственный фонд занятости и др. Образование таких целевых фондов обеспечивает гарантии со­циальной защиты и поддержки различных групп населения и отраслей социальной сферы (подробно см. гл. 13).
 Расширение источников финансирования
 На современном этапе переходного периода происходит расши­рение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них финансируется частными компаниями и пенсионными фон­дами за счет взносов физических и юридических лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность добровольного страхования). Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зави­симости размера возмещения от платежеспособности застрахованного лица и др. Добровольное страхование строится на принципах кол­лективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
 Становление системы социального страхования и обеспечения РФ связано с принятием законов «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» (1990), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о фонде со­циального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фон­дах, Гражданского кодекса РФ. С переходом к рыночной экономике возрастет роль отдельных граждан как плательщиков страховых взно­сов и расширится круг видов страхования.
 Возрастает значение фондов социального развития предприятий, учреждений и организаций, которые в переходный период оказыва­ют определенную социальную поддержку трудовым коллективам и семьям работников. Они могут использоваться для оказания прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финанси­рования объектов социальной инфраструктуры предприятий.
 Однако спад производства и убыточность многих предприятий, рост цен на важнейшие средства производства вынуждают админи­страцию и трудовые коллективы предприятий отказываться от содер­жания объектов социальной инфраструктуры, увеличивающих их убытки, стремиться к передаче их на баланс местных органов власти. Между тем отсутствует программа увязки приватизации государст­венных и муниципальных предприятий с передачей их социальной инфраструктуры на содержание местных бюджетов, многие из кото­рых далеко не достаточны для финансирования дополнительных со­циальных объектов.
 Система социальных трансфертов в условиях рынка включает де­ятельность многочисленных благотворительных фондов и организа­ций, число которых растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престаре­лых, больницы и др.).
 Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерци­ализации этих фондов, разработка и реализация политики их госу­дарственного регулирования, налоговых льгот и установление демо­кратического контроля за их деятельностью. Этому способствует при­нятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных ор­ганизациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).
 Социальная защита интересов и прав граждан в условиях пере­ходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицин­ских работников, актерские гильдии), творческие союзы (компози­торов, театральных деятелей, художников, писателей).
 7.4. Реформа системы социальных трансфертов
 Предпосылки реформирования
 Преобразование прежней системы социальных трансфертов должно осуществляться на основе принципов, соответствующих ры­ночной экономике. В то же время становление их новой модели долж­но обеспечивать преемственность в социальной политике и соблю­дение общественной солидарности и социальной справедливости.
 Организация системы социальных трансфертов в рыночной эко­номике имеет следующие предпосылки: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; соответствие эконо­мической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и част­ные институты, коммерческие и некоммерческие организации, бла­готворительную деятельность предприятий, организаций и граждан.
 Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональ­ности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы социальных трансфертов. Структура и вели­чина социальных трансфертов определяются как уровнем экономи­ческого развития страны, так и принятыми политическими концеп­циями, моделями либерализма или патернализма.
 Либеральная модель социальных трансфертов ориентирована на резкое сокращение уровня социальных гарантий, ограничение мас­штабов социального вспомоществования малообеспеченным. Основ­ной упор делается на организацию самопомощи работников и добро­вольно-общественную благотворительность.
 Нельзя не признать, что подобная модель противоречит эконо­мическим целям формирования социально ориентированной рыноч­ной экономики, способствует распространению бедности в стране, которая за годы реформ стала массовым социальным явлением. Так, в 1998 г. в группу бедных вошли не только «традиционные» группы населения (многодетные и неполные семьи с детьми, одинокие пен­сионеры и инвалиды, семьи с высокой нагрузкой со стороны ижди­венцев, безработные), но и занятое в производстве население, прежде всего многие работники бюджетной сферы. Возник слой «новых бед­ных» — квалифицированных работников, оказавшихся безработны­ми или длительное время не получающих заработную плату.
 При реформировании системы социальных трансфертов необхо­димо учитывать традиции предшествующего, более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жи­льем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культу­ры, физической культуры и спорта для основной массы населения. За этот период был сформирован определенный уровень ожиданий социальных трансфертов у трудящихся.
 Основные задачи и направления реформ
 Особенность существующего положения заключается не просто в нехватке средств на социальные трансферты. Дело в том, что ис­черпаны прежние источники их финансирования и недостаточно раз­виты новые. Государство оказалось не в состоянии полностью вы­полнять свои обязательства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объе­ме, предусмотренном федеральным законодательством, делает акту­альным поиск путей реформирования системы социальной защиты.
 Вместе с тем на макроэкономическом уровне еще не выработаны четкие приоритеты. Недостаточно учитывается сложность решения двоякой задачи: повышения финансовой стабильности социальной сферы и роста поступлений от ее услуг и необходимости обеспечения доступа малоимущих к жизненно важным социальным благам.
 Невысокая эффективность действующей системы социальных трансфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда.
 Размер пенсий большинства пенсионеров и других социальных трансфертов невелик. Эта величина связана с минимальной заработ­ной платой, которая, в свою очередь, является расчетной единицей и не отражает размера прожиточного минимума. Поэтому большин­ство видов социальных выплат не обеспечивает государственные ми­нимальные социальные гарантии населению и является своеобраз­ными доплатами.
 Очевидно, что одной из важнейших задач переходной экономики является формирование нового механизма регулирования социаль­ных трансфертов, которые должны обеспечить доход на уровне прожиточного минимума.
 Реформа системы социальных трансфертов предусматривает их независимость от минимального размера оплаты труда и их индекса­цию на основе величины прожиточного минимума в зависимости от значимости каждого вида выплат.
 Недостаток сложившейся в России системы социальных выплат и пособий состоит также в том, что при их назначении не учитываются доходы семьи, т.е. не учитывается принцип адресности. Только один вид социальных льгот — жилищные субсидии — предоставляется при проверке нуждаемости. В результате распределение социальных по­собий, льгот и субсидий оказывается не в пользу беднейших слоев населения. По оценкам экспертов Международной организации труда (МОТ), только 19% всей суммы социальных трансфертов в РФ при­ходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума. В развитых странах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 50%. В России же, по данным исследований, более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей—лишь 1%. Обеспеченные семьи аккуму­лируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные — только 28%. Около 65% пособий по временной не­трудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% — в самых необеспеченных. Аналогичное положение и по другим социальным выплатам и льготам.
 До тех пор пока пособия на детей будут сохранять универсальный характер, любое перераспределение средств в пользу малоимущих будет иметь минимальный эффект и вряд ли способно стать дейст­венным средством борьбы с бедностью даже при значительном уве­личении их доли в бюджете. В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и выделить из семей с доходом ниже прожиточного минимума те, ко­торые наиболее нуждаются. Но эти усилия из-за отсутствия законо­дательной базы не дают должного результата.
 Формирование эффективной системы социальных трансфертов, основанной на дифференцированном учете нуждаемости и целевой поддержке социально уязвимых групп населения, требует значитель­ных расходов — трансакционных и трансформационных издержек. Они включают и точный учет всей суммы доходов граждан путем предоставления деклараций о доходах, и государственный контроль за фактическими доходами, и установление нормативных критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспе­ченности населения.
 Эффективность различных методов оценки нуждаемости можно определить по охвату малоимущих семей социальными пособиями, по уровню административных расходов на организацию выплаты по­собия, а также по численности персонала, связанного с организацией выплаты пособия.
 Сложившуюся в результате реформирования систему социальных трансфертов можно представить в следующем виде.
 Лица, не способные вносить вклад в формирование страховых фондов, должны получать социальную помощь в пределах установ­ленных гарантий. Остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием в пределах четко установленных гаран­тий, не превышающих уровень, который соответствует требованиям социальной справедливости и эффективности. Государство должно способствовать дополнению обязательного общественного страхова­ния добровольным частным, в том числе в сферах, на которые обще­ственное страхование не распространяется.
 Трудный вопрос перехода к новой системе социальных трансфер­тов — определение их меры, с тем чтобы не попасть в «ловушку бед­ности», не подорвать стимулы к работе у трудоспособных членов об­щества, не вызывать иждивенческие настроения у экономически ак­тивной части населения. Например, необходимы изменения основа­ний предоставления пособия по безработице. Нередко создаются ус­ловия, при которых лица, получающие это пособие, утрачивают за­интересованность в поисках работы и профессиональной переподго­товке или находят работу в тех секторах экономики, где распростра­нено уклонение от налогообложения.
 К факторам, снижающим эффективность действующей системы социальных трансфертов, следует отнести и недоучет региональной специфики, определяющей исторически сложившиеся предпочтения населения. В разных регионах и у разных групп населения существует различное понимание социальных стандартов, характеризующих ка­чество жизни. Например, у россиян признаком благосостояния и при­надлежности к той или иной социальной группе является не столько само по себе наличие того или иного имущества, сколько количество «предметов аналогичного назначения» (холодильников, телевизоров, автомобилей и т.п.). В результате даже 70% представителей россий­ского среднего класса считают, что социальные гарантии материаль­ной поддержки в случае нужды, безработицы, старости, болезни, ин­валидности и т.п. необходимы, но сейчас они их не имеют. (В Гер­мании только 2,3% чувствуют свою незащищенность.)
 Система социальных трансфертов, как указывалось, должна стро­иться таким образом, чтобы не нарушалось соответствие между тре­бованиями социальной справедливости и эффективности. На прак­тике размер социальных гарантий, которые способно предоставить общество, зависит не только от его представлений о справедливости, но и от ресурсных возможностей. Последние, в свою очередь, опре­деляются состоянием экономики и структурой населения.
 Социальные трансферты направляются нуждающимся, чаще всего неработающим, за счет работающей части населения. Текущие поступления от этой части обычно играют ведущую роль в их финан­сировании. Если соотношение численности нуждающихся в выплатах с общим числом работающих существенно не меняется, указанное обстоятельство не создает особых проблем. Однако дело обстоит по-иному, если, например, сложилась устойчивая тенденция к увеличе­нию доли лиц старшего возраста. Именно они нуждаются в пенсиях, да и вероятность заболевания для них существенно выше, чем для более молодых людей.
 В России доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за последние 30 лет примерно вдвое. В 1993 г. на одного пенсионера приходилось 1,94 занятых, а в 1997 г. —только 1,69. При подобной тенденции одним и тем же социальным трансфертам будет соответ­ствовать все большая нагрузка на работающее население.
 Значительно усложняет формирование новой системы социаль­ных трансфертов и высокая доля теневой экономики. Это означает, что многие показатели деятельности предприятий и организаций, в том числе и заработная плата, в отчетности оказываются занижен­ными и не соответствуют фактическим доходам, или же они вообще не декларируются и скрываются от налогообложения.
 Задача построения устойчивой системы социальных трансфертов во многом остается нерешенной. Такая система должна быть совмес­тима со стабилизацией экономики и неинфляционным ее ростом. Она строится на жесткой дисциплине налоговых платежей, социальном партнерстве, сочетании государственных и частных форм социальной защиты, включении задач социальной политики в макроэкономичес­кую стратегию.
 Таким образом, предстоит решить много вопросов, прежде чем социальные трансферты будут осуществляться в условиях и на уровне развитых стран. В этих странах давно отработаны принципы эффек­тивного действия системы социальных трансфертов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм, платность (право участвовать в расходах возникает вследствие участия в доходах), солидарность (финансы обезличиваются и пере­распределяются между разнообразными участниками), автоматизм финансирования с помощью непосредственной аккумуляции страхо­вых тарифов, строго целевой характер средств и их возвратность, пол­нота страхования в сочетании с разграничением различных его видов и дифференцированным учетом нуждаемости, автономия и самоуп­равление органов страхования и т.д.
 В России задача состоит в том, чтобы на каждом этапе развития экономики, перехода к рынку находить оптимальные сочетания раз­личных форм социальных трансфертов в соответствии с уровнем эко­номической эффективности, демографической и социальной струк­турой общества, нравственными ценностями.
 Выводы
 1. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики го­сударства в социальной сфере. Социальные трансферты, или трансфертные платежи, — это целенаправленная операция перераспределительного харак­тера, заключающаяся в передаче ресурсов в денежной и натуральной форме государственными и некоммерческими организациями — профессиональ­ными, религиозными, благотворительными и т.п. — населению, главным об­разом на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относятся пен­сии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обес­печению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных до­ходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуаль­ных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам.
 2. При переходе России к рыночной экономике система социальных трансфертов строится на основе принципов государственной поддержки не­трудоспособных и малообеспеченных граждан. Подобная модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Однако остаются значительные слои населения, по­требности которых оказываются неудовлетворенными.
 3. Рыночная трансформация российской экономики предполагает пре­образование прежней системы социальных трансфертов. Его принципами являются: сочетание государственного регулирования и рыночного саморе­гулирования; баланс экономической эффективности и социальной справед­ливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, вклю­чающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации, благо­творительную деятельность предприятий, организаций и граждан. Станов­ление новой модели социальных трансфертов должно обеспечивать преем­ственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
 4. Реформа системы социальных трансфертов (пенсий, пособий по без­работице, семейных пособий) состоит в том, чтобы на каждом этапе развития находить оптимальные сочетания их различных форм в соответствии с уров­нем экономической эффективности, демографической и социальной струк­турой общества, нравственными ценностями. Поставлена задача ужесточе­ния условий их получения и рационализации — сокращения круга пособий и унификации механизмов получения.
 Термины
 Социальные трансферты
 Социальное вспомоществование (помощь)
 Система социальных гарантий
 Социальные льготы
 Социальное страхование
 Пенсия
 Пособие
 Стипендия
 Пособие по безработице
 Категориальный принцип
 Принцип адресности
 Вопросы для самопроверки
 1. Назовите функции, выполняемые социальными трансфертами.
 2. Какие виды социальных трансфертов вы знаете?
 3. Как изменяется структура социальных трансфертов в переходный пе­риод?
 4. Назовите основные источники финансирования социальных транс­фертов.
 5. В чем состоит неэффективность функционирования системы соци­альных трансфертов в современной России?
 6. Каковы основные принципы и направления реформирования системы социальных трансфертов?
 Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения
 8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза
 Составной частью разработки политики доходов на перспективу являются прогнозные расчеты динамики и структуры доходов и по­требления населения. Эти расчеты, с одной стороны, должны оценить последствия выдвигаемых и уже принятых к реализации положений политики доходов, а с другой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов.
 Временной горизонт
 Первая из названных задач решается преимущественно в рамках краткосрочного прогнозирования (горизонт прогноза до двух лет). Характерным признаком краткосрочного прогноза является отсутствие сколько-нибудь широкого спектра альтернативных вари­антов экономической политики. Иными словами, совершенно раз­личные с точки зрения своих конечных целей подходы к решению социально-экономических проблем приводят приблизительно к одним последствиям в течение этого периода. На этапе краткосроч­ного прогноза формулировка целей социально-экономического раз­вития, безусловно, важна для оценки последствий принятых реше­ний, однако она не оказывает прямого воздействия на прогнозные траектории.
 По мере удлинения горизонта прогноза, перехода к средне­срочному прогнозированию (пять — семь лет), возникает необходимость не только оценить последствия уже принятых ранее решений, но и после такой оценки на основе вариантных расчетов определить меры социально-экономической политики, наилучшим образом отвечающие сформулированным целям развития.
 Наконец, в рамках долгосрочного прогноза определе­ние целей социально-экономического развития приобретает принци­пиальное значение. Именно в долгосрочном периоде имеется наи­большая свобода формирования динамики доходов и потребления в соответствии с этими целями. В свою очередь, важным элементом является конкретизация этих целей в системе показателей — целевых нормативов или ориентиров. Вне такой количественной определен­ности невозможны оценочные суждения о мере реализации целей раз­вития.
 Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях
 Прежде всего, уровень жизни населения оценивается через сред­ние по всему населению показатели, которые могут быть сгруппиро­ваны в следующие блоки:
 • объем и структура доходов населения;
 • объем и структура расходов и потребления населением товаров и услуг;
 • обеспеченность населения предметами длительного пользо­вания;
 • обеспеченность населения жильем и характеристики жилищ­ного фонда;
 • показатели обеспеченности сетью учреждений социально-культурной сферы;
 • занятость и безработица.
 Развернутая характеристика уровня жизни населения предпола­гает также использование показателей социальной дифференциации, основными из которых являются:
 • параметры дифференциации населения по доходам и потреб­лению. В отечественной статистике в наибольшей мере используются такие показатели дифференциации, как фондовый коэффициент, от­ражающий отношение среднего дохода 10% самого обеспеченного на­селения к среднему доходу 10% самого бедного, и коэффициент Джини, характеризующий неравномерность распределения населе­ния по доходу;
 • уровень прожиточного минимума, определяемый как уровень доходов, обеспечивающий минимальное потребление. В соответствии с этим уровнем определяется и доля населения, проживающего за чертой бедности.
 Понятие уровня жизни чрезвычайно многоаспектное. Поэтому разрабатываются концепции и подходы к его описанию, использую­щие, помимо указанных индикаторов, показатели накопления чело­веческого капитала, уровня человеческого развития и т.д.
 Соответственно строится и множество статистических показате­лей, интегрирующих такие элементы, как продолжительность жизни, смертность, экология, образование, а также показатели, отражающие участие населения в управлении. Подобные аналитические разработ­ки используются в качестве дополнительной информации при поста­новке целей прогнозного периода и оценке существующего положе­ния. Однако непосредственное использование их в прогнозной ра­боте, т.е. при получении количественных характеристик прогнозного периода, невозможно.
 Основные элементы (этапы) прогнозной работы обобщенно можно объединить в три блока:
 • аналитические процедуры, связанные с выявлением и количе­ственной идентификацией узловых проблем базового периода — пе­риода, предшествующего прогнозному;
 • количественное определение целевых ориентиров развития, вы­ражаемых обычно через уровни потребления отдельных видов благ и услуг и показатели развития отраслей социально-культурного ком­плекса;
 • собственно прогнозные расчеты, включающие и выбор наи­лучшего из альтернативных вариантов.
 Эти составляющие прогнозных исследований характерны для прогноза всех секторов и сфер экономики. Определение целевых ори­ентиров и отбор альтернатив важны прежде всего в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, однако в той или иной степени они реализуются и при разработке краткосрочного прогноза.
 Существенным моментом при построении прогноза является учет взаимосвязи уровня и динамики доходов и всех основных элементов экономики.
 Например, уровни заработной платы и начислений на нее обу­словливают уровень издержек производства в рыночном секторе, объем бюджетных расходов в социальной сфере. В свою очередь, из­держки и выручка рыночного сектора, доходы бюджета формируются в зависимости от динамики физического объема производства и уровня цен. Поэтому заданное изменение уровня реальной заработной платы в перспективе возможно только при определенном сочетании динами­ки производства, занятости, уровня цен, доходной части бюджета.
 Практика прогнозной работы состоит в том, что построение про­гноза уровня жизни сначала опирается на предельно агрегированные показатели динамики производства и цен в перспективном периоде. Они играют роль начальных приближений и в дальнейшем последо­вательно уточняются.
 8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения
 Основу инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения (БДДР). Общая схема его с незначительными упрощениями приводится ниже.
 Схема баланса денежных доходов и расходов населения
 Доходы
 1. Оплата труда
 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда.
 3. Дивиденды.
 4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства.
 5. Пенсии и пособия.
 6. Стипендии.
 7. Поступления из финансовой системы:
 страховые возмещения;
 ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;
 изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;
 проценты по вкладам.
 8. Доходы населения от продажи иностранной валюты.
 9. Прочие поступления.
 10. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).
 Всего денежных доходов
 Превышение расходов над доходами
 Баланс
 Расходы и сбережения
 1. Покупка товаров и оплата услуг
 В том числе:
 покупка товаров во всех каналах реализации;
 оплата услуг и другие расходы.
 2. Обязательные платежи и добровольные взносы
 В том числе:
 налоги и сборы;
 платежи по страхованию;
 взносы в общественные и кооперативные организации;
 возврат ссуд.
 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
 В том числе:
 прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;
 прирост вкладов в коммерческих банках;
 приобретение облигаций Российского внутреннего займа 1992 г.;
 приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;
 приобретение сертификатов Российской Федерации;
 прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;
 приобретение акций предприятий.
 4. Покупка жилых помещений.
 5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты.
 6. Деньги, отосланные по переводам за вычетом полученных сумм.
 Всего денежных расходов и сбережений
 Прирост денег на руках у населения
 Баланс
 Как правило, для обоснования общих концептуальных положений политики доходов на перспективу достаточно разрабатывать БДДР в гораздо более агрегированной структуре. Вместе с тем в зависимости от конкретных особенностей решаемых задач и выдвигаемых на пер­спективный период целей наряду с крупными статьями доходов и рас­ходов необходимо включать в расчет показатели, имеющие в базовом периоде незначительный удельный вес.
 Так, расходы на покупку жилых помещений составляют лишь около 0,7% общей суммы денежных расходов и сбережений населе­ния. Очевидно, что рост указанной величины даже в несколько раз практически не оказывает влияния на общий баланс доходов и рас­ходов. Поэтому макроэкономические результаты политики доходов оказываются инвариантными по отношению к принципиально раз­личной политике в области форм приобретения и доступности жилья. Однако такое изменение в БДДР оказывается важным качественным показателем; для подробной характеристики динамики уровня жизни отражение показателей расходов на покупку жилья в прогнозных рас­четах оказывается необходимым.
 Использование БДДР в прогнозных расчетах
 Использование БДДР в прогнозных расчетах обеспечивается сле­дующим образом.
 Прежде всего, отдельные элементы его доходной и расходной час­тей связываются между собой системой уравнений. Часть таких урав­нений — балансовые уравнения — носит характер тождеств. Так, сумма всех расходов и сбережений и прироста денег у населения по опре­делению равна общей величине денежных доходов.
 Другая часть уравнений — уравнения поведения — определяет функциональную зависимость одних переменных от других. Часть таких уравнений определяется самим содержанием рассчитываемых показателей. Например, сумма налогов на заработную плату — про­изведение фонда оплаты труда на среднюю ставку налогов. Другая часть уравнений поведения является уравнениями регрессии, пара­метры которых оцениваются на основе временных рядов или пере­крестных данных. Примером такого уравнения может служить зави­симость величины прироста сбережений от уровня среднедушевого денежного дохода за вычетом налогов.
 Ряд показателей БДДР связывается системой уравнений с макро­экономическими показателями производства и использования ВВП.
 Наконец, используется также система уравнений, связывающая общий объем расходов на товары и услуги в БДДР с показателями расходов на отдельные группы товаров и услуг. Она характеризует за­кономерности изменения структуры спроса при изменении среднего уровня потребительских расходов. Эта система позволяет оценить ре­зультаты политики доходов с точки зрения приближения показателей потребления населения к целевым ориентирам. Кроме того, сами зна­чения целевых ориентиров могут оцениваться также с ее помощью (пример такого расчета приводится на с. 160—162).
 Показатели, определяемые в ходе прогнозных расчетов, называ­ются эндогенными переменными. Для определения их должен быть за­ранее задан ряд других переменных, называемых экзогенными. Так, в каждом цикле прогнозных расчетов заранее задаются динамика ВВП и индексы цен. Эти переменные каждый раз являются экзогенными. В то же время все показатели денежных доходов и расходов являются эндогенными.
 8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде
 Оценка динамики уровня жизни
 На данном этапе исследований в принципе может использоваться максимально широкий круг показателей уровня жизни. Непосредст­венно в прогнозных расчетах используется относительно узкий их круг. Соответственно ключевые проблемы базового периода должны быть количественно выражены именно в этой относительно ограни­ченной системе индикаторов. Рассмотрим в качестве примера оценку социально-экономического положения России на начало 1999 г.
 В соответствии с данными Госкомстата России, за 1998 г. произо­шло значительное снижение реальных доходов населения при отно­сительно небольшом уменьшении общего объема розничного това­рооборота. Основной рост цен и снижение жизненного уровня насе­ления пришлись на сентябрь — декабрь, поэтому для сопоставимых периодов 1997 и 1998 гг. это падение было более глубоким (табл. 8.1).
 Таблица 8.1.
 Основные показатели уровня жизни в 1998 г.
 Показатели1998 г.
 в % к
 1997 г.III кв.
 1998 г.
 в % к
 1997 г.1998 г.

<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу