<< Пред. стр. 6 (из 16) След. >>
Показателем кризиса в оплате труда, проявившимся в последние годы, следует считать масштабы невыплат заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических опросов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отмечали неоднократные задержки заработной платы на их предприятиях (в учреждениях), а 74% опрошенных высказали мнение, что неплатежи заработной платы, которые периодически усиливаются, являются решающим фактором социальной нестабильности, ибо существенно влияют на стабильность доходов семей рабочих и служащих.В начале 1999 г. задолженность по выплате заработной платы составила 77 млрд руб. и по сравнению с началом 1998 г. увеличилась в 1,45 раза.
Неплатежи заработной платы влияли на снижение значимости заработной платы в доходах населения и повышение значимости других источников доходов. В то же время обследования, проведенные Институтом труда, показывают, что в среднем 60% опрошенных работающих по найму не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Среди 40% опрошенных, имеющих другие источники, на первом месте стоят доходы отличного подсобного хозяйства (14%); на втором месте — пенсии, пособия, дотации и компенсации (13%), около 10% опрошенных указали, что они вынуждены систематически обращаться за материальной помощью к родственникам; около 10% имеют дополнительный трудовой доход (эпизодические заработки, постоянная работа по совместительству и т.п.).
Заработная плата, по последним расчетам, в общей структуре доходов населения составляет всего лишь 41,4%. Между тем еще в 1990 г. ее удельный вес составлял 74,1%, в 1993 г. — 58, в 1995 г. — 39,3%. Как указывалось, основная масса населения имеет заработную плату в качестве единственного источника доходов. Сужение доли заработной платы в доходах — свидетельство роста социального расслоения общества.
Можно говорить еще о двух негативных проявлениях складывающейся ситуации.
Во-первых, резкое падение доли оплаты труда в совокупных доходах населения неизбежно приводит к снижению мотивационного потенциала оплаты труда.
Во-вторых, доходы от предпринимательской деятельности и собственности получает довольно ограниченный контингент населения. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту дифференциации доходов отдельных групп населения.
Отмеченные негативные процессы организации и регулирования заработной платы как основного источника формирования доходов населения явились результатом ошибочных представлений о стратегии и тактике ее реформирования и регулирования. В начале экономической реформы предполагалось, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. Это заблуждение — часть общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального отстранения государства от управления этими процессами. В результате основные вопросы регулирования заработной платы переданы предприятиям и организациям.
Падение реальной заработной платы, ее излишняя дифференциация — следствие претворения этой ошибочной концепции перехода к рынку. Следовательно, программа действий по выходу из сложившегося положения должна быть направлена на восстановление заработной платы как реальной, эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций — воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
Первая задача состоит в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. При этом следует исходить из положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 (п. 3) Декларации предусматривает, что «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
Статья 25 Декларации провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Задачу сближения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, а затем с минимальным потребительским бюджетом возможно решить только на основе выхода из социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства. Это, в свою очередь, потребует существенной корректировки тактики и стратегии дальнейшего проведения экономической реформы, определения основных направлений развития экономики, формирования необходимых источников доходов бюджета и хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики.
Устранение неоправданно большой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям — второй шаг на пути преодоления негативных явлений в организации заработной платы и восстановления ее стимулирующей функции. Эта задача может быть решена путем установления и поддержания рациональных пропорций в соотношении оплаты простого и сложного труда, труда, требующего от работников различного уровня квалификации.
В связи с этим возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы.
Наконец, существенную роль в повышении стимулирующей роли заработной платы призвано сыграть рациональное применение форм и систем заработной платы, поощрительных выплат за высокие индивидуальные и коллективные результаты труда (см. гл. 19).
Реализация названных подходов к совершенствованию практики оплаты труда предполагает приведение в действие механизма регулирования заработной платы (доходов трудящихся) на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования процессов формирования и дифференциации заработной платы рабочих и служащих (см. гл. 11).
Выводы
1. Заработная плата как категория рыночной экономики представляет собой стоимость (цену) рабочей силы, т.е. стоимостное выражение объективно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства Развитие рыночных отношений предопределяет реальное существование этих средств только в стоимостной форме, как средств, объективно определяющих стоимость потребленной рабочей силы в издержках производства.
2. Цена рабочей силы, выступающая в форме заработной платы, может отклоняться от стоимости — затрат на воспроизводство рабочей силы — под влиянием экономической конъюнктуры на рынке труда, спроса и предложения конкретных видов рабочей силы, отличающихся своим профессионально-квалификационным уровнем. Заработная плата призвана выполнять в рыночной экономике воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции.
3. Заработная плата тесно связана с ценами на потребительские товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты ее реальное содержание, снижение уровня цен и тарифов на услуги обеспечивает рост реального содержания заработной платы. Следовательно, меры политики заработной платы и доходов граждан призваны учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и услуги.
4. Реформирование организации заработной платы при переходе к рыночным отношениям на основе величины стоимости (цены) рабочей силы не означает отказа от обеспечения связи размеров оплаты с количественными и качественными затратами и результатами труда.
5. Понимание экономической природы заработной платы как стоимости (цены) рабочей силы предполагает, что ее уровень должен быть ориентирован на соответствие прожиточному минимуму и потреблению на уровне минимального потребительского бюджета.
6. Реформирование заработной платы в России в процессе перехода к рыночной экономике, методы преобразований в сфере оплаты труда привели к возникновению проблем, решение которых следует признать крайне необходимым. Среди них — падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, систематические задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значимости заработной платы в доходах населения.
7. Негативные моменты в организации и регулировании заработной платы как основного источника формирования доходов населения — результат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов населения является необходимость рационального сочетания государственного и коллективно-договорного их регулирования посредством построения и применения тарифной системы оплаты труда, использования форм и систем оплаты труда и поощрительных выплат за высокие количественные и качественные результаты труда.
Термины
Заработная плата
Рабочая сила
Необходимый продукт
Прибавочный продукт
Дифференциация заработной платы
Минимальная заработная плата
Персонифицированный учет
Вопросы для самопроверки
1. Какова сущность заработной платы как категории рыночной экономики?
2. Как изменялись взгляды российских экономистов на природу заработной платы в связи со сменой ориентиров социально-экономической политики государства?
3. Каковы основные функции заработной платы, их существо и механизмы реализации?
4. Обоснуйте необходимость обеспечения связи размеров заработной платы с затратами и результатами труда. Охарактеризуйте механизмы реализации названного принципа организации заработной платы.
5. Каковы процессы, определяющие динамику реальной заработной платы в процессе осуществления рыночных реформ? Дайте объяснение складывающимся тенденциям.
6. Что происходит с соотношениями заработной платы по отраслям экономики, профессионально-квалификационным группам работников в ходе реформирования заработной платы?
7. Как следует рассматривать снижение доли заработной платы в структуре доходов населения?
Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения
7.1. Сущность, функции и виды социальных трансфертов
Задачи системы социальных трансфертов
Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
• обеспечение населения социально значимыми услугами;
• сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
• смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;
• обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
Формы социальных трансфертов
Социальные трансферты могут осуществляться в форме социального вспомоществования (помощи); путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).
Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизненным стандартам.
При помощи социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.
В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общественные организации.
Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий.
Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер.
Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыдущих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты определенных средств при наступлении страхового случая.
В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д.
Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации — пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях.
Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.
Например, на уровень жизни и формирование доходов семей оказывают позитивное воздействие социальные трансферты, предоставляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, потерявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий, учреждений, организаций пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% минимального размера оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда.
До достижения ребенком 16-летнего возраста (при обучении в общеобразовательной школе — до 18-летнего возраста) выплачивается ежемесячное пособие на детей в размере 70% минимальной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие выплачивается в двойном размере. Детям первого-второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а детям первых трех лет жизни — лекарства по рецептам врачей.
Одиноким матерям, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащихся — до 18 лет) в размере 105% (70+35) минимального размера оплаты труда.
Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях.
Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.
В соответствии с российским законодательством пособие по безработице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы. В первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60%, а в оставшиеся полгода — 45%. В среднем пособие по безработице составляет 20% средней заработной платы.
Кроме того, в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя государство гарантирует выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.
В России доля населения, имеющего право на получение социальных трансфертов, составляет около 68%, т.е. почти 100 млн. человек могут претендовать и реально претендуют на них. При этом подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу, т.е. льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.
Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здравоохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.
Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, направляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т.п., для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических товаров, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, организации бесплатной выдачи протезов и др.
Иногда одним и тем же денежным суммам соответствуют различные формы социальных трансфертов. Так, бесплатное предоставление товаров и услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования производящего их государственного учреждения либо их предварительной закупки у поставщика. В любом случае трансфертам в форме бесплатной выдачи товаров предшествуют расходы на его производство в общественном секторе или на приобретение этого товара.
7.2. Развитие системы социальных трансфертов в переходный период
Модели системы трансфертов
При переходе России к рыночной экономике при отсутствии экономического роста и дефиците государственного бюджета система социальных трансфертов основывается на принципе государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Другая модель трансфертов может строиться по принципу всеобщности социальных гарантий.
Первая модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Однако остаются значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни за счет рынка, ни за счет государственных социальных программ. Всеобщность обеспечения определенного уровня доходов и социальных услуг отражает наиболее высокую степень государственных гарантий, но требует и более высоких расходов общественных ресурсов.
Величина и тенденции изменения социальных трансфертов
Представление о масштабах социальных трансфертов в РФ дает табл. 7.1.
Таблица 7.1.
Социальные трансферты
Социальные трансферты*1993 г.1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.
Всего, млрд. руб.12016,049402,2119494,0189615,9245484,1
Удельный вес социальных трансфертов, %:
в ВВП7,08,17,58,69,5
в объеме денежных доходов населения15,013,513,114,215,2
Изменение социальных трансфертов**, % к предыдущему году121,7100,881,3107,4112,8
* Учтены пенсии, пособия, стипендии и прочие выплаты в денежной форме.
** С корректировкой на индекс потребительских цен.
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. М., 1998. С. 197.
Социальные трансферты в 1997 г. составили 245 484,1 млрд руб. Из них пенсии—181 335,2 (73,9%); пособия—50 324,9 (20,5%); стипендии—3212,7 (1,3%); прочие трансферты—10 611,3 (4,3%) млрд руб.
Каковы же были тенденции изменения системы социальных трансфертов за годы реформ?
При рассмотрении расходов на социальные трансферты можно условно выделить два этапа. На первом этапе в процессе перехода к рынку резко сократился объем всех расходов государства. Однако социальные трансферты в номинальном выражении росли, особенно в 1993 г. Главными факторами такого роста были сворачивание социальных программ предприятий и стремление предотвратить значительное снижение социальных расходов в реальном выражении в условиях значительного спада объемов производства. Несмотря на эти усилия, в 1992—1994 гг. объем социальных трансфертов, перераспределяемых через государственный бюджет всех уровней, снизился в реальном выражении на 15%.
В период высокой инфляции происходило быстрое обесценение всех социальных выплат. Государство пыталось защитить по крайней мере наиболее социально значимые статьи расходов — пенсии и денежные пособия, которые имеют конкретных получателей и потому их сокращение могло бы быть самым болезненным. Соответственно возросла доля прямых денежных социальных трансфертов в государственных социальных расходах. В результате относительно высоко защищенными среди беднейшего населения оказались пенсионеры (табл. 7.2).
Таблица 7.2.
Риск крайней бедности в России для различных групп населения в конце 1995 г. (%)
ПоказательДоля в населенииДоля среди бедныхРиск оказаться за чертой крайней бедности
Дети (до 18 лет)26,235,518,1
Из них:
до 6 лет7,011,822,5
от 6 до 18 лет19,223,716,5
Население в трудоспособном возрасте52,251,513,2
Пенсионеры21,613,08,0
Источник: Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред А.В. Сидоровича М., Дело и Сервис. 1998. С. 297.
Дело, конечно, не в том, что пенсионеры быстрее, чем другие группы населения, приспособились к условиям рыночной экономики, а в том, что государство значительную долю средств социального бюджета направляло на защиту именно этой группы населения. Очевидно, что в переходной экономике оно обладает достаточным потенциалом для решения многих социальных проблем. Высокая доля детей среди бедного населения указывает на неэффективность системы семейных пособий и их безадресный характер.
Однако масштабы сокращения бюджетных ресурсов в реальном выражении были столь велики, что не удалось предотвратить существенного обесценения даже «защищенных» статей. Наибольшему сокращению подверглись капитальные вложения, особенно в здравоохранении и образовании. Их оказалось легче всего сократить, подвергнуть секвестру, поскольку последствия этого сокращения проявляются не сразу, и сопротивление в бюджетных сферах оказывается наименьшим.
На втором этапе в ответ на забастовочное движение в образовании, здравоохранении и других отраслях социальной сферы государство пытается маневрировать весьма ограниченными средствами. Временно нарастает доля бюджетных расходов на здравоохранение и образование, направляемых главным образом на поддержание заработной платы учителей и врачей на приемлемом уровне. Одновременно возрастает кризис поступлений (взносов) в социальные фонды, связанный с ростом «теневой экономики». Это налагает дополнительное бремя на бюджет.
Начинается подготовка радикальной реформы основных социальных программ — пенсий, пособий по безработице, семейных пособий. Необходимо решить проблему ужесточения условий их получения и рационализации — сокращения круга пособий и унификации механизмов получения.
7.3. Финансирование социальных трансфертов
Необходимость перераспределения финансовых ресурсов
Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях — федеральном, региональном и местном — с четким определением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает и определение источников их ресурсного обеспечения.
Рыночной экономике свойственна тенденция к децентрализованному размещению ресурсов общественного сектора, центр тяжести решения многих социальных вопросов переносится в регионы. Поэтому уже на первых этапах перехода к рынку бюджетные права территорий расширяются. Прежде всего это касается источников доходов. Вместе с тем развитие самостоятельности регионов на основе углубления бюджетной децентрализации происходит постепенно, поскольку оно зависит не только от изменений законодательства, но и от социально-экономических факторов.
Специфика экономических, национально-демографических, природно-климатических особенностей России требует формирования целостной и гибкой системы социальных трансфертов. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федеральный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общегосударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, взаимные расчеты, трансферты и налоговые льготы республикам и регионам.
Участие федеральных органов в формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ. Единство государства и общества оказалось бы подорванным, если бы, например, переезд из одной части страны в другую приводил к существенным изменениям социальных гарантий, на которые вправе рассчитывать гражданин.
Основные гарантии, а значит, и ключевые параметры системы социальных трансфертов определяются централизованно и находят выражение в федеральном законодательстве. Ряд важнейших гарантий, таких, как право на социальное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ.
В то же время ресурсные возможности регионов неодинаковы, что может вызвать чрезмерные различия в доступности этих благ для населения. Поэтому для справедливого распределения благ между потребителями — индивидами и их группами — необходимо перераспределять ресурсы между регионами.
В переходной экономике сказывается неравномерность адаптации территорий к переменам и сложившиеся в прошлом различия в доходной базе бюджетов одного уровня. Зачастую они обусловлены не столько дифференциацией экономического поведения жителей регионов, сколько макроэкономической политикой прошлых лет, формировавшей территориальные пропорции на основе централизованных решений.
Принцип справедливости требует, чтобы регионы, в которых эта политика привела к отставанию, получали помощь от других регионов и из центра. Поэтому в переходный период особенно велика потребность в бюджетных трансфертах.
Следовательно, в переходной экономике существуют огромные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной стороны, от центра к регионам идут социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру — налоги.
Региональные источники ресурсов
Ресурсная база социальных трансфертов на региональном уровне формируется за счет следующих доходов. Во-первых, это налоги, самостоятельно устанавливаемые и собираемые территориальными органами власти. Во-вторых, осуществляются долевые отчисления в бюджет территории от налогов, поступающих на более высокий уровень бюджетной системы. Из них существенную роль в формировании бюджетов субъектов Федерации играет налог на добавленную стоимость. В-третьих, в нижнее звено бюджетной системы из верхнего обычно поступают различного рода трансферты — субсидии, дотации, субвенции, представляющие собой формы помощи в покрытии расходов.
Долевые отчисления предполагают нормативное закрепление за территориальным бюджетом стабильного источника дохода, тогда как трансферты зависят от частных решений органов, распоряжающихся бюджетным источником трансфертов. Зависимость от трансфертов ограничивает самостоятельность территории в разработке и реализации бюджетной политики.
При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориального бюджета была невысокой. Территориальные налоги и долевые отчисления от федеральных налогов имеют свои преимущества. Преобладание собственных налогов в доходной базе территориального бюджета обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность социальной политики региона. Высокой доле отчислений от федеральных налогов в территориальных бюджетах соответствует относительно большее единство бюджетной политики в масштабе страны и заинтересованность региональных властей в полном сборе этих налогов.
Трансферты поступают в регионы не всегда своевременно и не в полном объеме. Недостаточное финансирование социальных трансфертов сопряжено и с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона — бюджет РФ», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.
Невыполнение государством своих социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических условий, подталкивает местных руководителей к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к рынку. Например, вводятся разные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые федеральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэффективно.
Увеличивается нагрузка на местные бюджеты. Прямые социальные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сельской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изготовление ортопедической обуви, предоставляются пособия и социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возмещение ущерба репрессированным гражданам.
Каждая республика в составе РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам и использовать разнообразные формы социальной поддержки — денежные выплаты, льготные кредиты и налогообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг, социальные ваучеры и кредитные карточки, купонные книжки, натуральные выдачи благ.
Важное место в системе финансирования социальных трансфертов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды — Пенсионный, социального страхования, Государственный фонд занятости и др. Образование таких целевых фондов обеспечивает гарантии социальной защиты и поддержки различных групп населения и отраслей социальной сферы (подробно см. гл. 13).
Расширение источников финансирования
На современном этапе переходного периода происходит расширение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них финансируется частными компаниями и пенсионными фондами за счет взносов физических и юридических лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность добровольного страхования). Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от платежеспособности застрахованного лица и др. Добровольное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
Становление системы социального страхования и обеспечения РФ связано с принятием законов «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о фонде социального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, Гражданского кодекса РФ. С переходом к рыночной экономике возрастет роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.
Возрастает значение фондов социального развития предприятий, учреждений и организаций, которые в переходный период оказывают определенную социальную поддержку трудовым коллективам и семьям работников. Они могут использоваться для оказания прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финансирования объектов социальной инфраструктуры предприятий.
Однако спад производства и убыточность многих предприятий, рост цен на важнейшие средства производства вынуждают администрацию и трудовые коллективы предприятий отказываться от содержания объектов социальной инфраструктуры, увеличивающих их убытки, стремиться к передаче их на баланс местных органов власти. Между тем отсутствует программа увязки приватизации государственных и муниципальных предприятий с передачей их социальной инфраструктуры на содержание местных бюджетов, многие из которых далеко не достаточны для финансирования дополнительных социальных объектов.
Система социальных трансфертов в условиях рынка включает деятельность многочисленных благотворительных фондов и организаций, число которых растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престарелых, больницы и др.).
Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерциализации этих фондов, разработка и реализация политики их государственного регулирования, налоговых льгот и установление демократического контроля за их деятельностью. Этому способствует принятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).
Социальная защита интересов и прав граждан в условиях переходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицинских работников, актерские гильдии), творческие союзы (композиторов, театральных деятелей, художников, писателей).
7.4. Реформа системы социальных трансфертов
Предпосылки реформирования
Преобразование прежней системы социальных трансфертов должно осуществляться на основе принципов, соответствующих рыночной экономике. В то же время становление их новой модели должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение общественной солидарности и социальной справедливости.
Организация системы социальных трансфертов в рыночной экономике имеет следующие предпосылки: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; соответствие экономической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации, благотворительную деятельность предприятий, организаций и граждан.
Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы социальных трансфертов. Структура и величина социальных трансфертов определяются как уровнем экономического развития страны, так и принятыми политическими концепциями, моделями либерализма или патернализма.
Либеральная модель социальных трансфертов ориентирована на резкое сокращение уровня социальных гарантий, ограничение масштабов социального вспомоществования малообеспеченным. Основной упор делается на организацию самопомощи работников и добровольно-общественную благотворительность.
Нельзя не признать, что подобная модель противоречит экономическим целям формирования социально ориентированной рыночной экономики, способствует распространению бедности в стране, которая за годы реформ стала массовым социальным явлением. Так, в 1998 г. в группу бедных вошли не только «традиционные» группы населения (многодетные и неполные семьи с детьми, одинокие пенсионеры и инвалиды, семьи с высокой нагрузкой со стороны иждивенцев, безработные), но и занятое в производстве население, прежде всего многие работники бюджетной сферы. Возник слой «новых бедных» — квалифицированных работников, оказавшихся безработными или длительное время не получающих заработную плату.
При реформировании системы социальных трансфертов необходимо учитывать традиции предшествующего, более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жильем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культуры, физической культуры и спорта для основной массы населения. За этот период был сформирован определенный уровень ожиданий социальных трансфертов у трудящихся.
Основные задачи и направления реформ
Особенность существующего положения заключается не просто в нехватке средств на социальные трансферты. Дело в том, что исчерпаны прежние источники их финансирования и недостаточно развиты новые. Государство оказалось не в состоянии полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования системы социальной защиты.
Вместе с тем на макроэкономическом уровне еще не выработаны четкие приоритеты. Недостаточно учитывается сложность решения двоякой задачи: повышения финансовой стабильности социальной сферы и роста поступлений от ее услуг и необходимости обеспечения доступа малоимущих к жизненно важным социальным благам.
Невысокая эффективность действующей системы социальных трансфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда.
Размер пенсий большинства пенсионеров и других социальных трансфертов невелик. Эта величина связана с минимальной заработной платой, которая, в свою очередь, является расчетной единицей и не отражает размера прожиточного минимума. Поэтому большинство видов социальных выплат не обеспечивает государственные минимальные социальные гарантии населению и является своеобразными доплатами.
Очевидно, что одной из важнейших задач переходной экономики является формирование нового механизма регулирования социальных трансфертов, которые должны обеспечить доход на уровне прожиточного минимума.
Реформа системы социальных трансфертов предусматривает их независимость от минимального размера оплаты труда и их индексацию на основе величины прожиточного минимума в зависимости от значимости каждого вида выплат.
Недостаток сложившейся в России системы социальных выплат и пособий состоит также в том, что при их назначении не учитываются доходы семьи, т.е. не учитывается принцип адресности. Только один вид социальных льгот — жилищные субсидии — предоставляется при проверке нуждаемости. В результате распределение социальных пособий, льгот и субсидий оказывается не в пользу беднейших слоев населения. По оценкам экспертов Международной организации труда (МОТ), только 19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума. В развитых странах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 50%. В России же, по данным исследований, более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей—лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные — только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% — в самых необеспеченных. Аналогичное положение и по другим социальным выплатам и льготам.
До тех пор пока пособия на детей будут сохранять универсальный характер, любое перераспределение средств в пользу малоимущих будет иметь минимальный эффект и вряд ли способно стать действенным средством борьбы с бедностью даже при значительном увеличении их доли в бюджете. В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и выделить из семей с доходом ниже прожиточного минимума те, которые наиболее нуждаются. Но эти усилия из-за отсутствия законодательной базы не дают должного результата.
Формирование эффективной системы социальных трансфертов, основанной на дифференцированном учете нуждаемости и целевой поддержке социально уязвимых групп населения, требует значительных расходов — трансакционных и трансформационных издержек. Они включают и точный учет всей суммы доходов граждан путем предоставления деклараций о доходах, и государственный контроль за фактическими доходами, и установление нормативных критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспеченности населения.
Эффективность различных методов оценки нуждаемости можно определить по охвату малоимущих семей социальными пособиями, по уровню административных расходов на организацию выплаты пособия, а также по численности персонала, связанного с организацией выплаты пособия.
Сложившуюся в результате реформирования систему социальных трансфертов можно представить в следующем виде.
Лица, не способные вносить вклад в формирование страховых фондов, должны получать социальную помощь в пределах установленных гарантий. Остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием в пределах четко установленных гарантий, не превышающих уровень, который соответствует требованиям социальной справедливости и эффективности. Государство должно способствовать дополнению обязательного общественного страхования добровольным частным, в том числе в сферах, на которые общественное страхование не распространяется.
Трудный вопрос перехода к новой системе социальных трансфертов — определение их меры, с тем чтобы не попасть в «ловушку бедности», не подорвать стимулы к работе у трудоспособных членов общества, не вызывать иждивенческие настроения у экономически активной части населения. Например, необходимы изменения оснований предоставления пособия по безработице. Нередко создаются условия, при которых лица, получающие это пособие, утрачивают заинтересованность в поисках работы и профессиональной переподготовке или находят работу в тех секторах экономики, где распространено уклонение от налогообложения.
К факторам, снижающим эффективность действующей системы социальных трансфертов, следует отнести и недоучет региональной специфики, определяющей исторически сложившиеся предпочтения населения. В разных регионах и у разных групп населения существует различное понимание социальных стандартов, характеризующих качество жизни. Например, у россиян признаком благосостояния и принадлежности к той или иной социальной группе является не столько само по себе наличие того или иного имущества, сколько количество «предметов аналогичного назначения» (холодильников, телевизоров, автомобилей и т.п.). В результате даже 70% представителей российского среднего класса считают, что социальные гарантии материальной поддержки в случае нужды, безработицы, старости, болезни, инвалидности и т.п. необходимы, но сейчас они их не имеют. (В Германии только 2,3% чувствуют свою незащищенность.)
Система социальных трансфертов, как указывалось, должна строиться таким образом, чтобы не нарушалось соответствие между требованиями социальной справедливости и эффективности. На практике размер социальных гарантий, которые способно предоставить общество, зависит не только от его представлений о справедливости, но и от ресурсных возможностей. Последние, в свою очередь, определяются состоянием экономики и структурой населения.
Социальные трансферты направляются нуждающимся, чаще всего неработающим, за счет работающей части населения. Текущие поступления от этой части обычно играют ведущую роль в их финансировании. Если соотношение численности нуждающихся в выплатах с общим числом работающих существенно не меняется, указанное обстоятельство не создает особых проблем. Однако дело обстоит по-иному, если, например, сложилась устойчивая тенденция к увеличению доли лиц старшего возраста. Именно они нуждаются в пенсиях, да и вероятность заболевания для них существенно выше, чем для более молодых людей.
В России доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за последние 30 лет примерно вдвое. В 1993 г. на одного пенсионера приходилось 1,94 занятых, а в 1997 г. —только 1,69. При подобной тенденции одним и тем же социальным трансфертам будет соответствовать все большая нагрузка на работающее население.
Значительно усложняет формирование новой системы социальных трансфертов и высокая доля теневой экономики. Это означает, что многие показатели деятельности предприятий и организаций, в том числе и заработная плата, в отчетности оказываются заниженными и не соответствуют фактическим доходам, или же они вообще не декларируются и скрываются от налогообложения.
Задача построения устойчивой системы социальных трансфертов во многом остается нерешенной. Такая система должна быть совместима со стабилизацией экономики и неинфляционным ее ростом. Она строится на жесткой дисциплине налоговых платежей, социальном партнерстве, сочетании государственных и частных форм социальной защиты, включении задач социальной политики в макроэкономическую стратегию.
Таким образом, предстоит решить много вопросов, прежде чем социальные трансферты будут осуществляться в условиях и на уровне развитых стран. В этих странах давно отработаны принципы эффективного действия системы социальных трансфертов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм, платность (право участвовать в расходах возникает вследствие участия в доходах), солидарность (финансы обезличиваются и перераспределяются между разнообразными участниками), автоматизм финансирования с помощью непосредственной аккумуляции страховых тарифов, строго целевой характер средств и их возвратность, полнота страхования в сочетании с разграничением различных его видов и дифференцированным учетом нуждаемости, автономия и самоуправление органов страхования и т.д.
В России задача состоит в том, чтобы на каждом этапе развития экономики, перехода к рынку находить оптимальные сочетания различных форм социальных трансфертов в соответствии с уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой общества, нравственными ценностями.
Выводы
1. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Социальные трансферты, или трансфертные платежи, — это целенаправленная операция перераспределительного характера, заключающаяся в передаче ресурсов в денежной и натуральной форме государственными и некоммерческими организациями — профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п. — населению, главным образом на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам.
2. При переходе России к рыночной экономике система социальных трансфертов строится на основе принципов государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Подобная модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Однако остаются значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными.
3. Рыночная трансформация российской экономики предполагает преобразование прежней системы социальных трансфертов. Его принципами являются: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации, благотворительную деятельность предприятий, организаций и граждан. Становление новой модели социальных трансфертов должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
4. Реформа системы социальных трансфертов (пенсий, пособий по безработице, семейных пособий) состоит в том, чтобы на каждом этапе развития находить оптимальные сочетания их различных форм в соответствии с уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой общества, нравственными ценностями. Поставлена задача ужесточения условий их получения и рационализации — сокращения круга пособий и унификации механизмов получения.
Термины
Социальные трансферты
Социальное вспомоществование (помощь)
Система социальных гарантий
Социальные льготы
Социальное страхование
Пенсия
Пособие
Стипендия
Пособие по безработице
Категориальный принцип
Принцип адресности
Вопросы для самопроверки
1. Назовите функции, выполняемые социальными трансфертами.
2. Какие виды социальных трансфертов вы знаете?
3. Как изменяется структура социальных трансфертов в переходный период?
4. Назовите основные источники финансирования социальных трансфертов.
5. В чем состоит неэффективность функционирования системы социальных трансфертов в современной России?
6. Каковы основные принципы и направления реформирования системы социальных трансфертов?
Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения
8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза
Составной частью разработки политики доходов на перспективу являются прогнозные расчеты динамики и структуры доходов и потребления населения. Эти расчеты, с одной стороны, должны оценить последствия выдвигаемых и уже принятых к реализации положений политики доходов, а с другой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов.
Временной горизонт
Первая из названных задач решается преимущественно в рамках краткосрочного прогнозирования (горизонт прогноза до двух лет). Характерным признаком краткосрочного прогноза является отсутствие сколько-нибудь широкого спектра альтернативных вариантов экономической политики. Иными словами, совершенно различные с точки зрения своих конечных целей подходы к решению социально-экономических проблем приводят приблизительно к одним последствиям в течение этого периода. На этапе краткосрочного прогноза формулировка целей социально-экономического развития, безусловно, важна для оценки последствий принятых решений, однако она не оказывает прямого воздействия на прогнозные траектории.
По мере удлинения горизонта прогноза, перехода к среднесрочному прогнозированию (пять — семь лет), возникает необходимость не только оценить последствия уже принятых ранее решений, но и после такой оценки на основе вариантных расчетов определить меры социально-экономической политики, наилучшим образом отвечающие сформулированным целям развития.
Наконец, в рамках долгосрочного прогноза определение целей социально-экономического развития приобретает принципиальное значение. Именно в долгосрочном периоде имеется наибольшая свобода формирования динамики доходов и потребления в соответствии с этими целями. В свою очередь, важным элементом является конкретизация этих целей в системе показателей — целевых нормативов или ориентиров. Вне такой количественной определенности невозможны оценочные суждения о мере реализации целей развития.
Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях
Прежде всего, уровень жизни населения оценивается через средние по всему населению показатели, которые могут быть сгруппированы в следующие блоки:
• объем и структура доходов населения;
• объем и структура расходов и потребления населением товаров и услуг;
• обеспеченность населения предметами длительного пользования;
• обеспеченность населения жильем и характеристики жилищного фонда;
• показатели обеспеченности сетью учреждений социально-культурной сферы;
• занятость и безработица.
Развернутая характеристика уровня жизни населения предполагает также использование показателей социальной дифференциации, основными из которых являются:
• параметры дифференциации населения по доходам и потреблению. В отечественной статистике в наибольшей мере используются такие показатели дифференциации, как фондовый коэффициент, отражающий отношение среднего дохода 10% самого обеспеченного населения к среднему доходу 10% самого бедного, и коэффициент Джини, характеризующий неравномерность распределения населения по доходу;
• уровень прожиточного минимума, определяемый как уровень доходов, обеспечивающий минимальное потребление. В соответствии с этим уровнем определяется и доля населения, проживающего за чертой бедности.
Понятие уровня жизни чрезвычайно многоаспектное. Поэтому разрабатываются концепции и подходы к его описанию, использующие, помимо указанных индикаторов, показатели накопления человеческого капитала, уровня человеческого развития и т.д.
Соответственно строится и множество статистических показателей, интегрирующих такие элементы, как продолжительность жизни, смертность, экология, образование, а также показатели, отражающие участие населения в управлении. Подобные аналитические разработки используются в качестве дополнительной информации при постановке целей прогнозного периода и оценке существующего положения. Однако непосредственное использование их в прогнозной работе, т.е. при получении количественных характеристик прогнозного периода, невозможно.
Основные элементы (этапы) прогнозной работы обобщенно можно объединить в три блока:
• аналитические процедуры, связанные с выявлением и количественной идентификацией узловых проблем базового периода — периода, предшествующего прогнозному;
• количественное определение целевых ориентиров развития, выражаемых обычно через уровни потребления отдельных видов благ и услуг и показатели развития отраслей социально-культурного комплекса;
• собственно прогнозные расчеты, включающие и выбор наилучшего из альтернативных вариантов.
Эти составляющие прогнозных исследований характерны для прогноза всех секторов и сфер экономики. Определение целевых ориентиров и отбор альтернатив важны прежде всего в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, однако в той или иной степени они реализуются и при разработке краткосрочного прогноза.
Существенным моментом при построении прогноза является учет взаимосвязи уровня и динамики доходов и всех основных элементов экономики.
Например, уровни заработной платы и начислений на нее обусловливают уровень издержек производства в рыночном секторе, объем бюджетных расходов в социальной сфере. В свою очередь, издержки и выручка рыночного сектора, доходы бюджета формируются в зависимости от динамики физического объема производства и уровня цен. Поэтому заданное изменение уровня реальной заработной платы в перспективе возможно только при определенном сочетании динамики производства, занятости, уровня цен, доходной части бюджета.
Практика прогнозной работы состоит в том, что построение прогноза уровня жизни сначала опирается на предельно агрегированные показатели динамики производства и цен в перспективном периоде. Они играют роль начальных приближений и в дальнейшем последовательно уточняются.
8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения
Основу инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения (БДДР). Общая схема его с незначительными упрощениями приводится ниже.
Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Доходы
1. Оплата труда
2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда.
3. Дивиденды.
4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства.
5. Пенсии и пособия.
6. Стипендии.
7. Поступления из финансовой системы:
страховые возмещения;
ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;
изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;
проценты по вкладам.
8. Доходы населения от продажи иностранной валюты.
9. Прочие поступления.
10. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).
Всего денежных доходов
Превышение расходов над доходами
Баланс
Расходы и сбережения
1. Покупка товаров и оплата услуг
В том числе:
покупка товаров во всех каналах реализации;
оплата услуг и другие расходы.
2. Обязательные платежи и добровольные взносы
В том числе:
налоги и сборы;
платежи по страхованию;
взносы в общественные и кооперативные организации;
возврат ссуд.
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
В том числе:
прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;
прирост вкладов в коммерческих банках;
приобретение облигаций Российского внутреннего займа 1992 г.;
приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;
приобретение сертификатов Российской Федерации;
прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;
приобретение акций предприятий.
4. Покупка жилых помещений.
5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты.
6. Деньги, отосланные по переводам за вычетом полученных сумм.
Всего денежных расходов и сбережений
Прирост денег на руках у населения
Баланс
Как правило, для обоснования общих концептуальных положений политики доходов на перспективу достаточно разрабатывать БДДР в гораздо более агрегированной структуре. Вместе с тем в зависимости от конкретных особенностей решаемых задач и выдвигаемых на перспективный период целей наряду с крупными статьями доходов и расходов необходимо включать в расчет показатели, имеющие в базовом периоде незначительный удельный вес.
Так, расходы на покупку жилых помещений составляют лишь около 0,7% общей суммы денежных расходов и сбережений населения. Очевидно, что рост указанной величины даже в несколько раз практически не оказывает влияния на общий баланс доходов и расходов. Поэтому макроэкономические результаты политики доходов оказываются инвариантными по отношению к принципиально различной политике в области форм приобретения и доступности жилья. Однако такое изменение в БДДР оказывается важным качественным показателем; для подробной характеристики динамики уровня жизни отражение показателей расходов на покупку жилья в прогнозных расчетах оказывается необходимым.
Использование БДДР в прогнозных расчетах
Использование БДДР в прогнозных расчетах обеспечивается следующим образом.
Прежде всего, отдельные элементы его доходной и расходной частей связываются между собой системой уравнений. Часть таких уравнений — балансовые уравнения — носит характер тождеств. Так, сумма всех расходов и сбережений и прироста денег у населения по определению равна общей величине денежных доходов.
Другая часть уравнений — уравнения поведения — определяет функциональную зависимость одних переменных от других. Часть таких уравнений определяется самим содержанием рассчитываемых показателей. Например, сумма налогов на заработную плату — произведение фонда оплаты труда на среднюю ставку налогов. Другая часть уравнений поведения является уравнениями регрессии, параметры которых оцениваются на основе временных рядов или перекрестных данных. Примером такого уравнения может служить зависимость величины прироста сбережений от уровня среднедушевого денежного дохода за вычетом налогов.
Ряд показателей БДДР связывается системой уравнений с макроэкономическими показателями производства и использования ВВП.
Наконец, используется также система уравнений, связывающая общий объем расходов на товары и услуги в БДДР с показателями расходов на отдельные группы товаров и услуг. Она характеризует закономерности изменения структуры спроса при изменении среднего уровня потребительских расходов. Эта система позволяет оценить результаты политики доходов с точки зрения приближения показателей потребления населения к целевым ориентирам. Кроме того, сами значения целевых ориентиров могут оцениваться также с ее помощью (пример такого расчета приводится на с. 160—162).
Показатели, определяемые в ходе прогнозных расчетов, называются эндогенными переменными. Для определения их должен быть заранее задан ряд других переменных, называемых экзогенными. Так, в каждом цикле прогнозных расчетов заранее задаются динамика ВВП и индексы цен. Эти переменные каждый раз являются экзогенными. В то же время все показатели денежных доходов и расходов являются эндогенными.
8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде
Оценка динамики уровня жизни
На данном этапе исследований в принципе может использоваться максимально широкий круг показателей уровня жизни. Непосредственно в прогнозных расчетах используется относительно узкий их круг. Соответственно ключевые проблемы базового периода должны быть количественно выражены именно в этой относительно ограниченной системе индикаторов. Рассмотрим в качестве примера оценку социально-экономического положения России на начало 1999 г.
В соответствии с данными Госкомстата России, за 1998 г. произошло значительное снижение реальных доходов населения при относительно небольшом уменьшении общего объема розничного товарооборота. Основной рост цен и снижение жизненного уровня населения пришлись на сентябрь — декабрь, поэтому для сопоставимых периодов 1997 и 1998 гг. это падение было более глубоким (табл. 8.1).
Таблица 8.1.
Основные показатели уровня жизни в 1998 г.
Показатели1998 г.
в % к
1997 г.III кв.
1998 г.
в % к
1997 г.1998 г.