<< Пред. стр. 7 (из 16) След. >>
в % к1991 г.
Среднедушевые денежные доходы81,872,250,3
Среднемесячная заработная плата86,264,642,4
Товарооборот95,585,688,0
Продовольственные товары96,993,276,8
Непродовольственные товары94,178,793,1
Услуги97,693,627,7
На начало 1999 г. денежные доходы составляли примерно 44% от уровня 1991 г., а заработная плата—около 35%. Соответственно общий объем товарооборота составил менее 80% уровня 1991 г., причем уровень покупок продовольственных и непродовольственных товаров по отношению к 1991 г. теперь примерно один и тот же. Расходы на оплату услуг составляют несколько более 25% уровня 1991 г. Следует отметить, что принятые теперь методы исчисления денежных доходов населения несопоставимы в полной мере с дореформенным периодом. В сопоставимой с 1991 г. методологии уровень денежных доходов ниже официального примерно на 15%.
Отмеченный официальной статистикой в 1992-1998 гг. разрыв в динамике денежных доходов и расходов на товары в сопоставимых ценах в значительной степени также является результатом пересмотра методов исчисления общего объема товарооборота, приведшего к повторному счету продаж товаров. За счет этого фактора официальный объем товарооборота завышен примерно на 12—15%.
Количественные оценки дифференциации доходов и бедности
При оценке динамики уровня жизни населения России необходимо учитывать, что по сравнению с 1991 г. сильно выросла дифференциация доходов. Значения фондового коэффициента составляли, по официальным данным, в 1998 г. около 13 раз по сравнению с 4,5 в 1991 г. Приводимые Госкомстатом РФ оценки дифференциации доходов также явно занижены. Достаточно сказать, что согласно поквартальным данным выборочных обследований бюджетов домохозяйств, не охватывающих наиболее обеспеченные слои населения, фондовый коэффициент в 1998 г. превышал 20 раз. По нашим оценкам, в расчете на год в целом для всего населения это дает величину фондового коэффициента около 40 раз. Соответственно для помесячных данных величина фондового коэффициента составляет около 60 раз. Согласно данным Всемирного банка, такие масштабы дифференциации доходов характерны лишь для таких отсталых стран, как Гватемала и Парагвай.
К концу первого полугодия 1998 г. примерно четверть населения России увеличила или сохранила неизменным дореформенный уровень потребления. В то же время остальные три четверти населения сократили свое потребление в среднем на 70%. При этом около трети населения имели денежный доход ниже прожиточного минимума.
Существование этой группы населения обеспечивается в значительной мере за счет натурального потребления углеводистых продуктов питания (хлеба, картофеля) и накопленного в дореформенный период домашнего имущества. Поэтому кризис августа 1998 г. не оказал значительного влияния на эту группу, но добавил к ней еще 15-20 млн. человек, перешедших за черту прожиточного минимума. Масштабы этого приращения существенно меньше, чем в первые месяцы 1992 г., что в большей мере объясняет видимую «адаптацию» населения к новому низкому среднему уровню потребления.
В то же время достаточно продолжительное существование за чертой бедности половины населения страны будет иметь в долгосрочном периоде катастрофические последствия. Кроме того, именно эта группа населения и примыкающие к ней 30-40 млн человек, имеющие более высокий доход, при условии роста доходов могли бы обеспечить спрос на отечественные потребительские товары.
Поэтому скорейший подъем жизненного уровня части населения, пострадавшей в результате реформ, необходим с точки зрения социальной справедливости и прекращения деградации населения. Этот подъем является важнейшим условием роста отечественного производства.
8.4. Разработка целевых ориентиров потребления
Методы определения целевых ориентиров
Для определения целевых ориентиров потребления в прогнозных расчетах используется нормативный метод. Он основывается на оценке потребностей населения в отдельных благах и услугах массового потребления и уровней цен на них, что в конечном счете позволяет определить объем и структуру денежных расходов населения.
Оценка потребностей в продуктах питания может строиться на основе физиологических норм, в непродовольственных товарах — на основе эмпирических данных о накоплении предметов длительного пользования и сроках их обновления, необходимом уровне покупок одежды и обуви — исходя из климатических условий и т.д. Эти данные основываются преимущественно на экспертных оценках.
Примером использования нормативного метода является применявшийся в перспективном планировании в СССР рациональный потребительский бюджет (РПБ). Применение нормативного подхода в значительной мере определялось системой планирования, включавшей и детальное регулирование цен.
Данный метод в различных вариантах использовался при разработке планов и программ во многих странах. Широко применялось построение различных потребительских бюджетов и в экономическом анализе, прежде всего для определения динамики стоимости жизни отдельных социальных групп населения.
В условиях рыночной экономики нормативный метод в прежнем виде неприменим, поскольку необходимо учитывать закономерности формирования структуры потребительского спроса. Целесообразно использовать комбинацию нормативного подхода при оценке расходов на продовольственные товары и статистических функций, отражающих зависимость спроса на непродовольственные товары и услуги от общего уровня потребительских расходов.
Пример оценки целевых ориентиров
Приведем в качестве примера оценку целевых ориентиров потребления для современных российских условий. Целью перспективного периода должно быть восстановление дореформенного уровня доходов и потребления населения.
Количественная оценка среднего потребительского стандарта, соответствующая этой цели, основывалась на следующих предпосылках. Во-первых, учитывались закономерности формирования спроса населения на товары и услуги. Во-вторых, принималась в расчет необходимость снижения дифференциации доходов населения, что связано с задачей повышения оплаты труда в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве до уровня, обеспечивающего трудовую активность населения.
Поэтому восстановлению среднего уровня потребления будет соответствовать иная структура потребления по сравнению с дореформенным периодом.
Расчет нормативных уровней потребления населения по отдельным товарным группам строился на основе системы функций спроса, оцененных по данным бюджетной статистики, статистики товарооборота, цен, показателей баланса денежных доходов и расходов населения за 1995-1996 гг. В табл. 8.2 приведены характеристики этого нормативного стандарта, среднего для всего населения, предполагающие:
• фактический уровень потребления продовольствия в 1991 г.;
• фактический уровень обеспеченности жильем в 1995 г. и уровень цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, соответствующий полному возмещению населением затрат на него;
• расчетный объем спроса на непродовольственные товары, алкоголь и платные услуги исходя из современных закономерностей формирования потребительского спроса.
Таблица 8.2.
Нормативные уровни потребительских расходов по отдельным товарным группам и их структура в новых ценах
Направления расходовНормативный уровень, % к фактическому уровню 1995 г.Структура расходов в новых ценах, %
Потребительские расходы — всего151,0100
Продовольственные товары125,131,4
продукты питания124,526,5
алкоголь130,04,9
Непродовольственные товары181,949,5
Услуги ЖКХ1004,8
Прочие непроизводственные услуги173,514,3
Расчеты расходов на услуги социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства исходили из определенных гипотез. Предполагалось, что прежде всего необходимо восстановить дореформенный уровень государственного финансирования важнейших систем жизнеобеспечения населения — образования и здравоохранения. Именно поэтому объем расходов на их услуги определялся исключительно исходя из закономерностей формирования платежеспособного спроса базового периода, в котором платежи населения составляли лишь незначительную часть общих затрат в этих отраслях. Предполагалось также, что средствами населения может возмещаться около одной трети общей величины затрат жилищно-коммунального хозяйства.
Требование обеспечения потребления продуктов питания на среднем уровне 1991 г. при расчете нормативного объема потребления соответствует необходимости восстановления его уровня у наиболее бедных слоев населения. Потребление этой товарной группы в наименьшей мере дифференцировалось в 1992-1998 гг. Рассчитанный указанным выше способом нормативный уровень покупок товаров превосходит объем товарооборота 1991 г. на 46%, если исходить из официальных данных о динамике товарооборота в 1992-1998 гг. Достижение дореформенного уровня по общему объему товарооборота означает меньшие , чем в 1991 г., объемы покупок продовольственных товаров и большие — непродовольственных.
Результаты этого расчета непосредственно не учитывают современный уровень дифференциации потребления и его возможные изменения в перспективе. Более детальный расчет показывает следующее. Если полагать, что потребление должно возрасти у части населения, понесшей потери в результате реформ, а потребление остальной части в реальном выражении остается постоянным, прирост совокупного фонда потребления должен составить 44% к уровню 1998 г.
Оценки современного уровня товарооборота по отношению к 1991 г. являются завышенными. Поэтому достижение нормативного уровня потребления у части населения, понесшей потери в результате реформ, в действительности предполагает увеличение совокупного фонда потребления примерно на 50-55%.
8.5. Технология прогнозных расчетов
Последовательность проведения расчетов
Последовательность прогнозных расчетов доходов и потребления населения может быть осуществлена в двух вариантах. Первый вариант — «сверху вниз» задание динамики ВВП — определение динамики заработной платы — определение всей остальной структуры доходов населения — определение сбережений и потребления населения — оценка полученных результатов с точки зрения степени достижения целевых ориентиров.
Второй вариант —«снизу вверх» определение значений целевых ориентиров — определение общего объема доходов, обеспечивающих данный уровень потребления и соответствующего ему прироста сбережений, — определение нормативных характеристик государственных расходов учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, — при заданных валовом накоплении, расходах на науку, оборону и управление, экспортно-импортном сальдо определение динамики ВВП — определение динамики заработной платы — определение всей остальной структуры доходов населения.
Первая последовательность расчетов соответствует постановке задачи определения последствий заданных параметров макроэкономической политики и в большей степени характерна для краткосрочного и среднесрочного прогнозов. Вторая последовательность в наибольшей мере соответствует расчетам на долгосрочную перспективу. Однако в рамках долгосрочного прогноза расчетов постоянно используется и первая последовательность. Как уже говорилось, разработка каждого варианта прогноза представляет собой многократное последовательное уточнение перспективных показателей, т.е. является итеративной процедурой. В связи с этим далее приводится именно первая последовательность расчетов.
Расчет доходной части БДДР
Оплата труда и доходы типа заработной платы
Исходным является балансовое тождество, описывающее структуру ВВП на стадии образования доходов (все переменные представлены в текущих ценах):
где W — оплата труда наемных работников;
SW — начисления на заработную плату (в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости);
TN — другие чистые налоги на производство и продукты;
R — чистая прибыль и валовые смешанные доходы;
А — потребление основного капитала.
Как правило, для прогноза оплаты труда имеются исходные данные об объеме и динамике ВВП по отраслям рыночного сектора и отраслям, оказывающим нерыночные услуги — финансируемым в основном из госбюджета и государственных внебюджетных фондов. В нерыночном секторе фонд оплаты труда зависит от ресурсов государственного бюджета и определяется обычно как доля ко всем расходам. Поэтому в прогнозных расчетах его можно определить как долю к добавленной стоимости соответствующего сектора:
где W1, Y1, — соответственно оплата труда и добавленная стоимость в нерыночном секторе.
В рыночном секторе для прогноза динамики оплаты труда используется либо простейшее уравнение (8.2), где приложена экстраполяция доли заработной платы в добавленной стоимости за ряд предшествующих лет, либо эконометрическое уравнение, связывающее динамику средней заработной платы с динамикой выработки на одного занятого в неизменных ценах и индексом цен:
где W2 ,Y2 , L2 — соответственно фонд оплаты труда, добавленная стоимость, занятость в рыночном секторе;
Р — индекс цен.
Эконометрическое уравнение (8.3) при использовании его для прогноза показывает тенденции динамики оплаты труда в отчетный период.
Для анализа объективных границ возможного изменения заработной платы может быть применен и аппарат производственной функции. Как известно, объем выпуска продукции определяется объемами и эффективностью производственных ресурсов — основных фондов и рабочей силы. Один и тот же объем выпуска продукции может достигаться при различных комбинациях этих ресурсов. Это проявляется в известной зависимости уровня производительности труда от его фондовооруженности. Количественные параметры этой зависимости являются обобщенной экономической характеристикой технологий, применяемых в отрасли, комплексах отраслей, экономике в целом. Для характеристики такой взаимосвязи используется понятие производственной функции (см. гл. 3).
С объемами применяемых ресурсов связаны уровень и структура текущих издержек производства. Высокий уровень фондовооруженности при данном объеме выпуска означает большую величину амортизации и затрат на текущий ремонт основных фондов. При меньшей фондовооруженности в расчете на тот же объем выпуска требуется большая величина заработной платы с начислениями.
В результате одному и тому же объему выпуска всегда соответствует множество комбинаций величин основных фондов и рабочей силы и при заданном уровне средней заработной платы и норм амортизации — множество значений текущих издержек производства.
Следует полагать, что в рыночной экономике существует тенденция к минимизации издержек на заданный объем выпуска. Можно показать, что при заданных объемах выпуска продукции, основных фондов и рабочей силы существует единственное соотношение уровня средней заработной платы с начислениями и нормы амортизации основных фондов, соответствующее минимуму текущих издержек производства. Любой сдвиг в фондовооруженности будет в этом случае приводить к их росту. Другими словами, существует некоторая «оптимальная» структура издержек Формально эта структура может быть определена следующим соотношением.
где , — предельная производительность труда и фондов;
w — средняя заработная плата;
s — норма начислений на заработную плату;
а — норма амортизации.
Если норма амортизации основных фондов известна (в общем случае она определяется нормативным сроком службы), то определен и уровень оплаты труда с начислениями. Соответственно, если фактический уровень оплаты труда отклоняется от этого «оптимального» уровня, это свидетельствует о заниженности или завышенности ее.
Заниженность заработной платы соответствует дефицитности рабочей силы и избыточности основных фондов, и наоборот, завышенность заработной платы соответствует дефицитности основных фондов и избыточности рабочей силы.
В конкретных условиях появляется целый ряд критериев, в соответствии с которыми функционируют отдельные предприятия. Это особенно характерно для периодов, когда происходят значительные институциональные и структурные изменения. Вместе с тем несомненно, что «оптимальная» структура издержек определяет наиболее приемлемые условия деятельности предприятий в стабильных условиях воспроизводства.
Реализация данного подхода к определению возможных границ роста заработной платы связана, таким образом, с количественной оценкой параметров народно-хозяйственной производственной функции.
Доходы типа заработной платы (доходы от предприятий и организаций, кроме оплаты труда) включают оплату командировочных расходов, различные выплаты рабочим и служащим, не относимые к фонду заработной платы. Величина доходов этого вида составляет несколько процентов от фонда заработной платы и в прогнозных расчетах определяется долей к нему на основе значений предыдущих лет.
Социальные трансферты
Эта статья доходов включает пенсии, пособия, стипендии и ряд других выплат, имеющих незначительный объем. Основным их источником являются начисления на оплату труда, менее значительным — бюджеты различных уровней (для детских пособий и стипендий). Поэтому в прогнозных расчетах можно применить простейшее соотношение, в соответствии с которым общая величина социальных трансфертов является функцией суммы начислений на заработную плату:
где TS — социальные трансферты;
b — коэффициент пропорциональности, определяемый по отчетным данным.
Таким же способом выполняются расчеты для отдельных важнейших их видов — пенсий и пособий из фонда социального страхования. Необходимо отметить, что уровень нормы начислений на заработную плату является важным параметром экономической политики, и прогнозные расчеты призваны выявить возможные комбинации роста оплаты труда и социальных начислений.
Так, если происходит экономический рост, сопровождаемый быстрым увеличением заработной платы, то целесообразно снижение норм социальных начислений, поскольку в динамике оно будет компенсироваться приращением фонда оплаты труда — базы этих начислений.
Применительно к современным экономическим условиям высокий уровень начислений является одним из факторов, способствующих сокрытию, занижению фонда заработной платы. Поэтому уменьшение норм начислений и в этих условиях может дать позитивный эффект.
Доходы от собственности
Доходы от собственности представляют собой суммы дивидендов по ценным бумагам и процентов по вкладам и ценным бумагам, начисленные в течение года. Величина доходов от собственности, таким образом, определяется среднегодовой суммой сбережений во вкладах и ценных бумагах и средним процентом выплат по ним. Он, в свою очередь, зависит от динамики цен. Поэтому уравнение для расчета доходов от собственности имеет следующий вид:
где D1 — доходы от собственности:
SK — среднегодовая величина накоплений во вкладах и ценных бумагах;
r — средний уровень процента.
Учет в уравнении (8.6) среднегодовой величины накоплений необходим в условиях высокой инфляции, когда все номинальные показатели в течение года изменяются очень сильно (как это было в России в 1992-1996 гг.). При этом необходимо итеративное уточнение данной величины, поскольку сам уровень накоплений является функцией денежных доходов населения в этом же году. При незначительной инфляции для упрощения расчетов можно использовать показатель накоплений на начало года.
Доходы от продажи иностранной валюты
Объем продажи населением иностранной валюты определяется поступлениями ее на территорию России, а также скоростью ее оборота, динамикой курса доллара относительно динамики денежных доходов и индекса потребительских цен.
Моделирование этих взаимосвязей представляет собой достаточно сложную задачу. Поэтому в качестве грубого приближения можно использовать простейшую зависимость доходов от продажи валюты от объемов ее покупок:
где D2 — доходы от продажи иностранной валюты;
CUR — приобретение ее.
Таким образом, как и в расчете доходов от собственности, необходимо определить элемент расходной части БДДР, который зависит от общей величины дохода.
Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства — d3
Величина этой составляющей доходов определяется путем экстраполяции.
Поступления из финансовой системы — страховые возмещения и прирост задолженности по ссудам — D4
Объем страховых возмещении определяется в зависимости от накопленных на начало года сумм страховки. Прирост задолженности по ссудам определяется установленным по ним процентом и—в решающей мере — порядком и организацией предоставления ссуд. Величина этого вида доходов незначительна, прежде всего по последней причине. В перспективных расчетах эта величина может и должна быть управляющим параметром при построении вариантов экономической политики.
Прочие доходы — D5
Основную их часть составляют так называемые предпринимательские доходы, под которыми понимаются доходы от индивидуальной деятельности в сфере услуг.* Этот показатель не содержится в статистической отчетности и является оценочным. По способу оценки он представляет собой часть расходов населения на оплату услуг; в перспективных расчетах определяется долей в расходах населения на товары и услуги и исчисляется по данным базового периода:
где С — расходы населения на товары и услуги.
* Методологические положения по статистике. Вып. 2. М.: Госкомстат России, 1998.
Здесь также имеется зависимость от элемента расходной части БДДР, как и в расчетах доходов от собственности и от продажи валюты.
Оставшаяся часть прочих доходов нормируется (коэффициент q) по отношению к их общей величине:
где D — общая сумма денежных доходов населения.
Эта сумма определяется следующим уравнением:
Расчет расходной части БДДР
Налоги и платежи
Налоги определяются как доля к доходам за вычетом элементов, которые не облагаются налогами (пенсии, пособия), т.е. при агрегированном расчете:
где T — сумма налогов и платежей.
Более детальный расчет сводится к исчислению отдельных видов налогов — на оплату труда, на операции с ценными бумагами, покупку валюты. Показатели, являющиеся базой для их исчисления, присутствуют в доходной и расходной частях баланса.
Аналогично в зависимости от общего объема доходов определяются и платежи по страхованию. Возврат ссуд рассчитывается исходя из их накопленного на начало года объема и сроков погашения.
Сбережения и покупка валюты
Статистический анализ показывает, что данный агрегат устойчиво зависит от динамики доходов. В зависимости от колебаний динамики курса доллара относительно индекса потребительских цен происходит своеобразная «конверсия» рублевых сбережений в долларовые активы и наоборот. Поэтому сначала определяется общий размер суммы сбережений и покупки валюты в реальном выражении как функция реального располагаемого дохода:
где SCUR — сумма сбережений и покупок валюты.
Далее осуществляется расчет покупок валюты в зависимости от этой величины и динамики курса доллара, скорректированной на индекс потребительских цен.
Покупка недвижимости
Эта переменная (СК) рассчитывается в зависимости от величины реальных располагаемых доходов и объема привлеченных населением ссуд.
Прирост денег на руках у населения
Величина этой переменной (DM) является неустойчивой, но на продолжительных временных интервалах она должна быть пропорциональна объему денежного оборота, т.е. ее можно принимать пропорциональной обшей величине денежных доходов.
Расходы населения на товары и услуги
Разность всех указанных элементов расходной части БДДР и общей величины денежных доходов позволяет определить эту переменную:
С = D – Т – SCUR – СК – DM. (8.13)
Таким образом, в расчетах определены все показатели доходной и расходной частей БДДР.
Расчет структуры расходов населения на товары и услуги
Как уже говорилось, расчет структуры расходов населения позволяет определить результаты каждого варианта политики доходов и показать, насколько он приближается к системе целевых ориентиров потребления.
Исследование эмпирических зависимостей между отдельными статьями расходов и их общей суммой по данным о помесячной динамике товарооборота и платных услуг за 1992-1998 гг., а также данных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств позволили сформировать вариант системы расчетов структуры расходов населения — систему функций спроса. Такая система расчетов использует в качестве экзогенных переменных индексы цен на отдельные товарные группы и виды услуг. Если в момент проведения прогнозных расчетов эти данные отсутствуют, то принимается, что все соотношения цен сохраняются на уровне базового периода, т.е. индексы цен на отдельные виды товаров и услуг равны среднему индексу роста цен.
Определение общих объемов расходов населения на услуги и на товары
Сначала общий объем расходов на товары и услуги разделяется на два элемента — расходы на товары и расходы на оплату услуг. Последние определяются на основе эконометрического уравнения, а первые — остатком. Эконометрическое уравнение является линейным логарифмическим и отражает зависимость расходов на оплату услуг от общего расхода на товары и услуги и относительного индекса цен:
где С1, С2 — расходы соответственно на услуги и на товары в текущих ценах;
Р, Р1 — соответственно сводный индекс потребительских цен и индекс цен на услуги;
а0, а1, а2 — параметры регрессионного уравнения (для упрощения записи обозначения их далее везде приняты одинаковыми). При этом а1 представляет собой коэффициент эластичности расхода на услуги от общего расхода на товары и услуги, а2 — коэффициент эластичности данного расхода от относительного индекса цен на услуги.
Определение расходов по отдельным товарным группам и видам услуг
В этом расчете также используется система логарифмических линейных уравнений, показывающая зависимость расходов на каждую товарную группу от общего расхода на товары и соответствующего этой товарной группе индекса относительных цен:
где индекс i обозначает различные товарные группы и соответствующие им индексы цен.
Аналогично строится и система расчетов структуры расходов на услуги:
где индекс j обозначает различные виды услуг и соответствующие им индексы цен.
Выше изложена принципиальная схема системы функций спроса. В зависимости от конкретных условий формирования структуры потребительских расходов населения отдельные их виды могут определяться другими способами.
Например, основная часть расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг практически неэластична по отношению к ценам и к доходам — общей величине потребительских расходов. Поэтому система уравнений (8.15), (8.16) строится для расходов без учета оплаты жилищно-коммунальных услуг, а ее размер задается на основе ориентировочной динамики жилищного фонда и индекса цен на этот вид услуг. Если данные о динамике жилищного фонда отсутствуют, экстраполируется сложившаяся динамика расходов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в неизменных ценах.
Таким образом, исходя из первоначально заданной динамики нескольких агрегированных показателей произведенного ВВП и сводного индекса цен можно определить на перспективу динамику и структуру доходов населения и далее оценить, к каким результатам с точки зрения уровня и структуры потребительских расходов приводят такие параметры экономической политики.
Если признается, что полученный вариант является неудовлетворительным, то определяются другие варианты прогноза посредством изменения исходных макроэкономических данных и значений переменных системы расчетов, которые являются управляемыми и отражают экономическую политику. Последовательный перебор различных вариантов позволяет в конечном счете сформировать наиболее приемлемую динамику доходов и потребления населения.
Выводы
1. Прогнозные расчеты, с одной стороны, призваны оценить последствия выдвигаемых и принятых к реализации положений политики доходов. С другой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов. При краткосрочном прогнозе решается в основном первая задача, при средне- и долгосрочном — вторая.
2. Вне зависимости от горизонта прогнозирования можно выделить три этапа прогнозной работы, выявление узловых проблем базового периода, разработка целевых ориентиров, собственно прогнозные расчеты, включая отбор наилучших вариантов.
3. Основным инструментом прогнозных расчетов является баланс денежных доходов и расходов населения. Использование его в целях прогнозирования предполагает построение системы балансовых уравнений и уравнений поведения, связывающих элементы его доходной и расходной частей. Кроме того, показатели его увязываются с показателями производства и использования ВВП.
4. Прогнозные расчеты динамики оплаты труда являются одной из главных составляющих прогнозирования показателей доходов населения. Они могут осуществляться с помощью простой экстраполяции долей заработной платы в отдельных составляющих ВВП либо эконометрических моделей, а также с использованием аппарата производственной функции.
Термины
Целевые ориентиры
Баланс денежных доходов и расходов населения
Эндогенные переменные
Экзогенные переменные
Балансовые уравнения
Уравнения поведения
Вопросы для самопроверки
1. Объясните содержание решаемых прогнозных задач при различных горизонтах прогноза.
2. Охарактеризуйте систему основных показателей уровня жизни.
3. Каково содержание доходной и расходной частей баланса денежных доходов и расходов?
4. Каким образом баланс денежных доходов и расходов используется при прогнозировании?
5. Каковы основные способы прогнозных расчетов оплаты труда?
6. Каковы методы прогноза расходной части баланса денежных доходов и расходов?
Раздел III ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Содержание раздела III
Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы
9.1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов.
Их взаимосвязь и взаимообусловленность
9.2 Эволюция мотивации к труду в рыночной экономике
Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование
10.1. Предпосылки и условия социальной стандартизации
10.2. Состояние социального нормирования
10.3 Задачи социальной стандартизации и требования к социальным
стандартам
10.4. Направления социальной стандартизации
10.5 Применение социальных стандартов
Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы
11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной
платы
11.2 Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной
платы
Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы
12.1. Целевая направленность политики территориального регулирования
12.2. Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике
Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды
13.1. Система социального страхования
13.2. Формирование и использование внебюджетных фондов
13.3. Реформирование социального страхования
Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения
Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы
Осуществляемые в России реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. История человечества неопровержимо доказала, что действенность любых преобразований в экономике определяется их воздействием на отношение людей к труду. Поэтому важность проблем формирования позитивной мотивации к труду неоспорима.
9.1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность
Основные понятия
Трудовая мотивация — осознанное побуждение человека к труду путем воздействия на присущие ему мотивы труда. В основе этих мотивов лежит интерес как форма реализации потребностей. Наука дает определение потребностей как нужды в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Все это сводится к более лаконичному определению: потребности — внутренний побудитель активности.
Осознанные обществом, социально-экономическими группами и отдельными людьми потребности выступают как интересы. Целенаправленное формирование интересов имеет важное значение в процессах воспитания и обучения, ибо реализация интересов личности, ее потребностей лежит в основе мотивов трудовой ориентации.
Стимул — побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей. Экономическая и социологическая наука выделяет в системе стимулов, так же как и в системе интересов, материальные и нематериальные, личные, коллективные и общественные интересы и стимулы.
Виды трудовой мотивации
Принято выделять три основных вида трудовой мотивации:
• материальную;
• социальную (моральную);
• организационную (административную).
Мотивация включает стимулирование, которое принято считать положительной мотивацией, и санкции, обычно относимые к отрицательной мотивации. Среди мотивов труда решающее значение принято придавать мотивам, связанным с материальной заинтересованностью. Именно они главным образом влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.
Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика (об этом свидетельствует политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой) относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.
Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.
Система стимулов к труду схематически представлена в табл. 9.1.
Та б л и ц а 9.1.
Материальные и нематериалные стимулы к труду
Материальные стимулыНематериальные стимулы
Денежные:
заработная плата поощрительные выплаты
единовременные вознаграждения и т.д.Социальные:
престижность труда
понимание ценности и полезности труда
возможность профессионально-квалификационного роста
Неденежные:
транспорт
питание
медицинская помощь страхование
отдых и т.д.Моральные:
награды
уважение сослуживцев
Творческие:
возможность самовыражения и самосовершенствования
Организационная (или административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Статья 3 КЗоТ Российской Федерации определяет, что работник должен: добросовестно выполнять трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу предприятия, выполнять установленные нормы труда. Следовательно, основа этого вида мотивации — дисциплина труда, а ее результат — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
КЗоТ РФ предусматривает конкретные меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, смещение на нижеоплачиваемую должность на тот же срок, увольнение за систематическое невыполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за прогул без уважительных причин.
Административная мотивация включает и меры поощрения. Законом предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.
Предназначение стимулов к труду
Предназначение стимулов к труду заключается в развитии системы потребностей людей, структуры их личных интересов, в раскрытии способностей работника, повышении его экономической и социальной ответственности. Чтобы стимулы выполняли свою роль в полном объеме, в общественном сознании должен быть преодолен подход к человеку только как к индивидууму, сопоставляющему выгоды от роста своего материального благополучия с тяготами от более интенсивного и напряженного труда. Подобный подход (к сожалению, наиболее распространенный) ограничивает систему стимулирования заработной платой, вознаграждениями, возможностями «отоваривания» доходов. Моральные, творческие стимулы к труду рассматриваются как менее важные, им нередко отводится второстепенная роль.
Между тем когда стоит задача существенно повысить общественно необходимую интенсивность и качество работы, обеспечить лучшее использование производственного и трудового потенциала, очень важны и социальные факторы — гармонизация личных интересов, их сочетание с коллективными, создание благоприятных условий для развития личности в процессе труда. Чтобы реально управлять интересами и через интересы, необходимо обеспечивать общность материальных, моральных, творческих и других стимулов.
Такой подход к системе стимулов к труду, как свидетельствует опыт не только российских, но и зарубежных предприятий, существенно повышает действенность материальной заинтересованности. Этот опыт подтверждает если заработная плата компенсирует отсутствие творческих начал в труде, неразвитость форм участия работников в управлении предприятием, слабость социальной инфраструктуры и подобные им явления (например, тяжесть и непривлекательность условий труда), функции стимулирования высокопроизводительного труда не могут осуществляться достаточно эффективно. Вместе с тем, как указывалось, в России весьма актуальна задача устранить ограничения роста заработной платы, обеспечить своевременную выплату действительно заработанного.
Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду
Стимулы к труду органично включают последовательное осуществление во всех сферах жизни принципа социальной справедливости, усиления связи доходов работника с трудом (его затратами и результатами). Практически этот принцип реализуется посредством социальных гарантии. Важнейшие из них:
• гарантии формирования, поддержания, развития способностей человека, и в первую очередь способностей к труду;
• гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, рабочего места и хода производственного процесса, обеспечивающего полноценную реализацию способностей);
• учет в распределении результатов и затрат труда, сохранение за трудовым доходом роли основного, определяющего благосостояние работника и его семьи (в широком смысле — рациональное сочетание распределения в соответствии со стоимостью, ценой рабочей силы на рынке труда и распределения по труду);
• гарантии в сфере реализации и обмена (гарантии товарного покрытия денежных доходов и доступности благ на рынке товаров и услуг для подавляющего большинства населения не только по ассортименту, но и по ценам и тарифам);
• гарантии в сфере потребления (возможности достижения более высоких стандартов потребления) на основе роста доходов и повышения реальной заработной платы и реальных доходов.
Существенную роль в стимулировании к труду играет развитие «сохозяйских» мотивов, т.е. доступа работников к принятию управленческих решений, причем не только непосредственно на производстве, но и на более высоких уровнях управления.
Удовлетворенность трудом, преобразования в содержании и технической вооруженности труда как стимулы к труду
Мировая практика свидетельствует, что в современном обществе во все большей степени выбор человеком места работы определяется содержанием труда и удовлетворенностью им. Речь идет о разнообразии выполняемых работником трудовых функций, развитии элементов творчества в работе, возможностях профессионально-квалификационного роста, социально-психологическом климате в коллективе, которые в совокупности образуют понятие удовлетворенности трудом.
Отсюда очевидно, что трудовая активность работника в существенной степени зависит от преобразований в сфере труда. Основные факторы, определяющие эти преобразования, сводятся к следующим:
• переоборудование, рационализация рабочих мест в ходе реконструкции производственных процессов;
• формирование работника, адекватного интенсивному типу воспроизводства, создание условий для повышения трудовой активности на основе роста профессионально-квалификационного и общеобразовательного уровня работников;
• обеспечение эффективного взаимодействия материально-вещественных и личностных факторов производства, т.е. сопряженное развитие системы рабочих мест и совокупного работника; это может достигаться посредством опережающей подготовки и переподготовки кадров к новым технологиям и передовым (прогрессивным) формам организации труда и производства.
Все названные факторы в отдельности и в совокупности формируют настрой работника, его готовность трудиться с максимальной отдачей. В то же время они создают предпосылки для полного использования трудового потенциала, воздействуют на трудовую отдачу.
9.2. Эволюция мотивации к труду в рыночной экономике
Взаимосвязь сущности и природы развитой рыночной и переходной экономики с мотивацией к труду
Экономические преобразования, начавшиеся в России с 1991— 1992 гг., во многом повлияли на процессы, происходящие в мотивации к труду, воспроизводстве рабочей силы и производственного потенциала. Экономические реформы, несомненно, имеют позитивные результаты в формировании мотивации к труду. Речь идет о раскрепощении творческой инициативы работников наемного труда, развертывании возможностей для развития предпринимательской инициативы и т.п. В то же время реформы вызвали в российской экономике целый ряд негативных явлений: необоснованные, завышенные цены, спекуляцию, коррупцию, антистимулы, лжеприбыль, неплатежи и др. Как справедливо отмечает известный специалист в области экономики труда и социально-трудовых отношений чл.-кор. РАН Е.И. Капустин, «мы взяли худшее в рыночной экономике: не мобильность производства, высокую производительность труда и его эффективность, а разобщенность, индивидуализм, эгоизм».*
* Труд. 1999. 27 января.
Безусловно, были достигнуты и позитивные результаты приватизации. Это прежде всего успешно работающие акционерные и индивидуально-предпринимательские производственные предприятия, обеспечивающие повышение доходов работников в связи с ростом эффективности труда. В то же время доля таких предприятий весьма невелика. Преобладают нецивилизованные рыночные отношения, основанные на коррупции, уклонении от налогов, укрывательстве доходов, невыплате заработной платы в течение длительного времени. Экономические механизмы переходного периода нередко воздействуют на отношение работников к труду и конечные результаты функционирования производственных структур не созидательно, а разрушительно. Это показывает сопоставление процессов, происходящих в развитой рыночной и в российской переходной экономике (табл. 9.2).
Таблица 9.2.
Сопоставление экономических процессов в развитой рыночной и российской переходной экономике1
Развитая рыночная экономикаРоссийская переходная экономика
Хозяйственная самостоятельность предприятий
Обеспечивает максимальное удовлетворение интересов населения, организаций, предприятийНацелена на рост сверхприбыли любыми средствами, а не на запросы потребителей
Свободные рыночные цены
Триада «рынок—мотивация—конкуренция» заставляет снижать ценыВ условиях их «либерализации» цены растут высокими темпами
Разнообразие форм собственности
Предприятия всех форм собственности эффективныНередки факты, когда после разгосударствления предприятия снижают эффективность работы
Распределение доходов по труду и капиталу
Действенность того и другого способа распределения материально- культурных благРаспределение по труду принижено, по капиталу — незначительно. Преобладает распределение в зависимости от цен
Бизнес и предпринимательство
Господствует предпринимательство созидательного характераПреобладает предпринимательство перераспределительного, спекулятивного характера
Заинтересованность в максимизации прибыли
Преобладают факторы эффективного роста прибылиГосподствует ценовой фактор роста прибыли
Рост производства товаров
Производители заинтересованы в росте выпуска товаров до удовле творения спросаПри падении производства, недостаточной насыщенности рынка (ориентация на насыщение за счет импорта), низком уровне жизни населения и снижении платежеспособного спроса действуют стимулы к уменьшению выпуска товаров
Источник: Веселков Ф. С. Азбука создания рыночной экономики. СПб.: СПб ФЭИ, 1993.
Приведенное сопоставление свидетельствует о неразвитости, незрелости российской «рыночной» экономики, что определяет необходимость существенных корректировок целей экономической политики и механизмов ее реализации. Среди них немаловажное место занимают механизмы, связанные с развитием мотивационно-стимулирующих процессов.
Стихийно-шоковый механизм создания рынка неизбежно привел к искусственному падению доходов значительной части предприятий (организаций), обнищанию населения и сокращению доходов государства в целом. Товаропроизводители потеряли оборотные средства (деньги), что лишило их возможности нормально и продуктивно работать и даже осуществлять простое воспроизводство. У потребителей (покупателей), как предприятий, так и населения, потерявших доходы, существенно понизился спрос, что неминуемо привело к снижению объемов производства и предложения на рынках сбыта отечественных товаров. Лишь в последнее время на этих рынках произошло некоторое оживление.
Подходы к мотивации труда в социально ориентированной экономике
Выход из сложившейся в российской экономике кризисной ситуации возможен на основе последовательной реализации провозглашенного ст. 7 Конституции Российской Федерации положения: «Россия—социальное государство». Ему соответствует социально ориентированная экономика, которая обеспечивает полное удовлетворение здоровых нормальных социальных потребностей населения, высокий материально-культурный уровень жизни населения, достойную социальную защиту еще не работающих (детей и учащейся молодежи), временно не работающих (безработных) и уже не работающих (пенсионеров и инвалидов всех категорий).
Социально ориентированной модели рыночной экономики противостоит либеральная ее модель, принятая во многих странах Запада. Обе модели предполагают достаточно полное удовлетворение потребностей населения, но достигается это с помощью разных методов (табл. 9.3).
Таблица 9.3.
Сопоставление либеральной и социально ориентированной рыночной экономики
Либеральная рыночная экономикаСоциально ориентированная рыночная экономика
Доминирование частной собственностиЭкономика со значительным государственным сектором
Максимальная свобода субъектов рынка при ограниченном вмешательстве государства в их деятельностьРегламентация государством рыночных отношений как государственных, так и частнопредпринимательских структур
Государственное регулирование главным образом макроэкономических процессовГосударственное регулирование не только макроэкономики, но и микроэкономики
Отстранение государства от решения большинства проблем жизнеобеспечения населения. Преобладание принципа: работник сам должен обеспечить себя, свою семью и старостьРешение государством многих проблем жизнеобеспечения населения, регулирование занятости населения (с ориентацией на минимизацию безработицы), регламентация доходов граждан, а при определенных условиях — регулирование цен на товары и тарифов на услуги
Государственная социальная поддержка распространяется только на обездоленныхСущественная государственная поддержка всех членов общества: бесплатные и дотируемые бюджетом услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунальные дотации и др.