<< Пред.           стр. 8 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 В социально ориентированной экономике большая доля нацио­нального дохода и средств государственного бюджета должна расхо­доваться на бесплатное и льготное социальное обслуживание и обес­печение населения.
 Для России наиболее пригодна модель социально ориентирован­ной экономики. Это связано не только с тем, что Российская Федерация провозглашена социальным государством, но и с рядом дру­гих исторически обусловленных причин. Во-первых, за долгие годы жизни в условиях административно-распределительной системы граждане России привыкли к многосторонней социальной помощи государства. Во-вторых, значительная часть предприятий в послед­ние годы утратила возможность финансировать социальную сферу. В связи с этим многие граждане, живущие ниже уровня бедности или около него, также не могут самостоятельно финансировать жизненно необходимые расходы (на содержание детей в детских учреждениях, здравоохранение, отдых, занятия спортом и т.п.).
 Для формирования поощрительных мотивов к труду, создания системы стимулирования эффективного труда в ближайшие годы должны быть приняты меры по более активному переходу к социально ориентированному рыночному хозяйству.
 Приоритетность видов интересов
 Проблема потребностей, интересов, мотивов и стимулов к труду рассматривается прежде всего с точки зрения политики оплаты и мо­тивации труда. Поэтому важное значение имеет рассмотрение двух аспектов данной проблемы: во-первых, степени важности и приори­тетности личных, коллективных и общественных ин­тересов; во-вторых, механизма формирования средств на оплату труда работников и механизма распределения фонда оплаты труда между работниками в форме заработной платы.
 До недавнего времени среди ученых и практиков преобладало мнение о приоритетности общественных интересов перед коллектив­ными и личными. При этом личный интерес рассматривался через удовлетворение двух других форм интересов. Обоснование такого подхода сводилось к следующему. Реализация общественного инте­реса — основа удовлетворения коллективного, а удовлетворение кол­лективного интереса формирует условия для удовлетворения личных интересов. Аргументация была примерно такой. Национальный доход как форма проявления общественного интереса распределяется в виде установленных государственным планом фондов между предприятия­ми и организациями. Они, в свою очередь, получив от государства необходимые денежные средства и требуемые для производства ма­териальные ресурсы, обеспечивают процесс создания продукции и дохода для своего трудового коллектива как форму реализации кол­лективного интереса. Часть дохода используется для удовлетворения личных интересов работников в виде заработной платы. Такая поста­новка в прежней системе общественных отношений представлялась логичной. Вместе с тем преувеличение роли общественных интересов привело к недооценке коллективных и особенно личных интересов, нередко влекло за собой уравнительность в индивидуальном распре­делении по труду.
 За годы экономических реформ произошли изменения, связанные с предоставлением экономической самостоятельности субъектам Фе­дерации, расширением прав и ответственности предприятий и орга­низаций, появлением многих форм собственности, развитием рыноч­ных отношений. Эти изменения объективно влияют на приоритеты в системе интересов. Появилась прямо противоположная точка зре­ния — о примате личных интересов над коллективными и общест­венными.
 Обоснования такого подхода сводятся к тому, что, удовлетворяя личные потребности и интересы, работники создают продукт, а это в конечном счете служит условием получения прибыли (дохода) пред­приятием (коллективом) и национального дохода (внутреннего вало­вого продукта) обществом. Для условий рыночной экономики такие рассуждения, казалось бы, достаточно последовательны.
 В то же время абсолютизация приоритетности любой формы ин­тереса не может быть признана правомерной. В отдельных случаях определяющим может стать не личный, а общественный (в частности, когда речь идет о государственной безопасности) или коллективный интерес (допустим, речь идет о производстве конкурентоспособной продукции). Следовательно, нельзя утверждать, что один из видов ин­тересов имеет преобладающее значение.
 В рыночной экономике интерес необходимо рассматривать как направленность действий к достижению таких результатов, которые обеспечат удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов. Если при командно-административной системе хозяйствования у ру­ководителей предприятий (организаций) формировался интерес к вы­полнению планов, государственных заказов и показателей, утверж­даемых государством, и, следовательно, интерес к занижению планов и завышению финансовых и материальных фондов, то в условиях перехода к рыночной экономике у предпринимателя (руководителя предприятия) появляется интерес более эффективно использовать ре­сурсы, искать пути получения максимальной прибыли для достиже­ния высоких результатов производства, отдавать часть прибыли на­емным работникам.
 Каждый субъект производственных отношений может реализо­вать свои потребности и интересы только в случае, если одновременно обеспечит реализацию потребностей и интересов другой стороны. Так, наемный работник повышает степень удовлетворения своих раз­нообразных потребностей за счет возросшего заработка в том случае, если он, проявив творческую инициативу, способствует удовлетворе­нию потребностей предпринимателя в максимизации прибыли либо достижении иных результатов.
 Потребности каждой из сторон общественных отношений не со­впадают между собой и даже находятся в определенном противоре­чии. Личная потребность наемного работника в увеличении возна­граждения за труд может быть реализована либо за счет дополнитель­ных издержек работодателя (а следовательно, включения их в цену продукции или услуги), либо выделения на эти цели большей части прибыли. Стимулирование призвано устранить это противоречие, сбалансировать интересы наемных работников и предпринимателей.
 Система материального стимулирования труда должна быть адекватной интересам как наемных работников, так и предпринимателей, объективным по своей природе. При разработке механизма стимулирования персонала за результаты труда необходи­мо использовать комплексный подход, включающий всю совокуп­ность факторов и закономерностей, отражающих развитие производ­ства и особенности перехода к рыночным отношениям. Система сти­мулирования труда призвана отражать цель и направленность возна­граждения применительно к каждой группе, коллективу и отдельному работнику. Она должна содержать показатели реального индивиду­ального и коллективного результатов труда и учитывать наряду со вкладом реальные потребности каждого работника.
 Критерием оценки эффективности используемой системы стиму­лирования является подлинная заинтересованность работников в до­стижении максимальных индивидуальных и коллективных результа­тов труда, в наиболее полном использовании творческого потенциала. Отражением реальной заинтересованности выступает достижение стратегических и тактических целей предприятия и общества, будь то максимизация прибыли или развитие производства, расширение рынков сбыта или снижение цен на продукцию.
 Возрождение и развитие социально-психологических мотивов и стимулов к труду
 Последовательно решая проблемы материального стимулирова­ния эффективного труда, работодатели, государственные органы, а также руководители предприятий (организаций) всех уровней неза­висимо от форм собственности не должны упускать из виду необхо­димость создания (а точнее, возрождения) системы стимулов и мо­тивов труда посредством радикальных перемен в духовной сфере жизни.
 Совокупность мотивов и стимулов, как свидетельствует передовой отечественный и зарубежный опыт, может дать должные результаты, если она не ограничивается только потребительской ориентацией, а органично включает систему социально-психологических мотивов и стимулов к труду. Анализ поведения людей в экстремальных ситуациях (аварии, стихийные бедствия и т.п.) пока­зывает, что осознание общественной необходимости труда, долга перед обществом может быть не менее сильным побудительным мо­тивом к самоотдаче человека в работе, чем материальное вознаграж­дение за труд. Наибольший результат достигается тогда, когда разумно сочетается и то и другое. Отсюда вытекает важность формирования мотивов, ориентирующих граждан на отношение к труду и как к ос­новному средству удовлетворения жизненных потребностей, и как к общественному долгу. Важная роль в решении этой задачи принад­лежит системе трудового воспитания, охватывающей семью, обще­образовательную школу, сферы производства и услуг.
 С точки зрения социальной психологии, формирования нравст­венных устоев общества складывающуюся в России ситуацию, когда трудовое и мотивационное поведение населения направлено лишь на удовлетворение материальных интересов, нельзя признать правомер­ной. По мере обеспечения наемным работникам жизненных условий на уровне разумного достатка необходимы переориентация общест­венного сознания и возрождение традиционной для россиян кол­лективистской морали, отношения к труду не только как к источнику доходов, но и как к жизненной потребности. Труд в России с давних пор рассматривался как форма добродетели, как высокое нравственное деяние. Трудолюбие всегда было выражением духов­ности человека, его высокой морали.
 Суть коллективистской морали выражают такие формы ее про­явления, как взаимопомощь, трудовая демократия, местное самоуп­равление. Это мораль, ориентированная не на принцип «каждый за себя», а на осознание необходимости трудиться на общее благо. При этом такая мораль несовместима с бедностью и экономическим за­стоем. Достижения работников в труде важно поощрять как матери­ально, так и морально — публичным признанием этих достижений со стороны общества.
 Формированию мотивов к труду, которые основаны на факторах, непосредственно не связанных с материальными стимулами, призва­ны служить меры, направленные на повышение творческого содер­жания трудовых процессов, реализацию технических новшеств и передовых технологий, всемерное улучшение условий труда на рабо­чих местах, рационализацию режимов труда и отдыха. Повышение действенности мер морального поощрения и признание трудовых за­слуг каждого работника в коллективе способствуют формированию нормального социально-психологического климата в подразделениях предприятия (организации).
 Выводы
 1. Стимулирование, как свидетельствует рассмотрение этой проблемы в данной главе, — это прежде всего внешнее побуждение, влияющее на пове­дение человека в сфере труда. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку — позволяет работнику реализовать себя как личность. Оно выпол­няет экономическую, нравственную и социальную функции.
 2. Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стиму­лирование труда содействует повышению эффективности производства, ко­торое характеризуется ростом производительности труда и качества продук­ции, услуг.
 3. Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду фор­мируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиций и исторического опыта.
 4. Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значитель­ной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также пред­определяется организацией и стимулированием труда в обществе.
 5. Эффективность системы мотивов и стимулов труда зависит от того, насколько каждое из мероприятий по управлению трудом в отдельности и вся система в целом способствуют повышению социальной ценности и со­циального престижа высококвалифицированного, инициативного, добросо­вестного работника, укреплению материального благосостояния и социаль­ного благополучия трудящихся.
 Термины
 Мотивация
 Мотив
 Потребность
 Интерес
 Стимул
 Материальные интересы (стимулы)
 Нематериальные интересы (стимулы)
 Социальная справедливость
 Социальные гарантии
 Вопросы для самопроверки
 1. Что представляют собой трудовая мотивация, потребности, интерес и стимул? Охарактеризуйте их взаимосвязь и взаимообусловленность.
 2. В чем суть материального стимулирования как формы мотивации к труду?
 3. На чем основаны социальные (моральные) стимулы? Каково их место в положительной трудовой мотивации?
 4. В чем состоит административная (организационная) мотивация и ка­кова ее роль в переходной экономике?
 5. Что представляют собой социальная справедливость, факторы, ее ха­рактеризующие, и место в мотивации труда?
 6. Каково влияние перехода к рыночным методам хозяйствования на изменение мотивов к труду?
 7. В чем противоречивость интересов предпринимателей и наемных ра­ботников и каковы способы их согласования и разрешения противоречий?
 8. Возможно ли в формировании мотивов и стимулов к труду ограни­чиваться только потребительской ориентацией человека?
 9. Какие меры необходимы для формирования стимулов к труду, лежащих в сфере духовной жизни человека и содержания трудовых процессов?
 Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование
 10.1. Предпосылки и условия социальной стандартизации
 Понятие социального стандарта
 Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется со­стоянием экономики страны. На любом историческом этапе соци­ально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социаль­ной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.
 В самом общем виде понятие социального стандарта характери­зует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в созна­нии людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.
 Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться госу­дарством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражда­нам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.
 Минимальные социальные стандарты
 Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минималь­ных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для ре­гулирования отношений в сфере экономики минимальных социаль­ных стандартов недостаточно, так как их применение не создает не­обходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи как при формировании доходной части бюджета, так и в сти­мулировании экономического развития.
 Проведение рыночных преобразований потребовало коренных изменений в распределении ресурсов в обществе. Это привело к су­щественному ограничению роли государства и особенно его феде­рального уровня в распоряжении финансовыми ресурсами. При этом объем социальных обязательств государства не только не сократился, но и существенно возрос в связи с кризисным состоянием экономики.
 Ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется рядом негативных тенденций остается неустойчивой динамика ре­альных доходов населения, сохраняется высокий уровень дифферен­циации различных социальных групп по размеру денежных доходов, и при этом значительная их часть имеет доходы ниже прожиточного минимума. Недостаток ресурсов, которыми располагает государство, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гаран­тии граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Ост­рой проблемой для ряда регионов является задолженность по оплате труда работникам бюджетных организаций и выплате пенсий. Сни­жению остроты указанных проблем могла бы способствовать кон­центрация финансовых ресурсов бюджетов различных уровней на ре­шении приоритетных задач социальной политики.
 В связи с этим наибольшую актуальность приобрел вопрос о фор­мировании системы государственных минимальных социальных стандартов в качестве нормативной базы обеспечения конституцион­ных гарантий гражданам. Впервые эта задача сформулирована в еже­годном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 1995 г., где указывалось, что даль­нейшее совершенствование бюджетно-финансовой работы должно осуществляться с использованием государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие россий­ской экономики в 1995—1997 годах» в качестве приоритетного на­правления социальной политики также рассматривался учет при фор­мировании бюджетов различных уровней государственных мини­мальных социальных стандартов, например минимального потреби­тельского бюджета.
 Решение этих задач потребовало разработки и принятия законо­дательных норм, регулирующих процесс социальной стандартизации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что орга­нами государственной власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минимальные социальные стандар­ты, отражающие основные жизненные потребности населения, вы­полнение которых гарантируется государством. Дальнейшее развитие нормы социальной стандартизации получили в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации». Социальные стандарты в качестве инструмента бюджетной политики и регулирования межбюджетных отношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
 10.2. Состояние социального нормирования
 Социальные нормы и нормативы
 В практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяется система социальных норм и нормативов по ши­рокому кругу показателей. Значительная часть законодательно уста­новленных или закрепленных другими правовыми актами социаль­ных норм определяет минимальные государственные гарантии и ре­гулирует главным образом сферу доходов, заработной платы, заня­тости, социального обеспечения.
 Посредством указанных норм обеспечиваются конституционные права граждан. Большинство этих норм являются обязательствами го­сударства перед различными группами населения и должны обеспе­чиваться за счет его финансовых ресурсов. Однако размеры устанав­ливаемых государством социальных норм во многих случаях опреде­лены без достаточных обоснований и пересматриваются в зависимос­ти от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. При этом складывается общая тенденция к расширению их круга и относитель­ному снижению уровня регулируемых ими гарантий.
 В отраслях социально-культурной сферы — образовании, здраво­охранении, культуре — при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы в натураль­ном выражении, разработанные министерствами и ведомствами. Ука­занные нормы и нормативы скорее можно считать рациональными. Они не ориентированы на реальные возможности деятельности от­раслей и носят рекомендательный характер. Органы власти субъектов Российской Федерации вправе корректировать указанные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансо­вых возможностей.
 Социальные нормы и нормативы в отраслях бесплатного и льгот­ного обслуживания в силу их рекомендательного характера не имеют прямой связи с величиной текущих расходов и капитальных вложе­ний, необходимых для функционирования указанных отраслей. Од­нако их полное обеспечение финансовыми ресурсами нуждается в значительно больших средствах, чем реально выделяемые на эти цели ассигнования. В этих отраслях правовыми актами установлены также нормативы финансовых средств в виде доли валового внутреннего продукта или федерального и местных бюджетов. Эти нормативы пока практически не используются, поскольку оторваны от реального бюд­жетного процесса.
 В указанных отраслях не закреплены законодательно наборы об­щедоступных благ и бесплатных услуг, оказываемых государственны­ми и муниципальными учреждениями образования, здравоохранения, культуры. Перечень учреждений, оказывающих такого рода услуги, законодательно установлен только для сферы образования.
 Сложившаяся система социальных норм и нормативов недоста­точно структурирована. В ней не выделяются приоритетные показа­тели уровня жизни, связанные с решением неотложных жизненно важных проблем. Устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная вели­чина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не положены требования поддержания опреде­ленного стандарта потребления материальных благ и услуг. В резуль­тате не обеспечивается стабильность уровня государственных гаран­тий, поскольку увеличение стоимостного значения нормы или нор­матива не всегда сохраняет соответствующий набор товаров или услуг.
 Совершенствование социального нормирования
 Система социального нормирования требует разработки единых подходов к ее организации. Общее законодательство, регулирующее сферу стандартизации, для этой цели явно недостаточно. Закон Рос­сийской Федерации «О стандартизации», принятый 10 июня 1993 г., устанавливает правовые основы стандартизации, под которой подра­зумевается деятельность по установлению требований, обеспечиваю­щих государственную защиту интересов граждан и государства по­средством применения соответствующих нормативных документов.
 При этом различаются государственные стандарты и стандарты отраслей, предприятий, общественных объединений. Требования, ус­танавливаемые государственными стандартами, являются обязатель­ными для соблюдения государственными органами управления, субъ­ектами хозяйственной деятельности. Разработка государственных стандартов, проведение научно-исследовательских работ по стандар­тизации, имеющих общегосударственное значение, подлежат обяза­тельному государственному финансированию. В соответствии с Законом государственные стандарты принимает Госстандарт РФ. Они вводятся в действие после их государственной регистрации.
 Указанный Закон устанавливает общие принципы стандартиза­ции, которые в значительной мере применимы и к социальной сфере. Однако Законом не определяются понятие, общие требования, предъ­являемые к государственным социальным стандартам, и сфера их дей­ствия. В нем отсутствуют единые требования к содержанию, органи­зации разработки, утверждению, регистрации и порядку применения социальных стандартов. Более того, в Законе оговорено, что его дей­ствие не распространяется на отношения в социальной сфере, кото­рые регулируются другими правовыми актами.
 10.3. Задачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартам
 Государственные минимальные социальные стандарты
 Совершенствование системы норм и нормативов связано с фор­мированием государственной системы социальной стандартизации, которая обеспечивает создание принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования государством развития всей весьма разнообразной по своей структуре социальной сферы.
 Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандар­тов. Использование государственных минимальных социальных стан­дартов способствует повышению значимости норм и нормативов, рег­ламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.
 Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период мини­мально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие по­требности человека в материальных благах, общедоступных и бес­платных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их по­требления и предназначенные для определения обязательного мини­мума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государ­ственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.
 Для определения государственных минимальных социальных стандартов в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных услуг было бы правомерным понятие стандарта связывать также с разрешенной к применению технологией, обеспечивающей опреде­ленное качество обслуживания.
 Установление государственных минимальных социальных стан­дартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:
 • совершенствование механизма реализации основных консти­туционных прав граждан;
 • социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
 • определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджет­ных фондов;
 • обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
 • сохранение единого социального пространства страны на ос­нове выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
 • нормативное обоснование формирования и исполнения бюд­жетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
 • совершенствование межбюджетных отношений;
 • концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направ­лениях социальной политики;
 • оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов.
 Совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных го­сударственных минимальных социальных стандартов образует сис­тему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минималь­ных социальных стандартов Российской Федерации должно быть ос­новано на следующих основных принципах:
 • безусловное соблюдение конституционных прав граждан;
 • общедоступность социальной защиты и социальных услуг, за­крепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
 • распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс форми­рования и использования государственных минимальных социальных стандартов;
 • транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетно­го финансирования расходов по обеспечению государственных ми­нимальных социальных стандартов;
 • всесторонняя обоснованность устанавливаемых государствен­ных минимальных социальных стандартов;
 • предоставление всем социальным слоям и группам равных га­рантий;
 • гласность и информированность населения о государственных минимальных социальных стандартах;
 • ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных соци­альных стандартов.
 Виды социальных нормативов и показателей
 В рамках конкретных направлений социальной стандартизации в качестве государственных минимальных социальных стандартов могут использоваться следующие виды социальных нормативов и норм:
 • нормативы (нормы) номенклатуры объектов социальной стан­дартизации (ассортимент, перечень, набор и т.п.);
 • нормативы (нормы) количества объектов социальной стандар­тизации (объем в натуральном или стоимостном выражении);
 • нормы качества объектов социальной стандартизации;
 • нормативы времени предоставления объектов социальной стан­дартизации (предельные сроки обслуживания, периодичность и т.п.);
 • нормативные соотношения объектов социальной стандарти­зации.
 При формировании системы государственных минимальных со­циальных стандартов следует исходить из действующих законодатель­ных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.
 Целью разработки государственных минимальных социальных стандартов является их использование при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществля­ется органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления. Поэтому выбор соци­альных нормативов и норм и их правовая регламентация в качестве государственных минимальных социальных стандартов должны ори­ентироваться прежде всего на компетенцию органов управления субъ­ектов Российской Федерации и местного самоуправления, включать наиболее массовые виды выплат населению и общедоступных и бес­платных услуг отраслей социальной сферы, финансируемые за счет бюджетов различных уровней. Выбранные для установления указан­ных стандартов показатели, характеризующие набор услуг, должны быть по возможности агрегированными и позволять рассчитывать фи­нансовые нормативы для формирования бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией.
 На федеральном уровне устанавливаются единые для всей терри­тории стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Государственные минимальные со­циальные стандарты Российской Федерации, установленные в нату­ральном выражении, следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Стандартизируемые социальные показатели могут быть на­туральными и стоимостными, абсолютными и относительными, ин­тегральными или развернутыми в систему взаимосвязанных показа­телей.
 Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать минимальные социальные стандарты с уче­том местных условий и возможностей. При этом указанные стандарты не могут ухудшать условия, предусмотренные государственными ми­нимальными социальными стандартами Российской Федерации.
 В качестве государственных минимальных социальных стандартов могут быть приняты только те социальные нормативы и нормы, ко­торые устанавливаются законодательными или нормативными акта­ми по соответствующим направлениям социальной политики.
 Социальные стандарты должны быть обязательными для расчета финансовых нормативов при формировании соответствующих бюджетов. В связи с этим социальный норматив или норма могут быть включены в состав государственных минимальных социальных стан­дартов при соответствующем финансовом обосновании.
 Обеспечение государственных минимальных социальных стан­дартов должно иметь приоритетное значение как при формировании, так и при исполнении бюджетов всех уровней. Ответственность за соблюдение государственных минимальных социальных стандартов следует ограничить рамками средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах соответствующих уровней.
 Контроль за полнотой и своевременностью финансирования мер, направленных на реализацию государственных минимальных соци­альных стандартов, осуществляется в установленном порядке орга­нами, контролирующими исполнение соответствующих бюджетов.
 10.4. Направления социальной стандартизации
 Прожиточный минимум
 Разработку государственных минимальных социальных стандар­тов следует осуществлять по двум основным направлениям (группам). Первое из них связано с обоснованием норм прямого действия, ре­гулирующих прежде всего сферу денежных доходов граждан и обес­печивающих гарантии приобретения ими минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе. Второе направление охватывает сферу бесплатного предоставления минимума социально значимых услуг.
 По первому направлению разработки государственных минималь­ных социальных стандартов в основу стандартизации должен быть положен прожиточный минимум по основным социально-демографи­ческим группам населения. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной по­требительской корзины, включающей набор продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина определяется для населения в целом и для трех основных социальных групп — детей, трудоспособного на­селения и пенсионеров, — минимальные потребительские наборы ко­торых существенно различаются.
 Прожиточный минимум устанавливается для Российской Феде­рации в целом и по субъектам Российской Федерации. Потребитель­ские корзины в субъектах Российской Федерации различаются в за­висимости от природно-климатических условий, структуры населе­ния, национальных и региональных традиций потребления. В соот­ветствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими рекомендациями по определению потребительской корзины субъекты Российской Федерации отнесены по продуктам питания к 16 зонам, по непродовольственным товарам и услугам — к трем зонам.
 Основу прожиточного минимума составляет набор продуктов пи­тания, который включает 35 наименований продуктов. Набор непро­довольственных товаров составлен с учетом сроков их службы. Ос­новную долю услуг составляют жилищно-коммунальные услуги и транспорт.
 Минимум социально значимых услуг
 Вторая группа реализации государственных минимальных соци­альных стандартов для отраслей социальной сферы может устанав­ливать минимальный фиксированный набор соци­ально значимых услуг, ограниченный по видам и объему, с указанием порядка их предоставления.
 Перечень государственных минимальных социальных стандар­тов в отраслях социальной сферы следует увязывать с целями и за­дачами социальной политики, финансовыми возможностями госу­дарства. В рамках этой работы необходимо выделить по каждой от­расли приоритетные для того или иного этапа социально-экономи­ческого развития направления и основные показатели для разработки и реализации государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов — процесс сложный и достаточно длительный, который потребует выбора приоритетов и определенной последовательности.
 В основе формирования государственных минимальных социаль­ных стандартов для отраслей социальной сферы должны быть поло­жения Конституции Российской Федерации, закрепляющие социаль­ные гарантии в соответствующих сферах. Конституцией установлено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, социальную защиту, государственные пенсии и социальные пособия в установленных за­коном случаях; каждый гражданин имеет право на жилище; меди­цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно; гарантируется общедоступность и бесплатность общего среднего и начального про­фессионального образования, а также общедоступность дошкольного и на конкурсной основе — бесплатность среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; закреплено право каждого гражданина на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Гражданам гарантируется право на полу­чение квалифицированной юридической помощи, которая в установ­ленных законом случаях оказывается бесплатно.
 С учетом этих конституционных положений выделены приори­тетные направления социальной стандартизации-
 • доходы населения, включая оплату труда и пенсионное обес­печение;
 • социальная защита граждан,
 • образование;
 • здравоохранение,
 • культура,
 • социальное обслуживание населения,
 • жилищно-коммунальное хозяйство,
 • юридическая помощь гражданам
 Важнейшим государственным минимальным социальным стан­дартом, регулирующим сферу доходов населения, является прожи­точный минимум по основным социально-демографическим груп­пам.
 Государственными минимальными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепленный федеральным законом, и тарифная став­ка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Минимальный размер оплаты труда постепенно, по мере приближения к уровню, обеспечивающему вос­производство рабочей силы, станет исходной величиной для диффе­ренциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также по другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между наемными работниками и работода­телями.
 В сфере пенсионного обеспечения к стандартам сле­дует относить законодательно устанавливаемые минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.
 Государственными минимальными стандартами в сфере со­циальной защиты являются государственные пособия гражда­нам по безработице, пособия семьям с детьми, социальные пособия малоимущим.
 К государственным минимальным социальным стандартам в области образования относятся общедоступные бесплатные ус­луги государственных и муниципальных образовательных учрежде­ний. В набор общедоступных бесплатных услуг включены услуги го­сударственных и муниципальных образовательных учреждений, пере­чень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании» и устанавливается в качестве государственного минимального социаль­ного стандарта. В состав государственных минимальных социальных стандартов включаются нормы обеспеченности населения образова­тельными услугами государственных и муниципальных учреждений.
 Качество услуг образования регулируется образовательны­ми стандартами. К минимальным социальным стандартам в сфере образования относятся также нормы социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с физическими и умственными не­достатками и др.).
 Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотре­но установление государственных стандартов, определяющих общие контуры единой системы образования.
 В соответствии с указанным законом утвержден государственный стандарт высшего профессионального образования, которым уста­новлены его структура, общие требования к содержанию высшего об­разования, к основным профессиональным образовательным про­граммам и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных тре­бований к уровню подготовки выпускников.
 Правительством Российской Федерации утвержден также порядок разработки государственного стандарта среднего профессионального образования, проводится подготовка государственных стандартов об­щего среднего образования.
 Меры по стандартизации в сфере образования направлены на формирование единых критериев оценки его уровня и квалификации выпускников. Государственные образовательные стандарты, отражая качественную сторону деятельности отрасли, не затрагивают вопро­сов приоритетности направлений и специальностей образования, ма­териального и кадрового обеспечения государственных образовательных стандартов. Эти задачи должны решаться путем законодательного закрепления государственных минимальных социальных стандартов в сфере образования.
 Государственные минимальные социальные стандарты в здра­воохранении, утверждаемые на федеральном уровне, должны обеспечить предусмотренные законодательством об охране здоровья услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стаци­онарной медицинской помощи, а также услуги санитарного и про­филактического характера в государственных и муниципальных ле­чебно-профилактических учреждениях. К этим стандартам относятся перечень бесплатных услуг здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского стра­хования. В состав государственных минимальных социальных стан­дартов следует также включить нормативы обеспеченности услугами указанных учреждений.
 Стандарты качества медицинского обслуживания устанавливают объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения.
 К бесплатным услугам в сфере культуры относятся только услуги библиотек. Вместе с тем, учитывая высокую социальную зна­чимость этой сферы, к общедоступным услугам в связи с низким уров­нем стоимости билетов следует также отнести услуги музеев, театров, учреждений клубного типа, парков, зоопарков и ряда других учреж­дений культуры, перечень которых должен регулироваться соответ­ствующим законодательством. В качестве государственных мини­мальных социальных стандартов в сфере культуры устанавливаются перечень бесплатных и общедоступных услуг соответствующих уч­реждений и нормы обеспеченности ими населения.
 Государственные минимальные социальные стандарты соци­ального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, ос­тавшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, включают пере­чень необходимых им услуг, нормы обеспеченности ими населения, а также нормы обеспеченности инвалидов и других нуждающихся средствами реабилитации.
 В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственных минимальных социальных стандартов ус­танавливаются набор жилищно-коммунальных услуг, финансируемых с использованием средств бюджетов всех уровней, нормы потребле­ния жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного жителя в год и другие показатели, предусмотренные законодательством в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, к государственным минимальным социальным стандартам жилищно-коммунального хо­зяйства относятся нормы предоставления жилья малоимущим и иным предусмотренным законодательством категориям граждан бесплатно или за доступную плату.
 В качестве государственных минимальных социальных стандартов юридической помощи гражданам устанавливаются виды бесплатной помощи, оказываемой адвокатами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, опреде­ляемый федеральными законами.
 По мере улучшения положения в экономике сфера социальной стандартизации может и должна быть расширена. При этом количе­ственные значения стандартов также должны возрасти.
 10.5. Применение социальных стандартов
 Нормативы финансовых затрат
 При стабильном уровне финансирования социальной сферы и четком определении круга обеспеченных финансовыми ресурсами приоритетов социальной политики государственные минимальные социальные стандарты являются основой для расчета нормативов фи­нансовых затрат на предоставление государственных услуг по соответ­ствующим направлениям социальной политики.
 Указанные финансовые нормативы представляют собой удельные показатели объема расходов в расчете на человека или организацию (учреждение) соответствующего типа. На основе финансовых норма­тивов расходов определяется минимальная бюджетная обеспечен­ность, которая, в свою очередь, является основой распределения средств финансовой поддержки регионов.
 При этом все бюджета составляются и исполняются на основе приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением государственных минимальных социальных стандартов. Другие рас­ходы включаются в проект бюджета при условии соблюдения госу­дарственных минимальных социальных стандартов на уровне мини­мальной бюджетной обеспеченности.
 Распределение средств финансовой поддержки регионов
 При существующей нестабильности формирования доходной и расходной частей бюджетов различных уровней, а тем более нередком сокращении бюджетных ресурсов вряд ли целесообразно на федераль­ном уровне устанавливать фиксированные минимальные значения стандартов, финансирование которых гарантировано государством. Это может привести к фактической передаче федеральному бюджету финансирования минимальных расходов по соответствующим ста­тьям, что будет ограничивать самостоятельность субъектов Россий­ской Федерации в финансировании социальной сферы. Более оправ­данным было бы использование указанных показателей для распре­деления средств финансовой поддержки, выделяемых регионам из федерального бюджета через трансферты.
 Определение регионов, нуждающихся в социальных трансфертах, и сумм их финансовой поддержки можно осуществлять в определен­ной последовательности. Исходной информацией при расчетах к про­екту федерального бюджета служит абсолютная величина социального трансферта регионам, закладываемая в проект, и данные об испол­нении региональных бюджетов в базовом году. Для более корректного ранжирования используются данные региональных бюджетов, «очи­щенные» от дотаций из федерального бюджета.
 При ранжировании субъектов Российской Федерации по крите­рию среднедушевых расходов региональных бюджетов на социальную сферу применяется приведение этих показателей. В качестве коэф­фициентов приведения следует использовать соотношения между рассчитанными на основе минимальных социальных стандартов нор­мативными объемами финансирования отраслей социальной сферы по отдельным регионам. При расчете приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу необходимо по­казатели среднедушевых затрат по каждому региону разделить на со­ответствующий этому региону коэффициент приведения. Ранжиро­вание регионов по критерию приведенных среднедушевых затрат на социальную сферу является исходным для определения регионов, нуждающихся в финансовой поддержке, а также размеров транс­фертов.
 В дальнейших расчетах целесообразно использовать сумму сред­недушевых приведенных расходов по всем направлениям и статьям финансирования. Это позволяет учесть при определении нуждающих­ся в финансовой поддержке регионов их реальные возможности фи­нансирования социальной сферы в целом и исключить минимальные среднедушевые расходы по отдельным статьям, которые носят слу­чайный характер.
 Распределение предусмотренных в федеральном бюджете средств на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом величины отклоне­ния среднедушевых приведенных расходов на социальную сферу по каждому субъекту Российской Федерации от соответствующих расхо­дов по Российской Федерации в целом. Для этого может быть выделена группа субъектов Российской Федерации, среднедушевые приведен­ные расходы которых ниже средней величины по Российской Федера­ции, и определена по каждому из них величина расходов, недостающая до среднероссийского уровня. Общая сумма средств, выделяемых на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации на социальную сферу, распределяется между ре­гионами пропорционально величине указанных отклонений.
 Величина суммы финансовой поддержки, направляемой на со­циальную сферу, учитывается в общей сумме трансферта бюджету со­ответствующего субъекта Российской Федерации. Распределение этой суммы по направлениям и статьям расходов должно осущест­вляться органами управления субъектов Российской Федерации с уче­том ситуации в регионе.
 Возможна также иная схема распределения социальных трансфер­тов нуждающимся регионам. При этом финансовая помощь оказы­вается регионам, имеющим наиболее низкие показатели приведенных затрат. Регион с наиболее низким уровнем обеспеченности собствен­ными финансовыми ресурсами уравнивается с предшествующим ему по уровню приведенных затрат. Указанная процедура повторяется до полного распределения средств, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
 Выводы
 1. Социальные стандарты используются государством в качестве инстру­мента управления социальным развитием, при разработке политики доходов и заработной платы, распределении направляемых в социальную сферу ре­сурсов, реализации социальных программ, обеспечении социальных гаран­тий гражданам.
 2. Основную часть установленных законодательными и нормативными актами социальных стандартов составляют минимальные социальные нормы в сфере доходов, заработной платы, занятости и социального обеспечения, гарантированные государством. По мере улучшения положения в экономике применение социальной стандартизации может быть расширено.
 3. На федеральном уровне устанавливаются единые для России соци­альные стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать их с учетом местных условий, не сокращая уро­вень потребления и не ухудшая качества услуг.
 4. Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом суммы финансовой поддержки регио­нам определяются исходя из общероссийских социальных стандартов.
 Термины
 Государственная социальная стандартизация
 Социальный стандарт
 Минимальный социальный стандарт
 Система социальных норм и нормативов
 Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг
 Минимальная пенсия
 Прожиточный минимум
 Потребительская корзина
 Минимальный потребительский бюджет
 Трансферты
 Вопросы для самопроверки
 1. В чем состоит различие социальных стандартов, существующих в со­знании людей и устанавливаемых государством?
 2. Каковы причины приоритетности введения минимальных социальных стандартов?
 3. Какие основные виды социальных норм используются в регулирова­нии социально-экономических процессов, в чем состоит их содержание?
 4. Чем характеризуются государственная социальная стандартизация и государственный минимальный социальный стандарт?
 5. Каковы задачи и принципы социальной стандартизации?
 6. Какие требования предъявляются к социальным стандартам?
 7. В чем состоят основные конституционные гарантии гражданам, оп­ределяющие направления стандартизации?
 8. Какие социальные стандарты доходов населения установлены в Рос­сии?
 9. Какие стандарты применяются в сфере бесплатных и общедоступных услуг?
 10. В чем заключается роль социальных стандартов при формировании бюджетов и регулировании межбюджетных отношений?
 11. Какова практика использования социальных стандартов для опреде­ления объемов социальных трансфертов на основе определения приведенных бюджетных расходов?
 Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы
 11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы
 Цели и основные методы регулирования
 Государственное регулирование доходов и заработной платы заклю­чается в их перераспределении через бюджет путем дифференциро­ванного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля нацио­нального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличе­нию общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потреб­ления товаров и услуг.
 Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении воз­можности потребления каждым индивидуумом не ниже минималь­ного набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного ми­нимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потреб­ления населения.
 Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабо­чей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Сте­пень воздействия государства на процесс перераспределения дохо­дов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
 Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весь­ма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в пере­распределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно боль­шое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде за­падноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.
 
 * Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.
 
 Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. На­ращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая си­туация характерна для российской экономики периода рыночных ре­форм. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспе­ченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.
 Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, пред­ставлены в табл. 9.4.
 Таблица 9.4.
  Методы регулирования доходов и потребления
 Прямые — административные мерыКосвенные — экономические меры
 Трансфертные платежи
 
 
 Социальные гарантии (прожиточный мини­мум, минимальный размер заработной платы, минимальные размеры помощи в сферах здра­воохранения и образования)
 
 Административное регулирование цен
 
 Индексация и компенсация доходов
 
 
 
 Социальные программыНалоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины
 
 Налоговые льготы малоимущим
 
 
 
 
 Государственный контроль цен
 
 Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды
 
 Благотворительные фонды
 
 
 Среди прямых (административных) методов государственного ре­гулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.
 Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пен­сионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределе­ние и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.
 Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октяб­ре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и по­степенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффек­тивно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
 Законодательное установление минимума заработной платы
 Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и за­работной платы является законодательное установление размера ми­нимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой ме­тодике.*
 
 * Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.
 
 Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, — установление минимальной заработной платы на об­щегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложивше­муся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.
 Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточ­ным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направле­нии, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5—2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отрас­левых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.
 Индексация доходов и начисленной заработной платы
 Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их ин­дексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.
 Индексация доходов населения — одна из основных форм социаль­ной защиты населения в условиях инфляции, направленная на под­держание и восстановление покупательной способности получен­ных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация дохо­дов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудя­щихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).
 Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Пол­ная индексация (процент повышения заработной платы и других вы­плат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет не­обходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индекса­ция будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, час­тичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и каче­ственных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
 К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, отно­сятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного ха­рактера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пен­сии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного це­нообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпри­нимательской и другой разрешенной законом деятельности (более по­дробно об индексации см. гл. 14.).
 Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов
 Социальный потенциал налоговой системы в современной Рос­сии, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не ис­пользуется.
 Существующая система налогообложения не учитывает положе­ния в российской экономике и связанного с ним резкого имущест­венного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрес­сивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изы­мается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, по­лучающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.
 Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнитель­ные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.
 Используемая в России налоговая политика стимулирует и за­крепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых не­престижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах эко­номики, определяющих перспективы ее развития, — в промышлен­ности, науке, культуре.
 В российской переходной экономике государственное регулиро­вание доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рас­сматриваться как необходимое условие прекращения спада производ­ства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:
 • высокодоходные группы населения России не склонны к сбе­режениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;
 • при сокращении производства и снижении доходов у большин­ства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно со­кращается потребление таких услуг, как образование, здравоохране­ние, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ре­сурсов;
 • повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоход­ных) групп населения, ориентированных на потребление отечествен­ных товаров и услуг, способствует развитию отечественного произ­водства, инвестиционной активности и росту занятости. Если поли­тика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;
 • более взвешенный подход к распределению доходов — психо­логически важный положительный фактор. Если имущественное не­равенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп на­селения будет увеличиваться, усиливается противодействие рефор­мам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.
 Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной диф­ференциации с помощью прогрессивного налогообложения.
 11.2. Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы
 Цели и задачи переговоров
 Коллективно-договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его ква­лификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного регулирования явля­ется упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников.
 Субъектами переговоров в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»* выступают представители работодателя, наемных работников и соответствующих органов исполнительной власти. Статьей 21 Закона установлено, что содержание соглашения определяется сторонами, их заключающими. В то же время в законодательстве не определено, какие условия и принципы оплаты труда должны содержаться в соглашениях, а также не предусмотрена взаимосвязь между отдельными видами тарифных соглашений (Генеральное, отраслевое, региональное, профессио­нальное) и коллективным договором, заключаемым на предприятии (в организации).
 
 * Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4558.
 
 Поэтому одной из важнейших сторон переговорных процессов на разных уровнях социального партнерства является определение со­держательной стороны переговоров, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов государства, работодателей и работников. Ост­рота проблем регулирования заработной платы в сложившейся прак­тике усугубляется тем, что отраслевые и профессиональные тарифные соглашения отражают зачастую ведомственные интересы и интересы предпринимателей. В результате необоснованно усиливается межот­раслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы и доходов семей работников наемного труда.
 Многие соглашения и коллективные договоры не содержат усло­вий оплаты труда, размеров тарифных ставок и окладов, а также тре­бований к нормированию труда, хотя это предусмотрено Федераль­ным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».* В связи с этим по каждому уровню (или виду) согла­шений необходимо зафиксировать в законодательном (в крайнем слу­чае в рекомендательном) порядке нормы и положения по регулиро­ванию оплаты труда.
 
 * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.
 
 Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
 Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмеча­лось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных согла­шениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к оп­ределению минимально необходимого их набора.
 Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями представителей работников, общероссийскими пред­ставителями работодателей и представителями государства (Прави­тельства Российской Федерации), должно включать меры, направ­ленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирую­щей роли. В нем целесообразно предусматривать:
 • величину минимальной заработной платы в процентах к сто­имости минимальной потребительской корзины одинокого работни­ка в трудоспособном возрасте с поквартальной разбивкой на период действия соглашения, согласованные решения по срокам поэтапного сближения этих основных показателей в целом по Российской Фе­дерации и ее субъектам, меры по повышению среднемесячной зара­ботной платы работников в целом по экономике Российской Феде­рации с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
 • рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда (квалификации) основных групп работников (рабо­чие-специалисты, руководители, технические исполнители) для всех отраслей экономики, включая предпринимательский сектор. В слу­чаях если фактически сложившиеся соотношения, предусмотренные в действующих отраслевых соглашениях и коллективных договорах предприятий (организаций), существенно отличаются от рекомендуемых и их применение приведет к резкому снижению или необосно­ванному увеличению заработной платы в отдельных отраслях или ор­ганизациях, может быть установлен порядок, при котором вначале применяются промежуточные коэффициенты соотношений с таким расчетом, чтобы постепенно в течение ряда лет достигнуть рекомен­дуемых соотношений в оплате труда;
 • меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников. Эти меры предусматривают:
 разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда, постоянное совершенствование межотрасле­вой нормативной базы по нормированию труда;
 порядок применения работ и профессий рабочих Единого тариф­но-квалификационного справочника (ЕТКС), квалификационного справочника должностей служащих для тарификации работ и работ­ников;
 перечни межотраслевых нормативных материалов, рекомендуе­мых для нормирования труда, выпусков ЕТКС для тарификации труда (перечни могут быть приложены к Генеральному соглашению);
 предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятии, в организации (очевидно, не пре­вышающие 12-15 раз);
 установление низшей границы доли тарифной оплаты труда (оп­латы по тарифным ставкам и окладам) в структуре заработной платы работников;
 совершенствование Единой тарифной сетки (ETC) для оплаты труда работников бюджетной сферы (предложения по повышению тарифной ставки I разряда до уровня прожиточного минимума, по совершенствованию других параметров ETC);
 • межотраслевые различия в оплате труда в виде коэффициентов либо уровней тарифных ставок (окладов) по профессиям — предста­вителям (профилирующим профессиям);
 • меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответ­ственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.
 Территориальные (региональные) соглашения между соответствую­щими профсоюзными органами, объединениями работодателей и ор­ганами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмот­рены более высокие количественные показатели по сравнению с Ге­неральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффи­циент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите за­работной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевре­менную выплату заработной платы). Кроме того, в территориальных соглашениях регламентируются:
 • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, ус­ловиям труда и его интенсивности, по кругу профессий, видов дея­тельности и должностей, не включенных в Генеральное соглашение;
 • нижняя граница доли оплаты по тарифам, т.е. оплаты за вы­полнение норм труда (трудовых обязанностей), в структуре заработ­ной платы в организациях, расположенных на данной территории;
 • размеры оплаты работников сквозных профессий (должнос­тей), наиболее отвечающие интересам работников и работодателей;
 • допустимые пределы дифференциации средних уровней зара­ботной платы на предприятиях, в организациях с учетом обеспечения максимальной эффективности развития экономики региона;
 • перечень предприятий (организаций), которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития территории замедлить (или ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления рег­ламентируемых темпов замедления или роста;
 • размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и дли­тельный срок (стаж) работы на ней.
 Существенное расширение прав субъектов Федерации и органов местного самоуправления в управлении экономикой придает терри­ториальным соглашениям особое значение. В то же время должно быть соблюдено обязательное правило: в тарифных соглашениях, за­ключаемых на уровне субъектов Федерации и их административно-территориальных образовании, необходимо предусматривать прежде всего условия оплаты труда, входящие в компетенцию сторон в со­ответствии с законодательством Российской Федерации и не ухуд­шающие права и гарантии работников по сравнению с положениями Генерального и отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключае­мых на федеральном уровне.
 В региональном соглашении представляется необходимым предус­матривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины про­житочного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников.
 Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обес­печивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного на­селения, рассчитанного применительно к условиям региона.
 Отраслевое тарифное соглашение, заключаемое между отраслевы­ми профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей (их представительными органами), органом по труду субъекта Рос­сийской Федерации, по меньшей мере должно предусматривать:
 • размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;
 • виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенса­ционных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли;
 • особенности оплаты отдельных видов труда в организациях от­расли;
 • повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки I разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организации и величины прожиточного минимума;
 • соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли;
 • нижнюю границу доли оплаты по тарифам в структуре зара­ботной платы работников;
 • предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции предприятия (для производственных отраслей);
 • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, ус­ловиям труда и интенсивности по кругу профессий (должностей) и видов деятельности, не включенных в Генеральное и территориальное соглашения;

<< Пред.           стр. 8 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу