<< Пред. стр. 9 (из 16) След. >>
• порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги;• рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ (видов производств);
• рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
• перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС, квалификационного справочника должностей и служащих (КС), рекомендуемых для применения при нормировании и тарификации труда в организациях отрасли.
В отраслевое соглашение могут также включаться нормы оплаты, предусматриваемые территориальными соглашениями. Во всех случаях они не могут быть ниже, чем в Генеральном соглашении. Если нормы оплаты труда, определенные отраслевым соглашением, оказываются ниже (выше) предусмотренных территориальным соглашением, то для организаций отрасли, расположенных на данной территории, должен действовать принцип приоритета более высокой гарантии.
Таким образом, отраслевое соглашение призвано предусматривать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли.
Например, размер минимальной ставки оплаты труда (тарифной ставки I разряда) может определяться исходя из экономических возможностей отрасли и динамики потребительских цен. Органы исполнительной власти должны осуществлять контроль за установленным размером минимальной тарифной ставки (оклада) в государственных и муниципальных предприятиях, в организациях бюджетной сферы, акционерных обществах (в которых государство имеет контрольный пакет акций), чтобы проверить соблюдение работодателями согласованных в переговорном процессе уровней заработной платы.
Вопросы оплаты труда, регулируемые в профессиональном тарифном соглашении, не могут не включать (и, как правило, включают) нормы и условия оплаты труда, аналогичные предусмотренным отраслевым соглашением, принятым для отрасли, в которой данная профессия является ведущей (основной). Прежде всего это касается:
• размера минимальной ставки оплаты труда по данной профессии;
• диапазона тарификации работ (работников), выполняемых (выполняющих) по данной профессии (должности);
• видов и минимальных размеров надбавок и компенсационных доплат, отражающих специфику профессии (должности, видов деятельности);
• рекомендуемых форм и систем оплаты труда, условий, размеров и показателей премирования работников данной профессии (должности):
• норм и нормативов трудовых затрат на работы, выполняемые работниками данной профессии (должности).
Условия оплаты труда, установленные в профессиональном соглашении, должны рассматриваться как гарантии по оплате труда работникам определенных профессий и учитываться при разработке и заключении тарифных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и коллективных договоров на предприятиях (в организациях).
Коллективный договор, заключаемый между представительным органом наемных работников (как правило, профсоюзным комитетом) и работодателем должен предусматривать:
• нормы оплаты труда, предусмотренные Генеральным, территориальным и отраслевым соглашениями, причем коллективный договор должен обеспечивать наиболее высокий уровень этих гарантий или превышение его (прежде всего размера минимальной тарифной ставки, коэффициентов дифференциации оплаты по сложности, условиям труда, профессиям, должностям и видам деятельности);
• формы и системы заработной платы работников;
• порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда работников;
• порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;
• перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем и работниками (или их представителями) для определения норм трудовых затрат (трудовых обязанностей) работников, порядок их уточнения и пересмотра;
• порядок компенсаций относительно низких размеров заработной платы работникам, труд которых нормируется по более обоснованным нормам трудовых затрат;
• размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные КЗоТ, а также территориальными и отраслевыми соглашениями;
• укрупненную структуру заработной платы работников, в случае необходимости дифференцированную по категориям персонала, типам производства, подразделениям и т.п.;
• размеры и условия выплат основных видов поощрительных вознаграждений (доплат, надбавок, премий и т.д.);
• сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы.
Положения о премировании, установлении надбавок, иных поощрительных выплат, доплат компенсационного характера за особые условия труда, а также перечни нормативных материалов, обязательных для применения на предприятии (в организации) при установлении норм труда, и положение о нормировании труда прилагаются к коллективному договору.
Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений
Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.
Взаимосвязь соглашений по уровням означает не только их увязку по кругу вопросов (предмету договора), но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной период, должно опережать переговоры на других уровнях. Согласование сроков заключения соглашений, как показывает практика, важно прежде всего для преемственности взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений.
Действующая система переговоров и заключения соглашений имеет ряд пробелов, устранение которых требует более полного решения и законодательного закрепления соответствующих вопросов. Прежде всего необходимо решить вопрос о формах ответственности за выполнение сторонами переговоров взятых на себя обязательств. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижает качество социального партнерства на всех уровнях.
К требующим уточнения и закрепления в нормативно-правовых актах проблемам также относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллективных договоров на предприятиях негосударственных форм собственности, обязанности предпринимателей вести переговоры, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении системы социального партнерства.
Актуален вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополнения к действующим законам, разграничивающие функции и полномочия сторон переговоров на каждом уровне без ущемления прав каждой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования трудовых отношений (включая вопросы оплаты труда) на разных уровнях.
Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу и потому, что не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников, отсутствует нормативная регламентация функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные НИИ труда, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы — воспроизводственной и стимулирующей.
Необходимо решить вопрос о порядке распространения действия тарифных соглашений территориального и отраслевого уровней на предприятия и организации, не заключившие коллективные договоры. Очевидно, руководителю федерального органа исполнительной власти по труду или по его поручению руководителю органа по труду субъекта Федерации должно быть предоставлено право распространять полностью или частично на предприятия (организации), не заключившие коллективные договоры, нормы оплаты труда предприятия (организации), заключившего договор на определенный срок и расположенного на той же территории или в ближайшем регионе. Эти нормы не могут быть ниже фактически действующих на данном предприятии (в организации), а также ниже норм, определенных для аналогичных предприятий (организаций) территориальными или отраслевыми соглашениями.
Требуют законодательного утверждения и формы контроля за выполнением сторонами условий принятых соглашений. Очевидно, что этот контроль должен осуществляться прежде всего сторонами, заключившими соглашение. В случае невыполнения обязательств одной из сторон другой стороне должно быть предоставлено право поставить вопрос о проведении переговоров, чтобы выяснить причины невыполнения и принять необходимые меры.
Уклонение от участия в переговорах должно рассматриваться как недопустимое, а в случае, когда соглашение по выполнению обязательств не достигнуто, сторона должна иметь право обратиться за содействием по выполнению обязательств другой стороной в органы исполнительной власти и в суд.
Не до конца решен вопрос об источниках возмещения затрат на реализацию дополнительных гарантий, принятых во всех соглашениях и договорах. Очевидно, что затраты работодателей на эти цели следует относить на себестоимость производства продукции для исчисления прибыли и налогов на прибыль.
Выводы
1. Государственная политика регулирования доходов населения и заработной платы как основного источника формирования трудовых доходов ориентирована на их перераспределение через бюджеты всех уровней в целях повышения доходов малоимущих граждан и формирования условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности в обществе.
Государственное регулирование доходов и потребления, используемое в российской переходной экономике, включает как прямые административные меры (трансфертные платежи, социальные гарантии, административное регулирование цен, индексация доходов, прогрессивное налогообложение совокупных доходов и т.п.), так и косвенные экономические меры (налог с продаж, НДС, пошлины и акцизы, налоговые льготы малоимущим, социальные налоги и отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды и др.).
2. Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы.
Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов и заработной платы является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги.
Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.
3. В условиях перехода к рынку возрастает значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представительных органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.
Управление дифференциацией и организацией заработной платы и доходов на основе переговоров и достижение согласованных решений предполагает заключение Генерального, территориальных, отраслевых и профессиональных соглашений, а также коллективных договоров на предприятии (в организации, учреждении). Каждый из уровней соглашений призван решать определенный круг проблем, при переходе от вышестоящего уровня на нижестоящий происходит детализация показателей и параметров согласованных решений по всему кругу социально-трудовых отношений.
Такие проблемы, как определение правового статуса всех видов договоров и соглашений, разграничение функций и полномочий сторон переговоров без ущемления прав каждой из них, обеспечение равенства и паритетности сторон, требуют решения и законодательного закрепления.
Термины
Государственное регулирование доходов и заработной платы
Индексация доходов населения
Минимальная заработная плата
Трансфертные платежи
Коллективно-договорное регулирование заработной платы
Социальное партнерство
Тарифное соглашение (Генеральное, территориальное, отраслевое, профессиональное)
Коллективный договор
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят цели и основные методы государственного регулирования доходов и заработной платы?
2. Охарактеризуйте прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования доходов и заработной платы.
3. Каковы основные механизмы и проблемы законодательного установления минимальных размеров заработной платы как метода государственного регулирования доходов?
4. В чем состоит суть индексации доходов и начисленной заработной платы как средства их регулирования?
5. Какова роль в регулировании заработной платы и доходов государственной системы налогообложения?
6. Каковы цели и задачи ведения коллективных переговоров и заключения соглашений по вопросам оплаты труда, формирования и дифференциации доходов?
7. Какова взаимосвязь коллективно-договорных соглашений на различных уровнях социального партнерства (Федерация, субъекты Федерации, регионы страны, отрасли, первичное звено — коллектив предприятия, организации, учреждения)?
8. Какие органы выступают в качестве субъектов переговорных процессов на разных уровнях социального партнерства?
9. Какие нормативно-правовые вопросы разработки и действия соглашений на разных уровнях социального партнерства требуют решения в современных условиях?
Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы
12.1. Целевая направленность политики территориального регулирования
Понятие территориального регулирования
Особенности условий жизни населения по регионам России определяют необходимость формирования разного уровня доходов населения и средней заработной платы работников, а также пенсий, стипендий и пособий на детей и других социальных выплат.
Для выравнивания условий воспроизводства рабочей силы в регионах с разными природно-климатическими характеристиками действующим законодательством предусмотрено для работающих и проживающих в северных и восточных районах установление к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям на детей районных коэффициентов, а также отдельных компенсаций. Эти элементы, механизмы относятся к территориальному регулированию денежных доходов населения.
Факторы, определяющие различия условии воспроизводства рабочей силы по регионам
Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по территории страны определяются прежде всего разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Особенности метеорологических и природных факторов и их влияние на потребление населения в определенной мере нашли отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г.
По особенностям потребления продуктов питания субъекты Российской Федерации распределены на 16 зон. В первую (самую суровую) включены: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, северная часть Архангельской области и Республики Коми; во вторую — северная часть Республики Саха (Якутия) и Красноярского края, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа, а в 15-ю и 16-ю зоны (с наиболее теплым климатом) — Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская и Саратовская области, Республика Калмыкия и все северокавказские республики.*
* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп население в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации Утверждены постановлением Правительства РФ № 192 от 17 февраля 1999 г.
В нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные в 1991 г., внесены отдельные изменения в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, калорийность питания населения в которых на 10-15% выше, чем в других зонах.
Набор (наименование) продуктов питания, включенных в потребительскую корзину, одинаков для всех природно-климатических зон, но отличается по нормам потребления, например, по мясным, хлебным продуктам и т.д.
В зависимости от суровости климата построены наборы одежды, обуви и т.д., а от продолжительности отопительного периода и светового дня в зимний период — наборы жилищно-коммунальных услуг. Для определения наборов непродовольственных товаров и услуг выделены три зоны:
• с холодным и резко континентальным климатом;
• с умеренным климатом;
• с теплым климатом.
К зоне с холодным и резко континентальным климатом по непродовольственным товарам отнесены европейский Север, северная часть Урала, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. К зоне с теплым климатом отнесены Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и республики Северного Кавказа.
Второй фактор, определяющий стоимость воспроизводства рабочей силы, — различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.
До либерализации цен в 1992 г. на основные продукты питания было установлено три пояса государственных розничных цен. На фрукты, овощи, яйца и ряд других продуктов применялись местные цены. Различия в поясных государственных розничных ценах были несущественными например, цена 1 кг хлеба пшеничного в III поясе на 28% выше, чем в I поясе, говядины — на 13,3, масла сливочного — на 5,7, растительного масла — на 16,1, 1 литра молока — на 50% и т.д.
После либерализации цен в розничной торговле стали применяться свободные цены, уровень которых, кроме себестоимости товаров и торговых наценок, в значительной степени зависит от тарифов на их доставку от производителя до потребителя, а также спроса и предложения на рынке продаж. С 1992 г. дифференциация в ценах на продукты питания по регионам значительно возросла. Так, по данным Госкомстата РФ, в 1998 г. цена 1 литра молока 2,5-3,2% жирности в пакетах различалась почти в 10 раз, 1 кг сливочного масла—в 4,5 раза, говядины — в 3 раза, яблок — в 10 раз, стоимость дивана-кровати — в 4,5 раза, кроссовок для взрослых — в 3,8 раза, куска мыла хозяйственного — в 5 раз и т.д.
Особенно велика разница в тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Если квартплата за 1 м2 общей площади в домах муниципального жилищного фонда различается по регионам в 4-4,5 раза, то плата за горячее водоснабжение на одного человека в месяц —до 13 раз.
По уровню цен на продукты питания и отдельные непродовольственные товары можно выделить три группы регионов:
• регионы, где получили развитие сельское хозяйство и отрасли промышленности, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (европейская часть России, кроме Севера, Урал, южные районы Сибири и Дальнего Востока);
• регионы, которые завозят сельскохозяйственную продукцию, но имеют хорошую транспортную доступность (европейский Север);
• регионы, отдаленные и труднодоступные в транспортном отношении (Чукотский автономный округ, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия).
В стоимости потребительской корзины нельзя не учитывать экстремальность природно-климатических условий в пустынных и безводных, а также высокогорных местностях, отрицательно влияющих на жизнедеятельность
12.2. Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
Система территориального регулирования заработной платы складывалась постепенно, начиная с первых лет советской власти, и изменялась применительно к экономической ситуации в стране. В систему территориального регулирования включены следующие элементы:
• районные коэффициенты к заработной плате;
• процентные надбавки к заработной плате (ранее надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока);
• коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности;
• коэффициенты за высокогорность местности;
• отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Применяемые для жителей северных и восточных территорий элементы районного регулирования оплаты труда и отдельные компенсации в обобщенном виде представлены в Законе Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г.
Принципы районирования территории
Исходной базой для разработки региональной политики, в том числе территориального регулирования оплаты труда, является районирование территории России по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населения.
В период подготовки к упорядочению заработной платы в 1958— 1962 гг. Институтом географии АН СССР было проведено районирование территории страны по пяти природно-климатическим зонам, которое использовалось для обоснования наборов потребительских корзин нормативных потребительских бюджетов (минимальных и рациональных). В 1986-1987 гг. при подготовке концепции районного регулирования оплаты труда на перспективу по заданию Госкомтруда СССР Институт географии АН СССР продолжил работу по районированию территории России по природным условиям жизни населения, в основу которого положена дискомфортность (неблагоприятность) природно-климатических условии для жизнедеятельности.
В дальнейшем в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №76 от 4 февраля 1991 г. коллективом ученых ИЭП Кольского научного центра РАН, Института географии РАН, Института труда и других научных учреждений была выполнена работа по принципиально новому районированию территории России с использованием критерия дискомфортности условий проживания населения. Под дискомфортностью понимается состояние окружающей среды, влияющее на жизнедеятельность человека и его здоровье. При районировании по критерию дискомфортности в наибольшей степени учтена пригодность территории для заселения, что позволяет выделить местности, где для воспроизводства рабочей силы требуются дополнительные компенсации.
В дополнение к физико-географическому и медико-географическому районированию для определения уровня дискомфортности условий жизни населения на любой территории и уточнения границ зон дискомфортности разработана методика интегральной оценки степени дискомфортности, учитывающая комплекс факторов, влияющих на жизнедеятельность населения. Интегральная оценка выражается в баллах.
На территории России выделено пять зон дискомфортности (неблагоприятности) условий проживания: 1-я — абсолютно дискомфортная; 2-я — экстремально дискомфортная; 3-я — умеренно дискомфортная; 4-я — относительно комфортная; 5-я — комфортная.
Территория Севера включена в первые три зоны дискомфортности. Кроме того, в абсолютно дискомфортной зоне выделены территории Арктики и Субарктики и проведены их границы. К территориям с благоприятными природно-климатическими условиями для проживания человека можно отнести экономические районы: Северо-Западный (центр и юг), Центральный (центр и юг), Центрально-Черноземный, Поволжский (исключая полупустыни), Уральский (юг), Северо-Кавказский (исключая полупустынные и высокогорные местности). В Западной Сибири и на Дальнем Востоке незначительную часть территорий также можно отнести к комфортным зонам.
Указанное районирование может быть использовано при разработке:
• социально-экономических программ развития регионов и России в целом;
• проведения расселенческой политики, а в современных условиях — переселения с северных территорий;
• разработки набора потребительских корзин для разных групп населения по регионам и определения на ее основе прожиточных минимумов;
• обоснования системы компенсаций для работающих и проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями.
На Юге России на несколько других методических принципах, чем на Севере, выделены полупустынные и безводные местности, проживание в которых также неблагоприятно для жизнедеятельности человека. В летний период под влиянием жаркого и сухого климата резко снижаются работоспособность человека и производительность его труда, а плохая обеспеченность питьевой водой или использование ее без предварительной очистки (минерализованная, бактериально загрязненная и т.д.) приводят к заболеваниям.
К полупустынным и безводным местностям отнесены территории Астраханской области (за исключением Волго-Ахтубинской поймы), Республики Калмыкия, северной части Республики Дагестан (по линии железной дороги Грозный — Махачкала), а также отдельные местности в Алтайском крае и Саратовской области.
В республиках Северного Кавказа, Алтай, Тыва встречаются высокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, где пребывание некоренного населения осложнено возникновением гипоксии (горной болезни).
Районные коэффициенты к заработной плате
Основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда являются районные коэффициенты, которые применяются к заработной плате более 2/5 работающих в России.
Районные коэффициенты — надбавка к заработной плате, установленная в процентном отношении к ней. Они призваны компенсировать работникам различие в стоимости жизни по регионам, обусловленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. В 60—80-е гг. размеры районных коэффициентов определялись на основании различий в стоимости минимальных потребительских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанавливались выше указанных различий, то они, кроме компенсационной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.
Районные коэффициенты, установленные выше различий в стоимости жизни сравниваемого и базисного районов, как правило, применялись на предприятиях (организациях), которые имели в тот период особую народно-хозяйственную значимость, а также на строительстве промышленных объектов или освоении природных ресурсов в отдаленных и малообжитых местностях.
Районные коэффициенты первоначально устанавливались к заработной плате работников производственных отраслей в северных и восточных районах, затем — работников бюджетной сферы. Вслед за южными районами Дальнего Востока и Восточной Сибири они были введены для работников предприятий и организаций юга Западной Сибири и Урала, а также южных районов европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская область).
Действующие районные коэффициенты установлены в следующих размерах:
Районы Крайнего Севера:
север Дальнего Востока 1,60-2,0
север Западной и Восточной Сибири 1,40-1,80
север европейской части России 1,40-1,80
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:
дальневосточные районы 1,40-1,60
остальные районы 1,20-1,40
южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,20-1,30
южные районы Западной Сибири, Урал 1,15; 1,20; 1,25
После 1958-1962 гг. районные коэффициенты повышались преимущественно для отдельных территорий и предприятий. Постановлением Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» от 4 февраля 1991 г. № 76 местным органам исполнительной власти по согласованию с профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, краев, областей и автономных округов, местных бюджетов.
Районные коэффициенты не образуют тарифных ставок и должностных окладов и начисляются на ежемесячный заработок, в который включаются: оплата труда по сдельным расценкам или за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Чтобы не допускать излишеств в заработной плате, районный коэффициент длительный период начислялся на заработок, не превышающий 300 руб. в месяц. В 1991 г. в условиях ожидаемой инфляции ограничение размера заработка, на который начислялся районный коэффициент, было отменено. В ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Выплаты районного коэффициента учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы. Этот порядок начисления районных коэффициентов распространяется на южные районы Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Уральский район.
За 40 лет, прошедших после введения в практику системы районного регулирования заработной платы, экономическая ситуация в стране изменилась. Поэтому необходимо оценить, насколько изменились территориальные различия в стоимости жизни населения и в какой мере введенные ранее районные коэффициенты соответствуют этим различиям.
В Институте труда Минтруда РФ проведены расчеты территориальных различий в стоимости жизни по регионам на основе минимальных потребительских бюджетов (МПБ) мужчины трудоспособного возраста и определены их различия по сравнению с базисным районом (Московская область). Результаты расчетов приведены в табл. 12.1.
Таблица 12.1.
Соотношение различий в стоимости МПБ мужчины трудоспособного возраста по регионам и действующих размеров районных коэффициентов по регионам (% к Московской области)
Республики, края, области
Различие в стоимости
минимального
потребительского бюджета
мужчины трудоспособного
возраста, в ценах апреля
Размер
районного
коэффициента
1995 г.1997 г.
Мурманская область151,9152,51,40-1,50
Магаданская область208,0215,81,70
Республика Саха (Якутия)209,0238,11,40; 1,50; до 2,0
Камчатская область230,2215,21,60; 1,80
Архангельская область (центр и юг)130,3121,11,20-1,40
Республика Карелия (юг)118,4111,31,15
Свердловская область120,9118,01,20
Новосибирская область117,4116,41,15
Иркутская область141,3132,61,20; 1,30
Читинская область145,6135,11,20; 1,30
Приморский край163,0153,61,20; 1,30
Приведенные данные свидетельствуют о том, что для выполнения районными коэффициентами основной функции — компенсации различий в стоимости жизни населения — они в ряде северных и восточных регионов должны быть повышены, особенно для работников бюджетной сферы.
В соответствии со ст. 9, 20, 23 и 30 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. районные коэффициенты начисляются на пособия по безработице; на стипендию лицам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; на размеры компенсаций семьям, имеющим детей; трудовые и социальные пенсии.
Надбавки за работу в регионе
Вторым элементом в системе районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Термин «Крайний Север» впервые был предусмотрен законодательством в начале 30-х гг. С тех пор в состав северных территорий несколько раз вносились серьезные изменения. В настоящее время установлен следующий перечень субъектов РФ и их административных единиц (районов, городов), отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (укрупненный перечень).
Районы Крайнего Севера
Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Республика Коми; города Воркута и Инта
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский автономный округ
Эвенкийский автономный округ
города Игарка и Норильск Красноярского края
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатская область
Хабаровский край. Аяно-Майский и Охотский районы
Сахалинская область: Курильские острова, Ногликский и Охинский районы
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
Архангельская область
Республика Карелия
Республика Коми (остальные районы)
Ханты-Мансийский автономный округ
Томская область (север)
Красноярский край (Туруханский район и Приангарье)
Иркутская область (север)
Республика Бурятия (север)
Читинская область (север)
Амурская область (север)
Хабаровский край (центральные и восточные районы)
Приморский край (восточное побережье)
Сахалинская область (центральные и южные районы)
Для усиления материальной заинтересованности в привлечении и закреплении кадров в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1986—1990 гг. были введены надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в размере 30%.
Надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы (процентные надбавки) были средством повышения уровня оплаты труда, обеспечения более высокого уровня реальной заработной платы и, следовательно, использовались для привлечения и закрепления кадров в районах с суровыми природными условиями, где предусматривалось развитие производительных сил.
Механизм исчисления надбавок таков: они выплачиваются работникам, имеющим необходимый стаж работы на предприятиях данного района, и возрастают до определенного предела в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы. Действующая шкала процентных надбавок в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока приведена в табл. 12.2.
Таблица 12.2.
Процентные надбавки к заработной плате
РайоныРазмеры надбавокМаксимальный размер надбавки
Острова Северного Ледовитого океана, Чукотский и Корякский автономные округа10% заработка за каждые шесть месяцев работы100% заработка
Остальные районы Крайнего СевераВ первые три года 10% заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем — 10% заработка за каждый год работы80% заработка
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера10% заработка за каждый год работы50% заработка
Южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока10% заработка за первый год работы с последующим увеличением на 10% за каждые два года работы30% заработка
Шкала начисления надбавок построена таким образом, что во всех районах в максимальном проценте к заработку она могла быть начислена после пяти лет работы.
Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня возникновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или заработок за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Учитывая, что процентные надбавки выплачиваются при наличии стажа работы в данной местности (Крайний Север, приравненные к нему местности, южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока), важно четко определить порядок исчисления трудового стажа. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» предусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в перечисленных местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, размер процентной надбавки к заработной плате пересчитывается пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном по новому месту работы.
По действующему законодательству процентные надбавки начисляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.
Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
Коэффициенты за пустынность и безводность местности введены в 1959 г. В них учитывался уровень обеспеченности населения питьевой водой и тяжелые природно-климатические условия. Коэффициенты были введены для компенсации снижения работоспособности и производительности труда работников в пустынной и безводной местности.
В настоящее время коэффициенты за пустынность и безводность на территории России применяются к заработной плате работников, занятых на Черных землях и Кизлярских пастбищах в республиках Калмыкия, Дагестан, а также в Астраханской и Саратовской областях и Алтайском крае. Коэффициенты установлены по пяти категориям местности в размерах 1,10—1,40.
Для повышения материальной заинтересованности рабочих и служащих в работе в высокогорных районах в 1959 г. были введены коэффициенты к заработной плате в зависимости от высоты местности в следующих размерах: на высоте 1500-2000 м над уровнем моря до 1,15; 2000-3000 м — 1,30 и свыше 3000 м —до 1,40. На территории России коэффициенты за высокогорность применяются в республиках Алтай и Тыва, республиках Северного Кавказа.
Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях
К территориальному регулированию оплаты труда относятся и компенсации населению за экстремальные условия проживания на Севере, которые выплачиваются из фонда оплаты труда или прибыли предприятия.
Необходимость применения компенсаций определяется тем, что для большей части Севера характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, полярная ночь и полярный день или очень короткий зимний день, недостаток ультрафиолетовой радиации, сильные иономагнитные возмущения. Эти природные характеристики, действующие в отдельности или в совокупности, оказывают отрицательное влияние на здоровье работников и подрастающее поколение.
Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность работающих, а также их семей по действующему законодательству применяются компенсации. К ним относятся:
• дополнительный отпуск;
• оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;
• снижение возраста и сокращение трудового стажа для назначения пенсии.
Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия, организации:
• в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день;
• в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней;
• в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока — 7 рабочих дней.
Полное и частичное соединение отпусков лицом, работающим на указанных территориях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.
Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работающему и членам его семьи один раз в два года за счет средств предприятия обеспечивает экономическую поддержку северян для организации отдыха, сохранения родственных связей, устройства детей в учебные заведения и др.
По действующему законодательству за счет средств субъектов РФ (при их наличии) разрешается компенсировать расходы на оплату проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ один раз в два года. Этим правом пользуются только пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 календарных лет (женщины) и 20 календарных лет (мужчины), и пенсионеры по инвалидности, проживающие в указанных районах и получившие инвалидность в период работы в них.
Для работающих на Севере устанавливается льготный порядок выхода на пенсию по возрасту. Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В последние годы в ряде районов Севера прекращается работа убыточных предприятий. Жители связанных с ними городов и поселков переселяются в другую местность. Поэтому важное значение получили компенсации: расходов по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных местностей; за сдаваемое на Севере жилье и на приобретение жилья за пределами Севера.
Для осуществления переселения граждан с Севера и обеспечения их жильем разработана Федеральная целевая программа «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995г. № 700. В ней предусмотрено финансовое обеспечение строительства жилья для граждан, выезжающих из указанных регионов, объемные и структурные характеристики программы строительства жилья и районы, предпочтительные для строительства.
12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике
Дифференцированный подход к регулированию
В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость раздельного дифференцированного подхода к совершенствованию территориального регулирования оплаты труда и к источникам средств на его выплаты в государственном (бюджетная сфера и государственные предприятия или акционерные общества с участием государства) и предпринимательском (частные и акционерные организации без участия государства) секторах экономики. Необходимость дифференцированного подхода обусловлена принадлежностью предприятий, организаций к разным формам собственности и сферам экономики, а также разными источниками финансирования их деятельности.
Регулирование в предпринимательском секторе
Предприятиям (организациям) предпринимательского сектора (акционерные общества всех видов, частные предприятия и т.д.) предоставлено право самостоятельно осуществлять производственную и финансовую деятельность и отвечать за ее результаты, а также формировать фонд оплаты труда. Единственной гарантией со стороны государства, т.е. требованием государства к организациям-работодателям, является установление уровня месячной оплаты труда не ниже определенного федеральным законом минимального ее размера (ст. 78 КЗоТ РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 г. № 653 «О возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затрат на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам» установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда. Такой порядок предусмотрен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о финансовых результатах, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
Уровень оплаты труда работников определяется финансовыми возможностями организаций (предприятий) независимо от места их нахождения. Исходя из производственных и финансовых планов (заданий) на предстоящий год при заключении коллективного договора (если он заключается) организации устанавливают уровень минимальной заработной платы, тарифные ставки 1-го разряда (для разных видов производств), должностные оклады специалистов и технических исполнителей, системы оплаты труда и выплаты социального характера, а в северных и восточных районах — дополнительно районные коэффициенты, процентные надбавки и другие компенсации.
Фактический фонд оплаты труда, на основании которого определяется уровень средней заработной платы работников, формируется как остаток денежных средств после расчета за использованные материальные ресурсы, уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.
Фактические выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам зачастую являются расчетными от величины начисленной заработной платы и используются в учете и отчетности только для раздельного начисления подоходного налога с физических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» с сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 12%.
Во многих случаях выплаты по районным коэффициентам оказываются ниже абсолютных различий в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного (Московская область, Ставропольский край) регионов. Остаточный метод формирования фонда оплаты труда приводит к обесценению рабочей силы и снижению уровня жизни трудящихся и их семей.
В предпринимательском секторе возможно отказаться от применения районных коэффициентов и устанавливать территориальную минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Однако такой переход возможен после повсеместного введения в практику договорно-трудовых отношений всех уровней (Генеральное, региональные, территориальные соглашения, отраслевые тарифные соглашения, коллективный договор).
До стабилизации экономики и ее реального подъема необходимо сохранить районные коэффициенты или ввести абсолютные надбавки к заработной плате как компенсацию разницы в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного районов (например, между г. Магаданом и г. Ставрополем). В этом случае абсолютные надбавки должны учитываться в фонде оплаты труда отдельно от других выплат и выплачиваться в первую очередь в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса (часть 2), а также облагаться подоходным налогом отдельно от других элементов оплаты труда.
Процентные надбавки за трудовой стаж, предназначенные для привлечения рабочей силы в северные регионы, в годы реформ во многом утратили экономический смысл: поставлена задача закрыть неэффективные (убыточные) предприятия и переселить с Севера «лишнее» население. Вместе с тем из-за отъезда молодых квалифицированных рабочих и специалистов и их семей, отсутствия замены за счет местных подрастающих жителей (многие из них по состоянию здоровья не могут быть привлечены на работу в цеха и производства с вредными и тяжелыми условиями труда, которые преобладают в добывающей и металлургической промышленности Севера) в ближайшее время вновь возникнет необходимость привлечения специалистов и квалифицированных рабочих из других регионов.
Для усиления заинтересованности в привлечении работников в активном трудовом возрасте и повышения уровня оплаты их труда в перспективе целесообразно установить процентные надбавки к заработной плате на период адаптации к суровым природно-климатическим условиям Севера — как правило, на три года. Размер их должен быть дифференцированным по зонам дискомфортности, а порядок выплаты — устанавливаться федеральным законом. Целесообразно предусматривать применение надбавок в территориальных и региональных соглашениях отдельных регионов, в коллективных договорах, а также при заключении срочных трудовых договоров (контрактов).
За работниками, продолжающими работать на предприятиях, в организациях Севера, необходимо сохранить надбавки в процентах к заработку на весь срок работы до момента выезда.
Регулирование в бюджетной сфере
За выделение средств на оплату труда работников организаций бюджетной сферы и своевременную выплату им заработной платы отвечает их собственник и работодатель — государство. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1992 г. № 653 для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание.
В ближайшей перспективе для работников бюджетной сферы целесообразно сохранить районные коэффициенты, повысив их размеры в ряде северных районов, или ввести абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме трудоспособного населения сравниваемого и базисного регионов, а также процентные надбавки на период адаптации.
Другие возможности регулирования
Следует сохранить для лиц, работающих и проживающих на Севере, компенсации, дифференцированные по зонам дискомфортности. Кроме того, необходимо закрепить законодательно предложения о сроках заключения контрактов (срочных договоров), ограничении возраста работников, привлекаемых на работу на Север, медицинском отборе работников для разных зон дискомфортности.
В республиках Алтай, Бурятия, Тыва, в Иркутской области и других регионах, имеющих высокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, вместо коэффициентов к заработной плате за высокогорность местности возможно и целесообразно устанавливать абсолютные надбавки как разницу в прожиточном минимуме населения, работающего и проживающего в высокогорных и на равнинных территориях, а также разработать новые виды компенсаций, в максимальной степени учитывающие особенности быта и уклада жизни, национальные традиции, продолжительность жизни народов, проживающих в этих местностях.
Для работников, занятых в полупустынных и безводных местностях, целесообразно вместо действующих коэффициентов к заработной плате за пустынность и безводность местности разработать систему льгот по налогообложению доходов сельскохозяйственных предприятий, а также работников, занятых в сельскохозяйственном производстве на этих территориях.
Выводы
1. На территории России с ее разнообразными природно-климатическими условиями неодинаковы условия воспроизводства рабочей силы. Для их выравнивания длительное время применяется система территориального регулирования заработной платы и доходов населения. Основным элементом этой системы являются районные коэффициенты, применяемые к заработной плате работающих, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. Их основное назначение — компенсация различий в потребностях населения (неодинаковый вещественный набор товаров и услуг) и разного уровня цен на товары и тарифов на услуги.
2. Вторым элементом районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работающих в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. В период интенсивного развития производительных сил на европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке (60—80-е гг.) они выполняли стимулирующую функцию привлечения и закрепления кадров и создавали в определенной мере преимущества в оплате труда (отложенный спрос).
3. Для работников, занятых преимущественно на открытых работах (строители, геологи, работники сельского хозяйства) в пустынных (с жарким и сухим климатом) и безводных местностях применяются коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности, а в горах на высоте свыше 1500 м над уровнем моря — коэффициенты за высокогорность местности. Основное назначение коэффициентов — компенсация снижения работоспособности и производительности труда работников.
4. В рыночной экономике необходима трансформация действующей системы территориального регулирования оплаты труда на основе дифференцированного подхода.
В предпринимательском (хозрасчетном) секторе можно отказаться от применения районных коэффициентов и перейти к минимальной заработной плате, устанавливаемой в процентах от прожиточного минимума, а также изменить назначение и практику применения процентных надбавок к заработной плате. Это возможно только в процессе широкого развития договорно-трудовых отношений всех уровней. В соглашения целесообразно включать и отдельные компенсации за условия проживания в экстремальных природно-климатических условиях (дополнительные отпуска, оплата проезда в отпуск и т.д.).
Термины
Территориальное регулирование денежных доходов населения
Районные коэффициенты
Процентные надбавки
Коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности
Коэффициенты к заработной плате за высокогорность местности
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят основные цели территориального регулирования доходов и заработной платы?
2. Назовите основные факторы, определяющие различия в стоимости жизни населения по регионам.
3. Охарактеризуйте основные критерии районирования территорий по условиям проживания населения (определяющие степень их дискомфортности).
4. В чем состоит экономическая природа (целевое назначение и механизмы применения) районных коэффициентов к заработной плате? Каковы возможные изменения в системе районных коэффициентов в условиях перехода к рыночной экономике?
5. Каково назначение надбавок за стаж работы и проживания в районах Севера и приравненных к нему местностях? Что может и должно быть усовершенствовано в механизме их применения в рыночных условиях хозяйствования?
6. Каковы экономическая природа и назначение надбавок к заработной плате за высокогорность, пустынность и безводность местности?
7. Каковы компенсации, предоставляемые населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях?
Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды
13.1. Система социального страхования
Элементы системы социальной защиты
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).
Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.
Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая — гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.