<< Пред. стр. 5 (из 21) След. >>
4. Сельское хозяйство и рыболовство 5832 2,15. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 9355 3,3
6. Жилищно-коммунальное хозяйство 78632 28,0
7. Образование 75245 26,8
8. Культура и искусство 6216 2,2
9. Здравоохранение и физическая культура 41728 14,9
10. Социальная политика 31209 11,1
11. Прочие расходы 11814 4,2
12. Расходы целевых бюджетных фондов 340 0,1
Итого расходов 280624
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т. д.
Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Контрольные вопросы
1. Объясните термин «консолидированный бюджет Российской Федерации».
2. Объясните, для каких целей используются показатели консолидированного бюджета.
3. Охарактеризуйте доходы и расходы консолидированного бюджета.
4. Охарактеризуйте основные функции федерального бюджета.
5. Перечислите налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета.
6. Какие расходы финансируются исключительно из федерального бюджета?
7. Как формируются доходы региональных бюджетов? Назовите направления использования средств региональных бюджетов.
8. Какие функции выполняют местные бюджета?
9. Охарактеризуйте систему регулирования местных бюджетов.
10. Представьте состав доходов местных бюджетов схемой.
11.Назовите основные направления расходов местных бюджетов.
12. Каковы основные направления повышения эффективности использования бюджетных средств?
ГЛАВА 5. Бюджетная классификация
5.1. Назначение бюджетной классификации
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.
1) Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
2) Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
3) Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
4) Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
5) В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.
В СССР до 1991 г. в бюджетной практике использовались две классификации:
• классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
• классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Наличие двух классификаций объяснялось особенностями в доходной и расходной частях местных бюджетов, а также особенностями порядка кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Госбанка СССР (по этим бюджетам в банке велись только текущие приходно-расходные счета).
Несмотря на частные отличия, общие основы единой системы группировок обеспечивали возможность свода всех бюджетов в единый Государственный бюджет СССР.
5.2. Схемы бюджетной классификации
Бюджетная классификация 1991 г. объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.
Классификация 1991 г. была построена на принципах применения смешанных видов группировок:
1) расходы бюджета планировались и учитывались по ведомствам в соответствии с их финансовыми планами и сметами, где расходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, оборона и т. д.). При этом каждое ведомство было распорядителем определенных кредитов;
2) для доходов ведомственные различия несущественны, поскольку ведомства не являются их распорядителями. Поэтому к доходам применим принцип предметной классификации, т. е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносит установленные ему платежи (налог с оборота, налог на прибыль и т. д.).
В основе классификации была заложена следующая схема:
• раздел (тип дохода и направление расхода),
• глава (министерство, ведомство);
• параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);
• статья (в расходах — конкретное направление средств).
Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частей бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшими требованиями к новой классификации были простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинное содержание (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
Бюджетная классификация 1997 г. была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ).
Согласно этому Закону бюджетная классификация включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Все бюджетные доходы объединены в четыре группы.
Группа «Налоговые доходы» (код 10000) включает следующие подгруппы:
• прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (код 10100);
• налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (код 10200);
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистраци онные сборы (код 10300);
• налоги на имущество (код 10400);
• платежи за пользование природными ресурсами (код 10500);
• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (код 10600);
• прочие налоги, пошлины и сборы (код 10700).
В свою очередь, подгруппы подразделяются на конкретные виды налогов, сборов и платежей. Например, налоги на имущество включают:
• налоги на имущество юридических лиц (код 10401);
• налоги на имущество предприятий (код 10402);
• налоги с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (код 10403);
• налоги на операции с ценными бумагами (код 10404).
Группа «Налоговые доходы» (код 2000):
• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или деятельности (код 20100);
• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код 20200);
• доходы от реализации государственных запасов (код 20300);
• доходы от реализации земли и нематериальных активов (код (20400);
• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (код 20500);
• административные платежи и сборы (код 20600);
• штрафные санкции, возмещение ущерба (код 20700);
• доходы от внешнеэкономической деятельности (код 20800);
• прочие неналоговые доходы (код 20900).
Группа «Безвозмездные перечисления» (код 30000), в том числе:
• от нерезидентов (код 30100);
• от бюджетов других уровней (код 30200);
• от государственных внебюджетных фондов (код 30300);
• от государственных организаций (код 30400);
• от наднациональных организаций (код 30500).
Группа «Перечисления от государственных бюджетных фондов» (код 31000), в том числе:
• дорожный фонд (код 31100);
• экологический фонд (код 31200).
2. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
• государственное управление и местное самоуправление (код 0100);
• судебная власть (код 0200);
• международная деятельность (код 0300);
• национальная оборона (код 0400);
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (код 0500);
• фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу (код 0600);
• промышленность, энергетика и строительная индустрия (код 0700);
• сельское хозяйство и рыболовство (код 0800);
• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология (код 0900);
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (код 1000);
• развитие рыночной инфраструктуры (код 1100);
• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство (код 1200);
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (код 1300);
• образование (код 1400);
• культура и искусство, кинематография (код 1500);
• средства массовой информации (1600);
• здравоохранение и физическая культура (код 1700);
• социальная политика (код 1800);
• обслуживание и погашение государственного долга (код 1900);
• пополнение государственных запасов и резервов (код 2000);
• региональное развитие (код 2100);
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (код 2200);
• прочие расходы (код 3000).
Второй уровень классификации — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
• жилищное строительство (код 1201);
• жилищное хозяйство (код 1202);
• коммунальное хозяйство (код 1203);
• архитектура и градостроительство (код 1204);
• прочие структуры коммунального хозяйства (код 1205).
3. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
• текущие расходы (код 100000);
• капитальные расходы (код 200000);
• предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300000).
Разделы делятся на подразделы:
• закупка товаров и оплата услуг (код 110000);
• выплата процентов (код 120000);
• субсидии и текущие трансферты (код 130000);
• капитальные вложения в основные фонды (код 240000);
• создание государственных запасов и резервов (код 250000);
• приобретение земли и нематериальных активов (код 260000);
• капитальные трансферты (270000);
• предоставление бюджетных ссуд (код 280000).
В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.
Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:
4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.
Классификация имеет трехступенчатую схему построения. Это можно продемонстрировать на следующем примере:
5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация имеет двухступенчатую схему. Например:
6. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — это группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Это одноступенчатая классификация. Каждому показателю, включенному в классификацию, присвоен порядковый номер, например:
7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации — это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Классификация имеет двухступенчатую схему построения. Например:
8 . Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации — перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждой из которых присвоен свой код.
Второй уровень этой классификации — классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Например:
• Содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
• Обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
• Закупки вооружения и военной техники;
• Проведение статистических обследований и переписей и др.
Третий уровень классификации — классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям. Например:
• Денежное содержание членов Верховного Суда РФ;
• Эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;
• Капитальное строительство;
• Техническое оснащение;
• Информационное обеспечение и т. д.
Распределение расходов федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям средств из федерального бюджета можно проиллюстрировать на следующем примере:
Российская академия медицинских наук (код 423)
Государственная поддержка Российской академии медицинских наук: (код 1701)
содержание аппарата Академии
содержание подведомственных структур
прочие расходы
Проведение фундаментальных исследований (код 0601)
Проведение медицинских исследований (код 1703)
Государственная поддержка учреждений здравоохранения системы Российской академии медицинских наук: (код 1701)
больницы, родильные дома, клиники
поликлиники, амбулатории, диагностические центры
централизованные закупки лекарственных средств
и медицинского оборудования
прочие расходы
Государственные инвестиции (код 1701)
непрограммная часть Федеральной инвестиционной программы
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (код 1703)
Представительными органами субъектов Российской Федерации местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете термин «бюджетная классификация»?
2. Объясните назначение бюджетной классификации.
3. Охарактеризуйте бюджетную классификацию 1991 г.
4. Представьте бюджетную классификацию 1997 г. схемой.
5. Дайте определения: а) классификации доходов бюджетов РФ, б) функциональной классификации расходов бюджетов РФ, в) экономической классификации расходов бюджетов РФ.
РАЗДЕЛ II. Бюджетный процесс
ГЛАВА 6. Бюджетное планирование
6.1. Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.
Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).
В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;
• главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:
• сводное финансовое планирование и прогнозирование;
• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
• исполнение бюджета в течение бюджетного года;
• анализ и контроль исполнения бюджета.
6.2. Сводное финансовое планирование
Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовых планов входят:
• перспективные финансовые планы;
• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:
• обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
• прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
• прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
• определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.
Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 6.1.
Таблица 6.1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
Доходы Расходы
1. Прибыль
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
3. Подоходный налог с физических лиц
4. Налоги на имущество
5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости
6. Средства других бюджетных целевых фондов
7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
8. Амортизационные отчисления
9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
11. Прочие доходы
Итого доходов 1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
3. Государственные дотации
4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
6. Расходы на науку за счет бюджета
7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
8. Расходы на оборону
9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
11. Расходы по внешнеэкономической деятельности