<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Сельское хозяйство и рыболовство 5832 2,1
 5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 9355 3,3
 6. Жилищно-коммунальное хозяйство 78632 28,0
 7. Образование 75245 26,8
 8. Культура и искусство 6216 2,2
 9. Здравоохранение и физическая культура 41728 14,9
 10. Социальная политика 31209 11,1
 11. Прочие расходы 11814 4,2
 12. Расходы целевых бюджетных фондов 340 0,1
 Итого расходов 280624
 
 Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле­дует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство сред­ства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
 Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народ­ного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных рас­ходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыбо­ловства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
 Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, город­ским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В веде­нии же поселковых и сельских органов власти находятся в ос­новном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах по­давляющая часть расходов приходится на финансирование соци­ально-культурных мероприятий.
 Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной произ­водственной базы как основы для получения в будущем собст­венных доходов.
 Местным органам подведомственна подавляющая часть со­циально-культурных учреждений и в первую очередь учрежде­ний народного образования и здравоохранения. Поэтому в рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
 В расходах местных бюджетов на социально-культурные ме­роприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здра­воохранение, просвещение и науку, что связано с развитием се­ти медицинских учреждений и расширением научных и проект­ных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам гра­достроительства, комплексного развития административно-тер­риториальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
 Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народ­ного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширени­ем жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уров­ня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению экс­плуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повы­шаются потребности жителей малых городов, поселков и сель­ских поселений, где все в больших масштабах развивается ком­мунальное хозяйство, и т. д.
 Одной их актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства наших городов и сел. Этому должно способствовать бо­лее рациональное использование выделяемых на эти цели бюд­жетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают види­мость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средст­ва. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе ме­жду городскими специализированными организациями по бла­гоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и со­стязательность между ними не только будут содействовать эко­номии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
 Контрольные вопросы
 1. Объясните термин «консолидированный бюджет Россий­ской Федерации».
 2. Объясните, для каких целей используются показатели консолидированного бюджета.
 3. Охарактеризуйте доходы и расходы консолидированного бюджета.
 4. Охарактеризуйте основные функции федерального бюджета.
 5. Перечислите налоговые и неналоговые доходы федераль­ного бюджета.
 6. Какие расходы финансируются исключительно из феде­рального бюджета?
 7. Как формируются доходы региональных бюджетов? Назо­вите направления использования средств региональных бюджетов.
 8. Какие функции выполняют местные бюджета?
 9. Охарактеризуйте систему регулирования местных бюджетов.
 10. Представьте состав доходов местных бюджетов схемой.
 11.Назовите основные направления расходов местных бюд­жетов.
 12. Каковы основные направления повышения эффективно­сти использования бюджетных средств?
 ГЛАВА 5. Бюджетная классификация
 5.1. Назначение бюджетной классификации
 По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
 Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджет­ных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
 Характер группировок и принципы их построения опреде­ляются социально-экономическим содержанием бюджетных до­ходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функциониро­вания и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в ча­стности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать со­блюдение бюджетной дисциплины.
 В основе бюджетной классификации лежит такая группиров­ка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — важнейшие требо­вания, предъявляемые к бюджетной классификации.
 1) Умелое использование данных, сгруппированных по эле­ментам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
 2) Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и ис­пользовании бюджетных фондов, сосредоточении основных де­нежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
 3) Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет од­нородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
 4) Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и эконо­мический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использо­ванием их по целевому назначению. Она дает возможность со­поставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюд­жета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
 5) В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методо­логического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отрасле­вом и территориальном разрезе.
 Бюджетная классификация обязательна для всех уч­реждений и организаций и строится в соответствии с требова­ниями, определенными бюджетным законодательством Россий­ской Федерации.
 По мере развития методов управления бюджетная классифи­кация изменяется и совершенствуется.
 В СССР до 1991 г. в бюджетной практике использовались две классификации:
 • классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
 • классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
 Наличие двух классификаций объяснялось особенностями в доходной и расходной частях местных бюджетов, а также осо­бенностями порядка кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Госбанка СССР (по этим бюджетам в банке ве­лись только текущие приходно-расходные счета).
 Несмотря на частные отличия, общие основы единой систе­мы группировок обеспечивали возможность свода всех бюджетов в единый Государственный бюджет СССР.
 5.2. Схемы бюджетной классификации
 Бюджетная классификация 1991 г. объединяла в одном доку­менте однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в пла­нировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.
 Классификация 1991 г. была построена на принципах при­менения смешанных видов группировок:
 1) расходы бюджета планировались и учитывались по ведомст­вам в соответствии с их финансовыми планами и сметами, где рас­ходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, обо­рона и т. д.). При этом каждое ведомство было распорядителем определенных кредитов;
 2) для доходов ведомственные различия несущественны, по­скольку ведомства не являются их распорядителями. Поэтому к доходам применим принцип предметной классификации, т. е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносит установленные ему платежи (налог с оборота, налог на прибыль и т. д.).
 В основе классификации была заложена следующая схема:
 • раздел (тип дохода и направление расхода),
 • глава (министерство, ведомство);
 • параграф (отрасль промышленности, организация, меро­приятие, вид расхода, вид дохода);
 • статья (в расходах — конкретное направление средств).
 Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связан­ные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расши­рением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в до­ходной и расходной частей бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения но­вой бюджетной классификации.
 Важнейшими требованиями к новой классификации были простота, наглядность и более четкое отражение источников до­ходов бюджета и направлений расходования средств. Необходи­мо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинное содержание (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
 Бюджетная классификация 1997 г. была утверждена Феде­ральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ).
 Согласно этому Закону бюджетная классификация включает:
 1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
 2) функциональную классификацию расходов бюджетов Рос­сийской Федерации;
 3) экономическую классификацию расходов бюджетов Рос­сийской Федерации;
 4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
 5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
 6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
 7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
 1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на за­конодательных актах Российской Федерации, определяющих источ­ники формирования доходов бюджетов всех уровней.
 Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих кон­кретные виды доходов по источникам и способам их получения.
 Все бюджетные доходы объединены в четыре группы.
 Группа «Налоговые доходы» (код 10000) включает следующие подгруппы:
 • прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (код 10100);
 • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (код 10200);
 • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистраци­ онные сборы (код 10300);
 • налоги на имущество (код 10400);
 • платежи за пользование природными ресурсами (код 10500);
 • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (код 10600);
 • прочие налоги, пошлины и сборы (код 10700).
 В свою очередь, подгруппы подразделяются на конкретные виды налогов, сборов и платежей. Например, налоги на имуще­ство включают:
 • налоги на имущество юридических лиц (код 10401);
 • налоги на имущество предприятий (код 10402);
 • налоги с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (код 10403);
 • налоги на операции с ценными бумагами (код 10404).
 Группа «Налоговые доходы» (код 2000):
 • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или деятельности (код 20100);
 • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код 20200);
 • доходы от реализации государственных запасов (код 20300);
 • доходы от реализации земли и нематериальных активов (код (20400);
 • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (код 20500);
 • административные платежи и сборы (код 20600);
 • штрафные санкции, возмещение ущерба (код 20700);
 • доходы от внешнеэкономической деятельности (код 20800);
 • прочие неналоговые доходы (код 20900).
 Группа «Безвозмездные перечисления» (код 30000), в том числе:
 • от нерезидентов (код 30100);
 • от бюджетов других уровней (код 30200);
 • от государственных внебюджетных фондов (код 30300);
 • от государственных организаций (код 30400);
 • от наднациональных организаций (код 30500).
 Группа «Перечисления от государственных бюджетных фондов» (код 31000), в том числе:
 • дорожный фонд (код 31100);
 • экологический фонд (код 31200).
 2. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функ­ций государства.
 Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
 • государственное управление и местное самоуправление (код 0100);
 • судебная власть (код 0200);
 • международная деятельность (код 0300);
 • национальная оборона (код 0400);
 • правоохранительная деятельность и обеспечение безопас­ности (код 0500);
 • фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу (код 0600);
 • промышленность, энергетика и строительная индустрия (код 0700);
 • сельское хозяйство и рыболовство (код 0800);
 • охрана окружающей природной среды и природных ре­сурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология (код 0900);
 • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (код 1000);
 • развитие рыночной инфраструктуры (код 1100);
 • жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство (код 1200);
 • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (код 1300);
 • образование (код 1400);
 • культура и искусство, кинематография (код 1500);
 • средства массовой информации (1600);
 • здравоохранение и физическая культура (код 1700);
 • социальная политика (код 1800);
 • обслуживание и погашение государственного долга (код 1900);
 • пополнение государственных запасов и резервов (код 2000);
 • региональное развитие (код 2100);
 • утилизация и ликвидация вооружений, включая выпол­нение международных договоров (код 2200);
 • прочие расходы (код 3000).
 Второй уровень классификации — подразделы, конкретизи­рующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в опреде­ленной области.
 Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, гра­достроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
 • жилищное строительство (код 1201);
 • жилищное хозяйство (код 1202);
 • коммунальное хозяйство (код 1203);
 • архитектура и градостроительство (код 1204);
 • прочие структуры коммунального хозяйства (код 1205).
 3. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
 Классификация включает следующие разделы:
 • текущие расходы (код 100000);
 • капитальные расходы (код 200000);
 • предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300000).
 Разделы делятся на подразделы:
 • закупка товаров и оплата услуг (код 110000);
 • выплата процентов (код 120000);
 • субсидии и текущие трансферты (код 130000);
 • капитальные вложения в основные фонды (код 240000);
 • создание государственных запасов и резервов (код 250000);
 • приобретение земли и нематериальных активов (код 260000);
 • капитальные трансферты (270000);
 • предоставление бюджетных ссуд (код 280000).
 В свою очередь подразделы включают виды расходов, подраз­деляемые на статьи затрат.
 Распределение бюджетных расходов по экономическому со­держанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на при­мере капитальных расходов:
 
 
 
 
 
 
 4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.
 Классификация имеет трехступенчатую схему по­строения. Это можно продемонстрировать на следующем примере:
 
 
 
 
 5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является группировкой заемных средств, при­влекаемых Правительством Российской Федерации для финансиро­вания дефицита федерального бюджета.
 Классификация имеет двухступенчатую схему. На­пример:
 
 
 
 
 6. Классификация видов государственных внутренних долгов Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации — это группи­ровка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 Это одноступенчатая классификация. Каждому показателю, включенному в классификацию, присвоен порядко­вый номер, например:
 
 
 
 7. Классификация видов государственного внешнего долга и государ­ственных внешних активов Российской Федерации — это группиров­ка государственных внешних обязательств, осуществляемых Прави­тельством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Классификация имеет двухступенчатую схему по­строения. Например:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8 . Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределе­ние бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из фе­дерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
 Первый уровень этой классификации — перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждой из которых присвоен свой код.
 Второй уровень этой классификации — классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по опре­деленным разделам и подразделам функциональной классифи­кации расходов бюджетов Российской Федерации.
 Например:
 • Содержание депутатов Государственной Думы и их по­мощников;
 • Обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
 • Закупки вооружения и военной техники;
 • Проведение статистических обследований и переписей и др.
 Третий уровень классификации — классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям. Например:
 • Денежное содержание членов Верховного Суда РФ;
 • Эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;
 • Капитальное строительство;
 • Техническое оснащение;
 • Информационное обеспечение и т. д.
 Распределение расходов федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям средств из федерального бюджета можно проиллюстрировать на следующем примере:
 
 Российская академия медицинских наук (код 423)
 Государственная поддержка Российской академии меди­цинских наук: (код 1701)
 содержание аппарата Академии
 содержание подведомственных структур
 прочие расходы
 Проведение фундаментальных исследований (код 0601)
 Проведение медицинских исследований (код 1703)
 Государственная поддержка учреждений здравоохранения системы Российской академии медицинских наук: (код 1701)
 больницы, родильные дома, клиники
 поликлиники, амбулатории, диагностические центры
 централизованные закупки лекарственных средств
 и медицинского оборудования
 прочие расходы
 Государственные инвестиции (код 1701)
 непрограммная часть Федеральной инвестиционной программы
 Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (код 1703)
 Представительными органами субъектов Российской Феде­рации местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и мест­ных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигно­ваний по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и мест­ного самоуправления.
 Контрольные вопросы
 1. Как вы понимаете термин «бюджетная классификация»?
 2. Объясните назначение бюджетной классификации.
 3. Охарактеризуйте бюджетную классификацию 1991 г.
 4. Представьте бюджетную классификацию 1997 г. схемой.
 5. Дайте определения: а) классификации доходов бюджетов РФ, б) функциональной классификации расходов бюдже­тов РФ, в) экономической классификации расходов бюд­жетов РФ.
 РАЗДЕЛ II. Бюджетный процесс
 ГЛАВА 6. Бюджетное планирование
 6.1. Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс
 Выполнение государством возложенных на него функций связа­но с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж­ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и полу­чателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабаты­ваемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и тер­риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.
 Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и ме­роприятий, проводимых органами власти, по использованию финан­совых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
 Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма моби­лизации денежных средств в бюджет, выбор направлений ис­пользования бюджетных средств, управление финансами и бюд­жетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
 Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби­лизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд­жетного процесса.
 Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли­тики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
 Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре­деляется в Бюджетном послании Президента Российской Федера­ции Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции, другие контрольные органы исполнительной власти).
 В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время со­вершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го­дом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
 Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд­жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни­ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:
 • органы представительной и исполнительной власти;
 • финансовые и налоговые органы;
 • органы денежно-кредитного регулирования и органы го­сударственного финансового контроля;
 • главные распорядители бюджетных средств и распоряди­тели бюджетных средств;
 • государственные целевые внебюджетные фонды.
 Представительные органы власти рассматривают и утвер­ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
 Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи­нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе­ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор­ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис­полнением бюджетов.
 Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ­ственной Думы основные направления денежно-кредитной по­литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых вне­бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
 Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполни­тельной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и по­лучателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных рас­ходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости рас­пределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
 Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной вла­сти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он дово­дит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сме­ты доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
 Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, соз­данная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
 Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют кон­троль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджет­ных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
 Все перечисленные выше органы власти и учреждения явля­ются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:
 • сводное финансовое планирование и прогнозирование;
 • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
 • исполнение бюджета в течение бюджетного года;
 • анализ и контроль исполнения бюджета.
 6.2. Сводное финансовое планирование
 Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборо­та валового продукта в стоимостной форме возникают финансо­вые отношения по поводу создания, распределения, перераспре­деления и потребления финансовых ресурсов. Управление про­цессами создания, распределения, перераспределения и потреб­ления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финан­сового планирования, объектом которого являются фонды денеж­ных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечи­вается сбалансированность народнохозяйственных, межотрасле­вых пропорций, определяются пути рационального использова­ния трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
 Финансовое планирование на общегосударственном и терри­ториальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном зве­не управления.
 В систему финансовых планов входят:
 • перспективные финансовые планы;
 • сводные финансовые балансы, составляемые на общего­сударственном и территориальных уровнях управления.
 Перспективное финансовое планирование на всех уровнях вла­сти осуществляется в целях:
 • обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
 • прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необхо­димых для обеспечения планируемых мероприятий;
 • прогнозирования финансовых последствий реформ, про­грамм;
 • определения возможности реализации различных мер в области финансов.
 Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показа­тели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.
 Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной тер­ритории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, располо­женных на соответствующей территории.
 В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосу­дарственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов вне­сли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
 Составление сводного финансового баланса является подго­товительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позво­ляет увязать материальные и финансовые пропорции в народ­ном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финан­сово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансирован­ности прогноза экономического и социального развития госу­дарства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые рас­четы; разработать направления финансовой политики.
 Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финан­сов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему ос­новных показателей сводного финансового баланса, составляе­мого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 6.1.
 Таблица 6.1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
 
 Доходы Расходы
 1. Прибыль
 2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
 3. Подоходный налог с физических лиц
 4. Налоги на имущество
 5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсион­ного фонда. Фонда страховой медици­ны и Фонда занятости
 6. Средства других бюджетных целевых фондов
 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
 8. Амортизационные отчисления
 9. Доходы от государственной собст­венности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
 10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической дея­тельности
 11. Прочие доходы
 Итого доходов 1. Затраты на государственные инве­стиции, включая погашение кредитор­ской задолженности (кроме военного строительства)
 2. Расходы на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы
 3. Государственные дотации
 4. Расходы предприятий за счет при­были, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
 5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фон­дов (без капитальных вложений)
 6. Расходы на науку за счет бюджета
 7. Расходы за счет средств других бюд­жетных целевых фондов
 8. Расходы на оборону
 9. Расходы на содержание правоохра­нительных органов, судов и прокура­туры (без капитальных вложений)
 10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капиталь­ных вложений)
 11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу