<< Пред. стр. 8 (из 21) След. >>
65,9 14,511,6
2,9 343,4
262,6
80,8 13,4
10,2
3,2 319,4
253,0
66,4 11,9
9,4
2,5
В 1998 г. произошло значительное сокращение общего объема поступлений неналоговых доходов и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП и общим кризисом российской экономики. Массовый отток иностранных капиталов с финансового и фондового рынков привел к снижению рыночной стоимости государственной собственности и невыполнению программы приватизации. В результате по неналоговым доходам не удалось выйти даже на уровень 1996 г.
Тенденция сокращения неналоговых поступлений сохраняется и в 1999 г. На 1999 г. неналоговые поступления в федеральный бюджет запланированы на уровне 33012,9 млн. руб., или 0,8% к ВВП.
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ на 1999 г. имеют следующий вид:
млн. руб. %
Неналоговые доходы — всего 33012,9 100
В том числе:
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности 7908,4 23,9
из них:
перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации 1000 3
дивиденды по акциям, принадлежащим государству 1500 4,5
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 4113,4 12,5
консульский сбор в рублевом исчислении 180 0,5
доходы от проведения всероссийских государственных лотерей 500 1,5
прочие поступления 615 1,9
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 23300 70,6
3. Прочие неналоговые доходы 1804,4 5,5
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости. С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов по использованию федерального имущества» утвержден порядок проведения инвентаризации федеральной собственности и план поступлений доходов от использования федерального имущества на 1998—2000 годы. В соответствии с этим Постановлением поступления средств в федеральный бюджет от аренды объектов федерального имущества установлены в сумме 1,6 млрд. руб., дивиденды от находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ — 1,35 млрд. руб.
Контрольные вопросы.
1. Как вы понимаете термин «налог»?
2. Объясните, в чем проявляется сущность налога.
3. Охарактеризуйте основные элементы налога.
4. Раскройте содержание функций налогов.
5. По каким признакам осуществляется классификация налогов, поступающих в бюджет?
6. Как вы понимаете: а) прямые налоги, б) косвенные налоги? Назовите основные косвенные налоги.
7. Расскажите о целях и назначении Налогового кодекса РФ.
8. Дайте краткую характеристику федеральным налогам и сборам.
9. Охарактеризуйте региональные налоги и сборы.
10. Расскажите о роли местных налогов и сборов.
11. Какой документ законодательно определяет состав неналоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?
12. Перечислите все неналоговые доходы бюджетов разных уровней.
13. Какова доля неналоговых доходов в ВВП страны?
14. Какие меры принимает правительство для роста неналоговых доходов?
ГЛАВА 9. Налог на прибыль (доход) организаций
Налогообложение прибыли — важнейший элемент налоговой политики любого государства. Налог на прибыль служит значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней. В доходах консолидированного бюджета РФ этот налог стабильно занимает третье место после НДС и акцизов. В 1997 г. в федеральный бюджет РФ поступило 33,1 млрд. руб. налога на прибыль, или 1,2% к ВВП. На 1999 г. запланировано поступлений налога на прибыль в сумме 36 млрд. руб., что составляет 9% в налоговых доходах федерального бюджета, или 0,9% к ВВП.
Налог на прибыль был введен в результате налоговой реформы 1992 г. До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли.
Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. Его плательщики:
1) организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также созданные на территории РФ организации с иностранными инвестициями, международные организации;
2) компании, фирмы, другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
3) филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие самостоятельный баланс и расчетные (текущие) счета;
4) организации, имеющие в своем подчинении территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета (текущего, корреспондентского).
Детализация плательщиков налога на прибыль обусловлена его регулирующим характером. Подробная роспись плательщиков позволяет зачислять налог в те региональные бюджеты, на территории которых налогоплательщик извлек доход.
Не являются плательщиками налога на прибыль организации любых организационно-правовых форм собственности по прибыли от произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, Центральный банк РФ по прибыли от регулирования денежного обращения, организации малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Объект обложения налогом — валовая прибыль предприятия. В ее состав входят:
• прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации основных средств и иного имущества организации;
• доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям (сальдо внереализационных результатов).
Прибыль от реализации продукции характеризует чистый доход организации, полученный в данном налоговом периоде. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
1. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС, акцизов, налога с продаж и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации продукции определяется двумя методами, выбор которых оставлен за организацией и устанавливается ее учетной политикой:
• по мере оплаты за реализованную продукцию (кассовый метод)
• по мере отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов (метод начислений)
Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия. Прибыль, полученная за пределами РФ, включается в общую сумму прибыли в полном размере до вычета уплаченных в иностранных государствах налогов. Налоги, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате налога на прибыль в РФ в размерах, не превышающих сумм налога по российскому законодательству.
При определении себестоимости руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, которое утверждено Правительством РФ 5 августа 1992 г. за № 552, а также последующими изменениями и дополнениями. Документальным основанием отнесения расходов производственного назначения на себестоимость продукции являются:
1) их обоснованность технологией производства (технологические карты, сметы, ГОСТы, ОСТы, ТУ, квитанции и т. п.)
2) документальное подтверждение их приобретения (платежные поручения, счета, чеки, расходные кассовые ордера и т. п.)
3) наличие документации по списанию на себестоимость (акты типовых форм, требования, накладные и т. п.)
Несоблюдение хотя бы одного из этих требований ведет к тому, что для включения производственных затрат в себестоимость нет оснований, и они должны финансироваться из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов.
Отдельные виды затрат для целей налогообложения включаются в себестоимость продукции в пределах установленных норм. Нормируются следующие целевые расходы:
• расходы по уплате процентов за пользование краткосрочным банковским кредитом: для целей налогообложения не принимаются выплаты процентов по просроченным кредитам, а в остальных случаях в себестоимость включаются выплаченные проценты в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта;
• командировочные расходы;
• представительские расходы:
• расходы на рекламу;
• расходы на подготовку и переподготовку кадров;
• компенсация за использование личного автотранспорта в служебных целях.
2. При расчете прибыли от реализации основных средств и иного имущества предприятия для целей налогообложения принимается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих средств и имущества, скорректированной на индекс инфляции. В качестве индекса инфляции используют индекс-дефлятор, который рассчитывается Государственным Комитетом РФ по статистике и ежеквартально публикуется в «Российской газете» 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца. Убыток от реализации основных средств и имущества не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
3. В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду (в оговоренных случаях); доходы по ценным бумагам, полученные санкции, проценты, начисленные кредитными организациями за пользование денежными средствами; суммы, безвозмездно полученные от других организаций при отсутствии совместной деятельности, кроме взносов в уставный фонд; прибыль по операциям прошлых лет и другие доходы, не связанные с производственной деятельностью.
В состав расходов от внереализационных операций входят: затраты по аннулированным производственным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных объектов; убытки по операциям с возвратной тарой, уплаченные санкции, кроме уплаченных в бюджеты; суммы безнадежных долгов, убытки прошлых лет; налоговые платежи, относимые на финансовые результаты, и другие расходы, не связанные с производственной деятельностью.
В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:
• доходов, полученных от видов деятельности, облагаемых по особым ставкам (банковская, страховая, посредническая деятельность, прокат видео- и аудиокассет, производство и реализация сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции);
• отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые организациями, но не более 25% от уставного фонда и 50% налогооблагаемой прибыли организации;
В целях правильного определения объекта налогообложения плательщики должны вести раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности.
Льготы, установленные действующим законодательством по налогу на прибыль, предусмотрены следующие:
1. Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:
• направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по ним. Льгота распространяется на отрасли сферы материального производства, не должна уменьшать налог на прибыль более чем на 50% и предоставляется при полном использовании организацией начисленного на последнюю отчетную дату износа (амортизации);
• направленные на содержание находящихся на балансе организации объектов социально-культурной сферы в пределах нормативов, утвержденных местными органами власти, а при их отсутствии — в пределах расходов на содержание аналогичных учреждений на данной территории;
• потраченные на благотворительные цели, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а в чернобыльские благотворительные организации — не более 5% облагаемой налогом прибыли;
• направленные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но не более 10% налогооблагаемой прибыли;
• некоторые другие затраты.
2. Снижаются налоговые ставки на 50% для организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% в среднесписочной численности, причем в среднесписочную численность не включаются работники, работающие по совместительству.
Полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два года после государственной регистрации организации малого бизнеса, производящие сельскохозяйственную продукцию, продовольственные товары, медицинскую технику, изделия медицинского назначения, лекарственные средства и осуществляющие строительство объектов производственного, социального, жилищного и природоохранного назначения при условии, что выручка от льготируемых видов деятельности превышает 70% в общем объеме выручки. В третий и четвертый годы работы они уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки.
Полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль религиозные организации по культовой деятельности, общественные организации инвалидов, организации, пострадавшие от радиоактивных загрязнений, и некоторые другие.
3. Освобождаются от уплаты налога определенные виды деятельности:
• производство технических средств профилактики и реабилитации инвалидности;
• продукция народных промыслов;
• производство продуктов детского питания, показ кино — видеопродукции для детей;
• размещение государственных ценных бумаг;
• некоторая другая деятельность.
4. Освобождаются от уплаты налога определенные виды предприятий на определенный срок (налоговые каникулы).
При использовании льгот следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 579 утвержден перечень товаров, прибыль от производства которых не подлежит освобождению от налогообложения.
Ставки. В настоящее время установлена ставка налога на прибыль в федеральный бюджет РФ — 11%, в бюджеты субъектов РФ — до 19%, а для прибыли от посреднической, банковской и страховой деятельности — до 27%.
Организация самостоятельно исчисляет налог на прибыль и перечисляет его в соответствующие бюджеты. Учетной политикой предприятия определяются методы расчетов с бюджетами по данному налогу. Наиболее распространен авансовый метод, т.е. авансовые взносы из предполагаемой прибыли с последующим перерасчетом по фактической прибыли на основании составленной квартальной или годовой отчетности. Организация предоставляет в налоговый орган по месту своей регистрации до 1-го числа каждого квартала справку о предполагаемой прибыли. Уплата авансовых взносов производится до 15-го числа каждого месяца квартала в размере 1/3 квартальной суммы. Указанная в справке сумма прибыли может быть пересмотрена, но не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Дополнительные авансовые взносы вносятся в бюджеты в пятидневный срок.
В случае разницы между авансовым взносом налога на прибыль и налогом от фактически полученной прибыли доплата или возврат (зачет) налога на прибыль осуществляется с учетом ставки рефинансирования, установленной в истекшем квартале ЦБ РФ. Некоторые организации (малые, бюджетные) платят налог на прибыль один раз в квартал.
С 1 января 1977 г. организация имеет право перейти на ежемесячную уплату налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
Порядок уплаты налога на прибыль определяется организацией на календарный год и действует без изменения.
Контрольные вопросы
1. Объясните регулирующий характер налога на прибыль.
2. В какие бюджета поступает налог на прибыль?
3. Что является объектом обложения налога на прибыль?
4. Как рассчитывается прибыль: а) от реализации основного производства и б) от реализации основных средств и имущества?
5. Объясните суть: а) авансового метода расчетов по налогу на прибыль и б) метода расчета по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.
6. Как классифицируются льготы по налогу на прибыль?
7. Какие ставки налога на прибыль установлены в настоящее время?
ГЛАВА 10. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре. В Западной Европе налог был введен в конце 60-х — начале 70-х годов. В конце 60-х — в Германии, Дании, Франции, Швеции, Нидерландах, а в начале 70-х — в Бельгии, Англии, Италии, Люксембурге, Норвегии.
Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран—участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы НДС, поэтому в настоящее время налог действует практически во всех странах Европы. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений. Основными причинами роста популярности НДС являются:
• возможность вступления в ЕЭС;
• стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
• НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота.
НДС относится к группе косвенных налогов. В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы.
НДС является регулирующим федеральным налогом. Законом о Федеральном бюджете на 1999 г. установлены следующие пропорции распределения НДС между федеральным и региональными бюджетами: 75 и 25% до 1 апреля 1999 г. и соответственно 85 и 15% с 1 апреля 1999 г. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, а также на драгоценные металлы и драгоценные камни из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ полностью поступают в федеральный бюджет. Причиной снижения доли поступлений от НДС в 1999 г. является возможность введения регионального налога с продаж, поступления от которого перекроют потери региональных бюджетов из-за сокращения НДС.
Прообразом НДС считается налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная база бюджета в бывшем СССР. Налог с оборота возник при проведении налоговой реформы 30-х годов и просуществовал около 60 лет. Эти годы были периодом господства плановой экономики и жесткого централизованного регулирования цен, производства, распределения и доходов граждан. Налог с оборота был своего рода регулятором цен. По отдельным товарам (автомобили, водка, табак) он существенно завышал цену по сравнению с себестоимостью и имел черты косвенного налога. Однако налог с оборота не носил всеобщий характер, не имел единой ставки. Этим поддерживался искусственно низкий уровень цен на некоторые виды продукции, в том числе на продукты питания, военную технику, медикаменты, детский ассортимент товаров, книги и т.д.
Налог с оборота целиком аккумулировался в бюджет. Главным методом его взимания был метод разницы цен, при котором сумма налога рассчитывалась вычитанием из оптовых цен промышленности (без оптово-сбытовых скидок) оптовых цен предприятия. Такая система обеспечивала потребности планового хозяйства и являлась органичным элементом плановой экономики.
Переход к рынку означал формирование свободных рыночных цен и соответственно ликвидацию директивно установленных оптовых и розничных цен. В новых условиях исчезла возможность централизованного установления налога с оборота в прежнем его виде, встал вопрос о замене налога с оборота другим налогом, способным обеспечить в прежнем объеме формирование доходной части бюджета. Изучение мирового опыта показало, что существуют два вида налогов, способных заменить налог с оборота. Это налог на добавленную стоимость и налог с розничных продаж. Они являются налогами на потребление и взимаются, когда люди тратят деньги, а не зарабатывают. При налоге на потребление дополнительный доход налогом не облагается до тех пор, пока доход не тратится. За последние 30 лет индустриальные страны постепенно переходили к налогам на потребление. Особенно популярным стал НДС, имеющий некоторые общие черты с налогом с оборота. И тот и другой многоступенчатые и взимаются на всех стадиях движения товаров до конечного потребителя. Однако в отличие от налога с оборота из начисленной суммы НДС вычитается НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров. Являясь по сути налогом на потребление, при определенных условиях НДС может выступать фактором, сдерживающим производство.
Согласно ст.1 Закона РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» (от 6 декабря 1991 г., в редакции Федерального закона от 7 августа 1995 г. № 128-ФЗ) налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Таким образом, НДС имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла — от завода до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса уплачивает налог.
Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Однако на законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения (ст. 7).
НДС имеет ряд преимуществ для бюджета: это стабильный, регулярный источник доходов. Он сложен для плательщика с точки зрения уклонения от уплаты. Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. В 1997 г. в федеральный бюджет поступило 117,1 млрд. руб., или 4,4% ВВП. На 1999г. планируется мобилизация доходов федерального бюджета за счет этого источника в сумме 143,7 млрд. руб., что равнозначно 36% от всех налоговых поступлений, или 3,6% от ВВП. Несмотря на относительное уменьшение, НДС продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета.
Плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации, и индивидуальные частные предприятия.
Не являются плательщиками физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Налогооблагаемый оборот для всех предприятий, кроме предприятий розничной торговли и общественного питания, определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость.
Для предприятий розничной торговли и общественного питания налогооблагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, работ и услуг с включением в нее налога на добавленную стоимость.
При исчислении облагаемого оборота по подакцизным товарам, в него включается сумма акциза.
В налогооблагаемый оборот включаются обороты по реализации товаров, работ и услуг:
• на территории Российской Федерации по свободным или государственным регулируемым ценам;
• внутри предприятия для собственных нужд, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам. Эти обороты исчисляются по ценам реализации аналогичных товаров другим потребителям, а при отсутствии их—по фактической себестоимости;
• без оплаты при обмене их на другие товары, работы, услуги или при безвозмездной передаче.
В понятие приобретенной продукции включаются основные средства, в том числе здания и сооружения.
При безвозмездной передаче:
1) основных средств (кроме основных средств непроизводственной сферы) с баланса на баланс они подлежат обложению НДС;
2) товаров, работ, услуг плательщиком налога является сторона их передающая:
• обороты по реализации предметов залога;
• средства, получаемые от других предприятий и организаций, за исключением средств, зачисляемых в установленном порядке в уставные фонды предприятий их учредителями, средств, объединяемых на осуществление совместной деятельности, и средств целевого бюджетного финансирования;
• объемы строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом;
• доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на проведение банковских операций;
• средства от взимания штрафов, пени, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств.
Налоговая ставка. При введении НДС по всем видам товаров, работ и услуг была установлена единая налоговая ставка — 28%, рассчитанная таким образом, чтобы поддержать доходы бюджета по данному источнику на уровне поступлений предыдущего года от двух отмененных налогов — налога с оборота и налога с продаж. По мировым стандартам это была чрезвычайно высокая налоговая ставка, ее применение вызвало инфляционный рост цен и существенное снижение жизненного уровня населения. Поэтому с целью обеспечения минимального уровня социальной защиты с 1 июля 1992 г. на ограниченный круг товаров народного потребления (мука, крупа, макаронные изделия, молоко, кефир, творог и т. д.) была установлена пониженная ставка — 15%. С 1993 г. ставка налога на добавленную стоимость на продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей по законодательно установленным перечням была снижена до 10%, по остальным товарам — до 20%. Перечни товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10%, утверждаются специальным постановлением Правительства РФ. Эволюция ставок НДС в сторону снижения обусловлена отрицательным воздействием этого налога на реальное производство и невозможностью его полной и своевременной уплаты. В условиях длительного кризиса российской экономики НДС не остался нейтральным по отношению к конечным результатам деятельности предприятия, его взимание в полном объеме натолкнулось на ограниченный спрос, в результате чего предприятия нередко вынуждены выплачивать НДС за счет собственных источников. В 1999 г. недоимка по НДС превысила его фактические поступления в консолидированный бюджет РФ.
На предприятиях розничной торговли и общественного питания выделение сумм НДС по каждой торгово-хозяйственной операции затруднено. Поэтому предприятия производят исчисление сумм налога по расчетным ставкам, которые определяются как доля НДС в процентах к общей стоимости реализованных товаров с учетом НДС. Если стоимость товара без НДС составляет 100%, то цена реализации с учетом НДС в зависимости от установленной ставки (20 и 10%) составит 120 или 110%. Расчетную ставку НДС можно рассчитать по формуле:
Ср = С : (100% + С) х 100%,
где Ср — расчетная ставка НДС;
С - ставка НДС.
Таким образом, расчетная ставка НДС по товарам, работам и услугам, цены на которые установлены с включением НДС, составит:
• 16,67% - при ставке НДС 20%
• 9,09% - при ставке НДС 10%.
Счет-фактура. Предприятия — плательщики налога обязаны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах. С 1 января 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной и расчетной дисциплины» при совершении операций по реализации товаров, работ и услуг все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 установлен порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Счета-фактуры — обязательный документ для всех плательщиков НДС и служат инструментом дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора этого налога. С введением счетов-фактур возмещение НДС по приобретенным товарам, предназначенным для продаж, и материальным ресурсам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, допускается при обязательном наличии счетов-фактур, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
Периодичность уплаты НДС зависит от размеров среднемесячных платежей, подлежащих перечислению в бюджет:
• предприятия со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. уплачивают налог ежедекадно исходя из фактических оборотов по реализации товаров, работ и услуг за истекший календарный период;
• предприятия со среднемесячными платежами от 3 до 10 тыс. руб. перечисляют налог ежемесячно;
• предприятия со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. уплачивают налог раз в квартал;
• малые предприятия независимо от размера среднемесячных платежей уплачивают НДС ежеквартально.
Льготы. Законодательством определен широкий круг льгот по НДС. По своему назначению льготы подразделяются на социальные, экономические, прочие.
Значение социальных льгот состоит в том, чтобы способствовать развитию отдельных социальных услуг, обеспечить налоговые преимущества для определенных, нуждающихся в государственной поддержке групп населения. К ним относятся, например, освобождение от уплаты налога учреждений культуры, искусства, культа, образования, вывод из-под налогообложения квартирной платы, услуг городского пассажирского транспорта, ритуальных услуг и некоторые другие.
Экономические льготы применяются для стимулирования развития отдельных отраслей и экономических процессов. Среди перечня экономических льгот можно выделить экспортную льготу. Ее применение способствует повышению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, устраняет возможность двойного налогообложения одних и тех же оборотов. Эта льгота не применяется при экспорте в страны СНГ, поскольку отсутствие обустроенных таможенных границ большой протяженности не позволяет перейти к применению НДС без существенных потерь для российского бюджета.
В группу прочих льгот входят такие льготы, как освобождение от НДС различных денежных, страховых операций, а также операций, связанных с обращением ценных бумаг, и некоторые другие льготы.
Контрольные вопросы
1. Объясните, почему в России был введен НДС.
2. Объясните универсальный характер НДС.
3. Какую роль играет НДС в формировании федерального и регионального бюджетов?
4. Что включается в понятие «налогооблагаемый оборот»?
5. Кто является плательщиком НДС?
6. Каким образом можно классифицировать льготы по НДС?
7. В какие сроки уплачивается НДС в соответствующие бюджеты?
8. Поясните роль счетов-фактур.
ГЛАВА 11. Акцизы
Акцизы — это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф.
Акцизы возникли в X—XI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817 г. взимание в России акцизов с крепких напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.
Значение акцизов в доходах государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т. д.) и товары массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия).
После Октябрьской революции рост натурализации хозяйственных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения и его приостановлению с начала 1920 г. В период НЭПа акцизное обложение было восстановлено, а доходы из этого источника в отдельные годы достигали 20% от всех налоговых доходов государственного бюджета. С укреплением планового хозяйства и административных рычагов воздействия на экономическую деятельность роль акцизов неуклонно снижалась, а налоговая реформа 1930 г. полностью ликвидировала все акцизы. В начале 90-х годов XX в. в связи с происшедшими в России политико-экономическими преобразованиями вновь возникла потребность в акцизах как источнике доходов государственного бюджета.
В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ. В настоящее время к таким товарам относятся спирт этиловый из всех видов сырья, водка, ликеро-водочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, нефть и нефтепродукты.
Регулирующее значение акцизов несколько меньше, чем других косвенных налогов. Акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый (кроме пищевого) целиком зачисляются в федеральный бюджет. Акцизы на спирт этиловый из пищевого спирта, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы распределяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Акцизы на остальные товары полностью поступают в бюджеты субъектов Федерации.
Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997 г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП. В 1999 г. запланировано поступление акцизов в сумме 87,1 млрд. руб., что составляет 21,8% ко всем налоговым доходам федерального бюджеты и равнозначно 2,2% к ВВП.
Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также индивидуальные предприниматели.
Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории РФ, то налог уплачивают организации, оплатившие стоимость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их.
Если организация-плательщик сдает в аренду основные средства, то для дальнейшей уплаты акциза предусмотрена следующая процедура: арендодатель обязан в трехдневный срок передать в свой налоговый орган сведения об арендаторе (юридический адрес, ИНН), и налоговый орган направляет эти сведения в налоговые органы, где зарегистрирован арендатор для последующих действий по взиманию акцизов. Налоговые инспекции ведут карточки лицевых счетов, в которых отражаются поступления акцизов по каждому плательщику.
Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости подакцизных товаров, либо в рублях на единицу измерения подакцизной продукции. Сетка акцизных ставок дана в Федеральном Законе от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Максимальная ставка в рублях предусмотрена для трубчатого табака —168 руб. за 1 кг, максимальная ставка в процентах установлена для ювелирных изделий -15%. Ставки акцизов на энергоносители устанавливаются Правительством РФ.
Объект обложения зависит от типа ставок акцизов. Если ставки акцизов установлены в процентах, то налогооблагаемая база определяется исходя из отпускных цен подакцизных товаров без учета косвенных налогов.
Для предприятий, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, стоимость этих товаров определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде.
Если на подакцизные товары установлены твердые ставки акцизов, то объектом обложения является объем реализованных или произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении.
При натуральной оплате труда подакцизными товарами, при их обмене или безвозмездной передаче, а также при реализации по ценам ниже рыночных стоимость подакцизных товаров для целей налогообложения определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза или рыночных цен с учетом акциза.
Сумма акциза по товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяется плательщиком по формуле:
С= Н ? А: (100% – А),
где С — сумма акциза;
Н — объект обложения;
А — ставка акциза в процентах.
С суммы денежных средств, получаемых предприятиями в виде финансовой помощи или для пополнения фондов специального назначения, которые облагаются в доле, приходящейся на подакцизные товары в общем объеме производимой продукции, сумма акциза определяется по формуле:
С = Ц ? А,
где С — сумма акциза;
Ц — рыночная цена с учетом акциза или сумма полученных денежных средств;
А — ставка акциза.
При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, по которым уже был уплачен акциз, общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по готовому товару, уменьшается на сумму акциза за сырье, использованное для его производства.
Аналогичный порядок предусмотрен в случае возврата покупателями подакцизных товаров.
В налоговом расчете облагаемый оборот указывается исходя из отпускных цен с учетом акцизов или объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
От уплаты акцизов освобождается продукция, экспортируемая за пределы стран—членов СНГ. Для получения этой льготы необходимо представить в налоговый орган следующие документы: экспортный контракт, платежные, грузовые и товаросопроводительные документы.
Если поставки товара в дальнее зарубежье осуществляются по договору-комиссии, производителю подакцизных товаров необходимо предъявить налоговому органу договор комиссии и контракт (или нотариально заверенную копию) комиссионера с иностранным партнером.
Грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы и любые документы с отметками таможенных органов предварительно заверяются руководителем и главным бухгалтером предприятия — налогоплательщика. Для подтверждения поступления товаров в страну назначения за пределы СНГ достаточно предъявить документ о вывозе с отметками таможенных органов РФ и стран СНГ.
Предприятия, производящие и реализующие этиловый спирт, водку и ликеро-водочную продукцию, пиво, автомобильный бензин, уплачивают акцизы ежедекадно, все остальные плательщики — ежемесячно.
По подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стоимости покупок марок акцизного сбора. При окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, сумма авансового платежа засчитывается только в размере фактического оборота подакцизных товаров, промаркированных марками акцизного сбора.
Контрольные вопросы
1. Что такое акцизы и что включается в перечень подакцизных товаров?
2. Назовите основную льготу по акцизам.
3. Кто является плательщиком акцизов?
4. Каким образом определяется объект обложения акцизами?
5. Каков порядок уплаты акцизов в бюджет и как распределяются акцизы между бюджетами разных уровней?
ГЛАВА 12. Таможенные пошлины
Таможенное дело — составная часть государственного механизма, форма проявления внутренней и внешней политики. Как и оборона страны, государственная безопасность, эмиссия денег, внешняя политика, таможенное дело входит в сферу государственной монополии, им занимается только государственный аппарат.
Становление таможенного дела в Российской Федерации связано с коренными экономическими преобразованиями в стране, признанием разнообразия форм собственности, резким сокращением использования в хозяйственной сфере административных методов управления и более широким применением экономических методов воздействия на рыночные процессы. Особое значение для таможенного дела имел отказ в 1989 г. от государственной монополии внешней торговли, в результате чего таможенной службе пришлось вести работу не с десятками государственных внешнеторговых организаций, а со многими тысячами участников внешнеторговой деятельности, представляющих разные организационно-правовые формы хозяйствования.
Выделение в результате распада СССР России как самостоятельного государства вызвало необходимость создания российской таможенной службы, таможенной границы, таможенного права. Организация таможенного дела в РФ регулируется:
• законами Российской Федерации;
• указами Президента Российской Федерации;
• постановлениями Правительства Российской Федерации;
• актами Государственного таможенного комитета (ГТК);
• совместными актами ГТК и иных центральных органов исполнительной власти.
Основным документом, регламентирующим вопросы таможенного права, является Таможенный кодекс, который был принят Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. и вступил в силу с января 1994 г. Таможенный кодекс определяет правовые, экономические и организационные вопросы таможенного дела, является самым детальным законодательным актом по вопросам таможенного регулирования, устанавливает права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.
Исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенные органы. Они составляют единую систему, в которую входят ГТК, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Функции таможенных органов разнообразны и связаны с задачами обеспечения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности и пополнения государственной казны. Исполняя фискальные задачи, таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей, вносят в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных пошлин, организуют систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров.
Таможенные пошлины — налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, определяемым таможенным тарифом.
Таможенные пошлины применяются во внешнеэкономической деятельности. Приоритетными задачами, решаемыми в ходе сбора таможенных пошлин, являются:
• обеспечение формирования доходов федерального бюджета;
• защита отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции;
• рационализация товарной структуры экспорта и импорта;
• создание условий для изменения в структуре производства и потребления;
• обеспечение условий для интеграции в мировую экономику.
Виды таможенных пошлин. По экономическому содержанию различают:
• ввозные (импортные);
• вывозные (экспортные);
• транзитные таможенные пошлины.
1. Доминирующее место занимают ввозные пошлины, которые взимаются таможнями при поступлении иностранных товаров на внутренний рынок. Таможенные пошлины поступают
исключительно в федеральный бюджет РФ. На 1999 г. запланировано поступлений от таможенных пошлин и иных таможенных сборов и платежей в сумме 91,3 млрд. руб., в том числе от ввозных пошлин — 60,5 млрд. руб. В зависимости от конкретных условий ввозные пошлины могут иметь вид антидемпинговых, покровительственных (протекционистских), преференциальных, специальных и др.
Антидемпинговые пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка РФ от ввоза товаров по демпинговым ценам (по ценам, более низким, чем на мировом рынке) с тем, чтобы оградить отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции.
Покровительственные (протекционистские) пошлины — это высокие таможенные пошлины на ввозимые товары. Они позволяют защищать предпринимателей страны от иностранной конкуренции, ставят отечественных производителей в более благоприятные условия, что повышает конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке. В настоящее время применение протекционистских пошлин регламентируется международными соглашениями.
Преференциальные пошлины представляют собой предпочтительные пошлины, которые устанавливаются государством для создания благоприятного режима прохождения товарных потоков для одного или нескольких государств при импорте всех или отдельных групп товаров. Они могут применяться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальные пошлины являются выражением экономической политики государства в борьбе за рынки сбыта, источники сырья, сферу приложения капитала.
Специальные пошлины устанавливаются в качестве защитной меры в случае, если на территорию РФ ввозится какой-либо товар в количестве или на условиях, угрожающих национальной экономике, либо как ответная мера на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских товаропроизводителей.
2. Вывозные (экспортные) таможенные пошлины применяются на ограниченный круг товаров, так как всеобщность их установления будет препятствовать развитию экспорта. Как правило, экспортные пошлины распространяются при вывозе из страны произведений искусства и старины. В то же время экспортные пошлины устанавливаются на экспортную продукцию (главным образом на энергоносители) в тех случаях, когда вследствие определенных условий предприятия-экспортеры получают сверхприбыль. Например, экспортеры выигрывают при падении курса национальной валюты, так как из тех же объемов экспорта они извлекают существенно большую рублевую выручку. В таких условиях государство может ввести экспортные таможенные пошлины и изъять сверхприбыль в доход бюджета
3. Транзитные таможенные пошлины используются для покрытия издержек по контролю за транзитом иностранных грузов.
Таможенные пошлины взимаются при пересечении товаров через границу на основе таможенного тарифа, представляющего собой систематизированный по группам товаров свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и предъявляемым для таможенного оформления. Таможенный тариф содержит код товара, краткое наименование товара, единицы обложения товаров таможенными пошлинами и ставки пошлин.
Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:
• адвалорные;
• специфические;
• комбинированные или альтернативные.
Адвалорные ставки определяются в процентах к таможенной стоимости товаров.
Специфические ставки устанавливаются в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров (например, в ЭКЮ за 1 декалитр).
Комбинированные (альтернативные) ставки сочетают элементы двух первых видов. Обычно комбинированные таможенные тарифы содержат несколько типов ставок на один и тот же товар.
Величина таможенных пошлин зависит от таможенной стоимости товара и таможенных тарифов. В соответствии со ст. 12, 13, 15 Закона РФ «О таможенном тарифе» приказом ГТК РФ от 5 января 1994 г. № 1 таможенная стоимость товара заявляется декларантом таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу.
Таможенная стоимость товара может быть определена следующими методами:
1) по цене сделки с ввозимым товаром;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) методом вычитания стоимости;
4) методом сложения стоимости;
5) резервным методом.
Основными являются первый и второй. При расчете таможенной стоимости первым методом принимается заявленная декларантом контрактная стоимость товара, рассчитанная на основе контрактной цены, расходов на транспортировку ввозимого товара до таможенного оформления и стоимости упаковки.
При определении таможенной стоимости вторым методом за основу принимается цена сделки с идентичным товаром, если этот товар ввезен одновременно с оцениваемым, но не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара. Под идентичными понимают товары, одинаковые во всех отношениях. Идентичность определяется по следующим признакам:
• страна происхождения;
• производитель;
• товарный знак;
• качество;
• рейтинг фирмы на рынке.
Таможенные льготы могут быть установлены по отдельным видам товаров в виде:
1) освобождения от уплаты пошлины;
2) снижения таможенного тарифа;
3) установления преференциальных таможенных квот;
4) возврата ранее уплаченной пошлины.
Льготы в отношении таможенных платежей могут предоставляться либо на условиях взаимности, либо в одностороннем порядке.
Контрольные вопросы
1. Поясните роль таможенных пошлин в экономической политике государства.
2. Перечислите виды импортных таможенных пошлин.
3. Как определяется таможенная стоимость товара?
4. Что является объектом обложения таможенными пошлинами?
5. В чем заключаются таможенные льготы?
6. Что вы знаете о ставках таможенных пошлин?
7. В какой бюджет поступают таможенные пошлины?
ГЛАВА 13. Налог на имущество организаций
На территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. в рамках общей налоговой реформы введен налог на имущество организаций. Этот региональный налог является общеобязательным платежом. Имущественное обложение организаций устанавливается с целью:
1) обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов;
2) создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс.
Пока значение этого налога как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения обременительности для отдельных плательщиков невелико. Доля налога на имущество организаций в системе бюджетных доходов не превышает 3,5%. Только при переходе к реальной оценке имущества хозяйствующих субъектов значение и удельный вес налога в бюджете регионов возрастут. Налог на имущество организаций относится на финансовые результаты деятельности организации. Затраты по уплате этого налога уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль. Каждые три единицы налога на имущество уменьшают налог на прибыль примерно на одну единицу.
Плательщиками налога на имущество являются:
• организации (включая банки и кредитные учреждения), в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ;
• филиалы и другие аналогичные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
• организации с иностранными инвестициями, иностранные компании, фирмы, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенные на территории РФ, ее континентальном шельфе и экономической зоне.
Организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и расчетного счета, уплачивают налог на имущество в региональный бюджет по месту нахождения данного территориального подразделения в соответствии с принятой там налоговой ставкой. Объектами налогообложения являются:
• основные средства (здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, включая долгосрочно арендуемые с правом последующего выкупа);
• нематериальные активы;