<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>
HISTORY OF GLOBAL ECONOMICS
Edited by
Academician G.B. Poliak
And Professor A.N. Markova
Textbook
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Под редакцией
академика Г.Б. Поляка,
профессора А.Н. Марковой
Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим специальностям
Москва • 2002
ББК 65.03я73
И90
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Ректор акад. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов
Рецензенты:
кафедра регулирования национального рынка
Государственного университета управления
и канд. экон. наук, доц. Л. В. Зернова
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.: ил.
ISBN 5-238-00066-9
История мировой экономики - это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных стран в различные эпохи.
Изучение истории мировой экономики показывает, как менялись от первобытности до настоящего времени производительные силы и отраслевая структура экономики, производственные отношения и формы организации производства, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества.
Хронологический и страновой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов, обусловивших это развитие.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей. Издание иллюстрировано.
ISBN 5-238-00066-9
ББК 65.03я73
Коллектив авторов, 1999
ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
Авторы учебника "История мировой экономики"
Академик, доктор экономических наук Г.Б. Поляк (предисловие, гл. 2, 3, 4, 5, 6, 34, 35)
академик, доктор экономических наук B.C. Адвадзе (гл. 11)
доктор экономических наук, профессор А.Н. Маркова (вводная глава, гл. 23, 27)
доктор философских наук, профессор Л.А. Никитич (гл. 16,17, 18, 24)
кандидат экономических наук, доцент Ф.О. Айсина (гл. 14, 32, хронологическая таблица, именной указатель, список литературы)
преподаватель И.А. Андреева (гл. 33, §3)
кандидат исторических наук, доцент С.Д. Бородина (гл. 29, 31)
кандидат исторических наук, доцент И.О. Воскресенская (вводная глава, гл. 1, 22)
кандидат экономических наук, доцент Т.Б. Квасова (гл. 10)
кандидат исторических наук, доцент А. С. Квасов (гл. 28)
старший преподаватель Е.В. Кожевников (гл. 9, 25)
кандидат экономических наук, профессор Я. С. Кривцова (гл. 19, 20, 21)
старший преподаватель Е.М. Мурашова (гл. 7)
доктор исторических наук, доцент А.Н. Новиков (гл. 13)
кандидат экономических наук, доцент Ю.К. Федулов (гл. 8, 30, 33, §1, 2, 4)
кандидат исторических наук, доцент В.И. Черноскулов (гл. 15)
кандидат исторических наук Н.Д. Эриашвили (гл. 26)
Предисловие
История человечества - это история экономики. Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей, являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.
Истинные исторические герои - люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые - это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же - разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.
Да и знаменитые военачальники не могли появиться в стране, где не было сильной армии. В свою очередь сильная армия может быть лишь в государстве, которое имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий обеспечить армию необходимым вооружением. Особенно верна эта аксиома в современном мире, где армия без экономического потенциала государства - ноль и годна лишь для парадов, ибо современная война это не борьба армий и военных интеллектов, а противостояние экономических потенциалов и научных интеллектов государств.
При сравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, на которой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства, народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и других международных премий, полученных представителями этого государства, народа. Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателя Л.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор, организатор экономического и культурного развития России. В истории человечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми.
Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитете которого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды, обеспечение главным образом военных целей и потребностей в ущерб гражданским - такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с арены истории.
С тех пор как на планете, образовались государства, существуют армии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужих земель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, с высоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все эти затраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счет благосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались.
Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Поэтому в учебнике авторы не ставили перед собой цель освещать идеологические, религиозные коллизии, которые имели место на протяжении тысячелетий, так как, в конечном счете, это не главное в развитии человечества.
За многотысячелетнюю историю человечества на планете существовало множество идеологий и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменяли друг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен лишь труд, экономика - и только они меняли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии и религии являются лишь их отражением.
Религии возникли на материальной базе. Каждое племя имело своих богов, у которых люди просили помощи в охоте, труде и защиты от стихийных бедствий и врагов. Экономические процессы постоянно влияли на развитие идеологий и религий. Одновременно с этим для решения экономических проблем постоянно использовались идеологии и религии. Идеологическая, религиозная борьба, как правило, отражала борьбу экономическую. Яркий пример тому борьба египетских жрецов с фараонами-реформаторами, покушавшимися на богатства храмов, борьба европейских феодалов с арабами за Средиземноморье под видом борьбы за гроб господень, захват на всех континентах колонизаторами земель коренных народов под видом приобщения их к христианству. Борьба религиозных концессий чаще всего отражает столкновение экономических интересов различных слоев населения, различных наций и государств. Борьба идет даже при том, что концессии признают единого бога для всех людей. Но для обоснования такой борьбы люди придумали различные религиозные догматы и ритуалы.
Экономика - это результат трудовой деятельности людей. В течение тысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов были примерно одинаковые. Однако темпы развития экономики у народов были разными. Темпы развития экономики разных народов зависят от экономической результативности ведения ими хозяйства. В свою очередь экономическая результативность зависит от экономической активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины.
На развитие экономики в разных странах оказывали влияние объективные и субъективные факторы. Объективные факторы - это природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развития разных народов и государств.
Природные условия, в которых проживает народ, важны, но не давлеющи. История знает примеры, когда при одинаковых природных условиях результаты экономического развития народов разные, так как у них различная экономическая активность. Она выражается в трудолюбии людей, в высокой доле населения занятого производительным трудом, в стремлении людей к знаниям, творчеству, изобретательству. Чем выше доля таких людей в стране, тем выше темпы ее экономического развития. И, наоборот, чем больше людей в стране не связано с производством совокупного общественного продукта, а это чиновники, военные, деятели идеологической сферы (духовенство, идеологические работники), тем ниже экономические результаты в стране. История свидетельствует, что государства, созданные силой оружия, где слишком большая часть населения была ориентирована не на созидательную деятельность, а на службу в армии, в аппарате управления, в идеологической и церковной сфере, рано или поздно истощали свои экономические возможности и распадались.
Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что наиболее экономически активны свободные люди. Они имеют возможность самостоятельно принимать решения, а поэтому они более предприимчивы, изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь это дает значительно большую экономическую результативность. Как правило, все эти качества были и есть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам, феодалам. Они могли надеяться только на себя, свой труд и ум (иначе бы они не выжили).
В отличие от них другие слои населения не обладали такой свободой. Поэтому, рассматривая влияние социального фактора на экономическое развитие стран, следует обратить внимание на роль сословий в этом процессе. Принадлежность людей к различным сословиям в значительной степени отражает их экономическую активность и вклад в развитие экономики государства.
Разделение людей на сословия началось еще в глубокой древности. Это обусловливалось процессом разделения труда и принадлежностью людей к определенному виду деятельности. В некоторых странах уже в древние времени были сделаны попытки регламентации распределения людей по социальным группам (кастам).
В дальнейшем в ходе тысячелетней эволюции во всех странах образовались четыре основных сословия: крестьянство, мещанство (ремесленники и торговцы), дворянство (служба правителю), духовенство (священнослужители).
Производительной силой государства являлись представители двух сословий - крестьянства и мещанства. Их трудом создавались материальные ценности, совокупный общественный продукт, национальный доход.
Крестьяне составляли подавляющую часть населения всех стран. Они были главной производительной силой вплоть до XIX в. Вольные по происхождению землепашцы-общинники в течение сотен лет по мере развития феодального государства постепенно закабалялись сначала силой отдельных феодалов, а затем на основании государственных законодательных актов. От их труда зависело экономическое благополучие других сословий, в первую очередь дворянства и духовенства.
Вместе с тем следует отметить, что крестьяне не мобильны и консервативны. Это обусловлено спецификой их деятельности, зависящей во многом от природных, погодных условий. Для земледелия и скотоводства характерны цикличность и однообразие трудовых операций. Их развитие шло тысячелетиями без резких качественных изменений орудий труда. Более того, резкие революционные изменения в технологии сельскохозяйственного производства могли быть опасны и для окружающей среды и для самого человека. Это накладывало свой отпечаток на осторожное мышление и слабую экономическую активность крестьян. В силу этих обстоятельств и до тех пор, пока крестьяне составляли подавляющее большинство жителей государств, темпы научно-технического прогресса были очень низкие. По мере развития научно-технического прогресса число крестьян уменьшалось, и их влияние на развитие экономики постепенно снижалось.
Ремесленники - самая древняя профессия человечества. Труд сделал из обезьяны-примата человека. Но произошло это после того, как было создано орудие труда. Надо было из палки сделать дубинку, а из речной гальки чоппер - первое каменное орудие. И все это сделал первый на земле ремесленник. Лишь имея орудие, человек продуктивнее стал охотиться, искать и собирать плоды растений и, наконец, их выращивать.
Вторым после крестьянства сословием, внесшим наиболее весомый вклад в развитие экономики государств, было мещанство (бюргерство)*. Основой формирования этого сословия были городские жители. Это были главным образом ремесленники, торговцы, люди профессий умственного труда (лекари, учителя, законоведы), творческих профессий (художники, музыканты, архитекторы и т.д.). Мещанство было мобильное, развивающееся, постоянно увеличивающееся сословие. Мещанами становились наиболее активные представители крестьянства, получившие свободу. Мещанство - это истоки рабочего класса.
* Мещанство - от славянского место - город; бюргерство - от германского бург - город.
По сути, городские жители были и есть наиболее экономическая активная часть населения страны. Это важнейшая производительная сила общества, дающая стране промышленную продукцию и культурные ценности. Из этой среды вышло большинство ученых, изобретателей, деятелей искусства и культуры. Благодаря их умелым рукам и умственным способностям развивались экономика и культура.
Ремесленники всегда находились в поиске новых технологий, новых знаний. Это самая передовая с позиций научно-технического прогресса часть человечества. Поэтому это и самая благородная часть человечества, самое благородное сословие, облагородившее жизнь и быт людей, создавшее науку, искусство. Человеческая цивилизация - дело рук ремесленников.
Ремесленники, торговцы, лица, оказывающие населению интеллектуальные услуги, на протяжении тысячелетий обеспечивали условия жизни миллионам людей. Их выдающийся вклад в развитие экономики состоит в том, что своей предприимчивостью, деловой активностью они заложили основы товарного производства и рыночной экономики, так как их продукция, услуги предназначались для продажи. Располагая сравнительно небольшими по сравнению с другими сословиями средствами производства, они своими руками, своим трудом создавали национальное богатство страны, выразившееся в построенных городах, предприятиях, дорогах, то есть в том, что является экономическим потенциалом страны. Их усилиями развивался научно-технический прогресс на планете.
Сословиями, существовавшими за счет труда крестьян и ремесленников, были дворянство и духовенство. Впрочем, и они выполняли определенные функции (управление, идеология), а поэтому были частью общества, с существованием которой остальные члены вынуждены были смириться. Тем не менее, в периоды, когда посягательства этих двух сословий на результаты чужого труда и их эксплуатация крестьян и ремесленников становились нетерпимо высокими, происходили бунты и крупные восстания, наносившие урон экономике страны.
Дворянство как сословие стало складываться по мере имущественного расслоения, появления племенных вождей, шаманов, жрецов, захвативших общинные земли. Для защиты своих земель и захвата земли других племен племенные вожди создавали военные дружины. Вожди имели свое хозяйство и слуг (управляющих, конюхов, охотников и др.). Слуги и воины племенного вождя составили основу будущего дворянства. Эти слуги в качестве платы за свои услуги вождю получали земельные наделы (часто это было единственное, чем могла быть оплачена их работа). Позже вместе с земельными наделами им передавали и живших на этих землях людей. Землю и крестьян мог получить любой человек, оказывающий услуги крупному землевладельцу - племенному вождю, позже князю, царю. Такими людьми могли быть сокольничий (прислуживающий на охоте), стольничий (прислуживающий за столом), ключник (ведавший хозяйством), постельничий (прислуживающий в спальне), воин, брадобрей, шут и т.д. Они становились дворянами, то есть жившими и служившими при дворе хозяина-князя, царя. Родовитость их, т. е. древность рода, определялась годами услужения князю, царю.
Это сословие изначально было кастово и консервативно, так как оно стремилось в целях сохранения своих мест при хозяине не допускать к нему других лиц. Поэтому представители этого сословия, впрочем, как и духовенства, стремились монополизировать знания и не допускать к ним людей из других сословий. Тем самым сдерживался научный прогресс и культуры. Так было и в древности, и во времена Михаила Ломоносова, которому пришлось скрыть свое крестьянское происхождение, чтобы быть допущенным к учебе. Даже позже, после отмены крепостного права в России во времена царя Александра III было принято решение о так называемых "кухаркиных детях", которое практически закрыло доступ к образованию мещанам. Именно слуги князей, царей в древние времена создали касты. Позднейшим проявлением кастовости стала корпоративность, за которую дворяне держатся всеми силами даже в современных демократических обществах.
Борясь потерять источники своего существования, а ими были крестьяне, дворяне требовали от князя, царя издания законодательных актов, закрепощавших крестьян. Естественно, позднее в большинстве своем дворяне были и против их освобождения. Именно поэтому в России крепостное право просуществовало намного дольше, чем в европейских государствах. Это в свою очередь сдерживало экономическое развитие страны и привело к экономическому и научно-техническому отставанию России от ведущих европейских держав. В свою очередь слабая экономика стала причиной низкого уровня жизни населения страны, а также низкого уровня материально-технического оснащения армии, что привело к военным поражениям в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах. Можно отметить, что в тех странах, где вообще не было монархии и дворянства (Соединенные Штаты Америки, Канада) или они в результате революций рано утратили свою политическую роль (Голландия, Англия, Франция), экономическое развитие шло значительно быстрее, чем в других государствах.
В целом можно признать, что роль дворянства в экономическом развитии была негативной. Это объясняется рядом обстоятельств.
Дворяне в основной своей массе были либо чиновниками, либо военными. С этих позиций следует рассматривать их роль в экономических процессах. Если роль чиновников в экономике известна (без управления невозможно экономическое развитие), то влияние военных на экономику в основном негативно. Это связано, во-первых, с отвлечением ресурсов из экономической сферы, во-вторых, с разрушением материальных ценностей и уничтожением людей в ходе боевых действий. При этом нередко все это неоправданно и бессмысленно.
В основном дворяне из-за своих сословных интересов чаще всего наносили ущерб экономике страны или сдерживали ее развитие. За свою службу в качестве чиновников, военных дворяне получали земли и крестьян и становились владельцами главного богатства страны - земли и людей. Поэтому их значение в экономике, казалось бы, должно было быть велико. Однако в силу того, что подавляющее большинство дворян не занималось производительным трудом и лично не участвовало в экономическом процессе, предоставляя это делать своим крестьянам и управляющим, вклад дворян в экономику был очень мал. Отрицательное же воздействие дворян на экономику заключалось в том, что, нуждаясь в деньгах для поддержания своих сословных амбиций и удовлетворения прихотей, они требовали от управляющих имениями увеличения эксплуататорского пресса, доводя его до критической точки, что становилось причиной крестьянских волнений. Именно из-за этого во все времена, во всех странах происходили бунты и революции. В ходе их в виде мести восставшие люди уничтожали экономический потенциал страны, который создавался многими поколениями. Тем самым стране наносился экономический урон. Нередко это приводило к развалу государств.
С отменой крепостного права, лишившись, части своего имущества и привилегий, дворянство не могло уже распоряжаться людьми (продавать, физически наказывать, отдавать в солдаты и т.д.), т. е. лишилось рычагов внеэкономического принуждения крестьян к работе. Продолжая владеть основной массой земли, но не будучи экономически активным сословием, людьми, не имеющими навыков трудиться и управлять своим имуществом, дворяне стали постепенно разоряться, при этом наносился ущерб, как своим имениям, так и экономике страны в целом. С разорением дворян шло их вытеснение из экономической сферы буржуазией, что в целом оказывало позитивное влияние на экономику страны.
С древнейших времен одним из сословий было духовенство - служители культов, взявших на себя функцию посредничества между богами и людьми. Казалось бы, эта функция носит духовный характер и не должна быть связана с экономикой. Однако этого никогда, ни в одной религии не было. Религия создана человеком и отражает все стороны его жизни и в первую очередь экономку, а служители всех культов в большей или меньшей мере связаны с экономикой.
В разные периоды истории человечества духовенство играло в экономике большую или меньшую роль. В периоды своего экономического и политического могущества духовенство располагало огромными богатствами в виде земель, рабов, крепостных, промышленных изделий и других материальных ценностей. В ряде стран богатство духовенства превышало богатство правителей государств и во всех странах время от времени на протяжении тысячелетий происходила секуляризация, т. е. отчуждение у духовенства этих богатств в пользу правителя государства. Таким образом, происходило обычное перераспределение собственности. То же происходило на протяжении столетий и в России, когда по указам царей Ивана IV, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II, Николая I и наконец декретом советского правительства проводилась секуляризация церковных земель.
Во все времена духовенство существовало за счет труда крестьян и ремесленников, плативших либо прямые налоги, например, церковную десятину (десятую часть своих доходов), либо налоги в казну, из которой шли средства на содержание храмов и священнослужителей. В целом духовенство играло в экономике пассивную роль. Чем больше было духовенства, тем выше была нагрузка на экономику страны. Поэтому на протяжении тысячелетий в обществах не раз возникали протесты против чрезмерных экономических притязаний духовенства, движения за дешевую церковь. Вспомним Саванаролу, Лютера, требовавших от церкви умеренности в своих расходах. Наконец, одним из главных лозунгов, проходившей в Западной Европе в XVI в. Реформации церкви, была экономическая скромность духовенства.
Поэтому можно признать, что духовенство как сословие, играло в экономике пассивную роль потребителя благ, создаваемых трудом крестьян и ремесленников.
Таким образом, освещая историю экономики, авторы стремились не только раскрыть экономические процессы, но и показать вклад ведущих стран, основных социальных слоев населения и даже отдельных исторических личностей в развитие экономики на нашей планете.
Вводная глава
Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов - экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Одной из таких дисциплин является история мировой экономики. Эта дисциплина призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения.
Развитие науки
История экономики - наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан "Трактат об ассе"* Гильома Бюде. В XVI-XVIII вв., когда в Европе происходили буржуазные революции, особую актуальность приобрели вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности, что стимулировало развитие историко-экономической науки и способствовало ее формированию.
* Асса - древнеримская монета.
Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти ("Трактат о налогах и сборах", 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах были осуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную.
Становлению науки в качестве самостоятельной способствовало несколько факторов. Один из них - это утверждение исторического (историко-генетического) метода в познании экономических явлений и процессов. Исторический метод (принцип) в подходе к действительности как изменяющейся во времени признавали представители немецкой классической философии, например, Гегель. Последовательно принцип историзма разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, применив его к изучению всех сфер объективной действительности, включая природу, общество, мышление. Кроме того, на развитие этой науки оказали влияние, с одной стороны, кризис, переживаемый тогда классической буржуазной политической экономией, а также бурный экономический прогресс в Западной Европе во второй половине XIX в.
Большой вклад в развитие историко-экономической науки во второй половине XIX - начале XX вв. внесли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Германская, английская и русская школы получили не только европейскую, но и мировую известность. В 20-40-е годы XX в. блистательно развивалась школа "Анналов" во Франции. Ее возглавляли М. Блок и Л. Февр. В период после Второй мировой войны в США сложилась школа "новой экономической истории", сконцентрировавшая внимание на применении количественных методов и моделирования. Ее представители - А. Конрад, Дж. Мейер, Р. Фогель. Наиболее известный историк-экономист XX в. - французский ученый Ф. Бродель.
В послеоктябрьский период существенный вклад в развитие этого научного направления внесли отечественные ученые И.М. Кулишер, С. Г. Струмилин, П. И. Лященко, К. А. Пажитнов, И. А. Гладков, Ф.Я. Полянский, П.А. Хромов, В. Т. Чунтулов и др.
По мере становления и развития науки вырабатывались определения ее предмета, формировался понятийный аппарат.
Практически все ученые второй половины XIX в. сходились на том, что под предметом науки понималась эволюция хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности. За 150 лет существования науки сменилось несколько ее названий. На начальном этапе в Англии она называлась "Экономической историей" и под ее предметом понималась экономическая история отдельных стран мира, как правило, наиболее крупных и развитых ("Экономическая история Англии"). Она могла изучать отдельные этапы социально-экономического развития этих стран, например, Англию в мануфактурную эпоху. Постепенно масштаб изучения расширялся, в орбиту исследования стали вовлекаться целые континенты, появились труды по экономической истории Европы, экономической истории Америки, а затем и мира в целом и наука стала называться "История мировой экономики". В таких странах, как Германия и Россия, эта наука существовала под тремя названиями: история хозяйственного быта, история экономического быта, история народного хозяйства.
В ходе развития науки расширялся понятийный аппарат. Уже во второй половине XIX в. применялись такие понятия, как экономическая эволюция, ступени хозяйства, стадии экономического развития, исторические формы сельскохозяйственного производства, исторические формы промышленности, экономическая революция и др.
Экономическая история в системе образования
Утверждение экономической науки в качестве самостоятельной имело следствием включение ее преподавания в высшей школе разных стран. Так, в 1881-1882 тт. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан лекционный курс по экономической истории. В этом же году в Базельском университете прочитал лекции по этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории был прочитан В.Ф. Левитским в 1885-1886 г. в Ярославле в Демидовском юридическом лицее. В 1889 г. М. М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.
На рубеже XIX и XX вв. экономическая история наряду с политической наукой, социологией, правом заняла основное место в учебных планах университетов европейских стран. В Лондонском университете в 1895 г. была создана школа экономики и политической науки, ей был придан статус специализированного колледжа. Первая кафедра экономической истории была создана в начале XX в. У. Эшли в гарвардском университете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерском университете.
Особенно расширилось преподавание экономической истории в Англии. Здесь интерес к экономической истории возрос не только в старейших, привилегированных университетах (Оксфордском и Кембриджском, где были открыты специальные кафедры), но и во многих вузах других городов (Эдинбурге, Глазго, Гулле, Лестере, Шеффилде, Ливерпуле, Ноттингеме и др.)
Экономическая история изучается во Франции. В Париже в Институте экономической и социальной истории имеется центр по истории рынка рабочей силы. Есть такой центр в Лионе.
Существенно расширилось преподавание этой науки в Италии. Если в начале 50-х годов по экономической истории в 46 итальянских университетах читалось 15 курсов, то в начале 70-х годов - 51, а в начале 80-х годов - уже 87.
Преподается эта дисциплина в странах северной Европы, например, в Швеции, где она выделилась в самостоятельный предмет с 1948 г., а в 1955 г. в Упсальском университете образована специальная кафедра.
В настоящее время в западных странах экономическая история - обязательная дисциплина учебного плана экономического, политического, юридического и исторического образования, хотя в США из-за чрезмерного увлечения эконометрией экономическая история вновь слилась в единую дисциплину с экономической теорией.
В нашей стране история мировой экономики (экономическая история, история народного хозяйства) преподается на экономических факультетах университетов, в экономических вузах, на экономических факультетах 72 технических вузов, где она читается как комплексная дисциплина "Экономическая история и экономические концепции".
Кафедра истории народного хозяйства и экономических учений была создана в МГУ в 1947 г.
Предмет экономической истории
Так что же изучает история мировой экономики? Предметом ее изучения является хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя до современности).
Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история - многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:
• эволюция способов производства;
• история хозяйственных механизмов;
• история отраслей народного хозяйства;
• история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);
• история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).
Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом, а может - отдельные ее части (например, историю промышленности, историю сельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретных экономик). Она может изучать историю функциональных экономик. Входят в ее предмет типы и формы хозяйства, их социальная и организационная структура, формы внешнеэкономических связей, экономическая политика государства, сдвиги в размещении производительных сил и др.
История мировой экономики тесно связана с другими общественными и экономическими дисциплинами, в системе экономических наук она является наряду с экономической теорией и историей экономической мысли фундаментальной. Фундаментальность экономической истории обусловливается тем, что она обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества, и от качества, количества и полноты первичной общеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимые экономической теорией законы и категории.
Экономическая история тесно связана с конкретными отраслевыми экономическими науками, такими, как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др., а также с функциональными науками.
Кроме круга экономических дисциплин история мировой экономки тесно связана со всеми историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщей историей, историей культуры, историей языка, военной историей и др.
Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизнь разных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социология, политология, психология и др.).
Функции экономической истории
В системе обществознания в целом экономическая история выполняет ряд важных, социально значимых функций.
Первая функция - аккумулирующая, заключающаяся в сборе, изучении и обобщении хозяйственного опыта человечества. Без знания этого опыта не представляется возможным выявить закономерности экономического развития человеческого общества, выработать научно обоснованную экономическую политику и избежать субъективных решений. Признано, что экономическая история играет роль профессиональной памяти хозяйственных кадров.
Вторая функция - пропедевтическая (подготовительная), заключающаяся в том, что на конкретных фактах и примерах из истории мировой экономики (народного хозяйства) осваивается содержание базовых экономических терминов (производительные силы, производственные отношения, способы производства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления) и т. д.
Третья функция - мировоззренческая, заключающаяся в формировании экономической историей научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества, показывая непрерывную смену форм собственности, хозяйственных механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества и т. д., а также их различия по странам, регионам, эпохам, история народного хозяйства прививает экономическому мышлению такие важные характеристики, как историзм, масштабность, понимание многовариантности развития.
Четвертая функция - формирования реализма экономического мышления. Это возможно потому, что история народного хозяйства изучает, анализирует не только положительный опыт хозяйственного развития стран и народов, но и ошибки, просчеты и несостоятельность экономической политики государств, обусловившие ухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и снижение темпов экономического роста и в конечном итоге - отставание той или иной страны на определенном историческом этапе.
Пятая функция - методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключающаяся в:
• иллюстративной роли - примерами из экономической истории подтверждается действие выведенных экономической теорией законов;
• критической роли - экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа; факты и материалы из экономической истории определяют хронологические границы действия тех или иных экономических законов;
• функции научного обоснования новых экономических теорий - выведение "всемирных законов экономического развитая" без исторического метода невозможно (здесь он является фундаментальным).
Такое понимание исключительно важной роли историко-экономических знаний, не ограничивающейся только иллюстративной функцией, характерно для взглядов наиболее крупных ученых. Так, А. Тойнби, автор книги "Промышленный переворот в Англии в XVIII в." писал, что историко-экономическая наука способна служить философией экономического развития. А Джон Невилл Кейнс в книге "Предмет и метод политической экономии" (1891) специальную главу посвятил соотношению политической экономии с экономической историей. Именно в этом труде он выделил три главные функции этой науки:
• историческая иллюстрация экономических теорий;
• историческая критика (т. е. проверка историей) экономических теорий;
• историческое обоснование новых экономических теорий*.
* Цит.: Истоки. Вып. 1. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. - М.: Экономика, 1989. - С.34.
Выводы Дж.Н. Кейнса о трех основных функциях экономической истории были приняты учеными Англии, США, британских доминионов, что, несомненно, повлияло на темпы и степень развития науки в этих странах в XX веке.
Методология науки и курса истории мировой экономики
Метод означает способ исследования, он призван показать, как происходит познание, на какой методической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Ныне существуют два основных подхода в исторической мысли, которые возникли более двух тысячелетий назад: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Идеалистическая концепция сводится к признанию первичности духа и сознания, которые более важны, чем материя и природа. Отсюда следует, что темпы и характер историко-экономического развития определяют человеческая душа и разум, а такие процессы, как развитие экономики, вторичны, производны от духа. Представители идеалистического направления считают, что в основе историко-экономических процессов находится духовное нравственное совершенствование людей, и развивает человеческое общество сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Материалистическая концепция признает первичном по отношению к сознанию людей материальную жизнь, полагая, что все духовное развитие и другие отношения между людьми определяются именно экономическими структурами.
Для западной исторической науки более характерна идеалистическая точка зрения, для отечественной науки - материалистическая. Современная историко-экономическая наука основана на диалектика-материалистическом методе, рассматривающем общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. В то же время этот метод не отрицает влияния субъективного фактора - деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальных особенностей.
В историко-экономической науке применяются специально-исторические методы исследования, в числе которых:
• хронологический - изложение историко-экономического материала в хронологической последовательности;
• синхронный - предусматривает одновременное изучение историко-экономических событий, происходящих в хозяйственной жизни стран и континентов;
• дихронный - метод периодизации;
• историческое моделирование.
Методы историко-экономического анализа
Система методов познания, применяемых этой наукой, связана с использованием методологического арсенала, категориального аппарата, основных теоретических построений исторического и экономического знания и отражает их взаимодействие.
Методы, применяемые при историко-экономических исследованиях, подразделяются на традиционные и новейшие.
В систему традиционных методов входят:
1) исторический (историко-генетический) метод. Он основан на последовательном анализе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов, исследуемых наукой (способов производства и их сторон, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.). Этот метод обеспечивает конкретность в описании исследуемой реальности и позволяет раскрывать причинно-следственные связи между явлениями;
2) системно-структурный метод - изучение целого и его различных частей как взаимосвязанной системы. Каждая система имеет свое строение, определенную структуру и функции. При этом система в целом обладает свойствами, качественно отличными от свойств отдельных составляющих ее элементов. Этот метод весьма эффективен и приобретает все большее распространение в историко-экономических исследованиях;
3) историко-сравнительный метод основан на сравнении объектов историко-экономического анализа во времени и пространстве. Благодаря этому методу в экономической истории выделяется общее, особенное и единичное; пути, варианты и модели развития способов производства, отдельных стран, явлений, благодаря чему возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов;
4) историко-типологический метод основан на выявлении однородных свойств и черт в различных явлениях и событиях экономической жизни. Благодаря такому методу во множестве исследуемых объектов удается выделить те, которые однотипны по сущностным признакам;
5) статистические методы применяются в истории мировой экономики для получения, обработки, отбора и анализа историко-статистической информации, обеспечивая объективность историко-экономического исследования.
К новейшим методам относятся:
1) Количественные (математические) методы. Они применяются для изучения закономерностей, тенденций, факторов историко-экономического развития, типологической классификаций явлений и процессов, анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей. Использование количественных методов основано на составлении системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.). Количественные методы эффективны для изучения массовых источников, содержащих как количественно выраженную, так и нарративную информацию. В этом случае для перевода текстовой информации в формализованную применяют специальные методики.
Преимущество количественных методов - их объективность и возможность получения принципиально новой по сравнению с другими методами исследования информации;
2) методы социологических исследований и социальной психологии, имеющие особое значение для анализа историко-экономических ситуаций, поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и экономических процессов.
Принципы познания
Система методов познания, применяемых историко-экономической наукой, включает:
1) принцип объективности историко-экономического знания, основанного на реальных фактах, процессах и явлениях, зафиксированных в соответствующих историко-экономических источниках;
2) принцип материалистического понимания, т. е. первичности экономического содержания в определении сущности, характера и направленности исторического процесса;
3) принцип ценностной ориентации историко-экономического познания, т. е. умения за фактами, явлениями и процессами увидеть, осознать и дать оценку вектора (прогресс, стагнация, регресс) экономического развития общества на той или иной стадии, выявить степень экономической свободы индивидов, социальных групп, классов, конкретного общества в целом;
4) классовый подход - один из элементов ценностного ориентирования, дающий возможность оценить степень реализации экономических интересов различных классов и социальных групп, дать оценку экономической политике государства на определенном этапе его развития.
Факторы экономического развития
Важной проблемой историко-экономической науки является проблема факторов экономического развития человечества.
1. Многие ученые в качестве ведущего выделяют фактор научно-технического прогресса: под его влиянием происходят принципиальные сдвиги в системе хозяйства и в самом обществе, которое переходит на качественно новый этап своего развития: от аграрного- к индустриальному и затем постиндустриальному.
2. Чрезвычайно существенным является прогресс в средствах коммуникации, в число которых включают прежде всего язык - разговорный и письменный, служащий средством мышления, выражения и общения. Другими средствами коммуникации являются деньги, дороги, печать, почтовое, телефонное, телеграфное, телетайпное, телефаксное сообщение, электронные системы связи, книги, журналы и особенно газеты, радио и телевидение. На современном этапе особенно важен прогресс в создании и функционировании информационных систем. Очевидно, что чем более развиты средства коммуникации, тем больше возможностей для быстрого развития имеет общество. Канадский ученый Мак-Люэн, давая прогноз о дальнейшем историко-экономическом развитии человечества, утверждал, что именно с помощью информационных технологий творческий процесс будет коллективным и распространится на все человечество.
3. Уровень экономического развития страны также напрямую зависит от степени обеспеченности энергией и вида энергии, наиболее активно используемого в народном хозяйстве. В целом человеческое общество обнаруживает тенденцию к использованию все более мощных источников энергии, начав с энергии огня в первобытную эпоху и дойдя до энергии термоядерного синтеза на современном этапе. Человечество постоянно занято поисками новых, более эффективных и чистых видов энергии, и от того, насколько успешными будут поиски в этом направлении, зависит не только экономическая судьба отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Представляется, что значение этого фактора так же, как и коммуникационного, будет с течением времени усиливаться.
4. В отличие от энергетического фактор природный, по-видимому, оказывал значительно более сильное воздействие на ход экономического развития в прошлом, чем в настоящем. Географическое положение местности, ее климатические и геодезические условия диктовали человеческому обществу определенную структуру хозяйства, направленность и специфику хозяйственной деятельности. Однако с течением времени люди научились нейтрализовать неблагоприятное воздействие климата, компенсировать недостаток природных богатств, и чем выше уровень экономического развития общества, тем менее значимым следует признать этот фактор. Можно предположить, что и в последующем роль этого фактора будет ослабевать, если иметь в виду его совокупное влияние, однако роль отдельных его составляющих - полезных ископаемых, флоры, фауны, водных ресурсов, пр. - может быть весьма значительной.
5. Большое значение для хозяйственной эволюции имеет фактор демографический, прежде всего такие его характеристики, как общая численность населения, его плотность, половозрастная структура, уровень рождаемости, смертности, миграционной мобильности. Русский ученый М.М. Ковалевский утверждал, что рост народонаселения - это вообще главный двигатель народного хозяйства. В целом опыт экономической истории свидетельствует о том, что, по-видимому, существует некоторый оптимальный для данных конкретных условий уровень численности и плотности населения, при котором обеспечиваются наиболее быстрые темпы экономической эволюции, при отклонениях от него темпы роста замедляются, однако в целом недостаток населения действительно представляется более неблагоприятным фактором, нежели его избыток.
6. Многие ученые в качестве важнейшего фактора, влияющего на хозяйственное развитие, выделяют психологию людей, их субъективные оценки хозяйственной реальности, личные мотивы деятельности, состояние нравственности.
Другие ученые подчеркивают важность такого фактора, как национальная психология, система правовых отношений, религиозные воззрения. Безусловно, важную роль играет экономическая политика государства.
Варианты периодизации экономической истории
К числу центральных проблем историко-экономической науки относится проблема периодизации экономической истории (истории мировой экономики).
Периодизация - это установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества.
Установление этапов развития является важнейшей научной проблемой, поскольку в основу их выделения должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих. На начальном этапе развития историко-экономической науки большинство ученых однозначно отвергли периодизацию, разработанную гражданскими историками, поскольку в ней в качестве критериев периодизации принимались факторы, лежащие вне производственной сферы. И только постепенно в установлении этапов развития историки-экономисты стали учитывать показатели, связанные с социально-экономическим прогрессом, формами хозяйства, стадиями развития, различающимися достигнутым уровнем производительных сил, и т.д.
За время существования историко-экономической науки разработано множество вариантов периодизации хозяйственной истории человечества.
В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме:
• экономическая история человечества трактуется как восхождение от низшего к высшему;
• теории исторического круговорота;
• теории цивилизаций.
К первой группе теорий относится, в частности, концепция русского просветителя XVIII в. С. Е. Десницкого, который, исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни, выделил стадии: собирательства, скотоводства, земледелия и коммерческого состояния общества.
Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию экономической истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (период древности), средиземноморский период (Средневековье), океанический период (Новое и Новейшее время).
Германский ученый К. Бюхер, проанализировав длину пути, который проходит продукт (услуга) от производителя до потребителя, выделил стадию замкнутого домашнего хозяйства, где каждый производит сам для себя все необходимое; стадию городского хозяйства, где производитель работает на заказ; и стадию народного хозяйства, где производитель работает на неизвестный рынок.
Б. Гильдебранд, используя явления обмена, купли, продажи, выделил три последовательные стадии: натуральное, денежное, а затем кредитное хозяйства.
Американский ученый У. Ростоу - автор концепции "стадий экономического роста", которую он разработал в 60-е годы XX в. Он считает, что вся история укладывается в пять фаз: 1) традиционное общество, для которого характерно применение ручного труда, развитие сельского хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технике-экономической эволюции; 2) период создания условий для сдвига. Движущими силами, подготовившими общество к сдвигу, было развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное хозяйство; 3) стадия сдвига, или промышленного переворота, с быстрым развитием отдельных отраслей промышленности и заменой ручного труда на машинный; 4) стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства; 5) стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления. Однако в 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией, на которой общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Этот ученый считает, что он дал теорию экономической истории в целом, которая является современной альтернативой марксизма.
К. Марксом была разработана формационная теория. В ней за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития: первобытнообщинную (от возникновения человека до IV тыс. до н. э.), рабовладельческую (IV тыс. до н. э. - V в. н. э.), феодальную (V-XVII вв.), капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих странах), коммунистическую.
Эти стадии получили название общественно-экономических формаций. В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений. Таким образом, экономическая история человеческого общества предстает как процесс возникновения, развития и смены способов производства. Способ производства - это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время получили распространение подходы к периодизации под воздействием научно-технической революции. Примерами могут быть такие схемы: доиндустриальное общество - индустриальное - постиндустриальное (Д. Белл, А. Турен и др.), а также аграрная - индустриальная - технотронная цивилизация (О. Тоффлер).
Вторая группа - теорий исторического круговорота стала особенно популярной в историке-экономической литературе в последние 60-70 лет, хотя первые из них были созданы еще в начале XVIII в. Так, итальянец Дж. Вико, выдвинув концепцию исторических кругов, утверждал, что развитие всех народов идет по циклам. В трудах немецкого историка И. Г. Гердера история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. Э. Мейер высказал мысль о том, что история человечества представляет собой ряд замкнутых циклов - например, Древний мир, средневековье - и в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, в любом из циклов можно найти и свободный, и наемный, и принудительный труд.
Третья группа - теории цивилизаций, близко стоящие к теориям циклического круговорота. Цивилизационный подход строится на анализе внутренних особенностей данной цивилизации: предполагается, что цивилизация характеризуется определенной экономической системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации. Этот принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей его истории.
Идеи о неоднородности человеческого развития высказывались еще античными мыслителями. В XIX-XX вв. появилось много новых теорий цивилизаций, из которых наиболее известными были теории Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Тойнби.
Русский ученый Н. Я. Данилевский считал, что основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип - цивилизация, каждая из которых непрерывно борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах - культурной, религиозной, политической и экономической; эти сферы деятельности всегда были развиты неравномерно - в действительности преобладала какая-то одна, что тормозило развитие народов.
П.А. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира: цивилизации чувственного типа - для них характерно преимущественное чувственное исследование окружающей действительности; цивилизации идеациональные, в которых преобладает рациональное мышление; цивилизации идеалистические, в которых господствует интуитивный тип познания. От типа цивилизации зависит и собственно история данной цивилизации и ее экономика.
По мнению английского ученого А. Тойнби, всемирная история есть просто сумма глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии - зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и погибает. Цивилизации, соприкасаясь, не могут не влиять друг на друга, однако это воздействие не является настолько сильным, чтобы принципиально изменить характер данной цивилизации: систему хозяйства, повседневный уклад жизни, особенности национального менталитета - то, что и составляет самобытность каждой культуры. Он выделил тринадцать основных цивилизаций,, из которых пять цивилизаций - великие. Наиболее активной из пяти великих цивилизаций, существующих с древности до наших дней, А. Тойнби считал западную, сумевшую оказать наибольшее влияние на другие цивилизации. В число других великих цивилизаций Тойнби включал также дальневосточную (Китай), индусскую (Индия), ближневосточную (исламскую), восточнославянскую (православную). Общее же количество цивилизаций в человеческой истории - около 30, большинство из них погибли, не оказав существенного влияния на развитие человечества. Тойнби полагал, что жизнеспособность цивилизации определяется прежде всего прогрессом в производительных силах и ростом производительности труда, овладением жизненной средой, способностью избегать ситуаций, решение которых не зависит от данного общества, и наличием интеллектуальной элиты - творческого меньшинства: если его нет, то нет и цивилизации.
В арсенале современной цивилизационной теории присутствует также мысль о том, что мировая история в своем развитии прошла следующие этапы: этап локальных цивилизаций (шумерской, эгейской, др.), этап особенных цивилизаций (индийской, европейской), этап глобальной человеческой цивилизации, когда мировое сообщество оформилось и стало выступать как единый целостный организм.
Следует иметь в виду, что в большинстве приведенных вариантов периодизации наблюдается расплывчатость хронологических рубежей, а критерии периодизации затрагивают, как правило, не только сферу производственных отношений, а больше относятся к духовной сфере, поэтому абсолютизировать их нельзя. Для упорядочения и презентации историко-экономического материала наиболее адекватна периодизация по способам производства.
В учебнике "История мировой экономики" выделено в соответствии с общей исторической периодизацией пять эпох: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время и в разрезе этих эпох рассмотрено экономическое развитие ведущих стран. Вместе с тем хронологический и страновой подход увязан с формационным, здесь уделено внимание отличительным особенностям древневосточного ("азиатского способа производства") и античного рабства; феодального способа производства, как строя, сформировавшегося в Средние века; капитализма, т. е. рыночного хозяйства, берущего свое начало от эпохи Великих географических открытий при переходе к Новому времени. Отражены особенности современной стадии развития экономики капиталистических стран. Присутствуют анализ опыта СССР по строительству социалистического общества и этапы развития мировой системы социализма.
Что дает знание истории мировой экономики
Итак, экономическая история (история мировой экономики) - фундаментальная экономическая наука. Без соответствующего развития этой науки невозможно развитие экономической теории. Уместно напомнить, что Ф. Энгельс называл К. Маркса человеком, "теория которого представляет собой результат длившегося всю его жизнь изучения экономической истории и положения Англии ...".
Без знания этой дисциплины нет высокообразованного, широкомыслящего компетентного экономиста, понимающего суть экономических процессов и причин успехов или неуспехов хозяйственного развития той или другой страны в конкретную историческую эпоху.
Изучивший экономическую историю будет знать, почему, например, Голландия, будучи образцовой капиталистической страной в XVII в., уже в XVIII в. отошла на второй план. Или почему Англия, классическая страна первоначального накопления капитала и бывшая мастерской мира в середине XIX в., в конце этого же столетия пропустила вперед США - страну с колониальным прошлым, с использованием непроизводительного труда рабов, а также Германию, где феодализм задержался значительно дольше, чем в Англии, Голландии, Франции.
Знание экономической истории позволяет видеть в развитии и сравнении такие важнейшие социально-экономические явления и процессы, как эволюция систем землепользования и землевладения, развитие форм организации промышленного производства, становления денежной системы и системы налогообложения и др.
Знание экономической истории - это понимание того, что сложившиеся в ту или иную эпоху формы собственности, производственные отношения, экономические категории, экономические показатели, хозяйственный механизм находятся в постоянном движении, не остаются неизменными, они исторически преходящи и подлежат обязательному устранению, замене, преобразованию при переходе от одной ступени к другой.
Знающий экономическую историю увидит и оценит непрерывающуюся линию восхождения человеческого общества от первой экономической революции, когда в первобытную эпоху возникло производящее хозяйство, прохождения этапа промышленной революции, повлекшей формирование индустриальной цивилизации, до осуществления второй и третьей научно-технических революций, проложивших дорогу к постиндустриальному, информационному обществу.
Знающий экономическую историю поймет альтернативность (многовариантность) экономического развития - ни одна страна не копировала слепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных, социальных, исторических возможностей, а также эффективности экономической политики государства. Яркие тому примеры: решение аграрного вопроса в ходе буржуазных революций; особенности промышленного переворота по странам; ход монополизации; варианты выхода из экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великой депрессии); модели возрождения национальной экономики после Второй мировой войны и др.
Изучение истории мировой экономики особенно важно потому, что эта наука имеет большое практическое значение - не зная прошлого, нельзя шагать правильно в будущее. Для выработки философии экономического развития (т. е. направления экономической политики) необходимо глубокое изучение прошлого, в значительной мере, хотя и недостаточно обобщенного историко-экономической наукой. Представляется, что неудача осуществляемых в нашей стране реформ во многом объясняется полным незнанием нашими преобразователями экономической истории человечества, его хозяйственного опыта и отклика на экономические явления и процессы историко-экономической науки. Примеры: применение монетаристской модели в условиях наличия одной формы собственности (государства), отказ от государственного регулирования экономики, хотя уже в начале XX в. саморегулирование в капиталистических странах было отвергнуто; либерализация всего, в том числе внешнеэкономических отношений без обеспечения воспроизводственного процесса внутри страны, хотя все страны в период становления экономики прибегали к протекционизму, и пр.
Вопросы для повторения
1. Что изучает история экономики?
2. Какие этапы прошла в своем развитии историко-экономическая наука?
3. Назовите основные факторы экономического развития.
4. Охарактеризуйте варианты периодизации экономической истории.
1. Первобытная эпоха и Древний мир
1. Экономика первобытного общества
Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт. 1) Это самый длительный в истории человечества период - от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы. 2) В изучении истории первобытного общества очень много "белых пятен", спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей - письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди - указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный (оценки колеблются от 200 до 35 тыс. лет до н. э.). Неясно также, где и почему возникли люда. Спорным является вопрос о хозяйственно-культурных типах и времени их возникновения.
Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей - эволюции форм собственности.
Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшней день, и не может претендовать на абсолютную полноту.
1.1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада
Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в то время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный быт пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, обезьян.
Какими хронологическими границами датируется эта эпоха? Дата начала антропогенеза - становления человека и человеческого общества - в 2,5 млн лет является наиболее реалистичной. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.
Питекантроп
В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочке был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека, да и от сменивших его пралюдей прежде всего строением черепной коробки. Мозг питекантропа имел объем 900 см3, череп сохранил много обезьяньих признаков: малую высоту, примитивную структуру, сильно развитый надбровный валик. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.
Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево и кость, а кроме того, валуны и гальку, подвергнув их примитивной обработке: сколы на камнях еще не обнаруживают какой-либо регулярности. Питекантропы в своей деятельности также применяли так называемые эолиты - камни, расколотые природными силами. Именно камень становится основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго - вплоть до IV-Ш тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап - ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.
Вопрос о местах обитания питекантропа связан с проблемой прародины человечества. В качестве наиболее вероятных территорий исследователи указывают на Центральную и Южную Африку и Центральную Азию и исключают гипотезы о возникновении человечества в Австралии и Америке, которые вообще не входили в зону расселения высших приматов. По-видимому, отдельные группы питекантропов жили в условиях относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.
Повседневная жизнь питекантропов во многом была похожей на жизнь их непосредственных предшественников - австралопитековых обезьян - и те, и другие вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей - рыбу ловили руками. Они кочевали - так легче было найти пропитание, жили небольшими группами в 25-30 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.
Синантропы
Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившийся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Как и питекантроп, синантроп был среднего роста и плотного телосложения, а объем его мозга составлял в среднем 1050 см3. Предполагают, что синантроп уже был способен к звуковой речи.
Более сложной стала трудовая деятельность синантропа по сравнению с деятельностью питекантропа. Каменные орудия более разнообразны, хотя и не имели еще полностью устойчивой формы. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки.
Синантроп научился охотиться на таких крупных животных, как олени, дикие лошади и носороги. Синантропы жили в пещерах, а также научились строить наземные жилища. Постройки, сложенные из бревен и ветвей деревьев, покрывались шкурами животных и могли достигать значительных размеров - до 15 м в длину и до 6 м в ширину. Синантропы вели кочевой образ жизни, предпочитая в качестве мест обитания берега рек и озер.
Добывание огня все еще не было известно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд. В их жилищах имелись очаги, выложенные камнем, в которых днем и ночью горел костер. Если же он гас, то это становилось для древних людей настоящей трагедией - шансы выжить у них резко падали. Добыча огня становилась важнейшей хозяйственной задачей, а борьба за огонь - частой причиной конфликтов и войн между соседними человеческими коллективами.
Неандертальцы
Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Неандертальцы были небольшого роста (средний рост мужчины составлял 156 см), ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Объем мозга у некоторых неандертальских форм был больше, чем в среднем у современного человека. Однако структура мозга продолжала оставаться относительно примитивной: слабо были развиты лобные доли, важные для функции мышления и торможения. Таким образом, способность к логическому мышлению у неандертальцев была ограничена по сравнению с современным человеком, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью, часто приводившей к ожесточенным конфликтам и столкновениям.
Каменные орудия, которые изготовляли неандертальцы, - рубила, острия, проколки, сверла, отщепы - просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Основными ее приемами было стесывание и разбивание камня, для чего использовались кремень, песчанник, кварцы, вулканические породы. Каменная техника, однако, постепенно совершенствуется, а сами орудия принимают более правильную форму: лезвия делаются более прямыми и острыми, а сверлы - более тонкими и крепкими. Рубила значительно уменьшились в величине (с 20 до 5 см в длину), появились новые, ранее неизвестные орудия труда - скребла и шилья. Еще одним достижением неандертальца было изобретение составных орудий: часть орудия могла быть выполнена из камня, часть - из кости или дерева.
Усложнялись и другие компоненты материальной культуры. Удачно расположенные и удобные навесы и пещеры занимались под постоянное жилище - они могли использоваться на протяжении жизни нескольких поколений. В открытых местах строились конструктивно сложные наземные жилища.
Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте.
Собирательство требовало больших затрат времени, а пищи давало мало, и в основном малокалорийной. Ловля рыбы требовала исключительной внимательности, быстрой реакции и сноровки и не давала больших объемов добычи.
Охота была наиболее эффективным источником получения столь необходимой для человеческого организма мясной пищи.
Объектами охоты в зависимости от сферы обитания пралюдей были гиппопотамы, слоны, антилопы, дикие быки (в тропической зоне), кабаны, олени, зубры, медведи (в северных областях). Охотились также на таких крупных животных, как мамонт и шерстистый носорог. Охота требовала мужества, выдержки, знания привычек зверя, она была чрезвычайно опасна и невозможна в одиночку.
Неандертальцы устраивали ловчие ямы и использовали загонный метод, в котором участвовали все взрослые мужчины общины. Вот почему именно охота была той формой трудовой деятельности, которая в наибольшей степени стимулировала организованность коллектива неандертальцев. Таким образом, охота, являясь самой прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определила развитие первобытного общества.
Любая добыча - будь-то мясо, рыба, злаки, плоды, моллюски или насекомые - принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было, по-видимому, равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту. Если еды было мало, то в первую очередь ее получали охотники. В экстремальных ситуациях практиковались убийства детей и стариков. В наиболее уязвимом положении находились новорожденные девочки. Факт каннибализма у неандертальских племен считается неоспоримо доказанным. Такое поведение неандертальцев ученые объясняют их огромной агрессивностью и господством звериных инстинктов, что было неизбежным следствием их физиологических особенностей - строения черепа и мозга. Бесконечные кровавые конфликты в неандертальских группах, а также тяжелые условия жизни не позволяли неандертальцам доживать до старости, большинство их погибало в молодом возрасте. Однако все же постепенно численность их увеличивалась, и они расселялись по всей Европе, Азии и Африке, занимая гораздо большую территорию, чем раньше питекантропы и синантропы.
1.2. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита
Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита - примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э.
Возникновение человека современного типа
Средний палеолит открывается событием исключительной важности для всей мировой истории - на Земле возник "человек разумный", Homo sapiens. Это произошло в Северной Африке или Передней Азии. Биологи, изучая гены живущих сейчас людей в разных регионах мира, относящихся к разным народам и даже расам, установили, что все люди ведут свое происхождение от одного общего корня - первой на Земле пары людей современного типа, "Евы" и "Ацама". Версии о причинах появления "Евы" и "Адама" высказываются самые разные и часто невероятные - от влияния радиации до вмешательства пришельцев; ни одна из гипотез не доказана. Однако внешние характеристики этого события учеными изучены довольно подробно.
Кроманьонский человек (так принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) существенно отличался от неандертальца. Средний рост мужчины-кроманьонца составлял 180 см, кости его были намного тоньше, чем у его предшественников, физически кроманьонц был слабее мощного и выносливого неандертальца. Зато усовершенствовалось строение черепа: увеличилась высота черепной коробки, выпрямилась лобная кость, появился подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца, как и современных людей, составлял около 1400 - 1500 см3. В современной толпе кроманьонец ничем бы особенным не выделялся, и даже узоры папилярных линий у него на пальцах были такими же, как у нас. Мозговые извилины у первых разумных людей были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.
Хозяйство среднего палеолита
Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать - это было заложено в самой природе человека разумного. Важнейшими факторами явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать его.
Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанном в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Огонь добывался трением двух кусков древесины или высеканием искры из кремня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни.
Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.
Итак, в период среднего палеолита на земле параллельно существовали два вида людей - тупиковый, представленный неандертальцами, и перспективный, представленный кроманьонцами; по всей видимости, они взаимно истребляли и скрещивались друг с другом. Постепенно потомки "Евы" и "Адама" вытесняют своих предшественников. Эра неандертальцев близилась к завершению - в конце среднего палеолита их костры погасли.
Обработка камня в конце каменного века
Народонаселение позднего палеолита
40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика и составляла примерно 0,1 человека на 1 км2. И хотя к этому времени человек заселил уже большую часть земной суши, вся численность населения мира вряд ли превышала 2 - 4 млн. человек.
Рост народонаселения резко ограничивали полная опасностей жизнь и тяжелый повседневный труд. Длительные голодовки приводили к высокой смертности среди детей и стариков. Ранние браки девочек становились частой причиной бесплодия, и обычным было безбрачие части молодых мужчин из-за многоженства стариков. Наконец, существовала практика сознательного ограничения рождаемости, когда интервал между рождениями составлял не менее трех лет. Если дети рождались чаще, их убивали. Нередко убивали также одного из близнецов.
Матриархат
В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключалась не в том, что во главе рода стояли женщины, как еще недавно полагали ученые, а в том, что в условиях группового брака, характерного для этого периода, счет родства можно было вести только по женской линии. Таким образом, материнский род - это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.
Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам - мужчинам 40-50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве. Формально их власть, конечно, не опиралась на законы - их еще просто не было, но фактически редко случалось, чтобы к советам вождей не прислушивались, а их приказы не выполнялись.
В период позднего палеолита уже существуют первые в истории человечества общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода - экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестко.
Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. На стоянках во время кочевий мужчины и женщины располагались поодаль, и контакты между ними ограничивались. Переход из детской во взрослые группы не был простым и сопровождался специальными обрядами - инициациями, как правило, мучительными и опасными, особенно для мальчиков.
Хозяйственная деятельность
<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>