<< Пред. стр. 15 (из 18) След. >>
Предприятия трубопрокатного производства в 1902 г. объединились в синдикат "Трубопродажа". Проволочные и гвоздильные предприятия сформировали синдикат "Гвоздь". В цветной металлургии крупнейшей монополистической организацией было акционерное общество "Медь", завоевавшее монопольное право на продажу и покупку продукции меднопрокатных заводов. Высокий уровень монополизации был в машиностроении, где действовали объединения "Продпаровоз", "Продвагон" (контролировал около 100% производства вагонов). В нефтяной промышленности 80% общероссийской продажи керосина контролировал картель "Нобельмазут". "Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна" ("Продуголь", возникшее в 1904 г.) объединило 75% добычи угля Донбасса, а затем установило контроль над объединениями, реализующими каменный уголь в Сибири, Польше, на Урале.В военной сфере действовала группа монополистических объединений, занятых производством артиллерийских снарядов, башенных установок для военных кораблей. Создавались монополистические союзы и в легкой промышленности, объединившие петербургские и лодзинские хлопчатобумажные, полотняные, джутовые и другие предприятия.
В первое десятилетие XX в. процесс монополизации затронул фактически все отрасли промышленности, синдикаты господствовали на внутреннем рынке и искали пути выхода на внешний рынок. На 1 января 1909 г. в 45 отраслях промышленности насчитывалось 140 монополистических союзов.
В годы экономического подъема 1909-1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение монополистических объединений высшего типа - трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства. Для монополистических объединений высшего типа были характерны:
1) руководящая роль банка;
2) участие предприятий в решении вопросов о распределении пакетов акций;
3) учреждение дочерних предприятий;
4) сохранение формальной самостоятельности входивших в объединение предприятий.
Процесс образования трестов был наиболее активным в тяжелой промышленности. При организации монополистических объединений в этой отрасли принимали участие правительственные круги.
Усиление роли банков
Процесс образования монополистических союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как между иностранным и русским финансовым капиталом, так и между русскими банками. Борьба завершалась возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческие банки.
В состав Русско-Азиатского банка входил военно-промышленный концерн во главе с объединением "Общество Путилов-ских заводов", "Товарищество Невского судостроительного и механического завода", "Общество тульских чугуноплавильных заводов", нефтяные тресты А.И. Манташева, С.Г. Лионозова и товарищество "Нефть". Помимо этого под контролем Русско-Азиатского банка находились крупные транспортные, машиностроительные, горно-рудные и каменноугольные предприятия. Основные капиталы этих обществ составляли 85 млн. руб.
Установив контроль над рядом промышленных предприятий, Петербургский международный коммерческий банк создал две монополистические группы - "Наваль-Руссуд" и "Коломна-Сормово". "Наваль-Руссуд объединила судостроительные заводы: "Русское судостроительное общество" и "Общество николаевских судостроительных заводов", осуществлявшие военное судостроение для Черноморского флота, "Коломна-Сормово" сосредоточила монополии из судостроения в бассейне Волги.
Сращивание промышленности и банков и развитие высших типов монополистических объединений были характерны и для других отраслей промышленности.
Финансовая олигархия
Предвоенный промышленный подъем стал важным этапом складывания финансового капитала в стране. Происходят изменения в системе финансирования промышленности. Государство поощряет кредитование промышленности российскими банками. Сумма вкладов в кредитной системе составила к 1913 г. 4,7 млрд. руб., что позволяло удовлетворить потребности в кредите за счет внутреннего рынка. В то же время в стране набирают силу финансовые группировки, которые стремятся выйти из-под контроля государства, более того, использовать его в своих интересах.
С 1908 по 1913 гг. число банков в России возросло вдвое и составило 2393, а их ресурсы - 7 млрд. руб. Крупнейшими учреждениями кредитной системы были Государственный банк и акционерные коммерческие банки, которые к 1914 г. сосредоточили 70% всех вкладов и текущих счетов. Инвестирование Государственным банком промышленных предприятий не всегда было коммерческой операцией, приносящей прибыль. Часто он выделял ссуды предприятиям и акционерным коммерческим банкам, испытывающим трудности. В годы промышленного подъема 1909-1913 гг. Государственный банк расширил кредитование товарооборота, хлебной торговли. Подчинявшийся Министерству финансов Государственный банк являлся орудием политики государства и способствовал складыванию тенденций государственно-монополистического капитализма.
В пяти крупнейших петербургских банках была сосредоточена почти половина ресурсов и активных операций всех акционерных банков. К 1914 г. удельный вес 12 крупнейших банков в свободном балансе акционерных банков достиг 80%. Из посредников акционерные банки превращались в монополистов денежного рынка. Наиболее крупными монополистическими банковскими группами были Русско-Азиатский банк, Международный банк, Азовско-Донской банк.
В условиях экономического кризиса начала XX в. усилился процесс сращивания банковского капитала с промышленным. В состав правлений промышленных предприятий стали входить представители банков, которые подчиняли себе не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Под влиянием банков оказались металлообрабатывающая, нефтяная, цементная и другие отрасли промышленности. Это влияние закреплялось личной унией. Так, директора и члены правлений восьми петербургских банков входили в правления более чем 200 промышленных предприятий, а крупные промышленники избирались в правление банков. Руководители крупнейших банков А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, В.А. Каменка и другие входили в правления многих промышленных предприятий. Результатом сращивания финансового и промышленного капиталов было образование финансовой олигархии.
Иностранный капитал в России
Возрастание роли банков в хозяйственной капитал в России жизни вызвало широкое наступление иностранного капитала европейских стран на финансовую систему России. К 1914 г. 45% акционерного капитала десяти крупнейших коммерческих банков страны составлял иностранный капитал. Это позволяло иностранным инвесторам расширять сферу своего влияния в экономике России, проникать во многие отрасли промышленности, в том числе и в военную. Происходило переплетение интересов русского и иностранного капитала, что привело к созданию ряда международных монополистических объединений ("Русская генеральная нефтяная корпорация" и др.). Хотя приток иностранного капитала в русские банки и промышленность усилился, но его удельный вес в общей сумме основного капитала в стране уменьшился.
Основным направлением иностранных капиталовложений была тяжелая промышленность. Французские и бельгийские капиталы проникали в металлургическую и угольную промышленность Юга. В нефтяной промышленности видное место занимали английский трест "Ойл" и англо-голландский трест "Ройял дачт шелл". Германские капиталы направлялись в тяжелую промышленность Польши и Прибалтики и в возникшие в России дочерние предприятия химической и электротехнической промышленности. Основанные с участием иностранного капитала предприятия становились частью российской экономики.
32.3. Развитие сельского хозяйства
Достигнутый уровень экономического развития не позволял России успешно конкурировать с передовыми странами. С 1905 г. приоритетным направлением экономического развития страны становится сельское хозяйство. В начале XX в. Россия продолжала оставаться аграрной страной. В общем объеме производства сельское хозяйство занимало доминирующее место. Три четверти населения было занято в сельскохозяйственном производстве. Крестьянство было самым многочисленным сословием, его доля в социальной структуре российского общества составляла 84%.
Сельское хозяйство в большой степени определяло жизненный уровень населения. Поэтому без успешного решения проблем сельского хозяйства интенсивное развитие страны не представлялось возможным. В сельскохозяйственном пользовании находилось 469,4 млн. десятин земли. Распределение по различным регионам страны было неодинаково. Например, по 11 районам Европейской России земля распределялась следующим образом: государственные, удельные, церковные и учрежденческие земли - 39,1%, надельные земли - 35,1% и частновладельческие - 25,8%.
Собственники земли
К началу XX в. помещики лишились 1/10 части земли, но по-прежнему оставались основными собственниками земли. 30 тыс. дворянских семей в среднем владели по 2333 десятины земли. Всего в руках крупных землевладельцев находилось 70 млн. десятин, что составляло 25% всей учтенной земли. С 1906 по 1916 гг. помещиками было продано крестьянскому банку 9,5 млн. десятин земли, а 8,8 млн. десятин заложено в дворянском банке. Тем не менее помещикам принадлежали огромные земельные владения. По централизации земли в собственности отдельных лиц Россия занимала первое место в Европе. Крупные латифундии были очагами концентрации капитала в земледелии и носителями полукрепостнической эксплуатации крестьянства. Помимо дворянства частную собственность на землю имели крестьяне, купцы и мещане. Частновладельческие хозяйства выступали как фермерские и имели возможность использовать сельскохозяйственные машины, искусственные удобрения, применять наемный труд.
Расслоение крестьянства
В общинном и подворном владении крестьян было 137 млн. десятин земли. Из них 64 млн. десятин приходилось на 2,1 млн. богатых крестьянских дворов, а другая часть, 73 млн. десятин - на 10,5 бедных крестьянских дворов. В силу естественного роста населения резко сокращался размер душевого крестьянского надела. Если в конце XIX в. он составлял в среднем 3,5 десятин на душу, то в 1905 г. - 2,6 десятин. 53,5 млн. крестьян имели надел от 1 до 1,75 десятин земли на душу. Возрастала по объему покупка земли крестьянами. Вместе с тем к 1905 г. лишь 490 тыс. крестьянских дворов купили землю. Зажиточная часть крестьянства сосредоточила 3/4 покупной земли. Большинство же крестьянских дворов приобретало мелкие участки земли, что не намного расширяло их наделы. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещиков. Крестьяне-бедняки зачастую не могли возместить стоимости вложенного труда по обработке арендованной земли. Росли долги крестьян. По данным Министерства финансов, долги лишь по выкупным платежам могли быть погашены в 30-х годах XX в.
Шел процесс расслоения крестьянства. Происходило вымывание среднего крестьянства, из которого, с одной стороны, выделялось зажиточное крестьянство, с другой, - более широкий слой крестьян-бедняков, уходивших в поисках заработка в город или в помещичьи хозяйства. В конце XIX в. насчитывалось 3,5 млн. сельскохозяйственных рабочих. Численность их постоянно увеличивалась. Труд сельскохозяйственных рабочих оплачивался низко, продолжительность рабочего дня не была определена. В неурожайные годы оплата труда батраков резко снижалась.
Условия, в которых находилось крестьянское хозяйство, давали возможность помещикам обрабатывать землю дешевым трудом крестьянина, сдавая ему землю в аренду или предоставляя ссуду. Аренда выступала в денежной, испольной и отработочной формах. Арендная плата составляла 81% чистого дохода с одной десятины земли. Ежегодно крестьяне выплачивали за арендованную землю сотни миллионов рублей. Поэтому большинство помещиков не стремилось к перестройке своих хозяйств на капиталистический лад. Урожаи были низкими, особенно в хозяйствах основной массы крестьян. Так, урожайность пшеницы в различных странах составляла: в России - 55 пудов с десятины, в Германии - 157, в Бельгии - 168. Примерно такая же картина была по другим культурам.
Рост сельскохозяйственного производства происходил медленно и экстенсивным путем. В начале XX в. общая посевная площадь в 62 губерниях увеличилась с 81,2 млн. десятин до 138,0 млн. десятин за счет освоения земель Заволжья, южных степных районов, Северного Кавказа, Казахстана и Сибири. Вывоз сельскохозяйственной продукции увеличился в денежном выражении с 701 млн. руб. в 1901-1905 гг. до 1126 млн. руб. в 1911-1913 гг.
Сельское хозяйство было подвержено общим тенденциям экономической жизни российского общества, развитие сельского хозяйства находилось в теснейшей связи с развитием промьшшенности.
Капитализация сельского хозяйства
Сельское хозяйство подверглось капитализации, которая осуществлялась главным образом под влиянием роста цен на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках. О развитии капитализма в сельском хозяйстве свидетельствовала тенденция роста производства, расширения его товарности. К 1905 г. 47% всего товарного хлеба производилось в помещичьих хозяйствах, в крестьянских - около 50%. Кулацкие хозяйства, составлявшие 1/6 часть крестьянских дворов, давали 38% валового сбора зерна.
По производству зерновых культур Россия занимала первое или одно из первых мест в мире. В мировом производстве хлеба в 1913 г. на долю России приходилось более 1/2 ржи, более 1/4 пшеницы и овса, около 38% ячменя.
Увеличились посевные площади и сбор урожаев по техническим культурам. С 1909 по 1913 гг. сбор картофеля увеличился на 124,4%, льна-волокна - на 133,9%, свекловицы - 158,7%, табака - 161,7% подсолнечника - 205,4%. Значительным был рост валовой продукции свеклы в Курской, Харьковской губерниях, при этом посевы и сбор особенно возросли в крестьянских хозяйствах. В 1911 г. переработку свеклы производил 281 завод, а в 1913 г. - 293.
Хлопкоочистительный завод в Туркестане
Подавляющая часть помещичьих хозяйств (80,6%) применяла наемный труд. Чем крупнее было хозяйство, тем выше был процент применения наемного труда. Хозяйства с размером земли более 5000 десятин полностью основывались на наемном труде. Возникали образцовые хозяйства с большей площадью земли, организованных по-капиталистически и специализирующихся на производстве зерна. Такие хозяйства формировались в степых губерниях Юга и Заволжья, окончательно определившихся как регионы производства хлеба для вывоза на внешний рынок. Центральные, северные и прибалтийские районы специализировались на производстве мясного и молочного скотоводства. Земли северо-западных губерний были заняты под посевы льна, Центрально-Черноземная зона и Украина стали районами производства сахарной свеклы. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка. Посевы хлопчатника с 1907 по 1914 гг. возросли с 342 до 508 тыс. десятин, а сбор хлопка - с 18 до 29 млн. пудов. В 1913 г. среднеазиатский хлопок удовлетворял 55% потребности российской промышленности.
О развитии капиталистических отношений в деревне свидетельствовал рост кооперативного движения. С 1900 по 1914 гг. число различных кооперативов возросло в 18 раз и составило 12165. Кооперативы способствовали укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, его интенсификации и реализации сельскохозяйственной продукции.
Однако в целом сельское хозяйство было отсталым. Сельскохозяйственных машин, искусственных удобрений применялось мало и лишь в передовых помещичьих хозяйствах. Были примитивными и методы обработки земли, деревенская борона и соха оставались самыми распространенными орудиями в сельскохозяйственном производстве. В 1910 г. насчитывалось 7,9 млн. сох, 5,7 млн. деревянных борон и 3 млн. деревянных плугов. Возросло число безлошадных и однолошадных крестьянских хозяйств. В 1912 г. они составляли 8,4 млн. хозяйств (в 1900 г. - 5,6 млн. хозяйств). Снижалось потребление хлеба на душу населения. 1911 год был неурожайным - голодали 30 млн. крестьян. Все это обусловливало низкую урожайность, общую отсталость страны и социальное напряжение в обществе. В начале XX в. активизировалась борьба крестьянства против помещиков за землю. В ходе революции 1905-1907 гг., несмотря на противоречия между различными слоями крестьянства, оно выступило единым фронтом против помещичьего землевладения и полукрепостических порядков.
Аграрная реформа П.А. Столыпина
С 1905 г. в политике царского правительства усиливается внимание к аграрному сектору хозяйства. Но в правительстве не было единого подхода к аграрному вопросу. Министр внутренних дел В.К. Плеве, выражавший настроение реакционного дворянства, стоял за сословную обособленность крестьянства, неприкосновенность сельской общины, в сохранении которой длительное время было заинтересовано государство. Оно использовало общину для гарантированного взимания платежей. С.Ю. Витте считал необходимым создание более благоприятных условий для развития капитализма в деревне.
После 1905 г. стало очевидно, что дальнейшее осуществление охранительно-попечительной политики государства в деревне невозможно.
Взял верх курс на создание "крепкого единоличного собственника", направленный на сохранение господства помещиков. От политики общинного землевладения царское правительство перешло к разрушению общины, закреплению земли в частной собственности крестьянина и созданию хуторского и отрубного хозяйства. Помещичья собственность на землю оставалась в неприкосновенности. Разработчиком и исполнителем новой аграрной реформы был председатель Совета Министров России П.А. Столыпин, пытавшийся осуществить радикальные преобразования в сельском хозяйстве.
Начало реформе положил указ императора от 9 ноября 1906 г., который после обсуждения в Государственной думе, Государственном совете и утверждения 14 июня 1910 г. императором стал законом. Закон был дополнен постановлением, по которому все общины, где не было переделов земли в течение последних 24 лет, считались перешедшими к наследовательно-участковому владению, а участки, находящиеся в пользовании крестьян, становились их личной собственностью. 29 мая 1911 г. был принят закон о землеустройстве, призванный ускорить разрушение общины.
"Пока крестьянин беден, - считал П.А. Столыпин, - пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится насильно в тисках общины - он останется рабом и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы".
Проведение закона в жизнь возлагалось на созданные губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоявшие из чиновников, земских гласных и крестьян.
В соответствии с законом "каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части из означенной земли". Закон содержал положение об образовании отрубного и хуторского хозяйства.
Вышедшие из общины крестьяне имели право свести все свои наделы в один отруб и перенести из него свои жилые и хозяйственные постройки, образуя хутор.
Столыпин подчеркивал, что "мелкий земельный собственник... трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток".
С 1905 по 1916 гг. из общины выделилось около 2,5 млн. домохозяев, (включая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, из которых выход был обязателен), что составляло 22% всех крестьянских хозяйств, владевших 14% всей общинной земли. Общину покидали зажиточные крестьяне и крестьяне-бедняки, которые были заинтересованы в закреплении за собой земельной собственности с целью ее дальнейшей продажи 1,2 млн. домохозяев, или 60% выделившихся из общины и владевших 8,8% всей надельной земли, свои участки продали. В 1915 г. фермерские хозяйства составили лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств. Это свидетельствовало о том, что создать слой крестьян-фермеров и разрушить устаревшую общину, мешавшую развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, не удалось, тем более, что в подавляющем большинстве выход из общины ограничивался закреплением в личную собственность надельной и усадебной земли.
Землеустройство крестьянской надельной и частной земли
Другой составной частью столыпинской аграрной реформы, призванной разрушить общину, было массовое переселение крестьян из внутренних губерний за Урал. Эта мера позволяла снять напряженность в обеспечении землей крестьян в Центральной части России, способствовала освоению новых земель, развитию капитализма. Вначале переселенческая политика осуществлялась достаточно активно. В 1907-1909 гг. число переселенцев составило 1,708 млн. чел., но в последующие годы темпы снизились. Переселенцы получали денежное пособие в сумме 200 руб. на семью, участок земли из расчета 15 га на главу семьи и 15 га на остальных членов семьи. Всего же в период с 1905-1910 гг. переселилось более 3 млн. чел. Однако переселенцы столкнулись с большими трудностями: немало умерло в пути, другие разорились, третьи по прибытии на место убеждались в том, что обещанные им земли заняты и т. д. Поэтому более 500 тыс., или 17% переселенцев, только из Сибири вернулось назад. В национальных районах России, чтобы расселить переселенцев, отнимали землю у коренного населения.
При всех своих недостатках политика переселения имела прогрессивное значение: было освоено более 30 млн. десятин пустующих земель, появились тысячи сел и деревень, созданы кредитные, сбыто-снабженческие кооперативы. В 1907 г. был образован Союз сибирских маслодельных артелей, а в 1912 г. - кооперативный Московский банк, выполнявший не только финансовые функции, но и функции координатора деятельности местных кооперативов.
Инструментом реализации столыпинской реформы была осуществляемая Крестьянским банком операция купли-продажи земель. Это усилило процесс перераспределения земли в пользу зажиточных крестьян. Крестьянским банком было куплено более 5,4 млн. десятин, из которых 77,4% принадлежало дворянам, 14,2% - купцам и почетным гражданам, 1,7% - крестьянам, 7,7% - прочим сословиям. К 1917 г. помещики имели лишь немногим более половины земель, принадлежавших им по положению 1861 г. К 1915 г. крестьянами было продано около 4 млн. десятин надельной земли. Землю продавали крестьяне, порывающие с сельским хозяйством и устремляющиеся в город в поисках работы, а также переселенцы.
Столыпинская аграрная реформа была прогрессивной: она заменяла отжившие, полукрепостнические хозяйственные структуры новыми, дающими возможность интенсивному развитию капитализма в сельском хозяйстве.
32.4. Экономика России в годы Первой мировой войны
Трудности военного времени
Война предъявила колоссальные требования к экономике воюющих стран и выдвинула проблему ее перехода на военные рельсы. Россия, вступившая в Первую мировую войну в августе 1914 г., оказалась недостаточно к ней подготовленной. Уже в начале войны Россия лишилась Польского промышленного района, Прибалтики. До 25% кадровых рабочих были призваны в армию. Неподготовленность России к войне сказалась прежде всего в нехватке вооружения и боеприпасов. Запасы снарядов были израсходованы в первые четыре месяца войны. Для вооружения мобилизованных в 1914 г. не хватало и винтовок. В 1914 г. самодержавие ограничилось мерами по переводу казенных военных заводов на выпуск продукции на полную мощность и выдачей государственных заказов на выпуск вооружения крупным частным предприятиям.
Меры регулирования
Система свободного капиталистического рынка в условиях войны проявила свою неэкономики способность удовлетворять потребности фронта, мирного населения и промышленности. Государство должно было пойти на активизацию своего вмешательства в экономику, установление контроля над частными предприятиями. В начале 1915 г. были образованы специальные государственные учреждения - Особые совещания по обороне, по обеспечению топливом путей сообщения (учреждений, предприятий, работающих на оборону), по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов, по продовольственному делу, по устройству беженцев. Важнейшим было Особое совещание по обороне, руководившее военной экономикой и снабжением фронта.
В работе Особых совещаний наряду с чиновниками министерств принимали участие представители регулирующих государственных органов, Государственной думы, Государственного совета, находившиеся под влиянием монополий и банков. Все это свидетельствовало о сращивании государственного аппарата с капиталом и оформлении государственно-монополистического капитализма.
В целях оказания помощи фронту буржуазией и помещиками были образованы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз, создавшие объединенный комитет - Земгор. Для организации помощи больным, раненым и беженцам были учреждены губернские, уездные, фронтовые и областные комитеты, выполнявшие затем в кустарных и мелких предприятиях заказы военного ведомства на одежду, обувь, обмундирование. Однако из общей суммы заказов в 242 млн. руб. организации Земгора выпустили продукцию всего лишь на 80 млн. руб. В 1916 г. деятельность Земгора была свернута.
Рост производства для фронта. Заказы за границей
Между тем потребности армии имели решающее значение для промышленности. Определенные успехи были достигнуты в прозы изводстве артиллерийских снарядов и патронов, в основном за счет свертывания производства мирной продукции. Основной продукцией машиностроительных, металлообрабатывающих и металлургических предприятий стали орудия, снаряды, мины, колючая проволока и т.д. Переходили на выпуск необходимой фронту продукции и предприятия легкой промышленности. Около 80% продукции текстильной промышленности направлялось на фронт. В годы войны резко возрос объем продукции металлообработки, ее прирост в 1916 г. составил 300%. Продукция химической промышленности увеличилась в 2,5 раза. Особенно возросло производство вооружения и боеприпасов. К концу 1916 г. военную продукцию производили 4500 предприятий, на которых было занято 2,2 млн. рабочих, и 3800 предприятий с 1,6 млн. рабочих. За 1914-1917 гг. отечественной промышленностью было произведено 11,7 тыс. стволов всех орудий, 3,3 млн. винтовок, 65 млн снарядов.
Первый русский танк
Бронеавтомобиль русской армии
Однако нехватка вооружения на фронте оставалась острой, и правительство вынуждено было уже в начале войны обратиться к заказам за границу. Стоимость размещенных заказов в США, Англии, Франции, Швеции, Японии и других странах составила огромную сумму. Заказы лишь военного ведомства обошлись в 3,2 млрд. руб., а внешний долг России за годы войны вырос на 7 млрд. руб. и к концу 1917 г. достиг 11,3. млрд. руб.
Ухудшение общеэкономического положения
Вместе с тем целый ряд отраслей уже в начале войны начал испытывать спад. Общеэкономическое положение страны ухудшалось. Разрушительное влияние войны испытывало сельское хозяйство. Призыв в армию самых трудоспособных мужчин лишил крестьянские хозяйства работников и кормильцев. Посевные площади сократились на 10 млн. десятин. Сбор зерновых сократился с 2,8 млрд. пудов в 1913 г. до 2,2 млрд. пудов в 1916- 1917 гг. Сократилось поголовье лошадей. Падение сельскохозяйственного производства обусловило продовольственный кризис, от которого особенно страдало население крупных городов.
Транспорт не обеспечивал потребности фронта и тыла. Эвакуация из прифронтовых районов в 1915 г. вызвала хаос на железных дорогах. Накапливались неперевезенные грузы, весной 1916 г. для их перевозки требовалось 150 тыс. вагонов, однако решить проблему не удалось. К зиме 1916/1917 гг. транспорт был парализован. Углублялся топливный и сырьевой кризис. Так, зимой 1915/1916 гг. потребности Московского района в топливе удовлетворялись лишь на 46%, Петроградского района - на 49%.
Расстроилась государственная финансовая система. Всевозрастающие расходы на ведение войны (день войны обходился в 50 млн. руб.) правительство пыталось восполнить увеличением выпуска бумажных денег (их выпуск за годы войны увеличился в шесть раз), внутренними и внешними займами и увеличением налогового обложения.
Все попытки оздоровления экономического положения не привели к положительным результатам. Экономика России с ее многочисленными феодальными пережитками оказалась не в состоянии вынести тяжести войны.
Вопросы для повторения
1. Как отразились экономические кризисы начала XX в. на хозяйстве России?
2. Назовите важнейшие факторы предвоенного промышленного подъема в России.
3. В чем заключался процесс монополизации производства? Каковы его последствия?
4. Охарактеризуйте сращивание промышленного и финансового капитала.
5. В чем проявлялась экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран?
6. Какие процессы характеризовали сельское хозяйство России в начале XX в.?
7. Какие процессы свидетельствовали о развитии капитализма в деревне?.
8. В чем заключалась суть столыпинской аграрной реформы?
9. Какие изменения произошли в экономике России в годы Первой мировой войны?
33. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1941 годах
33.1. Революционные преобразования
Октябрьская революция
Осенью 1917 г. в стране назрел общенацио- нальный кризис. 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде произошло вооруженное восстание и к власти пришла одна из радикальных партий - РСДРП(б) со своей программой вывода страны из глубочайшего кризиса. Экономические задачи были определены на VI съезде РСДРП (б) и носили характер не социалистического строительства, а общественно-государственного вмешательства в область производства, распределения, финансов и регулирования рабочей силы на основе введения всеобщей трудовой повинности. В Апрельских тезисах В. И. Ленин подчеркивал: "Не "введение" социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С. Р. Д. за общественным производством и распределением продуктов*.
*Ленин В.И. Полн. coбp. соч. Т.31. - С. 116.
Для практического осуществления государственного контроля была выдвинута задача национализации. Но в понимании В. И. Леншш-национализация не должна была сводиться к конфискации, к изменению форм собственности. "Не в конфискации имущества капиталистов будет даже "гвоздь" дела, а именно во всенародном, всеобъемлющем рабочем контроле над капиталистами и их возможными сторонниками. Одной конфискацией ничего не сделаешь, ибо в ней нет элемента организации, учета, правильного распределения"*.
* Указ соч. Т.34. С.309.
Национализация должна была не нарушать капиталистические хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала под всеобъемлющим контролем трудящихся (прежде всего рабочего класса), вовлекаемых в государственную деятельность. "Недостаточно "убрать вон" капиталистов, надо (убрав вон негодных, безнадежных "сопротивленцев") поставить их на новую государственную службу"*. В переходный период, длительность которого не определялась, предполагалось сохранение товарно-денежных отношений. Однако конкретные исторические условия 1917 - 1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и сопротивлением буржуазии "подстегнули" вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию естественного перехода к социализму и коммунизму.
*Указ, соч. Т.34. С.311.
Меры "красногвардейской" атаки на капитал
Основной задачей первых месяцев Советской власти являлось сосредоточение ко- мандных высот в экономике в руках органов диктатуры пролетариата и одновременно - создание социалистических органов управления. Политику этого периода В. И. Ленин называл "красногвардейской" атакой на капитал, основанной на принуждении и насилии. Именно принуждение и насилие определили специфику рассматриваемого периода. Следует иметь в виду вынужденный характер этой линии, спровоцированной деятельностью буржуазии, потерявшей политическую власть.
В число основных мероприятий данного периода входили национализация банков, проведение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли (22 апреля 1918 г.), организация рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции в соответствии с принятыми накануне Октября программными требованиями партии. Однако фактическое овладение банковским делом потребовало значительных усилий. Чиновниками Министерства финансов саботировались решения Советской власти. Они отказывались выдавать деньги по ордерам, пытались произвольно распоряжаться ресурсами казначейства и банка, предоставляли денежные средства контрреволюции. Поэтому новый аппарат формировался в основном из мелких служащих и привлекаемых кадров из рабочих, солдат и матросов, не обладавших опытом ведения финансовых дел. Тем не менее, "овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля над финансовой стороной деятельности предприятий"*.
* История социалистической экономики СССР. Т. 1. - М.: Наука, 1976. - С. 91.
Еще более сложным делом было овладение частными банками. Фактическая ликвидация дел частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г.
Рабочий контроль
Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля. Проведение рабочего контроля по всей стране встретило активное сопротивление буржуазии. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоянии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. По-видимому, именно саботаж со стороны владельцев частных банков значительно ускорил их национализацию. 27 декабря 1917 г. вышел Декрет ВЦИК о национализации банков.
Органы рабочего контроля возникли еще во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства массами трудящихся, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача "правильно распределить труд". Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение продолжительного периода.
Однако на практике сфера действия рабочего контроля уже в первые месяцы Советской власти форсированно сужалась в условиях начавшейся национализации. 14 (27) ноября 1917 г. принимается "Положение о рабочем контроле". Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд: в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих контролеров. В ноябре - декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах.
Рабочий контроль стал школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. Однако несомненно и то, что рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации. Будущие хозяйственники с первых шагов деятельности усваивали командные, принудительные методы работы, основанные не на знании экономики, а на лозунгах момента.
Национализация и ее этапы
Большевики сознавали необходимость постепенного проведения национализации. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имеющие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения: Обуховский, Балтийский. Однако уже в это время по инициативе трудящихся объявлялись национализированными предприятия местного значения. Примером является Ликинская мануфактура (около Орехово-Зуева) - первое частное предприятие, перешедшее в руки государства.
Понятие национализации постепенно сводилось к конфискации. А это отрицательно сказывалось на работе промышленности, поскольку нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля в масштабе страны.
С начала 1918 г. рабочий контроль и местные органы власти стали действовать решительнее. Национализация промышленности на местах принимала характер массового и стихийно нарастающего движения. Неопытность приводила к тому, что иногда обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия. На этом фоне происходило ухудшение экономического положения в стране. Добыча угля в Донбассе в декабре 1917 г. (67 млн. пудов) была вдвое ниже, чем в начале года. В январе 1918 г. добыто 81 млн. пудов, но в связи с военными действиями на юге резко упал вывоз угля (31 млн. пудов против 75 млн. пудов в декабре 1917 г.). Производство чугуна и стали за 1917 г. сократилось на 24%. Осложнилось положение с хлебом.
Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет Народных Комиссаров (СНК) пойти на централизацию "хозяйственной жизни в общенациональном масштабе". Это наложило отпечаток на характер национализации второго этапа (весна 1918- 28 июня 1918 г.): в ведение государства переходили уже целые отрасли производства, в первую очередь те, где позиции крупного финансового капитала были наиболее сильны. 13 начало мая была национализирована сахарная промышленность, а июне - нефтяная; завершалась национализация металлургии и машиностроения.
К 1 июля в собственность государства перешло 513 крупных промышленных предприятий. 28 июня
1918 г. СНК "в целях решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочею класса и деревенской бедноты" принят Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны. I Всероссийский съезд Советов народного хозяйства (декабрь 1918 г.) констатировал, что "национализация промышленности является в основном завершенной".
В 1918 г. V съезд Советов принял первую советскую конституцию. В конституции указывалось, что "Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Конституция РСФСР 1918 г. провозглашала и закрепляла права трудящихся, права подавляющего большинства населения.
Первая конституция России
Декрет о земле
В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи конфискации помещичьих земель и их национализации. В Декрете о земле, принятом на II съезде Советов на следующий день после победы революции, сочетались радикальные меры отмены частной собственности на землю и передачи помещичьих имений, "равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем" в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами.
Закон о социализации
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли (принят ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г.), определявшего порядок раздела и потребительско-трудовую норму надела. В 1917-1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. Землю получили около 3 млн. крестьян. Одновременно с этим были приняты меры военного характера: установлена государственная монополия на хлеб; 27 мая 1918 г. продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба; созданы продотряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам (весной 1918 г. деньги уже мало что значили, и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промышленные товары). Да и товаров становилось все меньше. Осенью 1918 г. промышленность была почти парализована. Но и в этих условиях В. И. Ленин не ставит вопроса об экспроприации кулака, а лишь о подавлении его контрреволюционных поползновений.
33.2. Период "военного коммунизма"
Меры "военного коммунизма"
2 сентября ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Был установлен режим, целью которого было сосредоточение у государства всех имевшихся ресурсов. Начала проводиться политика "военного коммунизма", которая приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий:
1) для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Декретами от 21 и 28 ноября торговля была национализирована и заменена принудительным государственно-организованным распределением; чтобы создать запасы продуктов, 11 января 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом была объявлена государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме;
2) были национализированы все промышленные предприятия;
3) введена всеобщая трудовая повинность.
Верховным органом стал учрежденный 30 ноября 1918 г. ВЦИКом Совет рабочей и крестьянской обороны.
Гражданская война и иностранная
К осени 1918 г. Республика находилась в кольце фронтов. Север был оккупирован интервенция английскими, французскими и американскими войсками, Дальний Восток - японскими, английскими, французскими, канадскими интервентами. Прибалтику, часть Украины, Белоруссии, Крым, Грузию захватили немцы. Советская власть была свергнута на территории от Волги до Владивостока. В Центральной России вспыхивали антисоветские мятежи. На Юге действовали армии Деникина и Краснова.
В январе 1919 г. Красная Армия начала наступление и весной 1919 г. были освобождены все города Юга России.
На втором этапе Гражданской войны и интервенции (март 1919 - март 1920 гг.) Красная Армия провела успешные боевые действия против армий Колчака, Деникина, Юденича. Была эвакуирована значительная часть войск Антанты. В январе 1920 г. Антанта прекратила экономическую блокаду России.
Замена торговли прямым распределением
В сложившейся обстановке ускоряется про- цесс вызревания идеи о немедленном построении безтоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Это положение было зафиксировано в качестве партийной установки во II Программе РКП (б) в марте 1919 г. Кульминацией "военно-коммунистических" мероприятий были конец 1920 - начало 1921 гг., когда вышли декреты Совнаркома "О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов" (4 декабря 1920 г.), "О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления" (17 декабря), "Об отмене платы за всякого рода топливо" (23 декабря). Предлагались проекты отмены денег. Однако кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер. В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча угля снизилась в три с лишним раза, выплавка стали-в 16 раз, производство хлопчатобумажных тканей - в 12 раз.
Централизация управления
Резко усиливается централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал учрежденный ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и теснейшей координации работы ведомств. Верховным органом управления промышленностью оставался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).
Разработка плана ГОЭЛРО
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО - первом перспективном народнохозяйственном плане, утвержденном в декабре 1920 г. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства - отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики, В течение десяти лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 крупных электростанций.
Одна из первых электростанций по плану ГОЭЛРО (Волховская)
В сельском хозяйстве планировалось увеличение посевных площадей, проведение работ по механизации, мелиорации и ирригации, определялись задачи для подъема культуры земледелия.
Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о переводе экономики на интенсивный путь развития на ее основе. Главным было обеспечение быстрого роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны. "Выравнивать фронт нашей экономики в уровень с достижениями нашего политического уклада" - так формулировалась цель плана ГОЭЛРО.
Окончание войны
В конце апреля 1920 г. на Советскую Россию напала Польша. Так начался третий этап войны и интервенции. В марте 1921 г. с Польшей был подписан мирный договор, по которому к ней отходили Западная Украина, Западная Белоруссия. В ноябре 1920 г. от врангелевской армии был освобожден Крым.
С окончанием Гражданской войны в конце 1920 г. на первый план выходят задачи восстановления народного хозяйства. Одновременно необходимо было коренным образом менять методы управления страной. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной 1921 г. внутриполитический кризис, который проявился в Кронштадтском мятеже, восстаниях крестьян в Тамбовской губернии, Сибири, на Кавказе, забастовках рабочих в Москве, Петрограде, Харькове.
33.3. Восстановление хозяйства, переход к НЭПу
Меры новой экономической политики
В марте 1921 г. X съезд РКП (б) рассмотрел и одобрил основные мероприятия, составившие основу политики, получившей позже (май 1921 г.) название новой экономической политики (НЭП).
Фундаментальным мероприятием НЭПа стала налоговая реформа в сельском хозяйстве. Она заключалась в замене продразверстки натуральным продовольственным налогом (продналогом) в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и количества полученного урожая. Размер продналога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Излишки продукции могли быть реализованы в рамках товарообмена, что означало фактическое признание товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации. Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства.
Для осуществления подобного проекта требовались товарные запасы, которых не могло быть в разоренной стране. Поэтому стало ясно, что для обеспечения растущего спроса необходимо привлечение частного капитала в производствах предметов потребления, а для этого необходима денационализация части предприятий.
Поскольку государственная торговля не могла обеспечить рост товарооборота, частный капитал также был допущен в сферу торгового и денежного обращения. В то же время командные высоты и решающие отрасли хозяйства (крупная промышленность, земля, банки, транспорт, внешняя торговля) оставались в руках государства. Это позволяло государству контролировать рост капиталистических элементов и влиять на них. Одной из новых форм хозяйственных отношений стала аренда. В аренду сдавались мелкие и средние предприятия, производящие в основном потребительские товары. Арендодателями выступали ВСНХ и его местные органы (районные и губернские). Всего в аренду было сдано 4860 предприятий. На них производилось 3% валовой продукции промышленности. Однако с 1924-1925 гг. сдача государственных предприятий в аренду начала сокращаться и была прекращена в 1928 г.
Аренда промышленности в целом дала положительные результаты: было восстановлено несколько тысяч мелких предприятий, что способствовало развитию рынка товаров и укреплению экономических связей между городом и деревней; были созданы дополнительные рабочие места; арендная плата увеличила материально-финансовые ресурсы государства.
Другой значительной капиталистической формой в первой половине 20-х годов являлись концессии. Они занимали большое место в отношениях государства с иностранным капиталом. Государство представляло предприятия или территорию для разработки ее природных ресурсов и осуществляло контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии облагались теми же налогами, что и государственные предприятия. Часть полученной прибыли (в виде продукции) отдавалась в качестве платы государству, а другая ее часть могла быть реализована за границей.
Стабилизация денежной системы благоприятно повлияла на нормализацию рыночных отношений в стране. В 1924 г. был создан Наркомат внутренней торговли СССР. Начали работать ярмарки (в 1922 -1923 гг. их было более 600). Наиболее крупные - Нижегородская, Киевская, Бакинская, Ирбитская), торговые выставки и биржи (в 1924 г. их действовало около ста). Формировалась сеть госторгов (ГУМ, Мосторг и др.), государственных и смешанных торговых обществ ("Хлебопродукт", "Кожсырье" и т. д.).
Большую роль на рынке играла потребительская кооперация. Она была отделена от системы Наркомата продовольствия и превратилась в широко разветвленную систему, охватившую всю страну. Таким образом, во внутренней торговле участвовали и государственные, и кооперативные, и частные предприятия. Они дополняли друг друга, а конкуренция, возникавшая между ними, еще более стимулировала рост товарооборота. К 1924 г. она уже достаточно хорошо обслуживала хозяйственные связи в экономике.
Восстановление промышленности и реформирование управления
Восстановление промышленности началось с перестройки организационных форм и методов управления. Декретами ВЦИК и СНК (май - август 1921 г.) приостанавливалась национализация мелкой и средней промышленности, допускалось частное предпринимательство (в частные руки могли передаваться предприятия с численностью до 20 человек) с использованием аренды и концессий, а также предусматривалась реорганизация государственного сектора на основе внедрения отношений хозяйственного расчета.
Определенную роль в быстром восстановлении промышленности сыграл перевод предприятий на хозрасчет, основными принципами которого провозглашались оперативная самостоятельность и самоокупаемость.
Перестройка управления промышленностью в годы НЭПа в целом свелась к ее централизации. А это, в свою очередь, привело к необходимости усиления планового регулирующего начала. С этой целью в начале восстановительного периода был создан Государственный плановый комитет (Госплан). При губернских и областных исполкомах создавались плановые комиссии, а в хозяйственных наркоматах и ведомствах - специальные плановые органы.
К 1925 г. промышленность дала 75,5% довоенной продукции. Это был большой успех. Громадную роль в нем сыграло энергетическое строительство на основе плана ГОЭЛРО: восстановлены старые электростанции и воздвигнуты новые - Каширская, Шатурская, Кизеловская, Нижегородская и др. Выработка электроэнергии увеличилась в шесть раз.
Основные направления экономического и социального развития деревни
Несмотря на продуманность мероприятия по налаживанию прямого товарообмена между городом и селом потерпели полную неудачу. Летом 1921г. вместо запланированных 160 млн. пудов хлеба было выменено 3,4 млн. пудов, поскольку крестьяне предпочитали обмену по установленным государством эквивалентам обмен на деньги. Жизнь показала, что главным фактором оживления экономики страны может быть лишь денежное обращение. Поэтому сначала в 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог, взимавшийся в смешанной форме - деньгами и натурой по выбору крестьянина, а позже в 1924 г. начала доминировать его денежная форма. Причем бедняки отчисляли 1,2% своих доходов, середняки - 3,5%, а кулаки - 5,6%.
Изменялась и система землепользования. Постановление ВЦИК от 21 марта 1921 г. и Земельный кодекс 1922 г. запрещали земельные переделы менее чем в девятилетний срок. Допускались также аренда земли и применение наемного труда. Помощь сельскому хозяйству со стороны государства предполагало также его кредитование. Большая часть средств направлялась в порядке помощи бедноте и среднему крестьянству. Для ликвидации голода и его последствий был введен общегражданский налог в пользу жителей районов, охваченных бедствием, организовывались общественное питание и закупка хлеба за границей. Особая роль отводилась технической и научной помощи. С этой целью в 1925 г. был открыт Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур (Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина). Для пропаганды передовых методов (агрономических, животноводческих) в Москве с 1923 г. проходили сельскохозяйственные выставки.
В итоге изменяется социальная структура деревни. Сокращается удельный вес бесполевых и малополевых, а также бескоровных и безлошадных хозяйств. За счет этого растет удельный вес средних слоев. Центральной фигурой в деревне становится середняк. Массовая пролетаризация сменилась нивелировкой крайних полюсов, подъемом малоимущих слоев, пополняющих середняцкое ядро. Но это выравнивание шло по нижнему уровню обеспеченности средствами производства и прожиточного минимума. В это же время увеличивалось число многопосевных и многолошадных хозяйств. Именно из этого слоя вырастало кулачество с его товарным хозяйством. Кулацкая группа владела 16 % всех средств производства, 22% сельскохозяйственных машин и орудий. На ее долю приходилось 11% дохода деревни.
Помимо середняцких, зажиточных и кулацких слоев в деревне начала 20-х годов были пролетарские и полупролетарские группы без посева и с посевом 1 десятины, без рабочего скота или не более одной головы. Эти слои целиком зависели от власти, ждали от нее льгот и благ: от 25 до 35% самых малоимущих хозяйств (2-4 десятины земли) были освобождены от налога, им оказывали помощь в заготовке семян, покупке инвентаря.
Таким образом, социально-экономическая структура сельскохозяйственного населения страны в 1925 г. выглядела следующим образом: батрацко-бедняцкие хозяйства составляли примерно 28%, середняцкие - 68%, кулацкие - 5%*.
* Для сравнения: до революции в России середняков было - 20%, батраков и бедняков - 65%, кулаков - 15%.
Коллективные хозяйства
В 20-е годы возникают первые колхозы (коллективные хозяйства) - кооперативные хозяйства добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда.
Колхозы выделялись повышенным обеспечением сельскохозяйственными машинами и более совершенными орудиями труда (плуги, жатки), в них снижались трудовые затраты, увеличивалась товарность производства. В отличие от индивидуальных хозяйств они легче переходили к прогрессивным формам (например, замене трехполья на многопольный севооборот, к внедрению чистосортных посевов). В 1925 г. в стране уже насчитывалось около 22 тыс. колхозных хозяйств.
Продолжали действовать совхозы (совместные хозяйства) - крупные государственные предприятия, созданные еще в 1918 г. на конфискованной помещичьей земле государственными предприятиями для улучшения снабжения продуктами питания рабочих и служащих. Однако в это время их удельный вес был невелик. К 1925 г. существовало только 3382 совхоза.
К концу 1925 г. наблюдался резкий скачок в сельскохозяйственном производстве: превзошла довоенный уровень урожайность зерновых: 1913 г. - 7 ц/га, 1925 г. - 7,6 ц/га; увеличились валовые сборы зерна: 1913 г. - 65 млн. т., 1926 г. - 77 млн. т.
Реформа финансовой системы
Для того что укрепить общее экономическое положение страны, государство должно было предпринять ряд мер по созданию устойчивой денежной системы и стабилизации рубля. К ним относились: формирование советской кредитной системы, ликвидация дефицита государственного бюджета, проведение денежной реформы. С этой целью распоряжением правительства 16 ноября 1921 г. были открыты Государственный банк РСФСР и специализированные банки. Банковское кредитование на этом этапе становится не безвозмездным финансированием, а сугубо коммерческой сделкой между банками и клиентами, за нарушение условий которой надо было отвечать по закону.
Жесткой становится не только кредитная, но и налоговая политика. Так, например, 70% всех прибылей промышленных предприятий отчислялось в казну. Сельхозналог составлял 5%, уменьшаясь или увеличиваясь в зависимости от качества земли, количества скота и пр.
Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, поденщиков, государственных пенсионеров, а также рабочих и служащих с зарплатой менее 75 руб. в месяц. Прогрессивный налог платил только тот, кто получал дополнительную прибыль (нэпманы, частнопрактикующие адвокаты, врачи и т. п.). К тому же существовали еще и косвенные налоги: на соль, спички и пр.
Стабилизации национальной валюты способствовали две деноминации денежных знаков. Первая проводилась в 1922 г. Были выпущены так называемые совзнаки. Один новый рубль равнялся 10 тыс. прежних рублей. Вторая была проведена в 1923 г. Рубль этого образца равнялся 1 млн. прежних рублей.
Монеты Советского государства чеканки 1921-1923 гг.
1-5 - серебряные рубль и 50 копеек, биллонные 20,15 и 10 копеек. 6 - золотой червонец
Тем не менее общий курс новых денег постоянно падал, так как исторически единственным эквивалентом стоимости в стране, которому доверяло население, выступало золото. Поэтому в конце 1922 г. Госбанк начинает выпуск нового денежного знака - советского червонца, обмениваемого на золото и приравненного к старой десятирублевой золотой монете. Червонец обеспечивался Госбанком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой и на 75% - векселями, дефицитными товарами и т. п. Так, с конца 1922 г. по март 1924 г. в обращении одновременно находились устойчивый червонец и падающий совзнак. Причем один червонец равнялся 60 тыс. совзнакам, что отрицательно сказывалось на хозяйственной жизни страны. Поэтому II съезд Советов 2 февраля 1924 г. вынес постановление о завершении денежной реформы и выпуске казначейских билетов номиналом 1, 3, 5 руб., а также медной и серебряной разменной монеты. Теперь один червонец равнялся 10 руб. в казначейских билетах. Выпуск денег старого образца был прекращен, а находившиеся в обращении знаки выкуплены у населения Госбанком (по курсу 1 рубль золотом = 50 тыс. руб. образца 1923 г.).
На основе твердой валюты стала возможна полная ликвидация дефицита в бюджете, который начинает выполнять роль единого государственного плана, а большинство статей расходов бюджета идет на восстановление и развитие экономики.
Образование СССР
Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением самостоятельных советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство - Союз Советских Социалистических республик на основе добровольности при равноправии каждой из них.
30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР, на котором были приняты Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР, избран верховный орган - Центральный исполнительный комитет. На второй сессии ЦИК был создан Совнарком СССР.
Начальный этап индустриализации
1925-й год стал переломным в истории нашей страны. Одновременно с дальнейшим развертыванием товарно-денежных отношений начали нарастать центростремительные тенденции, то есть усиление роли государственного аппарата. Это прежде всего связано с решением XIV съезда ВКП (б) о курсе на индустриализацию, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их. В качестве основных источников индустриализации предполагались: доходы от национализированных промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы, доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутри-промышленное перераспределение средств в пользу отраслей группы "А".
В это время происходит пересмотр взглядов на само существо НЭПа. Ленинская трактовка НЭПа как способа строительства социализма уступала установке на то, что НЭП - временное отступление, а успехи восстановительного периода казались убедительным тому подтверждением. Поэтому реализация курса индустриализации была связана со свертыванием рыночных принципов и наступлением на частный капитал, а также с усилением административных тенденций в управлении.
В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других материалов и сырья. Причиной стали развертывание нового строительства, напряженные планы выпуска продукции на действующих предприятиях. Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке. Среди причин такого положения можно выделить следующие:
1) крестьянство не могли удовлетворить государственные заготовительные цены и оно предпочитало реализовать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств. Недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;
2) привлечение на строительство большого количества рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%, одновременно возросла номинальная заработная плата рабочих;
3) с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налога был введен (1927) налог на сверхприбыль; запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий. Это привело к быстрому сокращению частного сектора прежде всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот государственная торговля не смогла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах.
Программа XV съезда по преобразованию сельского хозяйства
В этих условиях собирается XV съезд ВКП (б) (декабрь 1927 г.). На него партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни. И хотя съезд предостерегал от максимальной перекачки средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к неизбежности применения чрезвычайных мер, использования административного и судебного нажима на крестьянство для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. На июльском (1928) Пленуме ЦК И.В. Сталин выступил с теорией "дани", то есть добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации.
К 1930 г. было ликвидировано большинство концессий. К февралю 1930 г. были упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т. д.
Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.
33.4. Народное хозяйство СССР в период довоенных пятилеток
Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась в течение нескольких лет, начиная с 1925 г. На XV съезде была принята резолюция "О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства", а в мае 1929 г. он был утвержден V съездом Советов СССР.
Первый пятилетний план (1928-1932)
Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.
Домны Магнитогорского металлургического комбината
В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. в докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК РКП (б) было объявлено, что пятилетний план выполнен. Таким образом, пятилетка продолжалась четыре года и три месяца.
На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период вступили в строй Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. В 1927 г. начинается прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в новом строительстве отдавалось окраинным районам страны. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 - 1939 гг. (к марту 1939 г. их насчитывалось уже 34).
Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала осуществлять их "перекачку" из сельского хозяйства путем занижения цен на его продукцию и продажи продукции промышленности по завышенным ценам. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации таким образом оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.
Принято считать, что курс на коллективизацию выработал XV съезд ВКП (б). Однако материалы съезда свидетельствуют, что в качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, добиваясь снижения удельного веса частнохозяйственного сектора при возможном его абсолютном росте.
Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.
Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в капиталистических странах. Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93,7%, по тяжелой промышленности - на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых. Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес первого подразделения в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г.
Продукция машиностроения и металлообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Среди них - крупнейшие: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).
Первая советская грузовая машина марки АМО
В системе управления народным хозяйством усиливаются центростремительные тенденции. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Происходило расширение регламентации хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества. Одновременно предпринимались попытки внедрения хозрасчетных отношений. С этой целью было принято Постановление ЦК ВКП(б) "О реорганизации управления промышленностью" (5 декабря 1929 г.), где указывалось, что перевод фабрик и заводов на хозрасчет должен быть решительно проведен в кратчайший срок. Но само понимание хозрасчета к этому времени коренным образом изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставлению доходов и расходов предприятия.
Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. "О кредитной рефоме" была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленными трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться "под план", что подрывало самые основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не способствовала развитию инициативы предприятий и налоговая реформа. Вместо множественности налогов и налоговых видов изъятия в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.
Второй пятилетний план(1933-1934)
Второй пятилетний план развития народного хозяйства был утвержден в феврале 1934 г. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.
Материальной основой решения этих задач должно было стать завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию преодоления курса "скачка", приближению плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому на XVII съезде партии было решено установить среднегодовой прирост промышленной продукции на 1933 - 1937 гг. в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%). Одной из отличительных особенностей плана второй пятилетки была установка на опережающие темпы развития группы "Б" по сравнению с группой "А".
В сельском хозяйстве главным становится завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.
Ставилась также задача повысить уровень потребления в два-три раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.
Советский паровоз 30-х годов
Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд. руб. вместо 64,6 млрд. руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.
В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:
1) развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;
2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку);
3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн. работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).
Итоги реализации второго пятилетнего плана показали, что замысел пятилетки, ее основные задачи были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий. Достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства - в 1,5 раза. План по продукции крупной промышленности был выполнен за четыре года и три месяца. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Однако запланированного опережения темпов роста второго подразделения достичь не удалось.
Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%). Успехи в области освоения новой техники и повышения эффективности в пятилетке явились результатом возросшей трудовой активности народа, массового социалистического соревнования, осуществления программы подготовки кадров. Одним из крупнейших достижений второй пятилетки стало строительство московского метрополитена.
Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.
В результате выполнения второй пятилетки СССР стал передовой индустриальной страной. В 1936 г. страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставала от развитых капиталистических стран. Важнейшим итогом двух пятилеток является достижение экономической независимости Советского Союза, который стал производить все виды технического вооружения для народного хозяйства на новой базе.
Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 гг. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами, хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.
Строительство первой линии метрополитена
Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. - 185 человеко-дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего - функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.
Третья пятилетка
Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938 - 1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.
В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.
В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Вторая половина 30-х годов отмечена нарастанием проблем в хозяйственной сфере. Поэтому на XVIII конференции ВКП (б) (февраль 1941 г.) были приняты решения для улучшения положения, для чего вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений.
Вопросы для повторения
1. Какие меры по преобразованию социально-экономической системы были проведены в период Октябрьской революции 1917 года?
2. Расскажите о состоянии экономики Советской России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции и мерах политики "военного коммунизма".
3. Расскажите о том, как осуществлялось восстановление народного хозяйства в годы новой экономической политики, в чем заключались ее суть и отличие от "военного коммунизма".
4. Охарактеризуйте основные преобразования, осуществленные в годы довоенных пятилеток, и место СССР в мировой экономике к 1941 г.
5. Раскройте факторы, обусловившие формирование в нашей стране командно-административной системы управления, покажите ее положительные стороны и недостатки.
6. В чем вы видете причины сужения сферы действия товарно-денежных отношений и демократических начал?
34. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1985 гг.)
В результате выполнения предвоенных пятилетних планов Советский Союз превратился в индустриальную державу. Рост экономического и военного потенциала нашей страны, ее международный авторитет, сила примера первого в мире государства рабочих и крестьян вызывали неприязнь государств, стремящихся к новому переделу мира. Они видели в нашей страны не только противника их притязаний на новые территории, но и богатый объект для этих притязаний.
34.1. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны
Захватнические планы фашистской Германии
Оправившись от поражения в Первой мировой войне, германская крупная буржуазия, не согласная с итогами Версальского мира, требовала пересмотра границ, возврата и перераспределения колоний. Она понимала, что своих требований можно добиться лишь военным путем, так как страны-победительницы не уступят ей части своих колониальных владений.
Учитывая все эти обстоятельства, германский империализм начал готовиться к войне. Ударным его отрядом стал фашизм, который он вскормил и направил на путь захватов чужих земель и порабощения народов.
В поисках жизненного пространства и чужих богатств, ослепленные фашистской идеологией германские войска в 1941 г. вторглись на территорию нашей страны, неся на своих штыках разрушения материальных и культурных ценностей и гибель народам.
Главари фашистского государства не скрывали цели войны против СССР и, направляя на фронт миллионы немцев, в качестве трофея обещали им завоеванную страну и ее богатства.
Еще в период борьбы за власть Гитлер проповедовал необходимость войны с Советским Союзом, войны ради "жизненного пространства". Он заявлял: "Мы испытываем перенаселение и не можем себя прокормить, опираясь лишь на свою территорию". Не менее откровенно о целях войны высказывались другие руководители фашистской Германии.
Захват чужих территорий стал центром всей политики гитлеровской Германии. В первую очередь это касалось территории Советского Союза. Уже в 1925 г. в своей книге "Майн кампф" Гитлер сформулировал свою "восточную политику": "Мы переходим, наконец, к политике будущего, основанной на расширении нашего пространства. Когда мы говорим сегодня о приобретении новых земель и нового пространства в Европе, то в первую очередь думаем о России и о подчиненных ей окраинных государствах"*. "Новая германская империя должна будет... снова выступить в поход по дороге, давно уже проложенной тевтонскими рыцарями, чтобы германским мечом добыть нации насущный хлеб, а германскому плугу землю"**.
* Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. - М.: АПН, 1983.-С.350.