<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.
  Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.
  Однако этот вопрос не был и не мог быть решен: 1) шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; 2) из-за того, что в стране действовала искаженная система цен (цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены), объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.
  Кроме того, искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов - налог с оборота взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства предприятий, производящих товары,было недостаточно, а следовательно, налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик. В свою очередь это давало повод для националистов-сепаратистов как в регионах, так и в центре к взаимным обвинениям, к разжиганию межнациональных противоречий, к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.
  Это нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в эти парламенты экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.
  Как показал опыт Китая, где реформирование экономики шло в условиях регулирующей роли государства, этот процесс протекал более продуманно, результативно и не форсированными темпами. А в СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Таким настроениям способствовали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где для подавления волнений были использованы вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще в Белоруссии президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Таким образом на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства.
  Они не учитывали тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошли смешение этих народов (например, в 1988 г. удельный вес межнациональных браков в общей численности всех браков основных национальностей СССР колебался от 7 до 38%), смена мест проживания десятков миллионов людей (вне России в 1989 г. проживало более 25 млн. русских, а в России - около 8 млн. из других республик СССР).
  Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц (только за период 1992-1995 гг. в Россию официально переехало 3,8 млн. человек, а из России выехало 1,8 млн. человек).
 
 35.2.Реформы в России и переход к рыночной экономике
 
  После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой "шоковой терапии". Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.
  Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Уже в 1992 г. индекс цен вырос в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 г. - в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995 г. - 2,3 раза, или 7,3%. Вместе с тем рост цен привел к резкому снижению покупательного спроса населения. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации потребительского рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. Уже в 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993 г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство - на 16%.
  В 1993-1994 г. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. По замыслу реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя.
  Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема, по которой государственная собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. В целях поддержки приватизации директорами предприятий им разрешили получить 5% акций. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Стоимость одного ваучера составляла одну стопятьдесятмиллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды либо продать.
  Однако изначально эта схема приватизации государственной собственности вносила в общество неравенство. Преимущество было отдано членам трудовых коллективов предприятий производственной сферы, получивших пакеты акций приватизированных предприятий. Работники же непроизводственной сферы, учреждений, состоящих на бюджете, практически ничего не получили, так как переданные ими в основном в инвестиционные фонды ваучеры позже пропали вместе с развалившимися фондами. Несправедливость по отношению к этим слоям населения была и в том, что предприятия сферы материального производства были созданы и за счет средств, недополученных десятилетиями учителями, врачами, учеными, военными и другими работниками бюджетных учреждений в виде их низкой заработной платы. Уже этими действиями в обществе была создана почва для разногласий.
  Другой негативной стороной было стремление реформаторов искусственно форсировать создание среднего класса в России. С этой целью предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания практически даром перешли в частную собственность. Кроме того, и промышленные предприятия в значительной мере оказались в руках руководителей этих предприятий, сосредоточивших в своих руках крупные пакеты акций.
  В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, ибо легче и быстрее всего можно создать капитал, торгуя водкой. При этом бюджетная система не получила примерно четверть бюджетных доходов. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. Разница в уровнях душевого дохода между обеспеченными слоями населения, удельный вес которых не превышал 10% от всего населения страны, и остальным населением превысила 20 раз. Для сравнения: в индустриально развитых странах эта разница не превышает пяти-восьми раз. Естественно, это также отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.
  К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.
  Одновременно с этими процессами в стране наблюдалась политическая нестабильность. В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, сторонники проведения радикальных реформ стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. Другого мнения были представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, отстаивавших позиции усиления государственного регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий.
  1994-1996 гг. Правительству не удалось преодолеть инерцию спада в экономике страны. Все большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Несмотря на то что был издан Закон о банкротстве, предприятия, не отвечающие по своим обязательствам, не объявлялись банкротами, работники их не увольнялись, но и не получали зарплаты.
  Бюджет лишался доходов в виде налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц. Увеличивался бюджетный дефицит. Если на первых этапах реформ дефицитным был лишь федеральный бюджет, то позже региональные и местные бюджеты стали также дефицитны. Начались постоянные невыплаты зарплаты в бюджетных отраслях и пенсий пенсионерам.
  Реформы проводились и в аграрном секторе экономики. Они начались с реорганизации колхозов и совхозов. Трудовые коллективы получили в совместную собственность землю и основные средства, которые были разделены между работающими и пенсионерами на паи. При этом земля делилась поровну, а имущество - по стоимости и в соответствии с трудовым стажем работников. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации колхозов и совхозов: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, сохранение колхоза, совхоза, организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы.
  Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Причиной было общее ухудшение экономической обстановки в стране, резкое сокращение государственных дотаций сельскохозяйственным предприятиям, значительный размер импорта продовольствия, снижение платежеспособного спроса населения.
  Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы, трудностями получения банковского кредита из-за практического отсутствия у фермеров залоговой стоимости, так как землю они не имели права продавать и закладывать в банках.
  Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться.
  Проведение реформ в экономике способствовало переходу страны на капиталистический путь развития. Серьезных препятствий к такому переходу не было. Обычно, как свидетельствует опыт всемирной истории, сопротивление переходу к новому общественно-экономическому строю оказывали классы и социальные слои населения, теряющие свою собственность и власть. В России к этому времени было создано бесклассовое общество. Практически уже не существовало различия между классом рабочих и классом крестьян. Не было и правящего класса - собственника средств производства, теряющего власть, а правящая партийно-бюрократическая элита не сомневалась, что останется у власти и не противилась переменам.
  Что же касается собственности на средства производства, то ее никто не терял, так как она была государственной. Наоборот, в результате перемен представители партийно-бюрократической элиты, руководители предприятий, представители теневой экономики и уголовного мира, имеющие власть и деньги, легко ею завладели. Населению же внушалась мысль о том, что в условиях социализма и государственной собственности невозможно эффективно организовать производство и обеспечить приемлемый уровень жизни людей. В условиях многолетнего постоянного товарного и продовольственного дефицита, низкой зарплаты население было психологически подготовлено к такому положению, которое охарактеризовал К. Маркс: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца"*. Все эти обстоятельства способствовали переходу страны к капитализму, переходу без сопротивления, бескровному, но отнюдь не безболезненному для экономики и населения.
  * Маркс. К.Энгелъс. Ф. Соч. Т. 8. - С.115.
 
  Таким образом милитаризация экономики, чрезмерная гонка вооружений, ведение военных действий в других странах, оказание военной и экономической помощи государствам, идущим в форватере идеологической и внешней политики СССР, неэффективное ведение хозяйства и бесхозяйственность привели к истощению государства и расстройству экономики страны, экономическому, а затем и политическому кризису и, наконец, распаду СССР.
  Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, потеря экономических преимуществ от межрегиональной интеграции, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, идеологический разброд, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе. С геополитических позиций распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав в мире и гегемонии США.
 35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса
 
  Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно. Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная планово-распределительная система управления, а на формирование рыночных отношений необходимо время.
  В результате, проведенные реформы себя не оправдали. Вместо усилий по структурной перестройке промышленности, конверсии военно-промышленного комплекса, наращиванию выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведение монетарной политики, направленной на снижение денежной массы в стране. Практически это свелось лишь к осуществлению мероприятий по снижению темпов роста агрегата Л/2, т. е. показателя денежной массы. Действительно, если в 1996 г. этот показатель за год вырос на 34%, то в 1997 г. - на 30%. Снизились и темпы роста инфляции. В 1996 г. индекс инфляции вырос на 21,8%, а в 1997 г. - на 11%.
  Но одновременно с этим в стране стала ощущаться нехватка денег, что стало причиной широкого использования денежных заменителей, например, векселей, бартера, т. е. товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом.
  В свою очередь это привело к ослаблению государственного финансового контроля, расширению возможностей уклонения от налогов и в конечном итоге к значительной несобираемости налогов, необеспеченности бюджетных расходов, многомесячным задержкам выплаты зарплаты в бюджетной сфере.
  В целях восполнения выбывающих налогов Правительство стало выпускать государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Для их быстрейшей реализации устанавливались высокие ставки доходности. Доходы бюджета от реализации государственных ценных бумаг стали динамичным источником федерального бюджета. В 1998 г. государственный долг составил 500 млрд. долл., в том числе 130 млрд. - внешний долг и 370 млрд. - внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам.
  Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологический климат в российском обществе, стала криминализация многих сторон жизни.
  За всю многовековую историю России в стране не было такого уровня криминализации общества. С конца 70 - начала 80-х годов преступные группировки, почти ликвидированные во время тоталитаризма, объединенные общими для них экономическими интересами, стали проникать во все сферы экономики страны. В 90-е годы под их контролем оказались не только сфера обращения, но и в значительной степени производственная сфера: промышленность, строительство, транспорт и др. Территории страны, областей, городов разделены на зоны влияния и контроля преступных групп, а предприятия, организации обложены данью в их пользу. Многие предприятия стали собственностью людей, вышедших из среды уголовников. На основе коррупции и угроз преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой.
  Невероятно большие проценты за кредит, выплаты уголовным элементам тяжелым бременем легли на предприятия и организации, которые включили эти расходы в цены за свою продукцию и услуги. Все это послужило одной из причин роста цен, снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке страны, упадка российской экономики.
  Огромные суммы денежных средств в стране, по некоторым расчетам, свыше 50%, оказались в теневой экономике, вышли из-под контроля государства и, следовательно, налогообложения.
  Укрепление позиций уголовного мира в экономике страны отразилось и на усилении его влияния в общественно-политической жизни общества. Распространенным явлением стало участие уголовных элементов или их ставленников в политической жизни, в работе представительных и исполнительных органов власти. В искусстве, особенно в кино, литературе, популярной музыке, уголовная тематика стала нередко преобладающей.
  Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране.
  За период 1992-1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства - в два раза, сельскохозяйственной продукции - на 35%. Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве снизилась с 72,1 млн. до 67,1 млн. Реальные доходы населения снизились на 43%, а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Ввод в действие жилых домов снизился с 29,2 млн. кв. м. до 9,5 млн. кв. м. Если в 1992 г. естественный прирост населения (т. е. разница между числом родившихся и числом умерших на 1000 жителей) был - 1,5 промилль, то в 1995 г. он составил - 5,7 промилль. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3,8 млн. человек, число жителей России снизилось с 148,3 млн. до 147,9 млн.
  В условиях увеличивающегося бюджетного дефицита, недостатка финансовых ресурсов, начавшаяся в конце 1994 г. война в Чечне еще больше усугубили экономическую обстановку. Уже на начальном этапе военные действия поглощали примерно 1% ВВП. Несмотря на затраты, гибель военнослужащих, материальные потери и разрушения в Чечне, война привела практически к отделению Чечни.
  Во второй половине 90-х годов экономический кризис в России углубился. В основе его были значительный спад производства, несобираемость налогов, отсутствие средств в бюджетной системе страны, возросший бюджетный дефицит. Дефицит федерального бюджета, в который поступала половина всех бюджетных средств государства, покрывался в основном за счет выпуска внутренних и внешних обязательств. С целью привлечения инвесторов, особенно иностранных, Правительство установило высокую доходность этих ценных бумаг, составляющую до 120 - 150%.
  Высокие проценты по государственным ценным бумагам стимулировали коммерческие банки вкладывать деньги не в производство, а в приобретение ценных бумаг и к спекуляции ими на фондовом рынке. В то же время с увеличением эмиссии ценных бумаг росла государственная задолженность, на погашение которой направлялась все увеличивающаяся часть собранных в бюджет налогов. Таким образом создался расширяющийся круг; когда деньги, полученные в бюджет от эмиссии ценных бумаг, вместе с собранными налогами все в большем размере направлялись на погашение государственной задолженности, т. е. становились доходами коммерческих банков и, следовательно, не поступали в сферу производства.
  К этому следует добавить существенное снижение на мировых рынках с 1997 г. цен на энергоносители. В 1998 г. экспорт из страны снизился на 17%, а импорт вырос на 20%. При такой разнонаправленное(tm) тенденций для укрепления экономики Правительству необходимо было своевременно провести снижение обменного курса рубля по отношению к доллару и тем самым избежать паники на рынке.
  В этих условиях Правительство и Центральный Банк принимают ряд недостаточно обоснованных решений. 17 августа 1998 г. Центральный Банк объявил о расширении коридора обменного курса валюты, т. е. практически о девальвации рубля; о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным краткосрочным обязательствам.
  Последствиями таких действий стали:
  1) уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов;
  2) тяжелое финансовое положение банков, вложивших в государственные ценные бумаги значительные средства своих вкладчиков, что привело к банковскому кризису. В свою очередь банковский кризис парализовал расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, что еще более усугубило проблему собираемости налогов в бюджет;
  3) скупка банками долларов для восполнения своих сократившихся ликвидных активов, что вызвало повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный Банк прекратил в связи с этим поддержку курса рубля на валютном рыке, перестав продавать доллары. За две недели курс доллара вырос в три раза. С ростом курса доллара цены на потребительском рынке выросли в три-четыре раза.
  Все это стало причиной разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса, углубления общего экономического и политического кризиса в стране, выразившегося в смене правительства, руководства Центрального Банка. Страна вновь оказалась в ситуации первого этапа реформ.
  Таким образом в третье тысячелетие новой эры Россия входит экономически ослабленной, с тяжелым грузом нерешенных социальных проблем, с огромным потенциалом недовольства населения существующим положением в стране.
 
  Вопросы для повторения
  1. Расскажите, как проходила перестройка хозяйственного механизма в 1985-1990 гг.?
  2. Назовите экономические и политические причины развала СССР.
  3. Охарактеризуйте реформы, проводившиеся в 1991-1996 гг.
  4. Какие факторы оказали негативное влияние на состояние экономики России?
  5. Объясните причины финансового кризиса 1998 г.
 
 Литература
 
  1. Бобыкин В. И. Формирование финансового капитала в России. - М., 1970.
  2. Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х гг. - М., 1989.
  3. Война и послевоенное развитие мирового хозяйства. 1939-1991. Учеб. пособие для вузов. - М., 1992.
  4. Демкин А. В. Русское купечество в XVII-XVIII вв. - М., 1990.
  5. История мировой экономики. Хозяйственные реформы. 1920-1990: Учеб. пособие для вузов/Под ред. А. Н. Марковой. - М., 1995.
  6. История мировой экономики/Под ред. М. В. Конотопова, С. И. Сметанина. - М., 1997.
  7. История народного хозяйства: Словарь-справочник/Под ред. А. Н. Марковой. - М., 1995.
  8. История социалистической экономики СССР. В 7 т. - М., 1970- 1980.
  9. Конотопов М. В., Сметании С. И. История экономики: Учебник для вузов - М.: РЭАим. Г. В. Плеханова, 1999.
  10. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917-1945. - М., 1989.
  11. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб. пособие. - М., 1998.
  12. Финансово-кредитный словарь. В 3 т. - М., 1984-1987.
  13. Хозяйственные реформы в России (IX-XX вв.): Учеб. пособие. / Под ред А. Н. Романова, А. Н. Марковой. - М., 1993.
  14. Хромов П. А. Экономическая история СССР: первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. - М., 1982.
  15. Хромов П. А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М., 1982.
  16. Шапкин И. Н., Реснянский С. Н. Деловой мир России: из истории формирования российской буржуазии. - М., 1995.
  17. Широков Г. В. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. - М., 1987.
  18. Экономическая история зарубежных стран. / Под общей ред. В.И. Голубовича. - Минск, 1997.
  19. Экономическая история капиталистических стран/Под ред. В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева - М., 1985.
  20. Экономическая история капиталистических стран /Под ред. Ф.Я. Полянского, В. А. Жамина. - М., 1986.
  21. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. - М., 1972-1980.
 
 Даты важнейших событий истории мировой экономики
 
 Первобытная эпоха
 4-5 млн. лет назад -IV тыс. до н.э. Первобытнообщинный строй
 4-5 млн. лег назад - П тыс. до н.э. Каменный век
 II тыс. до н.э. - I тыс. до н.э. Бронзовый век
 С I тыс. до н.э. Железный век
 XL тыс. лет - X тыс. до н.э. Присваивающее хозяйство
 X тыс. лет - V тыс. до н.э. Производящее хозяйство
 Неолитическая революция
 V-IV тыс. до н.э. Разложение первобытнообщинного строя
 
 Древний мир
 
 (конец IV тыс. до н.э. - V в. н.э.)
 Древневосточные государства
 
 кон. IV тыс. до н.э. - кон. II тыс. до
 н.э. Эпоха ранней Древности
 кон. II тыс. н.э. - кон. I тыс. до н.э. Эпоха расцвета Древности
 перв. пол. I тыс. н.э. Эпоха поздней Древности
 IV тыс. до н.э. - III тыс. до н.э. Появление первых государств, первых
  цивилизаций (Шумер, Аккад, Вавилон,
  Египет, Индия, Китай)
 II тыс. до н.э. Усовершенствование орудий труда
 кон. II тыс. до н.э. Вторжение на территории этих государств
  народов моря; активное движение племен
 кон. II - кон. I тыс. до н.э. Складывание мировых держав
 перв. пол. I тыс. н.э. Процесс социального расслоения у племен
  и народов периферии древних государств
 III - V вв. Великое переселение народов
 
 Античные государства
 
 Древняя Греция
 3000 - 1100 it. до кэ Критомикенский период
 1100 - 800 гг. до н.э. Темные века
 800 - 500 гг. до н.э. Период архаики
 500 - 336 гг. до н.э. Классический период
 336 - 30 гг. до н.э. Эпоха эллинизма
 Античный Рим
 753 - 510 гг. до н.э. Царский период
 510 - 31 гг. до н.э. Период Республики
 31 г. до н.э. - 476 н.э. Период Империи
 Средневековье
 (V - XVII вв.)
 кон. V - X вв. Ранний феодализм
 V - VII вв. Расселение германских племен на территории Римской империи; возникновение Франкского, Вестготского, Лангобардского и других раннефеодальных государств
 VI в. Появление в этих государствах частной
  собственности на землю - аллода
 VI - VIII вв. Расселение славян на Балканском полу-
 острове, Среднем Подунавье и Восточно-Европейской равнине
 VIII в. Формирование в государствах Западной
 Европы условной частной собственности на землю - бенефиция
 IX в. Формирование в Западной Европе крупной частной собственности на землю - феода (лена)
 VI - IX вв. Утверждение двух форм зависимости крестьян от феодалов: поземельной и личной, а также трех форм их эксплуатации: отработочной ренты, натуральной, денежной
 882 г. Объединение Новгородской и Киевской земель в Древнерусское государство - Киевская Русь
 X - XII вв. Процесс феодализации (обояривание) земель у восточных славян, появление частной собственности на землю - вотчины
 XI - XV вв. Расцвет феодализма
 XII - XIII вв. Коммунальные революции в Западной Европе
 XII - XIV вв. Монголо-татарское иго на Руси
 XIV в. Расцвет цехового строя ремесленного производства в Западной Европе
 XIV в. Расцвет Ганзейского союза
 1358 г. Крестьянская война во Франции (Жакерия)
 1381 Крестьянская война под предводительством Уота Тайлера в Англии
 1439 Введение постоянного налога - большой королевской тальи во Франции
 кон. XV - сер. XVII вв. Разложение феодализма и зарождение капитализма (первоначальное накопление)
 XV в. Коммутация ренты в Англии и Франции
 XV - XVII вв. Великие географические открытия
 1492 г. Колумб открыл Америку
 1498 Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки
 1519 - 1521 Магеллан совершил кругосветное путешествие
 70-е гг. XV в. - XVI в. Образование Русского централизованного государства
 1497 "Судебник" Ивана III ввел Юрьев день (начало закрепощения крестьян на Руси)
 1522 Возникновение во Франции системы государственного долга
 XVI в. "Революция цен" в Западной Европе
 1550 "Судебник" Ивана IV - увеличение платы за пожилое, усиление крепостной зависимости крестьян на Руси
 1581 Введение заповедных лет
 XVI в. Рост поместного землевладения на Руси
 1566 - 1609 Нидерландская буржуазная революция
 1609 Создание Амстердамского банка. Установление общефранцузского откупа налогов
 нач. XVII в. - перв. пол. XVII в. Превращение Голландии в "образцовую капиталистическую страну XVII в."
 Новое время
 (вторая пол. XVII - последняя треть XIX вв.)
 1642 -1649 Английская буржуазная революция
 1649 Окончательное оформление крепостного права в России "Соборным Уложением"
 1694 Создание Английского банка
 XVII в. Формирование всероссийского рынка
 XVII - 60-е гг. XVIII в. Период мануфактурного капитализма
 XVII в. Создание мануфактур в России на крепостном труде
 1651 Принятие Навигационного акта в Англии
 кон. XVII - перв. четв. XVIII в. Экономические преобразования Петра I
 30 - 40-е гг. XVIII - перв. чета. XIX в. Промышленный переворот в Англии
 1753 Отмена внутренних таможенных пошлин и местных сборов в России. Уничтожена внутренняя граница между Россией и Украиной
 1754 Создание государственных Купеческого и Дворянского банков в России
 1755 Манифест Екатерины II о свободе промышленного предпринимательства
 1775 - 1783 Война североамериканских колоний Англии за независимость
 1789 - 1794 Великая Французская буржуазная революция
 XIX в. Формирование индустриальной цивилизации
 1800 Создание Французского банка
 1801 Принят именной указ о купле-продаже земли в России
 1803 Указ о вольных хлебопашцах в России
 1800 - 60 - 70-е гг. ХIХ в. Промышленный переворот во Франции
 перв. пол. XIX в. Установление промышленной и торговой гегемонии Англии в мире
 перв. пол. XIX в. Промышленный переворот в США
 1806 Введение континентальной блокады
 1807 Отмена крепостного права в Германии
 1837 - 1841 Реформа П.Д. Киселева о государственных крестьянах в России
 1839 - 1843 Денежно-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина в России
 30-40-е - 80-е гг. Промышленный переворот в России
 1848 Буржуазная революция в Германии
 1850 Закон, уничтожавший мелкие повинности крестьян в Германии. Более важные подлежали выкупу по высокой цене (в Пруссии, Баварии, Вюртемберге)
 1860 Создание государственного банка в России
 1861 Отмена крепостного права в России
 1861 - 1865 Гражданская война в США
 1862 Отмена в США рабства. Принятие в США закона о гомстедах
 1864 Создание в России первого частного (коммерческого) банка
 1868 Революция Мэйдзи в Японии
 кон. 60-х - 70-е гг. Первый подъем железнодорожного строительства в России
 поcл, треть ХГХ в. Вторая научно-техническая революция. Переход крупнейших стран к монополистической стадии капитализма
 1870 - 1890 Промышленный переворот в Японии
 1871 Провозглашение Германской империи
 1872 Образование первой монополии "Стандарт ойл" в США
 порв, четверть XIX в. Утрата Англией промышленной монополии. Выход США на первое место в мире по промышленному производству
 1880 Образование первой монополии по производству и продаже бумаги в Японии
 1882 Создание первого монополистического объединения в России "Союз рельсовых фабрикантов"
 1883 Налоговая реформа Н.Х. Бунгев России
 1895 - 1897 Денежная реформа С.Ю. Витте в России
 90-е гг. XIX в. Второй период подъема железнодорожного строительства в России
 кон. XIX - нач. XX вв. Завершение территориального раздела мира
 Новейшее время (XX в.)
 1902 Создание в России первых синдикатов "Продамет" и "Трубопродажа"
 нач. XX в. - 1913 Эпоха прогрессизма в США
 1905-1907 Первая буржуазно-демократическая революция в России
 1906-1910 Аграрная реформа П. А. Столыпина
 1914-1918 Первая мировая война
 1917, февраль Февральская буржуазно-демократическая революция в России
 1917, октябрь Октябрьская социалистическая революция в России
 1917, октябрь - лето 1918 Период революционных преобразований в России
 1918-1920 Период Гражданской войны и иностранной интервенции в России
 1920 Принятие плана ГОЭЛРО в России
 1921-1927 Восстановительный период. НЭП. Начальный этап индустриализации в СССР
 1922-1924 Денежная реформа в СССР
 1924-1929 Действие плана Дауэса по оказанию помощи Германии
 1928-1932 Первый пятилетний план развития народного хозяйства в СССР
 1929 План Юнга по оказанию помощи Германии
 1929-1933 Мировой экономический кризис. "Великая депрессия"
 1933-1936 "Новый курс" Ф. Рузвельта
 1933-1939 Меры фашистской диктатуры по выходу Германии из кризиса
 1933-1937 Второй пятилетний план развития народного хозяйства в СССР
 1936 Создание во Франции Народного Фронта, осуществившего ряд мероприятий по выходу страны из кризиса
 1938-1942 Третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР
 1939-1945 Вторая мировая война
 1941-1945 Великая Отечественная война
 1944 Формирование мировой системы социализма
 1945 - кон. 80-х Третья научно-техническая революция
 1945 - сер. 60-х Первый этап НТР. Усиление методов государственного регулирования экономики в капиталистических странах
 сер. 60-х кон. 80-х Второй этап НТР
 1945 Начало процесса деколонизации (независимость Индонезии и Вьетнама)
 1946-1950 Четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства в СССР
 1948 - 1952 План Маршалла
 1949 Образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
 1951 - 1952 Организация Европейского объединения угля и стали
 1951 - 1970 Осуществление в СССР пятой, шестой, седьмой и восьмой пятилеток
 1954 Ввод в действие в СССР первой в мире атомной электростанции
 1957 Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли
 1959 В СССР построен первый в мире атомный ледокол "Ленин"
 1957 Образование Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)
 1960 Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам
 1960 Год Африки
 1961 Первый в истории полет в космос Ю.А. Гагарина
 1967 Ввод в действие в СССР самого крупного в мире газопровода Средняя Азия - Центр
 1971 - 1985 Осуществление в СССР девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток. Снижение темпов экономического развития.
 1974 - 1975 Мировой экономический кризис
 1985 - 1991 Период перестройки в СССР
 1991 Распад СССР. Подписание Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем в Беловежской Пуще соглашения, по которому Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование.
 1991 Распад мировой системы социализма. Объединение Западной и Восточной Германии
 1999 (с 1 января) Введение единой валюты в 11 (из 15)
  странах Европейского Союза
 
  Содержание
 
 Предисловие 3
 Вводная глава 8
 1. Первобытная эпоха и Древний мир 16
 1. Экономика первобытного общества 16
 1.1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада 17
 1.2. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита 19
 1.3. Экономическое развитие мезолитических племен 22
 1.4. Неолитическая революция 23
 Экономика стран Древнего Востока 26
 2. Экономика государств Месопотамии 26
 3. Особенности экономического развития государств Восточного Средиземноморья 32
 3.1. Сирия и Финикия 32
 3.2. Палестина 34
 4. Экономика Древнего Египта 38
 5. Экономика Древнего Китая 42
 6. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии 46
 Экономическое развитие античных государств 49
 7. Экономика Древней Греции 49
 7.1. Экономическое развитие греческих земель в III-II тыс. до н. э. 49
 7.2. Экономическое развитие в XI-VI вв. до н. э. 51
 7.3. Греческая экономика классического периода (V-IV вв. до н. э.) 53
 7.4. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.) 56
 8. Экономика Древнего Рима 57
 8.1. Экономика в Царский период 58
 8.2. Экономика в период Республики 58
 8.3. Экономика в период Империи 63
 II. Средневековье (V-XVII вв.) 65
 9. Основные черты феодальной экономики. Типология развития феодализма 65
 9.1. Общая характеристика феодализма 66

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу