<< Пред. стр. 6 (из 18) След. >>
Экономический подъем Голландии в XVII в. тесно был связан с торговлей. Голландия захватила торговлю бассейнов Северного и Балтийского морей. Из Скандинавии голландские купцы вывозили лес (для судостроения), меха, рыбу, из Северной Германии, Польши и Литвы - хлеб, скот, лен и др. Голландские купцы установили связь с русским рынком. Из России они вывозили лес, лен и другое сырье. Голландцы торговали с Нарвой, Ревелем, Ригой, Либавой, Кенигсбергом, Гданьском, Гамбургом и т. д.Торговля в Брюгге
В XVI в. голландцы заменили ганзейцев в торговле с Англией, а в XVII в. установили торговые отношения с Францией.
Финансы и кредит
В 1609 г. был основан первый амстердамский депозитный и валютный банк. Его депозиты в 1610-1640 гг. увеличились в восемь раз. Кредитные операции достигли больших масштабов. Амстердам превратился в финансовый центр мира, международный рынок ценных бумаг, где распространялись займы всех европейских стран. В XVII в. Голландия была и международным центром спекуляции.
Развитие капиталистических отношений отразилось и на финансах Голландии. Утвердилась система государственного долга. В середине XVII в. государственный долг Голландии составил 150 млн. гульденов, который ежегодно поглощал 6,5 млн. гульденов в виде процентов.
Колониальная экспансия
Торговыми войнами Голландия постепенно разрушила колониальную монополию Испании и Португалии и, захватив их колонии, создала свою собственную колониальную империю, охватывающую владения на трех континентах.
С целью эксплуатации колоний были сформированы специальные компании. В 1602 г. была основана Ост-Индская компания с участием правительства, просуществовавшая до 1792 г. Компания владела монопольным правом на торговлю со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов. От имени правительства она заключала торговые и мирные договоры, имела армию и полицию, военный и торговый флот, чеканила монеты. В колониях компания создала плантации пряностей и много факторий.
Голландцы покупают Манхеттен
Колониальная политика Голландии не отличалась от колониальной политики ее предшественников - Португалии и Испании. Голландцы грабили колониальное население, отбирали дорогие продукты для вывоза в Европу, принуждали местных князей поставлять колониальные товары, закупочные цены на которые определялись голландцами, и были ниже цен, устанавливаемых их предшественниками-испанцами и португальцами*.
* В 1626 г. первый губернатор голландской колонии Новые Нидерланды Петер Минневит купил у индейцев за 60 гульденов о. Манхэттен, на котором основал г. Новый Амстердам (современный Нью-Йорк).
Чтобы сохранять монополию торговли пряностями и поддерживать высокие цены на них, голландцы сокращали производство, на месте сжигали товары, ограничивали их привоз в Европу. Они также торговали опиумом, получаемым из Бенгалии. С 1610 г. Ост-Индская компания начала торговлю китайским чаем, который она в 4-4,5 раза дороже продавала в Европе.
В 1621 г. была создана голландская Вест-Индская компания, которая занималась работорговлей, пиратством, грабежом и просуществовала до 1674 г. Грабеж испанских кораблей давал большую прибыль компании.
Экономический упадок Голландии
С середины XVII в. Голландия начала испытывать растущую конкуренцию со стороны Англии, терпела поражения и отошла на второй план, хотя сохранила свои колонии в Индонезии и роль ростовщика Европы. Начался экономический упадок Голландии, для которого были свои причины. Прежде всего это слабая промышленная база торговли - страна не обладала в достаточном количестве ни сырьем, ни территорией, ни рабочей силой.
В это время в экономике европейских стран все большее значение приобретала тяжелая промышленность, а у Голландии не было месторождений ни каменного угля, ни железной руды. Хотя ее торговля, судоходство, а также судостроение возрастали, отрасли, работающие на широкий рынок, были ограничены. Ни одна из отраслей ее экономики, кроме ростовщичества, не отвечала широким масштабам ее внешней торговли.
По уровню развития промышленности Голландия все больше отставала от Англии. Изобилие торговых возможностей обогащения для голландской буржуазии не стимулировало ее капиталовложения в промышленность. Вложение капиталов только в кредит и торговлю, конечно, оказывало отрицательное влияние на развитие промышленности.
Кроме того, находившаяся у государственной власти торговая буржуазия, исходя из своих узкоклассовых интересов, выступала против протекционистских таможенных пошлин, в результате промышленность Голландии оставалась без защиты и проигрывала в конкурентной борьбе с иностранными товарами. Следует также отметить, что торговля в Голландии в основном имела посреднический характер - она торговала не столько своими товарами, сколько товарами других стран и, таким образом, основывалась не на высоком уровне развития своей экономики, а на отставании других.
Большое несоответствие между промышленными и торговыми возможностями страны и стало одним из серьезных факторов ее экономического упадка. Из-за большой роли торговли в экономике хозяйство Голландии сильно зависело от ситуации в соседних странах, протекционистские тарифы, войны (и прочее) которых оказывали сильное воздействие на Голландию. Ограничение торговли с английскими колониями, Навигационный акт Кромвеля (1651) и другие торговые ограничения сильно ударили по голландской экономике. Развитие торгового капитала в Англии, Франции, Германии ограничивало сферу деятельности голландского торгового капитала.
Постепенно Англия сравнялась с Голландией по тоннажу торгового флота, а потом и опередила ее. Англия опережала и по уровню развития мануфактурной промышленности. В Голландии господствовал торговый капитал, а в Англии господствующим уже стал промышленный капитал. История упадка Голландии как господствующей торговой страны является историей подчинения торгового капитала промышленному капиталу.
Англия вытесняла с рынков посреднической торговли Голландию, потерявшую свою гегемонию в мировой торговле. Голландия сохранила роль мирового кредитора и в этом плане ее значение в отношениях с Англией и странами Европы даже возросло. Амстердам оставался центром международных финансовых операций и как крупный кредитор содействовал экономическому подъему Англии.
Вопросы для повторения
1. Расскажите об особенностях феодализации в Англии.
2. Охарактеризуйте экономику Англии в XI-XV вв.
3. Как влияли крестьянские восстания на феодальный строй Англии?
4. Назовите причины экономического подъема Англии в XVI- XVII вв.
5. В чем заключался аграрный переворот в Англии и каковы были его результаты?
6. Расскажите об экономических причинах и последствиях Английской буржуазной революции.
7. Объясните, почему Англию называют "классической" страной первоначального накопления капитала.
8. Расскажите об особенностях экономики Нидерландов в XVI в.
9. Сравните социально-экономические причины и последствия Нидерландской и Английской буржуазных революций.
10. Объясните, почему Голландия - "образцовая" капиталистическая страна XVII в.
11. В чем заключались причины экономического упадка Голландии во второй половине XVII в.?
12. Экономика Германии
Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и в целом медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, рельефом местности, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины-марки*, переросшей к началу феодальной эпохи из родоплеменной в сельскую, территориальную, и другими факторами.
* Марка - в Средние века в Западной Европе сельская община, в которой пашня была собственностью членов марки, пастбища, леса и другие угодья - общей собственностью.
Сказалось и то, что здесь не было рабства, рабовладельческой формации, за исключением лишь западной части страны, которая на рубеже нашей эры попала под власть римлян. Поэтому для Германии характерен не синтезный путь развития феодализма, сочетающий античные и варварские элементы, а переход к феодальному способу производства непосредственно от разложения первобытнообщинного строя. Закрепощение свободных общинников было более затруднительным, чем превращение бывших рабов в крепостных, что наблюдалось в романизированных странах.
Введение германскими завоевателями на этих территориях общинного строя не только замедлило закрепощение, но в некоторой мере и смягчило трудности этого процесса.
Как писал К. Маркс: "Новая община, в которой пахотная земля является частной собственностью земледельцев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще общей собственностью, была введена германцами во всех покоренных странах. Благодаря характерным особенностям, позаимствованным у ее прототипа, она на протяжении всего средневековья была единственным очагом свободы и народной жизни"*.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.-С. 417-418
Равновесие римских и германских начал в Галлии обеспечило утверждение феодальных отношений в VIII-IX вв. В Италии, где отмечалось явное преобладание римских начал, феодализм утвердился в X в., а в Британии, Германии, Скандинавии, где римские начала были либо чрезвычайно слабы, либо отсутствовали вообще, феодальный строй утвердился лишь в XI-XIII вв.
12.1. Эпоха раннего феодализма (V-X вв.)
Аллод свободного германца
На территории Германии формирование предпосылок будущего феодального строя происходило на основе расслоения общины-марки, дифференциации свободных общинников и постепенного подчинения их родовой и служилой знати.
К концу I в. н. э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных "больших семей", состоявших обычно jia трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью. Зародышевыми элементами будущего феодального строя, которые впоследствии развивались и крепли на протяжении нескольких веков, являлись также дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенников и рабов, постепенное формирование патронатных отношений. Правда, раб здесь напоминал скорее крепостного или слугу.
В последующие века процесс дифференциации родопле-менной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы: у устьев Рейна - фризы, по нижнему Рейну - франки, по среднему и верхнему Рейну - аллеманы, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна - бавары, лангобарды, саксы и др. В итоге на основе племенных княжеств возникли герцогства: Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Лотарингия, Фризия. Углубление расслоения связано и с завоевательными походами в пределы Поздней Римской империи, где избираемые на время похода германские короли и герцоги получали земли римских собственников, а также с распространением христианства.
Заключительным этапом превращения родоплеменной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение аллода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины-марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами.
Примером послужила не только римская частная собственность на землю, но и прежде всего собственный германский опыт. Так, в тесных долинах Бергского округа, на узких возвышенностях между болотами в Вестфалии, в большинстве альпийских долин рельеф местности изначально обусловил практику передачи земель в наследственное пользование. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель.
Баварская и Саксонская "Правды"
О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские "Правды" - записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса "Марка", "К истории древних германцев", "Франкский период"*.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
В частности, в одном из ценнейших памятников VI- VIII вв. в "Баварской Правде" еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя. В случае, если бавар не имел родни, виру (вергельд) получал герцог или патрон, т. е. тот, кому убитый коммендировался (вручал себя) при жизни. В системе штрафов и пеней наряду с уплатой в пользу родственников большую роль играл взнос в пользу фиска. И главное - у баваров, имевших малые семьи, глава был свободным общинником, членом мар-кового союза и собственником аллода.
Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дарится. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто.
Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов и приближавшимися по своему статусу к мелким вотчинникам, здесь имелись бедняки и "худшие люди". Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений с целью продажи в рабство, а такие на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.
Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Правда, политически власть Меровингов была в значительной степени номинальной, но баварская знать быстро оценила выгоды христианства как идеологической системы складывавшегося феодального общества. К началу VIII в. христианство окончательно утвердилось по всей территории Баварии. При Карле Великом процесс закрепощения крестьян Баварии ускорился. Продажа, дарение, дробление крестьянского надела-гуфы, королевские пожалования земель светским и духовным феодалам на основе бенефициев, ставших впоследствии (XI в.) наследственными ленами, неизбежно вели к возникновению крупной земельной собственности и утверждению экономической и личной зависимости вчерашних свободных общинников от светских и духовных феодалов.
Система эксплуатации крестьянства, обозначенная в главах "Баварской Правды", показывает, что не существовало резкого различия между феодальными отношениями Баварии и западных областей Франкского государства. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и т. п., кладки известковых печей, постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом, курами, яйцами и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена "большая десятина" - налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.
После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. "Саксонская Правда", записанная на рубеже IX в., но отражающая и более ранние черты саксонского общества, также свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать, хотя процесс дифференциации протекал здесь медленнее, чем в Баварии. Документ сообщает о наличии знати (нобили или зделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Вместе с тем литы еще не полностью утратили свободу, они правоспособны и дееспособны и даже могли владеть рабами. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, чаще, видимо, вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.
В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. Карл Великий произвел массовые высылки саксов в глубь Галлии и полностью выселил нордальбингов. Саксонская знать была уравнена в правах и положении с франкскими феодалами. Впрочем, сепаратизм саксонских феодалов упорно держался в течение столетий. Насильно крещенные саксы стали объектом феодальной эксплуатации со стороны государства, своих и франкских феодальных сеньоров.
"Страна тевтонов"
В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично - по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это Восточнофранкское государство и стало называться "страной тевтонов". В 962 г. Отгон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Впоследствии это событие стали называть "Восстановлением Священной Римской империи". С тех пор государь немецкий будет одновременно и государем итальянским, нередко отдавая непосредственно немецкие дела на откуп светским князьям и королям и на основе инвеституры (ограниченной в 1122 г. светской инвеститурой), т.е. наделением избранного духовного лица землей, - духовным князьям. Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии. Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение - ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии, прикрывала ужесточение крепостничества.
Положение крестьянства
IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев - общинников южных районов Германии. В это время к востоку от Рейна сохранялось еще сравнительно большое число свободных собственников своей земли, хотя полностью свободных сел оставалось немного. В X-XI вв. зажиточные земледельцы, способные служить в конном войске, пополняют ряды рыцарства. Разница между этими "неблагородными" и "благородными" рыцарями исчезает в XIII в. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными - хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгсне), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. Наконец, в XI в. появилось обобщенное понятие "крестьянин" - Bauer, означавшее, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле воинами в целом определилась. Свободных крестьян становилось все меньше.
Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии.
Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны - оброки, т.е. рента продуктами. Крестьяне отдавали во двор господина крупный и мелкий скот, птицу, дичь, сало, сыр, молоко, зерно, рыбу, солод, пиво, овощи, мед, воск, дрова, лен, нередко ремесленные изделия - шпоры, бочки, косы, топоры и секиры, мебель, подковы, обувь, шубы и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная - полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, рубка и валка леса, корчевание, выжигание угля, пережог извести, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора - от приготовления пищи, уборки помещений до обязанности кормить грудью детей феодала.
Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор - передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на "свободных" крестьян. В северо-западной Германии крепостные крестьяне платили не применявшуюся на востоке поголовную подать и смертный побор не только скотом, но и одеждой. В южных и юго-западных районах барщина лишь редко заменялась денежной рентой.
Производительные силы
В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, благодаря чему заметно повысилась грузоподъемность телег и повозок, ветряные мельницы, ставшие вскоре обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в XII-XIII вв. станет господствующей. И хотя производительные силы оставались низкими, основанными на рутинной технике, формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функций ремесленного товарного производства и торговли.
12.2. Эпоха расцвета феодализма (XI - конец XV вв.)
Феодальная иерархия. "Порядок щитов"
К концу XI - началу XII вв. немецкая деревня стала в целом феодальной. Население разделилось на свободных и феодально зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных "благородного" происхождения господ и на свободных, но "неблагородных лиц шеффенского сословия".
К первой сословной группе относились духовные и светские князья, графы, рыцари, т.е. крупные феодальные земельные собственники. Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы - шеффены, чиншевики*, ландзассы (поселенцы), свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш** и судебный налог и именуемые лицами шеффенского сословия, так как были подсудны шеффенскому суду, а также обязывались и допускались к исполнению функций присяжных заседателей. Отсюда и название: Die Schoffen - присяжные.
* Чиншевик - свободные оброчные держатели в юго-западной Германии в XIII в.
** Чинш - денежная, реже натуральная, фиксированная рента в пользу сеньора.
Сложившаяся в предыдущий период феодальная иерархия к началу XIII в. получила официальное закрепление в "порядке щитов". Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг (место), к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть леном*.
* Лен (феод) - частное землевладение, свободно отчуждаемое и наследуемое.
Возглавлял феодальную лестницу король (император), считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, "судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого". Прямыми вассалами короля являлись князья - "непосредственные чины империи", имевшие своих вассалов. Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям - епископам, аббатам и аббатиссам, третьего - светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого - графам, пятого - рыцарям, шестого - субвассалам рыцарей. В пятый ранг "Саксонское зерцало"* включало "лиц, могущих быть шеффенами". Седьмой щит принадлежал "свободным людям, рожденным в браке", и ленного права не давал. Щит снижался на одну ступень, если феодал, как это часто бывало со светскими князьями, становился вассалом равного себе по чину лица.
* "Саксонское зерцало" - сборник германского права. Составлен в 1221-1225 гг.
Лены и ленное право
Лены различались по рангу и назначению. В лен могли отдаваться не только земли, но и сан, должности, взимание десятины, пошлин, чеканка монеты и т.д. Имелись лены имперские, церковные, судебные, городские. В число имперских входили и церковные - "скипетроносные" и "знаменные" лены, передаваемые светским князьям, должностные, чеканка монеты и др. Наряду с ленами, находящимися во владении "благородных" феодалов, существовала категория "неблагородных ленов" - лены сельских старост и даже "крестьянские лены", держание которых было связано с определенными повинностями. Вместе с тем леном признавалось лишь то, что феодал получал в качестве вассала. Феодал мог наделить своего служивого человека (министериала) именем, но такая сделка, разъясняет "Саксонское зерцало", совершалась не по ленному, а по домениальному (земскому) праву, так как являлась передачей служебной.
Ленная система в Германии сложилась в полной мере и стала государственной системой земельных отношений уже в XII в. В наследственные лены превратились графства. Даже многие аллоидальные владения территориальных князей и графов стали ленами. Сохранившиеся еще у крупных территориальных владельцев аллоидальные земли инкорпорировались (присоединялись) в ленную систему, сохранив лишь свой юридический титул владения. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство.
Ленное право регулировало вес стороны отношений собственников и держателей ленов, организации сельскохозяйственных работ на ленных территориях, определяло устройство общественной жизни страны. Особенно тщательно ленное право разграничивало, что и в какие сроки надлежало получать собственникам и держателям лена.
Некоторое ослабление крепостничества
Середина XIII в. стала временем решительного поворота к лучшему в жизни немецкого народа, особенно в положении крестьянства. Значительные массы крестьянства получили личную свободу либо в связи с крестовыми походами, либо откупившись от господина. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу; сотни дворянских родов исчезли, а их крестьяне добились свободы. Но главная причина ослабления крепостничества до уровня простой зависимости диктовалась необходимостью освоения целинных земель, а при старых способах обработки увеличить доходы феодала можно было лишь на основе полюбовного соглашения с собственными крестьянами и пришлыми колонистами. В восточной части Германии, в захваченных за Лабой славянских землях, немецкие крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет, пользовались льготами и привилегиями. Иначе нельзя было привлечь на восток рабочие руки. В этих условиях феодалам пришлось дать личную свободу зависимым крестьянам всей Северной Германии. В Саксонии и соседних северо-западных областях с XIII в. создавалось мелковотчинное феодальное хозяйство, развивалась майерская (майер - управляющий) аренда.
Города
Лишь немногие города Германии были римского происхождения. Огромное большинство немецких городов возникло в XI - XIII вв.
В XII в. в Германии насчитывались сотни городов, а в XIII- XIV вв. возникло около 700 новых городов. Средним считался город с населением 10-15 тыс., крупным - 25 - 35 тыс., мелким - 1 - 5 тыс.
Первоначально население городов составляли крепостные, бежавшие от своих господ. Они принесли в города начала маркового строя и древнего народоправства в виде городского веча (бурдига). Но город стоял на земле духовного или светского сеньора, который осуществлял в нем правосудие, взимал поборы, требовал от горожан явки в поход. Постепенно власть сеньора подавила народные собрания.
Торговая контора в Аугсбурге
Горожане боролись за сокращение феодальных поборов, торговые привилегии, право на городское самоуправление. Эта борьба горожан проходила в форме коммунальных революций. Нередко города опирались на поддержку императоров, заинтересованных в ослаблении сеньоров и понимавших роль и значение города как источника финансовых и человеческих ресурсов. К началу XIV в. большинство городов добилось независимости от сеньоров, но власть оказалась в руках городской аристократии - крупных купцов, домовладельцев, ростовщиков и землевладельцев, так называемых аусбюргеров. В XV в. этот верхушечный слой города стал называться патрициатом.
Цехи
Основой жизни города было товарное производство - ремесло и продажа изделий. Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех. Первые дошедшие до нас уставы немецких цехов относятся к XIV - XV вв., хотя цехи возникли значительно раньше, в XI-XII вв. В ремесленных мастерских было занято два-четыре человека, считая и мастера. Исключение составляли более многочисленные строительные организации. Уставы регламентировали отношения мастеров, подмастерьев и учеников, сроки и условия ученичества; определяли количество, объем и качество производимой продукции, ее внешний вид, упаковку и т.д. Одновременно цехи выполняли функции касс взаимопомощи, заботились о вдовах и сиротах, несли охранную и пожарную службу, защищали стены родного города, активно участвовали в религиозной жизни.
Печать цеха пекарей
Многие владельцы мастерских были кустарями и работали на мастера-предпринимателя, снабжавшего их сырьем и обеспечивавшего сбыт готовой продукции. В текстильном (шерстоткацком) и металлическом производствах нередко к работе подключали сельских и иногородних кустарей.
Таким образом, в XIV-XV вв. в немецких городах появились децентрализованные мануфактуры, хотя мастер-предприниматель по крайней мере на первых порах еще активно участвовал в производстве.
Документы свидетельствуют о происходящей дифференциации городского, в том числе ремесленного населения. Имелись цехи богатые и бедные, цехи, пользующиеся уважением, и цехи "презренные". Особенно незавидным было положение многочисленных подмастерьев и учеников, составляющих 55 - 60% городского населения. В конце XV в. 65% ремесленников крупных городов уплачивали налоги по двум самым низким ставкам. В то же время уже в середине XIV в. менее 6% городских налогоплательщиков уплачивали поимущественно-подоходный налог более чем с половины общей оценки имущества, что свидетельствовало о высокой концентрации собственности.
В XIII-XV вв. во многих городах (Кёльне, Вормсе, Улъме, Гамбурге и др.) происходили цеховые восстания - цеховые революции против патрициата. Но лишь в редких случаях (Кёльн, 1396) цехам удавалось захватить магистрат. Иногда цехи вынуждали патрициат разделить власть с цеховой верхушкой. Низшие слои города (плебейство) нередко активно поддерживали цеховые восстания, но никогда не получали власти и не добивались хлеба и права.
В конце XIV - начале XV вв. возникает категория "вечных подмастерьев" - одна из составных частей формировавшегося предпролетариата. Защищая свои экономические права, подмастерья создавали тайные братства, проводили забастовки в масштабах цеха, города или нескольких городов. Подмастерьев секли плетьми, клеймили, бросали в тюрьмы, увечили. Мастера применяли локауты*, систему "черных списков".
* Локаут (от англ, запирать дверь) - одна из форм борьбы предпринимателей против ремесленников, рабочих - закрытия предприятий с целью получения согласия рабочих на худшие условия.
Союзы городов. Ганза
В смутную эпоху междуцарствия и "кулачного права" для защиты жизни и имущества создаются союзы городов. В 1254 г. возник Рейнский союз городов (Майнц, Вормс, Оппенгейм и др.). Через два года он объединил до 100 городов и более 30 князей, но внутренние противоречия вскоре привели к распаду союза. Он возродится вновь почти через сто лет вопреки "Золотой булле"*, которая запретила городам объединяться в союзы, и в 1381 г. сольется с возникшим в 1376 г. Швабским союзом городов. Швабско-Рейнский союз, созданный для борьбы с налоговыми притеснениями во времена Карла IV, объединил свыше 80 немецких и швейцарских городов. Против объединения городов выступили рыцарские союзы и поддерживающие их князья во главе с императором. В 1388 г. Швабско-Рейнский союз городов потерпел военное поражение у Вормса и распался.
* "Золотая булла" 1356 г. - принята имперским сеймом, утверждена императором Карлом IV. Способствовала политической раздробленности Германии.
Одновременно с городскими союзами в Южной Германии складывались союзы по защите торговли в Северной Германии. В состав союза северных городов входило более 90 городских общин. Это была знаменитая Великая немецкая Ганза (первоначальное значение готского слова "ганза" - толпа, впоследствии - союз купцов за границей). Официальное наименование Ганзы - "Der gemeine deutsche Kauffmann", т.е. "Общенемецкое купечество".
Ганзейская печать Грейфсвальда, получившего статус города в 1250 г.
Возникновение союза относится к XIII в., когда группы купцов из северонемецких городов создали Лондонскую Ганзу, ведущим городом которой был Кёльн. Уничтожение немецкими феодалами независимости полабских и поморских славян и татаро-монгольское нашествие разрушили торговлю Русских земель. Возникшую брешь и заполнила Великая немецкая Ганза, воспользовавшись ослаблением славянской заморской торговли. Организационно-политическое оформление союза состоялось в середине XIV в. В состав Ганзы входили города, расположенные на побережьях Северного и Балтийского морей, и ряд городов на реках, впадающих в эти моря. В период могущества Ганзы в нее входили некоторые нидерландские города. Ядром Ганзы были Гамбург, Любек и Бремен. Ганза имела конторы в Лондоне, Бергене, Новгороде, Пскове, Полоцке и многих других городах.
Торговля Ганзы была посреднической: из славянских и скандинавских стран в Западную Европу вывозились сельскохозяйственное сырье, лес, пушнина, деготь, соль. Ганзейцы жестоко эксплуатировали датских и норвежских рыбаков, снабжая сельдью почти всю Европу. На рынки скандинавских стран, Польши и Северной Руси шла ремесленная продукция Запада, восточные пряности, виноградные вина, лекарства. Но Ганза была не только торговым союзом, она имела и черты государства, вела войны за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. В частности, в 1369 г. Ганза в союзе со Швецией одержала победу над датчанами, получив ряд замков на побережье и право вето при избрании датских королей. Однако в связи с разобщенностью Германии у Ганзы не было ни политических, ни хозяйственных связей со Швабско-Рейнским союзом городов.
Столицей Ганзы был Любек. Здесь собирались съезды - ганзтаги\ решения, принимавшиеся большинством голосов, скреплялись печатью Любека. Рост экономической и политической мощи Англии, Дании, Швеции, Русского государства, отчасти Польши довольно быстро привел к упадку Ганзы, а экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли и соответственно торговли южногерманских городов, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669 г. Наследницей Ганзы в балтийской и северноморской торговле стала Голландия.
Сыграв важную роль в экономическом укреплении Германии, союзы немецких городов не смогли обеспечить городам руководящую роль в политической жизни страны.
Начало переворота в аграрных отношениях
Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов заставили духовных и светских феодалов искать новые денежные источники, что обусловило новый натиск на права общины-марки и стало началом переворота в аграрных отношениях, который продолжится и в первые десятилетия XVI в. Предметом первоочередной заботы феодала стала борьба за получение от марки права преимущественного пользования общинными лесами, лесными и другими пастбищами, а затем и полный их захват. Причина проста и очевидна: городам, районам развивающегося горного дела, судостроения, солеварения и виноградарства требовались строительные материалы и топливо; цеховое ремесленное производство нуждалось в овечьей шерсти.
Община постоянно заботилась об охране и восстановлений общинных лесов и лесных пастбищ, устанавливала нормы выпаса. Обычно "полное право" на выпас не превышало четырех* шести голов, но иногда и 12 и даже 24 голов. "Полным правом" обладали зажиточные крестьяне, "половинным" - беднота, "четвертным" - не член марки. Крестьянин мог продать свое право на недостающее количество скота. Свиноводством занимались преимущественно крестьянские хозяйства. Известно, что в 1437 г. только в сравнительно небольшом лесу Лусхарт, расположенном между Брухзалем и Филиппсбургом (Баден-Вюртембург), паслось более 43 тыс. свиней. На рынок города Оснабрюка только в 1490 г. крестьянами было пригнано не менее 25 тыс. голов свиней.
Хищническая вырубка лесов, замена дубовых и буковых лесов (желуди и орешки для свиней) хвойными заставила крестьян отказаться от пастбищного и перейти к более трудоемкому стойловому содержанию свиней в хлевах, заменить свиней прежней полудикой породы новой породой, "белоснежной". Свиньям теперь скармливали ячмень, отруби, макуху. Все это подорвало престиж свиноводства, сократилось товарное производство. Вплоть до появления в XVIII в. новых эффективных кормов - картофеля и кукурузы - свиноводство перестало быть ведущей отраслью скотоводства.
Параллельно с захватом общинных лесов и лесных пастбищ феодалы развернули наступление на общинные пастбища для крупного скота. Если до XIII в. на общинных пастбищах паслось единое стадо с общим пастухом, то во второй половине XIII в. феодалы отвоевали право на отдельного пастуха. С течением времени крестьяне утрачивали возможность и право контроля над размерами господского стада, пасущегося на общинных пастбищах, а феодалы постепенно присваивали себе право выпаса всего скота, преимущественно овец, на скошенных крестьянских наделах, а также право беспрепятственного прогона феодальной отары через крестьянские наделы.
Право на строительство овчарни и на выделение пастбищ для овец довольно рано стало привилегией территориальных князей. Устраивая собственные овчарни, они все чаще продавали и передавали это право земельным собственникам или владельцам поместий, а иногда и отдельным сельским общинам. Овцеводство быстро приобрело товарный характер. Не случайно весеннюю стрижку овец называли первым урожаем в году. Развитие овцеводства потребовало появления арендатора-овчара, который фактически стал издольщиком, первым представителем предпринимательского капитала в деревне. Доля в арендуемом хозяйстве стала его капиталом, благодаря которому овчар получал прибыль. В погоне за прибылью феодалы и овчары нарушали прогонное право, сжигали и истребляли под пастбища хорошие леса, насильственно вторгались в крестьянские пастбища, вытесняли крестьян с пашни.
Наступление феодалов и овчаров-арендаторов на общинные пастбища в конечном счете привело к возникновению луговодства в подлинном смысле слова, включая всевозможные подготовительные и строительные работы и обводнение лугов, а также к распространению пастьбы по жнитве и внедрению четырехполья. Так как в Германии в XIV-XVI вв. еще не знали черного пара, то четвертое поле в течение 6-12 лет отдыхало и использовалось как пастбище. Алчность феодалов обусловила также вынужденный переход от пастбищного к стойлово-пастбищному выпасу скота. Так называемая пастбищная корова была вытеснена стойловой коровой, дававшей в два раза больше молока. Вошла в практику торговля сеном, которое продавали уже не возами, а в кубических измерениях. Богатые крестьяне вынуждены были покупать у своих односельчан навоз. Кстати, по величине кучи навоза судили о зажиточности крестьянина. Нередко с тех пор крестьянский двор назывался в документах просто "навозом".
Развитие городов обусловило в XIV-XVI вв. качественный рост огородничества и садоводства, приобретших товарный характер. Франкфурту-на-Майне, Аусбургу и Нюрнбергу принадлежала пальма первенства в выращивании цветов и цветочных семян для рынка.
12.3. "Второе издание" крепостничества
Экономические причины Реформации и Крестьянской войны
Реформация - массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Реформация, следовательно, означала выступление против одной из экономических основ феодализма. Закономерно, что родиной Реформации стала Германия - страна уже начавшегося, но задержанного и затруднительного раннекапиталистического развития, страна, которая в силу своей политической раздробленности наиболее страдала от посягательств папской церкви. Реформация противопоставила национальную государственность космополитической организации католицизма.
В последней четверти XV - начале XVI вв., несмотря на пестроту экономического развития и хозяйственную разобщенность, в стране отмечались ощутимые элементы хозяйственного прогресса, обусловленные развитием рынка. Успехи Германии в горном деле, стеклоделии, текстильном производстве, в области строительного дела, книгопечатания вызывали заслуженное восхищение современников. В деревне продолжался аграрный переворот, начавшийся во второй половине XIV в. и нацеленный на утверждение товарного овцеводства, огородничества, садоводства. Правда, Великие географические открытия уже предопределили крушение средиземноморской торговли, но до середины XVI в. это еще не коснулось экономики Германии.
Вместе с тем, товарно-денежные отношения, вторгаясь в полупатриархальный быт, порождали не только торгово-промышленное предпринимательство, но и видоизменения традиционных способов эксплуатации. Во многих районах Германии восстанавливается личная крепостная зависимость крестьян от феодалов. Луга, леса и водоемы изымаются из общинного пользования. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли, дробили их и тут же продавали в рассрочку ими же ограбленным крестьянам. Крестьянина могли выпороть за то, что его скотина забрела на только что отчужденное пастбище, приговорить к смерти за ловлю раков в "господском ручье".
В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Прибыль, полученная посредством едва народившейся раннекапиталистической эксплуатации, уходила на пошлины и налоги. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.
С XII в. началась торговля индульгенциями, которая служила средством обогащения духовенства. Однако объявление папой Юлием II (1505) сбора денежных пожертвований на строительство нового здания собора св. Петра и появление в 1517 г. в Магдебурге папского субкомиссара и бранденбургского инквизитора Иоганна Тецеля, организовавшего продажу индульгенций по правилам доходной коммерции, стало той каплей, которая переполнила чашу терпения.
Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Сам Лютер, которого Маркс назвал "старейшим немецким политико-экономом"*, считал, что крепостное право не противоречит "священному писанию" и впоследствии призовет земельных правителей-государей (в то время в Германии их было около тысячи) вешать восставших крестьян "как бешеных собак". Будучи идеологом мелкого предпринимателя (бюргера и крестьянина), Лютер защищал терпеливого и энергичного хозяина, который стимулирован рынком, но обирается более крупными и ловкими экономическими хищниками. Именно Лютер напомнит давно забытое изречение из Второго письма Павла к фессалоникийцам: "кто не работает, да не ест". Выступление Лютера против индульгенций всколыхнуло всю Германию. В рамках Реформации началась Великая крестьянская война (1524-1526), ставшая ответом крестьянских масс на усиление феодального гнета.
* Маркс К., Энгельс Ф. Т.46, Ч. II. -С. 430.
Единства антипапистского движения не было, что подтверждается наличием бюргерско-умеренных, бюргерско-радикальных, дворянских и крестьянско-плебейских программ. Наиболее радикальные требования, опережавшие время и возможности восставших, выдвигал вождь народного движения Томас Мюнцер, автор "Статейного письма", требовавший полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях, установления народовластия. Мюнцер считал, что "все должно быть общим достоянием".
Более умеренная программа "12 статей" швабско-шварцвальдских крестьян предлагала сократить барщину и оброк, отменить личную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья, дать каждой крестьянской общине выборного священника, ликвидировать малую церковную десятину, а большую десятину расходовать на общественные нужды и жалованье священнику, отменить посмертный побор.
Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была "Гейльброннская программа" крестьян Франконии, но и она требовала освобождения крестьян от личной крепостной зависимости, конфискации церковных имений, введения единства монеты, мер и веса.
Крестьянская война была жестоко подавлена. За несколько недель мая 1525 г. в сражениях и расправах было убито более 100 тыс. крестьян. Победу в жесткой борьбе за Реформацию в конечном итоге удалось одержать бюргерско-княжеской Реформации, использовавшей незрелость сословно-классовых конфликтов.
Поражение восставших означало победу сеньориальной реакции и усиление крепостничества. Секуляризированные церковные земли перешли к князьям. На восточных землях расширялась господская запашка и увеличивалась барщина. На западе и юго-западе страны сохранялись мелкие хозяйства крестьян и преобладала оброчная эксплуатация. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война (1618-1648). Разоренные крестьяне сами вынуждены были искать покровительства у помещиков. Ф. Энгельс отмечал, что после Тридцатилетней войны "свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона".
В XVII - XVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю; крестьянину оставалась для работы на себя только ночь. Особенно тяжелой была барщина в Пруссии, где были заложены основы будущего прусского пути развития капитализма.
Вопросы для повторения
1. Объясните, почему становление феодализма в Германии происходило медленнее, чем в других западноевропейских странах.
2. Расскажите о формировании основных классов и сословий феодальной Германии.
3. Охарактеризуйте систему ленных отношений в Германии.
4. В чем заключались основные повинности крепостных крестьян?
5. Перечислите факторы, способствовавшие возвышению и последующему падению Ганзы.
6. Объясните причины и содержание начавшегося аграрного переворота.
7. Расскажите об экономических причинах Реформации и Крестьянской войны.
8. В чем вы видите причины "второго издания крепостничества"?
13. Хозяйство Киевской Руси (IX-XII вв.)
Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII-IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти - таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
Возглавлявшие племенные союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.
Образование древнерусского государства Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем.
13.1. Образование древнерусского государства
Население и территория
Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути "из варяг в греки", они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен - северную и южную.
В источниках нет сведений о количестве населения в Древней Руси. Известный демограф Б. Ц. Урланис, используя косвенные данные, считает, что к началу второго тысячелетия нашей эры территория Киевской Руси составляла 1,1 млн. кв. км., а численность населения - 4,5 млн. человек.
Территория древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в "Повести временных лет" (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначальной, древнейшей была государственная территория Среднего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX - второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань - центры обширных земель, располагавшихся на севере, северо-востоке и северо-западе Восточно-Европейской равнины. На юге тоже продолжалось расширение территории, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав древнерусского государства иноязычные, иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.
Система налогообложения
С образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.
Дружина русского князя
Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.
Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив "уроки" - нормы дани, а также время и место ее сбора - "погосты". Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был "дым" (семья), в других - "плуг" или "рало", когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько "дымов" составляли "дворище". Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались - в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других - в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Памятники права
Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о "Законе Русском". Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и "челяди" и т. п.
Но первым древнерусским сводом законов была "Русская Правда", действовавшая с XI по XV вв. Первая часть Краткой редакции "Русской Правды", так называемая "Древнейшая Правда", во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений: от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В нем хотя и говорится о таком пережитке, как право родственников на кровную месть за убийство, однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.
"Русская Правда" определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый рад статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность. Специальные статьи устанавливали наказание за распахивание межи, за ограбление боярской усадьбы, за убийство слуг феодала (тиунов, огнищан и пр.).
"Русская Правда" отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояло в том, что разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В "Русской Правде" это рядовичи и закупы*.
* Рядовичи - лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору). При невыполнении обязательств могли стать холопами. Закупы - общинники, взявшие ссулу (купу) на определенный срок.
В "Правде Ярославичей" нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
Процесс феодализации
Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили "лучшие", "лепшие", "большие", "старейшие", "нарочитые" мужи. Самый высокий статус занимали "земские бояре". К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути "из варяг в греки". К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, "княжьи мужи".
В X-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название "обояривание" земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина - это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.
13.2. Развитие сельского хозяйства
Земледелие
В период Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян основной отраслью хозяйства, заметно продвинулось вперед. Земледелие было распространено по всей территории древнерусского государства, но имелись местные отличия, определяемые как географическим фактором, так и уровнем развития производительных сил.
Необходимо иметь в виду, что в северной половине Восточно-Европейской равнины лежали обширные леса, на севере - хвойные, а к югу - смешанные. Далее к югу тянулась полоса лесостепей, сравнительно узкая у Днепра (300 км), расширяющаяся к Дону (500 км.)- Черноземные почвы идут с запада на восток, захватывая на севере Киев. Здесь возникает один из древнейших очагов земледелия в Восточной Европе.
Чередование лесных и степных пространств лесостепной зоны в широтном направлении диктовало условия для хозяйственного освоения земель. Население осваивало прежде всего районы с наиболее благоприятными для земледелия почвами, водным режимом, климатическими условиями, что способствовало получению достаточных урожаев.
На северо-востоке Руси складывается успешно развивающееся земледельческое хозяйство. Наличие в лесных массивах так называемых "ополий" (открытых пространств с достаточно плодородными почвами) позволяло получать удовлетворительные урожаи сельскохозяйственных культур.
Основным земледельческим орудием была соха, но на юге применяли плуг или рало (деревянный плуг). Перелог и залежи требовали обработки земли пашущими орудиями с применением тягловой силы скота. При пашенном земледелии резко повышается производительность труда и появляется возможность обрабатывать обширные участки земли - поля (пашни).
Развитие земледелия вместе с ростом населения приводило к освоению новых земель и к лучшему использованию земель, уже бывших в обработке. Получает развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начинает распространяться трехполье.
В северных районах, в зонах подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, нужными для вегетации культурных растений, возможности освоения земель в этот период были ограниченные. На севере господствовала огневая подсечная система земледелия. Применение в северных районах в качестве основных орудий возделывания земли сохи и мотыги сковывало развитие земледельческого хозяйства.
В целом по стране в земледельческом производстве участвовали небольшие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был, несомненно, выше северных районов.
Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, овес, лен, конопля, бобы, чечевица, репа, капуста. Но среди жита, под которым понимались все хлебные злаки, основным была рожь. Развивались также огородничество и садоводство.
Животноводство
Важной отраслью хозяйства было животноводство, тесно связанное у восточных славян с земледелием, так как, с одной стороны, увеличивались запасы кормов, с другой, - росла потребность в тягловой силе. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток).
В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было "кобыл стадных 3000, а коней 1000". Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми.
Земледелие и скотоводство в Киевской Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранился и в последующее время. По уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы.
Однако в целом агротехнический уровень земледелия не позволял еще сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Как и в Западной Европе, неурожайные годы в различных местах Руси в XI - XII вв. были очень частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.
Промыслы
Вспомогательную роль, хотя и очень важную, играли различные промыслы. Охота, рыболовство, бортничество имели больший удельный вес в северных районах, где продукция сельскохозяйственной деятельности, в первую очередь земледелия, не могла полностью обеспечить потребности населения.
Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, пушниной взимались дань, подати. Охотились на рысей, туров, лосей, медведей, оленей, кабанов, зайцев, соболей, куниц, горностаев, белок, песцов и других обитателей леса, лесостепей, степей.
Охотничьи угодья были обширны и при сравнительно низкой плотности населения почти неисчерпаемы. Летописи отмечают лесные богатства северных земель, в первую очередь Новгородской, где по старой народной легенде "оленци мали" и "веверица (белка) млада" падают в леса с проходящих туч и "взрастають и расходятся по земли".
Определенную роль в хозяйстве играла рыбная ловля. В пищевом рационе того времени рыба занимала большое место. Принятие христианства с его системой постов утвердило рыбу как один из компонентов постной пищи.
13.3. Развитие ремесел и городов
Развитие ремесел
У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI-IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 ремесленные специальности: обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д. Только из железа и стали древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий.
В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т. д.
Среди ремесел особо значима была обработка железа. Сырьем для производства железа служили дерновые, озерные и болотные руды (содержащие 20-50% металла). Производство железа было основано на сыродутном способе, когда в примитивных домницах в горне на древесном угле получали кричное железо. Крицы затем проковывались для получения железа, годного для выделки различных металлических изделий. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей перевозкой его в другие города и районы. Впрочем, домницы были и в некоторых древнерусских городах.
Растет специализация ремесла по районам. Уже в XII в. выделяются Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве, Овручский район на юго-западе, знаменитый изготовлением шиферных пряслиц.
В сельской местности в основном изготовляли предметы для потребностей земледельческого населения (серпы, лопаты, топоры, лемеха и т. п.). Более разнообразным было городское железоделательное производство, отличавшееся более высокой техникой. Городские ремесленники изготовляли не только орудия сельского хозяйства, но и различные бытовые предметы, оружие (копья, сабли, мечи, боевые топоры, стрелы), броню (щиты, шлемы, кольчуги).
В городах более сложной была и техника ювелирных изделий. Деревенские ремесленники в основном использовали литье для выделки сравнительно небольшого круга ювелирных изделий (перстни, браслеты, ожерелья, привески, кольца височные и т. п.), в городе же выполняли более тонкие ювелирные работы: чеканку, ковку, гравировку, чернь, позолоту, скань, эмаль. Археологические памятники показывают, что многие виды этих изделий по качеству, технике исполнения превосходили аналогичные изделия западноевропейских ремесленников.
Как городское ремесло выделяется производство строительных и отделочных материалов - кирпича, черепицы, плитки, широко используемых при строительстве церквей, домов и других сооружений. До наших дней сохранились в Киеве Золотые ворота, Софийский собор с его уникальными мозаиками и фресками, построенный в 1037 г., в Новгороде - Софийский собор, построенный в 1050 г. В начале XII в. киевские плотники построили большой деревянный мост через Днепр.
По социальному положению ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники - общинники, ремесленники - холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах, свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в организации, бывшие прообразами цехов.
Города
Интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства приводил к сосредоточению в городах массы ремесленников, производивших товар не только по заказу, но и на продажу.
Само название "город" на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городами эти городища-тверди стали лишь тогда, когда в них появилось постоянное население, когда они стали центрами управления феодальной округой, центрами ремесел и торговли.
По подсчетам академика М. Н. Тихомирова по летописям, в IX-X вв. существовало 25 городов, в XI в. возникло еще 64, в XII в. - 135, к моменту монголо-татарского нашествия на Руси уже было около 300 городов.
Со временем менялось не только число городов. Менялся и сам город. Первоначально русские города (IX-X вв.) представляли собой крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселения. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу X в. превращаются в его часть - предградья или посады с ремесленным и торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе - холме, где стоит крепость, а внизу - у реки, на подоле.
Пути сообщения
Главными путями сообщения в Древней Руси были водные. На основе имевшихся водных систем возникает ряд путей, который имел значение как для отдельных земель Киевской Руси, так и для государства в целом. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупных речных систем.
Одним из наиболее известных - водный путь "из варяг в греки", соединивший Балтийское море с Черным. Он протянулся через русские земли на тысячи километров с севера на юг. Видимо, рано сложилось ответвление пути "из варяг в греки" на Западную Двину.
Перенос ладьи
По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск, из прибалтийских стран - янтарь, из скандинавских - предметы ремесла и некоторые виды оружия.
Оживленным был и важнейший Волжский путь - на Каспий, Кавказ и Закавказье, в арабские страны. Водный путь имел сухопутное ответвление, начинавшееся с земель Волжско-Камской Болгарии и уходившее в Среднюю Азию. По Волжскому пути вывозились меха, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кольчуги. На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе "паволоки" - шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.
Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы - земли.
"Русская Правда" свидетельствует и о существовании сухопутных крупных торговых дорог - "гостиниц великих". Одна из таких больших сухопутных дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии - на Прагу и в южную Германию на Раффелыптетген и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.
Торговля
Сухопутной дорогой был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли.
Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определенных товаров. Через Киев проходил водный путь "из варяг в греки".
Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород. 152 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из которых украшались затейливой резьбой - таков ассортимент изделий ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый район города назывался Гончарным (Людина) концом. Ткани для повседневной одежды русичей производились в Новгороде. В XI-XII вв. это были вертикальные ткацкие станки, а на рубеже XII-XIII вв. в Новгороде одновременно с западноевропейскими странами появились более производительные горизонтальные станки. Судя по раскопкам в Новгороде изготовлялись различные виды кожаной обуви. Славился Новгород и своими ювелирных дел мастерами, которые для украшения своих изделий использовали сложнейшие приемы: гравировку, выемчатую и перегородчатую эмаль, скань, зернь, золочение и др.
Как уже отмечалось, Новгород был составной частью великого водного пути древности "из варяг в греки" - из стран Скандинавии в Византию. Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза.
Однако "заморская" торговля имела очень ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства. Вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.
Денежная система
Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому и деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна, свидетельствующая о том, что когда-то у восточных славян мерилом стоимости был мех куницы. Вероятно, скот появился в южных местностях, где было развито скотоводство, а куна - в северных, где заметная роль принадлежала охоте.
До второй половины X в. на территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты (германские пфенниги, денарии Венгрии, Чехии и др.). В конце X - начале XI вв. начинается чеканка собственной монеты. Вероятно, это произошло после официального принятия христианства на Руси, так как на одном из типов серебряных монет имеется изображение Иисуса Христа, а на всех монетах (как золотых, так и серебряных) изображен князь с крестом - символом христианства.
Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории древнерусского государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.
Киевские гривны XI-XIII вв. - это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес -около 160 г. Они функционировали с середины XI в. вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.
Киевские гривны
.
Новгородские гривны - слитки имели другой вид и вес. Это длинные (14-20 см) палочки-бруски весом около 200 г, содержащие больший эпиграфический материал - на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты. Структура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией "Русской Правды": 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам =150 или 100 веверицам*.
* Веверица - самая мелкая неделимая денежная единица в Древней Руси = 1/3 резаны = 1/6 куны.
С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, рыночная сфера жизнедеятельности которых ограничена территорией отдельных земель.
Вопросы для повторения
1. Расскажите об образовании государства Киевская Русь, его населении и системе налогообложения.
2. Охарактеризуйте процесс феодализации в Киевской Руси и правовые нормы того времени.
3. Как развивались основные отрасли сельского хозяйства Киевской Руси?
4. Расскажите о развитии ремесел и городов.
5. Сравните внутреннюю и внешнюю торговлю Киевской Руси.
6. Назовите основные этапы развития древнерусской денежной системы.
14. Экономика Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)
На рубеже XI-XII вв. единое государство Киевская Русь распадается на целый ряд отдельных самостоятельных княжеств и земель. С этого времени, как пишет летописец: никто из князей-рюриковичей не держит "власть русскую всю" и не является "самовластием Рустей земли". Наступает период феодальной раздробленности, закономерный исторический этап, охватывающий XII-XV вв. В свою очередь этот период делится на домонгольский (до 1237- 1241), когда Русь продолжала развиваться по восходящей линии, и период монгольского ига, продолжавшийся до 1480 г., когда преодолевался общий упадок сельскохозяйственного производства и возрождались ремесленное производство и строительство.
Феодальной раздробленности предшествовали междоусобицы, обострившиеся во второй половине XI в. В 1097 г. на княжеском съезде в Любече было утверждено новое устройство власти на Руси: "Кождо да держит отчину свою". Это было юридическим закреплением начавшегося разделения Киевской Руси. Приглашенный на киевский престол Владимир Мономах восстановил единство Русского государства, но ненадолго. Объективный исторический процесс нельзя было предотвратить. К тому же могущество Киевской Руси подрывали нашествия восточных кочевников - печенегов и половцев. Киевская Русь испытывала экономический и политический упадок.
14.1. Причины феодальной раздробленности
Причины феодальной раздробленности Киевской Руси связаны, с одной стороны, с особенностями социально-экономического развития Русских земель, а с другой, - с общими закономерностями развития феодального способа производства, проявившимися не только в истории Отечества, но и в истории мировой экономики.
Определяющей чертой феодального строя является господство натурального хозяйства, когда экономика представляет собой совокупность замкнутых хозяйственных единиц. На Руси такой формой организации производства были вотчины, функционирующие по принципу самодостаточности. В вотчинах производилось все необходимое для обеспечения материальных потребностей жителей (населения), что обусловливало слабость хозяйственно-экономических связей между вотчинами и между отдельными княжествами, а также нерегулярность этих связей.
Другой общей закономерностью феодальной экономики является процесс концентрации земельной собственности в руках господствующего класса, когда все большая часть земельных ресурсов становилась наследуемой, что вело к продолжению захвата феодалами общинных земель, их стремлению получить больше власти на местах. Ярким примером таких устремлений феодалов является система баналитетов в Западной Европе и тарханных грамот на Руси. В Киевской Руси крупные феодалы помимо обояривания земель закабаляли смердов-общинников, увеличивали оброки и повинности, прилагали все силы к тому, чтобы самолично получать с них штрафы (виры) и вершить над ними суд. Поэтому и на Западе, и в Киевской Руси зрели противоречия между крупными феодалами и центральной властью (королями в европейских странах, великими князьями - в Киеве).