<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 ВИРТУАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
 Евгений Васильевич Попов,
 д.э.н., д. физ.-мат. наук, профессор, заместитель председателя Проблемного совета по маркетингу
 Уральского отделения РАН
 Ольга Константиновна Ойнер,
 канд.э.н., докторант Уральского Государственного Экономического Университета
 Доминантой развития современного общества является внедрение информационных технологий и компьютерных коммуникаций во все сферы деятельности. Термин information age (информационная эпоха) стал интернациональным и характеризует качественно новый этап развития, в котором информация играет ведущую роль и определяет характер всех экономических, социальных и политических процессов.
 Информационная революция оказывает влияние на характер деятельности любого предприятия. Само понятие предприятия, традиционно определяемое как обособленная производственно-технологическая организация, объединяющая рабочую силу со средствами производства для выпуска товаров и услуг, утрачивает свои сущностные характеристики обособленности, пространственной и территориальной локализованности. Получают развитие сетевые или виртуальные организации, т. е. организации, в которых границы между его участниками, ресурсами и подразделениями размыты благодаря интенсивному информационному обмену (1). Одной из предпосылок возникновения таких предприятий является бурный рост телетехники и телекоммуникаций, при котором отпадает необходимость пространственного сосредоточения участников единого процесса труда. Конечный результат деятельности предприятия - продукция и услуги - также трансформируется. В национальном продукте развитых стран все больший удельный вес занимают не материальные, а виртуальные продукты и услуги.
 Вместе с тем, в отечественной экономической литературе практически не раскрыт вопрос о классификации и практической применимости наработанных методов в области виртуального (от лат. virtualis - возможный) маркетинга.
 Отсюда целью настоящей работы является систематизация передовых подходов к информационно-программному обеспечению маркетинговой деятельности предприятий.
 Функциональная сущность виртуального маркетинга
 Виртуальный маркетинг - это система знаний о разумном предложении товара на рынке на основе информационных технологий, интегрирующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия.
 Использование компьютерной техники позволяет обеспечить следующие преимущества виртуального маркетинга по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях:
 а) отсутствие пространственной локализации, возможность осуществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или локальному рынку;
 б) обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новой продукции и т. д.;
 в) снижение асимметрии информации (ее неполноты и неравномерности распределения) и, как следствие, снижение информационных трансакционных издержек;
 г) снижение прочих трансакционных издержек, в том числе накладных расходов (командировочных, потерь от несостоявшихся, неправомерных или недобросовестных сделок); снижение риска, связанного с неопределенностью;
 д) снижение трансформационных издержек за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой проекции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников и затрат на сбыт и т. д.;
 е) рационализация структуры управления, в том числе путем ее сжатия по вертикали, сокращения и объединения ряда функций, солидаризации ответственности.
 Виртуальный маркетинг по характеру осуществляемых функций можно разделить на три сферы: исследование внешней среды, организация внутренней маркетинговой деятельности, специфические сферы деятельности (рисунок 1).
 
 Рисунок 1. Основные функции виртуального маркетинга.
 Практическое воплощение виртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговой информационной системы предприятия, т.е. системы постоянного слежения, хранения и обработки маркетинговых данных, необходимых для выработки управленческих решений (2). Маркетинговая информационная система предприятия может включать:
 1. информационный блок (базы данных);
 2. банк моделей и методик:
 3. программные средства и интегрированные системы. Рассмотрим возможности этих блоков подробнее.
 Базы данных
 Маркетинговый информационный блок состоит из баз данных, пополняемых за счет проведения полевых и кабинетных исследований (3). Полевые исследования в виртуальном маркетинге реализуются ограниченно на основе методов электронных опросов и телеконференций. Наибольший удельный вес занимают кабинетные исследования, которые осуществляются путем поиска вторичной информации на электронных и бумажных носителях. При этом бумажные носители до сих пор занимают наибольший удельный вес среди источников информации. Например, согласно экспертным оценкам, в США лишь 12% информации представлено в электронной форме и структурировано; примерно 15% - неструктурированные данные в электронной форме (текстовая информация); около 73% информации традиционно хранится на бумажных носителях (4).
 В России бумажные носители информации в настоящее время также пользуются наибольшей популярностью. Однако использование данных носителей значительно облегчается в случаях применения различных оптических систем распознавания образов, сканеров и т.д.
 Более подробно рассмотрим возможности получения вторичной информации при помощи информационных технологий, которые позволяют использовать следующие источники информации.
 Для исследования внешней среды маркетинга применяют общие статистические и демографические данные, позволяющие оценить состояние рынка, перспективы его развития, тенденции изменения предложения и спроса. Данный сектор информационных источников охватывает сведения государственной статистики, экономические прогнозы, аналитические исследования, выполненные различными организациями и специалистами. результаты опросов общественного мнения и социологических исследований. Базы данных учетно-статистической информации разрабатываются международными организациями (Мировой банк, ЮНИДО и др.), органами Госкомстата, Таможенного комитета, Торгово-промышленной палатой РФ, научно-исследовательскими институтами. Несмотря на то, что данные организации постоянно совершенствуют системы статистического учета, методы сбора и обработки информации, большой объем информации выходит из поля зрения: неконтролируемые экспортно-импортные операции; производство, выведенное из сферы налогообложения; "челночная торговля" и т. д.
 Поэтому необходимым дополнением к полученным данным выступают экономические прогнозы и аналитические исследования, которые можно получить из электронных версий деловых и специализированных журналов.
 Помимо общих статистических данных в маркетинговой деятельности используется широкий спектр коммерческой информации. В соответствии с растущими потребностями предпринимателей в России происходит достаточно интенсивный рост коммерческих информационных продуктов и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями. В настоящее время на рынке представлены четыре типа информационных баз данных, которые могут стать внешними источниками формирования баз данных предприятия.
 A. Базы данных первого типа наиболее многочисленны. Они содержат наименование предприятия, его почтовые и связные реквизиты. Применяются для установления контрактных отношений, а также для формирования списка рассылки;
 B. Базы данных второго типа помимо указанных сведений содержат информацию о поставляемой и потребляемой продукции. Содержащаяся в них информация может быть использована для поиска партнеров по бизнесу, анализу конкуренции, сегментации рынка и позиционирования товаров.
 C. Базы данных третьего типа помимо более полного представления; информации предусматривают также возможность дополнений и исправлений. Информация о фирмах в подобных продуктах содержит три блока: адресно-телефонные сведения, технико-экономические показатели, коммерческие предложения предприятия. Первый и третий блоки являются универсальными для всех отраслей, второй блок учитывает специфику каждой отрасли. Возможность дополнений и исправлений обеспечивается за счет приобретения специальной программы по работе с базой данных или на основе использования стандартных программ типа Excel и Access. Наиболее популярным продуктом данного класса являются деловые справочники и программы, распространяемые Агентством деловой информации "Бизнес-карта". Широкое распространение также получает система "Маркетинг-Гео", где на цифровой компьютерной карте Российской Федерации содержится информация о расположении предприятий, объеме продукции, финансовая и статистическая отчетность, демографические данные по населенным пунктам и т. п. (5). Данная программа обеспечивает возможность проведения обзорных исследований региональных товарных рынков, в частности она позволяет определить относительную долю рынка, темпы роста продукта и данные для сегментации рынка.
 D. Базы данных четвертого типа содержат сводные реквизиты юридических и физических лиц, данные о поставляемой и потребляемой продукции, возможность дополнять и исправлять базы данных, возможность обратной связи. Данные системы только начинают появляться на информационном рынке. Они позволяют вести учет коммерческих предприятий и их связей. В настоящее время единственной системой с обратной связью является система "Контрагент-М". Данная система рекомендована Министерством экономики главам администрации субъектов Российской Федерации в качестве федеральной информационной системы товарных рынков. Описание продукции имеет пять разделов. Первый раздел - тематическая рубрика (87 рубрик). Второй и третий разделы - описание и тип продукции. Четвертый раздел - более обширное описание продукции, марки, кода ОКП, стандарты и краткое пояснение, рекламные материалы. Пятый раздел - карточки спецификации, условия поставки, данные об оптовых, розничных и расчетных ценах.
 В настоящее время многие предприятия, в особенности крупные, самостоятельно формируют базы данных. Необходимость такого рода деятельности возникает в связи со сложностью обработки значительного объема постоянно меняющейся информации (многономенклатурное производство, большое количество потребителей, сложная структура связей по поставкам). Формирование собственных баз данных позволяет решать ряд конкретных прикладных задач, возникающих в ходе практической деятельности, а также служить информацией для стратегического анализа и планирования. Конкретный характер и содержание баз данных определяется отраслевой принадлежностью, особенностями предприятия и характером выпускаемой продукции.
 На промышленных предприятиях процесс создания базы данных состоит в следующем.
 Первоначально определяется состав исходной информации. Исходными источниками информации служат следующие данные:
 1. портфели заказов (клиенты и их связные реквизиты, потребное количество продукции, ее марки, размерность, график отгрузки, вид взаиморасчетов:
 2. об отгруженной продукции;
 3. о поставщиках, данные о которых формируются на основе как внутренних, так и внешних источников.
 Далее с использованием стандартных программ Excel и Access на основе применения различных информационных фильтров в режиме диалога по запросам менеджера можно решать различные тины задач: определять структуру потребностей по типам продукции, маркам, но географии потребителей, по стоимости, динамику данных показателей. Аналогичные данные могут быть получены и по поставщикам.
 В маркетинге потребительских товаров также формируются клиентские базы данных, которые становятся не просто аффективным маркетинговым инструментом, но одним из основных активов предприятия. Основная информационная единица клиентской базы - потребитель, которая описывается по признакам: демографическим, экономическим, географическим, социальным, поведенческим. Конкретный состав признаков зависит от специфики товара, сферы его применения и целей формирования данных. Клиентская база данных позволяет устанавливать долговременные отношения с действительными потребителями, более "чутко" реагировать на изменение их потребностей, предлагать и рекламировать новейшие товары, проводить мероприятия по стимулированию сбыта и т. д. Она также открывает возможности привлечения потенциальных потребителей.
 Информационные модели и методики
 Вторым компонентом маркетинговой информационной системы является банк моделей и методик, необходимых для систематизации и стандартизации исходных данных. Он формируется совместно специалистами в области маркетинга и специалистами в области программного обеспечения. В настоящее время этот компонент маркетинговой информационной системы на большинстве предприятий является наименее проработанным. Главная причина этого кроется в недостаточности у специалистов данных областей квалификации в смежной области знания (у маркетологов - в сфере программирования, у программистов - в сфере маркетинговых исследований). С нашей точки зрения основой формирования банка моделей маркетинговой информационной системы может служить классификация по факторам времени, субъектов управления и объектов маркетинговой деятельности.
 1. В зависимости от фактора времени могут быть выделены статические и динамические модели. Статические модели описывают схему организации маркетинга на предприятии (структурные единицы, их функции, потоки информации и т.п.). Эти модели (схемы, графики, диаграммы потоков данных) позволяют описывать структуру компании, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические модели позволяют описывать маркетинговые процессы в динамике. В отличие от статических, динамические информационные модели позволяют обновлять значения переменных, изменять модели, динамически вычислять различные параметры процессов и результаты маркетинговой деятельности.
 2. По субъектам отправления можно выделять информационные модели и методики, используемые на различных уровнях управления предприятием: уровне высшего руководства, среднем уровне, на низшем уровне управления и специалистов. Основным содержанием деятельности высшего руководства является разработка стратегических целей и направлений деятельности и организация ресурсов предприятия для их выполнения. Следовательно, основными моделями, используемыми на данном уровне, следует считать модели типа "фирма - внешняя среда", в том числе матрицы SWOT-анализа, имитационные модели, матрицы "продукт-рынок", портфельные и другие модели стратегического планирования (6, 7). Данные модели используются при разработке общей модели бизнеса предприятия. На среднем уровне управления общая модель бизнеса трансформируется в модели отдельных бизнес-процессов (модель разработки новой продукции, организации сбыта и т. п.). На низшем уровне управления и уровне специалистов происходит дальнейшая детализация маркетинговых процессов по горизонтали, включая схемы отдельных подпроцессов и операций.
 3. По объектам маркетинга можно выделить модели обработки информации о потребителях, продукции, процессах, поставщиках и документах. Информация о потребителях структурируется прежде всего в клиентских базах данных, формирование которых было рассмотрено выше. Кроме того, здесь необходимо отметить такие стандартные методики, как сетки сегментации, модели покупательского поведения, статистические таблицы об объеме и динамике сбыта в разрезе потребителей. Информация о продукции также содержится во многих разработанных методиках: моделях оценки рыночной адекватности продукта, моделях оценки конкурентоспособности, упомянутых выше матрицах портфельного анализа, а также оптимизационных моделях. Последние решают задачу оптимизации структуры производственной программы с позиции выбранных критериев (прибыли, объема продаж), а также внешних и внутренних ограничений.
 Наименее проработанной частью на сегодняшний день можно считать модели обработки информации о процессах. Внедрение данных моделей связано с развитием теории и практики реинжиниринга. В реинжиниринге все бизнес-процессы подразделяются на внешние и внутренние, которые соответственно описываются при помощи внутренней и внешней моделей (8). Внешняя модель описывает процессы, которые удовлетворяют интересы клиентов и интересы вне предприятия. Внутренняя модель моделирует построение каждого бизнес-процесса в разрезе рабочих задач и используемых ресурсов. Поскольку внешний процесс отражает поток действий, который в последующем учитывается при разработке внутренних бизнес-процессов, то на практике используются смешанные модели (например, в процессе всеобщего управления качеством). Информация о поставщиках обрабатывается аналогично информации о потребителях.
 Приведенная классификация не является исчерпывающей. Она может быть дополнена классификацией моделей по общим функциям управления, по функциям маркетинга и т. д.
 Программные средства и интегрированные системы
 Третьим важнейшим компонентом маркетинговой информационной системы являются средства обработки данных. Они включают программные средства, экспертные системы и средства поддержки решений, а также различные интегрированные системы управления, которые позволяют стандартизировать процедуру принятия решений в области маркетинга. Возможная классификация интегрированных систем управления представлена в таблице:
 
 Таблица 1. Классификация интегрированных систем управления.
 В результате, если раньше большой круг достаточно сложных задач мог выполняться лишь квалифицированными в области маркетинга специалистами, то в настоящее время работу маркетолога может выполнять специалисты смежных подразделений. Распределение базы данных также укрепляет внутреннюю связность бизнес-процессов, т. к. обеспечивает возможность появление важнейшей маркетинговой информации одновременно в различных подразделениях компании.
 Интеграция микропроцессов, т. е. возможность принимать важнейшие решения в интерактивном режиме, обеспечивается системой поддержки решений (СПР). На основе средств поддержки принятия решений, средств моделирования и доступа к базам появляется возможность иерархического принятия решений, в то время как в настоящее время большинство решений принимаются менеджерами. СПР позволяет анализировать, планировать и контролировать различные маркетинговые операции, рассматривать различные варианты решений и проектировать их по принципу "что, если...".
 В настоящее время системы обработки данных не получили достаточного распространения на рынке, поскольку предприятия предпочитают пользоваться стандартными программными продуктами. Основным фактором повышения эффективности маркетинговой информационной системы является способность интегрироваться в общий механизм организационного управления. Поэтому маркетинговые блоки предусмотрены в большинстве интегрированных систем управления предприятием, которые распространены на рынке ("Галактика", "Парус", "Эталон +" и другие). Однако по сравнению с другими функциональными блоками, такими, как финансы и бухгалтерский учет, производство, кадры, они слабо проработаны и недостаточно интегрированы в общую систему управления. По оценке провайдеров интегрированных систем маркетинговые блоки пользуются наименьшим спросом и большинство инсталляций производится без них.
 Ограничения внедрения виртуального маркетинга
 Суммируя отечественный опыт развития виртуального маркетинга, хотелось бы выделить основные факторы, ограничивающие его применение на отечественных предприятиях.
 Первая группа факторов связана с особенностями информации, условиями ее получения и обработки:
 * вторичная информация, получаемая из внешних источников, носит достаточно обобщенный характер и рассчитана на "среднестатистического" пользователя; для адаптации к условиям конкретного предприятия необходимы дополнительные затраты;
 * достоверность и репрезентативность имеющихся данных не известна;
 * данные обновляются в среднем 1-2 раза в год и успевают устаревать;
 * получение данных для большинства предприятий связано с определенными организационными трудностями: отсутствием информации о фирмах-провайдерах, небольшим опытом и трудностями поиска актуальных данных, проблемами с организацией заявок и оформлением заказов.
 Вторая группа факторов связана со сложностями формирования маркетинговой информационной системы внутри предприятия. Прежде всего здесь присутствует субъективный фактор, связанный с недооценкой роли информации и информационных систем в деятельности предприятий. Она проявляется с одной стороны в том, что предприниматели не рассматривают информационной ресурс как компонент, имеющий экономическую ценность и подлежащий денежной оценке. С другой стороны, современные информационные технологии воспринимаются в массовом сознании преимущественно как средство электронной обработки данных, способствующее автоматизации и сокращению ручного труда. Возможность создания интегрированной системы управления на базе информационных технологий до настоящего времени не рассматривается в качестве реальной перспективы. Кроме того, создание маркетинговой информационной системы на предприятиях связано с перестройкой системы документооборота, что требует больших затрат времени (например, на внедрение крупных интегрированных систем затрачивается более года).
 Указанные трудности во многом носят объективный характер и будут устраняться постепенно, следуя за динамикой технологического фактора. Вместе с тем следует помнить, что, несмотря на заданную объективность, любая фирма обладает способностью сознательной рациональности заключающейся в способности вырабатывать решения, упорядочивать и изменять структуру организации для получения преимуществ перед объективным рыночным механизмом.
 Литература
 1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.
 2. Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. № 2. С. 105-112.
 3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология - М.: Финпресс, 1998.
 4. Назаренко О.Н. О современных технологиях автоматизации корпоративного документооборота // Российский экономический журнал. 1999. N" 3 С 45-51
 5. Карташев С.В. Marketing GEO - новый инструмент ведения и анализа маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.
 7. Попов Е.В. Теория маркетинга. - Екатеринбург: Наука, 1999.
 8. Ойхман E.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу