<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  романтическую шляпку с широкими полями-(7), попроще-(2), не носите-(0).
  8. Какие сумки вы предпочитаете?
  спортивные-(4), "кейс"-(3), любую, но модную-(0).
  9.Носите ли вы обувь на высоких каблуках?
  да-(3), нет-(0).
  10 Носите ли вы собственноручно сшитые или связанные вещи?
  да-(3), нет-(0).
  11. Что предпочитаете носить дома?
  длинную юбку-(5), джинсы-(3), чаще донашиваю старую одежду-(0).
  12. Какие украшения предпочитаете?
  серьги-(3), бусы, ожерелье-(5), цепочку-(0), кольца-(0).
  13. Ваша любимая расцветка?
  в "цветочек"-(7), клетка-(5), полоска-(3), геометрическая-(1), однотонная-(0).
 
  5-11 очков: Вы предпочитаете спокойствие и равновесие, придаете важное значение внешней форме отношений между людьми. Трудно заводите новые знакомства, но если завоевали ваше доверие, то надолго. Вы - хорошая хозяйка. Взыскательны к детям. В работе на вас можно положиться.
 
  12-22 очка: У вас непостоянный характер: то вы грустны, то беспричинно веселы. Любите перемены, часто меняете взгляды, что не всегда понятно вашим друзьям и коллегам. На работе быстры и ловки, но временами впадаете в состояние апатии.
 
  23-37 очков: Вы хорошо относитесь к друзьям и коллегам, им тоже приятно ваше общество. Вы доброжелательны и спокойны, но реакция у вас быстрая. Люди доверяют вам, даже те, кто был вначале недоверчив. Ваш дом - тихая пристань для близких.
 
  Свыше 37 очков: вы чувствуете себя молодой всегда. Легко воодушевляетесь, однако быстро теряете интерес к предмету вашего воодушевления. Вы эмоциональны и не умеете скрывать своих чувств.
 
 
  Тренинг по формированию имиджа специалиста
  Учебная программа
 
  Количество часов - 20.
  ВВЕДЕНИЕ
  Руководители, менеджеры, специалисты в любой области деятельности, включающей коммуникацию, должны обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность деятельности в немалой степени зависит от умения продуктивного построения межличностных коммуникаций, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого имиджа и т.д. Овладению на технологическом уровне перечисленными умениями с помощью современных методик обучения посвящены занятия данной программы.
 
  День первый.
  Тема: МОДЕЛИРУЮЩИЙ ТРЕНИНГ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ИМИДЖА"
 
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Работа группы - 3 часа.
  Цель занятия: создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить с основными принципами обучения, разобраться в основных понятиях, способствовать самораскрытию участников.
 
  Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: габитарный, овеществленный, средовый, вербальный, невербальный. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностноцентрированное (глубинное) имиджирование.
  Практикум:
 
  Знакомство участников (можно использовать визитки с именами, которые дадут себе сами участники) происходит по кругу, каждый может рассказать о себе то, что считает нужным.
  Дискуссия по основным вопросам темы.
  Девиз. Каждому нужно сформулировать свое жизненное кредо, которое отражает его отношение к миру и к себе.
  Комплимент. Каждый участник должен сказать комплимент сидящему справа. Набросать "психологический портрет": привычки, особенности характера.
 
  День второй. Психология цвета
  Тема: ТРЕНИНГ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ИМИДЖЕ"
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Имидж-тренинг - 3 часа.
  Цель занятия: способствовать дальнейшему сплочению коллектива и углублению процесса самораскрытия. Дать основные знания по формированию цветовых характеристик. Помочь осознать, что цвет - это психо-эмоциональная сфера человека, раскрыть возможности диагностики по выбранному цвету.
  Цвет одежды и имидж. Символика цвета. Основы колористики. Психологические характеристики восприятия цвета. Цвет и психо-эмоциональное состояние. Цветотипы: весна, лето, зима, осень. Рекомендации по использованию цвета.
  Практикум:
  Автопортрет (составить подробную психохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков, кроме внешних примет. Листы перемешиваются и тексты зачитываются, по тексту нужно узнать автора и добавить несколько штрихов к особенностям характера, которые удалось заметить).
  Брачное объявление (добавить привлекательные стороны, которые забыл указать автор).
  Цветовое тестирование. Самодиагностика.
 
  День третий. Стиль.
  Тема: ОПЕРАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ "В ПОИСКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ"
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Имидж-тренинг - 3 часа.
  Цель занятия: ознакомить с основными принципами создания индивидуального стиля, способствовать взаимопомощи и взаимообогащению участников.
 
  Одежда в азбуке общения. Понятие стиля. Форма одежды и мнение окружающих. Одежда и социальные роли. Элементы стиля, подчеркивающие высокий социальный статус. Стиль - это характер. Стиль как информация о человеке: классический, романтический, авангардный, фольклорный, драматический, натуральный, диффузный. Коррекция фигуры с помощью одежды. Цвет, линия, фактура в коррекции.
  Практикум: Тестирование.
  Консультации модельера. Самодиагностика. Дискуссия. Урок-практикум.
 
  День четвертый. Прическа и макияж.
  Тема: МОДЕЛИРУЮЩИЙ ТРЕНИНГ "ПРИЧЕСКА И МАКИЯЖ - СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИМИДЖА"
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Имидж-тренинг - 3 часа.
  Цель занятия: закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие слабых и сильных сторон, дать информацию по уходу.
 
  Консультация специалиста: уход за кожей лица и волосами. Форма лица. Основы физиогномики. Коррекция лица с помощью макияжа.
  Практикум: Тестирование.
  Консультации специалистов. Урок по макияжу.
 
  День пятый. Стиль общения как составная часть имиджа.
  Тема: ИМИДЖ-ТРЕНИНГ "ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ"
 
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Имидж-тренинг - 3 часа.
  Цель занятия: отработать навыки понимания окружающих людей и их внутреннего мира, закрепить стиль доверительного и доброжелательного общения.
 
  Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Усиление саморегуляции, приведение ее в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приемы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приемы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.
  Практикум: Тестирование.
  Мои сильные и слабые стороны.
  Контакты (нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же легко выйти из контакта).
  Твое лучшее качество (каждый участник свободно двигаясь по комнате, обменивается комплиментом с другими и называет качество, которое, на его взгляд, самое лучшее).
  Последняя встреча( представить, что занятие закончилось, что не успели сказать друг другу, поделиться сомнениями, что-то узнать).
 
  День шестой. Как стать уверенным в себе.
  Тема: РЕФЛЕКСИВНО-РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ "РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НОВОМУ ИМИДЖУ"
 
  Лекционное сообщение - 1 час.
  Инновационно-рефлексивный тренинг - 3 часа.
  Цель занятия: закрепить полученные навыки и умения самораскрытия, подвести итого работы группы, оказать психологическую поддержку участникам.
 
  Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного проведения рефлексивно-ролевого тренинга. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности.
  Практикум: Тестирование.
  Перспектива (Сформулировать основные цели, которые хотели бы достичь в ближайшее время, какие конкретные шаги нужно предпринять для достижения этих целей).
  Гимн "Я-чудо!"
  Я глазами группы (каждый высказывает предположение о том, каким его видит группа, участники группы вносят коррективы, говорят, в чем прав или не прав участник).
 
 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ"
 
  Мы считаем целесообразным рассматривать процесс формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в течение всего профессионального развития. Под профессиональным развитием мы понимаем не ограниченный временными рамками процесс формирования и обогащения знаний, навыков, установок, требуемых для профессиональной деятельности, а также закрепления и накопления прежнего опыта, в связи с чем возникает некоторая заданность, направленность последующих изменений относительно предыдущих.1
  Развитие профессиональной компетентности как общая цель системы повышения квалификации заключается в создании условий для профессионального развития специалиста. Решение такой задачи невозможно без учета следующих факторов:
  - на практике система повышения квалификации часто рассматривается как узкопрофессиональное образование;
  - система повышения квалификации требует дифференцированного учета ценностных ориентаций, потребностей, запросов различных групп при структурировании процесса повышения квалификации;
  - современная образовательная ситуация требует значительного развития способностей к профессиональной мобильности, творческому росту в условиях применения новых педагогических технологий. Система повышения квалификации призвана формировать готовность к инновационной проектной деятельности;
  - сложившаяся ситуация в обществе требует значительного увеличения роли социокультурного аспекта системы повышения квалификации.
  Это говорит о том, что повышение квалификации специалиста социально-культурной сферы требует перехода от функционально-ориентированной к гуманистической, ценностно-ориентированной. Современные проблемы требуют от специалиста СКС новых профессиональных и личностных качеств: творческого мышления, коммуникативной и информационной культуры, конкурентоспособности, жизненного оптимизма, лидерских качеств, стрессоустойчивости, умения создавать свой положительный имидж. 2 Профессиональный имидж специалиста социально-культурной сферы рассматривается нами как интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств, совокупности знаний, умений, опыта в развивающейся системе его профессиональной деятельности.
  Сегодня в системе повышения квалификации в общем виде выделяют следующие функции: компенсаторную (связанную с ликвидацией пробелов в базовом образовании специалиста), развивающую (способствующую духовно-творческому развитию специалиста) и адаптивную (связана с учетом изменений, происходящих в обществе и системе образования в целом). Профессиональное развитие специалиста зависит от эффективности организации курсов повышения квалификации с учетом конкретных данных об уровне профессиональной подготовленности, запросов и потребностей.
  Учебный процесс в системе повышения квалификации имеет свои особенности, которые выражаются в:
  - разноплановом составе обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовленности, условиям работы и др.);
  - методике преподавания (акцент на активные формы обучения);
  - привлечении для проведения занятий опытных практических работников;
  - актуальности учебных планов и программ.
  Все это повлияло на выбор нами форм, методов и средств для организации курса по формированию имиджа специалиста социально-культурной сферы.
  Формирование имиджа на уровне повышения квалификации специалистов имеет ряд существенных особенностей. Взрослые обучающиеся имеют базовые знания, определенные стереотипы, сложившиеся в процессе профессиональной деятельности, установки. Все это вызывает необходимость применения андрогогической модели обучения, изложенной Змеевым С.И., которая имеет существенные отличия от общепризнанной педагогической модели.
  В педагогической модели доминирующее положение занимает преподаватель, который определяет основные параметры: цели, содержание, методы и средства обучения. Обучаемый не имеет возможности серьезно влиять на планирование и коррекцию процесса обучения. Основная задача обучающегося - усвоение передаваемого ему социального опыта.
  В нашей системе занятий ведущая роль принадлежит обучающемуся. Взрослый человек стремится к самореализации, к самоуправлению, рассчитывает на безотлагательное применение полученных умений, навыков и знаний. Его учебная деятельность определяется временными, пространственными, социальными, бытовыми, профессиональными факторами, которые могут ограничивать процесс обучения. Следовательно, весь процесс обучения должен быть организован в виде совместной деятельности обучающегося и преподавателя на всех этапах: планирования, реализации, оценивания и коррекции. Только отношения сотрудничества и паритетность взаимодействия обеих сторон могут привести к положительным результатам.3 Остановимся на следующих используемых нами принципах андрогогики, сформулированных Браже и Змеевым:
  * принцип валеологичности достижения успеха
  означает естественное вписывание обучения в распорядок жизни, без вытеснения других функций, чувство меры в дозировании информации, четко структурированное содержание, деликатные виды оценивания, сберегающие силы технологии обучения
  * принцип избирательного отношения к содержанию, целям и способам обучения
  обучающийся может сам выбирать источник знаний: слово педагога, ТВ, компьютерные, мультимедийные технологии; взрослые имеют право на свой темп в изучении курса или раздела, индивидуальный объем упражнений и консультаций
  * принцип экологичности результатов
  результаты обучения не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, напротив, должны быть направлены на стабилизацию, улучшение качества жизни человека
  * принцип индивидуализации
  предполагает разработку собственных образовательных маршрутов и программ наряду с коллективными или в сочетании с ними, помощь в осознании цели обучения
  * развитие творческого потенциала человека, его скрытых способностей
  обучение должно быть построено так, чтобы развивать гибкость мышления, преодолевать стереотипы, влиять на степень открытости человека всему новому
  * психологическая комфортность как принцип обучения
  позитивное общение обучающих и обучаемых помогает самореализации человека
  * оптимистичность обучения, укрепления веры в себя, свои возможности
  это желание и умение педагога помочь обучающемуся безболезненно освободиться от стереотипов мышления, адаптироваться к новым условиям работы или жизни.
  Реализация данных принципов привела к разработке следующей модели курса:
  1 этап: диагностика
  Этот этап ревизионный, аналитический и организационный прежде всего для преподавателя. Выявляются личностные и профессиональные позиции слушателей, их ценностные ориентации, выясняются проблемы и профессиональные затруднения, происходит анализ опыта. В результате на основе выявленных потребностей формируется информационное поле запросов, потребностей и интересов слушателей, разрабатывается учебно-тематический план, происходит разделение слушателей на группы (по возрасту, целям обучения и уровню потребностей).
  2 этап: установление контакта
  Для успешного установления контакта необходимо включить определенные механизмы взаимопритяжения, позволяющие не только установить контакт, но и презентовать себя как знающего специалиста. Механизмы такого взаимопритяжения можно разделить на 2 группы: личностные (обаяние, симпатия) и социальные (авторитет, репутация). Помогут вхождению в "психологическое пространство" слушателей и такие известные приемы, как улыбка, комплимент, обращение по имени, "психологическое поглаживание". этот этап нацелен на реализацию личностно-ориентированного подхода к повышению квалификации. в ходе этапа актуализируются мотивы обучения, происходит анализ опыта успешного применения позитивного имиджа.
  3 этап: разработка программы изменений
  В работе со слушателями при создании положительного имиджа преподаватель использует технологию "Я-концепции", выражающаяся в принятии себя, самоотношении. Предметом самовосприятия и самооценки могут стать тело, манеры, социальные отношения индивида. Слушатель сам актуализирует свои болевые точки, а преподаватель помогает определить их как предмет для изменений и мотивирует к работе над собой. Результатом такой работы должна стать индивидуальная карта изменений.
  4 этап: осуществление программы изменений
  Реализация программы изменений происходит на занятиях курсов повышения квалификации с соблюдением необходимых психолого-педагогических условий учебного процесса. Реализуется программа, включающая разделы по психологии имиджа, развитию коммуникативной культуры, созданию привлекательного внешнего облика, овладение языком жестов и мимики, овладение навыками саморегуляции.
  5 этап: определение результатов и внесение коррективов в программу (переход на уровень самопроектирования)
  На этом этапе осуществляется "прокатка" созданного имиджа в реальных ситуациях, информирование об эффективности своего имиджа в соответствии той социальной роли, которая выбирается. если данный эскиз требует доработки, наступает период корректировки. В случае удовлетворения слушателем полученным опытом происходит его настраивание на дальнейшее самопроектирование.
  Направленность обучения на саморазвитие и самопроектирование требует, чтобы содержанию обучения соответствовали интегрально-критериальные способы деятельности, раскрывающие механизмы развития профессиональной компетентности. В отличие от традиционного подхода к планированию изучаемых тем, ориентация обучения на развитие ценностной личности специалиста предполагает смещение акцента на психологический инструментарий деятельности. Вопросы методики преподавания должны выполнять конкретизирующую функцию, опираясь на педагогический принцип: от индивидуальных способностей слушателя к системному освоению профессионального пространства. Суть такого подхода состоит в следующем:
  - любое педагогическое воздействие интегративного обучения должно осуществляться только через адекватную задачу индивидуальной деятельности слушателя
  - организационные формы должны быть ориентированы на слушателя и строиться с учетом способов и особенностей его деятельности
  - любое педагогическое воздействие должно быть понято и принято обучаемым, а учебная деятельность осознаваться им как "своя"
  - учебный процесс должен оцениваться слушателем как самоизменение, а не насаждение чужих моделей.
  В результате эмпирического исследования был сформулирован следующий технологический алгоритм формирования имиджа, апробированный слушателями:
  1 уровень: смутное желание изменений - предварительный имидж
 1) осознание необходимости целенаправленного формирования определенного имиджа
 2) определение основной концепции (идеи) и формулирование цели построения имиджа
 3) самооценка, формулировка количества и видов необходимых составляющих имиджа для выбранного образа
 2 уровень: начальный в сознательной работе по формированию имиджа - формируемый имидж
 4) определение основного адресата имиджа
 5) выявление объективных и субъективных ограничений для построения имиджа
 6) создание внутренней установки, помогающей созданию требуемого имиджа
 7) овладение технологией самопрезентации
 8) предварительное построение имиджа, его презентация
 9) экспертная оценка членами профессионального сообщества
 3 уровень: сложившийся имидж в его развитии
 10) анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности
 11) корректировка
 12) внедрение имиджа, проверка практикой общения
 13) дальнейшее самосовершенствование и развитие
 
  В процессе опытно-экспериментальной деятельности сложилась модель формирования имиджа специалиста СКС. Модель предполагает целенаправленную, непрерывную работу над собственным имиджем с учетом внутренних ресурсов индивида на основе развития духовного потенциала личности.
  В организационно-педагогическом плане деятельность по формированию имиджа рассматривается как непрерывный процесс самопроектирования: от самоизучения и самоопределения к поиску собственного визуального образа и профессионального стиля, функционированию имиджа; от коррекции на основе экспертной оценки профессионального сообщества, к поиску новых форм самовыражения и самоактуализации, адекватных современной социально-культурной ситуации.
  В содержательно-технологическом плане деятельность по формированию имиджа включает совокупность программ, направлений, форм и методов учебной деятельности, технологий их реализации.
  Важным для нас представляется оценка эффективности процесса формирования имиджа. Эффективность - сложный интегрированный показатель, составляющие которого - вся совокупность изменений в сознании, характере субъекта, возникших в результате обучения. Оценить эффективность обучения на курсах повышения квалификации по результатам воздействия на сознание и поведение людей - дело сложное, т.к. если результаты и проявляются, то через определенный промежуток времени. Кроме того, эффективность может проявиться не обязательно в материальном мире, а в новых творческих формах и приемах деятельности специалиста. Такие показатели, как посещаемость, удовлетворенность и активность слушателей, положительные результаты экзаменов и зачетов ограничивают эффективность событиями, происходящими в аудитории, не фиксируя результаты, которые отражали бы последствия воздействия, стремление использовать полученные знания на практике. Все попытки измерения эффективности обучения на курсах повышения квалификации оставляют без внимания те явления, которые происходят в сознании и мире чувств слушателя.
  Для оценки эффективности проделанной работы мы заимствовали некоторые критерии, предложенные А. Красиковым4, которые заключаются в следующих аспектах:
  1. Аспект "Коммуникативная установка" характеризует отношение слушателей к занятиям как форме получения знаний. Непременным условием является вера слушателя в то, что посещение занятий - это нужная и интересная форма деятельности. Включает такие показатели, как внимание к информации, сознательность и целенаправленность усвоения знаний.
  2. Аспект "Эмоциональное реагирование" (удовлетворенность организацией занятия, содержанием, практической направленностью).
  3. Аспект "Соучастие и сопереживание" (находит отражение в психологической общности в аудитории, степени единства чувств, настроений, мнений слушателей).
  4. Аспект "Фактическая реализация знаний в практической деятельности" дает наиболее убедительные доказательства того, что подготовка имеет положительные результаты. Условием формирования эффекта в аспекте "реализация" следует считать ориентацию слушателей на практическое использование полученных знаний.
  Кроме того, нами были определены и такие критерии, как субъективное самоощущение успеха и экспертная оценка окружающих, включающая профессиональное сообщество.
  Формирование имиджа специалиста СКС в системе повышения квалификации требует создания определенных психолого-педагогических условий. Это вызвано тем, что основной контингент слушателей - взрослые люди со сложившимся мировоззрением, стереотипами, стилем деятельности. Зачастую воспринимаемая информация приводит к внутриличностному конфликту из-за рассогласования между "как есть" и "как надо", что может вызвать недоверие к учебной информации, ее отвержение, оппонирование преподавателю. Поток впервые воспринимаемой информации, необходимость переключения динамического стереотипа ведущей деятельности с одного вида на другой, с работы на учебу, приводят к понижению уровня учебно-познавательной деятельности, ослаблению мотивации, снижению интереса к учебе, фрагментарной ориентации в учебном материале. Кроме того, недостаток свободного времени для более глубокого осознания и закрепления знаний повышает психоэмоциональные перегрузки учебной деятельности. Перечисленные особенности учебного процесса на уровне повышения квалификации требуют создания психолого-педагогических условий, которые будут способствовать оптимизации учебно-образовательного процесса.
  1. В условиях дефицита учебного времени необходимо формирование у слушателей умений и навыков, алгоритмов деятельности на технологическом уровне, перевод теоретических знаний в систему практических навыков, применяя игровые и проблемные ситуации в ходе лекционных занятий, имидж-тренинги.
  2. В процессе обучения необходимо структурировать систему мотивации слушателей в соответствии со структурой мотивации преподавателя, с точки зрения нацеленности на удовлетворение высших потребностей личности: в профессиональном становлении, обретении авторитета в профессиональной среде, самореализации.
  3. Следует ориентировать слушателей на развитие личной ответственности за себя, результативность своего труда, успешность своей карьеры. Стимулирование осознания слушателями изменяющихся социально-профессиональных отношений, инициирование рефлексивной деятельности на поиск новых возможностей самореализации и преодоления ограничений.
  4. Особые требования к преподавателю: обаяние, успешность, коммуникативные способности и т.д.
  5. Создание комфортных санитарно-гигиенических условий для слушателей.
  Учитывая особенность и специфику социально-культурной деятельности, требующей от специалиста не только высокого уровня знаний, практических умений, навыков и способностей, важно также формирование профессионально-личностных качеств (креативность, интеллигентность, духовность, человечность и др.), которые, развиваясь, формируются в ценностные ориентации профессиональной деятельности, лежащие в основе достижения профессионализма и профессионального мастерства.
  Основным направлением психолого-педагогической работы, ведущим к эффективному решению проблемы формирования имиджа, является использование ресурсов собственной личности слушателей, их личностный рост. Рост личностного потенциала в процессе жизненного и профессионального самоопределения должен позволить эффективно самоосуществляться через оптимальные стратегии поведения, развивая при этом деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты собственной личности. В связи с этим развитие личностного потенциала должно включать одновременное развитие рефлексивно-творческих способностей, умений и навыков решения личностных проблемных ситуаций, формирование эмоционально-волевой сферы, психологической устойчивости, а также развитие личностных компонентов.
  В региональной системе подготовки специалистов для социально-культурной сферы мы используем акмеологический подход, который дает возможность достижения определенного профессионального мастерства уже на самых первых этапах профессионального становления и способствует развитию профессиональной готовности к будущей профессии в контексте формирования личностной деятельностной позиции.
  Такой подход предусматривает знакомство с собственной личностью под руководством психолога с определенных психологических "надстроек", способствующих развитию способностей слушателей к самоизучению, самоанализу, умению видеть себя и других людей. При этом рекомендуется в образовательно-воспитательном процессе как можно шире использовать активные методы и приемы: экспресс-анкеты, опросники, психологические тесты, тренинги, социальные ситуации, деловые и ролевые игры, диспуты, творческие работы по заданным темам (имидж-проект), встречи-диалоги со специалистами-практиками с целью:
  * повысить профессиональный интерес как к самой деятельности, так и к процессу ее освоения;
  * сформировать профессиональное видение перспектив работы и личного участия в развитии социально-педагогических служб и статуса специальности;
  * осознать необходимость постоянного повышения своего профессионального мастерства;
  * определить свою профессиональную "нишу" и выработать личную программу формирования профессионального имиджа.
 
  Процесс формирования имиджа рассматривается нами как процесс моделирования эталонного имиджа специалиста, соответствующего пожеланиям и ресурсным возможностям специалиста. Основное предназначение такого процесса - создание развивающегося имиджа в качестве средства, способствующего достижению личного и профессионального успеха. Такой подход определяет вариативность технологий, каждая из которых имеет свой потенциал.
  Основной целью предлагаемой методики является признание факта наличия позитивного имиджа неотъемлемым профессиональным качеством современного специалиста социально-культурной сферы, а также установка на процесс самопроектирования в области создания имиджа на основе преодоления комплексов, раскрытия индивидуальности, стимулирования процесса дальнейшего самосовершенствования.
  Современная педагогика находит продуктивные для человека технологии. Наряду с традиционными, оправдавшими себя (диалоговыми, поисковыми, исследовательскими, игротехническими) появились такие, как моделирование, метод проектов, микрообучение, суггестопедагогика и другие.
  Любые технологии базируются на разном сочетании общих для всех, для группы людей, для отдельных индивидов потребностей, возможностей и способов передачи знаний, а выбор их продиктован целями обучения.
 
 ЦЕЛИ Помочь осознать социальный статус Познакомить с основными способами самопрезентации Стимулировать самостоятельную активность по самопроектированию Вооружить знаниями по формированию имиджа
 
 
 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ Мировоззренческий Теоретический Психологический Прикладной выявление философской общечеловеческой сути конкретных явлений, психология смысла жизни, выявление содержания явлений жизни, их роли в судьбе человека понятие "имидж", функции имиджа, теоретические подходы к его формированию, структура и виды имиджей, технология формирования имиджа психология формирования имиджа, самопознание, невербальный имидж, навыки эффективного общения, приемы активизации взаимодействия с окружающими, имидж-диагностика эстетика внешнего вида, этикет, технология формирования визуального облика, цветотипы, искусство макияжа, формирование гардероба, "язык" одежды
 
 МЕТОДЫ - вербально-информационные
 - деятельностно-практические
 - игровые
 - проектные
 - тренинговые
 
 ФОРМЫ лекции-диалоги и беседы
 диагностика, тестирование, практикумы, консультации специалистов, имидж-диагностика
 ситуационные и ролевые игры
 проектирование и самопроектирование
 тренинг межличностного общения, имидж-тренинг, операционный тренинг и др.
 
 
 
  Важное место на занятиях отводится упражнениям, направленным на укрепление личностного самовосприятия, повышения самооценки, построения перспективных линий своего профессионального и личностного развития. При выборе комплекса упражнений, игр, психотехник мы опирались на следующие критерии:
  - соответствие упражнений основной цели занятия
  - последовательность перехода от простых к более сложным упражнениям
  - необходимая смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий
  - чередование совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности
  - получение участниками удовольствия от занятий
  - возможность для каждого участника принять участие во всех упражнениях и обсуждении их результатов.
  Системообразующими в технологии обучения на курсах повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы выступают вопросы самоорганизации и самопроектирования, что дает возможность обеспечить личностно-интегративный смысл восприятия информации слушателями и рефлексию его самодвижения в процессе обучения.
  Реализация принципов организации образовательного процесса в системе повышения квалификации потребовала поиска наиболее эффективных форм учебных занятий. В рамках курсов повышения квалификации ведущими выступают различные организационно-деятельностные формы обучения (лекции-диалоги, семинары, практикумы, тренинги и др.), но направлены они не столько на увеличение количества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональной компетентности специалиста, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Оправдано использование таких форм взаимодействия, как ролевая игра, тренинг, самопроектирование, имидж-диагностика.
  Особое внимание обращается на формирование интегративных умений, которое возможно лишь при активном участии слушателей. Поэтому основные формы работы - групповые.
  Рассмотрим основные нетрадиционные формы работы. Тренинг как область практической психологии ориентирует на применение групповой работы с целью развития компетентности и формирования готовности к выполнению определенной системы действий. Его преимущество в том, что он формирует психологическую и профессиональную готовность, переводит умения на уровень технологический. Цель тренинга - формирование умений и навыков, личного опыта при осуществлении профессиональных операций, а также коррекция, формирование и развитие мотивационных, поведенческих установок. При проведении тренинга важен настрой, особая доверительная атмосфера, активность участников. Для установления такой атмосферы мы при возможности формируем группы, в которых нет больших различий в возрасте и статусе, а также используем приемы, перечисленные ниже.
  Задача тренингов заключается в формировании исследовательской позиции по отношению к своему "я", объективизации поведения через обратную связь, формировании аттрактивного общения. В ходе тренинга происходит самовосприятие по следующим направлениям:
  1. Восприятие своего "Я" через соотнесение с другими: другие участники используются в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа, это дает возможность сопоставить себя с другими.
  2. Восприятие себя через восприятие другими: человек использует информацию от других участников, что позволяет узнать мнение окружающих о себе и о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.
  3. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, получение опыта понимания собственного внутреннего мира.
  4. Восприятие себя через результаты собственной деятельности: способ самооценки, который помогает развитию личности.
  5. Восприятие себя через оценку внешнего облика: участники учатся понимать и принимать свой внешний облик и на этой основе развивать себя и свои возможности.5
  Различают несколько видов тренингов: операционные тренинги, социально-психологические, тренинг межличностного общения, имидж-тренинг и др. Основная проблема, связанная с проведением тренинга, состоит в том, что в нем отражается индивидуальность педагога- актера и консультанта, тренинг требует готовности ситуативного реагирования, т.к. невозможно заранее полностью предсказать его ход.
  Преподаватель - ведущий тренинга в начале тренинга организует принятие правил работы и следит за их выполнением. В нашей методике мы используем правила, сформулированные А.С. Прутченковым:
  - Доверительный и искренний стиль общения за счет конфиденциальности всего происходящего в группе.
  - Общение по принципу "здесь и сейчас".
  - Персонификация высказываний.
  - Недопустимость непосредственных оценок человека.
  - Уважение говорящего, определение сильных сторон личности каждого участника.
  - Активное участие в происходящем, установление как можно большего числа контактов с другими участниками.
  Другой эффективной формой работы является имидж-проектирование, которое включает следующие этапы:
  1. Диагностика проблем слушателя (оценка уровня развития индивидуального имиджа, анализ внешности, индивидуальных особенностей, речь, невербалика, особенности общения).
  2. Определение основной цели. Разработка программы изменений, моделирование (разработка эталонного имиджа: внешности, стиля поведения, речевых характеристик и т.д.).
  3. Реализация программы изменений (имидж-консультации модельера, парикмахера, стилиста и др. специалистов).
  4. Воплощение имидж-проекта (ролевая игра по овладению новым образом.
  5. Оценка образа профессиональным сообществом.
  Весьма продуктивны игровые методы обучения. Игра как активный метод обучения широко применяется в педагогике. В нашей практике используются игровые методы обучения (ситуационные или ролевые игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности). Игра имеет ряд преимуществ перед лекциями: отличается живостью, наглядностью, активизирует активность слушателей, позволяет более рационально использовать время занятий. Имитируя условия, содержание, отношения профессиональной деятельности, игры способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, но и системы отношений, социально-психологических аспектов деятельности. Игровые ситуации становятся хорошей моделью обучения межличностному общению. Слушатели пробуют свои модели поведения, наблюдают за поведением других, ищут оптимальные стратегии общения. 6
  Среди эффективных форм работы можно назвать и имидж-диагностику. Со слушателями проводятся упражнения, которые заключаются в том, чтобы дать характеристику качеств того или иного лица. На первых этапах это фотоизображения незнакомых людей. Слушатели делятся своими впечатлениями и пытаются определить сферу деятельности изображенного человека, характер, успешность и т.д. Как правило, в основном такие характеристики совпадают. Затем проводится анализ "сигналов", которые посылают информацию о человеке, и делается вывод о мере необходимости использования подобных примеров. В конце курсов такие упражнения проводятся с участием самих слушателей, которые соотносят свои ожидания с мнением коллег и получают информацию о соответствии сформированного образа своим целям.
  Выбор тех или иных форм диктуется целями, содержанием занятий, а также характеристиками групп слушателей курсов повышения квалификации.
  Так, анализ состава слушателей курса "Имидж специалиста социально-культурной сферы" в рамках нашего исследования позволил выявить несколько различных категорий, отличающихся целями, мотивацией посещения занятий.
  1. Имеющие псевдоимидж - группа слушателей, пришедших на занятия из любопытства. Их желание поработать над собственным имиджем носило спонтанный характер. Основным мотивом являлось "желание что-нибудь узнать о модном слове "имидж".
  2. Подражатели - группа слушателей, которые копировали образцы, встречающиеся на телевидении, в журналах и проч. Основной мотив - "быть, как все, чтобы не отставать от моды"
  3. Экспериментаторы - группа слушателей, которые уже имели "смутное желание что-то изменить в себе", не зная, как и в какой последовательности это делать. Эти слушательницы интересовались последними тенденциями моды, следили за публикациями, касающимися имиджа.
  4. Практики - группа слушателей, которая точно знает, что и почему хочет изменить в себе, для которой понятие "имидж" ассоциируется с профессиональным успехом. Основной мотив - работа над собой, своей внешней и внутренней составляющей с целью повышения профессионального мастерства.
 
  Осознанность
 
 
 
  Подражатели практики
 
 
  Подражательность технологичность
 
 
  Имеющие экспериментаторы
  псевдоимидж
 
 
  спонтанность
 
  Если за ось "х" графика мы возьмем подражательность и технологичность в процессе формирования имиджа, а осью "у" обозначим спонтанность и осознанность 7 слушателей в работе над собственным имиджем, то мы получим 4 категории слушателей, для которых должны быть применены и разные технологии формирования имиджа.
  Первая группа (имеющих псевдоимидж) нуждается на начальном этапе в разъяснении целей и задач имиджирования, определении возможного результата в работе по формированию имиджа, знакомстве с примерами удачного использования имиджа в профессиональной деятельности, т.е. изменение мотивации слушателей.
  Вторая группа (подражателей) нуждается, кроме названных приемов, в демонстрации лучших образцов имиджей, корректировке сложившегося образа.
  Третья группа (экспериментаторов) требует конкретной помощи в поисках собственного стиля.
  Четвертая группа (практиков) считается "идеальной" аудиторией, которая требует серьезной работы по всей структуре имиджа: диагностика, обучение технологии самопрезентации, развитие коммуникативных навыков, формирование среды жизнедеятельности.
  Выбор тех или иных технологий образования взрослых обусловлен необходимостью выполнения следующих функций: адаптивной, компенсаторной, стимулирующей, развивающей, модернизирующей структуру знаний, умений, навыков, ценностные ориентации обучающегося.
 
 Программа курса
  "Имидж специалиста социально-культурной сферы"
 
  I. Введение.
  Стремительные изменения, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие, развитие рыночных отношений - все это требует переосмысления ситуации в сферах деятельности, связанных с общественным сознанием.
  Курс "Имидж специалиста социально-культурной сферы" предназначен для специалистов, деятельность которых осуществляется в системе "человек - человек". Специалисты, работа которых связана с воздействием на людей, должны учитывать, что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и "терапевтический эффект воздействия". Это предполагает особые требования к имиджу.
  Слушатели курса получат не только теоретические знания о законах формирования имиджа. Кроме овладения широким кругом научных знаний мировоззренческого характера, курс преследует цель выработать у слушателей практические умения и навыки, которые включают:
  * умение формировать свой собственный имидж средствами одежды, макияжа и др.
  * искусство самопрезентации
  * способность обретать внутреннюю гармонию и адаптивные качества характера
  * умение снимать стрессы, предупреждать и преодолевать сложные жизненные препятствия и конфликты
 
  Организационные формы занятий - лекции-диалоги, практические занятия, консультации "узких специалистов", тренинги, имидж-диагностика, ролевые и ситуационные игры.
  Количество часов курса может варьироваться от 36 до 72 аудиторных часов в зависимости от целей, категории слушателей. Итоговая аттестация - зачет, предполагающий проект собственного имиджа.
  II. Учебно-тематический план курса
  "Имидж специалиста социально-культурной сферы"
  Цель: познакомить с основными принципами формирования собственного имиджа, сформировать навыки успешной самопрезентации
  Срок обучения: 12 недель

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу