<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Осмотр трупа на полотне железной дороги в ночное время производится при освещении электрическими фонарями. После того как оказывается зафиксированным положение трупа и окружающая его обстановка, производится детальный осмотр трупа и окружающих его предметов с целью выявления вещественных доказательств, которые могут оказать помощь в установлении обстоятельств происшествия. Особое внимание при осмотре следует придавать транспорту, с движением которого связано, или возможно связано, происшествие. При осмотре необходимо установить положение трупа на полотне: позу трупа и расположение отдельных частей тела на полотне, их взаиморасположение по отношению к различным участкам и деталям железнодорожного полотна.
  Несмотря на весьма большое разнообразие возможных вариантов расположения тела на полотне железной дороги, можно выделить в качестве основных следующие.
  1. Труп лежит целиком в колее (между нитками рельсов).
  2. Труп лежит в колее, но отдельные части тела, отделенные или не отделенные от него, находятся вне колеи на междупутьи, на бровке.
  3. Труп лежит целиком на междупутьи.
  4. Труп лежит на междупутьи, но отдельные части тела, отделенные или неотделенные от него, находятся внутри колеи и вне ее;
  5. Труп лежит целиком на бровке.
  6. Труп лежит на бровке, но отдельные части тела, отделенные или неотделенные, располагаются внутри колеи и вне ее.
  7. Труп лежит целиком под откосом.
  8. Труп лежит под откосом, по отдельные части тела, отделенные или неотделенные, находятся на бровке, в колее, на междупутьи.
  9. Труп разделен на много частей, которые находятся на различных местах полотна дороги и, как правило, на значительном расстоянии друг от друга.
  10. Труп располагается на крыше вагона, электровоза.
  11. Труп зажат между буферами.
  12. Труп зажат в автосцепном механизме. Устанавливая положение трупа на полотне дороги в тех случаях, когда он располагается под железнодорожным транспортом (рис. 43), в протоколе осмотра места происшествия необходимо определить точное место расположения трупа. Указывается, под каким по счету вагоном лежит труп, вблизи какой колесной пары или под какой колесной парой, вблизи какого вагона, расстояние от подножки, торцовой стороны вагона и т. п.
  При обнаружении трупа на полотне железной дороги в тех случаях, когда на теле его имеются признаки повреждений, связанных с действием колес, протаскивания, размятия, отрывов конечностей, возникает необходимость установления: а) непосредственного места, на котором жертва оказалась под транспортом; б) последовательность нанесения повреждений; в) каким транспортом были причинены повреждения.
  При определении места попадания жертвы под движущийся транспорт следует установить или исключить следы протаскивания тела на участке полотна железной дороги у места обнаружения трупа и далее в направлении, противоположном движению транспорта.
  Во всех случаях вопрос о последовательности повреждений может решаться только после самого тщательного судебномедицинского исследования трупа.
 
  Рис. 43. Положение трупа на месте его обнаружения. Попадание под движущийся поезд.
  Существенную помощь в тех случаях, когда повреждения сочетались с отрывами, отделением конечностей и частей тела, может оказать осмотр места происшествия. Однако в каждом случае необходим осторожный подход к окончательному суждению. Оторванные и отделенные части тела могут протаскиваться на большие расстояния, и последовательность в расположении их на полотне железной дороги не всегда может соответствовать последовательности отделений и отрывов.
  Для доказательства того, что именно данным железнодорожным транспортом были причинены смертельные повреждения или был совершен наезд, имеет значение наличие крови, волос, обрывков тканей тела, обрывков одежды на колесах локомотивов, вагонов, рамах, тележках и т. п. Нужно помнить, что кровь, волосы, обрывки тканей тела в условиях зимнего времени, примерзли к частям железнодорожного транспорта, могут сохраняться месяцами. Кстати, наш опыт показывает, что в зимнее время при низкой температуре при прижизненном кровотечении и загрязнении кровью металла кровяные пятна бывают белыми (одного цвета со снегом), за счет покрытия их пушистым слоем инея. Образование инея, очевидно, зависит от превращения пара, исходящего от теплой крови.
  Осмотр транспорта в ряде случаев производится на месте происшествия или вблизи от него. В ряде случаев осмотр транспорта производится за сотни, а то и тысячи километров от места происшествия. Осмотр должен быть самым тщательным, производить его следует при наличии хорошего освещения.
  При осмотре трупов, обнаруженных па полотне железной дороги, следует обратить особое внимание на наличие на одежде типичных признаков железнодорожных повреждений. Характер повреждений на одежде может в ряде случаев пролить свет на обстоятельства, при которых они возникли. Во всех случаях одежда должна быть самым тщательным образом исследована в морге, а также, когда это необходимо, в условиях судебномедицинских и криминалистических лабораторий.
 
  4. ОСМОТР ПУТИ, ЛОКОМОТИВА, ВАГОНОВ
  Осмотр пути в основном производится работниками следствия. Судебномедицинский эксперт, принимая участие в осмотре пути, устанавливает или исключает наличие признаков и вещественных доказательств, которые могут оказать ему помощь в последующем, при проведении экспертизы трупа, для отпета на вопросы об обстоятельствах нанесения смертельных повреждений,
  При осмотре пути внимание эксперта должно быть направлено на установление следующих обстоятельств:
  1) доказательств того, что в период нанесения повреждений жертва не протаскивалась транспортом;
  2) признаков того, что в период нанесения повреждении жертва протаскивалась транспортом;
  3) признаков того, что жертва была отброшена движущимся транспортом;
  4) наличие на полотне железной дороги имеющих судебномедицинское значение вещественных доказательств и их забор с полотна для последующего исследования.
  Доказательством того, что протаскивание тела не имело места, является отсутствие загрязнения кровью балластного слоя, рельсов, шпал, подушек и костылей на некотором протяжении пути от места обнаружения трупа, а также отсутствие признаков обтирания на шпалах и признаков вдавлений и трения на балластном слое пути.
  На имевшее место протаскивание тела указывают следующие признаки: а) опачкивание кровью балластного слоя (на каком-то протяжении пути), шпал, рельсов, подушек, костылей; б) наличие на каком-то протяжении пути, на различном расстоянии друг от друга, в колее и вне колеи, обрывков одежды, частей тела, отделенных конечностей; в) признаки обтирания шпал, придав-ливания и трения балластного слоя с одновременным опачкиванием его кровью, размятыми тканями.
  Обнаружение перечисленных признаков протаскивания тела не представляет больших трудностей, так как они обычно легко заметны.
  На имевшее место отбрасывание жертвы движущимся транспортом с колеи в сторону указывает отсутствие признаков протаскивания тела на пути и наличие на балластном слое под трупом на участке, редко превышающем 50-55 см, признаков бывшего трения трупа о балластный слой.
  Обнаружение и забор с пути пятен, подозрительных на кровь, обрывков тканей тела и т. п. производится обычными способами и не представляет каких-либо трудностей.
  Осмотр локомотива. При осмотре любого вида локомотива - электровоза, тепловоза и паровоза в первую очередь должны быть самым подробным образом исследованы все части, располагающиеся ниже рамы. Осмотр локомотивов состоит из двух этапов. Первый этап - поиски вещественных доказательств, выявление которых не требует больших усилий. Второй этап - поиски вещественных доказательств, выявление которых требует особо серьезного осмотра, сопряженного с большими усилиями.
  На первом этапе осмотра работники следствия и эксперты осматривают метельник, сбрасыватель, дышла, колеса, золотниковые втулки, цилиндр, части паровой машины, тележки Даймонда и др. Основное внимание при этом обращается на выявление обширных загрязнений кровью и размятыми тканями тела, прилипших обрывков одежды, а также, в ряде случаев, на выявление зажатых между частями локомотива конечностей и других отделенных или оторванных частей тела.
  Второй этап осмотра заключается в поиске пятен крови, обрывков размятых тканей, обрывков одежды и т. п. путем скрупулезного осмотра частей локомотива и тендера снаружи, а в тех случаях, когда это возможно,- и путем подлезания под него (желательно после того, как локомотив будет поставлен на яму).
  Обнаруживаемые вещественные доказательства должны быть по мере возможности сфотографированы и во всяком случае описаны в протоколе осмотра места происшествия. Если же локомотив осматривается отдельно от места обнаружения трупа, то обнаруженные вещественные доказательства описываются в протоколе осмотра локомотива.
  Обрывки тканей, одежды и т. п. забираются для лабораторных исследований; пятна, помарки крови с этой же целью соскабливаются или обтираются влажной фильтровальной бумагой.
  Осмотр вагонов необходимо также подразделить на два этапа, как это предлагается нами в отношении локомотивов. При их осмотре особое внимание уделяется колесам и всем частям, располагающимся ниже вагонной рамы, а также самой раме. В тех случаях, когда возникает подозрение, что лицо, труп которого оказался обнаруженным вне колеи железной дороги, получило удар какой-то выступающей частью вагона, тщательно просматриваются перила и ступеньки подножек вагонов. Осматриваются части груза, находящиеся на железнодорожных платформах и выступающие за пределы контуров габаритов вагонов (погрузочный брак). При их осмотре, естественно, необходимо попытаться обнаружить вещественные доказательства в виде пятен крови, обрывков тканей, одежды и т. п. Как и в случаях обнаружения подобных вещественных доказательств на локомотивах, при обнаружении их на вагонах они фотографируются и описываются в протоколах осмотра места происшествия или осмотра вагонов, изымаются и направляются для лабораторных исследований.
 
  5. ПОИСКИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СЛУЧАЯХ
  ОБНАРУЖЕНИЯ ТРУПОВ НА КРЫШАХ
  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ
  В тех случаях, когда труп обнаруживается на крышах железнодорожных вагонов или на пути вне колеи и возникает подозрение, что он упал с крыши, осмотру подвергается крыша вагона, на котором обнаружен труп, или крыши всех вагонов железнодорожного состава, с которого могла упасть жертва.
  При осмотре крыши производятся поиски пятен, брызг, потеков крови. Необходимо также тщательно осмотреть арки тоннелей и фермы виадуков, под которыми проходил железнодорожный состав. Нами неоднократно обнаруживались пятна крови как на арках тоннелей, так и на фермах виадуков в тех случаях, когда пострадавший при езде на крыше вагона (сидя спиной по ходу движения состава) получал удар в типичное для этого вида травмы место - в область затылка.
  В случаях обнаружения на крыше железнодорожного вагона трупа с признаками электротравмы, осмотр места происшествия позволяет установить условия, способствовавшие поражению электрическим током: наличие контактных проводов электрической железной дороги, расположение трупа вблизи пантографа и т. п.
  6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ,
  ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ОСМОТРЕ ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ НА ПОЛОТНЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
  1. Труп лежит на пути, видимых признаков повреждений на теле его нет:
  а) возможна скоропостижная смерть на полотне железной дороги;
  б) возможна смерть от действия низкой температуры на полотне железной дороги;
  в) возможна смерть от самоотравления (например, алкоголем);
  г) возможно подкладывание на полотно трупа человека, умершего в результате отравления или же других насильственных причин, которые при первоначальном осмотре трупа на месте его обнаружения могут быть не установлены.
  2. Труп лежит на пути, туловище вне колеи, голова отделена полностью или не полностью от туловища и находится внутри колеи; одна из верхних конечностей не полностью отделена на уровне верхней трети плеча:
  а) наиболее вероятно самоубийство;
  б) возможно подкладывание трупа с целью симуляции несчастного случая;
  в) возможен несчастный случай (редчайшая казуистика).
  3. Труп лежит на пути, туловище разделено пополам полностью или не полностью, одна из половин его внутри колеи, другая - вне колеи:
  а) наиболее вероятно самоубийство;
  б) возможен несчастный случай;
  в) возможно подкладывание трупа на путь с целью симуляции несчастного случая или самоубийства.
  4. Труп лежит внутри колеи, на теле множественные повреждения, следы протаскивания тела, отрывы конечностей, признаки перекатывания колес через тело:
  а) характерно для несчастного случая, когда жертва оказывается случайно перед движущимся транспортом, находясь внутри колеи;
  б) возможно самоубийство;
  в) возможно падение или сбрасывание жертвы в колею из торцовой двери вагона или через борт тормозной площадки;
  г) возможно подкладывание трупа с целью симуляции самоубийства или несчастного случая внутрь колеи.
  5. Труп лежите междупутьи или же на бровке, под откосом, на теле имеются следы отбрасывания и падения: характерно для несчастного случая, когда жертва отбрасывается с пути в сторону движущимся железнодорожным транспортом.
  6. Труп лежит вне колеи. На голове, возможно на груди, спине, плечах - признаки сильного удара (возможен полный снос свода черепа): характерно для удара выступающими в сторону частями локомотива, вагонов, возможно груза на железнодорожных платформах, при погрузке которого были допущены дефекты, в результате чего отдельные части груженых предметов оказались выступающими за пределы контуров габаритов железнодорожного транспорта.
  7. Труп лежит вне колеи, нижние конечности полностью или не полностью отделены: характерно для несчастного случая при попытке на ходу поезда вскочить на подножку вагона.
  8. Труп лежит на пути, чаще вне колеи, на теле имеются признаки падения:
  а) характерно для попытки соскочить с подножки на ходу поезда;
  б) возможно сбрасывание на ходу поезда с подножки, из тамбура, платформы, товарного вагона.
  9. Труп лежит на пути, вблизи виадука, арки тоннеля и т. п. На голове, сзади, возможно на шее, верхней половине спины - следы сильного удара тупым предметом со значительной ударяющей площадью и, кроме того, на теле - признаки падения с высоты: характерно для падения с крыши движущегося вагона. В этих случаях жертва получает удар об арки или фермы путевых сооружений в то время, когда она находится на крыше движущегося вагона в положении сидя, спиной к путевым сооружениям, под которыми должен проходить транспорт.
  10. Труп лежит на крыше железнодорожного вагона. На голове сзади, возможно на шее, верхней половине спины - следы сильного удара тупым предметом со значительной ударяющей площадью: характерно для смерти от несчастного случая в результате удара об арки, фермы и т. п. путевые сооружения, когда жертва при прохождении поезда под ними находилась в положении сидя спиной по ходу поезда.
  11. Труп лежит на пути с признаками сдавления груди и живота: характерно для сдавления жертвы буферами или в автосцепном механизме.
  12. Труп лежит на станционных путях, у высокой платформы с признаками размя-тия, возможно также с признаками перекатывания колес через тело: характерно для несчастного случая, когда жертва в момент прохождения поезда оказывается на пути около высокой платформы.
  13. Труп лежит на крыше железнодорожного вагона. На теле - следы поражения электрическим током: характерно для несчастного случая (реже самоубийства) в результате прикосновения жертвы, находящейся на крыше вагона, к контактным проводам электрической железной дороги.
  14. Труп лежит на полотне железной дороги. На теле - следы поражения электрическим током и падения с высоты: характерно для несчастного случая (реже самоубийства) в результате прикосновения к контактным проводам электрической железной дороги, с последующим падением жертвы с крыши вагона.
  15. Труп лежит на полотне железной дороги. На теле - явные признаки насильственной смерти, исключающие возможность их возникновения в связи с движением железнодорожного транспорта:
  а) возможно подкладывание трупа лица, умершего насильственной смертью, с целью симуляции несчастного случая или самоубийства;
  б) возможна смерть от несчастного случая, например при работах на путях;
  в) возможно самоубийство на полотне железной дороги, например при помощи огнестрельного или холодного оружия.
 
  Конец.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу