<< Пред.           стр. 10 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Месяц Обороты по дебету Оборот по кредиту Сальдо
 с кредита сч. № _______
 журнала-ордера № ________ Итого по дебету Д К
  Кредитовый оборот переносится на счет главной книги одной итоговой суммой за месяц, так как в развернутом виде он находится в журнале-ордере.
  Дебетовый оборот на счете главной книги учитывается развернуто в корреспонденции с конкретными счетами.
  В счете главной книги дебетовый оборот собирается по мере разноски данных из разных журналов-ордеров. При завершении разноски оборотов из журналов-ордеров на счета главной книги производится подсчет итогов по дебету каждого счета и определение сальдо на конец месяца и составление баланса.
  Таким образом, журнально-ордерная форма учета обеспечивает более ускоренное движение документов и сокращает число рабочих приемов по обработке, способствует четкому разделению труда. Совмещение данных синтетического и аналитического учета в одном регистре облегчает проведение экономического анализа.
  Однако, журнально-ордерная форма учета имеет существенные недостатки; главным из которых является ориентация журнально-ордерной формы на безмашинную технику учета. Громоздкость и сложная структура большинства журналов-ордеров требуют высокой подготовки и определенных усилий по овладению методикой учетной регистрации.
  Для коренного улучшения бухгалтерского учета необходима широкая механизация и автоматизация работ. Это создает условия для перехода от журнально-ордерной к более прогрессивным формам учета, получившим название автоматизированных.
 
 
 
 
 
 6.2.5. Автоматизированная форма учета
 
  Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы. Текущая учетная информация - с первичных документов либо со специальных регистраторов учетных данных производится по специальным программам, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печать по запросу.
  В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.). Учетным регистром, получаемым с ЭВМ, может быть любой документ, содержащий систематическую или хронологическую запись. При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством для регистров бухгалтерского учета.
  Наряду с выпуском полного комплекта бухгалтерской и налоговой отчетности, одной из важнейших задач автоматизированной системы бухгалтерского учета является максимальная автоматизация расчетных процедур, решающих возникающие проблемы.
 
 Автоматизированная форма бухгалтерского учета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Автоматизация бухгалтерского учета - объективная необходимость. Работа бухгалтера все больше становится творческой, и внедрение компьютерных технологий повышает эффективность, беря на себя, кроме всего прочего, всю рутинную работу. Однако, автоматизация вызывает необходимость построения технологии решения бухгалтерских задач с учетом ряда следующих требований:
 - ограничение допуска к первичной и систематизированной информации путем введения паролей (ключей секретности) и недопущения несанкционированного доступа;
 - сохранности учетной информации на необходимый срок;
 - диалогового (запросного) режима работы пользователей с вычислительными техническими средствами;
 - возможности выдачи информации фрагментно, то есть в любом сочетании, удобном для пользователя;
 - возможности принудительного ввода данных для оперативного управления и обеспечения при этом автоматического контроля за выполнением управленческих решений.
  Из всего сказанного можно сделать вывод, что все предприятия обязаны вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных процессов в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Но при этом следует отметить, что предприятию при организации и осуществлении бухгалтерского учета разрешается:
 * вносить в рекомендуемые Минфином РФ регистры бухгалтерского учета и методы его ведения изменения, исходя из конкретных условий хозяйствования, при соблюдении общих методологических принципов;
 * устанавливать формы организации бухгалтерской работы;
 * разрабатывать систему внутрипроизводственного учета и контроля;
 * вводить отчетность, необходимую предприятию.
 
 Вопросы для самопроверки
 
  1. Для чего необходимы сводные учетные документы?
  2. На какие виды подразделяются учетные регистры?
  3. Что определяет состав, порядок и последовательность заполнения учетных регистров?
  4. Как исправляется ошибочно сделанная запись в учетном регистре?
  5. Какие формы бухгалтерского учета применяются предприятиями?
  6. В чем принципиальные различия форм бухгалтерского учета?
  7. На каких принципах основана журнально-ордерная форма учета?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 7.
 ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. КАЛЬКУЛЯЦИЯ
 
  Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменение в составе хозяйственных средств и их источников.
 
 7.1. Оценка имущества и обязательств
 
  Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.
  Согласно "Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", принятому Министерством финансов РФ 29.07.98 № 34н, оценка:
 * имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку;
 * имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования;
 * имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).
  В состав фактически произведенных затрат включаются:
 * затраты на приобретение самого объекта имущества;
 * уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту;
 * наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим; внешнеэкономическим и иным организациям;
 * таможенные пошлины и иные платежи;
 * затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
  Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
  Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.
  Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории Российской Федерации - в рублях.
  Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей, при этом суммовые разницы, возникающие:
 * у коммерческой организации - относятся на финансовые результаты;
 * у некоммерческой организации - относятся на увеличение доходов (уменьшение расходов);
 * у бюджетной организации - относятся на увеличение (уменьшение) финансирования (фондов).
  Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
 
 7.2. Калькулирование себестоимости продукции
 
 7.2.1. Понятие себестоимости. Виды калькуляций
 
  Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Иными словами, себестоимость продукции - это текущие затраты предприятия на производство продукции и ее реализацию (сбыт).
  Себестоимость продукции - один из основных экономических показателей, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и соответственно на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого предприятием в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции.
  Калькуляция (лат. calculatio, от calculo - считаю, подсчитываю) - определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция один из основных показателей плана и отчета по себестоимости, выражающий затраты предприятия на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в денежной форме. Калькуляция может быть проектной, плановой, отчетной.
  Проектные калькуляции - разновидность перспективных плановых калькуляций, которые необходимы для определения эффективности капитальных вложений и новой техники.
  Плановые калькуляции составляются на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей. Разновидностью текущих плановых калькуляций являются нормативные калькуляции, в их основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие в основном достигнутый уровень затрат, применяются при нормативном методе учета затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года - наоборот, ниже.
  Отчетные калькуляции - исчисляются на основе данных учета и характеризуют фактический уровень затрат (фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Предприятия определяют два варианта себестоимости: один - для целей бухгалтерского учета, другой - для целей налогообложения. В себестоимость продукции возможно включать все фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Для целей налогообложения фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов, устанавливаемых государством по отдельным лимитируемым элементам затрат.
 
 7.2.2. Группировка затрат на производство
 
  Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  При калькулировании затрат, образующих себестоимость продукции, различают следующие виды группировок расходов:
 - по характеру производства (основное, вспомогательное);
 - по месту возникновения затрат (технологическим процессам, участкам производства, цехам);
 - по объему учитываемых затрат (производственная, полная себестоимость);
 - по объектам калькуляции (полуфабрикаты, отдельные изделия, группы изделий).
  Учет затрат по видам продукции, отдельным операциям и выполняемым работам зависит прежде всего от отраслевых особенностей.
  В зависимости от организации технологического процесса все промышленные производства делятся на две большие группы:
 - отрасли добывающей промышленности. К ним относятся предприятия по добыче природных ископаемых (руды, угля, нефти, газа, сланцев, соли и др.), а также ГЭС, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов, водопроводы;
 - отрасли обрабатывающей промышленности. К ним относятся предприятия по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья, производству готовой продукции средств производства и предметов потребления.
  Отрасли обрабатывающей промышленности делятся в свою очередь по технологическому признаку обработки сырья и полуфабрикатов на:
 - производства с последовательной переработкой исходного сырья. В этих производствах конечный продукт образуется путем последовательного прохождения обработки сырья через несколько фаз (переделов). В металлургии передел - стадия производства или переработки металла: выплавка чугуна, выплавка стали, прокатка;
 - производства, в которых создаются отдельные детали, из которых потом собирают крупные узлы, а затем законченные изделия. Например: машиностроение, судостроение, приборостроение, швейное производство.
  В зависимости от количества выпускаемой продукции в промышленности существует три типа производства: единичное, серийное и массовое.
  При единичном производстве каждый вид продукции выпускается малыми партиями, которые больше не повторяются, или изготавливаются в единичном экземпляре (крупные турбины, суда, уникальные станки). Цехи оснащены при этом универсальным оборудованием, на котором выполняются самые разнообразные операции. Себестоимость продукции в единичном производстве очень высока.
  При серийном производстве продукция выпускается сравнительно крупными партиями. Изготовление серий изделий одного вида обычно повторяется через регулярные промежутки времени. При повторных запусках серий часто вносятся изменения в конструкцию и технологию изделий, организацию рабочих мест.
  В зависимости от размера серии различают крупносерийное и мелкосерийное производство (приборостроение, авиационное производство), чем крупнее серия, тем ниже себестоимость продукции.
  При массовом производстве выпускается однородный неменяющийся ассортимент продукции. В цехах преобладает специальное оборудование, предназначенное для выпуска только одного изделия, поточные и автоматические линии. Продукция выпускается в массовом количестве (обувное, текстильное, автомобильное производство).
  В зависимости от вида производства на промышленном предприятии выделяют:
 - основное производство, которое непосредственно участвует в производстве изделий для рынка (отдельные цехи, производства, участки и т.д.). К основным производствам относятся производства, в которых осуществляются процессы переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения продукции, предназначенной для реализации на сторону или к дальнейшей переработке на других технологических процессах, производствах, переделах, цехах и т.д. данного предприятия. К основному также относится производство по выпуску продукции из отходов сырья и побочных продуктов производства;
 - вспомогательное производство. Под вспомогательными производствами следует понимать производства, которые непосредственно не связаны с изготовлением основной продукции предприятия и обслуживают основное производство различными видами услуг, то есть их продукция потребляется, как правило, внутри предприятия (ремонтные мастерские, транспортные и инструментальные участки, энергоснабжение на предприятии и т.д.).
  При составлении плановых и фактических калькуляций себестоимости продукции и свода затрат на производство по предприятию в целом используется группировка затрат по местам их возникновения.
  К основным местам (сферам) возникновения затрат относятся:
 - материальная сфера (склад сырья, склад вспомогательных материалов);
 - производственная сфера (производственные цехи, отдел проектирования, ремонтные мастерские);
 - сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия);
 - сбыт продукции (отдел сбыта, рекламный отдел, отдел исследования рынка, отдел отправки продукции).
  Выделение мест возникновения затрат имеет важное значение для анализа издержек, так как связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникновения затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 10 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу