<< Пред.           стр. 31 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 Номер унифицированной формы Наименование формы По учету материалов М-2 Доверенность М-2а Доверенность М-4 Приходный ордер М-7 Акт о приемке материалов М-? Лимитно-заборная карта М-11 Требование-накладная М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону М-17 Карточка учета материалов М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов МБ-2 Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов МБ-4 Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов МБ-7 Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений МБ-8 Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов
  Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
 * наименование документа;
 * дату составления документа;
 * наименование организации, от имени которой составлен документ;
 * содержание хозяйственной операции;
 * измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
 * наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
 * личные подписи указанных лиц.
 
 16.5.1. Поступление в организацию материалов
 
  Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков, от подотчетных лиц, приобретающих материалы за наличный расчет, от собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств.
  Производственные запасы материалов пополняются за счет их приобретения у предприятий поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций на основании договоров.
  Договором, в соответствии с которым предприятие получает материалы, является договор поставки, основные положения кото'рого изложены в статьях 506 - 524 Гражданского кодекса РФ. Договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, и влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора и прекращается после исполнения условий договора. По договору поставки организация-поставщик обязуется поставить в определенные сроки организации-покупателю в собственность продукцию по согласованной цене и в соответствии с согласованными техническими требованиями. В договоре должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции, сроки поставки и цена, а в долгосрочном договоре - наименование, групповая номенклатура (ассортимент) и количество продукции, порядок и сроки согласования и представления спецификаций. При отсутствии этих условий в договоре он считается незаключенным.
  Поставка продукции производится поставщиком: иногородним получателям -путем отгрузки железнодорожным или водным транспортом грузовой скоростью, а в случаях, предусмотренных соответствующими правилами, - автомобильным транспортом, одногородним получателям - как правило, автомобильным транспортом.
  Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета фактуры. К сопроводительным документам поставщика относятся также квитанции к железнодорожным накладным, товарно-транспортные накладные.
  Платежное требование применяется при расчетах за поставленные материалы (товары) и является расчетным документом, содержащим требование поставщика к покупателю об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование составляется на бланке формы 0401061. Один экземпляр передается плательщику вместе с поступившими материалами, а последний экземпляр передается ему исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.
  Расчетные документы (платежные требования, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним другими документами направляются в отдел снабжения или другой аналогичный отдел, работники которого обязаны:
 * зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
 * проверить соответствие данных этих документов договору поставки в отношении ассортимента материалов, их количества, цен, сроков отгрузки и др.;
 * сделать в карточках или книге оперативного учета соответствующие записи о выполнении договора поставки;
 * акцептовать (то есть дать согласие на оплату) расчетные документы поставщика или мотивированно отказаться от акцепта;
 * передать уполномоченному лицу распоряжение на получение и доставку груза; перечень этих лиц устанавливается директором предприятия по согласованию с начальником отдела снабжения и главным бухгалтером;
 * передать документы в финансовый отдел или бухгалтерию.
  Зарегистрированные экземпляры расчетных и других документов (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и т.п.) передаются соответствующему складу для руководства при приемке и оприходовании материалов.
  Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации уполномоченному лицу выдается квитанция, товарно-транспортная накладная или наряд на выполнение работ по доставке груза и доверенность на его получение.
  Доверенности (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
  Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.
  Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
  Доверенности должны быть подписаны руководителем организации, главным бухгалтером, иметь оттиск печати и паспортные данные получателя.
  Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.
  Отрывная часть доверенности выдается под расписку работнику предприятия, уполномоченному на получение товарно-материальных ценностей, а корешок доверенности остается в бухгалтерии организации.
  Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок действия доверенности - как правило, не более чем 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
  Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются поставщиком при первом отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей частями, на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего его документа) передается получателю товарно-материальных ценностей, а другой - подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.
  По окончании отпуска товарно-материальных ценностей доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности.
  В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
  Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78, предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
  1) товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  2) транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
  В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
  Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
 * первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
 * второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
 * второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
 * третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
 
 16.5.2. Учет поступления материалов на складах
 
  Сдача грузов, доставленных уполномоченным лицом на предприятие, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего складом (кладовщика). Материально-ответственное лицо проверяет соответствие материалов их данным, указанным в сопроводительных документах, и при отсутствии каких-либо расхождений выписывает приходный ордер (форма № М-4), который подписывает заведующий складом и экспедитор. Либо на квитанции транспортного документа или в части местных грузов, на документе поставщика (товарно-транспортной накладной или др.) ставится штамп, в оттиске которого указаны реквизиты приходного ордера, таким образом, отпадает необходимость выписывать приходный ордер.
  Материалы, поступающие на склады предприятий, должны подвергаться тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству (счету, весу, объему) и качеству, указанным в сопроводительных документах.
  Если материалы поступили с поврежденной упаковкой, недостачей по массе, несоответствующего качества или имеющих количественное расхождение, либо расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при поступлении материалов без документов, приемка производится комиссией, которая составляет Акт о приемке материалов (форма № М-7).
  Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, материально-ответственного лица и представителя отдела снабжения. Этот акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).
  Акт составляется в двух экземплярах, и после приемки материальных ценностей акт с приложенными документами (транспортными накладными и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
  При наличии приемного акта приходный ордер не оформляется. Приемные акты и приходные ордера на оприходование материальных ценностей должны, как правило, составляться в день их поступления.
  Сырье, полуфабрикаты и другие материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (по весу, объему, счету и т.д.). В случаях, если материал (например, листовое железо) поступает в одной единице измерения (по весу), а расходуется в другой (по счету), то его оприходование, хранение и отпуск должны отражаться в документах и аналитических регистрах одновременно в двух единицах измерения.
  Поступление материалов изготовленных или переработанных цехами и участками собственного производства и сданных на склад материальных ценностей, должно оформляться путем выписки требования-накладной (форма №М-11). Этими же накладными оформляются также операции по сдаче цехами (участками) на склад или в кладовую цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по требованию), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака.
  Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
  Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
  Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
  Материалы могут также поступать от подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет.
  Бухгалтерам предприятий следует обратить внимание, что расходы подотчетных лиц должны подтверждаться такими первичными документами как:
 * документами, подтверждающими факт оплаты полученных товарно-материальных ценностей с указанием стоимости покупки (квитанции к приходно-кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовых машин, документы, приравненные к бланкам строгой отчетности);
 * документами, подтверждающими факт получения товарно-материальных ценностей.
  При закупке материальных ценностей у физического лица в акте закупки должны быть приведены сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства и паспортные данные, а если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то должен быть указан его идентификационный номер.
  Кроме того, при выдаче денежных средств под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей у юридического лица, осуществляющего оптовую или мелкооптовую торговлю, необходимо выдать доверенность подотчетному лицу и зарегистрировать ее в журнале учета выданных доверенностей.
  Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).
  Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей важное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйства.
  Приказом по предприятию каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям этого склада. Если на предприятии несколько складов, тогда необходимо сосредоточить на каждом из них материалы определенных групп (основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.).
  Внутри складов материалы должны располагаться по секциям, затем по типо- и сорто- размерам в штабелях, на стеллажах и полках для того, чтобы обеспечить быструю приемку, отпуск и проверку наличия.
  На каждую партию материала прикрепляется материальный ярлык с указанием необходимых параметров (наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит наличия материала).
  Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.
  На предприятии должен быть установлен список должностных лиц (зав. складом, кладовщик), ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей, с которыми заключается договор о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передаче их по акту, утвержденному руководителем предприятия.
  Всем службам предприятия предоставляется список лиц, которым разрешено получение и отпуск материалов со складов, а также право выдавать пропуска на вывоз с предприятия материальных ценностей.
  Наличие и движение материальных ценностей ведут в количественном выражении по их наименованиям, видам, сортам, размерам и другим показателям в карточках складского учета материалов или приравненных к ним технических носителях информации, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства. Учет производственных запасов осуществляют в единицах измерения, предусмотренных соответствующими сборниками учетных цен.
  Карточки складского учета материалов (форма № М-17) заготовляются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами.
  Сортовой количественный учет движения материальных ценностей ведется непосредственно материально ответственными лицами (заведующими складами, кладовщиками и др.). В отдельных случаях допускается возлагать с согласия материально ответственного лица ведение карточек складского учета на учетчиков (операторов).
  На каждый номенклатурный номер материала должна открываться отдельная карточка.
  В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.). К месту хранения прикрепляется материальный (стеллажный) ярлык.
  На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета допускается ведение учета в оформленных в установленном порядке книгах сортового учета, предусматривая при этом реквизиты, указываемые в карточках складского учета.
 
 16.5.3. Документальное оформление расходования материалов
 
  Материалы отпускаются со склада:
 * в производство для изготовления продукции;
 * на ремонтные и хозяйственные нужды;
 * в переработку на другие предприятия;
 * для реализации на сторону;
 * для безвозмездной передачи другим предприятиям.
  Отпуск материальных ценностей в другие склады, в кладовые цехов, участков следует рассматривать не как отпуск на производство, а как внутреннее перемещение.
  Основным видом расхода материалов является отпуск на производство продукции.
  Отпуск материалов на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимитирование отпуска материалов на производство способствует контролю за расходованием материалов и соблюдению норм их производственного потребления, улучшает обеспечение производства материалами и содействует ритмичной работе цехов, экономии материалов. Лимитирование отпуска материалов на производство должно основываться на утвержденных прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих запасов неизрасходованных цехами материалов на начало и конец месяца.
  Лимит отпуска материалов на производство устанавливается отделом снабжения или другими отделами по указанию руководителя предприятия на основе соответствующих расчетов планово-производственного отдела. Установленные лимиты отпуска материала могут изменяться при необходимости уточнения лимита на остаток материала в незавершенном производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при расчете лимита. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения.
  Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные карты. Если потребность в материалах нерегулярная, то их отпускают по требованию.
  Лимитно-заборные карты предназначены для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
  Отпуск материалов по лимитным картам может производиться лишь из одного заранее прикрепленного склада, только указанных в лимитных картах наименований материалов и строго в пределах количеств, установленных лимитами.
  Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения или плановым отделом на одно наименование материала (номенклатурный номер) и, как правило, на один шифр затрат (заказа). В отдельных случаях лимитно-заборная карта может открываться в целом на заказ на всю номенклатуру потребляемых материалов.
  Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению -потребителю материалов, второй - складу.
  Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.
  Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха (участка) и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.
  Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
  Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.
  По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
  В конце месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию.
  Лимитно-заборные карты используются для ведения складского оперативно-бухгалтерского учета материалов, а также синтетического и аналитического учета материалов, которые ведутся в бухгалтерии по материально-ответственным лицам.
  Значение лимитно-заборных карт заключается не только в контрольной функции. Применение лимитно-заборных карт позволяет в несколько раз сократить количество выписываемых разовых первичных документов при отпуске и расходе материальных ресурсов, кроме того, повышается производительность труда работников и экономится время.
  Для сокращения количества первичных документов в условиях применения компьютеров рекомендуется использовать систему оформления отпуска материалов (например, из цеховых кладовых) непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных или заборных карт (книжек), выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточке складского учета. Здесь же отражается шифр направления затрат (калькуляционный объект, цеховые и иные нужды). При этой системе карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции оправдательного документа.
  Перемещение материалов из одного склада или кладовой цеха (участка) на другой склад или в другую кладовую данного предприятия следует оформлять составлением требования-накладной на внутреннее перемещение материалов (форма №М-11). Требование-накладная выписывается на основании распоряжения отдела снабжения при систематическом пополнении запасов цеховых кладовых с базисных складов.
  Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
  Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.
  Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
  Отпуск материалов на сторону должен оформляться отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных, путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
  Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) выписывает работник отдела снабжения в двух экземплярах: первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов. На основании накладной выписывают счет, предъявляемый для оплаты организациям за отпущенные материалы.
  При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.
  Аналогично оформляется отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории (отделу капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.).
  Отпуск материалов на сторону для целей переработки может производиться при наличии на это договоров или соглашений.
  Отпуск на сторону и пропуск оформляются при предъявлении получателем материалов доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
 
 16.5.4. Взаимосвязь складского сортового учета с учетом в бухгалтерии
 
  Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
  В зависимости от объема товарных запасов, их ассортимента аналитический учет материалов ведется количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учета на складах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру исходя из конкретных условий работы. Способ учета материальных ценностей должен быть закреплен в учетной политике организации.
  Количественно-стоимостной метод предполагает организацию на складах и в бухгалтерии одновременно учет по номенклатурным номерам ценностей не только по количеству, но и в денежном выражении. Этот метод является более предпочтительным при необходимости строгого контроля за сохранностью и движением материальных ценностей, а также при сложности оперативного получения бухгалтерской информации со складов (территориальной удаленности и т.п.).
  Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод используется при наличии широкой номенклатуры материальных ценностей, в условиях отсутствия эффективной автоматизации учета. Его основными принципами являются:
 * оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами;
 * систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
 * осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения;
 * систематическое подтверждение (взаимоувязка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
  При сальдовом методе (оперативно-бухгалтерском) учет осуществляется на карточках складского учета материалов. В бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала открываются карточки и под расписку передаются заведующему складом. На складе на все поступающие материалы кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. Расход материалов регистрируется на основании расходных документов - лимитно-заборных карт, требований-накладных.
  На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных и т.п.) заведующий складом (кладовщик) обязан сделать записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить на карточках остатки материалов (как правило, после каждой операции).
  Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета.
  На основе данных складского сортового учета материалов заведующий складом (кладовщик) обязан своевременно сообщать отделу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запаса, а также и об остатках материалов, находящихся без движения. Это делается путем выписки сигнальных справок. Для этой цели могут быть также использованы данные, полученные с помощью средств автоматизации.
  Сдача складом лимитных карт производится немедленно после использования лимита. На конец месяца должны быть сданы все лимитные карты (или месячные талоны от квартальных карт) независимо от использования лимита. До сдачи лимитных карт их итоговые данные выверяются с аналогичными данными цеховых экземпляров лимитных карт (при ведении карт в двух экземплярах). Это делают работники складов, отпускавшие материалы, и работники цехов, получавшие их. Выверка подтверждается их подписями.
  Приемка-сдача первичных документов должна оформляться, как правило, составлением специального реестра, в котором указывается количество и номера сдаваемых первичных документов раздельно по приходу и расходу.
  Заведующий (кладовщик) склада обязан представлять в бухгалтерию в установленный для этого срок в двух экземплярах ведомость остатков материалов на конец отчетного месяца. Ведомость составляется в количественном выражении только по тем материалам, которые имели движение в отчетном месяце. Эти ведомости должны быть подписаны также начальником (мастером) цеха, участка или производителем работ. Проверка правильности оформления документов и составления ведомостей остатков производится бухгалтерией немедленно по их получении. После проверки один экземпляр ведомости с замечаниями и указаниями возвращается на склад.
  В условиях автоматизированной системы управления и автоматизированного складского хозяйства, использования компьютерной техники, а также ограниченного количества номенклатурных номеров материалов возможно применение систематически составляемых ведомостей движения и остатков материалов, предназначенных как для оперативного руководства, так и контроля за состоянием и движением материалов на складах. В связи с этим целесообразно рекомендовать материально ответственным лицам отказываться от ведения карточек складского учета.
 
 16.5.5. Учет материалов в бухгалтерии
 
  Бухгалтерский учет может быть организован с применением компьютерного учета на основе утвержденной в установленном порядке системы автоматизированных рабочих мест бухгалтеров и других специалистов или по журнально-ордерной форме на утвержденных регистрах бухгалтерского учета.
  Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).
  Бухгалтерией должна быть установлена тождественность данных центральных складов и кладовых цехов и участков о внутренней переработке материалов.
  Все первичные документы подвергаются таксировке. Таксировка осуществляется по каждой строке многострочного документа (за исключением лимитно-заборных карт) и по каждому однострочному документу. По лимитно-заборным картам таксируется общее количество (с учетом возврата) по каждому номенклатурному номеру.
  При обработке первичных документов на первых экземплярах бухгалтерией проставляются учетные шифры видов операции, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учета.
  После разметки первые экземпляры первичных документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним счетами-фактурами, накладными и т.п. - для учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные документы - для учета затрат на производство и калькуляции и др.
  Синтетический учет движения материальных ценностей должен осуществляться бухгалтерией в суммовом выражении на соответствующих синтетических счетах, субсчетах, а внутри их по складам или кладовым (по материально ответственным лицам) и группам материалов.
  В этих целях суммы оборотов по группам материалов записываются в накопительные ведомости синтетического учета, которые ведутся по каждому складу отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и субсчетов и групп материалов (по учетным ценам). Периодически либо в конце отчетного месяца итоговые данные по приходу и расходу накопительных ведомостей записываются в учетные регистры.
  При журнально-ордерной форме учета эти данные записывают в соответствующие разделы ведомости № 10 "Движение материальных ценностей (в денежном выражении)". Итоговые данные ведомости № 10 по поступлению и выбытию материалов по учетным ценам и с учетом сумм транспортно-заготовительных расходов, включая наценки снабженческих организаций или отклонений фактической себестоимости от плановых цен, должны быть сверены с соответствующими данными журналов-ордеров №№ 6, 10, 10/1 и др.
  По окончании месяца на основании данных о приобретении и заготовлении материалов, бухгалтерия должна определить:
 * остатки материалов в пути и материалов, не вывезенных со складов поставщиков;
 * данные о неотфактурованных поставках;
 * остатки задолженности поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам.
  Эти учетные данные используются для принятия соответствующих мер по розыску не поступивших грузов, затребованию счетов-фактур от поставщиков, для оплаты задолженности поставщикам, а также для отражения в бухгалтерском балансе.
 
 16.6. Синтетический учет материалов
 
  Для учета материалов в Плане счетов предусмотрены три счета: 10 "Материалы";
  15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
  16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
  Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
  Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 10 "Материалы") материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Состав фактических затрат (фактической себестоимости) установлен в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". По аналогии с основными средствами и нематериальными активами оценка материалов, включая предметы, ранее относимые к малоценным и быстроизнашивающимся, различается в зависимости от способа их поступления в организацию: приобретение за плату у поставщиков; получение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал; получение по договору дарения (безвозмездно), по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, и т.д.
 
 Счет 10 "Материалы"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета:
  10-1 "Сырье и материалы";
  10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
  10-3 "Топливо";
  10-4 "Тара и тарные материалы";
  10-5 "Запасные части";
  10-6 "Прочие материалы";
  10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";
  10-8 "Строительные материалы";
  10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и др.
  На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов (в том числе строительных - у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.
  На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".
  Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали".
  На субсчете 10-3 "Топливо" учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. При использовании талонов на нефтепродукты учет их ведется также на субсчете 10-3 "Топливо".
  На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы".
  Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".
  На субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.
  Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
  На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".
  На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.
  Субсчет 10-8 "Строительные материалы" используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).
  На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
  Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному. В зависимости от принятой предприятием организации учета поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.
  В первом случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость" (на сумму НДС, уплаченного поставщику) и в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:
  60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиками;
  23 "Вспомогательные производства" - на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей;
  71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму расходов оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;
  76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы;
  другие счета.
  При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производят независимо от того, когда материалы поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика.
  Все фактические расходы на приобретенные материалы суммируются по дебету счета 15. По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным ценам и отражаются проводкой кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и дебет счета 10 "Материалы". Путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (экономия или перерасход). Выявленную сумму отклонений списывают на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - экономия учитывается по кредиту, перерасход по дебету.
  Во втором случае учет организуется без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" (по покупной цене) и дебету счета 19 (на сумму НДС) и в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:
  60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - оприходованы приобретенные материалы, в том числе по договору мены; излишки при приемке;
  20 "Основное производство" - оприходованы материальные ценности (например, тара) собственного производства, отходы, образовавшиеся в основных цехах; отражен возврат материалов из производства;
  23 "Вспомогательные производства" - оприходованы материальные ценности, учитываемые как материалы (тара, запасные части и т.п.) возврат материалов, отходов и пр.;
  71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на стоимость материалов и расходов по их заготовке, оплаченных из подотчетных сумм;
  76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы;
  другие счета.
  Этот вариант учета также позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.
  Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
  На счетах бухгалтерского учета операции по движению материальных ценностей, отражаются следующим образом:
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К 1 2 3 4 Отражение в учете работ, выполняемых хозяйственным способом Лимитно-заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма №М-11); Списана стоимость переданных материальных ценностей на строительные и монтажные работы 08-3 10 Приобретение и перемещение материальных ценностей (с использованием счета 15 и 16) 1 2 3 4 Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М- 15); акт о приемке материалов (форма № М-7), приходный ордер (форма № М-4), счет поставщика
  Акцептованы счета поставщиков; оприходованы материалы по покупной цене от поставщиков; списаны транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой материалов на склад 15 60 Отгрузочные документы поставщика Отражена покупная стоимость материальных ценностей 15 60 Счет-фактура Выделена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям
  19 60 Авансовый отчет Командировочные расходы включены в фактическую себестоимость материалов
  15 71 Авансовый отчет, бухгалтерская справка-расчет Выделен НДС по командировочным расходам 19 71 Выписка банка по расчетному счету Оплачены счета поставщика за поставленные материалы 60 51 Приходный ордер Оприходованы материальные ценности по учетной цене 10 15 Выписка банка по расчетному счету Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенным материалам
  68 19 Бухгалтерская справка-расчет Списано отклонение между фактической себестоимостью материалов и их учетной ценой: когда фактическая себестоимость превышает учетную цену ниже учетной цены 16
 15 15 16 Требование-накладная Списана учетная стоимость материалов, переданных структурному подразделению 79 10 Бухгалтерская справка-расчет Списана разница между фактической себестоимостью материалов и их учетной ценой 79 16 Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет Отражен отпуск материалов в производство 20 10 Приобретение и перемещение материальных ценностей (без использования счета 15 и 16) Отгрузочные документы поставщика Отражена покупная стоимость материальных ценностей 10 60 Счет-фактура Выделена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям 19 60 Выписка банка по расчетному счету Оплачены счета поставщика за поставленные материалы 60 51 Выписка банка по расчетному счету Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенным материалам
  68 19 Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет Отражен отпуск материалов в производство 20 10 Материалы, принятые на ответственное хранение Акт об установленном расхождении при приемке ТМЦ, Акт о приеме передаче ТМЦ на хранение Приняты на ответственное хранение поступившие товары ненадлежащего качества 002
 1 2 3 4 Товарно-транспортная накладная, акт об установленном расхождении при приемке ТМЦ, претензионное письмо Отражен возврат товара ненадлежащего качества поставщику 002 Выписка банка по расчетному счету Оплачено сторонней организации за доставку товара, возвращаемого поставщику 76 51 Изменение стоимости материальных ценностей Приказ руководителя предприятия, акт об уценке Произведена уценка материалов (на основании п. 13 ПБУ 10/99) 91-2 10 Приказ руководителя предприятия, акт переоценки Произведена дооценка материалов (на основании п. 8 и 10.5 ПБУ 9/99) 10 91-2 Лимитно-заборная карта, требование-накладная Отпущены (списаны) материалы на нужды вспомогательных производств 23 10 Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет
  Отпущены (списаны) материалы на общепроизводственные и общехозяйственные нужды
  25,26 10 Лимитно-заборная карта, требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет Израсходованы материалы на исправление брака в производстве 28 10
 Вопросы для самопроверки
 
  1. Какие предметы относятся к материалам? По каким признакам классифицируются материалы и какова их классификация?
  2. Какие расходы относятся к фактическим затратам на приобретение материальных ценностей?
  3. Из чего складывается фактическая себестоимость материальных ценностей?
  4. Назовите методы оценки материальных ценностей.
  5. Какими документами оформляется расход материалов?
  6. Какими методами ведется аналитический учет материалов в бухгалтерии?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 17.
 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
 
 17.1. Значение и задачи учета труда и его оплаты
 
  Учет труда и заработной платы на любом предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.
  Заработная плата - основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой.
  Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации.
  Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников.
  Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в Российской Федерации, распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами законодательно не ограничиваются.
  В условиях хозяйствования важнейшими задачами бухгалтерского учета труда и заработной платы являются:
 * в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);
 * своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и обязательных отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ);

<< Пред.           стр. 31 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу