<< Пред.           стр. 40 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 17.13.1. Объект налогообложения и дата получения дохода
 
  Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков-работодателей (кроме работодателей физических лиц) являются:
 - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
  Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков работодателей - физических лиц являются:
 - выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
  Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков - неработодателей являются:
 - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
  Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
  Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  С 1 января 2002 года произошли изменения, коснувшиеся объекта налогообложения и налоговой базы ЕСН. Одним из наиболее существенных изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, стало исключение из объекта налогообложения выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором.
  Теперь, если организацией в 2002 году начислены и выплачены суммы материальной помощи физическим лицам, не связанным с данной организацией трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является то эти-Суммы не включа-бы|а объектом обложения выполнение работ (оказание услуг), авторским договором ются в объект обложения ЕСН. В 20011}оду эта выплата ЕСН
  Из объекта обложения ЕСН также -исключены вознаграждения по лицензионным договорам. Таким образом, выплаты, начисленные и производимые по заключенным в 2001 году лицензионным договорам, после 1 января 2002 года не признаются объектом обложения ЕСН.
  К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения, по которым являются, объектом обложения единым социальным налогом (взносом), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
  Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
 - у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
 - у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
  Данная норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, а именно:
 - организации и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплат|г единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; •'.' : !
 - организации и • индивидуальных предпринимателей; применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчётности;
 - организации, уплачивающие налог на игорный бизнес^ по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
 - иные; организации; Не формирующие налоговую J5a3)? по налогу на прибыль, и физические лица, не формирующие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
  Статьей 238 части II НК РФ определен перечень выплат, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом.
 
 
 
 
 Выплаты, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом
 
 
 Виды выплат Статья 238 часть II НК РФ 1 2 Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления в том числе:
  пп. 1 п. 1 пособия по временной нетрудоспособности и. уходу за больным ребенком
 
  пособия по беременности и родам
  пособия по безработице
  1 2 Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с: пп. 2 п. 1 возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком: пп. 3 п. 1 физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ пп. 4 п. 1 Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства пп. 5 п. 1 Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, зарегистрированных в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла пп. 6 п. 1 Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ пп. 7 п. 1 Суммы платежей (взносов) Налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не : менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей
  1 2 Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций
  пп. 8 п. 1 Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации
  пп. 9 п. 1 Доходы, получаемые физическими лицами: - от избирательных комиссий, - от избирательных фондов кандидатов в депутаты, - от избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. пп. 10 п. 1 Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании
  пп. 11 п. 1 Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
  пп. 12 п, 1 Выплаты, осуществляемые в денежной и натуральной формах за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 рублей в год пп. 13 п. 1 Выплаты в натуральной форме товарами собственного производства -сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц пп. 14 п. 1 Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту - не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период
  п. 2 Суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом - не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый периода
  п. 2 Любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам - в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ
  п. 3
  Налоговыми льготами по уплате единого социального налога в соответствии со статьей 239 части II НК РФ пользуются налогоплательщики, указанные в таблице.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Льготы по уплате единого социального налога
 
 Статья 239 часть II НКРФ Категории налогоплательщиков Освобождаются от уплаты налога Размер дохода 1 2 3 4 пп. 1 п. 1 Организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III групп с сумм не превышающих 100000 рублей в течение календарного года пп. 2 п. 1 Налогоплательщики - работодатели (за исключением организаций, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов):
  общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов) среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные подразделения
 
  с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с румм не превышающих 100000 рублей в течение календарного года организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25% с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с сумм не превышающих 100 000 рублей в течение календарного года учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются указанные общественные организации инвалидов
  С сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных на каждого работника с сумм не превышающих 100 000 рублей в течение календарного года пп. 3 п. 1 Налогоплательщики - неработодатели, являющиеся инвалидами I, II и III групп в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение календарного года
 
 
  1 2 3 4 пп. 4 п. 1 Российские фонды поддержки образования и науки с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений п. 2 Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся налогоплательщиками - неработодателями, - не обладающими правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в части, зачисляемой в соответствующие фонды. п. 2 Налогоплательщики - работодатели производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, - в случае, если такие лица в соответствии с законодательством РФ не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
 17.13.2. Налоговая база
 
  Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала года по истечении каждого месяца нарастающим итогом, причем не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.
  При расчете налоговой базы работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам).
  В 2002 году сохранен порядок включения в налоговую базу любых выплат и вознаграждений независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты: полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника, droiara страховых взносов по договорам добровольного страхования и др.
  Налоговая база налогоплательщиков -работодателей (для организаций и индивидуальных предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений; начисленных за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
  При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
  Письмом МНС РФ от 04.04.2002 №СА-б-05/415@ разъяснено, что выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 237, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесены налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом периоде.
  Налоговая база налогоплательщиков - работодателей физических лиц (не признаваемых индивидуальными предпринимателями), определяется как сумма выплат и вознаграждений, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплаченных за налоговый период в пользу работников.
  Налоговая база налогоплательщиков- неработодателей (индивидуальных предпринимателей и адвокатов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения этой группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса.
  Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
  При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной, форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
  При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
  Если в 2001 году выплаты в натуральной форме учитывались как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов) на день их получения, то в 2002 году - на день их выплаты. . ,ь .
  Иными словами, частичная оплата заработной платы в натуральной форме товарами (работами, услугами) в 2002 году должна производиться только по рыночным ценам, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги)-исходя из государственных регулируемых розничных цен. ,
  Таким образом, налогоплательщик, производящий частичную оплату физическим лицам заработной платы товарами (работами, услугами) собственного производства, должен учитывать ее как в объекте налогообложения, так и в облагаемой базе по ЕСН в рыночных ценах, а не в ценах, указанных сторонами сделки.
  В отличие от 2001 года в стоимость товаров (работ, услуг) в 2002 году не включается соответствующая сумма налога с продаж.
  В 2002 году не облагаются ЕСН выплаты в натуральной форме в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц товарами только собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей.
  При применении указанной нормы налогоплательщики должны производить начисление сельскохозяйственной продукции или товаров для детей в натуральной форме в соответствующем денежном эквиваленте.
  Согласно статье 131 Трудового кодекса Российской Федерации доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
  Налоговым периодом признается календарный год.
  Датой получения дохода для исчисления единого социального налога считается:
 * для доходов, начисленных у налогоплательщиков - работодателей -
 - день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты);
 * для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов -
 - день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.
  При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.
  Что касается физических лиц, то для них с 1 января 2002 года датой выплат признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.
 
 17.13.3.Ставки налога
 
  Статьей 241 части II НКРФ установлены четыре шкалы ставок единого социального налога:
  1) для налогоплательщиков - работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств);
  2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве, сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  3) для налогоплательщиков - неработодателей (индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных" народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, глав крестьянских (фермерских) хозяйств);
  4) для адвокатов.
  Ставки единого социального налога представляют собой сумму взносов во внебюджётные фонды (ПФР,"ФСС; ФОМС). Единый социальный налог исчисляется по регрессивной шкале ставок (чем выше доход, тем ниже ставка налога), но не все налогоплательщики - работодатели могут применять регрессивную шкалу.
  Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 241 части II НК РФ регрессивная шкала ставок единого социального налога (взноса) может применяться организацией только при соблюдении конкретных условий. Определение этих условий связано с расчетом налоговой базы в среднем на одного работника с учетом средней численности работников, которая определяется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике.
  С 1 января 2002 года изменен механизм определения налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, права на применение регрессивных ставок ЕСН.
  Во-первых, значительно снижена (с 4 200 до 2 500 руб.) пороговая величина накопленной с начала года налоговой базы в среднем за месяц на одно физическое лицо, при достижении которой налогоплательщик получает право на применение при исчислении налога за истекший месяц регрессивных ставок налога.
  Многие налогоплательщики уже при расчете налога за январь 2002 года получили возможность использовать такие ставки.
  Во-вторых, в новой редакции пункт,2. статьи 241 ЩС РФ. предусматривает расчет только одного условия на право применения регрессивных ставок налога.
  Расчет производится при исчислении налога за каждый ме,сяц отчетного периода текущего года начиная с января 2002 года
  Расчет второго условия по результатам работы налогоплательщика в предыдущем году не производится.
  При расчете условия на право применения регрессивных ставок налога у налогоплательщиков сохранен прежний порядок:
 * в организациях с численностью работников свыше 30 человек -
 - не учитываются выплаты 1р%, работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты (учитывают, выплаты, в Пользу 90% наименее оплачиваемых работников);
 * в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) -
 - не учитываются выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты (учитывают выплаты в пользу 70% наименее оплачиваемых работников).
  Если у налогоплательщика величина накопленной с начала года .налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 руб., налог исчисляется по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
  В-третьих, если у налогоплательщика в каком-либо месяце налогового периода налоговая база, исчисленная в вышеизложенном порядке, составила менее 2 500 руб., то он утрачивает право на применение регрессивных ставок налога до конца текущего года.
  Это право не восстанавливается, если впоследствии в каком-либо месяце накопленная с начала года налоговая база в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество, истекших в текущем году месяцев, составит 2 500 руб. и более.
  Таким, образом, если налогоплательщик не получает это право при исчислении налога, за январь 2002 года, то он в течение всего этого года должен исчислять ЁСН только по максимальной ставке налогообложения.
  Следует учитывать, что эта норма расчета (п. 2 ст. 241 ЦК РФ) распространяется на все категории налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам.
 При расчете указанной налоговой базы учитывается средняя численность работников, включающая в себя:
 - среднесписочную численность работников;
 - среднюю численность внешних совместителей;
 - среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
  Средняя численность определяется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, а именно Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121, которым утверждена Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного Статистического наблюдения.
  Средняя численность работников округляется до целых единиц.
  Для целей исчисления и уплаты налога расчет права на применение регрессивных ставок налога производится ежемесячно в целом по организации.
  Налогоплательщики, которые не удовлетворяют этим требованиям должны уплачивать единый социальный налог (взнос) по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 части II НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
 
 
 Для налогоплательщиков - работодателей* установлены
 ставки единого социального налога
 
 Налоговая
 база на каждого отдельного работника нарастающим
 начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации
  Фонды обязательного медицинского страхования Итого Федеральный фонд ОМС территориальные фонды ОМС 1 2 3 4 5 6 До 100 000 руб. 28,0 % 4,0% 0,2 % 3,4 % 35,6%
 1 2 3 4 5 6 От 100001 руб. до 300 000 руб. 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000руб. 4 000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100000руб. 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. 3 400 руб. + 1,9 %с суммы, превышающей 100000руб. 35 600 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100000руб. От 300 001 руб. до 600 000 руб. 59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. 8 400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. 7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. 75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб. Свыше 600000руб. 83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. 11700руб. 700 руб. 9 900 руб. 105600руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600000руб.
  * За исключением' выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
 
  Поскольку к расчету принимаются выплаты, формирующие налоговую базу, определенную статьей 237 НК РФ, то численность инвалидов и соответствующие им выплаты учитываются в расчете, независимо от того, превысили выплаты в их пользу 100 000 рублей или нет.
  Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам, и соответствующая численность этих лиц при расчете условия на право применения регрессивных ставок налога не учитываются, так как численность физических лиц, с которыми заключены авторские договоры, не поименована в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения.
  При этом, если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок налога, то он применяет их ко всем выплатам, вознаграждениям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, превышающим 100 000 рублей, исчисленным нарастающим итогом с начала года.
  При расчете налога по работнику-инвалиду применяется та ставка налога (в том числе и регрессивная), которая соответствует начисленным в его пользу выплатам и вознаграждениям. При этом налогообложению подлежит налоговая база, уменьшенная на сумму льгот, установленных в соответствии со статьей 239 НК РФ.
  Условия применения регрессивной ставки налога
 
  Для применения регрессивной шкалы достаточно соблюсти только одно условие - накопленная с начала года величина налоговой базы, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, не должна быть менее 2 500 руб. в среднем на одно физическое лицо (за налоговый период соответственно не менее 30 000 руб.). Если уже в январе данное условие не соблюдается, то налогоплательщик теряет право на применение регрессивной шкалы до конца налогового периода и применяет максимальную налоговую ставку к налоговой базе, рассчитываемой нарастающим итогом.
 
 
 Величина
 налоговой базы
  в среднем =
 на одно
 физическое лицо*
 Величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, накопленная с начала года
 ___________________________________________
 Количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде
 
 
  * При величине налоговой базы в среднем на одно физическое лицо менее 2 500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке.
  Пример.
  В январе 2002 года в организации налоговая база в среднем на одно физическое лицо составила 2300 руб.
  Организация должна в течение всего 2002 года исчислять ЕСН и страховые взносы в ПФР по максимальным ставкам и тарифам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Пример.
  В январе 2002 года в организации налоговая база в среднем на одно физическое лицо составила 4 000 руб.
  Организация имеет право на применение регрессивных ставок при исчислении налога за январь 2002 года Чтобы исчислять налог по регрессивным ставкам, организация должна ежемесячно считать условие регрессии.
  В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Ns 167-ФЗ, если налогоплательщик выполняет условие, установленное пунктом 2 статьи 241 НК РФ, он также может: применить рецессивные тарифы страховых взносов при расчете налогового вычета.
  В феврале накопленная организацией с начала года налоговая база в среднем на одно физическое лицо, Делённая на 2 (количество истекший с начала года месяцев), составила 3 000 руб.
  Организация подтвердила право на применение регрессивных ставок налога при его исчислении за февраль.
  В марте исчисленном в вышеуказанном порядке налоговая база составила 2 600руб.
  Организация подтвердила право на применение регрессивных ставок налога при его исчислении за март.
  В апреле исчисленная в вышеуказанном порядке налоговая база составила 2 400руб.
  Организация утратила право на применение регрессивных ставок налога и регрессивных тарифов страховых взносов и начиная с апреля и до конца 2002 года должна исчислять налог и страховые взносы только по ставкам, предусмотренным для налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 000руб.
 
 17.13.4. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога
 
  1 января 2002 года произошли существенные изменения в порядке исчисления и уплаты единого социального налога, что связано с проводимой реформой пенсионной системы и введением в действие Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
  Отчисления в пенсионную систему по-прежнему будут производиться на основе ЕСН, исчисленного по ставке 28% с учетом права на применение регрессивных ставок налога.
  Новый порядок в определении единого социального налога, прежде всего, коснулся исчисления и уплаты его доли, которая раньше зачислялась в Пенсионный фонд РФ, а с 1 января 2002 года подлежит зачислению, в федеральный бюджет с учетом примененного налогового вычета.
  Уплата налогоплательщиками единого социального налога в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с положениями главы 24 НК РФ, а страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - согласно нормам Закона № 167-ФЗ.
  Налоговая база по единому социальному налогу для, лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том "еле для организаций, определена статьей 237 НК РФ как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом учитываются любые из вышеуказанных выплат и вознаграждений, за исключением сумм, перечисленных в статье 238 НК РФ.

<< Пред.           стр. 40 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу